Новейшие военные разработки России. Перспективные военные разработки России

В 80-х годах прошлого века (а по некоторым данным с июля 1976 года по декабрь 1989 года) по всей Европе и странам близко расположенных к границам СССР, на самых разных частотах начал раздаваться сигнал, своим звуком напоминающий стук дятла о ствол дерева с частотой стука около 10 раз в секунду. Этот долбящий сигнал возникал из неоткуда, вклинивался посреди сеансов связи, мешал нормальной работе радиопрофессионалов и раздражал радиолюбителей, прерывал связь с самолетами и кораблями, разносился громким звуком в вещании коммерческих и служебных радиостанций, а иногда этот звук появлялся даже в телефонных сетях и победная дробь разносилась в телефонных трубках империалистических держав. Доходило даже до того, что этот стук выскакивал и на телевизионных частотах и торжествующе стучал из динамиков в лицо негодующих британских и других западных телезрителей. Вклинившись на некоторую частоту стук долбил на ней около 7 минут, а потом переходил на другую частоту. Европейцы вскоре поняли откуда идет этот сводящий с ума стук, оказалось из глубинок СССР. Как только выяснился источник этого шума, к нему сразу же приклеилось название ”Русский Дятел”, за схожий звук. Во многих странах мира на него начали сыпаться тысячи жалоб от компаний, которые пользовались радиосвязью.

Воспользовавшись тем обстоятельством, что Русский Дятел стучал на частотах зарезервированных международными соглашениями для гражданского пользования, правительства США, Великобритании и Канады заявили протест советскому правительству. Но Советский Союз, однако, отказался даже признавать существование Дятла, не то что прекращать его стук или хотя бы сообщить, для чего он предназначен. На советских топографических картах точка, из которой вещал Русский Дятел, обозначалась как “пионерский лагерь”. Для блокировки звука доносящегося от “Русского Дятла” на Западе развилась целая промышленность выпускавшая фильтры-«дятлоубийцы» (Woodpecker Killers). Фильтры работали неважно, поскольку Дятел был коварен и время от времени менял манеру стука. Но сколько бы Советский Союз не отрицал свою причастность к этим стучащим звукам, звуки то все равно шли именно оттуда. В 60-х годах прошлого века советские ученые разработали локационную систему, позволяющую отслеживать пуски баллистических ракет, даже если они производятся с другого конца Земли. Систему так и назвали: загоризонтная радиолокационная станция (ЗГРЛС).


загоризонтная радиолокационная станция (ЗГРЛС).

Построены были в Николаеве, Любече и Чернобыле2, а также недалеко от Комсомольска-на-Амуре (сейчас все демонтированы). Генеральным проектировщиком ЗГРЛС стал Научно-исследовательский институт дальней радиосвязи (НИИДАР), а главным конструктором – инженер Франц Кузьминский.


ЗГРЛС в Николаеве

Комплекс «Дуга» был построен в Чернобыле -2 и одним из главных аргументов в выборе места являлось наличие поблизости атомной электростанции, ведь суперлокатор должен был потреблять до 10 мегаватт электроэнергии. Стоимость строительства сверхмощного радара указывается в разных источниках по-разному, но известно, что «Дуга» обошлась государству вдвое дороже, чем собственно Чернобыльская АЭС. Сразу задаёшься вопросом, а может быть АЭС строили специально для суперлокатора, а не для изучения мирного атома? В Чернобыле-2 была установлена приемная антенна, а передающая располагалась в г.Любече Черниговской области, на удалении 60 километров. Приемная часть состояла из двух антенн: первая, низкочастотная, шириной 300 м и высотой 135 м монтировались 330 вибраторов, каждый по 15 м длины при диаметре 0, 5 м. Вторая — высокочастотная, 210 х 85 м.


Приемные антенны в Чернобыле-2

Объект «Чернобыль-2» как часть системы противоракетной и противокосмической обороны войск ПВО был создан с единственной целью — зафиксировать ядерное нападение на СССР в первые две—три минуты после запуска баллистических ракет. От Америки до Союза ракеты летели бы 25—30 минут, и можно было успеть принять контрмеры. С помощью коротких радиоволн, способных распространяться на тысячи километров, постоянно сканировалась территория Соединенных Штатов. Этот метод слежения называется загоризонтной радиолокацией и позволяет фиксировать взлетающие ракеты по их огненному факелу, вытягивающемуся на десятки километров. Это уникальное, не имеющее аналогов в мире чудо инженерной мысли (антенны сегодня демонтированы лишь частично) накрывало своим сигналом практически всю планету.

Элементы ЗГРЛС
Элементы ЗГРЛС

Для персонала и их семей был построен специальный городок — Чернобыль-2, полностью закрытый. Все дома располагались по одному адресу — г. Чернобыль, улица Королева. Табличка на пропускном пункте извещала, что это обычный центр дальней связи, хотя на самом деле тысяча с лишним жителей города занимались военно-космическим шпионажем в глобальном масштабе.


г. Чернобыль -2, улица Королева

На расстоянии около 2-х километров западнее от больших антенн была интересная конструкция антенн диаметром 300 метров и высотой 10м- два концентрических круга с одноэтажным зданием в центре(240 вертикальных объемных вибраторов). Это СОТ — система определения трассы, кодовое название «Янтарь». Для обработки данных здесь использовались ЭВМ типа К340 и серии ЕС. Суперрадар давал сигнал, который огибал весь земной шар, после чего комплекс безупречно его «схватывал». Уникальность «Янтарь» состояла в том, что он мог поймать тот же сигнал после того, как он обогнул земной шар и во второй раз. Сейчас “Янтарь” полностью демонтирован, остались только огромные круги на земле, да здание в середине. Помимо прямого назначения, есть сведения о использовании “Дуги” в качестве нетрадиционных видов оружия (психотропного, геомагнитного, сейсмического, метеорологического). То есть, Дуга, возможно, могла выполнять и иные задачи — от вывода из строя радиосистем до психотропного воздействия на человека. При длительном воздействии “Дуги” на человека вызывала чувство тревоги, беспокойство, панику, а на аналогичной станции в Казахстане наблюдались более серьезное воздействие — кровотечения из носа и ушей, потеря сознания, необратимые изменения в психике. Станция “Дуга” в Чернобыле -2 была оперативно снята с боевого дежурства, после трагедии на АЭС в Припяти. Все оборудование в срочном порядке законсервировано, а обслуживающий персонал вместе с членами семей эвакуирован из зоны радиоактивного заражения. Больше года понадобилось руководству страны, чтобы понять – ЧП настолько глобально, что о повторном запуске суперрадара в Чернобыле-2 не может быть речи. А потому в 1987 году все ценное оборудование вывезли в Комсомольск-на-Амуре. Поселок был заброшен. В настоящее время старые сверхмощные РЛС в Николаеве, Любиче, Чернобыле-2 и в Комсомольске-на-Амуре демонтированы и уничтожены. Только в Чернобыле-2 антенны стоят по сей день, как напоминание о былой мощи сверхдержавы.

После развала СССР было совсем не до разработки новых перспективных образцов военной техники, но кое-что в этом направлении в последнее десятилетие XX века сделать успели.

1. «Объект 781»


Первая разработка была сделана в СССР.
Первая опытная советская боевая машина поддержки танков или просто БМПТ. Разработана она была в КБ Челябинского тракторного завода в середине 80-х годов прошлого столетия. Аппарат имел мощное вооружение, установленное на двух независимых модулях. Стрелял он из двух вертолетных 30-мм автоматических пушек, спаренных с пулеметами ПКТ калибра 7.62-мм, нес на себе установки ПТРК с шестью ПТУР «Корнет» и «Конкурс-М», а также 40-мм гранатомет «Баклан». Экипаж у этой машины был 7 человек. В конце 80-х аппарат успешно прошел испытания и должен был стать на вооружение, но не срослось.

2. «Объект 782»

Попытка создать супертяжелый вариант.
Опытная боевая машина, которую конструкторы создали на базе танка Т-72 и должна была быть машиной огневой поддержки с повышенным уровнем защиты. В качестве главного калибра использовалась 100-мм пушка. С ней была спарена 30-мм автоматическая пушка. Кроме того, на машине было установлено 5 пулеметов ПКТ и два автоматическим 40-мм гранатомета.
В некоторых источниках проскакивает название «Горный танк» в отношении «782-го». И это действительно так. Машина разрабатывалась с учетом боевых действий в Афганистане и могла брать максимально возможные углы подъема вооружения. Кстати, изначально в базу Т-72 все, что хотели конструкторы - не влезло, а потому ее подвергли существенным изменениям.

3. «Объект 787»


Вариант 90-х годов, который забраковало руководство.
Воплощен проект «Объект 787» на Челябинском тракторном заводе был в 1996 году. Машину создали на базе танка Т-72АВ, с башни которого сняли 125-мм пушку. Вместо нее БМПТ получило две 30-мм автоматические пушки, а также пусковые латки для неуправляемых ракет. Впоследствии лотки заменили на Б8В20 с авиационными НУР С-8, сделано это было для удешевления конструкции. Машина получила 4 пулемета 7.62-мм ПКТ и 2 пулемета 12.7-мм НСВТ. Машина неплохо показала себя на испытаниях, за исключением стрельбы ракетами. В конечном итоге проект закрыли.

Советскими учеными разрабатывалось множество проектов к примеру - космические самолеты, лодки-амфибии, способные прорываться через толщу земли, телепатия. Далее пять секретных проектов, которые были свернуты и закрыты.

Мозговое радио

Управление сознанием и мыслью на расстоянии – давняя мечта человечества. Такое психологическое оружие, будь оно изобретено, могло бы стать самым страшным и самым эффективным за всю историю человеческой цивилизации. В 1923 году инженер-электрик Бернард Кажинский представил свой проект «мозгового радио», способного передавать импульсы мозга, превращая их в сигналы, на огромные расстояния. Он высказал гипотезу, что человек – это живая радиостанция, которая может работать и как радиопередатчик и как радиоприемник. Таким образом, электромагнитные волны, переданные одним человеком, могут быть восприняты другим, если он одинаково настроен с передающим. Результаты его исследований стали настоящей сенсацией. Его приглашали с лекциями крупнейшие исследовательские институты и лаборатории мира. По возвращении на родину, его разработки были признаны эффективными и были предоставлены все условия для продолжения экспериментов. 17 марта 1924 года в Москве прошли первые испытания «мозгового оружия», позволяющего дистанционно и разрушительно воздействовать на организм. Ударной силой стали низкочастотные волны, излучаемые «мозговым радио». Опыты проводили на животных, а суть эксперимента состояла в том, чтобы заставить собаку мозговым сигналом взять нужную книгу из стопки и принести ее членам комиссии. Собаки прекрасно справлялись с задачей, но после этого по какой-то причине становились совершенно неспособные к исполнению обычных команд и дрессировке. О дальнейшей судьбе «мозгового радио» известно мало, но очевидно, что работа над ним под руководством Кажинского вскоре прекратилась. Сам ученый до конца своих дней верил в возможность создания своего изобретения. Он умер в 1962 году, незадолго до смерти издав вторую книгу о "мозговом радио", в которой подробно описал свою идею и призывал к ее дальнейшей разработке.

Летающий танк А-40

В 1941 году командование Красной Армии поставило перед главным инженером планерного управления Наркомата авиационной промышленности Олегом Антоновым сложную задачу, над которой билось уже не одно поколение конструкторов – поднять в воздух бронетехнику. Задумка состояла в создании бронемашины, которая смогла бы передвигаться по воздуху. Это позволило бы перебрасывать ее партизанам для усиления сопротивления на оккупированных территориях. Условия и сроки были стандартными для военного времени: машину нужно было сделать быстро, надежно и без лишних затрат. В связи с этим Антонов решил «не изобретать велосипед», а взять легкий танк T-60, принятый на вооружение в Красной армии, и приделать ему легкие деревянные крылья «кукурузника». Предполагалось, что летающий танк будет буксироваться до места назначения по воздуху, а потом с помощью своих крыльев планировать до нужной точки посадки. Сразу после приземления крылья должны были сбрасывать, и летающий танк был готов к бою. Но первый и последний полет танка А-40 оказался неудачным. Взятый для буксировки бомбардировщик ТБ-3 не смог обеспечить стабильный полет даже для максимально облегченного танка со слитым топливом, снятой башней и инструментальным ящиком. Двигатели у ТБ-3 начали перегреваться от такой нагрузки при самых благоприятных условиях, что уж говорить об условиях военной операции. Поэтому, даже несмотря на то, что А-40 выполнил свою задачу и удачно спланировал до пункта посадки на ближайшем военном аэродроме, проект был свернут. По мнению экспертов, он был бы удачен, если бы для буксировки взяли более мощный бомбардировщик Пе-8. Но тогда этих машин было мало, и они были необходимы для решения более сложных стратегических задач. Так попытка поднять танк в воздух увенчалась неудачей.

Космический истребитель «Спираль»

Космические самолеты давно стали обычным явлением в произведениях фантастов. Но 50 лет назад фантастику почти превратили в реальность. В разгар Холодной войны в СССР рассматривали любые условия для ведения войны, не забывали и про космос. В ответ на разработку США орбитального пилотируемого перехватчика-разведчика-бомбардировщика X-20, в СССР решили создать собственную авиационно-космическую систему. Сложную и совершенно секретную задачу поставили перед конструкторским бюро 115, где исследования проводил главный конструктор Глеб Лозино-Лозинский. Проект получил название «Спираль». Он должен был стать первым космическим боевым кораблем СССР. Лозино-Лозинский предложил создать «Спираль» из трех основных частей: гиперзвукового самолета-разгонщика (ГСР), двухступенчатого ракетного ускорителя и орбитального самолета. По задумке, самолет-разгонщик служил для достижения скорости 7,5 тысяч км/ч и выхода на 30 км высоту. Потом орбитальный самолет отделялся от ГСР и с помощью ракетного ускорителя достигал первой космической скорости (7,9 км/c). Таким образом, самолет выходил на околоземную орбиту и мог приступать для выполнения собственных задач: разведка, перехват космических целей, бомбардировка «космос-Земля» и так далее. Предложенная конструкция имела ряд преимуществ. Например, быстрое достижение самолетом любой точки земного шара и посадка при любых условиях. Но во второй половине 70-х, когда первый аппарат был построен и готов к испытаниям, проект внезапно закрыло высшее руководство. Министр обороны СССР Андрей Гречко выбросил всю документацию, заявив, что «Фантазиями заниматься не будем». Так был преждевременно похоронен один из самых перспективных космических проектов СССР.

Подземная лодка «Боевой крот»

После завершения Второй мировой войны в руки советского руководства попали проекты немецких подземных танков «Субтеррина» и «Змея Мидграда». Они планировались как амфибии, способные двигаться по земле, под землей и даже под водой на глубине до 100 метров. В результате длительного исследования чертежей группой ученых под руководством профессоров Г. И. Бабата и Г. И. Покровского был вынесен вердикт: машину можно использовать для боевых целей. Предполагалось, что такая боевая подземная лодка сможет добраться до стратегически важных объектов противника и взорвать их прямо из под земли. Взрыв в этом случае можно будет объяснить землетрясением. В срочном порядке были выделены кадры и средства на создание собственного подземного танка, который получил кодовое название «боевой крот». Была создана машина на ядерном реакторе, способная двигаться через толщу земли со скоростью 7 км/ч. Результаты первых испытаний в уральских горах поразили всех: «крот», внедрившись в грунт без всяких сложностей, прошел 15 км и разрушил бункер условного противника. Это был полный успех. Но повторный эксперимент неожиданно завершился полной катастрофой. Субтеррина по неизвестным причинам взорвалась, вся команда погибла. Проект приостановили, а при Брежневе он был закрыт окончательно.

Атомолет

В 50-е годы XX века, как в разгар холодной войны, в СССР и США идет активное освоение «мирного атома». Вместе с успехами в этой области возникает резонный вопрос: можно ли использовать атомную энергию для военных целей? Например, в авиации в качестве альтернативы керосину. У последнего есть, по крайней мере, два больших минуса – во-первых, его небольшая энергоемкость, во-вторых, большой расход при полете. Замена его продуктом ядерной реакции не только бы сократила расходы, но и увеличила бы время пребывания лайнеров в воздухе почти до бесконечности. А в условиях Холодной войны, в отсутствии у двух противоборствующих сторон баллистических ракет, две сверхдержавы очень нуждались в средстве доставки атомных бомб. В этих условиях, в СССР и США начинаются сверхсекретные работы над первым атомолетом. В начале апреля 1955 года, после подтверждения советскими физиками возможности создания ядерной энергоустановки для самолетов, Совмин СССР издает поручение, согласно которому конструкторские бюро Туполева А.Н., Лавочкина С.А. и Мясищева В.М. должны были создать тяжелый самолет с ядерной энергоустановкой. Причем, работа велась обособленно для усиления фактора конкуренции. Создание двигателя-реактора было поручено бюро Николая Кузнецова и Архипа Люльки. Но разработчики сразу столкнулись с серьезной проблемой, следствием ядерной реакции – радиацией. При обслуживании такого самолета смертельной опасности подвергались не только члены экипажа, но и наземный обслуживающий персонал. По предварительным расчетам, проектный атомолет М-60 должен был «фонить» еще пару месяцев после полета. Кроме того, ученые не смогли найти ответ, как защитить атмосферу от ядерных остатков. Один старт ракеты или самолета с атомным двигателем должен был создать вокруг себя мертвую, зараженную зону. И наконец, возможность авиакатастрофы самолета с ядерным реактором на борту окончательно решила судьбу атомолетов. Как сказал впоследствии доктор Герберт Йорк, один из руководителей программы атомолетов в США: «Во-первых, самолёты иногда, бывает, падают. И сама по себе мысль о том, что где-то летает ядерный реактор, который вдруг может упасть, была неприемлемой». Возможность авиакатастрофы, автоматически становившейся экологической, послужила отрезвляющим фактором в гонке за создание первого атомолета. Программы разработок были свернуты в СССР и США в 1960-х годах.

В СССР люди хотели не только сказку сделать былью, но и научную фантастику. Телепатия, лодки-амфибии, способные прорываться через толщу земли, космические самолеты – все эти проекты разрабатывались нашими учеными.

После завершения Второй мировой войны в руки советского руководства попали проекты немецких подземных танков «Субтеррина» и «Змея Мидграда». Они планировались как амфибии, способные двигаться по земле, под землей и даже под водой на глубине до 100 метров. В результате длительного исследования чертежей группой ученых под руководством профессоров Г. И. Бабата и Г. И. Покровского был вынесен вердикт: машину можно использовать для боевых целей. Предполагалось, что такая боевая подземная лодка сможет добраться до стратегически важных объектов противника и взорвать их прямо из под земли. Взрыв в этом случае можно будет объяснить землетрясением. В срочном порядке были выделены кадры и средства на создание собственного подземного танка, который получил кодовое название «боевой крот». Была создана машина на ядерном реакторе, способная двигаться через толщу земли со скоростью 7 км/ч. Результаты первых испытаний в уральских горах поразили всех: «крот», внедрившись в грунт без всяких сложностей, прошел 15 км и разрушил бункер условного противника. Это был полный успех. Но повторный эксперимент неожиданно завершился полной катастрофой. Субтеррина по неизвестным причинам взорвалась, вся команда погибла. Проект приостановили, а при Брежневе он был закрыт окончательно.

Космический истребитель «Спираль»

Космические самолеты давно стали обычным явлением в произведениях фантастов. Но 50 лет назад фантастику почти превратили в реальность. В разгар Холодной войны в СССР рассматривали любые условия для ведения войны, не забывали и про космос. В ответ на разработку США орбитального пилотируемого перехватчика-разведчика-бомбардировщика X-20, в СССР решили создать собственную авиационно-космическую систему. Сложную и совершенно секретную задачу поставили перед конструкторским бюро 115, где исследования проводил главный конструктор Глеб Лозино-Лозинский. Проект получил название «Спираль». Он должен был стать первым космическим боевым кораблем СССР. Лозино-Лозинский предложил создать «Спираль» из трех основных частей: гиперзвукового самолета-разгонщика (ГСР), двухступенчатого ракетного ускорителя и орбитального самолета. По задумке, самолет-разгонщик служил для достижения скорости 7,5 тысяч км/ч и выхода на 30 км высоту. Потом орбитальный самолет отделялся от ГСР и с помощью ракетного ускорителя достигал первой космической скорости (7,9 км/c). Таким образом, самолет выходил на околоземную орбиту и мог приступать для выполнения собственных задач: разведка, перехват космических целей, бомбардировка «космос-Земля» и так далее. Предложенная конструкция имела ряд преимуществ. Например, быстрое достижение самолетом любой точки земного шара и посадка при любых условиях. Но во второй половине 70-х, когда первый аппарат был построен и готов к испытаниям, проект внезапно закрыло высшее руководство. Министр обороны СССР Андрей Гречко выбросил всю документацию, заявив, что «Фантазиями заниматься не будем». Так был преждевременно похоронен один из самых перспективных космических проектов СССР.

Мозговое радио

Управление сознанием и мыслью на расстоянии – давняя мечта человечества. Такое психологическое оружие, будь оно изобретено, могло бы стать самым страшным и самым эффективным за всю историю человеческой цивилизации. В 1923 году инженер-электрик Бернард Кажинский представил свой проект «мозгового радио», способного передавать импульсы мозга, превращая их в сигналы, на огромные расстояния. Он высказал гипотезу, что человек – это живая радиостанция, которая может работать и как радиопередатчик и как радиоприемник. Таким образом, электромагнитные волны, переданные одним человеком, могут быть восприняты другим, если он одинаково настроен с передающим. Результаты его исследований стали настоящей сенсацией. Его приглашали с лекциями крупнейшие исследовательские институты и лаборатории мира. По возвращении на родину, его разработки были признаны эффективными и были предоставлены все условия для продолжения экспериментов. 17 марта 1924 года в Москве прошли первые испытания «мозгового оружия», позволяющего дистанционно и разрушительно воздействовать на организм. Ударной силой стали низкочастотные волны, излучаемые «мозговым радио». Опыты проводили на животных, а суть эксперимента состояла в том, чтобы заставить собаку мозговым сигналом взять нужную книгу из стопки и принести ее членам комиссии. Собаки прекрасно справлялись с задачей, но после этого по какой-то причине становились совершенно неспособные к исполнению обычных команд и дрессировке. О дальнейшей судьбе «мозгового радио» известно мало, но очевидно, что работа над ним под руководством Кажинского вскоре прекратилась. Сам ученый до конца своих дней верил в возможность создания своего изобретения. Он умер в 1962 году, незадолго до смерти издав вторую книгу о "мозговом радио", в которой подробно описал свою идею и призывал к ее дальнейшей разработке.

Летающий танк А-40

В 1941 году командование Красной Армии поставило перед главным инженером планерного управления Наркомата авиационной промышленности Олегом Антоновым сложную задачу, над которой билось уже не одно поколение конструкторов – поднять в воздух бронетехнику. Задумка состояла в создании бронемашины, которая смогла бы передвигаться по воздуху. Это позволило бы перебрасывать ее партизанам для усиления сопротивления на оккупированных территориях. Условия и сроки были стандартными для военного времени: машину нужно было сделать быстро, надежно и без лишних затрат. В связи с этим Антонов решил «не изобретать велосипед», а взять легкий танк T-60, принятый на вооружение в Красной армии, и приделать ему легкие деревянные крылья «кукурузника». Предполагалось, что летающий танк будет буксироваться до места назначения по воздуху, а потом с помощью своих крыльев планировать до нужной точки посадки. Сразу после приземления крылья должны были сбрасывать, и летающий танк был готов к бою. Но первый и последний полет танка А-40 оказался неудачным. Взятый для буксировки бомбардировщик ТБ-3 не смог обеспечить стабильный полет даже для максимально облегченного танка со слитым топливом, снятой башней и инструментальным ящиком. Двигатели у ТБ-3 начали перегреваться от такой нагрузки при самых благоприятных условиях, что уж говорить об условиях военной операции. Поэтому, даже несмотря на то, что А-40 выполнил свою задачу и удачно спланировал до пункта посадки на ближайшем военном аэродроме, проект был свернут. По мнению экспертов, он был бы удачен, если бы для буксировки взяли более мощный бомбардировщик Пе-8. Но тогда этих машин было мало, и они были необходимы для решения более сложных стратегических задач. Так попытка поднять танк в воздух увенчалась неудачей.

Атомолет

В 50-е годы XX века, как в разгар холодной войны, в СССР и США идет активное освоение «мирного атома». Вместе с успехами в этой области возникает резонный вопрос: можно ли использовать атомную энергию для военных целей? Например, в авиации в качестве альтернативы керосину. У последнего есть, по крайней мере, два больших минуса – во-первых, его небольшая энергоемкость, во-вторых, большой расход при полете. Замена его продуктом ядерной реакции не только бы сократила расходы, но и увеличила бы время пребывания лайнеров в воздухе почти до бесконечности. А в условиях Холодной войны, в отсутствии у двух противоборствующих сторон баллистических ракет, две сверхдержавы очень нуждались в средстве доставки атомных бомб. В этих условиях, в СССР и США начинаются сверхсекретные работы над первым атомолетом. В начале апреля 1955 года, после подтверждения советскими физиками возможности создания ядерной энергоустановки для самолетов, Совмин СССР издает поручение, согласно которому конструкторские бюро Туполева А.Н., Лавочкина С.А. и Мясищева В.М. должны были создать тяжелый самолет с ядерной энергоустановкой. Причем, работа велась обособленно для усиления фактора конкуренции. Создание двигателя-реактора было поручено бюро Николая Кузнецова и Архипа Люльки. Но разработчики сразу столкнулись с серьезной проблемой, следствием ядерной реакции – радиацией. При обслуживании такого самолета смертельной опасности подвергались не только члены экипажа, но и наземный обслуживающий персонал. По предварительным расчетам, проектный атомолет М-60 должен был «фонить» еще пару месяцев после полета. Кроме того, ученые не смогли найти ответ, как защитить атмосферу от ядерных остатков. Один старт ракеты или самолета с атомным двигателем должен был создать вокруг себя мертвую, зараженную зону. И наконец, возможность авиакатастрофы самолета с ядерным реактором на борту окончательно решила судьбу атомолетов. Как сказал впоследствии доктор Герберт Йорк, один из руководителей программы атомолетов в США: «Во-первых, самолёты иногда, бывает, падают. И сама по себе мысль о том, что где-то летает ядерный реактор, который вдруг может упасть, была неприемлемой». Возможность авиакатастрофы, автоматически становившейся экологической, послужила отрезвляющим фактором в гонке за создание первого атомолета. Программы разработок были свернуты в СССР и США в 1960-х годах.

Ученые и исследователи постоянно ограничены в своих поисках из-за недостатка финансирования. А вот военные обычно не испытывают проблем с деньгами. В итоге те инженеры и ученые, которые работают на правительственные спецслужбы, могут заниматься весьма необычными и интересными вещами.

При этом ответственности за свои работы они фактически не несут. Ведь даже крупный провал будет спрятан под гриф «Совершенно секретно», а все убытки будут списаны легким росчерком пера.

Что творится в недрах ЦРУ, можно только догадываться. Американским спецслужбам приписывают и фальсификацию высадки на Луне, и разработку с последующим распространением смертельных вирусов. Но есть некоторые секретные проекты, о которых все-таки стало известно общественности.

«Мускатный орех». Американцы далеко не сразу решились испытывать атомную бомбу на своем материке. Первоначально испытания проходили в Тихом океане, на специальных землях. Для самих США такой подход был довольно выгодным. Ведь взрывы можно было безбоязненно осуществлять на огромной территории, удаленной от людских мегаполисов. Однако все же довольно дорого стала обходиться транспортировка специалистов и материалов на далекие расстояния. Встала задача - найти безопасное место на территории страны, такое, чтобы оно еще и находилось неподалеку от места разработки ядерного оружия. Ученые работали над ним в Лос-Аламосе, Нью-Мексико. Был создан проект под названием «Мускатный орех», целью которого и являлось нахождение такого место. Казалось, что пустыня в самой глуши будет идеальным вариантом. Такое место было найдено в Неваде. Тем более там уже были построены ранее взлетно-посадочные полосы, которые использовались в ходе учений Второй мировой войны. Для испытания был выделен участок земли в 687 кв.км., находящийся в собственности государства. Сегодня он известен, как Испытательный полигон Невады, а в нем наиболее засекреченным участком стала «Зона 51». Говорят, что именно там занимаются исследованием инопланетных объектов.

Проект «Аквилайн». В начале 1960-х годов американцы решили начать разрабатывать, а затем и тестировать первые беспилотные управляемые самолеты. В итоге на основе тех работ были созданы летательные аппараты «Хищник», которые используются в последних боевых действиях, в частности, на Ближнем Востоке. Аппарат создали таким, чтобы он стал похожим и напоминал птицу - орла или канюка. Внутри самолета располагалась камера, которая снимала все происходящее. Также аппарат был буквально напичкан аппаратурой для электронного слежения и датчиками. Первоначальной целью проекта были изучение загадочного водного аппарата, который создал СССР и который, как стало известно с помощью спутниковых данных, тестировался на Каспийском море. До сих пор проект остается засекреченным. А то, что «Аквилайн» должен был побольше узнать о нашем экраноплане, рассказали британские журналисты. Беспилотник был создан и даже прошел испытания. Однако частые аварии при приземлении заставили власти закрыть эту программу.

Проекты «Орнитоптер» и «Инсектоптер». ЦРУ не давала мысль об успешном копировании в технике живых существ. Что могло быть лучше дистанционно контролируемых роботов, которых внешне никак не отличишь от животных или птиц? Проект Орнитоптер как раз и был нацелен на то, чтобы создать аппарат, копирующий птицу. Он должен был максимально сливаться с природой и уметь махать крыльями, как живое пернатое существо. Небольшой беспилотник должен был выглядеть обычной вороной. Предполагалась, что эта «птичка» сможет садиться на подоконники и затем фотографировать все происходящее в здании. А проект инсектоптер должен был создать еще меньшую машину. Внешне она должна была напоминать стрекозу. Однако копирование природы оказалось довольно сложным занятием. В результате ЦРУ предпочло просто использовать животных для своих разведывательных целей. В частности использовались голуби со специальными ошейниками, в которых была встроена камера. Но вес оборудования оказывался довольно тяжелым для бедных птиц. Они возвращались домой обратно, но делали это пешком. У голубей попросту не оставалось сил, чтобы лететь обратно. И это направление проекта было в итоге закрыто. Но самым странным научным направлением являлась разработка «Звуковая Киса». Подслушивающие устройства спецслужбы вживляли прямо в домашних кошек. Однако и эта разработка была заброшена после того, как одного живого агента переехал автомобиль, а вторая слишком далеко ушла от дома, в поисках пищи.

Проект «57». Получив в свои руки ядерное оружие, надо было изучать его свойства и возможности. Для этого было создано несколько специальных проектов. Этот, в частности, проводился на испытательном полигоне в Неваде. Была произведена имитация случая, когда в небе взрывался самолет с ядерным вооружением, а в атмосферу распылялось радиоактивное вещество. Эксперимент стал первым в Америке по испытанию «грязной» бомбы. Ученые рассчитали, что при детонации взрывчатки, окружающей ядерной боеголовки можно приостановить цепную реакцию, а вот плутоний все равно попадет в атмосферу. Однако наверняка это было неизвестно, неясным было, сколько именно радиоактивного вещества попадет в воздух, и как далеко оно сможет распространиться. Военные и спецслужбы решили, что проведение таких испытаний необходимо для страны, ведь в самолетах стало появляться все больше и больше боеголовок. В итоге рано или поздно должна была произойти катастрофа с участием самолета, несущего ядерное оружие. Так оно и произошло, гораздо раньше, чем многие полагали. Для эксперимента был выбран полигон под названием Зона-13. На нем работники разместили тысячи липких чаш. Эти металлические изделия были обработаны клейкой смолой. Она должна была захватить и удерживать на себе частицы плутония, попавшие в атмосферу после воздушного взрыва. Были созданы псевдоперегородки, которые могли показать эффект от взрыва в условиях городских построек. Рядом с ними проложили асфальтированные дороги и даже припарковали машины. Чтобы понять, как плутоний подействует на живых существ, в специальные клетки разместили 109 собак, 31 крысу, 10 овец и 9 ослов. Взрыв произошел 24 апреля 1957 года в 6:27 утра. Боеголовку подорвали таким образом, чтобы произошла имитация авиакатастрофы. После оседания радиоактивной пыли оказалось, что зараженными оказались 895 квадратных акров территории. Плутоний является одним из самых опасных и смертоносных веществ, известных человеку. Если в наш организм попадет всего лишь одна миллионная грамма этого элемента, это станет причиной смерти. При этом плутоний сохраняет свою смертельную опасность на протяжении 20 тысяч лет. Благодаря тем испытаниям ученые узнали довольно много о действии плутония. Помогли в этом подопытные животные. Только вот результаты исследования так и остались засекреченными. Американцы обнаружил, что плутоний не проникает вглубь почвы. Он собирается на самом ее вверху, оставаясь лежать там. Проект продлился год, а зона оказалась настолько сильно зараженной, что смысла ее очищать попросту не было. Да это было и невозможно. В итоге полигон оцепили колючей проволокой, а все исследуемые материалы, в том числе и автомобили, были сожжены.

Доктор Фризлав. Это даже и проектом назвать тяжело, скорее, это больше миссия. В январе 1968 года над Гренландией летел бомбардировщик В52G с секретным заданием. Как вдруг на борту самолета начался пожар. Практически все члены экипажа спаслись, выпрыгнув с парашютом. Сам же аппарат врезался в ледники Гренландии. Но при ударе о землю сдетонировали взрывчатые вещества минимум трех ядерных бомб, находившихся на борту. Мощный взрыв разметал по большой территории тритий, уран и плутоний. Военные и спецслужбы столкнулись с тем же самым проектом «57», только реализованным на практике. Сильное пламя растопило лед, и минимум одна бомба ушла под лед на дно океана. Военные пытались найти ее, однако успехом операция не увенчалась. Проект «57» уже дал достаточно данных о том, что происходит при взрыве взрывчатого вещества вокруг ядерной боеголовки. Было известно, что радиоактивное вещество распространяется по большой площади. Однако военные и ЦРУ не ожидали, что с подобным им придется столкнуться так скоро. Поэтому попросту не существовало группы быстрого реагирования, подготовленной и оснащенной должным образом, дабы устранить последствия подобной катастрофы. А в Гренландию отправили наспех собранную группу из ученых и военных, чтобы те попытались на месте справиться с самым тяжелым радиоактивным загрязнением в истории из-за взрыва «грязной» бомбы. Команда под названием «доктор Фризлав» нашла только половину из выброшенного радиоактивного материала. Специалисты проводили очистку территории на протяжении 8 месяцев. Они собрали 10,5 тысяч тонн радиоактивных обломком, фонящего льда и снега. Их затем доставили в Южную Каролину, где затем и уничтожили.

Операция «Утренний свет». И эта сверхсекретная операция связана с очисткой территории от радиоактивного заражения. Только на этот раз его источником стали не американцы, а русские. В сентябре 1977 года СССР запустил в космос спутник Космос-954. Естественно, он должен был помимо всего прочего еще и шпионить за США. Весил аппарат около 4 тонн. Всего через несколько месяцев после запуска аппарата американцы поняли, что у того есть проблемы. В декабре специалисты сообщили, что Космос-954 начинает сходить со своей орбиты. Если СССР срочно не предпримет каких-либо мер, то аппарат упадет на Землю. Аналитики принялись за работу, они рассчитали, что в случае бездействия Советов, спутник совершит аварийную посадку на территории Северной Америки. Администрация Картера обратилась с запросом в СССР, наши военные, вынуждены были признать, что на борту объекта находится около 30 килограмм обогащенного урана. ЦРУ и правительство США решили не сообщать об этом населению, чтобы не вызывать паники. Ведь это могло повлечь за собой выступления народа с неизвестными последствиями. Общественность так ничего и не знала о грядущей катастрофе. Но на тот момент Америка уже обладала подготовленной командой, которая могла отреагировать на подобные происшествия. Люди были предупреждены и стали ожидать своего выступления, как только спутник упадет на Землю. Аппарат действительно приземлился в Северной Америке. Произошло это в тысяче миль на север от Монтаны, в канадской тундре. Довольно быстро к месту катастрофы добрались специалисты по радиоактивной очистке местности. Они проработали там несколько месяцев, сумев обнаружить около 90% всех обломком спутника. Уже позже власти рассчитали, что если бы тот сделал один лишний виток по орбите, то упал бы в куда более заселенные территории на Восточном побережье США.

Проект «Киви». 60-е годы прошлого века ознаменовали гонкой к Луне двух супердержав. Однако мало кто знает, что неподалеку от известной Зоны-51 находился другой засекреченный объект - Зона-25. Там американские специалисты готовили еще более громкий проект - полет на Марс на ракете с использованием ядерного топлива. Эта задумка получила имя NERVA. Спроектированный для ее осуществления космический корабль «Orion» должен был стать высотой с 16-этажный дом. Планировалось, что он сможет доставить к Марсу сразу 150 человек всего за 124 дня. При старте ракеты должно было подняться огромное облако радиоактивной пыли, которую породили бы ядерные двигатели. При полной нагрузке он нагревался бы до температуры около 2 тысяч градусов и охлаждался бы жидким азотом. Ученые Лос-Аламоса решили проверить, что же произойдет, если один из таких двигателей вдруг взорвется. Этот проект и получил название «Киви». В январе 1965 года был запущен такой двигатель ядерным топливом и его перестали охлаждать. Когда реактор нагрелся до 4 тысяч градусов, он взорвался. Сильный взрыв разметал 45 килограмм радиоактивного топлива на четверть мили. Ученые поднялись в воздух и измерили то количество радиации, попавшей в атмосферу. Однако те данные так и остались засекреченными. А спустя пять месяцев произошла уже реальная авария - перегрелся двигатель в сборке другого прототипа, Феба. Причиной взрыва стала случайно опустевшая емкость с жидким водородом.

Проект Кемпстера-Лакруа. Когда американцы разрабатывали свой самолет-невидимку, проект получил название «Окскарт». Тогда все новые технологии создавались в «Зоне-51». Ученые старались сделать так, чтобы самолет исчез с поля зрения радаров или был для них как можно более незаметным. Для этого создавались такие материалы, которые смогли бы поглощать излучение следящих приборов. США использовало в проекты свои новейшие разработки, имеющие отношение к космосу, а также самую новую электронику. Но тут последовал приказ Кеннеди совершить секретный разведывательный полет над Кубой. США очень хотело найти установленные там ракеты с ядерными боеголовками, установленные СССР. Самолет был еще недостаточно готов, несмотря на все усилия его создателей. Чтобы срочно решить проблему невидимости, был предложен проект Кемпера-Лакруа. Ученые решили, что надо расположить впереди и сзади на самолете большие электронные пушки. Они должны были стрелять целыми ионными облаками заряженных частиц. Они вбирали бы в себя все волны, посылаемые вражескими радарами. А самолет таким образом становился бы невидимым для них. Однако быстро стало ясно, что такое мощное излучение станет смертельным для пилота. Но ученые не отступили - был создан специальный защитный костюм. Но первый же пробный полет показал, что такое снаряжение слишком неудобное и громоздкое, мешая управлять самолетом. Тогда проект Кемпера-Лакруа был бесславно закрыт.

Проект «Тик и Оранж». Среди множества проектов спецслужб США встречались и явно ошибочные, как этот. Непродуманная и опасная идея заключалась в осуществлении ядерного взрыва в воздухе. Проект словно бы стал наглядной картиной того, как безумные ученые своими экспериментами могут попросту уничтожить всю планету. В рамках программы ученые задумали взорвать две 3,8 мегатонные бомбы в верхних слоях атмосферы над атоллом Джонстон, на 750 миль западнее Гавайев. Бомбу по имени Тик взорвали в 50 милях над землей, а Оранж - в 28. Америка хотела путем изучения последствия взрывов узнать, совершал ли СССР что-то подобное. Возникший в небе огненный шар попросту сжег глаза всего живого, что находилось в радиусе 225 миль от взрыва. Все существа, смотревшие вверх в этот момент в этой зоне без защитных очков, попросту ослепли. В их числе оказались и сотни кроликов и обезьян, которые летели на самолете в этот момент. Несчастным животным зафиксировали головы так, чтобы они смотрели прямо на взрыв и не могли отвести взгляд. Большая часть пространства Тихого океана осталась на время без радиосвязи. Шок от зрелища был настолько сильным, что один из инженеров в ужасе заявил, что люди чуть было не прожгли озоновый слой. А ведь еще до начала испытаний некоторые ученые предупреждали, что эффект от взрывов может оказаться катастрофичным. Тем не менее военные продолжили свой эксперимент.

Операция «Аргус». Американцы продолжали осуществлять высотные взрывы, осуществляя их на этот раз в рамках программы Аргус. В рамках нее ракеты с ядерными боеголовками впервые были запущены с кораблей. Произошло это в августе и сентябре 1950 года с борта военного американского судна, стоявшего на якоре у берегов Южной Африки. Тогда ракеты X-17 вознесли высоко в небо сразу три боеголовки. Они взорвались на высоте около 500 километров. Можно лишь гадать об истинной причине ядерных испытаний в космическом пространстве. Ученые выдвигали предположение, что такой взрыв в магнитном поле нашей планеты, но уже над атмосферой, может создать мощный электронный импульс. Он может создать серьезные помехи для советских межконтинентальных баллистических ракет, если они будут в это время лететь к Америке. Однако результаты эксперимента показали, что образовавшийся магнитный импульс будет все же недостаточно серьезным, чтобы как-то воздействовать на ракеты. Так что проект оказался хотя и опасным, но в конечном счете бесполезным.

Измена мужа