X rebirth карта вселенной. X Rebirth

Игра X Rebirth - это возрождение серии космических симуляторов «Х». Новая игра разрабатывается как для поклонников серии, так и для новичков, которые только собираются отправиться в бескрайнее путешествие по огромному яркому и кипящему жизнью миру!

Далекое будущее. Вселенная Х находится на пороге неотвратимых перемен. Пока весь мир шагает в неопределенность, появляются новые враги, ищущие силы и власти. В это нелегкое время начинаются приключения юного авантюриста и его спутницы.

На потрепанном прославленном в боях космическом корабле наши герои столкнутся со вселенной один на один и сыграют ключевую роль в будущих событиях. Вы управляете их решениями и судьба галактики в ваших руках.

Игра отличается множеством игровых элементов! Эпические баталии в космосе, проработанная механика торговли, исследование космоса на больших скоростях с возможностью моментальных путешествий – все это и многое другое образует абсолютно уникальную космическую сагу, которая не позволит вам оторваться от монитора множество часов.

X Rebirth дарит игрокам новый игровой опыт! Новичкам будет легко освоиться во вселенной, тогда как поклонники серии будут довольны новыми функциями, часть из которых им еще предстоит отыскать!

Особенности:

  • Торгуйте! Экономическая модель предельно реалистична. Каждое ваше действие имеет значение! Путешествуйте по городам, кишащим кораблями и дронами, чтобы извлечь свою экономическую выгоду. У каждого судна своя цель. Остановите грузовой транспорт, перевозящий определенный товар, чтобы сократить его поставки, и это вызовет рост цен.

  • Сражайтесь! Масштабы сражений в X Rebirth не имеют пределов – от небольших локальных стычек до эпических побоищ между флотилиями! Ведите войну на всех уровнях. Уничтожайте турели и генераторы щитов, чтобы ослабить врагов, повреждайте двигатели и гиперприводы, чтобы не дать противникам скрыться, останавливайте работу их фабрик и заводов, чтобы обрушить экономику.

  • Стройте! Создайте свою личную империю! Вы можете обладать всем – от торгово-обменных пунктов до огромных заводов, от ферм до высокотехнологичных военных комплексов. Стройте ради продажи и наживы или чтобы укрепить свою военную мощь и задавить противника. Расширяйте и укрепляйте свои станции, чтобы сделать их работу эффективнее. В X Rebirth вы лично можете увидеть, как происходит каждый процесс. Добывайте ресурсы сами, чтобы развитие вашей империи шло как по маслу.

  • Принимайте решения! Следуйте богатой сюжетной линии с массой мелких деталей, в которой вы в любой момент можете изменить ход событий. Вы сами определяете свой темп изучения вселенной – выберите собственный путь и сами вершите свою судьбу. Найдите общий язык с инопланетянами и гуманоидами. Высаживайтесь на космических станциях, заводите новые связи, выполняйте задания случайных знакомых или даже нанимайте их в свою команду.

«Не дай вам бог жить в эпоху перемен». Так гласит древняя китайская мудрость, которую, очевидно, разработчики из Egosoft не слышали. Они затеяли очень большие перемены в своем новом космосиме X Rebirth и это не пошло игре на пользу.

X Rebirth

Жанр Симулятор
Платформы Windows
Разработчик Egosoft
Издатель Egosoft
Сайт www.egosoft.com

Оценка

Новые идеи; проработанный мир; впечатляющая графика космоса; музыкальное сопровождение (кроме баров на станциях)

Фактическая реализация задуманного; неудобные интерфейс и карта; масса ошибок; баланс; растянутый геймплей; лаги и вылеты

В ближайшие полгода, а то и больше, играть в этот потенциально неплохой космический симулятор не стоит. А в ожидании можно спокойно переиграть в X3

Нововведений в X Rebirth по сравнению с предыдущими частями X3 действительно очень много. Некоторые из них на самом деле очень даже хороши… теоретически. Но их фактическая реализация не выдерживает никакой критики. Первое новшество, с которым сталкивается игрок после запуска X Rebirth – фактическое отсутствие выбора стартовых условий, как было в предыдущей части. Доступна лишь сюжетная кампания и свободная игра, причем, начальные различия между этими режимами незначительные, стартовые условия почти идентичны. Сюжетная кампания во многом служит в качестве очень длинной обучающей миссии, в ходе которой вам постепенно рассказывают о событиях, произошедших после окончания предыдущей части серии. И лишь со временем сюжет становится более-менее интересным – через несколько часов игры.

X Rebirth создана на новом движке, работы над ней велись около 7 лет. И такой срок разработки привел к тому, что графика игры действительно во многом напоминает проекты 7-летней давности. Хотя космическое пространство передано просто замечательно – различные секторы достаточно индивидуальны, космические объекты (звезды, планеты, спутники, астероиды, космический мусор) проработаны очень хорошо и смотрятся на экране просто здорово. Станции (снаружи) тоже впечатляют. Но на детальную прорисовку других объектов у разработчиков, похоже, не хватило ресурсов и времени.





Теперь главный герой бороздит просторы космоса не в гордом одиночестве, а в компании спутницы по имени Йиша. Причем, роль ее очень ограничена. Она вносит некоторые пояснения в сюжетную кампанию, передает координаты входящим в звено кораблям игрока, периодически прикрикивает на бортовой компьютер. Кроме того, на собственные корабли и станции можно нанимать NPC для выполнения различных функций: навигации, ремонта, управления системами вооружения, строительства, торговли и т.д.

По многочисленным просьбам игроков, разработчиками была добавлена возможность высаживаться на станции и корабли. Теперь главный герой может прогуляться по коридорам станции, пообщаться с ее обитателями. Если с продавцом побеседовать на светские темы, обсудить проблемы и расположить его к себе, то можно получить хорошую скидку при торговле с ним или же сведения о расположении ценных кадров. Кроме того, на станциях разбросаны ящики и шкафчики с различными товарами, которые можно забрать себе, а потом продать торговцам на той же станции. Причем, стоящие рядом со шкафчиками охранники никак не реагируют на факт похищения чужого имущества, репутация игрока у соответствующей фракции не снижается. Кроме того, на станциях можно и забраться в вентиляционные шахты. Здесь можно найти тайники с более дорогим товаром (часто – незаконным) или даже крупные суммы кредитов.





Первые полчаса ходить по коридорам действительно интересно, но это вскоре надоедает. Становится очевидно, что станции однообразны. В принципе, это можно объяснить унификацией производства. Но даже сварщики всегда осуществляют ремонт в одном и том же месте, а разбросанные, якобы, в беспорядке коробки можно найти в одних и тех же закоулках и размещенные они совершенно одинаково. Торговцы и работники также очень похожи, представители одной профессии одеваются в унифицированную одежду. При этом выглядят NPC мягко говоря страшненько, графика внутри станций явно устарела. А голографические танцовщицы в баре и вовсе скорее отпугивают своим внешним видом, чем притягивают взгляд. Музыка в барах – отдельная пытка. Во всех барах крутится одна и та же ужасная мелодия. Хотя в главном меню и в космосе звучат очень приятные композиции.

Несмотря на простенькие текстуры внутреннего убранства станций и NPC, угловатые модели космических кораблей, X Rebirth умудряется заметно притормаживать как в космосе, так и внутри станций. Даже использование современных комплектующих и снижение в настройках качества графики не позволяет обеспечить стабильную комфортную частоту кадров. Временами игра просто превращается в слайд-шоу без всяких видимых на то причин. Часто выходом из этого служит загрузка последнего сохранения или же перезапуск.





В X Rebirth наконец-то реализован вид из кокпита. Об этом давно просили игроки, но разработчики услышали их лишь отчасти. Теперь вид из кокпита корабля – единственный возможный, переключение камеры не предусмотрено. Более того, кокпит всегда один и тот же, так как сменить корабль теперь нельзя. Конечно, покупать или завоевывать другие транспортные средства можно, но управлять ими не дадут. Чтобы привести их в движение нужно нанимать пилотов и капитанов. Непонятно, чем руководствовались разработчики, выпиливая из игры одну из основных фишек серии – возможность полетать на кораблях различного типа. Хотя стартовый корабль и можно достаточно гибко модернизировать (добавлять огневую мощь, устанавливать новые щиты, двигатели), это не может в полной мере подсластить пилюлю. Модернизация корабля теперь не совсем линейна. Игрок может выбирать, какие характеристики оборудования для него являются важными: общая мощность щитов или скорость их перезарядки, максимальная скорость или маневренность. При этом выбор оружия и ракет очень ограничен.

Еще одним новшеством сомнительной полезности является карта. Вместо использовавшихся ранее секторов, в которых располагались объекты, теперь используется иная система навигации. Галактика разделена на несколько систем, доступ к которым открывается постепенно по мере прохождения сюжетной кампании. Системы включают несколько секторов, которые, в свою очередь, поделены на зоны. Именно в зонах расположены станции и происходят основные события игры. Количество отдельных локаций уменьшилось, но их размеры увеличились. В целом же, доступное для исследования космическое пространство уменьшилось. Что касается самой карты, то она сделана крайне неудобно – полезной информации минимум, навигация не интуитивная, работа с картой требует длительного привыкания.





Кроме того был переделан интерфейс. И тоже не в лучшую сторону. Он оптимизирован для управления при помощи геймпада. Главное меню содержит ограниченное количество пунктов, но изобилует подуровнями. Добавим к этому мелкий шрифт, а также неудачный подбор цветов текста и фона. Сами же пункты меню не всегда информативны. Меню торговли крайне недружелюбное. Ну и наконец, иногда интерфейс просто пропадает. Лечение уже известно – перезагрузка сохранения или всей игры.

Знакомая по предыдущим частям серии система космических врат больше не функционирует (до определенной поры). Вместо них для полетов на большие расстояния служат космические магистрали, включающие несколько потоков. Если ранее игрок мог мгновенно перемещаться между секторами, то теперь на магистралях приходится проводить достаточно много времени – около 5% всего игрового времени. Чтобы скрасить однообразные перелеты, разработчики реализовали мини-игру – сядь на хвост более скоростному кораблю. Тогда и собственную скорость можно повысить, и полет кажется не столь скучным. Но со временем и это надоедает.





В целом, геймплей стал вялым и растянутым. Такому восприятию способствуют как путешествия по магистралям, так и другие моменты игры. Например, пешие прогулки по станциям занимают около 15-20% игрового времени. Чем дальше, тем меньше хочется по ним бродить. Кроме того, у космических станций теперь есть несколько стыковочных модулей, и не в каждом из них имеются необходимые торговцы или персонал. А полный перечень находящихся на борту NPC не реализован. Для поиска побочных миссий, исследования отдельных модулей станции (за что можно получить скидку на покупку товаров), выполнения ряда других действий теперь нужно долго летать вокруг станции. Внутренняя анимация нетороплива: менюшки открываются и сменяют друг друга медленно, каждая стыковка сопровождается роликом выхода из кабины, каждый взлет – роликом посадки в кресло пилота. Отключить их нельзя, после 10-15 посадки это начинает жутко раздражать.

Строительство станций игрока – тоже достаточно длительный процесс, включающий несколько этапов. Даже покупка нового корабля требует времени. Верфь – больше не магазин с готовыми товарами, а производственное предприятие. На изготовление транспортного средства нужно время, клиенты могут скрасить ожидание в местном баре (нет-нет, только не это!). Кроме того, доступный модельный ряд не слишком большой. При этом большие корабли для перевозки грузов разбиты на 4 категории: для контейнеров, энергии, жидких грузов и сыпучих грузов.





Разработчики обещали сделать X Rebirth проще и понятней для новичков. Пока это касается лишь финансовой стороны вопроса. Собрать стартовый капитал стало действительно значительно проще. Разбросанные на станциях товары позволяют пристыковаться с пустым кошельком, а улететь с несколькими десятками тысяч кредитов в кармане. Но и это еще не все. Еще одной мини-игрой является сканирование космоса на предмет бесхозных контейнеров с грузом. В данном случае за сравнительно небольшой промежуток времени можно обогатиться на миллионы кредитов. В результате, пропадает всякое желание выполнять побочные миссии или заниматься торговлей, так как доход на единицу потраченного времени различается на порядок. В целом, экономический баланс удивляет. Значительно проще, быстрее и дешевле захватить мирный транспортный корабль для собственных нужд, чем заниматься сбором средств на его постройку и самим строительством. Кстати, корабли теперь имеют несколько модулей, которые можно повредить по отдельности.

Космос в X Rebirth совсем не пустынный. Он скорее напоминает городские дороги в часы пик – движение оживленное, местами пробки и препятствия. Число кораблей возле станций нередко переваливает за сотню. Возможно, именно это обилие транспорта и вызывает падение производительности. При этом корабли иногда скапливаются возле торговых площадок станций, если один из них не закончил погрузку или по другим причинам не покидает локацию. AI далеко не всегда в состоянии отклониться от заданной программы и отправить транспортник к другой станции.





Эти ошибки AI, к сожалению, не единичны. Игра просто поражает обилием багов: корабли не следуют приказам вести торговлю или перемещаться, не ведут ответный огонь в случае нападения, не ремонтируются на верфях (хотя деньги за ремонт со счета игрока списываются), новопостроенные транспорты не покидают верфи, члены экипажа пропадают, да и сами корабли могут пропасть (скорее всего, их уничтожают противники, но уведомления об этом не приходят), миссии не всегда можно завершить, а некоторые побочные задания нельзя даже взять – соответствующий пункт меню просто не появляется. Этот перечень можно продолжать долго. Не следует забывать о вылетах на Рабочий стол и зависаниях, которые проявляются с удручающей стабильностью. Некоторые важные функции, например, автопилот, не реализованы. Зато в космосе слышны звуки полицейской сирены и работающих на станциях механизмов. Разработчики, конечно, пытаются исправлять выявленные проблемы. Но ошибок очень и очень много, а терпение игроков не бесконечно.





Не приносит очков в копилку X Rebirth и локализация. Во-первых, был заменен локализатор (ранее серию X переводила компания «Новый диск», теперь «Бука»), такие изменения редко идут на пользу проектам. Во-вторых, заявленная в предварительном заказе полная русская локализация (интерфейс, субтитры, озвучка) на самом деле не реализована. В релизной версии переведены лишь некоторые элементы интерфейса. Полный же перевод должен был появиться через 2 недели. По мере выпуска патчей добавлялись его фрагменты, но и 3 недели спустя многие элементы так и остались англоязычными, а русскую озвучку и вовсе отменили.

Выхода X Rebirth ждали очень многие, увы, их постигло горькое разочарование. Три недели и семь патчей спустя ситуация улучшилась лишь частично и нас не покидает ощущение, что игрокам предложили стать бета-тестерами за их же деньги. Сейчас X Rebirth больше напоминает пациента в реанимации после сложной операции – состояние стабильно тяжелое и требует длительной реабилитации. Потому пока его лучше не беспокоить, и дать возможность врачам (разработчикам из Egosoft) продолжать лечение (выпускать патчи). А через полгода-год, когда пациент наконец-то выйдет из комы, его можно снова навестить. До тех пор лучше вернуться к предыдущим частям серии X.

Эта запись также доступна на:

Сегодня состоялся релиз долгожданной игры X Rebirth от студии Egosoft по вселенной Х.

X Rebirth — продолжение серии игр по вселенной X. Игра является «песочницей», в которой игрок может реализовать себя как угодно, став капитаном огромного флота, торговцем, искателем приключений, архитектором космических станций или всем вместе взятым. Игра также имеет интересную сюжетную кампанию.

Игровая механика

Игровая механика со времен серии X3 была кардинально переделана. Игра избавилась от большого числа замысловатых меню и перегруженного интерфейса. Теперь весь контроль был перенесен в меню быстрого доступа по клавише Enter. От этого игра действительно стала проще.

Управление кораблем осталось почти тем же, а вот стыковка через автоматический компьютер исчезла. Теперь нужно самостоятельно искать док станции и стыковаться к нему через быстрое меню стыковки.

Чтобы пристыковаться к станции нужно подойти вплотную к нужному модулю и дважды кликнуть на иконку этого модуля. Рядом появится меню как на рисунке.

Все станции теперь модульные и могут иметь несколько дополнительных доков помимо основного, которые могу предлагать различные услуги.

После приземления на станциях можно нанимать персонал и общаться с NPC. Для найма доступны:

После найма вы можете отвезти человека на нужный корабль или станцию, которой хотите чтобы он управлял, и назначить его туда через игровое меню.

Разговоры с NPC позволяют вам получить бонусы и скидки на станциях. Также они могут подсказать вам что то или дать побочное задание. Некоторые NPC продают дронов или различные товары. С NPC можно говорить на разные темы, делать комплименты, убеждать или угрожать.

Также на станциях можно воровать изымать предметы из ящиков для личных нужд.

Перемещение по вселенной изменилось кардинально. Вселенная теперь бесшовная. По ней можно перемещаться через специальные гиперпространственные тоннели. Их два вида — внутрисекторные (зеленые) и межсекторные (синие). Каждый туннель работает только в одну сторону и имеет по 6 полос движения. Межсекторый тоннель имеет 25 полос движения. Когда вы летите в тонели ищите полосу занятую другим кораблем. Так вы будете двигаться значительно быстрее чем в пустой полосе. В тоннель можно войти и выйти в любом месте. Эта механика очень похожа на тонели в игре Freelancer, только лучше.

Из меню пропал сингулярный ускоритель (уплотнитель) времени. Т.к. теперь корабли двигаются значительно быстрее, а станции находятся ближе, необходимость в нем отпала.

AI кораблей стало лучше. Вместо модулей расширений всю работу выполняет нанятый капитан или другой персонал.Количество команд уменьшено.

Торговая станция

Игрок не может садиться в кабину другого корабля и менять свой основной корабль. Управлять напрямую он может только своим кораблем, который дается в начале игры. Остальным кораблям можно только отдавать приказы. Разработчики пошли на это для упрощения игровой механики. В оригинальном X3 все корабли были равноправны, и сесть на место капитана можно было в любом корабле.

Модули станций

Станции состоят из большого числа различных модулей. Эти модули помечаются разными иконками. Если иконка не закрашена — значит модуль не исследован. Чтобы исследовать модуль надо подлететь к нему близко так чтобы иконка была в центре белого круга на экране. Обязательно исследуйте модули со значком i. Это позволит вам открыть удаленную операцию с расположенными рядом модулями. И вам больше не придется приближаться к модулю вплотную как раньше.

Модули бывают такого типа:

  • доки — помечаются значком соответствующей группы товаров: продукты, минералы и т.д. Например, если станция производит батареи то их можно купить через такие модули на этой станции.
  • верфь — тут можно купить корабли
  • бар («таверна») — развлекательные заведения. В них можно найти персонал самого разного рода, торговцев и т.д.
  • биржа — модуль с кучей синих графиков. Тут очень много торговцев разным товаром.
  • тюрьма — значок в виде вытянутой капсулы. Тут больше персонала на военную тему — десантники, капитаны, но и торговцы встречаются. Обязательно пускайтесь в холл в комнате с камерами. Там людей больше всего.
  • ремонтная мастерская — модуль со значком гаечного ключа. Тут полно инженеров, которые могут отремонтировать ваш корабль.

Какие модули есть на той или иной станции также показано в виде баннеров над гиперпространственном тоннеле.

Как заработать деньги

На начальном этапе игры способов не очень много.

Обыскивайте ящики на станциях и продавайте содержимое

Ящиков будет много, но оно того стоит. Товары можно будет продавать первым попавшимся торговцам. Также ищите спрятанные ящики в вентиляционных системах. Там обычно находятся нелегальные вроде хакерских чипов или космических мух. Такие товары можно продать торговцу — спекулянту. Обитают они часто в барах.

Выполняйте задания

Задания помечены значком черепа. За них неплохо платят и вы получаете репутацию. Имейте в виду, что задания на сопровождение занимают очень много времени. Лучше берите задания на защиту чего-то от нападения, которое произойдет сейчас, например, «защитить станцию от атаки корсаров».

Торговля крупными товарами

В игре есть две группы товаров. Первая группа — это малогабаритные товары, которые помещаются в обычные трюмы. Вторая группы — это товары для больших грузовых кораблей.

Товары первой группы покупаются у торговцев на станциях. Каждый торговец специализируется на определенных группах товаров — фермер, спекулянт, старьевщик, продавец оборудования, продавец оружия и т.д. Эти же товары вы можете находить в ящиках на станциях или подбирать из разбитых кораблей.

Товары второй группы можно купить в специальных доках станции. Это специальные отсеки, к которым могут подходить большие грузовые корабли. Для того чтобы купить такой товар в вашей группе кораблей должен быть грузовой корабль. Купить товар можно или через док или через меню Торговля. Чтобы купить товар нужно его выбрать, а затем нажать кнопку в правом нижнем углу. В открывшемся новом окне надо выбрать количество товара которое надо купить.

Сюжет

Жители стации

События игры начинается примерно через 40 лет после событий первых частей. Мы играем в области вселенной Х, называемой Альбион, изолированной от остальной части мира Х. Это произошло после события, известного как «Большое отключение», когда все врата из Альбиона были выключены. Это было сделано по решению горнодобывающей корпорации, которая объявила независимость от Аргона. Т.к. в секторе флот Аргона был отрезан от метрополии, его легко победили.

Игра начинается с обучения, которое очень плотно вплетено в сюжет. Наша задача укомплектовать торговый корабль персоналом. Стоит заметить, что обучение сделано на порядок лучше, чем в предыдущих играх серии. Редко встречаются моменты когда непонятно что делать.

Положительные моменты

  • Новый невероятно детализированный мир. В десятки раз больше объектов, кораблей и станций
  • Станции и корабли модульные. По ним можно ходить и исследовать, общаться с обитателями
  • Наем и управление персоналом
  • Бесшовная вселенная
  • Более простое, менее «хардкорное», управление. Более низкий уровень вхождения в игру чем в предыдущих частях
  • Красивые детально проработанные миры. Отличная современная графика

Отрицательные моменты

  • Отсутствуют автосохранения и сохранения на станциях (не забывайте нажимать F5 во время игры)
  • Освещение очень контрастное
  • Игра практически не локализирована на русский язык. Переведено только меню и название вещей. Нормальную локализацию обещают выпустить к концу декабря
  • Шрифты в быстром меню мелкие и смазанные
  • Игра местами выглядит сырой
  • Высокие системные требования.

Выводы

Игру с самого начала подвело то, что её не сделали С Ранним Доступом. Потенциала в ней море, но он не реализован. Игра сырая и недоделанная.

Игра получилась интересной, красивой, с разнообразным геймплеем и неповторимой атмосферой, но сырой. На мой взгляд это один из лучших космических симуляторов на данный момент. Игра не похожа на X3, поэтому если вы фанат предыдущих игр серии Х, X Rebirth может разочаровать вас. Нужно потратить много времени чтобы понять эту игру.

Оценка игры : 6/10

Описание игры

X Rebirth — новая веха в истории развития серии космических симуляторов X.

На этот раз разработчики отважились на давно напрашивающуюся «перезагрузку». Вместо того чтобы идти на поводу у ненасытных фанатов, которые постоянно просили расширять Вселенную — добавлять новые сектора, новые корабли, новые возможности и прочее, от чего серия не развивалась качественно, а лишь количественно, Бернд Лехан и немецкая команда Эгософт решили начать всё с чистого листа и сделать наконец космосим своей мечты.

Согласно генеральной линии, избранной девелоперами, X Rebirth должен стать новым началом Икс-серии, её перерождением и переосмыслением, сохранив при этом все свои основополагающие составляющие, такие как торговля, космические сражения, строительство и свободное плавание в безвоздушном пространстве.

Rebirth of Game

Гордость Альбиона

Первое и, пожалуй, основное инновационное решение, принятое эгософтом, касалось кораблей игрока и состояло в том, что отныне игрок сможет непосредственно управлять лишь одним кораблём. Мнения среди пилотов касательно данного решения по сей день остаются неоднозначными. Эгософт же сразу внесли ясность, указав на все особенности и преимущества избранной модели. Гордость Альбиона, именно так называется посудина о которой пойдёт речь, непростое корыто с несколькими параметрами, к коим мы привыкли, начиная с Beyond the Frontier, но детально воссозданный корабль класса M3 со своей командой на борту, внутренними помещениями, различными системами вооружения, навигации и обороны. С каждым членом команды можно будет встретиться лично, обсудить текущие задачи и раздать соответствующие команды. Некоторые из соратников будут постоянно сопровождать главного героя, как например со-пилот, других можно будет нанять на временную службу или просто перевезти. Среди всех союзников игрока со-пилоту девушке будет отведена особая роль. По ходу основной сюжетной линии она будет помогать нам разбираться в сложностях игры.

Дроны

Корабль сильно изменится к концу основного сюжета, и перед отправлением в огромную песочницу его функционал значительно расширится. Помимо новых оружейных систем, двигателей, щитов и других апгрейдов корабль получит в распоряжение огромное количество разнообразных дронов, которые позволят игроку выполнять специальные задачи, недоступные или неподходящие для основного корабля. Так, например, можно будет совершить саботаж на чужой станции, проникнув к хорошо запрятанному конвейеру через узкую вентиляцию и остановить производство, управляя дроном, предназначенным именно для такого рода задач. Игрок сможет управлять дронами как вручную, посредством специальных очков виртуальной реальности, так и отдавая конкретные команды, не отрываясь от штурвала своего корабля.

Капшипы

Никакая мощная торговая империя не может обойтись без грандиозных авианосцев (M1) и эсминцев (M2). Классификация кораблей в X Rebirth претерпит некоторые изменения, но это никак не скажется на их разнообразии, и сопоставимым с M1 и M2 гигантам останется своё место во Вселенной X. Теперь их детализации будет отведено намного больше внимания, чем раньше. Разделение на подсистемы, которые можно будет сканировать, использовать и уничтожать, позволит значительно повысить глубину игрового процесса. Каждый из таких титанов будет обладать собственным «полем тяготения», в пределах которого более мелкие корабли устремятся в направлении движения капшипа, сохраняя скорость, равную скорости капшипа, таким образом оставаясь неподвижными относительно крупного корабля. Благодаря этому капшипы будут постоянно менять картину сражения. Появится возможность приземлиться на крупные корабли, осмотреть их палубы и побеседовать с NPC.

Поскольку сесть в кокпит такого корабля и взять управление в свои руки не удастся, игрок получит возможность управления ими через диалог с капитаном или иным членом экипажа бигшипа. Перечисленное кардинальным образом изменит весь ход космо-битв. В то время как капшипы получат задачи стратегического характера и сконцентрируются на более крупных задачах, игрок сможет выполнять тактические манёвры, выводя из строя или разрушая отдельные системы и модули вражеских кораблей. Придётся решать, как именно поступить в той или иной ситуации, так как в итоге это, с одной стороны, повлияет на качество и количество трофеев, а с другой — на целостность флота игрока.

Станции и строительство

Итак, следуя по шкале размеров, начиная с NPC, переходя к дроидам и кораблю игрока, касаясь бигшипов, настала очередь рассказать и о станциях. Во-первых, разработчики пообещали новую экономическую модель, новые ресурсы и соответственно новые фабрики и заводы. Во-вторых, не нарушая основ избранного гейм-дизайна, эгософт сохранили принцип модульности и для станций. Каждый такой модуль выполняет свои индивидуальные производственные задачи. Это может быть что угодно, от дока для средних кораблей до насосной станции, которая перекачивает воду, полученную от перерабатывающей фабрики, расположенной на крупном астероиде к жилым модулям. Или просто огромное хранилище. Придётся хорошенько подумать, как именно расширять свою станцию. Вложиться в системы вооружения и обороны, скрывая от властей запрещённые к производству товары или построить гигантский склад, готовясь к затяжной войне. Всякий подобный шаг будет иметь важное стратегическое значение.

Сам процесс строительства теперь тоже будет очень сильно отличаться от прежнего. Их даже нельзя сравнивать. Судите сами. Всё начинается с того, что вы нанимаете специальный крупный корабль, но это не просто грузовой бигшип класса TL, а уникальная строительная платформа, на которой будет базироваться будущая станция. На начальных этапах предстоит определиться с выбором проектного чертежа станции, который во многом повлияет на дальнейшее ее развитие. Выбор будет широк как в плане размеров будущего комплекса, так и в плане его функционала. Кроме того, любая такая схема предоставит вариативность в плане выбора дальнейшего пути развития, так что в узкие рамки производства никого не загонят и поля для развёртывания не лишат. Третий этап состоит из добычи необходимых материалов. Можно будет решить, как добывать ресурсы для строительства, самолично занимаясь их доставкой, либо размещая заказы на требующиеся материалы. Непосредственно строительством будут заниматься корабли-сварщики, так что вам выпадет замечательная возможность наблюдать за процессом во всех деталях на каждом из этапов.

Структура Космоса

Вот мы и подошли к предельному делению на нашей шкале. Какие же инновации ожидают нас в плане строения самого Космоса? Самые кардинальные — полная интеграция и ликвидация всех мешающих швов в виде деления на сектора, связанные между собой системой врат. Если вы решите произвести замеры Икс-вселенной, пролетев от точки А до точки Б, где А, Б — точки касания, образованные касательной к… короче говоря, отныне Вселенная бесшовна!

Самое время сказать пару слов о сюжете. Между, так называемым, Земным Конфликтом, обнаружением Альдрина и терраформеров и моментом, когда стартует история X Rebirth, проходит значительный промежуток времени, за который успело образоваться большое количество новых альянсов и содружеств, разрушиться старых, появиться множество передовых технологий и научных школ. Всему этому, а также крупным переменам в сфере космических перелётов поспособствовал временный (возможно около 100 лет) сбой в функционировании системы врат, который привёл к тому, что многие звёздные системы оказались изолированы друг от друга, а вся налаженная инфраструктура, включая торговые маршруты, в одно мгновение полетела в тартарары. Некоторые посчитали, что причиной этого катастрофического явления был взрыв сверхновой, другие подозревали, что дело не обошлось без вмешательства Соненов, ведь, как известно немногим учёным умам, именно они отвечают за полноценное обслуживание системы врат. Окончательного же ответа пока никто не дал.

Пилоты должны помнить, что в предыдущих играх серии разработчики довольно неказисто преодолели сложности, связанные с перемещениями в огромном космическом пространстве, далёком от реальных космических расстояний, но всё же очень и очень не малом относительно большинства игр-песочниц. Попробуйте посчитать, сколько потребуется реального времени, чтобы минуть 50 километров (средний диаметр сектора) со скоростью 200-300 метров в секунду! А секторов-то во Вселенной не одна сотня… Немцы предлагали задействовать Сингулярный Уплотнитель Времени, который попросту ускорял игровое время. Нетрудно догадаться, какие сложности и неудобства испытывали игроки, вынужденные прибегнуть к использованию СУВ. И вот спустя почти десять лет команда Эгософт взглянула в сторону , пусть и несколько иного поджанра, космосимов и изменила структуру космоса, прибегнув к введению во Вселенную системы разноуровневых (в зависимости от дальности перелётов) межпространственных магистралей. В Икс-вселенной это приурочили к выходу из строя системы врат. Красота, которой заблагоухает дизайн, заключается не только в том, что игра освободится от вездесущего ига СУВ, калечащего геймплей, но и в том, что магистрали внесут искру жизни в слишком большие и слишком пустые пространства Икса. Ведь магистрали — это своего рода космическая дорога со своим трафиком, разношёрстными водителями и их автомобилями. Плюс ко всему, заранее просчитанные пути для кораблей освобождают движок от лишних расчётов и дают определённый прирост к производительности.

Быстрые перелёты в X Rebirth будут осуществляться посредством:

1. Локальных Магистралей , которые соединяют между собой Зоны , какие могут представлять собой космические колонии, крупные фабрики или другие заметные объекты;

2. Супермагистралей , которые соединят между собой Сектора , являющиеся совокупностью определённого количества Зон;

3. Межзвёздных Врат , которые восстановят своё функционирование и преимущественно будут использоваться крупными кораблями для перелётов между звёздными системами.

Rebirth of Engine

Распараллелим и полетим

Разумеется, что без написания нового движка или без значительной правки предыдущего все перечисленные задумки авторам сей космооперы осуществить вряд ли удалось бы. С целью увеличить интерактивность и углубить игровой процесс разработчики написали всё с нуля, по крайней мере, по заявлениям Бернда Лехана — CEO компании Egosoft. Самым главным преимуществом нового движка является поддержка многопоточности, которая позволит распределить сложные просчёты между ядрами процессора, отведя отдельный поток под рендеринг, отдельный под логику, отдельный под ИИ и так далее, поэтому наконец-то наличие многоядерного процессора будет оправдано.

Не совсем Rebirth

К сожалению, несмотря на все прелести новой модели освещения, которая будет включать широкодиапазонный свет (HDR), глубину резкости (DoF), высоко детализированные тени, глобальное освещение (SSAO) и другие графические улучшения движок X Rebirth, как и в далёком 2008 году не будет поддерживать рендеринг DX11 и даже DX10. А ведь уже тогда находились «графоманы», возмущающиеся таким положением дел. Конечно, они перегибали палку, даже в то время улучшенный движок X3 Reunion"а смотрелся очень неплохо и на DX9. Увы, до тотального REBIRTH"а нам немного не хватает, но ведь есть же ещё ролик!

Ссоры