Детская Библия: Ветхий завет - Даниил в львином рве, Возвращение иудеев из плена, Царица Эсфирь. П

Даниил во рву львином

Угодно было Дарию поставить над царством сто двадцать сатрапов, чтобы они были во всем царстве,

2 А над ними трех князей, из которых один был Даниил, чтобы сатрапы давали им отчет и чтобы царю не было никакого обременения.

3 Даниил превосходил прочих князей и сатрапов, потому что в нем был высокий дух, и царь помышлял уже поставить его над всем царством.

4 Тогда князья и сатрапы начали искать предлога к обвинению Даниила по управлению царством; но никакого предлога и погрешностей не могли найти, потому что он был верен, и никакой погрешности или вины не оказывалось в нем.

5 И эти люди сказали: «не найти нам предлога против Даниила, если мы не найдем его против него в законе Бога его».

6 Тогда эти князья и сатрапы приступили к царю и так сказали ему: «царь Дарий! вовеки живи!

7 Все князья царства, наместники, сатрапы, советники и военачальники согласились между собою, чтобы сделано было царское постановление и издано повеление, чтобы, кто в течение тридцати дней будет просить какого-либо бога или человека, кроме тебя, царь, того бросить в львиный ров.

8 Итак утверди, царь, это определение и подпиши указ, чтобы он был неизменен, как закон Мидийский и Персидский, и чтобы он не был нарушен».

9 Царь Дарий подписал указ и это повеление.

10 Даниил же, узнав, что подписан такой указ, пошел в дом свой; окна же в горнице его были открыты против Иерусалима, и он три раза в день преклонял колени, и молился своему Богу, и славословил Его, как это делал он и прежде того.

11 Тогда эти люди подсмотрели и нашли Даниила молящегося и просящего милости пред Богом своим.

12 Потом пришли и сказали царю о царском повелении: «не ты ли подписал указ, чтобы всякого человека, который в течение тридцати дней будет просить какого-либо бога или человека, кроме тебя, царь, бросать в львиный ров?» Царь отвечал и сказал: «это слово твердо, как закон Мидян и Персов, не допускающий изменения».

13 Тогда отвечали они и сказали царю, что «Даниил, который из пленных сынов Иудеи, не обращает внимания ни на тебя, царь, ни на указ, тобою подписанный, но три раза в день молится своими молитвами».

14 Царь, услышав это, сильно опечалился и положил в сердце своем спасти Даниила, и даже до захождения солнца усиленно старался избавить его.

15 Но те люди приступили к царю и сказали ему: «знай, царь, что по закону Мидян и Персов никакое определение или постановление, утвержденное царем, не может быть изменено».

16 Тогда царь повелел, и привели Даниила, и бросили в ров львиный; при этом царь сказал Даниилу: «Бог твой, Которому ты неизменно служишь, Он спасет тебя!»

17 И принесен был камень, и положен на отверстие рва, и царь запечатал его перстнем своим и перстнем вельмож своих, чтобы ничто не переменилось в распоряжении o Данииле.

18 Затем царь пошел в свой дворец, лег спать без ужина и даже не велел вносить к нему пищи, и сон бежал от него.

19 Поутру же царь встал на рассвете и поспешно пошел ко рву львиному.

Питер Пауль Рубенс. Даниил в яме со львами. XVII в.

Дан 6, 19–20

21 Тогда Даниил сказал царю: «царь! Во веки живи!

22 Бог мой послал Ангела Своего и заградил пасть львам, и они не повредили мне, потому что я оказался пред Ним чист, да и перед тобою, царь, я не сделал преступления».

23 Тогда царь чрезвычайно возрадовался о нем и повелел поднять Даниила изо рва; и поднят был Даниил изо рва, и никакого повреждения не оказалось на нем, потому что он веровал в Бога своего.

24 И приказал царь, и приведены были те люди, которые обвиняли Даниила, и брошены в львиный ров, как они сами, так и дети их и жены их; и они не достигли до дна рва, как львы овладели ими и сокрушили все кости их.

25 После того царь Дарий написал всем народам, племенам и языкам, живущим по всей земле: «мир вам да умножится!

26 Мною дается повеление, чтобы во всякой области царства моего трепетали и благоговели пред Богом Данииловым, потому что Он есть Бог живый и присносущий, и царство Его несокрушимо, и владычество Его бесконечно.

27 Он избавляет, и спасает, и совершает чудеса и знамения на небе и на земле; Он избавил Даниила от силы львов».

28 И Даниил благоуспевал и в царствование Дария и в царствование Кира Персидского.

Дан 6, 1–28

Из книги Пророки и цари автора Уайт Елена

Глава 44 В львином рву (Эта глава основана на Книге пророка Даниила, 6) Когда Дарий Мидийский взошел на престол, который ранее принадлежал вавилонским царям, он немедленно начал назначать новых людей на ответственные посты. «Угодно было Дарию поставить над царством сто

Из книги Библия в иллюстрациях автора Библия

Пророк Даниил. Даниил 5:5–8, 13, 16–17, 25-30 В тот самый час вышли персты руки человеческой и писали против лампады на извести стены чертога царского, и царь видел кисть руки, которая писала. Тогда царь изменился в лице своём; мысли его смутили его, связи чресл его ослабели, и

Из книги Уроки для воскресной школы автора Верниковская Лариса Федоровна

Из книги Закон Божий автора Слободской Протоиерей Серафим

Даниил во львином рву и Аввакум. Даниил 14:33-39 Был в Иудее пророк Аввакум, который, сварив похлёбку и накрошив хлеба в блюдо, шел на поле, чтобы отнести это жнецам. Но Ангел Господень сказал Аввакуму: отнеси этот обед, который у тебя, в Вавилон к Даниилу, в ров львиный. Аввакум

Из книги 100 великих библейских персонажей автора Рыжов Константин Владиславович

Чудесное спасение Даниила в львином рве По смерти Навуходоносора царство Вавилонское скоро было покорено Дарием, царем мидийским. Дарий так полюбил Даниила, что дал ему в управление третью часть своего царства. Это очень не понравилось прочим вельможам, и они решили

Из книги Еврейский мир автора Телушкин Джозеф

Мидийско-персидское владычество. Пророк Даниил во рве львином Царь Дарий полюбил Даниила и сделал его одним из трех главных начальников в своем царстве, а потом хотел даже ему одному поручить управление царством. Другие же вельможи завидовали Даниилу и решили погубить

Из книги Каноны христианства в притчах автора Автор неизвестен

Даниил В том году, когда Навуходоносор пленил иудейского царя Иоакима, из Иудеи в Вавилон угнали многих знатных жителей столицы. Навуходоносор велел отобрать среди них некоторое количество молодых людей и отдал их на воспитание некоему Амелсару, чтобы он обучил их

Из книги Иллюстрированная Библия автора

Из книги Библия. Современный перевод (BTI, пер. Кулакова) автора Библия

Пророк Даниил во рве львином (Дан., гл. 6) 16Тогда царь повелел, и привели Даниила, и бросили в ров львиный; при этом царь сказал Даниилу: Бог твой, Которому ты неизменно служишь, Он спасет тебя!18Затем царь пошел в свой дворец, лег спать без ужина, и даже не велел вносить к нему

Из книги Путеводитель по Библии автора Азимов Айзек

Пророк Даниил. Даниил 5:5-8, 13, 16-17, 25-30 В тот самый час вышли персты руки человеческой и писали против лампады на извести стены чертога царского, и царь видел кисть руки, которая писала. Тогда царь изменился в лице своём; мысли его смутили его, связи чресл его ослабели, и

Из книги Избранные места из Священной истории Ветхого и Нового Завета с назидательными размышлениями автора Дроздов Митрополит Филарет

Даниил спасает Сусанну от смерти. Даниил 13:59-62 Даниил сказал ему: точно, солгал ты на свою голову; ибо Ангел Божий с мечом ждет, чтобы рассечь тебя пополам, чтобы истребить вас. Тогда все собрание закричало громким голосом, и благословили Бога, спасающего надеющихся на

Из книги Иллюстрированная Библия. Ветхий Завет автора Библия

Даниил во рву львином Дарий соизволил назначить по всему царству сто двадцать сатрапов, которые должны были вести дела царские, 2 а над ними поставил трех верховных правителей, одним из которых был Даниил. Сатрапы обязаны были держать отчет перед этими тремя правителями,

Из книги Читаем Пророческие книги Ветхого Завета автора Михалицын Павел Евгеньевич

Даниил В различных христианских версиях Библии Книга пророка Даниила идет после Книги пророка Иезекииля как книга четвертого большого пророка. Поскольку события, излагаемые в книге, возможно, происходили в период вавилонского плена, во время царствования

Из книги автора

Даниил во рве львином Дарий, Мидянин, царь Халдейский, поста­вил в царстве своем сто двадцать сатрапов для управления областями под главным над­зором трех начальников, между которыми был и Даниил: им должны были сатрапы от­давать отчетно всем, дабы не беспокоить царя.

Из книги автора

Даниил во рву львином Угодно было Дарию поставить над царством сто двадцать сатрапов, чтобы они были во всем царстве,2 А над ними трех князей, из которых один был Даниил, чтобы сатрапы давали им отчет и чтобы царю не было никакого обременения.3 Даниил превосходил прочих

Из книги автора

Пророк Даниил во рву львином Последний исторический эпизод книги пророка Даниила связан уже с Персидской державой и Дарием Мидянином. Даниил был поставлен одним из трех князей, управляющих сатрапами, на максимально возможно высокой ступеньке государственной лестницы.

Пророк Даниил во рву со львами

– Царь! Золотая голова истукана означает твоё царство, большое и могущественное, а все остальные части его тела – это те царства, которые будут после тебя и которые уже не будут такими великими. Когда придет время, Бог создаст новое царство, Царство Небесное, которое наступит после падения четырех земных царств. Оно и было тем камнем, который отделился от горы. Царство Небесное распространится по всей земле и будет вечным.

Навуходоносор, пораженный мудростью Даниила, воскликнул:

– Теперь я вижу, что ваш Бог есть Бог над всеми богами и Царь над всеми царями!

В другой раз царь вавилонский сделал золотого истукана и приказал всем кланяться ему. Все поклонились идолу, кроме иудеев. Навуходоносор сильно разгневался и велел бросить их в огненную печь. Но случилось чудо! Ангел Божий защитил трёх отроков иудейских, и они вышли из пламени живые и невредимые. Тогда Навуходоносор сказал:

– Благословен Бог ваш, Который послал Ангела Своего и избавил вас от смерти!

После этого царь возвысил этих юношей ещё больше и поставил их начальниками над иудеями в Вавилонском царстве.

Прошло время. На царский престол вступил царь Дарий, который полюбил Даниила и сделал его своим ближайшим советником. Но другие придворные завидовали Даниилу и хотели его погубить. Они узнали, что Даниил ежедневно три раза молится Богу, и уговорили царя написать указ, чтобы никто в течение тридцати дней не просил никого ни о чём, кроме царя. Если же кто нарушит приказание, такого ослушника было приказано бросить в ров со львами.

Однако Даниил продолжал молиться Богу и обо всём просить Его. Об этом доложили царю. Царь Дарий опечалился, ему хотелось спасти Даниила, но он уже не мог нарушить данное слово, и потому Даниила бросили во львиный ров. Царь плакал и всю ночь не мог уснуть. Утром на рассвете Дарий поспешно отправился ко рву и позвал:

– Даниил! Бог твой, Которому ты так преданно служишь, смог ли спасти тебя?

Даниил был жив и отвечал:

– Многие лета тебе, царь! Господь мой послал Ангелов, которые заградили пасти львам, и они не тронули меня, потому что я не виновен ни пред тобою, ни пред Господом Богом моим!

Царь велел вытащить Даниила из львиного рва и бросить туда его обвинителей, злых завистников, которых львы тотчас же растерзали.

После этого царь Дарий написал всем народам и племенам, живущим на земле:

– Я повелеваю, чтобы во всём моём царстве все чтили Бога, которому служит Даниил. Он – Бог живой, Царство Его несокрушимо и владычество Его вечно. Потому что только Он спасает и совершает чудеса. Это Он спас Даниила от львиных клыков!

Вавилонское пленение длилось семьдесят лет. Потом иудеи вернулись в Иерусалим и построили там новый храм, но он уже не был таким великолепным, как прежний храм Соломона. Через четыреста лет после вавилонского плена еврейский народ захватили римляне. Римский император назначил царём над Иудеей и Иерусалимом Ирода, злого и жестокого человека. Тяжело жилось евреям: они боялись и римлян, и собственного царя. Теперь многие из них стали ждать Спасителя, Мессию, который бы их освободил…

НОВЫЙ ЗАВЕТ

РОЖДЕНИЕ И БЛАГОВЕЩЕНИЕ ПРЕСВЯТОЙ ДЕВЫ МАРИИ

В небольшом Галилейском городе Назарете жили муж и жена – Иоаким и Анна. Они были дальними и бедными потомками царя Давида, но людьми добрыми и благочестивыми.

Всю жизнь у них не было детей, и они очень огорчались по этому поводу. Иоаким и Анна молились и просили, чтобы Господь послал им ребёнка, и даже дали обещание посвятить своего ребёнка на служение Богу.

Господь услышал их молитву и исполнил усердную просьбу добрых и праведных людей. У них родилась Девочка, которую они назвали Марией. Когда Марии исполнилось три года, родители торжественно привели Её в Иерусалимский храм. Там Мария изучала Закон Божий и занималась рукоделием.

Всё Своё детство Она провела в храме. Усердная и кроткая, Мария всегда молилась Богу и была очень трудолюбива. Все люди любили Марию и удивлялись Её уму и смирению. Марию не привлекали ни роскошные одежды, ни весёлые и шумные гуляния. Любимыми Её занятиями были молитва, чтение Священного Писания и помощь бедным.

Благовещение Пресвятой Богородицы

Скоро Иоаким и Анна умерли и бедная Девочка осталась круглой сиротой. Грустно деткам жить на свете без папы и мамы. Обидеть их может всякий, а защитить некому. Потому-то добрый Господь всегда особенно заботится о таких детях. Сиротку Марию Он также не оставил без Своей помощи и покровительства.

Когда Мария выросла, то священники той церкви, где Она воспитывалась, должны были отдать Марию замуж, как велел закон. Но Она сказала им, что дала обет Богу никогда не выходить замуж. Священники очень удивились и решили отдать Марию под покровительство Её дальнего родственника, богобоязненного старца Иосифа, который по ремеслу был плотник. Он был вдовец, и у него были дети от умершей жены. Мария поселилась в его доме как помощница. Она помогала Иосифу по хозяйству и вела такую же скромную и уединённую жизнь, как и при храме.

Господь увидел, что Мария скромнее и добрее всех девиц на свете, увидел, что Она усерднее всех молится Богу и потому назначил Её быть Матерью Господа Иисуса Христа.

И вот однажды, когда Мария читала Священное Писание, вся Её бедная комнатка озарилась каким-то необыкновенным светом, как будто в ней явилось само солнце. Мария взглянула: перед Ней в воздухе, с цветами в руках, стоял Божий Ангел.

– Радуйся, святая, добрая Дева! – сказал Архангел, – Господь с Тобою! Своим смирением, Своим чистым сердцем и любовью к Богу Ты заслужила великую милость: на Тебя сойдёт Святой Дух, и у Тебя родится Сын, которого Ты назовёшь Иисус. Он будет Сыном Бога, Спасителем мира.

Кроткая Дева Мария не ожидала такого счастья и такой высокой чести, но со смирением ответила Архангелу:

– Я раба Господня, пусть будет со Мною так, как хочет Господь Бог.

С этой минуты юная Дева Мария стала знать, что от Неё родится Сын Божий Иисус Христос, Который спасёт весь мир от власти греха и смерти.

РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО

В то время Иудея была под властью римского императора Августа. Однажды он решил провести перепись населения, чтобы узнать, сколько людей живёт в его царстве. Все должны были явиться в город, откуда происходили их предки, и там записаться. Праведный Иосиф и Святая Дева Мария жили в городе Назарете, но они происходили из рода царя Давида и поэтому должны были прийти в город Вифлеем, так как все потомки царя Давида были приписаны к этому городу. Там в это время собралось очень много людей, и все дома и даже самые маленькие хижинки для ночлега были уже заняты.

А Марии наступило время родить. Долго скитались святые путники, ища себе пристанище. Но тем временем наступила ночь, и они решили переночевать на окраине города в пещере, в которой пастухи скрывались в непогоду.

И вот, в такой убогой обстановке, в холодной пещере совершилось величайшее событие в жизни всех людей. Этой святой ночью родился Богочеловек, Иисус Христос, Спаситель всего мира. Иисус Христос был Богом и Человеком одновременно. У Него было всё, что есть у людей. Кроме одного: у Него не было греха, Он был безгрешным.

Я пойду с тобой, - сказал Елисей.

И они пошли вместе.

Вскоре Елисей стал беспокоиться, потому что Илия был его учителем. «Что я буду делать, когда Илия уйдёт? А вдруг Господь оставит меня?» - размышлял он.

Когда они пришли в Вефиль, Илия сказал:

Оставайся здесь, я пойду на реку Иордан.

Я пойду с тобой! - опять сказал Елисей.

Илия снял милоть (кожаный плащ) и ударил ею по водам. Воды расступились, и два человека пересекли реку, как по суше. Илия знал, что Елисей переживает, и спросил:

Скажи мне, что я мог бы для тебя сделать перед тем, как буду взят отсюда?

Дух, который в тебе, пусть будет на мне вдвойне, - отвечал Елисей.

Ты попросил непростую вещь. Но если ты увидишь, как Господь будет забирать меня, ты получишь то, что просил.

И они продолжили свой путь. Внезапно появилась огненная колесница, и Илия был взят на Небо. Елисей видел всё это и звал Илию, пока тот не исчез из виду.

Елисей подобрал милоть Илии, упавшую на землю. И как делал Илия, Елисей ударил милотью по водам:

Будет ли Господь со мной, как был с Илией?

Воды расступились, и Елисей понял, что Господь с ним и он тоже будет великим пророком в Израиле.

Иона

Город Ниневия был рассадником греха. Господь позвал Иону пророка:

Иди в Ниневию. Предупреди жителей, что все их злодеяния дошли до Меня. И скажи им, чтобы они исправились.

Но Иона испугался, что его не послушают, и решил убежать от Господа. Он сел на корабль, отправлявшийся в Фарсис.

Иона заснул на борту и спал, пока кто-то не разбудил его:

Как ты можешь спать в такой шторм? Вставай и молись своему Господу, иначе мы все погибнем.

Другие корабельщики между тем бросали жребий, чтобы узнать, кто виноват в этой беде. Они бросили жребий, и он пал на Иону.

Кто ты? - спросили корабельщики.

Я еврей и поклоняюсь Богу, Творцу неба и земли. Но я убежал от лица Господня. И если хотите спастись, то бросьте меня в море.

Они не хотели так поступать, но буря всё не умолкала и спасения не было. Тогда они стали молиться, чтобы Господь не наказывал их за убийство, поскольку на то была не их воля, и бросили Иону в море. Море тотчас утихло. Корабельщики были очень напуганы этим и принесли жертву истинному Богу.

Бог же повелел большому киту проглотить Иону. Иона был в чреве кита три дня и три ночи. Там Иона молился Господу, благодарил Его и обещал исполнить все свои обеты. И тогда Бог повелел киту выплюнуть Иону на сушу. И опять Бог сказал Ионе:

Иди в Ниневию и проповедуй обо всем, что Я повелел тебе.

Иона послушался и проповедовал в Ниневии, и говорил, что город будет разрушен. И ниневитяне покаялись в своих грехах, они постились и просили у Бога прощения, и оставили все свои злые дела.

Иона был очень расстроен, что слова пророчества не сбылись. Но Бог объяснил Ионе, что в очах Божиих драгоценнее всего человеческая жизнь. И потому Бог принимает с радостью покаяние людей и милует их, даже если придётся нарушить слово, произнесённое Божиим пророком.

Три благочестивых отрока

Народ царства Иудина был взят в плен в Вавилон. Три прекрасных отрока Анания, Мисаил и Азария были призваны служить при дворе Вавилонского царя Навуходоносора. Царь сделал золотого истукана высотою в тридцать метров и поставил его на поле в Дейре. И тогда вельможи провозгласили:

Люди всех народов! Когда вы услышите звук свирелей, трубы, гуслей и других музыкальных инструментов, вы должны пасть ниц и поклониться статуе, это приказ царя! Кто не поклонится, будет брошен в горящую печь!

Придворные же сразу донесли царю, что три отрока не поклоняются истукану. Разгневанный царь велел позвать к нему трёх отроков.

До меня дошли слухи, что вы не поклоняетесь до земли, когда слышите звуки труб и цевниц, служащих идолу. Поклонитесь же сейчас, и я забуду обо всем, что слышал.

О царь, мы не можем поклониться идолу, - отвечали они.

Вы знаете, что тогда будете брошены в печь?

Наш Бог спасет нас от пламени. А если и не будет Ему угодно спасти нас, то мы всё равно не станем поклоняться вашему идолу.

Анания, Мисаил и Азария были брошены в печь. Она была такой горячей, что пламя убило тех воинов, которые бросали их в огонь. Но, к своему изумлению, царь увидел четырёх юношей, разгуливающих внутри печи с хвалебным пением Богу.

Разве не трёх человек мы бросили в печь? - спросил царь. - Почему я вижу четырёх? Выходите же, служители истинного Бога!

Тогда трое юношей вышли из раскалённой печи, и даже одежда на них не пострадала от пламени. А четвёртым был Ангел Божий, который сошёл с неба и сотворил так, что в печи вместо огня дул влажный шумящий ветер. И сказал царь:

Благословен Бог, пославший Ангела спасти вас. И всякий, кто оскорбит вашего Бога, будет наказан. Никакой другой бог не мог бы сотворить такое чудо!

Даниил во рву со львами

После Навуходоносора правил царь Дарий. Даниил тоже был пленником, но он был настолько праведен и надёжен, что Дарий поручил ему управлять всей страной. Другие вельможи царя Дария завидовали Даниилу. Они хотели найти что-нибудь такое, о чём бы можно было доложить царю, но ничего плохого Даниил не делал.

Он будет слушаться царя, пока это угодно его Богу, - говорили они. И пошли к царю Дарию, и сказали:

Царь, ты так велик, что никто не может в течение тридцати дней молиться больше никому, кроме как тебе.

Это звучит хорошо, - сказал Дарий, - пусть так и будет.

Вельможи были в восторге. Вскоре Даниил услышал распоряжение царя молиться тому, как богу. Даниил вошёл в свою комнату, подошёл к окну, которое выходило на Иерусалим, и молился и благодарил Господа, как он всегда делал трижды в день. Это увидели слуги царя и помчались докладывать.

Даниил пренебрегает твоим распоряжением. Мы видели, как он молится своему Господу трижды в день.

Дарий любил Даниила и не хотел его гибели. Он хотел бы как-нибудь спасти Даниила, но не мог изменить собственное постановление.

Итак, на заходе солнца Даниил был брошен в ров к голодным львам. Царь сказал Даниилу:

Я надеюсь, твой Бог спасёт тебя.

Царь беспокоился о Данииле всю ночь. И как только взошло солнце, он побежал ко рву.

Спас ли тебя твой Бог, Даниил? - закричал Дарий.

О царь! Я жив и невредим. Господь послал Ангела, и он спас меня от всякого вреда, потому что я невиновен.

Прекрасно! Скорее вытаскивайте Даниила оттуда! - приказал Дарий. - Велик Бог Даниила! И я велю, чтобы в моём царстве все почитали Господа Бога, Который спас Даниила от голодных львов.

Царица Есфирь

Артаксеркс, правивший в Персии, избрал прекраснейшую женщину по имени Есфирь себе в жёны, но он не знал, что она была еврейкой.

Придворный Аман был зол на дядю Есфири Мардохея и искал способа погубить его и всех евреев в персидском царстве. Аман пошёл к царю и сказал:

Среди нас живут люди другого народа. Они не подчиняются твоим распоряжениям. Я сам дам деньги, чтобы убить их.

Береги свои деньги, - ответил Артаксеркс, - делай с евреями что хочешь за счёт казны.

Аман издал указ от имени царя, что в назначенный день все евреи по всей стране должны быть убиты.

Мардохей, дядя Есфири, услышал об этом. Он послал рассказать обо всём Есфири и просить её поговорить с царём.

(17)30 декабря, православные почитают память святого Даниила и мучеников Анании, Азарии и Мисаила.

За 600 лет до Р.Х. Иерусалим был завоеван царем вавилонским Навуходоносором, храм, воздвигнутый Соломоном, был разрушен, а множество народа израильского отведено в плен. Был взят в плен и юный Даниил и вместе с царём иудейским Иоакимом был отведен из Иерусалима в Вавилон. Навуходоносор был выдающимся политиком, которому удалось избежать ошибки египетских фараонов. Последние унижали пленных евреев, что создавало опасность мятежа. Вавилон был не в состоянии военными средствами поддерживать деспотический режим, потому что слишком много людей приходилось держать в повиновении и мало было для этого солдат. Навуходоносор выбрал другой способ управления завоеванными народами: заставить людей сохранить лояльность к империи. Навуходоносор брал все самое лучшее у каждой нации и ставил на службу Вавилону. Поэтому если кто и захотел бы поднять мятеж, ему пришлось бы направить его против собственного народа.

В плену оказалось много народа, среди которых были 4 юноши из знатных семей: Даниил, Ананий, Азарий и Мисаил. Они приглянулись царю Навуходоносору и были причислены к его свите. Царь «велел их воспитывать три года…учить их книгам и языку Халдейскому» (Дан. 1:4-5). Т.е. по сути юношей подвергали продуманной системе перевоспитания, учили языку и литературе Вавилона, а также математике, мореплаванию, политике, истории и географии, - весь спектр вавилонской учености внедрялся в их умы в течение этих трех лет. Ничто не должно было отвлекать их от обучения, поэтому «назначил царь им ежедневную пищу с царского стола и вино, которое сам пил…» (Дан. 1:5).

По истечении 3-х лет перевоспитания юноши должны были предстать перед царем (Дан. 1:5) для испытания. Воспитанники должны были забыть, что они евреи, слуги Божии, и стать слугами царя земного. Им даже имена меняли, и в этом был глубинный смысл. По приказу царя, Даниил был переименован в Валтасара, что в переводе с халдейского означало «хранитель сокрытых сокровищ Ваала». Анания («Бог милостив») был наречен Седрах (имя языческого бога Мардука). Мисаил («Кто как Бог») получил имя Мисах (содержащее древнюю форму имени богини Венеры). Азария («Господь – помощь моя») переименован в Авденаго («слуга бога Нево»). Таким образом, имена, содержащие в значение своем принадлежность Богу, были изменены так, что они стали относиться к языческим богам.

Однако, с принятием языческих имен, юноши не изменили вере своих отцов. Боясь оскверниться языческой пищей, они упросили своего воспитателя выдавать им пищу не с царского стола, окропленную идоложертвенной кровью, но простую, растительную. За преданность истинной вере Господь наградил юношей успехами в науках (Дан. 1:17), и вавилонский царь, присутствовавший на экзамене, нашел, что они сообразительнее его вавилонских мудрецов: «не нашлось подобных Даниилу, Анании, Мисаилу и Азарии, и стали они служить царю. И во всяком деле мудрого уразумения, о чем ни спрашивал их царь, он находил их в десять раз выше всех тайноведцев и волхвов, какие были во всем царстве его» (Дан. 1:19-20).

За богоугодный образ жизни Господь наградил их мудростью, а Даниил получил еще дар толкования снов и прозорливости. Когда царю приснился сон, именно он смог растолковать его и рассказать о его значении. Во сне Навуходоносор видел огромного и страшного истукана, сделанного из четырех металлов: голова была из золота, грудь и руки – из серебра, живот и бедра – из меди, ноги – из железа, а стопы – из железа, смешанного с глиной и намазанного ею. Камень, скатившийся с горы, разбил истукана в прах и сам вырос в большую гору.

Даниил объяснил царю, что истукан символизировал четыре языческих царства, которые должны были сменить друг друга, начиная с вавилонского и кончая римским. Таинственный камень, сокрушивший истукана, символизировал Мессию, а образовавшаяся гора - Его вечное Царство (Церковь): «И во дни тех царств Бог небесный воздвигнет царство, которое вовеки не разрушится, и царство это не будет передано другому народу; оно сокрушит и разрушит все царства, а само будет стоять вечно» (Дан. 2:44).

Этот сон и его толкование интересуют и касаются нас сегодня так же, или даже больше, чем Навуходоносора. Божественное толкование этого сна, данное через Даниила, показывает, что головой Истукана было Царство Вавилона, грудью и руками – следующая после него Медо-Персидская империя, животом и бедрами из меди – Греческая империя, а ногами – Римская империя.

Стопы представляли “Священную Римскую Империю” и ее преемников; железо в стопах – гражданскую власть, а глина, смешанная с железом и покрывающая его, иллюстрировала церковную власть наших дней. Судя по всему, мы живем в днях десяти пальцев, то есть частей Истукана. Камень представляет Божье Царство, которое глина на стопах истукана только имитировала. Камень представляет Божью Избранную Церковь, собранную из иудеев и язычников – из всякого народа и вероисповедания, чтобы составлять Царство Мессии. Вскоре это Царство будет установлено во власти и большой славе, а царства мира сего исчезнут как по мановению. Затем Царство Мессии будет расти, пока не наполнит всю землю и не подчинит все своей власти, а каждый сознательный грешник будет отсечен Второй Смертью.

Чудо в пещи огненной

Высокомерие затмило разум Навуходоносора. Он решил воздвигнуть себе громадную статую (как Правителя Земли) на поле Деире. Создав золотого истукана, царь повелел всем своим подданным поклониться ему, как только они услышат звуки музыкальных инструментов, под страхом смерти от сожжения. Но трое друзей отказались поклониться золотому идолу (Мардуку), за что по приказу царя Навуходоносора были брошены в раскаленную печь. Но ангел Божий сохранил их невредимыми в огне. Христианская традиция считает, что ангелом, сохранившим отроков, был архангел Михаил.

Навуходоносор изумленно рассмотрев, что творится в пламени, воскликнул: «не троих ли мужей бросили мы в огонь связанными? Вот, я вижу четырех мужей несвязанных, ходящих среди огня, и нет им вреда; и вид четвертого подобен сыну Божию». После чего приказал прекратить казнь. Когда трое отроков вышли из печи, вавилонцы убедились, что огонь не только не опалил им ни волоска на голове, но даже одежды не пахнут огнем. После чего, изумленный властью Бога, который умеет так спасать верующих в него, снова возвысил этих трех иудеев.

Второй сон Навуходоносора

Спустя немного времени Навуходоносор увидел другой сон – он увидел большое и крепкое дерево, достигающее высотой своей до неба и которое было видно до краев всей земли, со множеством плодов, так чтобы можно было бы всем прокормиться от него. Но вот низшел с небес Святый и сказал, чтобы это дерево срубили, обрубили ветви его, стрясли с него листья и разбросали плоды его, но чтобы оставили главный его корень в земле и пусть он с животными обитает в траве, что сердце человеческое отнимется от Него и дастся ему сердце звериное и пройдут над ним семь времен. Сон этот смутил царя, но никто из вавилонских гадателей и чародеев не мог объяснить ему его значения, пока не был призван Даниил, на котором почивал Дух Божий.

Святой Даниил объяснил Навуходоносору, что сон этот показывает наказание Навуходоносору за его гордость, что вскоре он потеряет царство, его самого отлучат от людей и обитание его будет с полевыми зверями, будет он кормить себя травою, как вол, и так пройдет семь лет, пока он не познает, что Всевышний владычествует над царством человеческим и дает его, кому хочет. Вскоре все в точности и сбылось: Навуходоносор потерял рассудок и наподобие животного ел траву (семь лет), после чего его рассудок вернулся к нему и он воздал хвалу Богу (Дан; гл. 4).

Таинственная надпись или последний пир Валтасара

Пророк Даниил оставался в звании придворного сановника при Навуходоносоре и пяти его преемниках, а потом был советником Дария Мидянина и Кира Персидского (Дан.6:28).

После Навуходоносора Вавилонским царем стал его сын Валтасар. Однажды он устроил пир для тысячи своих вельмож. Для этого он приказал слугам принести золотые и серебряные сосуды, которые его отец вынес из Иерусалимского храма. Когда были принесены сосуды, взятые из святилища дома Божьего в Иерусалиме, царь, его вельможи и их жены стали пить из них вино и славить своих золотых, серебряных, медных, железных, деревянных и каменных богов. Но вдруг в царском чертоге, где шло пиршество, появилась таинственная надпись на стене. Царь громко закричал и повелел привести мудрецов Вавилонских для объяснения написанного. Он обещал сделать третьим властелином в своем царстве того, кто объяснит значение непонятных слов. Но никто из Вавилонских мудрецов не мог объяснить значение написанных на стене слов. Привели Даниила и царь попросил его прочитать и объяснить значение непонятных слов.

Даниил сказал Валтасару, что Бог гневается на него за его гордость и за то, что он взял священные сосуды, чтобы пить из них вино, прославляя при этом идолов. Затем он сказал, что написано не стене: «И вот, что начертано: «МЕНЕ, МЕНЕ, ТЕКЕЛ, УПАРСИН» (ты ничтожен, и твое царство поделят мидяне и персы) (Дан. 5:25). Вот - и значение слов: «МЕНЕ» - исчислил Бог царство твое и положил конец ему; «ТЕКЕЛ» - ты взвешен на весах и найден очень легким; «ПЕРЕС» -разделено царство твое и дано мидиянам и персам. Тогда, по повелению Валтасара, облекли Даниила в багряницу и возложили золотую цепь на шею его и провозгласили его третьим властелином в царстве». В ту же ночь случилось то, что Бог предсказал через написанные на стене дворца слова: Валтасар был убит, и его царством завладел Дарий Мидянин.

По мнению иер. Геннадия Егорова («Священное Писание Ветхого Завета», часть 2), отрывок Дан. 5:18-31 имеет исключительное значение для понимания всей книги пророка Даниила. Прежде всего, Даниил изрекал исторические пророчества о судьбах царств и мира, поэтому его книгу можно назвать философией истории: всякое правление должно знать над собой руку Божию. Надмение не ценно в очах Бога и должно быть наказано. Единственное царство, которое устоит, это Царство Божие, и оно будет единственным и вечным.

Все видения пророка Даниила и сны, им толкуемые, сводятся, по сути, к одной мысли: все царства падут, уступив место откровению Царства Небесного.

Даниил во рву со львами

При персидском царе Дарии святой пророк Даниил за свою честность занял высокое положение. Окружающие возненавидели его за то, что он отказывался брать взятки. Они не знали, как уличить его, разве что в его религии. Они убедили царя Дария, издать указ, гласивший, что если кто-то отдаст поклон любому другому божеству, кроме Дария, будет брошен в львиный ров. Благодаря этому, они выдвинули обвинение против Даниила за неподчинение религиозному эдикту царя. Таким образом, по наветам своих врагов, Даниил был брошен в ров со львами, чтобы львы растерзали его, но Господь затворил уста львов и пророк остался невредим (Дан. гл. 6, гл.14:28-42).

Пророк Аввакум был извещен ангелом о том, что случилось с Даниилом. Ангел отправил Аввакума взять пищу и затем, подняв его в воздух за волосы, отнес в львиный ров. Даниил увидел в этом знак, того, что Бог не оставил его. Утром царь вернулся и, найдя Даниила живым и невредимым, уверовал в силу еврейского Бога. Придворные, строившие козни против Даниила, сами были брошены ко львам, которые их тут же растерзали (Дан. 6:14-24).

Многое Бог приоткрывал пророку Даниилу в видениях, например, видение четырех зверей, олицетворяющих четыре царства (Дан. глава 7).

По традиции, как и в случае сна Навуходоносора, под этими царствами понимаются Вавилон, Персия, Греция и Рим (или Сирия).

Малый рог с очами и устами (Дан. 7:8) – Антиох Епифан (это в историческом плане), который пытался искоренить ветхозаветную религию. Антиох – прообраз антихриста, его гонение – классический прообраз всех последующих гонений.

- «святые Всевышнего» (Дан. 7:18) – Маккавеи их потомки
- В конце – видение вечного Царства Сына (Дан. 7:9-14).

Это же пророчество прообразовательно говорит об антихристе, его гонении против верующих и о продолжительности его власти: «до времени (т.е. год) и времен (два года) и полувремени (полгода)» (Дан. 7:25), - итого 3,5 года.

С древних времен видение пророка Даниила главы 7, наряду с другими ветхозаветными эсхатологическими пророчествами, широко использовалось отцами Церкви для формулировки христианского учения о конце мира и Втором Пришествии Иисуса Христа (ссылки на главу 7 есть у Иустина Философа, Иринея Лионского, первое развернутое толкование книги пророка Даниила дает Ипполит Римский, у прп. Ефрема Сирина есть ссылка на главу 7 – «Слово на второе пришествие Господа Иисуса Христа». Причем большинство исследователей считают, что наряду с другими эсхатологическими поучениями прп. Ефрема, это «Слово» было положено в основу византийской иконографии «Страшного Суда».
Видение о «70-ти седминах» (Дан. глава 9)

Немного спустя Даниил получил откровение о «70 седьминах», в котором указано время первого пришествия Мессии и основания его Царства (Церкви) (см. Дан. 9). Здесь под седминами разумеется семилетие (на семилетних циклах построен круг праздничных лет евреев), имеющих пройти со времени издания указа о построении второго Иерусалимекого храма (в 453 г. до Р.Х.) до явления Христа и совершения Им Нового завета (Дан. 9:23-27). Следовательно, 70 седьмин – это 490 лет.

Но смыслу данного Даниилу архангелом Гавриилом объяснения, со времени указа царя Кира о возвращении иудеев на родину из плена, должно пройти семь седмин до создания храма, после следующих 62-х седмин убит будет Помазанник, утвердится Новый Завет и упразднятся жертвы и затем мерзость запустения станет на месте святе.

Между пророчеством Даниила и позднейшей историей – полное соответствие. Именно семь первых седмин вполне соответствуют 49-ти годам, протекшим от указа Кира до окончания построения города Иерусалима и храма. Следующие 62-е седмины равны 434 годам, которые в соединении с 49-ти годами первых седмин равны 483-м годам, и соответствуют, периоду до явления Иисуса Христа на дело служения роду человеческому. По пророчеству убиение Христа должно совершиться в половине последней седмины, т.е. через три с половиной года после того явления, как действительно и было по сказанию Евангелистов. После этой пол-седмины должна наступить мерзость запустения на месте святе, т.е. разрушение Иерусалима, что в свою очередь указывая на слова Даниила, предсказал и Спаситель (Мф. 24:15). Так действительно и совершилось всё это при разрушении Иерусалима Титом и Веспасианом.

Видение о большой брани (Дан. главы 10-12)

Даниил постится три недели и ему является Муж с откровением. По мнению св. Ипполита Римского, «он видит Самого Господа…».

В начале описываются будущие войны, победа Александра Македонского, по-видимому, над персидскими войсками (Дан. 11:2).

Затем описываются войны лагидов и селевкидов (многие детали достаточно точно предсказаны).

Видение малого рога, нового царя, который одновременно есть прообраз Антиоха и антихриста (Дан. 11:21-23). Антиох Епифан – злейший враг иудеев, и это видение означает гонения Антиоха на иудеев и конечную погибель его самого. Известный еврейский историк Иосиф Флавий считает осквернение Иерусалимского храма Антиохом Епифаном точным исполнением пророчества Даниила: «И поставлена будет им часть войска, которая осквернит святилище могущества, и прекратит ежедневную жертву, и поставит мерзость запустения» (Дан. 11:31), произнесенного за 408 лет.

Дан. 11:36-37 – новая тайна грядущего беззакония – это уже не об Антиохе, который почитал богов.

Дан. 9:27, Дан. 11:31, Дан. 12:11 – «мерзость запустения» - Мф.24:15-16 – Христос цитирует пророка Даниила и далее говорит о скорби последующих времен (именно этому посвящены последние главы книги пророка Даниила, об этом же – Апокалипсис).

Дан. 12:4,9 – о печати блж. Феодорит рассуждает так: «Положи, говорит, на книге печати неясности и сделай ее не для всех явственной, «дондеже умножится ведение», и, по пророчеству, «наполнится вся земля ведением Господа, аки вода покрывает море» (Ис.11:9). Благодать Божия Духа, по пришествии Спасителя, сняв печати сии, и неясное соделала для верующих ясным».

Могилы пророка Даниила

Пророка Даниил скончался в глубокой старости (имея свыше 90 лет), находясь до старости в плену и был похоронен в гробнице в городе Сузы.

Впрочем, его могилы показывают также в Киркуке (Ирак) и Самарканде (Узбекистан). Могила в Самарканде представляет собой склеп длиной около 18 метров. Поверье гласит, что склеп постоянно растёт. Святой почитается как христианами, так и мусульманами, которые называют похороненного в ней святого Данияром. Рядом с могилой находится 500-летнее фисташковое дерево, после нескольких лет сухостоя в 2000-х годах вдруг дало зеленые побеги. Считается также, что останки святого привез в Самарканд из военного похода в Малую Азию Тамерлан.

Книга пророка Даниила

Святой пророк Даниил оставил книгу своих пророчеств, состоящую из 14-ти глав.

Книга пророка Даниила – это пророческая книга, исторически связанная с вавилонским пленом. В ней практически нет пророческих речей, а есть записи событий жизни пророка, его видений и их объяснений. Одной из главных особенностей книги является символический характер изложения пророчеств:

Сам пророк Даниил изъяснял сны и получал пророчества во сне (Дан. 2:19, Дан. 4:11, Дан. 7:1);
- сны и символы разъяснял ему Ангел (Дан. 7:16- Дан. 8:15);
- через Ангела иногда он получал символические откровения (Дан. 9:24, Дан. 10:11);
- апокалипсическая форма откровений (особенно в главах 7-12);
- грандиозность символики (даже более чем у пророков Иезекииля и Захарии, например, в главе 7).

1) Историческая часть (1-6 главы): жизнь пророка Даниила и современные ему события в вавилонском и мидо-персидском царствах, в которых он и его друзья участвовали;

2) Пророческая часть (7-12 главы): видения и откровения о судьбе Иудеи и языческих царств, имевших влияние на историю евреев, от времен эпохи пленения до утверждения на земле Царства «святых Вышнего».

Обе части раскрывают одно учение о всемирном Царстве Божием и Сыне Человеческом в их торжестве над язычеством. В своем развитии это учение сводится к двум положениям:

А) Всемирное царство не может навсегда остаться во власти язычников, оно существует только ради Израиля. Этой теме посвящены 1-6 главы книги. Вот их краткое содержание: власть над миром принадлежит Богу, но Его Царство наступит по истечении известного времени, после падения четырех мировых монархий (гл.2). Языческие цари могут быть владыками мира только при условии сознания зависимости своей власти от верховной власти Бога.

Б) В Лице Сына Человеческого Израиль предназначен к господству над миром, осуществлению Царства Божия на земле.

Поскольку языческие цари не могут господствовать, власть над миром должна перейти к другому народу, возможно к Израилю, который станет действительным правителем мира после падения четвертой монархии. Тогда Царство будет у «Святых Вышнего» под главенством Сына Человеческого, и они будут владеть им «во веки». К тому времени будут прощены их грехи (гл.9).

Во вселенское царство войдут все «записанные в книге» (Дан. 12:1). Воскреснут и мертвые: грешные «на вечное поругание и посрамление» (Дан. 12:2), а праведные «для жизни вечной…и разумные будут сиять, как светила на тверди, и обратившие многих к правде – как звезды, вовеки, навсегда» (Дан. 12:2-3).

В этот день, 30 декабря, незамужние девушки посвящают гаданию. Для того чтобы увидеть своего будущего супруга, необходимо взять 3 лавровых листа и написать на них имена 3-х святых отроков – Анания, Азария и Мисаила. Затем положить их под подушку и лечь спать. Во сне должен явиться суженый.

Также традиционно в этот народный праздник ставят театральные постановки об истории жизни трех отроков и Даниила.

Если на Данилов день иней покрыл все вокруг, то через 7 дней наступит потепление.

Если за окном метет метель, то пчелы хорошо будут трудиться в следующем году.

Следующий эпизод, связанный с вавилонским царством, относится уже ко времени Валтасара, внука или даже правнука Навуходоносора. Описывается пир, который этот царь сделал для своих вельмож. Судя по всему, этот пир имел место тогда, когда персы уже подходили к Вавилону. По-видимому, он имел своей целью как-то укрепить и подбодрить вавилонских военачальников.

По указанию царя, из хранилища принесены сосуды Иерусалимского храма, которые были некогда его прадедом оттуда вынесены. Из них было приказано пить всем – и мужчинам, и женщинам, всем, кто на этом пире пребывал. Для чего? Для того, чтобы напомнить всем собравшимся о мощи вавилонской державы, для того, чтобы показать, что даже превозносимый Бог иудеев и Тот оказался не в силах противостать державе вавилонской, что сосуды из Его храма здесь сейчас у них на пиру, у людей, которые превыше всех богов.

И в этот момент в том месте стены, где висели лампады, появляется рука, которая пишет таинственные письмена, которые никто не может прочитать и разобрать, отчего страх поражает всех собравшихся. Тогда царица, по-видимому, мать Валтасара, велит призвать Даниила, который прочитывает эту надпись и истолковывает ее.

Прежде, чем истолковать эту надпись, Даниил, которому были обещаны великие дары и награды за толкование, отказывается от них: «Дары твои пусть останутся у тебя и почести отдай другому, а написанное я прочитаю царю и значение я объясню ему ». Сначала, пророк говорит следующее: «Царь! Всевышний Бог даровал отцу твоему Навуходоносору царство, величие, честь и славу. Перед величием, которое Он дал ему все народы, племена и языки трепетали и страшились, кого хотел он убивал, а кого хотел оставлял в живых, кого хотел возвышал, и кого хотел унижал. Но когда сердце его надмилось, и дух его ожесточился до дерзости, он был свержен с царского престола своего и лишен славы своей, и отлучен был от сынов человеческих и сердце его уподобилось звериному, и жил он с дикими ослами, и кормили его травой и тело его орошаемо было небесною росою, доколе он не познал, что над царством человеческим владычествует Всевышний Бог и поставляет над ним, кого хочет. И ты, сын его, Валтасар, не смирил сердца своего, хотя и знал все это, но вознесся против Господа небес и сосуды дома Его принесли к тебе, и ты и вельможи твои, и жены твои, наложницы твои пили из них вино, и ты славил богов серебряных и золотых, медных и железных, которые не видят, не слышат и не разумеют, а Бога, в руке Которого дыхание твое и у Которого все пути твои, ты не прославил. За это и послана эта кисть руки и начертано это писание. И вот, что начертано: мене, мене, текел, упрасин. Вот и значение слов: мене – исчислил Бог царство твое и положил ему конец; Текел – ты взвешен на весах и найден очень легким; Перес - разделено царство твое и дано Мидянам и Персам. И в ту же самую ночь Валтасар, царь халдейский, был убит, и Дарий Мидянин принял царство, будучи шестидесяти двух лет » (Дан. 5:18-31).

Эта речь является очень важной для понимания всей книги. Я сказал в начале, что основное внимание Даниила сосредоточено именно на пророчествах исторического характера, судьбах царств и судьбах мира, и здесь в этой книге содержится, если можно так выразиться, философия истории. Всякое царство, всякое правление должно знать над собой руку Божию; всякое царство, всякое господство должно понимать источник царства и господства. Надмившийся и упивающийся своей властью, гордящийся, не имеет никакой ценности в очах Божиих и подлежит наказанию и разорению. Единственное царство, которое устоит, единственное царство, надежда которого не постыжается, есть царство Божие, которое придет в конце, и которое будет единственным, будет царством вечным. Все видения пророка Даниила и те сны, которые он толкует, касаются именно этого, не просто очередности смены каких-то царств, но того, что все эти царства падут, уступив место откровению Царства Небесного.

Здесь есть некоторая историческая сложность. Дело в том, что кроме как из книги пророка Даниила, мы ничего не знаем о Дарии Мидянине. Первый представитель Персидской державы, с которым мы встречаемся – это Кир. Есть разные объяснения этому месту, одно из них, наиболее простое, это то, что Дарий есть просто иное имя самого Кира, Дарий – персидское имя, означающее «обладатель сокровищами, богач». Эту точку зрения подтверждает то, что сам Кир был, по-видимому, 62 лет, когда он захватил Вавилон. Но, может быть, речь идет о некоем предшественнике его, хотя то, что говорится об устройстве Дарием державы (он поставил 120 сатрапов и над ними трех князей), – совпадает с мероприятиями, которые были проведены Киром.

9.6. Даниил во рву львином

Последний исторический эпизод связан уже с Персидской державой и Дарием. Даниил был поставлен одним из трех князей, управляющих сатрапами, на максимально возможно высокой ступеньке государственной лестницы. Этим он вызвал зависть у своих коллег, но поскольку никакого порока и прегрешения, с точки зрения законов Персидских, в нем найти было невозможно, то они изобрели новый закон, который бы позволил, наконец, расправиться с Даниилом. Они предложили царю почувствовать себя в роли божества и запретить всем жителям державы в течение 30 дней обращаться с любым прошением, как к человеку, так и к любому божеству, кроме как к самому царю. Царь с удовольствием соглашается на такое постановление и через некоторое время ему указывают на Даниила, который не соблюдает это требование и каждый день молится своему Богу, вместо того, чтобы молиться Дарию. Сановники тщательно следят за тем, чтобы царь исполнил свой указ и Даниил был ввержен в ров ко львам.

Так и было совершено, причем, говорится о том, что царь весьма опечалился и ночь провел без сна и с утра побежал смотреть на останки Даниила. Подбежав к яме, он вопросил громким голосом: «Даниил, раб Бога Живаго! Бог твой, Которому ты неизменно служишь, мог ли спасти тебя от львов? » (Дан. 6:20). И Даниил, который был жив и здоров, возвестил: «Бог мой послал Ангела Своего и заградил пасть львам, и они не повредили меня, потому что я оказался пред Ним чист, да и перед тобою, царь, я не сделал преступления » (ст. 22). После чего Даниила из этого рва изымают, и туда были брошены те, кто его к этой казни приговорил. Причем львы, судя по всему, так проголодались, что эти враги Даниила не успели даже долететь до дна ямы, как их уже львы растерзали и съели.

После этого говорится, что Дарий издал указ о том, чтобы во всех областях почитали Бога Даниила. Ну, впрочем, понятно, что этот указ никак не отвергает идолопоклонства. Легкость, с которой царь согласился на то, чтобы ему воздавали божеские почести, показывает, что это почитание Бога Даниила было ничем не выше, не крепче, чем других, так называемых богов.

История пребывания Даниила во рву львином повторяется в книге пророка Даниила еще раз в неканоническом прибавлении, о чем речь пойдет позже.

Бывшие