Краткая биография александра блока. Блок А.А

Мальчик был отдан в Петербургскую Введенскую гимназию, которую окончил в 1898 году.

В 1898 году Александр Блок поступил на юридический факультет Санкт-Петербургского университета, однако в 1901 году перешел на историко-филологический факультет, который окончил в 1906 году по славяно-русскому отделению.

С начала 1900-х годов Александр Блок сблизился с символистами Дмитрием Мережковским и Зинаидой Гиппиус в Петербурге, с Валерием Брюсовым и Андреем Белым в Москве.

В 1903 году в руководимом Мережковскими журнале "Новый путь" появилась первая подборка стихотворений Блока "Из посвящений". В том же году в альманахе "Северные цветы" был опубликован цикл стихотворений под заглавием "Стихи о Прекрасной Даме" (название предложено Брюсовым).

Особую роль для формирования мировоззрения Блока сыграли события революции 1905-1907 годов, обнажившие стихийную, катастрофическую природу бытия. В лирике этого времени становится ведущей тема "стихии" - образы метели, вьюги, мотивы народной вольницы, бродяжничества. Прекрасную Даму сменяют демонические Незнакомка, Снежная Маска, цыганка-раскольница Фаина. Блок публиковался в символистских журналах "Вопросы жизни", "Весы", "Перевал", "Золотое Руно", в последнем с 1907 года вел критический отдел.

В 1907 году в Москве вышел сборник Блока "Нечаянная Радость", в Санкт-Петербурге - цикл стихов "Снежная Маска", в 1908 году в Москве - третий сборник стихов "Земля в снегу" и перевод трагедии Грильпарцера "Праматерь" со вступительной статьей и примечаниями. В 1908 году он обратился к театру и написал "лирические драмы" - "Балаганчик", "Король на площади", "Незнакомка".

Поездка в Италию весной и летом 1909 года стала для Блока периодом "переоценки ценностей". Впечатления, вынесенные им из этого путешествия, воплотились в цикле "Итальянские стихи".

В 1909 году , получив после смерти отца наследство, он надолго освободился от забот о литературном заработке и сосредоточился на крупных художественных замыслах. С 1910 года он начал работать над большой эпической поэмой "Возмездие" (не была завершена). В 1912-1913 годах написал пьесу "Роза и Крест". После выхода в 1911 году сборника "Ночные часы" Блок переработал свои пять поэтических книг в трехтомное собрание стихотворений (1911-1912). При жизни поэта трехтомник был переиздан в 1916 и в 1918-1921 годах.

С осени 1914 года Блок работал над изданием "Стихотворения Аполлона Григорьева" (1916) в качестве составителя, автора вступительной статьи и комментатора.

В июле 1916 года во время Первой мировой войны он был призван в армию, служил табельщиком 13-й инженерно-строительной дружины Земского и Городского союзов под Пинском (ныне город в Белоруссии).

После Февральской революции 1917 года Блок возвратился в Петроград, где в качестве редактора стенографических отчетов вошел в состав Чрезвычайной следственной комиссии по расследованию преступлений царского правительства. Материалы следствия были им обобщены в книге "Последние дни императорской власти" (1921).

Октябрьская революция вызывает новый духовный взлет поэта и гражданскую активность. В январе 1918 года создаются поэмы "Двенадцать" и "Скифы".

После "Двенадцати" и "Скифов" Александр Блок написал шуточные стихи "на случай", готовил последнюю редакцию "лирической трилогии", однако новых оригинальных стихов не создавал вплоть до 1921 года. В этот период поэт делал культурфилософские доклады на заседаниях Вольфилы — Вольной философской ассоциации, в Школе журнализма, писал лирические фрагменты "Ни сны, ни явь" и "Исповедь язычника", фельетоны "Русские денди", "Сограждане", "Ответ на вопрос о красной печати".

Огромное число написанного было связано со служебной деятельностью Блока: после Октябрьской революции 1917 года он впервые в жизни был вынужден искать не только литературный заработок, но и государственную службу. В сентябре 1917 года он стал членом Театрально-литературной комиссии, с начала 1918 года сотрудничал с Театральным отделом Наркомпроса, в апреле 1919 года перешел в Большой драматический театр. Одновременно работал членом редколлегии издательства "Всемирная литература" под руководством Максима Горького, с 1920 года был председателем петроградского отделения Союза поэтов.

Первоначально участие Блока в культурно-просветительских учреждениях мотивировалось убеждениями о долге интеллигенции перед народом. Но несоответствие между представлениями поэта об "очищающей революционной стихии" и кровавой повседневностью наступающего режима приводило его к разочарованию в происходящем. В его статьях и дневниковых записях появился мотив катакомбного существования культуры. Мысли Блока о неуничтожимости истинной культуры и о "тайной свободе" художника были высказаны в речи "О назначении поэта" на вечере памяти Александра Пушкина и в стихотворении "Пушкинскому Дому" (февраль 1921), ставших его художественным и человеческим завещанием.

Весной 1921 года Александр Блок просил выдать ему выездную визу в Финляндию для лечения в санатории. Политбюро ЦК РКП(б), на заседании которого рассматривался этот вопрос, отказало Блоку в выезде.

В апреле 1921 года нарастающая депрессия поэта перешла в психическое расстройство, сопровождающееся болезнью сердца. 7 августа 1921 года Александр Блок скончался в Петрограде. Он был похоронен на Смоленском кладбище, в 1944 года прах поэта был перенесен на Литераторские мостки на Волковском кладбище.

С 1903 года Александр Блок был женат на Любови Менделеевой (1882-1939), дочери известного химика Дмитрия Менделеева, которой были посвящен цикл "Стихи о Прекрасной Даме". После смерти поэта она увлеклась классическим балетом и преподавала историю балета в Хореографическом училище при Театре оперы и балета имени Кирова (ныне Академия русского балета имени А.Я. Вагановой). Свою жизнь с поэтом она описала в книге "И быль и небылицы о Блоке и о себе".

В 1980 году в доме на улице Декабристов, где последние девять лет жил и умер поэт, был открыт музей-квартира Александра Блока.

В 1984 году в усадьбе Шахматово, где Блок проводил свое детство и юность, а также в соседних усадьбах Боблово и Тараканово Солнечногорского района Московской области был открыт Государственный музей-заповедник Д.И. Менделеева и А.А. Блока.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

(457 слов) Стык XIX и XX веков не обошёлся без знаменательного феномена. Им стал Александр Александрович Блок, эпохальный поэт, яркая звезда символизма.

Поэт был рождён в союзе Александра Львовича Блока и Александры Андреевны Бекетовой в 1880 году. Браку приват-доцента и дочери ректора не суждено было быть счастливым, даже рождение сына не поправило положение. Спустя девять лет родители Александра официально развелись.

Детские годы Блока проходили за границей и на окраинах Петербурга. Лето будущего поэта протекало в Подмосковье в имении деда.

Образование и творческий путь

Лучше всего юного Александра Блока можно охарактеризовать как человека, отличавшегося широтой знаний и увлечений. Уже в пять лет он стал слагать стихи. Введенская гимназия приняла мальчика сразу во второй класс.

Его литературный талант требовал воли, и четырнадцатилетний Блок создаёт домашний журнал «Вестник». Это была своего рода игра, которой были увлечены все члены семьи: мать, кузены, бабушка и дед. Александра манили театральные подмостки, но актёром стать ему не было суждено. В год совершеннолетия он закончил историко-филологический факультет.

Личная жизнь и «Прекрасная Дама»

В семнадцать лет юношу впервые поразила любовь. Но у этого чувства одна деталь: его избранница, Ксения Садовская, была ровесницей матери Блока. Этот роман изначально был обречён, но все же стал красной нитью в творчестве поэта.

Первое увлечение Александра шокировало мать, поэтому во многом она повлияла на его отношения с Любовью Менделеевой. Развязкой нового романа стал малоудачный брак. Благоговение Блока перед супругой сочеталось с изменами, он лишь восхищался ею, а физически близок не был, зато искал знакомства с девушками легкого поведения. Сама молодая женщина тоже не отставала от мужа. В конце концов, супруги примирились, и Любовь Менделеева стала той самой Прекрасной Дамой, которой поэт посвятил цикл стихов.

Творчество

Поскольку Александр был личностью нестандартной, его творческий гений примкнул к символизму. Повседневность, мистика, быт и фольклор – все уживалось в его творениях.

Александра Александровича волновали все стороны жизни: от размышлений о любви и красоте природы до острых социальных проблем. Особый оттенок его творчеству добавляла метафора. Блок проявил себя как замечательный поэт, драматург и публицист.

Отношение к революции

Александр Блок относился к числу людей, ожидавших от революции колоссальных перемен. Он верил, что происходящее должно сделать жизнь лучше, но перевороты любят кровь. «Детский» восторг поэта сменился осознанием и отвращением.

Мы описали это подробно на примере его поэмы «12». Это произведение — пятно на творчестве литератора. Поспешное принятие Октябрьской революции подтолкнуло Блока к её написанию. Интеллигенция единодушно осудила поэму, как и сам автор, но позднее, когда он просил перед смертью уничтожить все экземпляры книги.

Смерть

Многие факторы повлияли на состояние здоровья Блока. Он был истощён морально и физически. В связи с этим у Александра Александровича произошёл творческий застой. «Меня выпили» — описывал своё состояние поэт.

Он нуждался в поездке за границу, но ему отказали. Серьёзная сердечно-сосудистая болезнь в сопровождении с астмой и цингой, подкреплялась психическими расстройствами. Сердце литератора перестало биться 7 августа 1921 года.

Интересно? Сохрани у себя на стенке! Как считается рейтинг
◊ Рейтинг рассчитывается на основе баллов, начисленных за последнюю неделю
◊ Баллы начисляются за:
⇒ посещение страниц, посвященных звезде
⇒ голосование за звезду
⇒ комментирование звезды

Биография, история жизни Блока Александра Александровича

Поэт Блок родился в Петербурге в 1880 году 16 ноября, он был сыном профессора-юриста. Мать Блока разошлась с мужем сразу после рождения мальчика. Ребёнок воспитывался в семье своего деда, который был ректором Петербургского университета, Бекетова. Бекетов Александр Николаевич был по образованию ботаник. Мать вышла замуж второй раз, семья поселилась в Гренадерских казармах, так как отчим был гвардейским офицером. Фамилия его была Кублицкий-Пиоттух. Блок благополучно закончил гимназию и поступил в Петербургский университет, чтобы учиться на юридическом факультете. Вскоре он понял, что его интересы далеки от юридической науки и перевёлся на филологический факультет, на славяно-русское отделение. Александр успел три года проучиться на юридическом, прежде чем увлёкся философией и поэзией.

Знакомство с будущей женой состоялось в стенах университета, это была дочь знаменитого Менделеева, учёного-химика. Молодая пара обвенчалась в 1903 году. Блок был влюблён в свою жену. Это было редкое по силе чувство, которое бывает дано не каждому. Первая любовь Блока тоже оставила глубокий след в душе и в поэзии. Первую влюблённость поэт пережил ещё в гимназические годы на курорте в Баден-Бадене, где отдыхала семья в 1897 году. К 1901 году у поэта было написано уже много стихов, это была лирика о любви, стихи о природе. Поэзия Блока строилась на идеалистических идеях философии Платона, она была полна неясных предчувствий, намёков и иносказаний. В поэзии присутствовал нереальный мир высших идей, это было нечто возвышенное.

Отношения с женой были противоречивыми и очень сложными, так как близости физической между ними почти не было. В это время Блок сблизился с символистами. Было два кружка символистов - петербургский и московский. В первом царила Зинаида Гиппиус и Мережковский, во втором, в Москве, главной фигурой был Брюсов. Александр сблизился с московским кружком поклонников философии Вл. Соловьёва, среди них выделялся Андрей Белый. Белый тогда был начинающим прозаиком и поэтом, теоретиком и знатоком новой литературы и нового искусства. Группа Андрея Белого с восторгом встретила стихи Блока. В издательстве символистов вышла книжка "Стихи о прекрасной Даме". Жена Блока стала предметом влюблённости Андрея Белого, но он был отвергнут. Тем не менее, семейные отношения стали ещё более напряжёнными.

ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ


Блок стал постепенно отходить от символистов ещё в 1905-1907 годах, во время революции. Он обратился к гражданской тематике, в это время он написал драму для театра Мейерхольда под названием "Балаганчик". В период войны и революции Блок написал много произведений, в которых пытался осмыслить исторический путь России с точки зрения мироощущения символизма. Постепенно в его творчестве стали нарастать катастрофические мотивы, он понял, что художественный язык символистов ему чужд. Блок принял революцию как стихию очищения, но образов его никто не понял и не принял. Блок стал профессиональным литератором примерно в годах 1906-1908, когда книги стали выходить одна за другой, но с этого же времени определился и разлад с символизмом. Он окончательно встал на свой собственный путь в литературе, сделав выводы из своих раздумий и сомнений.

В жизни Блока была не одна женщина, которая оказала влияние на его поэзию. Каждый период биографии становился поэзией. История появления цикла "Кармен" связана с чувством к Любви Александровне Дельмас. Дельмас - это был её сценический псевдоним, по фамилии матери. Настоящая её фамилия была Тишинская. Это была известная певица, закончившая Петербургскую консерваторию. Она пела романсы на слова Блока в Тенишевском училище, когда все заметили, что Блок и Дельмас поразительно подходят друг другу. Их чувство было "страшно серьёзно". Это была ослепительная женщина, но была ли она красива? У Блока было своеобразное представление о женской красоте, на самом деле это была уже не молодая, грузная женщина. Ей были посвящены циклы "Кармен", "Арфа и скрипка", "Седое утро", поэма "Соловьиный сад", которую Блок завершил в 1915 году.

Совершив интересные путешествия за границу, Блок выпустил цикл лучших в русской поэзии стихов об Италии и много других замечательных произведений.

Летом 1916 года Блока призвали в армию, где и застала его информация о февральской революции 1917 года. Когда поэт возвратился в Петроград, то стал принимать участие в расследовании преступлений царского режима в составе Чрезвычайной комиссии. Его книга об этих расследованиях вышла посмертно. Последний короткий творческий подъём произошёл в 1918 году, когда вышли поэмы "Двенадцать" и "Скифы". Образа Христа никто не принял и не понял, поэма была воспринята очень по-разному. Революционеры отнеслись более снисходительно, но противники революции объявили поэту настоящий бойкот.

В 1919 году Блока обвинили в антисоветском заговоре. Его долго допрашивали, но вступился Луначарский. Поэта освободили, он стал пытаться сотрудничать с властью. Вскоре Блок почувствовал наступление кризиса творчества, он понял, что места в новой литературе у него не будет. Его физическое состояние сильно ухудшилось, он находился на грани истощения, на грани жизни и смерти. Он отказался в последнее время от творчества и умер от воспаления сердечных клапанов 7 августа 1921 года.

Блок был кумиром молодой русской интеллигенции во втором десятилетии XX века. Он – величайший поэт России эпохи символизма . Внутри этого художественного течения он представляет второе поколение. Его раннее творчество свидетельствует о влиянии романтической поэзии, например, Жуковского и Лермонтова , и чистой поэзии, например, Полонского и Фета .

Стихи о Прекрасной Даме несут на себе печать софиологии Владимира Соловьева и мистицизма петербургских символистов. В мистически возвышенных тонах говорит Блок о Прекрасной Даме как о Софии Премудрости Божией и Деве Марии. «Подруга желанная», «Царица чистоты», «Таинственная дева» – образы вечно женственного.

Блок. Лирика. Второй том. Видеоурок

Следующая книга стихов, Нечаянная радость (1906), названная по одноименной иконе Богоматери, высвечивает слой религиозного почитания женственности, но сохраняет по-прежнему амбивалентное отношение к демонизму эроса.

Стихотворение Незнакомка (1906, см. полный текст и анализ) из цикла Город , написанного в 1901-1908, когда Блок вслед за Брюсовым обращается к феномену человеческого существования в больших городах, дает сплав потусторонних и земных черт в образе городской дамы и уличной проститутки. Это уже путь к циклу Снежная маска , воздействие которого определяется динамическим развертыванием и скрещением смелых метафор.

Блок – поэт сиюминутных, реальных и привиденных впечатлений, которые порождают многоцветную образную ткань, истекая из музыкально-целостного восприятия мира.

Пьеса Балаганчик сводит все аллегории вечно женственного к комически-банальному, отражая и внутренние противоречия, и игру, разрушающую иллюзии. Эту маленькую драму и две другие – Король на площади (1906), Незнакомка (1906) – Блок объединил в трилогию.

Из поздней лирики Блока особенно выделяются стихотворения, обращенные к России, которые в начале Первой мировой войны были опубликованы в сборнике Стихи о России (1915). Из увлечения французской средневековой поэзией возникла романтически – символистская драма Роза и Крест (1913), еще одна попытка диспута с реализмом современного Блоку театра, причем построенного на постоянном пересечении исторического и воображаемого слоев. Во время войны Блок добивался постановки этой драмы в театре, но тщетно.

Поэма Двенадцать (см. её полный текст и анализ), состоящая из двенадцати ритмически и сюжетно самостоятельных частей, разворачивается под марш двенадцати красноармейцев по Петрограду. Здесь сведены воедино прощание со старым миром, хаос революции и заклинания будущего. В конце поэмы во главе этого революционного марша возникает Христос, под красным знаменем и увенчанный белыми розами.

На следующий день после окончания Двенадцати Блоком была написана поэма Скифы (см.

Творчество Блока уникально. Оно совпало с важными историческими событиями рубежа девятнадцатого и двадцатого веков. Судьба страны и личная судьба автора слились в одно целое. Ритм истории нашёл яркое отражение в лирике. Происходит эволюция поэзии: на место легкого символизма тяжелой поступью приходит реализм.

Блока можно назвать и модернистом, так как одна из миссий поэта состояла в том, чтобы перевести на современный лад культуру прошлого. Несмотря на красоту и духовность стихов, автор делал акцент на отголосках тоски, отчаяния, утраты и ощущения надвигающейся трагедии. Возможно, это и дало повод Ахматовой назвать его «трагическим тенором эпохи». Но при всём этом поэт всегда оставался романтиком.

Основные темы творчества Блока:

  1. судьба родины и судьба человека в переломные исторические эпохи;
  2. революция и роль интеллигенции в ней;
  3. верная любовь и дружба;
  4. судьба и рок, страх и надвигающаяся безысходность;
  5. роль поэта и поэзии в жизни общества;
  6. неразрывная связь человека и природы;
  7. вероисповедание и мироздание.

Умение передавать тонкие нюансы души нашло своё воплощение в жанровом многообразии: стихотворения и поэмы, посвящения и песни, заклинания, романсы, этюды и наброски, думы.

Истинные человеческие ценности раскрываются только в нерасторжимом родстве с «единством мира». Прекрасное будущее человечества осуществимо в результате суровой и повседневной работы, готовности к подвигу во имя процветания Отчизны. Таково мировоззрение поэта, которое он выражал в творчестве.

Образ родины

Россия – главная лирическая тема Блока, в которой он находил вдохновение и силы для жизни. Родина предстаёт в образе матери, возлюбленной, невесты и жены.

Образ Родины прошел своеобразную эволюцию. Вначале он загадочен, окутан будто пеленой. Страна воспринимается через призму прекрасной мечты: «необычайная», «таинственная», «дремучая» и «колдовская». В стихотворении «Россия» отчизна предстает как «нищая», с серыми избами. Автор любит ее нежной и сердечной любовью, которая ничего общего не имеет с жалостью.

Поэт принял истерзанную Россию со всеми ее язвами и постарался полюбить. Он знал, что это всё та же милая сердцу Родина, только облачившаяся в другую одежду: темную и отталкивающую. Блок искренне верил, что Россия рано или поздно предстанет в светлых одеждах нравственности и достоинства.

В стихотворении «Грешить бесстыдно, непробудно…» предельно точно очерчена грань между любовью и ненавистью. Образ бездуховного лавочника, привыкшего к беспробудному сну разума, отталкивает, а покаяние в церкви лицемерно. В конце слышен отчетливый «крик» автора, что даже такую Россию он никогда не разлюбит, она всегда будет дорога его сердцу.

Поэт видит Россию в движении. В цикле «На поле Куликовом» она предстает в величественном образе «степной кобылицы», несущейся «вскачь». Путь к будущему у страны непростой и мучительный.

Нотка предвидения звучит в стихотворении «На железной дороге», где Блок проводит параллель нелегкой судьбы родины с тяжёлой и трагической женской судьбой.

«Доколе матери тужить? // Доколе коршуну кружить?» — гнев и боль звучат в этих строчках. Коршун и мать символизируют судьбу народную, над которой нависли хищные крылья птицы.

Революционное пламя озаряло лицо Блока и постепенно опаляло его самые сокровенные мечты. Однако страсти в сердце поэта кипеть не переставали. Они выплескивались из-под его пера и, словно пощечины, обрушивались на врагов отечества.

Символизм Блока

Каждое стихотворение поэта хранит скрытый символ, помогающий почувствовать его вкус. Вот, что связывает поэта с символистами – модернистским течением, относящимся к серебряному веку русской поэзии. В самом начале творческого пути Блок воспринимал явления окружающего мира как нечто потустороннее, нереальное. Поэтому в его творчестве существует множество символов, раскрывающих новые грани лирического образа. Они выбирались, скорее, интуитивно. Лирика наполнена туманностью, мистикой, снами и даже волшебством.

Символизм индивидуален. В нем «танцевали в хороводе» многоцветные гаммы чувств. Сердце дрожало, словно натянутая струна, от восхищения и переживаний за лирического героя. Будучи символистом, Блок ощущал некие «подземные толчки». Это был знак судьбы. Мистический и интуитивный взгляд на мир преследовал поэта повсюду. Александр Александрович чувствовал, что страна стоит в преддверии чего-то ужасного, глобального, того, что перевернет и искалечит миллионы жизней. Наступала революция.

Блок создает символику красок в своей поэзии. Красный цвет – влекущий и манящий, цвет страсти, любви и жизни. Белое и светлое – это что-то чистое, гармоничное и совершенное. Синий цвет символизирует звездное небо, далекий космос, нечто высокое и недостижимое. Черный и лиловый – цвета трагедии и гибели. Желтый же цвет говорит об увядании и тлении.

Каждому символу соответствует определённое понятие или явление: море – это жизнь, народ, исторические движения и потрясения. Красный червяк – пожар. В стихотворении «Фабрика» появляется «чёрный кто-то». Для поэта – это гибельная сила. Фабрика и Он — зловещий образ губителя-угнетателя.

Блок стремился выразить свои чувства и эмоции, а не просто описать окружающий мир. Каждое стихотворение он пропускал через себя, через свою душу, поэтому строфы пропитаны его мироощущением, радостями и тревогами, торжеством и болью.

Тема любви

Любовь, словно легкий ветерок, проникает в творения Блока.

В стихотворении «О подвигах, о доблести, о славе…» мастер обращается к своей жене. Она была музой Александра Александровича. В ней поэт видел воплощение своих идеалов. Блок использует приемы, позволяющие подчеркнуть резкий контраст между иллюзиями лирического героя и подлинным обликом его возлюбленной: это достигается противопоставлением серого и синего цветов и заменой обращения «Ты» на «ты». Поэт был вынужден отказаться от этого контраста и в окончательном варианте текста изменить интонацию обращения к своей героине на более сдержанную. Такое стремление приподняться над чисто житейским восприятием личной драмы до её философского осмысления характерно для блоковского таланта.

В жизни Блока важное место занимала еще одна женщина – мать. Поэт доверял ей всё сокровенное. В стихотворении «Друг, посмотри, как в равнине небесной…» Александр Александрович описывает чувство грусти и утраты. Он огорчен, что Любовь Менделеева отвергла его ухаживания. Но поэт не нуждается в сопереживании. Блок полон решимости пережить душевные муки. Он заставляет себя перестать «стремиться к холодной луне» и попробовать вкус настоящей жизни. Ведь она чудесна!

Образ Прекрасной Дамы

Блок верил: погрязшее в пошлости и грехах человечество еще можно спасти «Вечной Женственностью». Поэт нашел ее воплощение в образе Прекрасной Дамы. Он пропитан возвышенностью, олицетворяет добро и красоту. От него веет светом, озарявшим темные души людей. Достигнуть наивысшей гармонии с окружающим миром можно через любовь к земной женщине. Искреннее чувство меняет нас к лучшему: открываются новые горизонты, мир становится прекрасным. Мы начинаем чувствовать прелесть каждого момента, слышать пульс жизни.

Многие поэты изображали образ Прекрасной Дамы, но у Блока она своя: слияние Пресвятой девы и земной женщины. Образ напоминает сияющий отблеск зажженной свечи и образ иконы в золоте ризы.

Каждый раз Прекрасная Дама предстает в новом облике, — Царица Небесная, Душа мира и чувственная девушка — который восхищает лирического героя, соглашающегося быть ее рабом на службе.

В стихотворении же «Предчувствую Тебя» лирического героя терзают сомнения по поводу того, что Прекрасная Дама может превратиться в порочное создание и от ее духовности не останется и следа. Но он так хочет ее увидеть! Только она в силах спасти человечество от надвигающегося горя и показать путь к новой безгреховной жизни.

Стихотворение «Вхожу я в темные храмы» сливается в единое звучание с предыдущим. Тихая и торжественная обстановка церкви передаёт состояние любви и блаженства, ожидания Прекрасной Дамы. Образ неземной рождает чувство прекрасного, которое свойственно обычному человеку.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!
Измена жены