Как развить речь дикцию взрослого. Как развить голос, как развить дикцию, как развить речь

Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Постижение ораторского искусства - трудный и кропотливый процесс. С древних времен люди стремились познать искусство выступления перед толпой. Столетия спустя мы все так же желаем завладеть вниманием аудитории, правда, теперь используем современные методы.

сайт старательно отобрал несколько эффективных практик из книги Эльвиры Сарабьян "Научитесь говорить так, чтобы вас услышали".

1. Артикуляция звуков «Ш - Ж»

  • Шар - жар, ваш - важный, шутка - жутко, ширь - жир, жить - шить.
  • Жужжит жужелица, жужжит, кружится. Вожжи из кожи в хомут вхожи.

2. Артикуляция звуков «К - Г, X»

  • Качели - газели, кол - гол, кость - гость, код - год, кнут - гнут, клуб - глуп, Кеша - Геша.
  • Идет с козой косой козел. Краб крабу сделал грабли, подарил грабли крабу: грабь граблями гравий, краб!

3. Отработка звука «Ц»

  • Цапля - сабля, цок - сок, цель - сель, цвет - свет, цирк - сыр, улица - лиса.
  • Молодец против овец, а против молодца сам овца. Цапля чахла, цапля сохла.

4. Произнесите сначала медленно, затем быстрее:

Тлз, джр, врж, мкртч, кпт, кфт, кшт, кст, ктщ, кжда, кждэ, кждо, кжду, кшта, кштэ, кшту, кшто.

5. Произнесите сначала медленно, затем быстрее:

Бодрствовать, мудрствовать, постскриптум, взбадривать, трансплантация, сверхзвуковой, всклокочен, контрпрорыв, пункт взрыва, протестантство, взбудоражить, сверхвстревоженный, попасть в ствол, ведомство, брандспойт, витийствовать, философствовать, монстр, горазд всхрапнуть.

6. Тренировка произношения согласных:

  • К Кларе, к кому, к горлу, к гастролям, к Гале, к Кате, к Киеву, к концу, к городу, отдаленный, ввязаться, отдать, разжигать, отдушина, изжить, без шубы, безжалостный, бессмертие, восстановить, подтвердить, оттолкнуть.
  • Верх - вверх, ведение - введение, толкнуть - оттолкнуть, держать - поддержать, тащить - оттащить, водный - вводный, сорить - ссорить.

7. Отработка сочетаний звуков в форме игры:

  • Забивайте гвозди: Гбду! Гбдо! Гбдэ! Гбды! Гбда! Гбди! Гбде!
  • Имитируйте лошадиный топот: Птку! Птко! Птка! Пткы! Пткэ! Птки!
  • Бросайте воображаемые тарелки партнеру: Кчку! Кчко! Кчкэ! Кчка! Кчкы! Кчки!

8. Произнесите фразы сначала медленно, затем быстро:

В тот час тут пел дрозд. В тот год тут был град. Дуб был стар. Всем люб был Петр. Вмиг клуб полн. Мох скрыл гриб. Дед стал стар. Ваш гость взял трость. Волн всплеск - брызг блеск! Сто верст вскачь.

9. Отработка звуков:

  • Купи кипу пик, пик кипу купи. Купи кипу пуха, кипу пуха купи.
  • Волховал волхв в хлеву с волхвами.
  • Рододендроны из дендрария даны родителями.
  • Брит Клим брат, брит Глеб брат, брат Игнат бородат.
  • Карл клал лук на ларь, Клара крала лук с ларя.
  • Сшит колпак, да не по-колпаковски; вылит колокол, да не по-колоколовски. Надо колпак переколпаковать, перевыколпаковать, надо колокол переколоколовать, перевыколоколовать.
  • Интервьюер интервента интервьюировал.
  • Разнервничавшийся конституционалист был обнаружен ассимилировавшимся в Константинополе.
  • Четверть четверика гороха без червоточинки.
  • Яшма в замше замшела.

10. Повторите медленно, а затем быстро сложные слова:

  • (В, ш) - воспользовавшемуся
  • (К) - мелкокалиберными
  • (П, в) - опубликовывать
  • (П, р) - опосредованному субсидированию
  • (Р, т, с) - территориальная целостность
  • (Р, т) - проиллюстрировала
  • (Р, в) - ревербератор
  • (С, ф) - средств
  • (Ч, в) - четырехсотдолларового
  • (Ч, ф, р) - фантасмагорический

Многим людям, даже не связанным с публичными выступлениями как таковыми, нередко всё же приходится брать на себя функцию оратора, ведущего или конферансье. Это может быть презентация проекта или доклад, проведение какого-либо мероприятия или просто рассказ интересной истории в кругу друзей. Что уж говорить о тех, для кого выступления – это профессия? Но абсолютно неважно, выступает человек профессионально, только обучается этому мастерству или же вообще толком не имеет к этому отношения, в любом случае правильная артикуляция всегда будет играть ему только на руку, т.к. благодаря ей все произносимые слова будут звучать внятно, ясно и чётко, а речь будет красивой и запоминающейся. В особенности же это, конечно, касается тех людей, которые имеют к выступлениям непосредственное отношение. В этой статье мы представляем вашему вниманию 10 действенных упражнений по улучшению артикуляции.

Каждое из упражнений направлено на тренировку мышц речевого аппарата и улучшение их подвижности. При выполнении важно уделить особенное внимание тому, что нагрузка должна направляться на конкретные группы мышц. Важно также, чтобы мышцы шейно-плечевого отдела могли работать свободно, а темп упражнений должен быть замедленным – это способствует получению от упражнений наибольшего эффекта. Перед выполнением упражнений обязательно нужно выполнить разогревающую гимнастику речевого аппарата. Уделить ей можно всего 5-7 минут, но качество практики улучшится существенно.

Артикуляционная гимнастика

Артикуляционная гимнастика различается по видам:

Гимнастика для щёк

  1. Втягивание и раздувание щёк поочерёдно
  2. Перегонка воздуха из одной щеки сначала в другую щёку, затем под нижнюю губу, затем под верхнюю губу
  3. Напряжение щёк и губ с попыткой выталкивания из ротовой полости воздуха
  4. Втягивание щёк и одновременное смыкание и размыкание губ

Гимнастика нижней челюсти

  • Упор кулаками в нижнюю челюсть и давление челюстью на кулаки
  • Различные движения нижней челюстью: вверх-вниз, назад-вперёд, круговые

Гимнастика мягкого нёба

  1. Зевание с открытым ртом
  2. Движения языком, собранным в «лопатку» до мягкого нёба и возвращение к альвеолам – основанию верхних нижних зубов
  3. Произношение гласных звуков с позёвываниями
  4. Имитация полоскания горла

Гимнастика губ

  • Напряжённая улыбка с сомкнутыми зубами и вытягивание губ трубочкой
  • Различные движения губ с сомкнутыми зубами: вверх-вниз, влево-вправо, круговые
  • Пожёвывание губ
  • Натягивание губ на зубы и последующая улыбка со скольжением губ по зубам
  • Подтягивание верхней губы с обнажением верхних зубов, затем нижней губы с обнажением нижних зубов
  • Фырканье

Гимнастика языка

  1. Вращение языком по кругу в пространстве между губами и зубами и задержка языка под правой и под левой щёками поочерёдно
  2. Пожёвывание языка
  3. Похлопывание языка губами
  4. Вытягивание языка вперёд «иголочкой»
  5. Попытки достать языком до подбородка и до носа
  6. Складывание языка «трубочкой», движение «трубочкой» вперёд-назад и выдувание в неё воздуха
  7. Переворачивание языка на разные бока
  8. Удерживание языка у верхнего нёба

После того как артикуляционная гимнастика окончена и вы убедились, что все части речевого аппарата разработаны, можно переходить к основным упражнениям на улучшение артикуляции.

Упражнения на улучшение артикуляции

Упражнение 1

Упражнение на чувствование кончика языка – его твёрдости и активности в произношении. Для этого используйте своё воображение: представьте, что ваш язык — это маленький молоточек. Затем побейте его кончиком по зубам, проговаривая: да-да-да-да-да. После этого потренируйтесь в произношении букв «Т-Д».

Упражнение 2

Упражнение для освобождения гортани и языка. Суть его заключается в том, что нужно быстро сделать короткий вдох носом и полностью выдохнуть через рот. Выдох также должен быть резким и должен сопровождаться звуком «Фу». Это же упражнение можно дополнить упражнением на укрепление мышц гортани: несколько раз произносите буквы «К-Г».

Упражнение 3

Упражнение на быструю активацию губных мышц. Нужно надуть щёки и сбросить набранный воздух резким хлопком через сжатые губы, одновременно энергично произнося буквы «П-Б».

Упражнение 4

Упражнение на отработку навыка набора воздуха перед каждой новой фразой. Возьмите любое стихотворение или отрывок произведения и осознанно перед каждой новой фразой набирайте воздух. Старайтесь не забывать об этом, чтобы выработалась привычка. И ещё нужно учесть три момента: дыхание должно быть бесшумным, в начале каждой фразы следует держать губы немного разомкнутыми, а после окончания каждого звука нужно сразу же закрывать рот, чтобы окончание не «зажёвывалось».

Упражнение 5

Упражнение на правильное распределение воздуха. Как правило, больше дыхания человеку требуется при громком произношении, но тихое произношение зачастую предполагает большего контроля выдоха. Потренируйтесь в произношении фраз тихим и громким голосом и определите, какое количество воздуха вам требуется для каждого из них. Совмещайте данный приём с предыдущим.

Упражнение 6

Упражнение на ровное произношение гласных единым потоком и чёткое произношение согласных внутри этого потока. Выберите любое стихотворение (или несколько строк из него) и делайте следующим образом: сначала исключите из строк все согласные и ровно произносите только гласные, немного их протягивая. После этого в поток гласных начинайте вставлять чёткие и быстрые согласные, стремясь к тому, чтобы поток гласных сохранился таким же звучным.

Упражнение 7

Упражнение на дикцию. Оно представляет собой простое чтение скороговорок. Выберите для себя несколько скороговорок с различными буквосочетаниями и начинайте оттачивать произношение. Сначала не спеша, размеренно. Затем увеличивайте темп. Следите за ритмичностью, контролируйте дикцию, внятность и выразительность.

Упражнение 8

Ещё одно упражнение на улучшение дикции. Заключается оно в том, что в конце каждого слова нужно уделять особое внимание резкому подчёркиванию его окончания. Это сделает произношение слова чётче и выразительнее.

Упражнение 9

Упражнение на улучшение произношения звуков. Оно применяется для тех звуков, произносить которые вам наиболее сложно. Возьмите словарь, откройте букву, которая вызывает у вас затруднения, и читайте подряд все слова, в которых есть сложный для вас звук, тщательно в него вслушиваясь. Посредством многократных повторений произношение улучшится. В дополнение к этому упражнению можно использовать для отслеживания прогресса диктофон: записывайте все произносимые слова, затем прослушивайте записи и работайте над ошибками.

Упражнение 10

Упражнение на развитие тембральных и акустических свойств голоса. В него входит развитие мышц глотки и языка. Нужно по 10 раз беззвучно произносить буквы «А-Э-О», стараясь при этом раскрывать не рот, а полость зёва.

И в качестве небольшого бонуса ещё один классный и эффективный приём на улучшение общего качества не только артикуляции, но и вступлений вообще — это работа с зеркалом . Выберите отрывок из прозы или стихотворение, которое вы помните, и прочите его, наблюдая за своим отражением в зеркале. Отслеживайте свою мимику, движение губ, глаз, бровей, скул. Прислушивайтесь к своему голосу. Главными критериями оценки должны выступать эстетичность, естественность, гармоничность, а также психологический и физический комфорт. Вы должны добиться того чтобы нравиться себе, чтобы звук вашего голоса был для вас самих приятен, а мимика и жестикуляция вызывали исключительно положительные эмоции.

Естественно, эти упражнения не являются исчерпывающими и единственными в своём роде. И они должны служить вам лишь указателями в работе над своей артикуляцией. При желании вы можете найти огромное количество подобных упражнений в Интернете или специализированной литературе. Но подводя итог, можно составить краткое резюме и выделить несколько главных принципов:

  • Особой важностью в тренировке артикуляции обладают систематичность занятий и их сознательный контроль
  • Очень важно регулярно работать перед зеркалом
  • В процессе занятий вы должны требовательно относиться к себе, уметь смотреть (слушать) себя со стороны
  • Нужно обязательно делать многочисленные повторения неудобопроизносимых звуков до ощущения состояния полного комфорта при их произношении
  • Особое внимание следует уделять работе с мышечными и эмоциональными зажимами
  • Прогресс значительно ускоряет прослушивание аудио- и просмотр видеоматериалов с записями людей, обладающих превосходной артикуляцией

Руководствуйтесь в своей практике этими принципами, и нужный результат очень скоро даст о себе знать. А первый ощутимый эффект проявится уже на начальном этапе. Запомните, что развивать артикуляцию рекомендуется не только певцам, профессиональным ведущим, лекторам, ораторам или актёрам, но и любому человеку вообще хотя бы по той простой причине, что все мы живём в социуме, и нам постоянно приходится взаимодействовать с другими людьми.

Мы желаем вам удачи в работе над артикуляцией. Говорите красиво!

Для тренировки артикуляции и поднятия настроения мы предлагаем вам пройти небольшой тест:

  1. Попробуйте, не используя рук и с закрытым ртом, вывернуть наизнанку нижнюю губу
  2. Попробуйте сделать то же самое, но уже с открытым ртом
  3. Повторите пункт №2 у зеркала

От природы лишь некоторые владеют чётким, правильным произношением. В детском возрасте с проблемой речи сталкивается практически каждый второй ребёнок, но и решить её намного легче. Взрослый, задумывающийся о том, как улучшить дикцию, сталкивается с собственной привычкой говорить неправильно. Это усложняет работу над собой, и исправление речи занимает больше времени. «ЛегкоПолезно» предлагает вам 5 шагов, позволяющих улучшить качество речи. Если вы решили прорабатывать свою речь, следует бороться с желанием отложить на потом: только частые занятия дадут результат.

Шаг 1: тренируем органы артикуляции

Эти упражнения разработаны логопедами и направлены на исправление детских недостатков в произношении. Но на взрослых они действуют ничуть не хуже. К органам артикуляции относятся губы, зубы, челюсти, нёбо, альвеолы, язык. Повторение упражнений: для детей – 5 раз, для взрослых – 25-30 раз.

  • рот открываем как можно шире, напрягая мышцы лица и шеи, удерживаем и на счёт «5» закрываем;
  • сомкнутые губы сложить в трубочку, вытянуть вперед, удержать 5-10 секунд;
  • игра в «змею»: быстро показывать и прятать язык, улыбнувшись;
  • показать язык, «протащить» его сквозь сомкнутые зубы туда-назад, массируя его;
  • поочередно надувать щеки и постукивать по ним кончиками пальцев, массируя;
  • «исследовать» рот языком: водить кончиком по нёбу, щекам, зубам;
  • качели: широко открыть рот, улыбнувшись, на счет «раз» — опустить язык на нижнюю челюсть, «два» — поднять к верхним зубам;
  • неподвижно и расслаблено удерживать высунутый язык на нижней челюсти минимум 5-10 секунд.

Для взрослого человека эта тренировка не так трудна, как для ребёнка. Если малыш устал и не хочет выполнять нужное количество повторений, можно продолжить через пару часов. Нельзя заставлять заниматься: это только усугубит ситуацию, и ребёнок попросту закроется от вас.

Шаг 2: усложнённая тренировка артикуляции

Все занятия выполняются в домашних условиях и подходят для взрослых и детей. Если ребёнок уже умеет читать или рассказывать стихи, можно адаптировать все занятия и для него.
Читать вслух, чтобы повысить чёткость речи – это отлично, но для более качественной отработки звуков рекомендуется использовать обычную пробку. Закусываем её зубами (сильно не надо, просто удерживать) и читаем книгу вслух, поём любимую песню, повторяем за диктором аудиокниги. Губы должны быть напряжены. Достаточно заниматься 10-20 минут в день.

Читаем стихотворение или книгу вслух, стараясь чётко произносить все звуки и выполняем физические упражнения. Подойдут бег, приседания, махи ногами и руками. Важно, чтобы дыхание начало сбиваться. Тогда произносить привычные слова станет тяжелее, потребуются дополнительные усилия. Лучше гимнастики и не придумаешь.

Это упражнение только для взрослых, так как детям не рекомендуется давать облизывать мелкие предметы. Нужны простые, гладкие, чистые камушки. Такие можно купить или найти в реке и прокипятить.
Кладём в рот несколько камней, чтобы говорить было сложно, и начинаем читать, разговаривать сами с собой. Такое занятие прекрасно тренирует чёткость произношения.

Произношение странных бессмыслиц даёт отличный результат. «БДТТТРЗ, ВВГГРРРРХС, МРЦЦЭПН» – важно хорошо проговаривать середину этих слов, не проглатывать окончание.

Эта зарядка позволяет быстро улучшить дикцию. Для ребёнка можно ко всему прочему посоветовать надеть на шею чистые мамины бусы на прочтой нитке, нижний конец их взять в рот и перебирать бусины языком, сначала в одну сторону, затем – в другую. Многие родители делают специальные бусы для этого упражнения, нанизывая бусины разной фактуры, размера.

Если ребёнок очень плохо говорит для своего возраста, не спешите вести его к неврологу. Посетите стоматолога для осмотра рта, измерения уздечки под языком и губами.

Шаг 3: логопедический массаж

Массаж повысит кровоток в органах речи, улучшит дикцию и чёткость речи. Прорабатывая каждый сантиметр языка, мы усиливаем кровоток, заставляем даже самые слабые части мышцы работать. Массаж можно делать и взрослым, главное – знать, как правильно.

  • для маленьких детей массаж важно проводить с общением, интересной сказкой, чтобы не допустить появление отвержения;
  • выдерживаем плавный переход от массирования лица и шеи к работе с языком;
  • движения мягкие, нежные: попеременно то поглаживаем, то стучим кончиками пальцев, чтобы получилась вибрация;
  • можно использовать для массажа языка ложечку, зубную щётку;
  • большими пальцами делаем круговые движения на обеих сторонах языка, рисуем восьмерки;
  • под язык подкладывается платок или салфетка, чтобы избежать капающей слюны.

Шаг 4: скороговорки

Про речевые упражнения с помощью скороговорок написано немало. Жаль, что многие упорно игнорируют эту простую тренировку речевого аппарата. Даже несколько повторений в день поможет в улучшении артикуляции. Добавив упражнение с камушками во рту или пробкой, можно увеличить эффект скороговорки в два раза.
Главное правило выбора текста для занятия – акцент на звуках, с которыми у ребёнка есть проблемы. Чтобы усовершенствовать занятия, можно придумывать свои скороговорки.

Шаг 5: следим за дыханием

Чтобы узнать, как обстоят дела с совершенствованием речи, очень полезно будет записать рассказ на видео или аудио. Порой нам кажется, что мы говорим чисто, но окружающим так не кажется. Для исправления речевых ошибок важно научиться полноценно дышать. Бывает, что слова и буквы путаются, потому что человек привык говорить, проглатывая половину слов. Приучите себя поддерживать ровное дыхание во время речи.

От того, как быстро мы говорим, зависит понимание нашей речи окружающими. С детьми эта проблема решается примером взрослых. Если все в семье говорят правильно, размеренно, тогда у ребёнка перед глазами будет правильный пример.

Не пренебрегайте возможностью улучшить свою речь и речь детей. Умение внятно, чётко, доступно излагать свои мысли пригодится во всех жизненных ситуациях. Успехов вам!

Школа Юрия Окунева

Случилось мне сегодня застрять в лифте с одним очень интересным молодым человеком. Вернее, то что это незаурядная личность огромных масштабов, выяснилось совершенно случайно, и то только спустя несколько часов. Это, возможно, единственный раз в жизни, когда я был рад, что наши доблестные аварийные службы приходится ждать очень долго. Моим соседом по несчастью оказался неприметный молодой человек, с дрожащим голосом и неуверенно-осторожным стилем общения, причем, чтобы понять, о чем он говорит, приходилось вслушиваться и прилагать дополнительные усилия.

Возможно, мы так и провели часы ожидания в тишине, если бы мой взгляд не упал на книгу и титульную страницу объемной научной работы, которые он держал в руках. Книга - сборник стихов - с его фотографией и фамилией, а научная работа - кандидатская диссертация по ядерной физике того же автора.

Разговорив немного своего случайного знакомого, я выяснил, что это талантливейший человек, победитель всероссийских олимпиад, изобретатель инновационных методов в науке, а еще и поэт с интересным стилем и необычным письменным слогом. Но беда - понять это практически невозможно, так как он просто ужасно владеет своим голосом и совершенно не умеет изъясняться.

Во время общения с ним у меня возникло непреодолимое желание помочь, объяснить, как развить дикцию и четкость речи, сделать речь понятной и приятной на слух. Ведь это совсем не сложно!

Язык мой - друг мой

Говорят, что голос наиболее четко передает нашу личность. Нет в мире людей с двумя одинаковыми голосами. Именно на слух по интонации мы в большей степени можем понять, в каком настроении человек, предположить, что у него на душе и что он чувствует сейчас.

Робость в голосе обычно свидетельствует о неуверенности, отчего человек может показаться слабым и, например, менее квалифицированным специалистом, чем он является на самом деле. И напротив, умение владеть собой и своим голосом позволяет создавать нужно впечатление, добиваться поставленных целей, влиять на людей и продвигать свои убеждения и идеалы.

Как это часто бывает, многие думают, что дикция и четкая речь, талант оратора присущи людям от рождения - либо тебе дано это, либо нет. Бросьте! Это несусветная глупость. Как и в случае других навыков, всего можно добиться путем кропотливой работы над собой. Существуют эффективные упражнения для развития дикции. О них мы и поговорим. Тренируясь по 15 минут ежедневно вы получите заметные результаты уже через семь дней.

Упражнение 1. Пробка.

Как вино может улучшить вашу артикуляцию? Да очень просто! Вы берёте пробку от бутылки (желательно дома на следующий день или спустя какое-то время), зажимаете её зубами и начинаете произносить фразы. Для начала берите любой кусок текста, который вам по душе, также это может быть стихотворение, и пытайтесь его прочитать. Вначале это будет очень сложно, так как мышцы артикуляционного аппарата преодолевают сопротивление, созданное пробкой.

Потом вынимайте её, и произносите всё то же самое. Оказавшись «на свободе», мышцы начинают работать более слаженно, и звуки получаются чёткими. Также очень яркий эффект, если заниматься регулярно, даёт произнесение с пробкой во рту так называемых взрывных согласных.

Отрабатывайте на таких группах звуков:

  1. пе-пе-пе, бе-бе-бе, ме-ме-ме;
  2. те-те-те, де-де-де;
  3. ке-ке-ке, ге-ге-ге.

Первая группа тренирует мышцы губ, вторая развивает кончик языка, а третья укрепляет его корень. Регулярно выполняйте эти упражнения по 5 минут, и уже спустя неделю вы обнаружите хорошие результаты.

Упражнение 2. Лигурийский регулировщик

Ничто так не тренирует дикцию, как сложные скороговорки. Добрые люди к нашему времени придумали их очень много и всевозможных разновидностей для отработки самых разных проблемных мест. Одна из самых знаменитых носит название «Лигурия». Это целый связный текст из известных скороговорок, который быстро может вывести дикцию на уровень оратора, как у ребенка, так и у взрослых. Попробуйте почитать ее быстро и чётко. Вам обязательно понравится.

В четверг 4-го числа, в 4 с четвертью часа, лигурийский регулировщик регулировал в Лигурии, но 33 корабля лавировали, лавировали, да так и не вылавировали, и потом протокол про протокол протоколом запротоколировал, как интервьюером интервьюируемый лигурийский регулировщик речисто, да не чисто рапортовал, да так зарапортовался про размокропогодившуюся погоду, что дабы инцидент не стал претендентом на судебный прецедент, лигурийский регулировщик акклиматизировался в неконституционном Константинополе, где хохлатые хохотушки хохотом хохотали и кричали турке, который начерно обкурен трубкой: не кури, турка, трубку, купи лучше кипу пик, лучше пик кипу купи, а то придет бомбардир из Брандебурга – бомбами забомбардирует за то, что некто чернорылый у него полдвора рылом изрыл, вырыл и подрыл; но на самом деле турка не был в деле, да и Клара-краля в то время кралась к ларю, пока Карл у Клары крал кораллы, за что Клара у Карла украла кларнет, а потом на дворе деготниковой вдовы Варвары 2 этих вора дрова воровали; но грех - не смех – не уложить в орех: о Кларе с Карлом во мраке все раки шумели в драке, – вот и не до бомбардира ворам было, но и не до деготниковой вдовы, и не до деготниковых детей; зато рассердившаяся вдова убрала в сарай дрова: раз дрова, 2 дрова, 3 дрова – не вместились все дрова, и 2 дровосека, 2 дровокола-дроворуба для расчувствовавшейся Варвары выдворили дрова вширь двора обратно на дровяной двор, где цапля чахла, цапля сохла, цапля сдохла; цыпленок же цапли цепко цеплялся за цепь; молодец против овец, а против молодца сама овца, которой носит Сеня сено в сани, потом везет Сенька Соньку с Санькой на санках: санки – скок, Сеньку – в бок, Соньку – в лоб, все – в сугроб, а оттуда только шапкой шишки сшиб, затем по шоссе Саша пошел, саше на шоссе Саша нашел; Сонька же – Сашкина подружка шла по шоссе и сосала сушку, да притом у Соньки-вертушки во рту еще и 3 ватрушки – аккурат в медовик, но ей не до медовика – Сонька и с ватрушками во рту пономаря перепономарит, – перевыпономарит: жужжит, как жужелица, жужжит, да кружится: была у Фрола – Фролу на Лавра наврала, пойдет к Лавру на Фрола Лавру наврет, что – вахмистр с вахмистршей, ротмистр с ротмистршей, у ужа – ужата, у ежа - ежата, а у него высокопоставленный гость унес трость, и вскоре опять 5 ребят съели 5 опят с полчетвертью четверика чечевицы без червоточины, да 1666 пирогов с творогом из сыворотки из-под простокваши, – о всем о том охало кола колокола звоном раззванивали, да так, что даже Константин – зальцбуржский бесперспективняк из-под бронетранспортера констатировал: как все колокола не переколоколовать, не перевыколоколовать, так и всех скороговорок не перескороговорить, не перевыскороговорить; но попытка – не пытка.

Упражнение 3. Сам себе собеседник

Очень многим людям не нравится, как их голос и произношение звучат на записи. И это не просто так, ведь самому сразу слышны все ошибки и далекая от идеала артикуляция. Начитывайте отрывки на диктофон, слушайте себя, исправляйте то, что звучит некрасиво и не устраивает вас самих.

Упражнение 4. Дыхание - это жизнь

Один из важнейших секретов красивого голоса - постановка правильного дифрагмального дыхания. Животом, а не грудью дышат все певцы, ораторы и дикторы. Именно диафрагма создает такой поток воздуха, при котором голосовые связки начинают вибрировать чисто и мощно. Также тренируйтесь распределять дыхание, чтобы его хватало на долгие предложения. Для этого вдыхайте и, например, тяните одну гласную до тех пор, пока воздух в легких совсем не закончится. Надувайте воздушные шарики - это тоже очень эффективный способ тренировки дыхания при постановке голоса.

Всех скороговорок не перескороговорить, не перевыскороговорить

Конечно, всё вышеперечисленное - это лишь малая часть всех тех методов, которые существуют для того, чтоб сделать вашу речь чистой и красивой. Хотя даже выполнение этих упражнений уже выведет вас на совсем новый уровень. Если хотите знать больше по этой теме и уметь лучше, рекомендую . Занимаясь с ней, можно достигнуть небывалых высот. Есть у нее и занимательная книга - «Говори красиво и уверенно» . Их же я посоветовал и моему новому знакомому, с которым мы в конце-концов выбрались из лифта, и я очень надеюсь, что ему также быстро удастся улучшить свою речь. Ведь парень он невероятно талантливый, и так хочется, чтоб мир его услышал.

Не стесняйтесь и вы раскрывать себя миру! Успехов вам в тренировке дикции! На этом я с вами на сегодня прощаюсь - до новых встреч, на страницах блога.

Правильная речь и правильный выговор в наше время – редкость среди «простых смертных». Бывает, что человек так тараторит, думаешь – иностранец, а потом оказывается, что вы говорите на одном языке.

Хорошая дикция – это качество, необходимое, в первую очередь, людям: политикам, журналистам, ораторам, операторам колл-центров. Однако если вы хотите быть успешным, то вам тоже придется поработать над своей речью.

Укрепляем мышцы

Для того, чтобы язык не заплетался, его необходимо тренировать! А кроме мышц языка, еще нужно тренировать губы, нижнюю челюсть и правильное речевое дыхание. Вот с него и начнем.

Упражнения для речевого дыхания

  • Разрабатываем диафрагму: примите удобное для вас положение – стоя, сидя, лежа на спине – одну руку положите на живот, вторую – на грудную клетку. Вдохните через нос, при этом ваша грудная клетка и живот должны расширяться. Затем – спокойный выдох через нос, живот и грудь принимают начальное положение.
  • Быстро вдохните через нос, задержите дыхание на 2–3 секунды и медленно выдохните через рот.
  • Откройте рот пошире и сделайте быстрый вдох. На неспешном выдохе произносите какой-нибудь из гласных звуков (а, о, у, э, ы, и).
  • Посчитайте на одном выдохе до пяти. Если это упражнение дается вам легко, посчитайте до десяти. Все еще легко? Считайте в обратном порядке!
  • Читайте поговорки и пословицы на одном дыхании. Чтоб далеко не ходить, вот вам примеры:
  • «Помычите»! Сомкните губы и тяните звук м, меняя интонации и громкость голоса.
  • «Порычите»! На этот раз губы можно не смыкать. Поиграйтесь со звуком р – также меняйте громкость звука и интонации.
  1. На дворе трава, на траве дрова: раз дрова, два дрова – не руби дрова на траве двора.
  2. Правой рукой строят – левой ломают.
  3. Не плюй в колодец – пригодится воды напиться.
  4. Кто вчера солгал, тому завтра не поверят.
  5. На скамеечке у дома целый день рыдала Тома.
  6. Как у горки на пригорке жили тридцать три Егорки: раз Егорка, два Егорка, три Егорка… (Егорок можете считать, пока позволяет дыхание!)

Упражнения для языка, губ и челюсти

  • Поставьте перед собой зеркало и в течение пяти минут показывайте себе язык: высовывайте его как можно дальше, затем быстро прячьте обратно за зубами, потом снова высовывайте и снова прячьте.
  • Дотроньтесь кончиком языка до внутренней стороны левой щеки, затем – правой. Повторяйте эти движения 7─10 минут.
  • Исходное положение: рот закрыт. «Полируйте» зубы с внутренней стороны – 20–30 круговых вращений по часовой и против часовой стрелки.
  • Высуньте язык и начните им вращать в воздухе 15 кругов по часовой стрелке и 15 – против.
  • Соберите губы в трубочку, а затем растяните в улыбку. Повторяйте комбинацию в течении 7 минут.
  • Надуйте щеки. Начинайте гонять воздух (со слюной) сперва по часовой стрелке, затем – против.
  • Покорчите себе немного рожицы – это и мышцы лица разомнет, и настроение поднимет.

Говорим правильно

Для того, чтобы ваше произношение было красивым и правильным, усвойте несколько простых правил:

  • Не «глотайте» окончания слов! Очень часто при быстром разговоре люди упускают окончания. Чтобы научиться этого избегать, проговаривайте такие ряды:

ПТКА - ПТКО - ПТКУ - ПТКЭ - ПТКИ - ПТКЫ

ТПКА - ТПКО - ТПКУ - ТПКЭ - ТПКИ - ТПКЫ

КПТА - КПТО - КПТУ - КПТЭ - КПТИ - КПТЫ

БИ - ПИ - БЭ - ПЭ - БА - ПА - БО - ПО - БУ - ПУ - БЫ - ПЫ

ПИ - БИ - ПЭ - БЭ - ПА - БА - ПО - БО - ПУ - БУ - ПЫ - БЫ

МВСТИ - МВСТЭ - МВСТА - МВСТО - МВСТУ - МВСТЫ

ЗДРИ - ЗДРЭ - ЗДРА - ЗДРО - ЗДРУ - ЗДРЫ

Помилка в тексті? Виділи її, натисни Shift + Enter або клікни .

Психология