Дошколёнок - развитие ребенка, подготовка к школе в киеве. Объекты и явления живой и неживой природы осенью, зимой, весной и летом: описание
Вот и ушла осень - щедрая хозяюшка. Наступила красавица зима. Что она нам принесет? Ну, конечно радость и веселье. Ведь именно зимой празднуют всеми любимый праздник
Но сначала давайте поговорим, о том, как познакомить детей с зимой. Для взрослых это так привычно - времена года сменяют друг друга. Но, для малыша каждый год – это множество открытий!
Итак, сначала познакомьте ребёнка с признаками зимы.
· Дни зимой еще короче, чем осенью.Солнце редко выглядывает из-за туч и греет слабо.
· Часто бывают снегопады: хлопья снега быстро летят из низких темных туч. Снег укрывает землю пушистым покрывалом, лежит на ветвях деревьев и кустарников.
· Часто метут метели, кружат снежные вихри вьюги, бегут по земле поземки.
· Зимой стоят морозные дни. Реки, озера и пруды покрыты толстым льдом. Мороз рисует на оконных стеклах причудливые узоры.
· Иногда бывают оттепели. Сугробы темнеют и оседают, с крыш свисают сосульки.
· Деревья и кусты стоят без листьев. Зимой они не питаются не растут, как бы погружаются в глубокий сон.
· В лесу нет насекомых, птиц осталось мало, да и те перебираются поближе к жилью людей. Есть даже такие птицы, которые наоборот прилетают к нам зимой, это, например, снегирь. Весь год снегирь живет в лесу и лишь зимой, когда там нечего есть, прилетает в город. И на фоне белых сугробов и деревьев без листвы становится очень заметным, поэтому именно зимой мы можем видеть снегирей гораздо чаще, чем в другие времена года. Птицы очень беспомощны зимой, они постоянно летают в поисках пищи, поэтому для пернатых необходимо развесить кормушки.
· Лесные звери укрываются от холода в дуплах и норах или зарываются в глубокий снег.
· Зимой люди надевают теплую одежду, чтобы не замерзнуть. Кофты, штаны, пальто, шубы, шарф, зимние сапоги или валенки, на руки варежки или перчатки, а на голову меховую шапку.
· Много веселых забав у детворы зимой - катание на санках, лыжах и коньках. В дни оттепелей ребята строят снежные крепости, играют в снежки, лепят снеговиков и зверушек из липкого снега. Можно строить из снега фигуры различных животных, а может быть сказочных персонажей, затем раскрашивать их в яркие цвета, при помощи гуаши разведенной в воде.
· Дети и взрослые готовятся к встрече Нового года. Наряжают елку, украшают ее разноцветными шарами, бусами, гирляндами, водят вокруг елки хороводы, песни поют, кладут под елку подарки.
Выучите названия зимних месяцев
Казалось бы, нет ничего сложного в том, чтобы выучить с ребенком названия всего трех месяцев, однако, многие дошколята путаются в них. Поиграйте с детьми в веселую игру. Вначале несколько раз повторите с ребенком, какие существуют месяцы зимы. Затем называйте подряд месяцы разных времен года, а малышу дайте задание поднять руку, когда он услышит название именно зимнего месяца.
Рассмотрите с ребёнком снежинки
«Посмотри, как летят снежинки. Какие они? Белые, пушистые, резные, лёгкие. Они похожи на маленькие звёздочки. Если снежинка упадет на руку – что с ней произойдет?» (проделайте маленький опыт со снежинками)
Когда выпадает много снега, образуются большие снежные кучи - сугробы. Как весело можно играть в прятки, прячась за них! А вооружившись лопатами – можно даже сделать небольшую пещерку! «Делаем берлогу для медведя, чтобы всю зиму Мишке в лесу было, где спать»
Зимующие птицы
Покажите ребенку тех птиц, которые остались на зимовку – воробьи, голуби, вороны – самые смелые птицы, не боятся зимних морозов. Покажите, чем они отличаются друг от друга (размером, окраской). Многие ребята быстро учатся различать птиц, и даже изображать их: как они летают, как поют.
Покормите вместе птиц, расскажите, что птичкам зимой холодно, трудно, и нечего есть. Предложите им помочь – сделать кормушку.
Прочитайте детям сказку о зиме
Однажды Тётушка Зима увидела своих старых знакомых: Зайчонка, Бельчонка и Лисёнка. Взобравшись на вершину горы, они прыгали в сугробы и звонко смеялись.
«Сейчас я научу вас увлекательной зимней забаве» - сказала Тётушка Зима. Зверята очень обрадовались. Они снег то видели в первый раз, и, конечно, пока ещё не знали никаких зимних развлечений.
Тётушка Зима взмахнула своей волшебной палочкой и сейчас же перед ней появились сказочные сани, на которые она ловко усадила Зайчонка.
Санки весело скрипнули полозьями и помчались вниз. Ух-ты, ах-ты, разойдись, разбегись» - весело кричал Зайчонок, съезжая с горы.
Бельчонок и Лисёнок завороженно смотрели на это зрелище. А потом, по одному и все вместе, зверята съезжали с горы, прикрыв глаза от удовольствия.
Накатавшись вдоволь на санях, они бегали по всему лесу, кидали снежки друг в друга, и незаметно оказались на окраине лесного царства. И тут взору Зайчонка, Бельчонка и Лисёнка предстало необычное существо. Оно состояло из трёх огромных снежных шаров. На голове у существа было ведро, в руках – метла, а там, где должен быть нос, торчала аппетитная оранжевая морковка. Увидев её, у Зайки потекли слюнки. Он сразу вспомнил лето, тёплое солнышко и то, как мама вдоволь угощала его сладкой морковкой.
«Кто это странное снежное существо с морковкой?» - недоумевали звери - «Тётушка Зима нам ничего не рассказывала о нём». Поговорили о ней, а она тут как тут. «Это Снеговик. Он появляется только в снежное время. Его лепят дети» - сказала Тётушка Зима. Увидев, как Зайчонок завороженно смотрит на морковку, она заметила: «Морковку эту есть нельзя, это нос Снеговика, а как же жить без носа?» - спрашивала зимняя хозяйка. Бельчонок и Лисёнок решили рассмотреть Снеговика поближе. Он был огромный и чудной и ни с кем не разговаривал.
А Зайчонок стоял рядом и думал: «Как много всего на свете: белый снег, Снеговик, морковка.. А ещё - важная Тётушка Зима. Она пообещала нам рассказать еще много интересного».
Загадайте детям «зимние» загадки
Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки,
Радость детям подарила,
И на санках прокатила. (Зима)
Назовите-ка, ребятки,
Месяц в этой вот загадке:
Дни его – всех дней короче,
Всех ночей длиннее ночи.
На поля и на луга
До весны легли снега.
Только месяц наш пройдет –
Мы встречаем Новый Год. (Декабрь.)
По счёту первым он идёт,
С него начнётся новый год.
Открой скорее календарь,
Читай! Написано – ... (Январь.)
Последний зимний месяц жаль,
Короткий самый он – ... (Февраль.)
Пухом землю замело,
За окном белым-бело.
Эти белые пушинки
Не годятся для перинки. (Снег)
Гуляю в поле, летаю на воле,
Кручу, бурчу, знать никого не хочу.
Вдоль села пробегаю,
Сугробы наметаю. (Метель)
Невидимкой, осторожно
Он является ко мне,
И рисует, как художник,
Он узоры на окне. (Мороз)
Белая морковка,
зимой растет. (Сосулька)
Видно, речка замерзала
И укрылась одеялом,
А раскрыться вряд ли сможет,
Если солнце не поможет.
Но когда весна придёт,
Одеяло пропадёт. (Лёд)
Под ногами у меня
Деревянные друзья.
Я на них лечу стрелой,
Но не летом, а зимой. (Лыжи)
Снег катали и месили,
Человека мы слепили,
Вместо глаз - два уголька,
Там, где нос, - морковка,
А в руках - метелка,
Кто он, наш Егорка? (Снеговик)
Объясните детям пословицы и поговорки о зиме
Снегирь прилетит - о зиме известит.
Зимой морозы, а летом грозы.
Береги нос в большой мороз.
Мороз невелик, да стоять не велит.
Зима - не лето, в шубу одета.
Новый год к весне поведет: он год начинает и середину зимы отмечает.
Год кончается, а зима начинается.
Два друга - мороз да вьюга.
Чем крепче зима, тем скорее весна.
Зима без снега - лето без хлеба.
Снег глубок - год хорош.
Осень богата хлебом, а зима снегом.
Зимний денек - воробьиный скок.
На Новый год день прибавился на заячий скок.
Готовь зимой телегу, а летом сани.
Зима с заморозков начинается, а капелями кончается.
Как зима не злится, а весне покорится.
Зима лето пугает, да все равно тает.
Подготовила учитель-логопед Волостнова Н.С.
Описание работы: Данный материал будет полезен воспитателю, учителю-дефектологу, учителю-логопеду. Материал предназначен для воспитанников старшего дошкольного возраста. Викторина проводится в конце зимы (февраль).
Цель : создать атмосферу соревнования, сплочённости детей.
Задачи: обобщить знания детей о зиме, способствовать развитию связной речи, обогащать активный и пассивный словарный запас, развивать логическое мышление, слуховое внимание и память.
Оборудование : материал для рисования (листы ватмана, гуашь, кисти), картинки с изображением зимующих птиц, картинки с изображением диких животных, грамоты и призы.
Ход игры-викторины
В викторине участвуют 3 команды со своими группами поддержки. С помощью жеребьёвки определяется очерёдность ответов каждой команды: №1, №2, №3. Команды рассаживаются за столы. Объявляется состав жюри. Жюри внимательно следит за выполнением заданий и за правильный ответ ставит по 1 баллу.
Ведущий читает стихотворение «Вы узнаете зиму?»
Кругом глубокие снега,
Куда я взгляд не кину,
Метёт и кружится пурга
Вы узнаете зиму?
Заснули реки подо льдом,
Застыли, недвижимы.
Горят сугробы серебром.
Вы узнаете зиму?
На лыжах мчимся мы с горы,
Нам ветер дует в спину.
Нет веселее той поры!
Вы узнаете зиму?
Мы принесли густую ель
На праздник наш любимый.
Повесим бусы мы на ней.
Вы узнаете зиму?
Задание №1. «Назови признаки зимы»
Ведущий: Каждая команда по очереди перечисляет признаки зимы. (По каким признакам мы узнаем зиму?)
*Зимой самые короткие дни и длинные ночи.
*Солнце стоит высоко и греет мало.
*Небо часто серое.
*Зимой бывают метель, вьюга, снегопад.
*Реки и озёра покрыты льдом.
*На окнах мороз рисует причудливые узоры.
*Деревья и кусты стоят без листьев.
*Все насекомые спрятались в трещины коры, под листья и в землю.
*Остались только зимующие птицы.
*Зайчик и белочка поменяли свои шубки.
*Медведь, барсук, ёж накопили за лето и осень толстый слой жира, спят в берлоге и норах.
*У детей зимние забавы - лыжи, коньки и санки.
*На полях делают снегозадержание.
*Люди носят зимнюю одежду и т.д.
Задание №2. «Расскажи стихотворение»
Ведущий: Зима своей красотой вдохновляет художников писать картины, композиторов писать музыку, поэтов - стихи. Недаром зиму называют «волшебница, кудесница, кружевница, красавица».
Ведущий предлагает каждой команде рассказать стих о зиме. В это время группа поддержки рисует «Зимний пейзаж».
Задание №3. «Подбери слово»
Каждая команда подбирает слова-признаки к заданным словам.
1 команда. Заданное слово «ЗИМА» - холодная, суровая, морозная, метельная, длинная и т.д.
2 команда. Заданное слово « СНЕГ» - белый, пушистый, мягкий, падающий, серебристый, чистый, сверкающий и т.д.
3 команда. Заданное слово «МОРОЗ» - жгучий, трескучий, крепкий, сильный, злой и т.д.
Задание №4. «Назови птицу»
Ведущий: Осенью перелётные птицы улетели на юг, а у нас остались зимующие, задание командам:
а) по очереди перечислить зимующих птиц,
б) узнать на картинках и назвать зимующих птиц.
Задание №5. «Скажи слово»
а) Ведущий каждой команде читает предложение, но не до конца, дети должны добавить последнее слово:
1 команда. - Заяц зимой белый, а летом…
Белка живёт в дупле, а ёж …
У лисы хвост длинный, а у зайца …
2 команда. - Заяц пушистый, а ёж …
Белка зимой серая, а летом …
Лиса живёт в норе, а волк …
3 команда. - У зайца хвост короткий, а уши …
- Ёж маленький, а медведь …
Сова спит днём, а охотится …
б) Ведущий: Мы перешли к диким животным. Предлагаю вам узнать диких животных на картинках и назвать.
в) Ведущий: Я называю слово - признак, а вы должны определить к какому животному или птице это относится, например: мудрая - сова.
1 команда. Трусливый… (заяц)
Голодный… (волк)
2 команда. Хитрая… (лиса)
Косолапый… (медведь)
3 команда. Зубастый… (волк)
Колючий … (ёж)
Задание №6. «Загадки»
Ведущий: Самое приятное и лёгкое задание - это отгадывание загадок. Группа поддержки может помогать своей команде.
1. Наступили холода,
Обернулась в лёд вода,
Длинноухий зайка серый
Обернулся зайкой белым.
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает? (зимой)
2. Кто поляны белит белым.
И на спинах пишет мелом.
Шьёт пуховые перины,
Разукрасил все витрины? (зима)
3. Кто, угадай-ка, седая хозяйка?
Тряхнёт перинки - над миром пушинки? (зимушка-зима)
4. Меня не растили,
Из снега слепили.
Вместо носа ловко
Вставили морковку.
Глаза - уголки,
Руки - сучки.
Холодная, большая,
Кто я такая? (снежная баба)
5. Я катаюсь на нём до вечерней поры,
Но ленивый мой конь возит только с горы.
А на горку всегда сам пешком я хожу,
И коня своего за верёвку вожу (санки)
6. Деревянные кони
По снегу бегут,
А в снег не проваливаются (лыжи)
7. Два коня у меня, два коня,
По льду они возят меня,
А лёд твёрдый, каменный (коньки)
8. Кто зимой в трубе гудит? (ветер)
9. Как по небу с севера
Плыла лебедь серая.
Плыла лебедь сытая,
Вниз кидала - сыпала
На поля, озёрушки
Белый пух да пёрышки (снежная туча)
10. Подморозило вчера
Налетела мошкара.
И от этой мошкары
Стали белыми дворы (снег)
Задание №7. «Игра в слова» (Можно выполнять стоя около столов).
Ведущий: Нужно хлопнуть в ладоши, когда услышите слово, которое подходит к заданному слову. Например: заданное слово - волк. Я перечисляю слова, а вы должны хлопнуть в ладоши, если услышали слово, которое подходит к волку - «пушистая» не подходит, «берлога» тоже не подходит, «голодный» - подходит, значит нужно хлопнуть в ладоши.
1 команда: Заданное слово «лиса».
Рыжая (хлопок), скачет, колючий, воет, волчонок, пушистая (хлопок), нора (хлопок), лисёнок (хлопок), хитрая (хлопок) и т.д.
2 команда: Заданное слово «ёж».
Маленький (хлопок), длинноухий, колючий (хлопок), медвежонок, фыркает (хлопок), косолапый, ежонок (хлопок) и т.д.
3команда. Заданное слово «заяц».
Белый (хлопок), хищник, сильный, зайчонок (хлопок), бегает (хлопок), логово, неуклюжий, скачет (хлопок) и т. д.
Ведущий: Задания закончились. Команды справились со своими заданиями. Жюри подсчитывает результаты, а я хочу закончить нашу викторину стихотворением.
Пройдёт зима холодная,
Настанут дни весенние.
Теплом растопит солнышко
Как воск, снега пушистые.
Листами изумрудными
Леса заколыхаются,
И вместе с травкой бархатной
Взойдут цветы душистые!
Жюри объявляет результаты и начинается награждение победителей.
Устная речь
Тема: "Признаки зимы".
Цель: Уточнить представления о признаках зимы.
1. Познакомить ребят с зимними явлениями, научить их отличать признаки зимы;
2. Научить школьников устанавливать взаимосвязь между похолоданием и жизнью растений и животных;
3. Воспитывать чувство сопереживания, желание помочь животным в трудные времена.
Оборудование: магнитофон, проектор.
Ход урока.
I. Организационный момент.
Учитель: - Ночью в полях, под напевы метели.
Дремлют, качаясь березы и ели:
Месяц меж тучек над полем сияет, -
Бледная тень набегает и тает:
Мниться мне ночью: меж белых берез
Бродит в пушистом сиянье Мороз.
(Учитель читает стихи наизусть под музыку, на слайде появляется картина зимнего пейзажа Мороз Иванович) Слайд
II. Актуализация знаний и постановка проблемы.
Учитель: Загадки от Мороза Ивановича подскажут вам тему нашего урока.
1. Щиплет щеки, щиплет нос,
Но не страшен нам:(мороз) Слайд
2. Говорю я брату: - Ох!
С неба сыплется горох!
Отвечает старший брат:
Твой горох ведь это:(град) Слайд
3. На коньках я мчусь вперед,
Под ногами крепкий:(лед) Слайд
4. Стали звездочки кружиться,
Стали на землю ложиться,
Нет, не звезды, а пушинки,
Не пушинки, а:(снежинки) Слайд
5. Зимние каникулы!
Веселые деньки!
Нужны ребятам санки,
Лыжи и: (коньки) Слайд
6. Наступили холода,
Превратилась в лед вода.
Длинноухий зайка серый
Обернулся зайкой белым,
Перестал медведь реветь,
В спячку впал в бору медведь
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает? (Зимой) Слайд
Учитель: С каким, словом ассоциируются все отгаданные вами слова?
Ученик: Со словом "зима".
Учитель: Какова будет тема нашего урока?
Ученик: "Зима и животные зимой" и другие предположения детей.
Учитель уточняет и открывает тему урока.
Учитель: Тема нашего урока "Признаки зимы" (открываю) Слайд
Учитель: Все отгаданные вами слова, как вы уже отметили, ассоциируются со словом "зима".
Учитель: Каков главный вопрос нашего урока? Ваши предположения?
Ученик: Предположения детей.
Учитель: Итак, цель нашего урока - познакомиться с зимними явлениями, научиться отличать признаки зимы.
III. Изучение нового материала.
Учитель: Много о зиме вам уже известно, повторим, что именно. Я знаю, что вы очень наблюдательные дети, когда гуляете, присматриваетесь к природе, окружающему миру, поэтому легко ответите на вопросы:
Учитель: Почему зимой многие звери и птицы из лесной чащи жмутся к человеческому жилью?
Ученик: Потому что зимой около человеческого жилья им легче найти себе пищу.
Учитель: Какие зимние месяцы вы знаете?
Ученик: Декабрь, январь, февраль.
Учитель: Кто зимой из зверей спит?
Ученик: Медведь, еж.
Учитель: Какие признаки зимы вы можете назвать?
Ученик: Зимой природа надевает снежный наряд, реки и озера скованы льдом.
Учитель: Признаки зимней погоды:
Становиться холоднее
Небо чаще покрыто облаками
Осадки выпадают в виде снега
Дни становятся короче, а ночи длиннее.
Учитель: Изменилась жизнь растений и животных? Как же связать все эти изменения? Какое из них главное?
Ученик: Стало очень холодно.
Учитель: С чем связано общее похолодание зимой?
Ученик: Ответы детей.
Учитель: Солнце стало всходить поздно, заходить рано - поэтому света и тепла земля получает мало - дни стали короткими. За короткий день солнце не успевает прогреть воздух, и стоят холода.
Учитель: Почему зимой выпадают осадки в виде снега?
Ученик: Холодно.
Учитель: Снег - что это такое?
Ученик: Замерзшая вода.
Учитель: Послушайте и скажите, о чем так говорят:
Светло-пушистая,
Искристая, белая,
Какая чистая,
Какая смелая!
Ученик: Так говорят о снежинке. Слайд
Учитель: Рассмотрите снежинки.
IV. Физкультминутка.
Учитель: Сейчас свершится волшебство. (Звучит вальсовая музыка)
Мы превращаемся в снежинки. Возьмите свои снежинки, которые лежат на парте у вас. Двигайтесь в соответствии с характером музыки.
Мы снежинки, мы пушинки,
Покружиться мы не прочь.
Мы снежинки - балеринки,
Мы танцуем день и ночь.
Встанем вместе мы в кружок
Получается снежок.
Мы деревья побелили -
Крыши пухом замели.
Землю бархатом укрыли
И от стужи сберегли.
Налетел ветерок
И умчался весь снежок.
Учитель: А кто из вас знает, почему хрустит снег под ногами?
(Он хрустит оттого, что под тяжестью вашего тела ломаются звездочки и лучи, т.е. снежинки.)
V. Игра-задание "Определите птиц и зверей на зимовку"
Учитель: Посмотрите образцы корма для зимнего питания птицам и животным: шишки, сушеные грибы, зерна, кора деревьев, крошки, ягоды, семечки и т. п. соотнесите эти виды корма с птицами и зверями, изображенными на картинках на доске. Возьмите картинку и прикрепите к стенду с кормом.
Учитель: Теперь выполните задание на листочках: соедините линиями зимние жилища и корма с их потребителями и обитателями.
VI. Физкультминутка "Зима" (Под музыку)
Встали и представили, что мы с вами в зимнем лесу Мороза Ивановича.
Солнце землю греет слабо, (Руки вверх и вниз)
По ночам трещит мороз, (Руки на пояс, наклоны в сторону)
Во дворе у Снежной Бабы (Руки на пояс, поворот вокруг себя)
Побелел морковный нос. (Дети показывают нос)
В речке стала вдруг вода
Неподвижна и тверда, (Прыжки на месте)
Вьюга злиться,
Снег кружится, (Дети кружатся)
Заметает все кругом
Белоснежным серебром. (Имитируют движения руками)
VII. Закрепление материала.
Игра "Крестики-нолики".
Учитель: Ответе на вопросы, поднимая карточку с "+", если ответ правильный, "0", если ответ неверный.
Изменилась жизнь растений и животных?(+)
Осадки выпадают в виде снега? (+)
Дни становятся короче, а ночи длиннее?(+)
На улице стало жарко?(0)
Прячутся ли насекомые к зиме? (+)
Верно ли, что перелетные птицы не улетают в теплые края? (0)
Зимующими называются те птицы, которые остаются зимовать на родине. Так ли это? (+)
Ласточка, соловей, скворец - зимующие птицы? (0)
Согласны ли вы с утверждением, что зимой птицы питаются плодами, семенами, почками? (+)
Нужно ли птиц подкармливать зимой? (+)
Верно ли, что птицы зимой не погибают от холода и голода? (0)
VIII. Итог урока. Рефлексия.
Учитель: Ребята, что нового вы открыли для себя на уроке?
Учитель: Что показалось вам наиболее интересным?
Учитель: Как бы вы оценили свою работу на уроке?
Учитель: Поднимите руки те, кто работал в полную силу; работал хорошо, но мог бы работать лучше. Почему?
Учитель: С каким настроением вы заканчиваете урок?
Учитель: Молодцы! Вы активно работали, быстро и точно выполняли задания, внимательно слушали своих одноклассников.
Объекты и явления живой и неживой природы осенью, зимой, весной и летом: описание.
Осень – это золотое время года, которое приходит сразу после жаркого и солнечного лета. Маленькие детки замечают кардинальные изменения, как в погоде, так и в отношении к себе. С наступлением осени палящие лучи солнца заменяют дождливые дни, деревья начинают скидывать листья, а трава желтеет. Таким образом, природа готовиться к наступлению холодов и зимы.
Осенние признаки осени в живой и неживой природе: список
Для многих школьников осень ассоциируется с началом нового учебного года, в это время ребятишки встречаются со своими друзьями и одноклассниками, и одевшись в школьную форму идут получать новые знания.
Существуют такие признаки наступления осени:
- Наверняка детишки заметили при наступлении осени, куда-то делось солнышко, а небо затянули тучки. Даже при солнечной погоде, уже не так тепло на улице (можно понять по том, как начинают одеваться люди). Легкие футболки и платья сменяются на жакеты и джинсы, а с наступлением октября-декабря многие одевают пальто и курточки.
- Несмотря на то что лето жаркое, конечно, бывает ветреная погода. Но она больше радует, ведь когда дует тепленький ветерок — он освежает. А вот сильные порывы ветра в осеннее время, уже не такие приятные, ведь дует холодный ветер с такой силой, что срывает листья с деревьев.
- Осень характерна частыми туманами, и мамы начинают следить за переменами погоды, ведь осенью часто меняется погода, а правильно одеваться очень важно в такое время, т.к. заболеть очень легко. Кстати, с переменой климата многие детки начинают болеть простудными заболеваниями, чего редко встретишь летом.
- Наступившую осень можно увидеть по растениям, например, как краснеет виноград или смородина, желтеет каштан и многие другие деревья и кустарники. В сентябре уже можно собирать опавшие листья клена. Часто из них делают аппликацию или различные букеты. А вот по хвойном деревьям определить наступление осеннего период невозможно, Ведь такие деревья зеленые и летом и зимой.
- Определить перемену погоды можно наблюдая за животными. Например, большинство птиц прячутся от холодов, улетая теплые края. Конечно, есть и такие, которым не страшен холод – это голуби, вороны и воробьи. А вот теплолюбивые птицы, учуяв наступления дождливой осени сразу же со своими птенцами улетают далеко на юг.
- Есть звери, которые впадают в спячку, такие как – медведь, енот, барсук, еж и многие другие, особенно те, которые живут в норках. Заяц, лисица и белочки меняют свой окрас, таким образом им легче маскироваться от хищников. Как известно, белочки очень запасливы – поэтому на зиму подготавливают много орешков и желудей, чем будут кормиться на протяжении всех холодов. А собирают еду именно осенью, когда поспевают орехи и желуди. Это также можно наблюдать.
- Надоедливые мухи, комары и многие насекомые также прячутся с наступлением малейших холодов.
- А почему стал денек короче? Это также характеризует осень. Если солнышко садиться раньше обычного, то стоит ожидать наступление холодных деньков. Это признак осени в неживой природе.
- Все ближе к зиме можно по утрам наблюдать иней. Это маленькие частички росы, которая замерзла на листьях и поверхности неровным колючим слоем.
- Встречается осенью даже гололед, это бывает зачастую в конце ноября, когда температура воздуха показывает минусовые значения. К этому времени люди уже носят шапки, перчатки и шарфики. Погода сулит о том что зима уже «на носу».
Осень – это очень яркое и красивое время года, дороги укрыты золотым «одеялом», можно наблюдать прекрасные пейзажи и над тем как птицы ключом улетают в теплые края. Несмотря на то, что осенью царит дождливая погода, это дает нам возможность наблюдать за красотой природы.
Объекты и явления живой и неживой природы осенью: описание наблюдений
На территории нашей страны можно часто наблюдать перемены погода и природы, которая «подстраивается» под грядущие перемены. Многие явления которые мы наблюдаем, связанны именно с временами года и поэтому называются сезонными. Одна из самых прекрасных времен года – это осень.
В это период природа окрашена золотыми красками, все животные и растения готовятся к холодной зиме и можно наблюдать удивительнее перемены и явления. Для осени характерны такие основные изменения:
- Туманы. Такое явление можно объяснить тем, что земля днем нагревается, а ночью уже минусовая температура, поэтому с восходом солнца наблюдается туман, роса и даже иней
- Ливень. Осень ассоциируется именно дождливой погодой, а именно в этот период наблюдаются сильные дожди – другими словами, ливень
- Ветер. Именно осенью можно столкнуться, выйдя на улицу, с сильными порывами ветра, которые часто сопровождается с дождем или даже градом
- Темнеет раньше
- Облачная погода
- На водоемах и лужах можно наблюдать тонкий лед, но становиться, и тем более играть на нем очень опасно, лучше подождать зимы
- Наступление зимы можно также характеризовать «бабьем» летом. В этот период на землю опускается тяжелый молочный туман, который наполняет воздух сыростью
- В конце осени дождливую погоду разбавляет небольшой снегопад, после которого часто бывает гололед
Это характеристика неживой природы, которую можно наблюдать осенью, а вот к переменам в живой природе можно отнести:
- Животные, например, лисица, белка и заяц меняют свой окрас
- Многие животные впадают в спячку в конце осени
- Птицы улетают в теплые края
- Насекомые также прячутся от холодной погоды, уже не встретишь бабочек и божьих коровок, свист кузнечиков не услышать, пчелы не жужжат и не опыляют растения, комары и мухи также встречаются все реже
- Листопад. Это первый признак того, что наступает золотая осень. Литья желтеют, а сильным порывом ветра деревья и кустарники освобождаются от них. Все дороги укрыты красивым золотым ковром
Осень – это чудесное время года, которое подготавливает природу и людей к холодной морозной зиме. Это время дает нам отдохнуть от жарких и душных летних дней. А вот первые, кто начинает реагировать на перемены климате – это растения. Ягоды и овощи полностью поспевают, а деревья одеваются в золотистую листву.
Зимние признаки зимы в живой и неживой природе: список
В ожидании Нового Года, многие детки знают, что наступила роскошное время года – зима. Подарки, праздник и Дед Мороз со Снегурочкой — это далеко не все показатели того что пришла зима. Конечно наступает она на месяц раньше – 1-го декабря. Это сказочное время, когда можно играть в снежки и лепить Снеговую бабу, на окнах мы встречаем потрясающие рисунки, а на улице красивая снежная погода.
В предвкушении наступления зимы, мы все в ожидании сказки, исполнения желаний и волшебства. Именно так у нас ассоциируется холодная зима. Но это далеко не все показатели, по которым можно определить наступление такого чудесного периода:
- Во-первых, все одеваются достаточно тепло. В качестве верхней одежды служит пуховик или шуба, люди надевают теплые перчатки и шапки, а совсем уже в «лютую» погоду – огромные шарфы и термобелье. Очень важно одеваться как можно теплее в такую холодную погоду, ведь с легкостью можно простудиться и пропустить все зимние каникулы
- Снегопады – это также основная характеристика зимнего периода времени
- Зимнее небо достаточно тяжелое и как будто повисает, прямо над головой. В воздухе парит влага и морозная свежесть
- Гололед. Ходить зимой или ездить очень опасно, для удобства многие люди одевают снегоступы, а автомобили «переобувают» в зимнюю резину. Ведь поскользнуться очень легко, а хуже — повредить ногу или руку
- Если дует сильный ветер и падает снег, то получается метель. Наблюдать из окна за такой погодой очень увлекательно, а вот если попасть под сильный ветер со снегом, достаточно неприятно
- В детстве мы все очень любили сосульки. И это еще один признак зимы. Другими словами, сосулька – это конусообразный кусок люда, которые чаще всего можно встретить на крышах домой или деревьях.
- Животных, птиц и насекомых, к сожалению, можно встретить очень редко, ведь птицы улетают в более теплые края, животные уходят в спячку, а насекомые прячутся от суровых морозов, которые характерны для зимы
- Дни значительно короче ночей
Несмотря, на холодные температуры и метелицы, зима – это чудесное время, во многие игры можно играть только благодаря снегу, который выпадает только зимой. Кататься на лыжах, санках, сноуборде, играть в снежки или лепить различные фигур из снега – это очень увлекательные и развивающие занятии возможны только зимой. Поэтому зимние каникулы не стоит проводить сидя у монитора компьютера, а лучше отлично провести свободное время с друзьями или в кругу семьи.
Объекты и явления живой и неживой природы зимой: описание наблюдений
Природа это все что на окружает и создано руками человека. Условно природу можно поделить на живую и неживую. К первой группе относятся растения, животные, грибы, человек, микробы. А вот к неживой природе: солнце, воздух, звезды, почва, осадки и др.
Зимой, летом, осенью и весной все явления плавно меняются, этим мы и можем определить сезоны времен года. Зима – это самое холодное время в году, но этим и самое прекрасное. Зимой открывается сезон веселых игр в снежки, дети катаются на горках и на санках, лепят снеговую бабу, и самое главное, каждый в ожидании сказочного Нового Года. Такое время можно определить по таким признакам:
- В виде осадков чаще наблюдается снег. Снежинки падают на землю как и самостоятельно, так и хлопьями. А также только зимой можно увидеть снегопад – это обильное выпадение снега
- Метель и пурга
- Гололед. Конечно, все детишки любят кататься на коньках, но такое занятие достаточно опасное, поэтому можно играть на льду только в сопровождении взрослых
- На крышах домов и ветвях деревьев можно найти сосульки. Поэтому нужно быть внимательным, и лучше не ходить под домами, ведь если температура станет выше — сосулька может легко растаять и упасть
- Дед Мороз украшает красивыми узорами окна
- Все реки и озера покрываются толстым слоем льда, что называется ледостав
В живой природе можно найти такие изменения:
- Многие животные меняют свой окрас, например, заяц, белка и лиса
- Медведи и ежи ложатся в спячку
- Прилетают снегири и синицы, которые сменяют основную часть птиц
- Люди одеваются в теплую одежду
Когда снег начинает таять, а узоры с окон исчезать, солнце начинает греть теплее, а день становиться длиннее – тогда зима начинает постепенно переходить в другое время года – весна. Какие еще есть признаки весеннего сезона, описано в следующем пункте.
Весенние признаки весны в живой и неживой природе: список
Весна ассоциируется с новой жизнью, ведь в этот период земля просыпается от зимней спячки, природа начинает расцветать, появляются первые еще совсем зеленые лепесточки и пучки. Это самое прекрасное время, яснее солнышко и небо чистое, а в воздухе парит свежесть.
Понять когда именно начинается весна, можно очень легко, есть большое количество явлений и процессов которые характеризуют такой сезон, например:
- Появляются первые зеленые цветочки
- Животные просыпаются от зимней спячки
- Зайчики, белочки и лисички снова меняю окрас шубки, таким образом они маскируются под окружающую среду. Многие животные начинают линять
- Появляются почки, а из них — цветочки
- Слышно пение птиц, которые возвращаются с теплых краев
- Весна – это время для рождения нового поколения у животных
- Птицы начинают вить гнезда
Из неживой природы:
- Первое – это таяние снега
- Начинают журчать ручейки
- Зимой грозы практически не бывает, а вот весной можно столкнуться с таким явлением
- Ледоход – это явление происходит, потому что лед начинает таять и плавно перемещается по реках
Если проследить за тем что люди делают, то также можно увидеть изменения. Весна считается временем уборки, ведь после зимы стоит очистить свой дом. Также, идет подготовке к посадке огорода, особенно если человек живет в сельской местности.
Объекты и явления живой и неживой природы весной: описание наблюдений
После холодной зимы, все с нетерпением ждут тепленьких деньков. Буквально с первых же дней весны, начинают пригревать солнечные лучи, а вместе с тем и появляются цветочки, трава зеленеет, деревья распускают пучки, начинают петь птички. Другими словами Земля снова оживает и просыпается.
- Первый признак – это тает снег. Сосульки тают и понемногу исчезают красивые узоры с окон.
- День становится дольше.
- Если зимой часто бывают свинцовые тучи, а небо серое и тусклое, то весной небо уже становится светлее, тучи расходятся и небо становится чистым и ясным.
- Растения также реагируют на приход весны и демонстрируют это появлением зеленых листиков, почек, ели и ольхи распускают молодые шишки. Постепенно распускаются цветочки, появляются пчелы и другие насекомые.
- Также весна ассоциируется с пушистыми «котиками» вербы, их несут в церковь на Вербное Воскресенье. Также, одним из самых важных праздников весны является 8 марта. Это международный женский день, а символом считаются такие цветы, как тюльпаны.
- Птицы прилетают снова домой, и это слышно по прекрасному пению. Ласточки начинают вить гнезда и заводить потомство.
- Животные меняют свой теплый наряд на более легкий. Вместе с тем, и окрас самой шерсти.
- Люди также, меняют свой гардероб, шубы, теплые шапки и сапоги прячут до следующей зимы.
Веной также, есть увлекательнее занятия, например, ближе к майским праздникам, многие отравляются на рыбалку, за грибами, начинают жарить шашлыки и много отдыхать на природе, наслаждаясь прекрасной природой.
Летние признаки лета в живой и неживой природе: список
Конечно, все детки знают когда начинается лето, т.к. после тяжелого учебного года, наступают долгожданные летние каникулы. Именно поэтому лето самое любимое время в году. Многие уезжают в гости к бабушкам или на курорт с родителями. Море, пляж и много веселья – ожидает каждый ребенок. Но это не единственный показатель того, что наступило лето, существуют и такие изменения в живой и неживой природе, например:
- Погодные условия. Ветер сухой, температура высокая, поэтому даже ночи летом достаточно теплые. Но если день очень жаркий, а небо чистое как слеза, в один момент может пуститься дождь с грозой, после которого часто можно увидеть радугу
- По утрам на листьях и траве можно найти росу
- Ветер может быть сильным с переменными порывами и частой сменой направления
Жаркие дни лета разбавляет и дождливая погода, а летний дождь делиться на несколько типов:
- Обыкновенный
- Кратковременный. Его называют еще слепым или грибным, сопровождается солнечной погодой
- Ливневый. Начинается внезапно. За очень короткое время выпадает большое количество воды. Сопровождается ветром и громом
- Градообразный. Вместе с каплями воды выпадают и частички града. Протекают мощно и быстро, что в следствии негативно влияет на сельское хозяйство
- Трава имеет ярко-зеленый окрас
- Летом поспевают ягоды и фрукты, распускаются цветы
- Уже в начале лета можно собирать грибочки после дождя
Летом люди одеваются достаточно легко, носят солнцезащитные очки и шляпы, которые защищают от жарких солнечных лучей. В сельском хозяйстве лето – это очень важный период, агрономы и землевладельцы занимаются обработкой почвы, следят за своим огородом, собирают ягоды и занимаются консервацией на зиму.
Объекты и явления живой и неживой природы летом: описание наблюдений
По учебнику «Окружающий мир» детки начиная уже со второго класса, могут ознакомиться с различными аномалиями и изменениями окружающей среды. Все эти перемены плавно меняются вместе с сезонами года, поэтому их часто называют сезонными.
Основными из объектов и явлений, которые можно встретить летом это:
- Жаркая погода
- Сильные порывы теплого ветра
- Дожди, после которых можно собирать грибочки
- Гром – звуковое явление, которое часто сопровождается молнией
- После дождя появляется радуга
- По утрам можно наблюдать такое явление как роса
- Растения одеты в зеленые лепестки, пахнет цветами, а плоды поспевают
- Слышно пение птиц, жужжание пчел и звон сверчков
- День длиннее ночи, и можно наблюдать за прекрасными звездами сквозь прозрачное и чистое небо.
Каждый сезон года по своему уникален и прекрасен:
- Осенью вся природа, растения, животные и люди готовятся к холодам. Деревья желтеют и скидывают листья, животные делают запасы на зиму, меняют окрас, а некоторые готовятся к зимней спячке. Птицы улетают в более теплые края, а насекомые прячутся. Люди достают теплую одежду и зонты, собирают поспевшие плоды и ждут заморозков.
- Зима же – это пора белоснежной сказки, и веселых игр на снегу. Вся поверхность земли покрыта толстым слоем снега и льда. Детишки и взрослые с началом зимы с нетерпением ждут новогодних праздников.
- Весной земля просыпается от зимнего сна, все вокруг расцветает, а в воздухе парит свежий аромат. Птицы возвращаются, животные также меняют свои шубки и выползают со своих норок и продолжают свое потомство. Уже можно встретить насекомых, птиц и мошек. А люди потихоньку сажают огороды, сады и подготавливаются к жаркому лету.
- Лето – любимое время года, т.к. начинаются долгожданные каникулы. Наконец-то, можно насладиться теплыми деньками, понежиться на солнце и покупаться на море. Уже в начале лета можно посмаковать вкусными ягодками и плодами. Летом можно собирать грибочки, ездить в лес за цветами и отдыхать на свежем воздухе.
Видео: Живая и неживая природа — объекты и явления, познавательное для детей
Окружающий природный мир. Класс «Особый ребенок» Тема: «Зима».
Цель : дать представление о зиме, о признаках зимы. Развивать устную речь, внимание, мышление, мелкую моторику пальцев рук. Воспитывать бережное отношение к природе.
Ход урока.
ОНУ
Послушайте стихотворение и скажите, о каком времени года говорится?
Белый снег пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится.
И под утро снегом
Поле забелело,
Точно пеленою
Все его одело.
Темный лес что шапкой
Принакрылся чудной
И заснул под нею
Крепко, непробудно….
Божьи дни коротки,
Солнце светит мало,
Вот пришли морозцы –
И зима настала.
Труженик – крестьянин
Вытащил санишки,
Снеговые горы
Строят ребятишки…
Иван Суриков
Посмотрите на картинку. Докажите, что на ней изображена зима.
Сегодня мы с вами поговорим о зиме.
Изучение нового материала.
Назовите сегодняшнее число. Назовите месяц. Это первый зимний месяц. Второй зимний месяц –январь и третий – февраль.
Сравнение двух картин (осенней и зимней природы)
Как вы думаете, почему замёрзла река и пошёл снег? Назовите главную причину этих изменений. (Главная причина изменений – холод.)
Повесить карточку с признаком «холодно» на доску.
Игра «Магазин».
- А сейчас я вас приглашаю в магазин. (В крупе спрятаны картинки одежды) Достаньте картинку и назовите предмет. Купить можно то, что подходит для зимнего времени года. По одному человеку выходят и «покупают» одежду. Почему ребята выбрали эту одежду? (зимой холодно, поэтому надо тепло одеваться)
Это еще один признак зимы – люди одеваются тепло.
Признак зимы «люди тепло одеваются» повесить на доску.
- Ребята, одежда нас не греет, когда холодно, а поддерживает тепло нашего тела.
Отгадайте загадку и узнаем еще один признак зимы.
Стали звездочки кружиться,
Стали на землю ложиться,
Нет, не звезды, а пушинки,
Не пушинки, а … (снежинки)
Закончите предложение: зимой идет … (снег)
Снег – что это такое? (замёрзшая вода)
Как образуются снежинки, кто знает? - Получить на это ответы поможет сказка Х. К. Андерсена «Снежная королева».
Показать слайд, на котором изображён момент из сказки.
Поднимите руки, кто знает эту сказку?
«Снежная королева подхватила Кая и они оказались в заоблачных высотах. Кай узнал там тайну рождения снежинок. Когда воздух вместе с водяным паром поднимается высоко в небо, водяной пар превращается в воду, она на морозе замерзает, превращаясь в кристаллики льда. Попав в тучу, они становятся всё больше и принимают форму снежинок, которые сплетаются вместе и образуют густые пушистые хлопья. Упав на землю, они образуют сугробы».
Если вы заинтересовались книгой, то попросите родителей, чтобы они вам ее прочитали.
Рисование снежинок.
Ребята, в мире нет одинаковых снежинок.
Давайте посмотрим, получатся ли у вас одинаковые снежинки. За одну минуту нарисуйте свою снежинку. Покажите их.
Физминутка.
А сейчас все встаньте. Давайте полетаем как снежинки.
Но вот их закружила вьюга. Давайте покружимся.
А теперь тихо опускаемся на землю. Садитесь.
– Снег – не только зимнее украшение, но и тёплая одежда для растений.
С какими трудностями сталкиваются звери и птицы зимой? Как они готовятся к холодам? - Как можно помочь им?
Сейчас мы с вами приготовим еду для птиц.
Практическая работа.
Покрошить хлеб в пакет (у каждого пакет с кусочком хлеба – дети крошат его в пакет) Салфеткой вытирают руки.
Рисование снегиря.
Мы крошками хлеба будем кормить снегиря. Разукрасьте птицу.
ИТОГ урока. Назовите основные признаки зимы.