Изучение англ языка самостоятельно. Самые лучшие методики изучения английского

Существует много способов выучить иностранный язык с нуля самостоятельно. Первое, что необходимо сделать: ответить на вопрос — зачем. Знать ответ на этот вопрос суперважно. Речь как инструмент общения предполагает регулярное применение – если знаниями и навыками не пользоваться, они забываются. Память человека устроена так, что ненужные знания она прячет как можно дальше. Все, что успел хорошо узнать, быстро забудется — потом придется начинать все с нуля.

Перед тем, как начинать зубрить алфавит, важно осознать цель:

  • общаться со служащими аэропорта, менеджерами в магазинах, обслуживающим персоналом во время туристических поездок и хорошо понимать собеседника (разговорная разновидность);
  • вести деловые переговоры с партнерами (деловая разновидность);
  • иметь возможность читать научную (или художественную) литературу (технический и литературный варианты);
  • свободно общаться с жителями другой страны (читать, писать, говорить).

Важный совет! Для достижения успехов важна мотивация. При правильной постановке цели легко овладеть нужными знаниями с нуля самостоятельно и бесплатно.

2 основных способа в обучении

Быстро освоить чужой способ лингвистического общения можно двумя способами.

Первый практикуют в школе: сначала учат слова, затем складывают их в предложения, из фраз – конструируют текст. Фразы строят по законам русской грамматики – это ошибка. По этой причине выпускники средних школ знают набор отдельных существительных и глаголов, а вот быстро соединять словоформы в предложения им сложно, опыта свободного общения у них маловато.

Второй подход учит, что иностранное наречие лучше изучать фразами, а учиться говорить — сразу полноценными конструкциями. Дело в том, что слово в контексте приобретает новое значение – описать все нюансы сводом жестких правил нельзя. Любая речь фразеологична: смысл отдельного предложения не равен сумме значений отдельных словоформ.

Самостоятельное изучение английского языка – довольно трудоемкий, но бюджетный способ овладения языком, который имеет свои плюсы и минусы. Основной источник информации в данном случае выбираете Вы – это может быть интернет, обучающие игры, самоучитель английского языка, разговорник, книги (адаптированные либо в оригинале), песни. Существует множество онлайн-сервисов для начинающих и продолжающих.

Возможно, но этот вид обучения имеет свои особенности, которые необходимо учесть. Овладение языком включает в себя 4 компонента: чтение, письмо, устная речь (говорение) и восприятие речи на слух (аудирование).

Чтение

Чтение – один из видов речевой деятельности, сложный процесс декодирования символов, направленный на понимание текста. Одна из форм языкового общения людей с помощью печатных и рукописных текстов. Также чтение можно рассматривать как замечательное средство для овладения языком, ведь именно в текстах встречается много незнакомых слов и уже знакомые нам слова. Некоторые слова являются многозначными, их значение легче запомнить в контексте. Все это позволяет не только увеличить словарный запас, но и повторить усвоенные ранее грамматические конструкции.Для того, чтобы работа над текстом не превратилась в непосильную задачу, очень важно подобрать текст в соответствии с Вашим уровнем языка.

Письмо

Письмо – это один из видов речевой деятельности, знаковая фиксация речи с помощью специальных символов (букв, иероглифов, рисунков). Овладение письменной речью происходит постепенно. Для практики в письменной речи можно использовать следующие формы работы:

  • Переписывание текста;
  • Тренировочные диктанты;
  • Написание писем, сочинений.

Чтение и письмо являются взаимосвязанными видами речевой деятельности. Письмо — это своего рода кодировка информации с помощью символов, а чтение – декодирование этих символов.

Устная речь

Для овладения устной речью необходимо иметь навыки озвучивания выражений, навыки использования лексических единиц и грамматические навыки для правильного оформления предложений. Другими словами, чтобы что-то сказать, нужно знать слова, требуемые данной ситуацией, суметь правильно их произнести и построить предложение в соответствии с правилами языка. Помимо слов, существует речевые обороты, устойчивые выражения, которые часто используются в устной речи. Поэтому для овладения устной речью нужно не только запомнить определенное количество отдельных слов и выражений, но и довести их употребление до автоматизма.

Восприятие речи на слух (аудирование)

Аудирование – это процесс слушания и понимания устных выражений. Механизм этого процесса включает в себя:

  • Восприятие потоков звуков и распознание в нем слов, предложений абзацев и т.д.
  • Понимание значений слов, предложений, абзацев. Если у Вас уже имеется определенный речевой опыт, то этот процесс усиливается прогнозированием содержания сказанного.

Для понимания английской речи на слух нужно слушать как можно чаще! Вы можете общаться с другими людьми на английском (желательно с иностранцами), говорить по телефону, слушать музыку, смотреть видео, сериалы.

Изучение иностранного языка не только развивает память и мышление, но и повышает уровень IQ.

С чего начать самостоятельное изучение языка?

При самостоятельном изучении иностранного языка Ваш успех будет напрямую зависеть от правильности выбранного подхода к обучению.
Необходимо придерживаться верной последовательности изучения материала – от простого к сложному. Изучать темы рекомендуется в такой последовательности:

  • Английский алфавит (звуки и буквы алфавита).
  • Транскрипция.
  • Правила чтения.
  • Лексика по темам (накопление словарного запаса).
  • Грамматика.

Каждый из этих компонентов является важным, поэтому Вы не можете ничего пропустить, ведь все эти пункты тесно взаимосвязаны. Помните, что без правильного произношения Вас будет сложно понять. Даже выучив весь словарь, Вы не заговорите, ведь предложения строятся по определенным правилам, и для правильного их построения необходимо хотя бы базовое знание грамматики, ведь речь – это не просто набор слов.

При самостоятельном обучении очень важно проверять правильность Вашего произношения. Это можно сделать с помощью онлайн-словарей. Нажмите на «рупор», чтобы услышать, как произносится слово. Например, Вы можете воспользоваться сайтами Lingvo.ru или Howjsay.com. Если Вы работаете над текстом, то воспользуйтесь переводчиком Google для прослушивания всего текста.

В изучении лексики (пополнение словарного запаса) также следует придерживаться определенного порядка. Начинайте учить лексику с простых и более употребительных слов и выражений на определенную тему. Для этого можно воспользоваться сервисом Englishspeak.com (100 уроков с лексикой по темам и возможностью ее прослушать), сервисом Studyfun.ru (лексика по темам и возможностью ее прослушать), разговорником (будьте осторожны – транслитерация (английские слова русскими буквами) не раскрывает особенностей английского произношения!), самоучителями (их преимущество в том, что в одном уроке представлены упражнения на произношение, грамматику, лексика к уроку, тексты для чтения, разговорные фразы по темам). Любители новостей могут воспользоваться новостным порталом Newsinlevels.com, где подача информации зависит от Вашего уровня английского. Важно, что каждая новость сопровождается аудиозаписью.

Знание грамматики не менее важно, чем лексики. При большом желании любое правило можно выучить, но для того, чтобы работа над правилом не казалась непосильно сложной, Ваша задача – это не выучить (вызубрить) правило, а понять его. Если это правило связано с употреблением времен, пассивным залогом, условными предложениями и т.п., поймите правило на «родном» языке. Например, одно и тоже предложение измените так, чтобы оно соответствовало временным формам английского языка, но составьте предложение по-русски (можете вносить изменения). Затем на английском:

  • Летом мы любим загорать на пляже (вообще любим – настоящее простое время).
  • Сейчас мы загораем на пляже – (настоящее длительное время).
  • — Ты похож на вареного рака! — Еще бы, я весь день был на пляже! (похож на рака сейчас, потому что был на пляже – простое совершенное время).
  • Мы загораем на пляже с трех часов (загорали 3 часа и все еще продолжаем – настоящее свершенное длительное время).
  • Когда мы были маленькими, мы любили загорать на пляже (прошедшее простое время).
  • Вчера мы загорали весь день (прошедшее длительное время).
  • Когда он пришел к нам, мы уже были на пляже (два действия в прошлом, одно из которых совершилось раньше – прошедшее совершенное время).
  • Мы загорали на пляже весь день, пока он не пришел! (действие длилось до определенного момента в прошлом).
  • Завтра пойдем на пляж! (будущее простое время).
  • А завтра в это же время мы уже будем загорать! (действие в будущем, которое займет какое-то время – будущее длительное время).
  • Через неделю я точно допишу сочинение о лете! (сочинение будет написано к определенному моменту в будущем – будущее совершенное время).
  • Я буду играть в волейбол на пляже, пока за мной не прейдут родители! (действие, которое будет длиться в будущем до определенного момента – будущее совершенное длительное время).

Хорошее начало не всегда гарантирует хороший конец, поэтому к организации самостоятельных занятий нужно подойти ответственно. Помните, что это нужно прежде всего Вам, и весь контроль за ходом предприятия и его результатами возлагается на Вас!

  1. Занимайтесь регулярно.
  2. В зависимости от результатов, которых хотите добиться и от срока их достижения установите для себя обязательную продолжительность занятий (например, не меньше часа и не менее 3х раз в неделю).
  3. Скорость работы у всех разная, поэтому идеальный ритм обучения Вы задаете себе самостоятельно (например, 30 минут в день).
  4. Выбирайте задания Вашего уровня во избежание разочарований в себе и своих способностях. Если у Вас уже имеются некоторые знания, Вы можете переписывать короткие тексты, переводить тексты или статьи, найти себе собеседника (в интернете или реальной жизни) для практики навыков разговорной речи (или письменной, например друг по переписке).
  5. Все полученные знания следует сразу применять на практике, при этом все слова и грамматические конструкции стараться использовать в устной и письменной речи.
  6. Изучение иностранного языка – это большей частью ненавистная многими зубрежка, но без нее никак (например, изучение лексики)! Но даже в зубрежке можно найти логику – например, некоторые слова являются интернациональными, поэтому их запоминание по схожести звучания в родном языке облегчит процесс их запоминания.
  7. Repetitio est mater studiorum (Повторение – мать учения). Обязательно уделяйте время повторению пройденного материала, пока он не отложится в голове…навеки. Вы не сможете добиться желаемого результата по средствам экономии времени на повторении. Ведь повторение – это одно из главных условий запоминания и усвоения материала. Повторение воздействует именно на долгосрочную память, помогая усвоить информацию на длительный срок. Правильное повторение изученного материала улучшает его сохранение и облегчает его последующее воспроизведение.

Что может помешать самостоятельному изучению языка?

«Ложная» мотивация , или отсутствие правильной мотивации. Задайте себе вопрос «Зачем я учу язык?». Если ответ – для себя, это модно, для получения работы, то Вы вряд ли добьетесь существенных результатов. Почему? Потому что для себя он может (и скорее всего) не понадобится, а изучение языка – это трудоемкий процесс; это модно – мода меняется, и на языки тоже. Для получения работы – работодателю квалифицированный работник нужен сейчас, и не обязательно в Вашем лице, когда Вы выучите язык.

Сформулируйте конкретную цель, желательно практического характера, даже если поездка за границу в ближайшее время не светит. Например: изучение языка развивает мои интеллектуальные способности, по средствам изучения языка я развиваю свои личностные и коммуникативные качества, я смогу расширить доступ к нужной мне информации, ведь на английском языке ее больше; я хочу смотреть фильмы и сериалы на английском, я хочу общаться с иностранцами и т.д.

Типичными ошибками начинающих являются:


Като Ломб (8 февраля 1909- 9 июня 2003) - известная венгерская переводчица, писательница, c 1950-х годов работавшая синхронным переводчиком.

Свободно говорила, читала и писала на венгерском, русском, английском, французском, немецком. Могла изъясняться и понимала итальянскую, испанскую, японскую, китайскую, польскую речь. Со словарём читала на болгарском, датском, румынском, словацком, украинском, латыни, польском языках. По образованию - физик и химик, однако уже в молодости интересовалась языками, которые изучала самостоятельно.

Свою методику изучения иностранных языков Като Ломб изложила в книге «Как я изучаю языки» .

Като Ломб обобщила свой подход к изучению языков в 10 заповедях:

    1. Занимайся языком ежедневно. Хотя бы 10 минут, даже если совсем нет времени. Особенно хорошо заниматься по утрам.
    2. Если желание заниматься слишком быстро ослабевает, не «форсируй», но и не бросай учёбу. Придумай какую-нибудь иную форму: отложи книгу и послушай радио, оставь упражнения учебника и полистай словарь и т. д..
    3. Никогда не зубри, не заучивай ничего в отрыве от контекста .
    4. Выписывай вне очереди и заучивай все «готовые фразы», которые можно использовать в максимальном количестве случаев.
    5. Старайся мысленно переводить всё, что только возможно: промелькнувшее рекламное табло, надпись на афише, обрывки случайно услышанных разговоров. Это хорошее упражнение, позволяющее держать языковое мышление в постоянному тонусе.
    6. Выучивать прочно стоит только то, что совершенно точно является правильным. Не перечитывай собственных неисправленных упражнений: при многократном чтении текст запоминается невольно со всеми возможными ошибками. Если занимаешься один, то выучивай только заведомо правильные.
    7. Готовые фразы, идиоматические выражения записывай и запоминай в первом лице, ед.ч. Например: «I am only pulling your leg» (Я тебя только дразню).
    8. Иностранный язык - это крепость, которую нужно штурмовать со всех сторон одновременно: чтением газет, слушанием радио, просмотром не дублированных фильмов, посещением лекций на иностранном языке, проработкой учебника, перепиской, встречами и беседами с друзьями - носителями языка.
    9. Не бойся говорить, не бойся возможных ошибок, а проси, чтобы их исправляли. И главное, не расстраивайся и не обижайся, если тебя действительно начнут поправлять.
    10. Будь твердо уверен в том, что во что бы то ни стало достигнешь цели, что у тебя несгибаемая воля и необыкновенные способности к языкам. А если ты уже разуверился в существовании таковых - (и правильно!) - то думай, что ты просто достаточно умный человек, чтобы овладеть такой малостью, как иностранный язык. А если материал всё-таки сопротивляется и настроение падает, то ругай учебники - и правильно, потому что совершенных учебников нет! - словари - и это верно, потому что исчерпывающих словарей не существует, - на худой конец, сам язык, потому что все языки трудны, а труднее всех - твой родной. И дело пойдет.

Если вы решили учить английский язык самостоятельно в домашних условиях, вы наверняка обратитесь не только к учебникам, но и к обучающим сайтам, языковым социальным сетям, программам, приложениям для мобильных устройств. В этом обзоре я расскажу о самых, на мой взгляд, интересных и полезных обучающих сайтах и программах по английскому языку.

Статья состоит из двух частей. В первой я расскажу о пользе обучающих программ в изучении английского, вторая – это собственно обзор. Напоминаю, на сайте есть целая , посвященная обзорам полезных онлайн-сервисов для изучения английского языка. В этой рубрике даются подробные обзоры, а этот обзор – обобщающий.

В чем польза обучающих сайтов и программ?

Обучающие сайты и программы – очень хорошие помощники в изучении языка, особенно если вы занимаетесь дома, самостоятельно. Они помогают не только изучать теорию, закреплять знания в упражнениях, но и практиковаться в речевой деятельности. Иначе говоря, с их помощью можно работать над всеми элементами формулы языка.

Формула языка

Чтобы владеть английским языком, то есть понимать текст и речь, уметь изъясняться письменно и устно, нужно не так уж и много:

  • Достаточно большой словарный запас,
  • Знание грамматики, умение применять его в речи,
  • Практика в четырех видах речевой деятельности: чтении, аудировании (слушании), устной и письменной речи.

Словарный запас

Слова можно учить отдельно, например с помощью карточек, или в процессе чтения\слушания. Для целенаправленного заучивания слов есть специализированные ресурсы (оба многоязычные):

Чтение

Если вы хотите заниматься английским языком, но совершенно не хотите ничего читать на английском, у меня для вас плохие новости: чтение – бесценный источник знаний. Именно чтение лучше всего обогащает словарный запас.

Для чтения необязательно искать образовательные программы, можно просто читать книги в оригинале или англоязычные сайты. Но есть ресурсы, рассчитанные именно на чтение с целью изучения языка.

Письмо

В большинстве случаев умение хорошо и грамотно писать на английском не в приоритете у изучающих язык. Как правило, в первую очередь стремятся понимать и говорить. Но письменная практика очень полезна для пополнения словарного запаса, улучшения владения грамматикой, повышения общего уровня грамотности, правильного использования английского языка.

Очень хорошо помогает переписка. Именно не текстовый чат, а переписка длинными обдуманными письмами. Чат – это по сути устно-письменная речь, то есть фактически письменная, но по содержанию и построению устная.“Онлайн-словари и переводчики: краткий обзор” .

Разговорная практика

“Говорите ли вы по-английски?” – спрашиваем мы, желая узнать владеет ли собеседник английским языком. Мы не спрашиваем “Читаете ли вы на английском?” или “Понимаете ли вы английский?”, мерилом владения языком служит в первую очередь умение изъясняться устно. Без разговорной практики научиться разговаривать нельзя, так же как нельзя научиться ездить на велосипеде, не крутя педали. Сколько бы вы ни читали, ни слушали, разговорные навыки вырабатываются только разговорной практикой. При условии, конечно, если вам есть “чем” говорить, то есть хватает словарного запаса и вы можете складывать слова в предложения.

На italki можно найти как преподавателей, так и просто желающих попрактиковаться.

Вот два интересных сайта, на которых можно попрактиковаться в устной речи.

  • Gospeaky.com - как уже было сказано выше, социальная сеть Gospeaky предназначена для письменной и устрой практики. Весь функционал - бесплатный. Находите носителя языка и разговариваете! Единственная проблема в том, что носителя языка бывает очень непросто найти - они нарасхват.
  • - сервис поиска онлайн-репетиторов. Один из крупнейших языковых сайтов в мире, здесь можно найти носителей не только английского языка, но и многих других. За очень скромную цену можно найти репетитора, который будет не просто с вами разговаривать на английском, но и целенаправленно займется вашими разговорными навыками, будет учить вас говорить. Способ более действенный, чем практика со случайным собеседником, но, разумеется, платный. На italki также есть раздел, где можно найти желающих просто бесплатно пообщаться, попрактиковаться.

Заключение

В последние лет десять-двадцать самостоятельное изучение английского языка стало доступнее и проще, чем когда-либо в истории. У нас есть абсолютно все условия: учебники, словари, онлайн-словари, огромное количество аудиоматериалов, фильмов, книг на английском, обучающие программы для детей и взрослых. Мы можем бесплатно говорить по видеосвязи с людьми, живущими в других странах. Возможностей для изучения языка больше, чем вы сможете использовать.

Остается только регулярно и добросовестно заниматься - и успех не заставит себя ждать!

Время узнать о подводных камнях английской грамматики. Опираясь на свой опыт, мы собрали список сайтов, на которых классно ее практиковать.

/* здесь могла быть картинка про грамматику, но мы решили не нагружать ваш браузер */

Для новичков

  • EnglishDom.Грамматика

    +

    Плюсы: подробные и доступные правила грамматики, несколько видов заданий на закрепление, интересные и популярные видеоролики с упражнениями. Удобный словарь с готовыми наборами и возможностью создавать свои собственные подборки. Абсолютно все упражнения подкреплены английской озвучкой, а подбор материала осуществляется на основе интересов студента. Сайт также подойдет и более продвинутым пользователям, ведь есть возможность выбирать уровень сложности, а список грамматических тем довольно большой.
    Минусы: видео-пояснения есть не у всех грамматических тем.

    Плюсы: русскоязычный сайт, на котором представлены более 75 уроков по грамматике с примерами, пояснениями и тестами. На сайте есть отличные видеоролики, созданные носителями языка.
    Минусы: не самый удобный и устаревший интерфейс.

    Плюсы: этот сайт отлично подойдет новичкам. Теоретическая часть написана понятным и простым языком, не нужно будет ломать голову, разбирая сложные конструкции. Все темы отлично структурированы - от легких до более сложных.
    Минусы: студентам с более высоким уровням может быть просто и скучно.

Для знающих

  • BritishCouncil

    learnenglish.britishcouncil.org/en/english-grammar

    Плюсы: тот самый сайт от British Council, где можно почитать правила на английском и попрактиковать грамматику, выбрав нужную категорию. На сайте есть и много другой полезной информации, а также игры на английском и подготовка к экзаменам.
    Минусы: сайт позиционируется, как предназначенный для всех уровней, но при этом полностью на английском.

    Плюсы: интересный и подробный блог на тему грамматики от популярного сервиса Grammarly. Можно найти много полезной информации на тему грамматики, письма и современного сленга.
    Минусы: нет заданий на закрепление правил.

    Плюсы: крутой сайт от целого коллектива преподавателей с видео-пояснениями и веселой манерой подачи правил грамматики. Есть упражнения на закрепление и разбивка по темам.
    Минусы: сайт полностью на английском, поэтому некоторые детали придется уточнять при помощи словарей.

    Плюсы: сайт удобно разделен на категории: времена, существительные, глаголы, предлоги и остальные темы грамматики. На сайте также можно найти видеоуроки и, если у вас нет постоянного доступа к интернету, задания и правила можно загрузить на компьютер или телефон.
    Минусы: сайт может показаться сложным для начинающих изучать английский.

    Плюсы: здесь находятся правила, примеры и упражнения, а также разделение на уровни сложности. Отличительная черта этого ресурса - после каждой темы есть пример использования правила не просто в предложении, а в художественном тексте.
    Минусы: достаточно сложен даже для пользователей с высоким уровнем знания языка.

Для экспертов

  • reddit

    www.reddit.com/r/grammar

    Плюсы: очень известный сайт с отдельным разделом, посвященным грамматике. Пригодится всем, кто уже неплохо владеет английским и хочет разобраться в его отдельных аспектах и нюансах, ведь на сайте можно получить ответ от самых квалифицированных специалистов.
    Минусы: нет заданий на закрепление правил, сайт полностью на английском.

    Плюсы: сайт тоже не нуждается в представлении. Здесь можно узнать и о грамматике английского и об отдельных случаях использования определенной лексики.
    Минусы: сайт предоставляет только справочную информацию, без упражнений на закрепление.

    Плюсы: сайт, которым часто пользуются многие преподаватели. Нюансы грамматики, частотность использования некоторых слов, современных сленг или история происхождения и произношение - это и еще больше можно узнать именно здесь.
    Минусы: также нет заданий на закрепление правил, и стоит просматривать все комментарии, чтобы убедиться в правильном варианте ответа.

Надеемся, что приведенные выше ресурсы помогут вам освоить непростую английскую грамматику.

Продолжайте изучать английский комплексно: слова, грамматика, письменная и разговорная практика, живое общение. Именно такой подход поможет овладеть языком гораздо быстрее, чем изучение его отдельных аспектов.

Желаем вам удачи в обучении и ждем ваших комментариев!

Бонусы для читателей Хабра

Онлайн-курсы

Мы дарим вам доступ на год к курсу английского для самостоятельного изучения «Онлайн курс».
Для получения доступа просто перейдите по до 1 сентября 2017 года.

Индивидуально по Скайпу

Твердо решив самостоятельно изучать английский, вы точно столкнетесь с проблемой выбора эффективной методики, которых существует великое множество. Какой способ выбрать решаете только вы.

На что ориентироваться при выборе?

  • Во-первых, на ваш уровень владения языком
  • Во-вторых, на личные финансовые и временные возможности
  • В-третьих, исходя из собственного интуитивного желания

Метод Драгункина

Методика Драгункина Понятливо и доходчиво объясняет основы английского Александр Драгункин. Методика Драгункина по изучению английского прекрасно подходит для быстрого изучения и запоминания. Максимально упрощена грамматика, облегчены правила. Есть курсы как для начинающих, так и для продвинутых.

У Драгункина совершенно иной подход к обучению, своя собственная терминология, свои законы, своя лексика. Он переделал даже грамматические правила, систематизировал исключения, разрешил проблемы употребления артиклей и неправильных глаголов. Драгункин выделил новые классы и группы слов, объединив их по единым признакам; выявил отношения между ними. Изложение материала идет по цепочке, от простого к сложному, одно вытекает из другого в строгой логической последовательности.

Обучение английскому основывается на базе родного. За счет всех этих факторов сроки обучения сокращаются в несколько раз, а восприятие учебного материала заметно облегчается. Методика направлена на быстрое достижение результата. Цель программы не учить, а научить.

Методика Пимслера

Методика Пимслера Американский разговорный английский поможет освоить аудио курс «Pimsleur English for Russian Speakers». Смотрите статью Учим английский по методу доктора Пимслера . Также методика Пимслера помогает научиться правильно читать. На нашем сайте есть все аудио уроки разговорного американского, а также уроки по чтению.

Метод Пимслера — это единственная форма изучения иностранного, включающая уникальный запатентованный способ тренировки памяти. Курс состоит из тематических диалогов с подробными разъяснениями и переводом. Фразы озвучены носителем языка.

Изучающие слушают запись, повторяет фразы за диктором. Затем озвучивается следующий речевой оборот и поясняется его значение. Ученик снова многократно ее повторяет, затем ему необходимо повторить предыдущие фразы, в тоже время, вставляя в нее слова из нового выражения. Вводятся новые слова, а старые выражения предложено повторять через некий, постоянно увеличивающийся, интервал времени.

Очень интересная, а главное работающая, система из 30 аудио уроков по полчаса. Курс создан специально для русскоговорящих, которые хотят знать речь жителей США. Никаких учебников, только слушаете и повторяете. А вскоре вы сможете без проблем поддерживать разговор настоящим американцем.

Метод Шехтера

Это абсолютно новый эмоционально-смысловой подход, утверждающий, что освоение иностранного языка должно быть подобным изучению родной речи. Этот метод относится к прямым игровым интерактивным способам активного обучения. По этой методике учились политики, космонавты, известные персоны. Даже западные частные лингвистические школы обратили внимание на метод Шехтера.

Его методика построена на личностно-ориентированном подходе, где важно обращать внимание не на то, что делать с английским, а что делать с человеком, чтобы облегчить ему процесс усвоения. Положительная атмосфера, доброжелательность, обучение без усталости и напряжения — это главные и обязательные составляющие каждого урока.

Цель каждого отдельного занятия и обучения в целом — побудить учащегося выражать мнение своими словами, а не воспроизводить заученные шаблоны и фразы из учебников. Поэтому лекции организованы в виде активного участия человека в изменяющихся событиях деловой и городской жизни.

Также большое значение имеет коррекция речи и грамматика, которую студенты изучают на высших циклах курса. Эта технология также используется для запоминания нового материала без заучивания и механического повторения.

Методика изучения английского BERLITZ Еще одним популярным способом является методика BERLITZ, которую полиглоты используют уже на протяжение 200 лет. В ее основе — изучение иностранного за границей. Более 400 языковых школ BERLITZ насчитывается по всему миру. Можно выбрать, как занятия в группах, так и индивидуальное обучение. Читайте статью Как обучаются английскому за рубежом.

Такой способ предполагает четкое следование основным принципам:

  • Сначала нужно научиться говорить, а потом овладевать навыками чтения и письма
  • Грамматику и лексику нужно изучать в ходе естественной занимательной беседы, в разговорном контексте
  • Преподавать язык должны исключительно носители
  • Учащийся в процессе обучения должен принимать активное участие
  • Родную речь не используется вообще, исключается из обучения
  • Такое понятие как перевод, также исключено

Rosetta Stone

Метод изучения английского Розеты Стоун Одной из лучших также признана методика Rosetta Stone — удобная программа для тех, кто собирается эмигрировать. Обучение языку с нуля. Пользователь проходит по тому же пути, что и при изучении родного языка: слова и образы, произношение, грамматика и синтаксис. Уровень сложности нарастает постепенно.

Флэш-метод позволяет учить английский также, как вы изучали родной язык с младенчества — без правил. Овладение английским происходит путем многократного повторения, погружения в языковую среду, формирования ассоциаций. Эта программа учит автоматически воспринимать и воспроизводить самые распространенные разговорные конструкции.

В курсе полностью отсутствует перевод, вместо него — ассоциативный ряд. Словарный запас, синтаксис и грамматика усваиваются в ходе моделирования различных жизненных ситуаций. Основной упор делается на зрительную память. В качестве дополнения посоветую много читать самостоятельно

Беспереводной метод значит:

  • Никаких правил и перевода
  • Слова даются сразу в контексте
  • Запоминание достигается за счет многочисленных повторений

Отличная программа для тех, кто хочет самостоятельно выучить азы языка, не сильно углубляясь в детали. Картинки делают методику интересной, а изучение происходит без напряжения.

Lex!

Программа Lex! — известный способ обогащения лексического запаса. Сидя за компьютером, пользователь заучивает слова, фразы, речевые обороты, которые периодически появляются на экране. Поддерживается возможность удаления и добавления лексики, ее редактирования, изменения уровней интенсивности обучения и временных параметров. Учитываются особенности человеческой памяти, внимания и восприятия.

Пользователь может устанавливать и отдельно настраивать разнообразные режимы перевода: прямой, обратный, письменный перевод, их случайное чередование. Учащийся самостоятельно определяет количество правильных переводов, которое является показателем того, что слово выучено. Lex! — сопровождается подробным справочником, который позволит быстро найти ответы на все возникшие вопросы.

Метод Мюллера

Методика Станислава Мюллера заключается в гармоничном взаимодействии сознательного и подсознательного мышления. Для повышения обучаемости и памяти применяются новейшие разработки российской и западной науки — сверхобучаемость и голографическая память:

  • Сверхобучаемость — помогает освоить любые навыки в несколько раз быстрее. При этом уставать намного меньше и поддерживать высокий уровень работоспособности
  • Голографическая память — помогает систематизировать жизненный опыт, повышает возможности памяти, позволяет восстановить способность к освоению языка

При прохождении выполняются упражнения на улучшение воображения, что способствует запоминанию лексического материала. Курс решает задачи понимания разговорной речи, свободного чтения, письма и говорения.

Метод Франка

Советую методику Ильи Франка, которая основана на изучении английского языка посредством чтения специальных текстов. При постоянном чтении таким методом в течение года можно научиться свободно разговаривать, благодаря особому расположению оригинального текста и перевода. При этом запоминание слов и фраз происходит не счет зубрежки, а за счет их постоянного повтора в тексте.

Все тот же беспереводной метод. В книгах Ильи Франка текст разбивается не несколько отрывков — адаптированный отрывок с дословным переводом и лексико-грамматическим комментарием, затем тот же текст, но уже без подсказок. Вы просто читаете книгу, а при этом изучаете язык.

The manager wrote up the sales slip (менеджер заполнил бланк с ценой). The crook (воришка) looked at the slip (посмотрел на бланк) and said, «This is a little more than I intended to spend (это несколько больше, чем я намеревался потратить). Can you show me something less expensive? (вы не могли бы показать мне что-нибудь менее дорогое)».

The manager agreed and wrote up the sales slip. The crook looked at the slip and said, «This is a little more than I intended to spend. Can you show me something less expensive?»

Смысл неадаптированного текста заключается в том, что читающий пусть и короткое время «плывет без доски». Прочитав неадаптированный абзац, можно переходить к следующему адаптированному. Возвращаться и повторять не нужно. Просто следует читать следующий текст.

Методика Гуннемарка

Можете попробовать методику Эрика Гуннемарка. Шведский полиглот рекомендует начать обучаться языку с освоения активного минимума слов и грамматических правил. Для чего он создал список «речевых штампов», которые по его мнению необходимо самостоятельно заучить наизусть. Эти сборники Гуннемарк назвал «Минилекс», «Минифраз» и «Миниграм». Весь материал иллюстрирован и озвучен носителями. Курс рекомендуется начинающим. Методика Гуннемарка Пренебрегать этими «мини-сборниками» не стоит, ведь они дают ориентир, на чем нужно сосредоточиться с самого начала. Овладение «мини-репертуаром» придаст начинающему уверенность к себе. Входящие в этот сборник списки построены таким образом, чтобы учащийся овладел самым необходимым самостоятельно. Ведь когда за плечами хорошо усвоенный материал и базовые знания, то неизбежно начинаешь чувствовать себя намного увереннее в любой обстановке.

У Гуннемарка все обучение подчиняется следующим принципам:

  • Особое внимание — «центральный словам», то есть тем словам, которые чаще всего «слетают с языка»
  • Учить нужно не отдельные слова, а целые выражения. Не нужно учить все. Для каждой типовой ситуации запоминайте 1−2 выражения, но «назубок»
  • Лучше выучить одно слово на отлично, чем несколько слов, но плохо. Синонимы не нужны. Учите главное слово
  • Выученные выражения старайтесь употреблять как можно чаще
  • Как можно быстрее необходимо усвоить основы хорошего правильного произношения
  • Освойте необходимый минимум грамматики
  • Самое полезное дело — чтение

К внешним факторам успешного изучения лингвист относит труд, время, учителей и материал. То есть насколько быстро вы будете продвигаться в обучении, зависит напрямую от вашей способности организовать свой труд и время, от выбранной методики и преподавателя.

Как видите, способов много и все они разные. Какая из них лучше — решать вам. Но изучив основные их принципы, можно прийти к выводу, что главным является общение и чтение. К чему присоединяюсь и я.

Знаете еще какие-то интересные методики? Расскажите о них в комментариях. Желаю вам успехов и устойчивого результата!

Психология