Дворец музей лувр в париже. Музей Лувр – национальное достояние Франции

Лувр – это один из самых больших по площади и по количеству экспонатов музеев мира. Ежегодно его посещает более 9 миллионов человек и парижане считают Лувр главной достопримечательностью Парижа . Здесь хранятся шедевры мирового искусства: Мона Лиза Леонардо Да Винчи, древнегреческие скульптуры Венера Милосская и Ника Самофракийская. Музей расположен в центре Парижа, на правом берегу реки Сены, между садом Тюильри и церковью Сен Жермен л’Оксерруа.

Как добраться до Лувра

  • Станция Palais Royal Musee du Louvre – на пересечении линий 1 и 7
  • Станция Louvre Rivoli на линии 1.

Вход в музей

  • Через пирамиду – главный вход
  • Вход рядом с аркой Карузель
  • Через Львиные ворота – в правое крыло музея
  • Со стороны улицы Риволи - 93 rue de Rivoli – в левое крыло
  • Через подземный вход Торгового центра Carrousel du Louvre - 99 rue de Rivoli
  • Непосредственно со станции метро Palais Royal Musee du Louvre

Режим работы Лувра в 2019 г.

  • Выходной день - вторник
  • По понедельникам, четвергам, субботам и воскресеньям с 9:00 до 18:00. Залы начинают закрываться в 17:30
  • По средам и пятницам с 9:00 до 21:45. Залы начинают закрываться в 21:30
  • В первую субботу каждого месяца музей работает до 21:45, вход бесплатный для всех посетителей с 18:00
  • Музей закрыт 1 января, 1 мая и 25 декабря

Стоимость билетов в Лувр в 2019 г.

Чтобы избежать очередей можно купить билет заранее на сайте музея. В кассу музея самая большая очередь на главном входе через пирамиду, на других – значительно меньше.

  • Стоимость билета в кассах музея 15 евро
  • Стоимость билета на официальном сайте 17 евро
  • Бесплатно:
    • Для детей до 18 лет, независимо от гражданства
    • Для граждан ЕС от 18 до 25 лет
    • В первую субботу каждого месяца вход бесплатный для всех посетителей с 18:00 до 21:45 (можно сэкономить, но огромные очереди и толпы в галереях).
    • Вход бесплатный каждую пятницу с 18:00 для посетителей до 26 лет, независимо от гражданства
  • Аудиогида на русском языке нет. Стоимость аренды аудиогида на английском, французском и других языках - 5 евро.

История создания Лувра

История Лувра начинается в начале XII века, когда король Франции Филипп-Август для защиты западных границ Парижа построил мощную крепость с башней донжоном, которая использовалась как хранилище казны и королевских документов. В XIV веке король Карл V переезжает сюда из Сите, чтобы быть подальше от бунтовщиков и перестраивает крепость в королевские апартаменты.

В эпоху Возрождения также ведется реконструкция дворцового ансамбля. В 1528 году Франциск I приказал построить новый дворец, а затем каждый монарх Франции вносил свои изменения в облик строения, даже если он не жил в нем. Так, во времена Екатерины Медичи, супруги Генриха II, большая часть крепостной стены была разрушена и построена галерея, соединившая Лувр с Дворцом Тюильри.

В начале XVII века Генрих IV, испытывавший большое уважение к художникам, разрешил им жить во дворце. При Людовике XIV, переехавшим жить в Версаль , Лувр пришел в упадок и появились предложения о его сносе. К счастью, нашлись приближенные монарха, отсоветовавшие его разрушить здание.

При Наполеоне III ко дворцу было пристроено крыло Ришелье и некоторое время строение было симметричным. Во время французской революции в мае 1871 года дворец Тюильри пострадал от пожара и после проведенной реставрации Лувр приобрел современный вид.

Дворец был реконструирован в наше время при президенте Франсуа Миттеране в 1989 году. Американский архитектор китайского происхождения Йо Минг Пей построил стеклянную пирамиду, подобную пирамиде Хеопса, окруженную фонтанами и тремя небольшими пирамидами. Таким образом, была создана триумфальная девятикилометровая перспектива от пирамиды Пея – олицетворения симметрии через Елисейские поля до громадной арки Дефанса , современного делового и жилого комплекса, который хорошо видно в ясную погоду из центра города.

Стеклянная пирамида стала главным входом в музей и придала Лувру некоторую современность. Кроме того, для посетителей музей стал более доступным, увеличились его внутренние размеры, что позволяет выставлять большее число экспонатов. Хотя некоторые парижане считают, что стеклянная пирамида испортила исторический вид дворца.

В настоящее время Лувр имеет три крыла, на каждом из которых по четыре этажа:

  • Крыло Ришелье, расположенное вдоль улицы Риволи
  • Крыло Денон - вдоль Сены
  • Крыло Сюлли, окружающее квадратный двор.

Коллекция Лувра

Начало коллекции положил король Франциск, собравший дюжину картин, другие монархи тоже потрудились и расширили собрание музея.

Лувр оставался резиденцией монархов Франции до Великой французской революции. С победой якобинцев в 1693 году музей стал доступным для публики. Особенно значительный вклад в расширение коллекции музея внес Наполеон, бравший с побежденных контрибуцию в виде произведений искусства. В то время Лувр был переименован в музей Наполеона. Правда потом, во время оккупации Парижа союзниками многие ценности были ими же и украдены.

Не зря Лувр называют музеем номер один в мире – в нем хранится более 380 тысяч произведений искусства и выставлено около 35 тысяч экспонатов, музей обслуживает около 1600 сотрудников.

При входе в музей можно взять схему, где указано расположение залов и переходы между ними, а также план, с помощью которого можно найти и осмотреть самые выдающиеся произведения искусства. В переходах также указано расположение шедевров мирового искусства.

Крыло Денон – здесь экспонируется итальянская, испанская и английская живопись, французская живопись XIX века, галерея Аполлона, итальянская, испанская и западно-европейская скульптура и другие экспонаты. Среди шедевров:

  • Пленник или умирающий раб – скульптура выдающегося мастера Микеланджело
  • Расписанная статуя из липового дерева раскаявшейся Магдалины - Святая Мария Магдалина, скульптор Грегор Эрарт ,
  • Одна из выдающихся работ Леонардо Да Винчи Мона Лиза или Джоконда расположена в залах искусства итальянского Возрождения. Картина имеет небольшой размер и покрыта пуленепробиваемым стеклом. Около Джоконды, как правило, много туристов, рассматривающих улыбку Мона Лизы и фотографирующих ее
  • Жак Луи Давид «Посвящение императора Наполеона I»
  • Паоло Веронезе «Брак в Канне Галлилейской» , работа создана по мотиву известного евангельского сюжета о превращении Иисусом воды в вино.

Крыло Ришелье представляет немецкую, фламадскую и голландскую живопись, французскую живопись XIV – XVIII веков и апартаменты Наполеона III, французскую скульптуру и другие экспонаты. Среди самых известных произведений искусств:

  • На лестнице Дару находится Ника Самофракийская , статуя греческой богини Победы, созданная на острове Родос в память о победе над войском сирийского царя и найденная в 1863 году французским археологом Шарлем Шампуазо
  • Николас Ролен «Мадонна канцлера»
  • Ян Вермеер «Кружевница» .

Крыло Сюлли - здесь экспонируется французская живопись XVI – XVIII веков, предметы искусства XVI – XVIII, греческие статуи и римская мозаика и другие экспонаты. Среди шедевров:

  • Здесь находится знаменитая Афродита или Венера Милосская – самая загадочная из древнегреческих скульптур, относится ко II веку до нашей эры
  • Жорж де Латур «Шулер с бубновым тузом» .
  • Интересно то, что в Париже есть и перевернутая пирамида, расположенная в торговом центре Ле Карусель дю Лувр – Carrousel du Louvre, один из самых шикарных магазинов столицы Франции, в котором есть просторный выставочный зал, где проводятся ежегодные выставки, в том числе Парижская фото-выставка
  • В апреле 2003 года вышел в свет роман Дэна Брауна «Код да Винчи», продолжение опубликованного ранее романа «Ангелы и дьяволы». Произведение создано в жанре интеллектуального триллера, где главный герой доктор Роберт Лэнгдон расследует убийство куратора Лувра Жака Соньера. Оказалось, что путь к разгадке убийства надо искать в работах Леонардо да Винчи «Тайная вечера» и «Мона Лиза». Анализ этих работ значительно облегчает главному герою решить загадку и распутать убийство.

Виртуальные прогулки

Лувр - официальный сайт

По своей площади Лувр занимает третье место среди музеев мира. Его экспозиции охватывают огромные территории и многие страны, а также большой временной период – от античности до 1848 года. Искусство новейшего периода истории - 1850 – 1910 годы представлено в музее Парижа Орсе, искусство с 1910 года и до наших дней - в

Л увр — это почти Эрмитаж))) но хоть общего много, они все равно разные.
Лувр один из крупнейших музеев мира (третий в мире по занимаемой площади: 160 106 квадратных метров, из которых на 58 470 располагаются экспозиции).

Лувр находится в старинном королевском дворце (Palais du Louvre) в 1 округе Парижа. Это один из старейших музеев с богатой историей коллекционирования художественных и исторических реликвий Франции, начиная со времён династии Капетингов и до наших дней.

Сюда королями собиралось всё, что награбили французы со своих колоний и что удалось вывезти после успешных войн))) к сожалению наши, взяв Париж, не стали вывозить в Петербург его богатства...
Этот музей можно назвать универсальным. Его коллекции покрывают огромные географические и временные пространства: от западной Европы до Ирана через Грецию, Египет и Ближний Восток; с античности до 1848 года. Европейское искусство новейшего периода времени — с 1848 года и до наших дней — представлено в Музее Орсе и Центре Жоржа Помпиду, а азиатское выставляется в музее Guimet.
Искусство Африки, Америки и Океании экспонируется в музее набережной Бранли. Но это чисто для справки)))

Внутренний двор Лувра. Здание впереди самое старое из всех строений. Именно там короли и жили. Остальное пристраивалось позже. Практически по всему внутреннему периметру (на втором этаже) огромный широкий крытый "балкон" на котором, наверное, не только поместится бы экипаж с лошадьми, но и мог бы там совершать развороты)))

Статуи не на крыше, а именно на этом балконе. Такое размещение логично. Стоят они плотно и так, что можно к ним подойти близко и посмотреть детали, "пообщаться". И снизу их видно лучше, когда они не на крыше.

В основе Лувра лежит замок-крепость — Большая башня Лувра, — возведённого королём Филиппом-Августом в 1190 году. Одним из главных предназначений замка было наблюдение низовий Сены, одного из традиционных путей вторжений и набегов эпохи викингов. Так он когда-то выглядел (макет находится в подвальном помещении Лувра).

В 1317 году, после передачи имущества Тамплиеров Мальтийскому ордену, королевская казна переносится в Лувр. Карл V делает из замка королевскую резиденцию.

Отвлекусь - фонтаны включают на время. Экономят воду. ..)))

Устаревшая Большая башня Лувра была разрушена по приказу Франциска I в 1528 году, и в 1546 начинается превращение крепости в великолепную королевскую резиденцию. Эти работы проведены Пьером Леско и продолжались во время правления Генриха II и Карла IX. Два новых крыла были присоединены к зданию. В 1594 году Генрих IV решает соединить Лувр с дворцом Тюильри, построенным по желанию Екатерины Медичи. Квадратный двор дворца создавался архитекторами Лемерсье, а затем Луи Лево во времена правления Людовика XIII и Людовика XIV, увеличил дворец в четыре раза. Оформлением и украшением дворца руководили тогда такие художники как Пуссен, Романелли и Лебрен. В 1667—1670 гг. архитектором Клодом Перро на восточном фасаде дворца, выходящем на площадь Лувра, сооружена Колоннада Лувра.

В 1682 году работы были резко приостановлены, когда Людовик XIV выбирает Версаль как новую королевскую резиденцию. Начиная с XVIII века растет количество предложений превратить здание Лувра в музей. Проект рождается в правление Людовика XV и заканчивается с Французской Революцией.

Стеклянная пирамида работы архитектора Йо Минь Пей, служащая сегодня центральным входом в художественный музей, была возведена в 1989 г. по решению президента Франсуа Миттерана в рамках реализации реставрационного проекта «Большой Лувр» и, как и Эйфелева башня в своё время, вызвала массу критики и неприятия, но всё-таки сниcкала любовь критиков и заняла своё почетное место среди достопримечательностей Парижа.

На мой взгляд, она вписалась просто шедеврально! Представить такое даже во внутреннем дворике Эрмитажа невозможно...

После революции работы в Лувре продолжил Наполеон I. Его архитекторы Персье и Фонтен начали сооружение северного крыла вдоль улицы Риволи. Это крыло было достроено в 1852 году при Наполеоне III, и сооружение Лувра было завершено. После пожара и разрушения Тюильри, происшедших при осаде Парижской коммуны в мае 1871 года, Лувр приобрел современный вид. В 1989 году в центре Наполеоновского дворика была возведена стеклянная пирамида (архитектор Йо Минг Пей).

Впервые двери музея были открыты для публики 8 ноября 1793 г., во время Французской Революции. При Первой империи именовался музеем Наполеона.

Очередь большая, но двигается быстро. На входе проверяют сумки, пропускают через металлодетектор. Воду ножи, ножницы проносить нельзя. Запреты как в самолет.

Здание на фото кажется не большим. Но это не так. Поразило, что все пристройки, не смотря на разные века выполнялись именно в первоначальном силе.... не смотря на меняющуюся моду и вкусы королей и королев. В результате все здания соединены вместе и смотрятся очень гармонично и цельно.

Конная статуя Людовика XIV обозначает точку начала так называемой исторической оси Парижа, но дворец не выровнен по ней. И вообще, с нашим медным всадником его в один ряд поставить невозможно. Это такая же пропасть, как между комплексом зданий Лувра и Эрмитажем. Увы, но на мой взгляд, Эрмитаж внешне Лувру и в подметки не годится.

История создания коллекции:
В начале своего существования Лувр пополнял фонды за счёт королевских коллекций, собранных в своё время Франциском I (итальянские полотна) и Людовиком XIV (самое крупное приобретение — 200 полотен банкира Эверара Жабаха (фр. Everhard Jabach). На момент основания музея королевская коллекция насчитывала ровно 2500 полотен.

Теперь, когда с историей покончено, мы идем его смотреть)))

Воруют... о карманниках предупреждают на каждом углу... но, не помогает...)))

Пирамида не является единственным входом в музей. Это самый известный вход и самый запоминающийся для туриста - но не единственный. Помимо пирамиды, вы можете попасть в Лувр через торговый центр Carrousel du Louvre, который находится на том же уровне, что и кассы музея. Советы о том как войти без большой очереди в конце поста.

Это уже внутри... под пирамидой. Вписалась она на площадь просто прекрасно.. на мой взгляд.

А теперь его внутренности и главные интересности. Первым делом Джаконда египетские древности... тут их много.

Чем-то на матрешки похожи...))))

Чья-то душа полетела в рай...

Короны... по сравнению с нашими, просто нищета...

Главная артерия Лувра... народу тут... немерено... направление к Джоконде. Все спрашивают как пройти к Джоконде по короткому пути. Но пройти к ней, заодно не осмотрев по максимуму все остальное сложно))) все продумано до мелочей.

А вот и ее зал... и она сама - Джоконда.

Вокруг куча японцев Раньше они были хоть с фотоаппаратами, а теперь с планшетами в основном))) видимо стразу отправляют фотки в социальные сети. Честно говоря, наблюдать за людьми даже интереснее, чем смотреть на картины)))

На другие картины зала туристам отвлекаться некогда... подробно о ней я уже писал (ссылка выше), повторяться не буду...

Руки у мастеров из правильных мест росли...

Потолок... местами шедевральный. Сверху за посетителями внимательно следят женщины с ангелами... они в разных позах, с лицами выражающими одно - какого хрена вам всем тут нужно?!

Бедные драконы... сначала голую бабу привяжут, предлагают съесть... соблазняют, а потом зубочистками в пасть тычут... сволочи...)))

Наполеон. Его тут много. И в ватнике и на коне и без коня.

Встретили знакомого с Питера. Мир совсем тесный))) затем, через три дня, случано встретили его же и у Мулен Руж...))) это судьба! Был бы бабой, вышел бы замуж (если бы пригласили)))

Должен отметить, что в Лувре стены без особых излишеств. Новодельные. Исторические интерьеры там большая редкость. А так просто штукатурка, окрашенная серой краской и немного лепнины. Помещений много, а экспонатов в них иногда маловато. Но это лучше чем перебор, когда картины висят друг на друге.

Улыбка этой девушки понравилась больше чем у Джоконды и показалась более загадочной...

Женский идеал наших предков...

Кусочек Лувра через мелкую пирамидку.

Логотип музея на интересном месте... умеют грамотно подать...

Зал с античными статуями.

Светильники впечатляют.

Королевская столовая.

Постепенно в собрание музея были переданы наиболее ценные картины королевской коллекции. Огромное количество скульптур пришли из Музея французской скульптуры (musée des Monuments français) и после многочисленных конфискаций имущества в период революции.

В период наполеоновских войн с подачи первого директора музея, барона Денона, луврская коллекция пополнялась военными трофеями, тогда же в музей попадают археологические находки из Египта и Ближнего Востока. На протяжении XIX и XX веков коллекция музея была пополнена в результате множества приобретений и даров, в числе последних — коллекция Эдмунда Ротшильда, доставшаяся музею по завещанию последнего.

В центре зала символ (логотип) Лувра вокруг стеклянной пирамиды.

Экспонаты попадали в Лувр различными путями. Знаменитейшие полотна Лувра — «Джоконда» Леонардо да Винчи и «Прекрасная садовница» Рафаэля — принадлежали ещё Франциску I, который приобрёл личное собрание Леонардо после его смерти в 1519 году. Многие полотна попали в Лувр в качестве трофеев наполеоновской армии, особенно после разграбления Венеции в 1798 году (напр., «Брак в Кане Галилейской» Паоло Веронезе).

«Маленький нищий» Мурильо был куплен Людовиком XVI в 1782 г. А «Кружевница» Вермера и «Автопортрет с чертополохом» Дюрера приобретены музеем в 1870 и 1922 годах соответственно. Наконец, полотно «Христос на Кресте» Эль Греко досталось музею даром, его забрали из здания суда в Prades (Восточные Пиренеи) в 1908 году.

Самая известная скульптура музея — Венера Милосская, найденная в 1820 году и тогда же приобретённая послом Франции у турецкого правительства. Оказалась бы она в Эрмитаже, была бы так известна? Уверен, о ней никто и не вспоминал бы... раскрутка не мене важна, чем само произведение. А тут это делать умеют.

Говорят Венера с детства любила кормить крокодилов с рук... но это только легенда))

Лично мне такая Венера нравится больше... в ней хоть что-то венерическое есть...


В принципе, Венерой Милосской может себя почувствовать каждая женщина и без хирургического вмешательства)))

Это женские королевские диадемы... и банты и т.п. На этом прогулку по Лувру считаю завершенной. Это все лишь небольшие кусочки, на мой взгляд интересные... все показать нереально.

Теперь мои личные впечатления.
Комплекс зданий снаружи - наверное самый крутой музейный комплекс, что я видел в жизни. Построено с размахом. Все по-королевски изыскано, со вкусом, без вычурных золоченых излишеств и обилтных завитушек на каждом углу, как в некоторых залах Эрмитажа.

Фотографировать в Лувре можно свободно. Иногда висят предупреждения, что без вспышки, но блондинки снимают со вспышкой и никто их не ругает. Углы саркофагов просто черные от рук. Их все норовят потрогать и за это не ругают. Одна тетка даже присела на один из экспонатов, что не вызвало никакой особой реакции у смотрителя зала.

Они вообще предпочитают сидеть на своих стульчиках, т.к. стоит им встать их место сразу занимает чья-о задница и поднять ее со своего стула без боя не получается))))

Лувр, как музей, впечатлил пространством под пирамидой. Просторно, светло, мудро, красиво и главное будет современным еще несколько веков... Это центр музей куда удобно добираться и встречаться если потерялся. Там у кафе и рестораны и все остальное. Все продумано, гармонично и расчитано на большой туристический поток. Остальное, как везде в других музеях.

Рядом триумфальная арка... и начинаются Елисейские поля...

Полиция на велосипедах))) романтика...

Советы... как попасть в Лувр без большой очереди:

Постарайтесь купить билет заранее. Тогда вы сможете пройти в музей быстро: там имеется отдельная очередь для обладателей карты Пари Визит или лиц, имеющих входные билеты. При желании, вы можете купить сразу билет в Лувр с русским аудиогидом, это сэкономит ваше время и деньги за отдельную экскурсию.

Вход для тех, у кого уже есть билеты, находится в проходе напротив Пирамиды, ведущим к Пале-Руаяль. Здесь есть небольшой вход для групп и лиц с билетами или абонементами. В данном случае, вы попадете напрямую в музей, не проходя через подземный зал с кассами. Так что без билета вас не пропустят.

Вообще, очередь около Пирамиды появляется из-за обязательных мер безопасности: рамки-металлоискателя и проверки сумок. Очереди за самими билетами обычно не бывает, либо они небольшие: касс в подземной части много, кроме того, есть автоматы продающие билеты.

Лучше всего, если вы выберите утреннее время для посещения Лувра. Если прийти достаточно рано, то можно спокойно войти в стеклянную Пирамиду (и сделать там фотографии), после чего спуститься в подземную часть. Кроме того, так у вас будет больше времени для осмотра всей коллекции - билет действует весь день.

Если не получилось рано встать, тогда приходите в Лувр после обеда: часам к 3-м или 4-м вечера. Правда, времени на посещение останется не очень много, но можно все равно рискнуть. Вечером же, во время ноктюрнов по средам и пятницам - когда музей открыт до 9-ти вечера - очередей и вовсе почти никогда не бывает. Все равно мало кто планирует посмотреть ВСЕ. В основном ограничиваются Египтом, Джокондой и Венерой Милосской (о ней не забудьте, многие забывают).

В первое воскресенье каждого месяца вход в Лувр бесплатный! В разгар сезона это означает огромные очереди и толпы посетителей в популярных залах. Если вам нравится спокойствие и тишина, то приходите пораньше, либо выбирайте для посещений другой день.

В Каррусель можно попасть напрямую со станции метро Palais-Royal/musée du Louvr e (это 1-я и 7-я ветки метро). Идите по указателям, и вы попадете сначала в торговый центр - кстати, там расположена Перевернутая пирамида, Apple Store, многочисленные бутики, рестораны, Старбакс и Макдональдс. Напротив Перевернутой пирамиды располагается вход в Лувр для групп и отдельных туристов. Обычно, здесь либо нет очереди, либо она намного меньше, чем очередь наверху. Покупать билеты заранее - не обязательно. Как и при входе через Пирамиду, вы попадаете все в тот же подземный зал с билетными кассами.
Другой вход в Каррусель находится напротив выхода со станции метро Пале-Руаяль. В Каррусель можно спуститься по переходу сразу из сада Тюильри. На площадки перед аркой Карусель вы увидите два неприметных подземных входа: они ведут в к входу в Лувр и дальше в торговый центр.

Инфа и некоторые фото (С) интернет и программка. Другие посты о Париже и Франции читайте под метками Париж и Франция)))

На протяжении веков Париж считался и считается одним из главных европейских центров культуры и искусства. Культурным центром самого Парижа можно смело назвать Лувр, один из старейших музеев мира, богатейшее хранилище художественных и исторических ценностей.

От сторожевой башни до музея

История Лувра начинается в 1190 году, когда по приказу короля Филиппа II Августа на берегу Сены приступили к строительству замка, охранявшего подступы к столице с северо-запада. В случае необходимости через реку протягивалась цепь, перекрывая судоходство по Сене. Замок получил название Лувр, башня на противоположном, левом берегу, к которой крепился второй конец цепи – Нель.

Название «Лувр» чаще всего связывают со словом «волк» (loup), поскольку волки в старину были бичом этой местности. Похожая версия выводит название башни от французского louvrier, волкодав, или волчатник. Некоторые историки считают, что слово «Лувр» происходит от франкского lauer, «крепость».

Лувр был могучей крепостью, представлявшей в плане четырёхугольник. По углам возвышались мощные башни, высота центрального донжона составляла 30 метров. Весь замок был окружён 12-метровым рвом.












В 1317 году в Лувр была перевезена королевская казна, а к середине XIV столетия замок оказался в пределах новых городских стен, построенных по приказу короля Карла V, и потерял своё оборонительное значение. Карл затеял перестройку замка, к которому добавились два жилых крыла, а башни украсились изящными остроконечными крышами. Была построена новая башня, в которую король перевёз свою библиотеку из 973 рукописей. Это собрание впоследствии стало основой Национальной библиотеки Франции. По окончании всех переделок король переехал в Лувр.

В 1380 году Карл умер, а его преемники редко появлялись в столице, предпочитая замки Луары, и Лувр опустел. Новая жизнь замка началась в правление Франциска I, решившего вернуть королевскую резиденцию в Париж. В 1528 году донжон разобрали, и на его месте появился сад. В 1546 году начались работы по перестройке замка в роскошный дворец. Руководить строительством был назначен зодчий Пьер Леско.

Проект Леско предполагал возведение дворца, состоящего из трёх крыльев, расположенных по сторонам четырёхугольного двора. С четвёртой стороны, восточной, двор должен был открываться в сторону центра города. Угловые башни заменялись павильонами, украшенными колоннами и скульптурами.

Леско успел завершить западное крыло Квадратного двора Лувра, названное его именем, и приступить к строительству южного. «Крыло Леско» является самой старой частью Лувра и представляет собой яркий образец архитектуры французского Возрождения.

В 1564 году рядом с Лувром началось возведение дворца Тюильри, предназначенного для королевы Екатерины Медичи. Генрих IV соединил дворцы Большой галереей, в которой обосновались торговцы и ремесленники. Он же положил начало коллекции Лувра, купив для дворца ряд произведений искусства. При Людовике XIII кардинал Ришелье устроил в галерее типографию и монетный двор.

Разрозненные кустарные мастерские постепенно превращаются в организованную мануфактуру, в которой производились предметы роскоши. Луврский комплекс становился тесным, поэтому его решили существенно расширить. Площадь Квадратного двора должна была увеличиться в 4 раза, посреди него появился павильон с тремя арочными проходами, в северной части площади вырос новый корпус, повторивший своей архитектурой «крыло Леско».

Наступивший при Людовике XIV расцвет Франции сопровождался грандиозной строительной деятельностью. Лувр подвергся масштабной перестройке. Южное крыло увеличили вдвое, к нему были пристроены новые корпуса в стиле Леско, а Квадратный двор превратился в замкнутое пространство.

Главное внимание было уделено восточному фасаду, обращённому к историческому центру Парижа. Фасад в три этажа, возведённый в 1667-1673 годах, был выдержан в стиле классицизма. Руководил строительством Клод Перро, брат знаменитого Шарля Перро. Общая длина фасада составила 170 метров. Нижний этаж служил цоколем, поддерживавшим мощную колоннаду. Колонны стояли попарно, оконные проёмы между ними были увеличены, что сделало залы более светлыми и визуально просторными. Обрамлённое колоннадой здание оказалось чрезвычайно величественным, что и требовалось королю.

Людовику было неуютно в беспокойном Париже, и вскоре после окончания работ над Восточной колоннадой двор переехал в Версаль. Многие здания во внутреннем дворе Лувра остались недостроенными. Дворец опустел. Иногда в его покои въезжали чиновники различных учреждений, помещения сдавались в аренду под мастерские, вселялись квартиранты, а то и просто бездомные парижане.

В 1750 году речь заходила даже о сносе дворца, однако было решено использовать его для хранения королевской коллекции произведений искусства. Таким образом, в 1750 году Лувр стал музеем, хотя и недоступным для широкой публики.

С 1789 году в Лувре заседало Национальное собрание, которое после упразднения монархии объявило хранившиеся здесь сокровища национальным достоянием. 10 августа 1793 года музей открылся для посещения. Основу экспозиции составили произведения искусства, принадлежавшие короне, различные ценности, изъятые из французских соборов и конфискованные у аристократов.

Лувр пользовался особым вниманием Наполеона. При нём был произведён капитальный ремонт здания, а коллекция неизмеримо увеличилась. Прошедший с армией всю Европу, побывавший в колыбелях древнейших цивилизаций Египте и Восточном Средиземноморье, Наполеон в каждом занятом городе разыскивал исторические и художественные ценности, самые примечательные из которых передавал Лувру. После поражения Империи многие экспонаты музея так и не были возвращены.

В эпоху Второй империи к Лувру добавилось «крыло Ришелье», однако после её падения ансамбль понёс потерю – в 1871 году коммунары сожгли Тюильри. После разбора остатков сгоревшего здания Лувр практически обрёл современный вид. Последним дополнением к дворцу стала стеклянная пирамида во дворе Наполеона, прикрывающая подземный холл, в котором находятся кассы и главный вход в музей. Первоначально её постройка вызывала многочисленные возражения, однако сегодня решение признаётся очень удачным, поскольку музей обрёл просторный вход без вмешательства в исторический облик.

Антология мирового искусства

Сегодня Лувр – самый знаменитый музей планеты, в котором размещена одна из богатейших в мире коллекций произведений искусства и исторических ценностей последних пяти тысячелетий. Полюбоваться сокровищами Лувра ежегодно приходит почти 10 млн. человек.

Всего коллекция музея насчитывает свыше 300 тысяч предметов – картин, скульптур, фресок, ювелирных изделий, произведений прикладного искусства, артефактов, созданных древнейшими цивилизациями человечества. Одновременно выставляется не более 35 тысяч экспонатов. Причина этого – не только нехватка свободного места (общая площадь музея превышает 160 тысяч кв. м.). Многим экспонатам может навредить длительное пребывание в атмосфере наполненных зрителями залов, поэтому их регулярно убирают в хранилища. Особенно трепетного отношения требуют картины, которые экспонируются не дольше трёх месяцев подряд.

При распределении экспонатов по залам, в основном, соблюдаются хронологический и географический принципы, но есть масса исключений. Нередко произведения одного мастера или одной эпохи размещены далеко друг от друга. Причина в том, что подаренные Лувру коллекции из уважения к дарителям не разделяются и выставляются целиком.

Три крыла дворца, в которых расположен музей, носят имена Ришелье, Денон и Сюлли. Экспозиция Лувра содержит следующие основные разделы:


Кроме трёх наземных этажей в музее есть и подземный, в котором любой желающий может прикоснуться к фрагментам стен древнейшей крепости XII века. Любителей истории заинтересуют также апартаменты последнего императора Франции Наполеона III, расположенные на 2 этаже «крыла Ришелье».

В коллекции Лувра много экспонатов, имеющих непреходящее художественное и историческое значение, но даже в столь представительном собрании выделяются признанные шедевры. Остановимся на них подробней.

Главным украшением Лувра бесспорно является знаменитая «Джоконда» («Мона Лиза») Леонардо да Винчи, купленная у автора Франциском I, которую считают самой знаменитой картиной в мире. Зал, в котором выставлено полотно, всегда забит посетителями. После похищения в 1911 году картина защищена бронированным стеклом. В музее выставлены шедевры живописи эпохи Возрождения кисти Рафаэля, Тициана, Корреджо и других прославленных мастеров. Среди более поздних работ выделяются знаменитая «Кружевница» Яна Вермеера, а также «Коронация императора Наполеона» и «Свобода, ведущая народ» Жака-Луи Давида.

Самым известным произведением искусства античности, представленным в Лувре, является «Венера Милосская», которая в мире скульптуры занимает то же место, что и «Мона Лиза» в мире живописи. Статуя создана в эпоху эллинизма Агесандром из Антиохии и считается античным эталоном красоты. К той же эпохе относится другое знаменитое изваяние, «Ника Самофракийская», автор которой неизвестен. Скульптуру собирали буквально по частям, ряд фрагментов хранится в Лувре. Так, например, кисть руки богини выставлена отдельно в стеклянной витрине.

Двумя другими украшениями коллекции скульптур являются статуи «Восставший раб» и «Умирающий раб» Микеланджело, которые по выразительности и мастерству исполнения не уступают прославленному «Давиду». Здесь же выставлена знаменитая скульптурная группа «Амур и Психея» Антонио Кановы, воплощение чувственности в мраморе.

Жемчужина древнеегипетской коллекции Лувра – статуя сидящего Рамзеса II, одного из величайших фараонов Египта. Здесь же выставлена скульптура, изображающая сидящего писца, фотографию которой можно встретить в любой хрестоматии по истории древнего Египта.

В секторе Древнего Востока хранится экспонат, представляющий огромный интерес для любителей истории. Это Стела Хаммурапи, вавилонского царя XVIII в. до н. э., высеченная из диорита. На камне изображён сам Хаммурапи, стоящий перед богом Шамашем, который вручает царю свиток. Ниже помещён клинописный текст 282 статей кодекса законов, полученных царём от бога. Это древнейший из дошедших до нас законодательных сборников.

Сегодняшний день музея

Фонды Лувра постоянно пополняются и в наши дни. При музее действует «Общество друзей Лувра», которое с помощью благотворительных организаций, различных фондов и множества энтузиастов по всему миру разыскивает экспонаты, достойные лучшего музея мира. Так, недавно собрание Лувра пополнилось рядом археологических находок, среди которых шлем Карла VI, восстановленный из осколков.

Из-за переполненности Лувра было решено вывести часть его экспонатов в филиалы. В настоящее время действуют два таких филиала – в Абу-Даби с 2009 года и в Лансе с 2012-го. Музей Ланса выставляет, в основном, экспонаты Лувра, филиал в Эмиратах ведёт вполне самостоятельную жизнь, пополняя фонды своими силами.

Беспрерывно улучшается инфраструктура Лувра, его техническое оснащение идёт в ногу с эпохой. В центре внимания всегда посетитель. Проводится работа по реорганизации посещения музея, оптимизации экскурсионных маршрутов, частичной перепланировке залов в соответствии с требованиями времени. В 1981 году, при последней перестройке, число посетителей составило около 3 млн., сейчас же их количество возросло более чем втрое. Работы по модернизации музея ведутся полным ходом, завершить их планируется в 2017 году.

Лувр находится в постоянном поиске путей совершенствования, как, впрочем, было на протяжении всей его истории. Именно благодаря этому Лувр остаётся образцом для всех музеев мира.

Лувр, впрочем как и прилегающая к нему - являются символами Франции и ее столицы. Это не только самый посещаемый, но и самый крупный музей в мире. Несмотря на то, что под музей отведено только два нижних этажа, его невозможно обойти за один день - потребуется минимум неделя, чтобы в темпе и без остановок просмотреть все экспонаты.

Универсальный художественный музей - именно так можно охарактеризовать Лувр. Здесь собраны картины, скульптуры, ювелирные украшения, останки керамических изделий, словом всё то, что несет ценность для потомков, то есть нас, за долгие тысячелетия до нашего рождения.

Где находится Лувр

Лувр расположен в первом округе Парижа, то есть в самом центре. Попасть в него можно с улицы или со станции метро Louvre — Rivoli (1 ветка). на карте.

График работы Лувра

Вторник — выходной. В остальные дни с 9:00 до 18:00.
В среду и пятницу время работы продлевается до 21:45.
Лувр работает 24 декабря и 31 января с 9:00 до 17:00.
Лувр закрыт в эти дни: 25 декабря, 1 января, 1 мая.

Билеты в Лувр

Цена билета составляет 15 евро. Расчитываться можно как наличными, так и банковской картой.

Бесплатный вход в Лувр гарантирован (при предъявлении подтверждающих документов):

  • Лицам до 18 лет;
  • Лицам до 25 лет, проживающим на территории ЕС, Исландии, Норвегии и Лихтенштейна;
  • Преподователям искусства, истории искусства и прикладного искусства;
  • Художникам — членам французского Дома художника, или членам AIAP.
  • Владельцам карт ICOM или ICOMOS;
  • Безработным и получающим пособия в течение последних 6 месяцев;
  • Людям с ограниченными возможностями и их сопровождающим;

В период с октября по март каждое первое воскресение месяца всем предоставляется возможность посетить Лувр бесплатно!
Каждую пятницу с 18:00 и до 21:45 лицам до 26 лет — вход бесплатный.
В день взятия Бастилии — 14 июля — вход бесплатный.

В Лувр без очереди

Попасть в Лувр можно несколькими способами.

Первый вариант - простоять в очереди в центральный вход у пирамиды Лувра.

Второй способ - купить билет заранее и направиться к отдельному входу, который расположен напротив Пирамиды (в проходе к Пале-Роялю) по направлению к улице Риволи.

И, третий, самый быстрый способ - приобрести билеты в торговый центре и по указателям попасть в музей.

  • (цена: 35.00 €, 2 часа)
  • (цена: 170.00 €, 2 часа)
  • (цена: 20.00 €, 10 часов)

Прогулка по Лувру

Неудивительно, что сюда собираются все те, кому не безразлична история, искусство. Средняя годовая посещаемость составляет 10 миллионов посетителей! Поскольку экспозиции распространяются на площади около 60 тысяч квадратных метров (только вдумайтесь!) планировать визит необходимо заранее. Необходимо определить для себя интересную область, добыть поэтажную карту Лувра (бесплатно выдают на входе, можно и ), спланировать каждый свой шаг и расчитать время пребывания у каждого экспоната, чтобы не получилось так, что из всего раздела вы увидели только треть, потому что надолго задержались у нескольких экспонатов. И, конечно, смиритесь с тем, что увидеть весь Лувр за один раз у вас не получится. Даже если вы выделите 10 часов, у вас будет меньше секунды на просмотр каждого эспоната.

Коллекция Лувра

Специально для вас мы описали все экспозиции.

Не смотря на то, что в стенах Лувра соблюдается хронология и тематический ряд, имеются некоторые исключения. К примеру, коллекции подаренные Лувру выставляются в полном составе, поэтому некоторые картины будут расбросаны по нескольким экспозициям.

Экспозиция Лувра

Настоящей сокровищницей, где в бесчисленных галереях хранятся тысячи бесценных шедевров, является парижский Лувр. Произведений искусств так много, что целого дня не хватит на осмотр всех достопримечательностей.

Богатейшие коллекции Лувра, включающие в себя шедевры мирового искусства разных эпох, познакомят посетителей с выдающимися творениями многих цивилизаций и культур.

Древний Восток — Antiquités orientales

Образованный в 1881 году, этот отдел хранит в себе богатейшее собрание памятников и предметов из золота, серебра, бронзы и глины, которые являются отражением культуры древнейших цивилизаций Ближнего Востока. Все представленные здесь экспонаты создавались разными народами на протяжении нескольких тысячелетий до нашей эры. Самый старейший из них датируется 6 000 годом до рождества Христова.

Париж процветал и разрастался, и спустя почти двести лет в 1356 году был выстроен земляной вал, далеко отстоящий от прежней границы. Лувр больше не был важным оборонительным сооружением. Зато окруженная рвом крепость с четырехметровыми стенами приглянулась Карлу V, который чуть не погиб во время восстания парижан, находясь в менее безопасном дворце Консьержи.

В 1364 году архитектор Раймон дю Тампль приступил к работе над преобразованием крепости в резиденцию для короля. Были выстроены зубчатые башни, пристройки и отдельные хозяйственные здания перестроили в залы с огромными окнами, соединили их наружными лестницами. В Книжной башне Карл V Мудрый устроил библиотеку, которая насчитывала 900 томов.

Но краткая эпоха расцвета длилась недолго. Уже Карл VI покинул Лувр, и крепость погрузилась в сон.

Разбудил Лувр и вдохнул в него новую жизнь Франциск I. Этот монарх из своих походов привез во Францию эпоху Возрождения, он покровительствовал Леонардо да Винчи. Стоит ли удивляться, что по его указанию талантливый архитектор Пьер Леско полностью перестроил крепость, снеся Большую Башню и возведя на ее месте дворец в стиле ренессанс.

В это же время родилась и добрая традиция: каждый следующий французский монарх непременно вносил изменения в Лувр, достраивая его по своему вкусу. Со времен Франциска I до наших дней сохранилось Крыло Леско между Квадратным Двором и Двором Наполеона.

К середине XVI века Лувр выглядел довольно странно: разнородные постройки последних лет соседствовали с полуразрушенными старыми зданиями. Екатерина Кровавая Медичи в свойственной ей жесткой манере потребовала полностью перестроить дворец. И в 1564 году началось строительство Тюильри почти в полукилометре на западе от Лувра. К 1610 году, уже при Генрихе IV, Лувр и Тюильри были соединены грандиозной постройкой – Большой галереей, протяженность которой составляет 442 метра.

Во время правления Людовика XIII был выстроен Кар Карэ, который стал больше прежней резиденции в четыре раза. А в 1624 году была воздвигнута знаменитая Часовая башня (павильон Сюлли). Во второй половине XVII века появились два новых крыла, которые замкнули огромный двор Лувра.

Венчает триумфальное шествие строительства Лувра создание восточного фасада по проекту брата известного сказочника Шарля Перро – Клода Перро. Фасад представляет собой колоннаду, выполненную в стиле зрелого классицизма, и с тех пор служит идеалом для возведения зданий для государственных учреждений во всем мире.

Очередная эпоха забвения ожидала Лувр во время правления Людовика XIV, который в детстве пережил восстание парижан и с тех пор недолюбливал Париж и Лувр. При этом монархе двор переехал в Версаль, а все строительные работы в бывшей резиденции были приостановлены. Какое-то время Людовик даже вынашивал мысль о сносе Лувра, но его, к счастью, отговорили.

Идея превратить Лувр в музей родилась еще при Людовике XV, но воплотилась в жизнь только после революции. И в 1793 году двери музея Наполеона были впервые открыты для посетителей.

Во время наполеоновских войн коллекция музея невероятно разрослась за счет военных трофеев. Так было положено начало знаменитым на весь мир коллекциям археологическим находок Египта и Ближнего Востока.

Строительные работы были возобновлены и закончились в середине XIX в. Был окончательно оформлен двор Наполеона, тогда же появились и статуи прославивших Францию людей. Увековечены были Декарт, Рабле, Вольтер, Ришелье, Абеляр и другие великие мыслители и политики.


Новый, современный этап преображения Лувра начал Франсуа Миттеран в 1989 году. Он ознаменовался появлением необычной стеклянной пирамиды, которую спроектировал американский архитектор китайского происхождения Йо Минг Пей. Споры вокруг ее уместности в Лувре развернулись нешуточные, не меньше, чем в свое время по поводу Эйфелевой башни. Но с уверенностью можно утверждать одно: с ее появлением количество посетителей Лувра увеличилось в два раза. Что ж, видимо, и правда, нужно посетить Лувр самому, в том числе и для того чтобы составить свое мнение о пирамиде Пея.

Лувр – вечно молодой, живой дворец-музей. Традиция постоянно достраивать его и вносить изменения, идущие в ногу со временем, сохранилась французами до сих пор. При этом атмосфера прошлых веков бережно сохраняется, а за счет музейных коллекций древности создается ощущение, что Лувр – это хранитель не только французской, но и всей мировой истории. И, конечно, хочется хоть раз прогуляться по его дворам, пройти сквозь стеклянную пирамиду, побродить по средневековым подвалам, насладиться щекочущим чувством, вызванным прикосновениям к тайнам древности, быть покоренным пышным великолепием ренессанса и отдать дань строгим и величественным линиям эпохи Классицизма – в Лувре каждый найдет тот кусочек истории, который окажется ему близок.

Как добраться

Адрес: 99, rue de Rivoli, Paris 75058
Телефон: +33 1 40 20 50 50
Сайт: louvre.fr
Метро: Palais Royal - Musée du Louvre
Время работы: 9:00-18:00

Лувр приковывает к себе внимание огромного числа истинных ценителей старины. Они приезжают в столицу Франции, чтобы своими глазами увидеть один из самых больших и роскошных музеев на нашей планете. По площади он третий в мире, занимает 160 106 кв. метров, из которых непосредственно под экспозиции отведено 58 470 тыс. кв. метров.

Несколько лет назад был поставлен своеобразный рекорд: бывшую монаршую резиденцию посетили более 9,7 миллионов туристов, что позволяет говорить о Лувре и как о самом популярном музее с уникальными традициями коллекционирования. Ведь здесь хранятся экспонаты, являющиеся национальным достоянием. Они охватывают огромный исторический период, начиная примерно с X века, когда во Франции правили Капетинги, и заканчивая XIX столетием. Впрочем, Лувр не был бы Лувром, если бы отражал историю только одной страны…

От резиденции королей до музея

Прежде в Лувре проживали французские короли. Каждый из них внес свою лепту в возведение этого великолепного дворца, которое длилось в общей сложности тысячу лет, а также определял его дальнейшую роль, наделяя определенными функциями. Вот основные вехи становления будущего музея.

1190 год. Была построена так называемая Большая башня Лувра. Понятно, что это еще не был дворец в современном понимании, а всего лишь замок-крепость. Возвел же его тогдашний монарх Филипп II Август, известный по прозвищу Кривой, и приходившийся сыном Людовику VII Молодому. В ту пору здание имело военно-стратегическое значение. Его и построили в таком месте, чтобы можно было обозревать низовья Сены, использовавшиеся викингами для набегов.

1317 год. Лувр впервые обретает статус королевской резиденции. И всё благодаря королю Карлу V Мудрому. Происходит это после знаменательного исторического события – передачи Мальтийскому ордену имущества духовно-рыцарского ордена Тамплиеров. Тогда же в Лувр была перенесена казна королевства.

1528 год. Большая башня Лувра теряет свое первоначальное стратегическое значение. Король Франциск I Валуа отдает приказ разрушить ее как устаревший объект.

1546 год. После разрушения башни Его величество задумался о дальнейшей судьбе Лувра. И решил превратить бывшую крепость в роскошную королевскую резиденцию. Жаль, что сам Франциск I не увидел дальнейшего хода строительства: через год он умер. Работы, начатые архитектором Пьером Леско, были продолжены уже при Генрихе II и Карле IX. В это время к основному зданию были пристроены два новых крыла.

1594 год. Королю Генриху IV Наварсскому (Бурбону) приходит в голову замечательная идея объединить в единый дворцово-парковый комплекс Лувр и Тюильри – дворец, построенный в 1564 году по инициативе вдовствующей королевы Екатерины Медичи. Создание квадратного двора Лувра заслуга архитекторов Лемерсье.

1610-1715 годы. В эпоху Людовика XIII и потом его сына Людовика XIV масштабы дворца были увеличены в четыре раза. В бытность последнего Лувр и Тюильри соединил переход. Такие художники как Романелли, Пуссен и Лебрен занимались оформлением и украшением дворцового комплекса.

1667-1670 годы. Время появления Колоннады Лувра – восточного и одновременно главного фасада, выходящего на одноименную площадь. Соорудил ее архитектор Клод Перро, родной брат Шарля Перро, автора знаменитой сказки о Коте в сапогах. За основу был взят первоначальный проект Луи Лево. Колоннада протянулась на 170 метров. Вызывает неподдельное восхищение как шедевр французского классицизма.

1682 год. Работы по расширению и обустройству Лувра внезапно замораживаются. И всё потому, что Людовик XIV решает… переехать из него вместе со всем двором. В качестве новой королевской резиденции он выбирает Версальский дворец.

1700-е годы. Всё слышнее голоса тех, кто предлагает сделать из Лувра большой музей. При Людовике XV Возлюбленном появляется даже целый проект такого переустройства. Однако тому проекту не суждено было воплотиться в жизнь, так как грянула Великая Французская революция. Но музей всё же открыли для посещения, и случилось это 10 августа 1793 года, когда революция еще продолжалась.

1800-е годы. Когда после революции к власти пришел Наполеон I Бонапарт, он решил продолжить работы в Луврском дворце. Приглашенные им архитекторы Фонтен и Персье занялись сооружением северной части здания, что пролегает в направлении улицы Риволи. Но достроена она была уже в бытность Наполеона III. Тогда и было окончательно завершено сооружение Лувра. В период Первой французской империи Лувр назывался музеем Наполеона. Свой нынешний облик, хорошо знакомый миллионам туристов, будущий музей обрел после событий мая 1871 года, когда была осаждена Парижская коммуна. Тогда сгорел и дворец Тюильри.

1985-1989 годы. Президент Франсуа Миттеран, желавший видеть бывший королевский дворец самым большим музеем мира, в ознаменование 200-летия Французской революции выступил с инициативой «Большого Лувра». Идея заключалась в продлении так называемой исторической оси Парижа или Триумфального пути. Она как раз начинается от построенной в эти годы Пирамиды Лувра во дворе Наполеона и являющейся ныне главным входом в дворец-музей (автор – Йо Минг Пей). Подле расположились еще три пирамиды, но поменьше габаритами – они исполняют функции иллюминаторов. Там же, во дворе, находится каменная статуя Людовика XIV.

Как пополнялись коллекции Лувра?

Поначалу фонды Лувра пополняли коллекции, собранные в разное время монаршими особами. Например, итальянские полотна собрал Франциск I. Среди них знаменитейшие «Джоконда» Леонардо да Винчи и написанная Рафаэлем «Прекрасная садовница».

Двести полотен – некогда собственность банкира Эверара Жабаха – оказались в стенах дворца благодаря приобретшему их Людовику XIV. Всего же к моменту открытия музея «вклад королей» составлял порядка двух с половиной тысяч различных полотен. В Лувр также были перебазированы изваяния из Музея французской скульптуры, причем, в большом количестве. Попали в Лувр и многочисленные образцы имущества дворян, конфискованные в годы революции.

Основателем и первым директором музея в Лувре был французский гравер и египтолог-любитель Доминик Виван-Денон, известный также как барон Денон. Ему довелось работать в этом качестве в эпоху наполеоновских войн. Что принесло свои плоды: в музее оказались ценные военные трофеи, а также археологические находки из ближневосточного региона. Так, «Брак в Кане Галилейской» (художник Паоло Веронезе) был привезен из Венеции в 1798 году. Чуть раньше, в 1782 г., король Людовик XVI приобрел «Маленького нищего» кисти Мурильо. «Автопортрет с чертополохом» (Дюрер) и «Кружевницу» (Вермер) музей приобрел в конце XIX – первой половине ХХ века.

Итак, в XIX-XX веках коллекции пополнялись разными способами: что-то приобреталось, а что-то преподносилось музею в дар. Скажем, коллекция Эдмунда Ротшильда перекочевала сюда согласно завещанию знаменитого банкира. Полотно же Эль Греко «Христос на Кресте» и вовсе как с неба упало: оно было взято в 1908 году из здания одного из судов в Восточных Пиренеях.

Из знаменитейших скульптур Лувра назовем Венеру Милосскую (находится в специальной галерее на первом этаже). Эта древнегреческая скульптура, известная также как Афродита с острова Милос, была найдена здесь французским моряком Оливье Вутье в 1820 году. Тогда же посол Франции приобрел ее у правительства Османской империи. Также упомянем Нику Самофракийскую. Она тоже была находкой, только на другом острове – Самотраки. Нашел ее, причем по частям, археолог и французский вице-консул в Адрианополе Шарль Шампузо.

Залы музея: восхищение великолепием

Кроме полотен и скульптур в Лувре представлены керамика, чертежные работы, археологические находки и т.д. Его стены вмещают в себя порядка 300 тысяч самых разнообразных экспонатов, из которых в залах выставлены лишь 35 000. Значительная часть пребывает в хранилищах из соображений сохранности и выставляется на короткое время, не превышающее трех месяцев. Для удобства многочисленные коллекции распределены по залам или, иначе, отделам. Их в музее восемь. Названия говорят сами за себя: «Предметы искусства», «Скульптуры», «Древний Восток», «Изобразительное искусство», «Древний Египет», «Графическое искусство», «Древние Греция, Этрурия, Рим», «Искусство ислама». О некоторых из них – чуть подробнее.

Так называемая восточная коллекция, образованная в 1881 году, демонстрирует предметы искусства древних междуреченских государств и Ближнего Востока. Здесь можно увидеть Стелу Хаммурапи – царя Древнего Вавилона. Отдел имеет три подотдела: «Междуречье», «Восток Средиземноморья (Палестина, Сирия, Кипр)», «Иран». Древнеегипетский отдел появился в 1826 году: здесь можно увидеть образцы круглой скульптуры, рельефы, украшения, художественные предметы, картины, а также папирусы и саркофаги. А вот Галерея Античной Греции, Этрурии и Рима появилась раньше, в 1800 году. В этой коллекции древностей собрано множество греческих памятников-подлинников, охватывающих период от эгинской эпохи до эпохи эллинизма. Среди скульптур того времени назовем Геру Самосскую, Архаический курос, Аполлона из Пьомбино и так называемую голову Рампэн.

Современный Лувр – это живой организм. Его коллекции постоянно обновляются и дополняются новыми экспонатами. Из не так давно появившихся экспонатов отметим шлем короля Карла VI. Его нашли в виде осколков, однако искусно восстановили, и он занял свое место в новом отделе «Средневековый Лувр». Музей постоянно модернизируется, его внутренние помещения стали шире и вообще очень изящно оформлены. Например, галерея Аполлона и зал Кариатид, считающийся старейшим во дворце. В залах установлены новейшие технические достижения, и всё это – для удобства посетителей. Залы Лувра оборудованы самыми современными охранными системами, что позволяет надежно оберегать исторические реликвии от преступных посягательств.

Во время экскурсий можно будет полюбоваться и архитектурными видами Лувра. Уж не сомневайтесь: здесь тоже есть на что посмотреть.

  • По одной из версий происхождения названия «Лувр», в переводе со старофранцузского языка слово «lauer» либо «lower» означает «сторожевая башня».
  • Во время пребывания в музее нужно придерживаться шести основных правил. Они представлены в виде графических символов, которые будут встречаться во время экскурсии.
  • В начале XVII века королем Генрихом IV, большим поклонником искусств, было сделано предложение художникам поселиться во дворце. Он пообещал отдать просторные залы под мастерские и жилье.
  • Местом жительства художников, архитекторов и скульпторов Лувр стал при Людовике XIV, когда он переехал в Версаль. В результате бывшая резиденция пришла в такое запустение, что уже подумывали о его возможном сносе.
  • При Наполеоне III воплотилась мечта Генриха IV: к Лувру пристроили крыло Ришелье. Однако основательная часть музея сгорела во времена Парижской коммуны, и дворец потерял обретенную симметричность.
  • В 2012 году у Лувра появился «собрат», точнее музей-спутник. Он был построен по решению правительства Франции в городке Ланс, что на севере страны (регион Нор – Па-де-Кале). Местом избрали территорию бывшего угольного разреза. Мотив решения: парижский Лувр переполнен и его надо «разгрузить».
  • В 2017 году планируется открытие филиала Лувра в столице ОАЭ городе Абу-Даби. Экспозиция в Эмиратах будет иметь миссию навести мосты между Востоком и Западом.

Palais Royal, Musée du Louvre,
75001 Paris, France
www.louvre.fr

Карта расположения:

JavaScript must be enabled in order for you to use Google Maps.
However, it seems JavaScript is either disabled or not supported by your browser.
To view Google Maps, enable JavaScript by changing your browser options, and then try again.

Измена мужа