Импульсивные действия это в психологии. Импульсивные действия Импульсивные действия

При размышлении о формальных характеристиках импульсивного действия, они легко приходят на ум. Например, я упоминал, что импульсивное действие по спешно; оно быстро исполняется и, что более важно, промежуток между замыслом и исполнением обычно очень короткий. Кроме того, импульсивное действие внезапно возникает или резко прерывается, в тот момент, когда обычное действие, как правило, стремится к реальной цели и ему предшествуют соответствующие приготовления. К этим двум характеристикам можно добавить третью, вероятно, более важную. Импульсивное действие - это незапланированное действие. Нельзя сказать, что оно обязательно неожиданное; пьяница вполне может ожидать очередного запоя. Но ожидание (например, ожидание снегопада) - это вовсе не планирование. 3 Каждая из этих характеристик: поспешность, внезапность и незапланированность - отражают дефицит процессов мышления, обычно превращающих возникающие мотивы в действия. Похоже, что превращение мотива или склонности в действие «сокращает» («short-circuit»)4 активные ментальные процессы. Что это за процессы? Можем ли мы объяснить их дефицитом или «сокращением» субъективное чувство непричастности и ослабления намерения, которые также характеризуют таких людей?

У обычного человека прихоть или полусформировашееся намерение что-нибудь сделать - это начало комплексного процесса, и если все в порядке, происходит ровный и автоматический процесс. Прежде всего, прихоть появляется в контексте продолжительных интересов и целей. В этом контексте она либо приобретает важность, либо ее теряет, доминирует и, либо привлекает внимание, либо нет. Если она привлекает внимание - то есть, если она интересная, привлекательная или возбуждающая - она в какой-то степени влияет на направление интереса, существовавшего и раньше, и, в свою очередь, направление интереса модифицирует желание. Таким образом, желание интегрируется в ткань текущих целей и интересов. В сущности даже нельзя считать полусформировавшееся желание или намерение началом интеграционного процесса, поскольку форма намерения - это часть существовавшего до того пласта и направления интересов. Человек, интересующийся искусством, но дороге на работу заметит картинную галерею и почувствует желание войти; человек, не интересующийся искусством, может ее даже не заметить. В любом случае, в обычном интеграционном процессе желание будет либо отвергнуто, либо разовьется интерес и эмоциональная и ассоциативная поддержка от существующей ткани целей и интересов. Мне представляется, что такой процесс свидетельствует о трансформации пассивной прихоти (или импульса) в активное и намеренное желание, решение или выбор. То, что могло быть кратковременной прихотью, стало постоянным желанием. Так закладывается основа для планирования, а планирование усиливает намерение.

Процесс интеграции прихоти и постоянных интересов дает одновременно несколько результатов. Во-первых, - это трансформация полусформированной прихоти в активное желание или намерение. Во-вторых, модификация и развитие содержания прихоти; интеграция с существующими интересами и ассоциативное содержание изменяют прихоть, а активное планирование действия еще больше развивает и изменяет начальное желание. Третье последствие процесса интеграции - изменение отношения к объекту. Так же, как полусформировавшаяся прихоть получает содержание и эмоциональную поддержку существующих интересов, так и объект получает дополнительное значение, существующее и потенциальное; когда прихоть трасформируется в ясное и активное намерение, его сопровождает возросший интерес к внешнему объекту. Так что разница между прихотью и намерением, решением или планом не только в уровне желания, разница - и в степени интереса к объекту.

Это результаты обычного интеграционного процесса, и следует сказать, что ни один из этих результатов не достигается в «сокращенном» интеграционном процессе импульсивной личности. Если прихоть не может получить эмоциональную и ассоциативную поддержку от постоянных целей и интересов, она не может развиться в постоянное активное желание, намерение или выбор. Она остается мимолетным и неуловимым импульсом. Если постоянные цели не изменяют содержание прихоти или импульса, или если его не обогащают ассоциативные и эмоциональные связи в процессе интеграции, это содержание остается простым и примитивным, ему не удается укорениться среди постоянных интересов, а импульс остается неуловимым. И, наконец, импульсивная личность испытывает стремление (в то время как другие чувствуют более богатое и устойчивое намерение) и крайне мало интересуется независимым содержанием объекта своего стремления. Человека интересует не объект, а собственное удовлетворение.

Я описывал узость сходного интеграционного процесса у истериков, но ясно, что по сравнению с импульсивным стилем способность к изменению у истериков сравнительно хорошо развита. Сравним, например, романтический интерес истерика к объекту своего увлечения (интерес, конечно, мимолетный и, то что называется «неглубокий») - с еще более мимолетным и, в сущности, эксплуататорским интересом к сексуальному объекту у многих импульсивных личностей.

Даже если очевиден дефицит или «сокращение» интеграционного процесса, остается следующий вопрос: в чем состоит такой дефицит? К этому можно добавить заключительный вопрос: какой же интеграционный процесс происходит у импульсивных людей? Ведь несомненно, что даже самые безрассудные импульсивные действия являются следствием интеграционного процесса. Альтернативную версию о том, что это просто взрывы инстинктивной энергии, в которых не задействованы исполнительные функции, очень сложно обосновать теоретически, и, даже если такие взрывы происходят, то явно только у психопатов. А импульсивные люди вовсе не становятся беспомощными жертвами инстинктивной энергии, и бесцельно эмоционально не взрываются. Они действуют; и, хотя с обычной точки зрения импульсивные действия кажутся непостоянными и безрассудными, они все же адекватны и иногда дают превосходные результаты. Позже мы вернемся к этому важному моменту, а пока обратимся к бесспорному факту: импульсивное действие является результатом интеграционного процесса, хотя он отличается от интеграционного процесса обычного человека и безусловно более узок.

Если допустить, что этот дефицит является дефицитом интеграции прихоти или импульса с постоянными целями и интересами, то придем к очень важному обстоятельству. При знакомстве с импульсивными людьми часто замечаешь, что им не хватает активных интересов, целей и ценностей, выходящих за пределы повседневных забот. Длительные эмоциональные контакты - крепкая дружба или любовь - у них очень редки. Семейные дела и даже личная карьера обычно не очень их занимают. У таких людей обычно нет долговременных планов и амбиций, не говоря уже о более абстрактных целях и ценностях. Обычно их не интересуют не только культурные и интеллектуальные проблемы, по и проблемы идеологии и политики. То, что обычно вызывает массовый интерес - угроза войны, выборы, и тому подобное - проходит для них почти незамеченным. Есть одно очень важное исключение, пример, который я приведу сейчас, а разберу позже.

Однажды подобный пациент, который до того не интересовался международными делами, удивил терапевта тем, что стал проявлять острый интерес к последним новостям. Свежие газеты писали о новой серии атомных испытаний, что было весьма угрожающим и зловещим событием, Пациент возбужденно спросил, читал ли их терапевт. У него возникла идея во время катастрофы торговать медикаментами, и кое-какие шаги он уже предпринял. По этому поводу он был полон энтузиазма.

Поскольку импульсивным людям недостает устремлений, интересов и ценностей, выходящих за пределы повседневных забот, им не хватает и основных средств для успешной модуляции и развития импульса (или прихоти), или для «сопротивления» импульсу (или прихоти). Ровные и устойчивые интересы и цели являются основой для регулярной жизни именно потому, что выходят за пределы непреднамеренных потребностей и желаний. С другой стороны, интересы, связанные с непреднамеренными потребностями и заботами, нацеленные на получение немедленного удовлетворения, всегда изменчивы и преходящи. Долговременные интересы, ценности и эмоциональные связи являются той самой изначальной структурой, стабильным контекстом, в котором у обычных людей появляется прихоть или импульс. Обычно этот контекст с самого начала проводит отбор возникающих склонностей, согласно существующему направлению интересов. Из этого контекста прихоть получает эмоциональную и ассоциативную поддержку, но этот же контекст модулирует содержание прихоти. Например, и контексте существующих пристрастии, готовности к интимным отношениям, определенных жизненных ожиданий и т. п., может развиться реакция на привлекательную девушку, получить содержание, стать устойчивой; то есть девушка «включила» этот процесс. Без подобного контекста это будет просто сексуальный импульс.

Эти структуры не только являются основой развития и модуляции импульса, но и выполняют стабилизирующую, я бы даже сказал, консервативную функцию. Эти структуры не позволяют внезапным импульсам автоматически, без отбора, превращаться в действия. Когда я говорю «не позволяют», то не имею в виду, что эти структуры заковываются в броню 5 или просто теряют чувствительность к мимолетным прихотям и провокациям. Я всего лишь утверждаю, что контекст постоянных, долговременных интересов и ценностей создает перспективу, в которой прихоть воспринимается как прихоть: возможно, возбуждающая, интересная, стоящая или нет, но не как нечто немедленно и автоматически приводимое в действие. Таким образом, эти структуры, развивающие и стабилизирующие импульс, создают основу для осознанных действий.

Такое понимание легко применимо к концепции «терпимости» расстройства или напряжения, и с его помощью можно подкорректировать определенные непсихологические детали этой концепции. Я полагаю, что говоря о низкой «терпимости» импульсивных людей к расстройствам и напряжению, психологи имеют в виду ограниченную способность к выносливости. Мне кажется, что в этой концепции есть и моральные аспекты. 6 Но хотя это наблюдение весьма основательное, оно не принимает в расчет, что объективно одинаковые расстройства воспринимаются разными людьми совершенно по-разному.

Нормальный человек «терпит» расстройство, или хотя бы откладывает удовлетворение своей прихоти, поскольку заинтересован и в других вещах; он настроен на цели и интересы для него более важные, чем эта прихоть, и выходящие далеко за ее приделы. Таким образом, выносливость просто зависит от существования подобных интересов и ценностей. Это не просто вопрос интеллектуального выбора. Скорее существование основных целей и интересов автоматически создает перспективу, в которой воспринимается прихоть или временное расстройство. При отсутствии таких целей и интересов возрастает субъективная важность переживаемого расстройства или ожидаемого удовлетворения, и в подобных условиях немыслима выносливость или терпимость.

В отсутствие таких высокоразвитых и стабильных структур преобладающие интересы импульсивной личности направляются на немедленное достижение и удовлетворение (что иллюстрирует пример пациента внезапно решившего торговать медикаментами). Его интересы также мимолетны, они меняются в зависимости от настроения, потребностей или возможностей. Контекст эгоцентричных и изменчивых интересов не создает ни основы для высококачественной модуляции прихоти или импульса, ни основы для отсрочки немедленного удовлетворения. С другой стороны, если преобладает ориентация на немедленное достижение или удовлетворение, то скорее всего, прихоть или импульс получит только отработанный набор средств для немедленного достижения цели. Конечно, это тоже интеграционный процесс, но весьма примитивный по сравнению с интеграционным процессом обычного человека.

— класс малоосознанных действий, регулируемых установками — подсознательными побуждениями, общей личностной направленностью. Во всех поведенческих стереотипах мотивы трансформированы в механизм установки .

Импульсивные действия могут быть вызваны различными причинами:

  1. эмоциогенной обстановкой при несформированности у индивида адекватных реакций;
  2. общей эмоциональной неустойчивостью индивида;
  3. состоянием опьянения;
  4. привычными формами поведения;
  5. психопатическими аномалиями личности.

Во всех импульсивных реакциях проявляется личностная готовность индивида к определенным действиям. В конфликтных эмоциональных состояниях чувства, эмоции подавляют рациональные механизмы регуляции поведения и приобретают ведущую регуляционную функцию, превращаются в основной механизм импульсивных действий.

Иногда при стечении внезапно возникших обстоятельств человек вынужден действовать очень быстро. Мотивы поступков в таких ситуациях неточно называются «вынужденными мотивами». В связи с этим следует иметь в виду, что в экстремальных ситуациях мотивы действий человека бывают свернутыми, совмещенными с внезапно сформированной целью. Чем руководствуется человек, обороняющийся от внезапного нападения? В данном случае его поведение определяется не продуманными мотивами, а общим побуждением, готовностью к самосохранению , которые проявляются в стереотипных действиях самообороны.

Нередко импульсивные действия совершаются и по «внутренним поводам» — из-за стремления личности самоутвердиться, обеспечить свое превосходство над окружающими, дать выход накопившимся отрицательным эмоциям.

Наиболее остро импульсивность проявляется в состоянии аффекта, сильного душевного волнения, характеризующегося дезорганизацией сознания , торможением всех зон мозга, кроме гипердоминантного очага, расторможением обширных подкорковых зон, резкой активизацией импульсивных, непроизвольных оборонительных и агрессивных реакций. Осознанные цели и мотивы при аффекте отсутствуют — срабатывает установка на преодоление аффектора. Аффект связан с неспособностью личности выйти из данной острой, критической ситуации социально-адаптированным способом.

Состояние аффекта тормозит все не связанные с гипердоминантой психические процессы и навязывает индивиду «аварийный» стереотип поведения (бегство, агрессия, крик, плач, хаотичные движения, сдвиги в функционально-физиологическом состоянии организма). В состоянии аффекта нарушается важнейший механизм деятельности — избирательность в выборе поведенческого акта, резко изменяется привычное поведение человека, деформируются его жизненные позиции, нарушается способность к установлению взаимосвязей между явлениями. В сознании начинает доминировать какое-либо одно, нередко искаженное, представление — происходит так называемое «сужение сознания» (торможение всех зон коры мозга, кроме тех, которые связаны с гипердоминирующей зоной).

В действиях, совершаемых в состоянии аффекта, цель не конкретизирована, действие имеет лишь общую направленность. (Преступление, совершаемое в состоянии аффекта, имеет неопределенный и косвенный умысел ).

Конфликтным эмоциональным состоянием, активизирующим импульсивные реакции, является и стресс . Понятием «стресс» (от англ. stress — давление, напряжение) охватывается большое разнообразие психически крайне напряженных состояний, вызванных различными экстремальными воздействиями (стрессорами). При этом психика человека может модифицироваться в форме:

  1. крайней активизации двигательно-импульсивной активности,
  2. развития глубоких тормозных процессов (ступор),
  3. генерализации — распространении активности на широкую область объектов, нарушении дифференцировки в выборе целей.

При демобилизующем стрессе (дистрессе ) деформируются вся мотивационная сфера личности и ее адаптивно-поведенческие навыки, нарушается целесообразность действий, ухудшаются речевые возможности. Но в ряде случаев стресс мобилизует адаптивные возможности личности (такая разновидность стресса называется австрессом ).

Для юридической оценки поведения человека в состоянии стресса следует иметь в виду, что в состоянии австресса сознание человека может и не сужаться — человек может быть способным предельно мобилизовать свои физические и психические возможности для преодоления экстремального воздействия разумными способами.

Человеческое поведение как при аффекте, так и при стрессе не низводится полностью на бессознательный уровень. Его действия по устранению аффектора или стрессора, выбор орудий и способов действия, речевых средств сохраняют социальную обусловленность. Сужение сознания при аффекте и стрессе не означает его полного расстройства.

Деформация в эмоционально-волевой сфере человека происходит не только в состоянии аффекта и стресса. Одной из разновидностей так называемых конфликтных психических состояний является состояние фрустрации (от лат. frustratio — тщетное ожидание, расстройство из-за обмана ожиданий) — крайне эмоционально напряженное негативное состояние, связанное с возникновением непреодолимого для данной лютости препятствия в достижении значимой для него цели. Состояние фрустрации проявляется в невыносимо тягостном, гнетущем психическом напряжении, в чувстве отчаяния, безысходности, крайней агрессивности в отношении фрустратора.

Импульсивность поведения особенно характерна для психопатических личностей и лиц с акцентуированным характером , стремящихся к немедленному удовлетворению актуализированных потребностей без должного учета обстоятельств, склонных к мгновенным компенсаторным реакциям.

Импульсивные преступления — «замыкание» острых психических состояний индивида на конфликтные для данной личности ситуативные обстоятельства, которые выступают пусковым механизмом ее малоосознанных противоправных действий. Характер этих ситуативных обстоятельств позволяет судить о том, что криминогенно для данной личности. Все импульсивные преступные акты отличаются свернутостью сознательных регуляционных компонентов поведения. В этих поведенческих актах деформируется сознательно-волевая регуляция поведения — сознательное принятие решений, развернутое программирование действия замещаются установочными реакциями — готовностью индивида к характерным для него стереотипным действиям в типовых ситуациях. Мотивы и цели действия перекрываются генерализированным эмоциональным побуждением — нанести ущерб травмирующему эмоциогенному источнику.

Однако импульсивные преступные акты нельзя рассматривать как разновидность случайных преступлений. Они, как правило, закономерно обусловлены личными особенностями импульсивных преступников. И эта стереотипизированность импульсивного преступного поведения имеет существенное значение для оценки личности преступника и ее ресоциализации. Импульсивность поведения не может безоговорочно рассматриваться как смягчающее ответственность обстоятельство. Во многих случаях она характеризует устойчивое общественно опасное качество личности, ее крайне пониженную социальную ответственность.

54 -

ИМПУЛЬСИВНЫЕ ДЕЙСТВИЯ , название, применяемое к различным по своей психо-патологич. сущности явлениям, имеющим однако между собой то общее, что все они представляют двигательные акты, вытекающие не из рассуждений, а из непосредственных внутренних побуждений (импульсов), и совершающиеся немедленно по возникновении последних без предварительной борьбы мотивов. Можно выделить следующие их группы. 1. И. д., являющиеся следствием чрезмерной силы аффектов. Сюда относятся как стоящие на границе нормы вспышки вышедших из повиновения рассудку аффективных двигательных реакций, так и проявления «пат. аффектов» в собственном смысле этого слова, в том числе и криминальные поступки, в основе которых предполагается действие механизма «короткого замыкания». 2. Импульсивные действия, совершаемые под влиянием чрезмерно сильных и патологически извращенных влечений. Человек обыкновенно стремится к подавлению последних, в результате чего создается постоянное внутреннее напряжение, к-рое от времени до времени и разрешается неудержимыми импульсивными разрядами (см. Импульсивное помешательство). 3. В отдельную группу надо выделить случаи, где И. действия возникают на почве длительных и напряженных аффективных состояний, вызванных к жизни тем или иным псих, заболеванием; таковы покушения на самоубийство и самоизувечение у тоскливых меланхоликов (raptus me-lancholicus), затем часто чрезвычайно опасные агрессивные действия находящихся в болезненном расстройстве настроения эпилептиков и наконец на первый взгляд совершенно необъяснимые, в действительности же обусловленные аффективными комплексами выходки схизофреников,--выходки, отличительной особенностью которых помимо их кажущейся нелепости является тенденция к стереотипному повторению в дальнейшем, всякий раз-все с меньшей аффективной окраской. 4. Наконец совсем особое положение занимают те характерные для кататонической формы схизофрении неожиданные и непонятные поступки, по отношению к которым у совершающих их б-ных обыкновенно полностью отсутствует чувство личной инициативы(«кататонические автоматизмы»). Иногда чувство чуждости личности по отношению к выполняемому ею действию переживается б-ным настолько интенсивно, что он бредовым образом приписывает его возникновение влиянию какой-нибудь посторонней силы или чужой воли. Не всегда удается строго отграничить И. д. от навязчивых (см. Навязчивые состояния). Подробно о механизме их возникновения-см. Импульсивное помешательство. -Попытки разделения И. д. по их содержанию, как напр.: поджигательство (пиромания), воровство (клептомания), импульсивные нападения, стремление кусаться и кусать себя (дакно-мання) и пр., - оказались не очень удачными и удержались лишь отчасти.

Лит.: Bostroem A., StOrungen des Wollens und katatone StOrungen (Handbuch der Geisteskrank-heiten, herausgegeben von O. Bumke, Band II, Berlin, 1928). П. Зиновьев.

ТАКЖЕ НА dao-med

ИМПУЛЬСИВНЫЕ ДЕЙСТВИЯ ,название, применяемое к различным по своей психопатология. сущности явлениям, имеющим однако между собой то общее, что все они представляют двигательные акты, вытекающие не из рассуждений, а из непосредственных внутренних побуждений (импульсов), и совершающиеся немедленно по возникно- вении последних без предварительной борьбы мотивов. Можно выделить следующие их группы. 1. И. д., являющиеся следствием чрезмерной силы аффектов. Сюда относятся как стоящие на границе нормы вспышки вышедших из повиновения рассудку аффективных двигательных реакций, так и проявления «пат. аффектов» в собственном смысле этого слова, в том числе и криминальные поступки, в основе которых предполагается действие механизма «короткого замыкания». 2. Импульсивные действия, совершаемые под влиянием чрезмерно сильных и патологически извращенных влечений. Человек обыкновенно стремится к подавлению последних, в результате чего создается постоянное внутреннее напряжение, к-рое от времени до времени и разрешается неудержимыми импульсивными разрядами (см. Импульсивное помешательство). 3. В отдельную группу надо выделить случаи, где И. действия возникают на почве длительных и напряженных аффективных состояний, вызванных к жизни тем или иным псих, заболеванием; таковы покушения на самоубийство и самоизувечение у тоскливых меланхоликов (raptus me-lancholicus), затем часто чрезвычайно опасные агрессивные действия находящихся в болезненном расстройстве настроения эпилептиков и наконец на первый взгляд совершенно необъяснимые, в действительности же обусловленные аффективными комплексами выходки схизофреников,--выходки, отличительной особенностью которых помимо их кажущейся нелепости является тенденция к стереотипному повторению в дальнейшем, всякий раз-все с меньшей аффективной окраской. 4. Наконец совсем особое положение занимают те характерные для кататони-ческой формы схизофрении неожиданные и непонятные поступки, по отношению к которым у совершающих их б-ных обыкновенно полностью отсутствует чувство личной инициативы(«кататонические автоматизмы»). Иногда чувство чуждости личности по отношению к выполняемому ею действию переживается б-ным настолько интенсивно, что он бредовым образом приписывает его возникновение влиянию какой-нибудь посторонней силы или чужой воли. Не всегда удается строго отграничить И. д. от навязчивых (см. Навязчивые состояния). Подробно о механизме их возникновения-см. Импульсивное помешательство. -Попытки разделения И. д. по их содержанию, как напр.: поджигательство (пиромания), воровство (клептомания), импульсивные нападения, стремление кусаться и кусать себя (дакно-мання) и пр., - оказались не очень удачными и удержались лишь отчасти. Лит.: Bostroem A., Storungen des Wollens und katatone Storungen (Handbuch der Geisteskrankheiten, herausgegeben von 0. Bumke, Band II, Berlin, 1928).П. Зиновьев.

- Деятельность человека состоит из действий различных видов и уровней. Обычно различают рефлекторные, инстинктивные, импульсивные и волевые действия. Рефлекторных действий вне инстинктивных не существует: собственно рефлекторны только движения, включающиеся в различные действия.

Рефлекторные и инстинктивные действия

Как считает С. Л. Рубинштейн, инстинктивные действия в собственном смысле слова, т.е. действия, которые не только исходят из органических импульсов, но и осуществляются независимо от сознательного контроля, наблюдаются лишь в раннем детстве, например сосание. В жизни взрослого человека они роли не играют. Таким образом, по существу при изучении поведения человека приходится иметь дело с двумя видами собственно действий (в отличие от движений) - с волевыми и импульсивными.

Однако нельзя отрицать, что поведение взрослого человека очень во многом подвержено инстинктам (например половое поведение). И дело не только в том, присутствует сознательный контроль в действиях или нет, но также в роли этого сознательного контроля. Очевидно, что многие действия людей происходят и при сознательном контроле, и вопреки нему.

Импульсивные действия

При импульсивном действии отсутствует или почти отсутствует сознательный контроль. Импульсивное действие возникает по преимуществу тогда, когда влечение выключилось из инстинктивного действия, а волевое действие ещё не организовано или уже дезорганизовано.

Не следует путать данное понятие импульсивных действий с тем, которое дал В. Прейер, который изучал движения младенцев и выделил импульсивные движения как первую, генетически самую раннюю категорию движении (за которыми следуют рефлекторные, инстинктивные и волевые). Под импульсивными движениями он понимал движения, которые вызываются не внешним периферическим раздражением, а есть результат внутреннего состояния организма - проявление избытка и результат разрядов нервной энергии. Большинство движений зародыша, большей частью вызываемых процессами питания и кровообращения, и первые движения новорожденного принадлежат к этой категории. К числу таких импульсивных движений у ребенка относятся агукание, всевозможные неупорядоченные движения, которые в большом количестве наблюдаются у младенцев.

В импульсивном действии существенную роль играют динамические соотношения. Импульсивное действие - это аффективная разрядка. Оно связно с аффективным переживанием. Импульс, заключенный в исходном побуждении, в нем непосредственно и более или менее стремительно переходит в действие, не опосредованное предвидением его последствий, взвешиванием и оценкой его мотивов.

Импульсивно-аффективным действием является страстная вспышка увлеченного или аффективный выпад раздраженного человека, который не в состоянии подвергнуть свой поступок контролю; в наиболее чистом, обнаженном виде импульсивные действия наблюдаются в патологических случаях или состояниях, в которых нормальное волевое действие невозможно.

В импульсивном действии раздражение переходит в действие, которое определяется динамическими соотношениями напряжения и разрядки, создающимися у субъекта в зависимости от ситуации. Напряжение сдержанного раздражения может дать разрядку, направленную вовсе че на того, кто собственно его вызвал.

Аффективное действие-разрядка определяется не целью, а только причинами, его порождающими, и поводом, его вызывающим. Хотя отсутствие осознанной цели и контроля существенно отличает аффективное действие - разрядку от волевого действия как сознательного акта (импульс переходит в нем в действие более или менее стремительно), однако грани между ними, как и всякие грани действительности, подвижны, текучи.

Волевые действия

Волевое действие является актом с большим участием сознания, направленный обычно на осуществление определенной цели. Сами волевые действия включают в себя более примитивно организованные действия и строятся на их основе. Переход от побуждения к волевому действию опосредован осознанием цели и предвидением последствий.

Волевые действия, что интересно, могут переходить в импульсивные. Причиной этому может быть конфликт тенденций, что будет требовать выбора, усилий, сосредоточенности и т.д. Если задача окажется сверхтрудной и напряжение, созданное этим конфликтом, перейдет известную меру, волевой контроль может оказаться непосильным - действие превратится в аффективную разрядку; волевое действие переходит в импульсивное. Таким образом волевой контроль как бы затягивает пружину, но в какой-то момент она срывается и дальше происходит разрядка без участия воли.

Бывшие