Андрей Белый (Andrey Beliy). Борис Николаевич Бугаев (Андрей Белый)

Борис Павлович Бугаев (29 июля 1923, село Маньковка, Киевская губерния, УССР - 13 января 2007, Москва) - советский лётчик, военный и государственный деятель, Главный маршал авиации (28 октября 1977), дважды Герой Социалистического Труда (1966, 1983).

После смерти в 1992 году А. И. Колдунова был последним носителем советского воинского звания Главный маршал (из всех родов войск).

Член ЦК КПСС (1971-1990), депутат Совета Национальностей Верховного Совета СССР 811 созывов (1970-1989) от Азербайджанской ССР.

Биография

Родился в семье учителя.

  • В 1941 - 1942 годах - курсант учебной авиационной эскадрильи.
  • В 1942 - 1943 годах - пилот-инструктор Актюбинской авиационной школы.
  • В 1943 - 1947 годах - пилот, командир звена 215-го авиаотряда. Во время Великой Отечественной войны выполнял задания Центрального штаба партизанского движения Украины.
  • В 1947 - 1948 годах обучался в лётном центре Гражданского воздушного флота и в школе высшей лётной подготовки.
  • В 1948 - 1957 годах - командир воздушного судна, пилот-инструктор в аэропорту Внуково. С 1951 года прокладывал первые дальние трассы для «Аэрофлота» во многие страны, в том числе в Англию, США, Индию, Индонезию, на Кубу.
  • С 1957 года командир отряда особого назначения гражданской авиации. Выполнял специальные полёты по заданию правительства. Принимал участие в освоении реактивной техники.
  • С 1961 по 1966 годы обучался в Высшем училище гражданской авиации (заочно).
  • С 1966 года - заместитель министра гражданской авиации, а с 1967 года первый заместитель министра.
  • С 19 мая 1970 года по 4 мая 1987 года - министр гражданской авиации СССР. Был личным пилотом Л. И. Брежнева, пользовался его особым расположением.
  • С мая 1987 года - Генеральный инспектор Группы генеральных инспекторов Министерства обороны СССР.

Награды

  • Герой Социалистического Труда (15.08.1966, 25.07.1983)
  • пять орденов Ленина (в т.ч. 15.08.1966, 27.07.1973, 25.07.1983)
  • орден Октябрьской Революции
  • два ордена Красного Знамени (14.03.1957, 1967)
  • орден Отечественной войны 1-й степени (11.03.1985)
  • орден Красной Звезды
  • орден «За службу Родине в Вооружённых Силах СССР» 3-й степени
  • орден «Знак Почёта»
  • Ленинская премия (1980)
  • Государственная премия СССР (1972)
  • Заслуженный пилот СССР (1967)
  • Почётная грамота Правительства Российской Федерации (1998, 2003)

Память

  • Десятый по счёту, предназначенный для «Аэрофлота», SSJ 100 (заводской номер 95018, серийный номер 018, регистрация RA-89010) носит имя «Борис Бугаев». Это имя в настоящее время носит RA-89028.
  • Ульяновский институт гражданской авиации (б. Ульяновское высшее авиационное училище гражданской авиации) с 2016 года носит имя Б. П. Бугаева

Б.П.Бугаев

Бугаев Борис Павлович (1923-2007), Министр гражданской авиации СССР (1970-1987), главный маршал авиации, дважды Герой Социалистического Труда, заслуженный пилот СССР.

Б.П.Бугаев родился 29 июля 1923 года в семье учителя. В 1941 году он стал курсантом учебной авиационной эскадрильи, с 1943 года был пилотом авиаотряда, выполнявшего задания Центрального штаба партизанского движения.

Свой профессиональный путь он начал в 1941 году, став курсантом учебной авиационной эскадрильи. С 1942 года Б.П.Бугаев - пилот-инструктор Актюбинской авиационной школы, с 1943 года пилот, командир звена в 215-м авиаотряде, выполнявшем полетные задания Центрального штаба партизанского движения. После окончания в 1948 году школы высшей лётной подготовки переведен в аэропорт Внуково (Москва). Будучи командиром корабля, пилотом-инструктором, а с 1957 года командиром отдельного авиационного отряда, в 1966 году закончил Высшее училище гражданской авиации.

Принимал участие в освоении реактивной авиационной техники, прокладывал первые дальние трассы для «Аэрофлота» во многие страны мира, в том числе в Англию, США, Индию, Индонезию, на Кубу. В течение длительного времени был личным пилотом Л.И.Брежнева.

С 1966 года Борис Павлович Бугаев - заместитель Министра, а с 1967 года первый заместитель Министра гражданской авиации СССР. В мае 1970 года назначен Министром гражданской авиации СССР. На этом посту Б.П.Бугаев проработал 17 лет.

Будучи Министром гражданской авиации СССР, Борис Павлович внес большой личный вклад в развитие отрасли и её оснащение новой авиационной техникой. В этот период были реконструированы и построены сотни аэродромов, создана инфраструктура наземного обеспечения полетов, получила бурное развитие отраслевая наука и впервые была создана система автоматизированного управления воздушным движением.

По объему выполняемой транспортной работы авиация нашей страны уже в 1980 году опередила все ведущие авиакомпании мира и обеспечила перевозку более 100 миллионов пассажиров в год. Гражданская авиация также внесла огромный вклад в развитие регионов Крайнего Севера, Дальнего Востока, освоение нефтяных и газовых месторождений.

Особое внимание Борис Павлович уделял совершенствованию подготовки кадров и решению социальных вопросов работников гражданской авиации. В этот период гражданская авиация СССР получила признание в мировом авиационном сообществе, наша страна стала членом Международной организации гражданской авиации (ИКАО).

Борис Павлович Бугаев был депутатом Верховного Совета СССР 8 11-го созывов, генеральным инспектором Министерства обороны СССР (1987-1992), лауреатом Ленинской и Государственной премий СССР, награждён 5 орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, 2 орденами Красного Знамени, орденами Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды, «За службу Родине в ВС СССР» 3-й степени, «Знак Почёта», медалями.

Советский военный и государственный деятель, министр гражданской авиации СССР в 1970-1987 годах, Главный маршал авиации (1977), дважды Герой Социалистического Труда (1966, 1983).

Биография

Борис Павлович Бугаев родился 29 июля 1923 года в селе Маньковка (ныне — районный центр Черкасской области Украины). В 1941 году был призван на службу в РККА и направлен в отдельную учебную эскадрилью ГВФ. После прохождения обучения Бугаев служил инструктором в Актюбинской ВАШ, сформированной на базе его части.

В 1943 году был направлен на фронт. Служил в 215-м авиаотряде ГВФ сначала пилотом, затем командиром звена. Совершил несколько сотен вылетов, многие из которых были на оккупированную территорию во вражеский тыл, доставляя партизанам всё необходимое.

Послевоенная жизнь

В послевоенное время работал в системе ГВФ. В 1948 году он окончил Школу высшей лётной подготовки ГВФ, в 1966 году — Высшее училище гражданской авиации. В 1948-1957 годах командовал кораблём 1-й авиационной группы Отдельной международной группы ГВФ. В 1957-1966 годах командовал Авиаотрядом особого назначения ГВФ, выполнявшего ответственные задания по перевозке руководителей и делегаций СССР. Участвовал в освоении одних из первых реактивных самолётов гражданской авиации, неоднократно прокладывал первые дальние трассы в различные регионы мира. В 1961 году, во время Алжирской войны, при перевозке советской делегации во главе с Л. И. Брежневым, над Средиземным морем, подвергся атаке французского истребителя, но сумел без повреждений увести вверенную ему машину в безопасное место.

В 1966 году Бугаев был переведён в центральный аппарат МГА СССР. Был заместителем, первым заместителем министра, а с 1970 года — министром. Возглавляя министерство на протяжении семнадцати лет, Бугаев вывел советскую гражданскую авиацию в мировые лидеры. При нём отрасль получила колоссальное развитие. Появилась новая техника, были реконструированы по последнему слову техники множество аэродромов, создано множество новых, создана и внедрена система автоматизированного управления воздушным движением, качественно преобразована система учебных заведений. СССР стал одним из самых уважаемых членов Международной организации гражданской авиации. В период масштабного освоения Крайнего Севера, Дальнего Востока и Сибири на ГВФ легла обязанность по обеспечению круглогодичных перевозок в сложнейших погодных условиях, и с этой задачей Бугаев и вверенное ему Министерство справились. На протяжении своей карьеры Бугаев избирался членом ЦК КПСС (1971-1980), депутатом Верховного Совета СССР с 8-й по 11-й созывы (1970-1989).

С мая 1987 года — в Группе генеральных инспекторов МО СССР. После расформирования Группы в 1992 году он был отправлен в отставку. Проживал в Москве. Умер 13 января 2007 года.

29 июля 2017г. исполнилось 94 года со дня рождения Главного маршала авиации СССР Бориса Павловича Бугаева

Бугаев Борис Павлович - командир отдельного авиационного отряда NO 235 гражданской авиации Министерства гражданской авиации СССР; Министр гражданской авиации СССР, главный маршал авиации, заслуженный пилот СССР.

Родился 29 июля 1923 года в селе Маньковка Уманского уезда Киевской губернии, ныне в Маньковском районе Черкасской области Украины. Из семьи учителя. Украинец. Член ВКП(б)/КПСС с 1946 года. С 1941 года - в Красной Армии. С того же года - курсант отдельной учебной авиационной эскадрильи Гражданского воздушного флота в Актюбинске (Гражданский воздушный флот тогда организационно входил в состав ВВС). С 1942 года пилот-инструктор Актюбинской авиационной школы, созданной на базе этой эскадрильи.

С 1943 года - на фронтах Великой Отечественной войны: пилот, командир звена в 215-м авиационном отряде ГВФ, выполнявшем полётные задания Центрального штаба партизанского движения. Совершил сотни боевых вылетов в тыл врага с посадкой на партизанских аэродромах.

После войны продолжил работу в гражданской авиации. В 1948 году окончил школу высшей лётной подготовки Гражданского воздушного флота СССР. С 1948 года командир корабля 1-й авиационной группы Отдельной международной группы ГВФ в аэропорту Внуково (Москва), затем - пилот­ инструктор в той же авиационной группе. С 1957 года командир Авиационного отряда особого назначения ГВФ СССР (в 1959 году переименован в 235-й отдельный авиационный отряд особого назначения ГВФ СССР), созданного для перевозки руководителей государства и правительственных делегаций. В 1966 году заочно окончил Высшее училище гражданской авиации.

Принимал участие в освоении реактивной авиационной техники, с 1951 года прокладывал первые дальние трассы для «Аэрофлота» во многие страны мира, в том числе в Англию, США, Индию, Индонезию, на Кубу. В течение длительного времени был личным пилотом (шеф-пилотом) Л.И.Брежнева. 9 февраля 1961 года, находясь за штурвалом самолёта «Ил-18», летел с советской делегацией во главе с Председателем Президиума Верховного Совета СССР Л.И.Брежневым в Гвинею. Во время полёта в воздушном пространстве над международными водами Средиземного моря в районе около 130 километров на север от города Алжира самолёт был атакован французским реактивным истребителем, который сделал три захода на опасно близкое расстояние от самолёта, дважды открывал стрельбу по советскому самолёту с последующим пересечением его курса. Лётчику Б.П.Бугаеву оба раза удалось вывести свой самолёт из зоны обстрела. Л.И.Брежнев по достоинству оценил мастерство и мужество лётчика.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 15 августа 1966 года за выдающиеся успехи в выполнении заданий семилетнего плана по перевозкам пассажиров воздушным транспортом, применении авиации в народном хозяйстве страны и освоении новой авиационной техники Бугаеву Борису Павловичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот» .

С 1966 года заместитель Министра, а с 1967 года первый заместитель Министра гражданской авиации СССР. В мае 1970 года был назначен Министром гражданской авиации СССР. На этом посту Б.П.Бугаев проработал 17 лет и внёс решающий личный вклад в развитие отрасли и её оснащение новой авиационной техникой. Гражданская авиация превратилась из действующего резерва ВВС в самостоятельную структуру, причём динамично развивающуюся и передовую. В этот период были реконструированы и построены сотни аэродромов, создана инфраструктура наземного обеспечения полётов, получила бурное развитие отраслевая наука и впервые была создана система автоматизированного управления воздушным движением. Вся территория СССР была, по выражению лётчиков, «аэродромирована». По объёму выполняемой транспортной работы авиация нашей страны уже в 1980 году опередила все ведущие авиакомпании мира и обеспечила перевозку более 100 миллионов пассажиров в год. Гражданская авиация также внесла огромный вклад в развитие регионов Крайнего Севера, Дальнего Востока, по сути, взяв на себя обеспечение их круглогодичных перевозок, в освоение нефтяных и газовых месторождений.

Особое внимание уделял совершенствованию подготовки кадров и решению социальных вопросов работников гражданской авиации. В этот период гражданская авиация СССР получила признание в мировом авиационном сообществе, наша страна стала членом Международной организации гражданской авиации (ИКАО) . Сам Б.П.Бугаев оставался замечательным лётчиком и летал за штурвалом авиалайнеров до 1985 года.

5 ноября 1973 года ему присвоено воинское звание «маршал авиации», а 28 октября 1977 года - воинское звание «Главный маршал авиации».

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 25 июля 1983 года за выдающиеся заслуги в развитии советской гражданской авиации, трудовой героизм и в связи с шестидесятилетием со дня рождения Бугаев Борис Павлович награждён орденом Ленина и второй золотой медалью «Серп и Молот».

Почти все воспоминания соратников и подчинённых сходятся в оценке Б.П.Бугаева как выдающегося лётчика и страстно влюблённого в авиацию руководителя. В своей деятельности как министр он отличался глубоко государственным подходом к делу. Большую роль в успехах Б.П.Бугаева сыграла и дружба с Л.И.Брежневым, что помогало успешно продвигать не решаемые для других руководителей вопросы, при этом Б.П.Бугаев никогда не использовал эту дружбу в личных целях. По характеру был человеком требовательным, амбициозным и честолюбивым. Всегда был доступен и открыт для общения с лётчиками и работниками низовых звеньев министерства, с высокопоставленными работниками часто бывал резок.

С мая 1987 года - генеральный инспектор Группы генеральных инспекторов Министерства обороны СССР. С 1992 года - в отставке.

Член ЦК КПСС в 1971-1990 годах, депутат Верховного Совета СССР 8-11-го созывов в 1970-1989 годах.

Жил в городе-герое Москве. Скончался 13 января 2007 года, на 84-м году жизни. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве (участок 11).

Заслуженный пилот СССР (19б7). Награждён пятью орденами Ленина
(lб.04.19б3, 15.08.19б6, 25.08.1971, 27.07.1973, 25.07.1983), орденом
Октябрьской Революции (10.03.1981), двумя орденами Красного Знамени (14.03.1957, 03.11.1959), орденами Отечественной войны 1-й степени (11.03.1985), Красной Звезды (18.08.1945), «За службу Родине в Вооружённых Силах СССР» 3-й степени (17.02.1976), «Знак Почёта»
(31.07. 1953), медалями, в том числе "Партизану Отечественной войны" 2-й степени (08.05.1947), иностранными наградами, в числе которых орден Труда (Чехословакия, 16.10.1978).

Лауреат Ленинской премии (1980), Государственной премии СССР (1972).

Член ЦК КПСС (1971-1990), депутат Верховного Совета СССР 8 - 11 созывов.

Биография

Родился в семье учителя.

  • В 1941 - 1942 годах - курсант учебной авиационной эскадрильи.
  • В 1942 - 1943 годах - пилот-инструктор Актюбинской авиационной школы.
  • В 1943 - 1947 годах - пилот, командир звена 215-го авиаотряда. Во время Великой Отечественной войны выполнял задания Центрального штаба партизанского движения Украины.
  • В 1947 - 1948 годах обучался в лётном центре Гражданского воздушного флота и в школе высшей лётной подготовки.
  • В 1948 - 1957 годах - командир корабля, пилот-инструктор в аэропорту Внуково. С 1951 года прокладывал первые дальние трассы для «Аэрофлота» во многие страны, в том числе в Англию, США, Индию, Индонезию, на Кубу.
  • С 1957 года командир отряда особого назначения гражданской авиации. Выполнял специальные полёты по заданию правительства. Принимал участие в освоении реактивной техники.
  • С 1961 по 1966 годы обучался в Высшем училище гражданской авиации (заочно).
  • С 1966 года - заместитель министра гражданской авиации, а с 1967 года первый заместитель министра.
  • С 19 мая 1970 года по 4 мая 1987 года - министр гражданской авиации СССР. Был личным пилотом Л. И. Брежнева.
  • С мая 1987 года - Генеральный инспектор Группы генеральных инспекторов Министерства обороны СССР.

Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.

Награды

  • Герой Социалистического Труда (1966, 1983)
  • пять орденов Ленина
  • орден Октябрьской Революции
  • два ордена Красного Знамени
  • орден Отечественной войны 1-й степени
  • орден Красной Звезды
  • орден «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР» 3-й степени
  • орден «Знак Почёта»
  • Ленинская премия (1980)
  • Государственная премия СССР (1972)
  • Почётная грамота Правительства Российской Федерации (1998, 2003)
Любовь