Конспект НОД по обучению детей грамоте в средней группе.docx - Конспект НОД по обучению детей грамоте в средней группе «На поиски клада. Занятие в средней группе по грамоте "медвежонок проснулся"

Задачи:

  1. Учить выделять звук У из ряда гласных, выделять начальный ударный звук на фоне слова, слышать слова со звуком У.
  2. Развивать слуховое внимание, фонематическое и зрительное восприятие, общую и мелкую моторику, мышление.
  3. Упражнять в умении изменять высоту и силу голоса, в употреблении антонимов тихо-громко, большой- маленький; заканчивать по смыслу предложение.
  4. Формировать умение образовывать множественное число имен существительных и существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом.
  5. Повышать интерес к занятиям по подготовке к обучению грамоте.

Оборудование: индивидуальные зеркала, простые карандаши, изображение девочки Ули, самолёта большого и маленьких, предметные картинки: утюг, удочка, улитка, утка, утята, уши; «дорожки» самолёта.

План - конспект. Ход занятия

I. Организационный момент.

Логопед предлагает детям сесть в заданной последовательности: Вероника, Катя, Софья, Лиза, Камилла, Максим.

II. Артикуляционные упражнения.

Логопед показывает картинку с изображением девочки: «Это Уля, Ульяна». (Имя повторяют сначала все хором, затем отдельные дети.)
Какой первый звук в этом имени? (У). Какое упражнение напоминают наши губки, когда мы произносим У? («Трубочка»). Выполнение перед зеркалом упражнений: «Трубочка», «Улыбка», «Домик открывается», «Любопытный язычок».

III. Артикуляция звука У.

Еще раз произнесите звук У и посмотрите друг на друга, в каком положении губы? Зубы?
Губы трубочкой, зубы не смыкаются, закрыты губами. Голосок спит или поёт? (поёт, значит звук звонкий). Что можно сделать со звуком У? (протянуть, пропеть). Дети произносят звук «У» хором и по одному.



IV. Выделение звука У по артикуляции «Угадай, какой звук»

Логопед беззвучно произносит гласные звуки: а-о-у-и-а-у-а-и-о-у... Определив звук, дети произносят его вслух, а при У - ещё и хлопают в ладоши (ловят звук).

V. Физкультминутка «Громко-тихо»

На доске две картинки с изображением большого и маленького самолёта. - Самолёты одинаковые или разные? Как назвать ласково маленький самолёт? (самолётик). Самолёт летит, в нём мотор гудит: У-У-У. Как гудит большой самолёт? (громко). Маленький? (тихо). Попеременно «летим» и гудим как маленькие и большие самолёты. Показать голосом, как самолёт взлетает (усиление голоса при звуке У), как самолёт идёт на посадку? (ослабление силы голоса).

VI. Выделение звука У из слова.

Логопед произносит слова с начальными ударными гласными звуками, дети определяют первый звук в слове, называют; услышав У в начале слова, разводят руки в стороны - крылья самолёта.

Лексический материал: утка, осень, удочка, астра, уши, иглы, аист, улица, облако, ужин, окна, август, утро, Ира.

VII. Дидактическая игра «Один—много».

Педагог объясняет условия игры: «Я буду говорить про один предмет, а вы — про много».
Словарный материал: улитка—улитки, утюг—утюги, утка—утки, удочка - удочки, улыбка—улыбки, улица—улицы, жук - жуки,

VIII. Дидактическая игра «Закончи предложение» (с опорой на предметные картинки).

Раздать каждому ребёнку по предметной картинке: утюг, удочка, улитка, утка, утёнок, уши. Логопед начинает предложение, заканчивает тот ребёнок, чья картинка подходит по смыслу. Ребёнок поднимает свою картинку и повторяет предложение полностью.
- Мама гладит вещи …(утюгом).
- Для рыбалки нужна …(удочка).
- На себе носит домик …(улитка).
- У мальчика заболело …(ухо).
- На пруду плавает … (утка)
- Мама - утка зовёт своих …(утят)

IX. Упражнение на мелкую моторику «Следы самолёта».

Взять карандаши и по точкам провести дорожки от самолёта и петь песенку: У-У-У.
Какой звук изучали на занятии? Давайте с ним попрощаемся: вытянем руки вперед и произнесем У-у-у.

Тема: Звуки [М], [М"] и буквы М, м.

Цели: уточнение знаний о звуках [М], [М"]; упражнять детей в выделении звуков [М], [М"] в словах и определении позиций звуков в словах; знакомство с буквами М, м; учить читать обратные и прямые слоги; продолжать закреплять графические навыки; развивать зрительное восприятие, фонематический слух; развивать мелкую моторику рук.

Оборудование: игрушки Филя и Каркуша, цветные квадратики для составлений схем слов, игрушки – машина, мяч; неваляшки (синяя и зеленая, рисунки машины и мяча, рисунки к играм, карточка с буквой, домики для букв, слоговые таблицы, наборное полотно, касса букв; на столе у каждого комплект: зеркало, сигнальные карточки, схема слова и цветные квадратики для звукового анализа, счетные палочки, цветные карандаши, простой карандаш, тетрадь.

Ход занятия:

I Организационный момент:

В: Ребята, сегодня на занятие к нам пришли гости. Кто это?

Филя и Каркуша.

В: Откуда они к нам пришли?

Из передачи «Спокойной ночи малыши»

В: Каркуша и Филя очень хотят сегодня позаниматься вместе с вами. Можно?

В: Тогда, проходите, занимайте свои места. И вы гости присаживайтесь. И мы начинаем наше занятие.

II. Повторение изученного материала:

В: Ребята, сегодня мы с вами продолжим наше путешествие по волшебной стране звуков и букв, познакомимся с новыми звуками и буквой. А скажите, чем отличается буква от звука?

Звуки мы слышим, произносим, но не видим, а буквы мы видим, пишем, читаем.

В: С некоторыми звуками и буквами мы уже познакомились. Назовите их.

А, О, У, Э, И.

В: Они какие?

Гласные.

В: Как они произносятся?

В: Посмотрите на схему этого слова. Из каких звуков оно состоит?

Из гласных.

В: Сколько их?

В: Подберите короткие слова для этой схемы.

Ау! Уа! Иа!

III. Усвоение нового материала:

1) Введение в тему.

К. : Ребята, а можно я загадаю вам загадку?

К. : Пьёт бензин, как молоко,

Может бегать далеко.

Возит грузы и людей.

Ты знаком, конечно, с ней. /машина/

(показывается машина – игрушка)

К. : Прыг – скок, прыг – скок,

Разыгрался колобок,

Выше Ани скачет

Наш весёлый …

В: Ребята, давайте ещё раз назовём эти слова – отгадки.

Машина, мяч.

В: Назовите первые звуки этих слов. Мммашина.

В: Мммяч.

В: Да и именно об этих звуках мы сегодня будем говорить.

2) Уточнение артикуляции звука.

В: Возьмите зеркала, улыбнитесь. Давайте сначала произнесём звук [М] (хором, индивидуально) .

В: А теперь звук [М"] (хором, индивидуально)

В: Что происходит с нашими губами?

Они сначала смыкаются, а потом размыкаются.

В: Да, а воздух выходит свободно?

В: Что ему мешает?

3) Характеристика звуков.

В: А как называются звуки, при произнесении которых нам что-либо мешает?

Согласными.

В: Значит, звуки [М] и [М"] какие?

Согласные.

В: А мы знаем, что согласные звуки могут быть звонкими или глухими. Давайте определим, какие наши звуки звонкие или глухие. Для этого приложим ладонь к горлу, и произнесём звуки [М] и [М"]. … Чувствуете как звенит голос?

В: Значит звуки [М] и [М"] какие?

Звонкие.

В: Да, а еще согласные звуки могут быть мягкими и твёрдыми. Твердые звуки мы каким цветом обозначаем?

В: А мягкие?

Зеленым.

В: Вот посмотрите на наших помощниц Неваляшек. У синей Неваляшки что лежит в кармашке?

Рисунок с машиной.

В: Какой первый звук в этом слове?

В: А так как машина у синей Неваляшки значит звук [М] какой?

Твердый и на схеме будет обозначаться, синим цветом.

В: А у зеленой Неваляшки, что нарисовано на кармашке?

В: Какой первый звук?

В: Он какой твердый или мягкий?

Мягкий и на схеме будет обозначаться зелёным цветом.

В: Итак, давайте подведём итог. Звуки, [М] и [М"] какие?

Согласные, звонкие, [М] – твердый обозначается синим цветом, [М"] – мягкий, обозначается зелёным цветом.

4) Игры на развитие фонематического слуха

Ф: А для того, чтобы это все получше запомнить, я предлагаю поиграть в игру «Твердый, мягкий»

Ф: У вас на столах лежат сигнальные карточки, одна зелёная, а другая синя. Я буду называть слова на новые звуки, если вы слышите твердый звук поднимаем синюю карточку, если мягкий – зелёную.

Ф: Мак, мороз, метла, мёд, молоко. (показываю рисунки)

К: А я хочу с вами поиграть в слова. Назовите овощи со звуками М или М.

Морковь, помидор.

К: Назовите фрукты и ягоды с этими звуками.

Смородина, мандарин, малина, лимон.

К: А теперь назовите весенние месяца со звуком М.

Март, май.

В: А я знаю ещё одну игру, она называется «Где звук живет? »

В: Вы должны определить место звука в слове, в середине, в конце или в начале, а также определить твердый он или мягкий и обозначить на схеме своим цветом.

(дети берут карточки и цветные квадратики)

В: Маска, гном, сом, мухомор, лимон, медуза. (показываю рисунки) .

5) Физкультурная минутка.

В: А теперь давайте немного отдохнём. (выходят на коврики)

Девочки и мальчики То по кругу побегут,

Прыгают как мячики. То присядут, отдохнут.

Ручками хлопают, И давай опять скакать.

Ножками топают. Ну никак их не унять!

6) Знакомство с буквами М м (заглавной и прописной) .

В: Ребята, вот мы с вами говорили о звуках М и М. Мы их слышали, произносили, а что сделать, чтобы их увидеть. Что нам для этого нужно?

В: В: Да, нам нужна буква, которая обозначает эти звуки. Вот она.

Палочка и палочка,

Между ними галочка.

И понятно сразу всем:

Получилась буква М.

В: Посмотрите на неё внимательно. На что она похожа?

В: Сколько в ней элементов?

В: Сложите её из палочек.

В: А теперь давайте напишем эту букву в воздухе.

В: А ещё нам нужно поселить эту букву в её квартиру. Скажите, в каком домике она будет жить?

С синей крышей.

В: Правильно, потому что это согласная буква – она обозначает два согласных звука. И так как они звонкие то квартира будет с левой стороны, во втором подъезде на третьем этаже. (селим букву)

В: А теперь откройте тетради и сделайте то же самое у себя. Сначала закрашиваем крышу дома, а затем вписываем букву в её квартиру.

+ (следить за осанкой, и правильностью выполнения задания, поощрения)

В: Обратите внимание на то, что в этой квартире будут жить два звука, которые обозначаются одной буквой.

7) Чтение слогов по слоговой таблице.

Ф: Ребята, а давайте почитаем слоги с новой буквой.

(индивидуально, хором)

IV. Работа в тетради.

В: А сейчас я предлагаю размять наши пальчики.

(пальчиковая гимнастика)

В: Молодцы. Посмотрите еще раз как пишется буква М. (показываю на доске) А теперь пишем по одной строчке заглавной и прописной буквы М.

V. Звуко – буквенный анализ.

В: ребята, скажите, а как вы думаете, какое самое любимое слово для всех детей в мире?

В: Давайте разберём это слово и составим его схему, а потом прочитаем.

(составление схемы слова, её подписывание буквами из кассы букв (у доски)

В: А теперь придумайте красивые предложения с этим словом.

VI. Итог. Обобщение.

Ф: Молодцы ребята, большое вам всем спасибо. Нам у вас очень понравилось. Но нам пора прощаться с вами и спешить на съемку новой передачи «Спокойной ночи малыши». И мы обязательно к вам ещё не раз придём. До свидания!

В: Вот наше занятие подошло к концу, скажите с какими звуками мы познакомились?

Они какие?

В: Какой буквой эти звуки обозначаются?

Конспект занятия по обучению грамоте в средней группе "Грамоте учиться всегда пригодится"

Программные задачи: Учить детей интонационному выделению звука "Ж" в словах. Продолжать знакомить детей с термином "звук". Закреплять знание детей о протяженности слов и делении их на части. Развивать речевое внимание, фонематический слух. Воспитывать умение внимательно слушать ответы детей, отвечать на вопросы по просьбе воспитателя.

Материал: "фланелеграф; 7-9 предметных картинок, среди которых 5-6 со звуком "Ж" (жук, жираф, мороженое, ножик, жёлудь) , жук-игрушка.

Ход занятия.

Организационный момент.

Воспитатель: "Ребята, вы ничего не слышите?" (слышно тихое жужжание) Ответы детей.

Воспитатель: «Верно, кто - то жужжит. Посмотрите, к нам прилетел жук, послушайте, как он жужжит «ж-ж-ж» . Пожужжите как жук. Давайте с ним поиграем».

Игра "Жуки".

Дети имитируют рукой полёт жука, сопровождая его жужжанием.

Воспитатель: "Жуки устали и сели отдохнуть на листочек (ладошку) .

Отдохнули и полетели в лес. (Звук "Ж" произносится сначала громко, потом всё тише и тише) "

Воспитатель: "Жук улетел, но оставили нам свою песенку.

Ответы детей.

Воспитатель: " Послушайте, как я произнесу слово "жуки" - "жжжуки". Катя, произнеси слово "жуки" и выдели звук "ж" голосом.

Ответы детей.

Воспитатель: "Ой, смотрите жук нам, что-то принёс. Какие-то картинки. Давайте их посмотрим и найдём слова со звуком "ж".

Дети поочерёдно находят картинки со звуком "ж", называют слова и интонационно выделяют в них звук "ж".

Воспитатель: "Что нарисовано на этой картинке?"

Ответы детей.

Воспитатель: "Дети, почему Ваня назвал слово "мороженое"?"

Ответы детей.

Воспитатель: " Назовите все слова со звуком "ж".

Ответы детей.

Воспитатель: "Ребята, давайте поиграем. Сейчас вы все превратитесь в жуков. Раз, два, три, четыре, пять будут все жуки летать"

Физкультминутка

Жуки летают и жужжат:
Жу-жу-жу, жу-жу-жу
Надоело нам летать (останавливаются) .
Надоело нам жужжать (садятся) .

Под ромашкой посидим,
На ромашку поглядим. (Повторить 2 раза) .

Игра на внимание «Доскажи словечко»

Воспитатель: «Послушайте стихи и назовите последнее слово, которого недостаёт» .

Солнце светит очень ярко,
Бегемоту стало … (жарко) .
А рядом бегемотики
Схватились за … (животики) .

А слониха, вся дрожа,
Так и села на … (ежа) .
Он высокий, он огромный,
Он похож на кран подъёмный,

Только этот кран живой,
С настоящей головой.
Тот из вас будет прав,
Кто ответит всем … (жираф) .

Воспитатель: «Какой звук повторяется во всех словах?»

Ответы детей

Воспитатель: "Ребята, мы с вами уже учились измерять слова. Какие бывают слова по протяженности?"

Ответы детей.

Воспитатель: "Верно, слова бывают длинные и короткие. Чем можно измерить слова?" (хлопками и шагами) .

Ответы детей.

Воспитатель: "Сейчас мы с вами поиграем в игру "Телеграф". На телеграфе отправляют телеграммы. Давайте попробуем "передать по телеграфу" слова, отхлопывая их".

Игра «Телеграф» .

Дети измеряют короткие и длинные слова хлопками, шагами: шар, машина, кукла, жук, мяч, молоко, самолёт, жираф.

Воспитатель: "Молодцы, ребята, все слова передали правильно. Скажите, что вам больше всего понравилось на нашем занятии? В какую игру вы хотели бы ёще поиграть?»

Ответы детей.

Е. Андросова

воспитатель детского сада №100 «Кораблик»

Лариса Зверева
Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте в средней группе «Звуки»

подготовила Зверева Л . С

Цель : Подвести детей к понятию, что наша речь состоит из слов, уметь называть и подбирать слова, обозначающие названия предметов на предложенную тему, закреплять с детьми понятие звук . Уметь находить и называть нужные звуки в словах , развивать фонематический звук у детей , учить отвечать на вопросы распространенными предложениями. Упражнять в решении этических задач, уметь найти хорошие и плохие поступки. Воспитывать честность, вежливость.

Оборудование : игрушки : заяц, лиса, кукла, медведь, мяч. Три предметные картинки : мыло, мишка, мышь

Ход НОД:

Дети сидят на стульчиках полукругом.

Воспитатель : Дети, к нам в группу пришли гости . Они останутся у нас на занятии, если мы их правильно назовём.

(Показывает игрушки)

Дети : Это заяц, лиса, кукла, медведь, мяч.

Воспитатель : А давайте как- нибудь по-другому назовём этих гостей. Я, например, хочу назвать зайца зайчонком. А вы?

Диана : А я бы назвала его зайчишкой - трусишкой.

Саша : Зайца можно назвать косым или зайцем-хвастой, как в сказке.

Кристина : А ещё можно назвать зайкой

Воспитатель : Очень хорошо вы назвали нашего гостя зайца : и зайка, и заяц-хвоста, и зайчишка - трусишка, и Косой, и зайчик. А как бы вы назвали лису?

Дима : Лиса рыжая, красивая, хитрая.

Воспитатель : Как много сказал о лисе Дима. А кто ещё что- нибудь придумает?

Соня : Я думаю, что лису можно назвать лисицей и лисой - Патрикеевной

Кристина : Дима сказал, что лиса хитрая, она всех обманывает, я бы назвал её ещё плутовкой и обманщицей.

Воспитатель : Очень интересно вы назвали лису, очень правильно. А что бы вы сказали об этой кукле?

Валя : Эта кукла совсем маленькая, поэтому я назвала бы её куколкой

Карина : Если бы я с ней играла, то назвала её своей дочкой Леночкой.

Воспитатель : как ласково вы сказали о нашей гостье-кукле : куколка, дочка Леночка. А о мяче, что вы можете сказать?

Алёша : мяч - мячик, он резиновый, прыгает, скачет, с детьми играет.

Воспитатель : А раз он прыгает, играет, балуется с детьми, то, как его можно назвать?

Павлик : Я бы назвал его попрыгунчиком и весельчаком.

Диана : А я бы придумала название озорник.

Воспитатель : Какие замечательные, интересные, необычные слова вы придумали, какие они все разные, эти слова. Вот из таких разных слов и состоит наша речь. То, что мы говорим - это и есть наша речь. Речь состоит из разных слов. Словами можно назвать все, что мы видим. Причём назвать можно по- разному. Как сейчас мы и называли. К нам пришли ещё два запоздалых гостя. Назовите их.

Дети : это медведи.

Воспитатель : А какие они? Одинаковые?

Андрей : Нет, они не одинаковые : один большой. А другой маленький.

Воспитатель : А как бы вы назвали маленького медведя?

Диана : Я бы назвала мишенькой или мишуткой.

Саша : А я бы назвал медвежонком.

Карина : А я бы маленьким мишкой.

Воспитатель : Это хорошие, ласковые слова. А как можно назвать большого медведя?

Валя : Он медведь-медведище.

Павлик : Я бы назвал его генералом Топтыгиным или Михаилом Потапычем

Диана : А я бы назвала медвежатиной.

Воспитатель : Сколько же разных названий мы придумали нашим гостям - медведям. Но один из этих медведей большой и вы называли его уважительно, как?

(Дети повторяют)

А второй медведь маленький и вы его совсем по- другому назвали : ласково и нежно. Повторите как?

(Дети повторяют)

Физкультурная пауза : Предлагаю детям попрыгать по комнате как зайчики, походить как медведи, порычать. Как они рычат, побегать как лисички-сестрички. Представить, что у них в руках куколка Леночка. Побаюкать ее, спеть ей колыбельную.

Воспитатель : Дети, мы только что сказали, что наша речь состоит из слов. А из чего же состоят слова?

Диана : Я думаю. Что слова состоят из звуков .

Воспитатель : Как замечательно сказала Диана : Я думаю… Ты правильно думаешь, Диана. Ведь все слова действительно состоят из звуков . А звук это то , что мы слышим и произносим.

Назови любые звуки .

Дети : А, О, У, Р. и др.

Воспитатель : Правильно, это звуки . Их очень много, из них состоят слова, которые мы произносим. А из слов состоит наша речь. Но есть, ребята, звуки , которые мы слышим, но произнести в своей речи не можем. Они называются неречевыми. Вы догадались, о каких звуках я говорю ? Нет?

Тогда послушайте.

(Предлагаю детям послушать, как льётся вода, скрипит дверь, играет пианино, стучит палочка о стол и т. п.).

Можете вы, послушав эти звуки , их повторить? Правильно, этого вы сделать не сможете. Их нельзя воспроизвести, их можно только слышать. Поэтому и называются они неречевыми звуками . А сейчас, дети, мы опять

будем говорить о звуках , которые мы слышим и которые можно произносить. Я покажу вам три картинки.

(Показываю картинки, на которых нарисованы мыло, мишка, мышь.)

Назовите, что на них нарисовано. А теперь внимательно послушайте моё задание : назовите мне звук , который встречается во всех этих словах. Правильно, во всех этих словах живёт звук М , этим звуком начинаются все три слова.

Звук М живёт в этих словах вначале. А теперь вы придумайте слова, которые начинаются на звук М .

Дети : Мама, мишутка, молоко, Маша, мир, морковь, мяч и т. п.

Воспитатель : Молодцы, ребята. Вы очень хорошо справились с моим заданием. А теперь я спрошу вас о другом. Скажите, какие волшебные слова вы знаете?

Рома : Я знаю два волшебных слова : спасибо и пожалуйста.

Воспитатель : Да, это действительно волшебные слова. А часто ли вы их произносите?

Катя : Я часто их говорю, но иногда забываю сказать и мне бабушка или мама напоминают об этом.

Воспитатель : Да, к сожалению, иногда вы забываете сказать эти действительно волшебные слова. Но я думаю, что это бывает очень редко. А как вы произносите эти слова : кричите. Говорите грубо, со злом, или по-другому?

Марина : Эти слова нужно говорить тихо, ласковым голосом.

Воспитатель : Правильно, Марина. Никогда нельзя, разговаривая с человеком кричать, злиться. грубить… А тем более когда говоришь волшебные слова. Ведь они не даром называются волшебными, потому что имеют волшебную силу- после них обязательно хочется человеку сделать только приятное. Давайте я напомню вам об этом.

(Чтение небольшого отрывка из рассказа Осеевой «Волшебное слово» .)

Так как надо произносить волшебное слово?

Настя : Надо говорить эти слова тихим голосом, глядя прямо в глаза тому, с кем говоришь.

Воспитатель : Правильно Настя! Именно так надо говорить волшебные слова. И только тогда они будут иметь силу. А сейчас я хочу проверить, как вы запомнили то, о чём мы сегодня говорили. Сейчас будем с вами решать задачи, но не на сложение, а на уважение. Кристина, возьми мяч и поиграй с нами

(Кристина подбрасывает мяч вверх и не успевает поймать его)

Кто догадается, что сейчас нужно сделать?

(Рома вскакивает со стула, подбегает к мячу и отдаёт его Кристине.)

Ребята, как Рома красиво поступил. Он помог поднять Кристине мяч и сказал при этом : «Возьми, пожалуйста, мяч» . Причем сказал с улыбкой. Глядя прямо в глаза. Тебе было приятно, Кристина, как к тебе обратились?

Кристина : Очень приятно, поэтому я сказала ему спасибо.

Воспитатель : Молодец, Рома! А теперь, дети, представьте, что все мы едем в автобусе. Настя. Вообрази, что ты мама, у тебя в руках тяжелая сумка (даю ей пакет) и ребёнок (предлагаю взять куклу) . Мы все едем в автобусе. Остановка. Входит женщина (Настя) с сумкой и ребёнком на руках. Как же мы поступим дальше?

(Дети подбегают к «женщине» , предлагают взять сумку из рук и уступают место для сидения, при этом говорят волшебное слово).

Воспитатель : Вы поступили очень правильно, проявили уважение к женщине. Молодцы!

А теперь давайте выйдем из этой комнаты и пройдём в другую.

(Дети встают и проходят через дверь в другую комнату) .

Ребята, а вы не заметили : почему-то Рома и Саша остановились, когда вы проходили через дверь. Вы не догадались почему?

Аня : Они пропустили сначала всех девочек вперёд, а потом пошли сами

Воспитатель : Они поступили как настоящие мужчины. А что же другие мальчики забыли о том, что девочек всегда надо пропускать вперёд? Давайте ещё раз попробуем.

(Дети проходят опять в другую комнату, но мальчики теперь ждут когда пройдут сначала все девочки, а затем заходят сами)

Воспитатель : Вот теперь уже лучше. Мальчики не забыли уступить девочкам дорогу, они были Джентельменами. Но все-таки одну ошибку. Дети. Вы допустили. Но какую?

(Дети задумались)

А вы не забыли, что здесь есть ещё человек постарше. Это - Я.

Правильно ли. Что я прошла последней?

Дети : Нет. Неправильно!

Воспитатель : Давайте сделаем так, чтобы было совсем правильно.

(Ситуация повторяется. Но теперь уже дети пропускают вперёд воспитателя, говоря при этом : «Проходите, пожалуйста» , затем проходят девочки и лишь потом заходят мальчики.

Воспитатель : Вот теперь вы поступили так, как поступают воспитанные люди. Спасибо вам. Мне приятно, что в группе у нас только такие хорошие дети. Молодцы!

А теперь, дети, давайте подумаем и скажем, что же нового мы узнали на сегодняшнем занятии, что вспомнили.

(Подводится итог занятия.)

Екатерина Андросова

Грамоте учиться всегда пригодится.

Конспект занятия по обучению грамоте в средней группе.

Программные задачи: Учить детей интонационному выделению звука "Ж" в словах. Продолжать знакомить детей с термином "звук". Закреплять знание детей о протяженности слов и делении их на части. Развивать речевое внимание, фонематический слух. Воспитывать умение внимательно слушать ответы детей, отвечать на вопросы по просьбе воспитателя.

Материал: "фланелеграф; 7-9 предметных картинок, среди которых 5-6 со звуком "Ж" (жук, жираф, мороженое, ножик, жёлудь, жук-игрушка.

Ход занятия.

Организационный момент.

Воспитатель: "Ребята, вы ничего не слышите?" (слышно тихое жужжание) Ответы детей.

Воспитатель: «Верно, кто - то жужжит. Посмотрите, к нам прилетел жук, послушайте, как он жужжит «ж-ж-ж». Пожужжите как жук. Давайте с ним поиграем».

Игра "Жуки".

Дети имитируют рукой полёт жука, сопровождая его жужжанием.

Воспитатель: "Жуки устали и сели отдохнуть на листочек (ладошку).

Отдохнули и полетели в лес. (Звук "Ж" произносится сначала громко, потом всё тише и тише)"

Воспитатель: "Жук улетел, но оставили нам свою песенку.

Ответы детей.

Воспитате ль: " Послушайте, как я произнесу слово "жуки" - "жжжуки". Катя, произнеси слово "жуки" и выдели звук "ж" голосом.

Ответы детей.

Воспитате ль: "Ой, смотрите жук нам, что-то принёс. Какие-то картинки. Давайте их посмотрим и найдём слова со звуком "ж".

Дети поочерёдно находят картинки со звуком "ж", называют слова и интонационно выделяют в них звук "ж".

Воспитате ль: "Что нарисовано на этой картинке?"

Ответы детей.

Воспитате ль: "Дети, почему Ваня назвал слово "мороженое"?"

Ответы детей.

Воспитатель: " Назовите все слова со звуком "ж".

Ответы детей.

Воспитатель: "Ребята, давайте поиграем. Сейчас вы все превратитесь в жуков. Раз, два, три, четыре, пять будут все жуки летать"

Физкультминутка

Жуки летают и жужжат:

Жу-жу-жу, жу-жу-жу

Надоело нам летать (останавливаются).

Надоело нам жужжать (садятся).

Под ромашкой посидим,

На ромашку поглядим. (Повторить 2 раза).

Игра на внимание «Доскажи словечко»

Воспитатель: «Послушайте стихи и назовите последнее слово, которого недостаёт».

Солнце светит очень ярко,

Бегемоту стало … (жарко).

А рядом бегемотики

Схватились за … (животики).

А слониха, вся дрожа,

Так и села на … (ежа).

Он высокий, он огромный,

Он похож на кран подъёмный,

Только этот кран живой,

С настоящей головой.

Тот из вас будет прав,

Кто ответит всем … (жираф).

Воспитатель: «Какой звук повторяется во всех словах?»

Ответы детей

Воспитатель: "Ребята, мы с вами уже учились измерять слова. Какие бывают слова по протяженности?"

Ответы детей.

Воспитатель: "Верно, слова бывают длинные и короткие. Чем можно измерить слова?" (хлопками и шагами).

Ответы детей.

Воспитатель: "Сейчас мы с вами поиграем в игру "Телеграф". На телеграфе отправляют телеграммы. Давайте попробуем "передать по телеграфу" слова, отхлопывая их".

Игра «Телеграф».

Дети измеряют короткие и длинные слова хлопками, шагами: шар, машина, кукла, жук, мяч, молоко, самолёт, жираф.

Воспитате ль: "Молодцы, ребята, все слова передали правильно. Скажите, что вам больше всего понравилось на нашем занятии? В какую игру вы хотели бы ёще поиграть?»

Ответы детей.

Е. Андросова

воспитатель детского сада №100 «Кораблик»

г. Брянска

Публикации по теме:

Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте в средней группе «Звуки» подготовила Зверева Л. С Цель: Подвести детей к понятию, что наша речь состоит из слов, уметь называть и подбирать слова, обозначающие названия.

Конспект открытого занятия по обучению грамоте и письму в подготовительной группе Тема: Путешествие по стране «Пиши-Читай» Программные задачи: 1. Продолжать учить на слух делить предложения на слова, называть их по порядку.

Конспект открытого занятия по обучению грамоте в подготовительной группе Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной к школе группе ТЕМА: «Цветик-Семицветик» МКОУ «Павловская ООШ» (дошкольное отделение).

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Игры Буквоеда» Занятие - обучение грамоте в подготовительной группе Тема:«Игры Буквоеда» Цель: Формировать запас знаний и умений, которые станут базой.

Цель:закрепление материала, изученного в течении учебного года. Задачи: учить детей различать звуки, давать характеристику каждому звуку.

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе Ход занятия. 1. Наше занятия как всегда начнем с артикуляционной гимнастикой. Я начинаю, а вы продолжаете. Где-то собаки рычали: Ррр! В стойле.

Измена мужа