Задумчивые люди. Смотреть что такое "задумчивый" в других словарях.

На экране все образы в почете. Пригодятся и авантюристы, и зануды, и шуты гороховые. Пожалуй, только образ философа не в чести. Быть задумчивым и отрешенным не кинематографично. А жаль, ведь философское совмещение знаков гороскопа наиболее гармонично. Философ - он сразу и художник (большой квадрат) и мыслитель (малый квадрат), одновременно и красив, и рассудителен. Таким нужна роль то ли отшельника, отрешенного от мира, то ли некой масштабной личности, несуетной и гармоничной.

Сочетание достаточно редкое, всего-то 12 из 144, причем речь идет только о мужчинах. Легко перечислить все варианты: Петух-Козерог, Собака-Водолей, Кабан-Рыбы, Крыса-Овен, Бык-Телец, Тигр-Близнецы, Кот-Рак, Дракон-Лев, Змея-Дева, Лошадь-Весы, Коза-Скорпион, Обезьяна-Стрелец.

Удивительные люди родились под гармоничною звездой. Величайший из величайших Иоганн Вольфганг Гете (Змея, Дева). Прожил 83 года, свое лучшее произведение - "Фауст" писал 24 года, с 59 лет и до конца жизни. Редчайший случай для всех знаков, но особенно для Змеи, выстреливающей на старте и еле-еле ползущей к финишу. Величайший поэт, писатель и философ, он успел заняться юриспруденцией, медициной, естественными науками, вел светскую жизнь, занимался административной деятельностью. Широчайший диапазон интересов - широчайшее, панорамное зрение.

Подобная же траектория жизни у другого величайшего поэта - Данте Алигьери (Бык, Телец). Он также всю свою жизнь шел к величайшему произведению, которое писал последние 14 лет своей жизни. "Божественная комедия" такая же вершина мировой культуры, как и "Фауст".

Философом от музыки был Дмитрий Шостакович (Лошадь, Весы). Впрочем, как и положено обладателю самого гармоничного гороскопа, никакого занудства, никакой зауми - есть место для света и тьмы, есть легкость, но есть и глубина. Композиторов такого диапазона в мировой истории почти что нет.

Философом от мультипликации все больше и больше становится Юрий Норштейн (Змея, Дева), создавший самого задумчивого ежика на Земле ("Ежик в тумане").

Можно привести еще множество примеров великих мира сего, начинавших шустро и удачливо, но постепенно покидавших легкий жанр, ради глобальных философских обобщений. Всеволод Мейерхольд и Сергей Эйзенштейн (оба - Собака, Водолей), Александр Галич, Юрий Тынянов, Иван Бунин (все - Лошадь, Весы), Константин Циолковский (Змея, Дева).

Еще интереснее наблюдать, как начинают свой уход от суеты, те обладатели гармоничного гороскопа, которых еще недавно считали вечно юными задирами. У нас небезызвестный "живчик" Борис Березовский (Собака, Водолей), у них Билл Гейтс (Коза, Скорпион). Пока они нам кажутся, чуть ли не авантюристами, но очень скоро движения их станут плавными и неспешными, а лица отрешенными и задумчивыми.

Теперь о самом главном - об артистах с этим сочетанием знаков. Диапазон этих артистов безграничен, они могут играть все. Чувство меры, юмор, красота и элегантность, но одновременно убедительная рассудительность. Им все едино - молчать или говорить. И все же рано или поздно их выталкивает на роли философские, глубинные, роли очень сильно думающих людей. Они играют полное слияние интуиции и логики.

Первым вспомним Ростислава Плятта (Обезьяна, Стрелец). Чтобы не играл в кино этот мэтр театра, везде он оставался мыслителем, мудрецом, просветленной личностью. Пастер Шлаг из "Семнадцати мгновений", тесть из "Послесловия". Впрочем, был помоложе - играл нелепых увальней.

Нелепыми увальнями заполнена кинокарьера Юрия Богатырева (Кабан, Рыбы). Однако есть еще и потрясающий Егор Шилов ("Свой среди чужих"), один из немногих суперменов, соединивших в себе мудрость, смелость, страстность и одновременно абсолютный контроль над своими страстями. Очень был задумчивым человеком. А почему? Потому что напичкал его Ванюкин (Калягин) наркотиками и никак не мог Шилов вспомнить кто он, где он и что с ним было. Пол фильма думал, да так выразительно, что прославился этой ролью раз и навсегда.

Еще один гений задумчивости Сергей Юрский (Кабан, Рыбы). Сыграно множество совершенно разноплановых ролей, в том числе комедийных, и все же в памяти народной он в первую очередь Остап Бендер ("Золотой теленок"), но не шустрый и анекдотичный Остап Гомиашвили и не пижонистый Остап Миронова, а Остап-философ, человек мыслящий и глубокий, вопреки мелкоте его мечтаний персонажа.

Артистом второго эшелона считался Алексей Эйбоженко (Собака, Водолей). Может так оно и есть, но меня лично роль майора Данилова ("На всю оставшуюся жизнь") в свое время поразила. Невероятное сочетание внутренней силы при внешней неброскости, даже вялости. Редкий случай, когда задумчивость убедительна.

В основном же данное сочетание знаков осталось невостребованным. Мыслитель никогда не был главным героем в кино. Сейчас восходит звезда Александра Домогарова (Кот, Рак). Пока используется его выгодная фактура. То он гардемарин, то бретер и забияка Бюсси, то сыскарь. Однако грустный, мудрый взгляд выдает в нем задумчивого человека. Смогут ли предложить ему роль достойную его гороскопа? Неизвестно.

Не сыграл еще ролей соразмерных своему масштабу Вениамин Смехов (Дракон, Лев), не дождался главных ролей великолепный Ефим Копелян (Крыса, Овен), не все сложилось в карьере Юрия Назарова (Бык, Телец).

Но поражает даже не это. Ячейки высшей гармонии на 144-клеточной доске совмещения знаков самые пустые. Нет артистов в парах Лошадь-Весы, Коза-Скорпион, Змея-Дева, Петух-Козерог, Тигр-Близнецы и т.д.

Но может быть такое положение только в нашем кино? Может быть, европейское и американское кино забито глубокими мыслителями и задумчивыми философами? Увы, нет. В американском кино в невероятной цене актеры с внутренним вектором, их чуть ли не более 50% (а должно быть 16%). В Европейском кино в цене романтики, актеры большого квадрата, но философов почти нет. Однако среди тех, кто все же пробился - актеры удивительные.

В США - это в первую очередь титанический Джек Николсон (Бык, Телец). Иногда кажется, что он сыграл все умные роли американского кино. Его специфика - это изображение богатой внутренней жизни при внешнем спокойствии. Он снимается у Полански, Антониони, Формана,- самых глубоких и философских режиссеров. Высшей точкой стал "Полет над гнездом кукушки". После этого шедевра Николсону пришлось многократно играть уход от суетной жизни.

Другой знаменитостью был Гэри Купер (Бык, Телец). Этот, может быть, не играл философов с богатой внутренней жизнью, но гармоничность своего гороскопа отработал полностью. На экране он был идеален, сочетая чувство юмора, красоту, статность, ловкость, мужество. При этом он сохранял непринужденную медлительность, сдержанность, не тащил внутренние переживания наружу. Второго такого спокойного ковбоя и шерифа в американском кино не было.

Спенсер Трейси (Крыса, Овен) не так широко известен, играл земных, основательных людей, например главная роль в "Старике и море". Коренастый, плотный, с морщинистым лицом и проницательным взглядом Трейси и его герои всегда вызывали доверие у зрителя. Однако с каждым годом его роли становились все более задумчивыми, и в конце карьеры он уже играл глубочайших интеллектуалов.

В европейском кино можно назвать всего-навсего одно имя - Филипп Нуаре (Лошадь, Весы). Бесконечно обаятельный человек и артист, более известный у нас как "продажный полицейский", самую свою задумчивую роль сыграл в фильме "Старое ружье". Весь фильм он действует сообразно своим воспоминаниям (мстит за убитых жену и ребенка). Достоверно изобразить работу настолько живой памяти может только задумчивый гороскоп.

Ну, а теперь, по сложившейся традиции о событиях середины января наступившего года. Год Змеи наступил, без всяких сомнений, именно 13 января. Однако наступил очень мягко, крадучись, как и полагается Змее. Часть экспертов, ничего не почувствовав 13 января, зафиксировала наступление года 15 января. Действительно ощущения 15 января были намного ярче и мощнее. Возможно, год наступает в два приема, первый, пробный импульс 13 января, второй, уже капитальный приход 15 января. У многих 13 января наблюдалось резкое ухудшение здоровья, другие испытали обостренное желание лечиться. Что ж в год лечебно-болезненной Змеи такое начало закономерно.

Что касается, событий 13 января, то их было не много. Год начался в субботу, а это достаточно тихий день. Что ж, как говорят англичане, лучшая новость - это отсутствие новостей. Стало быть, год будет относительно спокойным. Путин в день прессы встретился с прессой и достаточно мирно с ней беседовал. Таким образом, все нечетные годы в сверхновой России проходят под управлением СМИ. Как уже говорилось в ранних прогнозах, в 2001 году власть и пресса помирятся и сольются, причем сверху будет именно пресса.

Другое важное событие - это достаточно внезапное интервью избранного президента США Джорджа Буша- младшего "Нью-Йорк таймс", в котором он ни с того ни с сего стал цеплять Россию, обвинил нас во всех смертных грехах и заявив что мы "бяки", сказал, что помогать нам больше не будет (можно подумать, что раньше они давали нам что-то безвозмездно). Это заявление особенно важно потому, что заранее не планировалось. В любом случае мог бы подождать до официального вступления в должность.

В понедельник (15 января) события посыпались как из рога изобилия. Тайный визит Ким Чен Ира в Китай, попытка переворота в Конго, скандал с Йошкой Фишером в Германии, взрыв какого-то там Капитолия в США. Импульс Змеи покатился по Земле. Обо всем этом надо подумать, благо, что гороскоп к этому склоняет.

Задумчивый человек из больницы

Я врач. Работаю в больнице. Больница у нас хорошая - современная, светлая, чистая. Большая. Я даже не знаю, как следует, ее размеров. Я там был не везде.

По утрам хожу на рынок. Там что-то замышляют против меня. Ну, или, по крайней мере, используют меня для чего-то. Не было случая, чтобы я, резко обернувшись, не обнаружил стоящего за моей спиной молодого человека выше меня ростом, поправляющего галстук и глядящего куда-то поверх моей головы. Никогда не удается проследить за его взглядом и узнать, кому он там подает знак. Увидев, что я его заметил, молодой человек поспешно растворяется в толпе. Эти преследователи всегда разные. Но всегда - молодые люди выше меня ростом (чтоб издалека было видно, как он поправляет галстук, это у них сигнал такой). А когда я ухожу с рынка, то, как правило, замечаю, что ко мне привязан воздушный шарик или какая-то другая яркая, приметная вещь. Все это, впрочем, не особенно меня волнует.

На рынке я ничего не покупаю. Да там ничего и не продается, хотя торговые ряды всегда полны. Но за прилавками сидят неприветливые люди. Останавливаешься возле кого-нибудь из них - они начинают показывать свой товар, предлагают купить, но ясно - продают-то они на самом деле совсем не это! Тут какой-то небольшой секрет. Что-то политическое. Примерно раз в три дня завеса тайны приоткрывается. Бывает, какой-нибудь торговец вдруг вскакивает со своего места и кричит: «Хватит! Надоело! Я так больше не могу! Это мэр не дает нам торговать! Поехали громить мэрию!» И человека три, увлеченные призывом, садятся в большой грузовик и уезжают. На следующий день, как ни в чем не бывало, сидят на своих местах за прилавками. На лицах нередко можно видеть следы побоев.

Примерно раз в три года у нас с женой рождается новый ребенок. Это бывает так: я встречаю где-нибудь на улице одного человека. Это сигнал. Я знаю - скоро надо ожидать. И действительно, через несколько дней возле рынка появляется такая маленькая прямоугольная площадка, обнесенная медным заборчиком. Это для нас с женой. Внутри тоже все медное. Красивое такое, блестящее. Скамеечка, все как на кладбище. И скульптурка какая-нибудь. Приходим с женой днем, сидим. Потом приходим на следующий день - напротив скульптурки уже яйцо медное появилось. Скоро вылупится! А еще на следующий день приходим - ребеночек нас ждет. Обычно довольно уже взрослые рождаются, лет трех. Ведем домой. У нас уже несколько детей. Летом в лагерь ездят, на море.

Весь день я в больнице. Не помню, кем я там работаю. Кажется, я какой-то врач. Хотя, может, я кто-то из обслуживающего персонала. У нас большая больница, сотрудников много, всех не упомнишь! Я, практически, и не знаком ни с кем. Такая большая больница, что некоторые части здания вообще не используются. В левое крыло редко кто заходит. Там есть один сотрудник - он гробики возит. Такой задумчивый человек с большой родинкой на подбородке. Его здешний народ почему-то побаивается. Но мало кто его вообще видел. Большинство в него просто не верит - откуда у нас в больнице гробики, у нас же нет морга! А еще, говорят, он за всеми постоянно подслушивает и подсматривает. Иной раз, мол, вечером, в пустом коридоре заворачиваешь за угол, а он там стоит. А я вот его часто встречаю в левом крыле. Он там на грузовом лифте ездит. Ничего дурного не скажу - вежливый такой, всегда здоровается. Только задумчивый очень.

Моя жена тоже раньше работала в больнице. Теперь больше не работает. По всей видимости, это потому, что у нас много детей, и она, я думаю, сидит с ними дома. Но она скоро будет сниматься в художественном фильме. Я напишу сценарий и буду режиссером. На это у нас с женой времени хватит, это же не сложно. Надо только выбрать недельку свободную.

По телевизору недавно показывали интересную рекламу. Подход оригинальный. Из трех частей. Сначала японка в традиционной японской одежде склоняется в приветствии, а на груди у нее, на одежде, вышито четыре иероглифа - добрые пожелания по-японски. Вторая часть - европейская женщина в сильно декольтированном платье склоняется в приветствии. Грудь открыта. На груди губной помадой написаны те же четыре иероглифа. А третья часть, где, собственно, и говорилось о самом рекламируемом товаре, была уже у меня дома. Заходят ко мне двое мужчин, приносят большой черный ящик. Красивый, блестящий, гладкий. Крышка открывается. Там третий мужчина лежит, это он открыл.

Вот, - говорят, - уникальной конструкции ящик! Открыть и закрыть можно только изнутри. Снаружи открыть невозможно.

Я лег, попробовал. Действительно, удобно.

А зачем, - спрашиваю, - нужен такой ящик?

А вот, например, собираетесь вы поехать на юг. На поезде. Ложитесь в ящик, просите кого-нибудь сдать вас в багажное отделение. И через два дня приезжаете на юг в ящике!

Ну нет, - говорю, - на юг в ящике не удобно! Вдруг бросать начнут, кантовать?

Ну, не удобно, это верно, - соглашаются…

Но ящик хороший. Я купил.

У нас в больнице много молодежи. Еду в лифте - кто телевизор везет, кто компьютер. Недавно один молодой человек медсестре комплимент делал.

В самолете, - говорит, - самое главное что? На какую температуру рассчитаны занавески на иллюминаторах! Представьте, летим мы с вами на самолете. Вы, я надеюсь, сидите рядом со мной. И вот, вы смотрите в окно. Если мы летим низко, в слоях холодных облаков, то я хлюпаю носом. Крышка моему носу! Если же летим высоко, то крышка захлопывается, завинчивается, и я носом не хлюпаю!

Девушке комплимент пришелся по душе. Они с ней отошли в сторонку, и девушка говорит:

Знаете, у меня еще не было мужчины, и мне таких слов еще никто не говорил! Запомните это!

Я рядом стоял, подслушивал.

Вчера жена встречает меня в больнице, спрашивает, как, мол, ей одеться на съемки фильма? Надеть строгий костюм, или что-нибудь сексуальное, из светлой ткани, в стиле «хинди»? Я ответил, что, конечно, лучше одеться сексуально. «Хинди», по моему, вполне подойдет. Я не против того, чтобы моя жена выглядела на экране сексуально.

Сегодня в больнице презентация. Японцы проводят. Показывают свои национальные блюда. Один стоит и мышей ест. Это полезно для здоровья и ума. А мне они дали бутерброд с плавленым сыром «Виола». Не знаю, по моему, очень вкусно.

Пошли с женой в левое крыло. Она, как и я, не боится того, задумчивого, с родинкой, что гробики возит. И очень интересно получилось: в одном кабинете из стены выезжает полка, а на ней - три маленькие медные фигурки фантастических животных. Много мелких деталек, все красивое, блестящее! Головки шевелятся, ротики открываются, и главный зверек говорит что-то. Причем, громко так, отчетливо, по-русски. Жена хотела разобрать, что он говорил, но, к сожалению у нее ничего не получилось, потому что у меня в руках в тот момент была включенная кофемолка, и было слишком шумно.

Еду в дальнем грузовом лифте левого крыла. На стене зеркало. Смотрю на свое отражение - лицо задумчивое, на подбородке большая родинка. Спускаюсь в подвал. Там у меня есть помещение, где я храню свои черные ящики, те, что только изнутри открываются. Один всегда держу открытым. Захожу, ложусь, крышку закрываю. И тихо так, хорошо, покойно! Полежу, отдохну. Никто не найдет меня здесь, не потревожит. Ни начальство, ни сотрудники, ни больные. Во-первых, крышку снаружи не откроешь. А если б и можно было - кто ж знает в каком из ящиков я лежу! Их тут много стоит.

Полежу дня два, отдохну, а потом на рынок пойду. Или просто в город. Хочу разобраться, чем город живет, чем дышит? Не поверхностно, а саму суть хочу понять, СМЫСЛ настоящий!

В окна к людям надо заглядывать, все тогда и поймешь…

А тут, в подвале… Не знаю, может, и в других ящиках кто-то лежит. Не знаю. Я не помню.

04.02.2015 by petr8512

Сайт переводят на английский язык. Нужна ваша помошь в переводе.Если вы владеете английским языком и можете помочь, присылайте перевод этой статьи на адрес translate@сайт

Задумчивая душа склоняется к одиночеству.

Омар Хайям

Того, кто не задумывается о далеких трудностях,

непременно поджидают близкие неприятности.

Конфуций

Задумчивое лицо — это ещё не признак ума.

Неизвестный автор

Когда старое поколение задумчиво смотрит на новое, то ему

хочется извиниться перед предыдущим поколением.

Вильгельм Швебель

Задумчивость как качество личности – склонность погружаться в раздумья, размышления, мечты; усиленно сосредоточиваться на своих мыслях.

Два эмбриона разговаривают в утробе матери: — Как ты думаешь, есть ли жизнь после родов? Второй задумчиво отвечает: — Не знаю… Оттуда еще никто не возвращался…

На даче муж кричит жене: — Дорогая, я картошку выкопал, ограду укрепил, воды натаскал! Что еще надо сделать? Жена, задумчиво: — Кажется, у виагры какое-то другое предназначение…

Муж, игриво: — И в кого ж это наш сынишка такой красивый? Неужели в меня? Жена, задумчиво: — Не исключено…

Задумчивость – дочь разума. Разум заставляет человека задуматься, правильно ли он живёт, развивается или деградирует. Когда человеком управляет тело, а душа ходит в Золушках, он вообще не задумывается над тем правильно или неправильно он живёт. Если разум на задворках, и человеком управляют ненасытные чувства и беспокойный ум, ему некогда проявлять задумчивость.

Ум и чувства живут в режиме — нравится – не нравится, приятно – неприятно. С момента, когда они сумели надеть на разум наручники, человек не может осуществлять самоконтроль и самодисциплину. Задумчивость – функция разума. Если разум колонизирован умом и чувствами, задумчивости в жизни человека нет места. Он порхает по жизни, как мотылёк.

В опере Верди «Травиата» героиня поёт на этот счёт: «Быть свободной, быть беспечной, в вихре света мчаться вечно и не знать тоски сердечной - вот дано что мне судьбой! День пусть сменит тьма ночная, дум моих не изменяя, пусть несётся жизнь пустая, мчатся дни своей чредой!» То есть, когда человек деградирует, то есть безвольно отдаёт в полон свою душу и разум уму и чувствам, он не способен проявлять задумчивость.

Задумчивость – дар разумному человеку. Она позволяет понять, правильным ли курсом он идёт. Конечный пункт пути человека задумчивость детально расписать не сможет, но стратегическое направление указать ей по силам. К примеру, человек идёт на восток. Конкретной точки «Восток» не существует. Сколько бы он ни шел в этом направлении, впереди всё равно будет восток. Например, человек идёт к Богу. Сравняться с Богом по своим качествам личности он никогда не сможет. Как познание бесконечно, так и путь к Богу бесконечен. Путь становится идеальным, потому что человек стремится к идеалу, эталону. На пути к Богу человек совершенствуется, духовно развивается, личностно растёт. Задумчивость ему необходима для того, чтобы не сбиться с пути. Задумчивость, как огромное дерево в густом лесу, сможет помочь, если на него взобраться, найти правильный путь к идеалу.

Задумчивость – производная разумности. На каком-то этапе человек может засомневаться, правильным ли курсом он идёт, не ошибся ли он, доверяя общему ходу дел. На первый план сцены жизни выходит задумчивость. Человек посредством разума начинает

перебирать факты, анализировать, сравнивать и сопоставлять их с уже имеющимся знанием и практическим опытом. Затем, хорошенько всё обдумав, он принимает решение, как жить дальше.

Общаются двое «новых русских «. Один говорит задумчиво: «С возрастом много думаю о смысле жизни… Пришел к выводу о том, что дарить подарки приятней, чем их получать… Стал очень любить и ценить людей… Кстати, очень жаль, что с отменой крепостного права их нельзя дарить…

На парковке рядом расположились «жигули» и «феррари». Водитель «жигулей» задумчиво смотрит на «феррари» и спрашивает у водителя: - Слушай, друг, как тебе твоя машина, хорошая или плохая? А то я смотрю, люди не очень-то её покупают.

Зачастую истинную задумчивость отождествляют с хаотичной, сумбурной, спонтанной деятельностью ума. Это методологически не корректно. Ум живёт в рамках: Я хочу это иметь. Мне это нравится, а это не нравится. Я хочу получать удовольствия и наслаждения здесь и сейчас. Я не намерен откладывать удовлетворение своих потребностей на будущее. Я хочу во всё возрастающих размерах пользоваться сегодня всеми радостями жизни.

Деградирующий человек, не задумываясь, выполняет все команды своего неугомонного ума:

Прибегает парень к врачу и кричит: — Доктор, кастрируйте меня! Врач удивлённо: — Зачем вам кастрация? — Делайте быстрее, потом объясню! Ну, сделали ему операцию, парень вышел из-под наркоза, доктор его и спрашивает: — Ну, теперь хоть расскажите, зачем вам, такому красивому и молодому, это понадобилось. – Понимаете, доктор, я собираюсь жениться на еврейке, а у них такой обычай. — Так может вам надо было обрезание сделать? — А я что сказал?

По тому, что человеку нравится, можно определить уровень его сознания. Если в голове у человека одни забавы, он далёк от задумчивости – прерогативы разума.

Жена Ньютона как-то упрекнула мужа: — Ты не сможешь даже приготовить себе завтрак из яичницы. – Смогу. Когда она через час снова вошла в комнату, то увидела задумчивого Исаака Ньютона, который стоял над кастрюлькой с яйцом в руках и… Угадайте, что варилось у него в кастрюльке? Это были его золотые карманные часы. Словом, картина маслом:

Что ты, голубчик, задумчив сидишь,

Слышишь – не слышишь, глядишь – не глядишь?

Задумчивость часто погружается в мечты. Василий Жуковский в «Вечере» пишет:

Сижу, задумавшись; в душе моей мечты;
К протекшим временам лечу воспоминаньем…
О, дней моих весна, как быстро скрылась ты,
С твоим блаженством и страданьем

бМЕЛУЕК фПМЛБЮЕЧ

ъБДХНЮЙЧЩК ЮЕМПЧЕЛ ЙЪ ВПМШОЙГЩ

С ЧТБЮ. тБВПФБА Ч ВПМШОЙГЕ. вПМШОЙГБ Х ОБУ ИПТПЫБС - УПЧТЕНЕООБС, УЧЕФМБС, ЮЙУФБС. вПМШЫБС. с ДБЦЕ ОЕ ЪОБА, ЛБЛ УМЕДХЕФ, ЕЕ ТБЪНЕТПЧ. с ФБН ВЩМ ОЕ ЧЕЪДЕ.
рП ХФТБН ИПЦХ ОБ ТЩОПЛ. фБН ЮФП-ФП ЪБНЩЫМСАФ РТПФЙЧ НЕОС. оХ, ЙМЙ, РП ЛТБКОЕК НЕТЕ, ЙУРПМШЪХАФ НЕОС ДМС ЮЕЗП-ФП. оЕ ВЩМП УМХЮБС, ЮФПВЩ С, ТЕЪЛП ПВЕТОХЧЫЙУШ, ОЕ ПВОБТХЦЙМ УФПСЭЕЗП ЪБ НПЕК УРЙОПК НПМПДПЗП ЮЕМПЧЕЛБ ЧЩЫЕ НЕОС ТПУФПН, РПРТБЧМСАЭЕЗП ЗБМУФХЛ Й ЗМСДСЭЕЗП ЛХДБ-ФП РПЧЕТИ НПЕК ЗПМПЧЩ. оЙЛПЗДБ ОЕ ХДБЕФУС РТПУМЕДЙФШ ЪБ ЕЗП ЧЪЗМСДПН Й ХЪОБФШ, ЛПНХ ПО ФБН РПДБЕФ ЪОБЛ. хЧЙДЕЧ, ЮФП С ЕЗП ЪБНЕФЙМ, НПМПДПК ЮЕМПЧЕЛ РПУРЕЫОП ТБУФЧПТСЕФУС Ч ФПМРЕ. ьФЙ РТЕУМЕДПЧБФЕМЙ ЧУЕЗДБ ТБЪОЩЕ. оП ЧУЕЗДБ - НПМПДЩЕ МАДЙ ЧЩЫЕ НЕОС ТПУФПН (ЮФПВ ЙЪДБМЕЛБ ВЩМП ЧЙДОП, ЛБЛ ПО РПРТБЧМСЕФ ЗБМУФХЛ, ЬФП Х ОЙИ УЙЗОБМ ФБЛПК). б ЛПЗДБ С ХИПЦХ У ТЩОЛБ, ФП, ЛБЛ РТБЧЙМП, ЪБНЕЮБА, ЮФП ЛП НОЕ РТЙЧСЪБО ЧПЪДХЫОЩК ЫБТЙЛ ЙМЙ ЛБЛБС-ФП ДТХЗБС СТЛБС, РТЙНЕФОБС ЧЕЭШ. чУЕ ЬФП, ЧРТПЮЕН, ОЕ ПУПВЕООП НЕОС ЧПМОХЕФ.
оБ ТЩОЛЕ С ОЙЮЕЗП ОЕ РПЛХРБА. дБ ФБН ОЙЮЕЗП Й ОЕ РТПДБЕФУС, ИПФС ФПТЗПЧЩЕ ТСДЩ ЧУЕЗДБ РПМОЩ. оП ЪБ РТЙМБЧЛБНЙ УЙДСФ ОЕРТЙЧЕФМЙЧЩЕ МАДЙ. пУФБОБЧМЙЧБЕЫШУС ЧПЪМЕ ЛПЗП-ОЙВХДШ ЙЪ ОЙИ - ПОЙ ОБЮЙОБАФ РПЛБЪЩЧБФШ УЧПК ФПЧБТ, РТЕДМБЗБАФ ЛХРЙФШ, ОП СУОП - РТПДБАФ-ФП ПОЙ ОБ УБНПН ДЕМЕ УПЧУЕН ОЕ ЬФП! фХФ ЛБЛПК-ФП ОЕВПМШЫПК УЕЛТЕФ. юФП-ФП РПМЙФЙЮЕУЛПЕ. рТЙНЕТОП ТБЪ Ч ФТЙ ДОС ЪБЧЕУБ ФБКОЩ РТЙПФЛТЩЧБЕФУС. вЩЧБЕФ, ЛБЛПК-ОЙВХДШ ФПТЗПЧЕГ ЧДТХЗ ЧУЛБЛЙЧБЕФ УП УЧПЕЗП НЕУФБ Й ЛТЙЮЙФ: "иЧБФЙФ! оБДПЕМП! с ФБЛ ВПМШЫЕ ОЕ НПЗХ! ьФП НЬТ ОЕ ДБЕФ ОБН ФПТЗПЧБФШ! рПЕИБМЙ ЗТПНЙФШ НЬТЙА!" й ЮЕМПЧЕЛБ ФТЙ, ХЧМЕЮЕООЩЕ РТЙЪЩЧПН, УБДСФУС Ч ВПМШЫПК ЗТХЪПЧЙЛ Й ХЕЪЦБАФ. оБ УМЕДХАЭЙК ДЕОШ, ЛБЛ ОЙ Ч ЮЕН ОЕ ВЩЧБМП, УЙДСФ ОБ УЧПЙИ НЕУФБИ ЪБ РТЙМБЧЛБНЙ. оБ МЙГБИ ОЕТЕДЛП НПЦОП ЧЙДЕФШ УМЕДЩ РПВПЕЧ.
рТЙНЕТОП ТБЪ Ч ФТЙ ЗПДБ Х ОБУ У ЦЕОПК ТПЦДБЕФУС ОПЧЩК ТЕВЕОПЛ. ьФП ВЩЧБЕФ ФБЛ: С ЧУФТЕЮБА ЗДЕ-ОЙВХДШ ОБ ХМЙГЕ ПДОПЗП ЮЕМПЧЕЛБ. ьФП УЙЗОБМ. с ЪОБА - УЛПТП ОБДП ПЦЙДБФШ. й ДЕКУФЧЙФЕМШОП, ЮЕТЕЪ ОЕУЛПМШЛП ДОЕК ЧПЪМЕ ТЩОЛБ РПСЧМСЕФУС ФБЛБС НБМЕОШЛБС РТСНПХЗПМШОБС РМПЭБДЛБ, ПВОЕУЕООБС НЕДОЩН ЪБВПТЮЙЛПН. ьФП ДМС ОБУ У ЦЕОПК. чОХФТЙ ФПЦЕ ЧУЕ НЕДОПЕ. лТБУЙЧПЕ ФБЛПЕ, ВМЕУФСЭЕЕ. уЛБНЕЕЮЛБ, ЧУЕ ЛБЛ ОБ ЛМБДВЙЭЕ. й УЛХМШРФХТЛБ ЛБЛБС-ОЙВХДШ. рТЙИПДЙН У ЦЕОПК ДОЕН, УЙДЙН. рПФПН РТЙИПДЙН ОБ УМЕДХАЭЙК ДЕОШ - ОБРТПФЙЧ УЛХМШРФХТЛЙ ХЦЕ СКГП НЕДОПЕ РПСЧЙМПУШ. уЛПТП ЧЩМХРЙФУС! б ЕЭЕ ОБ УМЕДХАЭЙК ДЕОШ РТЙИПДЙН - ТЕВЕОПЮЕЛ ОБУ ЦДЕФ. пВЩЮОП ДПЧПМШОП ХЦЕ ЧЪТПУМЩЕ ТПЦДБАФУС, МЕФ ФТЕИ. чЕДЕН ДПНПК. х ОБУ ХЦЕ ОЕУЛПМШЛП ДЕФЕК. мЕФПН Ч МБЗЕТШ ЕЪДСФ, ОБ НПТЕ.
чЕУШ ДЕОШ С Ч ВПМШОЙГЕ. оЕ РПНОА, ЛЕН С ФБН ТБВПФБА. лБЦЕФУС, С ЛБЛПК-ФП ЧТБЮ. иПФС, НПЦЕФ, С ЛФП-ФП ЙЪ ПВУМХЦЙЧБАЭЕЗП РЕТУПОБМБ. х ОБУ ВПМШЫБС ВПМШОЙГБ, УПФТХДОЙЛПЧ НОПЗП, ЧУЕИ ОЕ ХРПНОЙЫШ! с, РТБЛФЙЮЕУЛЙ, Й ОЕ ЪОБЛПН ОЙ У ЛЕН. фБЛБС ВПМШЫБС ВПМШОЙГБ, ЮФП ОЕЛПФПТЩЕ ЮБУФЙ ЪДБОЙС ЧППВЭЕ ОЕ ЙУРПМШЪХАФУС. ч МЕЧПЕ ЛТЩМП ТЕДЛП ЛФП ЪБИПДЙФ. фБН ЕУФШ ПДЙО УПФТХДОЙЛ - ПО ЗТПВЙЛЙ ЧПЪЙФ. фБЛПК ЪБДХНЮЙЧЩК ЮЕМПЧЕЛ У ВПМШЫПК ТПДЙОЛПК ОБ РПДВПТПДЛЕ. еЗП ЪДЕЫОЙК ОБТПД РПЮЕНХ-ФП РПВБЙЧБЕФУС. оП НБМП ЛФП ЕЗП ЧППВЭЕ ЧЙДЕМ. вПМШЫЙОУФЧП Ч ОЕЗП РТПУФП ОЕ ЧЕТЙФ - ПФЛХДБ Х ОБУ Ч ВПМШОЙГЕ ЗТПВЙЛЙ, Х ОБУ ЦЕ ОЕФ НПТЗБ! б ЕЭЕ, ЗПЧПТСФ, ПО ЪБ ЧУЕНЙ РПУФПСООП РПДУМХЫЙЧБЕФ Й РПДУНБФТЙЧБЕФ. йОПК ТБЪ, НПМ, ЧЕЮЕТПН, Ч РХУФПН ЛПТЙДПТЕ ЪБЧПТБЮЙЧБЕЫШ ЪБ ХЗПМ, Б ПО ФБН УФПЙФ. б С ЧПФ ЕЗП ЮБУФП ЧУФТЕЮБА Ч МЕЧПН ЛТЩМЕ. пО ФБН ОБ ЗТХЪПЧПН МЙЖФЕ ЕЪДЙФ. оЙЮЕЗП ДХТОПЗП ОЕ УЛБЦХ - ЧЕЦМЙЧЩК ФБЛПК, ЧУЕЗДБ ЪДПТПЧБЕФУС. фПМШЛП ЪБДХНЮЙЧЩК ПЮЕОШ.
нПС ЦЕОБ ФПЦЕ ТБОШЫЕ ТБВПФБМБ Ч ВПМШОЙГЕ. фЕРЕТШ ВПМШЫЕ ОЕ ТБВПФБЕФ. рП ЧУЕК ЧЙДЙНПУФЙ, ЬФП РПФПНХ, ЮФП Х ОБУ НОПЗП ДЕФЕК, Й ПОБ, С ДХНБА, УЙДЙФ У ОЙНЙ ДПНБ. оП ПОБ УЛПТП ВХДЕФ УОЙНБФШУС Ч ИХДПЦЕУФЧЕООПН ЖЙМШНЕ. с ОБРЙЫХ УГЕОБТЙК Й ВХДХ ТЕЦЙУУЕТПН. оБ ЬФП Х ОБУ У ЦЕОПК ЧТЕНЕОЙ ИЧБФЙФ, ЬФП ЦЕ ОЕ УМПЦОП. оБДП ФПМШЛП ЧЩВТБФШ ОЕДЕМШЛХ УЧПВПДОХА.
рП ФЕМЕЧЙЪПТХ ОЕДБЧОП РПЛБЪЩЧБМЙ ЙОФЕТЕУОХА ТЕЛМБНХ. рПДИПД ПТЙЗЙОБМШОЩК. йЪ ФТЕИ ЮБУФЕК. уОБЮБМБ СРПОЛБ Ч ФТБДЙГЙПООПК СРПОУЛПК ПДЕЦДЕ УЛМПОСЕФУС Ч РТЙЧЕФУФЧЙЙ, Б ОБ ЗТХДЙ Х ОЕЕ, ОБ ПДЕЦДЕ, ЧЩЫЙФП ЮЕФЩТЕ ЙЕТПЗМЙЖБ - ДПВТЩЕ РПЦЕМБОЙС РП-СРПОУЛЙ. чФПТБС ЮБУФШ - ЕЧТПРЕКУЛБС ЦЕОЭЙОБ Ч УЙМШОП ДЕЛПМШФЙТПЧБООПН РМБФШЕ УЛМПОСЕФУС Ч РТЙЧЕФУФЧЙЙ. зТХДШ ПФЛТЩФБ. оБ ЗТХДЙ ЗХВОПК РПНБДПК ОБРЙУБОЩ ФЕ ЦЕ ЮЕФЩТЕ ЙЕТПЗМЙЖБ. б ФТЕФШС ЮБУФШ, ЗДЕ, УПВУФЧЕООП, Й ЗПЧПТЙМПУШ П УБНПН ТЕЛМБНЙТХЕНПН ФПЧБТЕ, ВЩМБ ХЦЕ Х НЕОС ДПНБ. ъБИПДСФ ЛП НОЕ ДЧПЕ НХЦЮЙО, РТЙОПУСФ ВПМШЫПК ЮЕТОЩК СЭЙЛ. лТБУЙЧЩК, ВМЕУФСЭЙК, ЗМБДЛЙК. лТЩЫЛБ ПФЛТЩЧБЕФУС. фБН ФТЕФЙК НХЦЮЙОБ МЕЦЙФ, ЬФП ПО ПФЛТЩМ.
- чПФ, - ЗПЧПТСФ, - ХОЙЛБМШОПК ЛПОУФТХЛГЙЙ СЭЙЛ! пФЛТЩФШ Й ЪБЛТЩФШ НПЦОП ФПМШЛП ЙЪОХФТЙ. уОБТХЦЙ ПФЛТЩФШ ОЕЧПЪНПЦОП.
с МЕЗ, РПРТПВПЧБМ. дЕКУФЧЙФЕМШОП, ХДПВОП.
- б ЪБЮЕН, - УРТБЫЙЧБА, - ОХЦЕО ФБЛПК СЭЙЛ?
- б ЧПФ, ОБРТЙНЕТ, УПВЙТБЕФЕУШ ЧЩ РПЕИБФШ ОБ АЗ. оБ РПЕЪДЕ. мПЦЙФЕУШ Ч СЭЙЛ, РТПУЙФЕ ЛПЗП-ОЙВХДШ УДБФШ ЧБУ Ч ВБЗБЦОПЕ ПФДЕМЕОЙЕ. й ЮЕТЕЪ ДЧБ ДОС РТЙЕЪЦБЕФЕ ОБ АЗ Ч СЭЙЛЕ!
- оХ ОЕФ, - ЗПЧПТА, - ОБ АЗ Ч СЭЙЛЕ ОЕ ХДПВОП! чДТХЗ ВТПУБФШ ОБЮОХФ, ЛБОФПЧБФШ?
- оХ, ОЕ ХДПВОП, ЬФП ЧЕТОП, - УПЗМБЫБАФУС...
оП СЭЙЛ ИПТПЫЙК. с ЛХРЙМ.
х ОБУ Ч ВПМШОЙГЕ НОПЗП НПМПДЕЦЙ. еДХ Ч МЙЖФЕ - ЛФП ФЕМЕЧЙЪПТ ЧЕЪЕФ, ЛФП ЛПНРШАФЕТ. оЕДБЧОП ПДЙО НПМПДПК ЮЕМПЧЕЛ НЕДУЕУФТЕ ЛПНРМЙНЕОФ ДЕМБМ.
- ч УБНПМЕФЕ, - ЗПЧПТЙФ, - УБНПЕ ЗМБЧОПЕ ЮФП? оБ ЛБЛХА ФЕНРЕТБФХТХ ТБУУЮЙФБОЩ ЪБОБЧЕУЛЙ ОБ ЙММАНЙОБФПТБИ! рТЕДУФБЧШФЕ, МЕФЙН НЩ У ЧБНЙ ОБ УБНПМЕФЕ. чЩ, С ОБДЕАУШ, УЙДЙФЕ ТСДПН УП НОПК. й ЧПФ, ЧЩ УНПФТЙФЕ Ч ПЛОП. еУМЙ НЩ МЕФЙН ОЙЪЛП, Ч УМПСИ ИПМПДОЩИ ПВМБЛПЧ, ФП С ИМАРБА ОПУПН. лТЩЫЛБ НПЕНХ ОПУХ! еУМЙ ЦЕ МЕФЙН ЧЩУПЛП, ФП ЛТЩЫЛБ ЪБИМПРЩЧБЕФУС, ЪБЧЙОЮЙЧБЕФУС, Й С ОПУПН ОЕ ИМАРБА!
дЕЧХЫЛЕ ЛПНРМЙНЕОФ РТЙЫЕМУС РП ДХЫЕ. пОЙ У ОЕК ПФПЫМЙ Ч УФПТПОЛХ, Й ДЕЧХЫЛБ ЗПЧПТЙФ:
- ъОБЕФЕ, Х НЕОС ЕЭЕ ОЕ ВЩМП НХЦЮЙОЩ, Й НОЕ ФБЛЙИ УМПЧ ЕЭЕ ОЙЛФП ОЕ ЗПЧПТЙМ! ъБРПНОЙФЕ ЬФП!
с ТСДПН УФПСМ, РПДУМХЫЙЧБМ.
чЮЕТБ ЦЕОБ ЧУФТЕЮБЕФ НЕОС Ч ВПМШОЙГЕ, УРТБЫЙЧБЕФ, ЛБЛ, НПМ, ЕК ПДЕФШУС ОБ УЯЕНЛЙ ЖЙМШНБ? оБДЕФШ УФТПЗЙК ЛПУФАН, ЙМЙ ЮФП-ОЙВХДШ УЕЛУХБМШОПЕ, ЙЪ УЧЕФМПК ФЛБОЙ, Ч УФЙМЕ "ИЙОДЙ"? с ПФЧЕФЙМ, ЮФП, ЛПОЕЮОП, МХЮЫЕ ПДЕФШУС УЕЛУХБМШОП. "иЙОДЙ", РП НПЕНХ, ЧРПМОЕ РПДПКДЕФ. с ОЕ РТПФЙЧ ФПЗП, ЮФПВЩ НПС ЦЕОБ ЧЩЗМСДЕМБ ОБ ЬЛТБОЕ УЕЛУХБМШОП.
уЕЗПДОС Ч ВПМШОЙГЕ РТЕЪЕОФБГЙС. сРПОГЩ РТПЧПДСФ. рПЛБЪЩЧБАФ УЧПЙ ОБГЙПОБМШОЩЕ ВМАДБ. пДЙО УФПЙФ Й НЩЫЕК ЕУФ. ьФП РПМЕЪОП ДМС ЪДПТПЧШС Й ХНБ. б НОЕ ПОЙ ДБМЙ ВХФЕТВТПД У РМБЧМЕОЩН УЩТПН "чЙПМБ". оЕ ЪОБА, РП НПЕНХ, ПЮЕОШ ЧЛХУОП.
рПЫМЙ У ЦЕОПК Ч МЕЧПЕ ЛТЩМП. пОБ, ЛБЛ Й С, ОЕ ВПЙФУС ФПЗП, ЪБДХНЮЙЧПЗП, У ТПДЙОЛПК, ЮФП ЗТПВЙЛЙ ЧПЪЙФ. й ПЮЕОШ ЙОФЕТЕУОП РПМХЮЙМПУШ: Ч ПДОПН ЛБВЙОЕФЕ ЙЪ УФЕОЩ ЧЩЕЪЦБЕФ РПМЛБ, Б ОБ ОЕК - ФТЙ НБМЕОШЛЙЕ НЕДОЩЕ ЖЙЗХТЛЙ ЖБОФБУФЙЮЕУЛЙИ ЦЙЧПФОЩИ. нОПЗП НЕМЛЙИ ДЕФБМЕЛ, ЧУЕ ЛТБУЙЧПЕ, ВМЕУФСЭЕЕ! зПМПЧЛЙ ЫЕЧЕМСФУС, ТПФЙЛЙ ПФЛТЩЧБАФУС, Й ЗМБЧОЩК ЪЧЕТЕЛ ЗПЧПТЙФ ЮФП-ФП. рТЙЮЕН, ЗТПНЛП ФБЛ, ПФЮЕФМЙЧП, РП-ТХУУЛЙ. цЕОБ ИПФЕМБ ТБЪПВТБФШ, ЮФП ПО ЗПЧПТЙМ, ОП, Л УПЦБМЕОЙА Х ОЕЕ ОЙЮЕЗП ОЕ РПМХЮЙМПУШ, РПФПНХ ЮФП Х НЕОС Ч ТХЛБИ Ч ФПФ НПНЕОФ ВЩМБ ЧЛМАЮЕООБС ЛПЖЕНПМЛБ, Й ВЩМП УМЙЫЛПН ЫХНОП.
еДХ Ч ДБМШОЕН ЗТХЪПЧПН МЙЖФЕ МЕЧПЗП ЛТЩМБ. оБ УФЕОЕ ЪЕТЛБМП. уНПФТА ОБ УЧПЕ ПФТБЦЕОЙЕ - МЙГП ЪБДХНЮЙЧПЕ, ОБ РПДВПТПДЛЕ ВПМШЫБС ТПДЙОЛБ. уРХУЛБАУШ Ч РПДЧБМ. фБН Х НЕОС ЕУФШ РПНЕЭЕОЙЕ, ЗДЕ С ИТБОА УЧПЙ ЮЕТОЩЕ СЭЙЛЙ, ФЕ, ЮФП ФПМШЛП ЙЪОХФТЙ ПФЛТЩЧБАФУС. пДЙО ЧУЕЗДБ ДЕТЦХ ПФЛТЩФЩН. ъБИПЦХ, МПЦХУШ, ЛТЩЫЛХ ЪБЛТЩЧБА. й ФЙИП ФБЛ, ИПТПЫП, РПЛПКОП! рПМЕЦХ, ПФДПИОХ. оЙЛФП ОЕ ОБКДЕФ НЕОС ЪДЕУШ, ОЕ РПФТЕЧПЦЙФ. оЙ ОБЮБМШУФЧП, ОЙ УПФТХДОЙЛЙ, ОЙ ВПМШОЩЕ. чП-РЕТЧЩИ, ЛТЩЫЛХ УОБТХЦЙ ОЕ ПФЛТПЕЫШ. б ЕУМЙ В Й НПЦОП ВЩМП - ЛФП Ц ЪОБЕФ Ч ЛБЛПН ЙЪ СЭЙЛПЧ С МЕЦХ! йИ ФХФ НОПЗП УФПЙФ.
рПМЕЦХ ДОС ДЧБ, ПФДПИОХ, Б РПФПН ОБ ТЩОПЛ РПКДХ. йМЙ РТПУФП Ч ЗПТПД. иПЮХ ТБЪПВТБФШУС, ЮЕН ЗПТПД ЦЙЧЕФ, ЮЕН ДЩЫЙФ? оЕ РПЧЕТИОПУФОП, Б УБНХ УХФШ ИПЮХ РПОСФШ, унщум ОБУФПСЭЙК!
ч ПЛОБ Л МАДСН ОБДП ЪБЗМСДЩЧБФШ, ЧУЕ ФПЗДБ Й РПКНЕЫШ...
б ФХФ, Ч РПДЧБМЕ... оЕ ЪОБА, НПЦЕФ, Й Ч ДТХЗЙИ СЭЙЛБИ ЛФП-ФП МЕЦЙФ. оЕ ЪОБА. с ОЕ РПНОА.

Психология