Методическая деятельность педагога. Виды и формы методической работы преподавателя

Методическая деятельность в полной мере не исследовалась и не описывалась как самостоятельный вид профессиональной дея­тельности педагога. В педагогической литературе существуют три точки зрения на методическую деятельность.

Согласно первой точке зрения, методическая деятельность сво­дится к методической работе, связанной с самообразованием пе­дагога, работой с дидактическими средствами, повышением ква­лификации в предметной области. Вторая - заключается в том, что к методической относят деятельность, связанную с обучени­ем конкретному предмету. В этом случае авторы не рассматривают специфику в методической и обучающей деятельности педагога, а термины «методическая деятельность», «обучающая деятельность» используются как синонимы.

Исследователи, которые придерживаются третьей точки зрения, методическую деятельность представляют как совокупность отно­сительно самостоятельных умений с четко выраженной специфи­кой в структуре профессионально-педагогической деятельности.

Педагоги-практики осознают специфику и важность методи­ческой деятельности. По значимости она занимает у них третье место вслед за преподаванием предмета и воспитанием. Мы рас­сматриваем методическую деятельность как самостоятельный вид профессионально-педагогической деятельности. При всем много­образии методик обучения, их дифференциации, разноплановос-

Цель методической деятельности - обслуживание практики обу­чения.

Функции методической деятельности:

    аналитическая;

    проектировочная, связанная с перспективным планировани­
    ем и разработкой содержания обучения, планированием и подго­
    товкой обучающей деятельности;

    конструктивная, включающая систему действий, связанных
    с планированием предстоящего занятия (отбором, композицион­
    ным оформлением учебной информации), представление форм предъявления учебного материала, ведущих к взаимодействию педагога и учащихся в процессе формирования новых знаний и
    профессиональных умений и навыков;

  • -нормативная, способствующая выполнению образовательных стандартов, требований учебных программ, условий осуществле­ния образовательного процесса в данном типе учебного заведе­ния;
  • - исследовательская.

Методическую деятельность педагога нельзя наблюдать непо­средственно. Анализу, наблюдению поддается обучающая деятель­ность педагога. Методическая деятельность, приемы и способы ее осуществления - это сложный мыслительный процесс. Для того чтобы разделить педагогический процесс и его обеспечение: ме­тодическое, материально-техническое или организационное, - необходимо определить отличия в их предмете деятельности.

Объектом методической деятельности педагога профессиональ­ной школы является процесс формирования профессиональных знаний, умений и навыков.

Предмет методической деятельности составляют различные приемы и методы, способы реализации и регуляции процесса формирования новых знаний и умений с учетом специфики со­держания конкретного предмета. Эта деятельность проявляется опосредованно через методические продукты (результаты), создан­ные в ходе методического проектирования и конструирования.

Субъектами методической деятельности являются педагог или коллектив педагогов. Опыт педагога-новатора ассоциируется с конкретным методическим приемом, который сконструирован и удачно включен в собственную методическую систему. Высшими формами представления методического творчества в практике обучения являются его обобщение в различных публикациях, от­крытие собственных школ-семинаров преподавателей, защита

научной работы по результатам исследования собственной науч­но-методической системы.

Продуктами {результатами) методической деятельности явля­ются: методически переработанный, отобранный учебный мате­риал в различных формах представления информации; алгоритмы решения задач; листы рабочей тетради; приемы, методы обуче­ния; методическое обеспечение учебной дисциплины; учебные программы; обучающие программы и т.д. Продуктами методиче­ской деятельности пользуются учащиеся на уроках.

Таким образом, под методической деятельностью следует по­нимать самостоятельный вид профессиональной деятельности педагога по проектированию, разработке и конструированию, исследованию средств обучения, позволяющих осуществлять ре­гуляцию обучающей и учебной деятельности по отдельному пред­мету или циклу учебных дисциплин.

Вид методической деятельности - это устойчивые процедуры осуществления планирования, конструирования, выбора и применения средств обучения конкретному предмету, обуславливающие их развитие и совершенствование. К видам методической деятельности выполняемым педагогами учреждений профессионального образования, Н.Е. Эрганова относит :

Анализ учебно-программной документации, методических комплексов;

Методический анализ учебного материала;

Планирование системы уроков теоретического и практического обучения;

Моделирование и конструирование форм предъявления учебной информации на уроке;

Конструирование деятельности учащихся по формированию технических понятий и практических умений;

Разработку методики обучения по предмету;

Разработку видов и форм контроля профессиональных знаний, умений и навыков;

Управление и оценку деятельности учащихся на уроке;

Рефлексию собственной деятельности при подготовке к уроку и при анализе его результатов.

Основные формы методической работы педагога в профессиональном учебном заведении показаны в приложении 1 .

Различают две взаимодополняющие формы методической работы в учебных заведениях системы профессионального образования - коллективную и индивидуальную. Каждая из них имеет свое четко определенное функциональное назначение и ясно выраженные цели.

Коллективная методическая работа, прежде всею, выражается в активном участии членов педагогического коллектива в работе педагогического совета - высшего органа учебного заведения. К коллективным видам методической деятельности относится также участие в работе методических комиссий, в инструкционно-методических совещаниях, педагогических чтениях, научно-практических конференциях, семинарах-практикумах.

Педагогический совет по Уставу учебного заведения вправе решать все вопросы жизни училища, но - применительно к методической деятельности - это, прежде всего, вопросы, связанные с постановкой учебно-воспитательного процесса . Конечной целью всей деятельности педсовета является повышение роста педагогического мастерства: и улучшение эффективности педагогической деятельности.

Это же цели посвящены и вопросы, рассматриваемые на объединениях преподавателей и мастеров, которые традиционно называются, методическими комиссиями. Занимаясь частными проблемами, связанными с разработкой конкретной деятельности мастеров и преподавателей, методическая комиссия в основном охватывает все направления в своей работе :

1) изучение и разработка учебно-методической документации;

2) повышение качества учебно-воспитательной работы;

З) повышение педагогической квалификации мастеров и преподавателей.

Первое направление охватывает:

· изучение новой учебно-программной документации и коррективы действующей рабочей программы (при необходимости);

· обсуждение перечней учебно-производственных работ по профессиям;

· обсуждение перечней проверочных и квалификационных работ;

· обсуждение учебно-дидактического обеспечения и учебно-технологической документации, критериев оценок типичных работ, величины ученических норм и др.;

· обсуждение детальных программ производственной практики и т.п.

Второе направление включает:

· проведение и анализ открытых уроков;

· организацию взаимопосещения занятий членами комиссии;

· обмен опытом (доклады опытных мастеров) учебно-воспитательной работы в группе;

· коллективное обсуждение отдельных направлений совершенствования процесса производственного обучения;

· рассмотрение паспортов комплексного методического оснащения специализированных и типовых учебных мастерских и кабинетов;

· анализ итогов производственного обучения и разработка мер по повышению его качества;

· обсуждение хода подготовки и проведения итоговых выпускных экзаменов и т.д.

Третье направление деятельности методической комиссии преследует организацию систематического повышения уровня квалификации ее членов. Это предполагает мероприятия такого рода:

· обзоры новых изданий педагогической и методической литературы;

· обсуждение конкретных публикаций по вопросам инновационных технологий, путей совершенствования производственного обучения, актуальных проблем взаимосвязи теории и практики и др.;

· организация смотров-конкурсов учебных мастерских, конкурсов профессионального мастерства, выставок рационализаторских предложений сотрудников и учащихся, смотров технического творчества в группах и т. п.;

· обсуждение рефератов и докладов, подготовленных на педагогические чтения, конференции инженерно-педагогических работников и т.п.;

· заслушивание обзоров научно-технической информации и др.

Таким образом, методическая работа в образовательном учреждении представляет собой систему взаимосвязанных мер, направленных на повышение квалификации и профессионального мастерства преподавателей и мастеров производственного обучения, включая управление их самообразованием, самовоспитанием, самосовершенствованием.

Также к формам коллективной методической работы Л.П. Ильенко относит :

Работа над единой методической темой;

Педагогическая мастерская;

Теоретические семинары (доклады, сообщения)

Диспуты, дискуссии;

Методические недели;

Конкурсы педагогического мастерства;

Творческие отчеты;

Деловые игры, ролевые игры;

Обсуждение передового педагогического опыта

Тематический педсовет;

Педагогические чтения;

Выставки передового педагогического опыта;

Индивидуальная работа позволяет учителю самостоятельно и объективно определить свои слабые стороны, спланировать работу по личному графику, оперативно отслеживать и корректировать процесс обучения. Групповые формы, не являясь такими мобильными, охватывают гораздо больший объем знаний, знакомят с передовым опытом в концентрированном виде, способствуют объединению педагогов в коллектив, нахождению оптимальных решений педагогических проблем.

К индивидуальным формам относятся :

Самообразование;

Изучение документов и материалов, представляющих профессиональный интерес;

Рефлексия и анализ собственной деятельности;

Накопление и обработка материала по сопутствующим педагогике дисциплинам (наукам): психологии, валеологии, методике преподавания;

Создание собственной папки достижений (портфолио);

Создание методической копилки;

Разработка собственных средств наглядности;

Работа над собственной методической темой, имеющей интерес для педагога;

Разработка собственных диагностических материалов, ведение мониторинга по определенной проблеме;

Подготовка выступления на педсовете по проблеме;

Посещение уроков и внеклассных мероприятий у коллег;

Персональные консультации;

Собеседование у администрации;

Индивидуальная работа с наставником (наставничество);

Выполнение индивидуальных заданий под контролем и при поддержке руководителя методического объединения.

К активным формам организации методической работы относятся:

1) дискуссия. Цель дискуссии - вовлечение слушателей в активное обсуждение проблемы; выявление противоречий между житейскими представлениями и наукой; овладение навыками применения теоретических знаний для анализа действительности;

2) методический ринг. Цель - совершенствование профессиональных знаний педагогов, выявление общей эрудиции. Форма проведения - групповая работа (оппоненты, группы поддержки оппонентов и группа анализа). Например, методический ринг по теме «Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках» предполагает соревнование следующих методических идей:

· применение игровых заданий;

· использование активных форм обучения;

· организация группового взаимодействия учащихся;

· повышение роли самостоятельной работы учащихся в процессе обучения и т. п.;

3) методические посиделки. Цель - формирование правильной точки зрения по определенной педагогической проблеме; создание благоприятного психологического климата в данной группе слушателей. Форма проведения - круглый стол;

4) методический диалог. Цель - обсуждение определенной проблемы, выработка плана совместных действий. Форма проведения - круглый стол. Методический диалог ведется между руководителем и слушателями или между группами слушателей по определенной проблеме;

5) деловая игра. Цель - отработка определенных профессиональных навыков, педагогических технологий;

6) тренинг. Цель - отработка определенных профессиональных навыков и умений. Тренинг (англ.) - специальный, тренировочный режим, тренировка, может быть самостоятельной формой методической работы или использоваться как методический прием при проведении семинара;

7) педагогический КВН. Данная форма методической работы способствует активизации имеющихся теоретических знаний, практических умений и навыков, созданию благоприятного психологического климата;

8) методический мост. Целью методического моста является обмен передовым педагогическим опытом, распространение инновационных технологий обучения и воспитания;

9) мозговой штурм. Это один из методических приемов, способствующий развитию практических навыков, творчества, выработке правильной точки зрения на определенные вопросы педагогической теории и практики. Этот прием удобно использовать при обсуждении методики прохождения какой-то темы, для принятия решений по определенной проблеме;

10) решение педагогических задач. Цель - познакомиться с особенностями педагогического процесса, его логикой, характером деятельности учителя и учащихся, системой их взаимоотношений. Выполнение таких заданий поможет научиться выделять из многообразия явлений существенное, главное. Мастерство учителя проявляется в том, как он анализирует, исследует педагогическую ситуацию, как формулирует на основе многостороннего анализа цель и задачи собственной деятельности;

11) методический фестиваль. Данная форма методической работы, используемая методистами города, района, руководителями школы, предполагает большую аудиторию, ставит целью обмен опытом работы, внедрение новых педагогических идей и методических находок. На фестивале происходит знакомство с лучшим педагогическим опытом, с нестандартными уроками, выходящими за рамки традиций и общепринятых стереотипов. Во время фестиваля работает панорама методических находок и идей.

Таким образом, методическая работа в учреждении профессионального образования во всем многообразии её видов и форм, представляет собой систему взаимосвязанных мер, направленных на повышение квалификации и профессионального мастерства преподавателей и мастеров производственного обучения, включая управление их самообразованием, самовоспитанием, самосовершенствованием.

инновационный экономический колледж преподаватель

Прежде чем рассматривать сущность методической деятельности педагога, покажем его основные характеристика как субъекта управления целостным педагогическим процессом. По мнению исследователей, главное в характеристике педагога - его компетентность в своей области деятельности. Под ней подразумевается осведомленность специалиста об условиях и технологиях решения возникающих профессиональных проблем, а также умение реализовать свои знания на практике.
Компетентность педагога профессионального обучения включает умения, связанные с: четкой постановкой цели; решением в ходе занятий задач воспитания, обучения и развития в их диалектической взаимосвязи и единстве; привлечением внимания обучающихся к изучаемой различного вида содержательной учебной информации; учетом возраста, индивидуально-типологических особенностей обучающихся и уровня их интеллектуального развития; обеспечением индивидуального и дифференцированного подхода в процессе обучения; построением своих взаимоотношений при решении педагогических задач на гуманной основе; сочетанием теории и практики в процессе преподавания; грамотным использованием в педагогической деятельности инноваций педагогической науки и практики; владением речью (темп, дикция, интенсивность, образность, эмоциональность, общая и специфическая грамотность); критической оценкой результатов преподавания и учения; разнообразием своих занятий и избеганием шаблонности в их организации; целенаправленным применением современных педагогических технологий и средств информатизации образования.
Методическая деятельность в образовательных учреждениях - часть системы непрерывного профессионального образования педагогов. В педагогической литературе существует три точки зрения на методическую деятельность педагога.
1. Постоянное самообразование педагога, повышение уровня дидактической и методической подготовленности к координированию учебно-воспитательной работой, освоение наиболее рациональных методов и приемов воспитания и обучения студентов, обмен и передача накопленного педагогического опыта.
2. Повышение теоретического и практического уровня педагога в конкретной области знаний. В этом случае не усматривается специфика методической и обучающей деятельности по учебной дисциплине, а термины «методическая деятельность» и «обучающая деятельность» используются как синонимы.
3. Активное участие в семинарах, круглых столах, конференциях, проведении научных исследований и других, посвященных актуальным вопросам развития профессионального образования.
Таким образом, исходя из вышесказанного, методическая деятельность педагога - самостоятельный вид профессиональной деятельности педагога по дальнейшему совершенствованию своего педагогического потенциала, моделированию, проектированию, конструированию, прогнозированию и внедрению педагогически полезного дидактического обеспечения процесса обучения в образовательную практику, позволяющего осуществлять координацию обучающей и учебной деятельности по отдельной дисциплине или циклу дисциплин. Она по значимости занимает третье место вслед за преподаванием учебной дисциплины и воспитанием. При всем многообразии методик обучения, их дифференциации, разноплановости содержания обучения различным учебным дисциплинам в разных образовательных системах существуют общие теоретические основы выполнения, общая структура этого вида профессиональной деятельности педагога, основных процедур выполнения методических разработок.
Методическая деятельность педагога осуществляется в течение учебного года и органично соединяется с повседневной педагогической практикой. Основные направления, содержание и формы методической деятельности определяет ученый совет образовательного учреждения. Координационный центр и рабочий орган ученого совета - методический совет по той или иной области знаний.
Объектом методической деятельности педагога является формирование компетентных специалистов различного профиля. Предметом методической деятельности являются разнообразные методы и способы реализации и рефлексии процесса формирования новых знаний и умений с учетом специфики содержания конкретной учебной дисциплины. Эта деятельность проявляется опосредованно через педагогические продукты, созданные в ходе проектирования и конструирования.
Цель методической деятельности педагога - обеспечение и управление процессом воспитания, обучения и развития обучающихся.
К функциям методической деятельности педагога можно отнести следующие: аналитическая; проектировочная, связанная с перспективным планированием и разработкой содержания образования, управление обучающей деятельностью; конструктивная, включающая систему действий, связанных с планированием предстоящего занятия (отбор, конструирование СУИ и выбор форм ее представления, ведущих к целенаправленному интеллектуально-эмоциональному взаимодействию педагога и обучающихся в процессе формирования новых знаний и профессиональных умений и навыков); нормативная, связанная с определением и разработкой дидактического обеспечения, способствующего выполнению образовательных стандартов, требований учебных программ, условий осуществления целостного педагогического процесса в данном учебном заведении; исследовательская. Из вышеизложенного следует, что методическая деятельность, приемы и способы ее осуществления представляет сложный мыслительный процесс.
К субъектам методической деятельности относятся педагог, обучающийся или коллектив педагогов. Высшими формами представления методического мастерства в практике обучения являются его обобщение в различных публикациях, открытие собственных школ-семинаров педагогов, защита научной работы по результатам исследования собственной научно-методической системы.

Индивидуальная методическая работа учителя как один из путей повышения уровня профессионального мастерства.

Воспитать человека с современным мышлением, способного само реализоваться в жизни, могут только педагоги, обладающие высоким профессионализмом. При этом в понятие «профессионализм» включаются не только предметные, дидактические, методические, психолого-педагогические знания и умения, но и личностный потенциал педагога, в который входят система его профессиональных ценностей, его убеждения и установки. На развитие всего перечисленного направлена деятельность методических служб. Важно, чтобы в ходе этой деятельности педагог стал самым активным субъектом процесса совершенствования.

По отношению к учителю методическая работа выполняет ряд важных функций. Прежде всего, это функции адаптации и социализации. Так, благодаря активному участию в методической работе учитель приобретает и закрепляет за собой определенный статус в школе. С возрастом участие в ней способствует решению проблемы профессионального самосохранения, преодоления возможного отставания, расхождения между достигнутым уровнем и новыми требованиями к образовательному процессу. Обучение помогает учителю избавиться от устаревших взглядов, делает его более восприимчивым к внешним изменениям, что в конечном итоге повышает его конкурентоспособность. Методическая работа стимулирует профессиональное развитие педагога, способствует его самореализации, решению профессиональных и личных проблем, позволяет получить большее удовлетворение от работы.

В желании что-то изменить и двигать идеи вперед определенная роль отводится методическим объединениям педагогов.

Цель МО - : непрерывное совершенствование профессионального мастерства педагога, формирование компетентного подхода в деятельности учителя.

Утверждение К.Д. Ушинского о том, что педагог живет до тех пор, пока учится сам, в современных условиях приобретает особое значение. Сама жизнь сегодня ставит на повестку дня проблему непрерывного педагогического образования.

Достижение нового качества образования невозможно без повышения уровня профессиональной компетенции педагогов. Залогом профессионального успеха уже не могут служить полученные один раз в жизни в вузе знания. На первый план выходит способность учителя ориентироваться в огромном информационном поле, умение самостоятельно находить решения и их успешно реализовывать.

Одним из приоритетных направлений в методической работе является предоставление учителю широких возможностей для выбора формы, модели профессионального совершенствования.

Действующее законодательство РФ и нормативно-правовые документы обеспечивают государственную поддержку каждому педагогическому и руководящему работнику образования в повышении квалификации не реже, чем один раз в пять лет. В настоящее время педагогам предлагается большое разнообразие курсов повышения квалификации, организуемых различными структурами. Как очные, так и заочные курсы, в том числе дистанционные с использованием современных информационно-коммуникационных технологий, как бесплатные, так и организуемые на платной основе. Задача методической службы заключается в обеспечении доступа педагогов к этим курсам и оказании консультативной и информационной поддержки при выборе направления повышения квалификации.

Курсы повышения квалификации учителя нашей школы проходят своевременно.

Повышение квалификации помогает учителю избавиться от устаревших взглядов, делает его более восприимчивым к внешним изменениям, что в конечном итоге повышает его конкурентоспособность. Методическая работа стимулирует профессиональное развитие педагога, способствует его самореализации, решению профессиональных и личных проблем, позволяет получить большее удовлетворение от работы.

Системообразующий компонент всей методической работы - индивидуальное профессионально-педагогическое самообразование. Самообразование занимает особое место в системе организации научно-теоретической, психолого-педагогической подготовки учителей. Самообразование - управленческий процесс, плановый, который строится на основе анализа деятельности.

Выбор учителем методической темы по самообразованию определяется потребностью учителя в повышении своей научно-теоретической подготовки, в совершенствовании практических умений и навыков, необходимых в педагогической деятельности, дальнейшем изучении вопросов дидактики, психологии, теории воспитания, в овладении анализом и синтезом научно-практической деятельности.

Любому учителю хочется стать значимой фигурой. Значимый учитель сегодня – это одновременно профессионал и личность. Для того чтобы стать значимым, сегодня необходимо практическое овладение теми видами педагогической культуры, к которым учитель готов чаще всего только теоретически. Учитель постоянно находится между практикой и теорией, наращивая свой опыт преимущественно практическими умениями.

Любая педагогическая работа – это практическая деятельность. Расширение рынка технологий обучения обуславливает стремление педагогов повышать уровень профессионального мастерства, обновлять содержание обучения, совершенствовать методы и формы работы с учащимися. Чтобы сделать процесс обучения основам наук эффективным, недостаточно использовать только традиционные методики преподавания. Решение этой проблемы может быть достигнуто благодаря использованию нестандартных технологий в обучении.

Профессиональная деятельность школьного учителя за последние годы претерпела значительные изменения. Многие проблемы современного образования сегодня оказываются напрямую связаны с ИК-технологиями.

В системе повышения профессиональной компетентности учителя ведущим компонентом является сама личность педагога, ее индивидуальные особенности, личностные качества, отношение к обновлению содержания и организации учебного процесса школы. Мало спланировать и организовать методические мероприятия (консультации, семинары, практикумы), надо включить в работу и самих педагогов. То есть при планировании работы исходить не из собственного представления о профессионализме сотрудников, а из видения учителем проблем своей подготовленности и педагогической деятельности.

Аттестация остается одним из важных, эффективных направлений повышения профессионального мастерства педагогов. Это процесс, стимулирующий творчество учителя.

Привычными для учащихся школы стали такие традиционные формы внеклассной работы, как проведение предметных недель, олимпиад, праздников. В школе имеется опыт проведения предметных недель, которые позволяют как учащимся, так и учителям дополнительно раскрыть свой творческий потенциал, самореализовать себя

Многие учителя в ходе предметных недель проявили хорошие организаторские способности, такая форма работы создаёт праздничную творческую атмосферу, что способствует развитию творчества самого учителя, его осознанию своего вида деятельности. Учащиеся показали хорошие знания по предметам, умения применять знания в различных ситуациях, взаимовыручку, нестандартные решения трудных вопросов. Интересные, разнообразные и нетрадиционные формы проведения предметных недель вызывают большой интерес учащихся, увеличивают мотивацию к изучению предметов.

Каждый учитель имеет методическую копилку, где собраны доклады и выступления, разработки уроков, внеклассных мероприятий.

Итак, совершенствование педагогического мастерства учителя через МО предполагает различную научно-методическую деятельность:

Постоянное ознакомление с современными научными исследованиями в области преподавания различных дисциплин;

Изучение прогрессивного опыта коллег по проблемам организации различных форм уроков;

Ознакомление с новыми программами и концепциями обучения и оценка их;

Повышение квалификации (в большей степени через обучение на разнообразных проблемных курсах и т.д.);

Стремление учителя к повышению квалификационного разряда;

Самообразование, направленное на расширение и углубление профессионально-методических знаний и умений, совершенствование уровня предметной подготовки;

Посещение уроков своих коллег, обмен мнениями по вопросам организации, методов преподавания;

Проведение выставок, смотров творческой деятельности учителя (доклады, выступления, конспекты открытых уроков, внеклассных мероприятий и т.д.).

Давно известна истина, что получение вузовского диплома - не финиш, а старт. На каком бы этапе жизненного и профессионального пути ни находился учитель, он никогда не может считать свое образование завершенным, а свою профессиональную концепцию окончательно сформированной. Сегодня каждый педагог сам определяет наиболее важные аспекты совершенствования своего мастерства.

Методическая работа, конечно, способствует профессиональному самосовершенствованию педагогов, но только тех, кто заинтересован в своем профессиональном росте. Новой школе нужен новый учитель, мобильный, готовый к восприятию инноваций и умеющий действовать по-новому.


План.
1. Понятие и сущность научно – методической деятельности преподавателя.
2. Функции и виды методической деятельности педагога.
3. Содержание научно – методической деятельности преподавателя педколледжа.

Литература:
1. Ерошина, В.И. Методическая деятельность педагога // Профессионал. – 2004. - № 3. – С. 21 – 24.
2. Семушина, Л. Г. Содержание и технологии обучения в ССУЗе / Л. Г. Семушина, Н. Г. Ярошенко. – М. : Владос, 2002. – 298 с.
3. Эрганова, Н. Е. Методика профессионального обучения / Н. Е. Эрганова. – М. : Издательский центр «Академия», 2007. – 162 с.

1.Понятие и сущность научно - методической деятельности преподавателя.
Педагогическая деятельность преподавателя многогранна, сложна, трудоемка, в ней нет неизменных элементов. Все это требует постоянного поиска наиболее важного содержания, целесообразных форм, методов и средств обучения, эффективных путей сотрудничества с обучающимися в процессе обучения.
Составной частью совершенствования педагогического мастерства преподавателя является его научно – методическая работа.
Методическая работа – это одна из обязанностей преподавателя ССУЗа и направлена на разработку и совершенствование методики преподавания дисциплины.
Научно – методическая работа – это научное исследование, цель которого получение собственных, т.е. авторских выводов и результатов в области преподавания конкретной образовательной дисциплины и в рамках избранной темы (Е. Ю. Тепишкина).
Методическая деятельность в полной мере не исследовалась и не описывалась как самостоятельный вид профессиональной деятельности преподавателя. В педагогической литературе существуют три точки зрения на методическую деятельность.
Согласно первой точке зрения, методическая деятельность сводится к методической работе, связанной с самообразованием педагога, работой с дидактическими средствами, повышением квалификации в предметной области. Вторая – заключается в том, что к методической относят деятельность, связанную с обучением конкретному предмету. В этом случае авторы не рассматривают специфику в методической и обучающей деятельности педагога, а термины «методическая деятельность», «обучающая деятельность» используются как синонимы.
Исследователи, которые придерживаются третьей точки зрения, методическую деятельность представляют как совокупность относительно самостоятельных умений с четко выраженной спецификой в структуре профессионально-педагогической деятельности.
Педагоги-практики осознают специфику и важность методической деятельности. По значимости она занимает у них третье место вслед за преподаванием предмета и воспитанием. Мы рассматриваем методическую деятельность как самостоятельный вид профессионально-педагогической деятельности. При всем многообразии методик обучения, их дифференциации, разноплановости содержания обучения различным предметам в самых разных образовательных системах существуют общие теоретические основы выполнения, единая структура этого вида профессиональной деятельности педагога, общие основные процедуры выполнения методических разработок.
Главная цель научно – методической работы:
повышение профессиональной квалификации и научно – методического уровня педагогов;
обеспечение целостного педагогического процесса научно – обоснованными методическими материалами (программами, планами, учебными пособиями, дидактическими материалами и т. д.).
Цель методической деятельности – обслуживание практики обучения.
Методическую деятельность педагога нельзя наблюдать непосредственно. Анализу, наблюдению поддается обучающая деятельность педагога. Методическая деятельность, приемы и способы ее осуществления – это сложный мыслительный процесс. Для того чтобы разделить педагогический процесс и его обеспечение: методическое, материально-техническое или организационное, - необходимо определить отличия в их предмете деятельности.
Объектом методической деятельности педагога профессиональной школы является процесс формирования профессиональных знаний, умений и навыков.
Предмет методической деятельности составляют различные приемы и методы, способы реализации и регуляции процесса формирования новых знаний и умений с учетом специфики содержания конкретного предмета. Эта деятельность проявляется опосредованно через методические продукты (результаты), созданные в ходе методического проектирования и конструирования.
Субъектами методической деятельности являются педагог или коллектив педагогов. Опыт педагога-новатора ассоциируется с конкретным методическим приемом, который сконструирован и удачно включен в собственную методическую систему. Высшими формами представления методического творчества в практике обучения являются его обобщение в различных публикациях, открытие собственных школ-семинаров преподавателей, защита научной работы по результатам исследования собственной научно-методической системы.
Продуктами (результатами) методической деятельности являются: методически переработанный, отобранный учебный материал в различных формах представления информации; алгоритмы решения задач; листы рабочей тетради; приемы, методы обучения; методическое обеспечение учебной дисциплины; учебные программы и т.д. Продуктами методической деятельности пользуются учащиеся на уроках.
Таким образом, под методической деятельностью следует понимать самостоятельный вид профессиональной деятельности педагога по проектированию, разработке и конструированию, исследованию средств обучения, позволяющих осуществлять регуляцию обучающей и учебной деятельности по отдельному предмету или циклу учебных дисциплин.

2.Функции и виды методической деятельности педагога.
Основными функциями методической деятельности преподавателя выступают:
аналитическая, связанная с анализом существующих методических разработок, материалов, опыта коллег;
проектировочная, связанная с перспективным планированием и разработкой содержания обучения, планированием и подготовкой обучающей деятельности;
конструктивная, включающая систему действий, связанных с планированием предстоящего занятия (отбором, композиционным оформлением учебной информации), представление форм предъявления учебного материала, ведущих к взаимодействию педагога и учащихся в процессе формирования новых знаний и профессиональных умений и навыков;
нормативная, способствующая выполнению образовательных стандартов, требований учебных программ, условий осуществления образовательного процесса в данном типе учебного заведения;
исследовательская – поиск новых форм и методов работы.
Виды методической деятельности.
В основу определения вида деятельности положено содержание функционального компонента педагогической деятельности.
Вид методической деятельности – это устойчивые процедуры осуществления планирования, конструирования, выбора и применения средств обучения конкретному предмету, обуславливающие их развитие и совершенствование. К видам методической деятельности, выполняемым педагогами профессиональной школы, относятся:
-анализ учебно-программной документации, методических комплексов;
-методический анализ учебного материала;
-планирование системы уроков теоретического и практического обучения;
-моделирование и конструирование форм предъявления учебной информации на уроке;
-конструирование деятельности учащихся по формированию технических понятий и практических умений;
-разработку методики обучения по предмету;
-разработку видов и форм контроля профессиональных знаний, умений и навыков;
-управление и оценку деятельности учащихся на уроке;
-рефлексию собственной деятельности при подготовке к уроку и при анализе его результатов.
Названные виды методической деятельности, конечно, не охватывают всего многообразия методической практики профессионально-педагогических кадров. В процессе методической подготовки студенты овладевают теми видами, которые обеспечивают подготовку педагога к занятиям.

3.Содержание научно – методической деятельности преподавателя педагогического колледжа.
В качестве компонентов, составляющих содержание научно – методической деятельности преподавателя, можно выделить следующие:
-анализ профессиональной деятельности специалистов, выявление основных трудовых функций и профессиональных компетенций – разработка модели специалиста разработка модели профессиональной подготовки (учебных планов, программ и др.);
-разработка учебно – методического обеспечения преподаваемых дисциплин;
-совершенствование форм и методов обучения;
-индивидуализация обучения (индивидуальные задания и работы, индивидуализация заданий в коллективных формах работы, обучение по индивидуальным учебным планам);
-разработка заданий для самостоятельной работы студентов (обучающих программ, задач, упражнений, деловых игр и др.);
-разработка дидактических материалов для учебных занятий;
-методические разработки, как обобщение накопленного опыта по отдельной проблеме организации учебно – воспитательного процесса (методические рекомендации, методические пособия, учебные пособия, учебники;
-более сложный этап – методическая работа с элементами научного исследования: научные проекты, диссертации, участие в грантах, конкурсах, выставках.
О результатах своей научно – методической работы преподаватель докладывает на заседаниях предметно – цикловых комиссий, конференциях, заседаниях кафедры, педагогических чтениях, в периодической печати.
В колледже действует целостная методическая служба – это система взаимосвязанных мер, направленных на развитие творческого потенциала педагогических работников, их профессионального мастерства, в конечном счете – на повышение качества профессионального образования (В. И. Ерошина).
Можно выделить основные направления методической службы:
педагогическое: оказание практической помощи педагогам в совершенствовании методического мастерства, повышение квалификации, консультативная помощь преподавателям в научно – методическом обеспечении образовательных стандартов.
Управленческое: создание педагогического коллектива, способного к инновационным преобразованиям учебно – воспитательного процесса в условиях реализации государственного образовательного стандарта.
Научное: организация опытно – экспериментальной работы по апробации новых идей, концепций, программ развития образовательного учреждения.
Технологическое: анализ на диагностической основе педагогической деятельности, описание педагогического труда, осмысление перехода на новые педагогические технологии.
Главным органом методической службы являются предметно – цикловые комиссии. Предметно – цикловая комиссия – это общеколледжное объединение преподавателей определенного предмета или близких между собой предметов (например, общественных дисциплин, педагогики и психологии и др.).
Каждую предметно – цикловую комиссию возглавляет председатель, внутри них работают ведущие специалисты по отдельным дисциплинам. Вне предметно – цикловых комиссий существуют самостоятельные творческие группы и методические объединения (например, методическое объединение классных руководителей). Базовым компонентом предметно – цикловых комиссий являются преподаватели колледжа – исполнители научно – методической работы, которые работают в предметно – цикловых комиссиях, творческих группах и др. под руководством своих председателей или индивидуальных научных руководителей и консультантов.
В систему научно – методической деятельности колледжа включаются методический кабинет, библиотека, информационно – техническая служба, которая обеспечивает тиражирование авторских дидактических материалов, создание электронных презентаций обобщенного опыта, видеосъемку и др.
Вся научно – методическая работа проводится в строгом соответствии с годовым планом колледжа, курируется директором колледжа. Оперативное руководство осуществляет заместитель директора по научно – методической работе.
Научно – методическая система педагогического колледжа включает также внешнюю кооперацию:
-научные учреждения и вузы;
-различные органы и учреждения образования;
-органы и учреждения печати.
Также можно выделить основные формы методической работы:
-коллективные: педагогический совет, методический совет, методические объединения, методические комиссии, педагогические мастерские, экспериментальные лаборатории, предметно – цикловые комиссии.
-Индивидуальные: самообразование, курсы повышения квалификации (как минимум раз в пять лет) – краткосрочные – 72 часа, тематические и проблемные семинары – 72-100 часов, длительные – более 100 часов; индивидуальная работа педагога над повышением профессионального мастерства.
Таким образом, результатом научно – методической деятельности преподавателя является методический профессионализм – это мера и способ творческой саморегуляции личности в разнообразных видах общения и деятельности, направленных на освоение, передачу и создание педагогических ценностей и технологий.
4. Методические умения преподавателя.
Освоение методической деятельности проходит через формирование методических умений. Умение – это свойство личности будущего педагога выполнять определенные действия в новых условиях на основе ранее приобретенных знаний. В соответствии с предметной сложностью и спецификой работы профессиональной школы методические умения можно классифицировать по нескольким группам. Приведем одну из возможных классификаций.
Первая группа методических умений связана с овладением дидактико-методическими основами профессиональной школы. Она включает:
1. Умение проводить анализ учебно-программной документации по обучению специалиста.
2. Умение подбирать учебную литературу для изучения конкретной темы.
3. Умение выполнять логико-дидактический анализ содержания учебного материала, учебника.
4. Умение проводить методический анализ локального отрезка учебной информации.
5. Умение разрабатывать различные формы предъявления учебного материала: блок-схемы, алгоритмы решения технических задач, опорные конспекты и т.д.
6. Умение располагать учебный материал на доске, оформлять решение технических задач.
7. Умение разрабатывать комплексные методические приемы теоретического и практического обучения.
8. Умение разрабатывать различные формы определения уровня сформированности знаний и умений учащихся.
9. Умение разрабатывать различные формы учебной и учебно-практической деятельности учащихся.
10. Умение проводить анализ уроков теоретического производственного обучения.
Вторая группа методических умений учитывает специфику изучения учебного материала. В нее входят:
1. Умение планировать систему уроков по изучаемой схеме на основе методического анализа.
2. Умение планировать учебную и учебно-производственную работу учащихся по профессиональной деятельности.
3. Умение конструировать учебные и практические задачи и отбирать соответствующие учебные действия и практические операции.
4. Умение организовывать деятельность учащихся на уроке и управлять ею.
5. Умение применять методы теоретического и производственного обучения.
6. Умение анализировать методические разработки.
Третья группа методических умений синтезирует ранее сформированные умения и предполагает:
1. Умение применять методические рекомендации, методики и технологии обучения на практике.
2. Умение создавать вариативную методику обучения в зависимости от целей и реальных условий обучения.
3. Умение создавать собственную методическую систему обучения и представлять ее в методических рекомендациях.
Методические умения могут быть сформированы на определенных уровнях.
Первый уровень сформированности методических умений характеризуется осознанием цели выполнения того или иного методического приема, осмыслением его операционного состава и выполнением по образцу, предложенному в методических рекомендациях. На этом уровне формируются методические умения в процессе изучения предмета «Методика профессионального обучения».
Второй уровень – применение отдельных методических приемов или их комплексов в ситуациях, связанных с учебным процессом конкретного учебного заведения. Методические умения этого уровня приобретаются будущими педагогами профессиональной школы на педагогической практике.
Третий уровень характеризуется переносом отдельных методических приемов, их комплексов и видов методической деятельности на новые предметные области. Перенос чаще всего осуществляется на основе осознания целей и использования сформированной ориентировочной основы методической деятельности и методического творчества. Нетрудно заметить, что этот уровень представляет методическая деятельность педагога-практика.
Таким образом, научно – методическая деятельность является неотъемлемой частью профессиональной деятельности преподавателя педагогического колледжа и направлена на совершенствование методики преподавания читаемой дисциплины.

Психология