Известные социологи мира. История социологии в России (основные имена и учения)

Сегодня существует множество вакансий, о которых люди знают далеко не все. И если с профессиями «сантехник» или «учитель» все предельно ясно, то далеко не все смогут ответить на вопрос о том, кто такой социолог. Это человек, который занимается социологией. На большее в основном и рассчитывать не стоит.

Кто это такой?

В самом начале нужно сказать о том, что социология - это предельно новая и весьма активно развивающаяся отрасль гуманитарного знания. Объектом ее исследования является общество в целом. Уже исходя из этого можно понять, что представляет собой профессия «социолог».

Это работа для человека, который при помощи самых различных методов исследования (наиболее распространенные - опрос и анкетирование) и математической обработки полученных данных делает определенные выводы. Чаще всего целью исследования становятся самые различные процессы развития общества или настроений некоторых групп населения. После полученных результатов социолог также должен дать определенные рекомендации по поводу того, как можно справиться с существующей проблемой.

Если говорить в общем, то социолог - это в некотором смысле уникальный и многогранный ученый, который должен владеть не только гуманитарными знаниями и иметь навыки психолога, чтобы общаться с людьми. Он обязательно должен иметь еще и математические способности, чтобы правильно обрабатывать результаты полученных исследований.

Что делает социолог?

Что предполагает собой профессия «социолог»? Чем может заниматься человек, который претендует на данную должность?

  1. Опрос населения. Он может проводиться самыми разными методами. Это может быть анкетирование, интервью, глубинное интервью, беседа и т. д. Прежде чем опрашивать население или определенную группу людей, социолог самостоятельно составляет опросник.
  2. Когда вся информация получена, данный специалист должен обработать всю информацию. Часть работы делается вручную, часть - на компьютере при помощи специальных программ. Например, SPSS или OSA.
  3. На основании полученных результатов социолог должен сделать определенные выводы относительно настроев населения.
  4. Далее же этот специалист должен предоставить пути выхода из сложившейся ситуации или дать рекомендации по борьбе с данной проблемой.

Можно сделать небольшой вывод о том, что социолог - это человек, который старается изменить общество в лучшую его строну. Результаты же некоторых исследований нередко становятся основой определенных проектов или акций, которые проводят различные правительственные и общественные организации.

Качества, которыми должен обладать социолог

Профессия «социолог» предполагает наличие у отдельного человека спектра определенных личностных и трудовых качеств:

  1. Данный специалист должен обязательно иметь научный Ведь социология - это не только прикладная наука. Грамотно составить опросник и предварительно проанализировать настрои общества сможет далеко не каждый человек.
  2. Творческий подход к работе. При проведении исследования мыслить логически и структурно мало. Иногда социологам нужно принимать нестандартные решения.
  3. Социолог должен быть усидчивым, щепетильным. Ведь после проведения исследования нужно обрабатывать огромное количество информации. А для этого потребуется много времени и труда.
  4. Данный специалист также должен иметь навыки психолога. Ведь опрашивать иногда нужно и «трудные» категории населения. К примеру, наркоманов или заключенных. А к таким людям надо находить определенный подход.
  5. Широкий кругозор также необходим социологам. Они должны видеть мир или ситуацию в разных проекциях, относясь ко всему безоценочно и беспристрастно.
  6. Ну и самое главное: социолог полностью берет на себя ответственность за результаты исследования. Об этом нужно помнить.

Где может работать данный специалист?

Где может трудиться социолог? Работа может найтись в следующих организациях:

  1. Консалтинговых компаниях или аналитических социологических центрах.
  2. В муниципальных и государственных органах власти.
  3. В кадровых службах.
  4. В организациях, которые занимаются рекламой или связями с общественностью.
  5. В СМИ.
  6. В различных маркетинговых отделах на любом уважающем себя предприятии.

Социология и ее родители

До 18 века именно философия считалась «наукой наук» и занимала ведущее место. Однако постепенно от нее начали ответвляться экономика, историография, правоведенье. А на рубеже 18-19 веков возникла наука об обществе, которая и была названа социологией.

Отдельно хочется рассказать о том, какие люди, известные социологи, развивали данную область знания еще до того, как она была выделена в отдельную науку:

Американская социология

Большой вклад в развитие данной науки внесли и американские социологи.

Социологии России, которые развивали данную науку

Отдельно надо рассказать о социологах России, которые активно развивали данную науку на протяжении последней пары веков.

Современные российские социологи

Отдельно также надо рассмотреть современных российских социологов, которые и по сей день развивают данную науку.

  1. Социолог, поэт, переводчик. Исследовал молодежь России, отечественную социологическую, политическую культуру, постсоветское гражданское общество. Издал множество трудов.
  2. В. А. Ядов, А. Г Здравомыслов. Эти социологи занимались социальными проблемами, которые касались труда и досуга.
  3. В. Н. Шубкин и А. И. Тодороский. Исследовали проблемы деревни и города.
  4. Широко известен, как и Борис Дубин, социолог Ж. Т. Тощенко. Изучал социальное планирование, социальное настроение. Написал важнейшие труды по социологии и социологии труда.

Иные современные русские социологи: Н. И. Лапин, В. Н. Кузнецов, В. И. Жуков и др.

Бурдьё (BourdieuBourdieu ) Пьер (10.08. 1930, Денгин) - французский , руководитель исследовательской группы " образования и культуры" в парижской Высшей социальных наук, профессор Коллеж де Франс; начинал с эмпирических исследований в Алжире. Основные труды посвящены социологии культуры, образования, искусства, социолингвистике и общим проблемам эпистемологии социальных наук. Социология Бурдьё сформировалась под влиянием Маркса, М. Вебера.

Основными понятиями социологической теории Бурдьё являются: поле, habitus, "символическое насилие", "незнание". Общество, по Бурдьё , представляет собой совокупность , складывающихся в различные поля, каждое из которых имеет специфические власти. Невозможна редукция одного поля к др. Habitus - это структурированное социальное отношение; совокупность схем интеграции и интериоризации различных полей, система долговременных групповых и индивидуальных установок, ориентации, функционирующих как матрицы восприятия, постановки целей, решения задач, действий. Habitus, структурируя восприятие, мышление и поведение, воспроизводит социально-культурные правила, "стили жизни" разных социальных групп. "Символическое насилие" - необходимая функция власти. Любая власть держится не только и не столько с помощью прямого насилия, сколько через признание ее легитимной. Власть осуществляет "символическое насилие", навязывая свою систему значений, иерархию ценностей, которые приобретают естеств., "само собой разумеющийся" характер. С помощью "символического насилия" производится трансформация восприятия, "кристаллизация" отношений "господство - подчинение". Легитимность власти предполагает "незнание", бессознательное принятие людьми господствующих ценностей и установок. Бурдьё считает, что "незнание" есть искаженное, неполное, мистифицированное знание. Символическая власть возникает и функционирует при соучастии угнетаемых ею людей, т. к. они признающее легитимный характер. "Структурная мистификация" включает в себя механизмы мистификации, которые не осознаются самими субъектами. Это не сознательный обман, поскольку обманываются и сами мистификаторы. Поэтому свобода субъекта, полагает Бурдьё , иллюзорна.

Система категорий Бурдьё должна объяснять воспроизводство оппозиции "господство - подчинение" в . На основании эмпирических исследований системы образования, Бурдьё приходит к выводу о классовом характере культуры, искусства, образования. Классы понимаются Бурдьё как группы, различающиеся не только своим положением в системе экономических отношений. Эти группы наделены собственным "стилем жизни", выражающим форму их приспособления к своему положению в социальной структуре, означающего у Бурдьё борьбу различных классов за власть. Конфронтация между классами приводит к появлению совокупности полей власти. Господствующий класс состоит из ряда групп, представляющих экономический, политический, культурный "капитал", каждая из которых стремится мобилизовать поле власти в собственных интересах. Метод критики Бурдьё др. философских и социологических теорий (Хайдеггера, Л. Альтюссера) заключается в "разоблачении" места критикуемой теории в поле власти.

Вебер (WeberWeber ) Макс (21.04.1864, Эрфурт - 14.06.1920, Мюнхен) - немецкий , социальный философ и ; основоположник понимающей социологии и теории социального действия. Преподавал во Фрайбургском (1893-1896), Гейдельбергском (1896- 1898, 1902-1919) и Мюнхенском (1919-1920) университетах. Начинал как исследователь в области экономической истории. Изучая вопрос о взаимоотношениях экономики с др. сферами человеческой деятельности - политикой, правом, и т. д., Вебер пришел к необходимости специально заняться социологией, разрабатывая ее главным образом как социологию экономического поведения людей.

Гоббс (HobbesHobbes ) Томас (05.04.1588, Малмсбери - 04.12.1679, Хардуик) - англ. философ, представитель механистического материализма, продолжатель номиналистической традиции в философии. Взгляды Гоббса наиболее полно изложены в его философской трилогии "Основы философии": "О теле" (1655), "О человеке" (1658), "О гражданине" (1642). Философско-политические взгляды Гоббса сведены в его книге "Левиафан или материя, форма и власть государства церковного и гражданского" (1651).

Социологические воззрения Гоббса связаны с его философией природы и человека. Мир, по Гоббсу , есть совокупность вещественных субстанций - тел. Человек занимает промежуточное положение между естественным и искусственными телами: он является естественным телом, но в качестве гражданина участвует в создании искусственного тела - государства, "смертного бога", "Левиафана". В естественном, т. е. догосударственном, состоянии люди равны друг другу физически и умственно. Равная способность к вожделению и захвату одних и тех же вещей ведет к непрестанной борьбе. Поэтому естественное состояние - это "всех против всех", ибо, даже если и нет битвы, "явно сказывается воля к борьбе путем сражения" (Левиафан. Гл. XIII). Здесь действует естественное право, которое Гоббс трактует как свободу делать все для самосохранения, в т. ч. и посягать на чужую жизнь. Но антропологическое равенство не обеспечивает совершенного превосходства и никому не дает гарантий безопасности. Ее могло бы обеспечить исполнение предписаний естественного разума, или естественного закона, общее правило которого состоит в том, "что всякий человек должен добиваться мира, поскольку у него есть надежда достигнуть его, если же он не может его достигнуть, то он может использовать всякие средства , дающие преимущество на войне" (Левиафан. Гл. XIV). Отсюда следует свод естественных законов, согласно которому для установления всеобщего мира разумно пойти на взаимное ограничение прав всех людей.

Социальность тождественна государственно-политическому состоянию и создается путем договора (Общественный договор). Соблюдение договора гарантирует мир, т. е. безопасность . В безопасности нет страха нарушить договор. Поэтому в естественном состоянии не действуют естественные законы. Человек по природе не социален. Постоянное существование социальности гарантирует лишь то, что возникает не из взаимного перенесения друг на друга прав в договоре, но как условие возможности договора "трансцендентно" ему. "Это больше, чем согласие или единодушие. Это реальное единство, воплощенное в одном лице посредством соглашения, заключенного каждым человеком с каждым другим таким образом, как если бы каждый человек сказал каждому другому человеку: я уполномочиваю этого человека или это собрание лиц и передаю ему мое право управлять собой при том условии, что ты таким же образом передашь ему твое право и будешь санкционировать все его действия" (Левиафан. Гл. XVII). Возникающее таким образом государство (демократическое, аристократическое или монархическое) ценно само по себе. Традиционное различение "правильных" и "неправильных" правлений неверно. Но Гоббс предпочитает монархию, которая обеспечивает непрерывность волеизъявления суверена, внутреннее единство воли в государстве и ее единство с исполнительными органами. Суверен - не только верховный политический властитель, но и верховный судья в вопросах веры и всех иных суждений и мнений, могущих иметь значение для государства. Задача суверена - сохранение и продление жизни "государственного тела", т. е. поддержание мира и безопасности. "Но под обеспечением безопасности подразумевается не одно лишь обеспечение безопасности голого существования, но также обеспечение за всяким человеком всех благ жизни, приобретенных им законным путем, безопасным и безвредным для государства" (Левиафан. Гл. XXX). А для этого надо укреплять и охранять абсолютную власть суверена.

Социально-политические взгляды Гоббса внутренне противоречивы. Так, гарантии личного благополучия в гражданском состоянии противоречат неограниченному произволу суверена. Своекорыстное поведение, непосредственно безвредное для государства, противоречит политическому единству. Признание права на борьбу за самосохранение вопреки воле суверена ограничило бы его могущество, что противоречит определению. Суверен заставляет повиноваться благодаря полномочному распоряжению жизнью граждан. Но угроза расправы со стороны суверена - не лучше естественного состояния всеобщей войны в том, что касается безопасности. Эти противоречия в 17-18 вв. пытались разрешить Локк и Руссо. Отказ Гоббса от применения , моральных и т. п. оценок в рассуждениях о самодовлеющем политическом единстве и подчинение всех иных сфер этому единству сделали его в политической мысли почти столь же одиозной фигурой, как и Макиавелли. Образ гос-ва-"Левиафана" стал нарицательным для обозначения тоталитарных, антигуманных режимов.

Интерес к Гоббсу был очень велик и после завершения как науки. Специальные исследования о нем написали Теннис, К. Шмитт, Шельски, Л. Штраус. Особую известность получила формулировка "гоббсовой проблемы" у Парсонса в книге "Структура социального действия". Рассматривая подходы к проблеме социального , Парсонс показывает, что теоретическая система Гоббса - это последовательный вариант концепции утилитаризма, исходящего из предпосылки об атомизации социальных деятелей, их рациональном поведении при выборе средств для осуществления целей и в условиях отсутствия иерархии и взаимосвязи целей. Достижение целей, понимаемых как нормативный элемент действия, Парсонс называет "нормативным порядком". Статистическую повторяемость действий - фактическим порядком. Исходный пункт утилилитаризма - индивидуальное достижение целей. Но, как показывает Гоббс , из этого следует состояние войны, т. е. недостижение целей, хаос. Таким образом, нормативного порядка тут нет. Но и фактический порядок должен оказаться внутренне нестабильным. Приняв указанные предпосылки, проблему порядка решить нельзя. Парсонс убежден в наличии иерархии целей, в нормативном ограничении произвольности выбора целей как непременном моменте любого социального действия. Дарендорф снова возвращается к этой проблеме. Он противопоставляет подход Парсонса (вместе с Руссо) подходу Миллса (вместе с Гоббсом ) к проблеме социальной интеграции. Признавая правомерность обоих, он усматривает больше плодотворности во втором, т. е. в концепции принудительной интеграции. В последние годы точка зрения Парсонса на "гоббсову проблему" в социологии заново развил и обосновал со ссылками на Гоббса и современных утилитаристов западно-германский социолог Р. Мюнх.

Дарендорф (DahrendorfDahrendorf ) Ральф (01.04.1929, Гамбург) -нем. и политический деятель. В 1958- 1967 гг.- проф. университетов Гамбурга, Тюбингена, Констанца. В 1968-1974 гг.- член федерального правления СвДП. С 1974 г.- директор Лондонской экономики и политических наук. С 1982 г.- председатель правления Фонда Фридриха Наумана (СвДП).

Дарендорф - один из основных представителей концепций конфликта социального, резкий критикик "односторонних", "утопических" концепций социального равновесия (гл. обр. функционалистских). Под влиянием позитивизма Дарендорф определяет социологию как "опытную науку, которая озабочена тем, чтобы открыть социальный мир нашему пониманию при помощи предложений, относительно правильности или ложности которых могут дать обязательное решение систематические наблюдения". В поведении людей такое наблюдение быстро установит вмешательство "досадного факта" - обществава. как раз и занимается поведением людей в точке пересечения общества и отдельного человека. Общество при этом понимается в смысле, близком зиммелевскому: как любой вид социальной связи, от самой узкой до самой обширной, а также в смысле референтной группы. В каждой группе, каждом люди выступают как носители определенных позиций. "Но позиционная структура общества получает жизнь лишь благодаря тому, что мы, поскольку мы есть нечто, всегда делаем что-то определенное, или, точнее, что всякая позиция не только помещает нас в поле иных позиций, но и в горизонт более или менее специфических ожиданий нашего действования. Каждой позиции принадлежит социальная роль, т. е. множество способов поведения, заданных носителю позиции в определенном обществе". Личные желания и мнения окружающих не столь важны. "Социальные роли суть принуждение отдельного человека, все равно, переживается ли оно им как оковы его частных желаний или как опора, дающая гарантии. ...Чтобы мы не уклонялись от этой обязательности,- об этом заботится система социальных санкций, т. е. значимых поощрений конформного и наказаний отклоняющегося поведения".

Таким образом, принудительный характер нормирования поведения является важнейшим признаком социальных групп, которые Дарендорф именует "принудительно координированными ассоциациями". Но кроме следования нормам есть еще их производство, истолкование и осуществление санкций. Послушное следование устоявшимся нормам может дать лучшие шансы на социальное продвижение к высшим позициям, дающим полномочия на нормополагание, истолкование норм и применение санкций против ненормативного поведения. Это аналогично власти , юрисдикции и власти исполнительной. Совокупность данных полномочий (но главным образом право нормополагания) означает наличие господства. Наличие господства и подчинения ведет к конфликту, который порождается теми же структурами, что и интеграция.

Под конфликтом Дарендорф понимает "все структурно произведенные противоположности норм и ожиданий, институтов и групп". Отсюда - определение классов, которые, по Дарендорфу , "суть конфликтующие социальные группы, основание определения которых (и вместе с тем differentia specifica) состоит в участии в господстве или исключении из него внутри любых сфер господства". Если один облик общества показывают нам концепции стратификации, интеграции, равновесия, то другой - концепция господства и конфликта. Признавая резоны первого подхода, Дарендорф почти исключительно сосредоточивается на втором как более универсальном и плодотворном. Он различает конфликты между различными ожиданиями применительно к одной роли (ожидания бывают ожиданиями строгого долженствования, нестрогого долженствования и возможности поведения), между ролями, внутри социальных групп, между группами, конфликты на уровне всего обществава и конфликты между странами.

Дюверже Морис (DuvergerDuverger ) (05. 06.1917, Ангулем) - франц. , проф. политической Сорбонны (с 1955), руководитель Центра сравнительного анализа политических систем, член Академии наук и искусств (США). Политическую социологию рассматривает как науку о власти, изучающую "управляющих" и "управляемых" в любых человеческих общностях.

Ее основной задачей считает выявление "двуличия власти", поскольку политика представляет собой борьбу между индивидами и группами за власть, которой победители пользуются в ущерб побежденным, и одновременно - усилия по построению социального , выгодного всем. С этих позиций рассматривает политическую систему современного капитализма как "двуликого Януса", т. е. как противоречивое единство аутентичной демократии и власти владельцев капитала (этот дуализм, по его мнению, составляет глубинную основу западной ).

Понимание системы Дюверже заимствует у Парсонса и Ж. Пиаже. Устранение "императива прибыли", порождающего основное противоречие капитализма - между увеличением количества продуктов и деградацией качества жизни - может быть достигнута путем перехода к "демократическому социализму". Дюверже критикует представления об отсутствии классов при капитализме; бюрократизацию политической жизни, способствующую персо-нализации власти; имущественное неравенство, которое тем не менее, по его мнению, заметно развивается в направлении к относительному выравниванию условий жизни. Дюверже ставит под сомнение применимость "западной демократии и плюрализма" в других странах современного мира. Еще в конце 60-х гг. он утверждал, что противоречия между богатыми странами и "странами-пролетариями" более значимы, чем между западными и социалистическими странами.

Работы Дюверже широко известны на Западе. Он неоднократно консультировал ряд правительств буржуазных стран по вопросам конституционного права и избирательной борьбы.

Дюркгейм (DurkheimDurkheim ) Эмиль (15. 04.1858, Эпиналь-15.11.1917, Париж) - французский и философ, создатель так называемой французский социологической . Основатель и издатель журнала `Социологический ежегодник` (1896- 1913). С его именем связана институционализация социологии во Франции, особенно в Бордоском и Парижском университетах. Являясь продолжателем позитивистской контовской традиции в социологии, Дюркгейм руководствовался образцами естественных наук, утверждая принципы эмпирической обоснованности, точности и доказательности теоретических положений.

В основу типологии современных обществ Леви-Стросс кладет следующие признаки: удаленность друг от друга в пространстве, во времени, а также одновременно и в пространстве, и во времени. Критерии кумулятивистского типа он считает применимыми только при сопоставлении обществ, соотнесенных во времени, в истории, причем сама история мыслится не как протяженная, а как дискретная - как последовательность сменяющихся во времени социальных состояний. Соотношение между сосуществующими в пространстве современными обществами - индустриально развитыми и "примитивными" - названо соотношением "горячих" и "холодных" об-в: первые стремятся производить и потреблять как можно больше энергии и информации, а вторые ограничиваются устойчивым воспроизводством простых и скудных условий существования. Однако человека нового и древнего, развитого и "примитивного" объединяют всеобщие законы культуры, законы функционирования человеческого разума.

Леви-Стросс выдвигает концепцию "нового гуманизма", не знающего сословных и расовых ограничений. Основу такого гуманизма составляет "сверхрационализм", предполагающий единство чувственного и рационального и опирающийся на "логику чувственных качеств" как прообраз совр. науки. Интеллектуальный пафос концепции Леви-Стросса - обнаружение единства физических, физиологических, психологических и социальных закономерностей (и в этом смысл провозглашаемой Леви-Строссом "редукции культуры к природе"). Несмотря на универсалистские претензии, предлагаемый Леви-Строссом подход оказывается наиболее эффективным как раз в объяснении и классификации отдельных деталей социального бытия (так, изучение формы ритуальных масок помогает уточнить стадии производственно-технологического развития этнической - наличие у нее меднолитейного производства и проч.).

Левин (LewinLewin ) Курт (09.09.1890, Познань - 12.02.1947, Ньютон, США) - немецкий и американский психолог, социо-психолог, один из создателей групповой динамики теории. В период учебы в унтах Фрейбурга, Мюнхена и Берлина сформировался как психолог в рамках гештальтпсихологии.

В 1914 г. получил докторскую степень; преподаватель, затем профессор Берлинского университета. В 1933 г. эмигрировал в США, где преподавал в Стенфордском и Корнельском университетах. С 1945 г. был директором исследовательского центра групповой динамики при Массачусетском технологическом институте. Наибольший вклад внес в экспериментальное изучение воли, аффектов, проблем личности, малых групп. В основе взглядов на личность и ее социальное поведение у Левина лежит заимствованное из физики понятие "поле". Это "психологическое единство" личности и ее окружения образуется потребностями человека и валентностью (значимостью) окружающих людей и предметов, связанной с оценкой их возможности способствовать или препятствовать удовлетворению потребностей. Социальное поведение (отражение событий, происходящих в "поле", перемещение из одной его области в другую под влиянием валентности объектов, изменение самой структуры поля) описывалось Левиным в понятиях топологии и векторного передвижения. В концепции поля сказалось стремление перестроить социально- представления по образцу точных наук, прежде всего физики.

Ленин (УльяновУльянов ) Владимир Ильич (1870-1924) - русский марксист, основатель большевизма - радикально-экстремистского течения в росийской социал-демократии - и идеолог Советской власти как нового типа , строя и цивилизации, основанных на государственности тоталитарного типа. Своими культурологическими теориями, входившими как частный случай в целостную политико-идеологическую доктрину, получившую после смерти Ленина название ленинизма , непосредственно повлиял на теорию и практику тоталитарной в России, Германии, Италии и др. странах мира, а также на культурологические разделы и аспекты всех социалистических и коммунистических учений 20 в., многих демократических и либеральных концепций, а косвенно - на всю культурологию 20 в.

Родился в семье средней интеллигенции (отец - видный губернский чиновник министерства просвещения, мать - дочь известного врача), литературно-художественные, философские и политические вкусы которой были достаточно типичны: демократическая публицистика 60-70-х гг., Некрасов и поэты-искровцы, классические русские романисты, материалистическая западно-европейская и русская философия, просветительские и революционно-демократические идеи 18-19 вв., живопись русских передвижников и т.п. Получил образование в классической гимназии (1887) и на юридическом факультете сначала Казанского (исключен за участие в студенческих волнениях, в декабре 1887 арестован и выслан в дер. Кокушкино Казан, губ.), затем Петербургского университета (окончил в 1891, экстерном), однако в области юриспруденции практически не работал (неск. месяцев в Самаре, а полученные знания по и теории гос-ва и права в дальнейшем использовал по преимуществу как материал для обоснования неизбежности революции и как предмет революционного пересмотра законов и норм в духе политической диктатуры.

Большое влияние на формирование революционных убеждений Ленина оказал его старший брат народоволец Александр УльяновУльянов , казненный в мае 1887 за участие в покушении на Александра III, стимулировавший подсознательное стремление Ленина к мести режиму за всех пострадавших от него. От брата Ленин усвоил моральное и политическон оправдание террора как средства достижения определенных общественных целей, а также к Чернышевскому, Добролюбову, Писареву, ставшими в его культурфилосовфской концепции не менее важным идейно-теоретическим источником, нежели классический марксизм, с которым он познакомился в 1888 в казанском кружке Н. Федосеева - вместе с работами первого русского марксизма Г. Плеханова.

В 1893 в Петербурге начинается литературная и политическая деятельность Ленина , тесно связанная с профессорской работой революционера-нелегала (с 1895 в рамках "Союза борьбы за освобождение рабочего класса", затем в создаваемой при активном и лидирующем участии Ленина социал-демократической партии), вскоре (после отбытия трехлетней ссылки в с. Шушенском) переместившаяся в эмиграцию (1900-05, 1907-17). Именно соединенное влияние революционного подполья и эмиграции обусловило особое место Ленина и его идей в русской и мировой культуре 20 в.

Пафос первых печатных работ Ленина направлен против либерализма (включая легальный марксизм) и умеренного народничества. Осуждая в первом объективизм и ученую аполитичность, а во втором - субъективизм и романтизм, Ленин сочетает в своей концепции общественного развития учет социально-экономических факторов ( капитализма в России) и в то же время апологию революционного насилия, способного преобразовать действительность в соответствии с заданным идеальным планом сознательно организуемого и направляемого революционерами-профессионалами. Это противоречивое сочетание объективности (до тех пор, пока она не мешает субъективным планам) и субъективного стремления к достижению поставленных целей (средствами политического экстремизма) наложило неизгладимый отпечаток на социально-политические, философские и культурологические взгляды Ленина .

Локк (LockeLocke ) Джон (29.08.1632- 28.10.1704, Уайт) - английский философ-просветитель, основоположник социально-политической доктрины либерализма. В основе социальной философии Локка лежат идеи `естественного права` и `общественного договора`, согласовывающиеся с его теорией познания (отрицание врожденных идей, постулирование опытной природы знания).

Политическая теория Локка , изложенная в `Двух трактатах о правлении`, направлена против патриархального абсолютизма и рассматривает социально-политический как развитие человеческого общежития от естественного состояния до гражданского общества и самоуправления. В естественном состоянии люди свободны и равны между собой и перед Богом. Здесь свобода - это не анархия, а `естественное право` следовать природы, данным Богом. Исполнительная власть естественного закона воплощена в каждом индивиде, который подчиняется разумным соображениям о самосохранении.

Следование разумным естеств. законам позволяет достичь согласия при сохранении индивидуальной свободы. Это согласие - основа `обществ, договора`, по которому законодательная, исполнительная и `федеративная` власть передается правительству и осуществляется раздельно. Осн. целью правительства является защита естественного права граждан на жизнь, свободу и собственность. Для перехода из естественного состояния к ключевое значение имеет собственность. Каждый человек является собственником прежде всего своей жизни, а следовательно, и собственником средств жизнеобеспечения, основным из которых является его труд. Человек имеет право и на то, `что он смешивает со своим трудом`, т. е. право па собственность, которая принадлежит ему законно, если изъята из общего достояния без ущерба для др.

К возможности такого изъятия в действительности Локк , однако, относился скептически. каждого человека к государству и правительству, которым - в отличие от гоббсовского `общественного договора`, устанавливающего суверенную власть правителя,- передается лишь часть всех его прав, определяется отношением человека к собственности: чем больше собственности, тем больше политических прав, но тем больше и обязанностей перед государством, охраняющим эту собственность. Несоблюдение правительством правил `общественного договора` (главным образом неприкосновенности собственности, гарантирующей индивидуальную свободу) делает его незаконным и дает право подданным на сопротивление.

Однако сопротивление также ограничивается разумными пределами и заканчивается с установлением прочного политического баланса. Локк считал конституционную, парламентскую монархию (совр. ему реформы В. Оранского) наиболее оптимальной формой такого баланса и отрицал абсолютный (врожденный, божественный) политический приоритет королевской власти. Всеобщий закон нравственности, по Локку , должен иметь основание, причем не во врожденных идеях и не в ограниченном человеческом разуме, но в Божественном откровении. Представление о Боге, по его мнению, человек получает, лишь исследуя его творения с помощью разума.

Такое представление у каждого глубоко индивидуально и уникально. Отсюда следует, что невозможно установить в действительности единых норм морали и требовать единообразия в решении вопросов совести и вероисповедания. Поэтому веротерпимость - одно из условий `общественного договора` и законного правления. Приверженность тем или иным нормам морали и их прочность зависит скорее от привычки. Сочетание эмпиризма с деизмом у Локка осуществляется на основе скептицизма. Скептический провиденциализм у Локка подчеркивает роль случайности в человеческом понимании и оценке действительности, уникальность индивидуального мировоззрения и объясняет развитие и изменчивость моральных представлений, зависящих во многом от индивидуального опыта, деятельности и ее результата - пользы. Польза есть конечная цель всякой деятельности; труд ради есть нечто неестественное. Свобода воли, по Локку ,- это следование нравственности, критерием которой выступает разум.

Философские и социально-политические идеи Локка имели значительное влияние на развитие сенсуализма франц. материалистов, субъективного идеализма Беркли, скептицизма Юма. Этические и политические взгляды Л. были во мн. восприняты Дж. Толандом, Монтескье, отразились в политических декларациях американской и французской буржуазной революций.

Луман (LuhmannLuhmann ) Никлас (08.12. 1927, Люнебург) - немецкий , ведущий представитель системного и функционального подхода в социологии; ординарный профессор общей социологии и социологии права в Билефельдском университете (с 1968). Испытал влияние и ассимилировал существенные аспекты концепций Парсонса, Гелена, феноменологии и кибернетики.

Начиная с первых методологических работ, содержащих программу "радикализованного функционализма", Луман решительно борется с элементами любого рода телеологии и "онтологической метафизики" в социологии. Для Лумана нет ни самодостаточного бытия, ни самоценного смысла. Все может быть иначе ("контингентно"). Т. обр., нет традиционной расшифровки функциональности как "полезности", "целесообразности" и т. п. Функция оказывается "регулятивной смысловой схемой" сравнения контингентного и функциональных эквивалентов. Область сопоставления указывает системная теория. В центр исследования Луман ставит "система - окружающий мир", где функционально эквивалентные способы решения возникающих проблем получают общую точку отсчета. Система отграничена от окружающего мира как область меньшей "комплексности" от области большей "комплексности". "Комплексность" - не онтологическое свойство, а соотносительная характеристика системы и окружающего мира, зависящая от кол-ва элементов, возможных между ними связей, состояний, совместимых с опред. структурой, избирательности в соотнесении и др. Решение проблемы комплексности называется редукцией.

По Луману , редукция комплексности в психических и социальных системах носит смысловой характер. Предмет социологии - социальные системы. Смысловой выбор характеризуется тем, что за избранным всегда как бы просвечивает неизбранное, определенность достигается через отличенность от иного. Смысл имеет три измерения: предметное, временное и социальное. Самотождественность предмета - в отличии от др. предметов. Самотождественность настоящего - в различении горизонтов прошлого и будущего. Смысл социальности (и социальность смысла) - в непременной импликации "другого Я" при любом индивидуальном смыслополагании. Взаимодифференциация трех измерений - один из рез-тов эволюции. Простейшие социальные системы - "интеракции" - образуются через взаимосогласование (а не благодаря общим культурным нормам, как считал Парсонс) действий и переживаний присутствующих участников общения. Принципиально иной тип социальной системы - об-во, охватывающее все действия, достижимые для соотнесения друг с другом в . Действие (понимаемое как "событие" в системе) есть подлинный элемент социальной системы, оно производится и воспроизводится в ней в соотнесении (коммуникации) с др. действиями-событиями.

Человек как целостная личность не входит ни в одну систему, а является составляющей окружающего мира, комплексность которого представляет проблему для системы. Это становится особенно очевидно при эволюции и дифференциации социальных систем, удалении от непосредственного межличностного общения и автономизации крупных систем при нарастающей абстрактности общества как такового. В прошлом приоритет политики позволял обществу самоинтерпретироваться ("тематизировать себя") как государство. Затем то же произошло с приоритетом экономики. Ныне об-во не более, чем предельная возможность повсеместного социального взаимодействия ("мировое об-во"). Автономизировавшиеся системы - "политика", "хозяйство", "наука", "религия", "право" - самопроизводятся ("аутопойесис"), их элементы соотнесены исключительно друг с другом ("самореференция"), что делает их непрозрачными друг для друга и

Бабосов Евгений Михайлович (р. 1931) – белорусский социолог и философ. Доктор философских наук (1972), профессор (1973), академик НАН РБ (1994). С 1998 г. – почетный директор Института социологии НАН Беларуси. Главные направления научных исследований – социальная философия, теория и история социологии, конфликтология, экстремальные ситуации, особенности переходных (посткоммунистических) обществ. Автор более 750 научных работ (из них более 30 индивидуальных монографий, учебников и учебных пособий). В том числе «Личность, коллектив, общество» (1975), «Социология конфликтов» (1996), «Человек на пороге рынка» (1992), «Введение в конфликтологию» (1996), «Социология управления» (2000), «Общая социология. Учебное пособие» (2002) и др. Бабосов сыграл значительную роль в создании и институализации академической социологии в Республике Беларусь.

Блумер Герберт (1900 1987) – американский социолог и психолог. В 1925–1952 работает в Чикагском, с 1952 – в Калифорнийском университетах. Представитель Чикагской школы, ученик Дж. Г. Мида. В 1937 г. предложил термин «символический интеракционизм». Основная работа – «Символический интеракционизм. Перспективы и метод» (1969). По мнению ученого, действия с символами (жесты, язык), предваряют практически-преобразовательные действие. Посредством знаковой деятельности мы задаем дистанции, т. е. структурируем внешний мир.

Бурдье Пьер (1930 2002 ) – французский социолог, профессор Высшей школы социальных наук. С 1996 г. – директор школы практических исследований. С 1975 г. возглавил Центр Европейской социологии. Автор 35 книг и нескольких сотен статей. Бурдье исследовал социальное воспроизводство, систему образования, государство, власть и политику, литературу, масс-медиа, социальные науки. Главный труд Бурдье – «Различие. Социальная критика суждения» (1979). Начиная с публикации в 1993 году «Нищеты мира», Бурдье занимает критическую позицию, выступая на стороне социально обделенных, находящихся под угрозой, или исключенных из общества групп.

Вебер Макс (1864 1920) – крупнейший социолог конца XIX–начала XX века. Учился в Гейдельбергском университете. С 1894 г. – профессор в университете во Фрайбурге, с 1896 – в Гейдельберге. Читал лекции в университетах Сент-Луиса (США) и Вены (Австрия). С 1919 г. – профессор Мюнхенского университета. Всемирно известные труды: «Протестантская этика и дух капитализма» (1905), «Политика как профессия» (1919), «Наука как профессия» (1920), «Хозяйство и общество» (1921). Разработал теорию «идеальных типов», которые рассматривал как концентрированные отражения сущности изучаемых социальных явлений, их идеальные модели. Большое внимание уделял изучению социального действия и его основных типов, структур и функций. Разработал учение о типах господства и подчинения, о сущности власти и политических систем. Обстоятельно исследовал социологию религии и раскрыл решающую роль протестантизма, в частности протестантской этики в становлении и развитии капитализма.

Гидденс Энтони (р. 1938) – английский социолог и политолог. С 1961 г. преподаватель социологии в университете Лестера, с 1965 г. – профессор социологии в Кембридже. Главные работы: «Основные проблемы социальной теории» (1979), «Устройство общества» (1984). Автор теории структурации, согласно которой социальные структуры являются порождениями человеческих действий и отношений. Все действия людей в свою очередь подвержены влиянию структурных характеристик общества. Процесс социального воспроизводства через действия структурационных механизмов перерастает в социальные трансформации. Сами же трансформационные изменения происходят отчасти в соответствии с намерениями людей, совершающих их, а иногда приводят к таким последствиям, которых никто не желал и не предвидел.

Данилов Александр Николаевич (р. 1965) – белорусский социолог, политолог и социальный философ. Доктор социологических наук (1994). Заведующий сектором изучения общественного мнения и прогнозирования Совета Министров Республики Беларусь (1991–1994), аналогичного сектора Администрации Президента Республики Беларусь (1994–2000), профессор кафедры социологии БГУ (с 2000), заместитель председателя ВАК Республики Беларусь (с 2003). Основатель и главный редактор научно-теоретического журнала “Социология”. А.Н. Данилов – автор оригинальной теоретико-методологической концепции, раскрывающей механизм системных трансформационных изменений в постсоветских странах. Им разработаны теоретические предпосылки нового направления в социологической науке – социологии трансформационных процессов в переходных обществах.

Дарендорф Ральф (1929 2009) – немецкий социолог, политолог, политический деятель. В 1958–1967 г. – профессор университетов Гамбурга, Тюбингена, Констанца. В 1974–1984 – директор Лондонской школы экономики и политических наук. Основные работы: «Социальные классы и классовый конфликт в индустриальном обществе» (1957), «Общество и свобода» (1961), «Современный социальный конфликт» (1982). Дарендорф является автором так называемой «конфликтной модели общества». Теория конфликта Дарендорфа возникла как альтернатива марксизму. С точки зрения Дарендорфа, порядок и стабильность – суть патологии социальной жизни. Различные теории организуют и конституируют мир своими специфическими способами, и одним из таких способов – вполне перспективных, по мнению Дарендорфа – является теория конфликта.

Дюркгейм Эмиль (1858 1917) – французский социолог. Работал профессором социологии в университете Бордо (1887–1902), а затем – в Сорбонне. Основные работы – «О разделении общественного труда (1893), «Правила социологического метода» (1895), «Самоубийство» (1897). Считал, что социология должна базироваться на изучении социальных фактов, имеющих объективный характер, рассматривал общество как совершенно уникальную социальную реальность, которая должна быть изучаема самостоятельной наукой, несводимой к философии – социологией. Большое внимание уделял анализу разделения труда, которое играет огромную роль в развитии общества. Выделил основные типы социальной солидарности и дифференциации общества. Ввел понятие «аномия», под которой понимал патологию социальной жизни, воплощающуюся в осознанных нарушениях норм права, морали и т.д.

Конт Огюст (1798 1857) – французский философ, социолог, методолог, преподаватель Парижского политехникума, основатель школы позитивизма. Автор шеститомного «Курса позитивной философии» (1830–1842). В 1816–1824 – секретарь Сен-Симона. Конт провозгласил создание новой науки – социологии, призванной изучать единые, универсальные законы о развитии общества; создал эволюционную теорию социального развития, оригинальную концепцию социальной статики, социальной динамики, систему законов и принципов социологии.

Кравченко Альберт Иванович (р. 1949) – российский социолог, специалист в области экономической социологии и социологии труда. Окончил философский факультет МГУ (1973). Доктор социологических наук (1991). С 1978 работает в Институте социологии РАН ведущим научным сотрудником. С 1984 – научный консультант, редактор журнала «Социологические исследования». Кравченко дал определение структуры и предметной области социологии труда, осуществил систематизацию категориального аппарата, выделил основные школы в истории отечественной и зарубежной социологии труда, предложил новую трактовку концепции социальной организации труда Тейлора. Является автором более 150 научных работ, в том числе – «Социология труда в XX веке: историко – критический очерк» (1987), «Введение в социологию. Учебное пособие» (1995), «Основы социологии» (1997).

Кули Чарлз Хортон (1864 1929) – американский социолог и социальный психолог. Получил образование и преподавал в Мичиганском университете. В 1918 – президент Американского социального общества. Основные сочинения: «Человеческая природа и социальный порядок» (1902), «Социальная организация» (1909), «Социальный процесс» (1918), «Социологическая теория и социальное исследование» (1930). Считается предшественником теории «символического интеракционизма». Согласно Кули, человек и общество есть аспекты органического единства – «человеческой жизни», вне которой они являются чистыми абстракциями. Общество может существовать лишь на основе взаимодействия личностей, их коммуникации. Кули связывал формирование человеческого «Я» с суммированием тех впечатлений, которые, по мнению ученого, он производит на окружающих (теория «зеркального «Я»).

Лавров Петр Лаврович (1823 1900) – русский социолог, публицист, идеолог народничества 1860-х; в начале своей карьеры – профессор математики. В 1868–1869 опубликовал «Исторические письма», ставшие настольной книгой радикальной молодежи России. С 1870 за границей, издает газету «Вперед!». Лавров считается основоположником социологии на русской почве, первым русским социологом. Рассматривая социологию в качестве завершения системы наук (антропологии) и отличая ее от исторической науки (сосредоточенной на социальной динамике), Лавров определяет ее как науку о солидарности, ее формах и эволюции. Солидарность – есть общность привычек, интересов или убеждений, совпадение личного интереса с интересом общественным. Лавров приходит к выводу о наличии в социологии особого субъективного метода, выражающегося в неизбежной оценке любого исследуемого социального явления с точки зрения определенного нравственного идеала. Реальными субъектами истории, по Лаврову, являются «критически мыслящие личности», способные выработать в себе высший нравственный идеал.

Луман Никлс (1927 1999) – известный немецкий социолог. Окончил Билефельдский университет. В 1968–1993 гг. – профессор Билефельдского университета. Основное внимание уделял разработке теории социальных систем. Считал, что основными элементами социальной системы являются не люди или их действия, а их коммуникации между собой. Коммуникация не ограничивается передачей информации, а является самореферентным процессом, приводящим к определенному структурированию социальной системы. Наиболее известные работы – «Социальные системы: основы общей теории» (1984), «Теория общества» (1989), «Наблюдения современности» (1992).

Маркс Карл (1818 1883) – выдающийся немецкий философ, социолог, экономист. Получил образование в университетах Бонна и Берлина, защитил докторскую диссертацию по философии в Йенском университете. В 1864 г. участвовал в учреждении Международного товарищества рабочих (I Интернационал). Основные труды: «Капитал» (1867–1894), «К критике политической экономии. Предисловие» (1859), «18 Брюмера Луи Бонапарта» (1852). Маркс считал, что в основе развития общества находится способ производства материальных благ, состоящий из двух взаимосвязанных сторон – производительных сил и производственных отношений. На определенном этапе развития общества производительные силы вступают в конфликт с производственными отношениями, и тогда наступает эпоха социальной ре­волюции. В процессе революций рабочий класс становится «могильщиком» капитализма, превращает частную собственность в общественную; совершается переход к новому типу общества – коммунистическому, в котором свободное развитие каждого становится условием свободного развития всех.

Мертон Роберт Кинг (1910 2003) – американский социолог, почетный профессор Колумбийского университета, президент Американской социологической ассоциации (1957). Внес значительный вклад в развитие и формирование ряда основных областей академической социологии: теории и методологии структурного функционализма («Социальная теория и структура», 1957), социальной дезорганизации обществ («Социальная структура и аномия», 1966), социологии науки («Социология науки», 1973) и др.

Мид Джордж Герберт (1863 1931) – американский психолог, социолог и философ. Основные его работы собраны в книгах « Разум. Я и Общество» (1934) и «Философия действия (1938). Определял свою концепцию как «социальный бихевиоризм», однако, фактически заложил теоретические и методологические основания теории символического интеракционизма (термин введен его учеником Г. Блумером). Согласно Миду, любое взаимодействие предполагает владение языком (как символической системой), позволяющим через символы увидеть себя в мире и создавать новые символы.

Михайловский Николай Константинович (1842 1904) – русский философ и социолог, теоретик народничества, основатель (наряду с Лавровым) субъективной социологии. Основные сочинения: «Аналогический метод в общественной науке» (1869), «Что такое прогресс?» (1872), «Борьба за индивидуальность» (1875–1876), «Герои и толпа» (1882). С 1892 года – один из ведущих редакторов журнала «Русское богатство». Предметом социологии, по мнению Михайловского, является отношение различных форм общежития (кооперации) к судьбам личности, исследование законов этого отношения позволяет соединить в социологическом анализе сущее и должное. Михайловский разработал субъективный метод в социологии. Данный метод не исключает объективного познания, но в силу неустранимости субъективного момента (предвзятого мнения) из социального познания предполагает еще и оценку реальности с точки зрения нравственного идеала, желаемого будущего.

Парсонс Толкотт (1902 1979) – выдающийся американский социолог. Родился в Колорадо-Спрингс, штат Колорадо. С 1927 г. – профессор Гарвардского университета, в 1946–1956 гг. возглавлял отделение социальных отношений. Создатель социологических теорий структурно-функционального анализа и социального действия. Президент Американской социологической ассоциации (1949). Основное внимание уделял теории систем и социального действия, разработанных в трудах «Структура социальной деятельности» (1937), «К общей теории действия» (1951), «Система современных обществ» (1971). Занимался исследованием субъекта действия («актора»), в качестве которого может выступать отдельный индивид, коллектив, организация. Основными функциями систем действия считал: адаптацию, интеграцию, мотивацию и целедостижение. Считал, что система общества включает в себя в качестве выс­шей иерархической структуры систему культуры, неразрывно связанную с системой личности.

Смелсер Нейл Джордан (р. 1930) – американский социолог, профессор Калифорнийского университета, представитель эволюционного функционализма, ученик и последователь Т. Парсонса. Главные работы: «Социология экономической жизни» (русск. перевод издан в 1965 г.), «Теория коллективного поведения» (1962), учебник «Социология» (1988). Автор концепции ценностно-ориентированного коллективного поведения, теории социальных изменений и методологии сравнительного анализа.

Сорокин Питирим Александрович (1889 1968) – родился в Вологодской губернии в семье ремесленника. Окончил Санкт-Петербургский университет. В 1917 г. получил звание приват-доцента Санкт-Петербургского университета, в 1920 г. избран руководителем кафедры социологии этого университета. В 1922 г. эмигрировал из Советской России. Сначала жил и работал в Праге, а затем – в США. Работал профессором, а с 1930 г. – деканом социологического факультета Гарвардского университета. Основные труды: «Система социологии» (1920), «Социальная мобильность» (1927), «Социальная и культурная динамика» (1937–1941), «Социальная и культурная мобильность» (1959), «Социологические теории сегодня» (1966). Основной вклад в социологическую науку заключается в создании теорий социальной стратификации и социальной мобильности, в разработке всемирной панорамы социокультурной динамики общества и основных типов культур. Считал, что ключевую роль в развитии человека и общества выполняют социальные взаимодействия, в процессе развертывания которых формируется личность, вырабатываются формы культуры и типы обществ. Подверг резкой критике чрезмерное распространение различных форм массовой культуры, неразрывно связанной с кризисом духовности в современном мире. Выражал уверенность, что человечество от эпохи войн, революций и кризиса культуры движется к новым формам социальных взаимодействий, возвышающих человека духовно, нравственно, социально.

Спенсер Герберт (1820 1903) – британский философ и социолог. Важнейшие труды: «Основные начала» (1862), «Основания биологии» (1864–1867), «Основания психологии» (1870–1872), трехтомный труд «Основания социологии» (1876–1896). Идея всеобщей эволюции – центральный пункт мировоззрения Спенсера. Все его усилия были направлены на обоснование этой идеи. Он выделил три вида эволюционных процессов: неорганический, органический и надорганический. Основная задача социологии по Спенсеру – изучение массовых типичных явлений, социальных фактов, раскрывающих действие всеобщих законов эволюции. Спенсер – родоначальник «органицистской школы» в социологии.

Ядов Владимир Александрович (р. 1929) – российский социолог. В конце 1950-х годов Ядов организовал лабораторию социологических исследований при Ленинградском Государственном университете, которая впервые в СССР стала изучать трудовую мотивацию. В 1963–1964 прошел стажировку в Университете Манчестера и Лондонской школе экономики и политических наук, где изучал методику и технику социологических исследований. Под руководством Ядова в Ленинграде сложился коллектив высококвалифицированных специалистов, осуществивший исследовательский проект «Человек и его работа». На протяжении 1960–1970-х возглавляемая Ядовым ленинградская социологическая школа провела фундаментальное исследование ценностных ориентаций, в результате которых была разработана и получила широкое признание диспозиционная теория регуляции социального поведения личности, сыгравшая важную роль в обособлении социальной теории от доктрины исторического материализма.

1 В современной социологии под классом понимают большую группу людей, имеющих одинаковый статус в системе социальной стратифи­кации.

«Прошел. Увидел. Опросил» - самая популярная формула обывательского отношения к социологии...

На самом деле социология хранит тайны управления: собой, другими, да чего там - всем миром!

И если даже не открыть учебник по социологии, а хотя бы сдуть пыль с его обложки, мы узнаем не только, что такое общество, но и как оно устроено. А зная, «как это работает», мы откроем тайны управления.

Итак, 10 самых известных социологических теорий общества:

1. ТЕОРИЯ СОЦИАЛЬНОГО ДЕЙСТВИЯ (М. Вебер).

Согласно этой теории, которую еще называют «Понимающая социология» в основе социальных отношений лежит установление «смысла» (понимание) намерений и целей действий друг друга.

Хотим управлять - начинаем с определения целей Другого .

2. ТЕОРИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ФАКТОВ (Э. Дюркгейм).

Социальные факты существуют сами по себе, не зависят от действий индивидов, однако оказывают на них принудительное воздействие с помощью правового регулирования, посредством неформальных, религиозных, семейных и других социальных норм.

Хотим управлять - ищем причину явления или поведения, а предшествующих социальных фактах, т.е. не в индивидуальном сознании, а в объективной реальности .

3. ТЕОРИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО ДОГОВОРА (Ж-Ж. Руссо)

Наверное, одна из самых известных теорий - теория, объясняющая происхождение гражданского общества, государства, права как результат соглашения между людьми.

Хотим управлять - достигаем согласия управляющих и управляемых.

4. СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ЭВОЛЮЦИОНИЗМ (Г. Спенсер).

Общество - это эволюционирующий организм, подобный живому организму, рассматриваемому биологической наукой. Социальная эволюция является процессом возрастающей «индивидуализации», а социальные институты - это механизмы самоорганизации совместной жизни людей.

Хотим управлять - отходим в сторонку и не мешаем развиваться.

5. КЛАССОВЫЙ ПОДХОД (К. Маркс).

Общество состоит из классов - социальных общностей, выделяемых по отношению к собственности на средства производства и общественному разделению труда. Классы антагонистичны и находятся в постоянной борьбе.

Хотим управлять - ищем, находим и грамотно перераспределяем источник противоречий.

6. ИНТЕГРАЛЬНАЯ СОЦИОЛОГИЯ (П. Сорокин).

По мнению П. Сорокина, общество - это «совокупность совместно живущих людей, которые влияют друг на друга или взаимодействуют друг с другом», а вся социальная жизнь - это бесконечная цепная реакция акций - реакций, взаимодействие которых лежит в основе исторического процесса.

Хотим управлять - изучаем механизмы взаимодействия.

7. СТРУКТУРНЫЙ ФУНКЦИОНАЛИЗМ (Т. Парсонс, Р. Мертон).

Теория рассматривает общество как социальнуюсистему, имеющую свою структуру и механизмы взаимодействия структурных элементов, каждый из которых выполняет собственную функцию.

Хотим управлять - ищем, находим и устраняем несоответствие структуры и ее функции .

8. СИМВОЛИЧЕСКИЙ ИНТЕРАКЦИОНИЗМ (Дж. Мид, Г.Блумер).

Теория, основывающаяся на интерпретациях человеческого поведения, в котором «прочитываются» значимые символы, несущие социальную информацию. Это особый вид действия (интеракции), который осуществляется людьми. Особенность подобной интеракции заключается в том, что люди не просто реагируют на действия Другого, а интерпретируют его.

Хотим управлять - выясняем истинный (скрытый) мотив, т.е. то, что стоит за действием .

9. СТРУКТУРАЦИОННАЯ ТЕОРИЯ (Э. Гидденс)

Гидденс считал, что «У общества есть только форма, и лишь эта форма влияет на людей настолько, насколько структура производится и воспроизводится в том, что делают сами люди».

Хотим управлять - одновременно изучаем и структуру, и поведение .

10. ТЕОРИЯ СОЦИАЛЬНОГО КОНФЛИКТА (Р. Дарендорф).

Согласно этой теории, конфликт - естественный результат любой системы управления. Суть социального конфликта заключается в различии социальных позиций и ролей в обществе: у одних есть власть и право управлять, у других таких привилегий нет.

Хотим управлять - ищем, находим и согласовываем интересы конфликтующих групп .

Удачи!


Добавление комментариев доступно только зарегистрированным пользователям

Алексей Кнорре увлекся социологией еще в школе, затем поступил в СПбГУ, занимался автоматическим анализом текстов, а теперь работает в Институте проблем правоприменения Европейского университета в Санкт-Петербурге. О том, как изучать функционирование законов не на бумаге, а в жизни, и что говорит статистика преступлений о работе правоохранительных органов - в новом выпуске рубрики «Молодые ученые» на T&P.

Где учился: Санкт-Петербургский государственный университет (бакалавриат), Европейский университет в Санкт-Петербурге (магистратура)

На данный момент: младший научный сотрудник в Институте проблем правоприменения в ЕУСПб

Что изучает: социология права и криминальная статистика

Алексей Кнорре - финалист битвы ученых Science Slam 2015 года.

Я решил стать социологом примерно в начале 11-го класса. Это было осознанное решение: мне повезло вовремя пообщаться с людьми, которые своим примером показали, что социальные науки - это важно, интересно и круто.

Во-первых, я хорошо учился в школе и благодаря этому попал в систему дополнительного образования - с разными тренингами и летними школами. В какой-то момент одной из таких школ оказался летний модуль Школы гуманитарного образования - одного из проектов, который в середине 2000-х был успешным, работал на территории всей страны и позволял участникам узнать, что есть что-то за пределами их провинциального города: глобальная экономика, движущиеся рынки труда, разные культуры. Там я научился получить удовольствие от публичных выступлений. Больше всего тогда на меня повлиял Михаил Немцев, социальный философ и историк. Сейчас он преподает в РАНХиГС в Москве и ведет интернет-портал Gefter.ru. У него замечательно получалось (и получается) говорить и писать так, чтобы, с одной стороны, было не скучно, а с другой - чтобы это было посвящено важной теме в социальной науке. Во-вторых, у меня как-то все получалось с гуманитарными предметами - наверное, оттого, что в школе они всегда самые простые: несколько тупых определений, и от тебя требуется только свести их в мало-мальски связный текст. От этого в 9–10 классах я думал, что буду заниматься политологией (не понимая толком, что это такое, кроме ничего не значащих слов про изучение политической системы общества). Потом я прочитал книгу Игоря Кона «80 лет одиночества». Думаю, она больше всего повлияла на мои представления о том, чем нужно заниматься, и потихоньку политология трансформировалась в социологию.

В-третьих, мне повезло, что у меня был интернет: хотя научно-популярный жанр только складывался, на сайте «Полит.ру» были расшифровки публичных лекций разных ученых, которые тогда потрясали и захватывали воображение. Еще был (и есть) сайт «Элементы.ру», на котором доходчиво рассказывали про современные научные исследования.

После школы я поступил в СПбГУ на факультет социологии, где получил образование бакалавра. У меня неоднозначное отношение к этому опыту. С одной стороны, общий уровень преподавания там был чудовищный: тоскливые преподаватели, по листочку говорящие только что пришедшим и ничего не понимающим первокурсникам скучные и пустые слова, без драйва и понимания, зачем это все нужно и почему этим нужно заниматься. Меня (и, подозреваю, многих других) от этого передергивало, и я искал возможность узнать, что такое социология, от других людей.

С другой стороны, СПбГУ дал мне, обычному парню с окраины Красноярска, возможность за минимальные деньги жить в прекрасном общежитии почти в центре Петербурга, иметь льготный проездной и, в общем, как-то закрепиться в городе. Кроме того, на самом факультете социологии были отдельные яркие преподаватели, которые интересно рассказывали и могли увлечь. Их мало, но они были, и главное в жизни студента-социолога - попасть под научное руководство к таким людям. Мне сказочно повезло: я попал к Виталию Григорьеву, который без помпы занимается социальной наукой на факультете на позиции ассистента больше 10 лет и мог ясно объяснить, что такое дисперсия и как работает факторный анализ.

Через несколько недель после публикации исследования нас раскритиковал глава ФСКН, а еще через несколько месяцев само ведомство расформировали

Во время учебы там я занимался областью, которая называется автоматический анализ текстов. Это такое междисциплинарное направление между лингвистикой, программированием и анализом данных, где компьютер пытаются научить решать задачи, которые обычно делает человек, когда работает с текстами: искать похожие тексты, определять сходства или различия и так далее. Ничего нового я там не открыл, зато научился основам прикладного программирования и статистического анализа данных. Благодаря этому на последнем курсе параллельно с учебой я стал ассистентом у Михаила Соколова, у которого занимался сбором и анализом данных по проектам изучения социологической элиты (по мотивам которого вышла моя первая публикация) и социологии образования. Я преследовал Соколова по разным конференциям с первого курса, и работа с ним была для меня большим удовольствием.

После СПбГУ я поступил в Европейский университет в Санкт-Петербурге на факультет политических наук и социологии. Я шел туда, потому что хорошо знал, что там происходит (на последнем курсе СПбГУ я ходил на занятия в Европейский диким вольнослушателем и таскал с собой однокурсников, многие из которых поступали потом со мной), и то, что происходило там, было тысячей глотков свежего воздуха после соцфака: серьезное отношение к студентам, много чтения, эссе, которые читают и обсуждают с тобой, исследовательские статьи на английском языке, харизматичные преподаватели, атмосфера настоящей академии и уютное здание. Там я сначала изучал программистов (точнее, их зарплаты с помощью данных сайта DOU.ua), и поскольку мой научный руководитель не говорил по-русски, курсовую пришлось писать на английском. Потом я перешел обратно к Михаилу Соколову и изучал карьерные траектории социологов, про которые написал магистерскую диссертацию. За диссертацию мне до сих пор стыдно, но побочным продуктом стал веб-инструмент для ввода и анализа биографических траекторий, который мы вместе с коллегой Арсением Габдуллиным надеемся запустить в открытый доступ в ближайшее время.

Помимо всего этого, мне повезло попасть в тусовку айтишников - неформальную образовательную программу по экосистеме информационных технологий, которая сначала называлась «Введение в индустрию ИТ», а потом переименовалась в GameChangers. Ее делали Сергей Дмитриев, Николай Вяххи и Владимир Алуферов, благодаря которым я познакомился с огромным количеством людей, которые были во всем на голову выше меня, и это всегда давало стимул что-то делать и куда-то расти.

Последний год я работаю в Институте проблем правоприменения, где занимаюсь криминальной статистикой - анализом данных о преступлениях. Причем делаю это в специфическом фокусе, когда данные говорят не столько о самой преступности, сколько об органах, которые с этой преступностью борются. Мы с коллегами изучали статистику борьбы с наркопреступлениями со стороны двух главных ведомств, связанных с этим, - МВД и ФСКН. Мы проанализировали, какие наркотики и в каком объеме изымаются при регистрации преступлений, и пришли к выводу, что ФСКН, несмотря на свой мандат борьбы с оптовыми наркодилерами, фиксирует большинство преступлений с небольшой, в размере нескольких грамм, массой наркотика. Это важно, потому что существование двух больших ведомств, которые занимаются фактически одним и тем же, дорого обходится бюджету страны. Через несколько недель после публикации исследования нас резко раскритиковал глава ФСКН Виктор Иванов, а через несколько месяцев саму ФСКН расформировали и присоединили к МВД. Исследование дошло до логического конца. Кроме того, я продолжаю заниматься карьерными траекториями, но уже не социологов, а правоохранителей. Я пытаюсь, используя методы статистического анализа биографических траекторий, увидеть, какие существуют паттерны в карьерах сотрудников разных органов, какие есть различия в этих карьерах на уровне разных регионов и так далее.

Наверное, главный мотив заниматься социальной наукой для меня в том, что если вы делаете это правильно, то вы частично решаете проблемы людей. Иногда это более серьезные проблемы (например, исследования бедности, сиротства или наркомании), иногда - менее, но в любом случае социолог должен изучить и описать, что происходит в каком-то общественном институте. Моя текущая работа позволяет через изучение того, как применяется право и закон в современной России, показать, что вообще происходит в этой области не на уровне личных историй и слухов, а в целом, с высоты птичьего полета. Поработав в какой-то области достаточно долго, социолог должен быть готов объяснить, что в ней происходит и что с ней нужно делать с точки зрения публичной политики и принятия решений.

Помимо этой этически нагруженной причины социология требует кучи навыков и поэтому никогда не дает заскучать. С одной стороны, это точная наука: в ней ставятся и проверяются гипотезы, используется сложный статистический аппарат, иногда нужно программировать. С другой стороны, в социологии важно уметь работать с теориями - использовать концептуальный аппарат, чтобы, например, за одним рекламным баннером или услышанной фразой увидеть скрытую работу социальных институтов, влияющих на жизнь людей, и потом написать про это статью. С третьей стороны, в социологии есть много так называемой полевой работы, когда нужно познакомиться с человеком и взять у него интервью, понять, чем он живет; короче говоря, напрямую изучать людей, используя арсенал антропологии и этнографии. Но и это еще не все: после того как вы провели исследование, вы можете рассказать о нем людям, и людям даже может стать интересно. Популяризацией социальных наук в России почти не занимаются - по сравнению с положением дел в естественных и точных науках, - хотя интересного здесь не меньше. С этим тоже можно и нужно работать.

Если говорить про криминальную статистику и эмпирико-правовые исследования, то, кажется, самые крутые в этой области те, в которых можно объединить всю статистику по преступности в одну рамку, когда у вас есть спектр данных от регистрации преступления и заканчивая решением суда, то есть много промежуточных состояний работы правоохранительной системы. Это позволяет очень глубоко понимать, как эта система работает, и делать далеко идущие выводы. Помимо этого, сейчас набирает популярность идея использования данных из социальных медиа в интернете - когда, например, вы пытаетесь понять, связана ли как-то вероятность совершения преступления с числом и характеристиками друзей в фейсбуке.

Меня очень интересуют возможности современных информационных технологий в социальных науках. Прежде всего в современной науке принято делать исследования воспроизводимыми, то есть вместе с текстом научной статьи выкладывать в интернет еще и данные, на которых делалось исследование, и программный код, с помощью которого вы их обрабатывали и пришли к выводам. Это очень важно, потому что наука - это способность других людей сделать то же самое и получить такие же результаты, как у вас. В социальных науках, в отличие от естественных, есть сложности с воспроизводимостью и устойчивостью выводов. Я думаю, что если каждый социолог будет ясно описывать данные и то, что он с ними делает, то доверие к социальным наукам сильно вырастет. Поэтому в меру своих сил я буду продвигать эту идею. Помимо этого, мне приносит большое удовольствие программирование. Это огромный мир - как вселенная Гарри Поттера, в которую можно погрузиться, только за это увлечение вам платят и вы можете делать много полезных вещей.

Быть ученым тяжело и некомфортно. Для многих это просто неподходящая работа, которая навредит и им самим, и науке

Научная работа по сравнению с почти любой другой гораздо сложнее. Как говорил мой преподаватель, политолог Владимир Гельман, многие идут в науку, чтобы решить личные проблемы. Мне кажется, что это худший способ решения личных проблем. Если вы ученый, то у вас, скорее всего, нет фиксированных рабочих дней и часов, нет понятных и простых должностных инструкций, какие есть в офисной работе. У вас даже нет достаточно высокой и стабильной заработной платы - нужно все время заниматься параллельными исследовательскими проектами и грантами. При этом вас поджидают специфические опасности, такие как профессиональное выгорание и прокрастинация, которые отравляют жизнь и на продолжительное время убивают удовольствие от работы. Это когда вам нужно написать большой текст - статью или диссертацию - за несколько месяцев, и вы сидите дома и просто не можете начать работать. В жизни ученого грань между работой и домом либо очень тонка, либо ее нет вовсе. Поэтому такая работа требует серьезных способностей к концентрации и управлению своим временем. Добавьте сюда то, что в науке почти невозможно получить точное и безошибочное знание: в ваших теориях всегда будут нюансы, в данных - пропущенные значения и перекосы, результаты будут противоречивыми, и вам всегда надо быть готовым к критике (иногда довольно обидной, но это тоже часть работы).

Поэтому быть ученым - это тяжело и некомфортно, и многим эта работа не подходит: люди хотят зарабатывать нормальные деньги, четко понимая, что, когда они придут домой, работа их не достанет, и я этих людей понимаю. Именно поэтому в аспирантуру и даже магистратуру нужно идти только после того, как человек хотя бы год проработает на обычной работе и все равно решит, что ему там скучно и это не для него. Я думаю, что для научного ремесла нужен определенный склад ума: пытливость, готовность вникать в тонкости, даже дотошность. Для многих людей это просто неподходящая работа, которая навредит и им самим, и науке.

Мне кажется, что самое главное - это увлеченность своей темой. Нет более нелепого ученого, чем тот, который не может объяснить, что ему интересно и почему. Любые занятия наукой должны начинаться с простых вопросов (правда, не всегда с простыми ответами) о том, как что-то устроено: почему летает самолет, почему небо голубое, почему одни люди зарабатывают больше, а другие меньше. Из таких вопросов и начинается исследование - сначала через чтение того, что исследовали до вас, а затем и через сбор и анализ собственных данных.

Сложно давать советы, потому что все люди по-своему приходят к тому, чем они занимаются. Наверное, имеет смысл почитать книжки (в конце этого текста есть несколько наименований) и в целом общаться с людьми: ходить на конференции и публичные лекции, почаще задавать вопросы - в общем, культивировать и проявлять интерес. Если вам это нравится, то вы на правильном пути; если нет, то, по-видимому, это дело не для вас и нужно найти что-то более интересное.

Фотографии предоставлены Алексеем Кнорре.

Измена мужа