Харухи судзумии кен. Заговоры харухи судзумии

Кратко

Кён - один из главных персонажей истории, одноклассник Харухи и второй основатель «Команды SOS». С некоторых пор в восприятии окружающих он оказывается неразрывно связанным с Харухи, поскольку является единственным человеком в классе, с кем она поддерживает диалог. При первом знакомстве Кён кажется несколько циничным, благодаря своему постоянному сарказму, но причина такого поведения скорее в том, что он - единственный адекватный человек в команде Судзумии. Ему зачастую приходится в буквальном смысле исправлять последствия чрезмерного энтузиазма Харухи, и кроме того Кён - «совесть Команды SOS».
В табели о рангах Команды Кён находится на низшей ступени и потому вся черная работа как правило достается ему. Кстати, должность перманентного разнорабочего также служит поводом для постоянных упреков со стороны Харухи.

Происхождение

Несмотря на то что главный персонаж сериала – Судзумия Харухи, история рассказывается от лица Кёна. С характерным юмором он повествует нам о своих разнообразных приключениях, связанных с Харухи.

Кён — единственный «нормальный» человек в Команде SOS. Тем не менее, ему вполне комфортно в компании пришельца, гостьи из будущего и экстрасенса. С тех пор, как Харухи заявила о том, что обычные люди ее не интересуют, вокруг Кёна стали появляться странные личности, не особо вписывающиеся в рациональную картину мира. Коидзуми мягко и осторожно пытается подвести Кёна к нужным мыслям по этому поводу, но Кён всегда отмахивается от него, считая рассуждения Коидзуми не стоящими внимания. Существует мнение, что на самом деле, Кёна защищает его же подсознание, не позволяя ему понять правду.

Нагато говорит о Кёне как о «внешнем факторе, который с некоторых пор влияет на Судзумию Харухи». Этот факт послужил поводом для действий со стороны Асакуры Рёко, предположившей, что убийство Кёна вызовет значительный поток данных от Судзумии и тем самым нарушит status quo, в котором находится мир, открыв дорогу дальнейшей эволюции.

Другая необычная особенность Кёна — нехарактерная для школьника 10 класса глубина рассуждений и литературность языка. Время от времени Кён делает отсылки к мифологии, законам физики и даже к философским учениям. Несмотря на постоянное внешнее недовольство, действия Кёна не всегда соответствуют суждениям, которые он высказывает.

Примечание: В интервью Нагару Танигава рассказывает, что Кён с самого начала задумывался как телепат, но потом он передумал и сделал его «обычным человеком».

На самом деле «Кён» - прозвище, а не имя. Согласно истории его «подарила» Кёну тетя, а среди окружения Кёна его распространила младшая сестра, которая таким образом хотела поквитаться с Кёном за его нелюбовь к обращению «Онии-тян» («братик»). Настоящее имя Кёна держится в тайне.

Интересный факт: В корейской версии легенды о Танабате, имя пастуха, в которого влюбилась принцесса — Kyonu.

Примечание: Кён упоминает имя Джон Смит, но это не более чем еще один псевдоним. Однако он сыграл ключевую роль в четвертом томе (и полнометражном фильме) — Исчезновение Судзумии Харухи.

Роль в команде

Спокойный и саркастичный голос Кёна в большинстве случаев оказывается решающим в Команде SOS (и во многом, справедливым). Он часто вмешивается в действия Харухи, когда та заходит слишком далеко. Несмотря на сарказм, временами приводящий Харухи в бешенство, эта возможность предоставлена только ему, остальные участники бригады - лишь пассивные наблюдатели, которые беспрекословно (или почти беспрекословно) следуют приказам командира.

Кён практически всегда платит за обед в кафе, обычно в качестве штрафа за какой-либо проступок с точки зрения Харухи, а также выполняет разнообразную «черную работу» (оператор в фильме или создатель сайта Команды). Тем не менее, он остается преданным Харухи и остальным, причем очевидно, что, из всех участников Команды SOS, он - самый преданный, так как находится там всецело по своей воле.

Кён - единственный, кто может остановить Харухи на пути реализации ее наиболее безумных идей. Приведение настроения Харухи в норму в моменты злости или депрессии тоже лежит на его плечах. Как говорит Коидзуми: «Мы отвечаем за то, что происходит в закрытых реальностях, а ты - за то, что случается в обычном мире, поскольку ты - единственный, кто может поддерживать ментальное состояние Судзумии-сан стабильным и предотвращать появление закрытых реальностей». Кён становится своебразным «связующим звеном» между миром Харухи и реальностью, из-за чего на его долю выпадает множество загадочных приключений, как правило связанных с устранением путаницы, прожденной подсознанием Судзумией Харухи.

Бесконечные жалобы и фирменное недовольство не мешают ему оставаться вместе с Харухи и ее командой, хотя возможность отказаться была у него не раз, и наиболее примечателен в этом плане четвертый том ранобе, экранизированный в полнометражную ленту, «Исчезновение Судзумии Харухи». Мысленно он оправдывает себя ответственностью за спасение Нагато Юки и Асахины Микуру от «коварных» планов Харухи, но впоследствии признается, что не представляет своей жизни без Команды SOS.

Существует достаточно распространенное мнение, что «богом» на самом деле является не Харухи, а Кён. Основной довод этой версии - пролог ко второй серии первого сезона аниме (он же пролог к первому тому ранобе), в котором Кён вспоминает: «В глубине души я мечтал, чтобы пришельцы, монстры, экстрасенсы и дьявольские гении с их дьявольскими организациями однажды ворвались в мою серую, скучную жизнь — и сделали ее увлекательной; я очень хотел бы жить в таком мире!». С этой точки зрения, силы, которыми обладает Харухи, на самом деле были даны ей Кёном, поскольку сам он не хотел быть в центре внимания, желая оставаться второстепенным персонажем. Но даже будучи таковым он участвует в приключениях, к которым эпитет «сверхъестественные» или «божественные» подходит как нельзя лучше. Однако остальные участники Команды, наблюдатели от различных сил, об этом не подозревают - поэтому все загадочные организации строят свои теории вокруг Судзумии Харухи.

Подробнее о теории «Кёноцентризма» и о других можно почитать на этой страничке.

Отношения

С тех пор, как Кён решился заговорить с Харухи, он быстро превратился в ее главного друга (и даже больше). Согласно слов Коидзуми, он «выбран» Судзумией-сан, Кён - единственный человек, которого Харухи готова взять с собой в новый мир. Отношение же самого Кёна к Харухи является довольно сложным и глубоким чувством, в котором смешиваются раздражение и восхищение, вечное недовольство и готовность идти за ней в огонь и в воду, нарочитое непонимание и романтический интерес. Динамика развития этого отношения является одной из наиболее сильных сторон книг и аниме по Меланхолии.

Все три «необычных» участника Команды открывают Кёну свою истинную сущность. Все трое полагают, что с его помощью можно воздействовать на Харухи без риска уничтожения мира из-за очередной депрессии. Для них Кён является основным средством для изучения Харухи.

Первой свою истинную природу раскрывает Нагато Юки. Несмотря на то, что изначально Кён считает ее слегка потерявшейся в мире научной фантастики, дальнейшие события (инцидент с Асакурой Рёко) быстро меняют его точку зрения. Нагато зачастую выручает Команду SOS в сложных ситуациях, и Кён небезосновательно считает ее самой надежной из троицы. Более того, без Нагато он бы уже мог быть убит несколько раз, либо затерян в бесконечном ветвлении временной оси. Смесь из чувства благодарности, желаний вернуть долг и оградить Нагато от внешних опасностей дает жизнь еще одному сложному чувству в душе Кёна. Однако Кён отвергает мир, созданный самой Нагато («Исчезновение Судзумии Харухи»), как вариант мира, где возможны романтические отношения между ними, но нет Команды SOS. Кроме того, Кён — единственный, кто умеет замечать постепенно проявляющиеся эмоции Нагато.

С Асахиной Микуру, путешественницей во времени, отношения складываются немного иным образом. Появление Асахины в составе Команды сопровождалось определенными действиями со стороны Харухи, поэтому Кён считает своим первейшим долгом исполнять роль рыцаря в отношении Асахины, например защищать ее от рук Харухи. Однако это не мешает ему, как и любому парню, скрытно любоваться ею и даже иметь спрятанные на компьютере клуба достаточно неоднозначные фотографии. Асахина стала для Кёна чем-то вроде ангела, без которого жизнь казалась бы сущим адом, но несмотря на все внешнее обожание, выражающееся в постоянных мечтах, Кён не особо близок с ней. Возможно, дело в том, что она сама предостерегла его от сближения, во избежание ревности со стороны Харухи. Существует мнение, что на самом деле Асахина Микуру далеко не так наивна, как хочет казаться, и фактически манипулирует Кёном, используя его слабость перед образом беззащитной, но при этом крайне симпатичной, старшеклассницей.

Экстрасенс Коидзуми Ицки является главным источником информации для Кёна, как и Нагато Юки. Из всех членов Команды SOS Коидзуми наиболее словоохотлив и довольно часто делится с Кёном информацией о Судзумии Харухи, а также собственными философскими умозаключениями. Однако именно эта черта вызывает у Кёна раздражение, и иногда довольно сильное. Причиной во многом служит постоянная улыбка, которую Коидзуми использует как средство поддержания хорошего настроения Харухи. Вторым раздражающим фактором является привычка Коидзуми вторгаться в личное пространство Кёна. Однако несмотря на перечисленные факторы, Кён сознает что они с Коидзуми являются друзьями, хотя даже простое признание этого факта дается ему нелегко. Впрочем это не мешает им играть в разнообразные настольные игры во время школьных будней. Не лишено смысла предположение о том, что Кён подсознательно считает Коидзуми конкурентом за внимание девушек в Команде SOS, что, конечно, не добавляет теплоты в их отношения.

Отзыв на оба сезона,по одному нет смысла писать(как и смотреть). Спойлеров к сюжету нет.
Из названия легко понять, что это тайтл определенно зайдет именно под меланхоличное настроение.Это одно из немногих аниме в таком жанре, которые оставляют после просмотра приятное чувство на душе.А воспринимать его стоит именно как повседневность с сопутствующими элементами комедии и щепоткой стёба(о чем уже писали отзывы выше).
По поводу порядка просмотра - tv-порядок(в котором выходило и большинство смотрело сие творение в 1й раз) может отпугнуть неподготовленного зрителя, однако хронологический порядок намного интереснее, когда ты некоторое время назад смотрел в порядке выхода. Так что порядок просмотра это кому как нравится(Хотя те же гатари в хроно-порядке - почти обычный гаремник).
Особо могу отметить отсутствие чувства фальши при просмотре,которое преследует меня при просмотре множества новых тайтлов. Оно возникает из-за действий, совершенно не свойственных персонажам истории, тут такого нет,их развитие идет равномерно,вместе с сюжетом.
Бесконечная восьмерка - главный камень преткновения на пути завершения истории

Можно смело скипнуть при 1м просмотре(глянуть 1 и 8 часть соответственно),

Это довольно смелый эксперимент студии,который у большинства вызвал тонну негатива, хотя мне понравился такой подход, вышло несколько комично.
У меня вызвали возмущение негативные новые отзывы

Хотя на вкус и цвет,как говорится

Хеллоу, у многих ли аниме есть функционирующие фан-сайты с посерийным разбором мелочей и отсылок? а? а? а? (я про сайт sos-dan). Тем более у аниме которые вышли больше 10 лет назад.
Смотреть лучше всего в отличном качестве

BD, тк перерисовано хоть и далеко не все,но выглядит очень хорошо

И с озвучкой Reanimedia(нет смысла слушать фандаб когда она существует).
Ну и ИМХО : тайтл либо смотреть в первой 20ке просмотренного, либо далеко не в первой сотне(хотя я совершил оба действия одновременно и не жалею). Потому что можно не распробовать вообще и только зря потратите время. Новичкам понравится просто как неплохой тайтл, а старички смогут увидеть те изюминки, что заметны лишь опытному глазу. Хотя тут уже от человека зависит. Также экранизированы не все рассказы из книг, поговаривают там еще много сладкого осталось.
Good luck.

Однозначно хорошее аниме в жанре повседневности и школы, которое я долго откладывал по непонятной причине.
Сюжет:
Один из его главных плюсов это повествование со стороны мыслей ГГ, благодаря которому с первой серии я уже узнаю о его личности и прошлой жизни.
Так же это создает живую атмосферу и не делает просмотр аниме скучным, ведь будто ты проживаешь жизнь Кена.
Фантастическая состовляющия этого сюжета не сказать что прям на высоте, но меня удивила.
Все таки концепция механизма изменения вселенной под настроение Харухи.Cоздание замкнутых пространств из-за ее нестабильного эмоционального состояния.Желание персонажей поднимать ее настроени чтобы сохранить этот мир.
Это все выглядит очень не обычным и странным на фоне веселой повседневности.
Персонажи:
Не сказать что они чем-то примичательны, но и не выглядят одинаковыми и унылыми.
Та же Харухи со своими переменами в настроение от безудержного энтузиазма и веселья до меланхолии
.
Кен с его отношением к сверхестественному и желанию жить обычной жизнью.
вввв
Микуру которая идеально вписывается в команду SOS как моэ и имеет секретные сведения.

Ицки и его желание сделать Харухи счастливой, при этом зная о о своем положении и размышляя над сутью вещей.
Юки которая обычная кудере, но приэтом загадочна в своем происхождении.
Вообщем-то все их объединяет Харухи, а ключевое звено в их объединение это Кен, который как бы странно не звучало был случайно в путан в эту загадочную историю.
Саунды:
Опенинг и музыка звучащая на заднем в плане очень хорошо вписывается в ситуации и смысл этого аниме, эндинг так.
Рисовка:
Думаю стоит посчитать ее как один из важных плюсов, как ни как тайтл 2006-года и для тех лет подобный уровень детализации персонажей и объектов мог похвастаться не каждый.
Комедия:
Как комедия тайтл неплохо поднимает настроение и собственно не дает погрузиться в меланхолию, некоторые моменты и впрям были забавными.
Но ради нее я бы не стал рекомендовать это аниме, думаю в этом жанре найдется что-то более лучшее.
Повседневность:
Здесь она просто отличная, авторы смогли неотходя от сюжета и концепции показывать казалось бы обычные повседневные моменты, но при этом на фоне показывать интересные вещи.
К примеру повседневная серия с поездкой на виллу Кэйити Тамару приобрела детективный характер и обернулась розыгрышем для опять таки предотвращения меланхолии Харухи.

Или последнии три серии с обычной повседневностью, которая обернулась для них в проблему застрявшего времени.
Вообщем на такую повседневность смотреть точно не скучно!
Итог:
Меланхолия Харухи Судзумии это культовое аниме которые должен посмотреть каждый.
В нем вы можете найти способ ухода от депресии и проблем наблюдая за приключениями команды SOS
вввв, или же просто провести время за хорошей повседневностью и живой атмосферой.
Возможно вам понравиться в нем некая странность и загадочность сюжета, которая наведет на размышления и погрузит вас в них.
Конечно же это не шедевр 10/10 и тайтл имеет свои проблемы, такие как нераскрытые тонкости сюжета или неоднозначность о чем именно аниме.

Я надеюсь 2-й сезон поможет мне это понять и раскроет эти тайны для меня.
8/10!

Харухи Судзумия

Харухи Судзумия - ученица старших классов. Харухи волнуют только необычные личности вроде экстрасенсов, инопланетян, людей со сверхспособностями. Рядовые школьники для нее – пустое место, поэтому у Харухи нет не только друзей, но и приятелей. Девушка позволяет парням ухаживать за собой, однако самые долгие отношения с противоположным полом продлились всего неделю. В парнях Харухи, судя по всему, ищет что-то необычное, и когда не находит, тут же без сожаления разрывает отношения.

Судзумия основывает в школе клуб «СОС», в который практически силой записывает четверых школьников. Девушка ждет, что клуб поможет ей отыскать какие-либо тайны, загадки, распознать людей из другого мира или с других планет. Когда долго не случается ничего из ряда вон выходящего, Харухи впадает в настоящую меланхолию. До новой безумной идеи, разумеется, в которой она вынуждает участвовать всех членов клуба.

Самое близкое общение у девушки сложилось с Кёном – ничем не примечательным одноклассником, который терпит ее выходки только потому, что равнодушно пускает происходящее на самотек. Харухи испытывает к Кёну не только приятельские чувства, но и что-то схожее с романтическими симпатиями.

Истинная сущность Харухи Судзумии не известна даже ей самой. По данным исследований группы экстрасенсов, Харухи – творец существующего мира. Реальность зависит от настроения школьницы. Когда ей скучно, грустно или же когда она испытывает негативные эмоции, в мире создается замкнутое пространство, внутри которого эмоции Харухи воплощаются в виде исполина. Гигант крушит мир внутри пространства. Чем сильнее и продолжительнее грусть девушки, тем больше разрастается зона изолирования, что грозит нарушению существующего мира. Одним своим желанием Харухи способна уничтожить созданную ею реальность и заменить ее новой. Поэтому важно поддерживать в ней позитивное настроение и предотвращать ее меланхолию.

Кён

Кён - ученик старшей школы, одноклассник Харухи Судзумии. Кён – прозвище, которое парень получил от друзей. Однако со временем так начинают называть его все одноклассники и даже родные.

Кён в буквальном смысле избран Судзумией стать ее другом и партнером во всех ее сумасшедших затеях. По натуре Кён флегматичный человек. Он этакий созерцатель, анализирующий происходящее, но не желающий участвовать в нем. Кёну проще выполнять просьбы Харухи, даже если они лишены логики и смысла, чем перечить ей. Жизнь Кёна течет размеренно и медленно. Он не противостоит системе, как Харухи, а плывет по течению, в то ж время исправно выполняя то, что от него требуется: посещает школу, удовлетворительно учится, состоит в школьных клубах, присматривает за сестрой.

Кён состоит в приятельских отношениях с двумя одноклассниками, Танигути и Куникидой. Он находится в том возрасте, когда парней начинает интересовать противоположный пол. Поэтому Кён не без удовольствия взаимодействует со всеми девушками клуба, в разных ситуациях отдавая предпочтение одной из них. Однако он не предпринимает никаких шагов по сближению с девушками.

Из всех членов команды «СОС» Кён является единственным человеком без сверхспособностей.

Микуру Асахина

Микуру Асахина

Микуру Асахина - ученица второго класса старшей школы. Микуру на год старше всех членов клуба, однако ее кукольная внешность и застенчивость делают ее самой робкой и ведомой. Асахина очень красива, и ее скромность и податливость делают ее в глазах мужчин еще привлекательнее.

Микуру попадает в клуб оттого, что Харухи решила, будто в команде должна быть красивая девушка с большой грудью. Не в силах возразить бойкой главе клуба, Микуру терпит все ее измывательства над собой. В частности, Харухи заставляет девушку присутствовать в клубной комнате только в сексуальных нарядах горничной и медсестры. Для привлечения людей в кружок Микуру была вынуждена раздавать листовки в откровенном костюме зайчика. Харухи беззастенчиво раздевает Микуру, проверяет размер ее груди, делает снимки для размещения на сайте.

На самом деле Микуру Асахина является гостьей из будущего. Она прибыла в прошлое для наблюдения за Харухи Судзумией, чтобы предотвратить катастрофу, которую та вызовет через годы своим плохим настроением.

Юки Ногато

Юки Ногато

Юки Ногато - ученица старших классов. Юки попала в команду «СОС» «в нагрузку» к клубной комнате. Раньше в этом помещении находился литературный кружок. По причине выпуска прочих ее членов, Юки осталась одна в ныне несуществующем клубе. Она просто приходила в комнату и тихо читала в углу, когда Харухи решила завладеть помещением. Таким образом, Юки стала участником команды сумасбродной Судзумии.

Юки принимает участие в деятельности клуба, только когда ее подбивает на это Харухи. Все остальное время она не проявляет инициативу и не вступает ни в какой контакт с членами клуба. На вопросы Юки отвечает односложно, сводя на нет любую попытку завязать с ней общение.

Любимое занятие Ногато – чтение. Очень сложно представить ее без книги в руках. В дальнейшем Юки открывает в себе также увлечение компьютерным программированием. Это происходит, когда она взламывает игру во время состязаний с членами компьютерного клуба. Юки кажется равнодушной ко всему. Однако когда Кён замечает, что она красивее без очков, девушка больше их не надевает.

Простыми словами, Юки – инопланетянка. Она представляет собой гуманоидный интерфейс для некого сознания, созданный для мониторинга за Харухи Судзумией. Юки спасает Кёна от атаки другого гуманоидного интерфейса.

Ицки Коидзуми

Ицки Коидзуми

Ицки Коидзуми - ученик старших классов. Единственный из всех членов вступает в клуб по своей воле. Ицки всегда находится в добром расположении духа. Чаще всего на его лице блуждает бесхитростная улыбка, однако Кёну, который анализирует все, что происходит, Ицки с самого начала кажется тем, кто скрывает в шкафу не один скелет.

Настоящая причина вступления Ицки в кружок – наблюдение за настроением Харухи Судзумии. Ицки экстрасенс, и его экстрасенсорные способности крайне специфичны. В обычных условиях парень такой же обычный человек, как и прочие. Однако когда возникает замкнутое пространство Харухи, он вместе со своими товарищами-экстрасенсами вступает в борьбу с чудовищем, которое крушит все внутри пространства.

Ицки наиболее обеспокоен изменениями душевного состояния Судзумии. Поэтому он нередко выдумывает общий досуг для членов клуба, ставя тем самым Харухи в обстоятельства, в которых она сможет моделировать необычные происшествия.

Прочие ученики

Рёко Асакура

Рёко Асакура

Рёко Асакура - одноклассница Харухи и Кёна, староста класса. Кроме того, что Рёко всегда успевает по всем предметом, является старостой, активисткой и отличницей, она ко всему еще и красавица, о которой мечтают многие школьники.

Рёко много интересовалась Судзумией и часто выспрашивала о ней ее единственного приятеля, Кёна. Как оказалось в дальнейшем, это было необходимо ей, поскольку Рёко – такой же гуманоидный интерфейс, как и Юки. Однако в отличие от Ногато, Асакура желала не сдерживать эмоции Харухи, а наоборот стимулировать их, чтобы увидеть, на что Харухи способна. Нападает на Кёна, но погибает от рук Юки.

Танигути

Танигути

Танигути - одноклассник Кёна и его близкий друг. Танигути больше всего прочего волнует противоположный пол. У него есть собственная шкала привлекательности, по которой он оценивает девушек своего класса. Он учился с Харухи в средней школе, поэтому сразу предупреждает Кёна, чтобы тот не связывался с девушкой. Танигути был одним из ее бойфрендов, и их отношения не продлились и суток, что осталось в нем неприятным воспоминанием. Школьник принимал участие в бейсбольном турнире вместе с командой «СОС», а также снимался в фильме Харухи в качестве зомби.

Куникида

Куникида

Куникида - одноклассник Кёна и его близкий друг. Куникида выглядит младше своих лет, как и многие парни в его возрасте, которые не поспевают в физическом развитии за девочками. Куникида более скромный, чем его приятель Танигути, однако он на равнее с другом участвует в наблюдении за девушками школы. Куникида участвовал в съемках фильма Харухи и в бейсбольном матче.

Цуруя

Цуруя - ученица старшей школы, приятельница Микуру Асахины. Цуруя вместе с Танигути и Куникидой играет зомби в фильме Судзумии, а также участвует в матче по бейсболу. Девушка ни к одной из затей Харухи не может относиться серьезно. Во время съемок она то и дело покатывается со смеху. Ее забавляет серьезность обстановки, костюмы, сюжет фильма, игра актеров. Во время школьного фестиваля она переодевается в костюм горничной, что также крайне веселит ее. Это бойкая девушка без комплексов. Несмотря на свое саркастичное отношение к идеям Харухи, Цуруя с удовольствием участвует в них.

Глава компьютерного клуба

Глава компьютерного клуба

Глава компьютерного клуба - школьник, имя которого в сериале не называется. Глава клуба терпит убытки по вине Харухи. Обманом и шантажом Судзумия выбивает у него самый современный компьютер. Чтобы отомстить обидчице и вернуть имущество, школьник задумывает состязания в компьютерной игре, разработанной его клубом. Во время игры команда «СОС» понимает, что их надули и у компьютерного клуба есть преимущество. Юки взламывает игру, команда «СОС» побеждает, и бедолага из компьютерного кружка вынужден передать во владение Харухи еще 4 компьютера.

Сестра Кёна

Сестра Кёна

Сестра Кёна - имя девочки в сериале так никто и не произносит. Все называют ее «деточка» или «детка». Младшая сестра Кёна – это обычная девочка, ученица младших классов. Она любит Кёна и его друзей, поэтому старается почаще проводить с ними время. За неимением нужного количества участников для бейсбольной команды Кён разрешает сестре играть вместе с командой «СОС». Также малышка увязалась за братом и на отдых на уединенную виллу, расположенную на острове. Хрупкое телосложение помогло ей вместиться в чемодан, откуда Кён вызволил ее еще в коридоре дома, однако был вынужден взять сестру с собой, чтобы та не закатила истерику. Девочка особенно сближается с Микуру Асахиной.

Хотите обсудить или дополнить теории? Можно оставлять комментарии.

Теория 1. Классическая скучная.

Мотто: Всё так, как кажется .

Харухи Судзумия – бог, или обладает божественными силами. Асахина-сан, Нагато и Коидзуми действительно были созданы три года назад, чтобы развеять Харухину скуку. Кён сюда затесался случайно, потому, что Харухи в него влюбилась.

Теория называется классической потому, что на ней так или иначе сходятся все персонажи книг о "Меланхолии".

Несмотря на то, что теория многое объясняет, и, фактически, является базисом всех рассуждений героев "Меланхолии" и последующих книг, в ней полно белых мест. Одним из них является так называемый "парадокс несчастной Харухи " – якобы всемогущая Харухи страдает больше всех в "Бригаде", ведь на её долю не выпадает совершенно никаких приключений, она не находит пришельцев и прочая, и все её потусторонние начинания проваливаются.

Вариации:

  1. Харухи – не бог, но настоящий бог старается её развлечь. Никакой практической разницы, пока этот бог как-нибудь себя не проявит. Но за эту теорию говорит оставленное Харухи три года назад послание небесам. Ведь именно три года назад всё и началось – по крайней мере, насколько известно.
  2. Кён затесался не случайно, а был создан самой Харухи – чтобы ей было, в кого влюбиться. Практической разницы никакой, по крайней мере, для Кёна.
  3. Харухи воистину счастлива, лишь пока ищет пришельцев, но тут же заскучает, когда их найдёт. Поэтому подсознание (или внешний бог) не даёт ей никого найти. Возможное объяснение "парадокса несчастной Харухи".

Теория 1.2. Классическая дзенская

Мотто: Через тернии к звездам

Получив три года назад молитву о существовании сверхнормального, божество (что бы это ни было на самом деле) непосредственно создало экстранормальное, причем таким образом, чтобы угодить Харухи, не порушив при этом всего остального.

Харухи, тем не менее, не смогла найти искомого, хотя оно было в радиусе досягаемости. Однако Харухи страдает редкостной выборочной слепотой, основанной на убеждении, что все, что можно было пронаблюдать конкретно в школе она уже пронаблюдала. Божеству же от нее нужно, чтобы ее постигло дзенское просветление.

Однако, когда Нагато при помощи чьих-то способностей изменяет мир, и Кён получает возможность отказаться от приключений, ему приходится до некоторой степени сказать себе правду, сознавшись, что приключения ему нравятся.

Также любопытным может показаться ряд диалогов, происходящих в голове Кёна. Например, в том же четвёртом томе Кён держит беседу сам с собой, причём одна половина Кёна допрашивает его, выпытывая, нравятся ли ему приключения, а другая старательно отпирается.

Аргументом в пользу такой теории является и пролог "Меланхолии Харухи Судзумии", где Кён рассказывает о том, что с самого детства всегда мечтал о приключениях, но так, чтобы оказаться на вторых ролях. Впоследствии так и происходит.

Другим аргументом является то, что Кён единственный из всей "Бригады SOS" находится в полном и безоговорочном плюсе: он получает долгожданные приключения, самую красивую девушку в школе, самую умную девушку в школе, самую безбашенную девушку в школе и хорошего друга. Ему некогда скучать.

С другой стороны, Харухи, являющаяся по классической теории богом, напротив, постоянно скучает, тоскует, все её начинания срываются, и она никак не может встретить ничего паранормального. Этот парадокс носит название "парадокса несчастной Харухи", и подробно он описан вместе с классической теорией.

Вариации:

  1. Кён – не бог, но настоящий бог ему помогает. Никакой практической разницы, пока этот бог не начнёт действовать самостоятельно.
  2. Кён не создавал Харухи. Он влюбился в неё, и сотворил для неё все эти приключения. Смотри романтическую теорию. Но тогда непонятно, почему Харухи от этих приключений ничего не перепало. Возможное объяснение – Кён считал, что Харухи так будет лучше, сравни с классическими теориями.
  3. Кён лишь один из многих богов на земле.
  4. Альтернатива гипотезе "подсознания": Кён подготовил приключения (в лице Харухи, наделив её божественными способностями), а затем стёр себе память. За эту теорию говорят, например, намёки в седьмом томе, где Кён неоднократно рассуждает о том, как хрупка память. Вполне возможно, – думает Кён, – я уже проживал моменты, о которых потом забыл.
  5. Кён и Харухи – части одного целого. Смотри теорию божественного дуализма .

Теория 3.1. Кёноцентрическая-фикс.

Мотто: Кто тут в цари крайний?

Кён действительно бог, и мало того: вся остальная "Бригада SOS" на самом деле охотится не за Харухи, а за ним. Харухи им даром не сдалась.

Сам Кён ничего не подозревает. Коидзуми мягко и осторожно пытается подвести его к нужным мыслям, но Кён всегда выкручивается, упорно считая рассуждения Коидзуми не стоящими внимания. На самом деле, это его подсознание защищает его, не давая ему понять правду.

За эту теорию говорят, в частности, некоторые реплики Коидзуми, а также сцены из второго тома.

Во втором томе Харухи снимает фильм, сюжетная линия которого во многом перекликается с реальностью. Так, Юки играет в нём злую пришелицу-волшебницу, Микуру – застенчивую гостью из будущего, а Ицуки – парня, за которого Юки и Микуру сражаются.

Сценарий фильма выглядит очень и очень подозрительно. Например, однажды Юки говорит Микуру, имея в виду героя Коидзуми:
Это ты должна исчезнуть с этой плоскости времени. Он наш. Он обладает для нас огромной ценностью. Хотя он ещё и не осознал своих сил, они действительно огромны. Нам потребуется его помощь, чтобы вторгнуться на Землю

В рассказе из шестого тома, описывающем готовый фильм, можно прочесть ещё одну любопытную реплику Коидзуми:
Да? Выходит, какой бы он не сделал выбор… Постойте, в фильме-то это не "он", а "я".

Можно предположить, что речь идёт о Кёне. Именно его играет в фильме Коидзуми, поэтому он и заговаривается, путая "его" и "себя".

Тогда объясняется и диалог Кёна с самим собой в четвёртом томе : на самом деле, Кён говорил с Харухи, второй половинкой своего разума. До некоторой степени ясно и почему Кён так паниковал, не найдя в мире Харухи: ведь она – часть его самого. Но не совсем ясен способ их связи друг с другом: почему в начале книги Кён не мог найти Харухи, а в конце – общался с своей второй половиной без особых проблем?

Возможно, дело в том, что Кён тогда находился в прошлом, где Харухи ещё не затронули изменения

Вариации:

  1. Бог был побеждён, а не потерял силы по собственной воле. Смотри "Гипотезу низверженных титанов" .
  2. Исходным богом была Харухи/исходным богом был Кён, а вторую половинку она/он сотворили в дополнение к себе. Никакой практической разницы, но можно посмотреть соответственно "классическую" или "кёноцентрическую" теории .

Теория 3.3. Гипотеза низверженных титанов

Мотто: Ах, декабристы!.. Не будите Герцена!..

Бог лишился сил не по своей воле. Он был побеждён врагом и разделён на части, чтобы не представлять угрозы – поскольку убить бога невозможно.
В таком случае, понятно, почему жизнь завертелась вокруг Харухи лишь в тот момент, когда она подружилась с Кёном: ещё бы, ведь возникла опасность, что бог восстановится! До тех пор "Организация" Коидзуми, люди из будущего, пославшие Микуру, и инфомозг Нагато просто пассивно наблюдали за Харухи – и, возможно, за Кёном.

Кто был той стороной, что победила бога? Ей мог быть кто угодно, в том числе любая из трёх организаций, и в особенности объединённая мыслесущность, а может быть и все три вместе. Быть может, бог был уничтожен кем-то ещё, гораздо более сильным, а три нынешние организации просто заинтересованы в поддержании статуса кво.

Эта теория в особенности хорошо объясняет, почему все три организации так боятся Харухиного гнева. Ведь если мир будет уничтожен и воссоздан заново, это не только ознаменует восстановление божественных сил, но и будет смертным приговором тем, кто держал бога в цепях. Строго вопреки тому, что утверждают заинтересованные стороны, в новом мире наверняка не будет ни пришельцев, ни путешественников во времени, ни экстрасенсов. Это будет совершенно нормальный мир – как раз такой, о котором всегда мечтал Кён.

Вариации и дополнения

  1. Коидзуми/Микуру/Нагато на самом деле совсем не такие, какими кажутся. Подробнее об этом смотри теорию "злой Бригады SOS"

Теория 4. Цуруистическая.

Мотто: Я не против просто смотреть со стороны .

Цуруя-сан – бог, которому очень скучно. Она наделяет Харухи Судзумию, Асахину-сан, Нагато и Коидзуми сверхсилами, и добавляет ко всему этому Кёна за его здоровый цинизм. Потом она садится у воображаемого телевизора и достаёт поп-корн.

В седьмом томе, "Заговорах Харухи Судзумии", выясняется, что Цуруя-сан прекрасно знает практически обо всём, что творится вокруг Харухи Судзмии, – в том числе, вероятно, и о подноготных Асахины, Нагато и Коидзуми. Однако её это совершенно не волнует. Она утверждает, что ей хорошо и без чужих секретов. Она не против просто тихо смотреть со стороны.

Коидзуми сообщает, что семья Цуруи-сан поддерживает тесные связи с его "Организацией".

Вариации:

  1. Цуруя-сан создала Харухи и прочих с нуля. Никакой практической разницы.
  2. Цуруя-сан сделала это, чтобы развлечь свою подружку Микуру. Но, в итоге, только запугала до смерти.
  3. Цуруя-сан тихо любит Кёна, и сделала это для него, чтобы он не скучал. А далее как в теории кёноцентризма.
  4. Цуруя-сан не единственный бог. Смотри политеистическую теорию.

Теория 5. Политеистическая.

Мотто: Мы, боги .

На Земле или во вселенной существует много людей, обладающих божественными способностями. Некоторые из них до сих пор неизвестны, а другие уже встречались в книгах.

Откуда взялись эти божественные способности – неизвестно. Возможно, их предоставило какое-то более могущественное божество (сравни с классической дзенской теорией: возможно, это определённая школа жизни для получивших сверхсилы людей). А может быть, люди с божественными способностями сами по себе воплощения богов.

Вариации:

  1. Харухи всё-таки богиня, правда, она такая не одна. Сравни с классическими теориями .
  2. Божественные способности получили Кён и Цуруя, а Харухи просто подопечная Кёна. Сравни с кёноцентрической и цуруистической теориями .

Теория 6.1. Игра в поддавки.

Мотто: Я знаю, что вы сделали прошлым летом .

Харухи понимает, что её окружают пришельцы, путешественники во времени и экстрасенсы. В конце концов, как можно этого не понять, находясь с ними круглые сутки! Просто Харухи больше нравится веселиться, глядя, как вертится вокруг неё вся эта карусель. В том числе, и как мучается Кён, стараясь скрыть от неё очевидное.

Теория 6.2. Заговор.

Мотто: Вся эта ложь .

Как-то раз Асахина-сан, Коидзуми и Нагато случайно встретились на улице, выпили по чашечке кофе, и сознались друг другу, что они – пришелица, путешественница во времени и экстрасенс. И тут им пришла в голову хорошая шутка.
Они сказали Кёну, что Харухи богиня, и её нужно держать в узде. Харухи они сказали то же самое про Кёна. После чего все трое принялись развлекаться, кто во что горазд: творить закрытые пространства с аватарами, стращать Кёна Асакурами с ножами и кататься туда-сюда из будущего в прошлое.

Вариации:

  1. Харухи они ничего такого не говорили. Харухи сама с ними заодно. Сравни с теорией шесть .

Теория 6.3. Злая Бригада SOS.

Мотто: Моё второе я .

Участники "Бригады SOS" – совсем не те, за кого себя выдают. Они лишь играют свои роли, подстраиваясь под вкусы Кёна.

Например, Нагато практически принимает его за хозяина, исполняя все его указания и ожидая во всём его подтверждения. По его совету она бросила носить очки, лишь ему открыла дверь в рассказе "Синдром одинокого острова". Единственным случаем, когда она ему отказала, был рассказ из восьмого тома, "Бродячая тень". С другой стороны, указания Харухи она исполняет с явной пренебрежительностью, как часть своих неизбежных обязанностей. Одна из возможных причин этому – "Нагато + Кён = любовь" (смотри соответствующее дополнение), другая – она старается во всём ему угодить, поскольку хочет завоевать его расположение.

Мы видим из книг, что Кёну нравится думать о Нагато, как о лишённой эмоций девушке, понемногу начинающей их обретать. Ему нравится защищать Нагато и любоваться тем, как едва-едва в ней проявляются чувства. Это подтверждается словами Кёна в четвёртом томе, в рассказе "Влюбившийся с первого взгляда" из шестого тома, и в других книгах.

Но Нагато вполне может специально вести себя так, как нравится Кёну.

Когда Нагато в четвёртом томе творит свой "идеальный мир", Асакура в нём оказывается воскрешена. Это позволяет предположить, что Нагато хорошо относится к Асакуре. Однако когда Кён попадает к Нагато в гости, Нагато из изменённого мира боится Асакуры и просит Кёна не оставлять её с ней одну. Зачем же тогда Нагато восстановила Асакуру в этом мире, если она её боится? Или это ещё одна разыгранная ради Кёна сценка?

Другой возможный вариант мотивации Нагато при создании мира – это угодить Кёну. Но в таком случае тем более непонятно, зачем было воскрешать девушку, которой Кён боится до дрожи в зубах.

Мы видим, что поведение хладнокровной и рассчётливой пришелицы нелогично и плохо вяжется с её возможными мотивами.

То же самое с Микуру: Коидзуми упоминал, что внешность и поведение Микуру вполне могут быть подобраны людьми из будущего так, чтобы она нравилась Кёну. В этом есть смысл: зачем иначе посылать в прошлое такую неуклюжую и беспомощную девушку?

Да и сам Коидзуми неоднократно говорил, что его заботит мнение Кёна, и завоевать расположение Кёна было бы для него большим успехом. Таким образом, Коидзуми, возможно, самый честный из трёх паранормальных участников – хотя он и кажется обманщиком на первый взгляд.

Вариации

  1. Коидзуми, Микуру и Нагато борются за Кёна, поскольку он и есть настоящий бог. Смотри теорию кёноцентризма
  2. Харухи и Кён – лишь части единого бога, разделённые и лишённые сил. "Бригада SOS" старается не допустить их воссоединения. Смотри гипотезу низверженных титанов
  3. Нагато старается завоевать расположение Кёна не злого умысла ради, а по доброте душевной. Смотри дополнение "Кён + Нагато = любовь" .

Теория 7. Слайдерская.

Мотто: Огласите весь список, пожалуйста .

Кён – слайдер, гость из параллельного мира. Харухи Судзумия хотела встретиться с "пришельцами, путешественниками во времени, экстрасенсами или слайдерами" . Пришелица, экстрасенс и путешественница во времени – это Нагато, Коидзуми и Микуру. Логично предположить, что оставшийся, четвёртый член "Бригады SOS" – недостающее звено, слайдер.

Причины, по которым Кён не знает о своей истинной сущности, могут быть разными. В том числе:

  1. Кёну стёрла память стоящая за его спиной четвёртая организация, люди из параллельного мира. Это входило в их план исследования Судзумии Харухи.
  2. Потеря памяти является неизбежным следствием путешествий между мирами
  3. Кён – случайный путешественник из параллельного мира, потерявший свою машину для путешествий, и сознательно стёрший себе память, чтобы не пребывать в отчаянии от того, что он не может вернуться домой.

С другой стороны, говоря о событиях четвёртого тома, Коидзуми в седьмом томе утверждает, что "существует два различных восемнадцатых декабря, одно испорченное, одно исправленное". Таким образом, Коидзуми считает, что эти две версии одного дня существуют не по очереди, а в параллели – создавая этим два параллельных мира.

В одном из миров восемнадцатого декабря Кён просыпается обычным школьником. В другом Кён падает с лестницы и расшибает голову. Оба эти мира существуют, поскольку без одного не было бы другого.

Таким образом, концепция "псевдопараллельных" (исправленных во времени) миров превращается в обычную концепцию параллельных миров. Слайдерская теория снова становится возможной.

Мелочи и дополнения

Микуру – сестра Кёна

Одна из гипотез гласит, что Микуру – сестра Кёна. Поводов считать так не слишком много. Девочек объединяет общая неуклюжесть и привязанность к Кёну. Кроме того, возраст Микуру, хоть он и остаётся тайной, примерно соответствует возможному.

Чувства