Кто жена дрессировщика Аскольда Запашного (фото)? Биография, личная жизнь, дети, жены и возлюбленные Аскольда Запашного. Элен Запашная (Райхлин) - жена циркового артиста Аскольда Запашного: биография, национальность, дети

Придёт известный дрессировщик, представитель одной из самых знаменитых цирковых династий в мире, Аскольд Запашный. Мы узнаем все секреты его профессии, а вот о том, какой он папа, как воспитывает своих дочерей, Эльзу и Еву, и какое будущее ждёт детей, чей папа — директор цирка, «О!» рассказала супруга укротителя тигров, Элен Запашная.

Ева и Эльза — погодки, но внешне они совсем разные, а по характеру похожи?

По характеру девочки очень разные. Ева больше похожа на меня, она очень энергичная, постоянно куда-то идёт, бежит, двигается. Она из тех, кто за любую тусовку. А Эльза — вся в Аскольда, спокойная, немного замкнутая, внимательная, любит возиться с мелкими деталями, доводит любое дело до конца. Ей больше нравится сидеть в своей комнате, чем находиться в обществе.

Эльза очень любит рисовать, а Еве нравится всё по чуть-чуть: берётся, бросает, берётся, бросает. Но есть и то, что её по-настоящему увлекает — это цирк. Ева может репетировать допоздна, пробовать себя в разных жанрах, а вот Эльзу приходится немного заставлять ещё: она очень любит цирк, но гораздо больше ей нравится рисовать и лепить. И у неё это на самом деле здорово получается! Картины Эльзы реалистичные, живые, а персонажами из пластилина у нас уже целые полки заставлены.

Конечно, девочки любят играть вместе, но и ссоры у них бывают — наверное, как у всех.

Девочкам нравится учиться в школе?

В этом году Ева закончила второй класс, а Эльза — первый. Девочки учатся в обычной государственной школе, но это действительно очень хорошая школа. В ней учились ещё братья Запашные, и директор школы их прекрасно помнит. В параллельном классе преподает первая учительница братьев, а классный руководитель Евы, Наталия Геннадиевна Камович, часто вспоминает историю, когда она Аскольду двойку поставила в первом классе. Мы очень гордимся нашей школой и стараемся держать планку.

А вы как-то специально готовили Еву и Эльзу к школе?

Эльза ходила на подготовительные курсы при школе, а Ева не успела. С ней вообще получилась очень внезапная история: девочки ходили в одну группу детского сада, и мы всегда вели их одинаково, хотели, чтобы они пошли в один класс. Но в какой-то момент воспитатели начали говорить мне: «Посмотри, Еве стало очень скучно, может ей пора в школу?» Я долго сопротивлялась, но в итоге привела её в первый класс. Еве было 6 лет и 9 месяцев.

Мне очень нравится подход нашей школы: учителя говорят, что переучивать им намного сложнее, чем учить с нуля, поэтому если ребёнок чего-то не умеет — это не так страшно. Несмотря на то, что раньше они были как близняшки, вместе с семи утра и до девяти вечера, а тут им пришлось разделиться, кажется, для меня это время было даже большим стрессом, чем для них.

Чем девочки занимаются в свободное от школы время?

Всё их свободное время занимает цирк. Когда коллектив уезжает на гастроли, а это бывает на 2−3 месяца в год, девочки ходят в школу художественной гимнастики, занимаются под руководством Александры Блиновой. Кроме того, я подзагрузила их музыкальной школой, потому что считаю, что для девочки важно получить музыкальное образование, тем более фортепьяно. Освоить инструмент не так-то просто, но если я увижу, что у них получается, они раскрылись, то буду настаивать, чтобы дело не бросали, хотя им тяжело, я это вижу.

А чем Ева и Эльза занимаются в цирке?

Ева безумно любит лошадей, на манеже она учится делать трюки, а вне репетиций — моет, кормит и убирает за ними. С тренером обе девочки занимаются художественной гимнастикой и акробатикой. Цирковые дети имеют уникальную возможность поглощать всё, что их окружает, учиться практически на ходу. В цирке всегда висит расписание, где написано какой тренер и где сегодня репетирует. Ты можешь сам составить себе график и целый день переходить с одной точки на другую.

В цирке братьев Запашных есть две примы — Елена Петрикова и Елена Бараненко. Елена Петрикова дрессирует собачек, и Ева прямо бежит к ней на репетиции! Даже если Лена разрешит просто косточку подать или дать какую-то команду — это большое удовольствие для неё. А Елена Бараненко работает с попугаями, и Ева с большим удовольствием посещает её репетиции.

Элен, а у вас никогда не было мысли отдать девочек в школу в Израиле?

Мы физически находимся большую часть времени в России, поэтому я не могу отдать девочек в школу в Израиле. Мы подстраивались под обстоятельства. Конечно, я очень скучаю по Израилю, но и к Москве привыкла. Главное — я знала, за кого выхожу замуж, так что этот вопрос не обсуждается.

Я знаю, что девочки уже участвуют в настоящих шоу. Какие у них обязанности?

У них сейчас только театральные роли. У Аскольда все шоу — это настоящая история, в которой есть свои герои. Последний раз главными героями были девочки. В проекте «Ангелы» у Евы была очень важная роль. Для неё она даже выучила язык жестов — целый год занималась с немым преподавателем. А Эльза была по сценарию её сестрой, играла роль поменьше.

Волнуетесь за них, когда они на сцене?

Только в первый раз. Знаете, когда начинается, как я его называю, «новогодний чёс», и идёт по 3 представления в день, силы остаются только на то, чтобы контролировать то, что происходит за сценой: вовремя переодевать, выводить и забирать после выхода.

Аскольд на репетициях ведёт себя как строгий директор или как папа?

Аскольд пытается очень доходчиво до любого артиста донести, что от него требуется. У него в манеже нет братьев, друзей, подруг или детей — есть артисты, и ко всем он предъявляет одинаковые требования. Он может очень долго спокойно объяснять, чего он хочет от тебя получить, но это ведь не строгость. Строгость он может проявлять к каким-нибудь безалаберным артистам, которые опаздывают, не выходят в манеж или вообще могут себе позволить не прийти на репетицию.

А какой он папа?

Он — самый лучший папа на свете. Даже если он устал, то все равно укладывает девочек спать, играет в разные игры. Вечера — это полностью его время. Кстати, Аскольд у нас геймер, и дети стали такими же, но я совершенно не против. Они вместе играют в компьютерные игры. Когда бабушки начали ворчать, я сначала приняла их сторону, а потом смотрю, Эльза какие-то рейтинги высокие там бьёт, такие умные стратегии выстраивает, играет в такие сложные мужские игры… Ну не хочет она в куклы играть, а хочет в эту стратегию. А почему нет?

Конечно, они у меня и книги читают, пишут читательские дневники. Я контролирую, чтобы они читали по несколько глав регулярно. Не могу похвастаться, что они с удовольствием это делают, просто пытаюсь привить им любовь к книгам.

Я знаю, что вы планируете, чтобы и Эльза, и Ева продолжали цирковую традицию. А что будет, если, например, Эльза скажет, что выбирает другой путь?

Понимаете, наша задача как родителей детей такой династии — это привить настолько сильную любовь к этому искусству, чтобы ребёнок никуда не захотел из него уходить. Но ни в коем случае не забывать о том, что другая профессия тоже нужна. Мне очень нравится фраза, которую говорил братьям Вальтер Михайлович, когда он заставлял их учиться и получать второе образование: «Цирк — это мир, в котором ты можешь очень быстро отойти от манежа, от травм никто не застрахован, а голова всегда будет работать!»

Поэтому мы девочкам даём и общее образование, и ещё любовь к цирку. Правда, Аскольд честно говорит: «Я бы не хотел, чтобы мои дети с хищниками работали, это не женская профессия». Но если кто-то из девочек скажет, что хочет только туда, я уверена, он поддержит и научит всему, что знает сам.

СЧАСТЛИВЫЕ РОДИТЕЛИ Когда в вашей жизни появился цирк?

АСКОЛЬД ЗАПАШНЫЙ Я не знаю ответа на этот вопрос, потому что «рожден в опилках». Мы с братом Эдгардом ‒ потомственные цирковые артисты в четвертом поколении, и для нас цирк и жизнь начались одновременно. И цирк был настолько естественен, что какие-то обычные явления нами в детстве воспринимались более непривычными, чем, живущие рядом дикие звери или возможность кататься на верблюде или слоне. В песочнице мы точно играли реже, чем наши нецирковые сверстники.

С.Р. Интересно, а что сегодня для вас, циркового артиста, непривычное, необычное?

АСКОЛЬД Ну, вот недавно, например, я впервые в жизни в компании олимпийских чемпионов прокатился по олимпийской трассе по бобслею в Сочи. Это были совершенно сумасшедшие ощущения! Даже несмотря на то, что на следующий день у меня дико болела спина, потому что во время проката на таком бобе человек испытывает нагрузки в 5G. Это штука удивительная, очень опасная. Но для меня даже не это стало главным, а возможность оказаться среди этих людей, среди суперпрофессионалов. Это эмоции неподдельные! А после этого я пошел и прыгнул с моста в пропасть в банджи. Вы не представляете, какой я счастливый был! Да, конечно, я не боюсь высоты, в цирке я хожу по канату на 12 метрах с партнерами на плечах, несу ответственность и за их жизни. Но когда ты поднимаешься на мост над ущельем в 200 метров и прыгаешь оттуда – это другое. Это круто! Вот это и есть ощущения вне цирка.

С.Р. Рождение детей не заставило стать менее рисковым ?

АСКОЛЬД Помню, моя мама, когда только появилась дочь, сказала: «Ну, теперь-то ты будешь более аккуратен, должен беречь себя!» И даже подняла палец вверх. Но я не верю в то, что надо быть осторожнее, чтобы что-то не случилось. Я – рациональный человек, но, если что-то судьбой или чем-то, кем-то еще уготовано, так тому и быть. Я об этом не задумываюсь, потому что такие мысли способны привести к паранойе… Так же, кстати, как и гиперопека детей может превратиться в манию, и я знаю примеры, когда родители, забыв обо всем, на этой опеке и зацикливаются. А поскольку вещь это инстинктивная и связана с психологией, у них на это даже и повод всегда находится. Так и вырастает несамостоятельный балбес. Но рано или поздно он что-то сам ведь захочет сделать? Вот тогда, будучи неподготовленным, он и способен совершить серьезные ошибки. Так что моя точка зрения такова: опекать детей нужно настолько, насколько это действительно необходимо, рисковать же самому стоит, когда имеется в виду какой-то благородный риск, и при этом брать от жизни максимум. Поэтому, когда говорят: вот, ты должен быть осторожным, у тебя семья, ответственность и т. п. (а я при этом люблю с парашютом прыгнуть или в открытый океан к акулам опуститься), я вспоминаю, как опасно летать в самолете или ехать с лихими водителями по серпантину. И где опаснее, где рискованнее, скажите мне? А об этих ежедневных рисках почему-то никто не вспоминает. Да, я несколько утрирую, но просто заявлять, что нужно больше себя беречь, если у тебя появились дети, это только стереотип. А я не люблю стереотипов.

С.Р. Похожи ли Ева и Эльза на своего папу в этой тяге к необычному?

АСКОЛЬД Трудно сказать, они еще маленькие… Хотя в этом году я специально возил девочек в Диснейленд, хотел посмотреть, как они реагируют на те или иные аттракционы. Там же не только детские качельки-карусельки есть… Когда в первый раз с Евой решили проехать на американской горке с двумя мертвыми петлями, мне даже за нее страшно стало. Шли мы к горке, музыка такая забойная играла, атмосфера было немножко напряженная, и я Еву отвлекал, потому что видел: она волнуется. Мы сели на сиденье, нас закрыли специальными держалками, я взял руку дочери и почувствовал, как быстро бьется ее сердечко. «Ой, что же я делаю», ‒ подумалось тогда. Хотя на этой горке даже более младшим детям кататься разрешено. В общем, мы прокатились, и, когда все закончилось, с карусели выскочил безумно счастливый ребенок с криками: «Я хочу еще!!! Это было круто!!!» И это ‒ здорово! Но были и парадоксы. Например, когда обе дочери пошли в комнату ужасов, Ева устроила такую истерику прямо на входе, что мне пришлось вывести ее. А с младшей я прокатился там аж 9 раз. И такие вещи непредсказуемы. Я просто предлагал дочерям все аттракционы, на что-то они соглашались, от чего-то отказывались. Например, падающий лифт их испугал. Подобной же философии руководствуюсь и в их воспитании: если есть возможность, подойдите, посмотрите. А я всегда готов сначала на себе все проверить. После этого сами принимайте решение.

С.Р. Элен, скажите, ваши девичьи ожидания хоть немного оказались похожи на нынешнюю семью?

ЭЛЕН А я совершенно никак не представляла себе будущую семью, не думала об этом. На первом месте была карьера. Я же выросла в Израиле, и здесь девушки сначала думают именно о работе. Кроме того, я никогда не испытывала дефицита в молодых людях, поэтому и переживать, и мечтать было не о чем. В общем, цели искать мужа не стояло. Была цель закончить медицинский в Минске, где я училась, и поскорее уехать домой, продолжать династию врачей. Врачом я стала, и работаю сейчас дерматологом-косметологом, но только в Москве. Все в моей жизни изменила случайная встреча с Аскольдом в Минске. Еще во время учебы там я побывала на выступлении братьев, где Аскольд увидел меня и добился встречи... В общем, меньше чем через три месяца мы с ним уже мечтали о том, какой будет наша семья и дети.

С.Р. А стать цирковой артисткой после встречи с Аскольдом могли?

ЭЛЕН Могла бы. И Аскольд предлагал мне это. Но… Я пришла в цирк, когда мне уже исполнилось тридцать. К тому же, к сожалению, физических данных для акробатики у меня не было. Принципиально важно было и то, что, начав уже взрослой, я никогда бы не смогла дотянуться до профессионального уровня. Цирковые, чтобы выйти в манеж со своим номером, трудятся всю жизнь. А я? Стать цирковой артисткой, выступая в поставленном другими готовом номере, например, с собачками? И все только потому, что удачно вышла замуж? Нет, это было не для меня, я не хотела краснеть ни перед самой собой, ни перед цирковыми. Хотя выходы на манеж у меня все же были. В Казани, вместе с балетными девочками. Танец, который длился секунд 15‒20, мне казался очень простым… Так вот, мне понадобился месяц на его отработку. Затем был просмотр, смотрели братья, весь коллектив. Первый раз не одобрили, разрешили выйти на манеж только со второго раза. Всего лишь 20-секундный танец!

С.Р. Ева и Эльза будут пятым цирковым поколением вашей семьи?

АСКОЛЬД Конечно! Они уже работают в цирке. В зимние праздники сестер можно будет увидеть на представлении «Ангел Ы» в Лужниках, где обе играют главные роли. А карьеру им я начал строить практически с рождения: выносил на общий поклон в крупных проектах. Даже специальные костюмчики у них для каждого выступления были. Впервые в маленьких ролях выбегать на сцену дочки стали три года назад. Это был эксперимент, я хотел посмотреть, как они, во-первых, справятся со сценой, второе, что немаловажно, смогут ли работать на постоянной основе: приходить, гримироваться, одеваться ‒ выполнять долг…

С.Р. Смогли?

АСКОЛЬД Да. А позже у них были главные роли в спектакле «Посланник». Сначала роль получила Ева, потому что Эльза была излишне капризна, а здесь нужно было полный спектакль вести. Когда старшая начала репетировать, младшая сперва присматривалась. И вдруг у нее появилась ревность, она спросила, когда будет репетировать. Я очень порадовался, провел с ней взрослую беседу, сказав, что это не игра и если она готова работать, то можно начинать. Но уж не отступать. «Папа, я обещаю все делать», ‒ сказала Эльза. Я рискнул и не пожалел ‒ девочки полноценно отработали полный сезон.

С.Р. То есть никаких проблем с воспитанием, с послушанием, у вас нет?

АСКОЛЬД Нет. Поймите, я – профессиональный дрессировщик, который на протяжении сорока лет находился в клетке с убийцами и выжил. Но вопрос не в страхе. Я умею дисциплинировать, воспитывать. Дрессура – это просто воспитание более опасных, чем дети, существ с достаточно ограниченным интеллектом.

Совет от Элен Запашной

У меня две девочки-погодки, воспитывающиеся в абсолютно одинаковых условиях. И они настолько разные! Не верю, что характер формируется с годами, уверена: какая родилась, такой и останешься. Можно только что-то подкорректировать, обезопасить. Вывод: все советы могут быть только и строго индивидуальны. Помнить об этом ‒ мой единственный совет всем мамам и папам.

С.Р. Как думаете, что девочек больше всего привлекает в цирке?

ЭЛЕН Цирк – это костюмы, грим. Девочкам там уделяют внимание. А еще – адреналин. Помню, в ту ночь, когда Еве предстояло первый раз совсем одной выйти в «Посланнике» на манеж, мы с Аскольдом не спали всю ночь. Дело в том, что на всех репетициях, на всех сценах с ней за руку выбегал папа, одной прямо перед зрителями ей предстояло остаться впервые. Причем и дублеров, случись что, у девочек не было. А у Аскольда самый страшный сон ‒ это остановка спектакля. Как же нас трясло за час до премьеры! Помню, мы стоим перед кулисой, звонит третий звонок, гаснет свет… Я держу Еву и чувствую ее бешеное сердцебиение. «Мамочка, я так боюсь», ‒ шепчет мне дочь. Не помню точно, что я ей говорила, но суть была такая: «Солнышко, ты это делаешь только для себя!» То же я ей говорю, когда она играет на экзаменах в музыкальной школе: «Не обращай внимания на экзаменаторов, закрой глаза, забудь счет, забудь все, играй душой. Люди пришли тебя не экзаменовать, а просто послушать». И все получилось.

С.Р. Расскажите про девочек. Какие они?

ЭЛЕН Они обе учатся в музыкальной и обычной государственной школе, в первом и во втором классах. Эльза – младшая, копия Аскольда. Замкнутая, но очень творческая девочка. Стеснительная, говорит мало, не любит, когда ее трогают, тревожат, может проводить целые дни в своей комнате, смотреть мультики. Все куклы в нашем доме с подрезанными волосами – «с прическами», раздетые и раскрашенные в черных, готических тонах. Это дело рук и фантазии Эльзы. Ева, это ‒ я. Болтунья, расскажет все и всем, что можно и, что нельзя. Она – лидер, активная девочка, хороший организатор, в своем классе уже руководит. Ева очень хорошо считает, понимает, как зарабатываются деньги. Обожает оставаться ночевать в гостях. Например, мы из цирка уезжаем, она говорит: «Мам, можно я сейчас к бабушке ночевать поеду?» Или к подруге просится. Полностью социально адаптированная. Неважно, кто к нам домой приходит, ‒ Ева со всеми находит общий язык, а в цирке экскурсию гостям устраивает.

С.Р. Понятно, что имена девочкам выбирались с прицелом на цирковую карьеру. А кто выбирал?

ЭЛЕН Аскольд. И это моя принципиальная позиция. Я считаю, что выбор имени ‒ как второе рождение ребенка. Мама становится мамой или еще во время беременности или родив малыша, а у отцов по-другому. Тем более у таких брутальных отцов, как наши братья. Выбор имени ребенку папой, думаю, ‒ это некое участие отца в его рождении. Так, он понимает, что ребенок тоже его. Поэтому имя было прерогативой Аскольда. Я бы приняла любое.

С.Р. Девочки уже работают в цирке. А вот, скажут, детство…

АСКОЛЬД У них удивительное детство! В этом году, например, дочери побывали в четырех странах. И с цирком, и отдыхали. Не каждому ребенку такое удается в их возрасте. Я хочу дать им все, что возможно, но при этом не избаловать. Они знают четкую границу между отдыхом и работой ‒ это то, чему меня учил отец ‒ и уже очень ответственно относятся к работе. Но потом я им компенсирую труд, чем они захотят. Например, мы можем зайти в магазин, где я куплю девочкам все, на что они укажут. Здесь им можно все, в другом месте, на работе, все будет наоборот. Будет работа, будет ответственность, а это – подарок за работу. И вот так я пытаюсь их воспитывать. Плюс уважение к старшим, вообще к людям, любовь к животным, любовь к своей работе. По моим расчетам, на фоне других возможностей это должно сделать их счастливыми. Эта моя формула воспитания. А они… Приезжаю домой ‒ кидаются мне на шею, кричат: «Папа, наш самый любимый папа!»

С.Р. Элен, а вы не против, что девочки уже выступают в цирке? В перспективе, наверное, ведь будет риск?..

ЭЛЕН О будущем риске я не думаю. Не хочу об этом думать. К тому же есть отработанная техника безопасности, к нашему реквизиту никто никогда не подходит. Да и сейчас девочки еще не делают ничего травмоопасного в силу возраста. В цирке очень четкие законы: во сколько человек первый раз может в клетку войти, на какую высоту подняться и т. п. Все строго регламентировано. На самом деле, в смысле ежедневных опасностей я согласна с Аскольдом – мы просто ко многим уже привыкли. Например, когда наша няня выходит с девочками на улицу, я больше волнуюсь, как они перейдут дорогу, чем когда муж работает в манеже. А недавно Ева впервые без меня вместе с классом поехала на экскурсию. Я жутко переволновалась, звонила каждую секунду, как они едут, как доехали. Так что случиться может что угодно и где угодно. И да, я очень рада, что дочери в цирке, и очень хочу, чтобы они стали настоящими цирковыми артистами. К тому же я очень уважаю своего мужа, чтобы, войдя в его семью, устанавливать свои законы. Единственное, мы с Аскольдом даем девочкам полноценное образование, для того чтобы к моменту, когда они смогут сами выбирать, у них был багаж знаний и, собственно, возможность этого выбора, кем становиться. Но, думаю, к этому возрасту мы сделаем максимально все, чтобы они полюбили цирк как свой образ жизни.

Аскольд Запашный с супругой Элен и маленькой дочкой Евой живут на колесах, кочуя с гастролями «Цирка братьев Запашных» из одного города в другой. Нам удалось застать семью в Москве - здесь полным ходом идут новые спектакли цирка. О том, как изменил их жизнь прошедший год, каково это - быть миллионерами, а также поддаются ли дрессуре дети и женщины, Аскольд и Элен рассказали нашим корреспондентам.

Тебе лучше поехать к маме…

Аскольд: Смешно, но у нашего ребенка каждая вещь в трех экземплярах. Три кроватки, три коляски, три стульчика, ну и так далее. Один комплект в Москве, другой - в Израиле у родителей жены, третий колесит с нами в контейнерах. Так все цирковые живут. А куда деваться? Я счастлив, что мы - я, Элен и маленькая Ева - теперь вместе.

Папой я стал во второй день года. Родилась бы дочка первого января, наверное, расстроился бы. Всю жизнь ее праздник был бы объединен с новогодним. И мы с Элен в ночь под Новый год просили дочку: «Подожди! Еще не время». И она послушалась родителей - умница! Появилась на свет в четыре часа, когда у меня был перерыв между двумя представлениями. Утром я отвез Элен в роддом, а сам поехал на спектакль. И днем получаю эсэмэску от жены: «Мы с Евой тебя ждем». Именно в этот момент жизнь будто поделилась на до и после. Стою с мобильником в руках, смотрю на экран, перечитываю и улыбаюсь. Коллеги заметили: «Ну что там? Что? Жена родила? Кого?» - «Дочка!!!» Приехал в роддом после представления. Не знаю, как передать словами чувства, которыми был переполнен в тот миг. Появилась ответственность, какая-то особенная любовь к ребенку проснулась. Беру Еву на руки и представляю: подрастет и станет встречать меня радостными воплями:
«Папочка пришел!» Сентиментально и трогательно…

Элен: Когда у наших приятелей родилась дочка, мне было очень интересно посмотреть на реакцию мужа. Я взяла ее на ручки и сказала: «Аскольд, смотри, какая хорошая девочка! На - подержи ее». Он взял ребенка на руки и сразу отдал. А я подумала: «Нет, нянькаться с детьми мой муж не станет». Но интуиция подвела - нянькается, и еще как!

Аскольд: Я чужим детям никогда не умилялся. Но на свою дочь готов смотреть часами. Мне кажется, человек вообще взрослеет не годами, а серьезными событиями, принятыми решениями. Отцовство - главная перемена в жизни любого мужчины. Когда родился мой старший брат, Эдгард, наш папа прервал представление, выскочил на улицу Ялты, где гастролировал, и устроил салют. Вечером напоил на радостях весь коллектив и сам выпил, хотя не пил вообще! Здорово они погуляли! А как же - наследник появился!

- Наличие наследника так важно для мужчины?

Конечно, сын продолжит фамилию. А для циркового это особенно важно. Супруга со мной солидарна, теперь мы оба хотим мальчишку. Но когда у нас появилась Евочка, я был безумно счастлив.

- И через несколько недель уехали от жены и ребенка…

А что было делать? В конце января начинались гастроли. Не тащить же с собой новорожденного ребенка.

Элен: Когда Аскольд сказал, что мне лучше поехать с ребенком к маме, я - в слезы. Конечно, как любящей жене мне хотелось быть вместе с мужем.

Аскольд: Я выбрался к ним в Израиль только в марте и всего на неделю. Только осенью мы наконец воссоединились - теперь Элен и Ева ездят везде со мной.

- И как же вам, Элен, дается жизнь жены циркового артиста?

Элен: Гастрольная жизнь оказалась вполне комфортной. Мы же не в вагончиках ютимся, как в старых фильмах показывают. Вполне приличные гостиницы с двух-, трехкомнатными номерами, есть кухня, просторные ванные. Я адаптируюсь быстро, буквально два-три дня - и навожу уют. Хотя раньше любое изменение привычного уклада доводило меня до слез. Стоило родителям отправить меня в лагерь, как я начинала бомбардировать их жалостливыми письмами и добивалась, чтобы они меня забрали. В армии тоже рыдала: готова была служить хоть на год больше, лишь бы отпускали на ночь домой (Элен, как гражданка Израиля, проходила военную службу. - Прим. «ЗН» ).

В разлуке мы живем с Аскольдом все те пять лет, что знакомы. Если раньше еще как-то терпела, то когда родила дочку, вообще стала сходить с ума. Боялась, что однажды дочка своего отца не узнает. В Хайфе, где живут мои родители, возле кроватки Евы много фотографий Аскольда. И когда прилетал папа, сразу шла к нему на руки и улыбалась. Чувствовала родную кровь.

Элен, ради семьи вы многим пожертвовали: одна эмиграция чего стоит. И карьеру врача забросили. Не много ли жертв?

Да, карьера для меня очень важна. Когда я, отслужив в армии, поступила в Белорусский государственный медицинский университет, думать не думала, что стану женой циркового артиста. Государственные экзамены сдавала уже будучи в положении, поэтому поступление в ординатуру или интернатуру отложила. Сейчас я только жена и мама, но уже рвусь из дома. И, как только определимся, на кого оставлять Еву, буду учиться дальше.

Аскольд против детских садиков, нянь. В какой-то степени он прав. Моя мама, а она тоже доктор, вышла на работу, когда мне было четыре месяца. Меня растили няньки, бабки, тети и дяди. В этом нет ничего плохого, но и ничего хорошего: женщина не видит, как растет ребенок. Мама рассказывает, что я приходила к ней на работу и спрашивала: «Тут твой дом?»

А где же тигры?

- По данным Forbes, ежегодный доход братьев Запашных составляет $5,7 млн. И каково быть женой миллионера?

Элен: Вы меня просто в тупик загнали своим вопросом… Не забывайте, что указанная сумма не в карманах братьев лежит. Есть животные, которых надо содержать, а это очень дорого. Есть коллектив в две сотни человек, дорогостоящие проекты.
Но Аскольд мне ни в чем не отказывает, покупает все, что мне хочется.

Аскольд: $5 млн - это те деньги, которые у нас в обороте, в производстве. Мы с братом заработали их своим потом и кровью. Наши с Эдгардом жизни - доказательство формулы успеха: мечты сбываются, если прикладывать к этому усилия. Нам говорят: «Ну да, вы же дети Вальтера Запашного, вам фамилия устлала путь розами!» Я говорю: «Извините, пожалуйста, у нас еще сестра есть, дочь папы от первого брака - Марица, и племянник, они тоже цирковые. Есть направление Мстислава Запашного и Игоря Запашного, папиных братьев. Они вместе работали, были очень успешными акробатами». Вы про них так же много знаете? Нет, такого успеха, как у нас, у них, к сожалению, пока нет! Я говорю это к тому, что фамилия - не показатель успеха. Я считаю, что деньги приходят как последствия труда. И кстати, я очень спокойно к ним отношусь, лишь как к средству приобретения удобств - хорошего дома, машины.
Моя жена имеет возможность покупать что и сколько хочет. Но не злоупотребляет этим, что меня безумно радует. Она правильно относится к деньгам и, например, не просит «феррари», хотя, в принципе, я мог бы ей его купить.

- Элен - израильтянка, а вы с ней встретились в Беларуси, где тогда гастролировали. Как ее туда занесла судьба?

Родители Элен надеялись выдать ее за врача-стоматолога, и она даже была помолвлена, но, поняв, что жениха не любит, разорвала помолвку и сбежала в Минск, под присмотр родственников. На представление ее привел наш с Эдгардом давний друг. Девушка сразу мне понравилась. И внешность необычная, и странная манера говорить, немного растягивая слова. У нее был легкий акцент, родной-то язык для нее иврит.

Элен: Мне тогда было 26 лет - самая пора выходить замуж. Всех мужчин, с которыми знакомилась, я подсознательно примеряла на роль супруга и отца будущего ребенка. И все же в то время меня куда больше учеба занимала - третий курс, самый пик, живу в общежитии, никуда особо не хожу, потому что корплю над учебниками. Видела только афиши - какие-то неизвестные мне братья-тигры выступают - и все! Наши отношения до самого ЗАГСа вел Аскольд. Это он покорял меня, так себя вел, такие слова говорил, что я влюбилась очень быстро.

- Аскольд, в своих ранних интервью вы говорили, что женитесь лишь на той девушке, которой удастся вас чем-то сильно удивить. Чем же Элен вас поразила?


Аскольд:
Удивительно непредвзятым отношением ко мне. Она вела себя очень естественно. Она не скучна, не аморфна. Ну не люблю я людей, которые плывут, а не бегут по жизни!

Элен: Первое наше свидание прошло в машине Аскольда. Он крутил по DVD свои любимые ужастики: проверял, как я среагирую. Если бы друг не предупредил, что Аскольд - человек уважаемый, не прохиндей какой-нибудь, встала бы да пошла. Но я хотела посмотреть, что будет дальше. Ну и досмотрелась… Он мне очень и очень понравился.

Мы сразу стали проводить вместе много времени, гуляли до четырех-пяти утра, а в восемь я бежала на учебу… Не высыпалась страшно, но летала как на крыльях - влюбилась. Аскольд уезжает и сразу шлет эсэмэску: «Любимая, хочу быть рядом, не хочу вообще от тебя уезжать». Я в ответ: «Гастроли закончатся, у тебя начнется другая жизнь, без меня. А я останусь слезы лить». У меня даже мысли не было, что мы можем стать семьей. И все же все его душевные, чудесные эсэмэски я записывала в дневничок и перечитывала по сто раз.

- Элен, слова словами, но за мужчину говорят поступки…

Поступков хватало. Полтора месяца мы повстречались - и Аскольд уехал в Москву. И тут же начал мотаться ко мне в Минск - гнал в ночи 800 км, а утром обратно. Вот тогда я поняла: его слова вовсе не пустые. Но продолжала сопротивляться, повторяла: «Оставь меня, ничего у нас не получится». Другой бы махнул рукой, а Аскольд нет. Ему хватило сил пробить мое недоверие и боязнь любви. Естественно, я его ревновала, истерики закатывала, плакала: «Девушки вечно около тебя крутятся». И у него хватало сил уверить меня: «Любимая, все хорошо, я твой, даже когда между нами тысячи километров».

Говорят, что Вальтер Запашный произвел на будущую жену неизгладимое впечатление, когда пришел на свидание с тигром на поводке.

Да, я слышала эту чудесную историю. Когда мы с Аскольдом встречались, мечтала на лекциях: вот сейчас откроется дверь и в аудиторию войдет мой принц с тигром. Наверное, Вальтеру Михайловичу было проще так сделать, времена были другие. Аскольд не может взять тигра и посадить в машину. Перевезти тигра - это целая история. И так уже до смешного доходит: гаишники останавливают и, заглядывая в окно, спрашивают: «А где же тигры?» Причем каждый думает, что удачно пошутил. Ребята отвечают: «Сейчас подтянутся!»

Синь ен хау!


Элен:
Время показало: Аскольд - моя половинка. Я в чужой стране, но рядом с ним чувствую себя спокойно и уверенно. И даже полюбила суровые русские зимы… Наверное, такое состояние душевного комфорта ищет каждая женщина.
Семейная жизнь сделала Аскольда чуть помягче. Раньше он был более властным: сказал как отрезал. Сейчас с ним можно и поспорить. Расхваливать нашу жизнь больше не буду, я суеверная - боюсь сглазить!

Аскольд: Наша жизнь не идеальна, мы частенько устраиваем споры: то по поводу ребенка, то по пустякам каким-нибудь. Недавно Элен говорит: поехали в кино. Я устал после репетиции, но, думаю, ладно, надо жене приятное сделать. Обзвонил друзей, собрал толпу - мы любим компании. Все сорвались, с разных концов Москвы рванули в кинотеатр. До сеанса остается десять минут, мы еще не доехали, и тут Элен говорит: «Умираю, хочу есть! Пойдем ужинать». Я спрашиваю: «А кино?» - «Кино потом, или вообще без него обойдемся, лучше поедим». Я снова друзьям давай звонить: уговариваю ехать в ресторан. В общем, с моей женой не соскучишься, она непредсказуема. Особенно, как оказалось, во всем, что касается ребенка. Когда ходила беременной, утверждала: «Я буду строгой, а из тебя малышка наверняка будет вить веревки». И вот я с удивлением вижу, как при Элен дочка зубами открывает какой-то крем. Говорю: «Забери! Она же отравится!» Жена спокойно отвечает: «Ничего не случится, он не страшный». Я завожусь: «Этот не страшный, а другой будет страшный». Отнимаю тюбик, Ева орет не своим голосом, потому что уже научилась требовать. А наша мама подрывается и бежит за другим кремом - лишь бы дочка не плакала… Тут уж я взрываюсь. Да, пускай я жесткий родитель, но я люблю своего ребенка и делаю все, чтобы обеспечить его безопасность. Хотя и стелить соломку тоже не намерен. Малышка наша ползает по комнате, Элен вскрикивает: ой, ударится о стул, о стол. Я говорю: «Да сиди ты спокойно! Ударится слегка и поймет, как бывает больно». У меня в этом плане богатый опыт, потому что я дрессировщик. Глупые люди иногда говорят, что дрессура - это насилие. Да ни черта подобного! Дрессура - это, конечно, навязывание своей воли. Но воли умного существа - глупому. Я не могу ждать, когда тигр сообразит и что-то такое мне ответит. Я заставлю его подчиниться. Так же, собственно, и с детьми. Дрессура - это воспитание. Если хищник на тебя нападает, его нужно наказывать. Если не слушается ребенок - тоже. Другой вопрос - как…
Ева уже все понимает. Недавно выдернула из розетки шнур антенны. Я строго говорю: «Ева!» И она тут же понесла его мне.

- А как вас самого в детстве наказывали?

В угол ставили - просто постоять, подумать. Папа иногда пугал: «Ох, выпорю!» Но так ни разу и не отлупил… Один раз, когда нам с братом было лет по семь-девять и папин цирк гастролировал в одной азиатской республике, Эдгард предложил: «А пошли с пацанами на речку». Я перепугался, говорю: «Гарик, не надо, мы же плавать не умеем». А он: «Да ладно! Не трусь». И я за ним от безвыходности поплелся. Пришли, а там бурлящая река… Местные мальчишки тут же, в одежде, попрыгали в воду, а их течением сносит… Смотрю на весь этот ужас и понимаю, что не сигану туда ни за какие коврижки. Вдруг замечаю: братец мой раздевается: «Я тоже нырну, смотри!» Мне так стало страшно, ужас! Плачу, пытаюсь отговорить - бесполезно! Эдгард прыгнул. А когда вылез, откуда ни возьмись бежит наша тетя Оля. Руками машет, лицо испуганное, бледное. И тут же на горизонте появляется папа - прямо в гриме. Ему сказали, что мы пропали, он прервал представление и помчался нас искать. Увидел. Медленно подошел и зашипел - ну просто как змея: «Марш домой, ждите, я скоро приду». Нам страшно - жуть. Вечером отец вернулся домой, прошел в нашу комнату, сдернул с кроватей матрацы, перевернул их и сказал: «Вы не уважаете своих родителей - значит, спите на полу!» Руку на нас так и не поднял.

А вот за хамство мы получали по полной! Я никогда не мог огрызнуться ни на него, ни на маму или бабушку. Как-то на репетиции брат выполнял трюк на лошади, что-то не так сделал, папа поправил и услышал в ответ: «Да щас!» Я и сообразить ничего не успел - брат уже схлопотал под зад хлыстом. И все. Очень правильное воспитание.

Аскольд, вы прожили в Китае четыре года. Правда ли, что вы, влюбившись в китаянку, выучили сложнейший китайский язык?

Язык я выучил из-за того, что мы сразу подписали контракт на три года. Языки мне легко даются. Учу по своей системе: беру много толстых тетрадей, выписываю все слова по категориям: все, что касается ресторана, магазина, культуры. Да, конечно, грамматику я не знал, но у меня был очень богатый словарный запас!

А влюбленность - да, была. Но это же пацанство, мне было всего 15. Первая девушка была китайской монголкой, немного меня постарше. Вторая - китаянка. Мы с ней даже недолго прожили вместе, а она потом уехала в Гонконг сниматься в кино. Ее отъезд стал для меня трагедией: «А-а-а… поеду за ней на край света». Мама поулыбалась, похлопала по плечу: «Держись! Может, скоро и увидитесь». Девчонка ей нравилась, но она понимала: это все детское. Расстояние нас сразу разъединило. Тогда же не было ни мобильного телефона, ни интернета. Помню, послал ей две открытки - с иероглифами «Я тебя люблю» («Во ай ни») и «Поздравляю с Новым годом» («Синь ен хау»), если дословно переводить, то «Новый год хорош».

- Ну а сами о чем мечтаете в новом, 2011 году?

Я, как любой нормальный человек, мечтаю только о хорошем. Недавно мы были в Магнитогорске, наш друг поднял нас в гору, на которой растет дерево желаний - на него все привязывают ленточки. Я тоже привязал. Ничего конкретного мне не надо, только здоровье близких и свое. А остальное - в моей власти.

Алла ЗАНИМОНЕЦ, ООО «Теленеделя», Москва (специально для «ЗН»), фото Виталия ФЕДОРОВА

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Аскольд Вальтерович Запашный. Родился 27 сентября 1977 года в Харькове (УССР). Российский цирковой артист, дрессировщик хищников, жонглер, вольтижер, канатоходец, акробат, педагог. Заслуженный артист РФ (1999). Народный артист РФ (2012). Художественный руководитель Большого Московского цирка (2012).

Отец - , дрессировщик хищников, Народный артист РСФСР.

Мать - , цирковая артистка, замдиректора Большого Московского цирка.

Дед по отцу - (1900-1982), советский артист, основатель цирковой династии Запашных.

Бабушка по отцу - Лидия Карловна Запашная (1905-1960), дочь циркового клоуна Карла Томпсона, гастролировавшего в России в конце XIX века под псевдонимом Мильтон.

Старший брат - (родился 11 июля 1976 года), цирковой артист, дрессировщик хищников, Народный артист России.

Его дед Михаил Запашный не имел цирковых корней и пришел на манеж будучи портовым грузчиком в Ейске, его недюжинную силу заметил борец Иван Поддубный, который и предложил ему попробовать себя в цирке. Начинал выступать в самом популярном тогда жанре французской борьбы под псевдонимом «Орлёнок». Затем стал овладевать другими цирковыми жанрами. В итоге основал легендарную цирковую династию.

Цирковая биография Аскольда Запашного началась в шестилетнем возрасте. Он с детства учился выполнять акробатические трюки, жонглировать, ходить по канату и дрессировать обезьян.

Впервые в клетку с тиграми Аскольд вошел в десятилетнем возрасте.

Когда Аскольд был маленьким, тигры загрызли его дедушку. Он расскаывал: "Я его плохо помню, всего два момента. Один раз мы с Аскольдом приходим к деду в гости, второй - в семье слезы, нас с братом куда-то ведут и говорят: «Вон дедушка в окне, помашите ручкой». Это была куйбышевская больница. Он помахал нам и на следующий день умер от гангрены. Тигры оторвали ему руку, занесли сильнейшую инфекцию, и у него началась газовая гангрена".

Позже он стал свидетелем, как тигры нанесли тяжелые травмы его маме, оставив порядка двадцати громадных рубцов на ногах.

Тем не менее, он решил продолжить семейную династию.

В 1991 году Аскольд окончил среднюю школу. Тогда же семья получила выгодное предложение выступать в КНР. Заключенный контракт позволил сохранить животных. Специально для Запашных китайская сторона построила большой летний цирк в Сафари парке, близ города Шэньчжэнь. Чтобы подчеркнуть иностранное для китайцев происхождение, Эдгард и Аскольд стали перекрашиваться в блондинов.

Владеет английским и разговорным китайским языками.

В 1998 году, на праздновании своего юбилея, народный артист России Вальтер Запашный передал сыновьям аттракцион «Среди хищников».

Позже вместе с братом он основал «Цирк братьев Запашных» - один и самых известных и авторитетных в мире. Вместе с братом Эдгардом Запашным побывал с гастролями по всему миру.

Окончил с отличием Российскую академию театрального искусства (ГИТИС).

Аскольд стал автором сценария и режиссёром-постановщиком ряда знаменитых цирковых шоу, среди которых: «Колизей», «Камелот», «Садко», «Камелот-2: Наместник богов», «Легенда», «К. У. К. Л. А.», «Страшная сила», «Sиsтема», «Хозяйка мёртвого озера», «Sиsтема-2. Человеческий фактор».

Имя Аскольда Запашного дважды внесено в Книгу рекордов Гиннеса. Первый раз вместе с братом был занесен в «Книгу рекордов Гиннеса» за самый длинный прыжок льва с человеком на спине. Второй раз - их с братом внесли в Книгу рекордов Гиннесса за рекорд-трюк «Самая высокая колонна из 3-х человек на бегущей паре лошадей».

Как рассказывал Аскольд, номер с прыжком на спине льва был поставлен в память об отце, который первый задумал этот трюк. Но они с братом довели этот номер до совершенства, сделали то, что не успел отец. И это стало визитной карточкой Запашных на протяжении многих лет - прыжок, который никто не может повторить до сих пор.

По словам Аскольда Запашного, страх и чувство опасности - неотъемлемые составляющие его работы. Он признавался: "И я, как здравомыслящий человек, уверен, что без страха жить просто невозможно. Потому что страх - это естественное чувство, которое позволяет нам выживать. Что же касается философии... то действительно, человек, который всю жизнь работает с хищниками, все равно продолжает их бояться. Я же здраво оцениваю риски. Только сумасшедший может не бояться... Когда ты делаешь такие вещи, в первую очередь ты полагаешься на свой опыт. И в этот момент где-то на подсознании анализируешь детали. Ты знаешь, например, что вот так можно делать. А в следующее мгновение быстро реагируешь на какое-то неадекватное поведение животного, заранее читаешь его мысли, поскольку очень многое зависит от его настроения. А второе - я после исполнения подобных трюков всегда благодарю Бога за то, что я в очередной раз остался в живых".

Аскольд Запашный - прыжок на спине льва

Братья Запашные за свою продолжительную карьеру успешно выступали в самых разных уголках планеты, в том числе в Китае, Италии, Финляндии, Эстонии, Монако, Японии, Венгрии, Болгарии, Латвии, Монголии, Казахстане, Белоруссии и др. Свое признание от государства Аскольд получил дважды - сначала стал заслуженным артистом России в 1999 году, а в 2012-м удостоился звания Народного артиста РФ «за большие заслуги в области циркового искусства».

20 ноября 2012 года Министерством культуры РФ Аскольд Запашный назначен на должность художественного руководителя Большого Московского Государственного цирка на проспекте Вернадского.

С 2013 года является режиссёром Всемирного фестиваля циркового искусства в Москве «ИДОЛ».

В 2014 году был факелоносцем на эстафете Олимпийского огня.

В 2016 году Аскольд Запашный стал одним из создателей сериала «Маргарита Назарова» и даже сам снялся в эпизодической роли. Запашные также выступали в проекте как режиссеры-дрессировщики. Телесериал повествовал о драматичной истории жизни одной из самых известных укротительниц тигров Советского Союза . Несмотря на то, что многие сюжетные линии сериала являются художественным вымыслом и не до конца соответствуют действительности, работа была высоко оценена кинокритиками и награждена почетной премией «Золотой Орел - 2017» за лучший телевизионный сериал.

Аскольд вместе с братом делятся своими воспоминаниями и некоторыми секретами из цирковой жизни в книгах. В работах - истории из жизни дрессировщиков. Также Аскольд автор детской книги «Мои друзья тигры».

Неоднократно был участником ТВ-шоу на центральных каналах. В сентябре 2013 года в паре с фигуристкой Марией Петровой был участником телешоу Первого канала «Ледниковый период-4». Участвовал в одном из выпусков программы «Империя иллюзий: Братья Сафроновы» - Аскольд предстал в качестве иллюзиониста.

Общественно-политическая деятельность Аскольда Запашного

В 2011 году подписал вместе со своим братом Эдгардом Обращение представителей общественности против информационного подрыва доверия к судебной системе Российской Федерации, в котором осуждались давление на судебную систему на фоне второго процесса по делу руководителей НК «ЮКОС».

В 2012 году был официально зарегистрирован как доверенное лицо Владимира Путина на президентских выборах.

11 марта 2014 года подписал Коллективное обращение к российской общественности деятелей культуры России в поддержку позиции Президента по Украине и Крыму.

В сентябре 2016 года, как и брат, стал доверенным лицом партии «Единая Россия» на выборах в Государственную думу VII созыва и доверенным лицом мэра Москвы С.С. Собянина.

Член Общественного совета при Министерстве культуры Российской Федерации с 2016 года.

Является сторонником и активным популяризатором цирка с животными, выступая на стороне грамотной и ответственной дрессировки, в основе которой - династийный опыт работы, раскрытие индивидуальных способностей животных и гуманное отношение к подопечным.

С сентября 2018 года - профессор кафедры «Режиссура цирка» РАТИ.

Рост Аскольда Запашного: 177 сантиметров.

Личная жизнь Аскольда Запашного:

Долгое время состоял в гражданском браке с артисткой цирка Еленой Бараненко (родилась 3 апреля 1970 года). Но за восемь лет отношений до ЗАГСа они так и не дошли. Как пояснял Аскольд, в т.ч. по причине разницы в возрасте: Елена на 7 лет старше его. "С Леной у нас большая разница в возрасте... для меня это было важно. Второй момент: мы с ней в принципе сошлись случайно. В какой-то степени на это повлияла моя мама. Она очень содействовала нашей совместной жизни. Елена казалась ей очень хорошей девочкой, и так сложилось, что мы действительно стали жить с ней совместно, и обоим было комфортно. Это были удобные отношения. Я любил Лену, и я, наверное, до сих пор ее люблю, и ни в коем случае не стану говорить о ней какие-то гадости. Но я никогда не видел в ней жену. И через годы меня это начало угнетать. Я понимал, что наступит время, когда я буду ее стесняться", - признавался он.

После расставания они остались в прекрасных отношениях, вместе работают в цирке.

Жена - Элен Запашная-Райхлин, родом из Израиля, служила в израильской армии, училась в медицинском вузе (ее мама и папа тоже врачи).

Как рассказывал Аскольд, и родители Элен и его мама были против их брака. "Я никогда не подозревал и не думал, что сопротивление будет настолько сильным. Это была настоящая война!", - вспоминал он. Однако несмотря на сильное сопротивление родни, Элен и Аскольд поженились.

В браке родились две дочери - Ева и Эльза. Дочери Ева и Эльза в 2016 году впервые вышли на манеж Большого Московского цирка, а также принимали участие в новогоднем шоу в Лужниках.

Фильмография Аскольда Запашного:

2009 - Литейный (4-й сезон) - Аскольд
2011 - Реальные пацаны - камео
2013 - Клан Запашных. Свои среди хищников (документальный)
2013 - 12 месяцев - камео
2016 - Маргарита Назарова - телеоператор

Библиография Аскольда Запашного:

2008 - Интрига (в соавт. с братом и Анастасией Такки)
2008 - Как мы дрессируем собак (в соавт. с братом)
2009 - Камелот. Осколки легенд (в соавт. с братом)
2011 - Мои друзья тигры

Награды и звания Аскольда Запашного:

1997 - Победитель фестиваля циркового искусства «Золотая тройка» в Ярославле;
1999 - Заслуженный артист России - за заслуги в области искусства;
1999 - Звание «Артист года» от Союза цирковых деятелей;
2001 - Лауреат премии Правительства Москвы;
2002 - Лауреат национальной премии «Циркъ»;
2005 - Лауреат Международного конкурса артистов цирка в г. Саратове, главный приз «Золотая тройка». Специальный приз за высокие достижения в цирковом искусстве награждён Международными призами от Китайской ассоциации циркового искусства - награда «Золотой лев»;
2006 - Вместе с братом был занесен в «Книгу рекордов Гиннеса» за самый длинный прыжок льва с человеком на спине;
2007 - Лауреат Международного фестиваля-конкурса циркового искусства в г. Ижевске (главная награда «Золотой медведь»);
2008 - Почетное звание «Народный артист Удмуртии»;
2011 - Победитель Международного фестиваля-конкурса циркового искусства в Москве. Специальный приз от Монгольского государственного цирка и от Большого цирка «Мундиаль» (Испания);
2011 - Второй раз занесен вместе с братом в Книгу рекордов Гиннесса за рекорд-трюк «Самая высокая колонна из 3-х человек на бегущей паре лошадей»;
2012 - Лауреат Международного фестиваля-конкурса циркового искусства в г. Ижевске и второй раз награда «Золотой медведь» за исполнение конного номера «Эллада»;
2012 - Почетное звание народный артист России - за большие заслуги в области циркового искусства;
31 августа 2012 года губернатор Кемеровской области Аман Тулеев наградил Аскольда и Эдгарда Запашных высшей наградой Кемеровской области - Орденом «Ключ Дружбы», за высокий профессионализм, преданность и верность своему делу;
2014 - Награждён памятной медалью и благодарственным письмом от Дмитрия Медведева «За большой вклад в подготовку и проведение XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в г. Сочи»;
20 января 2015 - Награждён благодарственным письмом от В.Колокольцева - Министра Внутренних дел РФ «За активную работу по подготовке и проведению комплекса мероприятий в 2014 году, направленных на социальную поддержку членов семей сотрудников органов внутренних дел, погибших при выполнении служебных обязаностей, и инвалидов вследствие военной травмы»;
2016 - Награждён почетной грамотой от В.Колокольцева - Министра Внутренних дел «За активную работу по подготовке и проведению комплекса мероприятий в 2015 году, направленных на социальную поддержку членов семей сотрудников органов внутренних дел, погибших при выполнении служебных обязаностей, и инвалидов вследствие военной травмы»;
2017 - Принцесса Монако, Стефания, вручила приз «За заслуги в развитии Российского цирка»;
2017 - Премия «Серебряный клоун» на 41-м Международном цирковом фестивале в Монте-Карло, Монако. Братья выразили несогласие с результатами голосования жюри;
2018 - Согласно Указу президента России Владимира Путина, 2018 год был объявлен Годом добровольца. Аскольд Запашный вместе с братом Эдгардом Запашным стали его послами;
05.10.2018 - За содействие и оказание практической помощи в подготовке и проведении комплекса мероприятий, направленных на социальную поддержку членов семей сотрудников органов внутренних дел, погибших при выполнении служебных обязанностей, и инвалидов вследствие военной травмы, был награждён нагрудным знаком МВД России «За содействие МВД».



Аскольд Запашный – всемирно известный дрессировщик из цирковой династии. В 2012 году он стал художественным руководителем Большого Московского государственного цирка. При этом он продолжает выступать на арене и заниматься постановкой шоу-программ.

Ранние годы

Аскольд Запашный родился в Харькове 27 сентября 1977 года. Его родители Вальтер и Татьяна воспитывали ещё двоих детей – сына Эдгарда и дочь Марицу.


Несколько поколений семьи были неразрывно связаны с цирком. Хотя дети видели, насколько опасна работа по дрессуре диких животных, они рано начали входить в клетку к тиграм и вскоре искренне полюбили цирковое ремесло.

Карьера

Впервые полноценно поучаствовать в представлении Аскольду удалось в 1989 году. Вместе с братом Эдгардом он вышел на арену во время прибалтийских гастролей.


Через два года семья Запашных вынужденно перебралась в Китай из-за нехватки денег на содержание животных в России. Представители Поднебесной предложили долгосрочный контракт на хороших условиях и построили цирк поблизости от города Шэньчжэнь. Выступления Запашных с хищниками стали местной диковинкой, которая пользовалась большим спросом. Тогда же, желая выделиться, Аскольд начал обесцвечивать волосы. Работая в КНР, братья также активно гастролировали по миру.


Благодаря столь активно развивающейся международной карьере Запашный не только выучил китайский и английский, но и приобрёл ряд ценных цирковых умений. Помимо дрессуры он жонглировал, катался на одноколёсном велосипеде, ставил номера с лошадьми и не только.

После возвращения в Россию Аскольд в 1999 году получил звание Заслуженного артиста. Коронным трюком Запашного являлся признанный самым длинным прыжок верхом на льве. Это помогло дрессировщику впервые оказаться на страницах Книги рекордов Гиннеса, и позднее Аскольд с братом ещё не раз попадали в списки лучших с различными достижениями.


В 2012 году Аскольду присвоили звание Народного артиста. Он присоединился к Эдгарду в управлении Большим Московским государственным цирком, где занял пост художественного руководителя. С выступлениями Запашный завязывать не собирался и продолжил развиваться как дрессировщик.


Частью карьеры Аскольда можно считать его публичную деятельность. Он постоянно появляется на телевидении и светских мероприятиях. Активность в медиа позволяет ему продвигать цирковые программы и рекламировать новые шоу. Среди прочего Запашный участвовал в «Ледниковом периоде» в паре с Марией Петровой, неоднократно отвечал на вопросы Дмитрия Диброва в «Кто хочет стать миллионером?», помогал братьям Сафроновым в их шоу и исполнил роль-камео в программе Гарика Харламова и Тимура Батрутдинова «ХБ».

Аскольд Запашный и Мария Петрова в шоу «Ледниковый период»

Личная жизнь Аскольда Запашного

Аскольд женат на Элен Райхин, с которой он воспитывает двух дочек – Еву и Эльзу. До этого он длительное время состоял в отношениях с коллегой по имени Елена.

На одном из представлений с его участием летом 2018 года произошло ЧП: тигр и лев устроили потасовку. Другие хищники тоже вели себя нетипично из-за поднявшейся суматохи. Аскольд с братом контролировали ситуацию, реагируя на каждое движение животных. Запашный-младший даже выстрелил из специального пистолета, чтобы разнять сцепившихся бунтарей, благодаря чему удалось избежать трагедии.

Ссоры