Названия икон с фото. Значение икон

Иконы занимали большое место в жизни наших предков. Иконы были не только частью храмового убранства, но и обязательной принадлежностью каждого жилого дома, от княжеских палат до крестьянской избы. Иных настенных украшений вплоть до конца 17 века старинное русское благочестие не допускало. По числу икон и по качеству их живописного исполнения судили о степени достатка хозяина дома. Иконы ставили в несколько рядов в переднем углу покоя. В убранстве дома этот угол играл первостепенную роль, недаром его называли «красный кут» - красивый угол.

Богатые хозяева украшали иконы золотыми и серебряными окладами и драгоценными камнями. Обладатели высокохудожественных по исполнению икон чрезвычайно ими дорожили. Их упоминали в духовных грамотах (завещаниях), их дарили в дни ангела особо почитаемым лицам, дарили в монастыри как вклад по близким. И в наше время иконы занимают важное место в жизни православного сообщества. Без нее невозможно представить православный храм и богослужение, дом православного христианина. Далее подробнее рассмотрим виды современных икон которые можно купить или заказать в иконных лавках и мастерских.

Существуют несколько подходов к классификаций видов икон.

По композиции сюжета - оплечная, поясная, ростовая, сюжетная.

По способу изготовления - печатная икона, рукописная икона , резная икона.

Рукописные иконы в свою очередь делятся по стилю художественного исполнения - иконы в византийском/древнерусском стиле, иконы в стиле московской/палехской/ярославской школ 17-19 веков, в греческом стиле, в академическом стиле.

По местонахождению - храмовые иконы и домовые иконы. В группу домовых относят иконы принадлежащие частным лицам и находящиеся в их домах и квартирах. Домовые иконы принято в свою очередь делить на именные, семейные, венчальные, мерные.

Именная икона - пишется для конкретного человека или семьи. На иконе изображается святой, именем которого человек называется при крещении, или же святой, который особенно почитается в данной семье. Как правило святой на иконе изображается по грудь или по пояс.

Семейная икона изображает тезоименитых святых членов семьи. Если икона пишется для молодоженов, то на ней обычно изображаются двое святых: покровители мужа и жены.

На иконе может быть изображено множество святых: святые покровители детей, супругов, их родителей, в том числе и ушедших из жизни. Наверху иконы может быть написан образ Спасителя или особо почитаемый образ Пресвятой Богородицы. Так же на такой иконе может быть Ангел-Хранитель семейного рода, он изображается в центре, посреди семейных святых.

Венчальные иконы (венчальная пара) - композиция двух православных икон: Спасителя и Пресвятой Богородицы, которая принимает участие в таинстве венчания и в последующем остается у молодых. Как правило, такие иконы родители дарят своим детям перед обрядом, благословляя их союз.

Мерная икона (княжеская, родимая) пишется ко дню крещения ребенка. Икона по высоте соответствует росту («мере») новорожденного и изображает в рост тезоименного ему святого.

К группе храмовых икон относят иконы принадлежащие церковным общинам и монастырям, находящиеся в храмах и иных церковных зданиях. Храмовые иконы подразделяют на аналойные, иконостасные, киотные. Количество икон в храме в зависимости от его размера может быть от нескольких десятков до нескольких тысяч.

Аналойная икона имеет небольшие размеры (27х31 см, 30х36 см) и преднозначенна для возложения в храме на небольшой высокий столик с наклонным верхом (аналой), стоящий посреди храма перед иконостасом. Сюжетно аналойная икона связана с определенным событием из Евангелия или же святым, празднование которго совершается в данный день. Входящие в храм православные традиционно поклоняются и целуют икону лежащую на аналое. От этого пошло второе название - "целовальная". В храмах храниться большое количество аналойных икон соответствующих Господским и Богородичным праздникам, событиям страстного и патидесятничного циклов, особенно чтимым святым.

Иконостасная икона распологается в преграде (иконостасе) отделяющей алтарь от остального пространства храма. Сюжеты и порядок размещения икон в иконостасе имеют сложившиеся традиции. Наиболее распространенный состав иконостаса следующий:

Местный ряд - самый нижний ряд иконостаса. По средине его располагаются Царские врата с иконами Благовещения и четырех евангелистов. Справа от Царских врат помещается икона Спасителя, слева икона Богородицы. Правее иконы Спасителя помещается икона праздника или святого в честь которого освящен храм или предел храма. На дьяконские двери обычно помещают иконы архангелов Гавриила и Михаила или иконы архидиаконов Стефана и Лаврентия, редко иконы других святых. Остальные иконы в данном ряду могут быть любыми в соответствии с желанием заказчиков. По этому ряд и получил название местный.

Праздничный ряд - второй с низу, в него помещают иконы сюжетно связанные с основными собитиями Евангльского повествования. В расширенных вариантах могут присутствовать иконы страстного цикла, "Жены мироносицы", "Уверование Фомы", "Крестовоздвижение".

Деисусный - третий снизу ряд. В центре ряда всегда находиться икона Спасителя, чаще "Спас в силах" или "Спас на престоле". Слева от иконы Спасителя располагается икона Богоматери, справа Иоанна Предтечи, далее архангел Михаил (влево), архангел Гавриил (вправо), апостолы Петр и Павел. Далее могут быть иконы любых святителей, мучеников и преподобных по желанию заказчиков. Все святые изображаются в три четверти оборота в сторону центральной иконы, молящимися Спасителю.

Пророческий - четвертый с низу ряд в котором помещаются иконы ветхозаветных пророков. В руках пророков, как правило, изображают свитки с цитатами их пророчеств. Центральной иконой ряда обычно помещается одна из двух икон - Богоматерь Знамение или Богоматерь с Младенцем на престоле.

Праотеческий ряд - пятый с низу. В нем помещаются иконы ветхозаветных святых, предков по плоти Христа - Адама, Авеля, Авраама. В качестве центральной иконы ряда чаще в современных иконостасах выступает икона "Троица Ветхозаветная" изображающая явление трех ангелов Аврааму.


Киотная
икона - икона размещенная в специальной раме называемой киотом. Киоты изготавливают как для установки на пол, так и для подвеса на стену. Очень часто киот выполняется застекленным, что во много раз повышает сохранность рукописной иконы, создавая необходимый микроклимат, сглаживая температурные и влажностные колебания. В киоты помещают иконы христианских праздников, чтимые образы Спасителя и Богородицы, различных святых. Перед такими иконами, как правило, устанавливают подсвечники куда прихожане ставят свечи.

Какие бывают иконы? Классификация икон . Школы иконописи, стилистические особенности икон. Иконописные каноны и традиции.

Существует огромное количество икон . Все их можно разделить на виды по следующим основным признакам:

  • по месту нахождения;
  • по сюжету;
  • по количеству изображаемых персонажей;
  • по количеству самостоятельных композиций;
  • по объятности (охватываемости, масштабам изображаемых фигур);
  • по стилистическим особенностям;
  • по технике исполнения;
  • по размеру;
  • по проявлению (сил и благодати Небесных)

По месту нахождения иконы делятся на:

  • домовые: семейная (передающейся по наследству из поколения в поколение), мерная (заказанной после рождения в семье младенца в честь его патронального святого на доске, равной по размеру росту ребёнка при рождении), венчальная (участвующей в обряде венчания), именная (с изображением тезоименного её владельцу святого) и т. п.;
  • храмовые: иконостасные, заамвонные и т. д.;
  • путные (дорожные);
  • выносные - иконы , участвующие в Крестном ходе;
  • обетные - икона , написанная по особому обещанию.

По сюжетам иконы можно разделить на:

  • иконы Святой Троицы — символические и «по пророческим видениям» изображения троичного догмата;
  • иконы христологического ряда, среди которых выделяются непосредственно иконы Спасителя и изображения евангельских событий с участием Христа. Среди последних отдельную группу составляют так называемые «страстные» иконы (иконы страстного цикла), повествующие о страданиях и распятии Христа;
  • богородичные иконы, среди которых условно выделяют непосредственно иконы Марии и иконы богородичных праздников;
  • иконы святых и сил бесплотных;
  • иконы праздников и событий священной истории;
  • символические и аллегорические композиции.

По количеству изображаемых персонажей бывают одно-, двух-, и т. д., а также многофигурные композиции.

По количеству самостоятельных композиций выделяют одно-, двух- и т. д. -частные иконы . Кроме того, существуют иконы с клеймами, в которых основная центральная композиция (средник) окружена одним или несколькими рядами второстепенных композиций (клейм), обычно составляющих более или менее полный ряд иллюстраций, повествующий об истории изображённого в среднике лица или события, либо иллюстрирующие иной, связанный с ними текст. Среди подобных икон называют житийные иконы (иконы с житием), иконы с деяниями , иконы со сказанием, иконы с акафистом и т. д.

По объятности (охватываемости, масштабам изображаемых фигур) выделяются:

  • ростовые иконы - изображающие персонажей в полный рост;
  • тронные иконы -полное изображение фигур восседающих на престоле;
  • поясные иконы - изображение фигур в пределах линии пояса или несколько ниже;
  • огрудные иконы - изображение фигур в пределах линии пупа;
  • оплечные иконы - изображение фигур в пределах линии груди;
  • оглавные иконы - изображение только лика или лика и плеч в пределах линии ключиц.

Поколенные и фрагментные изображения иконописи не свойственны.

По стилистическим особенностям иконы относят к той или иной «школе» иконописи (по географическому признаку):

  • Новгородской;
  • Ростово-Ярославская;
  • Московской;
  • Псковской;
  • Тверской;
  • Киевская;
  • Владимиро-Суздальское;
  • Фряжская;
  • Греческая;
  • Корсунская;
  • Сербская;
  • Устюжская;
  • Костромская;
  • и т. д.

Кроме того, стилистическими особенностями выделяются иконы, выполненные знаменитыми иконописцами, такими как Андреем Рублевым, Феофаном Греком, Дионисием и др., каждый из которых являлся родоначальником своей собственной школы (мастерской, окружения). Строгановская школа иконописи возникла от имени сольвычегодских купцов Строгановых -больших любителей изящного искусства.

По технике исполнения выделяют:

  • вышитые иконы — выполненные в той или иной технике шитья
  • литые иконы
  • резные иконы
  • печатные или типографские иконы
  • сводчатый алтарь — складная икона из нескольких шарнирно скрепленных досок, покрытых живописным изображением с обеих сторон;
  • живописные иконы , среди которых можно назвать:
      • Энкаустические

Выполненные техникой живописи, в которой связующим веществом красок является воск. Живопись выполняется красками в расплавленном виде (отсюда и название). Разновидностью энкаустики является восковая темпера, отличающаяся яркостью и сочностью красок. В этой технике написаны многие раннехристианские иконы.

      • Темперные иконы.

Выполнялись красками, приготовляемые на основе сухих порошковых натуральных пигментов и (или) их синтетических аналогов. Связующим веществом темперных красок служат эмульсии — натуральные (разбавленный водой желток цельного куриного яйца, соки растений, редко — только во фресках — нефть) или искусственные (высыхающие масла в водном растворе клея, полимеры). Темперная живопись многообразна по приёмам и фактуре, она включает в себя как письмо тонким слоем, лессировками, так и густое пастозное письмо.

      • мозаические,
      • иконы, написанные в технике масляной живописи и т. д.

По размеру существует несколько характерных наименований:

  • листоушка (листовушка) — малая икона на доске размером от 1 до 4 вершков.
  • пядница (пятка) — икона размером в пядь.
  • осьмерик, девятерик, десятерик и т. д. — икона размером, соответственно, 8, 9 и 10 вершков.

По проявлению (сил и благодати Небесных) выделяют чудотворные иконы — отмеченные необычными явлениями по типу чудотворения иконы:

  • явленные (чудесно обретёнными),
  • мироточивые (выделяющими миро);
  • целительные и т. д.

Использован материал с сайта http://ru.wikipedia.org/wiki/Икона

Для своего дома, тогда вы, наверняка, столкнулись с тем, что выбрать её непросто. Их так много, что разобраться, которая необходима вам, совсем непросто. Только лишь образов Спасителя и Богородицы великое множество, и это не говоря уже о невероятном количестве образов святых, которых насчитываются десятки. Чтобы вам проще было сделать выбор и разобраться в том многообразии, с которым придется столкнуться, стоит узнать о том, на какие виды их можно разделить.

Составить классификацию можно по различным признакам. Наиболее часто можно встретить разделение икон по значению: , или . Подробную информацию об этом вы сможете найти на страницах нашего сайта, поэтому здесь ограничимся кратким описанием: венчальные - это изображение Спасителя и Богородицы, которыми благословляют жениха и невесту, именные - изображения святых покровителей; мерные - то же, что и именная, только дарится ребенку на крещение и её высота соответствует росту малыша; семейные - опять же, именные, но вместо одного святого изображены покровители всех членов семьи; праздничные - изображают историю того или иного христианского праздника.

Наиболее важными в иконописи являются изображения Спасителя и Богородицы. Не удивительно, что столь много икон носят в себе именно этот сюжет. И, конечно же, невозможно не заметить, как велико разнообразие таких работ. Поэтому для начала мы поговорим о том, какие можно встретить разновидности икон Господа нашего и Божией Матери.

Говоря об изображениях Христа, стоит начать с того, что любая из этих икон носит следующий смысл: отразить явление Господа на землю во плоти. Самым первым образом Христа был нерукотворный лик, «написанный» потом и кровью на платке. Так и называется оно - . Сегодня это одна из разновидностей икон. Помимо нерукотворного образа различают также и другие виды изображений Спасителя. Так многим известны образы , эта икона является одной из наиболее распространенных. На ней изображен Иисус, одной рукой он благословляет, а в другой руке держит книгу. Ещё один важный образ - . Иисус на нем изображен сидящим на престоле, что является символом царственности и, в то же время, символ вселенной. Кроме того часто в центр иконостаса выбирают икону «Спас в силах», которая также является одним из видов изображений Спасителя. Помимо изображения взрослого лика Христа, частым является и образ младенца Иисуса на руках у Богородицы.

Пожалуй, именно виды икон Божьей Матери наиболее богаты в своем разнообразии. Великая Мать - любящая и всепрощающая, она всегда поможет и защитит. И вы сможете встретить не одну сотню разных её изображений. Однако большую их часть можно разделить в группы. Каждая из этих групп будет восходить к одному из образцов изображения, обладающего своими отличительными чертами. Какие же это типы икон, и каковы их особенности?

Один из вариантов изображения - это икона Умиление . Многие весьма известные иконы относятся к этому виду. Характеризуется это изображение тем, что Богоматерь и младенец прильнули друг к другу ликами своими, воплощая в себе бесконечную любовь. Наиболее известной иконой вида «Умиление» является Владимирская.

Другие два известных типа: Одигитрия и похожая на неё . Одигитрию также называют Путеводительница, так как она символизирует дорогу, которую проходит человек к спасению своей души. На иконе данного типа изображена Богородица, на одной её руке младенец Иисус, а другая рука её указывает на Спасителя, как на путь к очищению души.

Другой тип икон Божьей Матери - Знамение . Это образ Богородицы, где воздевает она руки в молитве за всех людей. В районе груди её изображается круг, в котором видим мы младенца Иисуса.

Икона «заступница» изображает Богоматерь без младенца . Она пишется в полный рост, и фигура повернута вправо. Иногда в руках изображается свиток.

Целая серия икон относится к виду акафистные . Такое название они получили за счет того, что каждая из них отражает ту или иную способность Богоматери, которые были описаны в акафистах. Сюда относятся такие известные иконы, как « », « » и другие. Им молятся в определенные минуты жизни, прося заступничество в той или иной непростой жизненной ситуации. Икона для молитвы выбирается согласно её свойствам.

Также, говоря про различные типы иконы, стоит упоминать не только об их содержании, но и о технике изображения. Различают канонические и академические стили написания, которые достаточно существенно отличаются друг от друга . Наиболее древним является канонический стиль. Само его название говорит об этом. «Канон» - традиция, привычное устоявшееся изображение. Такой стиль характеризуется двухмерным изображением, символичным, где некоторые отдельные детали, такие как элементы одежды или цвета, играют наиболее важную роль. Это принятый и устоявшийся вариант для создания икон, который прошел к нам сквозь время. Что касается академического изображения, то оно характеризуется реалистичностью. В подобных изображениях используется трехмерный вариант рисунка, используются мелкие детали для придания большей реалистичности, ведется работа со светом и тенью. Одно время подобный вариант иконописания был очень распространен.

Когда иконы поделены на определенные группы, гораздо проще становится ориентироваться в том многообразии, которое предстает взгляду. Остается только определиться с тем, какого типа икону вы хотели бы приобрести, и уже внутри этой группы непременно может быть найдена та, которая вам была необходима.

В христианской живописи различают несколько типов икон, причем в первую очередь они классифицируются на образа для храмов и для личного использования.

Храмовая икона

Храмовая икона создается специально для церквей, соборов, часовен. Как правило, она имеет крупный размер, обязательно – оклад и богатый декор. Все иконы, размещенные на иконостасе, и есть храмовые. Иконостас (алтарная перегородка) может быть любого размера, но и в небольшой часовне, и в кафедральном соборе порядок расположения образов на нем строго регламентирован.

В любом иконостасе имеется трое врат: южные для входа священника, проводящего богослужение, северные для его выхода, а также Царские врата. Ярусов (чинов) у алтарной перегородки может быть три в небольших церквях или пять в крупных храмах. Самый нижний из них считается местным и содержит образ, в честь которого храм был освящен, к примеру, в Успенской церкви таковой будет икона Успения Пресвятой Богородицы. В центре этого ряда находятся Царские врата иконостаса, на них принято располагать образы евангелистов и Благовещения. От центра вправо размещают образ Спасителя, местную икону, затем образ архангела. Первой по левую руку от южных врат всегда располагают икону Богородицы.

Следующий ярус иконостаса считается праздничным, он содержит иконы двенадцати важнейших праздников в году. В третьем чине иконостаса (деисусном) всегда находятся образа Богоматери и тех святых, что молятся о роде человеческом. Если в иконостасе имеются четвертый и пятый чины, в первом из них находятся образа ветхозаветных пророков, а в последнем – праотцов.

Аналойная икона

Аналойная икона имеет небольшой размер и хранится в ризнице или на полке в алтаре, а в дни праздников возлагается на аналой. В храме непременно должны быть аналойные образа для всех почитаемых святых и всех праздников года. Разновидностью этого типа образов можно назвать минологии – минейные иконы, своеобразный коллаж из изображений святых и праздников, почитаемых в определенный месяц. Часто минологии компонуют в одну общую годовую икону, которая состоит из 12 (от января до декабря) икон-миней.

Личные иконы

Личные образа представлены мерными, семейными, именными и венчальными иконами.

Мерная – первая икона человека, вступающего в жизнь, ею одарят ребенка в момент его крещения, она всегда пишется на заказ. Мерная икона – это образ святого, имя которого человек получил во время крещения, а размер ее равен росту младенца в момент рождения, потому она будет уникальной и неповторимой, как и каждый человек.

Семейная икона – образ, охраняющий от неприятностей род. Чаще всего на семейных иконах изображается Божия Матерь с младенцем Иисусом, иногда – в окружении божьих угодников, и часто - святых, чьи имена носят члены вашей семьи, либо особо почитаемых заступников или покровителей рода. Семейные образа принято передавать из поколения в поколение, ими благословляют детей при крещении, венчании, они – родовая святыня.

В обряде венчания используется и еще одна икона – венчальная . Образами Спасителя и Божьей Матери родители благословляют жениха и невесту, и они, как правило, передаются в семье по наследству.

На именных иконах изображают тезоименитого святого покровителя конкретного человека, соименного покровителя, святого, в честь которого человек отмечает именины.

Семейные, венчальные и именные образа можно приобрести в иконной лавке или заказать в иконописной мастерской – это непринципиально, но после приобретения их следует обязательно освятить в православном храме.

Ссоры