Побег из Гулага (фильм). Крестный путь корнеллиуса роста

Корнелиус, Генрих Генрих Корнелиус (известен как Агриппа из Неттесгейма; 1486, Кёльн 1536, Гренобль) даровитый и богатый познаниями, но склонный к мистике писатель, врач, философ, астролог и адвокат. Имя Агриппа взял в честь основателя своего… … Википедия

Карл Август Петер Корнелиус (нем. Carl August Peter Cornelius; 24 декабря 1824, Майнц 26 октября 1874, там же) немецкий композитор и музыкальный критик. Племянник художника Петера Корнелиуса. Рано начал учиться музыке и сочинять романсы… … Википедия

Карл Адольф Корнелиус (нем. Karl Adolf Cornelius; 12 марта 1819, Вюрцбург 10 февраля 1903, Мюнхен) немецкий историк. Область занятий Корнелиуса эпоха Реформации. Его сочинение: «Geschichte des Münsterischen Aufruhrs» (1855 1860) основывается… … Википедия

Корнелиус - Петер фон (Cornelius, Peter von) 1783, Дюссельдорф 1867, Берлин. Немецкий художник, рисовальщик. С 1795 по 1800 учился в дюссельдорфской Академии художеств, где преподавал его отец. С 1809 по 1811 жил во Франкфурте на Майне. С 1811 поселился в… … Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия

- (Cornelius) Петер (24 XII 1824, Майнц 26 X 1874, там же) нем. композитор и муз. критик. Род. в семье актёров. В юности был актёром, затем виолончелистом в т ре Майнца. В 1844 48 брал уроки композиции у З. Дена в Берлине. Писал муз. критич … Музыкальная энциклопедия

Карл Себастьян Корнелиус (нем. Karl Sebastian Cornelius; 1819 1896) немецкий физик. С 1851 читал в Галле лекции по физике, механике, физической географии и метеорологии. Напечатал: «Die Lehre von der Elektricität und dem Magnetismus. Versuch… … Википедия

Переводч. с фр. 1810 1820 гг. {Венгеров} … Большая биографическая энциклопедия

- (Cornelius) Петер фон (23.9.1783, Дюссельдорф, 6.3.1867, Берлин), немецкий живописец. Учился в АХ в Дюссельдорфе (с 1795), в 1811 19 входил в группировку назарейцев (См. Назарейцы) в Риме, с 1821 директор дюссельдорфской, с 1825… … Большая советская энциклопедия

- (Cornelius), Ганс (27 сент. 1863 – 23 авг. 1947) – нем. философ, представитель махизма, стремившийся дополнить его имманентной философией и прагматизмом Джемса. Проф. философии в Мюнхене (с 1903), во Франкфурте на Майне (с 1910). Основой… … Философская энциклопедия

Книги

  • Философия естественной магии , Корнелиус Агриппа Генри. Во второй половине 1509 года и в первые месяцы 1510 года Корнелиус Агриппа, прославившийся в свое время как маг, собирал все мистические знания, добытые энергией и рвением своей молодости, и…
  • Дрейфующее общество , Корнелиус Касториадис. Если бы понадобилось подытожить в форме вывода направляющую линию политической мысли Касториадиса - развивавшейся в чрезвычайно многочисленных работах и представленную в ее динамике…
(1919-03-27 )

Биография

Рост родился 27 марта 1919 года в Куфштайне в Австрии. Когда началась Вторая Мировая Война Рост жил в Мюнхене . Во время войны Корнелиус попал в плен и содержался на территории СССР.

После войны Рост устроился работать в типографии Франца Эренвирта. На новой работе Рост испортил много обложек. Эренвирт решил узнать причину ошибок, и Рост поведал ему историю о том, как в лагере для военнопленных заработал дальтонизм . Эренвирт попросил Ротса записать эту историю, но оригинальный текст Корнелиуса был скупо написан, из-за чего Эренвирт, заинтересовавшись этой историей, нанял профессионального писателя Йозефа Мартина Бауэра, чтобы тот довёл текст Роста до ума. Корнелиус Рост умер 18 октября 1983 года и был похоронен на Центральном Кладбище Мюнхена. Его настоящая личность была обнародована только спустя 20 лет после его смерти, по причине опасения преследований со стороны КГБ , когда сын Эренвирта Мартин рассказал всё радиожурналисту Артуру Дительманну, когда тот готовил материал по случаю 100-летнего юбилея со дня рождения Бауэра.

Книга

Дительманн в 2010 году привёл различные исследования относительно истории Роста, из которых выяснилось, что в романе Бауэра были нестыковки . В частности, согласно бюро регистраций Мюнхена, СССР официально отпустил Роста 28 октября 1947 года, что не совпадает с романом Бауэра, в котором Клеменс Форель (псевдоним Роста) сбегает в 1949 году и скитается до 1952 года. Сам Клеменс Форель в романе носит звание "офицера вермахта", Корнелиус Рост же, по его документам 1942 года, был простым рядовым. В начале текста сообщается, что Форель участвовал в


Михаэль Мендль
Ирина Пантаева К:Фильмы 2001 года

Сюжет

Через три года странствий Форель добирается до Средней Азии. На одном из рынков ему встречается некий еврей, готовый раздобыть для него советский паспорт для побега в Иран . На мосту, разделяющим две страны, Форель лицом к лицу сталкивается с Каменевым. Но вместо того, чтобы арестовать Фореля, тот просто отходит в сторону, и когда Форель идёт дальше, говорит ему в спину: «Все равно я тебя победил! ».

Прочие факты

  • Фильм содержит ненормативную лексику
  • В одном из эпизодов дочь Фореля рассматривает карту, где представлена Европа в нынешних границах и современные названия городов России (Санкт-Петербург , Нижний Новгород), хотя действие происходит в 1949 году
  • Каменев, подъезжая к Чите смотрит на карту, на которой изображен город Руденск и посёлок Дружный (Минская область), которые были построены в 80-е годы
  • Действия среднеазиатской части фильма происходят в городе Мары (Туркмения)

См. также

  • So weit die Füße tragen - роман Йозефа Мартина Бауэра в немецкой Википедии (нем.)

Напишите отзыв о статье "Побег из Гулага (фильм)"

Примечания

Ссылки

  • «Побег из Гулага» (англ.) на сайте Internet Movie Database Также я очень любила в то время уроки музыки и рисования. Я рисовала почти всё время и везде: на других уроках, во время перерывов, дома, на улице. На песке, на бумаге, на стёклах… В общем – везде, где это было возможно. И рисовала я поче-му-то только человеческие глаза. Мне тогда казалось, что это поможет мне найти какой-то очень важный ответ. Я всегда любила наблюдать человеческие лица и в особенности – глаза. Ведь очень часто люди не любят говорить то, что они по-настоящему думают, но их глаза говорят всё… Видимо недаром их называют зеркалом нашей души. И вот я рисовала сотни и сотни этих глаз – печальных и счастливых, скорбящих и радостных, добрых и злых. Это было для меня, опять же, время познания чего-то, очередная попытка докопаться до какой-то истины... правда я понятия не имела – до какой. Просто это было очередное время «поиска», которое и после (с разными «ответвлениями») у меня продолжалось почти всю мою сознательную жизнь.

    Дни сменялись днями, проходили месяцы, а я всё продолжала удивлять (а иногда и ужасать!) своих родных и близких, и очень часто саму себя, множеством моих новых «невероятных» и не всегда совсем безопасных, приключений. Так, например, когда мне исполнилось девять лет я вдруг, по какой-то, мне неизвестной причине, перестала есть, чем очень сильно напугала маму и расстроила бабушку. Моя бабушка была настоящим первоклассным поваром! Когда она собиралась печь свои капустные пироги, на них съезжалась вся наша семья, включая маминого брата, который жил в то время в 150 километрах от нас и, несмотря на это, приезжал специально из-за бабушкиных пирогов.
    Я до сих пор очень хорошо и с очень большой теплотой помню те «великие и загадочные» приготовления: пахнущее свежими дрожжами тесто, всю ночь поднимавшееся в глиняном горшке у плиты, а утром превратившееся в десятки белых кружочков, разложенных на кухонном столе и ждущее, когда же уже настанет час его чудесного превращения в пышные пахнущие пироги... И бабушка с белыми от муки руками, сосредоточенно орудующая у плиты. И ещё я помню то нетерпеливое, но весьма приятное, ожидание, пока наши «жаждущие» ноздри не улавливали первых, изумительно «вкусных», тончайших запахов пекущихся пирогов…
    Это всегда был праздник, потому что её пироги любили все. И кто-бы в этот момент не заходил, ему всегда находилось место за большим и гостеприимным бабушкиным столом. Мы всегда засиживались допоздна, продлевая удовольствие за «чаепитным» столом. И даже когда наше «чаепитие» заканчивалось, никому не хотелось уходить, как будто вместе с пирогами бабушка «впекала» туда частичку своей доброй души и каждому хотелось посидеть ещё и «погреться» у её тёплого, уютного домашнего очага.
    Бабушка по-настоящему любила готовить и что бы она ни делала, это было необыкновенно вкусно всегда. Это могли быть сибирские пельмени, пахнущие так, что у всех наших соседей вдруг появлялась «голодная» слюна. Или мои любимые вишнёво-творожные ватрушки, которые буквально таяли во рту, оставляя надолго изумительный вкус тёплых свежих ягод и молока… И даже её самые простые квашеные грибы, которые она каждый год квасила в дубовой кадушке со смородиновыми листьями, укропом и чесноком, были самыми вкусными которые я когда-либо ела в своей жизни, несмотря на то, что на сегодняшний день я объездила больше половины света и перепробовала всевозможные лакомства, о которых, казалось бы, можно было только мечтать. Но тех незабываемых запахов одурительно вкусного бабушкиного «искусства» никогда не смогло затмить никакое, даже самое изысканно-рафинированое заграничное блюдо.
    И вот, имея такого домашнего «чародея», я, к всеобщему ужасу моей семьи, в один прекрасный день вдруг по-настоящему перестала есть. Теперь я уже не помню, был ли для этого какой-либо повод или это просто произошло по какой-то мне неизвестной причине, как это обычно происходило всегда. Я просто начисто потеряла желание к любой мне предлагаемой пище, хотя никакой слабости или головокружения при этом не испытывала, а наоборот – чувствовала себя необычайно легко и совершенно великолепно. Я пыталась объяснить всё это моей маме, но, как я поняла, она была сильно напугана моей новой очередной выходкой и ничего не хотела слышать, а только честно пыталась заставить меня что-то «глотать».
    Мне становилось очень плохо и от каждой новой порции принимаемой пищи рвало. Только лишь чистая вода принималась моим истерзанным желудком с удовольствием и легко. Мама уже была почти что в панике, когда к нам совершенно случайно зашла, наш тогдашний семейный врач, моя двоюродная сестра Дана. Обрадованная её приходом, мама, конечно же, тут же рассказала ей всю нашу «ужасную» историю о моём голодании. И как же я обрадовалась, когда услышала, что «ничего такого уж страшного в этом нет» и что я могу на какое-то время быть оставлена в покое без насильственного запихивания в меня еды! Я видела, что моя заботливая мама в это совсем не поверила, но деваться было некуда, и она решила оставить меня в покое хотя бы на какое-то время.
    Жизнь сразу стала лёгкой и приятной, так как чувствовала я себя абсолютно прекрасно и больше уже не было того постоянного кошмарного ожидания спазмов желудка, которые обычно сопровождали каждую малейшую попытку принятия какой-либо пищи. Это продолжалось примерно около двух недель. Все мои чувства обострились и восприятия стали намного ярче и сильнее, как бы выхватывалось что-то самое важное, а остальное уходило на второй план.
    Мои сны изменились или вернее, я стала видеть один и тот же, повторяющийся сон – как-будто я вдруг поднимаюсь над землёй и иду свободно не касаясь пятками пола. Это было настолько реальное и невероятно прекрасное чувство, что каждый раз просыпаясь, мне немедленно хотелось обратно. Этот сон повторялся каждую ночь. Я до сих пор не знаю, что это было и почему. Но это продолжалось и после, спустя много, много лет. И даже теперь, перед тем, как проснуться, я очень часто вижу тот же самый сон.
    Как-то, папин брат приехал в гости из города, в котором он в то время жил и во время разговора сказал папе, что недавно он видел очень хороший фильм и начал его рассказывать. Каково же было моё удивление, когда я вдруг поняла, что уже наперёд знаю, о чём он будет говорить! И хотя я совершенно точно знала, что никогда не видела этот фильм, я могла его рассказать от начала до конца со всеми подробностями... Я никому об этом не сказала, но решила понаблюдать проявится ли что-либо подобное в чём-то ещё. Ну и естественно, моё обычное «новенькое» не заставило себя долго ждать.
    В то время в школе мы проходили старые античные легенды. Я была на уроке литературы и учительница сказала, что сегодня мы будем проходить «Песнь о Роланде». Вдруг, неожиданно для самой себя, я подняла руку и сказала, что могу рассказать эту песнь. Учительница очень удивилась и спросила, часто ли я читаю старые легенды. Я сказала, что не часто, но эту я знаю. Хотя, честно говоря, пока что понятия не имела – откуда?
    И вот, с того же дня, я начала замечать, что всё чаще и чаще в моей памяти открываются какие-то незнакомые моменты и факты, которых я никаким образом не могла знать и с каждым днём их появляется всё больше и больше. Я немножко уставала от всего этого «наплыва» незнакомой информации, которой, по всей вероятности, для моей детской психики в то время было просто многовато. Но так как оно откуда-то приходило, то, по всей вероятности, для чего-то это было нужно. И я совершенно спокойно всё это принимала, точно так же, как всегда принимала всё незнакомое, что приносила мне моя странная и непредсказуемая судьба.
    Правда, иногда вся эта информация проявлялась в весьма забавной форме – я вдруг начинала видеть очень яркие образы незнакомых мне мест и людей, как бы сама в этом принимая участие. «Нормальная» реальность исчезала и я оставалась в каком-то «закрытом» от всех остальных мире, который могла видеть лишь я одна. И вот так я могла оставаться долгое время стоя «столбом» где-нибудь посередине улицы, ничего не видя и ни на что не реагируя, пока какие-нибудь перепуганные, сердобольные «дядя или тётя» не начинали меня трясти, пытаясь как-то привести в чувство, и узнать всё ли со мной в порядке…

На Алтай ежегодно приезжают поохотиться богатые иностранные туристы. Однажды в бревенчатой избушке таежного кордона после удачной охоты между охотниками и егерями зашел разговор о военнопленных японцах и немцах, работавших на стройках и в шахтах СССР.

«Побег из ГУЛАГа»

Беседуя, охотники вспомнили кинофильм «Побег из Гулага» и главного героя Клеменса Фореля. Один пожилой охотник из Германии, вполне прилично говоривший на русском языке, вдруг заявил, что он племянник Корнеллиуса Роста, послужившего прототипом для Клеменса Фореля.

Рост описал все произошедшие с ним события, а журналист Йозеф Бауэр по его рукописи в 1955 году создал бестселлер «Пока идут мои ноги», ставший сенсацией в ФРГ. Корнеллиус Рост тогда предпочел остаться неизвестным, и Бауэр дал ему вымышленное имя -Клеменс Форель.

Книгу перевели на 15 языков и поставили по ней несколько теле- и кинофильмов (в русском прокате кинофильм «Пока идут мои ноги» был назван «Побег из ГУЛАГа»). Историю о невероятных злоключениях беглеца узнали миллионы людей.

Дорога на Голгофу

Во все времена участь военнопленных была незавидной, а в некоторых случаях и смертельно опасной. В таком положении оказался обер-лейтенант вермахта Корнеллиус Рост в конце Второй мировой войны. Пленным не докладывают, куда и зачем их везут.

Товарные вагоны, набитые военнопленными, в октябре 1945 года покатились из Москвы на восток по бескрайним просторам России. Пищи и воды давали мало, дул ледяной сибирский ветер, многие не выдерживали тягот пути и умирали.
Через два месяца, при перекличке в Чите, из 3000 пленных, следовавших в эшелоне, осталось около двух тысяч человек.

За весну и лето пешим порядком до рудника на мысе Дежнева добрались менее половины оставшихся в живых пленных, выехавших из Москвы. Этот ледяной ад стал местом их работы и жизни.

Голгофой для Корнеллиуса оказалась штольня рудника на далекой Чукотке, на самом краю земли. Почти вручную они добывали свинцовую руду. Работали и жили под землей в восьми пещерах, перед каждой из которых дежурил вооруженный охранник.

Через каждые шесть недель их на два часа выпускали на божий свет, на поверхность земли. Лагерь находился в таком безлюдном и диком месте, что бежать из него было практически невозможно. Не нужны были колючая проволока и вышки. Единственного смельчака, сумевшего сбежать и добраться через Берингов пролив до Аляски, американцы выдали русским назад.

Корнеллиус тоже пытался бежать, но через неделю был пойман, возвращен в свою пещеру и до потери сознания избит своими товарищами по несчастью, которым на это время урезали и без того незавидные пайки. Надежды возвратиться домой в ближайшие годы практически не было.

Последний шанс

Надежду обер-лейтенанту возродил лагерный врач Хейнц Штауффер. Он сам хотел бежать и уже запасся всем необходимым, даже пистолетом. Но узнал, что у него рак и он обречен. Врач передал Росту все свое снаряжение и взял с него слово, что если он доберется до Германии, то обязательно найдет его жену и расскажет ей о судьбе мужа.

В конце октября 1949 года Корнеллиус Рост снова сбежал. Уйти из ненавистного рудника помогли лыжи и помощь оленеводов на редких стойбищах. Они дали ему теплую одежду и разрешали ночевать в своих чумах. Однажды Корнеллиус встретился с тремя беглыми уголовниками, и дальнейший путь они продолжили вместе. В Сибири наступило лето, и беглецы по дороге стали намывать в речках золото, а с началом зимы начали заготовку пушнины. В обмен на золото и пушнину оленеводы снабжали их патронами.

Как-то выяснилось, что один из уголовников скрыл от остальных найденный летом золотой самородок. После жестокой драки двое беглецов были убиты. Оставшийся в живых уголовник и немец продолжили путь вдвоем.

По дороге уголовник столкнул Роста, ставшего ненужным конкурентом на золото, с крутого обрыва и оставил его умирать.

Добрая фортуна

Очнувшись, Корнеллиус поднялся и медленно поплелся дальше, проходя за день всего несколько километров. Ослабевшего беглеца догнали волки, и он из последних сил вскарабкался на молодое дерево, тонкие ветви которого грозили обломиться. Волчьи клыки клацали уже совсем рядом, когда раздались выстрелы, и к дереву подошли два оленевода. Они не только спасли, но и вылечили беглеца.

Весну и лето Рост упорно продвигался на юг к железной дороге, преодолев уже почти 3000 километров самого тяжелого отрезка пути. Ему несколько раз удалось тайком сесть на товарный поезд и добраться до Улан-Удэ. А затем, после долгих мытарств, он оказался на юге России. На Кавказе контрабандисты по своим тайным тропам переправили его через границу.

Считая, что все уже позади, он сдался властям, но его арестовали как «русского шпиона». Совсем невероятной казалась властям история его побега. Последняя надежда оставалась на дядю, который работал в Анкаре дорожным инженером. Дядя не узнал племянника и поверил ему только тогда, когда Корнеллиус попросил у него семейный альбом и назвал по именам всех родственников.

Впереди была свобода, и в декабре 1952 года, через три с лишним года после побега, он добрался до Мюнхена, преодолев более 14 ООО километров! Не отвернулась от Роста госпожа Удача. Его крестный путь закончился благополучно. Жена выручившего его из беды Штауффера жила в советской оккупационной зоне, и ехать туда Корнеллиус не рискнул, лишь отправил ей печальное известие о судьбе ее мужа письмом.

Великие путешествия всегда заранее планируются и тщательно готовятся. Невероятные странствия обычно вызваны чрезвычайными и необычными, чаще всего неблагоприятными ситуациями. Но к героям таких злоключений, вероятно, фортуна более благосклонна.

Времен Второй мировой войны, сбежавший из советского лагеря в Сибири. Его воспоминания легли в основу книги, телесериала и фильма.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 3

    ✪ «Побег из Гулага»немецкий офицер осужден на 25 лет

    ✪ Лучшие пасхалки в Daredevil s1

    ✪ LET"S NOT LIVE LIKE SLAVES (and other languages) A film by Yannis Youlountas

    Субтитры

Биография

Рост родился 27 марта 1919 года в Куфштайне в Австрии. Когда началась Вторая Мировая Война Рост жил в Мюнхене. Туда же он вернулся и после заключения и начал работать в типографии Франца Эренвирта. Однако, во время пребывания в концентрационном лагере он заработал дальтонизм, из-за чего испортил очень много обложек. Эренвирт решил узнать причину такого недомогания и, услышав историю Роста, попросил его записать её, но оригинальный текст Роста был очень бедно и скупо написан, из-за чего Эренвирт, заинтересовавшись этой историей, нанял Бауэра, который был профессиональным писателем, чтобы тот довёл текст Роста до ума. Корнелиус Рост умер 18 октября 1983 года и был похоронен на Центральном Кладбище Мюнхена. Его настоящая личность была обнародована только спустя 20 лет после его смерти, когда сын Эренвирта Мартин рассказал всё радиожурналисту Артуру Дительманну, когда тот готовил материал по случаю 100-летнего юбилея со дня рождения Бауэра.

Книга

Тот же Дительманн в 2010 году в эфире баварского радио на протяжении трёх часов приводил различные результаты его исследовании относительно истории Роста, из которых выяснилось, что роман Бауэра имеет кучу нестыковок. В частности, согласно бюро регистраций Мюнхена, СССР официально отпустил Роста 28 октября 1947 года, что не вяжется с романом Бауэра, в котором Клеменс Форель сбегает в 1949 и скитается до 1952 года. Сам Клеменс Форель в романе носит звание «офицера вермахт»а, Корнелиус Рост же, по его документам 1942 года, был простым рядовым. Наконец, роман имел географические и исторические ошибки: в тексте утверждается, что лагерь для военнопленных, в котором содержался Клеменс Форель, располагался на Мысе Дежнёва, где в реальности никаких лагерей никогда (в том числе, и в описываемый период) не было. А в начале текста сообщается, что Форель участвовал в Марше Пленных по Москве, но при этом улицу, по которой вели его и его товарищей, Рост называет «Невским проспектом».

Измена мужа