Владимир высоцкий - биография, информация, личная жизнь. Владимир высоцкий - биография, информация, личная жизнь Высоцкий подробная биография

Биография Высоцкого и его творчество волнуют сердца людей до сих пор, хотя культовый актер и автор-исполнитель песен давно ушел из жизни. Как начинался его звездный путь и почему так рано прервался?

Биография Высоцкого. Краткое содержание. Детство и юность

Владимир Высоцкий родился в Москве в 1938 году. Отец маленького Володи во время Второй мировой войны дослужился при штабе военной связи до звания полковника. Мальчик был похож на своего отца не только внешне, но и даже голосом. Мать - Нина Максимовна - по профессии была переводчиком-референтом. К сожалению, спустя два года после войны родители будущего актера развелись.

После войны Владимир со своей матерью продолжал жить в московской коммуналке, денег катастрофически не хватало. Когда отец предложил поехать с его новой женой - Евгенией - в Германию к месту службы, мать отпустила Володю. Именно в Германии Владимир Высоцкий, биография краткая которого так или иначе связана с музыкой, начал приобщаться к искусству игры на фортепиано.

Евгения Степановна Высоцкая сумела стать мальчику больше, чем просто мачехой. Она приняла на себя заботы о нем и была близким человеком поэту и актеру до конца его дней. В знак своего особенного уважения ко второй матери Владимир Высоцкий крестился в армянской церкви (Евгения была армянкой).

Инженерно-строительный институт

Биография Высоцкого - яркое подтверждение тому, что актер был с детства непоседливым. Он остро чувствовал несправедливость, поэтому часто ввязывался в драки. Был нежно привязан к своим родным и близким. Высоцкий обожал читать отечественную и мировую литературу. В 15 лет даже посещал драматический кружок под руководством актера В. Богомолова. Но нужно было определяться с будущей профессией, а строгий отец ничего слышать не хотел о театральном институте. Так Владимир Высоцкий попал в 17 лет в Московский инженерно-строительный институт им. Куйбышева на механический факультет.

Полгода Владимир пытался справиться с институтской программой. Близилась первая сессия, нужно было срочно выполнить чертежи, без которых о допуске к экзаменам не могло быть и речи. Промучившись со своим другом до полуночи, Высоцкий намеренно испортил свой чертеж и заявил, что «это не его занятие». Зная, что у него есть еще полгода, чтобы подготовиться для поступления в театральный вуз, Высоцкий приступил к подбору репертуара.

Начало актерской деятельности

Школа-студия МХАТ - вот куда поступил в 1956 г. Высоцкий. Биография его как артиста только начиналась. Одним из педагогов будущего актера был Павел Массальский - известный советский актер.

Первой театральной ролью Владимира стала роль Порфирия Петровича - персонажа из студенческого спектакля «Преступление и наказание». В 21 год, незадолго до окончания школы-студии, Высоцкий получил свою первую роль в кино. Он был задействован в эпизоде фильма «Сверстницы» Василия Ордынского.

Затем Владимир поступил на службу в Московский драматический театр имени А. С. Пушкина. Но за 4 года работы там он не получил ни одной главной роли. Довольствоваться малым - это не то, к чему стремился Высоцкий, биография актера - яркое тому подтверждение. Поэтому он уходит из Пушкинского театра и переходит на службу в театр на Таганке. Ему было 26 лет. А через три года Высоцкий сыграл главную роль в фильме Станислава Говорухина «Вертикаль», и о нем заговорил весь Советский Союз не только как об актере, но и как об авторе-исполнителе.

Высоцкий: краткая биография и творчество. Высоцкий - поэт

Именно после выхода на экраны «Вертикали» стал широко известен талант Высоцкого как барда. Пять песен его авторства прозвучали в фильме (знаменитая «Песня о друге», «Вершина»), а затем были выпущены отдельной пластинкой.

Высоцкий, биография краткая которого не может обойтись без упоминания о его поэтическом даре, писал стихотворения еще со школы. Но в 60-х Владимир начал пробовать перекладывать свои стихи на музыку, так стали появляться его первые песни.

Вначале ему близка была так называемая «блатная» тематика. Это довольно странно, ведь как выходец из хорошей семьи, Владимир Высоцкий никак не пересекался с представителями блатного мира.

В конечном итоге актер оставил после себя 200 стихотворений и 600 песен. Он даже написал поэму для детей. Поскольку в его песнях главенствующую роль играли все-таки тексты, то можно считать, что из-под пера Высоцкого вышло около 800 поэтических произведений.

Музыкальный талант Высоцкого

Гитару Владимир взял в руки не сразу. Он умел играть на рояле, аккордеоне, а потом начал выстукивать о корпус гитары ритмы и напевать под них свои стихи или чужие. Так появились первые песни Высоцкого. Биография автора-исполнителя после триумфа в «Вершине» стала пополняться новыми кинопроектами, к которым он писал саундтреки.

Хотя Высоцкого сразу причислили к бардам, знатоки музыкального искусства могут подтвердить, что манеру его исполнения не вполне можно считать бардовской. Сам же Владимир Высоцкий категорично был против такой классификации своего творчества. Из его многочисленных интервью понятно, что он «к ним не хочет никакого отношения иметь».

Темы, которые автор-исполнитель затрагивал в своем песенном творчестве, пестрят разнообразием: это и политика, и любовная лирика; песни о дружбе («Если друг оказался вдруг»), о человеческих отношениях; о смелости и упорстве («Вершина»). И даже шуточные рассказы от первого лица об неодушевленных предметах («Песня микрофона») встречаются в его репертуаре.

Кинокарьера

Высоцкий, биография и творчество которого широко известны не только в пределах бывшего СССР, но и за его границей, сыграл не так много главных ролей в кино. Фактически до 30 лет он играл в эпизодах или персонажей второго плана.

Впервые в к/ф «Вертикаль» Владимиру досталась одна из главных ролей. Затем последовала мелодрама «Короткие встречи», где в тандеме с Ниной Руслановой и Кирой Муратовой Высоцкий становится центральным героем любовного треугольника.

Затем были и другие примечательные персонажи: Бродский из трагикомедии «Интервенция», Иван Рябой из «Хозяина тайги», Жорж Бенгальский из «Опасных гастролей», Ибрагим Ганнибал из «Сказа про то, как царь Пётр арапа женил». Но самая колоритная и яркая роль должна была быть сыграна намного позже - в 1979 г.

«Место встречи изменить нельзя»

Венцом актерской карьеры Высоцкого по праву может считаться легендарный Глеб Жеглов из сериала «Место встречи изменить нельзя». Культовым стал не только персонаж, но и сам фильм в целом. Тексты, озвучиваемые актерами, превратились в афоризмы. А образ Жеглова, если быть внимательными, до сих пор просматривается во многих героях современных фильмов об уголовном розыске.

Примечательно, что после выхода в свет романа братьев Вайнеров (по которому был снят фильм), Высоцкий лично пришел к ним в гости и поставил перед фактом, что если будет сниматься кино - он исполнит роль Жеглова.

Однако когда закрутилась кутерьма вокруг нового романа Вайнеров, и Станислав Говорухин уже утвердил Высоцкого на роль, по воспоминаниям режиссера, Владимир приехал к нему и попросил найти кого-нибудь другого: актер признался, что не может терять время, поскольку ему «недолго осталось». Творческая биография Высоцкого близилась к концу. Владимир понимал это и хотел оставить после себя больше песен и стихотворений. Но Говорухин уговорил его, и съемки начались.

Так советский кинематограф обрел нового колоритного героя - принципиального и решительного Глеба Жеглова.

Режиссерский опыт Высоцкого

Биография Высоцкого включает в себя случаи, когда актер выступал в качестве сценариста («Знаки Зодиака», «Венские каникулы»), но в качестве режиссера он не снял ни одного фильма. Хотя был в его жизни случай, когда ему удалось проявить себя в режиссерской ипостаси - во время съемок фильма «Место встречи изменить нельзя».

Владимир имеет прямое отношение к тому, что в фильме появился персонаж Станислава Садальского - «Кирпич». В романе братьев Вайнеров шепелявого карманника не было. Этот образ был создан в процессе съемок после соответствующего предложения Владимира.

По не зависящим от него причинам режиссеру картины - Станиславу Говорухину - приходилось отлучаться со съемочной площадки. В такие моменты он оставлял Высоцкого руководить процессом. В частности, сцена допроса подозреваемого Груздева была полностью поставлена актером.

Первый брак

Биография Высоцкого - яркая и насыщенная - конечно, не могла обойтись без женщин. Актер рано женился в первый раз - в 22 года - на Изе Жуковой, с которой вместе учился в МХАТе. Она была немного старше его - третьекурсницей. Более того, за плечами Изы был уже один брак.

Владимир познакомился с девушкой во время участия в совместном студенческом спектакле. Фактически с 1957 г. они жили вместе. Свадьбу сыграли, когда оба получили на руки дипломы.

Но как в любом раннем браке, супруги не рассчитали свои силы, точнее, Владимир не рассчитал. Он был молод, его по-прежнему тянуло в шумные компании с посиделками до утра и выпивкой. Иза, напротив, рассчитывала на домашний уют и тихую семейную жизнь. Так началась череда нескончаемых ссор.

Они не прожили вместе и четырех лет. Развод оформили не сразу. Поскольку Изольда носила фамилию Высоцкая, то внебрачного своего сына, который появился уже после их расставания с актером, записала под фамилией Владимира.

Второй брак

Студенческим браком Высоцкого не закончилась его семейная биография. О Высоцком с некой долей горечи вспоминает его вторая жена - Людмила Абрамова, которая подарила, кстати, ему двоих сыновей.

С Людмилой Владимир познакомился в Питере во время съемок «713-й просит посадку» в 1961 г. Высоцкий еще официально состоял в браке с Изольдой Жуковой, а Абрамова в 1962 г. уже родила ему первого сына - Аркадия. Через два года на свет появился Никита. Вся семья жила в одной квартире вместе с матерью Владимира - Ниной Максимовной.

Но и этот брак более пяти лет не продержался. В 1970 г. был официально оформлен развод, а у Высоцкого появилась новая возлюбленная.

Третий брак с Мариной Влади

Однажды известная французская актриса Марина Влади увидела, как на сцене театра на Таганке в одном из спектаклей играет Высоцкий. Биография, личная жизнь этих людей после встречи в 1967 г. резко изменилась.

Роман Марины Влади и Высоцкого - один из самых обсуждаемых и известных. Марину Влади - мировую знаменитость - поражало то, с какой самоуверенностью Владимир добивался ее. В 1970 г. оборона рухнула, и Влади стала женой актера. Но семейной жизни в полном смысле этого слова у них не получилось. Главная сложность - это «железный занавес», который не позволял супругам видеться тогда, когда они того желали.

Марина Влади сделала очень много для карьеры своего любимого мужчины. Она добивалась того, чтобы его стихотворения издавались за границей, даже организовала Высоцкому музыкальный тур по Америке и Европе. Но уже тогда Владимир страдал от алкогольной зависимости, немного позже - от наркотической. Поэтому Марине пришлось столкнуться не только с положительными чертами характера мужа, но и с очень тяжелыми испытаниями.

Смерть

Примечательно, что непосредственно перед смертью Высоцкий собирался расстаться с Мариной, которая 12 лет ради него терпела неудобства, жертвовала карьерой и т. д. Когда актеру было 40 лет, он увлекся восемнадцатилетней Оксаной Афанасьевой. Марина Влади находилась во Франции и всё еще считала себя его женой, в то время как Владимир уже купил обручальные кольца и договорился со священником, который должен был обвенчать его и Оксану. Но этого не произошло - 25 июля 1980 года он умер от инфаркта миокарда.

Начиная с 60-х гг., страдал от алкоголизма Высоцкий. Биография, фото популярного актера и исполнителя становились все более востребованными, а его «внутреннее беспокойство» вместе с тем росло. Высоцкий был очень эмоциональным человеком, у него было много страхов, частично он страдал от нереализованности, а алкоголь был способом заглушить всё, что не хотелось показывать другим людям.

Неоднократно у актера отказывали почки и возникали серьезные проблемы с сердцем, однажды он перенес клиническую смерть. Врачи спасали Владимира с помощью морфия и амфетамина. Высоцкий и сам понимал, что с алкоголем нужно завязывать. Но, не найдя в себе силы отказаться от этанолсодержащих напитков, он нашел им замену - наркотики. Достоверно известно, что к 39 годам Высоцкий начал делать уколы себе регулярно.

Многочисленные походы по больницам так и не помогли. Врачи отмечали, что у Владимира была психологическая потребность в стимулирующих веществах, поэтому лечение не было продуктивным.

Вскрытие после смерти Владимира Высоцкого не производилось. Врач Анатолий Федотов, который в момент смерти находился рядом с актером, предположил, что его убил инфаркт миокарда.

На похороны Высоцкого собралось так много народа, что Марина Влади невольно сравнила процессию с «королевской». Несмотря на свои пагубные пристрастия, Владимиру Высоцкому удалось завоевать народную любовь.

Главный секрет обаяния Высоцкого-личности, а также его творчества - в полнейшей искренности автора. По опросу, проведенному Всероссийским центром изучения общественного мнения в 2010 г., современные россияне считают Высоцкого личностью, которая стоит на пьедестале кумиров сразу после Юрия Гагарина. И это имя уже не вычеркнуть из истории отечественной культуры.

ТАСС-ДОСЬЕ. 25 января 2018 года исполняется 80 лет со дня рождения певца, поэта и актера Владимира Высоцкого.

Владимир Семенович Высоцкий родился 25 января 1938 года в Москве в семье Семена Владимировича Высоцкого (1915-1997) и Нины Максимовны Серегиной (1912-2003). Отец - военный связист, ветеран Великой Отечественной войны, полковник. Мать - переводчица с немецкого языка.

В 1941-1943 годах Владимир Высоцкий вместе с матерью находился в эвакуации в Чкаловской (ныне - Оренбургской) области. В 1943 году они вернулись в Москву. Через несколько лет родители Высоцкого развелись.

В 1947-1949 годах вместе с отцом и его второй женой Евгенией Лихалатовой (1918-1988) Высоцкий проживал в городе Эберсвальде (ГДР). В 1949 году все вместе вернулись в Москву, проживали в доме в Большом Каретном переулке.

С 1953 году Высоцкий посещал драматический кружок в Доме учителя под руководством Владимира Богомолова.

В 1955 году поступил на механический факультет Московского инженерно-строительного института им. В. В. Куйбышева (ныне - Национальный исследовательский Московский государственный строительный университет), однако отчислился по собственному желанию, до сдачи экзаменов.

В 1960 году окончил актерский факультет Школы-студии МХАТ (курс Павла Массальского).

Театр

В 1959 году дебютировал на театральной сцене в учебном спектакле "Преступление и наказание" в роли Порфирия Петровича. После окончания Школы-студии МХАТ был принят в труппу Московского драматического театра им. А. С. Пушкина, где работал с перерывами до 1964 года. Был занят в основном в эпизодических ролях. В 1962 году несколько месяцев играл в Московском театре миниатюр (ныне - "Театр Эрмитаж").

В 1964-1980 годах - актер Московского театра драмы и комедии на Таганке (ныне - Московский театр на Таганке). Был задействован в постановках художественного руководителя театра Юрия Любимова: "Герой нашего времени" по роману Михаила Лермонтова, "Антимиры" и "Берегите ваши лица" по произведениям Андрея Вознесенского, "Десять дней, которые потрясли мир" по произведению Джона Рида, "Павшие и живые" на стихи поэтов военного и послевоенного поколений, "Добрый человек из Сезуана" и "Жизнь Галилея" по пьесам Бертольта Брехта, "Послушайте!" по произведениям Владимира Маяковского, "Пугачев" по драматической поэме Сергея Есенина, "Преступление и наказание" по роману Федора Достоевского.

Наиболее известная роль - Гамлет в одноименном спектакле Любимова по трагедии Уильяма Шекспира. Песни Высоцкого звучали в десяти постановках Театра на Таганке.

Высоцкий участвовал в записи 11 радиоспектаклей. В их числе: "Альта - пароль срочного вызова" по пьесе Сергея Демкина и Тома Фетисова "Красная капелла" (1970), "За Быстрянским лесом" по роману Василия Шукшина "Любавины" (1971), "Мартин Иден" по роману Джека Лондона (1976), "Алиса в Стране чудес" по сказке Льюиса Кэрролла (1976), "Каменный гость" по пьесе Александра Пушкина (1978) и др.

Кинематограф

Высоцкий дебютировал в кино в эпизодической роли студента Пети в мелодраме Василия Ордынского "Сверстницы" (1959).

Всесоюзную известность Высоцкому принесла роль радиста Володи в драме Станислава Говорухина и Бориса Дурова "Вертикаль" (1966), в которой прозвучали пять его авторских песен, в том числе "Песня о друге" и "Вершина".

Среди других киноработ: геолог Максим в мелодраме "Короткие встречи" (1967, режиссер Кира Муратова), Бродский (Воронов) в экранизации пьесы Льва Славина "Интервенция" (1968, Геннадий Полока; выход на экраны - 1987), поручик Александр Брусенцов в военной драме "Служили два товарища" (1968, Евгений Карелов), Николай фон Корен в драме "Плохой хороший человек" по повести Антона Чехова "Дуэль" (1973, Иосиф Хейфиц), Ибрагим Ганнибал в фильме "Сказ про то, как царь Петр арапа женил" по мотивам исторического романа Александра Пушкина "Арап Петра Великого" (1976, Александр Митта).

Особую популярность Высоцкий завоевал, сыграв капитана милиции Глеба Жеглова в телесериале "Место встречи изменить нельзя" по роману Аркадия и Георгия Вайнеров "Эра милосердия" (1979, Станислав Говорухин).

В общей сложности Высоцкий снялся в тридцати фильмах. Им было написано около 130 песен для кинолент, хотя многие из них в картины не вошли.

Последней актерской работой стала роль Дон Гуана в телефильме "Маленькие трагедии" по произведениям Александра Пушкина (1979, Михаил Швейцер).

Музыкальное и литературное творчество

Высоцкий был широко известен в качестве исполнителя собственных сочинений под русскую семиструнную гитару. Обладал уникальным тембром голоса.

В 1961 году написал первую песню - "Татуировка".

В 1963 году начал записывать музыку в студии. С середины 1960-х вел концертную деятельность - сначала в составе группы артистов Театра на Таганке, затем - сольно. Первое публичное выступление состоялось 18 января 1967 года в ленинградском клубе самодеятельной песни "Восток".

Творчество Высоцкого отличалось разнообразием песенной тематики. Для раннего периода была свойственна опора на традиции городского романса. Высоцкий писал вариации на "дворовые", "блатные" темы ("Я в деле, и со мною нож...", "Тот, кто раньше с нею был", "За меня невеста отрыдает честно", "Ребята, напишите мне письмо" и др.).

Затем в его репертуар вошли военные ("Штрафные батальоны", "Песня о звездах", "Все ушли на фронт", "Братские могилы", "Он не вернулся из боя", "Письмо" и др.), лирические ("Дом хрустальный", "Белый вальс", "Мне каждый вечер зажигают свечи…", "Здесь лапы у елей дрожат на весу…", "Баллада о Любви" и др.) и философские композиции ("Кони привередливые", "Баллада о Времени", "О фатальных датах и цифрах", "Бег иноходца", "Две судьбы", "Притча о Правде и Лжи" и др.).

Он также исполнял песни про спорт ("Профессионалы", "Песня о сентиментальном боксере", "Марафон", "Вратарь" и др.), шуточные и сатирические ("Песенка о слухах", "Жертва телевидения", "Про Джеймса Бонда, агента 007", "Бал-маскарад", "Инструкция перед поездкой за рубеж, или полчаса в месткоме" и др.). В ряде песен были использованы сказочные мотивы: "Про дикого вепря", "Песня-сказка о нечисти", "Песня-сказка про джинна", "В далеком созвездии Тау Кита" и др.

В общей сложности Высоцкий написал более 600 песен. При его жизни было выпущено всего семь миньонов (небольших грампластинок) с различными записями, а также экспортная пластинка "Владимир Высоцкий поет свои песни" (1978). Высоцкий проводил концерты во многих городах Советского Союза, в 1970-х состоялись несколько зарубежных выступлений. По оценкам исследователей, в общей сложности он дал около 1 тыс. 500 концертов.

Высоцкий написал несколько прозаических произведений. В их числе: повесть "Дельфины и психи" (1968, первая публикация в СССР - 1989), "Роман о девочках" (1977, первая публикация в СССР - 1988), киносценарий "Венские каникулы" (1979, совместно с Эдуардом Володарским) и др. Во второй половине 1970-х в соавторстве с Леонидом Мончинским работал над романом "Черная свеча" (первая публикация в РФ - 1992).

В 1975 году в литературно-художественном альманахе "День поэзии" было размещено стихотворение Высоцкого "Ожидание длилось, а проводы были недолги", ставшее его единственной прижизненной поэтической публикацией.

22 января 1980 года прошла его единственная прижизненная съемка на Центральном телевидении Гостелерадио СССР - для передачи "Кинопанорама". Однако запись была показана в эфире под названием "Владимир Высоцкий. Монолог" лишь в 1987 году.

Первый сборник поэтических произведений Высоцкого - "Нерв" - вышел в московском издательстве "Современник" в 1981 году уже после смерти автора.

Высоцкий являлся одним из наиболее известных исполнителей Советского Союза. Его творчество получило всенародное признание.

Смерть, похороны

Владимир Высоцкий скончался 25 июля 1980 года в Москве в возрасте 42 лет. По настоянию родственников вскрытие тела не проводилось. Вследствие этого существуют разные версии причины его смерти. Называются, в частности, сердечная недостаточность и асфиксия из-за приема большой дозы седативных препаратов.

Высоцкий умер во время проведения в Москве XX летних Олимпийских игр (19 июля - 3 августа), из-за этого информация о его кончине почти отсутствовала в печати (были опубликованы два сообщения в "Вечерней Москве" и некролог в "Советской культуре"). Однако вскоре эта новость распространилась в столице и других городах.

28 июля 1980 года в Театре на Таганке прошли гражданская панихида и прощание с Высоцким. В тот же день он был похоронен на Ваганьковском кладбище. В последний путь артиста провожали 40 тыс. человек. Очередь за траурной процессией от Театра на Таганке до кладбища растянулась на 10 км.

Семья

Владимир Высоцкий был трижды женат. Первая супруга - народная артистка РФ Изольда Жукова (род. 1937), вторая - актриса Людмила Абрамова (род. 1939), третья - французская актриса русского происхождения Марина Влади (род. 1938). От второго брака имел сыновей Аркадия (род. 1962; сценарист) и Никиту (род. 1964; актер и режиссер, директор Государственного культурного центра-музея В. С. Высоцкого "Дом Высоцкого на Таганке").

Признание, память

Заслуженный артист РСФСР (1986; посмертно). Был отмечен Государственной премией СССР (1987, посмертно; "за создание образа капитана Глеба Георгиевича Жеглова в телесериале "Место встречи изменить нельзя" производства Одесской киностудии и исполнение авторских песен").

В 1974 году на Фестивале наций в Таормине (Италия) Высоцкому был присужден приз "Харибда" за лучшее исполнение мужской роли (Николай фон Корен в фильме "Плохой хороший человек").

В 1981 году за роль Глеба Жеглова Высоцкий был посмертно отмечен призом жюри XIV Всесоюзного кинофестиваля (Вильнюс, Литовская ССР, ныне - Литва), в 1998 году - премией Министерства внутренних дел РФ.

С 1996 года действует благотворительный Фонд Владимира Высоцкого. В 1997 году данная организация совместно с Министерством культуры и комитетом по культуре Москвы учредила премию "Своя колея" имени Владимира Высоцкого. Ее вручают "людям, которые не изменяют своим убеждениям, кому сегодня, возможно, захотел бы посвятить песню Владимир Высоцкий; людям, чья жизнь и творчество созвучны темам его поэзии".

В Москве работает Государственный культурный центр-музей В. С. Высоцкого "Дом Высоцкого на Таганке". В Екатеринбурге расположен музей Высоцкого, в Норильске - культурно-досуговый центр имени Высоцкого.

Имя Высоцкого носят улицы в Москве, Екатеринбурге, Самаре, Новосибирске, Красноярске и др. российских городах, а также в Одессе (Украина), Самарканде (Узбекистан), Астане (Казахстан) и Софии (Болгария). В его честь назван бульвар в Киеве (Украина).

Памятники Высоцкому и его бюсты установлены в десятках российских городов, а также в Мелитополе и Мариуполе (Украина), Выршеце (Болгария), Подгорице (Черногория). В песне Высоцкого "У меня было сорок фамилий…" (1964) есть строчка "…не поставят мне памятник в сквере где-нибудь у Петровских ворот". В 1995 году у Петровских ворот в Москве был установлен памятник Высоцкому работы скульптора Геннадия Распопова.

Имя "Владимир Высоцкий" присвоено одному из самолетов Airbus A330 авиакомпании "Аэрофлот".

В честь Высоцкого назван астероид главного пояса 2374 Vladvysotskij.

В 1998, 2003, 2008 и 2013 годах Московский монетный двор выпускал в обращение памятные монеты, посвященные Высоцкому. 23 января 2018 года Банк России выпустил в обращение памятную серебряную монету достоинством 25 рублей "Творчество Владимира Высоцкого".

Жизни и творчеству поэта и актера посвящены многочисленные книги и документальные фильмы. Его образ был воссоздан в художественном фильме Петра Буслова "Высоцкий. Спасибо, что живой" (2011; роль Владимира Высоцкого исполнил народный артист РФ Сергей Безруков).

По мотивам книги Владимира Высоцкого и Леонида Мончинского "Черная свеча" снят художественный фильм "Фартовый" (2006, режиссер Владимир Яканин).

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Центр образования»


Доклад на тему:

«ТВОРЧЕСТВО

ВЛАДИМИРА ВЫСОЦКОГО»

Выполнил: Серенков Андрей

Проверила: Мурзич М.А.



Введение

Высоцкий - один из представителей "уличного" театра, и поэтому он легко, с какой-то безрассудной свободой шагает на эстраду. Поистине, ему нужен только коврик. Или микрофон, если уж он выдуман современной техникой. И гитара, конечно. Но можно и без нее - он будет читать стихи, изображать Керенского, Гитлера или кого-либо еще. Все это он делает артистично, лихо, с идеальным чувством эстрадной формы, начала и конца номера, с тем блаженством одиночества на подмостках, которое как божий дар дается артистам эстрады. Но лучшее у Высоцкого, конечно, его песни. Кто-то сказал про него, что пол под ним ходит, когда он появляется на сцене. Это верно. Особая пружинистость темперамента составляет суть его обаяния. Но когда он берет в руки гитару, когда успокаиваются его руки и ноги, становятся сосредоточенными обращенные к зрителям глаза - когда актер остается самим собой,- тут начинается самое интересное.

Я не возьмусь пересказывать содержание его песен, хотя лучшие из них - это своеобразные маленькие драмы. Следуемые одна за другой, то веселые, то грустные, то жанровые картинки, то монологи, произносимые от лица с ярко выраженной индивидуальностью, то размышления самого автора о жизни и времени, они, все вместе дают неожиданно яркую картину этого времени и человека в нем. Грубоватая "уличная" манера исполнения, почти разговорная и в то же время музыкальная, сочетается с неожиданной философичностью содержания - это дает особый эффект. По стилю - это брехтовские зонги, перенесенные на нашу русскую почву.

Исполнительский талант Высоцкого очень русский, народного склада, но эта, сама по себе обаятельная типажность подчиняется интеллекту, способности самостоятельно мыслить и безбоязно обобщать виденное. В любимовских спектаклях всегда ощутимо активнее интеллектуальное начало, оно выносится прямо к публике, обращается к ее разуму. Высоцкий поет также - наступательно, обращаясь не куда-то поверх голов, вообще в зал, а прямо глядя в глаза тех, кто перед ним, завоевывая эти глаза, не отпуская их, подчиняя и убеждая. Агитационная суть театра, который он представляет, сказывается и в этом.

Высоцкий мужественен не только по внешнему облику, но и по складу мысли и характеру. К счастью, в его песнях нет самоуверенных интонаций, он больше думает о жизни и ищет решения, чем утверждает что-либо, в чем до конца уверен. Но думает он, отбрасывая всякую возможность компромисса и душевной изворотливости. Думает так, как сегодня думают и ищут лучшие из его поколения. Безбоязненно, не стесняясь, он выносит к зрителю результат своих поисков, надеясь, что его поймут.

Высоцкий - дитя стихий, я не видел второго такого же по выносливости. Он неутомим как горная река, как сибирская вьюга, и это не метафора, увы! - он так же беспощаден к себе в работе, как и упомянутые явления природы. Только ему это дороже стоит - жизни и здоровья. Стихия, увлечение, интрига замысла, влюбленность делают его самим собой. Казенный распорядок, будничная суета меняют его облик. Это словно бы другой человек - неширок и нещедр, неузнаваем ни в чем... Но вот его властно призвала страсть, идея, мечта, песня, дружба, роль. Перед вами - Владимир Высоцкий. Он распахнут весь перед людьми, он рискует сгореть, расплавиться на каждом шагу... Он сочинит песню, которую завтра полюбят. Он уедет сниматься в горы, увлечется альпинизмом, и его стихи о дружбе и мужестве, о горах и войне принесут кинофильму успех. Прекрасно сыграв офицера в фильме "Служили два товарища", он наотрез отказался от дублера - сам скакал, сам седлал, сам падал с коня... Дитя стихий..."


1. Краткая биография

В начале Великой Отечественной войны с матерью, Ниной Максимовной, эвакуировался в Оренбургскую область. Летом 1943 года они возвращаются в Москву.

1 сентября 1945 года пошел в первый класс 273-й Московской школы. Через два года, в 1947 году уехал с отцом и мачехой в Германию - город Эберсвальд. Пробыв там два года, в октябре 1949 года вернулся в Москву. Поселился в Большом Каретном, 15. Учился в 186-й мужской школе и в 1955 году окончил 10 классов. В этом же году поступил в Московский Инженерно-строительный институт им.Куйбышева, но уже через несколько месяцев, в начале 1956 года ушел из института.

Летом 1956 года поступил в Школу-студию МХАТ им. Немировича-Данченко на актерское отделение на курс Б.И.Масальского и А.М.Комиссарова. В мае 1958 года женился на студентке Школы-студии МХАТ Изольде Жуковой. В июне 1960 года окончил Школу-студию МХАТ. Устроился в Московский драматический театр им. А.С.Пушкина, затем в театр Миниатюр.

В 1961 году написана первая песня - «Татуировка».

Осенью 1961 года в Ленинграде познакомился с киноактрисой Людмилой Абрамовой, будущей второй женой. В ноябре 1962 года у Высоцкого и Л.Абрамовой родился первый сын - Аркадий.

По некоторым источникам имеется информация, что в это время Владимир Высоцкий начал злоупотреблять алкогольными напитками, и в мае 1964 года он по настоянию родителей впервые ложится в больницу, лечится от алкоголизма. В августе 1964 года у него родился второй сын - Никита.

С сентября 1964 года творческая жизнь Владимира Семёновича Высоцкого связана с Театром драмы и комедии на Таганке, куда он был зачислен в штат актеров. В 1965 году в Москве проходят первые сольные концерты. К тому времени им уже написано около сотни песен.

В июне 1966 года в Театре на Таганке премьера - «Жизнь Галилея». В главной роли - Владимир Высоцкий.

Летом 1966 года он снимался в двух фильмах: «Вертикаль» и «Короткие встречи». Свет увидела первая гибкая пластинка с песнями Высоцкого из фильма «Вертикаль». В 1967 году снялся в фильмах: «Служили два товарища» и «Интервенция».(Последний фильм при его жизни на экраны не вышел).

В июле 1967 года в Москве познакомился с французской киноактрисой де Полякофф Марина-Катрин, более известной нам, как Мариной Влади.

В марте 1968 года Высоцкого увольняют из Театра на Таганке, затем вновь принимают с множеством оговорок.

Август 1968 года - в Сибири написаны стихи для песен «Охота на волков» и «Банька».

В июле 1969 года первая клиническая смерть.

Летом 1973 года впервые едет на Запад - во Францию. В этом же году в США вышли первые два диска-гиганта с песнями Высоцкого

Весной 1975 года Высоцкий и Влади получили отдельную трехкомнатную квартиру на Малой Грузинской, 28.

10 мая 1978 года был первый съемочный день фильма «Место встречи изменить нельзя». Съемки закончились в феврале 1979 года.

1979 год - снялся в своем последнем фильме - «Маленькие трагедии».

20 июля 1980 года - написано последнее стихотворение: «И снизу лед, и сверху - маюсь между...»

Похоронен на Ваганьковском кладбище в Москве.


2. На сцене театра

Им было сыгранно более 20 ролей на сцене театра, 8 - в радио спектаклях, Высоцкий - автор песен и текста песен ко многим кинокартинам. Снимался в фильмах:


- «Сверстницы» (Петя)


- «Карьера Димы Горина» (Софрон)


- «Грешница» (корреспондент)

- «713 просит посадки» (американский моряк)

- «Увольнение на берег» (Петр)


- «Живые и мертвые» (Веселый солдат)

- «Штрафной удар» (Александр Никулин)


- «Наш дом» (механик)

- «На завтрашней улице» (Петр Маркин)

- «Стряпуха» (Андрей Пчелка)


- «Я родом из детства» (Володя)

- «Вертикаль» (Володя)


- «Короткие встречи» (Максим)

- «Служили два товарища» (Бруснецов)

- «Хозяин тайги» («Рябой»)


- «Опасные гастроли» (Николай Коваленко)

- «Белый взрыв» (политрук)

- «Эхо далеких снегов» («Серый»)

- «Четвертый» (он)


1973 - «Плохой хороший человек» (Фон Коррен)


- «Единственная дорога» (Солодов)


- «Бегство мистера Мак-Кинли» (Билл Сеггер)

- «Единственная» (Борис Ильич)


- «Как царь Петр Арапа женил» (Ибрагим Ганнибал)


Место встречи изменить нельзя» (Глеб Жеглов)


- «Маленькие трагедии»



3. Творческое наследие

Творческое наследие Высоцкого таит в себе немало загадок. Серьезные исследования начались не так давно, и еще предстоит много споров, открытий, различных версий.

Если попытаться определить место Высоцкого в истории нашей культуры одним словом, то самым точным, будет: олицетворенная совесть народа . Поэтому и любимец народа, поэтому и массовое паломничество к его могиле на Ваганьковском вот уже сколько лет, поэтому и нескончаемое море цветов у его памятника, поэтому и нарасхват любые напоминания о нём - книги, буклеты, кассеты, пластинки. При жизни он не стал ни народным, ни заслуженным, ни лауреатом. Официальных наград и званий удостоен не был. Но поистине народным стал. Его талант, его творчество и явились тем самым нерукотворным памятником.

Он обличал пороки нашего деморализованного общества без нравоучений, без покровительственных ноток. Ему чужда была проза. Смыслом являлась борьба за возвращение абсолютного: чести, совести, достоинства.

«Досадно мне, что слово «честь» забыто...»


Я не люблю фатального исхода,

От жизни никогда не устаю.

Я не люблю любое время года,

Когда веселых песен не пою.

Я не люблю открытого цинизма,

В восторженность не верю, и еще -

Когда чужой мои читает письма,

Заглядывая мне через плечо.

Я не люблю, когда - наполовину

Или когда прервали разговор.

Я не люблю, когда стреляют в спину,

Я также против выстрелов в упор.

Я ненавижу сплетни в виде версий,

Червей сомненья, почестей иглу,

Или - когда все время против шерсти,

Или - когда железом по стеклу.

Я не люблю уверенности сытой, -

Уж лучше пусть откажут тормоза.

Досадно мне, что слово «честь» забыто

И что в чести наветы за глаза.

Когда я вижу сломанные крылья -

Нет жалости во мне, и неспроста:

Я не люблю насилье и бессилье, -

Вот только жаль распятого Христа.

Я не люблю себя когда я трушу,

Обидно мне, когда невинных бьют.

Я не люблю, когда мне лезут в душу,

Тем более - когда в нее плюют.

Я не люблю манежи и арены:

На них мильон меняют по рублю,

Пусть впереди большие перемены -

Я это никогда не полюблю!


Он умел болеть общим горем, умел нащупать и указать болевые точки общества.

Невозможно пересказывать содержание его стихов, хотя лучшие из них - это своеобразные маленькие драмы. Следуемые одна за другой, то веселые, то грустные, то жанровые картинки, то монологи, произносимые от лица с ярко выраженной индивидуальностью, то размышления самого автора о жизни и времени, они, все вместе дают неожиданно яркую картину этого времени и человека в нем с неожиданной философичностью содержания - это дает особый эффект.

Талант Высоцкого очень русский, народного склада, но эта, сама по себе обаятельная типажность подчиняется интеллекту, способности самостоятельно мыслить и безбоязненно обобщать виденное. Высоцкий мужественен не только по внешнему облику, но и по складу мысли и характеру. К счастью, в его стихах нет самоуверенных интонаций, он больше думает о жизни и ищет решения, чем утверждает что-либо, в чем до конца уверен. Но думает он, отбрасывая всякую возможность компромисса и душевной изворотливости. Безбоязненно, не стесняясь, он выносит результат своих поисков, надеясь, что его поймут. Высоцкий вкладывает внутреннее напряжение, высокую концентрацию эмоциональной энергии в своих героев.

«Высоцкий не преувеличивал свое значение, свой дар. Может быть, даже недооценивал. Однако, призвание свое знал, относился к нему серьезно, честно и был верен ему до конца, а поэтому и силы его росли, на удивление.» Это - слова Ю.Карякина из статьи, посвященной памяти Высоцкого.


Юрий Шатин в работе «Поэтическая система Высоцкого» писал: «…Вряд ли когда-нибудь мы до конца расшифруем этот замысел… художественное мышление Высоцкого носит принципиально двуплановый характер: плану эмпирическому, бытовому - соответствует план философско-идеологический о развитии мысли, добре и искусстве.

Персонажи не только словесно воплощают авторские идеи, но и обладают самостоятельным миром. Между двумя мирами существует жёсткая граница, пересечение её может быть лишь организованным насилием над сюжетом, выводящим и сюжет, и героя в новую ипостась. Здесь уже не перевоплощение, но экстазис в точном значении слова. От нас, зрителей или слушателей, требуется признание нескольких возможных миров, которые представляются различными модусами художественного языка. Переход в другой - всегда преодоление первого… …каждое стихотворение представляет собой законченный текст, и в то же время всякий раз подчиняется более сложному целому, организованному в виде спектакля или поэтического концерта. Но сам по себе текст песни или стихотворения не просто фрагмент, а скорее клеточка, отражающая законы целого. Целостность замысла, таким образом, независимо от его дальнейшей судьбы, изначально носит не механический, а органический характер, развитие целого идёт по внутреннему плану и не допускает произвольного склеивания отдельных частей

Есть все основания считать, что любой текст Высоцкого построен как органическая целостность и воспроизводит указанные закономерности. В завершенном произведении конструкцию нельзя наблюдать невооружённым глазом, она скрыта художественной тканью. Требуется рентгеновский луч анализа, чтобы за плотью увидеть скелет, удерживающий её и обеспечивающий возможность движения.

Можно любить или не любить поэзию В.С.Высоцкого - это дело вкуса и убеждения Понять же его грандиозный вклад в развитие русского и мирового искусства слова можно лишь одним путём - изучением основных свойств художественного языка, претворённых в структуре стихотворного текста.

Бытование поэзии Высоцкого в умах его современников было слишком непохожим на всё, что мы знали до сих пор. Почти никто не читал стихотворений поэта при его жизни, при том, что песни слышали все. Такое бытование не могло не породить устойчивого представления о бардовом, песенном характере всего творчества Высоцкого. Разумеется, это представление отчасти справедливо: примерно две трети стихотворений стали песнями, а оставшаяся треть долгое время не была доступна абсолютному большинству читателей.

Что сделало поэзию Высоцкого столь популярной у разных людей, в разных социальных и возрастных группах? Скорее всего, узнаваемость жизненных ситуаций в его стихотворениях. Та же узнаваемость обусловила неприятие его поэзии. Высоцкий охватил своим творчеством огромный тематический и жанровый спектр. В отличие от большинства поэтов его лирика чужда автобиографичности переживаний, она в значительной мере ориентирована на поэтическое представление ситуаций.

Цель большинства стихотворений Высоцкого - снять с читателя розовые очки, высмеять его благодушие и окунуть в мир высших ценностей человеческого бытия. Поэзия Высоцкого не оставляет шанса на спасение в неизменной действительности. Стихотворения поэта - художественное пророчество о мощных катаклизмах, участниками и свидетелями которых мы являемся ныне.

В своих пророчествах В.С.Высоцкий опирался на исторический и поэтический опыт, неисчерпаемые запасы которого заложены в нашей культуре и словно бы ожидают новых Колумбов».


Многочисленные его стихотворения обнажают жанровую природу лирики во всём её многообразии. Только с учётом подобного многообразия можно понять, как трансформируется жанр в отдельно взятом произведении.

До своего отъезда с отцом в Германию, Владимир Высоцкий жил в квартире на Первой Мещанской, 126. О доме и обстановке тех лет в 1975 году написал в «Балладе о детстве»:


Час зачатья я помню неточно

(Значит, память моя - однобока),

Но зачат я был ночью, порочно,

И явился на свет не до срока.

Я рождался не в муках, не в злобе:

Девять месяцев - это не лет.

Первый срок отбывал я в утробе,

Ничего там хорошего нет!

Спасибо вам, святители,

Что плюнули да дунули,

Что вдруг мои родители

Зачать меня задумали

В те времена укромные,

Теперь почти былинные,

Когда срока огромные

Брели в этапы длинные.

Их брали в ночь зачатия,

А многих - даже ранее,

Но вот живет же братия,

Моя честна компания!

Ходу! Думушки резвые, ходу!

Слова! Строченьки милые, слова!

Первый раз получил я свободу

По Указу от тридцать восьмого.

Знать бы мне, кто так долго мурыжил –

Отыгрался бы на подлеце!..

Но родился, и жил я, и выжил –

Дом на Первой Мещанской, в конце.

Там за стеной, за стеночкою,

За перегородочкой

Содедушка с соседочкою

Баловались водочкой.

Все жили вровень, скромно так –

Система коридорная:

На тридцать восемь комнаток

Всего одна уборная.

Здесь на зуб зуб не попадал,

Не грела телогреечка,

Здесь я доподлинно узнал,

Почём она, копеечка.

Не боялась сирены соседка,

И привыкла к ней мать понемногу,

И плевал я, здоровый трёхлетка,

На воздушную эту тревогу.

Да не всё то, что сверху, - от Бога,

И народ зажигалки тушил.

И как малая фронту подмога –

Мой песок и дырявый кувшин.

И било солнце в три луча,

Сквозь дыры крыш просеяно

На Евдоким Кириллыча

И Гисю Моисеевну.

Она ему: «Как сыновья?» -

«Да безвести пропавшие.

Эх, Гиська! Мы одна семья –

Вы тоже пострадавшие!

Вы тоже пострадавшие,

А значит, обрусевшие.

Мои - безвести павшие,

Твои - безвинно севшие».

Я ушёл от пелёнок и сосок,

Поживал не забыт, не заброшен,

Но дразнили меня: «Недоносок!»,

Хоть и был я нормально доношен.

Маскировку пытался срывать я:

Пленных гонют - чего ж мы дрожим!..

Возвращались отцы наши, братья

По домам - по своим да чужим.

У тети Зины – кофточка

С драконами да змеями,

То у Попова Вовчика

Отец пришел с трофеями.

Трофейная Япония,

Трофейная Германия...

Пришла страна-лимония,

Сплошная чемодания.

Взял у отца на станции

Погоны, словно цацки, я.

А из эвакуации

Толпой валили штатские.

Осмотрелись они, оклемались,

Похмелились, потом протрезвели.

И отплакали те, что дождались,

Недождавшиеся отревели.

Стал метро рыть отец Витькин с Генкой,

Мы спросили, зачем - он в ответ:

Мол, коридоры кончаются стенкой,

А тоннели выводят на свет!

Пророчество папашино

Не слушал Витька с корешем –

Из коридора нашего

В тюремный коридор ушёл.

Да он всегда был спорщиком,

Припрут к стене - откажется.

Прошел он коридорчиком

И кончил стенкой, кажется.

Ну, у отцов - свои умы!

А что до нас касательно –

На жизнь засматривались мы

Уже самостоятельно.

Все, от нас до почти годовалых,

Толковищу вели до кровянки,

А в подвалах и полуподвалах

Ребятишкам хотелось под танки:

Не досталось им даже по пуле –

В ремеслухе живи да тужи,

Ни дерзнуть, ни рискнуть...

Но рискнули

Из напильников делать ножи.

Они воткнутся в лёгкие,

От никотина чёрные,

По рукоятки лёгкие,

Трехцветные, наборные.

Вели дела обменные

Сопливые острожники –

На стройке немцы пленные

На хлеб меняли ножики.

Сперва играли в фантики,

В пристенок с крохоборами –

И вот ушли романтики

Из подворотен ворами.

Было время - и были подвалы,

Было дело - и цены снижали,

И текли куда надо каналы,

И в конце куда надо впадали.

Дети бывших старшин да майоров

До ледовых широт поднялись.

Потому что из тех коридоров

Им казалось: сподручнее - вниз.


В этом стихе и реальность, и ирония, и злость от сознания нищеты, бедности близких ему людей.


Стихи и песни Высоцкого о войне - это, прежде всего, монологи очень настоящих людей. Людей из плоти и крови. Сильных, усталых, мужественных, добрых. Таким людям можно доверить и собственную жизнь, и Родину. Такие не подведут.


Сегодня не слышно биения сердец.

Оно для аллей и беседок.

Я падаю, грудью хватая свинец,

Подумать успев напоследок:

«На этот раз мне не вернуться.

Я ухожу - придет другой.

Мы не успели, не успели, не успели оглянуться,

А сыновья, а сыновья уходят в бой».


Наверное, у каждого человека, знакомство с творчеством Владимира Высоцкого, есть «свой собственный Высоцкий», есть стихи или песни, которые нравятся больше других. Нравятся потому, что они чем-то роднее, ближе, убедительнее.

Своё последнее стихотворение Владимир Семёнович Высоцкий написал за 5 дней до смерти:


И снизу лед, и сверху - маюсь между:

Пробить ли верх иль пробуравить низ?

Конечно, всплыть и не терять надежду!

А там - за дело в ожиданьи виз.


Лед надо мною - надломись и тресни!

Я весь в поту, хоть я не от сохи.

Вернусь к тебе, как корабли из песни,

Все помня, даже старые стихи.


Мне меньше полувека - сорок с лишним, -

Я жив, тобой и Господом храним.

Мне есть что спеть, представ перед Всевышним,

Мне будет чем ответить перед Ним.


Лучше всего, на мой взгляд, творчество В.С.Высоцкого охарактеризовал Евгений Евтушенко:

Тебя, как древнего героя, держава на щите несла,

Теперь неважно, что порою несправедливою была.

Тебя ругали и любили, и сплетни лезли по земле,

Но записи твои звучали и в подворотне и в Кремле.

Заключение

и сгорел, не требуя никакой дани, не вымаливая никаких взяток, а страстно желая одного-единственного: не взять - отдать, одарить. Не от людей - людям, нам... Его способность отдачи, самоотдачи феноменальна. ...От песен Высоцкого каждый, наверное, ну хоть на миг становится тревожнее, умнее, красивее, каждый очеловечивается - тоже прямо на глазах. Его песни очень часто ранят, и ранят больно, но ведь в них никогда нет злобы, злорадства по поводу наших бед, они всегда добры.

Высоцким любовались. Признание его завоевано не лестью кому бы то ни было, не заигрыванием, не подмигиванием. Счастье признания он познал при жизни - когда "Таганка" была на КАМазе, Высоцкий шел домой в гостиницу по длинной, с версту, улице. И были открыты все окна. На подоконниках стояли магнитофоны, а со всех сторон гремели, гремели его песни. Так его приветствовали."

На панихиде говорили: "Умер народный артист Советского Союза". Он был истинно народен.

В Москве в семье военнослужащего.

Его мать в первые годы войны служила в бюро транскрипции при Главном управлении геодезии и картографии МВД СССР, затем работала переводчиком-референтом немецкого языка в иностранном отделе ВЦСПС, гидом в "Интуристе". Отец — военный связист, полковник, ветеран Великой Отечественной войны, кавалер более чем 20 орденов и медалей.

После развода родителей, в 1947 году Владимир переехал жить в новую семью отца и до 1949 года проживал по его месту службы в городе Эберсвальде (Германия).

Вернувшись в Москву, семья поселилась в Большом Каретном переулке, где Владимир поступил в пятый класс школы № 186.

С 1953 года Высоцкий посещал драмкружок в Доме учителя, которым руководил артист МХАТа Владимир Богомолов.

В 1955 году по настоянию родственников он поступил на механический факультет Московского инженерно-строительного института, который оставил после первого семестра.

В 1960 году окончил Школу-студию МХАТ, курс Павла Массальского.

Первой его театральной работой стала роль Порфирия Петровича в учебном спектакле "Преступление и наказание" (1959).

В 1960-1962 годах Высоцкий работал в Московском театре имени А.С. Пушкина, где сыграл роль Лешего в спектакле "Аленький цветочек" по сказке Аксакова, а также еще около 10 ролей, в основном эпизодических.

В 1962-1964 годах он был актером Московского театра миниатюр.

В 1964-1980 годах Владимир Высоцкий работал в труппе Московского театра драмы и комедии на Таганке под руководством Юрия Любимова. Играл главные роли в спектаклях "Жизнь Галилея" и "Гамлет", участвовал в спектаклях "Добрый человек из Сезуана", "Антимиры", "Павшие и живые", "Послушайте! ", "Пугачев", "Вишневый сад", "Преступление и наказание" и др.

В кино он дебютировал в 1959 году в эпизодической роли студента Пети в фильме режиссера Василия Ордынского "Сверстницы". В начале своей кинокарьеры Высоцкий был занят в основном в эпизодах и ролях второго плана. Он снимался таких фильмах, как "Карьера Димы Горина" (1961), "713-й просит посадку" (1962), "Грешница" (1962), "Наш дом" (1965), "Стряпуха" (1965), "Саша-Сашенька" (1966), "Вертикаль" (1966), "Интервенция" (1968). Сыграл главные роли в картинах "Короткие встречи" (Максим, 1967), "Служили два товарища" (Брусенцов, 1968), "Хозяин тайги" (Рябой, 1968), "Плохой хороший человек" (фон Корен, 1973), "Сказ про то, как царь Петр арапа женил" (Арап, 1976), "Маленькие трагедии" (Дон Гуан, 1979), "Место встречи изменить нельзя" (Жеглов, 1979).

Свое первое стихотворение "Моя клятва", посвященное памяти Иосифа Сталина, Высоцкий написал, будучи учеником 8 класса, в марте 1953 года. В начале 1960-х годов появились первые песни Высоцкого. Одними из первых стали песни "49 дней" (1960) о подвиге четырех советских солдат, дрейфовавших и выживших в Тихом океане, и "Татуировка" (1961), положившая начало циклу "блатной" тематики.

Свои первые песни сначала он исполнял в узком кругу, с 1965 года пел со сцены.

Поэтическое и песенное творчество , наряду с работой в театре и кино, стало главным делом его жизни. Песни Высоцкого прозвучали в 32 художественных фильмах.

В 1968 году вышла первая гибкая пластинка Владимира Высоцкого с песнями из кинофильма "Вертикаль", в 1973-1976 годах — четыре авторских миньона, в 1977 году во Франции были выпущены еще три авторских диска.

13 февраля 1978 года приказом министра культуры СССР, согласно записи в аттестационном удостоверении артиста, Владимиру Высоцкому была присвоена высшая категория вокалиста-солиста эстрады, что явилось официальным признанием Высоцкого "певцом-профессионалом".

Многолетняя концертная работа Высоцкого постоянно сталкивалась с внешними трудностями, широчайшая известность его текстов сопровождалась негласным запретом на их публикацию. Впервые и в последний раз прижизненно в СССР стихотворение Высоцкого ("Из дорожного дневника") было опубликовано в 1975 году в советском литературно-художественном сборнике "День поэзии".

Всего Владимир Высоцкий написал около 600 песен и стихов.

Во второй половине 1970-х годов он часто бывал за рубежом, выступал с концертами во Франции, США, Канаде и других странах. Высоцкий дал более одной тысячи концертов в СССР и за рубежом.

Последнее выступление артиста состоялось 16 июля 1980 года в подмосковном Калининграде (ныне Королев). 18 июля 1980 года Высоцкий последний раз появился в своей самой известной роли в Театре на Таганке — в роли Гамлета.

25 июля 1980 года Владимир Высоцкий скончался в Москве. Официального сообщения о смерти не было — в это время проходила московская Олимпиада. В день похорон проститься с любимым артистом пришли около 40 тысяч человек. Он был похоронен на Ваганьковском кладбище в Москве.

В 1981 году вышел в свет первый стихотворный сборник Высоцкого "Нерв", в 1988 году — сборник "Я, конечно, вернусь…"

В 1986 году Владимиру Высоцкому было посмертно присвоено звание заслуженного артиста РСФСР; в 1987 году была присуждена Государственная премия СССР (посмертно, за участие в телесериале "Место встречи изменить нельзя" и авторское исполнение песен).

На могиле Высоцкого на Ваганьковском кладбище установлен памятник скульптора Александра Рукавишникова, открытый 12 октября 1985 года.

У Петровских ворот в Москве 25 июля 1995 года , в день 15-летия со дня смерти поэта, был установлен памятник Высоцкому работы скульптура Геннадия Распопова.

Актеру и певцу были открыты в различных городах России и за рубежом.

Памятник Владимиру Высоцкому работы скульптора Александра Аполлонова был открыт в Крыму в Симферополе.

В 1992 году был создан Государственный культурный центр-музей В.С. Высоцкого "Дом Высоцкого на Таганке".

В 1997 году Благотворительным фондом Владимира Высоцкого, министерством культуры РФ и Комитетом по культуре города Москвы учреждена ежегодная премия Высоцкого "Своя колея". Премия вручается людям, чья жизнь и творчество созвучны темам поэзии Высоцкого.

Содружество актеров Таганки осуществило постановку спектакля "ВВС" (Высоцкий Владимир Семенович).

О жизни и творчестве актера и поэта снято огромное количество документальных фильмов и телевизионных передач.

1 декабря 2011 года в прокат вышел фильм "Высоцкий. Спасибо, что живой" режиссера Петра Буслова по сценарию сына Высоцкого Никиты.

Владимир Высоцкий был трижды женат. Первая жена — актриса Иза Жукова, вторая — актриса Людмила Абрамова. В этом браке родились двое сыновей: Аркадий (1962 года рождения), ставший сценаристом, и Никита (1964 года рождения), ставший, как и родители, артистом театра и кино. С 1996 года Никита Высоцкий является директором Государственного музея своего отца.

Третья жена Владимира Высоцкого — французская актриса русского происхождения Марина Влади.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Биография Высоцкого и его творчество волнуют сердца людей до сих пор, хотя культовый актер и автор-исполнитель песен давно ушел из жизни. Как начинался его звездный путь и почему так рано прервался?

Биография Высоцкого. Краткое содержание. Детство и юность

Владимир Высоцкий родился в Москве в 1938 году. Отец маленького Володи во время Второй мировой войны дослужился при штабе военной связи до звания полковника. Мальчик был похож на своего отца не только внешне, но и даже голосом. Мать - Нина Максимовна - по профессии была переводчиком-референтом. К сожалению, спустя два года после войны родители будущего актера развелись.

После войны Владимир со своей матерью продолжал жить в московской коммуналке, денег катастрофически не хватало. Когда отец предложил поехать с его новой женой - Евгенией - в Германию к месту службы, мать отпустила Володю. Именно в Германии Владимир Высоцкий, биография краткая которого так или иначе связана с музыкой, начал приобщаться к искусству игры на фортепиано.

Евгения Степановна Высоцкая сумела стать мальчику больше, чем просто мачехой. Она приняла на себя заботы о нем и была близким человеком поэту и актеру до конца его дней. В знак своего особенного уважения ко второй матери Владимир Высоцкий крестился в армянской церкви (Евгения была армянкой).

Инженерно-строительный институт

Биография Высоцкого - яркое подтверждение тому, что актер был с детства непоседливым. Он остро чувствовал несправедливость, поэтому часто ввязывался в драки. Был нежно привязан к своим родным и близким. Высоцкий обожал читать отечественную и мировую литературу. В 15 лет даже посещал драматический кружок под руководством актера В. Богомолова. Но нужно было определяться с будущей профессией, а строгий отец ничего слышать не хотел о театральном институте. Так Владимир Высоцкий попал в 17 лет в Московский инженерно-строительный институт им. Куйбышева на механический факультет.

Полгода Владимир пытался справиться с институтской программой. Близилась первая сессия, нужно было срочно выполнить чертежи, без которых о допуске к экзаменам не могло быть и речи. Промучившись со своим другом до полуночи, Высоцкий намеренно испортил свой чертеж и заявил, что «это не его занятие». Зная, что у него есть еще полгода, чтобы подготовиться для поступления в театральный вуз, Высоцкий приступил к подбору репертуара.

Начало актерской деятельности

Школа-студия МХАТ - вот куда поступил в 1956 г. Высоцкий. Биография его как артиста только начиналась. Одним из педагогов будущего актера был Павел Массальский - известный советский актер.

Первой театральной ролью Владимира стала роль Порфирия Петровича - персонажа из студенческого спектакля «Преступление и наказание». В 21 год, незадолго до окончания школы-студии, Высоцкий получил свою первую роль в кино. Он был задействован в эпизоде фильма «Сверстницы» Василия Ордынского.

Затем Владимир поступил на службу в Московский драматический театр имени А. С. Пушкина. Но за 4 года работы там он не получил ни одной главной роли. Довольствоваться малым - это не то, к чему стремился Высоцкий, биография актера - яркое тому подтверждение. Поэтому он уходит из Пушкинского театра и переходит на службу в театр на Таганке. Ему было 26 лет. А через три года Высоцкий сыграл главную роль в фильме Станислава Говорухина «Вертикаль», и о нем заговорил весь Советский Союз не только как об актере, но и как об авторе-исполнителе.

Высоцкий: краткая биография и творчество. Высоцкий - поэт

Именно после выхода на экраны «Вертикали» стал широко известен талант Высоцкого как барда. Пять песен его авторства прозвучали в фильме (знаменитая «Песня о друге», «Вершина»), а затем были выпущены отдельной пластинкой.

Высоцкий, биография краткая которого не может обойтись без упоминания о его поэтическом даре, писал стихотворения еще со школы. Но в 60-х Владимир начал пробовать перекладывать свои стихи на музыку, так стали появляться его первые песни.

Вначале ему близка была так называемая «блатная» тематика. Это довольно странно, ведь как выходец из хорошей семьи, Владимир Высоцкий никак не пересекался с представителями блатного мира.

В конечном итоге актер оставил после себя 200 стихотворений и 600 песен. Он даже написал поэму для детей. Поскольку в его песнях главенствующую роль играли все-таки тексты, то можно считать, что из-под пера Высоцкого вышло около 800 поэтических произведений.

Музыкальный талант Высоцкого

Гитару Владимир взял в руки не сразу. Он умел играть на рояле, аккордеоне, а потом начал выстукивать о корпус гитары ритмы и напевать под них свои стихи или чужие. Так появились первые песни Высоцкого. Биография автора-исполнителя после триумфа в «Вершине» стала пополняться новыми кинопроектами, к которым он писал саундтреки.

Хотя Высоцкого сразу причислили к бардам, знатоки музыкального искусства могут подтвердить, что манеру его исполнения не вполне можно считать бардовской. Сам же Владимир Высоцкий категорично был против такой классификации своего творчества. Из его многочисленных интервью понятно, что он «к ним не хочет никакого отношения иметь».

Темы, которые автор-исполнитель затрагивал в своем песенном творчестве, пестрят разнообразием: это и политика, и любовная лирика; песни о дружбе («Если друг оказался вдруг»), о человеческих отношениях; о смелости и упорстве («Вершина»). И даже шуточные рассказы от первого лица об неодушевленных предметах («Песня микрофона») встречаются в его репертуаре.

Кинокарьера

Высоцкий, биография и творчество которого широко известны не только в пределах бывшего СССР, но и за его границей, сыграл не так много главных ролей в кино. Фактически до 30 лет он играл в эпизодах или персонажей второго плана.

Впервые в к/ф «Вертикаль» Владимиру досталась одна из главных ролей. Затем последовала мелодрама «Короткие встречи», где в тандеме с Ниной Руслановой и Кирой Муратовой Высоцкий становится центральным героем любовного треугольника.

Затем были и другие примечательные персонажи: Бродский из трагикомедии «Интервенция», Иван Рябой из «Хозяина тайги», Жорж Бенгальский из «Опасных гастролей», Ибрагим Ганнибал из «Сказа про то, как царь Пётр арапа женил». Но самая колоритная и яркая роль должна была быть сыграна намного позже - в 1979 г.

«Место встречи изменить нельзя»

Венцом актерской карьеры Высоцкого по праву может считаться легендарный Глеб Жеглов из сериала «Место встречи изменить нельзя». Культовым стал не только персонаж, но и сам фильм в целом. Тексты, озвучиваемые актерами, превратились в афоризмы. А образ Жеглова, если быть внимательными, до сих пор просматривается во многих героях современных фильмов об уголовном розыске.

Примечательно, что после выхода в свет романа братьев Вайнеров (по которому был снят фильм), Высоцкий лично пришел к ним в гости и поставил перед фактом, что если будет сниматься кино - он исполнит роль Жеглова.

Однако когда закрутилась кутерьма вокруг нового романа Вайнеров, и Станислав Говорухин уже утвердил Высоцкого на роль, по воспоминаниям режиссера, Владимир приехал к нему и попросил найти кого-нибудь другого: актер признался, что не может терять время, поскольку ему «недолго осталось». Творческая биография Высоцкого близилась к концу. Владимир понимал это и хотел оставить после себя больше песен и стихотворений. Но Говорухин уговорил его, и съемки начались.

Так советский кинематограф обрел нового колоритного героя - принципиального и решительного Глеба Жеглова.

Режиссерский опыт Высоцкого

Биография Высоцкого включает в себя случаи, когда актер выступал в качестве сценариста («Знаки Зодиака», «Венские каникулы»), но в качестве режиссера он не снял ни одного фильма. Хотя был в его жизни случай, когда ему удалось проявить себя в режиссерской ипостаси - во время съемок фильма «Место встречи изменить нельзя».

Владимир имеет прямое отношение к тому, что в фильме появился персонаж Станислава Садальского - «Кирпич». В романе братьев Вайнеров шепелявого карманника не было. Этот образ был создан в процессе съемок после соответствующего предложения Владимира.

По не зависящим от него причинам режиссеру картины - Станиславу Говорухину - приходилось отлучаться со съемочной площадки. В такие моменты он оставлял Высоцкого руководить процессом. В частности, сцена допроса подозреваемого Груздева была полностью поставлена актером.

Первый брак

Биография Высоцкого - яркая и насыщенная - конечно, не могла обойтись без женщин. Актер рано женился в первый раз - в 22 года - на Изе Жуковой, с которой вместе учился в МХАТе. Она была немного старше его - третьекурсницей. Более того, за плечами Изы был уже один брак.

Владимир познакомился с девушкой во время участия в совместном студенческом спектакле. Фактически с 1957 г. они жили вместе. Свадьбу сыграли, когда оба получили на руки дипломы.

Но как в любом раннем браке, супруги не рассчитали свои силы, точнее, Владимир не рассчитал. Он был молод, его по-прежнему тянуло в шумные компании с посиделками до утра и выпивкой. Иза, напротив, рассчитывала на домашний уют и тихую семейную жизнь. Так началась череда нескончаемых ссор.

Они не прожили вместе и четырех лет. Развод оформили не сразу. Поскольку Изольда носила фамилию Высоцкая, то внебрачного своего сына, который появился уже после их расставания с актером, записала под фамилией Владимира.

Второй брак

Студенческим браком Высоцкого не закончилась его семейная биография. О Высоцком с некой долей горечи вспоминает его вторая жена - Людмила Абрамова, которая подарила, кстати, ему двоих сыновей.

С Людмилой Владимир познакомился в Питере во время съемок «713-й просит посадку» в 1961 г. Высоцкий еще официально состоял в браке с Изольдой Жуковой, а Абрамова в 1962 г. уже родила ему первого сына - Аркадия. Через два года на свет появился Никита. Вся семья жила в одной квартире вместе с матерью Владимира - Ниной Максимовной.

Но и этот брак более пяти лет не продержался. В 1970 г. был официально оформлен развод, а у Высоцкого появилась новая возлюбленная.

Третий брак с Мариной Влади

Однажды известная французская актриса Марина Влади увидела, как на сцене театра на Таганке в одном из спектаклей играет Высоцкий. Биография, личная жизнь этих людей после встречи в 1967 г. резко изменилась.

Роман Марины Влади и Высоцкого - один из самых обсуждаемых и известных. Марину Влади - мировую знаменитость - поражало то, с какой самоуверенностью Владимир добивался ее. В 1970 г. оборона рухнула, и Влади стала женой актера. Но семейной жизни в полном смысле этого слова у них не получилось. Главная сложность - это «железный занавес», который не позволял супругам видеться тогда, когда они того желали.

Марина Влади сделала очень много для карьеры своего любимого мужчины. Она добивалась того, чтобы его стихотворения издавались за границей, даже организовала Высоцкому музыкальный тур по Америке и Европе. Но уже тогда Владимир страдал от алкогольной зависимости, немного позже - от наркотической. Поэтому Марине пришлось столкнуться не только с положительными чертами характера мужа, но и с очень тяжелыми испытаниями.

Смерть

Примечательно, что непосредственно перед смертью Высоцкий собирался расстаться с Мариной, которая 12 лет ради него терпела неудобства, жертвовала карьерой и т. д. Когда актеру было 40 лет, он увлекся восемнадцатилетней Оксаной Афанасьевой. Марина Влади находилась во Франции и всё еще считала себя его женой, в то время как Владимир уже купил обручальные кольца и договорился со священником, который должен был обвенчать его и Оксану. Но этого не произошло - 25 июля 1980 года он умер от инфаркта миокарда.

Начиная с 60-х гг., страдал от алкоголизма Высоцкий. Биография, фото популярного актера и исполнителя становились все более востребованными, а его «внутреннее беспокойство» вместе с тем росло. Высоцкий был очень эмоциональным человеком, у него было много страхов, частично он страдал от нереализованности, а алкоголь был способом заглушить всё, что не хотелось показывать другим людям.

Неоднократно у актера отказывали почки и возникали серьезные проблемы с сердцем, однажды он перенес клиническую смерть. Врачи спасали Владимира с помощью морфия и амфетамина. Высоцкий и сам понимал, что с алкоголем нужно завязывать. Но, не найдя в себе силы отказаться от этанолсодержащих напитков, он нашел им замену - наркотики. Достоверно известно, что к 39 годам Высоцкий начал делать уколы себе регулярно.

Многочисленные походы по больницам так и не помогли. Врачи отмечали, что у Владимира была психологическая потребность в стимулирующих веществах, поэтому лечение не было продуктивным.

Вскрытие после смерти Владимира Высоцкого не производилось. Врач Анатолий Федотов, который в момент смерти находился рядом с актером, предположил, что его убил инфаркт миокарда.

На похороны Высоцкого собралось так много народа, что Марина Влади невольно сравнила процессию с «королевской». Несмотря на свои пагубные пристрастия, Владимиру Высоцкому удалось завоевать народную любовь.

Главный секрет обаяния Высоцкого-личности, а также его творчества - в полнейшей искренности автора. По опросу, проведенному Всероссийским центром изучения общественного мнения в 2010 г., современные россияне считают Высоцкого личностью, которая стоит на пьедестале кумиров сразу после Юрия Гагарина. И это имя уже не вычеркнуть из истории отечественной культуры.

Измена мужа