Борис краснов что где когда. Краснов Борис Аркадьевич, художник-сценограф: биография, личная жизнь, достижения

Медики не исключают, что известному декоратору потребуется операция за границей

Шумиха вокруг художника Бориса Краснова не утихает, и вряд ли общественность успокоится, пока он не выйдет из больницы. Неделю назад, когда его госпитализировали с инсультом, скептики высказывались, что это симуляция — мол, отвечать не хочет за вымогательство, в котором его подозревают. «МК» выяснил из первых рук, мог ли Краснов симулировать приступ.

Как стало известно «МК», когда Краснову стало плохо, вокруг него начали суетиться сотрудники из студии Krasnov Design — они придерживали сценографа, сидевшего в рабочем кресле, до приезда «скорой». По дороге в больницу у него было стабильное состояние, давление хорошо держалось. Он отвечал на вопросы о самочувствии, которые ему задавали и сотрудница, и медики из службы «03», и врачи больницы. При этом речь была такая, как будто дизайнеру что-то мешало четко проговаривать слова. Левые конечности у него парализовало.

«Все признаки инсульта, — поделились с „МК“ врачи. — У него во время приступа возникли проблемы с речью, а в такой ситуации отнимается именно левая сторона — неподготовленный человек не может знать эту подробность и имитировать симптом. Настоящего врача, опытного, обмануть нереально — ведь пациента всегда проверяют специальным методом и спецсредствами. Например, с определенной силой и частотой прикладывают иголочку, человек не может долго терпеть, в какой-то момент обязательно дернет рукой или ногой».

Поначалу состояние Краснова было относительно стабильным, и кома, как казалось тогда докторам, не грозила. Однако это все же случилось.

В творческих кругах поговаривают, что художник мог подкупить людей в белых халатах, чтоб поставили нужный диагноз. Только, кого конкретно? Может, всех подряд: сначала бригаду «скорой», потом профессионалов в области неврологии из 1-й горбольницы, которые подтвердили заключение медиков, а следом и Федеральный медицинский биофизический центр им. Бурназяна?

Адвокат Бориса Краснова Александр Добровинский в оценке состояния своего пациента был немногословен. На вопрос «не стало ли лучше известному декоратору после операции по причине отека мозга, которая была сделана в субботу специалистами в ФМБЦ, он лишь заметил: «Что значит лучше? Не умер, а должен был?»

Александр Андреевич решительно опроверг заявления некоторых СМИ, что его подопечный якобы вышел из комы.

— Инсульт случился с Красновым во время вашей с ним встречи?

— Не совсем. Мой подзащитный беседовал с моим коллегой, с которым мы работаем над этим делом, я попросил его провести встречу.

— Насколько серьезны обвинения, предъявленные Краснову? Ведь статья 163 УК — «вымогательство» предполагает только реальное наказание, в том числе и ограничение свободы на срок до четырех лет. Но Краснова нашли возможным отпустить под залог, значит, его положение неплохое?

— Я не могу комментировать ход следствия. Да сейчас куда важнее не это, а состояние здоровья моего подопечного. Поэтому могу сказать только одно: сегодня Новый год (28 сентября — еврейский Новый год. — Прим. авт. ), и мы все едем молиться за Бориса. Пусть Бог даст ему здоровья, а все остальное я для него сделаю.

Оперативники между тем тоже не хотят верить в столь критическое состояние здоровья подозреваемого, ведь длительная госпитализация — один из популярных ходов затягивания следственных действий. Но пока им остается только ждать вердикта эскулапов. Тем не менее не исключено, что постфактум будет проведена медицинская экспертиза, то есть изъяты медицинские карты и консилиум врачей после их изучения даст заключение, насколько серьезна была болезнь и оправданны сроки лечения.

Медики же, в свою очередь, утверждают, что лечащие врачи Краснова при сегодняшней картине течения болезни могут поставить вопрос о необходимости проведения новой операции, уже за границей. Например, столь сложные операции на мозге делают в Израиле. Даст ли на это разрешение следствие? В адвокатской среде считают — да, это возможно, поскольку подозреваемый находится под залогом, что формально является гарантией его возвращения.

Декоратор после паралича и инсульта выглядит не важно. "Я хочу жить. И в будущее смотрю с оптимизмом", - уверяет художник.

Борис Краснов - одна из самых значимых фигур в российском шоу-бизнесе. В разные годы он занимался оформлением Московского Международного кинофестиваля, "Рождественских встреч" Аллы Пугачевой, церемонии вручения призов "Ника" и Первого всемирного фестиваля-конкурса циркового искусства "Золотой медведь".
Но случилась беда - в 2011-м Краснова обвинили в вымогательстве пяти миллионов рублей.

Уголовное преследование могло закончиться пятнадцатью годами тюремного срока, если бы не тяжелый инсульт, который сразил Бориса и довел до комы. Суд отпустил больного под залог в пять миллионов рублей на лечение и приостановил судебный процесс.

Краснов лечился в Швейцарии - ему после отека мозга сделали операцию. Ситуация осложнялась тем, что к правостороннему инсульту и обширной гематоме, обнаруженной у больного, добавилось воспаление легких. "У меня ничего не шевелилось, даже ступни ног, - вспоминал в одном из интервью Краснов. - Когда начал двигать ногой, плечами - это была первая победа. Потом научился сам вставать с кровати и пересаживаться в инвалидное кресло. Боли были жутчайшие, будто тебя всего перемалывает надвое. Зато через несколько месяцев я сделал первый шаг.

Почти три года лечиться в западных клиниках без страховки было бы немыслимо без финансовой поддержки друзей, а кроме этого, к примеру, Иосиф Кобзон и Алла Пугачева помогали найти хороших специалистов"

И лишь спустя четыре года сценограф приехал Россию. Он заново учился ходить и испытывал проблемы с речью. Ну а сегодня Бориса часто возят в инвалидном кресле. Хотя это зрелище многих повергает в шок, ведь Бориса все помнят бодрым и цветущим.

Вернется ли Борис в профессию - большой вопрос. "Я хочу жить. И в будущее смотрю с оптимизмом. Ведь для чего-то меня же оставили на этом свете - наверное, для чего-то хорошего. По сути, я живу сейчас вторую жизнь. И в самом деле, сигнал был дан слишком серьезный. Для того чтобы наступила переоценка ценностей. И она, безусловно, произошла", - уверен Краснов.

Он придумывал декорации для легендарных «Рождественских встреч», прощальных концертов Аллы Пугачевой и грандиозных шоу Филиппа Киркорова ! Но страна знает Краснова по передаче «Фактор А» — Борис сидел там в жюри. А потом вмиг все… закончилось!

Два с половиной года назад сценографа обвинили в том, что он с подельниками якобы угрозами и шантажом пытался заставить переписать на себя фирму, занимающуюся организацией выставок. И если бы следствие доказало вину, Краснову грозило бы 15 лет тюрьмы!

Бориса как преступника доставили в полицию в наручниках, посадили в камеру на двое суток и выпустили лишь под залог в 5 000 000 рублей. Такого унижения известный человек пережить не смог — и его сразил тяжелейший инсульт!

«Чудовищно! Бога не боятся!»

— Уверен, это все произошло из-за нервотрепки, — говорит адвокат Краснова Александр Добровинский . — Борис был совершенно здоров! Но инсульт — такая штука… Отрывается тромб, лопается сосуд, а как это происходит и почему, никто не знает. В итоге Борису сделали операцию на головном мозге.

Состояние больного стабилизировалось, но из комы он вышел только через полгода! Тогда поползли слухи, что Краснов на самом деле якобы жив-здоров — просто так скрывается от следствия. Эти домыслы пресекла Алла Пугачева :

— Я была у Бори один раз, — рассказала Примадонна «Тайнам звезд». — Из комы он вышел, но говорить не может, потому что трубка в горле и все такое. Это зрелище, конечно, не для слабонервных. Но Боря вроде немножко реагировать стал. Боюсь сглазить, поэтому на эту тему лучше не говорить… Очень много людей, которым хочется думать, что Боря так от следствия сбежал. Чудовищно! Бога не боятся! Уверена: следствие разберется, что Боря не виноват!

И вот через два с половиной года появилась первая фотография 53-летнего сценографа в… инвалидной коляске.

— Судя по этому снимку, человек действительно перенес инсульт, — заявили нашему журналу врачи. — Асимметрия лица есть. Угол глаза не опущен, веко тоже не приспущено. Но по носогубной складке слева можно сказать, что в правом полушарии действительно произошло кровоизлияние в мозг.

Оптимистичных прогнозов врачи, увы, не дают. По их словам, больной восстановиться полностью уже не сможет. Но они стараются сделать все возможное, чтобы Борис встал с инвалидной коляски. Левая часть его тела пока не работает — ни нога, ни рука. Вот какая трагедия!

После полугода комы врачи считают это чудом

Отчаянная борьба звезды с проклятым инсультом продолжается! Краснов надеется, что сможет ходить! Ведь его речь уже почти полностью восстановилась, что после полугода комы врачи считают чудом!

Сценограф продолжает заниматься на тренажерах, сидит на строгой диете — ему нельзя алкоголь, ничего острого, жирного и сладкого. Лечится Борис Аркадьевич в Швейцарии и России, и стоит это ему почти 1 000 000 долларов в год! Хорошо — богатые друзья помогают. А жена Евгения и дети — Дарина и Дэниэл — всегда рядом и молются за сценографа. И не зря — ведь Краснову уже предлагают работу в нескольких проектах. Он готов взяться за них, как только станет лучше.

А вот следствие в отношении Бориса Арка дьевича пока приостановлено…

По материалам: taini-zvezd.ru

На днях из-за отсутствия состава преступления было прекращено нашумевшее уголовное дело в отношении известного дизайнера и сценографа Бориса Краснова, обвиняемого в вымогательстве акций компании «Инконнект». Ранее оно было приостановлено, а затем выделено в отдельное производство из-за тяжелой болезни Краснова. Осенью 2011 года он перенес инсульт, находился в коме, но затем стал поправляться и с разрешения следователя был отпущен на лечение в Германию. Остальных фигурантов по делу о вымогательстве осудили в ноябре 2013 года. В настоящее время сценограф благополучно вернулся на родину и готов продолжить трудовую деятельность. «Лента.ру» разбиралась в ходе и особенностях этого не вполне обычного дела.

Матрешки из Цветочного города

Слава мастера сцены пришла к Борису Краснову еще в 1990-е, а после Российской национальной выставки в Париже 2010 года он мог бы и вовсе стать живым классиком. Однако его смелое сценическое решение с хороводом десятиметровых матрешек положительно оценили далеко не все заинтересованные лица. В частности, идеи сценографа, по некоторым сведениям, не пришлись по вкусу прибывшему на выставку Владимиру Путину.

Не вполне удачным получился и проект «Цветочный город» из «Приключений Незнайки» на «Экспо-2010» в Шанхае. Находившийся в Китае с рабочим визитом Дмитрий Медведев, как говорили, был недоволен тем, что дорогостоящие декорации не отразили актуальные темы развития нанотехнологий и подготовки страны к сочинской Олимпиаде. Огромный павильон тогда пришлось оставить Китаю, так как его транспортировка в Россию могла обойтись в полторы сотни миллионов рублей. В результате стоимость проекта, и без того значительно превысившая ожидания, с первоначальных 224 миллионов выросла до 1,5 миллиарда рублей.

Высокие рейдеры

К подготовке «Экспо-2012» в Южной Корее с бюджетом в 375 миллионов знаменитого сценографа уже не привлекли. Может быть, именно из-за этого у Краснова не сложились отношения с организаторами российской части выставки - фирмой «Инконнект» Татьяны Садофьевой и ее сыном Андреем Садофьевым.

Фото: Дмитрий Азаров / «Коммерсантъ»

По версии следствия, Борис Краснов вошел в группу влиятельных людей - чиновников из Минпромторга, объявивших «Инконнекту» своеобразную войну.

В июле 2011 года один из руководителей этой фирмы Андрей Садофьев встретился в ресторане «Рис и рыба» на втором этаже кинотеатра «Ударник» с главным менеджером инвесткомпании «Магма» Игорем Дунаевым. Садофьеву предложили выкупить 100 процентов долей уставного капитала «дочки» «Инконнекта» - «ГК Инконнект», - получившей заказ на организацию российской выставки на «Экспо-2012» за 50 тысяч долларов. В противном случае руководство компании ожидали серьезные проблемы со стороны руководства Минпромторга и даже уголовное преследование. Сделка не состоялась, и отношения сторон еще больше испортились.

Именно тогда, как считается, Краснов обратился к своему хорошему знакомому Владимиру Колокольцеву, занимавшему летом 2011 года пост начальника столичного главка МВД, с просьбой взять проверку «Инконнекта» под личный контроль. Претензии к фирме имели вполне реальные основания: проверялась финансовая связь «Инконнекта» с компанией «Простор Дизайн», с помощью которой Садофьевы, возможно, уходили от налогов.

Однако противостояние между Садофьевыми и друзьями Краснова продолжалось недолго. К началу осени 2011 года руководство «Инконнекта» превратилось из потенциальных преступников в потерпевших. Седьмого сентября по подозрению в вымогательстве были задержаны экс-глава департамента внешнеэкономических отношений Минпромторга Сергей Шилов (позже по приговору Замоскворецкого суда он получит 8 лет лишения свободы), заместитель начальника отдела выставок Минпромторга Юрий Богданов (осужденный на 7 лет колонии), заместитель гендиректора «Спортивного информационного агентства Олимпийского комитета РФ» Олег Литошенко (приговоренный к 7,5 годам заключения) и Игорь Дунаев, о котором шла речь выше. Последний получил 4 года лишения свободы.

В тот же день 7 сентября был задержан и сам Борис Краснов. Двое суток он провел за решеткой, а затем был отпущен под залог в 5 миллионов рублей.

А 22 сентября Краснова разбил инсульт. Причем именно в тот момент, когда он обсуждал линию защиты со своим авдокатом Иманали Узаловым. Сценографа срочно отвезли сначала в Первую Градскую, а затем в реанимацию Федерального медицинского биофизического центра им. А.И. Бурназяна. Еще один адвокат пациента, Александр Добровинский, сообщил, что Краснов в коме.

В реальности поставленного диагноза смогли удостовериться и сотрудники правоохранительных органов, навестившие его в клинике. Когда состояние больного немного стабилизировалось, Краснова отправили на самолете в Берлин, а затем в одну из клиник Швейцарии. Никаких процессуальных норм при этом нарушено не было.

Если человек находится под залогом, он даже имеет право не испрашивать разрешения на выезд за границу. Никаких подписок о невыезде Борис не давал - были внесены деньги, и он мог ехать куда угодно, - отметил адвокат Добровинский.

Преемник Шувалова и борьба вокруг ВВЦ

А начинался 2011 год для Бориса Краснова на самой мажорной ноте. На свое 50-летие художник-декоратор собрал не только звезд отечественнной и зарубежной эстрады, но и «топовых» чиновников и бизнесменов. 22 января в «Форум холле» на праздновании красновского юбилея были замечены первый вице-премьер Игорь Шувалов, будущий министр внутренних дел Владимир Колокольцев и президент Сбербанка Герман Греф.

Фото: Юрий Мартьянов / «Коммерсантъ»

Девять месяцев спустя сценограф, столь эффектно выставлявший напоказ свои лоббистские возможности и достижения, стал фигурантом уголовного дела о вымогательстве. Возможно, определенную роль в этом сыграл конфликт вокруг самой главной отечественной выставки - ВВЦ, бывшей и будущей ВДНХ.

Как раз в конце лета - начале осени решался вопрос о кандидатуре нового председателя совета директоров ВВЦ. Полномочия занимавшего эту должность Игоря Шувалова истекали 1 октября. В качестве его возможных «преемников» рассматривались Герман Греф, бывший губернатор Калининградской области Георгий Боос и Борис Краснов.

ВВЦ готовился к масштабной перестройке, провести которую подрядились крупные столичные девелоперы Зарах Илиев и Год Нисанов. Проект сколь дорогой - ориентировочная стоимость 2-3 миллиарда долларов, - столь и рискованный. Неслучайно некоторые наблюдатели заговорили о «мегачеркизоне», памятуя о том, что Илиев и Нисанов имели отношение к скандально известной столичной барахолке, а также владеют рядом крупных московских торговых комплексов.

Роль председателя совета директоров и его неафиллированность с «перестройщиками» выставочного центра в такой ситуации сложно было переоценить. Тем более что ВВЦ на тот момент не имел единоличного собственника. Его доли в пропорции 70/30 были распределены между федеральным правительством и Москвой. Такое акционерное двоевластие при наличии дружественных или, по крайней мере, нейтральных совета директоров и правления предоставляло практически неограниченную свободу действий по освоению 300 «выставочных» гектаров.

Кстати, на фоне красновских мытарств гендиректором ВВЦ в сентябре 2011 года стал Алексей Микушко, бывший управляющий гостиничным бизнесом Илиева и Нисанова. С председателем совета директоров вышла заминка. Георгий Боос занял этот пост лишь в декабре. Но зато в высший совещательный орган вошел и Год Нисанов.

Впрочем, как выяснилось впоследствии, это было отнюдь не финалом битвы за выставочные миллиарды и гектары. Уже летом 2012 года Боос уступил свое кресло заместителю московского мэра Наталье Сергуниной. Деловая пресса утверждала - экс-губернатор не сработался с Илиевым и Нисановым.

Забавная деталь: примерно в это же время в июле 2012 года Борис Краснов впервые после возбуждения уголовного дела и инсульта появился перед широкой российской публикой. Он выступил в эфире ток-шоу на Первом канале, посвященном рождению ребенка у Филиппа Киркорова. Декоратор не производил впечатления тяжелобольного человека: говорил четко и внятно, был в приподнятом настроении, сидел на диване, а не на инвалидном кресле. Съемки проходили в Останкино, а не в швейцарской клинике. Хотя официально о снятии обвинений, предъявленных декоратору, никто не объявлял.

Зато появились признаки того, что мэрия берет власть на ВВЦ едва ли исключительно в интересах Илиева и Нисанова. В совет директоров выставочного центра вошел еще один крупный застройщик - глава корпорации «Баркли» Леонид Казинец. А в мае 2013 года решением федеральных властей Москва получила 100 процентов ВВЦ. Параллельно Илиев и Нисанов получили добро на строительство на его территории океанариума, крупнейшего в европейской части РФ.

Чуть позже, осенью 2013 года, бизнесмены объявили о намерении возвести два отеля на 600 и 400 номеров. Но эти планы оказались под вопросом.

В апреле 2014 года Алексей Микушко уступил должность гендиректора Владимиру Погребенко, бывшему подчиненному Сергуниной по департаменту столичного имущества. И как результат, ООО «Возрождение ВВЦ», подконтрольное Илиеву и Нисанову, комментируя свои планы, упомянуло лишь океанариум и создание детского досугового центра.

Похоже, гостиницы не очень соответствуют тому образу ВВЦ-ВДНХ, который сложился у московских чиновников. По крайней мере, Наталья Сергунина говорит о парке, музейном городке, спортивном кластере, но никак не о сосредоточении торговой и офисной недвижимости.

Тихое возвращение

А Борис Краснов тем временем опять ушел в тень, стараясь не попадать в поле зрения прессы. Удалось узнать лишь то, что декоратор благополучно вернулся на родину и даже приступил к работе. Об этом, в частности, обмолвилась в интервью радио «Шансон» в октябре 2014 года певица Елена Ваенга.

В следственных органах - УВД по ЦАО - о перспективах дальнейшего расследования уголовного дела в отношении Краснова узнать не удалось. Однако адвокат Любовь Трушина сообщила журналистам о том, что дело уже закрыто из-за отсутствия в действиях Краснова состава преступления.

Эту новость с надеждой воспринял Дмитрий Чеснов, защитник уже осужденного фигуранта по делу «Инконнекта» Сергея Шилова.

Подготовлен адвокатский запрос об ознакомлении с постановлением о прекращении уголовного преследования в отношении Бориса Краснова. Думаю, содержащиеся там доводы могут быть использованы для оправдания и моего подзащитного, - рассказал «Ленте.ру» адвокат.

Однако через несколько дней из Верховного суда пришла новость об отказе в передаче на рассмотрение его кассационной жалобы. Никаких оснований для пересмотра дела «Инконнекта» в ведомстве не усмотрели. Стало быть, бывшие «соучастники» известного сценографа останутся за решеткой.

Сам же Борис Краснов в интервью «Коммерсанту» сказал, что тем, как закончилось расследование, он удовлетворен: «Я не виновен и всегда это говорил. А вы разве думали, что могло быть иначе?»

Награды:
  • Серебряный приз за павильон России на Всемирной универсальной выставке ЭКСПО-2010 в Шанхае (КНР, 2010)
  • Гран-При на международной инвестиционной выставке «MIPIM-2011» в Каннах (Франция, 2011)
  • Национальная премия «Овация» (1994-1996)
  • Премия Москвы в области литературы и искусства (1996)

Бори́с Арка́дьевич Красно́в (фамилия при рождении - Ро́йтер ; род. 22 января , Киев , Украинская ССР) - российский художник-сценограф, дизайнер, продюсер. Почетный член Российской Академии Художеств, обладатель Гран-При на международной инвестиционной выставке MIPIM-2011, обладатель серебряного приза за павильон России на Всемирной универсальной выставке «ЭКСПО-2010», лауреат премии Москвы в области литературы и искусства (1996), восьмикратный лауреат Национальной премии «Овация» (1994-1996), обладатель Гран-при «Золотая астролябия» фестиваля телевизионных фильмов (1989), член Союза театральных деятелей России и др.

Биография

Борис Аркадьевич Ройтер родился 22 января 1961 года в Киеве, на Печерске. Отец - Аркадий Александрович, начальник отдела капитального строительства предприятия «Электронмаш» в Киеве. Мать - Ната Борисовна является Членом Союза художников, работала главным художником-модельером на трикотажной фабрике «Киянка». В годы войны родители были в эвакуации в Казахстане и Перми . Его родственники жившие в Могилёве-Подольском спаслись, дед погиб в Бабьем Яру во время оккупации Киева . Супруга - Евгения Краснова, дочь Дарина и сын Даниил Красновы.

1978

Окончил Республиканскую художественную среднюю школу им. Тараса Шевченко, после чего поступил на театрально-декорационное отделение живописного факультета Киевского Государственного Художественного института. Учитель - театральный художник - Даниил Лидер , народный художник УССР, лауреат Государственный премии СССР.

К окончанию института в активе Бориса Ройтера было уже 18 спектаклей.

1980

Работа над первым спектаклем - «Ромео и Джульетта» в Киевском театре пантомимы. Спектакль имел успех и шёл в течение 5 сезонов.

После выхода «Ромео и Джульетты» сначала взял псевдоним, а затем официально сменил фамилию.

1985

Первый совместный спектакль с легендарным режиссёром Государственного академического русского драматического театра им. Л. Украинки Б. Эриным - пьеса В. Розова «Вечно живые» (сцена института КИТИС).

Поступление в Театр им. Леси Украинки на должность исполняющего обязанности главного художника и художника по костюмам.

Работа над пьесой А. Дударева «Рядовые» (режиссёр - Б. Эрин, художник-постановщик - Народный художник СССР, И. Сумбаташвили).

1987

Получение Государственной премии Украины имени Т. Г. Шевченко за оформление спектакля «Так победим» М. Шатрова в театре юного зрителя Запорожья.

1987-1989

Двухгодичная стажировка в Московском театре им. Ленинского комсомола по направлению Министерства культуры Украины.

Обучение во Всесоюзном институте повышения квалификации работников культуры СССР на факультете художников драматических театров и ТЮЗов.

Борис Краснов становится главным художником в созданном Московском театрально-концертном объединении «Ленком » под руководством Александра Абдулова.

1989-1993

Оформление Московского Международного кинофестиваля. Оформление первой церемонии вручения призов Российской киноакадемии «Ника». Оформление конкурса «Миссис Америка» в МХАТе, стенда «Русская музыка» для музыкального семинара в Нью-Йорке и показа мод Валентина Юдашкина. Начало сотрудничества с Аллой Пугачёвой (Рождественские встречи).

1992

Создание компании «Краснов дизайн», ведущей сценографической компании в России.

1996-2004

Оформление Первого всемирного фестиваля-конкурса циркового искусства «Золотой медведь» на Красной площади в Москве. Оформление Церемонии Открытия 6-го Чемпионата Мира по лёгкой атлетике на Центральном стадионе «Коломармарос» (Афины).

С 2000 года Борис Краснов - художник-постановщик Государственного Кремлёвского дворца.

В 2004 году Борис Краснов становится художественным руководителем созданного в Москве Зала Торжеств «ФОРУМ ХОЛЛ», значимого концертно-презентационного комплекса.

2007

Российская академия художеств на основании своего Устава решением Президиума от 14.06.2007 избрала Бориса Краснова Почетным членом Академии.

2010

Борис Краснов - художественный руководитель, автор концепции и основной идеи оформления павильона России на Всемирной универсальной выставке «ЭКСПО-2010», получившего серебряный приз за полное раскрытие темы ЭКСПО: «Лучше город - лучше жизнь». По результатам Международного форума выставочных дизайнеров в г. Шэньчжэнь (14.05.2010), Борис Краснов вошёл в список шести лучших выставочных дизайнеров мира.

Достижения

За время своей творческой деятельности Борис Краснов осуществил более 3500 проектов - концерты, телевизионные программы, престижные конкурсы, фестивали, презентации, торжественные церемонии и прочее.

Борис Краснов сотрудничает практически со всеми ведущими артистами российской эстрады: Людмилой Гурченко, Аллой Пугачёвой, Валерием Леонтьевым, Филиппом Киркоровым, Иосифом Кобзоном, Львом Лещенко, Лаймой Вайкуле, Ларисой Долиной, Ириной Аллегровой, Александром Малининым, Ириной Шведовой , Игорем Демариным, Валерием Меладзе, Александром Розенбаумом и многими другими.

Среди зарубежных звёзд-партнёров - такие популярные исполнители, как: Элтон Джон (Elton John), Эрос Рамаццотти (Eros Ramazzotti), Сара Брайтман (Sara Brightman), Крис Норман (Chris Norman), группы «Gipsy King» и «Deep Purple», «Modern Talking», «Abba», «Albano» и т. д.

Борис Краснов занимался оформлением спектаклей ведущих театров России, в их числе: МХАТ им. А. П. Чехова, Академический театр «Московская оперетта», театр кабаре «Летучая мышь», «Новая опера», театр Сатиры, театр «Школа современной пьесы» и др.

Некоторые проекты

  • 167 спектаклей в ведущих театрах бывшего СССР (1980 - первый спектакль «Ромео и Джульетта» в Киеве).
  • Фильм-концерт Людмилы Гурченко "Люблю"
  • «Рождественские встречи Аллы Пугачёвой» (1991, 1992, 1993, 1997, 2001, 2009).
  • Музыкальный фестиваль «Юрмала 92»
  • Концерт Майи Плисецкой и «звёзд» русского балета «Прямо из Большого», Сити центр. США, Нью-Йорк, 1996.
  • Супер-шоу Валерия Леонтьева «По дороге в Голливуд». Москва, ГЦКЗ «Россия», март 1996 г.
  • Церемония открытия 6-го чемпионата мира по лёгкой атлетике. Греция, Афины, 1997.
  • «Живая легенда Рэй Чарльз в Москве», юбилейный концерт в честь 70-летия. Россия, Москва, 2000.
  • Шоу Валерия Леонтьева «Безымянная планета». Москва, ГЦКЗ «Россия», апрель 2001 г.
  • Мюзикл «42nd street», 2002.
  • 1-й Международный форум памяти Освенцима «Let my people live» в Кракове (2005) и 2-й Международный форум памяти Babi Iar в Киеве (2006).
  • 10-й Петербургский Международный Экономический Форум, 2006.
  • Презентация проекта «Сочи - 2014» в рамках 11-го Петербургского Международного Экономического Форума. Санкт-Петербург, Лондон, Гватемала (2007).
  • Международное спортивное шоу «Сочи - Время побед», 2007.
  • 8-й Международный музыкальный фестиваль «9 миллиардов тонн нефти». Россия, Ханты-Мансийск, 2008.
  • Торжественные мероприятия, посвященные 450-летию Астрахани. Россия, 2008.
  • «День города Астаны». Казахстан, 2009.
  • Юбилейное шоу Аллы Пугачёвой «Сны о любви». Россия, 2009.
  • Торжественные мероприятия, посвященные 150-летию Владивостока. Россия, 2010.
  • Всемирная универсальная выставка «ЭКСПО-2010» в Шанхае. КНР, 2010.
  • Российская национальная выставка в Париже. Франция, 2010.
  • Стенд КСК на международной инвестиционной выставке «MIPIM-2011» в Каннах. ГРАН-ПРИ. Франция, 2011.
  • Торжественный вечер, посвящённый 70-летию трагедии Бабьего Яра. Украина, Киев, 2011.
  • Супер-шоу Филиппа Киркорова «ДруGoy» в Кремлёвском дворце . Россия, 2011.
  • Юбилейные мероприятия, посвященные 170-летию Сбербанка России. Россия, Москва, 2011.
  • Торжественный вечер в честь 20-летия Федерации Футбола Украины. Украина, Киев, 2011.

Премии и награды

  1. Обладатель Гран-При на международной инвестиционной выставке «MIPIM-2011» в Каннах. Франция, 2011.
  2. Обладатель серебряного приза за павильон России на Всемирной универсальной выставке «ЭКСПО-2010» в Шанхае. КНР, 2010.
  3. Обладатель гран-при фестиваля телевизионных фильмов «Золотая астролябия» за работу над фильмом «Московские мелодии» (г. Монтре, Швейцария, 1989).
  4. Восьмикратный лауреат Российской национальной премии «Овация» в области зрелищ и популярной музыки в номинациях: («Лучший художник-постановщик»; «Лучшее шоу на концертных площадках страны»; «Лучшая сценографическая фирма года»; «Лучший художник-постановщик» (за художественное оформление Первого Всемирного Фестиваля циркового искусства «Золотой медведь»); «Лучший режиссёр-сценограф»).
  5. Многократный лауреат премии «Лица года» в номинации «Дизайнер года» (1995, 1997, 2000 гг).
  6. Победитель российского конкурса «Менеджер года» в номинации «Культура» (1998).
  7. Лауреат премии Москвы в области литературы и искусства за оформление спектакля для детей «Али-Баба и сорок разбойников» в Государственном Академическом театре им. Е. Вахтангова.
  8. Лауреат премии «Деловые люди» в номинации «Шоу и бизнес» (2004).
  9. Лауреат Национальной профессиональной премии в области шоу-технологий «SHOWTEX AWARDS 2005».
  10. Обладатель специального приза «SHOWTEX 2006».

Членство в профессиональных сообществах

  1. Член Высшей Академической Комиссии Национальной премии «Овация» в области зрелищ и популярной музыки.
  2. Лауреат международного конкурса «Пилар» (2006).
  3. Почетный член Российской Академии Художеств (2007).
  4. Член Союза театральных деятелей России (1979).
  5. Член Международного союза деятелей эстрады.
  6. Член Ассоциации театральных художников.
  7. Член Союза дизайнеров России.

Напишите отзыв о статье "Краснов, Борис Аркадьевич"

Примечания

Литература

  • И. Тимохова / «Борис Краснов». - М.: - Изд. «Краснов дизайн», 2002-280 с., 168 стр. с илл.
  • Борис Краснов / «Тот самый Краснов». - М.: - АСТ; СПб.: Астрель-СПб, 2007. - 159 с., 32 стр. с. илл.

Ссылки

Отрывок, характеризующий Краснов, Борис Аркадьевич

«Есть такие же, как и мы, есть и хуже нас» – подумала она.
Перонская называла графине самых значительных лиц, бывших на бале.
– Вот это голландский посланик, видите, седой, – говорила Перонская, указывая на старичка с серебряной сединой курчавых, обильных волос, окруженного дамами, которых он чему то заставлял смеяться.
– А вот она, царица Петербурга, графиня Безухая, – говорила она, указывая на входившую Элен.
– Как хороша! Не уступит Марье Антоновне; смотрите, как за ней увиваются и молодые и старые. И хороша, и умна… Говорят принц… без ума от нее. А вот эти две, хоть и нехороши, да еще больше окружены.
Она указала на проходивших через залу даму с очень некрасивой дочерью.
– Это миллионерка невеста, – сказала Перонская. – А вот и женихи.
– Это брат Безуховой – Анатоль Курагин, – сказала она, указывая на красавца кавалергарда, который прошел мимо их, с высоты поднятой головы через дам глядя куда то. – Как хорош! неправда ли? Говорят, женят его на этой богатой. .И ваш то соusin, Друбецкой, тоже очень увивается. Говорят, миллионы. – Как же, это сам французский посланник, – отвечала она о Коленкуре на вопрос графини, кто это. – Посмотрите, как царь какой нибудь. А всё таки милы, очень милы французы. Нет милей для общества. А вот и она! Нет, всё лучше всех наша Марья то Антоновна! И как просто одета. Прелесть! – А этот то, толстый, в очках, фармазон всемирный, – сказала Перонская, указывая на Безухова. – С женою то его рядом поставьте: то то шут гороховый!
Пьер шел, переваливаясь своим толстым телом, раздвигая толпу, кивая направо и налево так же небрежно и добродушно, как бы он шел по толпе базара. Он продвигался через толпу, очевидно отыскивая кого то.
Наташа с радостью смотрела на знакомое лицо Пьера, этого шута горохового, как называла его Перонская, и знала, что Пьер их, и в особенности ее, отыскивал в толпе. Пьер обещал ей быть на бале и представить ей кавалеров.
Но, не дойдя до них, Безухой остановился подле невысокого, очень красивого брюнета в белом мундире, который, стоя у окна, разговаривал с каким то высоким мужчиной в звездах и ленте. Наташа тотчас же узнала невысокого молодого человека в белом мундире: это был Болконский, который показался ей очень помолодевшим, повеселевшим и похорошевшим.
– Вот еще знакомый, Болконский, видите, мама? – сказала Наташа, указывая на князя Андрея. – Помните, он у нас ночевал в Отрадном.
– А, вы его знаете? – сказала Перонская. – Терпеть не могу. Il fait a present la pluie et le beau temps. [От него теперь зависит дождливая или хорошая погода. (Франц. пословица, имеющая значение, что он имеет успех.)] И гордость такая, что границ нет! По папеньке пошел. И связался с Сперанским, какие то проекты пишут. Смотрите, как с дамами обращается! Она с ним говорит, а он отвернулся, – сказала она, указывая на него. – Я бы его отделала, если бы он со мной так поступил, как с этими дамами.

Вдруг всё зашевелилось, толпа заговорила, подвинулась, опять раздвинулась, и между двух расступившихся рядов, при звуках заигравшей музыки, вошел государь. За ним шли хозяин и хозяйка. Государь шел быстро, кланяясь направо и налево, как бы стараясь скорее избавиться от этой первой минуты встречи. Музыканты играли Польской, известный тогда по словам, сочиненным на него. Слова эти начинались: «Александр, Елизавета, восхищаете вы нас…» Государь прошел в гостиную, толпа хлынула к дверям; несколько лиц с изменившимися выражениями поспешно прошли туда и назад. Толпа опять отхлынула от дверей гостиной, в которой показался государь, разговаривая с хозяйкой. Какой то молодой человек с растерянным видом наступал на дам, прося их посторониться. Некоторые дамы с лицами, выражавшими совершенную забывчивость всех условий света, портя свои туалеты, теснились вперед. Мужчины стали подходить к дамам и строиться в пары Польского.
Всё расступилось, и государь, улыбаясь и не в такт ведя за руку хозяйку дома, вышел из дверей гостиной. За ним шли хозяин с М. А. Нарышкиной, потом посланники, министры, разные генералы, которых не умолкая называла Перонская. Больше половины дам имели кавалеров и шли или приготовлялись итти в Польской. Наташа чувствовала, что она оставалась с матерью и Соней в числе меньшей части дам, оттесненных к стене и не взятых в Польской. Она стояла, опустив свои тоненькие руки, и с мерно поднимающейся, чуть определенной грудью, сдерживая дыхание, блестящими, испуганными глазами глядела перед собой, с выражением готовности на величайшую радость и на величайшее горе. Ее не занимали ни государь, ни все важные лица, на которых указывала Перонская – у ней была одна мысль: «неужели так никто не подойдет ко мне, неужели я не буду танцовать между первыми, неужели меня не заметят все эти мужчины, которые теперь, кажется, и не видят меня, а ежели смотрят на меня, то смотрят с таким выражением, как будто говорят: А! это не она, так и нечего смотреть. Нет, это не может быть!» – думала она. – «Они должны же знать, как мне хочется танцовать, как я отлично танцую, и как им весело будет танцовать со мною».
Звуки Польского, продолжавшегося довольно долго, уже начинали звучать грустно, – воспоминанием в ушах Наташи. Ей хотелось плакать. Перонская отошла от них. Граф был на другом конце залы, графиня, Соня и она стояли одни как в лесу в этой чуждой толпе, никому неинтересные и ненужные. Князь Андрей прошел с какой то дамой мимо них, очевидно их не узнавая. Красавец Анатоль, улыбаясь, что то говорил даме, которую он вел, и взглянул на лицо Наташе тем взглядом, каким глядят на стены. Борис два раза прошел мимо них и всякий раз отворачивался. Берг с женою, не танцовавшие, подошли к ним.
Наташе показалось оскорбительно это семейное сближение здесь, на бале, как будто не было другого места для семейных разговоров, кроме как на бале. Она не слушала и не смотрела на Веру, что то говорившую ей про свое зеленое платье.
Наконец государь остановился подле своей последней дамы (он танцовал с тремя), музыка замолкла; озабоченный адъютант набежал на Ростовых, прося их еще куда то посторониться, хотя они стояли у стены, и с хор раздались отчетливые, осторожные и увлекательно мерные звуки вальса. Государь с улыбкой взглянул на залу. Прошла минута – никто еще не начинал. Адъютант распорядитель подошел к графине Безуховой и пригласил ее. Она улыбаясь подняла руку и положила ее, не глядя на него, на плечо адъютанта. Адъютант распорядитель, мастер своего дела, уверенно, неторопливо и мерно, крепко обняв свою даму, пустился с ней сначала глиссадом, по краю круга, на углу залы подхватил ее левую руку, повернул ее, и из за всё убыстряющихся звуков музыки слышны были только мерные щелчки шпор быстрых и ловких ног адъютанта, и через каждые три такта на повороте как бы вспыхивало развеваясь бархатное платье его дамы. Наташа смотрела на них и готова была плакать, что это не она танцует этот первый тур вальса.
Князь Андрей в своем полковничьем, белом (по кавалерии) мундире, в чулках и башмаках, оживленный и веселый, стоял в первых рядах круга, недалеко от Ростовых. Барон Фиргоф говорил с ним о завтрашнем, предполагаемом первом заседании государственного совета. Князь Андрей, как человек близкий Сперанскому и участвующий в работах законодательной комиссии, мог дать верные сведения о заседании завтрашнего дня, о котором ходили различные толки. Но он не слушал того, что ему говорил Фиргоф, и глядел то на государя, то на сбиравшихся танцовать кавалеров, не решавшихся вступить в круг.
Князь Андрей наблюдал этих робевших при государе кавалеров и дам, замиравших от желания быть приглашенными.
Пьер подошел к князю Андрею и схватил его за руку.
– Вы всегда танцуете. Тут есть моя protegee [любимица], Ростова молодая, пригласите ее, – сказал он.
– Где? – спросил Болконский. – Виноват, – сказал он, обращаясь к барону, – этот разговор мы в другом месте доведем до конца, а на бале надо танцовать. – Он вышел вперед, по направлению, которое ему указывал Пьер. Отчаянное, замирающее лицо Наташи бросилось в глаза князю Андрею. Он узнал ее, угадал ее чувство, понял, что она была начинающая, вспомнил ее разговор на окне и с веселым выражением лица подошел к графине Ростовой.
– Позвольте вас познакомить с моей дочерью, – сказала графиня, краснея.
– Я имею удовольствие быть знакомым, ежели графиня помнит меня, – сказал князь Андрей с учтивым и низким поклоном, совершенно противоречащим замечаниям Перонской о его грубости, подходя к Наташе, и занося руку, чтобы обнять ее талию еще прежде, чем он договорил приглашение на танец. Он предложил тур вальса. То замирающее выражение лица Наташи, готовое на отчаяние и на восторг, вдруг осветилось счастливой, благодарной, детской улыбкой.
«Давно я ждала тебя», как будто сказала эта испуганная и счастливая девочка, своей проявившейся из за готовых слез улыбкой, поднимая свою руку на плечо князя Андрея. Они были вторая пара, вошедшая в круг. Князь Андрей был одним из лучших танцоров своего времени. Наташа танцовала превосходно. Ножки ее в бальных атласных башмачках быстро, легко и независимо от нее делали свое дело, а лицо ее сияло восторгом счастия. Ее оголенные шея и руки были худы и некрасивы. В сравнении с плечами Элен, ее плечи были худы, грудь неопределенна, руки тонки; но на Элен был уже как будто лак от всех тысяч взглядов, скользивших по ее телу, а Наташа казалась девочкой, которую в первый раз оголили, и которой бы очень стыдно это было, ежели бы ее не уверили, что это так необходимо надо.
Князь Андрей любил танцовать, и желая поскорее отделаться от политических и умных разговоров, с которыми все обращались к нему, и желая поскорее разорвать этот досадный ему круг смущения, образовавшегося от присутствия государя, пошел танцовать и выбрал Наташу, потому что на нее указал ему Пьер и потому, что она первая из хорошеньких женщин попала ему на глаза; но едва он обнял этот тонкий, подвижной стан, и она зашевелилась так близко от него и улыбнулась так близко ему, вино ее прелести ударило ему в голову: он почувствовал себя ожившим и помолодевшим, когда, переводя дыханье и оставив ее, остановился и стал глядеть на танцующих.

Ссоры