Апостол павел любовь не ищет своего. Любовь и влюбленность. Первоначальная любовь

На вопросы телезрителей отвечает иерей Александр Асонов, клирик храма Святой Троицы при подворье Череменецкого монастыря. Передача из Санкт-Петербурга. Эфир 26 июля 2013 г.

Добрый вечер, дорогие телезрители. В эфире телеканала "Союз" программа "Беседы с батюшкой". Ведущий - Михаил Кудрявцев.

Когда человек чувствует себя любимым подобной любовью, у него есть только одно желание: это сделать его известным миру. Во времена Павла вся переписка имела конкретный план, и Павел использовал тот же план для своих писем. Павел благодарит Бога за все его блага.

Тело письма: у Павла обычно две части. - Доктрина: Павел развивает важную или неверную доктрину христиан. - Наставления: Павел рисует практические последствия доктрины, которую он только что вспомнил о нравственности, или о способе вести результаты этой доктрины.

Он всегда заключает краткую формулу благословения. Каждый может взять различные письма Павла и найти план. Прояснение: Письмо к Евреям - это не Павел, а один из его учеников. Послание святого Павла сначала устно, оно включает в себя дискурсы, учения, обмены и т.д. письма появляются на песке движений апостола. Они становятся необходимыми, потому что они должны реагировать на проблемы сообществ, которые они основали.

Сегодня у нас в гостях клирик Храма Святой Троицы при подворье Череменецкого мужского монастыря иерей Александр Асонов.

Здравствуйте, батюшка. По традиции благословите наших телезрителей.

Рад приветствовать всех телезрителей телеканала "Союз", желаю, чтобы Господь хранил всех, берег и направлял силой Святого Духа.

В наших Библиях все письма Павла собраны после книги Деяний Апостолов. Они ранжируются в порядке убывания. Один, адресованный римлянам, самый длинный. Она первая в списке. Затем придите два письма к Коринфянам, письмо к Галатам, письмо к Колоссянам и два письма к Фессалоникийцам. Четыре человека адресованы одному человеку, два - Тимофею, одному - Титу, а одному - Филимону.

Эти письма являются первыми работами Нового Завета. Они перед евангелиями. Первым для Фессалоникийцев является первое христианское письмо. Он датирован началом лет. Для Павла эти письма являются, прежде всего, средством общения с христианскими общинами, которые он основал. Они часто собираются подготовиться к его приходу или решать проблемы, как если бы там был апостол, они были писаниями об обстоятельствах, он не предполагал, что они будут опубликованы, и каждая буква предназначена для чтения Христиане в обществе.

- Тема нашей сегодняшней программы "Понятие любви у святого апостола Павла".

Отец Александр, скажите, пожалуйста, по каким источникам мы можем судить о понятии любви у святого апостола Павла?

Источников существует много, но самый выдающийся и бросающийся в глаза каждому, кто хотя бы начинал читать Священное Писание - это 13-я глава Первого Послания апостола Павла к коринфянам. Это то место, которое посвящено вопросу о любви в христианском смысле этого слова. Отрывки из этой главы часто цитируются в классических произведениях, различных кинофильмах. Зачитаю небольшой отрывок из нее, чтобы напомнить телезрителям, о чем идет речь:

Вспомним, что мы находимся в стране устной традиции, написанной для того, чтобы защитить устное слово. Павел пишет, чтобы свидетельствовать об Иисусе Христе и его Евангелии. Два письма к Фессалоникийцам. Покинув город Филипп, Павел отправляется в Фессалонику. он остается там около трех месяцев. Как обычно, он идет в синагогу, чтобы объявить Христа. Эта проповедь не ценится всеми, Павел сталкивается с серьезными трудностями со стороны евреев и даже с серьезными угрозами, поэтому он поспешно покидает Салоники и, через несколько дней, пишет письмо, а затем второй для христиан в этом сообществе.

«Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я - медь звенящая или кимвал звучащий.

Если имею дар пророчества и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы передвигать, а не имею любви, - то я ничто».

Уже эти первые стихи позволяют вспомнить, о какой главе идет речь. В 13 главе Первого Послания к коринфянам святой апостол Павел описывает качества любви, что она из себя представляет. Эти слова прозвучали даже в кинофильме советского периода - "Андрее Рублеве" Андрея Тарковского. Эпизод, где известный иконописец Андрей Рублев общается с дочерью князя, девочкой, по памяти цитирует именно эту главу о любви.

Два письма к Фессалоникийцам - это самые старые христианские писания. Это первое, что Павел написал общине Европы, поселившейся в Македонии, Сильвен и Тимофей - его со-издатели, и Павел обращается к себе в стиле, полном привязанности к этому сообществу, которое он основал. Он хочет успокоить их и помочь им справиться с давлением, которому они подвергаются. Он стремится поддержать свою веру, особенно в ожидании возвращения Христа.

Фессалоникийцы - это люди, которые отказались от своих кумиров. Но они продолжают жить в сомнительной культурной вселенной. Павел хочет вырвать их из всех этих опасностей, исходящих из языческого мира. Он призывает сообщество жить по-братски в святости.

В этой главе очень много интересных аспектов, о которых стоит сегодня подробно говорить, потому что они не потеряли сегодня своей актуальности, хотя написано Послание было более двух тысяч лет тому назад. Всем рекомендую перечитать тринадцатую главу, и в ней много откроется.

Отец Александр, наверное, в современном обществе мы привыкли к определениям, например, апостол Иоанн Богослов в своем Послании дает определение, что Бог есть любовь. Но апостол Павел не дает такого прямого определения. Как Вы считаете, что такое любовь по апостолу Павлу?

Тема часто повторяется в писаниях Павла: возвращение Христа до конца времен. Фессалоникийцы близки к Дню Господа, и Павел поощряет их по этому вопросу и утешает их в отношении тех, кто умер. Чтобы говорить об этом возвращении Господа, Павел использует термин «Парузия». Это греческое слово, которое означает «Вход». Это слово использовалось для описания триумфального входа императора в его город.

Эти два письма от Павла также содержат первое отражение в служении апостола, которое состоит в основном в том, чтобы проповедовать Слово с уверенностью и верностью, подлинностью и самоотверженностью. Некоторые пути отражения, чтобы просветить нашу христианскую жизнь. Каждый может прочитать эти два письма снова, обращая внимание на следующие моменты: У Бога есть проект любви: Чтобы записать все отражения, которые делают его известным, Бог реализует этот проект через Иисуса Христа.

Несомненно, для святого апостола Павла любовь - это начало начал. И несомненно, что любовь для него полностью ассоциируется с понятием Бог. Просто он иначе истолковывает свое видение. Потому что святой апостол Иоанн Богослов и святой апостол Павел - это разные люди, но у них одно убеждение: любовь никогда не перестанет, все прекратится, все прейдет, языки умолкнут, государства рухнут, знание упразднится, а любовь будет пребывать вовек. Потому что любовь - это Бог.

Надежда ждет Благотворительность: христианская жизнь - это любовь и жизнь во Христе. Дух освящает и освящает: поднимайте места, где говорят о нем. Церковь - это сообщество тех, кто откликнулся на призыв Христа. Это не группа людей, которые сами выбирают себя, а людей, которые выбраны Богом и которые ответили на его призыв. Каковы последствия для нас сегодня?

Все это - работа Божьей благодати и возвышает благодарение верующих. Христианская жизнь также для христианских отношений с каждым человеком Святой Троицы. Дело не только в этих двух письмах, далеких от этого, важно то, что мы читаем и перечитываем их, пытаясь быть внимательными к некоторым из этих аспектов. Писания Святого Павла были пищей для многих поколений христиан.

Любовь - это такое понятие, которое понимается по-разному в разных языках, и по-разному истолковывается в разных контекстах.

В Библии Богу приписываются самые разнообразные качества. В частности, Ветхий Завет приписывает Ему достаточно грозные качества, неужели и это любовь?

Потому мы и говорим о Ветхом и Новом Заветах, что в Ветхом описывается восприятие Бога с позиции людей того времени, их представлений о Боге. Мы понимаем, что благодаря пришествию Спасителя, Господа нашего Иисуса Христа мы познали истинного Бога. То, что в Ветхом Завете люди могли предположить, каков Бог - это ветхозаветный образ, который был создан в сознании людей, которые не могли по-настоящему открыть для себя Бога, ибо бездна разделяла этих людей от Бога после грехопадения. Для того чтобы Бог открылся в той полноте, в которой мы Его знаем, и произошло Боговоплощение. Через явление на земле Сына Божия мы только и познали, что есть действительно Бог. Что Бог - это любовь.

Дегенерация моральных ценностей наших обществ достигла такого уровня, что даже любовь утратила свое основное значение и является не чем иным, как тень самого себя в человеческих отношениях. Итак, все является оправданием для провозглашения «любви». Мы любим революционные идеи.

Христианин сталкивается с этими анахроническими и дистрибутивными определениями любви, источником общего недомогания и последствиями духовной слепоты, и он должен быть бдительным и бдительным, проницательным. Это послание призвано продемонстрировать в библейском свете истинный смысл любви и роль каждого христианина, призванного по-настоящему жить в обществе.

В Ветхом Завете люди только предполагали, что Он есть Всеведущий, Вселюбящий, Всепрощающий Отец всех, об этом постоянно говорится. В то же самое время они не знали Его сути, у них не было полноты восприятия Бога.

Вопрос телезрительницы из Кировской области: В Евангелии от Луки Господь говорит, что принес разделение: пойдет сын против отца своего, дочь против матери и так далее. Как понять эти слова, если Господь есть любовь?

Теперь мы поговорим с Библией, чтобы узнать истинную любовь, которая должна быть превзойдена в нашей повседневной жизни и преобладать в любой ситуации. Давайте сначала положим письмо Павла коринфянам, особенно главе 13, в контексте. Апостол Павел, благовествовав Афины и потерпев недоразумение со стороны философов, прибыл в Коринф, в состоянии слабости, богатого и процветающего города перекрестков, но с развратной жизнью.

После поселения в этом городе одной из самых важных церквей первого века, апостол узнает позже, что он сталкивается с серьезными проблемами, приводящими к нездоровому климату, влияние церкви решенным внешним миром, из которого это письмо отвечает их заботе и, в частности, главе 13, переопределяет истинный смысл любви в городе, посвященном любви к удовольствию и разврату. происхождение истинной любви, чтобы сохранить жизнь церкви и приобщение христиан.

Когда Спаситель рассуждает о том, что между людьми произойдет разделение, Он, прежде всего, говорит о том, что кто-то станет против Него, а кто-то пойдет за Ним. Что, так или иначе, между людьми будет несогласие, и разделение будет происходить даже между близкими по вопросу о том, чего хочет Господь. Не все люди готовы последовать призыву Божию, а призыв Его состоит в том, чтобы любить ближнего своего. К сожалению, человек не всегда готов полностью отдаться любви к ближнему, эгоистическая природа любви к себе берет верх.

Настоящая любовь велика и благородна. Величие вещи неотъемлемо связано с ее благородством. Истинная любовь тогда не распространена, или мерзкая, это исключительная, уникальная, следовательно, следующие идеи. Эта идея связана с ссылкой Павла на бронзу и тарелку, и из этих двух материалов могут быть сделаны полые звуки. И ссылаться на него, чтобы разграничить качество любви, было для апостола Павла, чтобы подчеркнуть грандиозное содержание истинной любви, которое никогда не пусто для него и не резонирует бесполезно.

Это был способ ввести различие между истинной духовной любовью и плотской любовью, с которой каждый день сталкивался Коринфян. В продолжении предыдущей идеи, по фигуре отрицательных сравнений, Павел хочет обратить внимание на то, что такое Человек, столь же духовный, как он есть, без любви, потому что подобен тарелке. Стихи 1 и 2 главы достаточно красноречивы, чтобы выразить благородство любви. Сегодня, особенно пятидесятники, как правило, подчеркивают, безусловно, как коринфскую церковь, о мощных и видимых проявлениях Святой Дух, рассматривая их как знак небесного продвижения: этим развитием Павел ставит на нет соображения, которые, как полагали, были обоснованными, что, однако, поощряло в предыдущей главе стремиться к лучшим дарам; он встряхивает более одного уважения укреплений и выдвигает любовь как самую важную, настоящую любовь.

Наверное, иудеям это было особенно трудно слышать, ведь для них семья - нечто совершенно нерушимое, а здесь Господь говорит о том, что родственные узы не самые важные.

Потому что самые важные узы - духовные узы. Важен духовный посыл, духовная интенция.

Вопрос телезрительницы из г. Дмитрова Московской области: Мы с мужем прожили пятнадцать лет, у нас двое детей. Теперь, когда мы пришли к вере и Церкви, понимаем, что женились по страсти, а не любви. Можно ли "заставить" себя любить человека, воспитать в себе любовь, если ты уже связан с ним узами брака?

Это всегда подкрепляет вопрос, а именно, что это за превосходная любовь к языкам и духовные дары? Мы по-прежнему немного ошеломлены, потому что отдавать свою жизнь другому, по какой-то причине, это то, что является самым дорогим, самым благородным, самым священным в глазах людей. Мы часто принимаем пример жертвы Христа или всех тех апостолов, которые умерли как мученики из-за Евангелия. Так почему же такое заявление. Мы, конечно, избегаем чего-то, что заставило Христа пожертвовать собой ради нас, Апостолам мучить мученичество, это из любви к Богу, для нас, грешников, для Евангелия и Христа.

Для того чтобы полюбить ближнего своего, надо полюбить Бога. Это самая первая и важная заповедь: "Возлюби Господа Бога своего всем сердцем и разумением и возлюби ближнего своего". Для того чтобы возлюбить Бога, надо искать Бога, иметь стремление. Господь говорит: "ищите и обретете", "стучите, и отворят вам", и в этом проявляется человеческая воля. Это первый шажок, который ведет человека к настоящей подлинной любви. Обретая Бога, общение с Ним, человек научается любить ближнего своего, тех людей, которые окружают его, то, что ему дано в жизни. Через это же человек научается своего супруга или супругу, любовь - это, конечно, труд, а не просто "порхающее в небе существо".

Как «чувство абсолютной привязанности». Тогда мы сможем понять все благородство и великолепие, содержащиеся в этом слове любви, которое Павел повторяет. Это сильное чувство, сильнее смерти и жизни, которое связывает нас с нашим создателем. Теперь мы знаем, где его искать и кого спросить. Давайте все будем в его стремлении испытать его величие.

В следующих стихах апостол попытается описать истинную любовь, разоблачить ее различные характеристики. Характеристики истинной любви. Так что любовь терпеливая и настойчивая: он способен долго ждать результат и продолжать свои усилия, неустанно и не расстраивайтесь, оставаться постоянными. Он полезен: он обязан, он охотно предлагает свое служение другим.

Любовь - это, прежде всего, внутренний человеческий духовный труд. Любовь - осознанный акт человеческой воли под действием Божественной благодати. Это важно понимать.

Мне вспоминаются слова святого Иоанна Златоуста по поводу любви между мужчиной и женщиной, где он называет влюбленность, этот первый страстный порыв также даром Божиим, тем пламенем, из которого должна разгореться настоящая любовь, та, которая дается уже трудом. Часто, наверное, люди теряют этот порыв и сталкиваются с тлеющими углями своих отношений, которые надо раздувать заново.

Любовь честна: он прекрасно уважает целостность и проявляет открытость, он не играет двуличности и лицемерия, потому что лицемеры не наследуют Царство Небесное; он бескорыстен, потому что он не ищет никакой прибыли вообще или не действует, надеясь на возврат, как мы говорим. Он мирный: у него нет характера агрессии, у него мир для идеала, он мир.

Любовь - это добро и прощение: она стремится к благу других, и она прощает во всех отношениях. Просто он беспристрастен и справедлив во всем, что он делает, обращаясь к понятию истины, истины, вдохновленной Богом, потому что только он является хозяином истины. Любовь не принесет ложного свидетельства против других.

Всегда рассуждая об эросе, назовем эту любовь этим греческим термином, который обозначает любовь-страсть, не стоит забывать, что первично, а что вторично.

Первично - внутреннее человеческое духовное восприятие личности, которая живет с тобой. Когда речь идет о телесных отношениях между мужчиной и женщиной - это не то, что помогает строить семью. Семью помогает строить внутреннее принятие личности. Тематика очень сложная, и о ней можно говорить часами. Столь сложная она потому, что здесь все очень индивидуально, то есть, у каждого в семье складывается своя ситуация. Сколько уже написано по этому поводу классических произведений, и люди все равно продолжают ее затрагивать. Сразу дать полноценный ответ на этот вопрос сложно, поэтому и приходится говорить в общем и целом.

Как говорится, надежда дает жизнь, и у нее нет надежды, это существо без мотивации, при условии, что оно объективно и справедливо; любовь смиренна: она не раздувается с гордостью, она не хвалится, любовь тверда: она полна уверенности, авторитета и окончательна, короче говоря, она совершенна сама по себе. даже.

Мы мирны или сердиты? Забираем ли мы впустую? Тогда знайте, что это работа плоти, потому что тот, кто имеет любовь, защищает мир. Между братьями и сестрами во Христе мы помогаем друг другу, как рекомендует Христос? Человек, обладающий любовью, не может надеяться на Христа своего Господа и спасителя, может ли он не иметь уверенности в один момент любви Бога к людям, что привело к беспрецедентному смирению, которое привело его, его Бог вечен, чтобы надеть тленное человеческое тело?

Вопрос телезрительницы из Воронежской области: Готова помочь человеку, готова подставить плечо, но не готова к общению, потому что нет общих тем. Что это - гордыня или надо заставить себя общаться?

Нет желания, не общайтесь, не насилуйте себя, но помогайте тем, кого встречаете на пути и кто находится в нужде. Все очень просто: в притче о добром самаритянине все то же самое. Ты видишь человека, который нуждается в помощи, и даже если он другой религии, окажи ему помощь: он твой ближний. Многие пройдут мимо, в притче описано, что те, кто прошел мимо, были весьма религиозные люди. А человек, совершенно иной веры, остановился и помог. Он не стал общаться, а помог ему в нужде

Если Вы видите того, кто нуждается, помогайте, а общение придет само по себе. Господь специально посылает нам людей, которые находятся в нужде, чтобы мы научались быть милосердными, оказывали этим людям помощь, и тем самым приобретали истинное познание Его любви. Так же Господь и нас посылает кому-то когда-то.

Просто помогайте людям и не забывайте, не все могут Вас понять: все люди разные. Есть такая хорошая поговорка: тот, кто слишком хороший друг всем, друг никому. Любя всех, не забывайте, что есть люди близкие, которых Вы понимаете хорошо и которые Вас понимают, а есть люди, которые на это неспособны, не потому что они плохие, но потому, что они другие, и у них другие жизненные обстоятельства.

Давайте поясним нашим телезрителям, что филия, стерго, агапэ - все это разные греческие слова, обозначающие на русском языке всю ту же любовь.

Не только в русском языке, но и многих европейский, существует лишь один термин, которые определяет понятие любовь. Во многих древних языках было несколько терминов, которые определяли понятие любовь, в зависимости от контекста, от того, о каком чувстве шла речь. "Я люблю театр" и " я люблю маму" - понятно, что это разные вещи. Это специфика речи, некая бедность терминологии.

У греков использовалось больше терминов в отношении понятий любви, и все они предполагали разные аспекты в отношении того, что мы называем любовь. Надо всегда помнить, что наша речь не позволяет нам использовать разные термины.

Та любовь, о которой рассуждают святой апостол Павел и святой апостол Иоанн в Священном Писании, - это не мания, не эрос, но, скорее всего, филия и агапэ.

Филия - любовь чувственная, дружеская, когда Вы расположены по отношению к человеку. Агапэ - это уже братская любовь. В нашей христианской культуре существует понятие такой агапэ, когда люди могут иметь братское, сестринское общение, когда люди чувствуют себя одной семьей, для нас это очень важно. Именно об этих понятиях любви говорят святые апостолы, именно эти понятия любви открывает нам Господь силой Своего Святого Духа. Под действием Божественной благодати мы обретаем представление о них, причем, мы не имеем полноты их познания. Это очень долгий путь, который бывает длиною в жизнь. Мы видим все это пока гадательно, как через тусклое стекло, но чувствуем, что это существует реально, реально происходит в жизни и имеет свое действие. Конечно, нам следует помнить об этих разных дефинициях, определениях, любви, и разделять их в разных контекстах, ни в коем случае не обобщать. Надо очень внимательно относиться к этому слову, не бросаться им.

Вопрос телезрителя из Санкт-Петербурга: Как понимать выражение "Ничто не может человек, если не дано ему свыше". И второе "Всех люби и от всех беги". И еще выражение: "Если уберем белое, не будет и черного, уберем черное, не будет и белого"?

Здесь несколько глубоких тем, о которых нужно говорить отдельно. Начнем с последней. Если говорить о добре и зле, то в нашем видении это две противоположности. С другой стороны, в нашей человеческой культуре понятие добра очень относительно, зависит от социальных, этнических, национально-культурных моральных понятий. Вопрос о добре философский. То же самое можно сказать о зле. И если рассуждать о том, что есть белое и что черное, здесь тоже много относительного.

Не буду слишком углубляться в вопросы дуализма, то есть существования двух начал, скажу только, что для святой Церкви не существует реального противления Богу со стороны зла. В соответствии с учением святой христианской Православной Церкви зло давно повержено, как бы оно не пыталось противостоять добру. Так или иначе, Господь использует все проявления какого-то пагубного начала таким образом, чтобы оно служило добру. Тематика очень сложная, здесь надо философски очень долго размышлять, затрагивать многие аспекты.

По своему субъективному опыту я мог бы сказать так: для человека в состоянии настоящего счастья, настоящей любви не требуется никакого негативного внутреннего контраста. По-моему, это иллюзия - необходимость зла для поддержания добра, когда человек счастлив, он не испытывает необходимости в страдании.

Несомненно, так. Отвечая на вопрос телезрителя, надо отметить, что все приведенные высказывания довольно огульны. Это игра поговорок, все они достаточно незакончены. Все слышали разные поговорки, например, поговорка "В здоровом теле здоровый дух", но ее окончание "- редко встречается". Так именно сказал древнегреческий философ. Или "пьяному море по колено", а ее продолжение - "а лужа по уши". Надо довести до конца то, что сказано, рассмотреть в контексте сказанного.

Наверное, надо направить нашего телезрителя к Священному Писанию, где в процессе чтения он получит ответы на все эти вопросы.

Несомненно. Надо больше изучать Священное Писание, труды отцов Церкви, и тогда многое откроется. Естественно, надо больше времени посвящать молитве. Через молитву, даже самую простую, Господь многое открывает нам в жизни.

Вопрос, заданный через интернет: дьякон Владимир из Испании спрашивает "Думаю, что настоящей любовью обладали только святые, грешно ли нам просить у Господа дарования такой любви?"

Мы все призваны к святости, и поскольку Христос посреди нас есть и будет, и все мы ведомы силою Духа Святого, а именно так учит святая Церковь, ничего плохого в том, что мы стремимся к святости, нет. Как говорил святой апостол Петр, вы все царственное священство, в том смысле, что все мы призваны, и во всех обитает Дух Святый. Не забывайте об этом, помните и следуйте по своему пути, который у каждого свой. Но все мы святые и верные чада Божии. Есть известные святые, а есть неизвестные, которые порой могли сделать даже больше. Мы считаем, что вся Церковь свята, все ведомы Духом Святым, мы все святые Божии, поэтому нет ничего неправильного в том, чтобы стремится к святости, это нормально.

Все-таки у многих людей в наше время слово "любовь" ассоциируется с отношениями между мужчиной и женщиной. Еще один вопрос, заданный через интернет: "Как поступать, если любви нет, и после попытки создать семью и некоторого времени пребывания в браке люди развелись, и теперь женщина живет одна?"

Это трагедия, всегда печально, когда люди ошибаются и происходит разочарование. Не надо отчаиваться, надо просить, чтобы Господь помог пережить эту ситуацию, помог встретить новых людей, тех, кто тебя понимает. Надо двигаться дальше, дальше учиться любить, делать добро. Надо двигаться вперед с молитвой, верой и надеждой, и любовь придет.

Вопрос телезрительницы из Самарской области: Моя дочь выходила котенка, прожила с ним трех лет, сейчас она встретила молодого человека с серьезными намерениями, но который не любит животных, и он поставил ее перед выбором: если она выходит за него замуж, то должна расстаться с котом. Как ей быть?

Вы понимаете, что это очень частный, индивидуальный вопрос, и молодые должны сами решить его. Мое частное мнение: я бы, конечно, выбрал свою любимую половинку, а не кота или кошку, но это мое частное мнение. Тем не менее, он и она должны сами разобраться в этой ситуации, и мы здесь не советчики. Любить животных, конечно, правильно, но любить людей важнее. Вам я настоятельно рекомендую молиться о них, о нынешней ситуации, об их будущем, молитва верующего христианина многое может.

Вопрос телезрительницы из г. Буденновска: Я знаю, что надо любить своих врагов, молиться за них, что от этого становится легче мне самой: Бог помогает мне пережить это. А что это дает моим врагам?

Мы хотели поговорить об этом, в связи с чем я собирался привести слова Силуана Афонского о том, что по любви к врагам познается настоящее христианство.

Это дает врагам очень многое, потому что тот, кто нам сегодня враг, может быть, и есть самый большой друг. Тот, кто сегодня нас гонит, может быть, завтра будет нас защищать. Тот, кто сегодня, возможно, готовит для нас что-то пагубное, завтра будет единственным, кто услышит наш голос и придет к нам на помощь. Надо всегда помнить об этом, никогда не забывать и не ожесточаться в сердце своем. Наши молитвы за врагов наших многое делают.

Мы можем не видеть полноты происходящего, всей картины нашей жизни, но лишь ее отрезки: лицом к лицу лица не увидать. Но со временем все открывается. Молитва за врагов не означает, что мы должны идти просить у них сделать нам еще что-то пагубное, но означает, что мы не держим на них в своем сердце зла, молимся за этих людей, понимая, что они тоже чада Божии, тоже потомки Адама и Евы.

Давно уже доказано, даже научно, что все люди в мире взаимосвязаны между собой. Где-то на сороковом знакомстве мы понимаем, что все мы как-то связаны друг с другом. Если мы знаем, что такое любовь, милость, сострадание, если почувствовали это на себе даже со стороны чужих людей, через которых Господь открыл нам Свою любовь, то и мы должны учиться так же любить тех людей, которые сейчас не любят нас, но нуждаются в том, чтобы кто-то молился за них. Эти кто-то - мы. И это очень многое делает для этих людей, даже если Вы сейчас этого не видите, это все равно происходит.

Самый лучший пример - это святой апостол Павел. Мы не знаем предела силе Духа Святого: вчерашний враг - сегодняшний друг. Савл был жестоким гонителем христиан, убежденным, что это враги, которых надо убивать, у него были специальные документы, разрешающие это. Это тот самый апостол Павел, который так говорит о любви. Вот жизненный пример, ведь за него молились гонимые первохристиане.

Есть хорошая книга "Камо грядеши" Генриха Сенкевича. На Аппиевой дороге есть базилика святого апостола Петра, на которой по латыни сделана эта надпись. В переводе на русский язык она означает "Куда идешь, Господи". По преданию, святой апостол Петр в ночь перед началом гонений на христиан был предупрежден его учениками. И ученики тайно ночью выводили его по этой дороге. И вдруг на этой дороге святому апостолу Петру было видение Господа, Которого, кроме него самого, никто не видел, а только слышали, что апостол Петр обращается к кому-то на латыни. Потом святой апостол Петр рассказывал, что увидел Спасителя, идущего ему навстречу. Когда он спросил его "Куда идешь, Господи?", Он ответил ему: "В Рим, раз ты покидаешь мой народ". И апостол Петр вернулся в Рим, где, как мы знаем, он был распят главой вниз.

Эта книга основана на данной истории, она посвящена периоду становления ранней христианской церкви, первых гонений, римской общины. И там есть отрицательнейший персонаж, который ненавидит христиан и все их убеждения, и в результате в конце произведения этот персонаж становится на сторону христиан, и его распинают вместе со всеми. Чтобы понять, о чем я говорю, рекомендую найти эту книгу и почитать. Даже были сняты фильмы на основе этой книги. Это произведение, которое потрясло мир.

Конечно, есть множество и жизненных примеров, и всех их не перечислить. Но все изменения в жизни людей, и в жизни тех людей, которые нам кажутся лишенными возможностей спасения, происходят благодаря молитвам родных и близких, нашим молитвам за наших врагов, и благодаря тому, что Господь человека любит.

- Не зря Господь сказал, что последние станут первыми.

Несомненно, все взаимосвязано. Можно долго обсуждать, и вся наша вера посвящена именно этому. Первые и последние; молитва, любовь и сострадание. Молитва за тех, которые, вроде бы, недостойны этих молитв. Прощение тех, кто, может быть, и просит прощения, но можно ли их прощать? Все это - удивительная глубина нашей веры.

Если углубиться в историю и подумать о том, какие представления о любви были у тех людей, к которым апостол Павел адресовал свои строки?

Естественно, в те времена в Коринфе были самые разнообразные представления о любви. Это древнегреческая культура, и она полна языческих восприятий любви: особо трактуются отношения между мужчиной и женщиной, есть некоторые вольные взаимоотношения между полами. Несмотря на то, что в древнегреческом языке существуют разные термины, в культуре, где жил апостол Павел, было много представителей поклонения греческим богам.

Простите, отец Александр, вынужден прервать Вас. У нас вопрос телезрителя из г. Ярославля: В Евангелии Господом сказано, что легче верблюду пройти сквозь игольное ушко, нежели богатому войти в Царство Небесное. Каков на Ваш взгляд критерий богатства, которое не позволит сделать это?

Всегда были богатые и бедные. Не надо забывать лишь то, что там, где богатство человека, там и сердце его. До тех пор, пока твое богатство не стало твоим идолом, ты свободен, вне зависимости от того, каков именно твой достаток. Все зависит от того, как ты относишься к деньгам, что для тебя главное, каковы для тебя жизненные приоритеты. Это очень важно понимать, потому что самое губительное богатство то, которое заставляет человека быть идолопоклонником, то есть поклоняться своему богатству.

К сожалению, часто встречается, что вроде и богатство небольшое, а человек полностью находиться во власти этого идола. И готов даже не за деньги и достаток, но лишь для того чтобы почувствовать себя выше кого-то, ради собственного эгоистического удовлетворения сделать что-то плохое. О таких богатых говорит Господь и, конечно, о тех, кто не ищет истины, не ищет добра, но живет в своем определенном мире, который уже полностью завладел ими. Вопрос в том, готов ли ты искать истину или боишься, что потеряешь все, что имеешь, и ничего больше не обретешь.

Рассуждая о богатстве, всегда нужно помнить о том, что у всех нас есть соблазн кому-то завидовать, всегда есть кто-то, кто живет лучше нас. К сожалению, вследствие нашей греховной природы, тех, кто живет лучше, мы замечаем быстрее, чем тех, кто живет хуже. Следовало бы замечать тех, кто живет хуже, ведь тогда мы бы помнили, какое богатство имеем и кому можем помочь благодаря этому богатству. И ценить то доброе, что ты имеешь.

- Если богатство приходит в ущерб любви, оно мешает спасению.

Несомненно, об этом идет речь, об этой степени богатства, когда человек становится идолопоклонником, находится во власти, пусть даже маленького идола. Это даже могут быть не деньги, а какая-то отдельная идея, идея-фикс, назовем ее так. Не в том смысле, что человеку хочется купить какие-то часы, в этом ничего плохого, но если он уже жить не может без этих часов, ночей не спит, это уже, в конце концов, некоторая психиатрическая патология.

В терминах "психиатрия", "психология" нет ничего плохого, в их корне находится понятие "психе", то есть души, они связаны с теми вопросами, которые мы затрагиваем всякий раз, когда читаем Священное Писание.

Время нашей программы уже подходит к концу. Может быть, Вы могли бы сказать нашим телезрителям какое-то напутствие, чтобы каждый постарался взрастить в себе настоящую любовь.

С Вашего позволения я зачитаю один из стихов 13-ой главы Первого Послания к Коринфянам апостола Павла. Это определение любви, которое дает святой апостол Павел:

"Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится,

Не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла,

Не радуется неправде, а сорадуется истине;

Все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит.

Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится" .

Будем же, возлюбленные о Господе братья и сестры, помнить об этом и стремиться искать эту любовь и обретать ее в нашей жизни. Просить Господа Бога, Иисуса Христа, чтобы Он силою Своего Святого Духа наставлял нас на пути правды, веры, надежды и любви. Дай Бог нам никогда не забывать, что любовь всегда первая, и да благословит всех нас Господь.

Ведущий: Михаил Кудрявцев.

Расшифровка: Юлия Подзолова.

Беседа I. Что такое любовь?

Начнем с самого главного. Я думаю, почти все со мной согласятся, что самое главное в браке это любовь. Но с большим прискорбием приходится констатировать, что большинство современных людей не знают, не понимают, и не чувствуют, что такое настоящая любовь. Почему я в этом так уверен? Да потому что у нас в стране распадаются около двух третей браков, а в оставшихся семейных парах ситуация подчас тоже очень тяжелая. Значит супруги так и не поняли: что такое любовь и не сумели взрастить и сохранить её в своей жизни.

Много ли каждый из нас сможет назвать, среди своих родственников, друзей и просто знакомых, примеров счастливых, дружных семей? Так, одну, две пары. А кто-то вообще не сможет назвать. А так не должно быть, ведь люди вступают в брак, создают семью, для счастья, радости, любви!

Всё это, конечно горестно, но не должно служить поводом для уныния и мыслей о том, что институт брака вообще умер. Это всё должно нас заставить задуматься, и начать разбираться в себе и в своей семейной жизни и начинать нужно с главного вопроса: «Что такое любовь?»

Чтобы понять, что такое истинная любовь, обратимся к Священному Писанию. Вот какое определение любви дает нам апостол Павел: «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине, все покрывает, всему верит, всего надеется, всё переносит. Любовь никогда не перестаёт (1 Кор. 13, 4-8 )».

То есть, согласно апостолу Павлу, любовь должна быть:

1) жертвенной («долготерпит, милосердствует, не раздражается»).

2) не ищущей своего , то есть любить надо не за что то, а просто так: («не ищет своего»).

3) любящие должны верить друг другу : («всему верить, всего надеется»).

И наконец, любовь должна быть вечной : («никогда не перестаёт»). Как можно понять, до брака все эти условия истинной любви выполнить невозможно.

Нельзя полюбить жертвенной, всему верящей, всё прощающей, вечной любовью, если ты не узнал ещё человека, не научился прощать, чем-то жертвовать, не научился бороться за любовь. А это возможно только по прошествии времени, лет. В этом смысле любовь до брака невозможна. Возможна влюбленность, взаимная привязанность, симпатия. Только в браке чувство любящих может пройти проверку на прочность. Любовь – это прекрасное дерево, которое вырастает из семени и дает плоды. Но семя не есть дерево, и поэтому то первоначальное чувство, которое имеют жених и невеста еще нельзя назвать настоящей любовью.

Эти вопросы: «существует ли любовь с первой встречи?», «возможна ли вообще любовь до брака?» «Что такое влюблённость и является ли она любовью?» волнуют очень многих людей. Постараемся разобраться во всём этом.

Может ли быть любовь с первого взгляда и вообще возможна ли настоящая любовь до брака? Перефразируем вопрос так: может ли быть дружба с первого взгляда? Ведь дружба и любовь, очень похожие понятия. Дружбе тоже присущи ответственность, верность, терпение. Уметь дружить – большое искусство, умение. Любому понятно, что дружба с первого знакомства невозможна. Вот я увидел человека, он показался мне симпатичным, надёжным, и я сразу решил, что он будет моим другом на всю жизнь. Нет, должно пройти немало времени, прежде чем мы поймём, что с этим человеком хотим дружить, что на него можно положиться. «Друг в беде не бросит, лишнего не спросит», — поётся в одной детской песенке. «Друг познаётся в беде», — говорит пословица. Значит, дружба должна пройти определённые испытания, проверку не прочность. С другом нужно пережить и тяжёлые и приятные моменты жизни, чтобы было понятно, как он переживает наше горе и нашу радость. Ведь друг должен не только помогать в беде, но и уметь радоваться вместе с нами в нашем счастье, а не завидовать нам. Для всего этого нужен срок, чтобы между двумя душами укрепилось родство, которое называется дружбой. А с первого взгляда возможна лишь симпатия, взаимное расположение. Недаром есть друзья, и есть приятели, то есть те люди, общение с которыми нам приятно . Но это ещё не дружба. Бывает и так: человек нам при первой встрече вообще не понравился, или мы не обратили на него никакого внимания. Но потом, в силу разных обстоятельств, между нами завязалась дружба. Говорят ещё: «Старый друг – лучше новых двух». Это значит, что настоящая дружба должна быть проверена временем. Самая крепкая дружба испытана годами (как хорошее вино) и непростыми обстоятельствами жизни. Недаром так крепка армейская или институтская дружба – люди вместе через многое прошли, многому научились.

Так же в любви. Не нужно путать то чувство расположения, увлечения, которое часто сопутствует первой встрече между мужчиной и женщиной, с любовью, это даже не влюблённость. Хотя конечно, и такие случаи есть, когда это взаимное влечение переходило потом со временем в любовь. Но чтобы первоначально чувство стало любовью, должно быть приложено немало сил и труда. И, конечно, пройдёт немало времени, когда влюблённость станет крепкой любовью. Увлечение, страсть, влюблённость даже может очень сильно мешать любви. Недаром случаи, когда будущие супруги с первого же взгляда нравились друг другу, являются весьма редкими исключениями. Как правило, это первоначальное чувство бывает далеко не взаимным, односторонним, и очень часто люди не имеют при первой встрече особых чувств.

И если супруги имели до брака горячие взаимные чувства и сумели сохранить их и преумножить, честь им и хвала. Значит, они правильно строили семейную жизнь, и вырастили из семечка первоначального увлечения прекрасное растение любви.

Один мой друг общался с девушкой. Но их общение происходило как-то вяло и на первый взгляд не обещало закончиться ничем серьёзным. Я видел, что они очень хорошо подходят друг другу. Девица из благочестивой семьи и вообще имеет массу достоинств. Но на все мои уговоры обратить на неё внимание, как на будущую супругу, мой знакомый говорил примерно следующее: «Ну, не могу я ничего поделать, ведь здесь же нет ничего!» При этом показывал на то место, где у человека находится сердце. То есть сердцу, как говорится, не прикажешь. Слава Богу, друг оказался человеком умным, и по внимательнее присмотревшись к своей подруге, действительно «разглядел» её. Теперь они женаты и не могут жить друг без друга. Недавно у них родился ребенок.

Влюблены мужчина и женщина с первого взгляда, с первого свидания или нет, не так важно. Полюбят ли они друг друга, зависит только от них, от их выбора и решения любить. И от того, как они будут строить дом семейного счастья.

Теперь немного о влюблённости.

Влюблённость – это прекрасное время и как правило эта пора оставляет в нашей душе весьма приятные воспоминания. Я помню, как мы с супругой забывали всё на свете, родителей, друзей, учёбу, дела и целыми днями проводили вместе. Разговаривали на разные темы, общались. Как могли часами «висеть» на телефоне, не замечая холод, дождь и позднее время гулять по улицам Москвы. Поистине: «Счастливые часов не наблюдают».

Никто не отрицает, что влюблённость очень счастливое и радостное переживание. Но продолжаться бесконечно оно не может. Оно может лишь, перерасти в нечто большее, в настоящую любовь, или исчезнуть совсем. Психологи вообще утверждают, что в основе влюблённости на 90% лежит сексуальное влечение, притяжение. И что-то в этом есть. Недаром, влюблённый переживает не только душевные, но и телесные ощущения: жар, любовную дрожь и прочее. Ещё влюблённость не может быть названа любовью, потому что в основе влюблённости лежит эгоизм. Мне хорошо, приятно находиться рядом с этой девушкой, у неё красивый голос, большие глаза, гладкая кожа, её волосы приятно пахнут и т.д. А любовь это как раз преодоление эгоизма, это умение жертвовать чем-то для любимого, прощать его недостатки, жить для него, даже когда он не радует нас.

Влюблённость – время лёгкого умопомешательства, когда влюблённый решительно не видит никаких недостатков в объекте любви, его глаза закрыты, он неадекватен и склонен только идеализировать и романтизировать любимого.

Ясно, что жених и невеста должны иметь до брака расположение, симпатизировать друг другу, без этого лучше не вступать в брак, но пылкость чувств вовсе не говорит об их глубине. И пламя влюблённости должно перейти в тихий, ровный огонь семейного очага.

Беда в том, что многие люди не понимают, что такое любовь. Они бессознательно или сознательно смешивают понятия влюблённость, любовь, себялюбие, желание в одну кучу. Мы говорим: «Люблю кататься на велосипеде» или «у меня большая любовь к классической музыке». И можем сказать: «Я люблю свою жену». Хотя для немалого количества людей, действительно, нет особой разницы между любовью к работе, увлечению, семье и супруге (или супругу). Иногда семья даже стоит на последнем месте в этом списке. При этом они искренне уверены, что всё это можно назвать любовью. Некоторые принимают за любовь страстное эротическое увлечение, влюблённость. Один мой многодетный знакомый оставил жену с детьми и ушёл к другой женщине. Мотивировал он это тем, что они с супругой никогда не любили друг друга. А на стороне он видимо увидел «настоящую любовь». Ещё говорят «Я её разлюбил и полюбил другую». Конечно, это абсурд. Как можно утверждать, что полюбил кого-то, если совсем не знаешь этого человека? Получается, свою родную жену можно оставить (всё равно не люблю) и уйти к той, что посимпатичнее, помоложе. То, что супруги не стяжали любовь, вина только их собственная. Значит, они не сумели сохранить и преумножить то, что было. Потому что без первоначальной любви почти никто в брак не вступает.

Так вот, мы подошли к самому главному и важному вопросу: «Так что же такое всё-таки любовь? Эмоция, ощущение, чувство или нечто большее?»

Любовь многие называют чувством, но любовь более, чем просто чувство. Здесь она сравнима с верой. Чувства — это то, что мы ощущаем, чувствуем телесными органами: зрение, слух, обоняние, вкус, осязание. Что-то чувствуем интуитивно, на душевном уровне.

Истинная любовь вспомним апостола Павла должна быть вечной: «Любовь никогда не перестает» (1Кор. 13, 8 ). И вот, чтобы вечно чувствовать любовь, нужно принять очень твёрдое решение: любить несмотря ни на что. Независимо от того, пасмурно на дворе или светит солнышко, бедны мы или богаты, молоды или стары. Повстречался ли нам человек красивее, чем наш нынешний избранник или нет. Если не принять такого решения, наша любовь и семейная жизнь будут очень непрочными и шаткими, будут зависеть от огромного количества обстоятельств. Например, человек стареет, дряхлеет, болеет, меняется. Мы женились (вышли замуж) за одного, а через некоторое время он изменился. Если не воспринимать любовь как вечное, постоянное чувство, значит нужно искать другого супруга, этот уже не подходит. Сейчас время экономической нестабильности и вполне может быть, что нас ждёт бедность и даже нищета, так что же искать кого-нибудь побогаче, обеспеченнее? Не говоря уже о том, что супруги, к сожалению, не всегда друг друга радуют, но порой приносят друг другу огорчения и даже горе. И только твёрдая решимость любить человека, сделав свой выбор, раз и навсегда, может помочь удержать семью от развода и пронести нашу любовь через десятилетия.

Что для укрепления этой решимости нужно делать? Возгревать, воспитывать в себе и другом этот дар любви. Любовь очень прихотлива, нежна, нуждается в постоянном уходе. Подробно об этом мы поговорим в следующей главе.

И вообще, вся семейная жизнь это, можно сказать, ежедневная битва за любовь.

Когда у меня бывает очень мало времени, чтобы подробно побеседовать с молодожёнами или людьми собирающимися вступить в брак, я обычно привожу им один пример.

Поведение супругов в первые годы семейной жизни должно быть подобно тому, как люди ведут себя в условиях экстремальной ситуации, стихийного бедствия. Например, у вас в доме случился пожар. Что вы спасаете в первую очередь? Конечно самое главное: жизнь близких вам людей, свою собственную, ну а дальше как получится. Если весь дом уже охвачен огнём, вряд ли кто-то, вспомнив, что забыл в кармане рубашки пятьдесят долларов, побежит их спасать. То есть, в первую очередь, думают о самом дорогом, главном.

Главное в браке, без сомнения, любовь, без неё невозможно семейное счастье. И особенно в первые годы брака, когда идёт бурное строительство молодой семьи, супругам приходится притираться, привыкать друг к другу, они знакомятся и учатся взаимодействовать с новыми родственниками, нередко меняют условия быта, место проживания, и вот во всей этой суете необходимо не разменяться на мелочи, всеми силами стараться сохранить свои чувства: привязанность, расположение и любовь. И не только сохранить, но и приумножить их. Ведь та любовь, которую молодожёны имеют в начале – это только первоначальное чувство, ему ещё надлежит вырасти и окрепнуть. Не нужно стремиться решить все проблемы сразу: финансовые, бытовые, жилищные, отношения с родственниками и т.д.; все эти вопросы постепенно найдут своё решение, а супругам нужно «не выплеснуть с водой ребёнка» и в первую очередь сберечь любовь и семейное счастье. Конечно, всегда помнить для чего они вместе и хранить любовь должны не только молодожёны, но и супруги в любые годы брака, просто молодым особенно непросто, их семейная жизнь только начинается, им многому предстоит ещё научиться и нужно изначально стремиться всё делать правильно.

Приведу пример спасения молодой семьи во время житейских бурь первых лет брака. У жены Ф.М. Достоевского Анны Григорьевны с самого начала плохо складывались отношения с родственниками писателя. Она была второй женой Фёдора Михайловича, первая жена Достоевского умерла, и он содержал её сына, своего пасынка Павла Александровича, а также семью покойного брата. Родные Фёдора Михайловича боялись, что их финансовое положение пострадает с приходом новой жены в дом Достоевского. Они невзлюбили Анну Григорьевну, и с первых же месяцев её жизнь стала невыносимой. Материальное положение писателя было весьма плачевным. Фёдор Михайлович наделал много долгов, и пришлось заключить очень невыгодные договора с издателями. Достоевские вынуждены были жить в одной квартире с Павлом Александровичем, и он своими интригами вскоре поставил их брак под угрозу.

Вот что пишет Анна Григорьевна Достоевская в своих «Воспоминаниях»: «На меня у Павла Александровича сложился взгляд как на узурпатора, как на женщину, которая насильно вошла в их семью, где доселе он был полным хозяином, так как Фёдор Михайлович, будучи занят работой, не мог заниматься хозяйством, при таком взгляде понятна злоба его на меня, не имея возможности помешать нашему браку, Павел Александрович решил сделать его для меня невыносимым. Весьма возможно, что всегдашними своими неприятностями, ссорами и наговорами на меня Фёдору Михайловичу, он и рассчитывал поссорить нас и заставить развестись».

И вот Анна Григорьевна совершает очень мудрый и мужественный поступок. Она закладывает свои вещи, своё приданное и вырученные деньги Достоевские оставляют как обеспечение родственникам, а сами уезжают на четыре года за границу, спасаясь от семейных ссор. Кстати, живя за границей, супруга Фёдора Михайловича смогла буквально «вытащить» его из игорной зависимости, которой очень страдал Достоевский. Семья была спасена. Когда Анна Григорьевна только собиралась закладывать вещи, драгоценности, она спросила у своей матери, не жалко ли ей вещей, которые она отдала ей в приданное? На что мать ответила: «Конечно жаль, но что делать, когда счастье в опасности?»

Чета Достоевских поняла, что ради мира, любви и семейного счастья можно многое принести в жертву.

Браки заключаются для любви. Это божественное установление: «И сказал Господь Бог: не хорошо человеку одному, сотворим ему помощника, соответственного ему»… «и нарек человек имена всем скотам и птицам, небесным и всем зверям полевым; но для человека не нашлось помощника, подобного ему» (Быт. 2:18-20 ). И Бог творит для человека жену.

Из сотворенных Богом животных не было на земле подобного, равного Адаму. Подобное человеку существо Господь творит не только для размножения людей, но для преодоления одиночества первого человека «нехорошо человеку одному…» и для того, чтобы он имел равный ему по достоинству объект для любви. Бог хочет, чтобы человек любил не только Его, но и подобного, близкого себе, то есть ближнего. Об этом и говорит главная заповедь закона Божия: «Ибо весь закон в одном слове заключается: «люби ближнего твоего, как самого себя» (Гал. 5:14 ).

Дать той любви Богу, которую Он даёт нам, мы Ему не можем. Господь Всемогущ, Безграничен и Самодостаточен. Ему от нас ничего не нужно в материальном плане, мы не можем, по большому счёту ничего Ему дать. Кроме одного, нашей любви. «Сын! Отдай сердце твое мне…» (Пр. 23:26) и «Сердца сокрушенного и смиренного Ты не презришь, Боже» (Пс. 50:19 ). И конечно Господь ждёт от нас любви к себе подобным, то есть другим людям. И через любовь к человеку, образу Божию, мы научаемся любви к Самому Непостижимому Богу. «Будем любить друг друга… Кто не любит, тот не познал Бога; потому что Бог есть любовь» (1Ин, 4:7, 8).

Поэтому Господь творит первую жену не потому что Адаму было скучно, а потому что в человеке заложена потребность любить, давать любовь. Брак – Божественное установление и создаётся он для любви. Любовь – цель брака и главное объединяющее начало в семье. Но недостаточно только знать это, необходимо правильное понимание любви. Из-за чего люди бросают семью, разводятся или теряют веру в Бога и уходят из церкви? Из-за того, что не смогли понять, что такое любовь, или не смогли сохранить её. Любовь к человеку или любовь к Богу.

Постараемся понять, что такое истинная любовь и что любовью совсем не является. В богословской науке есть такой термин – апофатическое богословие. Метод этого богословия заключается в том, что он пытается описать свойства Божии, отрицая всё то, что не есть Бог. Например, Бог не есть камень – Он не материален. Бог не есть творение – Он не сотворен. Бог не ограничен, бесконечен и т.д. Этот же способ исследования «от противного» можно применить и для того, чтобы понять, что такое любовь. Настоящая любовь это не эмоция, не ощущение, не страсть и не порыв. Эмоция, тем паче страсть, не может быть долговременной, а любовь должна быть вечной. «Любовь никогда не перестает» (1Кор. 13:8 ), — как говорит апостол Павел.

Отрицая всё то, что не есть любовь, я буду параллельно давать положительные, утвердительные определения любви. Любовь – это ответственность и наш долг перед теми, кого мы выбрали, чтобы любить, а так же перед Богом и нашей совестью. Выбрав наших любимых, мы отвечаем за них. Как помните, у Экзюпери: «Мы в ответе за тех, кого приручили». Если не принять твёрдого решения любить, то наше чувство к человеку будет зависеть от треволнений житейских. Сегодня я люблю, мне хорошо, приятно рядом с любимым, а завтра моё настроение изменилось, к примеру, я устал, и моё отношение к ближнему тоже изменилось, я уже не хочу его видеть. А послезавтра встретил кого-то, кто мне понравился больше – вот и вся любовь. И всё это звучало бы нелепо и неправдоподобно, если бы мы не видели в нашей современной жизни тому «тьму примеров». Когда и молодые, и пожилые, которым уже пора задумываться о вечности, бросают своих любимых только потому, что встретили кого-то помоложе и посимпатичнее.

Возможен и другой вариант: не наше настроение изменилось, а близкий нам человек причинил нам боль, вольно или невольно. И здесь нужно помнить о нашем решении хранить любовь и нести её через годы и испытания. И вообще нужно не идеализировать любимого человека, а знать, что он не всегда будет только радовать нас, а возможно и сделает нам больно.

Ещё одно определение любви через отрицание: любовь – это не «дай», а «возьми». Любовь не эгоизм, не себялюбие. Когда мы любим человека за что-то. Например: потому что он хорошо к нам относится, он красив, умён, богат и т.д. Как-то в книжном магазине увидел брошюрку одной американской писательницы «За что я люблю своего любимого». И там, на нескольких страницах перечислялось, за что она любит своего мужчину: за то, что он нежен, внимателен ко мне, носит по утрам кофе в постель и тому подобное. Несколько последних страниц книжечки были не заполнены для того, чтобы читательницы могли сами дописать: за что они любят своих мужей. Я подумал: а что будет, если муж этой женщины завтра перестанет что-то делать из этого списка, например, не будет носить кофе в постель, — получается, любить его она будет меньше, а то и вообще разлюбит? Такая любовь называется эгоизмом. Я люблю, потому что для меня делают что-то приятное. Мой любимый доставляет мне удовольствие, мне комфортно с ним. Получается, что я люблю не его самого, а те приятные ощущения, которые он мне приносит. Настоящая любовь, как говорит апостол Павел: «Не ищет своего» (1Кор. 13:5 ), стремится не получить, а дать.

У одного восточного учителя был ученик. Этот ученик имел большое пристрастие к копчёной рыбе. И вот однажды он сидел и с жадностью поедал рыбное блюдо. Вошёл учитель и с укором стал глядеть на своего воспитанника. Ученику стало стыдно, что он при учителе с таким аппетитом и рвением поедал рыбу и, желая оправдаться, он сказал: «Господин мой, ничего не могу поделать, — люблю рыбу». И тогда учитель набросился на него: «Ты любишь рыбу? Ты себя любишь! Если бы ты любил её, ты бы построил её бассейн, положил на дно разноцветные камушки, посадил бы растения, чтобы ей не было скучно! А ты любишь только вкус рыбы у себя на языке!»

И подчас люди не осознают, что любят не самого человека, а свои приятные ощущения, связанные с ним. И когда эти ощущения проходят, к примеру, человек меняется, внутренне или внешне или по каким-то другим причинам перестаёт их радовать, они теряют к нему интерес. Очень часто потребительское отношение, неумение жертвовать свойственно влюблённости, и если супруги приняли влюблённость за любовь, и страсть, первоначальное чувство не смогло перейти в нечто большее, тогда брак не выдержит испытания временем.

Если открыть «Словарь русского языка» С.И. Ожегова на слове любовь , то первое и главное значение этого слова звучит так: «1) Чувство самоотверженной, сердечной привязанности.

Одно из главных качеств любви – жертвенность, умение сострадать тому, кого любишь.

Известно, что в греческом языке для обозначения любви существует несколько названий. Любовь жертвенная по-гречески – агапи. И это слово употребляется, когда Священное Писание говорит о божественной любви. Например: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного…» (Ин. 3:16 ). Но это выражение также приводится, когда речь идёт о супружеской любви: «Мужья, любите своих жен…» (Еф. 5:25 ).

«Словарь синонимов русского языка» одним из значений слова любить называет «жалеть». Конечно, эти качества: сострадания, жалости, самопожертвования появляются между людьми не сразу, по прошествии времени.

Святейший Патриарх Кирилл, выступая перед молодёжью в Ледовом дворце Санкт-Петербурга, вспомнил случай из своей жизни. Однажды к нему приехала на мотоцикле одна молодая пара за благословением на брак. Будущий патриарх спросил, давно ли знакомы молодые люди. Они ответили, что пару месяцев. Тогда он обратился к молодому человеку и спросил: «Ты любишь свою избранницу?» — «Да, люблю» — «Тогда представь себе, что завтра вы едете на мотоцикле, попадаете в аварию, и она до конца дней остаётся инвалидом. Ты готов до конца жизни находиться с ней рядом?» Патриарх сказал, что ему даже не нужно было услышать ответ – достаточно было всего лишь посмотреть на реакцию молодого человека, который очень смутился. Так проверяется готовность людей к браку: быть вместе не только в радости, но и в горе.

Радость истинной любви не в получении каких-то благ от любимых, а в том, что мы можем проявить свою любовь что-то для них сделать. Человек по-настоящему счастлив не тогда, когда его любят, но когда любит сам. Замечательный русский актёр Евгений Павлович Леонов был счастлив в личной жизни, он всю жизнь любил одну женщину, свою жену Ванду Владимировну. Однажды к нему пришла в гости одна актриса и стала рассказывать про свои сложные отношения с любимым человеком. Он сказал ей: «Ты знаешь, а я ведь Ванду очень люблю. И даже больше, чем она». Артистка не ожидала такого откровения, она жаловалась ему на свою трагическую любовь, а он оказывается, тоже страдает. И она начала утешать его: «Да Вы что! Ванда Вас так любит!» Леонов ответил: «Да ты знаешь, это ведь на самом деле и неважно. Самое главное, что мы с тобой всегда можем сказать, что в нашей жизни была любовь».

Самые несчастные на земле люди те, которые никогда не любили, ведь если человек любит людей, он тоже не останется без любви, будет любим. Преподобный авва Дорофей говорит: «Не ищи любви от ближнего, ищущий любви, если не увидит её, смущается. Лучше: ты покажи любовь к ближнему. Поступив так, и сам успокоишься, и приведёшь ближнего к любви».

Радость оттого, что удалось сделать что-то нужное, полезное для человека, всегда больше, чем от услуги или подарка, которые сделали нам. Думаю, очень многим знакомо это чувство. Например, у нас есть какой-нибудь престарелый родственник, скажем дедушка. Он полгода живёт за городом на даче, почти не имеет связи с внешним миром. И вот мы дарим ему на день рождения простенький мобильный телефон. Он очень рад подарку. Теперь он может вызвать в случае чего «Скорую помощь», может звонить родным и близким, телефон ему действительно был нужен, он теперь часто звонит нам и благодарит за подарок, но даже если бы он не благодарил нас, сознание того, что мы принесли пользу человеку, доставили ему радость, выше всяких похвал. Подарить ему телефон было куда приятнее, чем самим получить в дар мобильник престижной и дорогой модели.

То, что любовь – это «возьми», а не «дай» становится очевидным из того факта, что наша любовь к человеку напрямую зависит от того, сколько мы сами вложили в него любви. Например, мать имеет троих детей; двоих здоровых, крепких, сообразительных. А третий, наоборот, родился болезненным, хилым, и болеет часто и в школе не успевает. И вот мать ездит с ним по врачам, санаториям, помогает делать уроки, и вообще уделяет ему очень много времени и сил. И этого ребёнка она любит, жалеет больше, чем других детей, хотя конечно, по-матерински любит всех, они все ей дороги, но больной ребёнок, нуждающийся в её помощи, заботе, с которым она провела много бессонных ночей, ближе ей.

Я уже много служу в церкви при кладбище. Священнику приходится отпевать не только пожилых, но и молодых людей, а иногда и совсем младенцев. Так вот, я заметил, что когда родители теряют ребёнка-подростка, это для них, как правило, гораздо большее горе, чем когда люди хоронят младенцев. Младенцев, конечно очень жалко, они маленькие, беззащитные, но скорбь по кончине молодых людей больше. У родителей очень многое связано с ними, они вложили в них очень много своей любви, волновались, переживали за них, с ними были связаны большие надежды. Особенно эта боль чувствуется потом, когда родители приходят в храм уже после похорон, ищут утешения. Похоронив совсем молодых детей, очень долго не могут прийти в себя.

О том, что такое вложение любви можно понять не только на примере любви к человеку. Например, если мы очень много сил вкладываем в какое-либо дело, оно становится нам особенно дорого. То, что получается без особых усилий, вложений ценится меньше.

Поэтому, если мы хотим полюбить кого-то, то должны вкладывать любовь в этого человека: детей, жену, мужа, и тогда любовь к ним будет расти в нашем сердце.

Подведём некоторые итоги всему вышесказанному.

  1. Правильно понимать, что такое настоящая любовь, не путать её со страстью, эмоциями и эгоизмом. Всегда помнить об ответственности перед любимыми.
  2. Не ждать любви, а самим дарить любовь, вкладывать её в человека (вспомним авву Дорофея: «Не жди любви от ближнего…»), тогда получим любовь в своём сердце.
  3. Ещё один момент. Сохранить любовь, обновить её помогают воспоминания о том, что было в начале.

Один преподаватель Московской Духовной Академии приводил такой пример. Допустим, супруги уже двенадцать лет живут в браке и изрядно друг другу надоели. И вот жена делает уборку в квартире, протирает пыль, переставляет книги. И вот она берёт с полки книгу и из неё выпадает билетик на сеанс, где она 12 лет назад познакомилась со своим будущим мужем. Она вспоминает, как они любили друг друга, как хорошо им было вместе и эти воспоминания помогают преодолеть ей нынешнее отчуждение с супругом.

Часто можно слышать от супругов с «большим стажем»: «Мы больше не любим друг друга». Но ведь любили, же раньше. Если полюбишь один раз, можно любить человека всю жизнь. Значит, просто не старались любить. Любовь – это счастье, она наполняет нашу жизнь радостью и смыслом, но это счастье мы делаем только своими собственными руками.

У кого-то из моих читателей может возникнуть закономерный вопрос, возражение: если любовь это – «возьми» и мы будем любить человека, ничего не требуя взамен, давать ему нашу любовь, то не наступит ли момент, когда он будет только брать и ничего не давать нам? Он перестанет ценить нашу любовь, и будет воспринимать её как нечто что-то само собой разумеющееся.

Начнём с того, что ждать чего-то взамен любви – совершенно неправильный подход. Если человек совершает хорошие поступки с таким чувством, он вообще не любит. Настоящая любовь бескорыстна, она совершается во имя Бога, Который есть Любовь и во имя ближнего. Как сказала одна моя знакомая, жена священнослужителя: «Муж нужен не для того, чтобы забивать гвозди, а для любви».

Второй момент: Если мы будем бескорыстно давать любовь любимому человеку, и будем делать это правильно, настанет момент, когда наш ближний захочет что-то сделать для нас. Человек создан Богом с потребностью любить, что-то делать для других людей, он не может только бесконечно брать, он должен и отдавать, если его сердце не окончательно помрачено страстями.

Вообще говоря, иного пути, как творить любовь, не ожидая ничего взамен, просто нет, всё остальное – любовь не истинная. Нас никто не заставляет любить, это наш выбор. Хочешь любить человека – люби его бескорыстно, не хочешь – не люби.

Я уже упомянул немного выше, что любить надо правильно. Ведь «любовью» можно перекормить, избаловать, любовь может быть слепой и неразумной. Любить, дружить – это умение, не все им обладают. Давать, конечно, нужно разумно, учитывая особенности человека, но руководствуясь всегда только любовью.

Одна женщина пришла ко мне в храм и рассказала свою историю. Она развелась с мужем. По её словам она зарабатывала деньги, он ничего не делал, нигде не работал. Она купила ему диплом, чтобы он мог устроиться на работу, он всё равно продолжал сидеть дома. В общем, женщина сама признавала, что избаловала мужа, дав ему возможность ничего не делать. Я сказал ей, что она сама виновата в случившемся. Тем, что женщина взвалила на себя все обязанности по содержанию семьи, она сделала плохо себе и своему супругу, полностью лишив его инициативы. Ей следовало бы хорошо выполнять свои обязанности, а не брать на себя чужие, вдохновлять, поддерживать мужа в его начинаниях, помогать ему, а не брать всё на себя. Или ещё один пример. Скажите, какие родители по-настоящему любят ребёнка: те, которые будут делать за него уроки и писать сочинения («папа решает, а Вася сдаёт») или те, которые найдут время, чтобы объяснить чаду трудный материал, будут контролировать, чтобы он не ленился и всё сделал правильно, может быть иногда помогут ему, поддержат и похвалят, но не будут делать домашнее задание за него? Конечно вторые. Таким родителям ребёнок когда вырастет, будет по-настоящему благодарен. Они научили его преодолевать трудности, заниматься, и при этом он всегда чувствовал их любовь и поддержку. Так что всегда можно проявить любовь и не избаловать человека.

В заключении я хотел бы привести цитату из книги русского мыслителя Ивана Ильина «Поющее сердце». Это отрывок из письма матери писателя, оно написано, чтобы поддержать сына, находящегося в разлуке с ней, утешить его в одиночестве. В этом письме содержатся удивительные слова о смысле, счастье и бескорыстии любви: «Кто любит, у того сердце цветёт и благоухает; и он дарит свою любовь совсем так, как цветок свой запах. Но тогда он и не одинок, потому что сердце его у того, кого он любит: он думает о нём, заботится о нём, радуется его радостью и страдает его страданиями. У него и времени нет, чтобы почувствовать себя одиноким или размышлять о том, одинок он или нет. В любви человек забывает себя; он живёт с другими, он живёт в других. А это и есть счастье. Я уж вижу твои спрашивающие голубые глаза и слышу твоё тихое возражение, что ведь это только полсчастья , что целое счастье не в том только, чтобы любить, но и в том, чтобы тебя любили. Но тут есть маленькая тайна, которую я тебе на ушко скажу: кто действительно любит, тот не запрашивает и не скупится. Нельзя постоянно рассчитывать и выспрашивать: а что мне принесёт моя любовь? а ждёт ли меня взаимность? а может быть, я люблю больше, а меня любят меньше? да и стоит ли мне отдаваться этой любви?.. Все это неверно и ненужно; всё это означает, что любви ещё нету (не родилась) или уже нету (умерла). Это осторожное примеривание и взвешивание прерывает живую струю любви, текущую из сердца, и задерживает её. Человек, который меряет и вешает, не любит. Тогда вокруг него образуется пустота, не проникнутая и не согретая лучами его сердца, и другие люди тотчас же это чувствуют. Они чувствуют, что вокруг него пусто, холодно и жёстко, отвертываются от него и не ждут от него тепла. Это его ещё более расхолаживает, и вот он сидит в полном одиночестве, обойдённый и несчастный…

Нет, мой милый, надо, чтобы любовь свободно струилась из сердца, и не надо тревожиться о взаимности. Надо будить людей своей любовью, надо любить их и этим звать их к любви. Любить – это не полсчастья, а целое счастье . Только признай это, и начнутся вокруг тебя чудеса. Отдайся потоку своего сердца, отпусти свою любовь на свободу, пусть лучи её светят и греют во все стороны. Тогда ты скоро почувствуешь, что к тебе отовсюду текут струи ответной любви. Почему? Потому что твоя непосредственная, непреднамеренная доброта, твоя непрерывная и бескорыстная любовь будет незаметно вызывать в людях доброту и любовь.

И тогда ты испытаешь этот ответный, обратный поток не как «полное счастье», которого ты требовал и добивался, а как незаслуженное земное блаженство , в котором твоё сердце будет цвести и радоваться».

Любовь