Пятнистая военная форма. Камуфляж: виды и расцветки камуфляжа стран мира, фото, названия расцветок

Камуфляжем (от французского camouflage - «маскировка») называют маскировочную окраску, применяемую для того, чтобы уменьшить заметность личного состава, вооружений, боевой техники и сооружений путем разбивания силуэтов или предметов.

На сегодняшний день камуфлированная расцветка применяется не только в рядах действующих воинских подразделений, но также и в быту. Туристы и охотники также носят одежду защитной окраски, чтобы не выделяться в природных условиях.

Цвет камуфляжа на военной службе

Полевую военную форму одежды стали целенаправленно шить из тканей защитно-маскировочных цветов в конце XIX столетия. Так, к концу XIX столетия британские колониальные войска в Индии переняли цвет «хаки», что в переводе с персидского языка означает «цвет пыли». Военная форма цвета хаки хорошо зарекомендовала себя на полях сражений в Южной Африке. Потом ее начали использовать остальные армии мира, в том числе и российские. Первую мировую войну они встречали уже в ней.

Позже в 1909 году американским художником Эбботом Тайером была выпущена книга «Окраска в животном мире». Многое из того, что было в ней описано легло в основу теории научной мимикрии, после чего началась разработка принципов камуфляжа для военных.

В Первую мировую британским художником и офицером ВМФ Норманом Вилкинсоном была разработана особая схема маскировки для военно-морского флота, так называемый «ослепляющий камуфляж» (или «деформирующий камуфляж»). Такая серая расцветка не прятала корабли, но затрудняла расчет расстояний до них, а также курсов и скоростей.

В 1939 году французским художником Владимиром Барановым-Россинэ была запатентована пятнистая военная форма, именуемая «пуантилистически-динамичным камуфляжем» или «хамелеон-методом».

Следует иметь в виду, что большинство принципиальных схем армейских камуфляжей разрабатывались под конкретные местности, на которых находились военные. При этом учитывались нормативные требования, предъявляемые к маскировке на открытых местностях. Исследования проводились в светлое время суток. В итоге многие армии мира решили пользоваться камуфляжными рисунками при производстве военной экипировки для сбережения личного состава во время ведения боевых столкновений.

Современный пиксельный камуфляж

С 1984 года начали пользоваться камуфляжем, называемым «цифровым». Эта расцветка камуфляжа похожа на пиксели экранов мониторов. Такие рисунки мешают глазам фиксироваться на объектах, заставляя воспринимать их типа «белого шума», и по аналогии с ослепляющим камуфляжем, это препятствует с определением форм и скорости передвижения.

Раньше в странах по-разному подходили к камуфляжному обмундированию, на сегодняшний день имеется общая склонность армий располагать одним универсальным рисунком. Доработка осуществляется только с учетом разых типов местности. Так, имеются в разных цветах камуфляжи ACUPAT (типа «пустынного», «городского» и «лесного», либо базового «urban» - городского серого варианта), Flektarn, DPM и прочие.

Порой отдельные армейские части могут обладать собственным рисунком, но и в таких случаях заметны все те же тенденции. К примеру, применяемый американскими морскими пехотинцами MARPAT, хоть и отличен от используемых иными подразделениями единых рисунков ACUPAT, также располагает несколькими цветовыми гаммами. Их используют с учетом местности, и они являются базовым полевым камуфляжем «woodland» - лесной рисунок с зелено-коричневыми тонами.

Цифровым Российским камуфляжем в настоящее время принято считать «цифровую флору». В западной квалификации этот камуфляж проходит под названием Russian Pattern, а в армейской среде он известен под названием «Пиксель». Данный камуфляж был разработан в 2008 году, а на снабжение ВС и МВД его приняли годом позднее, после того как приняли принципиальное решение о замене «Флоры».

За годы истории от Советского Союза до современной России для армии были разработаны следующие виды камуфляжа:

  • «Амеба». Камуфляж образца 1935 года. Изготавливался в нескольких версиях;
  • «Лиственный лес» образца 1942 года;
  • «Пальма». Деформирующий рисунок образца 1944 года. Производился в четырех версиях в соответствии с сезонами;
  • «Серебряный лист» образца 1957 года. Его также называли «Березкой» или «солнечными зайчиками», а также камуфляжем пограничников;
  • «Бутан», имеющий еще одно название «Дубок». Был разработан в 1984 году;
  • Российский камуфляж образца 93 года — ВСР-93, именуемый еще и «вертикалкой»;
  • Российский камуфляж образца 98 года — ВСР-98 Флора. Это был основной российский общевойсковой камуфляж с 1998 года. Невзирая на свою низкую привлекательность, эта разновидность камуфляжа весьма неплохо маскировала военнослужащих в районах российской средней полосы. Обладая некими характерными полосками, «Флора» получила прозвище «арбузного» камуфляжа. Выпускалась в трех версиях;
  • Цифровой российский камуфляж. «Цифровая флора» является на данный момент новым пиксельным камуфляжем в российских Вооруженных Силах.

Кроме того, имеются и коммерческие виды камуфляжа, такие как:

  • «Тигр». Зелено-коричневые горизонтальные разводы;
  • «Камыш». Песчано-коричневая расцветка, имитирующая заросли камыша;
  • «Партизан». Зеленая форма с желтыми пятнами;
  • «Излом». Трехцветная имитация лиственного леса;
  • «Скол». Темный вариант зеленого комуфляжа;
  • «Сурпат». Пиксельный камуфляж для разных местностей;
  • «Спектр». Доминирующий зеленый цвет;
  • «Сумрак». Костюм с серыми вкраплениями, подходит для городской среды.

Большинство этих разновидностей камуфляжей официально на снабжении нигде не состоят. Тем не менее, они нашли неофициальное применение в отдельных подразделениях и у отдельных сотрудников. Специализированные российские компании и дальше продолжают выпускать широкую гамму камуфляжной спецодежды разработок западных компаний. Кроме того, современная российская военная наука и промышленность не стоят на месте, все время, совершенствуя защитные функции костюмов, имеющихся сейчас в наличии, а также разрабатывая все новые и новые виды камуфляжей, которые бы полностью отвечали новым реалиям.

Применение камуфляжа военизированными организациями

Самыми разнообразными законными и незаконными военизированными формированиями разных стран используются камуфляжи в форменных и иных образцах одежды, снаряжения, для раскраски автотранспортных средств. В нашей стране таких военизированных или полицейских организаций и формирований, тоже немало. Например, камуфляж широко используется спецслужбами, спецподразделениями, всем известным ОМОНом, федеральными силовыми структурами, а также частными охранными структурами.

Камуфляжные костюмы в повседневной жизни

В 1960-х годах в американской штатской одежде широкое распространение получил камуфляж как гражданский протест против войны. Молодые люди в военное форме одежды на городских улицах пытались заставить горожан прочувствовать каково это, когда на твоих улицах идут уличные бои и ходят солдаты. Это веяние быстро прошло, но воскресло в 1980-х и приобрело небывалую популярность уже в 1990-х во время операции «Буря в пустыне».

Фэшн-индустрия приступила к производству псевдовоенных раскрасок, но с применением более мягких материалов. Многие известные модельеры той поры по-разному подходили к камуфляжному крою. Они начали переносить элементы военной формы даже на женские юбки и платья. Камуфляж стал неотъемлемой частью спортивной одежды.

Фэшн-индустрия начала производить:

  • Женский камуфляж;
  • Городской камуфляж;
  • Зеленый камуфляж;
  • Модные брюки камуфляж;
  • Камуфлированные штаны и джинсы;
  • И даже камуфлированную спецодежду.

Понятно, что зимний камуфляж и летний камуфляж начал пользоваться немалой популярностью у людей, ведущих активный образ жизни. Охотники, рыбаки, черные копатели, а также многие туристы стали запасаться удобной одеждой специальной расцветки. Модными стали расцветки, имитирующие дикую африканскую фауну, типа леопарда или зебры.

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

Применение человечеством защитной окраски началось совсем недавно. Сначала маскирующие цвета использовались только в военных целях. Сколько жизней удалось спасти благодаря смене расцветки солдатской формы на известный сегодня цвет хаки. Сейчас ткань защитного цвета вошла в повседневную жизнь, и считается самым практичным материалом.

Что такое защитный цвет

Это общее название цветов, которые сливаются с ландшафтом, природой, окружающими предметами. Объекты, окрашенные в защитный цвет, остаются незамеченными в определенной обстановке.

В некоторых случаях под защитным цветом имеют ввиду яркий цвет всего объекта или его отдельных частей, который несет определенную информацию наблюдателю за безопасностью.

Виды защитной ткани

На сегодняшний момент существует много разновидностей маскирующей ткани. Основные отличия между ними - фон защитного цвета и тип рисунка. Так, маскирующая ткань может быть однотонной или раскрашенной несколькими цветами. В первом случае цвет называется "хаки". Он может быть разных оттенков: от "грязного" желтого до серо-зеленого. Если на ткани есть специфический узор из болотных цветов, такую защитную ткань называют камуфляжем.

Цвет хаки

Защитный цвет очень часто называют другим хорошо известным словом - хаки. Это название переводится из хинди как "пыльный". Хаки обозначает цвета пыльно-земленистых оттенков, начиная от грязно-желтого и заканчивая зеленовато-коричневым.

Камуфляжный цвет

Камуфляж - это многоцветная мелко- или крупнопятнистая окраска, которая используется с целью защиты военных, их техники и вооружения от визуального распознавания противником. Как правило, камуфляж имеет всего 2-4-цветную окраску. Такая многоцветность значительно искажает контуры объекта, поскольку цвет и форма рисунка сливается с окружающим фоном.

Рисунок камуфляжа являет собой узор из разных по форме пятен и полос, нанесенных в определенном порядке. При этом военная одежда защитного цвета шьется таким образом, чтобы сохранился переход рисунка с одной поверхности на другую.

Следует отметить, что каждая армия имеет свой тип камуфляжа. Таким образом, по форме и цвету рисунка можно определить, где служит солдат.

Как возник защитный цвет ткани

Создателем одежды из ткани болотного цвета считают индийского портного Хаки, в честь которого и назвали маскирующие окраски. Он первым пошил мундиры для английских солдат из материала цвета болотной тины.

Согласно историческим документам, форма защитного цвета была пошита на заказ английского майора Хадсона, который увлекался до армии рисованием. В 1848 году он командовал батальоном разведчиков в Индии. В то время солдаты носили красную форму. Естественно, что мундиры такого цвета были отличной мишенью для бандитов и врагов. Даже на большом расстоянии было легко разглядеть солдат в красной форме.

Майор с творческими способностями решил эту проблему нестандартным решением - он одел солдат в невзрачные костюмы, совсем незаметные на фоне природы. Поскольку портного, который сшил такую форму, звали Хаки, решили назвать в его честь.

Такие перемены в батальоне пошли на пользу майору Хадсону, в быстром времени он дослужился до генерала.

Но, к сожалению, начальство не поддерживало идею переодевания армии, и отправили Хадсона в отставку за нарушение традиций.

Мировое распространение цвета хаки

После отставки Хадсона военные на некоторое время забыли о защитном цвете. И лишь спустя полвека англичане вновь решили шить форму цвета хаки, когда началась англо-бурская война. На такой шаг пошло командирование английской армии после огромных потерь солдат от снайперского огня вражеских стрелков.

Затем защитный цвет начала использовать российская армия. Проанализировав результаты русско-японской войны, российское командование было вынуждено сменить форму солдат с белого цвета на болотный.

В период Первой мировой войны материал защитного цвета использовали армии почти всех стран мира. Обмундировать солдат в форму цвета хаки отказались лишь французы, в результате чего они понесли большие потери. В 1918 году военачальники Франции после длительных размышлений все-таки решили сменить светло-голубые мундиры и разноцветные головные уборы на полевую форму болотного цвета.

С этого момента цвет хаки ассоциировался только с армией.

Применение маскирующих цветов

Цвет хаки разных оттенков широко применяется в военной сфере. Так, защитным цветом принято окрашивать всю военную технику и снаряжение. Также из материала болотного цвета шьют палатки, рюкзаки, разные матерчатые бытовые предметы, которыми пользуются солдаты в полевых условиях.

Фактически цвет хаки используют для окраски всех объектов и предметов, которые применяются военными. Такая раскраска позволяет солдатам незаметно размещаться на разных территориях и легко передвигаться в нужных направлениях. Фон защитного цвета практически сливается с природой. А в таких условиях распознать военного очень сложно даже профессионалу.

Согласно исследованиям, проведенным во многих странах мира еще перед Второй мировой войной, защитный "грязный" цвет максимально затрудняет визуальное выделение объекта практически на любой местности. Только на нетронутом снежном покрове солдаты более заметны. В этом случае требуется дополнительная маскировка и смена одежды на более светлые расцветки.

В современном мире защитные краски применяются не только в военной промышленности. Цвет хаки нашел свое место во многих сферах, где нужна маскировка от человеческого и животного глаза. Так, одежда болотного цвета очень популярна среди исследователей, археологов и туристов. Такое невзрачное одеяние не привлекает лишнего внимания окружающих и позволяет легко скрыться, чтобы понаблюдать за природой.

Мода на защитную окраску

Полвека костюмы защитного цвета носили исключительно военные. И только в начале 60-х художник Эндрю Уорхолл надел на официальный прием одежду "грязного" цвета, чем шокировал публику. После этого костюмы цвета хаки начали набирать массовую популярность среди обычных граждан.

Модельеры и дизайнеры даже создали стиль одежды "грязных" расцветок и свободного кроя, известный модникам под названием "сафари". Он заработал большую популярность не только среди мужчин. В последнее время одежду в стиле милитари все больше носят женщины.

Самое интересное, что этот стиль сохраняет свою актуальность уже много лет. Даже в этом году известные дизайнеры разработали целые коллекции нарядов цвета хаки.

Чтобы не отставать от моды, мужчины и женщины покупают брюки и рубашки защитных цветов, шьют на заказ эксклюзивную одежду камуфляжной расцветки.

В индустрии моды ткань защитного цвета в основном используется для пошива костюмов, брюк и курток. Очень часто материал применяется для создания туристического снаряжения.

Хаки - цвет XXI века

Фактически с 90-х годов прошлого века ткань цвета хаки использовали все мировые производители одежды. С тех пор маскирующая окраска начала позиционироваться как цвет свободы и силы. Многие страны начали создавать новые ткани цвета хаки, которые отличаются высокой прочностью и практичностью.

Сегодня в защитный цвет красят практически все: сумки, кошельки, обувь и даже мобильные телефоны. Таким образом, маскирующие расцветки постепенно перешли с вооруженных сил в гражданскую жизнь. По мнению стилистов, защитный цвет считается наиболее популярным среди мужчин и женщин.

К сожалению, гонка вооружения, в рамках которой пытались создать узор камуфляжа, который будет работать, была обречена на фиаско. В 2012 году The Daily назвал это «5-миллиардным snafu» (SNAFU это акроним, который можно дословно перевести так: «ситуация под контролем: все летит в …»). В рамках вышеуказанной гонки, которая официально называлась Army’s Camouflage Improvement Effort, были запрошены камуфляжи сотен дизайнеров, из которых были выбраны четыре финалиста. Спустя четыре года (и миллионы долларов) армия, кажется, определилась с победителем.

Четыре финальных камуфляжа были созданы Brookwood, Crye Precision, Kryptek и ADS Inc. с Guy Cramer

На этом задержки не прекратились. По последним слухам решили отменить весь маскарад камуфляжей. Однако армия просто приняла MultiCam, цифровой камуфляж, сделанный Crye Precision, в качестве временного варианта, тем самым признав, что универсальный камуфляж не работает как нужно.

Долго сказка сказывается да не скоро дело делается. В декабре Конгресс внес законопроект, который блокировал бы армию целиком, если та не примет новый проект камуфляжа. К 2018 году этот же законопроект блокировал бы все Министерство обороны. Политики, кажется, устали тратить деньги на бесконечные проблемы. Пресс-секретарь Уильям Лэер в ответ на вопросы, что же происходит, смог сказать только, что «армия взвешивает разные варианты и учитывает законодательные ограничения».

Среди обвинений в некомпетентности и бюрократической волокиты затесался и тот факт, что военные технологии развиваются крайне быстро, и никто не может предсказать наверняка, какой камуфляж понадобится завтра. Растущая область военной науки, несмотря на всю пыль в наших глазах, все еще очень молода. И миллиарды долларов, выброшенные на ветер, не приносят ожидаемого эффекта.

История невидимости

У современных камуфляжей относительно короткая история. Когда появились современные военные действия (18 век), то есть когда появилась винтовка дальнего действия, в моду вошли темно-зеленые или серые камуфляжи. К началу Первой мировой войска в полный рост экспериментировали с «ослеплением», то есть чтобы трудно было уловить цель, тогда судно, на расстоянии. Вскоре техника вовсю использовалась людьми.

Солдат Первой мировой войны, 1917 год

На заре Второй мировой войны возникли отличительные современные камуфляжи с почковидными пятнами, и очень быстро разлетелись по миру. К концу войны художники даже экспериментировали с оптическими моделями, которые могли обмануть глаз, заимствуя идеи из кубизма и оп-арта.

В конце 1970-х армия США представила новый и непопулярный узор под названием «двойная текстура», который положил начало «цифровому» камуфляжу сегодняшнего дня. «Дуал-текс» использовал идеальные цветные квадраты, чтобы сразу имитировать два узора: один крупный и один большой, эффективные на разных расстояниях.

Солдат Второй мировой войны

К 1990 году началась разработка узоров на компьютере, а вместе с ней и возрождение научных исследований. Американский офицер Тимоти О’Нил, «дедушка современного камуфляжа», разработал маленькие цветные квадратики на камуфляже, которые могли обмануть глаз, смотрящий на солдата или грузовик, поскольку сливали их с фоновой сценой.

Почему пиксели работают лучше, чем традиционные пузыри? Потому что пиксели лучше имитируют фрактальные узоры, которые наши глаза интерпретируют как белый шум. Если смотреть на такой «цифровой» камуфляж, глазам просто не на чем зафиксироваться.

Камуфляж «дуал-текс»

Однако глаз - это сложный анатомический предмет, и воссоздать один оптический трюк для миллионов солдат в бесконечном числе условий просто невозможно. В результате, кустарная промышленность независимых подрядчиков и инженеров получила рост, и каждый из них представил свой уникальный вариант камуфляжа, в том числе и четыре финалиста конкурса.

Найдите на указанной ниже фотографии людей.

Некоторые из этих компаний отказались от комментариев, когда ресурс Gizmodo выявил желание с ними пообщаться, скорее всего, потому что объявление победителя еще нескоро. Однако Гай Крамер, CEO Hyperstealth Biotechnology Corp, дизайнер камуфляжей для армий в Иордании и Афганистане, а также один из четырех финалистов конкурса, был достаточно любезен, чтобы ответить на некоторые вопросы.

Использование недостатков зрения

Как объяснил Крамер, цифровые камуфляжи пытаются использовать передовые оптические уловки, чтобы запутать мозг и выпустить тело из цели, вместо того, чтобы просто «слить» его с окружающим пейзажем. «Вы не можете просто заляпать краской стену и назвать это камуфляжем», - говорит он. - «Мы не пытаемся создать случайность. Мы хотим, чтобы мозг интерпретировал узор как часть фона».

Такого рода визуальная хитрость - сложная задача. Она включает в себя представления о науке цвета, анатомии человеческого глаза и даже логистику создания узора. И она все еще не совершенна. Давайте разберем самый интересный провал американской армии: UCP.

Собственно, UCP

Все цифровые камуфляжи состоят из двух слоев: микроузоры (пиксели) и макроузоры (формы объединения пикселей). Если масштабы макроузоров будут слишком малы - как и случилось с UCP - возникнет оптическое явление под названием изолюминация, окрашивание тщательно построенной модели камуфляжа в массу яркого цвета. Другими словами, на дистанции такой костюм можно разглядеть с легкостью. Как видите, это стало одной из крупнейших проблем UCP.

А как насчет цвета? В 2004 году, когда армия США представила UCP, выяснилось, что во всем узоре нет ни капли черного цвета. Дело в том, что черный не встречается в природе - так пояснили официальные представители. Но Крамер полностью не согласен. Черный и коричневый необходимы для имитации тени. Финальная картина Крамера в рамках конкурса включала «границу яркости», тонкую черную линию вдоль макро и микроузоров, которая обманывает глаз, скрывая формы.

«Если у вас не будет хотя бы процента такого в камуфляже, он будет выглядеть плоским, поскольку нет эффекта глубины», - объяснил Крамер. - «Это стало хорошим уроком».

Экономия масштаба

В армии США сейчас более полумиллиона солдат, а напечатать и пошить униформу на каждого из них уже само по себе является сложной задачей. Важно и то, что камуфляж «разбивает» контур тела солдата в местах вроде запястий, коленей и голеностопных суставов.

Как и полосы тигра, расположенные перпендикулярно их конечностям, эти визуальные «разрывы» помогают скрыть анатомию человеческой цели. Когда рулон камуфляжной ткани будет разрезаться на миллионы униформ, может быть сложно предугадать, где именно окажутся эти разбиения.

Пример изолюминации

Кроме того, наш мозг очень хорошо распознает узоры - если мы видим одну фигуру дважды, мы сразу понимаем, что что-то произошло. Крайне важно, чтобы левая и правая части единой картины не совпадали. «У многих узоров такая проблема», - говорит Крамер. - «Мозг увидит аномалию на правой части груди, и если он увидит очень похожий рисунок на левой части груди, то сразу соединит точки и скажет, вот, теперь я вижу верхнюю часть человеческого тела».

Та самая граница яркости

Успеху Крамера частично поспособствовали его навыки создавать узоры, соответствуя всем этим сложным критериям. Он является пионером в области алгоритмической конструкции камуфляжа. Вместо того, чтобы полагаться на собственный мозг в проектировании узоров, он написал программу, которая генерирует настоящие геометрические фракталы. Фракталы - это математические узоры, которые повторяются в любых масштабах.

Вот почему узоры Крамера использовались везде, от винтовок до вертолетов (не говоря уж о 2,5 миллиона униформ). Поскольку они скалируются, они способны спрятать как человека, так и целое здание.

Всевозможные испытания

Искусство испытания этих узоров почти всегда важнее, чем сам дизайн - и этот процесс Крамер знает хорошо, поскольку целых десять лет помогал армии испытывать узоры. В том числе и запутывание лучших снайперов армии тысячами фотографий.

В Военной академии США в Вест-Пойнте испытуемые, в том числе и лучшие снайперы с совершенным и даже лучше зрением, просматривали слайды за слайдами с замаскированными солдатами в разных средах. Огромное количество изображений. От пустынь до болот, любые погодные условия, любые расстояния до цели (узор должен быть одинаково хорош). Статистика показала, что было 900 испытуемых, 45 сред и 120 000 точек данных.

Важной частью процесса тестирования была не только скорость определения визуальной аномалии, а также скорость определения места, где на самом деле залег солдат. Миллисекунды на принятие решений могут иметь значение, учитывая то, что среднестатистическому снайперу нужно от 12 до 30 секунд на идентификацию цели.

Шагом-арш

В конце августа из Ливии внезапно отослали команду американских спецназовцев. Дело в том, что группа террористов похитила десятки орудий и устройств из грузовиков. Как это повлияет на камуфляж? Максимально.

Наряду с пулеметами и лазерами рейдеры выкрали устройство, которое в конечном счете может принести столько же ущерба, что и первые два типа устройств: специальные очки ночного зрения, фиксирующие коротковолновый инфракрасный свет - в спектре SWIR. Стоимостью 45 000 долларов за штуку, эти очки позволяют солдатам видеть на уровне 1 мкм длины волны, где цвета сливаются в белую массу. Другими словами, это делает камуфляж совершенно бесполезным. Единственная пара в безопасности хранилась в руках американской армии. Больше нет.

«Теперь плохие парни бегают с такой же технологией», - объясняет Крамер.

Возникли соответствующие вопросы: поскольку враги изменили каналы поставок военной техники, армия США не может быть уверена, что те ребята видят именно то, что хочет видеть армия США.

Мы прошли длинный путь от каменно-серого или полевого камуфляжа 19 века. Мы даже успели отойти от расцветок 60-70 годов, когда с одним узором можно было решить множество конфликтов за десять лет. Современное вооружение меняется крайне быстро, и даже когда Минобороны берет на рассмотрение одну модель, нет гарантий того, что в следующем году не появится новая.

Однако в разработке находятся многие интересные концепты, в том числе и с использованием метаматериалов, о которых мы много писали. Вот, к примеру, проект от Hyperstealth под названием Quantum Stealth, о котором мы, возможно, еще поговорим.

А есть еще один проект, который, к сожалению, его создатели обсуждать не могут.

Одним из очень популярных методов тюнинга автомобиля сегодня является окрашивание в камуфляж. Мотивы в стиле милитари становятся всё более актуальными в дизайнерских решениях для различных направлений, видимо, в силу того, что это полноценно отражает современный пульс жизни. Если разобраться, камуфляж на авто может служить двум противоположным целям. На машине охотника или рыболова это средство для маскировки транспорта в условиях дикой природы. В мирном городе подобный окрас - способ выделиться, привлечь к себе внимание, показать свой стиль и мировосприятие. Машины в камуфляже выглядят сурово и брутально, вызывают уважение и восхищение.

Индивидуальная покраска авто — камуфляж

Как и любой другой рисунок, камуфляж вполне может нести эстетическую нагрузку или быть сугубо функциональным средством маскировки. В зависимости от поставленных задач и типов местности на машину могут наноситься различные виды камуфляжа - о них и пойдёт речь ниже.

Геометрический камуфляж

Геометрический (или рубленый) вид был создан для того, чтобы не столько скрыть объект, сколько разбить его силуэт на участки рублеными геометрическими фигурами разной формы и размера. Будучи окрашенным таким образом, авто очень сложно поддаётся визуальной оценке в плане реальных размеров и очертаний. Обычно здесь используется белый, серый и чёрный цвет.

Изначально созданный для военных целей, этот рисунок сегодня очень популярен у дизайнеров. Добавляя в него участки с неожиданным окрасом, например, синим, розовый или фиолетовым, можно создавать очень интересные в эстетическом плане варианты раскраски автомобиля.


Геометрический камуфляж на авто

Пиксельный рисунок

Пиксельный (или цифровой) камуфляж визуально похож на расположение пикселей в мониторе компьютера. Его ещё называют «разрушающим» - он смазывает силуэт автомобиля, скрывая его перемещение на местности. Если речь идёт о маскировке, существует специальная инструкция, определяющая соотношение пятен разного цвета. Сами же цвета определяют, исходя из местности, в которой действует объект.

Пиксельный рисунок может применяться и в городской местности, и в условиях гор или пустыни, а также в некоторых разновидностях леса. Для скалистых гор и городской местности используется серо-белый и чёрный цвет.

В пустыне уместны пятна песочного цвета, это очевидно. Для лесной местности выбираются зелёный с коричневым, чёрный цвет.


Пиксельный рисунок на авто

Лесной вид

Самым распространённым рисунком среди тех, кто осуществляет камуфлирование автомобиля в функциональных целях, является лесной. Здесь преобладает зелёный цвет и разные его оттенки. К нему добавляются коричневый и чёрный цвета. В лесном узоре используются плавные линии и мягкие переходы для полного слияния с лесной листвой.

Те, кто использует этот рисунок в исключительно эстетическом применении, могут сделать его в любых тонах: кислотных, пурпурных, розовых и т. д. Здесь всё зависит от вкуса и полёта фантазии.


Покраска авто камуфляж — лесной вид

Зимний рисунок

Вполне естественно, что существуют виды камуфляжа для автомобиля в условиях снежной зимы. Здесь преобладает белый цвет, к которому добавляются серо-голубые разводы. Зимний вариант можно сделать как в виде плавных линий и переходов, так и в «рубленном» исполнении.

Иногда в зимний рисунок может добавляться чёрный цвет - плавные тёмные пятна и линии разбавляют белый, хорошо маскируют, если снежное покрытие не является цельным.

Как правило, эта разновидность имеет чисто прикладное значение - мало кто выбирает её для эстетики автомобиля и самовыражения. Чаще всего она пользуется спросом у охотников, живущих в северных регионах страны. Иногда белый камуфляж используют те, кто любит охотиться в зимнее время, и кому не лень ради этого менять внешний вид своей машины.


Зимний камуфляж

Охотничий гражданский камуфляж

Для охотников разработаны разновидности узора, которые не имеют ничего общего со стилем милитари. Это сплошной лиственный фон зелёного или серо-жёлтого цвета. Очень стильно этот вариант смотрится на джипах - он как будто создан именно для них. Есть варианты узора, имитирующего джунгли, хвойные и лиственные леса, травяное покрытие степей и саванн.

Такой окрас очень стильно выглядит и является одновременно отличным средством маскировки и стильным дизайнерским решением для стайлинга автомобиля.


Покраска машины — камуфляж «охотничий»

Буря в пустыне

Одной из очень распространённых разновидностей считается узор для пустыни. Здесь преобладает жёлтый цвет и разные вариации на его тему. Имитируется песчаная поверхность. Это могут быть плавные переходы, линии и цифровой пиксельный вариант.

Такой узор довольно часто используется в регионах, где есть песчаные пустыни. Вы можете оформить свою машину в таком стиле, чтобы гармонично ощущать себя в контексте окружающего ландшафта.


Камуфляж авто «буря в пустыне»

Тип лакировки

Для лакирования машин с камуфляжным окрасом могут использоваться два типа лака:

  • с глянцевым эффектом;
  • с матовым эффектом.

Если камуфляжный окрас интересует вас в прикладном смысле, то глянцевый лак однозначно не подходит. Блеск кузова никоим образом не способствует эффективной маскировке. Поэтому, если вы охотник, рыболов или военный, не раздумывая используйте только матовое покрытие для своего авто.

Если же вас интересует дизайнерский эффект, положитесь на свой вкус. Здесь всё зависит от ваших предпочтений и вкусов. Допускается как глянцевый блеск, так и матовая сдержанность. Но если вы хотите создать себе имидж брутального любителя приключений, то от глянцевого лака всё же стоит отказаться.

Заключение

Камуфлирование автомобиля может преследовать различные, иногда совершенно противоположные цели. Это может быть стремление замаскировать машину в условиях охоты на дикого зверя, например. Или, наоборот, желание выделиться из общей массы, выглядеть круто и стильно.

Существует много разновидностей и вариаций камуфляжных узоров. Они созданы для разных условий, ландшафтов и производят различное визуальное представление.

Выбирая вид узора для стайлинга своего автомобиля, прежде всего, определитесь с тем, какие цели вы преследуете. И только после этого решайтесь выбрать тот или иной узор.

На снабжении практически всех современных армий находится обмундирование, предназначенное для использования непосредственно на поле боя, - полевая форма. У большинства армий мира данная форма имеет камуфлированную окраску. В данном материале приводится обзор основных камуфляжных расцветок, применяемых в настоящее время в различных армиях мира.

Также следует заметить, что в данном материале не рассматриваются темы покроя форменного обмундирования, качественных характеристик ткани и тому подобные вопросы. Предметом рассмотрения выступает исключительно текстурно-цветовая схема, применяемая в камуфляже.

Сразу оговорюсь, что в материале рассматриваются не все, а лишь основные и самые распространенные ; также не раскрывается тема камуфляжей 1940-х годов и более ранних камуфляжей (коих существовало довольно много); также не затрагивается тема специальных (например, городских, «охотничьих» или зимних) расцветок, так как охватить весь этот объем в рамках одного материала не представляется возможным в формате статьи.

Основы построения камуфляжной окраски

Камуфляж, или камуфляжная расцветка, служит цели маскировки того объекта, на который она нанесена. Под маскировкой в данном случае понимается снижение контрастной видимости объекта в оптическом диапазоне с целью затруднения идентификации данного объекта.

Для достижения данной цели камуфляж имеет две функции:
1. Деформирующая функция камуфляжа - нарушение целостности восприятия объекта.
2. Имитационная функция камуфляжа - осуществление неотделимости объекта от фона.

Деформирующая функция реализуется в современных камуфляжах в первую очередь за счет разбития силуэта объекта на ряд контрастных цветовых пятен. Имитационная реализуется за счет использования цветовой гаммы, аналогичной той, что характерна для местности, где предполагается использовать камуфляж, а в оптимальном виде - за счет имитации природных объектов (листьев, травы, участков древесной коры, камней и т.д.), характерной для данной местности.

Иллюстрация действия имитационной функции камуфляжа. Охотничий камуфляж

Сложность создания эффективного камуфляжа состоит в том, что при реализации первой функции оптимальным является использование крупных цветовых пятен (они лучше разбивают силуэт, т.к. не «сливаются» в единый цвет на средних и больших расстояниях), а при реализации второй функции оптимальным является изображение статичных природных объектов в масштабе 1:1, то есть, как правило, мелких листьев, стеблей трав и т.д. Таким образом, создается противоречие, которое различные разработчики решают различными способами.

Например, в «охотничьих» типах камуфляжей деформирующая функция полностью принесена в жертву имитационной - обычно «охотничьи» камуфляжи представляют собой полномасштабное изображение тех природных объектов, где предполагается ведение охоты. В российской же «Горке» (ее классическом варианте), напротив, имитационная функция выражена гораздо слабее деформирующей: имитационная заключается только в применении соответствующих цветов, тогда как деформирующая реализована в виде использования больших по площади элементов-накладок.

Иллюстрация действия деформирующей функции камуфляжа. Камуфляж А-Такс

Несколько слов о цветах камуфляжных схем. Существуют два общих требования к цветам, используемым в создании камуфляжей:

1. Цвет должен соответствовать доминирующему/часто встречающемуся цвету на местности, где предполагается использование камуфляжа.
2. Цвет должен быть «неприятным» для глаза человека, взгляд не должен интуитивно останавливаться на предмете такого цвета.

Именно поэтому в камуфляжных окрасках обычно используются неяркие, блёклые светло-коричневые, умеренные серые и темно-зеленые цвета; в то же время, например, салатовый цвет хоть и распространен в природе, но для использования в камуфляже он подходит слабо ввиду своей яркости. Наиболее часто в камуфляже используются следующие цвета: хаки, оливковый, болотный, темно- и светло-коричневый, серый, черный.

Краткий обзор истории вопроса

До появления массового и эффективного на значительных расстояниях ручного огнестрельного оружия задача визуального сокрытия своих войск была менее актуальна, нежели обратная задача - хорошей видимости своих войск для военачальника. В связи с крайне ограниченными средствами тактической связи (собственно, кроме вестовых, иных средств связи не существовало), полководцу было жизненно необходимо наблюдать диспозицию и маневр собственных войск, отчего целесообразным представлялось использование этими войсками ярких, заметных на значительном расстоянии мундиров. Зачастую эти мундиры имели цвета национальных флагов в той или иной комбинации, а также отличались по расцветке у различных подразделений.

Задача маскировки отдельных солдат не имела высокой актуальности, т.к. основным видом боя оставался рукопашный; огневой же контакт происходил на ничтожном расстоянии, при котором солдат противника был виден при любом цвете мундира. Помимо этого, использование линейной тактики и линейного побатальонного построения пехоты делало абсолютно бессмысленным использование какой-либо маскировочной одежды (трудно не заметить плотную шеренгу из 50 солдат по фронту на расстоянии выстрела из гладкоствольного ружья, даже если они будут одеты в самый эффективный камуфляж).

Тем не менее, даже в эпоху доминирования гладкоствольного оружия и линейной тактики камуфляж всё же применялся отдельными частями, в первую очередь егерскими. Тактика егерей была несколько схожа с тактикой современных пехотных подразделений (рассыпной строй, использование естественных укрытий), а их вооружение (нарезные штуцера с эффективной дальностью до 200-250 м) позволяло вести огонь вне досягаемости огня линейной пехоты противника - но при этом в случае атаки линейной пехоты противника (а тем более конницы), егеря были обречены. К тому же, егеря были уязвимы для огня таких же егерей с «той» стороны.

Именно поэтому именно в среде егерей появились первые наработки, призванные снизить визуальную заметность стрелка - можно сказать, первый камуфляж. Во всех европейских армиях егеря, в отличие от линейной пехоты, носили черные, темно-зеленые и темно-серые мундиры, а их головные уборы не имели украшений и хорошо различимых эмблемных знаков. Широко известна инструкция Суворова, предписывающая егерям использовать сорванные ветки деревьев с листьями для усиления маскировки - прием, хорошо работающий и в наше время.

Ситуация с обмундированием изменилась, когда в середине XIX века на вооружение стали массово поступать скорострельные нарезные образцы стрелкового оружия, увеличившие дальность огневого контакта в несколько раз. Принято считать, что первыми перешли от концепции яркого мундира к концепции визуальной незаметности солдата англичане в ходе англо-бурской войны, т.к. ярко-красные мундиры англичан были отличной целью для бурских стрелков (носивших при этом гражданскую одежду тусклых «протестантских» оттенков).

Именно тогда англичане приняли на снабжение мундир цвета «хаки» («хаки» в переводе с хинди означает «пыльно-земляной»), и серьезно снизили заметность своих солдат. Однако данная версия с трудом выдерживает фактологическую критику, т.к. темно-зеленые мундиры без украшений появились в армии Российской Империи в качестве полевой формы еще лет за 10 до того, как англичане столкнулись с бурами.

Тем не менее, большинство европейских армий переоделось в мундиры «защитных» оттенков именно во второй половине XIX века и именно с учетом английского опыта. В нескольких странах были проведены исследования с целью определить наиболее подходящий и универсальный маскировочный цвет. Результаты, правда, получились разные: Россия, Англия и Япония одели солдат в хаки, Франция и Австро-Венгрия - в небесно-голубой, а Германия - в темно-серый. В таких мундирах данные страны и принимали участие в Первой мировой.

Тогда же, в ходе Первой мировой, появился и первый пятнистый камуфляж современного типа. Им стал немецкий «оскольчатый камуфляж», названный так из-за ломаных линий, разграничивающих цветовые пятна. Изначально камуфляж этот использовался только на касках, причем это были не тканевые чехлы, а просто краска, наносимая на металл шлема.

Дальнейшее развитие камуфляж получил в ходе Второй мировой войны, причем на этот раз уже в современном виде - как окраска полевой формы одежды. Изначально камуфлированными выпускались только образцы специальной формы, т.е. маскхалаты и плащ-накидки; однако к 1944 г. появились и обычные мундиры камуфлированной расцветки. Наибольшее количество вариантов камуфляжа в годы ВМВ появилось в СССР и Германии, причем в СССР делали упор на использование специальных снайперских плащей и комбинезонов камуфлированной окраски, а в Германии - непосредственно на мундиры военнослужащих (в основном, камуфлированную форму в Германии носили подразделения полевых частей СС).

Основное же развитие камуфляжная расцветка полевой формы получила уже в послевоенные годы, особенно - начиная с 1970-х годов и по настоящее время. Именно современные камуфляжи и станут основным предметом рассмотрения в рамках данной статьи.

Современные камуфляжи России

Под современными камуфляжами России в рамках данного материала понимаются не только те образцы, которые находятся в производстве и состоят на снабжении в ВС и иных силовых структурах РФ, но и те, которые активно используются военнослужащими и сотрудниками иных силовых органов. Среди этих камуфляжей технически есть камуфляжи, созданные еще в СССР - в рамках данного материала они отнесены к категории «Россия». Камуфляжи иностранной разработки, также активно используемые силовыми структурами России, рассматриваются в разделах, посвященных соответствующим странам.

КЗС / Расцветка-57

Исторически первым современным камуфляжем можно назвать расцветку, имеющую несколько названий, наиболее распространенным из которых является «КЗС». Необходимо заметить, что КЗС расшифровывается как «костюм защитный сетчатый», и представляет собой не название расцветки, а название изделия, окрашенного в данную расцветку. Считается, что официальным названием камуфляжа является «расцветка образца 1957г.», однако данное наименование используется достаточно редко.

Иногда данная расцветка неофициально именуется «Березкой», однако такое название не может служить уникальным наименованием, т.к. «Березкой» также неофициально называют другой камуфляж - ВСР-93. Также данная расцветка иногда именуется «пограничным камуфляжем», т.к. долгое время находилась на снабжении исключительно Погранвойск КГБ СССР.

Расцветка обр. 1957 г. (КЗС), вариант «Серебряный лист»

Данная расцветка существует в двух вариантах при сохранении той же текстурной схемы: в одном из вариантов малые пятна имеют серо-серебристый цвет, в другом (именно он состоял на снабжении в погранвойсках) - песочный или хаки. Фоновым цветом обоих вариантов является оливковый, иногда встречаются экземпляры болотного цвета. В любом случае, фон в данной цветовой схеме всегда темнее пятен. Сами пятна имеют «угловатую» структуру, состоящую из множества квадратов.

Боец в КЗС на местности

Необходимо заметить, что данная цветовая схема, хоть и считается некоторыми экспертами «морально устаревшей», достаточно хорошо выполняет обе функции - деформирующую и имитационную.

«Бутан»

Данный камуфляж разработан в СССР в 1980-х как основной рисунок для полевой формы одежды. Несмотря на выпуск значительного количества изделий из него, особо широкого распространения в войсках не получил, хотя и являлся достаточно эффективным. В настоящее время встречается в ВКС РФ и в ВСУ (на Украине долгое время являлся основным камуфляжем), однако в обоих случаях активно снимается со снабжения, заменяясь другими моделями.

Камуфляж «Бутан»

Иными названиями данного камуфляжа являются «Дубок» и «Амёба», причем «Амёбой» также называется один из камуфляжей времен ВОВ. Сами цвета могут варьироваться, неизменной остается только схема: светло-зеленый фон, темно-зеленые пятна и светло-коричневые амебообразные пересекающиеся ленты.

В 1990-х годах во многих частях ВС РФ существовала ситуация, когда офицеры носили «Бутан», а рядовой и сержантский состав - ВСР-93, поэтому в 1990-х данный камуфляж иногда именовали «офицерским».

ВСР-93

Разработан в начале 1990-х, принят на снабжение в 1993 г., заменил повсеместно распространенную «афганку» цвета хаки. При создании данного камуфляжа учтен опыт камуфляжей времен ВМВ, в частности, ряда немецких камуфляжей.

ВСР-93

Весьма часто неофициально именуется «Березка», так же, как и КЗС. Считалось, что полуофициальным названием ВСР-93 является «Барвиха», однако в официальных документах данное наименование не встречается. Также иногда именуется «Арбуз» (или «Вертикальный арбуз»), однако «Арбуз» применяется также к ВСР-98.

По отзывам носящих форму данной расцветки, в ней «очень хорошо лежать», т.к. продольные пятна весьма эффективно имитируют травяную растительность. Тем не менее, камуфляж, по отзывам экспертов, имеет слишком узкоспециализированную «заточку», не является универсальным и применимым к любой местности. Помимо этого, существует информация, что данный тип расцветки «создавал неприглядный вид военнослужащих на парадах», поэтому в 1998 г. изделия данной расцветки были сняты со снабжения.

ВСР-98 «Флора»

Принят на снабжение ВС РФ в качестве основного в 1998 году, пришел на замену ВСР-93. При разработке данного камуфляжа были учтены результаты исследования динамической эффективности камуфляжа, то есть свойства камуфляжа не терять своих функций при движении объекта. В соответствии с проведенным исследованием, горизонтальные полосы способствуют сохранению маскировочных функций при движении объекта, тогда как вертикальные, напротив, демаскируют при движении.

В отличие от предыдущих камуфляжей, ВСР-98 имеет не только цифровой код, но и официальное название - «Флора», однако неофициально он, как и ВСР-93, назывался в армейской среде «Арбуз» или «Горизонтальный арбуз».

ВСР-98 «Флора»

Существует цветовая схема «Флоры», при которой фон является не светло-зеленым, а темно-желтым, песочным или хаки. Такие цветовые схемы были популярны в войсках СКФО, где трава выгорает уже в июне и, соответственно, всё лето сохраняет желтоватый оттенок. Официально «Флора» снята со снабжения в 2009 (по другим данным, в 2011) году, уступив место более современной цветовой схеме.

ЕМР/ЗДУ/Руспат/Русская цифра/Русский пиксель

Данный камуфляж появился в 2008 году (принят на снабжение годом позже), после принятия принципиального решения о смене «Флоры». Изначально предполагалось, что, раз «Флора» примерно соответствует американскому «Вудланду», который в ВС США активно меняется на «цифровые» камуфляжи (см. ниже), то и ВС РФ должны не отставать от данного процесса.

На создание ЕМР активное влияние оказал немецкий камуфляж «Флектарн», разработчикам которого удалось «совместить несовместимое»: мелкие пятна, выполняющие имитационную функцию, в этой цветовой схеме скомбинированы так, что составляют группы крупных пятен, выполняющих деформирующую функцию. По тому же пути пошли и разработчики ЕМР, учтя при этом результаты исследований, показавших эффективность крайне небольших («пиксельных») пятен как составляющих элементов текстурного рисунка (см. производные от «Марпата»). В результате появился «ЕМР».

ЕМР в двух цветовых исполнениях

Название «ЕМР» расшифровывается как «Единая маскировочная расцветка» - именно под таким названием данный камуфляж состоит на снабжении ВС РФ. Однако известно, что первый производитель изделий с данной расцветкой дал ей название «ЗДУ» - «защита до упора». На Западе данный камуфляж известен как «Руспат» (Russian Pattern) по аналогии с американскими — пат’ами. Также неофициально данный камуфляж называют «Русской цифрой», «Русским пикселем» или (в армейском обиходе) - просто «Пиксель».

В настоящее время ЕМР является основным камуфляжем, состоящим на снабжении ВС РФ. Интересно, что он же состоит на снабжении в ВС Белоруссии, однако считается, что белорусский вариант ЕМР имеет несколько другую цветовую схему.

«Подлесок»

Создан в начале 1990-х годов в питерском НПО «Спецматериалы» как альтернатива ВСР-93 для принятия на снабжение МВД. При его создании соблюдены те же принципы, что и в ВСР-93, однако вертикальные полосы сделаны более угловатыми, коричневый цвет заменен на черный, а основа сделана светлее, чем в ВСР-93. При создании «Подлеска» учитывалось, что вертикальные полосы визуально увеличивают рост человека в таком камуфляже, что является актуальным для МВД, т.к. сотрудник в подобной форме оказывает дополнительное психологическое воздействие на задерживаемых.

«Подлесок»

Официально состоял на снабжении МВД, активно применялся различными подразделениями СпН.

«Растровый подлесок»/»Растр»

Создан всё в том же НПО «Спецматериалы». Представляет собой первый в практике создания камуфляжных расцветок «двухчастотный» камуфляж. Дело в том, что оригинальный «Подлесок» обладал неплохим имитационным, но достаточно слабым деформирующим действием, а оттого при создании его усовершенствованной версии («Растра») на оригинальный «Подлесок» как бы наложили особым образом перекрученную ячеистую сеть коричневого цвета - получился «двойной камуфляж» или «камуфляж на камуфляже».

«Растровый подлесок»

В итоге оригинальный рисунок «Подлеска» воспринимается глазом как бы на одной частоте, а наложенная «растровая» сеть - на другой, что способствует невозможности интуитивного восприятия человека в таком камуфляже как целостного объекта. Существует даже расхожий слух, что если просто идти по улице в «Растре», то не будешь привлекать ничьего внимания - взгляд прохожих будет просто скользить мимо. Данную находку специалистов «Спецматериалов» впоследствии использовали американцы при создании серии камуфляжей «Криптек», но об этом ниже.

Другое название «Растра» - «Фазан», но оно используется для продукции, выпущенной в данной расцветке не непосредственно НПО «Спецматериалы», а другими производителями. Растровый камуфляж также официально состоит на снабжении МВД. По непонятной причине, однако, широкого распространения не получил.

«Тигр» / «Камыш»

Строго говоря, данный камуфляж, хоть и производится в РФ в промышленных масштабах различными компаниями и, более того, широко используется в различных силовых структурах, не является российской разработкой - это скорее «адаптация» существующего зарубежного камуфляжа (изначально - малазийского коммерческого Tiger Stripe) к российским условиям.

Камуфляж «Тигр» одного из российских вариантов

Цветовая схема, традиционно для российских камуфляжей, может меняться превращением светло-зеленой основы в песочную или хаки.

Если «Тигр» являлся результатом сознательной переделки имеющегося зарубежного аналога, то «Камыш» появился благодаря случайности, когда производитель по ошибке пошил форму так, что полосы «Тигра» оказались вертикально расположенными. Тем не менее, и классического «Тигра» зачастую именуют «Камышом».

Официально никогда не находился на снабжении, неофициально - используется всеми силовыми структурами, хотя сейчас его популярность падает в связи с появлением более эффективных расцветок.

«Партизан»

Коммерческий камуфляж, официально не состоящий нигде на снабжении. Неофициально же весьма популярен, особенно в СКФО, где его желто-коричневые деформирующие полосы очень актуальны на фоне выжженной большую часть теплого сезона травы. Создан под влиянием немецких камуфляжей времен ВМВ (почти в точности копирует один из них), именно поэтому и называется «Партизан» - ибо, насколько нам известно, изначально его создатели, особо не «заморачиваясь» с придумыванием названия, планировали назвать его «камуфляж СС».

Камуфляж «Партизан»

В европейской части России данный камуфляж очень эффективен в августе-сентябре. В остальное время обладает отменной деформирующей, но спорной имитационной функцией.

«Излом» / «Скол»

Еще один коммерческий камуфляж, неофициально на снабжении не состоящий, но весьма активно использующийся в различных силовых структурах. Известно, что ряд частей (не подразделений, а именно частей) СпН, как армейских, так и ВВ, предпочитает форму именно данной расцветки.

Камуфляж «Излом»

При создании «Излома» использовался, как и в случае ЕМР, опыт «Флектарна». Интересно, что «Излом» имеет столь специфичное расположение и цветовую комбинацию пятен, что создают иллюзию трехмерности гладкой ткани, и, соответственно, обладает весьма неплохим деформационным эффектом. В отличие от большинства российских камуфляжей, «Излом» не допускает использования иных, кроме оригинальных, цветов.

Как и в отношении «Партизана», считается, что данный камуфляж эффективен в основном в августе и сентябре.

Сурпат

Разработан российской компанией «Survival Corps» по заказу сотрудников подразделений СпН. Представляет собой адаптацию американской «паттерной» схемы под российские условия.

Сурпат

В отличие от оригинала (американских «паттерных» камуфляжей) Сурпат в качестве основы использует светло-серый цвет; изменено расположение пятен; коричневый и зеленый цвета максимально приближены к цветовой схеме, характерной для российского ландшафта. Несмотря на это, отличается значительной универсальностью относительно местности - проведенные самой Survival Corps испытания показали работоспособность Сурпата практически в любой природной зоне.

Официальной информации о применении Сурпата в каких-либо подразделениях ВС и МВД РФ нет, однако иногда на документальных материалах можно увидеть военнослужащих в данном камуфляже.

Спектр

Очередная адаптация «паттернов» под российские условия. Обладает несколько меньшей универсальностью по сравнению с Сурпатом, однако, в сравнении с ним же, несколько лучшим имитационным действием в условиях лесного ландшафта.

Камуфляж «Спектр»

Существует также в варианте «Спектр-СКФО», где цветовая гамма скорректирована в сторону «желтизны». В отличие от Сурпата, широко выпускается несколькими производителями. Интересно, что именно «Спектр» применялся лично И.Стрелковым и его подразделением.

Сумрак

Изначально создавался как охотничий, исключительно коммерческий камуфляж. Как и большинство охотничьих камуфляжей, предназначался под весьма узкие условия: каменистая поверхность с порослями мха, утреннее и вечернее время суток. Однако неожиданно оказалось, что данный камуфляж весьма неплохо себя показывает в гораздо большем спектре условий, нежели те, под которые он создавался, отчего он приобрел весьма широкое распространение.

Камуфляж «Сумрак»

Официально на снабжении нигде не состоит, однако неофициально применяется некоторыми подразделениями и отдельными сотрудниками. Российскими компаниями выпускается также широкий спектр камуфляжей западной разработки, однако они будут рассмотрены в разделах тех стран, где были созданы.

Следующая часть материала будет посвящена рассмотрению камуфляжей англосаксонских стран.

Психология