Каноническое построение молитвы. О молитве

Иверская икона Божией Матери (Вратарница). Где она находится на Афоне? В чём помогает Иверская Богородица страждущим? Об этом читайте в нашей статье!

Иверская икона Божией Матери

Икона Божией Матери, прославившаяся чудесами в уделах Богородицы – на Афоне, в Иверии (Грузии) и в России – названа по имени Иверского монастыря на Святой горе Афон.

Первое известие о ней относится к IX веку – временам , когда по приказу еретической власти в домах и храмах уничтожали и предавали поруганию святые иконы.

Некая благочестивая вдова, жившая недалеко от Никеи, хранила у себя заветный образ Богоматери. Скоро это открылось. Пришедшие вооруженные воины хотели отнять икону, один из них ударил святыню копьем, и из лика Пречистой потекла кровь. Со слезами помолившись Владычице, женщина пошла к морю и опустила икону в воду; образ стоя двинулся по волнам.

Об иконе с пронзенным ликом, пущенной по морю, узнали на Афоне: единственный сын этой женщины принял монашество на Святой горе и подвизался рядом с тем местом, где когда-то причалил корабль, везший на Кипр Саму Божию Матерь, и где впоследствии, в Х веке, грузинский вельможа Иоанн и византийский полководец Торникий основали Иверскую обитель.

Однажды насельники Иверского монастыря увидели на море огненный столп высотой до неба – он поднимался над образом Богоматери, стоящим на воде. Иноки хотели взять икону, но чем ближе подплывала лодка, тем дальше в море уходил образ… Братия стали на молитву и усердно просили Господа даровать икону обители.

В следующую ночь Пресвятая Богородица явилась во сне старцу Гавриилу, отличавшемуся строгой подвижнической жизнью и детски простым нравом, и сказала: “Передай настоятелю и братии, что Я хочу дать им Мою икону в покров и помощь, потом войди в море и с верой иди по волнам – тогда все узнают Мою любовь и благоволение к вашей обители”.

Наутро монахи с молебным пением отправились на берег, старец безбоязненно пошел по воде и сподобился принять чудотворную икону. Ее поставили в часовне на берегу и трое суток совершали пред ней молитвы, а потом перенесли в соборный храм (на том месте, где стояла икона, открылся источник чистой сладкой воды).

На другой день икону обнаружили над монастырскими воротами. Ее отнесли на прежнее место, но она вновь оказалась над вратами. Так повторялось несколько раз.

Наконец Пресвятая Богородица явилась старцу Гавриилу и сказала: “Передай братии: Я не хочу, чтобы Меня охраняли, но Сама буду вашей Хранительницей в этой жизни и в будущей. Я испросила вам у Бога Мою милость, и до тех пор, пока будете видеть Мою икону в обители, благодать и милость Сына Моего к вам не оскудеет”.

Иверский монастырь на Афоне. Фото: CosmoSolomon / wikimedia commons

Иноки построили надвратную церковь в честь Богоматери, Хранительницы обители, в которой чудотворная икона пребывает по сей день. Икона называется Портаитисса – Вратарница, Привратница, а по месту своего явления на Афоне – Иверская.

По преданию, явление иконы совершилось 31 марта, во вторник Пасхальной недели (по другим сведениям, 27 апреля). В Иверском монастыре празднование в ее честь совершается во вторник Светлой седмицы; братия с крестным ходом идет на берег моря, где принял икону старец Гавриил.

В истории обители известно много случаев благодатной помощи Божией Матери: чудесного восполнения запасов пшеницы, вина и елея, исцеления болящих, избавления монастыря от варваров.

Так, однажды персы осадили монастырь с моря. Иноки взывали к Божией Матери о помощи. Внезапно поднялась страшная буря и неприятельские корабли затонули, в живых остался один лишь военачальник Амира. Пораженный чудом гнева Божия, он раскаялся, просил молиться о прощении его грехов и пожертвовал много золота и серебра на постройку монастырских стен.

Иконография Иверской Божией Матери

Иконография Иверской иконы представляет собой особый вариант «Одигитрии», получивший в византийском искусстве название «᾿Ελεοῦσα» (рус.- «Милостивая»). Доска вытянутая, фигуры заполняют почти все пространство ковчега. Изображение Богоматери поясное, голова слегка склонена к Младенцу Христу, правая рука поднята в молитвенном жесте на уровне груди.

Мироточивая Иверская икона Божией Матери, Монреаль

Богомладенец сидит на левой руке Матери высоко и прямо, в легком повороте к Ней, голова немного откинута назад. Правая рука Младенца вытянута вперед к руке Богоматери с благословляющим двуперстно жестом, в левой Он держит свиток, вертикально опирающийся на колено.

Положение рук Богоматери, повторяющиеся параллельно полукруглые складки Ее мафория зрительно создают некое вместилище – подобие трона для Младенца Христа, что соответствует византийским богословским и поэтическим представлениям об образе Богоматери – храме, вместилище Невместимого и получает отражение во многих памятниках византийского искусства XI-XII вв.

Своеобразна манера написания ликов: с крупными, массивными чертами, широко раскрытыми миндалевидными глазами; взгляд устремлен вперед, выражение ликов сосредоточенное. Значимой иконографической деталью является изображение на лике Богоматери раны, из которой сочится кровь.

В начале XVI века икона была украшена чеканным серебряным золоченым окладом грузинской работы, оставляющим открытыми только лики Богоматери и Младенца. По-видимому, оклад довольно точно воспроизводит иконографию древнего образа, однако на полях дополнен чеканными изображениями полуфигур 12 апостолов.

Иверская икона Божьей Матери “Вратарница” – русские страницы истории

В XVII веке об Иверской иконе узнали на Руси. Архимандрит Новоспасского монастыря , обратился к архимандриту Иверского Афонского монастыря Пахомию с просьбой прислать точный список чудотворного образа.

“…Собрав всю свою братию… сотворили великое молебное пение с вечера и до света, и освятили воду со святыми мощами, и святою водой обливали чудотворную икону Пресвятой Богородицы старую Портаитиссу, и в великую лохань ту святую воду собрали, и собрав, паки обливали новую доску, что сделали всю от кипарисного древа, и опять собрали ту святую воду в лохань, и потом служили Божественную и святую литургию с великим дерзновением, и после святой литургии дали ту святую воду и святые мощи иконописцу преподобноиноку, священнику и духовному отцу господину Иамвлиху Романову, чтобы ему, смешав святую воду и святые мощи с красками, написати святую икону”.

Иконописец только в субботу и воскресенье употреблял пищу, а братия дважды в неделю совершала всенощное бдение и литургию. “И та (новонаписанная) икона не рознится ничем от первой иконы: ни длиною, ни широтою, ни ликом…”

Встреча списка Иверской иконы Божьей Матери со святой горы Афон в Вознесенском храме г. Павловский Посад, апрель 2010.

13 октября 1648 года икону встречали в Москве царь Алексей Михайлович, Патриарх Иосиф и толпы православного народа. (Этой иконой владели царица Мария Ильинична и ее дочь царевна Софья Алексеевна; после кончины царевны образ пребывал в Новодевичьем монастыре. В настоящее время он находится в Государственном Историческом музее.)

По преданию, у иноков, везших святыню с Афона, не хватило денег на переправу через Дунай. Они уже решили возвратиться в обитель, но Сама Божия Матерь помогла им – Она явилась богатому греку Мануилу и велела ему заплатить за монахов перевозчикам-мусульманам.

Другой список по повелению Патриарха Никона был доставлен с Афона в Москву, украшен драгоценной ризой и в 1656 году передан на Валдай, в новоустроенный Иверский Богородицкий Святоозерский монастырь (после революции икона бесследно исчезла).

С иконы, находившейся в царской семье, был сделан еще один список; в 1669 году его установили в часовне у ворот, выходящих на главную – Тверскую – улицу Москвы. Вратарница стала одной из самых чтимых святынь, Матушкой-Заступницей москвичей.

Через Воскресенские ворота въезжали на Красную площадь победители; цари и царицы, прибыв в старую столицу, первым делом отправлялись поклониться Иверской – как и все, кто приезжал в город. Москвичи шли в часовню помолиться о всякой насущной потребе; икону возили по домам, служили перед ней молебны – и получали по вере: Иверская Вратарница прославилась исцелениями больных, многими чудесами.

В 1929 году часовню уничтожили, в 1931-м снесли Воскресенские ворота. Икона была передана в храм Воскресения Христова в Сокольниках, где пребывает и поныне.

В ноябре 1994 года Святейший Патриарх Алексий II освятил закладку Иверской часовни и Воскресенских ворот на прежнем месте, и меньше чем через год они были восстановлены. 25 октября 1995 года с Афона в Москву прибыл новый список чудотворной Иверской иконы, написанный монахом-иконописцем с благословения иверского игумена. Благая Вратарница вернулась на главные ворота Своего города.

Вы прочитали статью Иверская икона Божией Матери | Вратарница .

икона БогоМатери «ИВЕРСКАЯ» «Вратарница»

25 февраля (12 февраля по старому стилю), 26 (13) октября, вторник Светлой седмицы

Описание иконы Божьей Матери «ИВЕРСКАЯ» «Вратарница»:
В IX веке во времена ереси иконоборства близ города Никеи (современная Турция) жила благочестивая вдова с сыном, в доме которых находилась чудотворная икона Божией Матери. Когда воины, посланные выискивать и уничтожать святые иконы Богородицы, зашли в дом вдовы, она, в надежде сохранить святыню, упросила воинов оставить икону БогоМатери до утра, обещая им за это вознаграждение.

Корыстолюбивые воины согласились, но при этом один из них, уходя, ударил копьём в лик Богородице, и тотчас из пронзённой иконы Божией Матери потекла кровь. Поражённые воины ушли. Желая спасти чудотворную икону Богородицы от поругания, вдова отнесла её к морю и опустила в воду. Икона Божией Матери при этом не легла на воду, а, стоя прямо, двинулась по морю.

С тех пор прошло около двух веков. Однажды монахи Иверской обители на Афоне увидели на море доходящий до самого неба огненный столп, в основании которого находилась стоящая на воде икона Божией Матери. После молебна старец монастыря Гавриил по повелению явившейся ему во сне Богородицы пошёл по воде, как посуху, принял икону БогоМатери и поставил её в храме.

Но на другой день икону Богородицы не нашли на том месте, где поставили, а обнаружили её над монастырскими воротами. Образ отнесли на прежнее место, но наутро он опять оказался над воротами. Так повторялось несколько раз. Наконец Пресвятая Богородица вновь явилась преподобному Гавриилу, сказав, что не желает быть хранимой иноками, а хочет Сама быть их Хранительницей.

Иноки построили надвратную церковь, в которой чудотворная икона Божьей Матери пребывает и доныне. По имени обители икона Богородицы эта названа Иверской, а по месту её пребывания над монастырскими воротами – «Вратарницей» или «Портаитиссою».

История Иверского монастыря сохранила множество случаев чудесной помощи Божией Матери через Её чудотворную икону: избавления обители от варваров, чудесного восполнения запасов продуктов, исцеления болящих.

О чудотворной иконе БогоМатери было хорошо известно в России. В царствование Алексея Михайловича (1645–1676) архимандрит Новоспасского монастыря Никон (впоследствии Патриарх всея Руси) обратился к архимандриту Иверского Афонского монастыря Пахомию с просьбой прислать список (копию) чудотворной иконы Пресвятой Богородицы.

Написать икону Богородицы для России было благословлено священнику Иамвлиху Романову. Перед этим вся братия монастыря (триста шестьдесят пять монахов) сотворила великое молебное пение с вечера и до рассвета и освятила воду со святыми мощами. Святой водой облили чудотворную икону Пресвятой Богородицы «Портаитиссу» и вновь облили уже новую доску, приготовленную для написания иконы, сделанную из кипарисного дерева. После Божественной литургии святую воду и частицы святых мощей передали иконописцу, который, смешав их с красками, приступил к написанию иконы Божьей Матери.

13 октября 1648 года икона была привезена в Москву и торжественно встречена у Воскресенских ворот множеством народа, царём Алексеем Михайловичем и Патриархом Иосифом.

Когда на патриарший престол вступил Никон, то он задумал на одном из островов Валдайского озера устроить монастырь в честь Иверской иконы Божией Матери, по подобию Афонского Иверского монастыря. На Афон были посланы искусные живописцы, чтобы написать новую копию с древней Иверской иконы Божией Матери и составить точный план Иверской обители. Стараниями русских зодчих на Валдае был основан Иверский Богородицкий Святоозерский монастырь, в который в 1656 году с Афона была принесена новонаписанная Иверская икона Богородицы.

Другие чтимые списки Иверской иконы Божьей Матери, установленные в Иверской часовне у Воскресенских ворот, были также написаны на Афоне. Тысячи православных со всей России приходили поклониться чудотворному образу (одна икона никогда не покидала своего места, другую же возили по домам Москвы в специальной карете). Прибывая в Москву, русские государи, прежде чем войти в Кремль, всегда молились в часовне у Воскресенских ворот перед чудотворной иконой Пресвятой Богородицы.

В 1929 году часовня была разрушена, икона БогоМатери исчезла, передвижная же икона сохранилась и находится ныне в храме Воскресения Христова в Сокольниках. В наши дни Божией милостью часовня воссоздана, и православная Россия 26 октября 1995 года вновь встречала образ Иверской Божией Матери, написанный на Святой Горе Афон.

Существуют иконы Иверской Божией Матери с ранкой на правой щеке Богородицы, источающей капли крови, и без ранки.

В конце ХХ столетия прославилась мироточивая Иверская икона Пресвятой Богородицы из Монреаля, хранителем который был православный испанец Иосиф Муньос Кортес. К сожалению, в октябре 1997 года после злодейского убийства Иосифа чудотворный образ бесследно исчез.

Празднование чудотворной Иверской иконы Богородицы в Русской Православной Церкви совершается трижды: 12/25 февраля (этот день связан с перенесением списка Иверской иконы в монастырь на Валдае), 13/26 октября (день торжественной встречи Афонской святыни в Москве в 1648 году) и во вторник Светлой седмицы (именно во вторник Светлой седмицы, по преданию, было явление иконы на водах перед иноками Иверского монастыря).

_______________________________________________

Молитвы к Пресвятой Богородице перед Ея иконой, именуемой «Иверская»

Пред иконой Пресвятой Богородицы «Иверская» молятся об избавлении от разных напастей и об утешении в бедах, от пожара, об умножении плодородия земли, об избавлении от скорби и печали, об исцелении недугов телесных и душевных, при тяжелых обстоятельствах, о помощи земледельцам.

Молитва первая

О Пресвятая Дево, Мати Гос­пода, Царице Небесе и земли! Вонми многоболезненному воз­дыханию душ наших призри с высоты святыя Твоея на нас, с верою и любовию поклоняющих­ся пречистому образу Твоему. Се бо, грехми погружаемии и скорбьми обуреваемии, взирающе на Твой образ, яко живей Ти сущей с нами, приносим смиренная мо­ления наша. Не имамы бо ни иныя помощи, ни инаго предстательства, ни утешения, токмо Те­бе, о, Мати, всех скорбящих и обремененных! Помози нам, не­мощным, утоли скорбь нашу, настави на путь правый нас, заблуждающих, уврачуй и спаси безнадежных, даруй нам прочее время живота нашего в мире и тишине проводити, подаждь хри­стианскую кончину и на Страшнем Суде Сына Твоего явися нам милосердая Заступница, да всегда поем, величаем и славим Тя, яко благую Заступницу рода христианскаго, со всеми угодившими Богу. Аминь.

Молитва вторая

О Пресвятая Госпоже Владычице Богоро­дице, приими недостойную молитву на­шу, и сохрани нас от навета злых человек и от напрасныя смерти, и даруй нам прежде кон­ца покаяние, на моление наше умилосердися, и радость в печали место даруй. И избави нас, Госпоже, от всякия беды и напасти, скорби и печали и от всякаго зла. И сподоби нас, греш­ных рабов Твоих, одесную стати во втором пришествии Сына Твоего, Христа Бога наше­го, и наследники нас быти сподоби Царствия Небеснаго и жизни вечныя, со всеми святыми в бесконечные веки веков. Аминь.

Тропарь, глас 1

От святыя иконы Твоея, о Владычице Богородице, исцеления и цельбы подаются обильно, с верою и любовию приходящим к ней. Тако и мою немощь посети и душу мою помилуй, Благая, и тело исцели благодатию Твоею, Пречистая.

Кондак, глас 8

Аще и в море ввержена бысть святая икона Твоя, Богородице, от вдовицы, не могущия спасти сию от врагов, но явилася есть хранительница Афона и вратарница обители Иверския, враги устрашающая и в православней Российстей стране чтущия Тя от всех бед и напастей избавляющая.

Величание

Величаем Тя, Пресвятая Дево, и чтим образ Твой святый, имже болезни наша врачуеши и души наша к Богу возводиши.

___________________________________________

АКАФИСТ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЕ ПЕРЕД ЕЯ ИКОНОЙ, ИМЕНУЕМОЙ "ИВЕРСКАЯ"

Кондак 1
Взбранной Воеводе, Владычице нашей Богородице, похвальная пения приносим Ти раби Твои, яко пришествием честнаго образа Твоего стяжавший щит крепкий, стену необоримую и стражу неусыпну. Ты же, яко имущая державу непобедимую, покрый и защити нас, Владычице, от всех врагов видимых и невидимых и избави от всякаго вреда, душевнаго и телеснаго, да зовем Ти: Радуйся, благая Вратарнице, двери райския верным отверзающая.

Икос 1
Ангел предстатель послан бысть рещи Богородице, егда паде Ей жребий апостольскаго служения в земли Иверстей: "Не разлучайся Иерусалима, жребии же, Тебе падший, просветится в последния дни, Ты же имаши потрудитися в земли, юже Тебе Бог изволит". Темже радуйся, Еюже Евангелие благовестится; Радуйся, Еюже идольская прелесть упразднится. Радуйся, Еюже власть князя тьмы разрушится; Радуйся, Еюже Царство Христово утвердится. Радуйся, падших во тьму идолослужения к свету Евангелиа воззвание; Радуйся, от рабства диаволу, в свободу славы чад Божиих приведение. Радуйся, готовая Служительнице Сына Своего и Бога; Радуйся, послушанием преслу- шание Евы исцеляющая. Радуйся, высото добродетелей; Радуйся, глубино смиренномудрия. Радуйся, Еюже невернии познают Творца; Радуйся, Еюже вернии усыновляются Отцу. Радуйся, благая Вратарнице, двери райския верным отверзающая.

Кондак 2
Видящи Святая Дева дивное и новое о Себе промышление Божие, яко раба Господня, присно готовая творити волю Его, возопи: Аллилуиа.

Икос 2
Разум недоразумеваемый глагола ангельскаго разумен Тебе, Пречистая, творя Господь, управи шествие Твое к Горе Афонстей, идеже проповедася Тобою Евангелие, и тако явися жребий Твой. Мы же радостно вопием: Радуйся, освятившая Афон Своим пришествием; Радуйся, низложившая тамо идолов. Радуйся, насадившая тамо веру истинную; Радуйся, неверие отгнавшая. Радуйся, в жребий Себе Гору сию избравшая; Радуйся, благодать сему месту обещавшая. Радуйся, верным, живущим в ней, Подательнице земных благ; Радуйся, Споручнице вечнаго их спасения. Радуйся, теплая Ходатаице о живущих в жребии Твоем; Радуйся, всех врагов их устрашение. Радуйся, милость Сына Своего до скончания века месту сему обещавшая; Радуйся, благодать Его неотступною быти предрекшая. Радуйся, благая Вратарнице, двери райския верным отверзающая.

Кондак 3
Сила Вышняго заступлением Богоматере осени Святую Гору и удолия и дебри ея яко село пространное показа всем в иночестей жизни хотящим жати спасение, внегда пети сице: Аллилуиа.

Икос 3
Имущи промышление о жребии Своем, людех Иверския земли, устроила еси в месте, идеже Сама к Афону пристала еси, обитель роду их, в тихое пристанище ищущим спасения, хотящи даровати ей в щит и ограждение икону Свою, да вси взывают: Радуйся, пославшая проповедницу Евангелиа в землю Иверскую; Радуйся, обратившая сию страну от прелести идольстей к свету Христову. Радуйся, отрасли неувядаемыя розго, дивную лозу Нине даровавшая; Радуйся, от нея произрастившая гроздие чудес и благия веры. Радуйся, сад духовный на Афоне насадившая; Радуйся, струю из него просвещения духовнаго стране Иверстей источившая. Радуйся, Евфимия златословесная уста; Радуйся, Торникия непобедимая крепосте. Радуйся, всех благо-честивых укрепление; Радуйся, иноков ограждение. Радуйся, тихое пристанище ищущих спасение; Радуйся, вечный покой им уготовляющая. Радуйся, благая Вратарнице, двери райския верным отверзающая.

Кондак 4
Бурю внутрь имущи помышлений сумнительных, честная вдовица, яже в Никеи, смятеся, зрящи копием воина-иконоборца прободену святую и чтимую икону Богоматере и абие источившу кровь и, страхом обдержима, да не поругана будет святая икона, с молитвою слезоточащи вверже ю в море. Увидевши же ю прямо верху воды путь творящу и текущу к Западу, возопи с веселием: Аллилуиа.

Икос 4
Видеша иноцы Святыя Горы явльшийся в мори яко пламень, яко столп огнен, егоже верх досязаше Небеси, яко солнце сияющее, и в нощи притекоша к краю моря и, видевше святую икону Богоматере, по морю носимую силою свыше, возопиша Благодатней: Радуйся, Купино, Законоположником предзримая; Радуйся, столпе огненный, на-ставляяй сущия во тьме. Радуйся, лествице, досязающая до Небес, еюже сниде Бог; Радуйся, мосте, преводяй сущих от земли на Небо. Радуйся, заре таинственнаго дне; Радуйся, Звездо, являющая Солнце. Радуйся, Свет Неизреченный родившая; Радуйся, еже како ниединаго же научившая. Радуйся, облеченная в солнце, сияющая благодатию и славою всей вселенней; Радуйся, молние, души просвещающая и верных смыслы озаряющая. Радуйся, светлосте, во тьме светящая; Радуйся, то многосветлое возсияваеши просвещение. Радуйся, благая Вратарнице, двери райския верным отверзающая.

Кондак 5
Боготечную икону Свою дати хотящи Иверстей обители, рекла еси, Богомати, преподобному Гавриилу: "Иди с ликом иноков к брегу моря, сниди в пучину и приими икону Мою". Онже, верою и любовию окриляемь, по воде, аки по суху, ходя, прият ю во объятия своя и, достиг сокровища, иным недостижимаго, в достояние иноков рода своего иверскаго, веселяся пояше: Аллилуиа.

Икос 5
Видеша иноцы иверстии многажды икону Богоматере из храма в верху врат монастырских на стену града незримою силою изнесенную, ужасахуся и стояху, зовуще к ней таковая: Радуйся, святую икону дати нам изволившая; Радуйся, покров ея быти нам обещавшая. Радуйся, любовь Твою к обители нашей показавшая; Радуйся, благое о ней про-мышление явившая. Радуйся, помощь наша в чуждей стране; Радуйся, в странствии нашем утешение. Радуйся, Божие к нам благоволение; Радуйся, наше к Богу дерзновение. Радуйся, слез наших избавление; Радуйся, сирых нас Защитнице. Радуйся, ограждение наше; Радуйся, едина Радосте наша. Радуйся, благая Вратарнице, двери райския верным отверзающая.

Кондак 6
Проповедника творящи Гавриила воли Своея, рекла еси к нему, Владычице: не приидох хранима быти от вас, но да буду Аз хранительница ваша не токмо в настоящем, но и в будущем веце. Се даю вам знамение: дондеже зрите в монастыре икону Мою, не оскудеет вам благодать Сына Моего и милость, да вопиют Ему вси: Аллилуиа.

Икос 6
Возсия радость велия слышавшим Твоя, Богомати, обетования, и Тебе, Небесней Вратарнице, храм на вратех обители с веселием иноцы воздвигоша и возопиша тако: Радуйся, Хранительнице наша в настоящем веце; Радуйся, Предстательнице наша в будущем. Радуйся, страху Божию нас научающая, радуйся, на путь добродетели наставляющая. Радуйся, дерзновение наше и Надеждо; Радуйся, упование наше и покров. Радуйся, благоутробие Сына Своего к нам преклонившая; Радуйся, благодать Его неоскудно пребывати с нами возвещающая. Радуйся, святую икону залогом милости давшая; Радуйся, дар чудодействия ей даровавшая. Радуйся, прилог всякаго зла от обители отражающая; Радуйся, всему благому вход отверзающая. Радуйся, благая Вратарнице, двери райския верным отверзающая.

Кондак 7
Хотящу иногда злочестивому Амире обитель Иверскую разорити и стадо иноков, тамо собранное, разсеяти, скоро позна крепкое обители заступление от Богоматере, увидев корабли своя в пучине моря погрязшия и ратники изгибшия. И пришед со смирением; сребро и зла-то в обитель даяше, молитвы прося. Иноцы же, видевше сия, возопи-ша к Богу: Аллилуиа.

Икос 7
Новыя и безчисленныя чудеса показа Богоматерь, в обители оскудение вина, муки и елеа восполняющи, бесныя исцеляющи, хромым хождение дарующи, слепым прозрение и всяк недуг врачую-щи, да, видяще чудеса сия, воспевают Тебе: Радуйся, Взбранная Воеводо, враги побеждающая; Радуйся, скорая на помощь призывающим Тя. Радуйся, не презирающая моления нашего; Радуйся, обещания Своего не отступающая. Радуйся, скорбь обители в радость претворяющая; Радуйся, оскудение обители восполняющая. Радуйся, слепых прозрение; Радуйся, хромых хождение. Радуйся, всех немощных Целительнице; Радуйся, всех скорбных Утешительнице. Радуйся, яко не престаеши промышляющи и спасающи нас; Радуйся, яко от толиких бед избавляеши нас. Радуйся, благая Вратарнице, двери райския верным отверзающая.

Кондак 8
Странно покрываемую от иконы Богоматере обитель Иверскую слышав Патриарх Никон, вожделе и Российстей стране благодати Ея стяжати причастие; сего ради, создав обитель в честь славнаго образа, со тщанием испроси изображение чудотворнаго образа Богоматере, да, покровом Ея защищаеми, вопиют Богу: Аллилуиа.

Икос 8
Вся сущи в Вышних, но и нижних не отступающи, благоизволила еси, Богомати, якоже древле преподобному Антонию даровася благословение Горы Афонския на утверждение обители Печерския, даровати и новой обители в стране Российстей благодать Свою, еюже благословила еси Афон, в подобии честнаго образа Твоего; темже взываем Ти: Радуйся, страны Российския покрове, ширший облака; Радуйся, православныя веры в ней ограждение и утверждение. Радуйся, Православныя Церкве непоколебимый столпе; Радуйся, ересей и расколов обличение. Радуйся, светлыми лучами чудотворных икон всю страну озаряющая; Радуйся, дары исцелений и милостей от них источающая. Радуйся, врагов устрашение; Радуйся, святителей веселие.
Радуйся, иереев похвале; Радуйся, иноков Наставнице. Радуйся, всего рода нашего спасение. Радуйся, благая Вратарнице, двери райския верным отверзающая.

Кондак 9
Всяко тщание имуще о написании честнаго образа милостивыя Вратарницы, сонм постников иверских молебныя пения совершает; водою от чудныя иконы омывает деку, на нейже имать изобразитися честный образ, и преподобнаго Иамвлиха освящает, иже подвизався в посте, молитве и бдении со всею братиею, списа вапы, святою водою и мощами освященными честное изображение Богоматере, выну моляся и вопия Богу: Аллилуиа.

Икос 9
Ветия многовещанныя, яко рыбы безгласныя, видим о Тебе, Богородице: недоумеют бо, како по достоинству похвалити вся чудеса Твоя, явленная роду нашему от святыя Твоея иконы: еще бо на пути в Российскую страну сия чудодействоваше, благочестивому Мануилу повелевая выкуп дати неверным, возбраняющим шествие святыя иконы в страну Русскую, и сугубо ему послежде отдавши. Мы же, дивящеся, верно вопием Ти: Радуйся, источниче чудес неизчерпаемый; Радуйся, всякия милости Подательнице. Радуйся, всегда теплая о нас Ходатаице к Богу; Радуйся, промышления Его о нас сокровище. Радуйся, сущим в бедах прибежище; Радуйся, скорбящих утешение. Радуйся, больных исцеление; Радуйся, немощных укрепление. Радуйся, вдов заступление; Радуйся, сиротствующих милосердая Мати. Радуйся, заблуждающих на путь истины обращение; Радуйся, грешников к покаянию воззвание. Радуйся, благая Вратарнице, двери райския верным отверзающая.

Кондак 10
Спасти хотящи многия люди от бед и скорбей, источаеши, Богомати, неоскудный источник милости от Своея иконы роду нашему: се бо и в стольном граде Москве благая Вратарница являешися всем поклоняющимся Тебе, скорое вспоможение подавающи, и в новой обители Иверстей благодати струи от иконы Твоея испущаеши, и во иных градех, обителех и весех чтущим Тя полезное прошение исполняющи. Темже, прославляя Бога, давшаго нам благодать таковую, вопием Ему: Аллилуиа.

Икос 10
Стена еси иноческому чину, Богородице, и всем, к Тебе прибегающим; ибо Небесе и земли Творец, вселься в девственней утробе Твоей, научи всех чистоты и целомудрия ревнителей возглашати Тебе: Радуйся, девства сосуде изоранный; Радуйся, чистейший образе целомудрия. Радуйся, чертоже безсеменнаго уневещения; Радуйся, Невесто Неневестная. Радуйся, Сеятеля чистоты рождшая; Радуйся, верных Господеви сочетавшая. Радуйся, в бури искушений скорая Помощнице; Радуйся, прилоги врага отражающая. Радуйся, мглу душевредных страстей отгоняющая; Радуйся, помыслы очищающая. Радуйся, земныя сласти презирати научающая; Радуйся, к Горнему умы и сердца направляющая. Радуйся, благая Вратарнице, двери райския верным отверзающая.

Кондак 11
Пение всякое побеждается, спростретися тщащееся ко множеству многих щедрот Твоих: равночисленным бо песка песни аще приносим Ти, Владычице наша Богородице, ничтоже совершаем достойно, яже подаваеши нам, о Тебе вопиющим: Аллилуиа.

Икос 11
Светоприемную свещу, сущим во тьме бед явльшуюся, зрим святую икону Богоматере: невещественный бо огнь благодати приемлющи, лучами чудес всех озаряет, научающи сице взывати Благословенней: Радуйся, во всяких нуждах скорое вспоможение; Радуйся, в печалех быстрое услышание. Радуйся, от огня, меча и нашествия иноплеменных нас избавляющая; Радуйся, от глада и напрасныя смерти нас освобождающая. Радуйся, от язвы и всегубительства смертнаго нас соблюдающая; Радуйся, бедствующим в пути, на суше и на водах внезапное вспоможение. Радуйся, язв душевных и телесных врачевание; Радуйся, оставленных врачами в Свои руки приемлющая. Радуйся, милосердая Утешительнице всех скорбящих и обремененных;
Радуйся, не отвергающая всех презренных и отверженных. Радуйся, самых отчаянных из рова погибели похищающая; Радуйся, и мене, обнаженнаго добрых дел, не оставляющая Своим покровом и заступлением. Радуйся, благая Вратарнице, двери райския верным отверзающая.

Кондак 12
Благодать дати восхотев долгов древних, всех долгов Решитель человеком, прииде Собою ко отшедшим Того благодати и, раздрав рукописание, дарова нам крепкое Богоблагодатныя ходатайство, да вопием вси молитвами Ея: Аллилуиа.

Икос 12
Поюще Твоя чудеса, являемая нам в жизни сей, хвалим Тя. Богородице, яко милости источник неисчерпаемый. Но, припадающе к Тебе пред чудотворною иконою Твоею, молим Тя смиренно, буди нам покров и защищение и в день кончины нашея, и егда имамы предстати на суд страшному Престолу Сына Твоего, да вопием Ти: Радуйся, во славе приседящая Престолу Сына Твоего и тамо нас воспоминающая; Радуйся, с Сыном Твоим и Богом вечно царствующая и о нас ходатайствующая. Радуйся, уповающим на Тя конец живота непостыден дарующая; Радуйся, безболезненную и мирную кончину устрояющая. Радуйся, мытарств горьких избавление; Радуйся, от власти князя воздушнаго освобождение. Радуйся, грехов наших непоминовение; Радуйся, по Господе упование нам блаженныя жизни. Радуйся, уповающим на Тя одесную Сына Твоего стояние устрояющая;
Радуйся, блаженнаго гласа Онаго, Небеснаго Царствия наследие обещающаго, слышати сподобляющая. Радуйся, благая Мати, всех чтущих Тя жити с Собою вселяющая; Радуйся, крепкая Надеждо веч-наго спасения всем христианом. Радуйся, благая Вратарнице, двери райския верным отверзающая.

Кондак 13
О Всепетая Мати, Пресвятая Госпоже Дево Богородице! Призри на нас, приносящих смиренно со слезами малыя сия молитвы пред пречистым Твоим образом и все упование и надежду возложивших на Тя, и избави нас всех бед и напастей в животе сем и будущия изми муки, да, спасаемии Тобою, вопием выну: Аллилуиа.

(Этот кондак читается трижды, затем икос 1 кондак 1)

Первое Православное радио в ФМ диапозоне!

Можете слушать в автомобиле, на даче, везде где у вас нет доступа к Православной литературе или другим материалам.

_________________________________

http://ofld.ru - Благотворительный Фонд «Лучик Детства» - это добрые и великодушные люди, объединившиеся вместе ради помощи детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации! Фонд поддерживает детей из 125 социальных учреждений 8 областей России, в том числе и малюток из 16 домов ребенка. А это дети-сироты из Челябинской, Свердловской, Курганской, Оренбургской и Самарской областей, а также дети Пермского Края, Республики Башкортостан и Удмуртской Республики. Основной задачей при этом остается обеспечение всем необходимым детей из домов ребенка, где находятся самые маленькие наши подопечные – детки в возрасте от 1 месяца и до 4 лет.

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † - https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 44 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывание святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях... Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

В народе этот священный лик еще называют Привратницей, Вратарницей или Портаитисса. Иверская икона Божьей матери получила свое название от монастыря, который находится в Иверии, Грузия. Он располагается на Священной горе Афон.

Известна она тем, что помогает избавится от недугов, а также защитить жилище от нежеланных посещений. Иноки отметили, что она может предупреждать о возможных катаклизмах и негативных явлениях в мире.

Первые воспоминания о ней датируются еще 9 веком, когда над божественными изображениями производилось надругательство и они подлежали уничтожению. По приданию она была спасена одной вдовой, которая обитала возле Никеи. Но все тайное становится явным.

В дом этой женщины пришли воины и хотели забрать образ. Один из них направил копье на икону и ударил, и пролилась кровь из лика Богородицы. Вдова помолилась Пречистой и направилась к морю. Когда женщина опустила образ в воду, то увидела, что она стоя начала передвигаться по волнам.

Эта история об образе с пронзенным ликом и выпущенной в море, дошла до горы Афон. Единственный сын этой вдовы стал монахом на Святой горе и пребывал недалеко от места, где несколько веков назад причалил корабль с Божьей Матерью, которую везли на Кипр. А затем в Х веке Иоанн, грузинский вельможа и Торникий, византивский военачальник положили начало создания Иверской обители.

Как-то раз монахи этого монастыря увидели высокий огненный столб над морем, который поднимался над ликом Богоматери, который был в воде. Они пытались приблизится к ней, но чем ближе приплывали, тем дальше образ уходил в море. Братья молились Господу и просили подарить этот образ их обители.

Через несколько ночей к старцу Гавриилу вилась Богородица и сказала, что готова передать им свою икону для помощи и покрова. Но для этого он должен войти в море и прийти к ней по волнам.

С самого утра монахи прибыли на берег и начали петь молебен. Старец Пошел по воде, чтобы принять божественное изображение. Сначала ее разместили в часовне и трое суток над ней молились. Затем ее переместили в соборный храм. На том месте, где она стояла появился источник сладкой чистой воды.

Но после ночи ее увидели над монастырскими воротами. Монахи вернули ее на прежнее место, но вскоре она опять оказалась над входными вратами. Такие чудеса продолжались несколько раз. После этого Пресвятая Богородица явилась старцу Гавриилу и сказала, что ее не стоит охранять, а она сама будет хранительницей братии. А милость ее будет до тех пор с ними, пока образ будет в их обители.

Монахи построили надвратную церковь на честь Богоматери и чудотворная иверская икона находится там по сей день.

Так же заходите в нашу православную группу в телеграме https://t.me/molitvaikona

Празднование на ее честь проходит во вторник Светлой седмицы. В этот день монахи идут крестным ходом на морское побережье, где Гавриил получил святыню.

Значение иверской иконы

В монастыре говорят о чудотворном влияние этого образа. Дева Мария помогает в:

  • исцелении больных,
  • восполнение запасов,
  • избавление от набегов варваров.

Есть история, когда персы пытались захватить монастырь. Монахи молились Божьей Матери. И резко началась ужасная буря. Корабли грабителей были потоплены. Выжил только военачальник Амир. Он был удивлен могуществом Божьего гнева и просил прощения. За отпущение грехов он отдал большое количество денег на строительство стен монастыря.

Чудотворная икона часто обличала и вразумляла братию. Однажды в обитель пришел бедняк. Денег у него не было, а он хотел переночевать и покушать. В этот момент была проблема с количеством провианта и привратник решил взять деньги с него. Так как он был беден, то получил отказ.

И бедняк решил направиться в столицу Афона. По дороге он встретил женщину, которая дала ему золотую монету. Нищий возвратился в монастырь и отдал деньги привратнику. Иноки увидели монету и их поразила ее древность. Они вспомнили, что такие монеты были не окладе образа. Они попросили бедняка рассказать откуда она у него. Он поведал о женщине-незнакомке. И тогда монахи поняли, что это была сама Богородица.

Для того, чтобы вразумить монахов, все продукты испортились. Иноки раскаялись и никогда не брали больше платы за трапезу и ночлег у бедняков. Монахи радушно принимают паломников и угощают их кофе, ракией и лукумом.

  • В монастырь был приглашен прекрасный псалмопевец Влах Нектарий. Он обладал замечательным голосом и многие певчие ему завидовали. Во время трапезы его отравили. Чувствуя себя очень плохо он обратился к Богородице с молитвой и принял масло из лампады. Он полностью исцелился. Пел он в тот день так замечательно, как никогда до того.
  • Перед началом Первой мировой войны лицо младенца изменилось из кроткого на грозное.
  • Монахи также отметили, что лампада с маслом перед ликом, начинает раскачиваться без какого-либо воздействия извне. Это служит предостережением о бедствиях.

Она никогда не покидала Святую гору, но святой Нил Мироточивый говорил, что это произойдет незадолго до второго Пришествия Христа.

С нее было сделано много копий, которые были отправлены в разные уголки мира.

О чем молятся иконе Иверской Божьей матери?

К этому образу обращаются:

  • при утешении в бедах,
  • пожарах,
  • умножении плодородия земли,
  • напастях.

Этот образ поможет каждому обрести внутреннюю чистоту. К Ней можно обратится с молитвой и пагубные желания будут преодолены, сердце успокоится. У Богородиц просят заступничества не только за себя, а за своих близких, и даже врагов.

Молитва Иверской иконе Божьей Матери


О Пресвятая Дево, Мати Господа, Царице небесе и земли! Вонми многоболезненному воздыханию душ наших, призри с высоты святыя Твоея на нас, с верою и любовию покланяющихся пречистому образу Твоему. Се бо, грехми погружаемии и скорбьми обуреваемии, взирающе на Твой образ, яко живей Ти сущей с нами, приносим смиренная моления наша. Не имамы бо ни иныя помощи, ни инаго предстательства, ни утешения, токмо Тебе, о Мати всех скорбящих и обремененных! Помози нам, немощным, утоли скорбь нашу, настави на путь правый нас, заблуждающих, уврачуй и спаси безнадежных, даруй нам прочее время живота нашего в мире и тишине проводити, подаждь христианскую кончину и на Страшном Суде Сына Твоего явися нам, милосердая Заступница, да всегда поем, величаем и славим Тя, яко благую Заступницу рода христианскаго, со всеми угодившими Богу. Аминь.

Молитва, читаемая на молебене перед Иверской иконой Божьей Матери в Ее часовне:

О, Пресвятая Госпоже Владычице Богородице! Приими недостойную молитву нашу, и сохрани нас от навета злых человек и от внезапныя смерти, и даруй нам прежде конца покаяние. На моление наше умилосердися и радость вместо печали даруй. И избави нас, Госпоже, от всякия беды и напасти, скорби и болезни, и от всякаго зла. И сподоби нас, грешных рабов Твоих, одесную стати во Втором Пришествии Сына Твоего, Христа Бога нашего, и наследники быти Царствия Небеснаго и жизни вечныя со всеми святыми в безконечныя веки веков. Аминь.

От чего помогает икона Иверской Божьей матери?

Как и перед прочими образами Богородицы, перед ней можно просить об избавлении от недугов тела и души. Необходимо помнить о том, что обращаться к ней нужно не только с просящей или покаянной молитвой, но и с благодарностью.

Где вешать Иверскую икону Пресвятой Богородицы Вратарницы?

Этот образ является заступницей женского пола и хранительницей домашнего очага. По традиции этот образ размещают над входной дверью.

Количество икон в помещении и их размещение не имеют особого значения. Необходимо соблюдать определенные правила, но самое главное – вера в душе каждого человека. Необходимо не только просить, а и благодарить за благодать, которая сходит на нас.

Храни Вас Господь!


Наверняка, каждому глубоко верующему представителю православной конфессии немало известно об Иверской . От чего помогает, где вешать образ в доме лучше и правда ли с её помощью можно выйти замуж, узнайте далее.

Значение святыни в православном мире

Еще в 10 столетии в одном из афонских монастырей возникла та самая чудотворная икона. О её бесспорном значении в жизни священнослужителей и простых людей можно сказать очень много. На протяжении стольких веков подряд она является святыней, оберегающей от неудач в любых начинаниях, сокровищницей, защитницей от разных болезней.

Называют святой образ по-разному – Привратница, Портаитисса, Вратарница. Все эти имена связаны с предысторией иконы. Важно сказать и о главной характерной черте именно этого лика Пресвятой Богородицы. На правой щеке Богоматери, присматриваясь внимательнее, можно рассмотреть кровавую струйку.

Прямым предназначением икон является вселение в человеческие души веры. Прося помощи и заступничества каждый раз при обращении к Иверской Иконе Божьей Матери, от чего помогает она важно предварительно узнать. Образ Богородицы, как и другие лики святых, можно по праву считать прямыми посредниками между Богом и человеком. А поскольку Богоматерь имеет множество изображений, значений и имен, то и назначение каждого образа заключается в чем-то конкретном. Значением же Иверской Богородицы является защита жилища, оберег от врагов, покровительство женским делам и избавление от недугов различного происхождения.

История святого образа берет свое начало еще со времен Иисуса Христа. Авторство работы приписывают Луке – один из первых иконописцев, изобразивших Богородицу на руках с младенцем в скорбящем виде.



Предание о появлении чудотворной иконы

Происхождение иконы является чудесным и заслуживает детального рассмотрения. По преданию христиан, начинается история с рассказа о вдове, проживающей давным-давно поблизости от города Никея, что в Малой Азии. Женщина жила по религиозным законам, была верующим благочестивым человеком, которому удалось привить христианскую веру и собственному сыну.

Иверская икона Божьей Матери (от чего помогает, фото образа должны быть знакомы каждому верующему человеку) хранилась в её доме. Император Феофил, всячески преследующий христиан, ставил своей основной задачей лишить людей предметов, подпитывающих веру и дух убеждений. Однажды надсмотрщики заявились и в дом к вдове. Обнаружив святыню, один из них пронзил изображение копьем. Однако тут же упал на колени и раскаялся в содеянном, поскольку сразу же заметил, что по щеке Богоматери потекла кровь. Он решил спасти реликвию и рассказал женщине, что ей необходимо для этого сделать.

Прочитав несколько молитв подряд, вдова отправилась к морскому берегу в ночное время и пустила образ в плаванье по волнам. Икона проплыла некоторое время, после чего волнами она была прибита к монастырю на Святой Горе. Монахи Иверского монастыря, расположенного там же, сразу заметили странное свечение. Кроме того, от него к самому небу исходил столп огня. В течение нескольких дней продолжалось это удивительное явление. Поборов свои опасения, монахи решили, во что бы то ни стало, узнать, что же происходит на самом деле, и поплыли на лодке.
Обнаружив у берега невероятную икону, они захотели тотчас же достать её из воды. Однако их попытки не увенчались успехом. Святыня как будто специально отплывала от них в сторону при малейшем приближении.



Вернувшись в храм с пустыми руками, они приступили к молебну, в котором просили Богородицу помочь им обрести святой образ. В следующую ночь Пресвятая Матерь Божья пришла во сне к одному из старцев – Гавриилу, сказав, что готова подарить афонской обители свой лик. Наутро иноки решили снова попытать счастья и попробовать достать из воды Иверскую икону Божьей Матери (от чего помогает, Акафист образу поможет понять любому).

Гавриил лично отправился в воду, и ему удалось с благословением принять в руки чудотворный лик, после чего с почестями образ был помещен в монастыре. Однако здесь чудеса продолжались. Несколько раз подряд помещая реликвию в храм, на следующий день монахи обнаруживали её над воротами в монастырь. И вскоре Богородица снова пришла во сне к Гавриилу и пояснила, что не желает быть охраняемой, она хочет сама охранять обитель иноков. И пока находиться святой образ будет на территории монастыря, благополучие и милость Господняя будут сопутствовать всем молящимся здесь. В честь такого иконы иноки возвели над вратами церковь, в которую и смогли определить лик.

По прошествии долгих лет в обители случайно очутился и сын бывшей хозяйки иконы. И он узнал фамильную христианскую реликвию. Более тысячи лет сберегается Иверская икона Божьей Матери (от чего помогает, видео расскажет более подробно, в т.ч. как правильно молиться) на территории монастыря. Образ, будучи почитаемым хранителем своей обители, получил свое именование, естественно, с названия монастыря.

Имеет такую же мощную силу, как и просьбы к данной иконе.

Предназначение святыни

За время существования образа в храме, её внешний вид претерпел некоторые изменения. Во-первых, изображение получило серебряное обрамление. Во-вторых, местные иконописцы оставили открытыми и визуально доступными только обличия Богоматери и Младенца на ее руках. Множество случаев известны истории о том, что Богородица приходила на спасение к монахам, избавляя их в тяжелые времена от голодной смерти, различных заболеваний и наступления врагов, стремившихся поработить родные земли.



Заслуживает отдельного внимания и монастырь, в котором хранится Иверская икона Божьей Матери. От чего помогает (выйти замуж или избавиться от болезни) еще тогда узнали настоятели храма. Одна из около двух десятков святейших храмов, эта обитель располагается на горе Афон, что на одноименном греческом полуострове. Основателями монастыря были грузины, преподобный Гавриил был той же национальности. К тому же, само название храма имеет непосредственную связь с грузинскими корнями настоятелей.

На сегодняшний день полуостров называют Ибирон, а образ Иверсокй иконы Божьей Матери зовут Портаитиссой, что в переводе с греческого означает «Привратница». Здесь обитают около 30 монахов. Дважды в год на крупные религиозные праздники они совершают торжественные шествия вокруг монастыря. В праздники выносят также и главную реликвию – Иверскую икону Божьей Матери (от чего помогает, когда празднуют образ известно не каждому, однако глубоко верующий человек просто обязан знать, что отмечают событие 26 октября), и несут её к морю, где в первый раз была обнаружена она иноками. Интересным моментом считается то, что подержать в руках «Портаитиссу» разрешают любому желающему.

Примечательно также и то, что копии чудотворной иконы были получены в России во времена правления великого царя Алексея Михайловича. Святые образы царь встречал в окружении толпы православных жителей. Один из полученных им списков был отправлен на Валдай. Вскоре там был возведен монастырь Иверский. Еще одна копия возвышается над парадными воротами в столице. Открытый доступ для к святыне практически в центре Москвы сделал ее одной из самых уважаемых, почитаемых образов Богородицы.

Отче наш

Отче наш, иже еси на небесех. Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго. Яко Твое есть Царство, и сила, и слава Отца и Сына и Святого Духа. Ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Символ веры

Верую во единого Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым. И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век; Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша. Нас ради человек, и нашего ради спасения сшедшаго с небес, и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася. Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребенна. И воскресшаго в третий день, по Писанием. И восшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца. И паки грядущего со славою судити живым и мертвым, Его же Царствию не будет конца. И в Духа Святаго, Господа Животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки. Во едину, Святую, Соборную и Апостольскую Церковь. Исповедую едино крещение во оставление грехов. Чаю воскресения мертвых, и жизни будущего века. Аминь.



Матушка Мария (народная молитва)

Матушка Мария по сырой земле ходила, Иисуса Христа спородила, за рученьку водила, привела на Сионскую гору, на Сионской горе стоит Престол, на Престоле золотая книга, у книги Сам Господь сидит, читает, святую кровь проливает, приходит Святой Петр:

– Что же Ты, Господи, читаешь, святую кровь проливаешь?

– Ох, Святой Петр, не гляди на муку, бери крест в руку, иди по селу, говори старому, малому, пусть закон исполняют, молитвы читают, от ползучего, от летучего, от приворотного. Аминь. Аминь. Аминь.

Да воскреснет Бог

Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его, и да бежат от лица Его ненавидящии Его. Яко исчезает дым, да исчезнут. Яко тает воск от лица огня, тако да погибнут беси от лица любящих Бога, и знаменующихся крестным знамением, и в веселии глаголющих: радуйся, Пречестный и Животворящий Кресте Господень, прогоняяй бесы силою на тебе пропятаго Господа нашего Иисуса Христа, во ад сшедшаго, и поправшаго силу диаволю, и даровавшего нам тебе, Крест Свой Честный, на прогнание всякаго супостата. О, Пречестный и Животворящий Кресте Господень. Помогай ми со Святою Госпожею Девою Богородицею и со всеми святыми во веки. Аминь.

Живые помощи (Псалом 90)

Живый в помощи Вышняго, в крове Бога Небеснаго водворится. Речёт Господеви: Заступник мой еси и Прибежище мое, Бог мой, и уповаю на Него. Яко Той избавит мя от сети ловчи, и от словесе мятежна, плещма Своима осенит тя, и под криле Его надеешися: оружием обыдет тя истина Его. Не убоишися от страха нощнаго, от стрелы летящия во дни, от вещи во тме преходящий, от сряща и беса полуденнаго. Падет от страны Твоея тысяща, и тма одесную тебе, к тебе же не приближится, обаче очйма твойма смотриши, и воздаяние грешников узрищи. Яко Ты, Господи, упование мое, Вышняго положил еси прибежище твое. Не приидет к тебе зло, и рана не приближится телеси твоему: яко ангелом Своим заповесть о тебе, сохранити тя во всех путех твоих. На руках возмут тя, да не когда преткнеши о камень ногу твою, на аспида и василиска наступиши, и попереши льва и змия. Яко на Мя упова, и избавлю и: покрыю и, яко позна имя Мое, воззовет ко Мне, и услышу его: с ним есмь в скорби, изму его, и прославлю его, долготою дней исполню его, и явлю ему спасение Мое.

Примечания

Артос (?????) – Всецелая просфора. Так называется большой раскрашенный и позолоченный хлеб, по краям которого пишется полный стих: «Христос воскресе» и проч., а в середине изображается либо крест, либо Воскресение Христово. В течение Светлой недели он помещается в церкви на аналое перед иконостасом, обносится с ежедневным крестным ходом вокруг церкви, а в субботу на Святой неделе окропляется святой водой и распределяется между верующими.

Вороний глаз (лат. P?ris) – род однодольных растений семейства мелантиевые (Melanthiaceae).

Чело – устье печи.


Наибольшим почитанием пользуются мощи и имена святых, имеющих крупное государственное значение: Феодосия Печерского, Сергия Радонежского, Зосимы и Савватия Соловецких, Германа и Сергия Валаамских, Кирилла Новоезерского, Серафима Саровского и других.

Вера в это распространялась даже на татар. В XIV веке святой московский митрополит Алексей вызывался в Золотую орду для исцеления больной ханской жены Хайдулы.

Такова, например, могила Александра Меня, который пока не канонизирован. А вот Петра и Февронию народ свято чтит, и много веков их могила оказывает исцеляющее воздействие на больных.

Когда в 1339 году Тамерлан по совершенно непонятной причине ушел из-под Москвы, его отступление было всецело приписано заступничеству за русскую землю иконы Владимирской Божьей Матери, принесенной для защиты от врагов из Владимира в Москву.

Как, например, икона Иверской Божьей Матери, приплывшая в Новый Афон по морю.

Такие явленные иконы имеются даже в частных домах. У одного колхозника в д. Домнино Владимирской области была икона Николая Чудотворца, которую более ста лет назад поймал плывущей по реке его прадед. Этой иконой «пользовалась» вся округа, так как она исцеляла от многих болезней, стоило только полить с нее больного водой и дать несколько глотков выпить. К сожалению, в настоящий момент местонахождение чудотворной иконы неизвестно.

На развитие такого местного паломничества имела влияние и та чисто лечебная роль, которую играли монастыри прежде.

В настоящее время для избавления от алкоголизма ходят к иконе Божьей Матери, у которой есть собственное имя «Неупиваемая Чаша», впервые явленная во Владычнем монастыре в городе Серпухове в 1878 г. Образ известен тем, что, по мнению верующих, молящиеся перед ним могут получить исцеление от болезней, в том числе от алкоголизма и наркомании. Первоначально явленный образ был уничтожен коммунистами в 1929 г. Существующие ныне два чудотворных списка находятся в Серпухове в Высоцком и Владычнем монастырях.

Из современных обетов наиболее примечателен исполняемый крестьянами Орловской области. Там при появлении гриппа или другой повальной заразы жители приносят в церковь овечью шерсть «на чулочки» святой Параскеве Пятнице.

Попов Г. И. Русская народно-бытовая медицина: По материалам этнографического бюро кн. В. Н. Тенишева. СПб., 1903.

Признание святого способным помогать при той или другой болезни, по большей части, стоит в соответствии с его житием.

Аналогия напрашивается сама собой.

В 30-е годы этот «профилакторий» разгоняли комсомольцы, во время войны и после он опять существовал некоторое время, теперь же на него собираются все, способные ко второму дню передвигаться.

А. Стреллинг. Рассказы из народного быта. СПб., 1913.

Сухман М. Иностранцы о древней Москве. Москва XV-XVII веков. М.: Столица, 1991.

Масло, настоянное на траве регаль, растущей на Старом Афоне. Местно трава эта пользуется репутацией всеисцеляющего средства и пьется вместо чая.

Артос (άρτος) – Всецелая просфора. Так называется большой раскрашенный и позолоченный хлеб, по краям которого пишется полный стих: «Христос воскресе» и проч., а в середине изображается либо крест, либо Воскресение Христово. В течение Светлой недели он помещается в церкви на аналое перед иконостасом, обносится с ежедневным крестным ходом вокруг церкви, а в субботу на Святой неделе окропляется святой водой и распределяется между верующими.

Совсем недавно один новый русский, излечившийся от неприличной болезни, пытался заказать свечу в собственный рост (Рязань).

Свидетельство дореволюционное.

Нельзя не признать, что в глухих местах, соединенных с миром лишь радиостанцией «Маяк», то успокоение и надежда, которые вносятся в родильницу, могут иметь благотворное влияние в смысле упорядочения родовых схваток.

Царские врата – двустворчатые двери напротив престола (в алтаре), главные врата иконостаса в православном храме. Ведут в алтарную часть храма и символизируют собой врата рая.

Ектения (по-гречески букв. – распространение) – название ряда молитвенных прошений, составляющего существенную часть всех церковных богослужений; возглашается диаконом (или священником, если служба церковная совершается без диакона) и заключается возгласом священника.

Великий четверг – четверг Великой седьмицы, в который Церковь вспоминает Тайную Вечерю. В кафедральных соборах совершается обряд «Умовение ног», а при митрополичьей московской кафедре в этот день варится святое миро. По давней традиции в этот день принято мыть и украшать жилище, купаться (отсюда Чистый четверг).

Просвирня – женщина, занимающаяся выпечкой просфоры (просвиры) – богослужебного литургического хлеба, употребляемого в православии. Актом московского собора 1551 года к этой должности допускаются вдовицы или девственницы не моложе 50 лет. Тем же собором просвирням было запрещено что-либо приговаривать во время работы по выпечке просфор, кроме молитв. Мужчина, допущенный к выпечке просфоры, называется просвирник или просфорник.

Залом – это завязанный в узел и предварительно запутанный или закрученный пучок колосьев несжатого хлеба. Иногда он обвязывается лошадиными или женскими волосами, обсыпается углем, золой из печи или землей с кладбища. Всякий, кто срежет залом, скоро умрет или тяжело заболеет: например, начнет сохнуть рука. Порча с места залома сообщается всему полю, поэтому хлеб отсюда крестьяне не едят, а продают или выкидывают. От залома же часто появляются особенные раны, в которых заводится тонкий, узкий червяк, именуемый волосом. Вот как, по словам старого колхозника, производила залом в с. Ильинское Ленинградской обл. знахарка Антонина: «На вечерней заре она приходит в поле, выбирает нужную полосу, становится лицом на запад, наклоняет с заклинаниями пучок колосьев к земле, закручивает, перевязывает суровой ниткой и посыпает взятой с могилы самоубийцы землей. Чтобы молитвы крестьян не ослабили силу заклинаний, Антонина становится ногами на образ, обращенный лицом вверх».

Впрочем, на этот прием можно смотреть и как на психологический маневр отвлечения внимания от зубной боли.

Как правило, это делается для того, чтобы перевести собственную порчу на самого колдуна, т. е. «порчельника».

Употребление киновари при сифилисе имеет рациональное основание, но обычай носить ее на кресте для предупреждения сифилиса заключает в себе чистой воды суеверие.

Исследованиями обнаружено большое содержание железа в воде этого источника.

Под «испугом» понимают сразу несколько болезней, таких как идиотизм, умопомешательство, истерия и эпилепсия.

А их двенадцать сестер: Трясея, Огнея, Ледея, Гнетея, Грудица, Глухея, Костломка, Пухнея, Желтея, Корчея, Глядея, Невея.

В Новгородской области верят в существование «буйного» дерева. Такие деревья попадаются в сосновых и еловых лесах и обладают необыкновенной разрушительной силой. Отыскать их могут только знахари. Будучи срубленным и попав на постройку дома, оно может сделать так, что дом без всякой причины разрушится и раздавит хозяина. В такие деревья обычно ударяет молния, и знающий человек никогда не сядет под сосну или ель, а всегда под березу.

Богородская трава – тимьян ползучий, чабрец. Так как в последние годы интерес к сбору лекарственных трав значительно вырос, приводим молитву, которая читается перед сбором: «Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь. Благослови, Господи, Мать Божия, Пресвятая Дева Богородица, и святой отец, праведный Авраам. Я пришел к вам испросить у вас дозволить мне трав сорвать на всякую пользу и от всякой болезни всем православным христианам. Святой отец, праведный Авраам, все поле орал, Симон Зилот садил, Илья поливал, Господь помогал, небо – отец, а земля – мать. Благослови, Господи, эту траву рвать на всякую пользу всем православным христианам».

Вороний глаз (лат. Páris) – род однодольных растений семейства мелантиевые (Melanthiaceae).

Сороканедужник – репешок обыкновенный (земляничник, репей) – Agrimonia eupatoria – многолетнее травянистое ароматическое растение с прямостоячими высокими стеблями, усеянными золотисто-желтыми цветками. Листья прерывчато-перистые, с зубчатыми краями, сочного зеленого цвета.

Подобной славой в средневековой медицине пользовался шалфей. Известно двустишие, относящиеся к его чудесным свойствам: «Cur moriatur homo, dum salvia crescit in horto?» (С чего бы умирать человеку, когда шалфей растет в саду?)

Осина обыкновенная, или тополь дрожащий (лат. Pуpulus trйmula). Суеверные крестьяне полагали, что осиновые листья постоянно дрожат от ужаса, вспоминая о Распятии. Считалось, что Крест Господень был сделан из осины, и «с тех пор ветви этого дерева охвачены страхом и беспрестанно дрожат». Однако на самом деле осина не произрастает в Палестине. Осину народ считает проклятым деревом за то, что на нем, по преданию, удавился Иуда. Фактически же довольно широкий осиновый лист от природы имеет очень тонкий и гибкий черенок, неспособный удержать его прямо; вот почему осиновая листва чрезвычайно чувствительна даже к самому легкому ветерку.

Свеча, горевшая перед иконой на Страстной неделе – в последнюю седмицу Великого поста, предшествующей Пасхе и следующей за Неделей цветоносной (шестое воскресенье Великого поста).

Вольт (Volt) – восковая кукла, которая имеет связь с человеком, на которого осуществляется воздействие. Для изготовления вольта необходим чистый воск и предметы, принадлежащие лицу, на которого хотят повлиять. Такими предметами могут быть волосы, ногти, другая органика или предметы, которые долго этим человеком использовались. Иногда достаточно листка бумаги с надписями или рисунками, выполненными человеком.

См. Приложения к настоящему изданию.

Еще говорили так: кого заговоришь, того имя вставишь.

Чело – устье печи.

«Кщеный» от слова «кстить» кого-то (кщу), т. е. крестить, окрещать, во всех знач. креститься. Кстись, да ложись. Кшенье, крещенье, действ. и праздник. Кстины ж. мн. кстинье – вологодск. крестины.

Психология