Марина ивановна цветаева мне нравится смысл. Анализ стихотворения Марины Цветаевой «Мне нравится, что Вы больны не мной

Самым известным стихотворением Марины Цветаевой заслужено считается “Мне нравится, что вы больны не мной”. Широкое распространение это произведение получило благодаря фильму Эльдара Рязанова “Ирония судьбы” и несравненному голосу Аллы Пугачевой.

Стихотворение было написано в 1915 году и посвящено второму мужу поэтессы Марвикию Минцу. Марина Цветаева долгие годы считала, что он был тайно влюблен в ее сестру. В стихотворении сосредоточена вся гамма чувств, которую только может испытывать женщина: от перепадов настроения до

Возвышенной патетики. Многократные повторы позволяют создать динамику. Особо следует отметить и закольцованность произведения.

Очень возвышенно говорится о чувстве любви, в тоже время присутствует нотка грусти и некой предопределенности судьбы. Произведение написано пятистопным ямбом. Образность помогают создать эпитеты: тяжелый шар земной, удушливая волна, нежное имя. В тексте также присутствует много метафор: играть словами, не уплывет под ногами. Особо выделяется слово, ранее нигде не употребляющееся в поэзии, негулянье. Патетику стихотворению придают многократные восклицания.

Стихотворение написано

С иронией, даже сарказмом, но это не значит, что лирическая героина смеется над кем-то, скорее всего это просто защитная реакция, из-за пережитых сильных неразделенных чувств. Смысл стихотворения как бы прячется за паутиной чувств. Трудно представить какие мысли владеют героиней. Стихотворение пропитано одновременно и радостью и грустью. В конце появляются нотки сожаления, ярко выраженные словом “увы”. В тоже время в произведении есть нотки легкости и радости оттого, что героиня не кинулась в омут чувств. Цветаева показывает, что помимо любви возможна и глубокая привязанность к другому человеку.

Для лирической героини на первый план выходит чувство личной свободы, но в тоже время стихотворение пронизано глубокой благодарностью к человеку, который не посягнул на это важное для нее понятие.

Этому стихотворению свойственна удивительная многогранность, особо выделяющая именно женскую поэзию серебряного века.


Мне нравится, что Вы больны не мной,
Мне нравится, что я больна не Вами,
Что никогда тяжёлый шар земной

Мне нравится, что можно быть смешной –
Распущенной – и не играть словами,
И не краснеть удушливой волной,
Слегка соприкоснувшись рукавами.

Мне нравится ещё, что Вы при мне
Спокойно обнимаете другую,
Не прочите мне в адовом огне
Гореть за то, что я не Вас целую.
Что имя нежное моё, мой нежный, не
Упоминаете ни днём, ни ночью – всуе…
Что никогда в церковной тишине
Не пропоют над нами: аллилуйя!

Спасибо Вам и сердцем и рукой
За то, что Вы меня – не зная сами! –
Так любите: за мой ночной покой,
За редкость встреч закатными часами,
За наши не-гулянья под Луной,
За Солнце, не у нас над головами, -
За то, что Вы больны – увы! – не мной,
За то, что я больна – увы! – не Вами!

Данное выступление – это попытка анализа художественного текста, поэтического произведения.

Имя Марины Цветаевой сегодня весьма известно, как и в начале 20 века. Её читают, ею восхищаются, на слова её произведений была положена музыка. Не сложно заметить, что не только искушённый в литературе человек имеет представление как о самой М. Цветаевой, её судьбе, так и о её творчестве. На мироощущение Цветаевой, несомненно, повлияла среда, в которой она жила, историческое время, люди, её окружавшие, события, происходившие в России в ту пору.
Марина Цветаева – очень чуткая женщина с невероятно открытой душой, живущая со свободным дыханием, полной грудью вдыхая воздух жизни. Как и любая творческая натура, она была очень влюбчива. Влюблялась Цветаева в красоту человека, в благородство его души, в его талант. Проявление такого чувства и нашло отражение, на мой взгляд, в стихотворении «Мне нравится, что Вы больны не мной…».
Итак, данный текст – разновидность художественного текста, поэтическое произведение.

Семантическое пространство стихотворения
Тема стихотворения – платоническая любовь, которая выше простого влечения плоти, скорее влечение духовное, эстетическое. «Всё, что мне нужно – это любить». Цветаева не могла себе позволить гасить огонь любви, ибо огонь этот, полыхающий в душе, - условие высокого накала творчества. Это необходимое чувство для творческого человека, для поэта, ради развития творческой мысли, творчества в целом, и является основной темой стихотворения. В тексте нет лексем, которые бы прямо называли его. Общий смысл выражается всем стихотворением в целом. Лирическая героиня и адресат её взволнованного поэтического монолога называются личными местоимениями я и Вы. Доминантное слово (базовый концепт произведения) – эстетическое увлечение, платоническая любовь, которая не имеет перспективы в будущем, эта любовь невозможна между персонажами. Ключевыми словами можно считать следующие: «мне нравится», «больны не мной», «быть смешной», «быть распущенной», «никогда», «Спасибо Вам», «не зная сами!», «редкость встреч», «увы!», «больна не Вами».
Стихотворение начинается строками «Мне нравится, что Вы больны не мной, / Мне нравится, что я больна не Вами…», которые отражают отношение лирической героини к адресату своего поэтического монолога. Отношение это означает любовь, которая невозможна между двумя людьми, и лирическая героиня выражает на первый взгляд радость от того, что любовь, существующая в её сердце, не получает развития, не превращается в так называемую болезнь, с другой стороны, стихотворение выражает неприкрытую грусть, сожаление. Далее – описание того, что не происходит между двумя людьми: шар земной никогда не уплывёт под ними (нет головокружительных эмоций, которые вынуждали бы землю уходить из-под ног), героиня не краснеет, не ищет встреч, понимает, что в церковной тишине никогда не пропоют над ними «Аллилуйя!». Лирическая героиня благодарит предполагаемого любимого за то, что Он её «…так любит…», затем перечисляет, за какие качества Он испытывает к ней это чувство: она ненавязчива, за то, что она никогда не будет с ним, за то, что она не больна им, не ревнует, не целует, не встречается ни днём, ни ночью, спокойно спит, не думая о нём. И ей это нравится. Хотя последняя строка выдаёт, казалось бы, невозможную, не предполагаемую грусть, что всё не так, как обычно бывает, что нет встреч, что нет поцелуев, что не испытывает она страсти («…я больна – увы! – не Вами!»), ведь лирическая героиня, а точнее и сама поэтесса – пылкая душа, открытая навстречу жизни и людям, чувствам, эмоциям, творчеству. Здесь мы должны вспомнить, что Цветаева – максималист, максималист во всём. Если любовь, то настоящая, искренняя, с пылкостью и страстью. Иного она не принимает, не понимает, не готова понять.
Стихотворение начинается строками «Мне нравится…», Цветаевой нравится, что судьба преподносит ей возможность любить и ничего не требовать взамен, кроме вдохновения.
Анализ художественного времени и способов его текстового воплощения. В стихотворении используются глаголы в форме инфинитива и настоящего времени: нравится, не уплывёт, можно быть, не играть, не краснеть, обнимаете, не прочите, гореть, целую, не упоминаете, любите. В основном это глаголы несовершенного вида, но в тексте существуют и 2 глагола совершенного вида, будущего времени ( не уплывёт, не пропоют ), т.е. указание на будущее время, а частица не указывает на то, что это действие не происходит, а точнее не произойдёт в будущем. Стихотворение описывает чувства, живущие в настоящем времени, но автор также даёт понять, что чувства эти не имеют перспективы в будущем.
Автор показывает состояние души лирического героя. Цветаева описывает не то, какие события сопровождают её душевное состояние, а какие не сопряжены с ним, то, что вполне могло бы происходить, но не происходит. Другими словами, в стихотворении нет указания на изменения в жизни лирического героя, на какие-либо действия
Анализ художественного пространства и языковых способов его текстового воплощения. В стихотворении литературно-художественное пространство замкнуто в субъекте, это его внутренний мир, мысли и переживания. Точка зрения при этом подвижна, передаёт динамику внутреннего мира субъекта. Также стоит отметить, что нет указания на географические координаты, пространство в данном случае открытое, безграничное. В стихотворении наблюдается совпадение пространственных позиций автора и лирического героя. Автор полностью сливается с персонажем, превращается в него, принимая его психологию, идеологию.
Анализ эмотивного пространства. Эмоциональность передаётся в стихотворении сильными позициями текста (первая и последняя строки), хотя между ними обнаруживается контраст:
первая строка – смирение, покой;
последняя строка – печаль, обречённость.
При восприятии целого текста можно сделать вывод, что само стихотворение эмоционально разнообразно. Но единственно доминирующее эмоциональное состояние – это печаль. Через всё стихотворение проходит мотив одиночества, еле уловимая грусть, сожаление, смирение.
… Мне нравится, что можно быть смешной –
Распущенной – и не играть словами.
Прослеживается нрав самого автора, её характер, неординарность – смешной и распущенной – словно она с горечью смеётся над собой, словно в этих словах она повышает тон голоса, «бросает» этими словами в своего читателя, насмехается и над ним и над собой. Это своего рода ирония в собственный адрес. Быть распущенной и смешной и при этом радоваться, принимать себя такой – не это ли характеризует Цветаеву как необычную, смелую женщину? При этом не любит играть словами, говорит прямо, от сердца, искренне, открыто. Смелость, ирония, искренность и … радость.
И не краснеть удушливой волной,
Слегка соприкоснувшись рукавами.
Смело смотреть Ему в глаза, не опуская глаз, не краснея, не смущаясь.
Спасибо Вам и сердцем и рукой
За то, что Вы меня – не зная сами! –
Так любите…
Любовь в стихотворении указывается только в одной строчке, со стороны адресата этого поэтического монолога, во фразе «Так любите…». Эта фраза исполнена теплотою чувств, добротою, воодушевлённостью. Лирическая героиня благодарит возлюбленного за то, что Он её так любит (спокойно обнимает при ней другую, её образ не мелькает в Его голове), за то, что Он не даёт развития чувствам. Любовь лирической героини невозможна, отсутствие встреч, поцелуев, страсти – всё указывает на то, что нет полноценных отношений, т.е. нет развития зарождающегося чувства.
Горечь, обречённость, печаль – эмоции итоговой строфы стихотворения, своеобразного вывода. А если вывод несёт это эмоциональное состояние, то этим состоянием пропитано всё стихотворение. Прослеживающаяся весёлость, радость – это эмоции, наполняющие текст, маскарадная маска, которую носит лирическая героиня: на первый взгляд, довольная своим положением женщина, но глубоко в сердце скрывающая грусть.
Метафоры служат средством обозначения тому, чему нет названия, это оригинальное, неповторимое явление формирует индивидуально- авторское представление, образы в сознании читателя, неповторимые, особенно у Цветаевой.
Итак, «…Вы больны не мной…» - основная метафора этого стихотворения, где болеть значит испытывать сильное чувство, не подвластное времени, месту, полностью охватившее сознание человека, руководившее его желаниями. Только в данном контексте слово «болезнь» означает «любовь», «страсть».
…никогда тяжёлый шар земной
Не уплывёт под нашими ногами.
Этой метафорой Цветаева показывает, что не теряет голову от предполагаемого любимого ею человека, и он в свою очередь – также.
Интонация в стихотворении передаётся пунктуационно. Тире во фразе «Мне нравится, что можно быть смешной – Распущенной – и не играть словами…» означает паузу, автор словно ставит ударение на слове Распущенной, акцентирует его. Восклицание присутствует в строке «За то, что Вы меня – не зная сами! – Так любите…». В последних строках Цветаева слово увы употребляет в тексте с восклицанием.

Коммуникативная организация текста
Стихотворение состоит из 24 строк, 3 строф, каждая строфа – из 8 строк. В нём 5 предложений и 143 слова: 35 местоимений, 20 существительных, 21 глагол, 11 прилагательных и т.д. Местоимений в произведении больше, все они несут основную семантическую нагрузку. Также семантическую нагрузку несёт глагол «нравится», который употребляется в стихотворении 4 раза. Местоимения «Вы», «Вам» употребляются в стихотворении с большой буквы, это лишний раз доказывает особую значимость предполагаемого субъекта для лирической героини, для самого автора.

Приёмы актуализации смысла

    В тексте преобладают синтаксические и лексические средства актуализации смысла, например, повтор значимых слов (Мне нравится, больны), синонимические и тематические повторы, полный тождественный повтор, частичный лексико-семантический повтор, антонимический повтор, дейктический повтор с целью создания определённой атмосферы:
    Синонимический повтор : редкость встреч – не-гулянья.
    Также: Мне нравится, что можно быть смешной - Распущенной, Мне нравится, что Вы при мне … обнимаете другую; я не Вас целую; Мне нравится, что никогда … не пропоют над нами: аллилуйа; Спасибо Вам … За то, что Вы меня … Так любите… Данные выражения передают эмоции своеобразного вызова человеку, которому посвящено стихотворение, выражают практически одно и то же значение, и используются как средство создания экспрессивности текста, как средство межфразовых связей. Это контекстуальные синонимы;
    тематический повтор : в данном тексте концептуально значимую группу составляют фразы, содержащие семы, указывающие на характер отношений между лирической героиней и её возлюбленного (Мне нравится, смешной, распущенной, не краснеть, не целую, покой, редкость встреч, не-гулянья), на характер чувства адресата поэтического монолога (обнимаете другую, не упоминаете, не зная сами ), на эмоциональное состояние, сопровождающее всё стихотворение (увы, Спасибо Вам, никогда );
    полный тождественный повтор : Мне нравится (в тексте употребляется 4 раза), никогда (2 раза);
    Частичный лексико-семантический повтор : нежный – нежное, больны – больна, мне – мной – меня – мой – моё – я, нашими – нами – наши – нас ;
    Антонимический повтор :
    За наши не-гулянья под Луной,
    За Солнце, не у нас над головами…
Также: не больны – так любите
и т.д.................

Ее надменный образ поражал современников экстравагантной простотой. Ее любили и ненавидели, признавая незаурядность ее личности. Мальчишеская походка, голос, похожий на стихи, интересно-странная речь, напоминающая стихотворную прозу. Прибавьте к этому крутой нрав, способность и готовность любить всех и вся, дикость, робость и непомерную гордость.

Творчеству Цветаевой, как и ее натуре, присущ романтический максимализм, пафос неизбежности одиночества, трагической обреченности любви, неприятие мира «мер», парадоксальная метафоричность.

Стихотворение «Мне нравиться, что Вы больны не мной…» относится к любовной лирике поэтессы. Любовь в творчестве Цветаевой многолика. Дружба, материнство, снисхождение, презрение, ревность, гордыня, забвение – все это ипостаси любви М. Цветаевой. Это чувство у поэтессы всегда обречено на разлуку, радость – на боль, счастье – на страдание. Стихи Цветаевой о любви полны душевного горения, острейших драматических конфликтов. Ее любовная лирика громогласна, гиперболична, неистова.

Такие стихи резко противоречили всем традициям женской любовной лирики, например, поэзии современницы Цветаевой – Анны Ахматовой. Где у Ахматовой – размеренность, строгая гармония, тихая речь, там у Цветаевой – обращенность ко всему миру, нарушение гармонии, восклицания и крики. При этом Цветаева говорила: «Безмерность моих слов – только слабая тень безмерности моих чувств»:

Мне нравится, что Вы при мне

Спокойно обнимаете другую,

Не прочите мне в адовом огне

Гореть за то, что я не Вас целую.

Трудно поверить в то, что лирическая героиня так спокойно, в намеренно-сдержанной тональности, говорит: «Мне нравится…» Сразу обращает на себя внимание направленность стихотворения на разговор, на диалог.

Еще одной особенностью этого стихотворения можно считать его сюжетность. Цветаева формально делит произведение на четыре части. В первой автор передает сложившуюся ситуацию, намечает контуры человеческих отношений, настраивает читателя на определенную тональность. Здесь мы узнаем, что героиня почему-то отказывается от отношений, которых, может быть, и не было:

Мне нравится, что Вы больны не мной,

Мне нравится, что я больна не Вами,

Что никогда тяжелый шар земной

Не уплывет под нашими ногами.

Написание «Вы», «Вами» с большой буквы указывает либо на вежливо-снисходительное отношение к герою, либо на малое знакомство с ним. Местоимение «никогда», усиленное отрицанием «не», может говорить о сослагательной форме взаимоотношений героев.

Последние две строчки первого четверостишия конкретизируются во второй строфе:

Мне нравится, что можно быть смешной, -

Распущенной – и не играть словами,

И не краснеть удушливой волной,

Слегка соприкоснувшись рукавами.

Героиня уже разрешает себе «быть смешной», «распущенной». Она допускает возможность «слегка соприкоснуться рукавами» и при этом не краснеть. Она конкретизирует свое состояние с помощью метафоры «удушливая волна». Такое поведение может говорить о том, что героиня сознательно иронизирует над сложившимися отношениями.

В третьей части происходит «накал страстей». Героиня говорит как будто от противного. В этой части Цветаева использует синтаксический перенос: «Мне нравится еще, что Вы при мне Спокойно обнимаете другую…», который привлекает к себе внимание читателя. А затем:

Что имя нежное мое, мой нежный, не

упоминаете ни днем, ни ночью…

Что никогда в церковной тишине

не пропоют над нами: Аллилуйя!

Здесь автор использует христианскую символику: «церковная тишина», «аллилуйя», что передает нервно-сдержанное настроение героини. Сила страсти, эмоций, чувств уже неподконтрольна героине. Она просто выдает желаемое за действительное.

Последняя часть стихотворения во многом противопоставлена остальным, поэтому можно сказать, что композиция произведения двухчастна. Последняя часть – это как бы завершающий аккорд иронично-трагической истории любви лирической героини:

Спасибо Вам, и сердцем и рукой,

За то, что Вы меня – не зная сами! –

Так любите: за мой ночной покой,

За редкость встреч закатными часами,

За наши не гулянья под луной,

За солнце, не у нас над головами, -

За то, что Вы больны – увы! – не мной,

За то, что я больна – увы! – не Вами.

Все становится на свои места. Каждый делает свой выбор. Героиня выбирает «ночной покой» вместо «встреч закатными часами». Но, мне кажется, трудно назвать такой выбор сознательным. Откуда у героини эти восклицания сожаления в конце стихотворения?

За рамками этого любовного сюжета остались мотивы и поступки, причины и следствия. Первостепенное значение здесь играет мимолетное желание, нечаянная радость, грозовая вспышка, радость встреч и боль разлук, душевное смятение и гармония сердец. Все это гораздо важнее жизни целых городов и революционных потрясений, ибо что может затмить Любовь? По крайней мере, так думает Марина Цветаева.

Эмоциональное состояние лирической героини поэтесса определяет как «болезнь». Именно это слово показывает всю глубину ее чувств. Несмотря на то, что стихотворение изобилует синтаксическими переносами и тире, передающими эмоциональный накал, его можно назвать стихотворением-настроением. То есть, как мне кажется, это произведение описывает любовь как настроение.

Стихотворение М. Цветаевой «Мне нравится, что Вы больны не мной…» было положено на музыку. Именно в качестве песни его знают все. Это ли не свидетельство истинной народной любви к этому произведению?

«Мне нравится, что вы больны не мной...»


На стихотворение «Мне нравится, что вы больны не мной...» написан очаровательный романс. Это одно из наиболее музыкальных произведений раннего творчества М.И. Цветаевой. Любовь воспринимается в нем лирической героиней как болезнь. Она превращает взаимоотношения людей в некое театрализованное действие, в ходе которого приходится краснеть и притворяться. Отсутствие же любви воспринимается как определенная свобода в отношениях. Героиня упивается возможностью безудержно, безоглядно выражать свои эмоции, не надевая на себя маску притворства, что как нельзя удачно соответствует ее темпераментному нраву:

Мне нравится, что можно быть смешной -
Распущенной - и не играть словами,
И не краснеть удушливой волной,
Слегка соприкоснувшись рукавами.

Парадоксальность заложена в самой ситуации. Оказывается, не сковывая свободу лирической героини, не тревожа ее покой, герой тем самым невольно делает ее счастливой. А любовь ведь и реализуется в том, чтобы подарить человеку счастье:

Спасибо вам и сердцем и рукой
За то, что вы меня - не зная сами! -
Так любите: за мой ночной покой,
За редкость встреч закатными часами.

Подобное отношение к любви, а в особенности к венчанию, взламывало сложившуюся и устоявшуюся в литературе романтическую традицию. Оно подчеркивало неординарность цветаевской героини, неженскую логику ее рассуждений.

Произведение словно сплетено в венок из многочисленных анафорических повторов, большую часть из которых составляют отрицания. Центральный ключевой повтор «Мне нравится, что вы больны не мной», обрамляя стихотворение, образует кольцевую композицию.

Примечательна звуковая организация стихотворения. В то время как основной повтор строится на игре сонорных согласных, большая часть художественных деталей организована также еще и по принципу ассонансных созвучий: «редкость встреч», «закатными часами», «негулянье под луной» и т.д.

Столь продуманный мелодический рисунок стиха свидетельствует о значительном росте поэтического мастерства М.И. Цветаевой, о ее способностях к дальнейшему совершенствованию, а точнее, к дальнейшей огранке ее художественного таланта.

В 1915 году 23-летняя Марина Цветаева пишет стихотворение «Мне нравится, что вы больны не мной», в котором чувствуется остаток девичьего романтизма, но уже пробивается ростками чертополоха суровая реальность жизни, умение благодарить судьбу за прошлое. По словам сестры Цветаевой Анастасии, эти стихи поэтесса посвятила её второму мужу, Маврикию Александровичу, но насколько это соответствует действительности вопрос.

Посвящение

Что не вызывает вопросов, так это состояние Марины в год написания стихов. В это время начинает идти в гору её творческая карьера и на вершину взбирается личное счастье. Уже изданы два сборника стихов, она любит и любима. Возможно, стихотворение «Мне нравится» посвящено не конкретному человеку, а мужчинам в целом.


Спокойно обнимаете другую

Прошлое и настоящее

Говорят, что к прошлому нет ревности, минувшие страсти с лихвой перекрыли настоящие радости счастливой матери и любимой жены. Теперь, когда счастья живёт в доме:


Распущенной - и не играть словами

Теперь не надо искать, бежать и бояться опоздать – всё под рукой и до счастья можно дотронуться в любую минуту.

Стихотворение-благодарность всем тем, кого надо было «пройти», чтобы найти своё счастье. Им Цветаева говорит спасибо за прошлое, за то что благодаря им она нашла своё настоящее и счастлива, как может быть счастлива женщина.

К сожалению, счастье не бывает долгим и в минуты радости, где-то за занавесом, судьба наполняла чашу будущего Цветаевой отваром горя.

Стихи и видео

Мне нравится, что можно быть смешной -
Распущенной - и не играть словами,
И не краснеть удушливой волной,
Слегка соприкоснувшись рукавами.

Мне нравится еще, что вы при мне
Спокойно обнимаете другую,
Не прочите мне в адовом огне
Гореть за то, что я не вас целую.

Что имя нежное мое, мой нежный, не
Упоминаете ни днем, ни ночью - всуе...
Что никогда в церковной тишине
Не пропоют над нами: аллилуйя!

Спасибо вам и сердцем и рукой
За то, что вы меня - не зная сами! -
Так любите: за мой ночной покой,
За редкость встреч закатными часами,

За наши не-гулянья под луной,
За солнце, не у нас над головами, -
За то, что вы больны - увы! - не мной,
За то, что я больна - увы! - не вами!

Психология