Анализ «Тарас Бульба» Гоголь. Нравственная проблематика в повести Н.В.Гоголя " Тарас Бульба" (урок-суд)

Н. В. Гоголь - один из выдающихся писателей XIX века. Его творчество живет до сих пор, а знаменитые повести и комедии экранизируются не только в России, но и за рубежом. Произведения Н. В. Гоголя заключают в себе множество тайн. Не менее загадочной была и жизнь писателя.

Жизнь и творчество Н. В. Гоголя

Интерес к литературе у Н. В. Гоголя проснулся еще в детстве. Сначала писатель занимался сбором русско-украинского фольклора, в частности песен. Их он объединил в книге «Лексикон малороссийский». Над этим словарем Гоголь трудился несколько лет.

Н. В. Гоголь учился в гимназии, а после ее окончания переехал в Петербург. Город оказал огромное влияние на творчество писателя. Именно здесь начинается литературная карьера Н. В. Гоголя. Сначала он пишет «Вечера на хуторе близ Диканьки». Произведение связано с романтикой жизни народа. В литературе Гоголь был одним из первых писателей, который так подробно описал радости и горе простого сельского люда.

Спустя несколько лет выходят два сборника рассказов, «Миргород» и «Арабески». В одно время с ними Н. В. Гоголь писал «Петербургские повести».

После премьеры комедии «Ревизор» Н. В. Гоголь на некоторое время прекратил писать: «Ревизор» был воспринят с ужасной критикой. Люди не поняли комедию и посчитали ее пустым анекдотом, насмешкой над людьми.

После Н. В. Гоголь пишет «Мертвые души», еще одно бессмертное произведение.

Умер писатель при загадочных обстоятельствах. По воспоминаниям, он был очень болен и умирал в муках. Спустя несколько десятков лет после его смерти провели эксгумацию тела. Существовала гипотеза, что это была летаргия, а на крышке гроба якобы даже обнаружили следы, напоминающие царапины от ногтей. Однако этот факт не был доказан.

«Тарас Бульба»: история написания повести

Повесть «Тарас Бульба» вошла в сборник рассказов «Миргород». Образ Тараса Бульбы считается одним из самых противоречивых в русской литературе.

При работе над повестью «Тарас Бульба» Гоголю пришлось изучить большое количество исторических материалов. Однако официальных документов ему не хватало: писателю хотелось почувствовать душу людей, узнать их менталитет, приметы и бытовую сторону жизни. Гоголь занимался поэтикой народной песни, и это оказало влияние на образ Тараса Бульбы и других персонажей.

Работа над повестью продолжалась около 9 лет, писатель трудился с перерывами. Работал Гоголь с 1833 года по 1842. Повесть была несколько раз отредактирована.

К Тарасу Бульбе приезжают его два сына - Остап и Андрий. Он едет вместе с ними в Запорожскую Сечь, чтобы молодые люди посмотрели, как живут настоящие казаки, и стали настоящими мужчинами. Образ Тараса Бульбы выписан в деталях: это настоящий суровый казак, который хочет постоять за свое Отечество. В Сечи Остап и Андрий сражаются с поляками, но Андрий страдает от любви к польке. В конце концов Андрий бежит в осажденный город к любимой, тем самым отрекаясь от своих. Андрий примыкает к полякам и сражается на их стороне. Тарас Бульба убивает Андрия за предательство. «Я тебя породил, я тебя и убью» - приводит его слова Гоголь («Тарас Бульба»). Образ Тараса все более раскрывается перед читателем. Он идет сражаться дальше. Остапа берут в плен и казнят на площади. Тарас Бульба идет мстить за смерть сына, но его полк разбит. Героя сжигают заживо на костре.

Проблематика повести «Тарас Бульба»

Прежде всего это проблема воспитания. Удивительно раскрывается образ Тараса Бульбы в повести, когда он велит сыновьям ехать на Сечь. При этом Андрий и Остап беспрекословно подчиняются отцу.

Вторая проблема - это любовь к Родине, патриотические чувства каждого героя. Читатель прекрасно видит, что между родственными отношениями и страной Тарас выбирает Отечество. Тарас не щадит своего сына, и, потеряв Андрия, продолжает воевать вместе с Остапом.

Третьей темой можно обозначить проблему выбора между патриотическими и любовными чувствами. Андрий настолько увлекся панночкой, что предал казаков. Он не смог бороться с влечением к этой девушке.

Образ Тараса Бульбы

Главный герой обладает всеми достоинствами человека описанной в повести эпохи. Он мудрый руководитель, который не создан для семейного очага. Непреклонный и решительный, он ненавидит врагов и отчаянно борется с польским гнетом. При этом Тарас не любил роскоши. Он предпочитал простую жизнь казаков.

Раскрываются основные черты Тараса Бульбы при конфликте с Андрием. Осознав, что его собственный сын предал Отечество, Тарас не колеблясь, убивает его без чувства жалости, уверенный в своей правоте. А сколько внутренней силы в Тарасе Бульбе читатель наблюдает при казни Остапа! Этот волевой человек видит, как выводят казнить его сына, его гордость, но ничем себя не выдает.

После смерти Остапа Тараса можно назвать жестоким. Но он боролся за правое дело: нужно было покончить борьбу с поляками и отомстить за смерть сына.

Это поистине созданная для народа повесть. "Тарас Бульба" (образ Остапа - тому подтверждение) - мастерски написанное, при этом близкое и понятное каждому произведение.

Образ Остапа

Тарас Бульба видел в Остапе хорошего воина с самого начала жизни в Запорожской Сечи. Бесстрашный, сильный, он производил впечатление даже на опытных казаков. Характером он походил на Тараса - такой же сильный и волевой. Стоит отметить, что когда Остапа казнили, он не проронил ни звука мольбы. Он стоически принимал свою смерть. Единственное, чего ему хотелось - это последний раз взглянуть на отца, самого близкого на тот момент человека.

Образы героев (Тарас Бульба - самый яркий из них) впечатляющи и естественны. Н. В. Гоголь смог идеально передать состояние людей, борющихся за независимость.

Повесть “Тарас Бульба” Н.В. Гоголя: сюжет, герои, проблематика

Центральное место в сборнике “Миргород” Н.В. Гоголя за­нимает повесть “Тарас Бульба”. Это произведение воссоздает эпоху героической борьбы украинского народа за свою независимость. Центром освободительного движения в то время была Запорожс­кая Сечь, организация украинского казачества, сложившаяся в середине XVI века в низовьях Днепра. Это обращение Гоголя к истории перекликалось с отношением писателя к современнос­ти. “Бей в прошедшем настоящее, – писал впоследствии Гоголь Языкову, – и тройною силою облечется твое слово”. Духовной пустоте современного общества писатель противопоставляет нрав­ственную цельность и могучую силу народного духа.

Повесть “Тарас Бульба” привлекает читателей реалистичнос­тью повествования, истиной сильных, богатырских характеров, героическим началом, сочетанием жанровых элементов эпоса и трагедии. При этом ведущий пафос произведения – романти­ческий.

Тарас Бульба – главный герой повести. В этом образе Гоголь раскрыл лучшие черты

национального героического характера. Все мысли и надежды героя неразрывно слиты с помыслами его народа. Во всем: в суровой простоте быта, в широте натуры и в самом складе ума – Тарас близок к своему “товариществу”. Од­нако, создавая типический образ народного героя, писатель под­черкивает его индивидуальность. Тарас Бульба – яркая, сильная личность, активно влияющая на ход событий. Могучая жизнен­ная сила, кипучая энергия, мужество и в то же время непосред­ственность, искренность, добродушие, чувство юмора – все эти качества присущи герою. Все эти качества делают образ героя многогранным, жизненно правдивым. “У Гоголя, – писал В.Г. Бе­линский, – Тарас Бульба также исполнен комизма, как и траги­ческого величия; оба эти противоположные элемента слились в нем неразрывно и целостно в единую, замкнутую в себе лич­ность; вы и удивляетесь ему, и ужасаетесь его, и смеетесь над ним”.

Историки литературы, анализируя образ Тараса Бульбы, стре­мились найти исторический прототип этого героя. Так, И. Ка­манин предполагал, что таким прототипом является Богдан Хмельницкий. И некоторые черты биографии Хмельницкого (два сына его убиты польской шляхтой) действительно позволяют нам говорить о справедливости данного замечания. Однако в целом Тарас Бульба – это обобщенный образ народного героя, каким он предстает в народных песнях и сказаниях.

И этот образ действительно соотнесен у Гоголя с фольклор­ной традицией. Превыше всего герой ставит любовь к отечеству. Он беспощаден и к врагам, и к родным, когда дело касается ис­полнения долга. Тарасу чужда какая-либо внутренняя противо­речивость, душевная двойственность. Это натура сильная, цель­ная, духовно могучая. Так, он осознает всю тяжесть преступле­ния Андрия, несмотря на его любовь к сыну. Ослепленный сво­им чувством к красавице-полячке, Андрий отрекается от родины и предает идеалы “товарищества”. “Чем не козак был?” – с горе­чью говорит Тарас, смотря на “чудную красоту” казненного его рукой сына. Это горькое чувство, глубокая жалость к сыну, так человечно и реалистически показанные Гоголем, придают обра­зу Тараса большую правдивость. Верность родине герой ставит выше кровного родства. “Нет уз святее товарищества! – говорит Тарас. – Отец любит свое дитя, мать любит свое дитя, дитя лю­бит отец и мать. Но это не то, братцы: любит и зверь свое дитя. Но породниться родством по душе, а не по крови, может один только человек. Бывали и в других землях товарищи, но таких, как в Русской земле, не было таких товарищей”.

Героическими качествами, по мысли писателя, обладают мно­гие запорожцы. Писатель представляет нам целую галерею храб­рых, достойных казаков в лице Мосия Шило, Степана Гуски, Бовдюга, Остапа. Остап – достойный преемник своего отца. Писатель подчеркивает его храбрость, воинскую смекалку, преданность своему народу. Всю силу своего характера проявля­ет Остап в сцене казни, когда его подвергают жестоким пыткам и мучениям.

Сцены убийства Тарасом изменника-сына, сцена казни Ос­тапа и сцена гибели самого Тараса на костре представляют собой трагические вершины повести. Центральным же эпизодом произведения является битва под Дубно. “Битва под Дубно из­лагается в форме сказа, в котором монументально-эпическая гиперболика, характеризующая подвиги богатырей из Запорожс­кой Сечи (битва – пир, воины – орлы), соединяется с высоким, проникающим в душу лиризмом(троекратное обращение Тара­са к казакам). Гиперболизируя, Гоголь применяет стилистику былин: “Там, где прошли незамайновцы, – так там и улица, где поворотились – так уж там и переулок!”. Усиливая образность и лиризм повествования, автор обращается к анафорическим фра­зам, к повторам, к риторическим восклицаниям: “Как же вски­нулись козаки! Как схватились все! Как закипел куренной ата­ман Кукубенко…”

На протяжении развертывающихся событий Гоголь неодно­кратно превращается в их очевидца, участника, заинтересован­ного свидетеля и комментатора, что было особенно свойственно романтизму. Так, предостерегая увлекшегося Шило, писатель просит: “Не добивай, козак, врага, а лучше поворотись назад!”. Захваченный драматизмом сражения, потрясенный потерями запорожцев, Гоголь призывает: “Козаки, козаки! не выдавайте лучшего цвета вашего войска!””.

“Тарас Бульба” – глубоко трагическое произведение. Здесь гибнут все главные герои. Однако авторская позиция оптимис­тична: писатель считает, что сила и мощь украинского народа вечны, непобедимы.

Глоссарий:

  • Сочинение тарас бульба
  • тарас бульба сочинение
  • сочинение по тарасу бульбе

(Пока оценок нет)

Другие работы по этой теме:

  1. Тарас Бульба является ключевым персонажем в одноимённом произведении Н. В. Гоголя, у которого было множество существовавших в реальности прототипов – его образ вобрал в себя...

Урок литературы –игра «СУД»

Тема урока: Нравственная проблематика повести Н.В.Гоголя

«Тарас Бульба»

Цели урока:

1.Повторить и обобщить знания учащихся по тексту повести;

2.Определить нравственную проблематику повести, исследуя эпизод казни Тарасом своего сына Андрия;

4.Воспитывать культуру чтения, прививать интерес к классической литературе;

5.Расширять кругозор учащихся, развивать ориентировку в пространстве, социально -бытовую ориентировку слабовидящих учащихся.

Оборудование урока компьютер, проектор, презентация, ролевые костюмы, предметы следственного эксперимента.

Форма урок-суд

ХОД УРОКА

1. Вводное слово учителя

Дорогие ребята и уважаемые взрослые. Мы закончили изучение повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба». Задача художественной литературы поднимать проблемы современности, а уж решать эти проблемы наша с вами задача. Не может быть одинакового прочтения художественного произведения. А хорошее произведение всегда вызывает споры. Сегодня на уроке мы попробуем разобраться в поступке главного героя. Ребята, будьте очень внимательны, смотрите, слушайте, запоминайте. У каждого из вас есть своя точка зрения. По окончании урока вы, возможно измените свою точку зрения, а возможно останетесь на прежней. Это ваше право. В конце урока вы должны будете ответить на вопросы и составить пятистишие к образу Тарас Бульба.

2. СЦЕНЫ СУДА Во время сцены суда перед глазами учащихся на мультимедийном проекторе проецируются иллюстрации худ.Шмаринова Д.А. к повести и иллюстрация худ Рытман Б.Л., которая служит косвенным вещественным доказательством.

3. ВОПРОСЫ

1.Кто главный герой повести?

2.Какие художники иллюстрировали повесть «ТарасБульба»

3.О каком новом герое повести вы узнали сегодня на уроке?

4.Что нужно сделать, чтобы правильно представить образ героя?

5.Какие у вас возникли вопросы? (можете написать эти вопросы дома)

4. ЗАДАНИЕ: составить пятистишие к образу Тарас Бульба

1. обвинение

2. защита

5. ТЕСТЫ

Сцены суда

Секретарь -Прошу всех встать, суд идёт.

Судья -Здравствуйте, господа. Прошу садиться.

Никто из свидетелей не уклонился, все на месте.

Секретарь -Нет, все собрались и ожидают в коридоре. Они предупреждены о запрещении общаться друг с другом.

Судья -Подсудимый,встаньте. Где вы родились, где живёте, род вашей деятельности?

Подсудимый Тарас Бульба, родился в 15 веке, проживаю в Запоржской Сечи, один из числа коренных старых полковников.

Судья - Слушается дело об убийстве Андрия Бульбы под председательством судьи-ученика 9 класса

государственный обвинитель - прокурор

защитник-адвокат

секретарь суда

обвиняемый, свидетели - учащиеся 7 класса

Есть ли отводы у сторон от состава суда.

Прокурор - Нет, ваша честь.

Адвокат -Нет, не имеем.

Судья -Тарас Бульба, вы имеете право хранить молчание, задавать вопросы, обращаться с ходатайством, выступить с последним словом.

Потерпевший, представьтесь

Потерпевший -Жустова Надежда Алексеевна, родилась в 20 веке, проживаю в г.Семей, работаю в школе-интернате №3, для слабовидящих детей, учитель русского языка и литературы в 7 классе.

Судья -Прошу садиться. Подсудимый встаньте. Признаёте вы себя виновным?

Тарас -Признаю.

Адвокат .- В законе указано, что подсудимый имеет право не свидетельствовать против себя, хранить молчание. Мы воспользуемся этим правом.

Судья -Слово для обвинения предоставляется прокурору.

Прокурор - В ходе судебного следствия была полностью доказана вина подсудимого. У меня вопрос к потерпевшей.

Надежда Алексеевна, Как вы расцениваете поступок Бульбы, убийство сына.

Потерпевшая

Я очень уважаю Тараса, но из-за убийства им Андрия мнения ребят разделились. Прошу суд помочь нам разобраться и определить: обвинить или оправдать Бульбу.

Прокурор

Следствие располагает рядом улик и показаниями свидетелей, доказывающим вину подсудимого. На листе дела№2 имеется описание вещественного доказательства. При обследовании на месте происшествия была найдена гильза от патрона, из тела убитого извлечена пуля. По данным судебно-медицинской экспертизы они соответствуют орудию убийства)

Подсудимый, это ваш пистолет.(Показывает пистолет)

Подсудимый Тарас -Да мой.

Прокурор

Также на месте происшествия найдены отпечатки обуви, подсудимого, следы подковы его лошади.

Адвокат

Господин судья, На листе№3 имеются также описание отпечатков обуви и других участников процесса, а на пистолете имеются слабые отпечатки пальцев других лиц.

Судья –У вас всё. Сторона защиты может что-нибудь добавить.

Адвокат -Пока нет

Судья -Переходим к допросу свидетелей. Вызывается свидетель Голокопытенко

Голокопытенко. - Голокопытенко. Участвовал в осаде города Дубно.

Прокурор -Что вы можете рассказать по существу дела?

Голокопытенко . Шёл бой. Я увидел,как из ворот крепости вылетел гусарский полк. Под всеми всадниками были бурые аргамаки. Впереди других понёсся витязь всех бойчее, всех красивее. Он разгонял, рубил и сыпал удары направо и налево. Затем я услышал, как вскрикнул Тарас

«Как?...Своих?.. чёртов сын, бьёшь?.. Эй, хлопьята! заманите мне только его к лесу, заманите мне только его.»

Я хватил его плашмя саблей, и он кинулся за мной. В лесу Тарас схватил его коня за повод. Я поскакал дальше в бой.

Адвокат. - Скажите, свидетель, вы узнали Андрия.

Голокопытенко.- Да узнал, это предатель.

Адвокат. -Господин судья, на листе дела №4 имеется описание гильз, выпущенных из оружия свидетеля. Чем вы это объясните?

Голокопытенко - Шёл бой, все стреляли.

Адвокат. Вот видите, у Голокопытенко тоже был мотив убить Андрия.

Судья

(прокурор и адвокат отказываются.)

Вызывается свидетель Остап Бульба. -Здравствуйте, свидетель. Вы предупреждены, что должны говорить суду только правду. Представьтесь.

Остап -Остап Бульба. Родился в середине 15 века. На момент событий меня избрали атаманом.

Судья . -Господин прокурор, ваши вопросы к свидетелю.

Прокурор -Скажите, Остап, что вы видели на месте убийства.

Остап

Когда я подъехал, Андрий лежал на траве. Я спросил у отца: «Батько, что ты сделал? Это ты убил его?» Отец кивнул головой. Тогда я предложил: «Предадим же, батько, его честно земле, чтобы не поругались над ним враги и не растаскали бы его тела хищные птицы.

Погребут его и без нас! Будут у него плакальщицы и утешницы.

Но минуты две думал он, кинуть ли его на расхищение волкам -сыромахам или пощадить в нём рыцарскую доблесть, которую храбрый должен уважать в ком бы то ни было. Потом подбежали Голокопытенко, Вовтузенко, Писаренко, все твердили, что казаки погибают и хотят видеть отца перед смертью. Тут нас окружили и меня ляхи схватили.

Адвокат . Как вы можете объяснить, отпечатки ваших пальцев на оружии моего подзащитного. Ваша честь на листе №3, как уже говорилось, есть отпечатки пальцев Остапа.

Остап -Когда мы с Андрием приехали домой после семинарии, увидели у отца на стенах сабли, нагайки,невода и ружья. Я брал оружие в руки и его осматривал. Оружие стоило дорого и поэтому редко использовалось, чаще сражались саблей.

Адвокат -Скажите, свидетель, Бульба стоял или сидел на лошади.

Остап -Отец стоял.

Адвокат . У нас есть ходатайство. Художник Рытман изобразил сцену встречи Тараса и Андрия. Просим вашего обозрения и приобщения к делу.

Судья – секретарь, будьте добры включить проектор.

Адвокат -Как видно, рисунок противоречит показаниям свидетеля. Тарас был на коне, ствол оружия опущен вниз.

Прокурор -Я протестую, ваша честь, Рисунок выполнен художником через пять столетий и не может быть приобщён к делу. Так как у каждого читателя своя точка зрения.

Судья. Протест принимается. Суд только обозрел доказательство защиты. К делу данный рисунок не приобщается.Есть вопросы к этому свидетелю.

(прокурор и адвокат отказываются).

Вызывается свидетель Амина Розахунова -Здравствуйте, свидетель. Вы предупреждены, что должны говорить суду только правду. Представьтесь.

Амина Розахунова. родилась в Турции в 15в. Живу с панночкой в доме воеводы. На момент убийства Андрия семья воеводы была в городе Дубно.

Судья. -Господин прокурор, ваши вопросы к свидетелю.

Прокурор - Скажите,свидетель, что вам известно по делу______________________________________________________________

Андрий не предавал. Он просто помог моей панночке и нам. Он был добрым

Судья -Есть вопросы к этому свидетелю.

(прокурор и адвокат отказываются) .

Вызывается свидетель Мария Стоцкая

Здравствуйте, свидетель. Вы предупреждены, что должны говорить суду только правду. Представьтесь.

Мария -Мария Стоцкая. Дочь воеводы, проживаю в г.Дубно.

Прокурор - свидетель,расскажите о ваших взаимоотношениях с погибшим.

Мария. Я всегда чувствовала,что у нас не может быть с ним никаких отношений. При встрече в осаждённом городе я ему сказала: «Не обманывай,рыцарь себя и меня».

Но он ответил, что всё для меня сделает. У меня всё.

Судья. Есть вопросы к этому свидетелю. Присаживайтесь

Адвокат.

Ваша честь, у защиты есть ходатайство о приобщении к делу магнитофонной записи ответа Андрия. Вот справка, что запись подлинная.

Судья - Мнение прокурора.

Прокурор - Не возражаю.

Судья . Наталья Николаевна, будьте добры, поставьте запись на прослушивание.

Андрий. А что мне отец, товарищи и отчизна?...Так если ж так, то вот что: Нет у меня никого! Никого! Никого! …Кто сказал, что моя отчизна Украйна? Кто дал мне её в отчизны? Отчизна есть то, чего ищет душа наша, что милее для неё всего. Отчизна моя – ты! Вот моя отчизна. И всё, что ни есть, продам, отдам, погублю за такую отчизну.

Адвокат . Ваша честь, у нас ходатайство о вызове ранее не заявленного свидетеля, явка его обеспечена. Он ожидает в адвокатской комнате. Это жид Янкель. Он также может пояснить некоторые обстоятельства дела.

Судья .Прокурор не возражает. Пригласите свидетеля Янкеля.

Здравствуйте, свидетель, Представьтесь.

Янкель. Янкель, еврей, но в повести все называют меня жидом. Я благодарен Бульбе, он меня когда-то спас от унижения.

Судья. Господин адвокат, ваш свидетель, задавайте вопросы.

Адвокат Скажите свидетель, когда вы впоследний раз виделиТараса, о чём у вас состоялся разговор.

Янкель. Это было за несколько дней, до последнего боя. Когда в город вошло подкрепление, я тоже вошёл, там увидел Андрия. Мы с ним разговаривали, и я записал на плёнку наш разговор. Об этом разговоре я и поведал Тарасу.

Адвокат Ваша честь, разрешите прослушать этот разговор. Вот справка, что запись не подверглась демонтажу.

Судья. Если прокурор не возражает. Нат.Ник. Будьте добры поставьте запись.

Андрий Янкель

Янкель Пан Андрий.

Андрий Янкель! Скажи отцу, скажи брату, скажи козакам, скажи запорожцам, скажи всем, что отец – теперь не отец мне, брат - не брат, товарищ - не товарищ, и что я с ними буду биться со всеми. Со всеми буду биться!

Адвокат Вот видите, ваша честь, он сам выбрал свою судьбу.

Судья . Все свидетели выступили, судебное следствие закончено, переходим к прениям сторон.

Прокурор. 1. В ходе открытого процесса была доказана вина подсудимого, я считаю, что Тарас Бульба виновен в убийстве сына.

2.В ходе следствия обвинение в убийстве переквалифицировано на самосуд.

Я понимаю состояние отца, но Андрия должен был судить суд товарищей.

Адвокат Уважаемый суд. Андрий при свидетелях отрёкся от отчизны, отца, брата, товарищей, вступил в открытый бой с запорожцами и был казнён старшим атаманом Тарасом Бульбой по законам военного времени как предатель. Я считаю, что Тарас спас своего сына от ещё более мучительной казни и позора. Вспомните, какое жуткое наказание видели братья в Сечи за убийство своего запорожца. Да и, возможно, если б позволили обстоятельства, он бы похоронил своего сына. Об этом мы услышали от свидетеля Остапа Бульбы. Я считаю, что мой подзащитный должен быть оправдан.

Судья . Пострадавший Надежда Алексеевна, что вы можете добавить

Н. А.. Я верю, что суд примет правильное решение.

Судья Тарас Бульба, ваше последнее слово.

Тарас

Нет уз святее товарищества! Отец любит своё дитя, мать любит своё дитя, дитя любит отца и мать. Но это не то, братцы: любит и зверь своё дитя. Но породниться родством по душе, а не по крови, может один только человек. А сын мой предал не только меня, предал, продал родину, веру, товарищей. И вырвал я седой клок волос и проклял и день и час, в который породил на позор себе такого сына. Я его породил, я его и убил.

Судья Суд удаляется в совещательную комнату.

Секретарь Встать, суд идёт.

Судья. Оглашается приговор. Суд, рассмотрев в открытом заседании, все обстоятельства дела постановил Тараса Бульбу 1. Обвинить (В убийстве, в самосуде)

2.Оправдать за неимением в его действии состава преступления (выбор учащихся)

Литературному суду

Экспертной комиссии

По данным экспертной комиссии аудиозапись № 1 с ответом Андрия является подлинной.

Литературному суду

Экспертной комиссии

По данным экспертной комиссии аудиозапись № 2 диалога Андрия с Янхелем является подлинной, демонтажу не подвергалась.

В целях соблюдения правил игры, возможности интерпретации художественного произведения были даны имена литературным героям повести соответственно: полячка - Мария Стоцкая; татарка - Амина Розахунова.

Тесты к повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба»

1.Действие повести происходит

а. современный мир

2.Место проживание запоржцев

а.Запоржская сечь

3.Остап и Андрий учились

в.семинария

с.колледж

4.В кого был влюблён Андрий?

а.татарка

в.полячка

с. русская

5.Сколько дней были братья дома после семинарии?

а. неделю

в. два дня

с.одну ночь

6.Какой город подвергся осаде запорожцев?

7.Кто заманил Андрия в лес.

а. Писаренко

в. Голокопытенко

с. Вовтузенко.

8. Как звали жида?

а.Менхель

с.Сенхель.

9.Кто убил Андрия?

с.Голокопытенко.

Синквейн

1.Тарас Бульба

Честный, справедливый

Защищает, любит, казнит

Страдает за Отчизну и казнит предателя

2. Тарас Бульба

Мужественный, жестокий

Возглавляет, сражается, казнит

Не признаёт любви Андрея и казнит

Бахмурнова Елена.Анатольевна, учитель МБОУ СОШ № 24 г. Новосибирска

Актуальные проблемы воспитания подростков (на материале романа А.С. Пушкина «Капитанская дочка» и повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»)

Говоря современным языком, русская литература - эта совершенная поисковая система, которая никогда не дает сбоя. Какой бы вопрос ни стоял на повестке, можно запрашивать классиков и ожидать исчерпывающего ответа.

В рамках художественной системы писателя открывается видение пути человека, народа, государства. Любая ситуация, оказывается, была описана давно, и давно даны безошибочные ориентиры.

Вот «Тарас Бульба» Гоголя. Сцена убийства Тарасом сына Андрия всегда потрясает детей. Как же так? Согласно одной из традиционных трактовок, перед нами неразрешимая коллизия: выбор между любовью и Родиной.

Андрия влечет красота полячки. Но не только. Его глазами дается описание прекрасного храма и дома в осажденном Дубне. Прекрасная архитектура, прекрасная музыка, прекрасная полячка, прекрасные польские паны, что смотрят сверху вниз на осаждающее город казачье войско. По контрасту – жалкая мать Андрия, простая беленая хата Тараса, отнюдь не блестящий вид козаков. Андрий выбирает красоту. «Красота - страшная сила» - так называлась исследовательская работа одной из моих учениц по «Тарасу Бульбе». У Гоголя она страшна, потому что это великое искушение. Рядом с «Тарасом» стоит у него «Вий», где обнаружена дьявольская сущность соблазна, что раскалывает душу человека, а потом и вовсе губит его.

Дети сейчас увлекаются жанром фэнтэзи, и чем же не ЧУЖОЙ Андрий, который произносит чудовищные слова: «А что мне отец, товарищи и отчизна?.. Кто сказал, что моя отчизна Украйна?.. Отчизна моя – ты!.. И все, что ни есть, продам, отдам, погублю за такую отчизну!» В традициях русского православия вера христианская, и родина, и воинское братство – это главные ценности. Андрий отрекся от рода, народа, Родины. «И погиб козак!»-пишет Гоголь раньше, чем Тарас убивает сына.

А теперь ситуация, что в свое время обошла СМИ: девушка на майдане с плакатом «Хочу кружевные трусики и в ЕС». Красота – страшная сила. Красота архитектуры, красота музыки, красота мужчин и женщин, красота трусиков, в конце концов. Красивая жизнь в широком смысле слова - и «Кто сказал, что моя родина Украина?»

Известно, что Гоголь в свое время не избежал соблазнов: был увлечен красотами Рима и красотой католического богослужения и всегда боялся попасть под власть женщин. Так что писал он со знанием дела. И повесть «Тарас Бульба в том числе про то, что так актуально сейчас: внешнее не должно заслонять сущностное. Чтобы менять свое на чужое, надо понимать, что за ценности ты размениваешь.

Красота польских красных кафтанов и золотых доспехов, которые горят на солнце – это одна сторона. С другой стороны: в бедной хате Тараса богатыми были только трофеи, конская упряжь и оружие – все то, что отличает героя как хорошего воина. Не до золотых доспехов запорожцам, потому что делают они дело «великого поту, великой козацкой доблести». И жены казаков не Прекрасные Дамы, потому что и время, и доля их тяжелы: мужчины большую часть жизни проводили в походах и там часто погибали. Но женщины смиренно несли свой крест, сохраняли дом, были нежными, заботливыми матерями.

Думал ли Андрий об этом? У Гоголя он замирает, остолбеневает при появлении полячки - этот паралич личности лишает его сознания, критичного отношения к происходящему. Конфликта между любовью и долгом, на наш взгляд и не было, Андрий был сразу покор е н и потому сделался покорным. Можно вести речь не только о гибели Андрия как казака, но и о его гибели как человека, отдающего свою субъектность во «внешнее управление». Это проблема очень широкая, и касается она и некоторых людей, и целых государств.

Еще одна актуальная проблема: поиск современного положительного героя. Делать жизнь подростку с кого - с брутальных суперменов западного образца?

А вот обратите внимание: Петр Гринев, «Капитанская дочка» Пушкина. Вначале – типичный недоросль. Представления о жизни, как и у многих инфантильных подростков: «Мысль о службе сливалась во мне с мыслями о свободе , об удовольствиях петербургской жизни» (выделено нами). Но мудрый батюшка решает отправить его на службу в захолустье, и начинается обряд инициации. Пушкин строит «Капитанскую дочку» во многом как сказку, потому что в основе произведения – линия инициации, т.е. испытаний героя. По сути, «Капитанская дочка» про то, как мальчик становится мужчиной. Сюжет укладывается в схему В.Я. Проппа: наказ герою, выезд из дома, обман и т.д. Но все этапы испытаний Гринева психологически очень достоверны. Первое, что он делает, выйдя из-под опеки, - сразу же нарушает наказ отца и поддается уговорам выпить и сыграть на деньги «по-взрослому». Но не это делает его взрослым.

Один из своих памфлетов Пушкин сопроводил эпиграфом: «Я вышел на арену с равными мне». Только в столкновении с трудными препятствиями и сильными врагами человек становится героем. Главным соперником Гринева Пушкин делает Пугачева.

В западных фильмах враги - это различные монстры, начиная от доисторических животных и заканчивая космическими пришельцами. Давайте посмотрим на Пугачева под этим углом зрения. Каждый раз он является Гриневу в новом обличье (беглый казак, «царь», палач, благодетель), к тому же имеет зооморфные черты (волк, орел) - попробуй различи под этими личинами человека. Всякая встреча Гринева с Пугачевым – это разгадывание загадки, испытание не на жизнь, а на смерть, и здесь суперменские боевые приемчики не при делах. В нужный момент Гринев проявляет и мужество, и волю, и бесстрашную честность, а еще глубокое понимание ситуации, ум и гибкость. Всякий раз он находит верный ключ к душе непредсказуемого Пугача, при этом сохраняет достоинство и ни разу не изменяет себе. Вот это испытания! В итоге самый опасный враг делается другом.

Каждый раз Петр как будто бы переходит на новый уровень в компьютерной игре: только победил – начинается новый гейм, еще более сложный. В итоге, когда, казалось бы, все позади, Гринев попадает под суд по ложному доносу. И здесь – благородное молчание о своей невесте и великое смирение перед судьбой, готовность перенести ее новые тяготы.

Пушкин показывает, что источник внутренней крепости русского человека – в его нравственной цельности. Петр Гринев обрел внутреннюю опору и начал соответствовать своему имени (Петр – камень) в Белогорской крепости. В этом ему помогло семейство с говорящей фамилией - Мироновы. Эти люди противостоят всякой лжи, раздору, расколу на личностном уровне: с одной стороны – великая смута, с другой - потрясающая нравственная цельность. Тихая, смирная Маша Миронова в нужный момент оказывается верной, сильной, самостоятельной в решениях, и она, как вещая невеста в сказках, спасает жениха. Happy end , и Голливуд отдыхает.

Пушкин как конкурент Голливуда? Да, поскольку современное массовое искусство эксплуатирует архетипические образы и сюжеты, заложенные в мифах и сказках. Схема та же: испытания героя в экстремальных ситуациях. Но если у западных «коллег» этот герой становится суперменом (читай: сверхчеловеком), потому что широко шагает по головам, то у Пушкина герой начинает и заканчивает другим - милосердием (заячий тулупчик и прощание с Пугачевым на лобном месте).

Одна из закономерностей: в критической ситуации нас осеняет, что пора оборачиваться назад, к «устаревшим» источникам, и мы наконец-то задаем трудные вопросы классикам. В итоге получаем возможность подумать о самом главном: об ответственном личностном выборе и о становлении человеческого в человеке.

Извечные проблемы подвига и предательства, поднятые в повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»

Повесть Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» (1835) - одно из лучших исторических произведений русской художественной литературы 19 века. Глубина и емкость характеров этой повести искусно сочетаются с продуманной композицией и завершенностью всех элементов стиля.

В центре «Тараса Бульбы» находится изображение борьбы украинского народа против иноземных захватчиков. Гоголь с теплотой и восхищением описывает жизнь Запорожской Сечи и ее обитателей. Для писателя Запорожье - это гнездо, «откуда разливаются воля и казачество на всю Украину».

В изображении жизни Сечи и его героев Гоголь совместил историческую конкретность и высокий лирический пафос. Слияние этих двух стихий и составило одну из основных особенностей «Тараса Бульбы», произведения одновременно и реалистического, и поэтического.

Повесть начинается с того, что Тарас Бульба везет своих сыновей в Запорожскую Сечь. Он считает, что только там, в битвах с врагами, они понюхают пороха, наберутся ума-разума, станут настоящими мужчинами. Прибыв в Запорожье, Остап и Андрий сразу попадают в гущу событий: не успев опомниться от гуляний и бражничества, они, вместе с другими казаками, едут биться с «проклятыми ляхами». Гонец, прискакавший в казачий стан, сообщил, что поляки по всей Украине притесняют народ и попирают православную веру. Конечно, такого бесчинства казачье товарищество потерпеть не могло. В крови у этих людей была огромная любовь к своей отчизне и благоговение перед верой предков. Негласный кодекс Запорожья гласил, что эти две святыни каждый казак обязан защищать до последнего вздоха.

По мнению Гоголя, Запорожская Сечь являлась кузницей сильных и мощных характеров, мужественных и благородных воинов. Весь бытовой и нравственный уклад Сечи содействовал воспитанию в людях высоких моральных качеств. Законы товарищества казаки чтили превыше библейских заповедей. Погибнуть за Родину и веру считалось в их среде почетным долгом, обязанностью.

Поэтому неудивительно, что все казаки отважно сражались с поляками. После того, как часть запорожского войска вернулась в Сечь, оставшиеся казаки поистине совершали подвиги, чтобы не уступить землю «ляхам»: «Как же вскинулись казаки! Как схватились все!»

Силы запорожского войска иссякали с каждой минутой. Польские отряды превосходили казацкие и по вооружению, и по численности. Но силен был в казаках боевой дух, крепка вера и любовь к отчизне. Трижды Тарас Бульба спрашивал своих товарищей: «А что, паны? Есть еще порох в пороховницах? Не ослабела ли казацкая сила? Не гнутся ли казаки?» И всякий раз богатыри отвечали: «Есть еще, батько, порох в пороховницах. Не ослабела еще казацкая сила; еще не гнутся казаки!»

Описание битвы под городом Дубно создано в фольклорном ключе. Неслучайно Бульба именно три раза обращается к своим собратьям по оружию. Казаки здесь уподобляются былинным богатырям, защищавшим свою Родину от всякой нечисти.

Много воинов погибло при этой битве. Но все они умирали как настоящие герои со словами «отчизна», «вера», «товарищество» на устах. Именно так погибли Мосий Шило, Степан Гуска, Касьян Бовдюг, атаман Балабан, Кукубенок. Весь «лучший цвет» казачьего войска ушел из жизни под Дубно, повторяя одни те же слова: «Пусть же славится до конца века Русская земля! Пусть же цветет вечно Русская земля!» Погибнуть за свою отчизну эти воины считали наивысшим счастьем.

Главный герой повести, Тарас Бульба, и его старший сын, Остап, всегда были в первых рядах казачьего войска. Это не только смелые и благородные воины. Вся их натура, склад характера, образ мыслей были созданы для битв, защиты родной земли и своих соотечественников. Недаром в 22 года Остапа выбрали атаманом, посчитав его самым достойным из всех казаков.

Остап Бульба всегда сражался как настоящий герой, не боясь ни неприятельской силы, ни ответственности, которую на него возложили казаки. И погиб он как настоящий герой. Остап, вместе со своими товарищами, попал в плен к полякам и умер страшной смертью, мучаясь от жестоких пыток. Но во время испытаний ни один мускул не дрогнул у него на лице. Терзания и пытки Остап выносил «как исполин». Тарас, будучи свидетелем мук сына, невольно восхищался им и одобрительно говорил: «Добре, сынку, добре!»

Только в самом конце, перед «последними смертными муками», Остап начал искать в толпе хоть одно знакомое лицо. В нем он хотел почерпнуть силы для последнего испытания. И Тарас, не побоявшись поляков, благословил сына на героическую смерть, достойную настоящего богатыря. На вопрос сына: «Батько, где ты? Слышишь ли ты?» Бульба ответил: «Слышу!»…и весь миллион народа в одно время вздрогнул».

Гоголь не описывает смерть других казаков, но мы можем догадаться, что и они погибли как настоящие герои, не предав своей Родины и не изменив православной вере. Идя на казнь, все запорожцы вели себя очень достойно. Они не боялись, но шли «с какою-то горделивостию,… не глядели и не кланялись народу». Перед пытками Остап напомнил своим собратьям, что негоже православному человеку унижаться, крича от боли. Я думаю, что все казаки выполнили наказ своего атамана.

Трагическая судьба была уготована всем мужчинам из семьи Бульбы. Сам Тарас также погиб мученической и геройской смертью от рук врагов. Его заживо сожгли на костре. Но этот сильный и мужественный воин даже не дрогнул при мысли о своей смерти. Мне кажется, что все казаки с юных лет знали, что могут погибнуть в любой момент. Поэтому для них не страшно было умереть, страшно было потерять свое достоинство, нарушить святые законы товарищества.

До самого конца Тарас Бульба думал только о своих братьях-казаках, о том, чтобы они ушли от врага, сумели спастись. Уже будучи в руках у поляков, связанный и израненный, герой дает товарищам советы, как убежать от противников. За это Тараса так ударили обухом по голове, что все «переворотилось в глазах его». Но, как пишет Гоголь, «разве найдутся на свете такие огни, муки и такая сила, которая бы пересилила русскую силу!» Своими последними словами Тарас Бульба подтверждает эту мысль. Он, как и лучшие воины Запорожья, благословляет русскую землю и православную веру, признается в любви к ним.

С семьей Тараса Бульбы в повести связана не только тема подвига, но и тема предательства. Младший сын Бульбы, Андрий, перешел на сторону врагов, влюбившись в прекрасную полячку. Но этого героя нельзя однозначно назвать отрицательным. Он обладает богатым духовным миром, сложным и противоречивым. Он также храбр в бою, как и Остап. Недаром, наблюдая за ним, Тарас думает: «И этот добрый – враг не взял бы его – вояка!»

Еще в бурсе младший Бульба отличался сметливостью, ловкостью, силой, умом. Не раз он становился предводителем опасных предприятий. Но Андрий не только «кипел жаждою подвига, но вместе с нею душа его была доступна другим чувствам». Именно из-за тонкости, чувствительности души и попал герой в беду.

Андрий искренно полюбил прекрасную полячку. «А что мне отец, товарищи и отчизна?» - говорит он. Этого героя не привлекает романтика войны, битвы и победы. Он создан для другого: для любви, личного счастья. Стремление к этому привело Андрия к измене и гибели от руки собственного отца.

Любовь к женщине столкнулись в душе Андрия Бульбы с любовью к отчизне и родной вере, с чувством долга. Любовь к женщине победила, но не принесла герою счастья. Нужно отметить, что во всех произведениях Гоголя женщины выступают как нечто разрушительное, как создания дьявола, темной силы. Они призваны соблазнять и разрушать, приносить несчастья и зло. Образ прекрасной полячки из «Тараса Бульбы» не стал исключением. Эта женщина отгородила Андрия от товарищей, отца, Родины.

Предательство и измена – самые страшные грехи в негласном кодексе казачьего товарищества. Они не прощаются и наказываются смертью, ибо измену Родине ничто не может ни оправдать, ни искупить. Андрий погибает от руки отца, который даже не пожелал закопать тело сына-предателя, ибо изменники этого не заслуживают.

Со всей уверенностью можно сказать, что повесть Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» - героическая повесть. В ней прославляется любовь к Родине и святость православной веры, подвиг во имя них. Запорожские казаки здесь уподобляются богатырям, хранящим родную землю от всякого зла. Все они погибают как герои, не предавшие святынь и законов товарищества. Изменники для этих людей приравниваются к врагам, которых нужно безжалостно уничтожать. Предательство святынь не прощается никому. Изменники вместе с честью и совестью теряют свою душу и не достойны жить на отеческой земле, которую воспевает в своей повести Н.В. Гоголь.

Измена мужа