Представление о ноосфере. Учение В

В.И. Вернадский считал, что под влиянием научной мысли и человеческого труда биосфера будет медленно переходить в новое состояние - ноосферу. Свои биосферные функции человек сможет полноценно выполнить только в эпоху ноосферы. В 1925 г.. Французский философ и естествоиспытатель Пьер Тейяр де Шорден придумал слово "ноосфера". Но тогда этот несколько спиритуалистический нематериальный срок был отделен от науки. Только позже В.И. Вернадский определил ноосферу как биосферу, контролируется разумом человека.

Французский математик и философ Эдуард Леруа предложил понятие "ноосфера" в 1927г. И трактовал ноосферу как "мыслящего" оболочку, формируется человеческим сознанием. Рассмотрев закономерности эволюции жизни, Э. Леруа пришел к выводу, что в человеке биологическая эволюция себя исчерпала. Дальнейшая эволюция живого на нашей планете, по его утверждению, будет осуществляться только духовными средствами: общественные отношения, речь, ум и т. Д. И это будет ноосфера, которая может заменить биосферу. Под ноосферой Э. Леруа понимал закономерный этап развития органического мира, когда доминантная роль в эволюции принадлежать духовном творчестве человека и продуктовые ее труда. И в этом его взгляды отличались от представлений П. Тейяра де Шардена, который рассматривал ноосферу как мыслящий пласт, который постепенно разворачивается из мира животных и растений и приходит на последнем этапе психогенеза к осознанию тождества всего сущего с точкой "Омега" - божеством.

По мнению П. Тейяра де Шардена, весь универсум охвачен процессом развития космогенезу. Космогенез состоит из следующих этапов: биогенеза (возникновения и эволюции живого), антропогенеза (становления человека), ноогенеза (развития мыслящей материи) и христогенезу (генезиса Христа в вещах). На каждом из этих этапов происходит специфическое развитие: сначала витализации, то есть возникновения форм жизни; дальше интериоризация - возникновение общности существования людей; затем планетизация - превращение человечества в сверхорганизм и, наконец, аморизация, или слияние в точке Омега любви абсолютной и личной, Человека и Христа.

Ключевые положения, которые легли в основу концепции ноосферы, разрабатывались задолго до ее создания. Имеются в виду мысли об особой роли человека в геологической истории Земли, высказывались представителями разных отраслей науки Л. Агассис, Ж. Бюффоном, А.П. Павловым, С.А. Подолинским, П.А. Флоренским, Ч. Шухертом, а также физиократами. Однако непосредственными создателями учения о ноосфере были ВЛ. Вернадский и французские исследователи П. Тейяр де Шарден и Э. Леруа. Произведения последних, посвященные сфере разума, появились раньше, чем аналогичные работы В.И. Вернадского, однако в своей работе французские ученые основывались на положениях, высказанных украинским ученым во время чтения им лекций в Сорбонне 1922-1923 гг. В отличие от своих предшественников, В.И. Вернадский создал концепцию ноосферы, которая полностью отвечала критериям научности. Он заимствовал слово "ноосфера", которое ему понравилось, но отнюдь не его смысл.

В 1944 В.И. Вернадский написал статью "Несколько слов о ноосфере", где определил, что ноосфера - это "последний из многих этапов эволюции биосферы в геологической истории этап наших дней. Течение этого процесса только начинает проясняться по изучению ее геологического прошлого в некоторых своих аспектах. Ноосфера - новое геологическое явление на нашей планете. В ней человек впервые становится огромной геологической силой. Она может и должна перестроить своим трудом и мыслью свою жизнь, перестроить коренным образом по сравнению с тем, что было раньше ".

Мощной геологической силой человека впервые назвал А.П. Павлов (1854-1929), который высказывал мысли о антропогенную эру в развитии Земли. В.И. Вернадский подчеркивал, что человечество физически составляет чрезвычайно малую массу вещества планеты, но сила его связана не с его материей, а с работой его сознания, с его разумом и направленным этим разумом трудом. Ноосферу ВЛ. Вернадский понимал как природное тело, компонентами которого будут литосфера, гидросфера, атмосфера и органический мир, преобразованный умственной деятельностью человека. Ученый был убежден в закономерности возникновения ноосферы: «Взрыв научной мысли в XX в. Подготовленный всем прошлым биосферы и имеет глубокие корни в ее строении. Он не может остановиться и пойти назад. Он может разве что замедлиться в своем темпе... Биосфера неизбежно перейдет так или иначе, рано или поздно, в ноосферу "1. В.И. Вернадский пришел к концепции ноосферы в последние годы своей жизни. Итак, в ней отразились результаты его многолетнего научного поиска. Главная работа, посвященная этой проблеме, - "Научная мысль как планетарное явление".

Теория ноосферы В.И. Вернадского сформировалась тогда, когда мир состоял из трех взаимосвязанных элементов: природа - человек - общество. К ним потом присоединяется еще один существенный элемент - техника, созданная человеком и которая стала главным фактором изменений на планете, особенно с началом в конце 50-х годов XX в. научно-технической революции как гигантского качественного скачка в развитии науки и техники. Это и привело экологическую проблему - одну из самых опасных среди глобальных проблем человечества; началось разрушение гармонии отношений между людьми и природой.

В 1943 г.. ВЛ. Вернадский пишет о ноосфере: "То же геологическое явление в 1930 году. Было выражено иначе, более, мне кажется, четко. Французские ученые - математик и философ Э. Леруа и палеонтолог-геолог П. Тейяр де Шарден, на основе представлений о биосфере как об особой геологическую оболочку Земли пришли к выводу о том, что биосфера в наш исторический момент геологически быстро переходит в новое состояние - ноосферу, то есть в такое состояние, в котором должны проявляться разум и направлена им работа человека как новая небывалая на планете геологическая сила "1.

Из других работ, в частности из примечаний В.И. Вернадского к статье "Несколько слов о ноосфере", известно, что Э. Леруа употреблял термин "ноосфера" уже в 1927, а П. Тейяр де Шарден - еще в 1925 В письме Б.Л. Лычкова от 7 ноября 1936 В.И. Вернадский недвусмысленно отмечает: "Я принимаю идею Леруа о ноосфере. Он развил глубже мою биосферу. Ноосфера вытворилась в постплиоценову эпоху - человеческая мысль охватила биосферу и меняет все процессы по-новому, и в итоге активная энергия биосферы увеличивается" 2.

Итак, согласно всего вышеизложенного, термин "ноосфера" (от греч. Nous - разум, sphaira - шар) предложил французский философ и естествоиспытатель Я. Тейяр де Шарден в 1925 Смысл его, развитый В.И. Вернадским, таков: выливать на природу, изменять биосферу следует особенно рационально, думая не об сегодняшние выгоды, а о будущих последствиях. Ноосфера - это сфера взаимодействия общества и природы, в пределах которой разумная человеческая деятельность становится определяющим фактором развития.

Обязательным условием деятельности человека должно оставаться благоприятное состояние биосферы, ведь человек, как и другие живые существа, приспособленная лишь до тех природных условий, в которых она возникла и живет. Именно в этом заключается смысл ноосферы - не стихийное разрушительное вмешательство в природу, а научно обоснованное сохранение на Земле условий для жизни и счастья людей. То есть ноосфера - это высшая стадия развития биосферы, которая характеризуется сохранением всех природных закономерностей биосферы и максимальными возможностями общества удовлетворять материальные и культурные потребности человека.

Самым главным и определяющим показателем отношений между биотических и социальным на ноосферной стадии развития биосферы является то, что внешнее возмущение распространилось не только на биосферу, но и на космическое среду. Антропогенные изменения охватили все уголки жизни, а производственная деятельность человека осуществляется далеко за пределами биосферы. Для раскрытия структурно-функциональной сути системы "природа - общество" или "человек - биосфера" нужны новые подходы и качественно новая интерпретация глобальных изменений.

Основные идеи учения о ноосфере В.И. Вернадского такие:

o Эволюция биосферы привела к появлению человека, отмечается мышлением и рефлексией. Мышление становится самостоятельным феноменом, влияет на дальнейшее развитие окружающего мира, и это происходит в определенной степени направлено. Последнее является сущностью понятия ноосферы.

o Человечество полностью заселило биосферу. Его давление осуществляется повсеместно, имеет глобальный характер. Мощность воздействия человека на окружающую среду сравнялась с мощными природными процессами.

o Человек всегда остается частью природы.

o Задача науки - сознательное формирование ноосферы, регулирование с помощью человеческой деятельности целесообразного распределения природных благ.

В работах В.И. Вернадского указаны конкретные условия, необходимые для создания и существования ноосферы:

Заселение человеком всей планеты;

Резкое преобразование средств связи и обмена между странами;

Начало преобладания геологической роли человека над другими геологическими процессами, происходящими в биосфере;

Расширение границ биосферы и выход человека в космос;

Открытие новых источников энергии;

Равенство людей всех рас и религий;

Увеличение роли народных масс в решении вопросов внешней и внутренней политики;

Свобода научной мысли и научного искания от давления религиозных, философских и политических построений

Продуманная система улучшения благосостояния трудящихся; создание реальной возможности не допустить недоедания и голода, нищеты и чрезвычайно уменьшить вероятность болезней;

Разумное преобразование природы Земли с целью сделать ее способной удовлетворить все материальные, эстетические и духовные потребности населения, растет;

Исключение войн из жизни общества.

Теперь, когда прошло уже более полувека, можно легко проверить, насколько выполняются эти условия в современном мире.

Заселение человеком всей планеты. Это условие выполнено - на Земле почти не осталось мест, где бы не ступала нога человека; она устроилась даже в Антарктиде. Сейчас "нет ни одного уголка Земли, где бы человек не мог прожить, если бы это было ей нужно".

Резкое преобразование средств связи и обмена между странами. Это условие также можно считать выполненным. С помощью радио, телевидения, Интернета мгновенно можно узнать о событиях в любой точке планеты. Средства коммуникации постоянно совершенствуются, появляются такие возможности, о которых недавно трудно было даже мечтать. В.И. Вернадский писал: "Скоро можно будет сделать известными для всех события, происходящие за тысячи километров". Бесспорно, это пророчество ученого сбылось.

Преобладание геологической роли человека над другими геологическими процессами, происходящими в биосфере. Это условие также можно считать выполненным, хотя именно преобладание геологической роли человека во многих случаях привело и продолжает приводить к негативным экологическим последствиям. Объем горных пород, извлекаемых из глубин Земли всеми шахтами и карьерами мира, сейчас почти вдвое превышает средний объем лавы и пепла, которые ежегодно выносятся всеми вулканами планеты.

Расширение границ биосферы и выход в космос. Конечно, это пророчество сбылось.

Открытие новых источников энергии. Условие выполнено, но, к сожалению, с очень трагическими последствиями. Атомная энергия уже давно освоена как в мирных, так и в военных целях. Вопрос об использовании атомной энергии глубоко волновал В.И. Вернадского еще более полувека назад. В предисловии к труду "Очерки и речи" он писал: "Недалеко то время, когда человек получит в свои руки атомную энергию - такой источник силы, который даст ему возможность строить свою жизнь, как она захочет... Сумеет ли человек воспользоваться этой силой, направить ее на добро, а не на самоуничтожение? ».

Равенство людей всех рас и религий. Это условие если и не достигнута полностью, то, во всяком случае, достигается.

Увеличение роли народных масс в решении вопросов внешней и внутренней политики. Это условие выполнено почти во всех странах с парламентской формой правления, с более или менее развитой демократией.

Свобода научной мысли и научного искания от давления религиозных, философских и политических построений. Трудно говорить о выполнении этого условия в стране, где еще совсем недавно наука находилась под колоссальным давлением этих самых политических построений. Сейчас наука от таких давлений уволилась, однако вследствие тяжелого экономического положения многие ученые вынуждены зарабатывать на жизнь ненаучным трудом или ехать за границу. Но в развитых странах и развивающихся странах (например, Индия), правительство создает режим максимального благоприятствования свободной научной мысли.

Продуманная система улучшения благосостояния трудящихся. О выполнении этого условия пока трудно говорить объективно. Однако В.И. Вернадский предупреждал, что процесс перехода биосферы в ноосферу не может происходить постепенно и однонаправлено; на этом пути временные отступления неизбежны.

Разумное преобразование природы Земли с целью сделать ее способной удовлетворить все материальные, эстетические и духовные потребности населения, растет. Это условие не может считаться выполненной, но первые шаги в направлении разумного преобразования природы уже, безусловно, начали осуществляться.

Исключение войн из жизни человечества. Это условие В.И. Вернадский считал чрезвычайно важным для создания и существования биосферы. Но она до сих пор не выполнено, и пока не ясно, может ли она быть выполнено вообще. Мировое сообщество старается не допустить мировой войны, но локальные войны ещё уносят много человеческих жизней.

Таким образом, можно сделать вывод, что многие из названных В.И. Вернадским условий, необходимых для перехода биосферы в ноосферу, сегодня уже реализовано. Вместе с тем, принцип саморазвития человечества "национальные государства" - "наднациональные цивилизации" - "глобальное человечество" еще не исчерпал содержания своего второго этапа. Впереди человечество ожидает длительный период формирования наднациональных, континентальных и межконтинентальных социально-политических образований, период их мирного сотрудничества, а возможно и конфликтного противостояния. При этом ни одна из ведущих цивилизаций мира не согласна уступить собственной системой ценностей ради общей цели. Однако глобальный экологический кризис не дает человечеству возможности решать этот вопрос веками, угрожая вывести параметры биосферы за пределы диапазона, пригодного для существования человека. Нехватка времени наталкивает на вывод, что конфликтный сценарий развития цивилизационного этапа не только противодействует ноосферному идеала, но и губительно для всего человечества.

Люди должны понимать, что сегодня в ноосфере процветают коррупция, терроризм, алкоголизм, наркомания, проституция; ежегодно разворовывается интеллектуальная собственность на миллиарды долларов. В последние десятилетия выросло количество психически больных людей, выявлено более 30 ранее неизвестных тяжелых инфекционных болезней. Сейчас 40% населения мира не хватает питьевой воды, а 2500000000 не имеют доступа к современным энергетическим услугам. Ощутимые проявления глобального потепления, содержание в атмосфере основного парникового фактора - углекислого газа - в течение 1965-1998 гг. Вырос вдвое. За период с 1900 г.. Уровень Мирового океана поднялся на 10-20 см. Загрязнение окружающей среды физическими, механическими, химическими и биологическими добавками превратилось в одну из решающих причин снижения "качества" и "количества" здоровья людей. И хотя в некоторых высокоразвитых странах мира благодаря высокому уровню благосостояния и медицины продолжительность жизни выросла до 80 и более лет, дальнейший ее рост становится невозможным вследствие действия этих факторов.

Эволюция человека отличается от эволюции всех организмов тем, что человек не приспосабливалась к природе, а будто отделял себя от нее. Орудия труда, одежда, жилье, огонь - все это приемы, с помощью которых она отгораживается от окружающей среды, создает свою собственную стабильную среду. А сохраняя свою внутреннюю среду, человек во все больших масштабах изменяет среду внешнее. Сегодня, к сожалению, объемы этих изменений стали угрожать существованию самого человека.

Антропологи и физиологи заметили такую особенность: потенциальные возможности мозга человека намного выше ее физиологические потребности. Мозг человека достиг современного уровня сложности задолго до того, как возникли культура и цивилизация. Создается впечатление, будто эволюция человека заранее "предусматривала" будущие потребности вида Homo sapiens и наделила его таким "компьютером", который не используется в полную силу, но, возможно, будет задействован в будущем. По некоторым оценкам, мозг современного человека реализует лишь около 2% своих потенциальных возможностей.

Человек в биосфере Земли стала новой силой, новым фактором. Сегодня человек уже овладела и продолжает овладевать огромными силами природы, и это поставило перед ней больной вопрос - о самом себе. "Человек впервые реально понял, - писал В. И. Вернадский, - что она - житель планеты, а потому должна мыслить и действовать в новом аспекте, не только отдельной особи, семьи или рода, государств или их союзов, но и в планетарном аспекте ".

Сейчас формируются новые взаимоотношения в системе "человек - биосфера". Вследствие работы тысяч радио-, телестанций, релейных линий и других объектов Земля сегодня излучает энергии в радиодиапазоне (на метровых волнах) больше, чем Солнце. Ежегодно человечество только в сельском хозяйстве переворачивает своими плугами и культиваторами массу почвы, которая в 200 раз больше, чем масса песка, глины, ила, выносимых в Мировой океан всеми реками Земли. Человечество стало провоцировать настоящие землетрясения в результате подземных ядерных взрывов, а также строительства крупных водохранилищ в сейсмически опасных зонах. Сегодня человек использует все элементы таблицы Менделеева, создает новые соединения, которых раньше не было на Земле. Все добытое из недр Земли человек рассеивает на поверхности, колоссально ускоряя перемещение химических элементов в биосфере, разрушая те биогеохимические циклы, которые сложились в течение миллионов лет.

Запасы энергетического сырья, металлов и прочего, которые накапливались в природе в течение больших геологических периодов, человек тратит за считанные десятилетия, а взамен возвращает природе новые соединения, в основном вредные для биосферы. На сегодня за счет техногенной деятельности в биосферу попало уже около 50 тыс. Новых химических веществ, не свойственных природе и, как правило, вредных для живых организмов. Люди и дальше продолжают действовать в том же направлении, не осознавая очевидного факта; Земля, на которой они развились до современного уровня, - это маленькая планета с ограниченными ресурсами и очень уязвимым режимом, и она требует к себе тем осторожного и бережного отношения, чем шире становятся возможности людей в нарушении этого режима.

По мнению В.И. Вернадского, человек возьмет на себя управление всеми процессами в биосфере, направит ее развитие в нужном для себя направлении. На смену "дикой" биосфере должна прийти новая оболочка - ноосфера, то есть качественно новое состояние биосферы, переработанной, перестроенной умом человека и его работой. Основоположники учения о ноосфере верили, что ее становление ведет к упорядочению природной и социальной действительности, к более совершенным формам бытия. Этот процесс В.И. Вернадский и даже П. Тейяр де Шарден связывали с социалистической организацией жизни людей. В некоторых случаях ноосфера рассматривалась как полное устранение зла, как общая гармония, особенно типично для ее космических вариантов.

Экологические тенденции современности, однако, настолько тревожны, что требуют мыслить и действовать, несмотря на теоретические стереотипы. Нужна коренная смена представлений о ноогенеза - учение о ноосфере с самого начала мало элементы утопии. Но сейчас есть угроза существованию природы в качестве самостоятельной целостности. Между тем отношение к ноосфере продолжает оставаться преимущественно восторженным, будто ее развитие никак не связан с кризисом современной цивилизации. По В.И. Вернадским, "ноосфера - это гармоничное сочетание природы и общества, торжество разума и гуманизма, где сольются воедино наука, общественное развитие и государственная политика на благо человека, это мир без оружия, войн и экологических проблем, это мечта, цель, стоящая перед людьми доброй воли, это вера в великую миссию науки и человечества, вооруженного наукой ". Подобное некритическое отношение к ноосфере, к сожалению, до сих пор царит в нашей повседневной сознания.

Ноосфера как гармония - аналог политической утопии коммунизма и других мечтаний о рае. В соответствии с духом времени она основывается на науке. Так к ней и надо относиться, хотя против надежд и утопий вообще выступать бессмысленно. Они полезны в той мере, насколько смягчают трагические реалии, помогая жить. Когда же утопия мешает трезвому взгляду на вещи, она может стать опаснее то, от чего спасает. Нужны реалистичные надежды на возможность длительного развития биосферы и ноосферы, при котором скорость преобразования окружающей среды не будет выше скорости нашего приспособления к ней. За эти надежды надо бороться, поскольку именно они являются условием выживания человечества.

Оценивая роль человеческого разума и научной мысли как планетарного явления, В.И. Вернадский пришел к следующим выводам:

1. Ход научного творчества является той силой, которой человек меняет биосферу.

2. Эти изменения биосферы происходят независимо от человеческой воли, стихийно, как естественный процесс.

3. А так как среда жизни есть организованной оболочкой планеты - биосферой, то вхождение нового фактора ее изменения - научной работы человечества - является естественным процессом перехода биосферы в новую фазу - фазу ноосферы.

На пути превращения биосферы в ноосферу возникают новые по качеству круговороты вещества, основные признаки которых:

o Увеличивается объем материала, механически изымается из земной коры; это связано с увеличением разработок месторождений полезных ископаемых.

o Происходит массовое потребление (сжигание) продуктов фотосинтеза прошлых геологических эпох.

o Антропогенные процессы в биосфере ориентированы на рассеяние энергии, а не на ее накопления, как это было характерно для биосферы до появления человека.

o Массово создаются вещества, которых раньше в биосфере не было, в частности, чистые металлы. Появляются, хотя и в небольших количествах, трансурановые химические элементы (плутоний) в связи с развитием ядерной технологии и ядерной энергетики.

o Ноосфера выходит за пределы планеты Земля в результате научно-технической революции.

Общие принципы учения о ноосфере В.И. Вернадского можно подытожить в следующих положениях:

1. Фундаментом концепции ноосферы является созданное В.И. Вернадским учение о биосфере как целостную планетарную оболочку.

2. Концепция ноосферы отражает стихийный процесс перехода биосферы в новое эволюционное состояние - ноосферу - под влиянием социальной научной мысли и труда человечества. Этот процесс обусловлен возникновением и резким ускорением научно-технического прогресса в XX в.

3. Главным социальным двигателем перехода биосферы в ноосферу, согласно предсказанию В.И. Вернадского, является резко возросшая творческая активность народных масс, стремление их к максимальному научного знания, участия в общественной жизни и управлении государством.

4. Единственной жизнеспособной социально-экономической и политической основой построения ноосферы является, по В.И. Вернадским, научный социализм.

5. Концепция ноосферы раскрывает оптимальные пути взаимодействия общества и природы.

6. Концепция ноосферы выдвигает основополагающим условием ее создания отсутствие разрушительных войн между народами.

Успешное решение современных разнообразных глобальных экологических проблем невозможно без обращения к учению В.И. Вернадского о биосфере и ноосфере. С появлением человечества стихийный историческое развитие жизни на нашей планете постоянно ставится под общий сознательный контроль человеческого ума - это и есть тот самый процесс, который В.И. Вернадский представлял как преобразования биосферы в ноосферу. Ученый не оставил законченного учения о ноосфере, отсюда имеем многочисленные и часто неправильные толкования самого понятия. Одни авторы считают, что это планетизований поток информации, который поддерживает или изменяет структуру мира, другие отождествляют ноосферу с техносферой, антропосферы т. При таком понимании ноосферы упускается из виду самое главное в концепции В.И. Вернадского - не только роль сознательного в процессе преобразования природы, но и мысль о творческое влияние человека на окружающую среду.

Необходимость оптимизации биосферы ученый связывал не только с чисто биосферных потребностями человека. Человек понимается им не только как природная сила, "геологический субстрат", а как сила, оптимизирует свою деятельность в природе в соответствии с законами природы. Ноосфера - целостная оболочка Земли, формируется в результате синтеза технической и культурной деятельности людей и природных процессов. До появления на Земле человека все процессы в биосфере базировались на использовании возобновляемых ресурсов. Сегодня 90% энергии для своих нужд человечество добывает из невосполнимых источников (сжигает нефть, уголь, газ и т.д.). Использование ресурсов этого типа вызывает такие нарушения в биосфере, с которыми она не может бороться. Например, у природы механизмов нейтрализации радиоактивного загрязнения в результате деятельности атомных электростанций. Не может природа также компенсировать ущерб, причиненный строительством гидроэлектростанций, когда большие участки суши затапливаются водой.

Разрушенные человеком биотические сообщества сами становятся источником загрязнения природной среды. Например, из-за чрезмерного внесения в почву минеральных удобрений и пестицидов нарушаются состав и деятельность микроорганизмов, что приводит к усиленному поступления в атмосферу метана и углекислого газа. По этой же причине, а также вследствие быстрого уничтожения лесов биота континентов начала выделять в атмосферу столько С02, сколько его поступает туда же от сгорания минерального топлива.

К сожалению, мечта В.И. Вернадского о том, что человек может взять на себя управление всеми процессами в биосфере, направить их в "разумное русло", сегодня выглядит нереальной. Если мы хотим создать систему для полного управления биосферой, она должна быть более сложной от самой биосферы. По подсчетам ученых, для этого всю поверхность Земли (вместе с океанами) пришлось бы укрыть слоем идеальных компьютеров размером с бактерию с ячейками памяти молекулярных размеров и программами, сложнее, чем генетические программы миллионов видов живых существ! Конечно, такая задача не под силу человеку. Так есть ли вообще смысл ставить вопрос об управлении всей биосферой?

В этом смысле закон ноосферы В.И. Вернадского (1944) о том, что биосфера неизбежно превратится в ноосферу, то есть в сферу, где разум человека будет играть ведущую (доминантную) роль в системе "природа - общество", хотя и видится справедливым, на самом деле является мечтой, очень далека от реальности. В.И. Вернадский создал собственную оригинальную концепцию ноосферы и ноосферогенеза. Она базируется на фундаментальных идеях, среди которых основными являются: понимание жизни как явления космического, закономерного этапа развития мира; толкование человека (шире - ума) как необходимого и естественного порождения земной жизни; признание исключительно геологической, то есть одновременно вселенской, роли живых систем и человека как такового фактора, задает естественным процессам определенную направленность и вариативность, даже смысл и ценность. По В.И. Вернадским, эволюционный процесс имеет особое геологическое значение тому, что он творит новую геологическую силу - научную мысль социального человечества. "Мы как раз переживаем ее яркое вхождение в геологическую историю планеты, - писал ученый. - В последние тысячелетия наблюдается интенсивный рост влияния одного живого вещества - цивилизованного человечества - на изменение биосферы. Под влиянием научной мысли и человеческого труда биосфера переходит в новое состояние - ноосферы" .

Актуальность концепции ноосферы обусловлена тем, что ее освоение дало новый толчок к решению многих мировоззренческих, теоретических и чисто практических проблем. В частности, большинство ноосферных исследований имеет экологическое направление, поскольку в концепции ноосферы фиксируется принципиально новая единство общества и природы, освещаются особенности качественно нового уровня деятельности человека в биосфере, которые присущи современной эпохе. Несмотря на это учение о сфере разума остается еще недостаточно проработанным, ведутся дискуссии относительно отдельных его аспектов.

Ноосферу можно охарактеризовать как единство природы и культуры. Сам В.И. Вернадский говорил о ней то как о деле будущего, то как о действительности наших дней, что неудивительно, поскольку он мыслил масштабами геологического времени. Ученый отмечал, что биосфера не раз переходила в новое эволюционное состояние, и сейчас наблюдаем именно такой переход в новое состояние - ноосферу, преобразования научной мыслью социального человека. Таким образом, понятие "ноосфера" объединяет два аспекта: во-первых, ноосфера в стадии становления, развивающаяся стихийно с момента появления человека; во-вторых, ноосфера развитая, сознательно формируется усилиями людей в интересах всестороннего развития всего человечества и каждого отдельного человека.

Итак, на сегодня можем видеть реализованными почти все те признаки, по которым В.И. Вернадский отличал ноосферу от предыдущих состояний биосферы. Процесс образования ноосферы постепенный, и, вероятно, никогда нельзя будет точно определить год или десятилетие, с которого переход биосферы в ноосферу можно будет считать завершенным. Ноосферу стоит воспринимать как символ веры, как идеал разумного вмешательства в биосферные процессы в результате научных достижений.


Огромное влияние человека на природу и масштабные последствия его деятельности послужили основой для создания учения о ноосфере. Термин “ноосфера” переводится буквально как сфера разума. Ноосфера (от греч. noos - разум) - это биосфера, разумно управляемая человеком. Ноосфера является высшей стадией развития биосферы, связанной с возникновением и становлением в ней цивилизованного общества, с периодом, когда разумная деятельность человека становится главным фактором развития на Земле. Впервые его ввел в научный оборот в 1927 г. французский ученый Э. Леруа. Вместе с Тейяром де Шарденом он рассматривал ноосферу как некое идеальное образование, внебиосферную оболочку мысли, окружающую Землю.

Ряд ученых предлагают употреблять вместо понятия “ноосфера” другие понятия: “техносфера”, “антропосфера”, “психосфера”, “социосфера” или использовать их в качестве синонимов. Подобный подход представляется весьма спорным, так как между перечисленными понятиями и понятием “ноосфера” есть определенная разница. Следует также отметить, что учение о ноосфере не носит пока законченного канонического характера, которое можно было бы принимать как некое безусловное руководство к действию.

Учение о ноосфере было сформулировано и в трудах одного из его основателей В.И. Вернадского. В его работах можно встретить разные определения и представления о ноосфере, которые к тому же менялись на протяжении жизни ученого. Вернадский начал развивать данную концепцию с начала 30-х гг. После детальной разработки учения о биосфере. Осознавая огромную роль и значение человека в жизни преобразовании планеты, В.И. Вернадский употребляет понятие “ноосфера” в разных смыслах: 1) как состояние планеты, когда человек становится крупнейшей преобразующей геологической силой; 2) как область активного проявления научной мысли; 3) как главный фактор перестройки и изменения биосферы.

Основы концепции ноосферы В. И. Вернадского

В 1923 году Вернадский в своих лекциях по геохимии, прочитанных в Париже, впервые указал на явление дисимметрии нашей планеты на примере "подвижной части земной коры" - астеносферы в районе Тихого океана: " Существование дисимметрии (не сплошных оболочек) указывает, что их происхождение тесно связано с геологическими явлениями в истории нашей планеты, имеющих планетарный характер. Оно отражается коренным образом на всех явлениях, имеющих место на Земле, и на всех исканиях, с Землей связанных" (В.И. Вернадский). Вернадский впервые получил количественный показатель, подтверждающий дисимметрию планеты и указал на возможность нахождения "дисимметричных явлений" даже в Космосе. Он так же отмечал, что особую роль в биосфере играют биологические круговороты, где важнейшим процессом является фотосинтез, осуществляемый растительностью планеты, которая оказывает влияние на все компоненты природного комплекса биосферы - атмосферу, гидросферу, почву, животный мир. Велика роль растений в жизни человеческого общества. Они создают необходимую среду существования и снабжают ее различными веществами. Перенос вещества и энергии осуществляется затем посредством пищевых цепей.

К своеобразной разновидности круговоротов в биосфере относятся ее ритмические изменения. Ритмикой называется повторяемость во времени комплекса процессов, которые каждый раз развиваются в одном направлении. При этом различают две ее формы: периодическую - это ритмы одинаковой длительности (время оборота Земли вокруг оси) и циклическую - ритмы переменной длительности. Периодичность в биосфере проявляется во многих процессах: тектонических, осадконакоплении, климатических, биологических и многих других. Ритмы бывают разной продолжительности: геологические, вековые, внутривековые, годовые, суточные и т.д. Ритмичность - это форма своеобразной пульсации биосферы как целостной системы, причем ритмы как и круговороты веществ, замкнуты в себе. Знание и учет ритмических явлений необходимы при рациональном природопользовании и охране естественных ресурсов нашей планеты. Развивая учение о биосфере, Вернадский пришел к следующим выводам: "Биогенная миграция химических элементов в биосфере стремится к максимальному своему проявлению". Вовлекая неорганическое вещество в "вихрь жизни", в биологический круговорот, жизнь способна со временем проникать в ранее недоступные ей области планеты и увеличивать свою геологическую активность. Вернадский рассматривал биосферу как область жизни, основа которой - взаимодействие живого и костного вещества. Он писал: "Живые организмы являются функцией биосферы и теснейшим образом материально и энергетически с ней связаны, являются огромной геологической силой, ее определяющей".

Взаимодействие живого и костного вещества характеризуется прежде всего тем, что часть энергии костного вещества усваивается, ассимилируется живым веществом. Эта новая геологическая сила изменяет организацию поверхности Земли. Количество накопленной потенциальной энергии увеличивается. Живое вещество становится, таким образом, регулятором действительной энергии биосферы. В биосфере виды и роды растительных и животных организмов взаимосвязаны, продолжительность средней жизни есть производное отбора, которое оптимально гарантирует выживание и компенсирует потомство. Величина необходимой поглощаемой энергии у автотрофных и гетеротрофных организмов лимитируется этой основной закономерностью эволюционного процесса. "...В земной коре в результате жизни и всех ее проявлений происходит увеличение действительной энергии" (В. И. Вернадский).

"...Это увеличение активной энергии сказывается хотя бы в увеличении сознательности и в росте влияния в биосфере в геохимических процессах единого комплекса жизни. Оно создание, медленно шедшее в геологическом времени, такой геологической силы, какой является характерное для нашей психозойской эры цивилизованное человечество, ясно это показывает" (В. И. Вернадский).

"...Организмы представляют живое вещество, т.е. совокупность всех живых организмов, в данный момент существующих, численно выраженное в элементарном химическом составе, в весе, в энергии. Оно связано с окружающей средой биогенным током атомов: своим дыханием, питанием и размножением" (В. И. Вернадский).

Самая существенная особенность биосферы - это биогенная миграция атомов химических элементов вызываемых лучистой энергией Солнца и проявляющихся в процессе обмена веществ, росте и размножении организмов. Эта биогенная миграция атомов подчиняется двум биогеохимическим процессам:
1. Стремится к максимальному явлению: возникает "всюдность" жизни.
2. Приводит к выживанию организмов, увеличивающих биогенную миграцию атомов.

"Эволюция видов, приводящая к созданию форм, устойчивых в биосфере, должна идти в направлении, увеличивающем проявление биогенной миграции атомов в биосфере" (В. И. Вернадский). Это биохимический принцип Вернадского утверждает высокую приспосабливаемость живого вещества, пластичность, изменчивость во времени.
В свих работах Вернадский не ограничился общим описанием биосферы и выяснением ее общих закономерностей. Проведя детальные исследования и выразив в формулах и цифрах активность живого существа, а так же проследив судьбу некоторых химических элементов в биосфере, например, общая масса живого вещества на Земле была подсчитана им в 1927 году, он представил приближенную величину порядка 10 г., или же 10 т. Вернадский писал: "Живое вещество по весу составляет ничтожную часть планеты. По-видимому, это наблюдается в течение всего геологического времени, т.е. геологически вечно. Оно сосредоточено в тонкой, более или менее сплошной пленке на поверхности суши в тропосфере - в полях и лесах - и проникает весь океан. Количество его исчисляется долями, не превышающими десятых долей процента биосферы по весу, порядка близкого к 0,25 %. На суше оно идет в больших скоплениях на глубину в среднем, вероятно, меньше 3 км. Вне биосферы ее нет". Однако эта величина оказалась завышенной. С тех пор разные исследователи производили свои оценки биомассы на Земле, которые приводили к разным величинам.

Значение теории Вернадского

Научное и практическое значение Вернадского как основателя учения о биосфере состоит в том, что он впервые глубоко обосновал единство человека и биосферы.
Согласно современным представлениям, биосфера - это своеобразная оболочка Земли, содержащая всю совокупность живых организмов и ту часть вещества планеты, которая находится в непрерывном обмене с этими организмами. Биосфера охватывает нижнюю часть атмосферы, гидросферу и верхние горизонты литосферы. Продукты жизнедеятельности живых существ относятся к весьма подвижным веществам, которые перемещаются в пространстве далеко за пределы обитания организмов. Поэтому естественно, что распределение живых организмов более ограничено в пространстве, чем вся биосфера в целом.

Очень важным в учении В.И. Вернадского о ноосфере было то, что он впервые осознал и попытался осуществить синтез естественных и общественных наук при изучении проблемы глобальной деятельности человека, активно перестраивающего окружающую среду. По его мнению, ноосфера уже есть качественно иная, высшая стадия биосферы, связанная с коренным преобразованием не только природы, но и человека. Это непросто сфера приложения знаний человека при высоком уровне техники. Для этого достаточно понятия “техносфера”. Речь идет о таком этапе в жизни человечества, когда преобразующая деятельность человека будет основываться на строго научном и действительно разумном понимании всех происходящих процессов и обязательно сочетается с “интересами природы”.

В настоящее время под ноосферой понимается сфера взаимодействия человека и природы, в пределах которой разумная человеческая деятельность становится главным определяющим фактором развития. В структуре ноосферы можно выделить в качестве составляющих человечество, общественные системы, совокупность научных знаний, сумму техники и технологий в единстве с биосферой. Гармоничная взаимосвязь всех составляющих структуры есть основа устойчивого существования и развития ноосферы.

Говоря об эволюционном развитии мира, его переходе в ноосферу, основатели этого учения расходились в понимании сущности данного процесса. Тейярд де Шарден говорил о постепенном переходе биосферы в ноосферу, т.е. “в сферу разума, эволюция которой подчиняется разуму и воле человека”, путем постепенного сглаживания трудностей между человеком и природой.

У В.И. Вернадского мы встречаем иной подход. В его учении о биосфере живое вещество преобразует верхнюю оболочку Земли. Постепенно вмешательство человека все увеличивается, человечество становится основной планетарной геологообразующей силой. Понимание им данного тезиса необходимо и для его собственного выживания. Стихийность же развития сделает биосферу непригодной для обитания людей. В связи с этим человеку следует соизмерять свои потребности с возможностями биосферы. Воздействие на нее должно быть дозированно разумом в ходе эволюции биосферы и общества. Постепенно биосфера преобразуется в ноосферу, где ее развитие приобретает направляемый характер.

В этом и заключается непростой характер эволюции природы, биосферы, а также сложности появления ноосферы, определения роли и места в ней человека. В.И. Вернадский неоднократно подчеркивал, что человечество лишь вступает в данное состояние. И сегодня, спустя несколько десятилетий после смерти ученого, говорить об устойчивой разумной деятельности человека (т.е. о том, что мы уже достигли состояния ноосферы) нет достаточных оснований. И так будет по крайней мере до тех пор, пока человечество не решит глобальных проблем планеты, в том числе экологическую. О ноосфере правильнее говорить, как о том идеале, к которому следует стремиться человеку.



Огромное влияние человека на природу и масштабные последствия его деятельности послужили основой для создания учения о ноосфере. Термин "ноосфера" (гр. пооs - разум) переводится буквально как сфера разума. Впервые его ввел в научный оборот в 1927 г. французский ученый Э. Леруа. Вместе с Тейяром де Шарденом он рассматривал ноосферу как некое идеальное образование, внебиосферную оболочку мысли, окружающую Землю.

Ряд ученых предлагают употреблять вместо понятия "ноосфера" другие понятия: "техносфера", "антропосфера", "психосфера", "социосфера" или использовать их в качестве синонимов. Подобный подход представляется весьма спорным, так как между перечисленными понятиями и понятием "ноосфера" есть определенная разница.

Следует также отметить, что учение о ноосфере не носит пока законченного канонического характера, которое можно было бы принимать как некое безусловное руководство к действию. Учение о ноосфере было сформулировано и в трудах одного из его основателей В.И. Вернадского. В его работах можно встре­тить разные определения и представления о ноосфере, которые к тому же менялись на протяжении жизни ученого. Вернадский начал развивать данную концепцию с начала 30-х гг. после де­тальной разработки учения о биосфере. Осознавая огромную роль и значение человека в жизни и преобразовании планеты, В.И. Вернадский употребляет понятие "ноосфера" в разных смыслах: 1) как состояние планеты, когда человек становится крупнейшей преобразующей геологической силой; 2) как об­ласть активного проявления научной мысли; 3) как главный фактор перестройки и изменения биосферы.

Очень важным в учении В.И. Вернадского о ноосфере было то, что он впервые осознал и попытался осуществить синтез есте­ственных и общественных наук при изучении проблем глобальной деятельности человека, активно перестраивающего окружаю­щего среду. По его мнению, ноосфера есть уже качественно иная, высшая стадия биосферы, связанная с коренным преобразо­ванием не только природы, но и самого человека. Это не просто сфера приложения знаний человека при высоком уровне тех­ники. Для этого достаточно понятия "техносферы". Речь вдет о таком этапе в жизни человечества, когда преобразующая деятель­ность человека будет основываться на строго научном и действи­тельно разумном понимании всех происходящих процессов и обя­зательно сочетаться с "интересами природы".

В настоящее время под ноосферой понимается сфера взаимо­действия человека и природы, в пределах которой разумная чело­веческая деятельность становится главным определяющим факто­ром развития. В структуре ноосферы можно выделить в качестве составляющих человечество, общественные системы, совокуп­ность научных знаний, сумму техники и технологий в единстве с биосферой. Гармоничная взаимосвязь всех составляющих структуры есть основа устойчивого существования и развития ноосферы.


Говоря об эволюционном развитии мира, его переходе в ноосферу, основатели этого учения расходились в понимании сущности данного процесса. Тейяр де Шарден говорил о постепенном переходе биосферы в ноосферу, т. е. "в сферу разума, эво­люция которой подчиняется разуму и воле человека", путем по­степенного сглаживания трудностей между человеком и природой.

У В.И. Вернадского мы встречаем иной подход. В его уче­нии о биосфере живое вещество преобразует верхнюю оболочку Земли. Постепенно вмешательство человека все увеличива­ется, человечество становится основной планетарной геолого-образующей силой. Поэтому (стержень учения Вернадского о ноосфере) человек несет прямую ответственность, за эволюцию планеты. Понимание им данного тезиса необходимо и для его собственного выживания. Стихийность же развития сделает биосферу непригодной для обитания людей. В связи с этим че­ловеку следует соизмерять свои потребности с возможностями биосферы. Воздействие на нее должно быть дозировано разу­мом в ходе эволюции биосферы и общества. Постепенно био­сфера"преобразуется в ноосферу, где ее развитие приобретает направляемый характер.

В этом и заключаются непростой характер эволюции при­роды, биосферы, а также сложности появления ноосферы, оп­ределения роли и места в ней человека. В.И. Вернадский неод­нократно подчеркивал, что человечество лишь вступает в дан­ное состояние. И сегодня, спустя несколько десятилетий после смерти ученого, говорить об устойчивой разумной деятельности человека (т.е. о том, что мы уже достигли состояния ноосферы) нет достаточных оснований. И так будет по крайней мере до тех пор, пока человечество не решит глобальных проблем планеты, в том числе экологическую. О ноосфере правильнее говорить, как о том идеале, к которому следует стремиться человеку.

Ноосфера - предположительно новая, высшая стадия эволюции биосферы , становление которой связано с развитием общества , оказывающего глубокое воздействие на природные процессы.

Возникновение и эволюция понятия

Понятие «ноосфера» было предложено профессором математики Сорбонны Эдуардом Леруа , который трактовал её как «мыслящую» оболочку, формирующуюся человеческим сознанием. Э. Леруа подчёркивал, что пришёл к этой идее совместно со своим другом - крупнейшим геологом и палеонтологом-эволюционистом, и католическим философом Пьером Тейяром де Шарденом . При этом Леруа и Шарден основывались на лекциях по геохимии , которые в /1923 годах читал в Сорбонне Владимир Иванович Вернадский .

Наиболее полное воплощение теория Леруа нашла в разработке Тейяра де Шардена, который разделял не только идею абиогенеза (оживления материи), но и идею, что конечным пунктом развития ноосферы будет слияние с Богом . Развитие ноосферного учения связано в первую очередь с именем Вернадского.

В основе теории ноосферы Леруа лежат представления Плотина (205-270) об эманации Единого (непознаваемой Первосущности, отождествляемой с Благом) в Ум и мировую Душу, с последующей трансформацией последних снова в Единое. Согласно Плотину , сначала Единое выделяет из себя мировой Ум (нус), заключающий в себе мир идей, затем Ум производит из себя мировую Душу, которая дробится на отдельные души и творит чувственный мир. Материя возникает как низшая ступень эманации. Достигнув определённой ступени развития, существа чувственного мира начинают осознавать собственную неполноту и стремиться к приобщению, а затем и слиянию с Единым.

Эволюционная модель Леруа и Тейяра де Шардена повторяет основные положения неоплатонизма . Разумеется, возникновение Вселенной, появление и развитие жизни на Земле описывается в терминах современной науки, но принципиальная схема концепции соответствует принципам неоплатоников. Человек у Плотина стремится выйти за пределы Души в сферу Разума , чтобы затем, через экстаз , приобщиться к Единому . Согласно Тейяру де Шардену , человек также стремится перейти в сферу разума и раствориться в Боге .

В. И. Вернадский о ноосфере

  1. Заселение человеком всей планеты.
  2. Резкое преобразование средств связи и обмена между разными странами.
  3. Усиление связей, в том числе политических, между государствами Земли.
  4. Преобладание геологической роли человека над другими геологическими процессами, протекающими в биосфере.
  5. Расширение границ биосферы и выход в Космос.
  6. Открытие новых источников энергии.
  7. Равенство людей всех рас и религий.
  8. Увеличение роли народных масс в решении вопросов и внутренней политики.
  9. Свобода научной мысли и научного искания от давления религиозных, философских и политических построений и создание в общественном и государственном строе условий, благоприятных для свободной научной мысли.
  10. Подъём благосостояния трудящихся. Создание реальной возможности не допустить недоедания, голода, нищеты и ослабить влияние болезней.
  11. Разумное преобразование первичной природы Земли с целью сделать способной удовлетворять все материальные, эстетические и духовные потребности численно возрастающего населения.
  12. Исключение войн из жизни человечества.

Вернадский утверждал, что человечество в ходе своего развития превращается в новую мощную «геологическую силу», своей мыслью и трудом преобразующую лик планеты. Соответственно, оно в целях своего сохранения должно будет взять на себя ответственность за развитие биосферы, превращающейся в ноосферу, а это потребует от него определённой социальной организации и новой, экологической и одновременно гуманистической этики.

В. И. Вернадский писал о «ноосфере» как о состоявшейся реальности, и как о неотвратимом будущем:

Биосфера не раз переходила в новое эволюционное состояние… Это переживаем мы и сейчас, за последние 10-20 тысяч лет, когда человек, выработав в социальной среде научную мысль, создаёт в биосфере новую геологическую силу, в ней не бывалую. Биосфера перешла или, вернее, переходит в новое эволюционное состояние - в ноосферу - перерабатывается научной мыслью социального человека.

Мы живем в небывало новую, геологически яркую эпоху. Человек своим трудом - и своим сознательным отношением к жизни - перерабатывает земную оболочку - геологическую область жизни - биосферу. Он переводит её в новое геологическое состояние; его трудом и сознанием биосфера переходит в ноосферу . Им создаются в биосфере новые, не существовавшие раньше биогеохимические процессы. Биогеохимическая история химических элементов - планетное явление - резко меняется. На нашей планете создаются, например, в огромных массах новые свободные металлы и их сплавы, в ней никогда не существовавшие. Таковы, например, алюминий, магний, кальций. Резчаишим образом изменяется и нарушается растительная и животная жизнь. Создаются новые расы и виды. Лик планеты меняется глубочайшим образом. Создается стадия ноосферы

Таким образом, понятие «ноосфера» предстаёт в двух аспектах:

  1. ноосфера в стадии становления, развивающаяся стихийно с момента появления человека;
  2. ноосфера развитая, сознательно формируемая совместными усилиями людей в интересах всестороннего развития всего человечества и каждого отдельного человека.

По мнению Л. Л. Прозорова:

…многие современные интерпретации со ссылкой на «Учение Вернадского о ноосфере» носят разрозненный, в основном социально-политический, иногда спекулятивный характер, без определённого концептуального стержня. <…> не было создано такого учения, <…> чтобы научный мир принял его хотя бы как единую концепцию для своих исследований. Фактически это и породило ту легковесность, которая дала возможность делать любые построения «своих миров».

Критика

Если понятие «живое вещество» было принято советской наукой, а понятие «биосфера» иногда встречается даже в пост-советских научных текстах, то понятие «ноосфера» вызывает резкие возражения в научных кругах, а в научных публикациях используется крайне редко. Критики учения о «ноосфере» указывают на то, что оно идеологизированно и носит не научный, а религиозно-философский характер. В частности, крупный советский эколог и доктор биологических наук Ф. Р. Штильмарк считает: «мысли о Ноосфере как Обществе Разума… уже по самой сути своей глубоко религиозны и пока что остаются утопичными» .

Американский историк природоохраны Д. Винер называет учение о ноосфере «утопической и научно несостоятельной идеей» .

Российский эколог и климатолог А. Поздняков пишет:

В научной среде России «ноосферогенез» рассматривается как учение. Однако если под учением понимать теорию достижения цели, единственно необходимую последовательность практических действий, то это скорее не учение, а недостаточно обоснованные утопические положения о всемогуществе Человека. В основе этого «учения» - обыкновенное человеческое тщеславие, выливающееся в эго- и антропоцентризм… .

На основе учения о «ноосфере» появилось понятие «ноосферизма». Правоведы М. Н. Кузнецов и И. В. Понкин дали заключение «по содержанию религиозно-политической идеологии ноосферизма» , в котором отмечен широчайший размах этой «квазирелигиозной идеологии», указано на тесные связи «ноосферизма» с оккультно-религиозным учением «русского космизма» и с оккультно-религиозными объединениями последователей Рерихов . В то же время, по утверждению авторов заключения, оно не относится напрямую к наследию Вернадского, поскольку «ноосферизм» является манипуляцией идеями Вернадского и его именем .

Российский историк и социолог Н. А. Митрохин называет ноосферологию «сциентистской интеллектуальной традицией, обожествляющей личность покойного академика В. Вернадского» и потенциально «самой влиятельной из гражданских религий современной России» .

  • Какосфера - антипод ноосфере.

В массовой культуре

  • В субкультуре компьютерных игр несколько раз употреблялось понятие «ноосфера», хоть и в значении, мало связанном с изначальным (в частности, в играх S.T.A.L.K.E.R. и Warhammer 40,000 ).
  • В научной фантастике окололитературного характера встречалось употребление слова «ноосфера», в весьма вольной трактовке его семантики.

См. также

Примечания

  1. Всемирная энциклопедия: Философия / Гл. научн. ред. и сост. А. А. Грицанов . - М.: АСТ, Мн.: Харвест, Современный литератор, 2001. - 1312 с.
  2. Яншина Ф. Т. О появлении и первоначальном толковании термина «ноосфера» // Вестник РАН. 1994. № 11. С. 1016-1022.
  3. Яншина Ф. Т. Ноосфера: утопия или реальная перспектива // Общественные науки и современность ". 1993. № 1. С. 163-173.
  4. Вернадский В. И. Научная мысль как планетное явление. М.: Наука, 1991. 271 с.
  5. Вернадский В. И. О коренном материально-энергетическом отличии живых и косных естественных тел биосферы // Проблемы биогеохимии. М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1939. Вып. 2. C. 2.
  6. Штильмарк Ф. Р. К спорам о дикой природе, заповедности и антропоцентризме (недоступная ссылка)
  7. Винер Д. Р. Культ Вернадского и ноосфера / Винер Дуглас Р. // В. И. Вернадский: pro et contra. - СПб., 2000. - С.645-646
  8. Миркин Б. М. и Наумова Л. Г. Курс лекций по устойчивому развитию. - АНО «Журнал „Экология и жизнь“», 2005. ISBN 5-94702-027-0
  9. Кутырёв В. А. Насколько разумна «сфера разума»? // Философия биологии: вчера, сегодня, завтра (Памяти Регины Семеновны Карпинской). / Отв. ред. И. К. Лисеев . - М.: ИФ РАН , 1996. - 300 с.
  10. Поздняков А. В. Добрыми намерениями мостится дорога в ад // Проблемы устойчивого развития: иллюзии, реальность, прогноз: Материалы 6-го Всерос. постоянно действующего науч. семин. (Томск, 13-15 ноября 2002 г.). - Томск: Томский гос. ун-т, 2002. - С.3-17.
  11. Заключение было направлено в ФСБ РФ «Общественным комитетом по правам человека»

Идея о Ноосфере — “Сфере Разума”, закономерно возникающей как высшая стадия эволюции Биосферы, ассоциируется в первую очередь с именем великого русского учёного В. И. Вернадского. Он является общепризнанным создателем учения о Биосфере , которое во второй половине ХХ века обрело статус научной теории и завоевало общее признание мировой науки. С учением о Ноосфере дело обстоит сложнее. Идеи Вернадского о ноосфере разбросаны по многим его сочинениям, но законченного труда, в котором представления о ноосфере были бы изложены с такой же полнотой, как о биосфере, нет. Поэтому существует несколько пониманий термина “ноосфера” и его содержания, и формирование научных основ Ноосферы ещё далеко не закончено. Ноосферология - это новая наука, возникающая в наши дни, которая может (а по убеждению многих, и должна) стать основой нового мировоззрения, способного определить место и роль человечества во Вселенной и направление его эволюции.

О космической роли человечества В. И. Вернадский стал размышлять еще в конце 80-х годов XIX века. Изучение закономерностей процессов перемещения химических элементов в геологических оболочках – литосфере, гидросфере и атмосфере – привело его к созданию новой науки – “геохимии”. В 1923 году, читая лекции по геохимии в Сорбонне, Вернадский впервые обосновал идею о том, что человечество стало самостоятельной геологической силой, влияние которой на перемещение элементов в геологических оболочках земли огромно. Лекции Вернадского были изданы в Париже в 1924 году и привлекли внимание двух замечательных французских мыслителей. Ими были математик и философ Эдуарда Ле Руа (1870-1954) и его друг, палеонтолог, профессор кафедры геологии Католического университета в Париже, член ордена иезуитов Мари Жозеф Пьер Тейяр де Шарден (1881 - 1955). Оба учёных были увлечены идеями А. Бергсона о “творческой эволюции”, популярными в начале ХХ века. . В 1928 Э. Ле Руа в книге “Происхождение человечества и эволюция разума”, писал: “ Начиная с человека, эволюция осуществляется новыми, чисто психическими средствами: через промышленность, общество, язык, интеллект и т. д.. , и таким образом биосфера переходит в ноосферу ”. Здесь впервые был предложен термин “ноосфера”. Он широко используется в главной работе Тейяра “ Феномен человека ” В. И. Вернадский, с присущей ему скромностью, писал позже: “ Я принимаю идею Леруа о ноосфере. Он развил глубже мою биосферу ”.

Наряду с термином “ноосфера” для обозначения всей совокупности процессов, связанных с разумной деятельностью человека на планете, предлагались также термины “Интеллектосфера” (А. Гумбольдт), “Техносфера” (А. И. Ферсман), “Пневматосфера” (П. В. Флоренский), “Семиосфера” (Ю. М. Лотман). Однако именно термин “ноосфера” оказался наиболее содержательным и перспективным.

Существует ли ноосфера, как объективное явление, или же это некая абстрактная игра ума? Отвечая на этот вопрос, сразу же надо разъяснить часто встречающееся недоразумение, связанное с тем, что в термин “ноосфера” разные авторы вкладывают различный смысл.

Во-первых, ноосферу можно определить, аналогично биосфере как географическую оболочку земного шара, в которой основную роль играют превращения вещества, энергии и информации, связанные с деятельностью “человека разумного”. В этом смысле ноосфера появилась одновременно с возникновением вида Homo sapiens и является предметом изучения в первую очередь естественных наук. Второй смысл, обычно ассоциируемый с термином “ноосфера” , связан с пониманием ноосферы как проекта, идеала, такой организации деятельности человека на планете, которая была бы в полном смысле слова разумной, обеспечивала оптимальную “коэволюцию” (Н. Н. Моисеев) биосферы и человечества, опирающуюся на гармоничное сосуществование различных культур и народов, “цветущее многообразие” (К. Н. Леонтьев) которое не менее важно для устойчивости ноосферы, чем разнообразие видов для биосферы. В этом смысле ноосфера находится в стадии становления, преодолевая в процессе своего формирования огромные трудности, возникая “в грозе и буре”. Кроме этого, в массовом сознании существует некое эзотерическое представление о ноосфере как “ментальном поле”, в котором вокруг Земли летают мысли всех людей – эти представления связаны с примитивно-мифологическим типом бытового сознания и к научному пониманию ноосферы имеют очень отдалённое отношение.

Ф. Т. Яншина, глубокий исследователь трудов В. И. Вернадского, выявила в его трудах ряд положений, характеризующих условия ноосферной организации процессов на Земле :

  1. Заселение человеком всей планеты.
  2. Резкое преобразование средств связи и обмена информацией.
  3. Усиление связей, в том числе политических, между странами Земли.
  4. Начало преобладания геологической роли человека над другими геологическими процессами, протекающими в биосфере.
  5. Расширение границ биосферы и выход в космос.
  6. Открытие новых источников энергии.
  7. Равенство людей всех рас и религий.
  8. Увеличение роли народных масс в решении вопросов внешней и внутренней политики.
  9. Свобода научной мысли и научного поиска от давления религиозных, философских и политических построений.
  10. Эффективная система народного образования и жизнеобеспечения. Ликвидация возможности недоедания, голода и нищеты, сведение к минимуму болезней.
  11. Разумное преобразование природы Земли с целью сделать её способной удовлетворить материальные, эстетические и духовные потребности численно возрастающего населения.
  12. Исключение войн из жизни общества.

Условия 1-6 можно считать выполненными - на Земле не осталось мест, недоступных для человека; появилась общепланетная сеть независимых коммуникаций – интернет, новые средства переработки информации и усиления интеллектуальных возможностей человека – компьютеры; объем горных пород, извлекаемых из глубин Земли всеми шахтами и карьерами мира почти в два раза превышает средний объем лав и пеплов, выносимых ежегодно всеми вулканами Земли; космос стал привычной ареной серьёзных проектов; возникают мощные международные общественные и политические структуры, способствующие объединению человечества. Человеку стали доступны совершенно новые источники энергии.

Выполнение условий 7-12 пока что далеко от осуществления. Именно в этих областях будут протекать основные процессы, связанные с формированием ноосферы – в первую очередь, появление “ человека действительно разумного ”, осознавшего своё место и назначение во Вселенной и умеющего быть повелителем, а не рабом своих животных потребностей (к которым относятся не только питание и секс, но и властные амбиции, являющиеся наследием биологических стадных инстинктов, связанных с определением иерархического положения в стае).

В отечественной мысли предтечами учения о ноосфере являются яркие и оригинальные мыслители, объединяемые сегодня как представители “русского космизма” . К ним относятся в первую очередь Николай Фёдорович Фёдоров (1828-1903), религиозные философы Владимир Сергеевич Соловьёв (1853-1900), Сергей Николаевич Булгаков (1871-1944), Павел Александрович Флоренский (1882-1937), Николай Александрович Бердяев (1874-1948), последователи Н. Ф. Фёдорова Александр Константинович Горский (1886-1943) и Николай Александрович Сетницкий (1888-1937), Валерьян Николаевич Муравьёв (1885-1932); естествоиспытатели Сергей Андреевич Подолинский (1850-1891), Николай Алексеевич Умов (1846-1915), Константин Эдуардович Циолковский (1858-1935), Александр Леонидович Чижевский (1897-1964), Николай Григорьевич Холодный (1882-1953), Василий Фёдорович Купревич (1897-1969). В этом же ряду, безусловно, стоит и имя В. И. Вернадского.

Строение ноосферы

Ноосфера имеет трёхчастное строение:

  1. Техносфера , объединяющая все средства переработки энергии и вещества, транспорт и коммуникации, созданные совокупной мыслью человечества.
  2. Социосфера , включающая всю совокупность отношений между людьми и общественными структурами, вплоть до межгосударственных отношений.
  3. Идеосфера - сфера идеальных продуктов деятельности человечества, таких, как искусство, наука, религия, мифологические формы сознания.

Расмотрим эти три части поподробнее.

Техносфера

ТЕХНОСФЕРА (которую некоторые авторы, в особенности одержимые “ноофобиеей” – страхом перед Разумом – отождествляют с ноосферой) интенсивно развивается начиная со времен английской промышленной революции XVIII века, породив индустриальное общество XIX - XX вв и на наших глазах создавая основы нового информационного общества. В этой области человечество ещё ждут яркие открытия. Уже создан плацдарм для освоения термоядерной энергии. В отличие от атомной, она использует энергию синтеза, а не распада ядер, экологически несравненно более чистую, чем атомная энергия и к тому же практически неисчерпаемую, используется солнечная энергия, водородная энергетика (дающая при сгорании водорода вместо вредных выбросов – чистую воду). Появляются совершенно новые виды транспорта – например, экранопланы, электромобили, в том числе питающиеся солнечной энергией, “струнные системы” Юницкого и многое другое. Огромную роль приобретают биотехнологии, вызывающие вместе с ожиданием победы над болезнями, увеличения срока активной жизни человека и немалую тревогу в случае применения их в антигуманных целях. Главной задачей ноосферной техники является не “преобразование природы” и тем более, её “покорение”, а в первую очередь – “преображение техносферы”, приведение её в соответствие с требованием сохранить устойчивость биосферы и потребностями людей, причём не только физиологических, но и высших духовных потребностей, связанных с трудом и творчеством.

Социосфера

СОЦИОСФЕРА складывается из ряда форм, аналогичных биоценозам и биогеоценозам. Иерархия этих форм начинается от “элементарной ячейки” – семьи, включает такие общественные структуры, как церковь, армия, государство, системы здравоохранения и образования, различные отношения между физическими и юридическими лицами (формы владения, формы обмена) и, наконец, отношения между народами и государствами (торговля, культурные влияния, обмен в области науки и технологий, спорта, медицины, миграции населения и т. п.). Особенно важны для формирования ноосферы такие формы, в которых человечество учится объединять усилия в решении общих задач – в борьбе со стихийными бедствиями, терроризмом, в совместных космических, культурных и образовательных программах (ЮНЕСКО, ЮНЕП, ХАБИТАТ и др), созданиии общепланетарных движений и политических организаций (ООН) . В области анализа социосферы с точки зрения ноосферологии сделано ещё очень мало. Но уже очевидно, что главный кризис сегодня - это дефицит Разума, остро проявляющийся в экологических, экономических и политических проблемах современности.

Приведу лишь простой пример безумия современной экономической деятельности в общепланетном масштабе. Сегодня на планете Земля проживает 6 миллиардов людей. Оборот наркотиков составляет сотни миллиардов долларов в год, приближается к триллиону. В то же время для того, чтобы обеспечить здоровье 100 миллионов детей из расчёта $100 в месяц достаточно десятой доли этой суммы - чуть побольше затрат на гольф (75 миллиардов долларов в 1998 году) и чуть поменьше, чем на пиво (2 миллиарда долларов).

На планете ведутся войны, весьма выгодные с точки зрения экономической, но абсолютно неприемлемые с точки зрения ноосферы – как между странами, так и между гражданами этих стран.

Идеосфера

ИДЕОСФЕРА – совокупность всех типов мысли, созданных человечеством на протяжении нескольких тысячелетий его существования.

Серьёзное научное исследование систем, составляющих в совокупности Ноосферу, фактически только начинается в XXI -м веке, хотя предпосылки для этой работы уже созданы в трудах многих выдающихся учёных и мыслителей.. Большой вклад в ноосферологию сделал Никита Николаевич Моисеева (1917-2000), посвятивший этой теме множество статей и шесть монографий. Н. Н. Моисеев активно развивал идею о “коэволюции человека и биосферы”, которую высказал замечательный русский учёный Николай Владимирович Тимофеев-Ресовский в лекциях в ВЦ АН СССР в 60-е годы. Менее известен, но не менее значим вклад в ноосферологию одного из “русских энциклопедистов” – Побиска Георгиевича Кузнецова (1924-2000), создавшего вокруг себя школу ярких мыслителей, чьи работы продолжают и развивают его идеи . Болеее того, П.. Г. Кузнецов смог воодушевить идеей ноосферы и учением В. И. Вернадского крупного американского мыслителя и общественного деятеля, физика и экономиста Линдона Ларуша, опубликовавшего в США первую книгу, посвящённую экономике ноосферы .

Ноосферное мировоззрение исходит из представлений об особой роли человека во Вселенной, как единственного (в плане современного научного видения) носителя разума, и стремится выработать формы диалога между людьми разных культурных традиций, национальностей, религиозных конфессий и гендерных отличий.

Оно опирается на

  1. науку, точно знающую пределы своей применимости и опирающуюся на требование ответственности человека за планету, на которой он живёт,
  2. философию, требующего подвергать сомнению всё, но только ради установления истины (постмодернисткие концепции, принципиально отказывающиеся от категории истины, противостоят ноосферному мировоззрению).

Мировоззрение Вернадского, исходящее из того, что наука, религия и философия суть три независимые формы Разума, каждая из которых предназначена для решения своих задач, плохо вписывалась в рамки “единственно верного” учения диалектического материализма. Эти идеи Вернадского стали доступны советским читателям лишь начиная с конца 60-х годов. Его главное сочинение, связанное с ноосферной проблематикой, “Научная мысль, как планетное явление”, написанное в 1936 году стало доступным читателю лишь в 1988 году . В 80-е годы ноосферное движение в СССР, а в 90-е в России активно развивается. Ноосферные идеи проникают в сознание политических деятелей и руководителей регионов. Библиография работ по ноосфере насчитывает уже тысячи наименований .

Любовь