Как выглядит Ад? На что похож Рай? Как выглядят ад и рай Как выглядит ад и рай.

Почти в каждой религии или мифологии так или иначе присутствует такое место, куда попадают души тех, кто вёл себя хорошо и правильно в мирской жизни. Вот только понятия о правильности у многих религий слишком уж отличается. Но сейчас не об этом, а о том, как именно выглядит то самое место, которое можно назвать раем в представлении различных религий и верований. Далеко не всегда это просто красивый сад.

Его называли по-разному: Элийзий, Элизиум, «елисейские поля» или «долина прибытия». Это особое место в загробном мире, где царит вечная весна, и где избранные герои проводят дни без печали и забот. Сначала считалось, что на Острова блаженных Зевс может поселить лишь героев четвёртого поколения, погибших в сражениях. Но позже Элизий стал «доступен» для всех блаженных душой и посвящённых. Среди тенистых аллей праведники проводят блаженную жизнь, устраивая спортивные игрища и музыкальные вечера. Кстати, именно от этого слова произошло имя Елисей и название парижского проспекта Елисейские поля.

Восточнославянская и восточнопольская мифология представляла рай как некую мифическую страну, которая находится на тёплом море на западе или юго-западе земли, где зимуют птицы и змеи. То же название имеет райское мировое дерево, у вершины которого обитают птицы и души умерших. Ирий - это местом на небе или под землёй, куда отправляются и где обитают души умерших предков, куда на зиму улетают птицы и насекомые, а также уползают змеи. По народным поверьям туда первой улетает кукушка (так как у неё хранятся ключи), а последним - аист.

В древнеармянской мифологии часть загробного мира − райское место, куда попадают праведники, называлась Драхт. В Драхте стоит Партез - райский сад, посреди которого растёт мировое древо жизни − Кенац цар, являющееся центром мира и символом абсолютной реальности. При рождении человека дух смерти Грох записывает на лбу человек его судьбу. На протяжении всей жизни человека Грох отмечает в своей книге его грехи и благие поступки, которые должны быть сообщены на Божьем Суде. Грешники, идя по Мазе Камурджу, скользят и попадают в Огненную реку, которая ведёт их в Джохк (аналог ада), а праведники проходят по мосту и попадают в Драхт.

Дословно переводится как «дворец павших» - небесный чертог в Асгарде для павших в бою, рай для доблестных воинов. Вальхаллой правит сам Один, восседая на Хлидскьялве. По легендам, Вальхалла представляет собой гигантский зал с крышей из позолоченных щитов, которые подпираются копьями. У этого зала 540 дверей и через каждую выйдут 800 воинов по зову бога Хеймдалля во время последней битвы - Рагнарёка. Воины, обитающие в Вальхалле, зовутся эйнхерии. Каждый день с утра они облачаются в доспехи и сражаются насмерть, а после воскресают и садятся за общий стол пировать. Едят они мясо вепря Сехримнира, которого забивают каждый день и каждый день он воскресает. Пьют же эйнхерии мёд, которым доится коза Хейдрун, стоящая в Вальхалле и жующая листья Мирового Древа Иггдрасиль. А ночью приходят прекрасные девы и ублажают воинов до утра.

Часть загробного мира, в которой праведники обретают вечную жизнь и блаженство после суда Осириса. В Полях Иалу, «Полях Камыша», умершего ждала такая же жизнь, какую он вёл и на земле, только она была счастливей и лучше. Покойный ни в чём не знал недостатка. Семь Хатхор, Непери, Непит, Селкет и другие божества обеспечивали его пищей, делали его загробные пашни плодородными, приносящими богатый урожай, а его скот - тучным и плодовитым. Чтобы покойный мог наслаждаться отдыхом и ему не пришлось бы самому обрабатывать поля и пасти скот, в гробницу клали ушебти - деревянные или глиняные фигурки людей: писцов, носильщиков, жнецов и т. д. Ушебти - «ответчик». Шестая глава «Книги Мёртвых» рассказывает о том, «как заставить ушебти работать»: когда в Полях Иалу боги позовут покойного на работу, окликнув его по имени, человечек-ушебти должен выйти вперёд и откликнуться: «Здесь я!», после чего он беспрекословно пойдёт туда, куда повелят боги, и будет делать, что прикажут. Богатым египтянам обычно клали в гроб ушебти - по одному на каждый день года; беднякам же ушебти заменял папирусный свиток со списком 360 таких работников. В Полях Иалу при помощи магических заклинаний человечки, поименованные в списке, воплощались в ушебти и работали на своего хозяина. Именно Поля Иалу стали прообразом Елисейских полей (Элизиума) в древнегреческой мифологии.

Райский сад, который согласно Библии был первоначальным местом обитания людей. Обитающие в нём люди, Адам и Ева, были, согласно традиционному представлению, бессмертны и безгрешны, однако, соблазнённые змеем, они съели плод с запретного Древа познания добра и зла, совершив грехопадение, в результате чего и обрели страдание. Бог закрыл Рай для людей, изгнал их, поставив на страже Херувима с пламенным мечом.

Новый смысл рая, уже после грехопадения, раскрывается как «Царство Небесное», куда вновь открыта дорога людям, но уже после познания греха, страданий и испытаний, в которых раскрываются бесконечная милость Бога и немощь человека. Можно даже сказать, что это рай после ада, после опыта зла и свободного отвержения ада. Святые наследуют рай после земной смерти и воскресения в новом мироздании, не зная ни болезней, ни печалей, ни воздыхания, ощущая непрестанную радость и блаженство.

Джаннат - это такое место, в котором после Судного дня будут вечно прибывать мусульмане-праведники. Рай имеет огромные размеры и несколько уровней для различный категорий праведников. В нём будет ни холодно и ни жарко. Он создан из серебряных и золотых кирпичей с ароматным запахом мускуса. Для праведников в раю уготована еда, питьё, прохлада, покой, роскошные одежды, вечно молодые супруги из райских дев и из собственных жён. Однако, вершиной райских благ будет возможность «лицезрения Аллаха». Праведники, попавшие в рай будут в возрасте 33 лет. В раю будет существовать супружеская жизнь, но дети рождаться не будут.

В буддийской мифологии рай, управляемый буддой Амитабхой. Почва и вода в Сукхавати благородна, все постройки выполнены из золота, серебра, кораллов и драгоценных камней. Все обитатели Сукхавати - бодхисатвы высшего уровня, которые там же достигают нирваны. Они живут «неизмеримо долго» и наслаждаются беспредельным счастьем. Вообще, буддисты верят, что после смерти тела душа умершего человека переселяется в другое тело. Эти многократные переселения души из тела в тело на языке буддизма называются сансарой. Рай и ад, правда, существуют. Но это не место для вечного блаженства и вечных мучений, это просто одно из переселений души. После временного пребывания в раю или аду души снова возвращаются в земное тело. После долгого, очень долгого пребывания в сансаре души особенно заслуженных праведников попадают в особое место и в особое состояние, которое называется нирваной. Нирвана похожа на рай тем, что — это тоже блаженство и при том блаженство вечное. Однако в отличие от рая в нирване нет никаких форм деятельности, это блаженство, похожее на сон.

Вопрос знающим людям. Как выглядят рай и ад? и получил лучший ответ

Ответ от Gotyk[гуру]
Из жывых знающих нет, а мертым живые до лампочки)). Остаются только домыслы и фантазии)).

Ответ от Nelly [гуру]
Рай или Эдемский сад был на земле. Потомки Адама и Евы должны были наполнить землю и превратить всю Землю в райский сад. (Бытие 1:27,28).
Ад - это символическая общая могила человечества.
Иов 17:13-16 Если бы я и ожидать стал, то преисподняя - дом мой; во тьме постелю я постель мою;
гробу скажу: ты отец мой, червю: ты мать моя и сестра моя.
Где же после этого надежда моя? и ожидаемое мною кто увидит?
В преисподнюю сойдет она и будет покоиться со мною в прахе.


Ответ от Tresher [гуру]
"знающих" прям до фига. А вы сейчас не в аду? Оглянитесь по сторонам


Ответ от Пастор Александр Лапоченко [гуру]
Что известно:
О рае: не видели того глаза и не слышали уши, что приготовил Бог любящим Его.. . (по Ап. Павлу) .
О аде: и пойдут сии в муку вечную где будет плачь и скрежет зубов.... (со слов Христа) .
Думаю достаточно того что сказано.


Ответ от Ёанек САН [гуру]
Рай прекрасен, ад ужасен.


Ответ от Александр Атаманов [гуру]
В 4м духовном измерении (небеса) много миров. Христос говорил, что: "у моего Отца обителей много". У каждой великой религии есть свой рай. У католиков Парадиз, у магометан Джаннет, у православия Рай, Самые пышные и красивые индуистские раи. В северном полушарии самый красивый и роскошный Рай у православия. Потому что православные уже на земле видят образы Рая входя в храм. Роскошь и узоречье, разноцветие росписей, осыпанное драгоценными камнями убранство. Все эти образы рая через духовную благодать и молитвы верующих и благолепят духовные миры Православного Рая. Как ни странно, в духовном мире начал было формироваться в 20 веке и атеистический "рай" Коммунизм. Примерно он должен был выглядеть как сталинские подземные дворцы Метро: то есть достаточно роскошно. Но ему не хватило времени, и воображения "верующих" в него коммунистов. Поэтому он так и не создался и сейчас почти совсем "рассосался".


Ответ от Александр пиун [гуру]
Это знание пока не доступно так ка это другой мир и человек не может осознать то что выходит за рамки его опыта. Потому Апостол Павел говоря по этому поводу сказал что мы смотрим на будущий век сквозь мутное стекло - гадательно.


Ответ от Анатолий [гуру]
Рая еще нет, он будет на земле, а ад означает просто могилу, а не место где мучаются мертвые люди, потому что после смерти человек перестает существовать.


Ответ от Ѐуслан Сергеев [активный]
В раю много ресурсов, ненужно конкурировать что бы выжить - следовательно там происходит биологическая деградация! В аду мало ресурсов, и чтобы выжить нужно постоянно совершенствовать себя, сегодня быть сильнее и умнее чем вчера!


Ответ от Анатолий Космач [гуру]
Рай и Ад это не место гдето, а состояние Души!!!


Ответ от Каминский Степан [гуру]

Во все времена люди верили в существование жизни после смерти. Считается, что праведный человек обязательно попадает в рай. И хотя эти утверждения не получили научного подтверждения, человечество не перестает верить, что после смерти душа обретает благодатный покой или попадает в вечные муки ада. Как выглядит рай на самом деле, никто не знает, но в разных религиях его описывают как вечнозеленый благоухающий сад.

Христианин

В дословном переводе с греческого языка «рай» - это «приятность». В Ветхом Завете он отождествляется с Эдемским садом. Как выглядит рай для христиан? Библия рассказывает, что первыми людьми на Земле были Адам и его жена Ева. Они жили в Эдеме, который и был райским садом. Но после вкушения запретного плода Адам и Ева были изгнаны на землю. Эдем называют Золотым веком, но путь туда закрыт для человечества. После смерти праведная душа может попасть в Царство Небесное, а безгреховная - отправляется в «привилегированное» райское место. Для христианина рай - это красивый благоухающий сад, где душа обретает покой и вечную жизнь; это нерукотворное жилище на небесах, созданное Богом.

Мусульманин

Как выглядит рай в исламе? Коран описывает его как вечнозеленый плодоносящий сад, находящийся в окружении серебряных и золотых стен. Здесь нет болезней, несчастий, страданий и мук. Душа ощущает в райском саду только счастье и покой. В исламе считается, что женщины после смерти превращаются в красивых гурий, а праведным мужчинам обещают прекрасных девственниц. Человек не в состоянии представить, насколько прекрасен рай. Коран говорит, что это сказочный мир, который состоит из 100 уровней, разделенных стенами с временным промежутком в сотню лет. В райском саду находятся огромные шатры, состоящие из красивых камней, между которым текут молочные и медовые реки. Рай - это ценность, которую желает получить каждый мусульманин. Но место это предназначено только для праведных и искренне верующих в Аллаха людей.

Иудаизм

Как выглядит рай для евреев? Иудаизм не дает подробного описания райского сада. Здесь говориться об Ганн Эдеме - творении, сформированным из духовного мира. Евреи представляют его как многоэтажный дом, куда отправляется душа после смерти. В зависимости от степени греховности, она может «занять» первые этажи «дома» или отправиться в более высокие комнаты. Об этом говориться в книге Зогар. Подобный переход души производится в 7 этапов. На самых верхних этажах небесного здания можно ощутить присутствие и свет Творца. Евреи также верят, что после пришествия Машиаха они будут воскрешены для вечной жизни на земле. Но земля здесь представляется совершенной и безгрешной.

Представления о рае в мифологии

Большинство религий описывают рай как место, наиболее приближенное к Богу. Поэтому туда хотят попасть все люди после смерти, чтобы воссоединиться с Творцом и остаться в его свете. Так же полагали и древние народы. Они считали, что точно знают, как выглядит рай и ад. У славян рай ассоциировался с Ирием Птичьим и Змеиным. В первое место отправлялись птицы осенью и возвращались весной, принося с собой души младенцев. Змеиный Ирий представлял собой большую яму, куда сползали все змеи с наступлением зимы. В германо-скандинавской мифологии рассказывается про Валхаллы - рай, предназначенный для доблестных рыцарей. Это место представляло собой большой дворец с куполом, в котором проживали отважные рыцари. Каждый день они убивали одно животное, мясо которого было для них основной пищей. Вечером рыцари устраивали пиры, которые навещали прекрасные юные девы.

Изображения рая

Описания Небесного Царства перекликаются во многих религиях. Но людям не дано узнать, как выглядит рай в реальности. На протяжении многих лет человек пытается передать свое представление об этом месте посредством карандашей и кистей. В основу всех картин, изображающих Небесное Царство, положены сцены грехопадения человека, которые описываются в Священном Писании. Среди произведений искусства можно увидеть религиозные картинки. Как выглядит рай на них? В живописи он часто предстает в классическом видении. Это красивый благоухающий сад, где животные и люди существуют в гармонии друг с другом. Некоторые художники изображают рай скрытым в облаках, к нему ведет небесная лестница, а главными его жителями являются ангелы.

В литературе рай чаще описывается как красивый вечнозеленый сад, где праведная душа обретает покой. Каждый человек представляет Небесное Царство по-своему. Для многих оно ассоциируется с внутренним спокойствием, блаженством и миром тишины. Люди, перенесшие клиническую смерть, утверждают, что видели яркий свет, который и ведет к раю. Зарубежные же ученые доказали, что когда мозг умирает, отключается зрение, и поэтому человек начинает видеть яркий свет. Он является центральной точкой отключающейся зрительной системы. Но даже если рай действительно существует, вряд ли человек сможет описать его, вернувшись на грешную землю.

Почти все любят размышлять о том, как же выглядит рай. Приятно помечтать о вечно голубом небе, без бурь, туч, града. О животных, которых можно погладить в любой момент, не боясь, что они откусят руку или ногу. Гораздо реже люди задумываются об аде.

Как выглядит ад?

Конечно, достоверных сведений о нём нет, как и нет доказательств, что он существует на самом деле. Все религии сходятся лишь в одном – это ужасное место, в которое лучше бы не попадать. В разных верованиях существуют разные виды ада:

  1. В христианстве ад – это место, куда попадают грешники. Считается, что там они варятся в котлах кипящей смолы и постоянно подвергаются ужасным пыткам. В некоторых библейских источниках говорится, что после Страшного суда, искренне раскаявшиеся грешники, будут помилованы и приняты в Царство небесное. Всех же остальных поглотит геенна огненная. Важно не путать понятия «ад» и «геенна огненная». Первое – это постоянно существующее место, а второе – то, что поглотит землю, в том числе и ад, после наступления апокалипсиса.
  2. В исламе в ад отправляются не только грешники, но и неверующие. Причём говорится, что после Судного дня грешники будут прощены, а те, кто не принял истинную веру при жизни, по-прежнему будут корчиться в адских муках, пить кипящий гной и носить одежды из огня. Пожалуй, именно этот ад по-настоящему пугает, так как не оставляет ни малейшей надежды на избавление для определенной категории людей.
  3. В буддизме ад – это не конкретное место, а, скорее, психическое состояние человека с негативной кармой. Там он испытывает различные муки и страдания, обусловленные его собственным восприятием. Его душа будет вращаться в водовороте шестнадцати кругов ада (восемь холодных и восемь горячих), подобно колесу сансары, пока карма полностью не очистится, и он вновь не сможет переродиться в новом теле. Чем чище душа, тем быстрее она снова сможет попасть в мир и тем выше будет её социальный статус. Люди с сильно загрязненной кармой могут рассчитывать лишь на последующее воплощение в теле животного.
  4. В даосизме ад построен несколько по другим принципам, в отличие от большинства религий. В этом веровании считается, что у человека несколько видов душ: «тонкие» и «грубые». Первые попадают в высший мир, вроде классического рая, а вторые в нижний, где ад – это так называемые «жёлтые источники». Они представляют собой мир теней, безрадостный и тёмный, куда не проникает ни один луч света. В его описании есть определённое сходство с царством Аида у древних греков. В китайских легендах говорится, что к жёлтым источникам могут путешествовать даже смертные, правда там их подстерегает множество опасностей.
  5. 9 кругов ада по Данте.Отношения к какой-либо религии не имеет, но теория распространилась очень быстро. Описание ада заключается в том, что в каждом из 9-ти кругов находятся люди, распределённые по типу своих прегрешений. В первую очередь разделение там происходит по известным смертным грехам.

Как душа попадает в ад?

Принцип попадания души в загробный мир нигде не описывается в подробностях, но можно представить это так: после смерти открывается некий портал в ад или рай, в который и затягивает душу. Далее она попадает именно туда, куда уготовано, независимо от её желаний.

Существование жизни после смерти находится под вопросом. Никто не может точно сказать, существуют ли такие места, как рай и ад, в реальности, параллельном мире или где-либо ещё. Но всё-таки польза от этих верований несомненна. Так, например, существует вероятность, что человек с преступными намерениями откажется от своих замыслов, испугавшись попадания в ад. И наоборот – будет помогать ближним в надежде на счастливую жизнь в загробном мире.

Ниже можно посмотреть несколько видео

Понятие «ад» пришло в наш обиход из христианства. Но представления о части загробного мира как о месте, где умершие грешники будут испытывать мучения, есть почти во всех крупных религиях и мифологиях мира.

Неизвестность того, что ждет за порогом смерти, а главное, полная беспомощность души в посмертии хоть как-то изменить свою участь, пугают каждого. Поэтому люди пытались если не узнать точно, то хотя бы представить, как выглядит преисподняя и что их ждет после смерти.

Первое и, наверное, самое главное описание ада можно найти в Библии. Конечно, там не сказано, как именно он выглядит, но зато эта книга дает нам полное представление о том, что это такое. В Священном Писании сказано, что преисподнюю создал Бог и отправил туда Сатану и его приспешников. Впоследствии Сатана стал забирать туда души грешников с земли.

В христианских трактатах V-VII вв.еков появилось описание первой и самой главной характерной черты ада - огня. Блаженный Августин, один из первых христианских теологов, описал преисподнюю как «настоящий огонь, который будет жечь и мучить тела и души грешников».


У скандинавов ад ледяной, а иудеи представляют его огненным

В 1149 году монах из Ирландии описал ад в своем трактате «Видение Тундала», где главный герой имел возможность при жизни увидеть загробный мир. В своем путешествии по аду герой сочинения видел множество ужасов, чудовищ и огня. Огромные равнины были засыпаны углями, на которых дьяволы жарили тела грешников, а реки, протекающие там, кишели жуткими уродами.

Блаженный Августин и Сатана. Правая внешняя створка «Алтаря отцов церкви», 1471−1475 годы

Идея ада не раз использовалась в искусстве. Самые известные литературные произведения, описывающие, как выглядит настоящая преисподняя, - это «Божественная комедия» Данте и «Потерянный рай» Мильтона.


По Данте, ад состоит из девяти кругов

По Данте, ад состоит из девяти кругов, которые уходят все глубже и оканчиваются у центра земли. В первых, самых широких и близких к поверхности кругах, более сносные условия для существования душ. Чем тяжелее грехи, тем на более низкий уровень преисподней попадает душа.

В самом низу, в центре ада, находится Сатана. От мира живых преисподнюю отделяет река Ахерон. Пейзажи ада разнообразны - от пустынь и рек с нечистотами до огненной лавы. Чревоугодники мучаются под дождем и градом, люди, при жизни подверженные греху гнева, увязают в болоте, самоубийцы ведут мирное, но беспомощное существование деревьев. Иллюстрации к «Божественной комедии» делали такие прославленные художники, как Гюстав Доре, Сальвадор Дали и Сандро Боттичелли.

«Карта ада» Сандро Боттичелли

Джон Мильтон описывает ад как пылающую вечным огнем пустынную равнину. Действие «Потерянного рая» происходит во времена Адама и Евы, поэтому неизвестно, как бы выглядел мильтоновский ад после того, как в нем стали бы обитать не только демоны, но и грешные души.


Мильтон описывает ад как пылающую вечным огнем пустынную равнину

Конечно, легче понять, как выглядит преисподняя, просто-напросто взглянув на нее. Нет, не самостоятельно, а глазами великих художников. На фреске Луки Синьорелли из цикла «Страшный суд» ад - это вершение судеб грешников.

«Воскрешение во плоти». Фреска работы Луки Синьорелли, 1499 - 1502 годы

Самым известным «певцом ада» был и по сей день остается Иероним Босх. В его триптихах ад выписан так детально, что ничего не стоит разглядеть его во всех подробностях. Тут и реки огня, и архаичные постройки, грозящие вот-вот обрушиться на голову грешников, и жуткие мучители-демоны, застывшие на середине метаморфозы от человекоподобного образа до звериного.


Самым известным «певцом ада» был и по сей день остается Иероним Босх

Как истинный сын Возрождения с его любовью к символизму Босх наполнил свои работы двойным, а то и тройным смыслом. Символические детали нагромождаются друг на друга: как только тебе кажется, что ты понял истинную суть произведения, появляется второй, третий ряд подтекстов, и в итоге от этой фантасмагории создается жуткое впечатление полного попрания божественного порядка силами хаоса.

Психология