Мой рейтинг протестированных камер со сменной оптикой. Топ беззеркальных фотоаппаратов

В последнее время большую популярность получают беззеркальные фотоаппараты со сменной оптикой, рейтинг 2018 года и большое количество положительных отзывов становятся тому подтверждением. Такие фотокамеры не только просты в эксплуатации — со стремительным развитием современных технологий они мало чем отличаются от зеркальных устройств. Отсутствие оптического видоискателя и блока зеркал являются основными характеристиками, которые отличают беззеркальные камеры от своих собратьев. Все остальные параметры остались (точная и быстрая работа, большой размер матрицы, сменная оптика), а в некоторых моделях они достигают высокого технического уровня и качества.

Беззеркальные фотокамеры приобрели ещё одно преимущество – компактные размеры и небольшой вес. Такой параметр делает устройство более мобильным и позволяет постоянно носить его с собой. Только лучшие беззеркальные фотоаппараты представлены ниже.

Топ лучших представляет модель компании Panasonic. Не более чем четыре года назад была выпущена первая модель этой линейки — Panasonic Lumix G1. Для того времени технические характеристики фотокамеры были на хорошем уровне, а сам фотоаппарат, который представлен ниже, заслужил популярность в кругу как профессиональных фотографов, так и новичков. Интересным фактом является то, что после модели G3 был сразу же выпущен Lumix G5. G4 была проигнорирована суеверной японской компанией.

  1. Этот фотоаппарат оснащён матрицей Live MOS со стандартом MicroFourThirds. При этом разрешение фотоснимков доходит до 4592 x 3448.
  2. На устройстве установлен процессор последнего поколения VenusEngine 7 FHD с повышенной скоростью и работоспособностью.
  3. Был обновлен сенсорный дисплей. При максимальном разрешении скорость съёмки камеры составляет 6 кадров за секунду.
  4. Большое количество разнообразных сценических режимов становится удобным набором инструментов любого фотографа.
  5. Съёмка и воспроизведение видеофайлов проходит в формате Full HD с разрешением до 1920×1080 пикселей.


Во всемирной информационной сети можно найти большое количество обзоров, посвящённых Panasonic Lumix G5 со сменной оптикой. Пользователи уделяют отдельное внимание его дизайну: плавность линий, строгий стиль, спокойствие цветовой гаммы. Форма G5 сделана исключительно под пользователя. Большой выступ позволяет удобно держать устройство в руке, а вспышка, видеоискатель и большое количество аналоговых кнопок максимально приближают фотоаппарат к разряду зеркальных камер.

Один из основных плюсов устройства – это его небольшой вес, который составляет всего 396 грамма и компактные габариты (119.9 x 83.2 x 70.8 мм).

Исходя из отзывов пользователей, функционал Panasonic Lumix G5 достаточно широк и разнообразен, недостатки у устройства существуют, но они незначительны. Цена начинается от 22000 рублей, что позволяет приобрести устройство среднестатистическому пользователю.

SONY A6500. Любимец публики

Фотоаппараты 2018 года получили в свои ряды ещё одну новинку. Продукция компании SONY достаточно разнообразна, но всегда качественна и имеет продолжительный гарантийный срок. Продолжительное время, проведенное на мировом рынке технологий, позволило компании набрать большое количество поклонников своего искусства.

Внешний вид A6500 достаточно агрессивен, отсутствие плавных линий и некоторая угловатость даёт понять, что устройство создано для работы. Конструкция магниевого корпуса выполнена так, что не пропускает пыль и влагу. Это обеспечивает функциональность фотоаппарата даже при суровых погодных условиях.

  1. Процессор нового поколения позволяет добиться гладкости снимков. Новый сенсор идёт в сочетании с процессором. Производительность этих двух элементов позволяет добиться высокоскоростной съёмки для формата JPEG.
  2. Устройство позволяет снимать видеоролики в двух форматах: 4K и Full HD. С вышеописанным процессором можно производить обработку контента и воспроизводить его в режиме S&Q Motion.
  3. Наличие Wi-Fi модуля и Bluetooth увеличивает возможности пользователя, позволяет синхронизировать камеру с другими устройствами.
  4. Система 4D FOCUS имеет в своём арсенале различные функции и способна использовать их автоматически. Например, Lock-on AF используется для определения движущихся объектов по всей площади кадра, а функция Eye AF позволяет отслеживать зрачки глаз.


Цена этой модели фотоаппарата начинается от 110000 рублей. Подходит как для профессиональных фотографов, так и для любителей.

Olympus OM-D E-M1 Mark II. Флагманский представитель компании

Хорошо известной во всём мире компанией Olympus было сделано заявление, что эта фотокамера превзойдёт зеркальных представителей фототехники. Следует упомянуть, что на разработку этой модели фотокамеры было потрачено 4 года.

Корпус устройства можно назвать гибридным: он меньше зеркальных устройств, но по своим габаритам превосходит большинство беззеркальных моделей.

  1. Увеличенный корпус позволил вместить в себя аккумуляторную батарею большей ёмкости, которая составляет 1720 мАч.
  2. Olympus OM-D E-M1 Mark II стоек не только к излишней жаре — он продолжает исправно функционировать и в холод (до -10 °С). Сдвоенный слот для карт памяти позволяет исключить переполнение буфера (при одновременной установке сразу двух карт).
  3. Работу фотографа более функциональной делает наличие большого количества различных разъёмов, например, такого, как USB Type-C.
  4. Скорость устройства при использовании следящего автофокуса составляет 18 кадров за секунду. При блокировке автофокуса скорость Mark II автоматически увеличивается до 60 кадров за секунду.
  5. 5-осевой стабилизатор изображения позволяет не использовать штатив, так как способен обеспечить до 6.5 ступеней компенсации.


Olympus OM-D E-M1 Mark II является не только компактной и портативной фотокамерой, также это устройство обладает широким функционалом, обеспечивает хорошую работу, имеет на своём борту массу полезных функций.

Canon EOS M5. Дорогой выбор профессионалов

Среди беззеркальных фотоаппаратов эта модель наиболее представляет собой уменьшенную копию зеркальной фотокамеры. Дизайн выполнен в лучших традициях компании Canon: плавные изгибы, никаких острых углов, органическое сочетание матовых и глянцевых цветов. Форма фотоаппарата подобрана идеально для пользователя, его удобно держать одной рукой.

  1. Сенсорный экран Canon EOS M5 позволяет переключать и определять точку фокусировки, а также использовать полный функционал основного меню. На сенсорном экране КМОП можно использовать только определённую область. Такая функция не даёт срабатывать сенсору при случайном касании.
  2. Эффективное разрешение составляет 24.2 МП, что позволяет поднять детализацию снимков на необычайно высокий уровень. Скорость съёмки составляет 7 кадров за секунду.
  3. Цифровой формат видеофайлов MP4, что является существенной недоработкой этого устройства, так как модели 2018 года обычно снимают в формате 4К или Full HD.
  4. Процессор DIGIC 7 позволяет функционировать фотокамере с высокой скоростью без зависаний системы.
  5. Наличие не только Wi-Fi модуля, NFC и Bluetooth. Также существует отдельный вход для микрофона, Micro HDMI и Hi-Speed USB.


Цены на данную модель начинаются от 110000 рублей. По отзывам пользователей, можно сделать вывод, что Canon EOS M5 подходит для фотографов всех рангов.

OLYMPUS PEN-F. Качество, стиль, функционал

Обзор представляет последнюю модель. Основной изюминкой этой модели является дизайн, который выполнен в ретростиле. Сочетание хромовых поверхностей и кожаных накладок создают дорогое и стильное впечатление. Кнопки и колёсики регулировки сделаны из алюминия высокого качества. Фотоаппарат имеет большое количество ручных регулировок и настроек, что очень удобно, когда надо выбрать что-то особенное, подходящее к определённой ситуации. Кроме ретростиля, фотоаппарат не имеет ничего общего с моделями прошлого. Вся техническая составляющая фотокамеры соответствует последним разработкам.

  1. OLYMPUS PEN-F отличается от других фотокамер большим количеством художественных настроек и креативных режимов.
  2. Матрица с разрешением в 20 Мп является одной из технологических особенностей фотоаппарата.
  3. Система 5-ти осевой стабилизации изображения способна обеспечить выигрыш до пяти ступеней экспозиции.
  4. Съёмка проводится со скоростью 5 кадров за секунду.
  5. PEN-F оснащён сенсорным монитором, который способен вращаться в различных направлениях.


OLYMPUS PEN-F– это демонстрация эффективного симбиоза внешнего вида из прошлого и технических возможностей настоящего. Цена, за которую можно приобрести устройство, начинается от 90000 рублей.

Итоги обзора

Модели беззеркальных фотокамер 2018 года, рейтинг которых представлен выше, оснащены по последнему слову техники и по функционалу ничем не отличаются от зеркальных устройств. Качество снимков и видеороликов достаточно высокое, присутствует наличие разнообразных функций, упрощающих работу с фотокамерой. Также присутствует разносторонняя ценовая политика. Вышеописанные фотоаппараты позволяют выбирать наиболее устраивающие пользователя устройства. Фотокамеру может себе приобрести как среднестатистический пользователь, так и опытный профессионал. Также возможен выбор продолжительных гарантийных сроков от компаний производителей.

Зеркальная Sony Alpha 99 II получила полнокадровый 42-мегапиксельный CMOS-сенсор с системой пятиосевой оптической стабилизации, электронный видоискатель, а также систему гибридной фазовой автофокусировки. Ее уникальность состоит в том, что 79 датчиков фокусировки расположены на отдельном модуле, а 399 - прямо на матрице. По части быстродействия Alpha 99 II тоже хороша. Несмотря на большой вес конечных фотографий, скорость серийной съемки составляет 12 кадров в секунду.

Еще одна особенность камеры - поддержка видеосъемки в разрешении 4К. А учитывая, что сбоку расположены гнезда для подключения наушников и микрофона, напрашивается вывод о том, что Sony Alpha 99 II придется по душе видеографам, которые хотят получить ролики отличного качества. Более того, порт micro-HDMI позволяет подключить к камере внешний монитор.

Отметим, что Sony Alpha 99 II весьма удобна в использовании, а расположение органов управления говорит о продуманном подходе производителя к эргономичности своего продукта. Кстати, настройки камеры, до которых можно добраться через экранное меню, тоже структурированы максимально осмысленно.

Sony Alpha 7: Первая массовая «беззеркалка»

Sony Alpha A7 - это, пожалуй, первая массово доступная «беззеркалка» с полнокадровой матрицей. Разрешение в 24 мегапикселя, низкочастотный фильтр, гибридный автофокус, высокое качество сборки - список достоинств этой камеры можно продолжать долго. Отметим сразу, что данная модель стоит практически столько же, сколько и полупрофессиональные «зеркалки». Но в чем же тогда преимущество?

Первое и главное - это почти в два раза меньшие габариты и вес, что для большинства фотографов сегодня очень критично. Второе - поддержка всех современных беспроводных интерфейсов и возможность подключения напрямую к гаджетам по Wi-Fi. Безусловно, у Sony Alpha A7 есть и недостатки по сравнению с «зеркалками»: например, меньшее время автономной работы, сравнительно невысокая скорость серийной съемки, не такой богатый выбор оптики. Однако стоит только попробовать поснимать на Sony Alpha A7, и к большой камере возвращаться уже не захочется.

С использованием хороших объективов изображения, сделанные этой камерой, удовлетворят требованиям профессиональных фотографов. Высочайшее качество картинки как в светлое, так и в темное время суток вам обеспечено.

Рейтинг полнокадровых зеркальных и беззеркальных фотокамер

ФОТО: компании-производители

Интересно, но всего несколько лет назад для того, чтобы разжечь ожесточённую дискуссию, достаточно было упомянуть сравнение Nikon с Canon. Сайты и форумы заполнялись бесконечной полемикой, стоило лишь кому-нибудь осмелиться и опубликовать что-то вроде: «я отказался от своей камеры Nikon и перехожу на Canon» (и не дай вам бог было сказать что-нибудь против Pentax – вас бы засыпали проклятиями и угрозами расправы). В настоящее время, похоже, всё поменялось – пользователи с гораздо меньшим энтузиазмом обсуждают различия зеркалок одного производителя от другого. Передавая боевых действий фотосообществ перенеслась теперь на обсуждение сравнения зеркалок с беззеркальными камерами.

По одну сторону баррикад расположились пользователи зеркальных фотоаппаратов, отстаивающие свою позицию высказываниями типа: «Вы сможете вырвать DSLR-камеру из моих рук, только когда я умру!». А по другую – люди, утверждающие: «Будущее за беззеркальными камерами, пришло время распрощаться с хлопающим зеркалом!». Обе стороны спора приводят свои доводы и аргументы, которые не лишены смысла, но, как только в споре начинают преобладать эмоции – он становится неубедительным и бессмысленным.

Так что, в настоящий момент мы можем наблюдать, как производители ведут наступление друг на друга. Sony, Fuji и некоторые другие производители в маркетинговых кампаниях часто сравнивают свои камеры с зеркалками, указывая на преимущества своих систем в весе, габаритах и т. д. Производители же DSLR-камер парируют скоростью автофокусировки, надёжностью и производительностью зеркалок. Как бы там ни было, но факт остаётся фактом – зеркалки теряют свою долю рынка, а интерес пользователей к беззеркальным технологиям неуклонно растёт.

Мы уже сравнивали вес и габариты зеркальной камеры с беззеркальной. Давайте снова вернёмся к теме сравнения DSLR-камер с беззеркальными камерами и проанализируем несколько более важных факторов.

В последнее время в рамках анонса X-Pro2, Fuji представила изображение, которое демонстрирует беззеркальную камеру с двумя банками пива, уравновешивающих одну DSLR-камеру, а также текст: «2 дополнительные 500-мл банки пива»:

Этот маркетинговый ход ярко показывает до какого абсурда и нелепости сегодня доходит противопоставление зеркальных и беззеркальных камер.

Nikon, очевидно, не доволен своей финансовой деятельностью, и это заставляет компанию объяснять невозможность достижения своих экономических прогнозов глобальным состоянием экономики – и так продолжается квартал за кварталом, год за годом в течение нескольких последних лет. Хотя мировой финансовый кризис, конечно, является одной из причин низкого уровня продаж, но Nikon и Canon, безусловно, ощущают и угрозу, исходящую со стороны беззеркальных конкурентов, которые продвигают свои продукты активнее и более агрессивно. В недавнем видео, маркетологи Nikon также сравнили D500 с беззеркальной камерой, заострив внимание на более быстрой и надёжной системе автофокусировки своего продукта. И это лишь подтверждает, что Nikon пугает тенденция роста сегмента беззеркалок.

На самом ли деле у беззеркальных камер есть преимущество в габаритах и весе? По прежнему ли обладают зеркалки самой быстрой и надёжной системой автофокусировки? Какие ещё нюансы при сравнении этих систем стоит принимать во внимание? Давайте попробуем разобраться.

Заркальная камера или беззеркалка? Сравнение веса и габаритов

После использования на протяжении последних 10 лет DSLR-камер Nikon, я больше импонирую зеркалкам, чем беззеркальным камерам: это система, которой я могу доверять, и в дальнейшем развитии которой я вижу смысл. Зеркалка способна удовлетворить потребности практически любого жанра и вида фотографии. В то же время в последние несколько лет у меня появился опыт съёмки на беззеркальные камеры нового поколения, которые, на мой взгляд, тоже достаточно привлекательны.

Одним из преимуществ перехода на беззеркалки, о котором нам постоянно твердят, является их меньший вес и габариты. Но настолько ли беззеркальные камеры меньше и легче DSLR-камер, чтобы можно было говорить о таком их преимуществе?

Мы уже рассматривали этот вопрос подробно и пришли к выводу, что . Действительно, беззеркалка всегда будет легче, чем её зеркальный аналог – в ней меньше механических компонентов и она тоньше – но эта разница не столь значительна, и относится она только к самой тушке камеры.

Во-первых, для того чтобы потенциальный покупатель осознал, что «больше – не всегда лучше», требуется некоторое время

С установленным объективом полнокадровая беззеркальная камера не имеет никаких преимуществ в весе перед зеркалкой с объективом! Так что если у вас есть полный рюкзак фотооборудования, то единственное, на чём вы сможете сэкономить место и вес – тушка камеры. И как только вы добавите к беззеркальной камере пару батарей, её преимущество в весе станет ещё менее заметным.

На момент запуска, слоган Sony звучал так: «Легче и меньше», но к моменту анонса и обновлённой линейки G-объективов, стало очевидно, что Sony стала делать ставку на отличную управляемость, эргономику и объективы профессионального качества, а не на преимущества в весе и габаритах. Да и новые объективы G-серии не могут быть легче своих зеркальных аналогов просто потому, что невозможно победить законы оптики. В то время как более короткий рабочий отрезок позволяет создать объектив с некоторой экономией веса и габаритов, но эта экономия будет малозначительной.

Где у беззеркалок действительно есть преимущество в весе и размере, так это в сегменте камер с матрицей APS-C. К сожалению, производители DSLR-камер крайне медлительны в предложении привлекательных объективов для зеркалок формата APS-C. Например, если сравнить объективы Fujifilm с DX-объективами Nikon, то мы увидим, что среди первых гораздо шире выбор объективов, сконструированных специально для байонета Fuji X, в то время как большинство DX-объективов Nikon представлены несветосильными зумами, которые заставляют пользователей системы Nikon DX рано или поздно переходить на более дорогие, громоздкие и тяжёлые полнокадровые FX-объективы. С этой точки зрения, беззеркалки превосходят своих конкурентов, поскольку объективы, специально разработанные для небольших матриц, всегда будут легче и компактнее. У Canon в этом плане дела обстоят не лучше – большинство из APS-C объективов этого производителя также представлены несветосильными зумами.

Будущее зеркальных камер APS-C-формата

Вот почему я на протяжении многих лет подряд говорил о том, что у зеркалок с матрицей формата APS-C нет будущего. Без обширной линейки качественных APS-C-объективов, ни Nikon, ни Canon не сможет составить адекватную альтернативу беззеркалкам. Четыре года назад в своей статье «Почему у DX нет будущего» я утверждал, что отсутствие высококачественных объективов ставят зеркальные камеры в невыгодное положение в сравнении с беззеркалками в плане веса и габаритов. И сейчас я ещё больше укрепился в своём мнении – я полагаю, что в будущем в сегменте APS-C-камер будут преобладать беззеркалки. Производители беззеркальных камер, такие как Fuji, Olympus, Panasonic и другие ориентированы на создание объективов для своих неполнокадровых камер, и преимущества такого подхода очевидны: ассортимент объективов для APS-C-камер этих производителей превосходит предложения Nikon и Canon для своих кропнутых камер. Причём у беззеркалок преимущество заключается не только в количестве, но и в качестве! В своё время ни Nikon, ни Canon не удалось создать по-настоящему привлекательные неполнокадровые объективы, концентрируя большую часть своих усилий на создании полнокадровых объективов, и в настоящее время, полагаю, этими производителями момент для навёрстывания своего отставания уже упущен. Беззеркалки в этой области имеют неоспоримое преимущество. Зачем вам покупать , если за те же деньги вы можете приобрести Sony A6000 – более компактную и инновационную камеру? И это только начало – новые беззеркальные камеры, например, Sony A6300 способны стать лидерами по производительности и надёжности автофокусировки, и зеркалки, скорее всего, не смогут конкурировать с ними в этой области.

Хотя, Nikon, и проделал феноменальную работу, но эта камера будет интересна лишь определённой нише фотографов, занимающихся спортивной фотографией и фотосъёмкой дикой природы – найдётся немного пользователей, готовых выложить за кропнутую зеркалку, способную снимать на скорости 10 кадров в секунду, около 2 тысяч долларов, когда за эти же (или даже меньшие) деньги можно купить полнокадровую зеркальную или беззеркальную камеру.

Зеркальная камера или беззеркалка? Сложности перехода с одной системы на другую

Взглянув на данные продаж за несколько последних лет, мы увидим достаточно запутанную картину – если будущее за беззеркальными камерами, то почему же зеркалки по-прежнему доминируют в графиках глобальных продаж? На мой взгляд, тому есть несколько причин.

Во-первых, для того чтобы потенциальный покупатель осознал, что «больше – не всегда лучше», требуется некоторое время. Термин «беззеркальная» достаточно нов для слуха покупателя, и о его преимуществах ещё нужно рассказывать.

Во-вторых, люди, как правило, избегают смены системы из-за инвестиций, вложенных в уже имеющуюся. Если у пользователей уже есть некоторое количество объективов и аксессуаров, то они избегают хлопот, связанных с продажей оборудования одной системы и приобретения другой. Ведь это достаточно дорогостоящий процесс как с точки зрения финансов (продажа бывшего в употреблении фотооборудования, особенно камер и аксессуаров, как правило, не даёт денег в количестве достаточном для реинвестирования в эквивалентную систему другого производителя), так и времени, требующегося для освоения и адаптации к новому инструменту.

И, наконец, прежде чем сделать подобный шаг, фотографы часто оценивают новую систему в целом и тщательно анализируют все плюсы и минусы, которые связаны с её приобретением. Это обнаруживает самый большой недостаток беззеркальных систем на данный момент: они не могут предложить пользователям такое же количество инструментов, аксессуаров и объективов, как зеркалки. И именно это удерживает многих профессионалов и любителей от такого перехода.

Пользователь зеркальной камеры волен выбирать из самых различных жанров фотографии. Можно начать с портретной фотографии, затем перейти к , пейзажной, архитектурной фотографии и т. д. – почти для любого жанра можно подыскать объективы. То же самое касается и аксессуаров – у фотографа гораздо выше шанс найти вспышки, триггеры и другие фотоаксессуары для зеркалки, чем для беззеркальной камеры просто потому, что первые выпускаются гораздо дольше и получили широкое признание среди фотографов, как золотой стандарт. Из-за этих преимуществ зеркальных систем многие фотографы довольно осторожны в переходе на беззеркальные камеры.

Но всё меняется довольно быстро. Если пару лет назад выбор объективов для беззеркалок был достаточно скуден, то сегодня для них можно найти объективы, отвечающие многим потребностям фотографии. Конечно, у зеркальных камер всё ещё есть преимущество в области светосильных объективов, но при имеющейся тенденции оно очень быстро сойдёт на нет.

Сравнение зеркальной камеры с беззеркальной: Производительность автофокуса

Если пару лет назад, поднимая этот вопрос, можно было смеяться над плачевным положением дел с автофокусом у беззеркалок, то в настоящее время ситуация в корне меняется. Если производители DSLR-камер не найдут способы преобразования оптического аналогового выхода в цифровой для последующего его анализа, то беззеркалки очень скоро превзойдут зеркальные камеры в производительности автофокуса, особенно в его точности. Почему? Всё очень просто: на зеркалке анализ данных, получаемых непосредственно с матрицы камеры, невозможен, поскольку этому препятствует зеркало и закрытый затвор, расположенные перед матрицей. Автофокусировка происходит с помощью модуля автофокусировки, получающее свет / аналоговое изображение от вторичного зеркала. Для сравнения, в беззеркальных камерах информация перед съёмкой может быть просканирована и проанализирована непосредственно с матрицы. Современные беззеркальные камеры оснащены датчиками фазовой детекции, встроенными непосредственно в матрицу камеры. Мы уже наблюдали, насколько эффективной на беззеркальных камерах может быть система обнаружения лиц, и если производители продолжат совершенствовать свои продукты в этом направлении, то достаточно скоро каждое отснятое изображение будет звеняще-резким, а камера будет автоматически фокусироваться на глазах ближайшего к вам человека. Некоторые камеры уже способны записывать изображения до спуска затвора, чтобы избежать съёмки модели с закрытыми глазами, и мы уже привыкли к камерам, которые делают снимок автоматически, как только человек в кадре улыбнётся. На зеркалке же вы не сможете реализовать подобные функции, пока свет не будет непрерывно падать на матрицу камеры. Хотя, благодаря расширенному анализу снимаемой сцены система отслеживания движущихся объектов становится всё лучше, и камеры потенциально способны предсказать направление движения объекта.

Хотите наглядный пример успешного развития автофокуса беззеркалок? Взгляните на возможности системы автофокусировки новейшего Sony A6300:

С 425 точками фокусировки A6300 способна анализировать большой объём информации, достаточной для точной фокусировки и отслеживания движущегося объекта. В то время как эта технология пока ещё не представлена на других более продвинутых и дорогих беззеркалках, Sony A6300 можно рассматривать как своеобразный «тестовый стенд» того, что мы увидим в будущем. При должном уровне развития эта технология позволит беззеркалкам достаточно быстро отнять лидерство у DSLR-камер. Это всего лишь вопрос времени – уже в следующих моделях полнокадровых беззеркальных камер Sony мы можем увидеть эту систему автофокусировки с поразительными возможностями.

Сравнение зеркальной камеры с беззеркальной: Ёмкость батарей

Большинство производителей беззеркальных камер сбились с ног, пытаясь сделать свои продукты компактнее и легче. По этой причине такие компании, как Sony были вынуждены разработать лёгкие аккумуляторные батарей, ёмкости которых, к сожалению, хватает для съёмки не более нескольких сотен кадров. Для создания реальной конкуренции DSLR-камерам, производители беззеркалок должны начать предлагать камеры с более ёмкими батареями. Пока мы не станем свидетелями каких-либо реальных достижений в развитии технологий изготовления батарей или снижения энергопотребления, лучшее, что могут сделать производители – увеличивать ёмкость аккумуляторов. Если ёмкость батарей безеркалок будет увеличена хотя бы в 2 раза, они станут гораздо более привлекательны для фотографов, использующих в настоящее время зеркальные камеры. И если платой за это станет некоторое увеличение габаритов камеры, то пусть так и будет – всё равно многие пользователи зеркальных камер сетуют на то, что беззеркальные камеры слишком малы для их рук.

Если Nikon и Canon будут слишком медлительны, они могут повторить судьбу Kodak

Недостатки зеркальных камер: Отсутствие инноваций

Если мы сравним зеркалки с беззеркальными камерами с точки зрения использования технологических достижений, то станет ясно, что в зеркальных камерах уже не используется столько инноваций, как раньше. Пользователь, возможно, может получить улучшение разрешения, увеличение скорости непрерывной серийной съёмки, расширение возможностей видеозаписи, улучшенные модули автофокусировки и, возможно, большее число встроенных модулей, таких как Wi-Fi и GPS, но этого недостаточно, чтобы по-настоящему заинтересовать молодое поколение фотографов. Беззеркальных камеры будут продолжать будоражить пользователей своим функционалом, поскольку их возможности, воистину, безграничны. Чего стоит только одна возможность камеры непрерывно записывать изображение, корректируя экспозицию в разных частях сцены, а затем объединять эту информацию в один RAW файл! Прощайте пересветы и заваленные тени!

Заключение: Дни зеркальных камер сочтены?

Хотя беззеркальные камеры активно завоёвывают рынок, существуют некоторые проблемы, которые производителям беззеркалок по-прежнему необходимо решить, прежде чем я мог бы рекомендовать перейти с зеркальной камеры на беззеркальную. Увеличение времени автономной работы, более надёжная система автофокусировки (в частности, для съемки быстрых и непредсказуемых движений), больший буфер, расширение ассортимента объективов (особенно супертелеобъективов), улучшение электронного видоискателя, оснащение камер встроенными модулями Wi-Fi + GPS и улучшенной эргономикой – вот те направления, в которых производители беззеркальных камер, по моему мнению, должны совершенствовать свои продукты. Как видите, задач немало, но производители с ними достаточно быстро справляются. В ближайшие годы мы должны будем увидеть беззеркалки, которые смогут успешно конкурировать с DSLR-камерами во всех отношениях.

Но несмотря на это, я не считаю, что дни зеркалок уже сочтены. Если Nikon и Canon не вступят в беззеркальную игру сейчас, то позже они могут потерпеть ещё более значительные неудачи. Сегодня зеркальные камеры могут продаваться лучше беззеркальных, но ситуация изменится – это всего лишь вопрос времени. Хотя у Canon и Nikon есть беззеркальные системы, но ни EOS M, ни CX в настоящее время не способны конкурировать с другими производителями в этом сегменте.

Я не считаю, что Nikon и Canon следует продолжать развиваться в направлении разработки беззеркальных камер с уникальным типом байонета. В настоящее время такая стратегия была бы ошибкой, поскольку это влечёт за собой необходимость разработки полной линейки объективов для нового байонета. Вместо этого, по моему мнению, этим гигантам стоило бы разрабатывать беззеркальные камеры с байонетом, как и у DSLR-камер. Если Nikon и Canon смогут закрепиться на беззеркальном рынке, и выделить больше временных и финансовых ресурсов на создание качественных беззеркалок, то они смогут сохранить существующих клиентов, а также своё доминирующее положение на рынке. Но если они будут слишком медлительны, они могут повторить судьбу Kodak.

Больше полезной информации и новостей в нашем Telegram-канале «Уроки и секреты фотографии» . Подписывайся!

    Похожие записи

    Обсуждение: 12 комментариев

    Отличная статья! Спасибо за подробнейший обзор и сравнения. Сам давно ушёл от зеркальной камеры. И недавно услышал про беззеркальную Сони, но не придал этому значения. Теперь буду внимательней отслеживать новости на эту тему.

    Ответить

    1. Алексей, спасибо за отзыв. Если не секрет, на что сменили зеркалку?

      Ответить

      1. Здравствуйте!

        В своё время решил совсем забросить фотографию и купил цифровую мыльницу Canon PowerShot SX150 IS. Так сказать, снимать просто для памяти о месте и событии. Но чуть позже решил взять что-то получше, и купил на пробу с рук, ультразум Canon SX40 HS. В принципе, снимаю и доволен.

        Я фотограф-любитель и звёзд с неба хватать не собираюсь ☺. Хотя честно сказать, мысли о приобретении зеркалки часто меня посещают. Кто знает, может когда и куплю.

        Некоторые мои фотки вы сможете посмотреть у меня на блоге. Они сняты разными камерами. С удовольствием послушаю ваши комментарии о них. Мнение опытных людей всегда для меня интересно ☺.

        Всего вам доброго.

        Ответить

    Хорошая статья, более менее внятная по сравнению с большинством написанного по сравнению зеркалок с беззеркалками.
    Не совсем согласен с некоторыми вещами:
    Гибридный автофокус, по моему мнению, ничем не уступает заркальным камерам — сравнивал мою Sony a6000 с Canon 650D и Canon 5D Mark2 — однозначная победа сони по цепкости, потому как кеноны достаточно часто мажут при прочих равных. Скорость автофокуса примерно одинакова, но сони точно не медленнее (заявлено 0,06с).
    По поводу камеры, снимающей со скоростью 10 кадров в секунду и стоящую 2 штуки баксов — Sony а6000 снимает 11 кадров в секунду в RAW с фокусировкой каждого кадра. Сам проверял — снимал бегущую на меня дочь, из 22 отснятых кадров штуки 4 не в фокусе. По моему просто шикарный результат. Стоимость камеры — 600-700 бакинских рублей.
    Производителям осталось решить проблему с парком светосильных объективов, что кстати уже делается. В этом плане на полнокадровых беззеркалках Sony через переходник отлично работает автофокус Кеноновских объективов — как родные. На кропе, к сожалению, не работают, но я думаю производители переходников эту проблему решат.

    Спасибо за очень познавательные статьи. В своё время маялся выбором между зеркалкой и sony a77. Выбрал более инновационное решение. После 5 лет честной работы а77, настолько привык к её функционалу и удобству, что на адептов святого зеркала давно смотрю с улыбкой. Зная что хорошую фотографию снимает фотограф, а не камера, оцениваю только удобство инструмента для работы. Видеть результат ещё до спуска, пользоваться(он-лайн) гистограммой, уровнем, пикингом, контролировать все необходимые параметры по экрану — такие «плющечки» не доступны зеркалкам. Не говоря уже, о «прибитом» экране, что только недавно начало меняться. Минусы а77, работа на высоких ISO. Забыл, что такое снимать через видоискатель, снимаю по экрану (как на мыльницу) боковым зрением удерживая весь процесс. Имея парк хорошей оптики Minolta и Zeiss, долго ждал реинкарнации А99, но увы… Купил А7m2 и не жалею. Теперь доступен любой топовый объектив стороннего производителя, включая отличные раритеты. Недостаток один, малая ёмкость батарей, что лечится покупкой дешёвых запасных аналогов. Моё сугубо личное мнение, будущее за беззеркальными технологиями и оно уже наступило. Автолюбители-шумахеры на «ручке» с презрением смотрят на владельцев «автомата». Забавно наблюдать этих «спортсменов» в городских пробках. Главное качественно, комфортно и быстро доехать, в смысле чтобы фотографический результат был хорошим.

    Ответить

    Беззеркалки невозможно использовать для непредсказуемой съемки. Аккумулятор разрядится через день, даже если вообще не снимать. Время старта у беззеркалки в 5-30 раз медленнее чем у зеркалки.

    Для зеркалки можно сделать более светосильный большой тяжелый зум объектив, например 24-70 f1.4. Поставить еще более мощный аккумулятор.

    Ответить

    А у меня такой чисто электронно-технический вопрос.
    В зеркалке матрица отдыхает, пока мы не делаем фотографию, в беззеркалке она постоянно в работе.
    Как известно, любое электронное устройство при работе нагревается, причём, чем выше рабочая частота (частота сканирования матрицы тем выше, чем выше её физическое разрешение), тем больше нагрев. Нагрев сильно влияет на параметры полупроводниковых приборов. В физику процессов вдаваться не буду, отмечу только, что с точки зрения качества итоговой фотографии, это может приводить к росту уровня шумов даже на умеренных ISO. Хотелось бы узнать мнения на этот счёт.

    Ответить

Мой выбор беззеркалки. Часть 1. Выбор бренда. sony-alpha-cameras-NEX-series Статья, возможно, поможет тем, кто выбирает свою первую беззеркалку (системный фотоаппарат)

Вступление:

Итак, поехали. J

Исходные условия :

Для каких целей нужен системный фотоаппарат?

  1. Предметная студийная съемка. Фотографирование различных электронных устройств и гаджетов для размещения в интернет-магазине. (Работа.)
  2. Непрофессиональные видео-ролики (до 10 минут) для Youtube-канала сервисного центра. Съемка в условиях помещения без специального света- интервью или монолог мастера, касательно ремонта, обслуживания, особенностей современных электронных гаджетов, ноутбуков, фотоаппаратов и др. мелкой электроники. (Работа.)
  3. Творческая фотография. Различные сюжеты для рекламных плакатов и баннеров.(Работа.)
  4. Творческая фотография. (Личное.)

Бюджет:

  • 10000 грн ($400) + 25% maximum (для особого случая)

Особые требования:

  • Фотоаппарат не обязательно новый, Б/У в хорошем состоянии – приемлемо.
  • Обязательно: поворотный экран, матрица > 1 », сменная оптика

Общая подготовительная информация

Начну с того, что мне не удалось найти ни одной статьи в интернете, комплексно охватывающей рынок беззеркальных фотоаппаратов в 2015 году (может плохо искал J) . Из всего разнообразия материалов самый, на мой взгляд, толковый обзор беззеркалок сделан у Майка Топтыгина на Youtube. Его рекомендации и легли в основу списка системных фотоаппаратов, подлежащих оценке в этой статье. Сразу хочу предупредить читателя о несколько однобоко поданой информации – прежде всего, автор преследовал личные цели и внимание обращено именно на модели потенциально подходящие под его требования. Модели выпадающие из поля зрения автора отнюдь не худшие, а возможно и лучше, чем выбор автора – просто не подходят под критерии конкретной покупки. Также, в статье не будет приведены подробные технические характеристики моделей и описания – вся эта информация имеется в достаточно подробном виде в виде обзоров в интернете. Статья – скорее, первоначальный гид по брендам их особенностям, призванная помочь читателю сэкономить время на первом этапе выбора – выбора производителя.

Так выглядел первоначальный список рассматриваемых моделей. * В конце статьи Вы найдете конечный список.

В англоязычном варианте название этого типа фотоаппаратов чаще всего используется, как MDC — Mirrorless Digital Cameras. Также, часто используют и другие абревиатуры


лучшая беззеркалка 2015

А вот, так сказать, «народный мировой рейтинг» — топ камер которыми снимают пользователи популярного банка фотографий flickr.com. Поскольку я выбираю фотоаппарат ограниченным бюджетом, то интересным будет рейтинг прошлых годов 2013, 2014, которые, как правило, сильно теряют в стоимости.

Жесткая гонка конкуренции заставляет производителей оснащать свои камеры все более высокими технологическими новшествами. Кто как успевает? Мировые тенденции 2014 года показывают, что Sony и Fuji расширяют свою долю рынка, в то время как доля Panasonic и Olympus снижается. Данных за 2015 год, к сожалению мне найти не удалось. (Возможно, кто-то из читателей имеет такую информацию — буду благодарен за комментарий).

Популярность системных беззеркальных камер растет с каждым днем (это показал 2015 год) . Например во многих южноазиатских (Япония, Гонконг, Сингапур, Малайзия и др.) странах процент беззеркалок достигает или превышает 50% рынка всех фотоаппаратов! В количественном выражении беззеркалки в Азии уже обогнали зеркальные камеры.

Итак, мне нужен системный фотоаппарат (простыми словамибеззеркалка ) с относительно большой матрицей (более 1») – для качественной печати плакатов формата А1-А2, с поворотным экраном – для творческих целей (например фотографирования «с пола» или незаметного фотографирования людей с пояса или через телевик) , с приемлемым качеством видео при недостаточном освещении (Full HD 1920×1080, 30 к/с), с байонетом рассчитанным на большой парк оптики и позволяющим использовать мануальную оптику сторонних производителей, вплоть до оптики пленочных фотоаппаратов. Стоимость – до 400 у.е. , возможен БУ вариант.

  • Для справки: Кратко о размерах матриц использующихся в беззеркалках

Fujifilm, Sony, Canon и Samsung имеют сенсор с кропом 1,5 ; у Panasonic и Olympus – система Micro Four Thirds – кроп 2,0 ; Nikon 2,7х ; Pentax 4,7х .

На момент начала осени 2015 года беззеркалки производили следующие компании (в скобках даны краткие причины первого отбора)

  • Canon – игнорирование, вплоть до 2015 года, направлением системных беззеркальных фотоаппаратов. Крайне слабая модель М1, долгое время представлявшая всю линейку беззеркалок Кенон и очень неплохая модель М3 – только появившаяся, но неприемлемая по цене (-)
  • Fuji – лидер в классе топовых беззеркалок. Когда многие «списали» Fuji в утиль – Fujifilm “возродилась из пепла” выйдя на рынок с великолепными системными фотоаппаратами, безоговорочно закрепив за собой передовые позиции в этом сегменте. (+)
  • Leica – держится на рынке, благодаря легендарному качеству оптики и отличному качеству своих фотоаппаратов. Безумно дорогие, с выдающимися параметрами съемки, но с бедным функционалом в современных условиях. (-)
  • Nikon – одни из первых застолбили рынок беззеркалок. Серия Nikon 1 – отличные фотоаппараты, но не рассчитанные на конкуренцию зеркальным, прежде всего, из-за малого размера базовой матрицы – 1» (13,2×8,8 mm). Как второй фотоаппарат к основной зеркалке – к сожалению, не подходит. Особенность всей серии – самая быстрая и точная автофокусировка в классе. (-)
  • Olympus – фирма всерьез развивает направление системных беззеркальных фотоаппаратов, вплоть до моделей для профессионалов. В результате – великолепные модели способные на равных конкурировать в топе. (+)
  • Panasonic – лидер в направлении фотоаппаратов способных снимать профессиональное видео, в том, числе и системных. Недостатки беззеркалок прошлых лет, в части качества фото исправлены в современных моделях. (+)
  • Pentax – модельный ряд вызывает улыбку (упор на цветовые варианты корпуса) и рассчитан на потребителей мыльниц. (-)
  • Ricoh – ряд неудачных экспериментов с беззеркалками. (-)
  • Samsung – рвется в ряды лидеров, выпуская модели, которые все более и более пугают конкурентов. Прошу прощения у поклонников Самсунга, но тут дело личных предпочтений — не хочу себе фотоаппарат с таким названием (-)
  • Sony – один из лидеров рынка беззеркалок. Модели на любой вкус и уровень, в том числе системники с полноформатной матрицей! (+)

Итак с брендами определились: Fujifilm , Olympus , Panasonic , Sony

Теперь краткие размышления о каждом и в целом (для удобства приведена сводная таблица с нужными данными по предпочитаемым моделям — 410 Kb!, нажмите для увеличения) :


Сравнительная таблица беззеркальных системных фотоаппаратов, по выборочным параметрам
  • Fujifilm – X-T1, Fujifilm– X-E2 – топовые модели великолепного качества и потребительских характеристик. Основной минус – недоступность в цене. Ценник на эти модели стартует в районе 800-1000$. Б/У стоят не намного меньше, так как совсем недавно вышли на рынок. Одна из доступных моделей Fuji X-M1 – все так же недоступна (12000 грн за body). Остается надеяться на случай – «подарили не посоветовавшись» J
  • Olympus – У Олимпуса 2 серии отличных беззеркалок – PEN и OMD . Обе серии – высокий уровень, хотя линейка OMD считается классом выше.

Камеры ‘Pen E-Pх’, где x - порядковый номер, считаются старшими моделями линейки ‘Olympus Pen’. ‘Pen E-PLх’ - облегченные модели (приставка ‘L’ от слова ‘Light’, т.е. ‘Легкий’). ‘Pen E-PMх’ - самые простые модели в миниатюрном корпусе (приставка ‘M’ от слова ‘Mini’). Модели ‘OM-D’ - камеры, внешним видом напоминающие старые пленочные Olympus OM, буква ‘D’ в названии ‘OM-D’ означает их цифровую сущность (‘D’ - ‘Digital’ т.е. ‘Цифровой’).

Байонет Micro Four Thirds – признан специалистами наиболее удачным среди беззеркалок. Кроме того, наличие огромного парка оптики под этот байонет делает покупку беззеркалки Olympus очень привлекательной для профессионалов. Матрица 4/3″, почти догоняющая размер APS-C, – компромиссный вариант для конкуренции с зеркальными фотоаппаратами. Инновационные решения такие, как пятиосевая стабилизация на матрице, гибридный контрастно-фазовый автофокус или 16-мегапиксельный Live MOS сенсор без оптического НЧ-фильтра ставят системники Олимпуса в ряд твердых лидеров рынка.

  • Panasonic – несколько серий беззеркалок для разных потребителей:

GF - самая младшая и доступная линейка. Все модели компактные и легкие, без встроенного видоискателя, с сенсорным дисплеем и минимумом аппаратных клавиш и дисков управления.

GX - премиум-сегмент компактных беззеркалок Panasonic. Тут уже можно увидеть гораздо больше механических органов управления, корпус более качественный, и можно ожидать хоть какую-то батарейную рукоятку или выступ под правую руку.

G - камера для тех, кто не хочет ставить эргономику в ущерб габаритам. Тут вы обязательно найдете электронный видоискатель, множество вынесенных на корпус органов управления и функциональных клавиш. Корпус при этом будет напоминать мини-зеркалку с большой рукояткой и емким аккумулятором.

GH - топовая линейка MFT-беззеркалок. Именно про последнюю модель такого рода и пойдет сегодня речь в обзоре - Panasonic GH3.

  • DMC-G:. Модели: G1, G2, G10, G3, G5, G6.
  • DMC-GH: Модели: GH1, GH2, GH3, GH4
  • DMC-GX: Модель: GX1, GX7
  • DMC-GF: Модели: GF1, GF2, GF3, GF5.

Fujifilm, Olympus, Panasonic, Sony — кому отдать предпочтение? Этот вопрос не стоял бы остро, если бы покупка не ограничивалась суммой 400 долларов. Если не ограничивать себя средствами, то покупка топовых моделей каждого бренда принесет полное удовлетворение всех потребностей даже взыскательного фотографа:

  • У Fujifilm это модель X T 1 от 1700$ за кит
  • У Olympus — Olympus OM- D E- M1 — от 1600$ за кит
  • У Panasonic — GH4 — от 1900$ за кит
  • У Sony — SONY A7 MK II, А7 R — от 1600$ за кит

Не будем останавливаться детально на характеристиках этих моделей – они не попадают в наше поле выбора из-за высокой стоимости. Что же достойного (кит) можно выбрать за 400 долларов? А ничего 😀 В этом ценовом сегменте можно купить только системные камеры cерии Nikon 1, от которых мы отказались сразу из-за маленькой матрицы.

Остается взгляд на вторичный рынок беззеркалок. Но и тут ситуация не лучше – хорошие современные камеры с поворотным сенсорным дисплеем, WI-FI, видоискателем стоят не намного дешевле новых. Остается выбор из морально устаревших моделей. Здесь уже не все так плохо и подобрать модель, еще пару лет назад, считавшейся флагманом в линейке, можно.

Например мне удалось найти:

  • Sony Alpha 5000 – за 282$ (Киев, Дарницкий) 2014
  • Fujifilm X-E1 body silver – за 400$ (Киев) 2012
  • Olympus PEN E-P5 – за 434$ (Одесса) 2013
  • PANASONIC G 6 — за 349$ (Ужгород)2013
  • Panasonic Lumix DMC-GH2 kit – 450$ (Хмельницкий) 2010

Но в поле моего зрения попали только модели:

  • PANASONIC GM5
  • PANASONIC GX 7
  • PANASONIC G 6
  • PANASONIC G 7
  • Olympus E-PL7
  • Olympus OM-D E-M5
  • Olympus OM-D E-M10
  • Fujifilm X-E1
  • Olympus PEN E-P5
  • Sony NEX-5r, 5t
  • Sony NEX-6
  • SONY A 5100
  • SONY A 6000

Любая из этих моделей имеет поворотный экран, в большинстве случаев – сенсорный. Все модели имеют (кроме Olympus OM-D E-M5 и Fujifilm X-E1) имеют WI-FI. Большинство моделей имеют электронный видоискатель. Все обладают «большой» матрицей. Также все модели имеют продвинутую систему внешнего управления настройками. Все снимают видео Full HD. Ну и главный критерий – по качеству фотографий не уступают зеркальным камерам продвинутого сегмента!

Приближаясь к реалиям в 400$ можем сказать, что самой желанной покупкой китовой системной камеры будет любая из перечисленных камер Sony (NEX-5 уже можно подобрать за эти деньги, NEX-5R, NEX-5T, NEX-6 – как повезет)

NEX-5R, NEX-5T — по сути уже другая камера с дополнительными внешними органами управления, которая стоит ближе к NEX-6, чем к NEX-5. И является одной из самых любимых камер в Японии.

Вторым приоритетом идет камера Olympus PEN E-P5 . (ушла из продажи в тот же день)

Третьим претендентом стал PANASONIC G6 вплотную приблизившийся к нашему бюджету

О достоинствах каждой выбранной модели можно писать бесконечно, так, что предоставим читателю самому оценить наш выбор. Мы только обозначили направления и приоритеты – окончательный выбор всегда за пользователем!

Сравнение размеров. Слева направо: Зеркальная камера Nikon D3300, «беззеркалка» Sony A6000 и цифровая компактная камера Sony RX100M3

В настоящее время беззеркальные фотоаппараты выпускают все ведущие производители фототехники.

Если говорить о рыночной нише данного класса камер, то они интересны, прежде всего, достаточно продвинутым пользователям, которых не устраивает качество снимков обычных «мыльниц» и которые хотели бы получить более совершенный инструмент для фотосъемки. Также, беззеркальные камеры часто приобретают профессиональные фотографы в качестве второй камеры (из-за их меньших размеров и большего удобства по сравнению с зеркальными камерами).

Прямыми конкурентами беззеркальных цифровых фотоаппаратов выступают, с одной стороны, «продвинутые мыльницы», которые также со временем улучшили свои характеристики. Их основное отличие - наличие встроенного объектива, меньший размер и более простое управление при ненамного худшем качестве снимков. Нужно учесть, что топовые компактные фотокамеры по стоимости сопоставимы с беззеркальными цифровыми фотоаппаратами.

С другой стороны, конкурентами «беззеркалок» являются зеркальные камеры, имеющие ряд преимуществ: наличие большого парка оптики, большое количество профессиональных аксессуаров, более удобная эргономика (за счет большего размера корпуса), больший ресурс батареи .

Выбор беззеркальной системы

Камеру и объектив можно приобрести отдельно, а можно в комплекте (т.н. «кит»). Как правило, комплект стоит заметно дешевле, чем сама камера и объектив по отдельности.


Системы разных производителей имеют разный "байонет" - крепление объектива к камере (Sony E , Canon EF-M , Fujifilm X Mount , Micro Four Thirds  и так далее). Как правило, байонеты разных производителей несовместимы друг с другом (возможна только ограниченная совместимость через переходники ). Поэтому, в подавляющем большинстве случаев, невозможно совместно использовать объективы одной системы и камеру другой. Соответственно, важно заранее учесть наличие в системе объективов с нужными характеристиками.

Также важной характеристикой матрицы является ее разрешение, то есть количество отдельных точек (пикселей) на получаемом изображении. Разрешение измеряется в миллионах пикселей или мегапикселах. Как правило, чем больше разрешение матрицы, тем более детализированным получается изображение. И тем больше места требуется для хранения фотоснимков.

Матрицы с большим разрешением стоят дороже. Соответственно, дороже стоят и фотоаппараты на их основе.

Отдельно необходимо упомянуть светочувствительность матрицы. Она измеряется в единицах ISO и отражает степень усиления электрических сигналов матрицы фотоаппарата. Проще говоря, чем больше светочувствительность, тем меньше необходимо света для получения фотографии.

Если днем для получения фотографии достаточно светочувствительности в 200 единиц ISO, то в сумерках (при прочих равных условиях) необходимо уже 800 - 1600 единиц, иначе фотография получится слишком темной либо придется увеличить время экспозиции снимка, что приведет к смазу.

Съемка с разными значениями светочувствительности (при прочих равных условиях)

Диапазон светочувствительности определяет возможности фотосъемки в различных условиях освещения. Как правило, чем он шире, тем больше возможностей у фотографа. Если недорогие модели фотоаппаратов имеют диапазон значений светочувствительности 200 - 6400 единиц ISO , то дорогие полнокадровые фотоаппараты с большой матрицей могут иметь диапазон 50 - 102400 единиц ISO  и выше.

Стоит отметить, что одни и те же значения светочувствительности будут давать разный результат на разных матрицах. Если фотография сделанная при ISO 6400 на матрице формата APS-C будет иметь отчетливо заметные цифровые шумы, то фото с теми же параметрами, но сделанное на фотоаппарат с полнокадровой матрицей, будет заметно менее шумным.

Именно поэтому диапазон светочувствительности не может являться основным параметром выбора. Им можно воспользоваться при выборе между несколькими похожими моделями, но не более того.

Стабилизация изображения

Наверное, каждый, кто фотографировал с рук в сумерках или в темном помещении, сталкивался с ситуацией, когда изображение получалось нечетким и размазанным. Это происходит из-за едва уловимого дрожания фотоаппарата, когда мы держим его в руках. Если выдержка короткая (1/60 секунды и менее) это, как правило, не заметно. Однако, когда из-за плохого освещения фотоаппарат увеличивает выдержку (время экспонирования матрицы), дрожание становится весьма заметным и фотография получается смазанной.

Для компенсации этого эффекта в современных фотоаппаратах используются стабилизаторы изображения. Они могут быть двух видов: встроенные в фотоаппарат  (в этом случае двигается матрица, компенсируя дрожание камеры) и встроенные непосредственно в объектив (оптическая стабилизация , с этом случае сдвигается блок линз). Стабилизатор изображения на матрице удорожает фотоаппарат, однако он позволяет использовать стабилизацию с любыми объективами (в том числе сторонних производителей). В свою очередь, размещение стабилизатора в объективе упрощает конструкцию самого фотоаппарата и делает его дешевле (а сами объективы - дороже).

В некоторых моделях  фотоаппаратов используются оба типа стабилизации изображения.

Фотовспышка

Фотовспышка используется, как правило, для съемки при плохом освещении. Несмотря на то, что при этом цвета становятся немного неестественными и появляются блики, это значительно улучшает общее качество снимка.

Фотовспышки могут быть: встроенными  в корпус фотоаппарата, внешними  (подключаемыми при необходимости). Внешние фотовспышки могут подключаться через фирменный разъем производителя (и тогда они несовместимы с оборудованием сторонних компаний) или через стандартный разъем типа «горячий башмак» (от англ. «hot shoe»).


Как правило, недорогие модели начального уровня оснащаются встроенными фотовспышками, в то время как дорогие модели фотокамер имеют разъем типа «горячий башмак» для подключения фотовспышек профессионального уровня.

Электронный видоискатель

В современных беззеркальных камерах электронный видоискатель  представляет из себя окуляр с размещенным за ним небольшим LCD-экраном. С помощью видоискателя осуществляется компоновка кадра и наведение на резкость. Так же на экран видоискателя выводится информация о выдержке, значении диафрагмы, экспокоррекции, светочувствительности и другие параметры съемки.


Окуляр электронного видоискателя Sony NEX-7

Честно говоря, использование видоискателя - это вопрос, скорее, личных пристрастий и удобства. Существенных преимуществ он не дает, за исключением, пожалуй, съемки при ярком свете (когда изображение на LCD-экране плохо видно). Как правило, видоискателем оснащаются фотоаппараты среднего и верхнего ценового сегмента. Недорогие модели оснащаются только LCD-экраном.

Съемка видео

Помимо непосредственно фотографии, современные беззеркальные камеры способны снимать видео, причем в достаточно хорошем качестве. Практически все модели фотоаппаратов умеют снимать видео в формате FullHD  (1920х1080 пикселей).

При этом модели начального уровня способны снимать видео со скоростью 25-30 кадров в секунду. Модели среднего ценового сегмента, обладающие более производительными процессорами, способны снимать видео с частотой 60 кадров в секунду, а отдельные камеры позволяют снимать видео в разрешении 4К  (3840x2160 пикселей).

Наличие дополнительных интерфейсов

Кроме технических харакетристик, непосредственно влияющих на процесс фотосъемки, стоит уделить внимание наличию в фотокамере интерфейсов для переноса фотографий и видеофайлов. Большинство современных фотокамер способны не только сохранять фотографии и видеофайлы на карты памяти , но и самостоятельно выводить изображение на экран телевизора или монитора. Для этого камеры оборудуют разъемами HDMI (либо их разновидностями - miniHDMI, microHDMI), аудио и видео выходами.




Для переноса отснятых фотографий на компьютер также используются разъемы miniUSB или microUSB, а отдельные модели поддерживают беспроводные протоколы WIFI , что позволяет переносить фотографии на компьютер или смартфон вообще без использования проводов.

Любителям снимать видео стоит обратить внимание на наличие разъема для подключения внешнего микрофона . Как правило, встроенный микрофон не обеспечивает хорошего качества записи, особенно на улице или в шумном помещении.

Пыле- и влагозащита

Если вы заядлый турист или любите активные виды спорта, то в числе прочих факторов стоит обратить внимание на наличие у фотокамеры защиты от воды  и пыли . Конечно, это не позволит снимать под водой или в центре песчаной бури, но сведет к минимуму риск выхода фотокамеры из строя из-за попавших на нее капель дождя или брызг или риск загрязнения матрицы пылью в самый неподходящий для этого момент.

Заключение

Возможности беззеркальных фотокамер варьируются в достаточно широких пределах в зависимости от производителя и конкретной модели. Весьма условно их можно поделить на несколько категорий:

    беззеркальные фотокамеры начального уровня. Ценовой диапазон для этих устройств - от 20 до 40 тыс.рублей . Они имеют относительно небольшую матрицу (кроп-фактор 2 или меньше), разрешение от 12 до 18 мегапикселов, скромный диапазон светочувствительности (200 – 6400 ISO). Видоискатель у таких камер отсутствует, зато есть встроенная фотовспышка. Как правило, камеры комплектуются недорогим китовым объективом.

    "продвинутые фотокамеры" имеют стоимость от от 40 до 60 тыс.рублей . Они оснащены, как правило, матрицей формата APS-C (кроп-фактор 1.5), имеющей разрешение 16 - 24 мегапиксела. Диапазон светочувствительности находится в пределах 100 - 25600 единиц ISO. Эти фотокамеры имеют встроенную или внешнюю вспышку (как правило, идущую в комплекте) и могут передавать данные по WIFI. У наиболее дорогих моделей присутствует электронный видоискатель. В комплекте часто идет недорогой китовый объектив, но камеру можно приобрести и отдельно.

    профессиональные фотокамеры стоимостью от 60 тыс.рублей  и выше. Оснащены полнокадровой матрицей, либо матрицей формата APS-C (кроп-фактор 1.5). Имеют высокое разрешение 16 - 36 мегапикселей и широкий диапазон светочувствительности (50 - 102400 единиц ISO и выше). Имеют электронный видоискатель и разъем для фотовспышки типа "горячий башмак" для подключения дополнительного оборудования. Как правило, в комплекте нет объективов и фотовспышки.

Очевидно, что чем выше стоимость фотоаппарата, тем большим возможностями он обладает. Тем не менее, при выборе рекомендуется обращать внимание не только на сухие технические характеристики, но и на отзывы владельцев и информацию с различных фотофорумов. Также не лишним будет ознакомиться с образцами фотографий, сделанных выбранной вами камерой.

Главное – понимать, что хотите получить от фотоаппарата именно вы.

Психология