Что такое вы в русском языке. Откуда пошло обращение на «Вы

Употребление Местоимени й Ты и Вы в русский речи

Местоимение– это часть речи, которая указывает на предметы, признаки и количества, не называя их. Например: Я чувствую разумность бытия. Каждый день приносит что-то новое.

Название собеседника местоимением (вы) появилось не так давно , в 18 веке. Происхождение его одни находят в периоде заката римской империи, когда на трене было два императора (один в Риме, второй в Константинополе) и к ним следовало обращатся во множественном числе . другие читают что < вы > возникло как уважительное по аналогии к мы (в значении я) , которым венчали себя императоры: мы Николай 2 .

Первый признак, противопоставляющий ты и вы это степень знакомства с адресатом . вы обычно говорят незнакомым и малознакомым людям, не своим , ты хорошо знакомым и близким, своим . в повести Л . Н . Толстого детство мы читаем : все дети в доме Иртеньевых были на ты . А в общении и Илинькой Грапом, сыном бедного иностранца, Николенька был на вы , так как тот был не совсем свой

Интересно отметить, что когда ссорятся друзья, они тоже могут перейти на вы , подчеркивая этим свою отчужденность.

Ты можешь выступать и по отношению к незнакомому человеку, например, в речи представителей деревни, в просторечии, нередко в мужеском общении. причем в такой ситуации м естоимение имеет два разных оттенки.

Противопоставление Ты и вы в значении свой и не свой нашло отрожение и в приведенных выше строках из стихотворения Ф.С. Пушкина: пустое вы , т.е не свой , чужой, близкому человеку.

Форма вы была известна, особенно в 19 веке, по отношению к близким, но старшим по возрасту людям: к матери, отцу, родственникам. жены купцов в 19 веке нередко обращались и е к мужьям на вы слыша в ответ Ты .

Местоимения ты и вы служат для указания на собеседника или собеседников и широко употребляются в диалогической речи. В речи письменной, монологической их употребление.

становится одним из стилистических средств, которые придают письменному сообщению адресный характер: "Вы хотите иметь машину?", "Вы просили выяснить" (рубрика в газете). Местоимение выв русском языке может употребляться как синоним местоимения ты. В этом случае выбор местоимения стилистически значим и зависит от отношений между говорящими: ты- при непринужденных, близких отношениях, вы- при официальных.

Наиболее распространённым разграничением является формальное

обращение и неформальное. Официально формальное обращение в современном русском языке производится с употреблением местоимения второго лица множественного числа «вы», обращённого к одному респонденту. В письменной речи местоимение «вы», адресованное конкретному собеседнику, в определённых случаях пишется с заглавной буквы. Обращение с применением местоимения «ты» считается неформальным. Для краткости формальное обращение часто называют «обращение на вы», неформальное - соответственно «обращение на ты», хотя это не совсем правильно и не везде соответствует действительности.

Предполагают, что обращение «на вы» впервые начало применяться по отношению к римским императорам, в связи с совмещением нескольких различных титулов . Иногда же множественное число считается очень древней метафорой могущества и власти.

В русском языке обращение «на вы» постепенно вошло в употребление с XVIII века из-за сильного влияния французского языка и культуры, прежде всего в кругах аристократии. Существуют теории, что исконно «вы» было обращением к врагу. До этого использовался традиционный русский речевой этикет с собственной системой фамильярных и формальных обращений. Таким образом, местоимение «ты» могло быть адресовано даже царю : « ты, царь-батюшка… ». В «Петиции» (Петиция рабочих и жителей Петербурга для подачи Николаю II) также используется «ты», адресованное царю Николаю Второму .

В английском языке начиная с XV века практически повсеместно было принято обращение «на вы» . В результате этого нормативные формы местоимений второго лица перестали различаться, таким образом обращение «на вы» исчезло из английского как самостоятельная форма. Исключением является архаичная либо поэтическая речь: религиозные тексты, молитвы (при обращении к Богу ), стихотворения, где используется местоимение «ты», впрочем, являющееся уважительным.

Дистанция в речевом общении определяется возрастом и социальным положением. Она выражается в речи употреблением местоимений ты и Вы. Речевой этикет определяет правила выбора одной из этих форм. В целом выбор диктуется сложным сочетанием внешних обстоятельств общения и индивидуальных реакций собеседников: степенью знакомства партнеров (ты - знакомому, Вы - незнакомому) ; официальностью обстановки общения (ты - неофициальное, Вы - официальное) ; характером взаимоотношений (ты - дружеское, "теплое", Вы - подчеркнуто вежливое или натянутое, отчужденное, "холодное"); равенством или неравенством ролевых отношений (по возрасту, положению: ты - равному и нижестоящему, Вы - равному и вышестоящему) . Выбор одной из форм обращения зависит не только от формального положения и возраста, но и характера отношений собеседников, их настроенности на определенную степень формальности разговора, языкового вкуса и привычек. Таким образом, выявляется ты родственное, дружеское, неформальное, интимное, доверительное, фамильярное; Вы - вежливое, уважительное, официальное, отчужденное. В зависимости от формы обращения на ты или Вы находятся грамматические формы глаголов, а также речевые формулы приветствия, прощания, поздравления, выражения благодарности.

Вывод :

Итак, наличие в русском языке форм обращения на ты и на вы дает нам в руки действенное средство быть учтивыми. личные местоимения имеют прямое отношение к речевому этикету. Они связаны с самоназываниями и называниями собеседника, с ощущением того, что прилично и неприлично в таком назывании. Например, когда человек поправляет собеседника : говорите мне вы , не тычьте, пожалуйста , он выражает недоволство по поводу направленного к нему неуважительного местоимения. значит вы не всегда пустое, а ты не всегда сердечное ? обычно ты применяется при обращении к близкому человеку, в неофициальной обстановке и когда обращение грубовато-фамильярное ; вы - в вежливом обращении, в официальной обстановке,в обращении к незнакомому, малознакомому .

лПЗДБ ОБДП ЗПЧПТЙФШ "ЧЩ" Й "ФЩ"

б ЧУЕЗДБ МЙ "ЧЩ" ФПМШЛП РХУФПЕ Й ЧУЕЗДБ МЙ "ФЩ" ДЕКУФЧЙФЕМШОП УЕТДЕЮОПЕ? й ЧППВЭЕ, ЛПЗДБ УМЕДХЕФ ЗПЧПТЙФШ "ЧЩ" Й ЛПЗДБ ОЕ ОБДП ЗПЧПТЙФШ "ФЩ"? лБЦЕФУС, ОЙЮЕЗП УМПЦОПЗП Ч ЬФПН ОЕФ. мАВПК ЪОБЕФ: "ФЩ" ОЕ ЗПЧПТСФ УФБТЫЙН, МАДСН ЧЕУШНБ ХЧБЦБЕНЩН, Й ЧУЕН РТПУФП ЪОБЛПНЩН Й НБМПЪОБЛПНЩН. оБ "ЧЩ" ОЕ ПВТБЭБАФУС Л ДЕФСН, ВМЙЪЛЙН РТЙСФЕМСН, ТПДУФЧЕООЙЛБН. сУОП? оЕ УПЧУЕН. оБ хЛТБЙОЕ Й РПОЩОЕ ЦЙЧЕФ УФБТЙООЩК ПВЩЮБК "ЧЩ" Ч ПВТБЭЕОЙЙ Л ПФГХ Й НБФЕТЙ. "чЩ, НБНБ..." - ЬФП ЪОБЮЙФ ДХЫЕЧОП Й ХЧБЦЙФЕМШОП. оЕДБТПН Ч ОБТПДОПН ФЧПТЮЕУФЧЕ ОЙЛПЗДБ ОЕ ЧУФТЕФЙЫШ "ФЩ", ПВТБЭЕООПЕ Л ТПДЙФЕМСН,- ЬФП ВЩМП ВЩ ОБТХЫЕОЙЕН ЧЕМЙЛПК ОБТПДОПК ФТБДЙГЙЙ, УФБТЙООПЗП, НХДТПЗП ПВЩЮБС. оП РПОСФОП, НБФШ ЙМЙ ПФЕГ ОЕ ПВЙДСФУС, ЕУМЙ ДЕФЙ ПВТБФСФУС Л ОЙН ОБ "ФЩ" - ОЙЮЕЗП РТЕДПУХДЙФЕМШОПЗП Ч ЬФПН ОЕФ. "фЩ"-ПВТБЭЕОЙЕ ПЮЕОШ ОЕРТПУФПЕ. пОП ОБМБЗБЕФ ОБ ЗПЧПТСЭЕЗП ГЕМЩК ТСД ПВСЪБФЕМШУФЧ. й ПЮЕОШ РМПИП, ЮФП НЩ ПВ ЬФПН ВПМШЫЕК ЮБУФША ЪБВЩЧБЕН. рЕТЕД ФЕН ЛБЛ РЕТЕКФЙ У ЛЕН-МЙВП ОБ "ФЩ", ТЕЛПНЕОДХЕФУС ХЪОБФШ, ЛФП ЬФПФ ЮЕМПЧЕЛ, ЮФП ПО УПВПК РТЕДУФБЧМСЕФ. чЕДШ "ФЩ" - ЬФП ПВТБЭЕОЙЕ Л ДТХЗХ, Л УПТБФОЙЛХ, ЕДЙОПНЩЫМЕООЙЛХ, ЬФП ПЪОБЮБЕФ УФЕРЕОШ ДПЧЕТЙС, УФЕРЕОШ ВМЙЪПУФЙ. оЕЛПФПТЩЕ МАДЙ УТБЪХ ЦЕ, ФПМШЛП ЮФП РПЪОБЛПНЙЧЫЙЕУС У ЛЕН-МЙВП РПУМЕ ПВНЕОБ ДЧХНС-ФТЕНС УМПЧБНЙ, ОБЮЙОБАФ ЗПЧПТЙФШ УПВЕУЕДОЙЛХ "ФЩ" - ЬФП ТБЪЧСЪОПУФШ. лПЗДБ НПМПДПК ВТЙЗБДЙТ, РТПТБВ Й.Ф Р. ЛТЙЮЙФ ТБВПЮЕНХ, ЛПФПТЩК ЕНХ Ч ПФГЩ ЗПДЙФУС: "ьК ФЩ, РПЧПТБЮЙЧБКУС ЦЙЧЕЕ!" - ЬФП ПУЛПТВМЕОЙЕ, ИБНУФЧП. лПЗДБ ДЙТЕЛФПТ, ОБЮБМШОЙЛ ХЮБУФЛБ, ЪБЧЕДХАЭЙК ПФДЕМПН "ФЩЛБЕФ" РПДЮЙОЕООЩН - ЬФП ХОЙЪЙФЕМШОП. хОЙЪЙФЕМШОП ДМС ФПЗП, ЛФП РПЪЧПМСЕФ УЕВЕ УФПМШ ВЕЪПВТБЪОП" ПВТБЭЕОЙЕ. тБЪХНЕЕФУС, ТПДУФЧЕООЙЛЙ Й ВМЙЪЛЙЕ ДТХЪШС, УПХЮЕОЙЛЙ Й ЛПММЕЗЙ ЮБУФП РТЕОЕВТЕЗБАФ ЖПТНБМШОЩНЙ ХУМПЧОПУФСНЙ Й ПВТБЭБАФУС ДТХЗ Л ДТХЗХ ОБ "ФЩ". ч ЬФПН ОЕФ ОЙЮЕЗП РТЕДПУХДЙФЕМШОПЗП, РПЛБ "ФЩЛБОШЕ" ОЕ УФБОПЧЙФУС ВЕУГЕТЕНПООЩН, ОБЧСЪЮЙЧЩН Й ЙЪ ЖПТНЩ ЙОФЙНОП ДТХЦЕУЛПК РЕТЕИПДЙФ Ч ЖБНЙМШСТОПУФШ. оБДП ЙНЕФШ Ч ЧЙДХ, ЮФП "ФЩЛБОШЕ" ОБ МАДСИ НПЦЕФ Й ОЕ ОТБЧЙФШУС ФПНХ ЮЕМПЧЕЛХ, У ЛПФПТЩН Ч ДПНБЫОЙИ ХУМПЧЙСИ ЧЩ РПУФПСООП ПВТБЭБЕФЕУШ ОБ "ФЩ". еУФШ МЙ ЛБЛЙЕ-ОЙВХДШ ФПЮОЩЕ РТБЧЙМБ ПВТБЭЕОЙС ОБ "ФЩ"? ч ФЕИ СЪЩЛБИ, ЗДЕ "ФЩ" ТБУРТПУФТБОЕОП - ЕУФШ. ч БОЗМЙКУЛПН СЪЩЛЕ, ОБРТЙНЕТ, "ФЩ" РПЮФЙ ОЕ ХРПФТЕВМСЕФУС, ОБ "ФЩ" ПВТБЭБАФУС МЙЫШ Л ВПЗХ, ЙОПЗДБ ЙН РПМШЪХАФУС Ч "ЧЩУПЛПК" РПЬЪЙЙ. рПЬФПНХ РТБЛФЙЮЕУЛЙ Ч ТБЪЗПЧПТОПК ТЕЮЙ ЖЙЗХТЙТХЕФ МЙЫШ "ЧЩ". фБЛ ЮФП РТПВМЕНЩ "ФЩ" Й "ЧЩ" ФБН РТПУФП ОЕ УХЭЕУФЧХЕФ. уМПЧБГЛЙЕ ХЮЕОЩЕ ь. лТЙЦБО Й а. пТМЙЛ, ТБЪТБВБФЩЧБАЭЙЕ РТПВМЕНЩ ЬФЙЛЙ, ФБЛФБ Й ЛХМШФХТЩ РПЧЕДЕОЙС, УЮЙФБАФ, ЮФП
ВМЙЪЛЙЕ ТПДУФЧЕООЙЛЙ НПЗХФ ПВТБЭБФШУС ДТХЗ Л ДТХЗХ ОБ "ФЩ";
ЮХЦЙН ДЕФСН ПВЩЮОП ЗПЧПТСФ "ФЩ" ДП 12-16-МЕФОЕЗП ЧПЪТБУФБ;
ПЮЕОШ ФБЛФЙЮОЩ ДПМЦОЩ ВЩФШ ЦЕОЭЙОЩ: "ФЩ" РТЙ ПВТБЭЕОЙЙ Л НХЦЮЙОЕ ВЕЪ ПУПВПЗП ОБ ФП РПЧПДБ ЪЧХЮЙФ ДПЧПМШОП ВЕУФБЛФОП, Б ЙОПК ТБЪ Й ДЧХУНЩУМЕООП. дБЦЕ Л ВМЙЪЛЙН РТЙСФЕМСН НХЦБ ЦЕОЭЙОБ ОЕ ПВСЪБОБ ПВТБЭБФШУС ОБ "ФЩ". жТБОГХЪУЛЙЕ УРЕГЙБМЙУФЩ Ч ПВМБУФЙ ИПТПЫЙИ НБОЕТ Й ЬФЙЛЕФБ УЮЙФБАФ, ЮФП ПУОПЧПК ПВТБЭЕОЙС ДПМЦОП ВЩФШ "ЧЩ". б "ФЩ" - ЬФП МЙЫШ РТЙСФОПЕ ЙУЛМАЮЕОЙЕ. рЕТЕИПД ПФ "ЧЩ" Л "ФЩ" ФПЦЕ РТПВМЕНБ УМПЦОБС. вЩЧБЕФ, ЮФП ЧУФТЕЮБАФУС УФБТЩЕ ДТХЪШС, ЛПФПТЩЕ ОЕ ЧЙДЕМЙУШ НОПЗП МЕФ; ЛПЗДБ ТБУУФБЧБМЙУШ, ВЩМЙ ОБ "ФЩ", Б ФЕРЕТШ ОЕ ЪОБАФ, ЛБЛ ВЩФШ - РТПЫМЙ ЗПДЩ, ЙЪНЕОЙМЙУШ ПВУФПСФЕМШУФЧБ. ч ФБЛЙИ УМХЮБСИ УПВЕУЕДОЙЛЙ ДПМЦОЩ УБНЙ РПЮХЧУФЧПЧБФШ, ЮФП ХНЕУФОЕЕ: "ЧЩ" ЙМЙ "ФЩ". юБУФП УМХЮБЕФУС, ФБЛ, ЮФП ЙЪНЕОЙЧЫЙЕУС Л МХЮЫЕНХ ПФОПЫЕОЙС ФТЕВХАФ РЕТЕИПДБ ОБ "ФЩ". фПЗДБ ЬФХ ЙОЙГЙБ ФЙЧХ ДПМЦЕО ВТБФШ ОБ УЕВС ЙМЙ ФПФ, ЛФП УФБТЫЕ, ЙМЙ ФПФ, ЛФП ЪБОЙНБЕФ ВПМЕЕ ЧЩУПЛПЕ РПМПЦЕОЙЕ. цЕОЭЙОЩ ЙНЕАФ РТБЧП ПФЛБЪБФШУС ПФ РТЕДМПЦЕОЙС НХЦЮЙОЩ РЕТЕКФЙ ОБ "ФЩ" ВЕЪ ПВЯСУОЕОЙС РТЙЮЙО. нПМПДЩЕ МАДЙ ЙНЕАФ РТБЧП РПРТПУЙФШ УФБТЫЙИ, РТПСЧМСС ЬФЙН ЧЩУЫХА УФЕРЕОШ ХЧБЦЕОЙС, ПВТБЭБФШУС Л ОЙН ОБ "ФЩ", ОП УБНЙ ДПМЦОЩ РП-РТЕЦОЕНХ ЗПЧПТЙФШ УФБТЫЙН "ЧЩ". лПОЕЮОП, ОЕМШЪС ДБФШ УПЧЕФЩ ОБ ЧУЕ УМХЮБЙ ЦЙЪОЙ: "ФЩ" ЙМЙ "ЧЩ" ДПМЦЕО ТЕЫБФШ ЛБЦДЩК УБН ЪБ УЕВС. ьФП ЪБЧЙУЙФ ПФ ЧПУРЙФБОЙС ЮЕМПЧЕЛБ, ПФ ЕЗП ТБЪХНБ, ИБТБЛФЕТБ, ПВТБЪПЧБОЙС Й ХНЕОЙС ПГЕОЙФШ ХНЕУФОПУФШ Й ВМБЗПРТЙСФОПУФШ НПНЕОФБ.љ (c)лТБФЛЙК УРТБЧПЮОЙЛ РП ЬФЙЛЕФХ

Сейчас обращение на «вы» является само собой разумеющимся к людям старшего поколения, людям, которые занимают высокое положение или просто незнакомым людям, однако немногие знают, что обращение на «вы» является заимствованным и ещё несколько столетий назад на Руси его просто не существовало. «Вы» или выканье является способом вежливого обращения (якобы). Несмотря на то, что местоимение «вы» имеет множественное число, оно относится к одному человеку. Такое обращение имеет довольно далёкие корни. Так, первые упоминания о вежливом обращении к одному человеку используя термин множественного числа, отмечены в латинском языке для обращения к императору в древнем Риме и византийской культуре.

В прошлом славянской культуры не было такого понятия, как обращение на вы, кто бы перед тобой ни находился. На «ты» обращались и к соседу, и к человеку высокопоставленному, и даже князю. В обращении одного опричника к Василию Грозному написано: «Не твоя б государскоя милость, и яз бы што за человек? Ты, государь, аки бог - и мала и велика чинишь». Также на «ты» обращались и к Богам. До сих пор даже в христианских молитвах, используют только «ты», что говорит о том, что обращение на вы по какой-то причине не смогло распространиться на верования. Выканье, как и многие другие новшества и нововведения, принёс в Россию реформатор Пётр I.

В 1722 году Пётр I ввёл Табель о рангах, в котором было указано, что к вышестоящему по рангу следует обращаться на вы. За нарушение данного правила следовал штраф в размере двухмесячного жалования. Многие противились данному нововведению, однако, как и другие приказы Петра, он не подлежал нарушению. Д. И. Фонвизин в «Недоросле» описал человека, который осуждал выканье: «Отец мой воспитал меня по-тогдашнему… Служил он Петру Великому. Тогда один человек назывался ты, а не вы. Тогда не знали еще заражать людей столько, чтоб всякий считал себя за многих». С тех самых пор и повелось на Руси выканье. Относительно молодая традиция столь сильно прижилась в России, что теперь многим кажется, что так было всегда.


Стоит сказать, что обращение на вы в последнее время становится всё более формальным и многие, даже высокоуважаемые, высокопоставленные люди, представители взрослого поколения просят, что бы им не выкали, а обращались как к равному, ведь «вы» есть не что иное, как завуалированное под вежливость разделение на слои общества, на богатых и бедных, на обычных людей и власть имущих, разделение на сословия и социальные неравенства, а иногда и просто самолюбование и самохвальство людей, которые требуют к себе обращения, как к человеку стоящему на голову выше всех остальных. Люди, которые с пеной у рта постоянно твердят, чтобы им не тыкали, чувствуют себя «пупами земли», они мнят из себя Римских императоров, которые в своё время и ввели такую моду. Римские императоры, без сомнения, имели такое право, а вот какой-нибудь человек из толпы вряд ли…

Не странно ли это? К родным и дорогим людям, которые для нас являются примером, выше и дороже которых у нас просто нет, мы обращаемся на ты, к Богу мы обращаемся на ты, а к человеку, которого первый раз видим, к человеку, которого не уважаем или, быть может, даже презираем, обращаемся в уважительном ключе на вы. Если так судить, то обращение на вы является лживым, и не передаёт искренности нашего отношения к тому или иному человеку. Любой прохожий называется нами на «вы», а люди, которые значат для нас всё, на «ты». Так не означает ли это, что выканье — есть устаревшая форма обращения, которая абсолютно ничего не значит, а только вводит людей в заблуждение и заставляет постоянно лгать? Здесь стоит вспомнить всё тот же табель о рангах Петра I, где штраф полагался не только за тыканье вышестоящему, но даже за выканье нижестоящему. Выканье и своеобразное «преклонение» перед человеком, который стоит на ранг старше, было навязано насильно, и привито под угрозой очень серьезных штрафов. О каком уважении здесь может идти речь?

Изначально «вы» — это яркое выражение неравенства и ничего с уважением и уважительным обращением общего не имеет. И тогда и сейчас выканье направлено только на то, чтобы наглядно показать социальное различие людей, а вовсе не уважение, так как об уважении здесь говорить, по меньшей мере, глупо, ибо выкают по необходимости, а не по желанию. Вы — это выражение отторжения, противопоставления себя и человека, к которому обращаешься. Местоимение «Вы» подразумевает социальное или возрастное неравенство и сводит всякий контакт между двумя людьми на нет — один выше другого, другой настолько ниже, что вынужден прибегать к особым выражениям, чтобы показать свою незначительность. Вы — это избегание прямых контактов, ибо, «хозяевам» не пристало общаться по душам с «челядью». И наоборот, «ты» — выражение братства, дружелюбия, единства. Люди, которые общаются на «ты», чувствуют друг друга равными, даже если они малознакомы или вовсе незнакомы. По этой причине многие люди в современном мире отходят от устаревшего выражения, которое строит между людьми лишние рамки и границы, и даже, несмотря на своё положение и возраст, требуют к себе обращения на ты.

ТЫ и ВЫ


На наше благословенное Отечество движется атлантистская волна чуждой нам англо-саксонской культуры. Стало модным обращение ВЫ решительно ко всем возрастам. Казалось бы невинная и даже цивилизованная примета последнего времени: полностью заменить местоимение ТЫ на ВЫ. Но у Славянах ТЫ всегда означало доверительность, выражало чувство братства, общинный, вечевой дух народа. Мы даже к Богам обращаемся «на ты», что подчёркивает особенную интимность и расположение к единению.

Русское ВЫ означает признание почтённых возраста, должности, индивидуальности, тогда как английское универсальное you есть признак индивидуализма, безысходной разобщённости. У англо-саксов вообще отсутствует сокровенное ТЫ. Есть архаическое thou (тау), и то это санскритское (= Славянское) ТЫ. До середины ХХ века в России многие совсем незнакомые люди обращались друг к другу «брат(ок)», «сестр(иц)а». Теперь же слышишь: «гражданин», «гражданка», «мужчина», «женщина». Когда Якубович в своей «Стране дураков» обращается к дитяти «на ВЫ», этот слащавый чуждый нам этикет, как не покажется странным, работает на разрушение Наших Традиций, Нашего менталитета (в чём Запад немало преуспел). Для Запада Славянское ты - признак варварства и некультурности.

В подтверждение того, сколь задушевным является Славянское ты, исчезнувшее у англо-саксов, хочется напомнить стихотворение Пушкина.

Пустое ВЫ сердечным ТЫ
Она, обмолвясь, заменила,
И все счастливые мечты
В душе влюблённой возбудила.Пред ней задумчиво стою;
Свести очей с неё нет силы;
И говорю ей: как ВЫ милы!
И мыслю: как тебя люблю!

Не стоит расслабляться по поводу западной «культуры» и его елейного ВЫ. Сэры, мэры и пэры не ориентированы на братство ни меж собой, ни, тем более, с простым народом, от которого они ограждены «золотым занавесом». А между братьями ТЫ не есть признак отсутствия культуры, напротив, ВЫ является абсурдным.

Психология