Семь главных причин играть в World of Tanks. Вылетает WoT при запуске

Вот так всегда, захочешь поиграть в любимую игру World of Tanks и начинает вылетать клиент, особенно после долгожданных обновлений. Обычно , то при входе в игру, сразу после ввода логина и пароля, то при загрузке боя, то при входе в ангар, то прямо в бою (самое бесящее, неправда ли 😉) мириться с этим ни в коем случае нельзя! Берегите нервы 😉 Как справиться с вылетами, читаем далее…

Для начала давайте разберемся, вылетает WoT при двойном клике на лаунчере игры?

То есть после запуска лаунчера ни чего не происходит или вылазит белое окно, а дальше, по идее разработчиков, должен запуститься клиент игры, но ни чего не происходит.
Если у Вас именно такая проблема, то , так как в этой статье речь пойдет о вылетах клиента после лаунчера, другими словами начиная с окна авторизации (логина и пароля).
Ну что, поехали…

Вылетает WoT при запуске клиента

Итак, запустили лаунчер:

вели логин и пароль, нажили кнопку «ВОЙТИ » и вот он — «вылет» …Вы опять на рабочем столе, полны гнева и разочарования… но не время вздыхать и печалиться боремся -> тут нам поможет очистка КЭШа , если это именно Ваш случай вылета клиента, то идем чистить кэш, подробнее об очистке читаем в статье
Ну а если это не Ваш случай, читаем статью далее…

И дабы не тратить Ваше время зря начнем мы с удаления модов. Тем самым установим причину вылетов, а тут причин всего две, либо это виноваты моды, либо что то с Вашим компьютером не так (драйвера, железо). Удалили??? Запускаем и смотрим… вылеты пропали? МОДЫ — зло, они и виноваты, как бороться, читаем . Если же вылеты остались, то читаем статью далее или через 3 абзаца.

Ну что тут можно поделать… для начала попробуйте переустановить или игры, возможно файлы повреждены, а сделать это могли Ваши шаловливые ручки 😉 ну или вирусяка какая (например после установки с левых ресурсов мод пака) особенно если у вас появились магическим образом всякого рода яндекс браузер, маил сервисы и т.д. лично я, сразу бы пошел качать Dr.Web CureIt!® а после, поставил бы свою верную «железяку» на проверку установленным антивирусом. Конечно Вам решать, можете отделаться простой переустановкой клиента.
Это должно помочь, ну а еже ли это не Ваш случай, милости прошу к прочтению статьи далее…

Если возникают проблемы со звуком , установите последние драйверы для вашей аудиокарты с сайта производителя:

Установите последнюю версию DirectX для вашей операционной системы с официального сайта Microsoft:

Если у вас не установлены следующие библиотеки Visual C++ , то обязательно установите их с официального сайта Microsoft.

Не запускается игра World of Tanks - не работает кнопка "играть".

Одна из распространенных проблем входа в Ворлд оф танкс связана с кнопкой "Играть" в лаунчере. Именно эту кнопку необходимо нажимать при каждом запуске запуске игры. Но что делать если она не работает. Нажимаешь и ничего не происходит - не запускается World of Tanks ? Для ответа на этот вопрос мы собрали самые распространенные ошибки при входе в WOT и описали решения для каждой из проблем. Рассмотрим каждую по-порядку, начиная с неработоспособности лончера.

Если при входе в игру вы не можете зайти в World of Tanks, нужно открыть лаунчер, нажать "играть" и посмотреть что происходит. При длительном ожидании часто проблема со входом в WOT скрывается за невозможностью подключиться к серверам Wargaming, обслуживающим выбранный вами кластер. В этом случае следует проверить наличие проблемы на вашем ПК, а именно:

Не заблокирован ли вашим файерволом порт по которому осуществляется обмен данными между клиентом World of Tanks и сервером?

Если да - нужно в файервол добавить исключение. Если это обыкновенный брандмауэр Windows, достаточно перейти в панель управления, выбрать "Брандмауэр" и добавить файл worldoftanks.exe, а также исполняющий файл лаунчера wotlauncher.exe в список исключений. Сделать это можно кликнув дважды по значку "Брандмауэр" и перейдя на вкладку "Исключения", затем добавив туда указанные выше файлы с расширением.exe из папки с игрой World of Tanks.


Настройка работы лаунчера World of Tanks

Не заблокировано ли приложение (игра) вашим антивирусом?

В случае, если вы установили антивирусное программное обеспечение и не настроили его должным образом, по-умолчанию все подключения установленных вами ранее программ, включая игру World of Tanks будут заблокированы. Для разблокировки добавьте исключение в оболочке управления вашим антивирусом (Касперский, Dr.Web, Nod32, Eset и другие) по принципу, описанному для брандмауэра Windows (выше).

Используются моды для World of Tanks

Очень часто моды могут стать причиной неработоспособности кнопки "Играть" в лончере World of Tanks. Обычно даже самый хороший и проверенный временем мод дает сбой, особенно после его обновления вышедшего непосредственно к выходу очередного патча для WOT. Зачастую разработчики модов торопятся успеть выпустить релиз, поддерживающий новое обновление для World of Tanks, создавая патч для мода на основе тестовой версии игры. Использование такого "быстрого" обновления для популярного мода приводит к проблемам со входом в игру как после релиза очередной версии Мира танков, так и после выпуска микропатчей, спустя 1-2 недели после основного релиза.


Нажимаю кнопку "играть" и не заходит в World of Tanks

Чтобы проверить не мешает ли войти в игру использование модификаций, отключите их на время. Для этого достаточно переименовать папку res_mods и перезагрузить ПК перед попыткой входа.

Не заходит в World of Tanks: нажимаю "Играть" и не заходит

Среди проблем с кнопкой "Играть" второе место занимают ошибки, связанные с подключением к Интернету. Проверьте эту категорию ошибок входа в игру по нашей инструкции:

Выясните какой IP-адрес используется при подключении вашего ПК к Интернету, статический или динамический?

  1. При статическом ip-адресе вам выделяется один и тот же адрес при каждом новом подключении к Интернету, а зачит и при входе в World of Tanks. Если ваш статический ip-адрес забанен в танках , каждый раз при попытке нажать на кнопку "играть" в лаунчере вы не сможете подключиться. Для решения этой проблемы обратитесь к вашему провайдеру с просьбой заменить выделенный вам статический ай-пи адрес на другой. У одних провайдеров эта услуга платная, у других бесплатная. Изредка для замены айпишника может понадобиться выезд специалиста в ваш дом. Ещё реже эта услуга вообще не оказывается.
  2. В случает с динамический ip-адресом также наблюдаются проблемы когда лаунчер не заходит в wot при клине про кнопке "играть". Это случается тогда, когда вам выделен при подключении к Интернету забаненный Варгеймингом ip-адрес. Это не значит, что вас забанили, кто-то другой играя под этим динамическим адресом в World of Tanks был забанен по ай-пи. Чтобы решить эту проблему достаточно просто переподключиться к Интернету (разорвать соединение и снова подключиться).

Решение проблемы с кнопкой "играть" в World of Tanks


Не входит в World of Tanks

Кроме описанных выше проблем, связанных с подключением к сети или к интернету, а также с настройками вашего ПК, существует категория проблем, относящихся к самой игре. Рассмотрим и эти ошибки при входе в World of Tanks:

Вы обновляли игру и некоторые файлы не были обновлены. Ошибка при обновлении.

Если после обновления вы не можете войти в игру, а после нажатия "играть" лончер зависает на длительное время, значит обновление World of Tanks прошло неудачно. Не всегда игра будет сообщать вам об этом. Однако при подключении сервер обязательно проверит соответствует ли хэш клиентских файлов, установленных на вашем ПК актуальному обновлению игры. Если хоть один файл отличается даже на 1 байт или отсутствует, сервер не позволит вам войти в "Мир танков" и отправит команду лаунчеру пробовать обновиться снова.


Решение проблемы с неработоспособностью игры

Лаунчер опять не сможет обновиться, а игра зависнет при нажатии на "играть" и вот почему: какая-то директория или отдельный файл (реже множество файлов) в папке с игрой недоступны для текущего пользователя Windows на запись. То есть перезаписать старые файлы пользователь, под которым вы вошли в Windows, чтобы поиграть в World of Tanks, не может по какой-то причине. А причин может быть несколько:

  • у пользователя недостаточно прав для управления компьютером;
  • права пользователя была ограничены другим пользователем;
  • пользователь сам ограничил права к файлам игры World of Tanks намеренно или нет;
  • антивирус управляет файлами по своему усмотрению на вашем ПК.

Каждый из этих пунктов нужно проверить отдельно и выяснить не вызывает ли проблемы при обновлении ошибку при запуске World of Tanks через лаунчер.

Что делать если не работает World of Tanks

Самым простым решением проблемы когда не заходит в игру может стать переустановка World of Tanks. Не бойтесь стереть все файлы, чтобы убедиться не мешают ли они войти в танки. Клиентская версия WOT, которую вы устанавливаете на своем ПК не содержит никаких личных данных, которые могут быть утеряны при удалении World of Tanks за исключением файлов с вашими реплеями и установленными вами ранее модами. Про моды мы уже выяснили - лучше на них не останавливаться, если желаете решить проблему с игрой. Смело переустанавливайте игру, обычно это занимает около получаса времени.

Если переустановка не помогла, велика вероятность того, что проблема с кнопкой "играть" связана с подключением к сети или интернету (решение выше).

Зависает World of Tanks при входе в игру

Особое внимание стоит уделить используемым драйверам для видеокарты и наличию лицензии на операционную систему. Ошибка нажимаю на кнопку играть и не заходит может быть вызвана отсутствием лицензии на Windows, а также устаревшими драйверами для вашей видеокарты. Для решения этих проблем начните с обновления "дров" для видеоадаптера, зайдя на сайт производителя, скачав оттуда и установив самую свежую версию драйверов, соответствующую вашей операционной системе и её разрядности (32-х или 64-х битная). Для решения проблем с Windows, рекомендуется приобрести лицензию (на ваше усмотрение). Это убережет вас от большинства потенциальных проблем со входом в World of Tanks и работой лаунчера.

Каких-то пять лет назад вышла игра, умудрившаяся за короткий срок прославить на весь мир белорусских разработчиков, компанию Wargaming, и стать по-настоящему культовой – этой игрой, как не сложно догадаться, является World of Tanks. Сразу после выхода WoT началась настоящая «танкомания», которая захватила умы всех школьников, подростков и взрослых геймеров, а уж не знать сегодня о «танках» стало просто неприличным. Время шло, разработчики придумывали всё новые фишки для фанатов, начали проводиться киберспортивные соревнования, и всё шло гладко и ровно. Но уже сегодня в геймерском сообществе стали шептаться о том, что фанатов WoT становится всё меньше и меньше, и причины такого спада интереса, а иногда и полного отказа от игры, приводятся совершенно разные. Так что же не так стало с «танками»?

Пожалуй, нужно начать с того, что о некоторых проблемах, касающихся спада интереса к WoT, в одном из интервью рассказал основатель и гендиректор компании Wargaming Виктор Кислый. Он говорил о том, что «…в прошлом году мы выпустили новую версию World of Tanks, в которой сделали несколько технических ошибок: раскадровка в игре стала медленней из-за того, что что-то там плохо отрисовывалось. Скорость упала в среднем на 10%. И мы выпустили невнятные исторические бои: то, что мы сделали, не до конца отвечало ожиданиям пользователей. И эти два фактора мгновенно сказались на наших результатах, так как число одновременно играющих пользователей за два месяца упало на 20%».

Получается, что слухи об оттоке фанатов небезосновательны. Но являются ли обозначенные Виктором Кислым причины единственными? Об этом мы спросили у менеджера команды Arcade eSports в дисциплине World of Tanks, Евгения Макарова aka Oberst_Fuchs: «Отток игроков действительно есть, и он составляет примерно 20-30%. С чем это связано? Ответ банален: игра просто приедается. Ведь по сути нет никаких кардинальных изменений, которые заставят сторожила остаться. Да, были клановые бои, были турниры, сейчас укрепы, даже были попытки создания новых режимов. Но всё крутится вокруг рандома, а он за пять лет уже поднадоел. Хоть за это время новых веток танков было очень много, но в большинстве все танки однотипные. К примеру, все СТ 10-го уровня можно разделить на три вида, а на самом деле их чуть ли не два десятка. Настоящий фурор произвели барабанные танки – это было классное нововведение! Судя по тому, что даже сейчас из игры выводят некоторые танки, а вместо них вводят «барабаны», говорит о том, что новинка была удачной, но она стартанула довольно давно, с 2011/12 года была. Потом еще были бинарные танки, но это было не так глобально.

Еще одной важной причиной потери фанатов является то, что игра становится всё требовательней и требовательней. Переход на HD-клиент – это, конечно, круто, но среднестатистический геймер играет на плохом «железе». Взять, к примеру, даже меня: до 2013 года я комфортно играл на бюджетном «железе» 2009-го года, а потом вышел какой-то патч, и всё – ФПС сильно упал. Теперь у меня, конечно, новое «железо», но нужно понимать, что среднестатистический игрок в WoT отнюдь не заядлый геймер, который только и делает, что занимается апгрейдом. Он обычный человек, который играет после работы или учебы, и быть может, больше ни во что не играет.

Что касается кризиса, который влияет на аудиторию… На выручку WG, да, влияет, а в сами «танки» можно ведь и без вливаний играть. И еще один очень интересный момент – это читы, которые есть в WoT. Может они, конечно, и не такие ужасные, как в CS, но всё же существуют. Раньше игра была без читов, но сейчас положение дел поменялось: пресловутые варпаки, умные прицелы и прочее. Есть проблемы и с картами: они всё время переделываются, и это очень хорошо, но, когда одну и ту же карту переделывают по много раз, это говорит о том, что их плохо переделывают. Вот есть, к примеру, карты из самого первого пула, и часть из них, взять даже Энск и Химмельсдорф, практически не менялись (были, конечно, изменения, но не глобальные). Пожалуй, это и есть основные причины спада интереса игроков».

Что ж, мнение Евгения Макарова вполне справедливо и обоснованно. Но для того, чтобы еще ближе докопаться до истины, мы решили узнать у самих геймеров-старожилов World of Tanks, в чем же их причина такого охлаждения к игре. Вот, к примеру, мнение Сергея Змушко, который жить без WoT раньше не мог: «Потерю популярности я вижу по трем причинам. И первая из них: люди выросли. Игра вышла пять лет назад, и те, кто начинал в нее играть с самого начала, уже реально повзрослели. Но причина даже не в возрасте, а в том, что надоело просто. Сначала был просто мальчишечий интерес: погонять на танке, ворваться в толпу противника, «раздать» всем направо и налево! А потом мне стало интересно покататься на исторических танках: наш Т-34, немецкий Тигр II, американский Rudy… Даже купил один премиумный танк за 3 тысячи рублей (российских – авт.), чтобы быстрее серебро накопить. Покатался, галочку поставил, и сейчас мне интересно научиться правильно на танках играть, максимально использовать преимущества каждого: броню, маневренность, скорострельность и прочее. И это, думаю, всё – делать мне там больше нечего. Да и сейчас уже надоедает одно и то же.

Но самой главной проблемой, которая стала больным местом для каждого игрока, является артиллерия! Её ненавидят абсолютно все! Вот представьте: ты дуэлишься с противником или двумя, вы стоите за укрытиями, аккуратно выезжаете бочком, стреляете друг в друга, и если ты правильно стал боком, то снаряд противника от тебя срикошетит. И вот бой складывается идеально, ты пользуешься всеми преимуществами танка, понимаешь, какой ты красавчик… И тут… Бах! Тебя убили! Арта! Эти эмоции нужно прочувствовать! Да это тоже самое, когда ты уже почти собрал карточный домик, а тебя кто-то сзади толкает. Я думаю, что арта меня доканает раньше, чем я сделаю в игре всё, что хотел! Кстати, лучше всего мои эмоции может объяснить это видео – я реагирую точно так же.

Наверное, мысли Сергея разделяет далеко не один игрок в WoT, положивший силы, деньги и нервы на любимую игру. Но как бы там ни было, мы желаем World of Tanks восстановить фанатский баланс и развиваться дальше.

Раньше никогда не играл в танки. Несколько лет назад на волне хайпа провел с десяток боев в World of Tanks Blitz на iOS, но через неделю удалил приложение.

Полноценные World of Tanks решил установить из-за специального футбольного режима, который выпустили на время проведения ЧМ 2018. Несколько недель выполнял футбольные челенджи, а в конце июня хотел полностью удалить игру с компьютера.

Остановили несколько миллионов заработанных монет и десятки тысяч очков свободного опыта. Неплохой багаж для начинающего танкиста, решил попробовать обычные сражения.

Начал просматривать статистику игроков и был немного удивлен. Часто встречаются аккаунты с 60-70 тысячами проведенных боев. Только вдумайтесь: 70 тыс. боев за 8 лет существования танков – это около 25 битв в день ! Каждый день без выходных на протяжении восьми лет!

Меня так сильно не затянуло, буквально за месяц я прочувствовал все проблемы игры в текущем виде. Вот четыре главные претензии игроков к WOT сегодня:

1. Знаменитый рандом

Так называемый ВБР (великий белорусский рандом ) не замечают лишь новые неопытные игроки. Все понимают, что в игре должен быть элемент неожиданности и сначала многое происходящее принимаешь за чистую случайность.

С опытом понимаешь, что роль рандома может быть слишком большой в некоторых боях, а, спустя несколько тысяч проведенных схваток, начинаешь подозревать его в предвзятости.

Почти все игровые показатели при расчете на сервере вычисляются с использованием случайных переменных, но закономерность выпадения тех или иных значений сложно назвать случайной. В подобных играх давно применяется простая «уравниловка» игроков, чтобы даже самые неумелые могли побеждать.

Выдал несколько хороших боев – получи рикошеты и непробития, быстро слился в нескольких раундах подряд – вот тебе попадания при любом выстреле.

Рандом проявляется во всем: в точности, в вероятности пробития или рикошета и в нанесенном уроне. Показания могут отклоняться на 25% от нормального значения как в большую, так и в меньшую сторону. Так две игры к ряду могут разительно отличаться по игровому интересу и удачливости игрока. Это настолько заметно, что с этим нужно что-то делать.

В одной партии выцеливаешь врага, ищешь уязвимые точки, ждешь полного сведения и слышишь раздражающее «не пробил», а в другом стреляешь практически наугад, когда круг сведения в несколько раз больше танка противника, регулярно зарабатывая фраги.

Идея для Wargaming: в жизни ведь и не такое случается. Выкручивайте еще больше разброс параметров для ВБР. Делайте бракованные снаряды, которые не взрываются, спонтанную поломку техники на ровном месте и саботирующий приказы командира экипаж.

Я не против случайностей в игре, но в WOT их слишком много. Посмотрите, как часто один танк может вытянуть бой против трех-четырех соперников, как регулярно у противника остается 5-10 единиц прочности после выстрела наверняка, как много попаданий случается в последнюю секунду перед тем, как танк спрячется в укрытие или выйдет из засвета.

Наглядно иллюстрирует ситуацию общая статистика игроков. Большинство танкистов имеют от 40 до 60% побед. Самые неопытные умудряются побеждать в четырех боях из десяти, а играющие несколько лет не могут совершать меньше четырех поражений в десяти битвах.

Вывод: те, кто играет для получения удовольствия, рано или поздно забрасывают игру из-за большого влияния рандома.

2. Слишком частые изменения

Восемь лет для подобного проекта – очень большой срок. Разработчики большие молодцы, что не позволили проекту загнуться и регулярно подогревают интерес пользователей к танкам.

К сожалению, иногда методы влияния оказываются слишком радикальными.

Новшества в игре – это отлично, но зачем трогать то, что уже давно работает.

Понятия «апнули» и «понерфили» так прочно вошли в лексикон игроков WOT, что ни один разговор танководов не обходится без них. Практически каждый месяц игра обновляется, привнося новые и новые правки.

Появляются новые карты – это хорошо, новые танки завозят – тоже отлично. Но, когда начинают пересматривать параметры техники , существующей в игре несколько лет – это сильно расстраивает.

Игрок несколько месяцев проходил определенную ветку, терпел все сложности неудобных танков, копил драгоценный опыт и монеты. В итоге купил заветную машину, а её «понерфили» (снизили показатели) в очередном патче.

Что делать? Несколько месяцев игры коту под хвост? Продавать танк за полцены, наплевав на время, опыт и деньги?

Разработчики игры предлагают просто ждать. Возможно, через несколько месяцев (или лет) танк признают слишком слабым и его «апнут» (повысят параметры).

Другими словами, игрок должен иметь в своем ангаре не один, а 5, 7 или 10 топовых танков, чтобы играть не на том, котором хочется, а на том, который в данный момент «нагибает».

Идея для Wargaming: давно пора сделать танковый гороскоп. Юпитер находится в созвездии Ориона – пробитие немецких танков ухудшилось на 8% до следующей полной Луны.

Есть же в WOT тестовые сервера, где обкатывается новая техника, активно приглашают игроков опробовать разные модификации танков перед выводом их на всеобщее обозрение. Почему же нельзя удачно вписывать новые модели в существующую систему без балансировки старых танков?

C новыми танками регулярно происходит одно и то же. Сначала они получаются очень хорошими, чтобы игрокам захотелось купить новинку, а через несколько месяцев, когда каждый второй обзаводится машиной, её характеристики ухудшаются.

Еще иногда случается «скрытый нерф» танков. Разработчики оставляют все отображаемые показатели на месте, но изменяют несколько параметров «под капотом», которые сказываются на балансе.

Так, например, могут изменить коэффициент сопротивления грунтам для танка. Мощность в параметрах при этом остается прежней, а вот разгоняться или поворачивать он начнет иначе.

Даже премиум-танки (которые покупаются за реальные деньги) со временем ухудшают, чтобы мотивировать игроков покупать новые . Если кто-то отдает пару тысяч рублей за годную технику, то спустя полгода его танк оказывается банальной среднестатистической машиной.

Вывод: большинству игроков нет никакого желания следить за каждым изменением в игре и после очередного патча пересматривать свой ангар.

3. Жадная экономика в игре

Бывалые игроки стали часто жаловаться на нехватку серебра. Это самая легко зарабатываемая валюта, но её всегда мало.

Я за месяц игры почти прокачал одну из самых простых и популярных веток советских тяжелых танков. Сложнее всего было накопить именно серебро . Даже опыт, который не купишь ни за какие деньги, худо-бедно капал в копилку, а вот монеты никак не хотели копиться.

На начальных уровнях игрока щедро одаривают серебром, ремонт техники копеечный, снаряды недорогие, на снаряжения всегда хватает. С каждым следующим уровнем техники цены на танки и комплектующие вырастают в разы, ремонт становится дороже, а боеприпасы и вовсе становятся золотыми.

По идее, увеличивается наносимый игроком урон, что должно вылиться в больше заработанных монет, но не тут то было. Здесь и вступает в игру знаменитый рандом.

Даже хорошие игроки на годной технике часто сталкиваются с серией досадных промахов, рикошетов и непробитий, а ведь каждый выпущенный снаряд стоит не меньше 1000 монет . Пять выстрелов «в молоко» и даже в случае победы игрок может уйти в минус .

Если при этом еще и технику ремонтировать нужно, то три неудачных боя подряд сильно бьют по бюджету.

Идея для Wargaming: почему до сих пор не ввели в игру топливо и еду для экипажа? Это же гарантированная выкачка монет после каждого боя!

Опытные маркетологи грамотно разбили целенаправленную выкачку средств на небольшие микро-транзакции. Гордо красующиеся 50К серебра на экране после боя превращаются в 3-5 тысяч после ремонта техники, пополнения боекомплекта и закупки снаряжения.

В итоге, если играть без вложений, на последних уровнях будет очень сложно. Денег то и дело будет не хватать, для покупки следующего танка накопить опыт можно относительно быстро, а вот копить монеты придется в два-три раза дольше.

Возможно, придется даже продать предыдущий любимый танк, к которому привык. Взамен получишь стоковую заготовку, которую придется снова прокачивать, а «расходники» на неё стоят вдвое дороже.

Вывод: не решают проблему регулярные подарки, награды за простые задания и всевозможные акции. Разработчикам нужно пересмотреть экономику игры, она стала слишком жадной для игроков. Без вложений на высоких уровнях играть очень сложно.

4. «Задротство» на последних уровнях

По своему опыту скажу, что максимальный интерес и удовольствие испытывал при игре на танках 6-7 уровней. Танки ездят шустро и быстро, стреляют в меру точно и часто, денег приносят много и регулярно.

Цена ошибок повышается в разы, риск практически никогда не оправдывается. Проще занять заранее известную позицию и пытаться отстреливать противников, чем возглавлять атаку собственной команды.

В итоге перестрелки на танках последних уровней превращаются в унылое «задротство». Десять человек съезжаются в узкий проезд посередине карты, прячутся за углами и пытаются быстро высунуться для совершения выстрела.

При этом приходится еще и выцеливать миниатюрные люки, башни и другие уязвимые места противников. Так проходят восемь из десяти боев на подобной технике.

Идея для Wargaming: быстрее вводите в игру танки XI и XII уровней, стреляют пусть 1-2 раза за игру, а снаряд пусть стоит как половина танка.

Так выглядит обычная игра на танке X уровня: ждем 30 секунд для поиска игроков, ждем 30 секунд до начала сражения, 30 секунд едем к месту перестрелки, две минуты на полном зуме выцеливаем лючок на башне врага, две минуты ждем в ангаре окончание сражения.

Сомнительное удовольствие.

После шальных матчей на средних уровнях, когда большинство боев приносят настоящее удовольствие, попадаешь в жалкое подобие киберспорта, когда нужно сопоставить прицел с движущейся точкой на экране и вовремя нажать на кнопку выстрела.

Играть или нет?

Многие бывалые игроки давно забросили аккаунты в WOT, некоторые даже продают учетки за несколько тысяч, чтобы хоть как-то компенсировать затраченное на игру время. Новичков игра может захватить ненадолго, после чего наступает осознание проблем игры и разочарование.

WOT не ставит целью достоверно воссоздать танковые сражения, не пытается научить игрока разбираться в военной технике или подарить ему незабываемое ощущение от сражений на тяжелых машинах. Игра лишь медленно, но верно пытается развести на деньги , при этом уравнивая возможности большинства геймеров.

Я с большим удовольствием куплю какой-нибудь топовый проект в любимом жанре и потрачу время на изучение сюжета, а по возможности добью сетевой игрой вместо однообразных покатушек на танках.

год и месяц назад Комментарии: 0


В далеком 2009 году в свет вышла известная каждому человеку, не только в России, но и во всем мире, многопользовательская игра – World of Tanks . С тех самых пор эта командная игра объединяет людей по всему миру, способствует укреплению дружбы и сотрудничеству компаний-спонсоров.

Для начала необходимо понять смысл данной игры. В каждом бою две команды по 15 человек , которые за счёт опыта, сильных сторон техники и особенностей карты стараются уничтожить технику соперника или захватить его базу. Чтобы более подробно изучить геймплей игры необходимо посетить официальный сайт , форум и наш .

Почему нужно тратить на это время? Почему миллионы игроков ежедневно тратят часть своей жизни на «красивые картинки»? Объясняется это семью основными причинами , речь о которых и пойдет в моей статье, написанной с позиции человека, играющего в World of Tanks.

Причина №1

Игра улучшает логическое мышление и память. В «Танках», как их сокращенно называют геймеры, существует пять классов техники: тяжелые, средние и легкие танки, противотанковые установки и артиллерия. В зависимости от каждого класса, игрок выбирает тактику ведения боя, предпринимает уникальные действия, способные помочь команде, достигается это исключительно выработанным за время игры логическим мышлением. Знание особенностей танка противника, его слабых мест и характеристик вырабатывается путем долгого изучения, которое в свою очередь и развивает память игрока.

Причина №2

Игра снимает стресс. Данный пункт не касается людей со слабой психикой. Думаю, каждый современный человек, приходя домой с работы после тяжелого и нервного трудового дня мечтает выплеснуть свою злость на окружающих или на свою семью, так почему бы не сделать это без вреда для окружающих в виртуальном мире?

Причина №3

Развивает умение работать в команде. В World of Tanks существует система кланов и отрядов, где объединяются люди с разных городов и стран, от взаимодействия которых зависит результат боя. Обычно в клане есть несколько лидеров, которые в свободное время отрабатывают с игроками командные действие, улучшающие тактику и взаимопонимание. В реальном мире способность действовать в команде очень помогает людям в их работе, ускоряет процесс производства и в общем положительно сказывается на результате деятельности.

Причина №4

Развивается кругозор игрока, помогает освоиться на новом месте работы. По своему опыту могу сказать, что в любом коллективе, даже самом небольшом есть два-три человека, играющих в «Танки». На кофетаймах или перекурах с такими людьми легче найти общий язык и общие темы для разговора, особенно, если Вы в этой компании совсем недавно и Вам надо найти новых друзей и лучше узнать коллег, именно знание игры помогает сблизиться с этой категорией людей, а при высокой статистике побед и вырасти в их глазах.

Причина №5

Изучение истории. Вся техника в игре имеет реальную историю возникновения, большая часть танков существовала на самом деле, другая же часть навсегда осталась на чертежах. Долгие годы изучения схем и чертежей мирового танкостроения сделали игру исторически достоверной. Многая техника была представлена на полях сражений в годы Великой Отечественной войны. Именно этот фактор заставляет пользователей закрыть игру и взять в руки книгу по Истории, посетить исторические выставки, места боевой Славы, города-герои. Миллионы человек узнали историю с абсолютно новой для себя стороны и полюбили её.

Причина №6

Игра «убивает» время. Нет ничего лучше, чем в морозные зимние вечера за чашечкой кофе поиграть в любимую игру, я думаю, что многие со мной согласятся.

Причина №7

Приносит прибыль. Тут всё достаточно просто. Существует два основных пути заработка в «Танках».

Первый способ простой и ориентирован на людей, стремящихся к большой статистике побед. Для таких пользователей и создаются группы с куплей-продажей аккаунтов. В таких группах люди с высокой игровой статистикой помогают менее успешных игрокам поднять свой рейтинг. Отдавая в руки данные от своей учетной записи, игроки зачастую оказываются в лапах мошенников и теряют её навсегда. При другом же раскладе игроки получают свой аккаунт с улучшенной статистикой.

Есть и альтернативный вариант – игроки сразу продают аккаунты «под заказ» с высоким рейтингом и улучшенной техникой. Во всех описанных случаях стоимость услуг составляет от 100 рублей до десятков тысяч . Только вот есть одно «но», данные способы являются запрещёнными Пользовательским соглашением и нередко покупатель теряет свой аккаунт и деньги навсегда.

Второй способ сложный, но является легальным. Это турниры. В мире ежегодно проходят сотни соревнований по «Танкам», где команды из разных стран показывают мастерство владения «клавиатурой и мышью». За участие в таких турнирах необходимо оплатить взнос, однако в случае победы, сумма возрастает в десятки раз. Необходимо быть очень уверенным в себе игроком, иметь достаточное количество времени и быть в составе сильной команды, чтобы участвовать в таких турнирах. Если все эти условия соблюдены – будьте уверены, игра будет приносить Вам не только моральное удовлетворение, но и финансовую выгоду.

В заключении хотелось бы сказать, что игра не на всех людей действует одинаково, нередко она переходит в зависимость, у людей возникает нервозность, отдельные геймеры проводят бессонные ночи за компьютером, но всё же вопреки расхожему мнению, World of Tanks одна из тех многопользовательских игр, которая положительно влияет на жизнь человека и общества в целом.

Ссоры