Становой пристав табель о рангах. Система гражданских чинов в российской империи

Каждый человек несет ответственность перед всеми людьми за всех людей и за все.

Достоевский Ф.М.

Табель о рангах принял Петр 1 в январе 1722 года. Этот документ фактически покончил с местничеством, упорядочил сословную иерархию в России и позволил незнатным людям продвинуться по службе и получить «высокие» титулы. Например, Меньшиков, Апраксин, Толстой – все это новая элита петровской эпохи.

Табель о рангах вводил в Российской Империи 14 рангов (чинов, ступеней) для военной и гражданский службы. Изначально каждый (в том числе и знатные) должны были начинать службу в низшей должности, без привилегий и прав. Это были простые должности, которые не давали привилегий, и не отражались в табеле. В дальнейшем, на основе своих достижений и умений, каждый мог подняться на 14 ступень, а после этого постепенно подниматься все выше, получая новый ранг. Сам табель приведен ниже.

Таблица 1: Табель о рангах с 1722 по 1917
Военные чины Гражданские Обращение
Сухопутные Морские Гвардейские
1 Фельдмаршал Генерал-адмирал Канцлер Ваше
высоко-
превосхо
дительство
2 Генерал-аншеф, генералы от родов войск Адмирал Действительный тайный советник
3 Генерал-лейтенант Вице-адмирал Тайный советник Ваше
превосхо
дительство
4 Генерал-майор Шаутбенахт (до 1740),
Контр-адмирал (после 1740)
Полковник Действительный статский советник,
Оберпрокурор,
Герольдмейстер
5 Бригадир Капитан-командор Подполковник Статский советник Ваше высокородие
6 Полковник Капитан 1-го ранга Майор Коллежский советник Ваше высоко
благородие
7 Подполковник Капитан 2-го ранга Капитан Надворный советник
8 Майор Капитан 3-го ранга Капитан-лейтенант Коллежский асессор
9 Ротмистр (в кавалерии)
Капитан,
Есаул (у казаков)
Капитан-лейтенант (до 1884),
Лейтенант (после 1884)
Лейтенант Титулярный советник Ваше
благородие
10 Штабс-капитан,
Штабс-ротмистр (в кавалерии)
Лейтенант (до 1885),
Мичман (после 1885)
Унтер-лейтенант Коллежский секретарь
11 Корабельный секретарь Корабельный секретарь
12 Поручик (в кавалерии),
Лейтенант (в пехоте)
Унтер-лейтенант (до 1732),
Мичман (1796-1885)
Фендрик Губернский секретарь
13 Подпоручик Мичман (1732-1796) Провинциальный секретарь
14 Фендрик (до 1731),
Корнет (в кавалерии)
Прапорщик (в пехоте)
Коллежский регистратор

Все виды службы были поделены на 2 категории:

  1. Военная служба. Включала в себя сухопутные, морские и гвардейские корпуса. Все начинали служить в звании рядовых, а получить младший чин (14-ый ранг) можно было не раньше, чем через 15 лет. Все военные чины давали право на наследуемое поместье.
  2. Гражданская служба. Право на наследуемое поместье получали только чиновники с 8-го рана (коллежский асессор) и выше. Нижние чины получали поместье, но не могли передавать его по наследству.

Эти условия были актуальным до 1856 года. После этого были введены новые правила относительно получения дворянства. Личное дворянство получали с 12-го ранга (Поручик), а потомственное дворянство – с 6 ранга (Полковник). На гражданской службе право личного дворянства давал 9 ранг (Титульный советник), а потомственного – 4 ранг (Действительный статский советник).

Особенности Табеля

При Петре действовала следующая формула – каждый образованный человек обязан служить, и служить может любой человек с образованием. Начиная с петровской эпохи по службе продвигались благодаря знаниям и умениям, а не благодаря происхождению. Солдат мог стать офицером, обычный горожанин мог стать высокопоставленным чиновником. Все зависело от умений. Но есть важное ограничение – табель о рангах не распространялся на крепостных крестьян.

Мы говорим о Табеле, что он давал дорогу образованным людям, но что такое образованность в 16-17 веках? С ней, особенно у дворян, были большие проблемы. В результате Петр 1 сформулировал минимум, который должны были знать все дворяне: 4 действия арифметики, уметь читать и писать, понимать иностранный язык. И даже с такими требованиями у дворян были большие проблемы. Они не хотели учиться, поэтому Петр ввел систему приема экзаменов (часто царь лично их принимал), где проверялись знания дворян, и проверялось их соответствие определенной службе и место в Табеле.

Табель о рангах это попытка систематизировать государственную службу, предоставив возможность проявить себя всем одаренным людям. У этой системы были плюсы и минусы, но система работала. В качестве примера того как старые дворянские семьи обходили Табель могу привести пример со службой в армии. Дворяне проходили службу в армии. Служба была пожизненной, но после 1722 года каждый начинал с простого солдата и только через 15 лет мог переходить на офицерскую должность. Знатные люди тогда стали записывать своих детей в гвардию сразу после рождения. В итоге, когда ребенку исполнялось 15 лет и он отправлялся в армию – у него уже была офицерская должность, хотя он ни дня в армии не пробыл. Но это скорее исключение, поскольку тех, кто такое проворачивал было не много. В целом же система работала.

Табель о рангах (петровский Табель о рангах) - документ, регулирующий порядок несения государственной и военной службы в Российской империи.

Табель о рангах был утвержден 24 января 1722 г. самим императором и просуществовал до ноября 1917 г., а на некоторых территориях и вплоть до 1922 г. За время своего существования документ постоянно пополнялся и корректировался в соответствии с реалиями времени.

Основная идея Табеля о рангах состояла в том, чтобы создать документ, который бы содержал в себе единую упорядоченную систему чинов, существующих в государстве. Чины были классифицированы, описаны и систематизированы в соответствии с рангами (по старшинству).

История создания Табеля о рангах Российской империи

Идея создания подобного документа принадлежала самому Петру Великому, который принимал личное участие в его составлении. В качестве основы были взяты аналогичные документы ведущих мировых держав (Франции, Швеции, Пруссии и Дании). На их основе комиссией был создан черновик, который отправился на подписание к императору. Петр лично отредактировал черновик и приказал передать его на рассмотрение Сената, Военной и Адмиралтейской коллегий. В документ были внесены определенные правки, но при итоговом рассмотрении Петр 1-й их не принял.

Содержание Табеля о рангах царской России

Табель о рангах представляет собой подробное описание всех существующих чинов. В начале представлена таблица, в которой все чины описаны и поделены в соответствии с классами и рангами. После таблиц идет описание заработных плат, порядка присвоения чина и его наследования, а также многое другое, вплоть до правильного обращения к чиновнику того или иного ранга.

Все чины делились на три типа: придворные, военные и статские - и уже затем распределялись по классам. Всего было 14 классов, от высшего к низшему. Чем выше класс (ранг), тем больше привилегий имел чиновник. Всего было описано 263 должности, однако потом некоторые из них были упразднены.

Стоит отметить, что чины не просто описывались, а сравнивались между собой. Статский советник (гражданская служба) приравнивался по своим правам к капитану-командору или бригадиру (военная служба). Остальные чины были описаны аналогичным образом, однако военные чины всегда имели небольшое превосходство перед гражданскими, а люди, занимающие эти должности, - больше шансов подняться по карьерной лестнице.

Документ также описывал придворные чины, которые давались не только мужчинам, но и женщинам.

Значение Табеля о рангах

Документ был создан для того, чтобы систематизировать и упорядочить государственную службу и сделать присвоение чинов и званий более простым и понятным.

Появление такого документа значительно упростило государственную службу, сделало ее более прозрачной. В нем были описаны старорусские чины, однако давать их перестали, что означало, что Россия окончательно освободилась от устройства и порядков Московской Руси и перешла на новый тип управления.

Главное значение Табеля о рангах 1722 г. состояло в том, что теперь шансы получить титул и продвижение по службе больше не зависели исключительно от знатности рода. Личная выслуга человека стояла теперь выше, чем знатность его родителей, а это полностью меняло привычный порядок, принятый на Руси. Теперь добиться успехов мог не только знатный человек, но и простолюдин, а его дети и внуки имели возможность в дальнейшем получить дворянский титул, особенно это касалось военной службы. Дворяне теперь делились на потомственных (знатные роды) и личных (те, кто дослужился до дворянского титула).

Табель о рангах Петра 1-го окончательно разделил всю службу на военную, гражданскую и придворную, чего раньше не было.

В современной России существует аналогичный документ. В нем представлена таблица соотношения классных чинов федеральной государственной гражданской службы, воинских званий, членов юстиции и прокурорских работников.

Получить высший военный, статский или придворный чин в царской России могли только люди, принадлежащие к знатному роду. Однако и среди крестьян, мещан и других сословий было немало знающих и «нужных» для царской власти людей. При состоялось учреждение табели рангов Российской империи, распределяющей всех служащих на несколько классов. Насколько успешно применялось подобное деление и кто мог стать советником государя.

Табель рангов (как написано в тексте указа) или табель о рангах Российской империи (более привычное и устоявшееся среди народа название) – это такое четко структурированное перечисление должностей, где указаны все военные, гражданские и придворные должности или название самого закона о ранжировании государственных служащих.

Сколько всего было классов. В списке насчитывалось 14 классовых ступеней и 263 должности. Существовал также один статус – кавалер Св.Андрея, который присваивался тем, кто служил в сухопутных войсках и чья должность соответствовала 3 классу.

С течением времени таблица несколько раз переделывалась, одни чины вводились, другие исключались. В одной из первых редакций можно видеть множество пунктов и подпунктов под каждой ступенью.

Главные положения

Табель был создан в начале 18 века. Указ Петр Великий подписал 24 января (4 февраля) 1722 года. Назывался документ «Табель о рангах всех чинов воинских, статских и придворных».

Документ подлежал рассмотрению в двух коллегиях:

  • адмиралтейской, где уполномоченным был сенатор Головкин;
  • военной, где ответственными были генерал-майоры Матюшкин и Мамонов.

Далее будет дана характеристика табеля о рангах. Перечислим кратко основные положения документа, который предоставлял возможность всем представителям любого сословия продвинуться по службе вне зависимости от знатности своего рода.

Кроме ранжирования, были и основные положения (пояснительные пункты), которые нельзя было нарушать:

  1. Если чиновник относился к князьям императорской крови, то вне всякого положения он мог председательствовать над всеми. Это было единственным исключением из правил, так как табель был принят Петром I специально для того, чтобы все государственные служащие получали свое место не из-за «породы», а по заслугам перед Отечеством.
  2. Все служащие царя могли быть подвергнуты штрафу за требование несообразных своему рангу почестей при официальных собраниях. Например, нельзя было занимать не свое место за царским обедом либо в театральной ложе. Нельзя требовать к себе другого обращения или уступать место лицу низшего положения.
  3. Сумма штраф за нарушения равнялась двухмесячному жалованью. Треть данных средств отправлялась доносителю, который пожаловался на нарушителя, а остальное шло на поддержание госпиталей и больниц. Штрафовались не только сами чиновники, но и их жены, а также наследники.
  4. Данный указ помогал представителям всех сословий, которые хоть и были низкого происхождения, но были полезны на государственной службе и талантливы во многих царских поручениях.
  5. Иноземные чиновники получали ту же самую должность, что имели в своей родной стране, только после того, как становились полезны Петру, и он отмечал их, как отличных специалистов. Важно было не только подтвердить свою должность хорошей работой, но и проявить себя, как ценного служащего в Российской империи.
  6. Наследники или сыновья титулованных чиновников имели свободный доступ ко всему придворному обществу, а также к разным ассамблеям. Однако детям привилегии отца по наследству не переходили до тех пор, пока они не показывали талантов и не приобретали заслуги перед Отечеством.
  7. Гражданские или военные должности выдавались только по выслуге лет или по служебным заслугам.
  8. Любой чиновник должен был содержать соответствующий экипаж и ливрею. И естественно, что коллежский секретарь не мог выехать на шестерке цугом, как статский советник. Это в Петровские времена было бы приравнено к нарушению, а чиновника штрафовали.
  9. Если чиновник совершал какое-то преступление, ему полагалось публичное наказание на площади. Чаще всего — пытка или казнь. Естественно, что после такого царского решения должность с человека снимали, а самых злостных нарушителей, если и оставляли в живых, лишали титула, имущества и отправляли в ссылку.
  10. Жены чиновников имели то же положение, что и мужья. А дочери чиновников — на 4 ступени ниже своего отца.
  11. После получения 8 ранга на гражданской службе или при дворе можно уже претендовать на причисление к старшему дворянству. В этом случае происхождение роли не играло.
  12. На военной службе потомственное или старшее дворянство присваивалось после выдачи первого обер-офицерского места или 6 ступени, когда служащий становился Обер-кригскомисаром, чего нельзя было сказать о гражданских и придворных должностях.

Возьмите на заметку! Петр I всегда отдавал предпочтение военным должностям, потому что сам был, прежде всего, военачальником, а уже потом русским царем.

В самом высшем первом классе долго не было статских. Однако его советник Остерман уговорил царя внести «дипломатические» коррективы и сделать ранг канцлера – представителя первого класса статских чинов. Позднее было введено новое наименование — статский советник I класса.

Естественно, что перечень всех должностей стал очень популярен, и многие мечтали занять более высокий ранг, чтобы получить доступ ко многим привилегиям, которые открыл данный указ.

Самой простой служебной лестницей представлялась гражданская служба, которая ранжировалась следующим образом (естественно, что все начинали с 14 ступени, то есть с самого низа данного списка):

  1. Канцлер, действительный тайный советник 1-го класса.
  2. Действительный тайный советник.
  3. Тайный советник (с 1724 г.)
  4. Тайный советник (1722-1724 гг.), действительный статский советник, обер-церемонимейстер.
  5. Статский советник, церемонимейстер, тайный камерир.
  6. Коллежский сов.
  7. Надворный сов.
  8. Коллежский асессор.
  9. Титулярный сов.
  10. Коллежский секретарь.
  11. Корабельный.
  12. Губернский.
  13. Кабинетский регистратор, провинциальный секретарь, сенатский и синодский регистратор.
  14. Коллежский регистратор, коллежский юнкер, городовой секретарь.

Важно! Существовало также особое уставное обращение к представителю соответствующего положения.

В табели о рангах гражданские чины различались по форме обращения. Чиновников 1-2 классов называли Ваше высокопревосходительство, 3-4 классов – Ваше превосходительство, представителей 5 ступени — Ваше высокородие, представителей 6-8 классов именовали Ваше высокоблагородие, остальные (с 9 по 14 классы) слышали в свой адрес обращение — Ваше благородие.

Учреждение и отмена указа

Петр Великий лично контролировал принятие и редактирование документа, выбирал названия должностей
и классов из перечня чинов французского, прусского, шведского и датского королевств.

При учреждении данного указа учитывались древние русские чиновные места и корректировались уставные положения, предложенные другими государствами, чтобы указ подходил именно к русской действительности.

Например, Петр отменил штраф в том случае, если в церкви кто-то случайно занимал место впереди, прямо перед алтарем, где должны были присутствовать только высшие чиновники.

Упразднение указа произошло с марта 1917 года. Сначала ликвидировали придворные должности с падением института царской власти. Потом, в ноябре того же года, после выпуска Декрета об упразднении всех сословий перестали существовать гражданские должности. Военные чины отменили в декабре, а на флоте — с января 1918 года.

Обратите внимание! Отдельная история происходила с казачеством, там чиновничество продолжало свое существование до 1922 года, потому что очень долго казачья власть не подчинялась советским законам.

Со временем чины снова стали употреблять в современной России. Например, в юстиции, на воинской и гражданских службах.

Плюсы и минусы

Табель о рангах и его значение для российского общества было весомым. Перечень классов действовал целых двести лет и постоянно видоизменялся с введением реформ. Некоторые звания упразднялись, так как закрывалось само учреждение, например, горные чины и горное ведомство, которое просуществовало всего лишь до 1834 года и было военизированно.

Соответственно, такие звания, как механикус (капитан), берг-мейстер (майор) или к примеру, берг-пробирер (прапорщик) переквалифицировались в военные.

Либо существовала обратная ситуация, когда звание, например, надворного советника, присваивалось до 1917 года, то есть фактически до Февральской революции, а самого надворного суда не было и в помине, его отменили в 1726 году. Должность же продолжали присваивать служащим.

Этот указ в корне изменил весь государственный электорат. Каждый талантливый человек, любой крови и сословия мог стать советником государя, вследствие чего дворянский класс демократизировался.

Еще одним плюсом стало то, что дворянство стало более привлеченным к государственным делам, так как дворяне теперь всегда были на службе и приносили много пользы Отечеству, а не вели праздную и роскошную жизнь в своих усадьбах.

Минусом было разделение дворянства на личное и потомственное, когда представители последнего вида не хотели иметь никаких связей с тем, кто вышел «из грязи в князи». Однако подобные вещи жестко штрафовались самим царем, который всегда видел в людях, прежде всего, ум, силу и талант, а уже потом происхождение.

Полезное видео

Вывод

Таким образом, принятый Петром I указ о ранжировании стал знаковым моментом в истории. 14 классов и 263 должности давали возможность занять любую ступень на государственной исключительно из-за личного таланта и заслуг перед царем и Отечеством.

Военные ценились гораздо выше гражданских и придворных. Петр Великий предоставил возможность получения личного дворянства представителям любого сословия, достигшим шестого класса на воинской и восьмого — на гражданской и придворной службе.

Табель о рангах Петра 1 — это один из ключевых документов царствования этого императора, которые потомки нарекли великим. Несмотря на то, что необходимость его принятия была осознана в начале царствования, сам документ был окончательно сформулирован и опубликован лишь в 1722 году. Разберем кратко этот документ.

Характеристика

Документ начал составляться в 1719 году. Окончательно был принят царем 24 января (4 февраля) 1722 года, такого дата его публикации. Источником для него послужили аналогичные законы в тогдашней Пруссии и Дании. Причины его принятия просты: и без того неповоротливая система государственных должностей Московского государства еще пуще усложнилась в годы правления Петра, и особенно . Не последнюю роль в этом сыграла Северная война, когда недостающие должности попросту придумывались впопыхах.

Император Петр Великий. Годы царствования 1689 — 1725

Кроме того, как вы знаете, в 1682 году было отменено местничество — система содержания должностных лиц государства на основе родовитости. Требовалась новая система, причем преимущественно учитывавшая не только родовитость, но и личную выслугу. А личная выслуга, как известно, зависит, кроме всего прочего, еще и от личных качеств человека.

Табель представляет собой список из 14 рангов. Каждому рангу соответствуют свои чины. В самом документе не раскрыто понятие чин. Поэтому не совсем понятно, соответствует ли оно только должности, или есть некая система чинопроизводства. Наиболее дальновидные, понятно, видят в нем и то и другое.

Все чины делятся на четыре вида: гражданские, военные, морские и придворные. Если вы сравните петровскую Табель с более поздними версиями, то поймете, что и должности и виды служения Отечеству увеличивались с каждым императором.


Табель о рангах. Оригинал документа

Начиная с 14 ранга при Петре, служащие получали личное , а с 8 — потомственное. Ниже мы приводим две версии Табеля: первую на момент принятия, вторую — более справедливую для второй половины XIX — начала XX века.

Значение этого документа трудно переоценить. Он не только создал новую государственную иерархию чинов, должностей, но и сформировал новый социальный слой — чиновничество. Кстати, слой это был не податный.

Текст

Более позднюю версию документа смотрите здесь=>>

Ко учрежденной вышеобъявленной табели рангов прилагаются сии пункты, каким образом со оными рангами каждому поступать надлежит.

1. Принцы, которые от нашей крови произходят, и те, которые c нашими принцеccами сочетанны: имеют при всяких случаях председательство и ранг над всеми князьями и высокими служители Российского государства.

2. Морские же с сухопутными в команде определяются следующим образом: кто с кем одного ранга, хотя и старее в чину, на море командовать морскому над сухопутным, а на земли сухопутному над морским.

3. Кто выше своего ранга будет себе почести требовать, или сам место возмет выше данного ему ранга, тому за каждой случай платить штрафу 2 месяца жалованья. А ежели кто без жалованья служит, то платить ему такой штраф, как жалованья тех чинов, которые с ним равного рангу, и действително жалованье получают. Из штрафных денег имеет объявитель того третьюю долю получать, а досталныя имеют в гошпиталь употреблены быть. Но сие осмотрение каждого рангу не в таких оказиях требуется, когда некоторые яко добрыя друзья и соседи съедутся, или в публичных асамблеях, но токмо в церквах при службе божией, при дворовых церемониях, яко при аудиенции послов, торжественных столах, в чиновных съездах, при браках, при крещениях, и сим подобных публичных торжествах и погребениях. Равной же штраф и тому следует, кто кому ниже своего рангу место уступит, чего надлежит фискалом прилежно смотреть, дабы тем охоту подать к службе, и оным честь, а не нахалом и тунеядцом получать. Вышеписанной штраф как мужескому, так и женскому полу необходимо за преступления надлежит.

4. Под равным штрафом, не имеет никто рангу себе требовать, пока он на свой чин надлежащаго патента показать не имеет.

5. Такожде не имеет никто ранг взять по характеру, которой он в чужих службах получил, пока мы ему онаго характера не подтвердили, которое подтверждение мы каждому по состоянию его заслуг охотно жаловать будем.

6. Без патента апшит никому не дает ранга, разве оной апшит за нашею рукою дан будет.

7. Все замужные жены поступают в рангах, по чинам мужей их. И когда они тому противно поступят, то имеют они штраф заплатить такой же, как бы должен платить муж ее был за свое преступление.

8. Сыновьям российскаго государства князей, графов, баронов, знатнейшаго дворянства, такожде служителей знатнейшаго ранга, хотя мы позволяем для знатной их породы или их отцов знатных чинов в публичной асамблеи, где двор находится, свободной доступ пред другими нижняго чину, и охотно желаем видеть, чтоб они от других во всяких случаях по достоинству отличались; однако ж мы для того никому какова рангу не позволяем, пока они нам и отечеству никаких услуг не покажут, и за оныя характера не получат.

9. На сопротив того, имеют все девицы, которых отцы в 1-м ранге, пока они замуж не выданы, ранг получить над всеми женами, которые в 5-м ранге обретаются, а имянно, ниже генерала-маэора, а выше брегадира. И девицы, которых отцы во 2-м ранге, над женами, которые в 6-м ранге, то есть ниже брегадира, а выше полковника. А девицы, которых отцы в 3-м ранге, над женами 7-го ранга, то есть ниже полковника, а выше подполковника. И протчие, против того, как следуют ранги.

10. Дамы и девицы при дворе имеют, пока они действително в чинах своих обретаются, следующие ранги получить:

Обер гофмейстерина у ея величества государыни императрицы имеет ранг над всеми дамами.

Действителные стац дамы у ея величества государыни императрицы следуют за женами действителных тайных советников.

Действителные камер девицы имеют ранг с женами президентов от колегеи.

Гоф дамы — с женами брегадиров.

Гоф девицы — с женами полковников.

Гоф мейстерина и наших цесаревен — с действителными стац дамами, которые при ее величестве императрице.

Камер девицы при государынях цесаревнах следуют за гоф дамами при ее величестве государыне императрице.

Гоф девицы государынь цесаревен следуют за гоф девицами при ее величестве государыне императрице.

11. Все служители российские или чужестранные, которые осми первых рангов находятся, или действително были, имеют оных законные дети и потомки в вечныя времена лутчему старшему дворянству во всяких достоинствах и авантажах равно почтены быть, хотя б они и низкой породы были, и прежде от коронованных глав никогда в дворянское достоинство произведены или гербом снабдены не были.

12. Когда кто из наших высоких и нижних служителей, два чина и более действително имеет, или выше ранг получил, нежели по чину, которой он действително управляет, то имеет он при всяких случаях ранг вышняго его чину. Но когда он в нижнем чину свое дело отправляет, то не может он тогда на том месте своего вышняго рангу или титла иметь, но по оному чину, которой он действително отправляет.

13. Понеже статские чины прежде не были распоряжены, и для того почитай никто или зело мало чтоб кто надлежащим порядком снизу свой чин верхней заслужил из дворян, а нужда ныне необходимая требует и в вышние чины: того ради брать, кто годен будет, хотя б оной и никакого чина не имел. Но понеже сие в рангах будет оскорбително воинским людем, которые во многие лета, и какою жестокою службою оное получили, а увидят без заслуги себе равного или выше: того ради кто, в которой чин и возведен, будет, то ему ранг заслуживать летами, как следует. Чего для надлежит из Сенату, кто в какой чин в статской не по порядку с низу пожалован будет нынешней ради нужды с котораго времени, давать имена их обор фискалу, дабы могли фискалы смотреть, чтоб исполняли в рангах по сему указу. И дабы впредь на ваканцыи не стороны хватать, но порядком, как в воинских чинах производятца. Того ради надлежит ныне иметь в статских колегиях по 6 или по 7 человек колегеи юнкеров, или менше. А ежели более надобно, то с докладу.

14. Надлежит дворянских детей в колегиах производить снизу: а имянно, перво в колегии юнкары, ежели ученые, и освидетелствованы от колегии, и в Сенате представлены, и патенты получили. А которые не учились, а нужды ради и за оскудением ученых приняты, тех перво в титулярные колегии юнкары писать, и быть им те годы без рангов, которым нет рангов до действителнаго колегеи юнкарства.

Карпоралские и сержантские лета зачитать тем, которые учились и выучились подлинно, что коллежским правлениям надлежит. А имянно, что касается до праваго суда, также торгам внешним и внутренним к прибыли Империа и экономии, в чем надлежит их свидетелствовать.

Которые обучатца вышеписанным наукам, тех из колегеи посылать в чужие краи по несколку, для практики той науки.

А которые знатные услуги покажут, те могут за свои труды производитца ранги выше, как то чинитца и в воинской службе, кто покажет свою какую выслугу. Но сие чинить в Сенате толко, и то с подписанием нашим.

15. Воинским чинам, которые дослужатся до обер офицерства не из дворян, то когда кто получит вышеписанной чин, оной суть дворянин, и его дети, которые родятца в обор офицерстве, а ежели не будет в то время детей, а есть прежде, и отец будет бит челом, тогда дворянство давать и тем, толко одному сыну, о котором отец будет просить. Протчие же чины, как гражданские, так и придворные, которые в рангах не из дворян, оных дети не суть дворяна.

16. И понеже никому кроме нас, и других коронованных глав принадлежит, кого в дворянское достоинство гербом и печатью пожаловать, и насупротив того многократно оказалось, что некоторые себя дворянами сами называют, а подлинно не суть дворяня, иные же своеволно герб приняли, котораго предки их не имели ниже от предков наших, или от иностранных коронованных глав им дан, и при том смелость приемлют иногда такой герб изобрать, которой владеющие государи и иные знатнейшые фамилии действително имеют. Того ради мы тем, до которых сие касается, чрез сие милостиво напоминаем, чтоб каждый от такого непристойнаго поступка, и от того возпоследующаго безчестья и штрафования впредь остерегался. Каждому объявляется, что для сего дела определили мы геролдмейстера. И тако надлежит всем для того дела к нему приходить, и доношении подавать, и решения требовать, как следует: кто имеет дворянство, и на оное гербы, дабы доказывали, что они или предки их от какого наддания имели, или чрез предков наших или нашею милостию во оную честь приведены. Буде же кто того подлинно вскоре доказать не может: то таковым давать сроку на полтора года. А потом требовать, дабы подлинно доказал. И ежели не докажет, (а объявит за чем подлинно) о том доносить Сенату; а в Сенате о том разсмотря, доносить нам.

Буде же кто будут просить за явныя службы о наддании, то о службах того справливатца. И буде из таковых явятца подлинно заслуженые, и о том доносить Сенату ж, а Сенату представлять нам же. А которые дослужились до обор офицерства, руской или иноземец, как из дворянства, так и не из дворянства, тем давать гербы, смотря по заслугам. А которые хотя в воинской службе и не были, и ничего не заслужили, а могут доказать не менши ста лет: и таким гербы давать же.

В нашей же службе обретающыеся чюжестранные люди, имеют или своими дипломами, или публичными свидетелствами от правителства их отечества, свое дворянство и герб доказать.

17. Также нижеписанные чины, а имянно: президенты и вицепрезиденты в надворных судах, обер ландрихтеры в резиденции, президент в магистрате в резиденции, обер комисары в колегиах, воеводы, обер рентмейстеры и ландрихтеры в губерниях и в провинциях, казначеи при манетном деле, директоры над пошлинами в портах, обер экономии камисары в губерниях, обер камисары в губерниях, ассесоры в надворных судах в губерниях, камериры при колегиях, ратманы в резиденции, почт мейстеры, камисары при колегиях, камериры в провинциях, земские камисары, ассесоры в провинциалных судах, земские рентмейстеры, не надлежит за вечный чин почитать, но за уряд, как вышеписанным, так и им подобным: ибо оные не суть чины: того ради ранг иметь должны, пока они действително у своего дела обретаются. А когда переменятся или оставятся, тогда того ранга не имеют.

18. Те, которые за тяжкие преступления отставлены, публично на площади наказаны, или хотя толко обнажены, или пытаны были, оные лишены от имевшаго титла и рангу, разве они от нас за какия выслуги паки за собственною нашею рукою и печатью в совершенную их честь возставлены, и о том публично объявлено будет.

Толкование о пытанных

В пытке бывает, что многие злодеи, по злобе, других приводят: того ради, которой напрасно пытан, в безчестные причесться не может, но надлежит ему дать нашу грамоту со обстоятелством его невинности.

19. Понеже такожде знатность и достоинство чина какой особы часто тем умаляется, когда убор и прочей поступок тем не сходствует, якоже на супротив того многия разоряются, когда они в уборе выше чина своего и имения поступают: того ради напоминаем мы милостиво, чтоб каждый такой наряд, экипаж, и либрею имел, как чин и характер его требует.

По cему имеют вcе поcтупать, и объявленного штрафования и вящшаго наказания остерегаться.

Дан за подписанием нашей собственной руки, и государственною нашею печатью в резиденции нашей.

Чувства