Копинг-поведение и механизмы совладания со стрессом. Теория «копинга»: история и развитие

Копинг поведение и механизмы психологической защиты.

В условиях стресса психологическая адаптация человека происходит, главным образом, посредством двух механизмов: психологической защиты и копинг-механизмов. Одни и те же события жизни могут иметь различную стрессовую нагрузку в зависимости от их субъективной оценки. Стрессовое событие начинается с оценки какого-либо внутреннего (например, мысль) или внешнего (например, упрек) стимула, в результате возникает копинг-процесс. Копинг реакция срабатывает, когда сложность задачи превышает энергетическую мощность привычных реакций. Если требования ситуации оцениваются как непосильные, тогда преодоление может принимать, форму психологической защиты. В общем континууме психологической регуляции копинг-механизмы играют компенсаторную функцию, а механизмы психологической защиты занимают последний уровень в системе адаптации, уровень декомпенсации. На нижеприведенной схеме отображены два возможных стиля реагирования на негативные события. Люди, прибегающие к механизмам психологической защиты: воспринимают мир как источник опасностей, характеризуются невысокой самооценкой, пессимистичностью. Люди, использующие копинг-механизмы (совладание): реалисты, оптимисты, характеризуются положительной самооценкой и сильно выражен­ной мотивацией достижения. Выделяют два стиля реагирования в проблемной ситуации: Проблемно-ориентированный (problem-focused) стиль, это рациональный анализ проблемы, связан с созданием и выполнением плана разрешения трудной ситуации и проявляется в таких формах поведения, как самостоятельный анализ случившегося, обращение за помощью к другим, поиск дополнительной информации. Субъективно-ориентированный (emotion-focused) стиль, следствие эмоционального реагирования на ситуацию, не сопровождается конкретными действиями, и проявляется в виде попыток не думать о проблеме, вовлечения других в свои переживания, желания забыться во сне, растворить свои невзгоды в алкоголе, наркотиках или компенсировать отрицательные эмоции едой. Психологическая защита это специальная система стабилизации личности, направленная на ограждение сознания от неприятных, травмирующих переживаний. Ограждение происходит путем вытеснения информации противоречащей Я - концепции. Принцип психологической защиты заключается в ослаблении внутриличностного напряжения, путем искажения существующей действительности или приводя организм к следующим изменениям: психическим перестройкам, телесным нарушениям (дисфункциям), проявляющимся в виде хронических психосоматических симптомов, изменениям способов поведения. При длительном неврозе допускается появление так называемых вторичных защитных механизмов, которые закрепляют невротическое поведение (пример, возникает рационализация с целью оправдать свою несостоятельность, уход в болезнь, освобождающий от ответственности за решение проблем). Копинг (от англ. "cope" справиться, выдержать, совладать) это стабилизирующий фактор, который может помочь личности поддерживать психосоциальную адаптацию в период воздействия стресса. Копинг-поведение - это адаптивное поведение в целях поддержания равновесия в проблемной ситуации. Проблемная ситуация характеризуется: Неопределенностью. Повышенной сложностью. Стрессогенностью Противоречивостью Стрессовые ситуации бывают следующих видов: Макрострессоры (критические жизненные события) требуют продолжительной социальной адаптации, затрат большого количества сил и сопровождающиеся стойкими аффективными нарушениями. Микрострессоры (повседневные перегрузки и неприятности) локализованы во времени, влекут за собой ухудшение самочувствия, для восстановления адаптации достаточно не большое количество времени (минуты). Психотравмы (травматические события) события с запредельным порогом интенсивности, характеризующиеся внезапностью, непредсказуемостью. Хронические стрессоры (перегрузки) события длительной протяженности во времени, характеризуются повторяющимися однотипными global-katalog.ru стрессовыми перегрузками. Стрессоры могут являться причиной, частичной причиной (кодетерминантой), усугублять и провоцировать психическое расстройство. Стресс так же может выполнять защитную и саногенную функцию. Копинг стратегии это такие способы психологической деятельности и поведения, которые вырабатываются сознательно и направленные на преодоление стрессовой ситуации. Когнитивно-феноменологический подход - это теория преодоления стресса по Лазарусу (R.Lazarus 1966 - 1998) Она описывает взаимодействие человека и стресса. Согласно теории преодоление стресса состоит из двух этапов: 1) Первичная оценка позволяет индивиду сделать вывод о том, что ему сулит стрессор – угрозу или благоденствие. Первичная оценка стрессового воздействия заключается в вопросе – «что это значит для меня лично?». При оценке события как дестабилизирующего, возникает потребность в адаптации. Удовлетворение потребности в адаптации осуществляется по трем каналам. первый канал освобождение эмоций. второй выработка стратегии совладения. социальный канал, он влияет меньше (не учитывается). 2) Вторичная когнитивная оценка считается основной и выражается в постановке вопроса «Что могу сделать в данной ситуации?», оцениваются собственные ресурсы и личностные факторы, такие как: эмоциональная стабильность. психологическая выносливость – это наши убеждения, их стойкая система. умение ставить цель, умение видеть смысл в том, что делаешь. используемый тип психологической защиты. состояние, в котором мы находимся в момент стресса. предрасположенность к состоянию страха и гнева: Гнев риск заболеваний сердечно сосудистой системы. Страх риск возникновения тревожных и психосоматических расстройств. социальная поддержка. Критерии, по которым узнаем, что есть социальная поддержка: Есть ли те люди, которые для нас являются значимыми. Социальное положение этих людей. Насколько они являются влиятельными в социальной среде. Могут ли они своей личностью воздействовать на стрессор. Частота контактов с этими людьми. Социальная поддержка осуществляет буферный и защищающий эффекты. Стадии оценки могут происходить независимо и синхронно. Результатом соотношения первичной и вторичной оценки является решение о приоритетном для организма типе реакции на стресс, выработка копинг-стратегии. Активные копинг-стратегии, ориентированные на решение проблемы, ведут к уменьшению имеющейся симптоматики, в то время как избегание и другие копинг-стратегии, направленные на редукцию эмоционального напряжения, приводят к усилению симптоматики. Классификация копинг-стратегий (Перре, Райхертс 1992г.). Копинг, ориентированный на саму ситуацию (проблему): активное влияние на ситуацию бегство, уход из психотравмирующей ситуации пассивность переживания Копинг, ориентированный на репрезентацию (чтобы лучше узнать ситуацию): поиск информации (Вигильность) вытеснение информации. Копинг, ориентированный на оценку: переоценка событий переосмысливание событий изменение цели в жизни Отличия копинг-поведения и механизма психологических защит (МПЗ). МПЗ действуют на бессознательном уровне, копинг – образование сознательного уровня. Действие МПЗ направлено на снятие эмоционального напряжения, а копинг действует в направлении восстановления нарушенных отношений между окружением и личностью; МПЗ срабатывают мгновенно при столкновении с проблемной ситуацией, а копинг формируется последовательно; МПЗ искажают объективную ситуацию, копинг – нет

Копинг - это, прежде всего, способы, которым индивидуум поддерживает психосоциальную адаптацию в период стресса . Он включает когнитивную, эмоциональную и поведенческую составляющие для уменьшения или разрешения условий порождающих стресс.

По Lazarus копинг - это стремление к решению проблем, которое предпринимает индивид, если требования среды имеют огромное значение для его хорошего самочувствия (как в ситуации, связанной с опасностью, так и в ситуации направленной на большой успех), поскольку эти требования активируют адаптивные возможности.

Таким образом, копинг-поведение - это деятельность личности по поддержанию или сохранению баланса между требованиями среды и ресурсами, удовлетворяющими эти требования . Это способ, которым индивидуум переживает стресс или ответ на стресс.

Weber (1992) считает, что психологическое предназначение копинг-поведения состоит в том, чтобы лучше адаптировать человека в ситуации, помогая ему овладеть ею, ослабить или смягчить ее требования.

Задача копинга - поддержание благополучия человека, его физического и психического здоровья и удовлетворенности социальными отношениями.

Под копингом в практическом смысле понимают стратегии , которые используются индивидуумами для достижения адаптивного функционирования или приспособления .

Ключевой вопрос в понимании копинга - это поиск характеристик , которые определяют этот процесс.

Можно выделить три подхода к понятию «копинг». Во-первых, это определение копинга как свойство личности, т.е. относительно постоянную предрасположенность отвечать на стрессовое событие. Во-вторых, «копинг» рассматривается, как один из способов психологической защиты, используемой для ослабления напряжения, а в-третьих, «копинг» понимается как динамический процесс, направленный на управление сложной для индивидуума ситуацией .

Копинг-поведение, таким образом, мы можем рассматривать как стратегии действий, предпринимаемые человеком в ситуации психологической угрозы физическому, личностному и социальному благополучию и ведущие к более или менее успешной адаптации.

Функцией копинга является редуцирование стресса . Сила стрессовой реакции, по Р. Лазарусу, определяется не столько качеством стрессора, сколько значимостью ситуации для человека. Именно такой психологической угрозой благополучию человека и является ситуация, в которой оказывается пациент со спинальной травмой.

Прогноз состояния, особенно на первых этапах приспособления к условиям, диктуемым травмой спинного мозга, довольно долго остается неясным, а, кроме того, у пациента ослаблен привычный контроль за телесными функциями. Невозможность управлять ситуацией связана у пациентов со спинальной травмой с тягостными чувствами беспомощности и бессилия. В связи с этим, пациент нуждается в информировании, поддержке, а также физической и психологической помощи. Диагностируя индивидуальные копинг-стратегии пациента, врачи и психологи могут находить эффективные и сфокусированные на индивидуальной проблеме приспособления психологические и психосоциальные интервенции.

Lazarus и Folkman различают два вида копинг-поведения (в зависимости от индивидуальной интерпретации ситуации, как неизбежной, или как изменяемой).

Целенаправленное поведение для устранения или избегания угрозы (борьба или отступление), предназначенное для изменения стрессовой связи с физической или социальной средой рассматривается как активное копинг-поведение .

Пассивное копинг-поведение представляет собой интрапсихические формы преодоления стресса, являющиеся защитными механизмами, предназначенные для снижения эмоционального возбуждения раньше, чем изменится ситуация. Если копинг-поведепие выбирается индивидом осознанно и меняется в зависимости от контекста, то механизмы психологической защиты неосознаваемы и, в случае их закрепления, становятся дезадаптивными. Таким образом, изменение интерпретации ситуации, как поддающейся контролю, может повлечь за собой и изменение копинг-поведения.

Сложность же состоит в том, что имеющиеся у пациента со спинальной травмой умения и навыки по решению проблемных ситуации (ситуаций, которые нельзя структурировать привычным образом) подвергаются серьезному испытанию. Эта проблема усугубляется еще и тем, что большинство пациентов со спинальной травмой получают ее в молодом возрасте и имеютограниченный (их жизненным опытом) потенциал совладания .

Основной вопрос в исследовании копинг-процесса пациентов с разными видами патологии и инвалидности - это понимание того, почему люди отличаются столь сильно между собой в ответе па похожие жизненные события и как эти различные реакции влияют на результат приспособления .

Рис.1. Функционирование стилей реагирования (Haan, 1977)

Haan отметил, что активное копинг-поведение и защита основываются на тождественных процессах, но отличаются разной направленностью.

Копинг-процессы берут начало с восприятия стрессора . В ситуации новых для личности требований, при которых существующий до этого ответ оказывается неподходящим, начинается копинг-процесс.

Если новые требования непосильны для индивидуума, то копинг-процесс может принимать форму защиты . Защитные механизмы позволяют устранить психическую травму за счет искажения действительности.

Существует несколько методик исследования копинг-стратегий и механизмов психологической защиты: опросники Лазаруса, Индекс Жизненного Стиля, методика Хейма. Методика Е. Heim позволяет исследовать 26 ситуационно-специфических вариантов копинга, распределенных в соответствии с тремя основными сферами психической деятельности на когнитивный, эмоциональный и поведенческий копинг-механизмы .

Механизмы совладения с ситуацией более пластичны, чем психологические защиты, но требуют от человека большей затраты энергии, большего когнитивного, эмоционального и поведенческого вклада. Однако Lazarus и Folkman возражают против трактовки копинга в качестве более эффективного, чем психологические защиты , механизма приспособления . По их мнению, необходимо учитывать при этом особенности личности, контекст и случайные события.

Выявление адаптивных возможностей пациента со спинальной травмой становится важным звеном восстановительного процесса и делает возможной сфокусированную на психологических проблемах пациента работу. Эффект реабилитации в значительной степени зависит от вклада пациента в процесс и его кооперации с персоналом. Психолог помогает увидеть ограничения и потенциальные возможности пациента.

Karp выделяет три типа поведения, которые мешают достижению хорошего результата реабилитации:

    Пассивно-агрессивное поведение, которое выражается в безразличии к предложениям и перекладывании ответственности за результат на других людей.

    Выраженная зависимость –– пациент неактивен и теряет шанс чего-то достигнуть.

    Выраженное антисоциальное поведение, в котором» пациент представляет опасность для себя и других.

Одним из факторов, определяющих позитивный характер приспособления (и совладания с ситуацией) является (Antonovsky, приведено по Lustig, 311), влияющее на способность к продуцированию смыслов. Оно облегчает приспособление в сложной ситуации за счет повышения вероятности того, что индивидуум будет:

    верить, что решение проблемы будет зависеть от его усилий,

    воспринимать стрессовый фактор как брошенный ему вызов в большей степени, чем как несчастье,

    делать усилия, изменяя ситуацию.

Исследования Antonovsky (приведено по Lustig, 311) были сфокусированы на поиске общих ресурсов, которые помогают индивидуумам управлять стрессом. Эти «общие ресурсы сопротивления» облегчают позитивное приспособление к напряжению, связанному со стрессорами.

Автор заметил, что такие факторы как деньги, вера в Бога, семья и социальная поддержка, являясь ресурсами сопротивления, обеспечивают индивидуума опытом, который характеризуется последовательностью, балансом стимулов и участием в формировании результата. Это поддерживает убежденность индивидуума в том, что он может порождать порядок в своей жизни.

Такой упорядоченный мир, в котором живет индивидуум, является постижимым, управляемым и осмысленным . Те индивидуумы, которые имели хорошо выраженное чувство внутренней согласованности, были способны управлять стрессом успешнее.

Постижимость - это степень, в которой индивидуум воспринимает мир как предсказуемый, упорядоченный и объяснимый.

Управляемость представляет собой степень, в которой индивидуум верит, что имеет ресурсы для того, чтобы справиться с требованиями ситуации.

Осмысленность рассматривается как вера в то, что требования ситуации являются вызовом, достойным вклада и свершений. Она обеспечивает индивидуума мотивацией к поиску порядка в мире, используя имеющиеся и находя новые ресурсы для управления ситуацией.

Общие ресурсы сопротивления стрессу помогают развивать чувство внутренней согласованности и являются копинг-ресурсами, которые помогают индивидууму справляться со стрессорами. Так последовательность опыта формирует основу для ощущения постижимости мира. Убеждение индивидуума в том, что ресурсы являются подходящими для ситуации, дает основание для ощущения своего контроля над ситуацией. Опыт участия в формировании результатов своих действий приводит к ощущению осмысленности происходящею.

Чувство внутренней согласованности не является особой разновидностью копинга. Индивидуум с выраженным чувством внутренней согласованности, уверенный в том, что он понимает проблему, и рассматривающий ее как брошенный ему вызов, выбирает наиболее подходящеекопинг-поведение для самых разных проблем .

КОПИНГМЕХАНИЗМЫ

КОПИНГ-МЕХАНИЗМЫ (МЕХАНИЗМЫ СОВЛАДАНИЯ) (от англ. coping - совладание). Изучение поведения человека в стрессовых ситуациях привело к выявлению механизмов совладания, или копинг-механизмов, определяющих успешную или неуспешную адаптацию.
Впервые термин "coping" был использован Мерфи (Murphy L.) в 1962 г. в исследованиях способов преодоления детьми требований, выдвигаемых кризисами развития. К ним относились активные усилия личности, направленные на овладение трудной ситуацией или проблемой. В последующем понимание К.-м. (М. с.) было тесно связано с исследованиями психологического стресса. Лазарус (Lazarus R. S., 1966) определял К.-м. (М. с.) как стратегии действий, предпринимаемые человеком в ситуациях психологической угрозы, в частности в условиях приспособления к болезни как угрозе (в разной мере, в зависимости от вида и тяжести заболевания) физическому, личностному и социальному благополучию.
В теории копинг-поведения, основанной на работах когнитивных психологов Лазаруса и Фолькмана (Lazarus R., Folcman S., 1984, 1987), выделяются базисные копинг-стратегии: "разрешение проблем", "поиск социальной поддержки", "избегание" и базисные копинг-ресурсы: Я-концепция, локус контроля, эмпатия, аффилиация и когнитивные ресурсы. Копинг-стратегия разрешения проблем отражает способность человека определять проблему и находить альтернативные решения, эффективно справляться со стрессовыми ситуациями, тем самым способствуя сохранению как психического, так и физического здоровья. Копинг-стратегия поиска социальной поддержки позволяет при помощи актуальных когнитивных, эмоциональных и поведенческих ответов успешно совладать со стрессовой ситуацией. Отмечаются некоторые половые и возрастные различия в особенностях социальной поддержки. В частности, мужчины чаще обращаются за инструментальной поддержкой, а женщины - как за инструментальной, так и за эмоциональной. Молодые пациенты наиболее важным в социальной поддержке считают возможность обсуждения своих переживаний, а пожилые - доверительные отношения. Копинг-стратегия избегания позволяет личности уменьшить эмоциональное напряжение, эмоциональный компонент дистресса до изменения самой ситуации. Активное использование индивидом копинг-стратегии избегания можно рассматривать как преобладание в поведении мотивации избегания неудачи над мотивацией достижения успеха, а также как сигнал о возможных внутриличностных конфликтах (Ялтонский В. М., 1994).
Одним из основных базисных копинг-ресурсов является Я-концепция, позитивный характер которой способствует тому, что личность чувствует себя уверенной в своей способности контролировать ситуацию. Интернальная ориентация личности как копинг-ресурс позволяет осуществлять адекватную оценку проблемной ситуации, выбирать в зависимости от требований среды адекватную копинг-стратегию, социальную сеть, определять вид и объем необходимой социальной поддержки. Ощущение контроля над средой способствует эмоциональной устойчивости, принятию ответственности за происходящие события. Следующим важным копинг-ресурсом является эмпатия, которая включает как сопереживание, так и способность принимать чужую точку зрения, что позволяет более четко оценивать проблему и создавать больше альтернативных вариантов ее решения. Существенным копинг-ресурсом является также аффилиация, которая выражается как в виде чувства привязанности и верности, так и в общительности, в стремлении сотрудничать с другими людьми, постоянно находиться с ними. Аффилиативная потребность является инструментом ориентации в межличностных контактах и регулирует эмоциональную, информационную, дружескую и материальную социальную поддержку путем построения эффективных взаимоотношений. Успешность копинг-поведения определяется когнитивными ресурсами. Развитие и осуществление базисной копинг-стратегии разрешения проблем невозможно без достаточного уровня мышления. Развитые когнитивные ресурсы позволяют адекватно оценить как стрессогенное событие, так и объем наличных ресурсов для его преодоления.
Была сделана попытка объединить в единое целое защитные механизмы и К.-м. (М. с.). При постановке психотерапевтических задач такое объединение адаптивных реакций личности представляется целесообразным, так как механизмы приспособления личности к болезни на разных этапах заболевания и его лечения чрезвычайно многообразны - от активных гибких и конструктивных до пассивных, ригидных и дезадаптивных механизмов психологической защиты.
Цели К.-м. (М. с.) могут быть различными у пациента, психотерапевта и лиц из ближайшего окружения больного. Пациент заинтересован в обретении психического равновесия, ослаблении и устранении болезненных расстройств, эффективном приспособлении к жизни при проявлениях болезни и ее последствиях в случае хронического течения заболевания, оптимальной адаптации к требованиям лечения. Основными целями использования психотерапевтом К.-м. (М. с.) пациента является развитие позитивного отношения к мотивации больного к лечению, его активное сотрудничество в терапии, эмоциональная устойчивость и терпеливость в процессе терапии. Лица из ближайшего окружения пациента ожидают от него сохранения прежнего статуса в семье и на работе, поддержания социальных контактов. Психотерапевту важно учесть все это многообразие целей для развития разнонаправленных К.-м. (М. с.).
Типы (модальности) К.-м. (М. с.) могут проявляться когнитивными, эмоциональными и поведенческими стратегиями функционирования личности больного. К когнитивным стратегиям относятся следующие К.-м. (М. с.): отвлечение или переключение мыслей на другие, "более важные" темы, чем болезнь; принятие болезни как чего-то неизбежного, проявление своего рода определенной философии стоицизма; диссимуляция болезни, игнорирование, снижение ее серьезности, даже подшучивание над болезнью; сохранение апломба, стремление не показывать своего болезненного состояния другим; проблемный анализ болезни и ее последствий, поиск соответствующей информации, расспрос врачей, обдумывание, взвешенный подход к решениям; относительность в оценке болезни, сравнение с другими, находящимися в худшем положении; религиозность, стойкость в вере ("со мною Бог"); придание болезни значения и смысла, например отношение к болезни как к вызову судьбы или проверке стойкости духа и др.; самоуважение - более глубокое осознание собственной ценности как личности.
Эмоциональные стратегии К.-м. (М. с.) проявляются в виде: переживания протеста, возмущения, противостояния болезни и ее последствиям; эмоциональной разрядки - отреагирования чувств, вызванных болезнью, например, плачем; изоляции - подавления, недопущения чувств, адекватных ситуации; пассивного сотрудничества - доверия с передачей ответственности психотерапевту; покорности, фатализма, капитуляции; самообвинения, возложения вины на себя; переживания злости, раздражения, связанных с ограничением жизни болезнью; сохранения самообладания - равновесия, самоконтроля.
Поведенческими стратегиями К.-м. (М. с.) являются следующие: отвлечение - обращение к какой-либо деятельности, уход в работу; альтруизм - забота о других, когда собственные потребности отодвигаются на второй план; активное избегание - стремление избегать "погружения" в процесс лечения; компенсация - отвлекающее исполнение каких-то собственных желаний, например покупка чего-то для себя; конструктивная активность - удовлетворение какой-то давней потребности, например совершить путешествие; уединение - пребывание в покое, размышление о себе; активное сотрудничество - ответственное участие в диагностическом и лечебном процессе; поиск эмоциональной поддержки - стремление быть выслушанным, встретить содействие и понимание.
Наряду с Бернским опросником "Способы преодоления критических ситуаций" Хайма (Heim Е.), описанным выше, при исследовании механизмов совладания применяется также психодиагностическая методика "Индикатор стратегий преодоления стресса", созданная Амирханом (Amirhan J. Н.) в 1990 г. и адаптированная В. М. Ялтонским в 1994 г. Методика представляет собой самооценочный опросник, определяющий базисные копинг-стратегии (разрешение проблем, поиск социальной поддержки и избегание) и их выраженность - структуру совладеющего со стрессом поведения.
Из описания К.-м. (М. с.) видна, с одной стороны, их близость к защитным механизмам, а с другой - их различие по параметру активности (конструктивности) - пассивности (неконструктивности). Наиболее продуктивными из них при проведении психотерапии являются: активное сотрудничество пациента в диагностическом и лечебном процессе, активный поиск поддержки в терапевтической и социальной среде, проблемный анализ болезни и ее последствий, разумная степень игнорирования болезни и юмористический подход к ней (определенное дистанцирование в отношении к проявлениям заболевания), стоицизм и терпеливость, сохранение самообладания, противостояние болезни, эмоциональная разрядка и альтруизм. Нередко психотерапевту трудно проводить конструктивную модификацию механизмов психологической защиты или их устранение, даже если он создает устойчивую эмпатическую коммуникацию с пациентом, которая ослабляет и снижает необходимость использования им защиты. В этом случае наиболее целесообразен акцент в психотерапевтической работе на поддержание и развитие у пациента К.-м. (М. с.).
См. также Стресс и его преодоление (копинг) по Лазарусу, Мейхенбауму, Перре.

Смотреть больше слов в «

Сходство и различия механизмов психологической защиты

И совладания со стрессом

В условиях стресса психологическая адаптация человека осуществляется, главным образом, посредством двух механизмов: психологической защиты и совладания, копинг-механизмов. В зарубежной психологии для обозначения специфики способов поведения человека в затруднительных ситуациях используются термины «coping» (справляться с чем-либо) и « defense» (Либина, 2008).

Психологическая защита – это специальная система стабилизации личности, направленная на ограждение сознания от неприятных, травмирующих переживаний, сопряженных с внутренними и внешними конфликтами, состояниями тревоги и дискомфорта. Цель и функциональное назначение ее – в ослаблении внутриличностного конфликта (напряжения, беспокойства) между инстинктивными импульсами бессознательного и усвоенными требованиями внешней среды, возникающими в результате социального взаимодействия (Гребенников Л. Р., 1994.; Доценко Е. Л.., 1993; Киршбаум Э. И., Еремеева А. И., 2000; Бассин Ф. В.).

Ослабляя этот конфликт, защита регулирует поведение человека, повышая его приспособляемость и уравновешивая психику. При этом конфликт между потребностью и страхом человек может выражать разными способами:

– посредством психических перестроек,

– посредством телесных нарушений (дисфункций), проявляющихся в виде хронических психосоматических симптомов,

– в форме изменения способов поведения.

Если защитные механизмы психики у человека слабы, страх и дискомфорт неизбежно переполнят его душу. В то же время, для поддержания работы механизмов защиты на оптимальном уровне требуется постоянное расходование энергии. И эти затраты могут быть настолько существенными, и даже непосильными для личности, что в ряде случаев может привести к появлению специфических невротических симптомов и нарушению приспособляемости, что составляет центральное противоречие проблемы психологической защиты (Набиуллина Р. Р., Тухтарова И. В., 2003).

Проблематика защитных механизмов нашла свое отражение и в исследованиях стресса (Кокс Т.,1980; Лазарус, 1970; Селье Г., 1979; Lazarus R.S., 1961; Lazarus R.S., 1966; Lazarus R.S. , 1976; Ulich D., 1969; Ulich D., 1982 и др.).

В более поздних исследованиях стресса механизмы защиты, как правило, сопоставляются с родовой категорией психической регуляции – механизмами совладания. Р. Лазарус и Р. Плучик определяют совладание как осознанные варианты бессознательных защит или осознанные поведенческие и интрапсихические усилия по разрешению внешне-внутренних конфликтов (Lazarus R.S., 1980; Plutchik R., 1984., 1979). В других случаях механизмы совладания считаются родовым понятием по отношению к механизмам защиты и включают в себя как бессознательные, так и осознанные защитные техники (Ulich D., 1969, 1982).

Под механизмами совладания понимаются «как поведенческие усилия, так и внутрипсихические усилия по разрешению внешних и внутренних требований, а также возникающих между ними конфликтов (т. е. попытки их разрешения, редукции или усиления по созданию терпимого отношения к этим конфликтам), которые требуют напряжения сил или даже превышают эти силы». Другие авторы подчеркивают, что «не все, что в самом широком смысле служит решению проблемы или адаптации, можно назвать совладанием; о нем можно говорить только тогда, когда:

– во-первых, умения и навыки, включая таковые и по ориентации, подвергаются серьезному испытанию,

– во-вторых, когда нет готовых решений или их невозможно использовать,

– в-третьих, когда ситуации или проблемы однозначно не заструктурированы и (или) трудно определить уместность принимаемых решений, и, наконец, когда невозможно предсказать последствия действий».

Р. Лазарус, рассматривая психологическую защиту как пассивное копинг-поведение, выделяет параметры дифференциации между защитными механизмами и механизмами совладания:

1. Временная направленность. Защита, как правило, пытается разрешить ситуацию «сейчас», не связывая эту актуальную ситуацию с будущими ситуациями. В этом смысле психологическая защита обслуживает актуальный психологический комфорт.

2. Инструментальная направленность. Защита «думает» только о себе, если она и учитывает интересы окружения, то только для того, чтобы они, в свою очередь, обслужили ее интересы.

3. Функционально-целевая значимость. Имеют ли механизмы регуляции функцию восстановления нарушенных отношений между окружением и личностью (механизмы совладания) или скорее функцию только регуляции эмоциональных состояний (защитные механизмы).

4. Модальность регуляции. Имеют ли место поиск информации, непосредственные действия, рефлексия (характерно скорее для совладания) или подавление, уход и т. д. (Лазарус Р., 1970).

По мнению Е.С.Романовой и Л.Р. Гребенникова (1996) заслуживают внимания предложенные группой Р.Лазаруса параметры классификации механизмов совладания и защиты и дифференциации между ними. К ним отнесены: временная направленность; инструментальная направленность (на окружение или на самого себя); функционально-целевая значимость (имеет ли механизм функцию восстановления нарушенных отношений индивида с окружением или же только функцию регуляции эмоционального состояния); модус совладания (поиск информации, реальные действия или бездействие). (Романова Е.С., Гребенников Л.Р. 1996).

Отдавая дань проблеме психологической защиты, Р. Лазарус создал классификацию психозащитных техник, выделив в одну группу симптоматические техники – употребление алкоголя, транквилизаторов, седативных препаратов и т. д., а в другую группу так называемые внутрипсихические техники когнитивной защиты – идентификацию, перемещение, подавление, отрицание, реактивное образование, проекцию, интеллектуализацию.

Б. Д. Карвасарский указывает, что если процессы компенсации и особенно защиты направлены на смягчение психического дискомфорта, то процессы совладания (по Р. Лазарусу) направлены на активное изменение ситуации и удовлетворение значимых потребностей (Карвасарский Б. Д., 1990).

Х. Шредер считает, что в общем, континууме психической регуляции защитные реакции занимают последний уровень совладения с эксквизитными ситуациями, уровень, который уже имеет характер прогрессирующей декомпенсации. Защитный вариант регуляции поведения направлен на маскировку актуальной социальной недееспособности (в том числе маскировку перед самим собой), на купирование тревоги, на вытеснение информации, которая противоречит Я-концепции.

Как отмечает Л. И. Анцыферова, люди, прибегающие к механизмам психологической защиты в проблемных и стрессовых ситуациях, воспринимают мир как источник опасностей, у них невысокая самооценка, а мировоззрение окрашено пессимизмом. Люди же, предпочитающие в подобных ситуациях конструктивно преобразующие стратегии, оказываются личностями с оптимистическим мировоззрением, устойчивой положительной самооценкой, реалистическим подходом к жизни и сильно выраженной мотивацией достижения (Анциферова Л. И., 1997).

Если копинг-поведение может использоваться индивидом сознательно, выбираться и изменяться им в зависимости от ситуации, то механизмы психологической защиты неосознаваемы и в случае их закрепления становятся дезадаптивными (Варшаловская Е. Б., 1994).

N. Haan (1977), в частности, отмечает, что копинг и защита основываются на одинаковых, тождественных процессах, но отличаются полярностью направленности – либо на продуктивную, либо на слабую адаптацию. Копинг-процессы берут начало с восприятия вызова, запускающего когнитивные, моральные, социальные и мотивационные структуры, действие которых является основным для адекватного ответа (Схема 1). В ситуации новых для личности требований, при которых существующий ответ не является подходящим, возникает копинг-процесс. Если новые требования непосильны для личности, тогда копинг-процесс может принимать, форму защиты. Защитные механизмы позволяют устранить психотравму за счет исключения действительности. Автор характеризует классические защитные механизмы как ригидные, эмоционально неадекватные и несоответствующие реальности.

Схема 1. Функционирование стилей реагирования

Из вышесказанного можно сделать вывод, что механизмы защиты склонны к более быстрому уменьшению эмоционального напряжения и тревоги и работают по принципу «здесь и теперь». Механизмы совладания более пластичны, но требуют от человека большей затраты энергии и включения когнитивных, эмоциональных и поведенческих усилий. Возможное целенаправленное включение адекватных психотерапевтических воздействий, использование которых оптимизирует социальное восстановление пациентов осуществляется при условии выявления адаптивных возможностей пациента.

Копинг-поведение и механизмы совладания со стрессом

Развитие теории копинга

Теория совладания личности с трудными жизненными ситуациями (копинга) возникла в психологии во второй половине XX в. Форма поведения, отражающая готовность индивида решать жизненные проблемы, была названа копинг-поведением (от англ. to соре – справиться, совладать). Первым в 1962 термин «coping» использовал L. Murphy (см. Ценных Е. А. Чехлатый Е. И., Волкова О. Н., 2009). Позже он активно использовался американским психологом Абрахамом Маслоу, который считал, что копинг-поведение противопоставлено экспрессивному поведению. (Maslow, 1987).

R. S. Lazarus (1966) дает следующее определение копинга: «стремление к решению проблем, которое предпринимает индивид, если требования имеют огромное значение для его хорошего самочувствия (как в ситуации, связанной с большой опасностью, так и в ситуации, направленной на большой успех), поскольку эти требования активируют адаптивные возможности».

Несмотря на многообразие исследований, посвященных проблеме копинг-поведения, долгие годы они, в основном, касались физических и психосоматических заболеваний (Broda М., 1987; Heim Е., 1988; Moss R., 1988; Mussgay L., Olbrich R., 1988) и изучались преимущественно зарубежными авторами.

Neal под копингом подразумевает постоянно изменяющиеся когнитивные и поведенческие попытки справиться со специфическими внешними или/и внутренними требованиями, которые оцениваются как напряжение или превышают возможности человека справиться с ними (Neal, 1998). R. S. Lazarus (1966) дает следующее определение копинга: «стремление к решению проблем, которое предпринимает индивид, если требования имеют огромное значение для его хорошего самочувствия (как в ситуации, связанной с большой опасностью, так и в ситуации, направленной на большой успех), поскольку эти требования активируют адаптивные возможности». Coyne J. рассматривает копинг как деятельность личности по поддержанию или сохранению баланса между требованиями среды и ресурсами, удовлетворяющими этим требованиям (Coyne J., 1981). Подобное смещение в понятиях адаптации к неблагоприятным факторам позволило рассматривать копинг в качестве центрального звена стресса, как стабилизирующего фактора, который может помочь личности поддерживать психосоциальную адаптацию в период воздействия стресса. Более того, после выхода книги R. Lazarus «Psychological stress and the coping process» в 1966г. произошла постепенная смена модели стресса, разработанная Г. Селье.

Массивное движение по пропаганде копинга начало формироваться в 60-е годы работами I. Jams (1958), M. Arnold (1960), D. Mechanic (1962), L. Murphy (1962), J. Rotter (1966), R. Lasarus, (1966).

В российской психологической литературе термин переводят, как адаптивное «совладающее поведение» или «психологическое преодоление». Отметим, что согласно словарю Владимира Даля (1995), слово «совладание» происходит от старорусского «лад» (ладить) и означает справляться, привести в порядок, подчинить себе. Образно говоря, «совладать с ситуацией» – значит подчинить себе обстоятельства, сладить с ними.

Современный подход к изучению механизмов формирования совладающего поведения основан на мнении, что человеку присущ инстинкт преодоления (Фромм, 1992). По мнению Аршавского и Ротенберга (1984), одной из форм проявления инстинкта является поисковая активность, обеспечивающая участие эволюционно-программных стратегий во взаимодействии субъекта с различными ситуациями.

Копинг-поведение предполагает приспособление к обстоятельствам и умение использовать определенные средства для преодоления эмоционального стресса. При выборе активных действий повышается вероятность устранения воздействия стрессоров на личность.

Течение послестрессовой ответной реакции зависит от факторов, обуславливающих качества стрессоров, личностных свойств, компетентности в преодолении нагрузок, социальной помощи. Исследователи полагают, что способность совладания зависит от таких индивидуально-психологических особенностей как темперамент, уровень тревожности, тип мышления, спецификой локуса контроля, направленности характера. Выраженность тех или иных способов реагирования на сложные жизненные ситуации находится в прямой зависимости от степени самоактуализации личности – чем выше уровень развития личности человека, тем успешнее он справляется с возникшими трудностями.

Психофизиологические свойства личности и социальные факторы являются главными опосредующими факторами со стороны индивида в процессе оценки и реакции на происходящее. Они также обуславливают длительность, интенсивность, характер стрессовой реакции, способствуя как ее усилению, так и ослаблению.

К личностным ресурсам относятся адекватная «Я-концепция», позитивная самооценка, низкий нейротизм, интернальный локус контроля, оптимистическое мировоззрение, эмпатический потенциал, аффилиативная тенденция (способность к межличностным связям) и другие психологические конструкты. Исходя из этого С.Фолкман, Р.С.Лазарус предложили схему, характеризующую вышеописанные связи (рис.3).


В процессе действия стрессора на личность происходит первичная оценка, на основании которой определяют тип создавшейся ситуации – угрожающий или благоприятный.

Р. Лазарус утверждает, что первичная и вторичная оценки влияют на форму проявления стресса, интенсивность и качество последующей реакции (Lazarus R., Folkman S., 1984). Именно с этого момента формируются механизмы личностной защиты, которые Р.С. Лазарус (1966, 1991), рассматривал как процессы совладания, как способность личности осуществлять контроль над угрожающими, расстраивающими или доставляющими ей удовольствие ситуациями.

Особое значение Р. Лазарус придает когнитивной оценке стресса, утверждая, что стресс – это не просто встреча с объективным стимулом, решающее значение имеет его оценка индивидом. Стимулы могут быть оценены как неуместные, положительные или стрессогенные. Также автор утверждает, что стрессогенные стимулы приводят к различной величине стресса у разных людей и в разных ситуациях (Alfert E., Lazarus R., 1964).

Таким образом, ключевым моментом в исследованиях Лазаруса было то, что стресс стал рассматриваться как результат субъективной оценки вредного стимула. Тем не менее, несмотря на значительное индивидуальное разнообразие поведения в стрессе, по мнению Лазаруса. существует два глобальных типа стиля реагирования.

Проблемно-ориентированный стиль направленный на рациональный анализ проблемы проявляется в таких формах поведения, как самостоятельный анализ случившегося, обращение за помощью к другим, поиск дополнительной информации и связан с созданием и выполнением плана разрешения трудной ситуации.

Субъектно-ориентированный стиль как следствие эмоционального реагирования на ситуацию, не сопровождающегося конкретными действиями, характеризуются наивной, инфантильной оценкой происходящего. Он проявляется в виде попыток не думать о проблеме вообще, вовлечении других в свои переживания, желании забыться во сне, растворить свои невзгоды в алкоголе или компенсировать отрицательные эмоции едой (Lazarus R.S., 1976, 1966).

Сходные взгляды высказывают и другие авторы (Rahe R., 1978; Wiedl K. H., 1991), в рамках которых излагается точка зрения о том, что индивидуальная когнитивная оценка определяет количество стресса, генерированного событием или ситуацией. Первый шаг в процессе когнитивной оценки представлен «поляризующим фильтром», который может усилить или ослабить значимость события. Одни и те же события жизни могут иметь различную стрессовую нагрузку в зависимости от их субъективной оценки.

Набиуллина Р. Р., Тухтарова И. В на основе анализа работ различных зарубежных авторов выделяют три основных подхода к понятию «копинг»: определение копинга – как свойство личности, относительно постоянную предрасположенность отвечать на стрессовое событие (Billngs A., Moos R., 1984); рассмотрение копинга в качестве одного из способов психологической защиты, используемой для ослабления напряжения (Нааn N., 1977).

К третьему подходу принадлежат R. Lazarus и S. Folkman (1984), согласно которым копинг понимается как динамический процесс, постоянно изменяющиеся когнитивные и поведенческие попытки управлять внутренними и (или) внешними требованиями, которые оцениваются как напрягающие или предвосхищающие ресурсы личности (см. Набиуллина Р. Р., Тухтарова И. В, 2003).

Процессы совладания являются частью эмоциональной реакции. От них зависит сохранение эмоционального равновесия, уменьшение, устранение или удаление действующего стрессора. Совладающее поведение, повышая адаптивные возможности субъекта, на основе осознаваемого, активного выбора, избавляет индивида от рассогласованности побуждений и амбивалентности чувств, предохраняют его от осознания нежелательных или болезненных эмоций, а главное – устраняют тревогу и напряженность. В случае неуспешного копинга, стрессор сохраняется и возникает необходимость дальнейших попыток совладания.

По мнению A. Bandura (1977), «ожидание личной эффективности, мастерства отражается как на инициативе, так и на настойчивости в купирующем поведении. Сила убеждения человека в своей собственной эффективности дает надежду на успех». Низкая самоэффективность по мнению В.А. Бодрова может привести к такой вторичной оценке, которая определит событие как неподдающееся управлению и поэтому как стрессовое (Бодров В. А., 1996). Perrez M., Reichert M., (1992) допускают ситуацию, когда по объективным причинам индивид не может повлиять на ситуацию и изменить ее. Адекватным функциональным способом совладания в подобном случае, считают авторы, является избегание. Функционально адекватной копинговой реакцией в данном случае является когнитивная переоценка ситуации, придача ей другого смысла.

Исследования, проведенные в Японии (Nacano К., 1991), показали, что активные копинг-стратегии, ориентированные на решение проблемы, ведут к уменьшению имеющейся симптоматики, тогда как избегание и другие копинг-стратегии, направленные на редукцию эмоционального напряжения, приводят к усилению симптоматики.

Собственная оценка по отношению к человеческим способностям справляться с жизненными событиями основывается на предыдущем опыте действий в подобных ситуациях, вере в себя, на социальной поддержке людей, самоуверенности и рискованности (Holroyd К., Lazarus R., 1982).

Люди часто сталкиваются с ситуациями внутреннего напряжения и стресса. На любой дискомфорт человек реагирует двумя способами: выстраивая копинг-стратегии и применяя психологические защиты. Копинг-стратегии это способы деятельности, которые помогают адаптироваться в сложной ситуации и удержать психологическое равновесие.

Откуда появился термин

Копинговые стратегии - это все то, что помогает человеку преодолеть стрессовое напряжение. Стрессовая ситуация характеризуется тревогой, сложностью, неопределенностью. Стратегии копинга дают возможность справиться с тяжелой проблемой. Стратегия может быть эмоциональная или поведенческая. В русской психологической школе используют понятие «переживание» или совладающее поведение. Суть совладания в том, чтобы человек смог преодолевать жизненные трудности или уменьшал их влияние на организм.

Термин появился в психологии в начале шестидесятых годов прошлого века. Его применил Л. Мерфи, он обозначил им преодоление детских кризисов развития. Спустя несколько лет когнитивный психолог Ричард Лазарус в своей книге описал стратегии совладания со стрессовыми факторами.

Классификация стратегий

Существует несколько классификаций копинг-стратегий. Наиболее известна классификация стратегий копинга Лазаруса. В соавторстве с С. Фолкманом было предложено два типа копинг-стратегий:

  • проблемно-ориентированный;
  • эмоционально-ориентированный.

В первом случае человек во время переживания стресса пытается изменить ситуацию с помощью осмысления проблемы, он ищет информацию о том, как поступить и что делать. Такое осмысление помогает избежать необдуманных поступков и импульсивных действий.

Эмоциональный тип копинг-поведения в стрессовых ситуациях включает в себя мысли, помогающие снизить психологический пресс от напряженного состояния. Мысли помогают чувствовать себя лучше, но не направлены на решение проблемы. Примеры: юмор, употребление алкоголя, транквилизаторов, отрицание ситуации.

Проблемно-ориентированные копинг-стратегии

В работах Лазаруса и Фолкмана существует восемь копинг-стратегий. В у человека может быть различная стратегия помощи самому себе. К ним относятся:

  1. Планирование действий по решению проблемы, анализ ситуации, различные предпринятые усилия по выходу из проблемы.
  2. Конфронтационный копинг. Попытки решить сложную ситуацию путем конфронтации. Проблема разрешается с помощью враждебности и конфликтности, присутствуют трудности в планировании действий. Человек может не осознавать последствий от неоправданного упорства. Часто конфронтация рассматривается как неадаптивная, но личность показывает упорство в отстаивании собственных интересов, человек активно противостоит трудностям.
  3. Взятие ответственности за проблему на себя. После оценки своей роли происходят попытки исправить напряженную ситуацию.
  4. Самоконтроль. Человек контролирует свои эмоции и действия.
  5. Положительная оценка стрессовой проблемы. В этом случае происходит поиск плюсов сложившейся ситуации.
  6. Обращение к помощи окружающих и близких людей.
  7. Дистанцирование. Стратегия удаления от ситуации, уменьшение ее значимости.
  8. Избегание проблемы, бегство от трудностей.

Лазарус показал, что именно человек оценивает ситуацию как стрессовую или нет. Только он самостоятельно может оценить для себя величину потенциального стрессора. В каждом сложном положении человек сам определяет ресурсы копинга, чтобы справиться со стрессом.

Базисная стратегия и ресурсы

Ричард Лазарус определял механизмы копинга как действия, которые предпринимает индивид в ситуации угрозы, болезни, физического насилия и т.п. Существует теория копинг поведения, в ней выделены основные виды стратегии копинга и ресурсы. Базисная стратегия это:

  • разрешение проблем;
  • избегание;
  • поиск поддержки.

Базисные ресурсы копинга это:

  • Я-концепция;
  • эмпатия;
  • аффилиация;
  • локус контроля;
  • когнитивные ресурсы.

Позитивный характер Я-концепции позволяет человеку быть уверенным, он способен держать напряженную ситуацию под контролем. Эмпатия позволяет принимать точку зрения другого человека и с помощью нее выработать больше вариантов решения. Аффилиация является инструментом межличностных контактов, помогает регулировать эмоциональную и дружескую поддержку.

Механизмы копинга играют компенсаторную функцию, они способствуют без особого вреда для личности.

Совладающее поведение

Под копингом понимается прежде всего адаптация в период стрессового переживания. В психологии - это стремление к разрешению проблемы для хорошего самочувствия.

Теория копинг-поведения - это способность индивида поддерживать баланс между средой и ресурсами. Основное предназначение совладающего поведения - поддержание психологического благополучия человека. Для психического здоровья выбирается нужная стратегия копинг-механизма.

В теории копинг-поведения существуют непродуктивные копинг-стратегии. К ним относится копинг-поведение в стрессовой ситуации путем избегания проблемы, неспособности выйти из нее с достоинством.

Есть и продуктивное совладающие поведение в стрессе. Важно работать над проблемой, поддерживать связь с другими людьми, сохранять оптимизм.

Диагностическая методика для определения стратегий

Диагностическая методика разработана Амирханом, он выделил три группы копинг-механизмов. Это разрешение проблем, поиск социальной помощи, избегание.

Эффективным будет применение всех трех стратегий. В некоторых ситуациях человек сам способен справиться с проблемой, в другом случае ему будет нужна помощь. Иногда он может избежать трудностей, только подумав о неблагоприятных последствиях его действий.

В индикаторе копинг-стратегий учитываются все механизмы копинга. Таким образом, совладающее поведение можно определить как выработку плана и предпринимаемые действия при психологической угрозе. Стили и стратегии совладания относятся к сфере сознательного поведения, с помощью них человек справляется с жизненными проблемами.

Опросник относится к удачным инструментам для исследования важных процессов в стрессовом поведении человека. Пройти опросник можно самостоятельно или с помощью психолога. С помощью методики осознаются копинг-стратегии личности. Узнать свой стиль поведения при стрессе можно с помощью диагностической методики «Индикатор копинг-стратегий ».

Видео: лекция Алексея Щавелева «Управление стрессом»

Копинг механизмы (МЕХАНИЗМЫ СОВЛАДАНИЯ) (от англ. coping - совладание). Изучение поведения человека в стрессовых ситуациях привело к выявлению механизмов совладания, или копинг-механизмов, определяющих успешную или неуспешную адаптацию.

Впервые термин «coping» был использован Мерфи (Murphy L.) в 1962 г. в исследованиях способов преодоления детьми требований, выдвигаемых кризисами развития. К ним относились активные усилия личности, направленные на овладение трудной ситуацией или проблемой. В последующем понимание копинг механизмов (М. с.) было тесно связано с исследованиями психологического стресса. Лазарус (Lazarus R. S., 1966) определял копинг механизмы (М. с.) как стратегии действий, предпринимаемые человеком в ситуациях психологической угрозы, в частности в условиях приспособления к болезни как угрозе (в разной мере, в зависимости от вида и тяжести заболевания) физическому, личностному и социальному благополучию.

В теории копинг-поведения, основанной на работах когнитивных психологов Лазаруса и Фолькмана (Lazarus R., Folcman S., 1984, 1987), выделяются базисные копинг-стратегии: «разрешение проблем», «поиск социальной поддержки», «избегание» и базисные копинг-ресурсы: Я-концепция, локус контроля, эмпатия, аффилиация и когнитивные ресурсы. Копинг-стратегия разрешения проблем отражает способность человека определять проблему и находить альтернативные решения, эффективно справляться со стрессовыми ситуациями, тем самым способствуя сохранению как психического, так и физического здоровья. Копинг-стратегия поиска социальной поддержки позволяет при помощи актуальных когнитивных, эмоциональных и поведенческих ответов успешно совладать со стрессовой ситуацией. Отмечаются некоторые половые и возрастные различия в особенностях социальной поддержки. В частности, мужчины чаще обращаются за инструментальной поддержкой, а женщины - как за инструментальной, так и за эмоциональной. Молодые пациенты наиболее важным в социальной поддержке считают возможность обсуждения своих переживаний, а пожилые - доверительные отношения. Копинг-стратегия избегания позволяет личности уменьшить эмоциональное напряжение, эмоциональный компонент дистресса до изменения самой ситуации. Активное использование индивидом копинг-стратегии избегания можно рассматривать как преобладание в поведении мотивации избегания неудачи над мотивацией достижения успеха, а также как сигнал о возможных внутриличностных конфликтах (Ялтонский В. М., 1994).

Одним из основных базисных копинг-ресурсов является Я-концепция, позитивный характер которой способствует тому, что личность чувствует себя уверенной в своей способности контролировать ситуацию. Интернальная ориентация личности как копинг-ресурс позволяет осуществлять адекватную оценку проблемной ситуации, выбирать в зависимости от требований среды адекватную копинг-стратегию, социальную сеть, определять вид и объем необходимой социальной поддержки. Ощущение контроля над средой способствует эмоциональной устойчивости, принятию ответственности за происходящие события. Следующим важным копинг-ресурсом является эмпатия, которая включает как сопереживание, так и способность принимать чужую точку зрения, что позволяет более четко оценивать проблему и создавать больше альтернативных вариантов ее решения. Существенным копинг-ресурсом является также аффилиация, которая выражается как в виде чувства привязанности и верности, так и в общительности, в стремлении сотрудничать с другими людьми, постоянно находиться с ними. Аффилиативная потребность является инструментом ориентации в межличностных контактах и регулирует эмоциональную, информационную, дружескую и материальную социальную поддержку путем построения эффективных взаимоотношений. Успешность копинг-поведения определяется когнитивными ресурсами. Развитие и осуществление базисной копинг-стратегии разрешения проблем невозможно без достаточного уровня мышления. Развитые когнитивные ресурсы позволяют адекватно оценить как стрессогенное событие, так и объем наличных ресурсов для его преодоления.

Была сделана попытка объединить в единое целое защитные механизмы и копинг механизмы. При постановке психотерапевтических задач такое объединение адаптивных реакций личности представляется целесообразным, так как механизмы приспособления личности к болезни на разных этапах заболевания и его лечения чрезвычайно многообразны - от активных гибких и конструктивных до пассивных, ригидных и дезадаптивных механизмов психологической защиты.

Цели копинг механизмов могут быть различными у пациента, психотерапевта и лиц из ближайшего окружения больного. Пациент заинтересован в обретении психического равновесия, ослаблении и устранении болезненных расстройств, эффективном приспособлении к жизни при проявлениях болезни и ее последствиях в случае хронического течения заболевания, оптимальной адаптации к требованиям лечения. Основными целями использования психотерапевтом копинг механизмов пациента является развитие позитивного отношения к мотивации больного к лечению, его активное сотрудничество в терапии, эмоциональная устойчивость и терпеливость в процессе терапии. Лица из ближайшего окружения пациента ожидают от него сохранения прежнего статуса в семье и на работе, поддержания социальных контактов. Психотерапевту важно учесть все это многообразие целей для развития разнонаправленных копинг механизмов.

Типы (модальности) копинг механизмов могут проявляться когнитивными, эмоциональными и поведенческими стратегиями функционирования личности больного. К когнитивным стратегиям относятся следующие копинг механизмы: отвлечение или переключение мыслей на другие, «более важные» темы, чем болезнь; принятие болезни как чего-то неизбежного, проявление своего рода определенной философии стоицизма; диссимуляция болезни, игнорирование, снижение ее серьезности, даже подшучивание над болезнью; сохранение апломба, стремление не показывать своего болезненного состояния другим; проблемный анализ болезни и ее последствий, поиск соответствующей информации, расспрос врачей, обдумывание, взвешенный подход к решениям; относительность в оценке болезни, сравнение с другими, находящимися в худшем положении; религиозность, стойкость в вере («со мною Бог»); придание болезни значения и смысла, например отношение к болезни как к вызову судьбы или проверке стойкости духа и др.; самоуважение - более глубокое осознание собственной ценности как личности.

Эмоциональные стратегии копинг механизмов проявляются в виде: переживания протеста, возмущения, противостояния болезни и ее последствиям; эмоциональной разрядки - отреагирования чувств, вызванных болезнью, например, плачем; изоляции - подавления, недопущения чувств, адекватных ситуации; пассивного сотрудничества - доверия с передачей ответственности психотерапевту; покорности, фатализма, капитуляции; самообвинения, возложения вины на себя; переживания злости, раздражения, связанных с ограничением жизни болезнью; сохранения самообладания - равновесия, самоконтроля.

Поведенческими стратегиями копинг механизмов являются следующие: отвлечение - обращение к какой-либо деятельности, уход в работу; альтруизм - забота о других, когда собственные потребности отодвигаются на второй план; активное избегание - стремление избегать «погружения» в процесс лечения; компенсация - отвлекающее исполнение каких-то собственных желаний, например покупка чего-то для себя; конструктивная активность - удовлетворение какой-то давней потребности, например совершить путешествие; уединение - пребывание в покое, размышление о себе; активное сотрудничество - ответственное участие в диагностическом и лечебном процессе; поиск эмоциональной поддержки - стремление быть выслушанным, встретить содействие и понимание.

Наряду с Бернским опросником «Способы преодоления критических ситуаций» Хайма (Heim Е.), описанным выше, при исследовании механизмов совладания применяется также психодиагностическая методика «Индикатор стратегий преодоления стресса», созданная Амирханом (Amirhan J. Н.) в 1990 г. и адаптированная В. М. Ялтонским в 1994 г. Методика представляет собой самооценочный опросник, определяющий базисные копинг-стратегии (разрешение проблем, поиск социальной поддержки и избегание) и их выраженность - структуру совладеющего со стрессом поведения.

Из описания копинг механизма видна, с одной стороны, их близость к защитным механизмам, а с другой - их различие по параметру активности (конструктивности) - пассивности (неконструктивности). Наиболее продуктивными из них при проведении психотерапии являются: активное сотрудничество пациента в диагностическом и лечебном процессе, активный поиск поддержки в терапевтической и социальной среде, проблемный анализ болезни и ее последствий, разумная степень игнорирования болезни и юмористический подход к ней (определенное дистанцирование в отношении к проявлениям заболевания), стоицизм и терпеливость, сохранение самообладания, противостояние болезни, эмоциональная разрядка и альтруизм. Нередко психотерапевту трудно проводить конструктивную модификацию механизмов психологической защиты или их устранение, даже если он создает устойчивую эмпатическую коммуникацию с пациентом, которая ослабляет и снижает необходимость использования им защиты. В этом случае наиболее целесообразен акцент в психотерапевтической работе на поддержание и развитие у пациента копинг механизма.

Развод