Канонические молитвы. Каноническая молитва христианской веры

…Все мы являемся свидетелями знаменательного события - Иверский образ Пресвятой Богородицы вновь обрел свое историческое место в самом центре первопрестольной Москвы, в воссозданной Иверской часовне у Воскресенских ворот. С великим трепетом и благоговением наши предки именовали Русь Домом Божией Матери. И это не было горделивым превозношением. В этих словах верующий русский народ выражал свою смиренную благодарность Царице неба и земли за Ея великие и богатые милости, свидетельствовал о них перед другими народами и выражал свою любовь к Той, Которая многократно приходила ему на помощь в трудные моменты... Совершая ныне новое сретение Иверской иконы Божией Матери, мы твердо верим, что, как в былые времена, Пресвятая Богоматерь, Которая множество раз являла Свои предстательство и милосердие в бесчисленных Своих иконах, не оставит и впредь град наш, страну нашу Российскую и народ ее Своим Покровом.

Патриарх Алексий II

По преданию Святой Горы Афон, образ Божией Матери, известный как Иверская икона, впервые явил свои чудеса в царствование греческого императора Феофила (IX век), во времена лютых иконоборческих гонений. Достоверная же история этого образа восходит к XI веку, когда иноки афонской Иверской обители узрели на морской глади достигавший до неба огненный столп и, пораженные, повторяли лишь одно: «Господи, помилуй!» Изо всех соседних монастырей сошлись к морю иноки и по усердной молитве увидели, что стоит этот столп над иконой Богоматери. Но чем ближе подходили братия к водам морским, тем далее уходила от них икона. Тогда собрались они в храм и со слезами молили Господа, чтобы дозволил Он им обрести новую святыню.

В то время подвизался в Иверской обители старец Гавриил, жизни строгой, нрава же детски простого. Летом нес он подвиг молчания на вершине неприступной скалы, зимой сходил к братии; облаченный во власяницу, вкушавший лишь овощи с водою, походил он на земного ангела, как и подобает принявшим на себя ангельский чин. Ему-то и явилась в сонном видении озаренная дивным небесным светом Владычица и повелела: «Скажи настоятелю с братией, что Я хочу дать им Свою икону, покров Свой и помощь; потом же ступай в море - иди с верою прямо по волнам, и тогда узнают все Мою любовь и благоволение к обители вашей».

Старец передал свой сон настоятелю, и наутро иноки с кадилами и лампадами отправились к берегу. Под молебное пение братии ступил Гавриил на воду и, поддерживаемый той верою, которая горами движет, чудесно прошел по волнам как по суше и принял в свои руки святую икону.

С ликованием встретили ее иноки на берегу, три дня и три ночи творя перед образом молебствия, а затем внесли в соборную церковь, где и поставили в алтаре.

На другой день монах, зажигавший лампады в храме, иконы на этом месте не нашел. Она висела над вратами обители. Образ внесли в храм, однако наутро повторилось то же самое.

И вновь было видение старцу Гавриилу, и повелела ему Владычица объявить братии: «Не хочу быть охраняемой вами, но хочу Сама быть Хранительницей вашей не только в земной, но и в небесной жизни. Испросила Я у Господа милость вам, и доколе будете видеть икону Мою в своей обители, дотоле благодать Сына Моего к вам не оскудеет».

В благодарной радости выстроили иноки во славу Пречистой храм над вратами своей обители и поставили в нем икону. Тут изначальный образ пребывает и поныне. Эта икона именуется «Портаитисса» - то есть «Вратарница», или «Привратница»; по месту же явления в Иверской обители она называется Иверской. Дивный символ, связанный с названием иконы, выражен в акафисте: «Радуйся, благая Вратарнице, двери райские верным отверзающая!»

Множество преданий связано с этой иконой. Однажды некий разбойник ударил ее мечом, и тогда из лика Богоматери исторглась кровь, доселе видимая на иконе. Разбойник покаялся и окончил свою жизнь среди братии Иверской обители, пребывая в подвиге строгого поста и молитвы.

Немало и иных чудес было явлено от Иверской иконы. И сейчас издали, с волн морских, взирают на стены монастырские русские паломники, ибо строго запрещает Устав Святой Горы ступать на ее землю праздным гостям, а нога женщины не касалась ее вот уже почти тысячу лет.

Веками отмаливали великие афонские старцы грехи нашего суетного и заблудшего мира. Потому, быть может, Господь еще и терпит нас, грешных и слабых, что доселе пребывает в нашем мире столь великие подвижники, своим молитвенным подвигом спасающие всех православных христиан.

По великой любви народа русского к Иверскому образу еще в середине XVII столетия принесено было в Россию несколько чтимых списков с него, из коих наиболее прославились образ в Иверском Валдайском монастыре и образ в московской часовне у Воскресенских ворот Китай-города, написанный по просьбе Патриарха Московского к архимандриту афонскому Пахомию. И когда в 1648 году три инока-святогорца поднесли царю Алексею Михайловичу готовый образ, то приложили к нему и письменное повествование:

«Как есми приехал Пахомий в наш монастырь, собрав всю свою братию, 365 браток, сотворили есма великое молебное пение с вечера и до света и святили есма воду со святыми мощами; святою водою обливали чудотворную икону Пресвятыя Богородицы, Старую Портаитскую (Вратарную) и в великую лохань ту святую воду собрали; собрав, паки обливали новую доску, всю из кипариса, и опять собрали ту святую воду в лохань; и потом служили Божественную литургию с великою верою, и после святой литургии дали ту святую воду и святые мощи иконописцу... И та икона новописанная не рознится ничем от первой иконы ни длиною, ни шириною, ни ликом - слово в слово новая, аки старая».

Этот самый список, известный как московская Иверская икона, встречали 13 октября 1648 года у Воскресенских ворот царь с семейством, патриарх и великое множество народа православного. Образ был помещен на воротах, которые с тех пор стали называть Иверскими. Затем, в 1669 году, перенесли его в деревянную часовню, а с 1791 года чудотворная пребывала в каменной часовне с синим, словно небо, и усеянным золотыми звездами куполом и двумя золотыми фигурами апостолов при дверях.

Иверская прославилась множеством чудес и исцелений, каковые записывались в особую книгу. Нескончаемым потоком шли к ней москвичи и гости первопрестольной, дабы помолиться и получить благословение Пречистой на свои труды. Цари и царицы благочестивые, въезжая в белокаменную, прежде Кремля заходили в Иверскую часовню. Как вспоминали старые москвичи, по ночам святую икону возили из дома в дом в закрытой карете, запряженной шестеркой лошадей, в сопровождении духовенства. Впереди скакал всадник с факелом. Кучера на козлах сидели без шапок, а в сильный мороз обвязывали головы платками.

Бытописатель старомосковского благочестия Иван Сергеевич Шмелев вспоминал, как истово готовились в замоскворецких домах к такой встрече с чудотворной:

«Новым кажется мне наш двор - светлым, розовым от песку, веселым. Я рад, что Царице Небесной будет у нас приятно. Конечно, Она все знает: что у нас под шатерчиком помойка, и лужа та же, и мусор засыпали песочком; но все же и Ей приятно, что у нас стало чисто и красиво и что для Нее все это. И все так думают. <…>

Видно передовую пару шестерки, покойной рысью, с выносным на левой… голубую широкую карету. Из дверцы глядит голова монаха. В глубине смутно золотится. <…>

Под легкой, будто воздушной, сенью, из претворенного в воздух дерева, блистающая в огнях и солнце, словно в текучем золоте, в короне из алмазов и жемчугов, склоненная скорбно над Младенцем, Царица Небесная. <…>

Вся Она - свет, и все изменилось с Нею и стало храмом. <…> Народ стережет священную карету. На ее дверцах написаны царские короны, золотые. Старушки крестятся на Ее карету, на лошадей; кроткие у Ней лошадки, совсем святые».

В 1929 году Иверскую часовню закрыли, а в 1934-м и вовсе снесли вместе с Воскресенскими воротами, дабы тревожить в дни парадов ревом бронированных чудовищ величавый покой Кремля. Пропала, думалось многим, и сама чудотворная. Тот список, который замещал Иверскую, пока она навещала дома москвичей, оказался в замоскворецкой церкви Николы в Кузнецах, где поныне пребывает в киоте перед правым клиросом Сергиевского придела.

Сама же Иверская, как полагают благочестивые прихожане, была перенесена на клирос северного придела храма Воскресения в Сокольниках. Подлинность этого образа неоднократно подтверждалась православными московскими старожилами; что же до сомнений, то в них повинны еретики-обновленцы, устроившие позднее в этом храме свое капище и тем дерзнувшие было бросить тень и на чудотворную.

Однако все возвращается на круги своя. 4 ноября 1994 года Святейший Патриарх Алексий II после Божественной литургии в новосозданном Казанском соборе на Красной площади совершил и освящение закладного камня Иверской часовни. Так промыслительно пересеклись судьбы двух чтимых всею Русью Богородичных икон, Иверской и Казанской, дивное умножение образов которых лишь прибавляло им благодатной силы.

В сентябре 1995 года Святейший Патриарх обратился к настоятелю афонского Иверона архимандриту Василию с просьбой о написании для всероссийской паствы нового списка с «общей нашей Заступницы Богоматери Вратарницы». При усердных молитвах братии Святой Горы в кратчайшие сроки таковой образ и был написан благочестивым священноиноком Лукой из афонского Ксенофонтова монастыря.

25 октября 1995 года, в канун празднования Иверской иконе, греческий самолет доставил новый список в Москву в сопровождении двенадцати насельников Святой Горы во главе с архимандритом Василием. С радостью и благоговением встретили москвичи вновь обретенную святыню у входа в Богоявленский патриарший собор, под звон колоколов и пение тропаря внеся ее под своды храма для всеобщего поклонения. Всю ночь перед Иверской непрерывно совершались молебны и читался акафист.

На следующий день, 26 октября (13-го по старому стилю), крестный ход с Иверской иконой прошел по Никольской улице в Казанский собор к началу Божественной литургии, которую возглавил Святейший Патриарх. А около часа дня святую икону пронесли через восстановленные в прежнем великолепии Воскресенские ворота к Иверской часовне, освященной патриархом в сослужении сонма иерархов и духовенства.

Этот знаменательный день положил начало неиссякаемому потоку православных христиан к чтимой иконе Заступницы и Хранительницы нашей не только в настоящей, но и в будущей вечной жизни.

Как говорил великий афонский подвижник, старец Паисий Святогорец, «есть еще люди Божии, люди молитвы, и Добрый Бог терпит нас и снова приведет все в порядок… Наилучшим образом устроит все Добрый Бог, но необходимо многое терпение и внимание… То, что происходит сейчас, продлится недолго. Возьмет Бог метлу! В 1860 году на Святой Горе было много турецких войск, и поэтому на какое-то время в монастыре Иверон не осталось ни одного монаха. Отцы ушли… Только один монах приходил издалека возжигать лампады и подметать. И внутри монастыря, и снаружи было полным-полно вооруженных турок, и этот бедняжка, подметая, говорил: “Матерь Божия! Что же это такое будет?” Однажды, с болью молясь Божией Матери, он видит приближающуюся к нему Жену, светящуюся и сияющую лицом. Это была Матерь Божия. Берет Она из его руки метлу и говорит: “Не умеешь ты хорошо подметать, Я Сама подмету”. И начала подметать, а потом исчезла внутри алтаря. Через три дня ушли все турки! Матерь Божия их выгнала… Бог в конце концов расставит все по своим местам, но каждый из нас даст ответ за то, что он сделал в эти трудные годы своей молитвой, добротой… Нынешней ситуации можно противостать только духовно, а не по-мирски».

Тропарь, глас 1

От святыя иконы Твоея, о Владычице Богородице, исцеления и цельбы подаются обильно, с верою и любовию приходящим к ней. Тако и мою немощь посети и душу мою помилуй, Благая, и тело исцели благодатию Твоею, Пречистая.

Молитва

О Пресвятая Дево, Мати Господа, Царице небесе и земли! Вонми многоболезненному воздыханию душ наших, призри с высоты святыя Твоея на нас, с верою и любовию покланяющихся пречистому образу Твоему. Се бо, грехми погружаемии и скорбьми обуреваемии, взирающе на Твой образ, яко живей Ти сущей с нами, приносим смиренная моления наша. Не имамы бо ни иныя помощи, ни инаго предстательства, ни утешения, токмо Тебе, о Мати всех скорбящих и обремененных! Помози нам, немощным, утоли скорбь нашу, настави на путь правый нас, заблуждающих, уврачуй и спаси безнадежных, даруй нам прочее время живота нашего в мире и тишине проводити, подаждь христианскую кончину и на Страшном Суде Сына Твоего явися нам, милосердая Заступница, да всегда поем, величаем и славим Тя, яко благую Заступницу рода христианскаго, со всеми угодившими Богу. Аминь.

Молитва, чтомая в часовне Иверской иконы Божией Матери,
пред Ее образом на молебне

О Пресвятая Госпоже Владычице Богородице! Приими недостойную молитву нашу, и сохрани нас от навета злых человек и от внезапныя смерти, и даруй нам прежде конца покаяние. На моление наше умилосердися и радость вместо печали даруй. И избави нас, Госпоже, от всякия беды и напасти, скорби и болезни, и от всякаго зла. И сподоби нас, грешных рабов Твоих, одесную стати во Втором Пришествии Сына Твоего, Христа Бога нашего, и наследники быти Царствия Небеснаго и жизни вечныя со всеми святыми в безконечныя веки веков. Аминь.

Из исторических источников известно, что в X веке в Иверском монастыре на Афоне появилась чудотворная Иверская значение которой в жизни монашеской обители огромно. На многие века она стала сокровищем и талисманом, защитницей от недругов и помощницей во всех начинаниях. Священный образ имеет и другие названия - Привратница, Вратарница, Портаитисса.

Есть отличительная особенность, по которой легко узнается Фото святыни позволяет рассмотреть рану на правой щеке Богородицы и струйку крови.

Иконы предназначены для того, чтобы люди молились и просили заступничества и помощи. Святые, которые изображены на них, являются прямыми посредниками между человеком и Богом. Особенно почитаются образа Христа и Богородицы. Ликов Девы Марии много, и все они имеют свои имена и назначение.


И все же, среди них особо выделяется Иверская икона Божией Матери, значение которой - хранение дома, защита от врагов, покровительство женщин, исцеление телесных и душевных недугов. История этой святыни начинается со времен Христа. Считается, что ее написал апостол Лука - первый иконописец, запечатлевший скорбный лик Богородицы с Младенцем Христом на руках.

Чудесная историяИверской иконы Божьей Матери

По христианским преданиям, в Малой Азии, недалеко от города Никея, жила вдова. Женщина была благочестивая и верующая, христианскую веру она привила и своему единственному сыну. В ее доме и хранилась В те времена страной правил император Феофил, который всячески преследовал христиан.

Однажды в дом пришли императорские надсмотрщики. Один из них заметил образ и пронзил его копьем. Когда иконоборец увидел, что из правой щеки Богородицы потекла кровь, он пришел в ужас, упал на колени и просил прощения. Уверовав, он решил спасти чудотворную икону и посоветовал женщине, как это сделать.

Помолившись, вдова ночью пришла на берег моря и пустила святыню по волнами. Она поплыла и спустя некоторое время прибилась к Иверскому монастырю, что на Святой Горе. Ночью монахи заметили в море необычное свечение, от которого к небу восходил огненный столп. Такое чудо продолжалось на протяжении нескольких дней. Наконец, иноки решились узнать, что же это такое, и на лодке подплыли ближе.

Появление иконы в Иверском монастыре

Увидев чудесную икону, монахи попытались достать ее из воды, но это им не удалось. Она не давалась в руки, а уплывала все дальше, как только они приближались. Вернувшись ни с чем в монастырь, иноки собрались в храме и стали молить Богородицу о помощи в обретении ее образа.

Ночью Божия матерь явилась во сне старцу Гавриилу и сказала ему, что желает даровать свой образ обители Иверской. Утром монахи крестным ходом отправились на берег моря. Гавриил вошел в воду, и принял лик с благоговением. Чудесный образ с почестями и молитвами был помещен в монастырском храме.

Далее с иконой происходили другие чудеса. Утром она оказалась на стене над воротами Иверской обители. Иноки несколько раз помещали ее в храм, но назавтра опять находили над воротами. Богоматерь вновь приснилась иноку Гавриилу и открыла ему свою волю: она не хочет, чтобы ее охраняли, а будет сама хранительницей и защитницей обители, и пока ее образ будет в монастыре, благодать и милость Христа не оскудеют.

Иноки построили в честь Богоматери надвратную церковь и поместили туда чудотворный образ. Через много лет в обитель пришел сын вдовы и узнал свою фамильную реликвию. Более десяти столетий здесь пребывает Иверская икона Божией Матери, значение которой очень велико, ведь она - хранительница обители. Свое имя образ получил по названию монастыря, где и находится до настоящего времени. Для иконы был сделан серебряный оклад. Открытыми остались только лики Богородицы и Младенца. Известно много случаев, когда Матерь Божия приходила на помощь инокам, избавляя от голода, болезней и от многочисленных варваров, пытавшихся захватить святую обитель.

Иверский монастырь

Иверский монастырь - одна из 20 святых обителей, расположенных на горе Афон, находящейся на одноименном полуострове в Греции. Его основали грузины, и преподобный Гавриил по национальности также был грузином.

Наименование имеет грузинские корни, по древнему названию их страны (Иберия). Сейчас это греческий монастырь. Греки зовут его Ибирон, а Портаитиссой называют святой образ Иверской иконы Божьей Матери. Значение этого слова звучит по-русски как "Привратница".


В настоящее время здесь обитает около 30 послушников и монахов. Два раза в год в торжественные даты (день Успения Богородицы и на второй день после Пасхи) устраиваются шествия с выносом главной святыни Ивирона из обители (литания). Совершается крестный ход вокруг монастыря, и далее процессия отправляется на то место на берегу моря, где чудотворная икона явилась монашеской братии.

Поражает тот факт, что святой образ может нести любой желающий из присутствующих зрителей-мужчин (женщины в монастырь не допускаются). Портаитиссу выносят в любую погоду, и ничего с ней не случается. Она не является бесценным раритетом, который можно смотреть только на расстоянии. Греки относятся к чудотворному образу как к святыне, а не как к музейному экспонату.

Иверская икона Божией Матери. Значение в русской истории

Списки (копии) чудесной иконы, первые из которых были доставлены в Россию еще при царе Алексее Михайловиче, были особенно почитаемы на Руси. Святыни из Афона встречал в Москве сам в окружении многочисленной толпы православных.

Один из списков был отправлен на Валдай, где был основан Иверский монастырь. Второй поместили над московскими парадными Воскресенскими воротами, через которые въезжали в город все гости и сами цари. Существовал ритуал: отправляясь в поход или возвратившись из него, царские особы обязательно шли поклониться Богородице, прося у нее защиты и покровительства.

Простой народ имел свободный доступ к Воскресенским воротам, и Вратарница стала одной из самых почитаемых икон, заступницей москвичей. Еще один список возили по домам хворых, которые сами не могли прийти помолиться. После октябрьских революционных потрясений часовня была уничтожена.

В 1994 г. у Воскресенских ворот была заложена новая часовня, и прибывший из Афона новый список Иверской иконы сейчас хранится в ней.

Тот, кто глубоко верит, находит у чудотворной Иверской Божией Матери защиту и утешение.

Иверская икона Богоматери носит имя монастыря, который расположен в Грузии. Как гласит придание, образ сам пришел туда по собственному желанию, и по сей день находится там. Написал икону евангелист и Святой апостол Лука по благословению Пресвятой Богородицы при Ее земной жизни.

История Иверской иконы Божьей Матери

Первое упоминание об иконе датируется IX веком. В этот период царствовал греческий император Феофил. Согласно его приказу люди, почитавшие иконы, предавались гонениям, а сами полотна уничтожались.

Образ Божьей матери был спасен благочестивой вдовой. К ней в дом ворвались воины, и один из них запустил в него копье. Каково же было удивление и ужас всех присутствующих, когда с образовавшегося сечения пошла кровь . Упав на колени, солдат стал молить о прощении за содеянное. Испугавшись за святыню, вдова пообещала воинам деньги и попросила не трогать икону, подождать до утра. Смущенные видом крови и жадные до денег иконоборцы согласились.

Помолившись, женщина ночью отправилась к морю и опустила образ в воду. Икона стала вертикально и начала удаляться ликом к берегу, пока не скрылась из виду.

Спустя два века монахи Иверского монастыря увидели в море образ, от которого исходил огненный столб. Прежде чем взять его, старцы долго молились. После молебна о даровании монастырю святыни по велению Божьей Матери, явившейся во сне, благочестивый инок Святой Гавриил пошел по воде и, приняв икону, поставил ее в храме.

Но на следующее утро она была обнаружена над воротами обители. Так продолжалось до тех пор, пока Гавриилу во сне Пресвятая Дева открыла свою волю , что она желает быть хранительницей монастыря.

Образ поставили над воротами. Поэтому икону еще называют Привратницей или Вратарницей .

Описание изображения

Икона написана в византийской традиции и представляет собой один из видов «Одигитрии». Образ имеет вертикальную форму. Богородица изображена с наклоненной к сыну головой. На ее левой руке - младенец, одетый в зеленый хитон. Правая рука в молении протянута к Спасителю, указывая одновременно на Него.

Лик Спасителя немного повернут к Богоматери, которая склонила к Нему голову. Главное отличие - следы ранения, по которым можно сразу узнать этот образ среди множества других. Также характерным является золотистый мягкий тон, переходящий в полупрозрачную нежную лазурь.

Иверская икона Божьей Матери славится немалыми чудесами . Ее описание не способно передать выражения глубокой печали и высшего знания, характерных для византийского образа Небесной Царицы. Лик изображен в своеобразной манере написания. Это крупные, массивные черты и широко раскрытые миндалевидные глаза, с устремленным вдаль глубоким взглядом.

В начале XVI века икона была украшена чеканным серебряным окладом с позолотой, изготовленным грузинскими мастерами. Оклад оставляет открытыми только лики Младенца и Богоматери. На полях его изображены чеканные полуфигуры двенадцати апостолов.

Полотно имеет довольно большой размер. Его ширина составляет 87 сантиметров, высота - 137 см.

Значение для верующих

Иверская икона является прямым свидетельством, что Матерь Божья взяла весь род человеческий под Свое Заступничество. Чудесным образом явившись на Афон, она стала щитом для всех молящихся на Святой горе. Это удивительный по чудотворному проявлению образ. В чем же сила Иверской иконы Божьей Матери от чего помогает:

  • исцеляет от заболеваний;
  • восполняет запасы;
  • избавляет от набегов варваров;
  • вразумляет сошедших с верного пути.

Но ограничений на молитвенные просьбы нет. Божья матерь помогает в духовных немощах и разных бедах. Надеясь на поддержку свыше, ей каждый доверяет самое сокровенное.

Главное предназначение образа - помогать тем, кто раскаялся в своих грехах, ищет в себе силы для того, чтобы встать на правильный путь. Большое значение имеет икона для людей с телесными и душевными проблемами. Чтобы помочь близким, молиться могут и родственники. С помощью образа избавляются от различных неприятностей и обретают успокоение.

Иверская икона Пресвятой Богородицы Вратарница для дома является отличной защитой от негатива разного рода.

Чудотворная икона не однажды доказывала свою силу.

Однажды образ Богоматери проучил самих монахов. Как-то к монастырю пришел нищий и попросился переночевать. Однако он получил отказ из-за отсутствия платы, которую с него потребовали. Отправившись дальше, этот человек встретил добрую женщину, и она дала ему золотую монету.

Бедняк вернулся в монастырь и отдал монету привратнику. Увидев ее, иноки поразились тому, насколько она древняя, и вспомнили, что такие же монеты были на окладе иконы Божьей Матери. Монахи попросили бедняка рассказать, где он ее взял, он поведал о незнакомке. Старцы поняли, что это была сама Богородица .

В тот день на острове испортились без видимой причины все продукты. С тех пор никогда больше монахи не брали с бедных странников деньги за ночлег и трапезу.

Российские списки

Оригинал Иверской иконы и сегодня пребывает в афонском монастыре. Более тысячи лет с момента своего появления она не покидала обитель. Три раза в год ее выносят монахи из надвратного храма:

  • перед Пасхой в Субботу;
  • вечером накануне Рождества;
  • в праздник Успения Богородицы.

Люди обращались многократно к монахам с просьбой привезти икону к ним в селения. В ответ на просьбы иноки делали копии, так называемые - списки. Для России первый список был сделан в 17 веке. Перед началом работы обязательным условием был продолжительный молебен. Затем образ омывали святой водой. Этой водой освящали список. Иконописец ее смешивал с красками. До тех пор, пока работа не была окончена, продолжали служить молебны и Литургию.

В столицу России икона была привезена 13 октября 1648 года. В этот день был установлен церковный праздник. Сначала образ находился в одном из Кремлевских храмов. Позже его переместили в Новодевичий монастырь.

Восемь лет спустя появился второй список, который по размерам соответствует оригиналу. Он был заказан патриархом Никоном, начавшим строительство Иверского монастыря. Было строго запрещено копирование икону. Ее украсили дорогим окладом из камней и золота.

В 1656 году святыню привезли на Валдай и установили в честь этого еще один праздник (12 февраля). После революции икона пропала, и где она находится сегодня, не известно.

Заключение

Иверский монастырь на Афоне - хранитель многих христианских святынь. Чтобы там побывать, понадобится оформить разрешение. Встречают паломников монахи приветливо, можно останавливаться на ночлег в любом из храмов.

Поехать на Афон, к сожалению, разрешено только мужчинам. Женщины могут свободно посещать Иверские монастыри в России или молиться дома возле святого образа. Милость Божия границ не знает и распространяется на всех, кто имеет твердую веру.

Иконы Иверской Божией Матери






Иверская икона Пресвятой Богородицы – одна из наиболее известных и почитаемых в православном мире. Согласно преданию, она была написана евангелистом Лукой, долгое время находилась в малоазийской Никее, а с начала XI в. неотлучно пребывает в Иверском монастыре на Святой Горе Афон (в честь которого и получила свое название).

Невдалеке от Иверской обители на морском берегу до наших дней сохранился чудотворный источник, забивший в тот момент, когда на афонскую землю ступила Богородица; это место называется Климентова пристань. И именно к этому месту чудесным образом, в огненном столпе, явилась по морю известная теперь всему миру Иверская икона Божией Матери. О почитании этого образа говорит хотя бы тот факт, что один только преподобный Никодим Святогорец написал четыре канона Иверской иконе Божией Матери.

Во времена второго периода иконоборчества (813-843) вдова, владелица этой иконы, проживавшая неподалеку от города Никея, спасая образ от поругания, пустила его с молитвой по волнам. Прошло несколько веков. И вот в 1004 году он чудесным образом в столпе света, поднимавшемся до самых небес, прибыл к берегам Афона. Монахи Иверской обители вместе с другими афонскими иноками, поспешившими на место чудесного явления, пытались приблизиться к иконе на лодках, но она удалялась от них. Тогда они собрались в главном соборе Иверского монастыря и стали просить Богородицу позволить забрать Ее чудотворную икону.

В описываемое время рядом с Иверской обителью подвизался благодатный старец Гавриил, родом из Иверии. Он вел подвижническую отшельническую жизнь и непрестанно творил Иисусову молитву. Днем и ночью он изучал Священное Писание и творения Святых отцов. Единственной пищей преподобного были горные травы и ключевая вода. Вот этому богоносному старцу и было видение Божией Матери, повелевавшей ему взять Ее образ из воды и возвестить братии Иверского монастыря, что Она дарит им Свою икону.

Братия Ивирона отправилась к морю крестным ходом, по пути церковными песнопениями воспевая Пресвятую Богородицу. Преподобный Гавриил вошел в морские воды, и икона стала быстро приближаться к берегу. Тогда он пошел к ней по волнам, как по суше, а икона приплыла к нему прямо в руки. На месте, где старец Гавриил вышел с иконой из воды, была воздвигнута часовня (ныне парклис Пресвятой Богородицы Портаитиссы (Вратарницы, Иверской)). Это чудесное событие произошло во вторник Светлой седмицы.
Братия Иверской обители с великим благогоговением перенесла обретенный чудотворный образ в свой монастырь. Три дня подряд иноки служили Всенощные Бдения и Божественные Литургии, благодаря Пресвятую Богородицу за оказанную милость.

Первоначально икону Божией Матери поместили в главном соборе Иверского монастыря. Но наутро следующего дня она оказалась над вратами обители. Так продолжалось несколько дней. Пресвятая Богородица, явившись преподобному Гавриилу, сказала:
«Ступай в монастырь и скажи игумену и монахам, чтобы не искушали они Меня. Не для того явилась Я им, чтобы они Меня охраняли, а чтобы Мне Самой быть их хранительницей, и не только в нынешнем, но и в будущем веке. И еще скажи им: пока на горе этой монахи будут жить в страхе Божием и во благоговении и будут по силе своей трудиться для снискания добродетели, то пусть имеют дерзновение и надежду на милость Сына Моего и Владыки, ибо их Я у Него в Свой удел испросила, и Он дал Мне их. В знамение же этих слов Моих да будет им Моя икона: пока они будут зреть ее в своем монастыре, до тех пор не оскудеет им и милость, и благодать Сына Моего и Бога».

С тех пор чудотворную Иверскую икону стали называть «Вратарница», а некоторое время спустя ее поместили в специально построенную церковь у врат обители.
Однажды во время сарацинского набега один варвар дерзко ударил икону своим копьем. В тот же миг из образа потекла кровь, которую можно различить на нем и сегодня. Разбойник покаялся и принял монашество под именем Дамаскин, но сам называл себя Варваром. Инок достиг святости, и в обители сохранилось его иконописное изображение.

Божественная кара постигла корабли напавших на Иверскую обитель пиратов: разразившаяся буря потопила все корабли, кроме судна их предводителя. Раскаявшись, тот пожертвовал значительные средства на восстановление монастыря.
В 1651 году русский царь Алексей Михайлович подарил Ивирону Обитель Святого Николая, ставшей подворьем этого афонского монастыря. Сделано это было в благодарность за излечение царской дочери, получившей исцеление у списка «Вратарницы», привезенного насельниками Иверской обители в Москву.

Вот что пишет о «Вратарнице» знаменитый русский паломник-пешеходец XVIII века Василий Григорович-Барский:
«В сем прекрасном, при внутренних вратах монастырских созданном храме, в иконостасе вместо наместной обычной Богородицы стоит некая святая и чудотворная икона, проименованная от древних иноков Портаитисса, т. е. Вратарница, зело ужаснозрачна, с великими очесами, держащая на левой руке Христа Спасителя, очернелая же на лице множества ради лет, обаче совершенно все являющая изображение, покровенна же вся кроме лица среброкованною позлащенною одеждою, и кроме того испещрена многоценными каменьями и монетами златыми, от различных царей, князей и благородных бояр дарованными за многие ее чудотворения, идеже и Российских царей, цариц и царевен, императоров же и императриц, князей и княгинь монеты же златые и иные дары повешены видел своими очами».
Предание Иверского монастыря повествует о чуде, сотворенном Божией Матерью. Один бедняк просился на ночлег в Ивирон, но монах-вратарь потребовал у него плату. У бедняка не было денег, и, удрученный, он пошел по дороге в Карею. Вскоре он повстречал таинственную Женщину, Которая дала ему золотую монету. Бедняк вернулся и отдал златницу привратнику. Монахи, обратив внимание на древность монеты, заподозрили несчастного в краже. После его рассказа о Жене они пошли к иконе «Вратарница» и увидели, что эта монета – одна из многих пожертвованных Божией Матери.

Из-за того, что монахи отказали путнику в безвозмездном гостеприимстве, все продукты в Иверском монастыре испортились.
Велико было раскаяние иноков. С тех пор на Святой Горе строго соблюдают обет безмездного странноприимства. А на месте явления Божией Матери был выстроен небольшой храм.

Русский святогорец Парфений свидетельствовал, что во время греческого восстания 1822 года турецкие солдаты, жившие в монастыре, не смогли потревожить наряженной в драгоценные ризы, украшенной многими великолепными дарами «Вратарницы». А несколько лет спустя служащий при иконе монах с изумлением увидел одетую в черное Женщину. Она усердно подметала обитель.
Пришло время хорошенько вымести весь монастырь. Уж столько лет стоит неметеный, – сказала Жена и сделалась невидимою.
Вскоре султан издал указ, чтобы все солдаты покинули Святую Гору, хотя до этого не раз грозился разрушить до основания ее обители.
Знаменитый певчий Нектарий Влах (1812-1890), приглашенный как лучший афонский протопсалт на престольный праздник в Иверский монастырь, был во время братской трапезы отравлен другими певчими, завидовавшими его мастерству. Почувствовав недомогание, Нектарий пошел в церковь Пресвятой Богородицы Вратарницы и, обратившись с горячей молитвой к Божией Матери, выпил масла из лампады от Ее иконы. Яд утратил силу, и Нектарий пел на празднике так хорошо, как никогда в жизни.

Перед первой мировой войной кроткое выражение лика Младенца Христа на Иверской иконе изменилось и стало грозным
Множество исторических данных сохранилось о случаях исцелений у Иверской иконы недужных, слепых, хромых и бесноватых. По молитвам у чудотворного образа, братия Иверского монастыря неоднократно получала чудесную помощь во время недостатка муки, вина и масла.

Перед Иверской иконой висит большая неугасимая лампада, называемая «Лампадой Вратарницы». У нее есть чудесное свойство – без малейшего воздействия извне в часы богослужений она иногда начинает раскачиваться, как маятник, предупреждая о приближении общемировых бедствий или каких то важных событий. Так, перед нападением турок на остров Кипр лампада раскачивалась так, что масло лилось через ее края. В наши дни такое необъяснимое раскачивание происходило перед вторжением американцев в Ирак, перед землетрясением в Армении и многими другими событиями общемирового масштаба.

Сама «Вратарница» никогда не покидала пределов Ивирона, в ответ на просьбы мирян монахи посылали списки чудотворного образа. Икону лишь три раза в году выносят из параклиса, где она пребывает постоянно:
– накануне Рождества Христова после девятого часа она торжественно переносится братией в собор и остается там до первого понедельника после праздника Собора Иоанна Предтечи;
– с Великой Субботы до понедельника Фоминой недели. Во вторник Светлой седмицы совершается торжественный Крестный ход по территории монастыря;
– на Успение Пресвятой Богородицы.

Согласно афонскому преданию, незадолго до Второго пришествия Иверская икона покинет Святую Гору Афон. Об этом возвестил преподобный Нил Мироточивый, неоднократно являвшийся в 1813-1819 гг. монаху Феофану.

Дни празднования Иверской иконе Божией Матери:

12 февраля (25 февраля) и во вторник Светлой седмицы - обретение образа на горе Афон;
13 октября (26 октября) - перенесение в 1648 году в Москву списка иконы, посланного царю Алексею Михайловичу с Афона;

Смотри также:

Ватопедский монастырь является сокровищницей православных святынь, среди которых наиболее известны Пояс Пресвятой Богородицы и икона Ее, именуемая «Всецарица» («Пантанасса»), к которой верующие люди п

Празднование: 28 июня (11 июля) и 12 (25) июля. В древней Хиландарской обители на Святой Горе Афон хранится почитаемая во всем православном мире чудотворная икона Божией Матери «Троеручица». Святая и

Чудотворная икона Божией Матери «Скоропослушница» хранится на Святой Горе Афон в монастыре Дохиар, где впервые была явлена ее благодатная сила. В середине XVII века икона находилась в нише наружной ст

Измена мужа