Отличия между шиитами и суннитами. В России шииты или сунниты? В чём разница между суннитами и шиитами (5 фото)

Противостояние между шиитами и суннитами в большей степени основывается на «исторических и текущих политических факторах». Однако потенциал столкновения между течениями возникает не только из-за провокаций внешних сил или политических разногласий – продолжает обсуждать основы конфликта между исламскими течениями в своей колонке обозреватель газеты «Заман» Али Булач.

Есть также ряд причин связанных с расхождением в понимании теологии (калам), юриспруденции (фикх), Сунны и основ мусульманского права (усуль), которые как бы подпитывают конфликт. Хотя детали разногласий по вышеперечисленным причинам не обсуждаются широкой общественностью, сторонники сближения течений обращают внимание на то, что пока не будет достигнуто взаимопонимание по вопросам калама, фикха, Суннны и усуля потенциал возникновения конфликта будет оставаться высоким и угрожать политическому и социальному единству мусульман.

Исходя из собственных наблюдений и изучения источников, я твердо убежден, что «честолюбие и амбиции политиков», несмотря на их обратные заявления, служат поводом для превращения расхождений в интерпретации и практике религиозных вопросов в конфликт. Именно политики пытаются эксплуатировать богословские расхождения для получения политических дивидендов. Различия между исламскими течениями воспринимаются всего лишь как «расхождения в интерпретации, толковании и практике», если обсуждать их в рамках усуля, однако в руках политиков эти расхождения тут же превращаются в спорные вопросы с высоким потенциалом создания конфликтных ситуаций. В ответ на предложения сближения течений, политики начинают придумывать небывалые оговорки, которые в итоге, образно выражаясь, сводятся к следующему призыву противной стороны: «ты оставь свои убеждения и политическую автономию, переходи на нашу сторону и полностью нам подчиняйся!» Такого рода подход не только не ведет к объединению или даже сближению, а наоборот подпитывает так любимый политиками конфликт.

Для устранения легитимной составляющей конфликтов между шиитами и суннитами необходимо спокойно обсудить разногласия в интерпретации и практике религиозных вопросов, определить и специфицировать: а) основные пункты разногласий, б) точки соприкосновения, с) пункты по выработке общей позиции. В этом отношении большая ответственность лежит на специалистах, просветителях и богословах.

Как оговаривалось выше между шиитами и суннитами имеют место быть расхождения в сфере теологии и юриспруденции. Необходимо отметить, что в вопросах основ веры (Единобожие, пророчество, загробная жизнь), основ ислама и разрешенного и запретного между нами нет расхождений. И то и другое течение являются ахлю кибла. В основе это показывает, что между шиитами и суннитами больше общих позиций, чем разногласий.

Теологические расхождения между шиитами и суннитами выражаются в вопросах «преемственности, возвращения ожидаемого имама (радж’a) и скрытого состояния (гайба) последнего имама (Махди)». Правовые расхождения в принципе не отличаются от расхождений между четырьмя правовыми школами суннитов (мазхаб). Каждый мусульманин свободен в выборе мазхаба. Например, существует фетва аль-Азхара и Махмуда Шалтута согласно джафаритскому мазхабу, которая даже была занесена в семейный кодекс Египта, что при определенных условиях трижды произнесенная формула развода может считаться за одну. Один из главных личностей «Такриб аль-Мазахиб» шейх Шалтут сказал следещее: «В некоторых вопросах я давал фетвы согласно джафаритскому мазхабу». Аятоллах Мухаммад Шихабуддин особенно после иранской революции говорил, что в практических вопросах, там где не шиитский фикх недостаточен, необходимо прибегать к усулю ханафитов и маликитов.

Основная проблема заключается в понимании Сунны, передаче хадисов, самих передатчиках и разборе цепи передатчиков.

По-моему мнению разногласия между шиитами и суннитами можно разделить на следующие категории:

1)Разногласия, исчезнувшие в историческом процессе

2) Текущие разногласия

3) Разногласия, по которым со временем можно выработать общую позицию.

Шиизм и суннизм - два самых больших течения в исламе. На протяжении столетий они неоднократно втягивались в противостояние друг с другом, и не только из-за религиозных разногласий.

Согласно Всемирной христианской энциклопедии ислам исповедуют 1,188 миллиарда человек (19,6 % населения планеты); из них суннитов - 1 миллиард (16,6 %); шиитов — 170,1 миллиона (2,8 %); хариджитов — 1,6 миллиона (0,026 %).

Две ветви

Раскол в исламе произошел вскоре поле смерти пророка Мухаммеда в 632 году, когда мусульманский Восток охватила волна вероотступничества. Арабы погрузились в пучину смут и раздора. Среди последователей пророка возник спор, кому должна принадлежать духовная и политическая власть в Арабском халифате. Ключевой фигурой в разделении мусульман стал двоюродный брат и зять Мухаммеда праведный халиф Али ибн Абу Талиб. После его убийства часть верующих считала, что только потомкам Али принадлежит право стать наследными халифами, так как их связывают кровные узы с пророком Мухаммедом. В итоге победило большинство, которое выступало за выборных халифов.

С тех пор за первыми закрепилось название «шиитов» («приверженцы Али»). Вторые стали именоваться «суннитами» (следующие священному преданию - «суннам»).


Это коренным образом повлияло на распределение сил: сунниты на протяжении столетий доминировали на арабском Востоке, в том время как шииты вынуждены были оставаться в тени. Сунниты - это в первую очередь история таких могущественных государств как Омейядский и Аббасидский халифаты, а также Османская империя. Шииты - их извечная оппозиция, подчиняющаяся принципу «такия» («благоразумие» и «осмотрительность»). Вплоть до конца XX столетия взаимоотношения двух ветвей ислама обходились без серьезных вооруженных столкновений.

Противоречия

Различия между суннитами и шиитами в первую очередь касаются не догматики, а религиозного права. Несовпадения позиций двух исламских течений затрагивают нормы поведения, принципы некоторых юридических решений, отражаются на характере праздников и отношении к иноверцам. Коран - главная книга для любого верующего мусульманина, но для суннитов не меньшую важность приобретают сунны - свод норм и правил, основывающихся на примерах из жизни пророка Мухаммеда.

По мнению суннитов, точное следование предписаниям сунн - кредо правоверного мусульманина.

Однако некоторые течения суннитов понимают это в буквальном смысле. Так у талибов Афганистана каждая деталь внешнего вида строго регламентирована, вплоть до размеров бороды. Шиитам догматизм суннитов неприемлем. С их точки зрения, это порождает различные радикальные течения, такие как ваххабизм. В свою очередь сунниты считают ересью традицию, согласно которой шииты называют своих аятолл (религиозный титул) посланниками Аллаха.

Сунниты не признают непогрешимость людей, в то время как шииты верят, что имамы непогрешимы во всех делах, принципах и вере.

Если главные мусульманские праздники Ураза-байрам и Курбан-байрам отмечаются всеми мусульманами согласно одним и тем же традициям, то в день Ашура существуют расхождения. Для шиитов день Ашура это поминальные мероприятия, связанные с мученической смертью Хусейна, внука Мухаммеда. В настоящее время в некоторых шиитских общинах сохранилась практика, когда под сопровождение траурных песнопений верующие наносят себе кровоточащие раны мечом или цепями. Для суннитов этот день не отличается от любого другого траура. Расходятся сунниты с шиитами и в оценке временного брака. Сунниты считают, что временный брак разрешил пророк Мухаммед во время одного из своих военных походов, однако вскоре его же и отменил. Но шиитские проповедники, ссылаясь на один из аятов, признают временные браки и не ограничивают их количество.

Течения

Каждое из двух основных исламских направлений внутри себя неоднородно и имеет множество течений, заметно разнящихся друг от друга. Так, возникший в лоне суннизма суфизм, из-за разбавления индуистскими и христианскими традициями правоверные мусульмане считают искажением учения Мухаммеда. А отдельные практики - почитание умерших учителей - или концепции -- растворения суфия в Боге - и вовсе признаны противоречащими исламу. Против паломничества к могилам святых выступают и ваххабиты. В 1998 году в рамках кампании по уничтожению идолов ваххабиты сравняли с землей могилу матери пророка Мухаммеда, чем вызвали волну протестов во всем исламском мире.

Большинство мусульманских богословов называют ваххабизм радикальным крылом ислама. Борьба последних за очищение ислама от «чуждых примесей» зачастую выходит за рамки истинного учения и приобретает откровенно террористический характер.

Без радикальных сект не обошелся и шиизм. Однако в отличие от ваххабизма они не несут сколь-нибудь серьезной угрозы обществу. Например, гурабиты верят, что двоюродные братья Мухаммед и Али были внешне похожи друг на друга, и поэтому ангел Джабриль ошибочно дал пророчество Мухаммеду. А дамийты и вовсе утверждают, что Али был богом, а Мухаммед его посланником. Более значимым течением в шиизме является исмаилизм. Его последователи придерживаются концепции, согласно которой Аллах вселял свою божественную сущность в земных пророков - Адама, Ноя, Авраама, Моисея, Иисуса и Мухаммеда. Приход седьмого мессии, по их убеждениям, принесет миру всеобщую справедливость и благоденствие.

Одной из отдаленных ветвей шиизма считают алавитов. В основе их догматов просматриваются самые разные духовные традиции - доисламских религий, гностического христианства, греческой философии, астральных культов. К алавитам принадлежит семья действующего президента Сирии Башара Асада.

Эскалация конфликта

Исламская революция 1979 года в Иране коренным образом повлияла на взаимоотношения суннитов и шиитов. Если в 50-е и 60-е годы XX столетия вслед за обретением арабскими странами независимости был взят курс на их сближение (к примеру, браки между суннитами и шиитами считались нормой), то теперь арабы оказались втянуты в открытое вооруженное противостояние.

Революция в Иране способствовала росту религиозного и национального самосознания шиитов, которые заметно укрепили свои позиции в Ливане, Ираке и Бахрейне.

Суннитским большинством Саудовской Аравии это расценивалось как «иранская экспансия», и саудиты незамедлительно вступили в соперничество с постреволюционным Ираном. Уже давно нет халифата за власть над которым когда-то сражались сунниты и шииты, а их теологические разногласия настолько незначительны, что не могут служить причиной войны. Было очевидно, что шиитско-суннитское противостояние из религиозного русла окончательно перешло в политическое. Так, ирано-иракский конфликт рассматривался с позиции «войны персов и арабов», а для США, вторгнувшихся в Ирак в 2003 году, это был вопрос поддержки шиитского меньшинства «угнетенного» суннитским режимом Саддама Хусейна. Пройдет время и уже шиитский Иран окажется главной угрозой для американского Госдепартамента.

Но растущая популярность идей шиизма и влияние Ирана в первую очередь беспокоили Саудовскую Аравию. Ее политические элиты, связанные с Западом военными и финансовыми нитями, не стеснялись в выборе средств для решения своих проблем. Маховик раскола был запущен. Шиитско-суннитские противоречия оборачиваются масштабными терактами в Ливане, восстанием в Саудовской Аравии, гражданской войной в Сирии. В свое время имам Хомейни заметил: «Вражда между суннитами и шиитами - это заговор Запада. Раздор между нами выгоден только врагам ислама. Тот, кто не понимает этого - тот не суннит и не шиит».

Почему произошло разделение на суннитов и шиитов? May 26th, 2015

Больно читать новости, где который уже раз сообщается о том, что боевики «Исламского государства» (ИГ) захватывают и разрушают древнейшие памятники культуры и истории, которые пережили тысячелетия. Помните еще давнюю историю про разрушение . Потом из наиболее значимых было разрушение памятников древнего Мосула . И вот недавно они захватили сирийский город Пальмира, в котором находятся уникальные античные развалины. А ведь это красивейшая ! А виной всему религиозные войны.

Разделение мусульман на шиитов и суннитов восходит к ранней истории ислама. Сразу после смерти пророка Мухаммада в VII веке возник спор о том, кто должен возглавить мусульманскую общину в Арабском халифате. Часть верующих выступала за выборных халифов, а другие - за права любимого зятя Мухаммеда Али ибн Абу Талиба.

Так впервые разделился ислам. Вот что было потом …

Было и прямое завещание пророка, согласно которому его преемником должен был стать Али, но, как это нередко бывает, авторитет Мухаммада, непоколебимый при жизни, после смерти не сыграл решающую роль. Сторонники его завещания полагали, что руководить уммой (общиной) должны «назначенные Богом» имамы - Али и его потомки от Фатимы, и считали, что власть Али и его наследников - от Бога. Сторонники Али стали именоваться шиитами, что дословно и означает «сторонники, приверженцы».

Их оппоненты возражали, что ни в Коране, ни во второй по важности Сунне (дополняющем Коран своде правил и устоев, основанных на примерах из жизни Мухаммеда, его поступках, высказываниях в том виде, в каком они переданы его сподвижниками) ничего не сказано об имамах и о божественных правах на власть рода Али. Ничего не говорил об этом и сам пророк. Шииты отвечали, что предписания пророка подлежат толкованию - но только теми, кто имеет на это особое право. Оппоненты считали подобные воззрения ересью и говорили, что следует воспринимать Сунну в том виде, в каком ее составили сподвижники пророка, без каких-либо изменений и толкований. Это направление сторонников строгого следования Сунне получило название «суннизм».

Для суннитов шиитское понимание функции имама как посредника между Богом и человеком - ересь, поскольку они придерживаются концепции прямого поклонения Аллаху, без посредников. Имам - с их точки зрения, обычный религиозный деятель, заслуживший авторитет богословскими познаниями, руководитель мечети, а институт духовенства у них лишен мистического ореола. Сунниты почитают первых четырех «праведных халифов» и не признают династию Али. Шииты признают только Али. Шииты почитают высказывания имамов наряду с Кораном и Сунной.

Различия сохраняются и в интерпретации суннитами и шиитами шариата (исламского закона). Например, шииты не придерживаются суннитского правила считать развод состоявшимся с момента провозглашения его со стороны мужа. В свою очередь, сунниты не принимают шиитскую практику временного супружества.

В современном мире сунниты составляют большую часть мусульман, шииты - чуть более десяти процентов. Шииты распространены в Иране, Азербайджане, некоторых районах Афганистана, Индии, Пакистана, Таджикистана и в арабских странах (за исключением Северной Африки). Главным шиитским государством и духовным центром этого направления ислама является Иран.

Конфликты между шиитами и суннитами случаются до сих пор, но в наше время они чаще носят политический характер. За редким исключением (Иран, Азербайджан, Сирия) в странах, населенных шиитами, вся политическая и экономическая власть принадлежит суннитам. Шииты чувствуют себя обиженными, их недовольством пользуются радикальные исламские группировки, Иран и западные страны, давно освоившие науку стравливания мусульман и поддержки радикального ислама ради «победы демократии». Шииты активно боролись за власть в Ливане, а в прошлом году восстали в Бахрейне, протестуя против узурпации суннитским меньшинством политической власти и нефтяных доходов.

В Ираке после вооруженной интервенции США шииты пришли к власти, в стране началась гражданская война между ними и прежними хозяевами - суннитами, а светский режим сменился мракобесием. В Сирии противоположная ситуация - там власть принадлежит алавитам, одному из направлений шиизма. Под предлогом борьбы с засильем шиитов в конце 70-х годов террористическая группировка «Братья-мусульмане» развязала войну против правящего режима, в 1982 году мятежники захватили город Хама. Мятеж был подавлен, погибли тысячи людей. Сейчас война возобновилась - но только теперь, как и в Ливии, бандитов именуют повстанцами, их открыто поддерживает все прогрессивное западное человечество во главе с США.

В бывшем СССР шииты живут в основном в Азербайджане. В России их представляют те же азербайджанцы, а также небольшое число татов и лезгин в Дагестане.

Серьезных конфликтов на постсоветском пространстве пока не наблюдается. Большинство мусульман весьма смутно представляют себе разницу между шиитами и суннитами, а азербайджанцы, живущие в России, за неимением шиитских мечетей нередко посещают суннитские.

В 2010 году случился конфликт между председателем президиума Духовного управления мусульман европейской части России, председателем Совета муфтиев России, суннитом Равилем Гайнутдином и главой Управления мусульман Кавказа, шиитом Аллахшукюром Пашазаде. Последнего обвинили в том, что он шиит, а большинство мусульман России и СНГ - сунниты, следовательно, шиит не должен управлять суннитами. Совет муфтиев России пугал суннитов «шиитским реваншем» и обвинял Пашазаде в работе против России, поддержке чеченских боевиков, излишне тесных отношениях с Русской православной церковью и притеснении суннитов в Азербайджане. В ответ Управление мусульман Кавказа обвинило Совет муфтиев в попытке срыва Межрелигиозного саммита в Баку и в разжигании розни между суннитами и шиитами.

Эксперты полагают, что корни конфликта - в состоявшемся в 2009 году учредительном съезде Консультативного совета мусульман СНГ в Москве, на котором Аллахшукюр Пашазаде был избран главой нового альянса традиционных мусульман. Инициатива получила высокую оценку президента России, а демонстративно бойкотировавший ее Совет муфтиев оказался в проигрыше. В разжигании конфликта подозревают и западные спецслужбы.

Давайте еще вспомним, как произошел , а так же . Вот вам еще история про и что такое и Оригинал статьи находится на сайте ИнфоГлаз.рф Ссылка на статью, с которой сделана эта копия -

За последние десять лет, на международной политической арене Ислам проявил себя не только как вероисповедание, но и как крупное идеологическое движение. Сейчас эта религия играет большую роль в мировой политике. Но Ислам неоднороден, и слушая новости о событиях с восточной части Азии, простой обыватель пытается разобраться в отличие суннитов от шиитов, которые провоцирует многогодовое противостояние мусульман.

Список отличий суннитов от шиитов

Раскол и вражда среди мусульман, длится на протяжении последних тринадцати веков. Как ни прозаично, но причина вражды кроется не в отличиях верования. И одни и другие верят в Аллаха. Главный вопрос, над которым спорят поколения суннитов и шиитов - кто унаследовал божественные достоинства творца мира ?

  • Шииты . Считают что после смерти пророка Мухаммада, вся политическая и духовная власть должна отойти одаренному человеку с рода Пророка.
  • Сунниты . Полагают, что другого достойного духовного руководителя, способного заменить Мухаммада, нет. Лидер должен выбираться избирательным способом.

Основные отличия между суннитами и шиитами:

  1. Места паломничества . Шииты ездят молиться в Эн-Наджаф или Кербелу, что в Ираке. Сунниты паломничают в Саудовскую Аравию - в Мекку и Медину.
  2. Текст сунны . В священном писании, рассказывающем о жизни Пророка, шииты признают только те части, которые исходят от членов рода Мухаммада.
  3. Обряды . Шииты, во время совершения намазов, на свой коврик кладут плитку из глины - символ преклонение перед Пророком.
  4. Намазы . Сунниты исполняют пять намазов в сутки, а их идеологические противники - только три раза.

Религиозные убеждения шиитов

Шииты (от shiat A li - партия Али ) являются меньшинством в ветке ислама. Их общая численность не превышает 110 миллионов человек. Основные принципы религиозных убеждений шиитов :

  • После смерти халифа Али, верят, что управлять мусульманским движением должны его потомки.
  • Найдя противоречия в Коране, часть шиитов ставят под сомнение истинность писания.
  • Позволяют себе вступить во временный брак (mu"tah), который легально заключается на определенное время.
  • Молятся утром, днем и вечером.
  • Утверждают, что Аллаха нельзя увидеть ни в жизни, ни после смерти (в вечном мире). Связь с ним можно поддерживать через имам - выдающего богослова, который заведуют мечетью.

Религиозные убеждения суннитов

Сунниты (от люди сунны - священное предание, рассказывающее о жизни Пророка) являются самым огромным ответвлением исламского мира. Общая численность составляет более 1,1 миллиарда человек.

Религиозные убеждения суннитов :

  • Коран является первоисточником источником духовных знаний, и является словом Аллаха.
  • Сподвижник и духовный лидер (халиф) выбирается среди людей, имеющих огромный авторитет в общине.
  • Не допускается выходить замуж за христианина или еврея. А вот жениться на представительницах любых религий можно.
  • Мольба происходит со скрещенными на груди руками 5 раз в день: на заре, полдень, вечер, заход солнца, перед сном.
  • Верят, что Аллаха можно увидеть в вечном мире .

Раздел мусульман на два лагеря, шиитов и суннитов, произошел после смерти Пророка Мухаммада . Именно тогда, сунниты выбрали своим лидером тестя Мухаммада - Абу Бакра . Он был одним из четырех лидеров суннитов, который следовал делам Пророка. Другая, малочисленная часть мусульман, выбрала в качестве своего духовного наставника зятя Пророка - Али ибн Абу Талиб.

Шииты и Сунниты - одни из десяток концессий мусульман, хоть и являются самыми крупными. Есть еще исламизм, друзы, софриты, ибадиты, азракиты, зейдиты и т.п. течения. Сейчас, странами c мусульманским строем являются сорок государств мира .

Представление в Исламе про душу человека и загробную жизнь , ничем не отличается от христианских. Душа это сверхъестественная и бессмертная часть человека, которая может жить вне тела. Загробный мир состоит из:

  • Джанна (аналог Рая у христиан). Место (прекрасный сад), куда после смерти попадает душа мусульманина-праведника.
  • Джаханнам (подобие Ада) Неверные и грешники попадают в полыхающий огнем глубокий ров.

Но самое главное учение в Исламе состоит в том, что каждый мусульманин должен минимум один раз в своей жизни, посетить святыню мусульман - Мекку . Если у человека нет денег, или ему мешают в совершении паломничества плохое физическое состояние (болезни, инвалидность), он обязательно должен направить в Мекку своего заместителя.

4 интересных фактов про жизнь современного мусульманина

  1. Количество жен . Любой мусульманин может находиться в браке с четырьмя женами. Вторая, и следующие жены, смогут прийти в дом только после одобрения первой. Мусульманин должен заботиться о материальном достатке каждой из них, не выделяя при этом кого-то отдельно.
  2. Права женщины . Времена, когда женщина существовала только для интимной связи с мужчиной, ушли в прошлое. В большинстве мусульманских стран, представители женщины получили расширенные права: учиться, работать, водить машину и т.п.
  3. Старые исламские традиции . Использовать правую руку для приема пищи, произносить имя Аллаха до и после еды, запрет на мясо свиньи и другие старинные традиции, неуклонно исполняются и в 21 веке.
  4. Алкоголь . До прихода Пророка, мусульмане активно принимали алкогольные напитки. Сейчас мусульманину нельзя не только пить крепкие напитки, но и дарить, покупать или продавать алкоголь.

Отличие суннитов от шиитов не слишком и очевидно. И те и другие, любят Аллаха и чтят Коран, а вражда возникла, скорее всего, на почве борьбы за власть .

Видео об отличиях шиитов и суннитов

В этом видео ролике Проповедник Закир Найк расскажет, в чем основные отличия религиозных взглядах шиитов и суннитов, их мировоззрение и принципы:

Сунниты и шииты – крупнейшие течения ислама, приверженцы которых находятся в состоянии непрекращающейся вражды друг с другом, обостряя и без того напряжённую обстановку на Ближнем Востоке. По данным исследовательского центра Pew Research, 40 процентов суннитов считают, что шииты не являются истинными мусульманами.

Разногласия суннитов и шиитов уходят корнями в далёкое прошлое.После смерти в 632 году пророка Мухаммеда между его последователями разгорелся спор о том, кто должен унаследовать политическую и духовную власть над арабскими племенами. Большинство поддержало кандидатуру Абу Бакра, друга Пророка и отца его жены Аиши.

Это большинство и сформировало впоследствии лагерь суннитов, которые сегодня составляют 80% всех мусульман. Другие же поддержали двоюродного брата и зятя Пророка Али, заявив, что Пророк назначил его своим преемником. Впоследствии их стали называть шиитами, что в переводе с арабского означает дословно «сторонники Али». В этом споре верх одержали сторонники Абу Бакра, который и получил титул халифа.

В 680 году солдаты суннитской армии убили Хуссейна, сына Али, что привело к дальнейшему усилению противоречий между суннитами и шиитами. Сунниты продолжали оставаться у власти, в то время как шииты постоянно находились в тени, признавая истинными лидерами своих имамов, первые 12 из которых являлись прямыми потомками Али.

Сегодня все мусульмане единодушно признают, что Аллах – это единственный бог, а Мухаммед – его Пророк.

Все они следуют пяти основным постулатам ислама, в том числе, соблюдение поста в месяц Рамадан, главной священной книгой для всех является Коран. Однако приверженцы суннизма в своей практике ислама особое внимание уделяют следованию учению (сунне) Пророка, в то время как шииты считают своих аятолла посланниками Бога на земле. Из-за этого сунниты часто обвиняют шиитов в ереси, а те, в свою очередь, указывают на чрезмерный догматизм учения суннитов, который приводит к появлению экстремистских движений, таких как ваххабизм.

В большинстве направлений шиизма центральным элементом считается вера в то, что двенадцатый и последний из имамов сокрыт Богом и однажды явится этому миру, чтобы выполнить его священную волю.

Однако свои «перегибы» есть и у шиитов. Например, во время траурных мероприятий в день Ашура – день смерти Хуссейна, сына Али – некоторые шииты наносят себе ранения, чтобы почтить эту дату.

В истории противостояния суннитов и шиитов никогда не было серьёзных столкновений, подобных 30-летней войне, разразившейся в 17 веке между сторонниками различных направлений христианства.

Частично это объясняется тем, что шииты стараются избегать конфликтов, осознавая численное превосходство суннитов.

Несмотря на то, что недавняя череда политических переворотов в ряде ближневосточных государств способствовала обострению отношений между шиитскими (Иран) и суннитскими (Саудовская Аравия, Катар) правительствами, в большинстве случаев и те, и другие мирно живут бок о бок друг с другом.

Измена жены