Егэ для детей с ограниченными возможностями здоровья. Преодолеем вместе

Это лица, имеющие недостатки в физическом и (или) психическом развитии, то есть глухие, слабослышащие, слепые, слабовидящие, с тяжёлыми нарушениями речи, нарушениями опорно-двигательного аппарата и другие, в том числе дети-инвалиды.

Государственная итоговая аттестация школьников

с ограниченными возможностями.

ЕГЭ - обязательная форма итоговой аттестации школьников. Однако выпускники с ограниченными возможностями вправе сами выбирать форму сдачи выпускного экзамена. Для таких лиц итоговая аттестация может проходить в форме Единого государственного экзамена , либо в традиционной форме.

Государственный выпускной экзамен и ЕГЭ для детей с ограниченными возможностями организуется и проводится с учётом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья выпускников.

Условия проведения итоговой аттестации

Пункт сдачи ЕГЭ для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата должен быть оборудован пандусами, поручнями и иными средствами.

Для детей с нарушением слуха (глухие, слабослышащие) необходима звукоусиливающая аппаратура индивидуального и коллективного прослушивания.

Выпускники с нарушением зрения (слепые и слабовидящие) сдают экзамен с использованием увеличивающих приборов, экзаменационных материалов увеличенного формата или отпечатанного шрифтом Брайля. Освещенность каждого рабочего места в аудитории для слабовидящих должна быть равномерной и не ниже 300 люкс.

Согласно закону, количество рабочих мест в каждой аудитории для участников ЕГЭ с ограниченными возможностями здоровья не должно превышать 12 человек. Количество выпускников в аудитории для слепых участников ЕГЭ не должно превышать 6 человек.

Во время испытания в пункте приёма экзамена (ППЭ) могут находиться ассистенты - помощники участников ЕГЭ. Как правило, это штатные сотрудники школы, список которых формирует Государственная экзаменационная комиссия (ГЭК). Ассистентами не могут быть назначены учителя-предметники по предмету, по которому проводится ЕГЭ в данный день.

Какую помощь оказывают ассистенты?

  • содействие в перемещении;
  • оказание помощи в фиксации положения тела, ручки в кисти руки;
  • вызов медперсонала;
  • оказание неотложной медицинской помощи;
  • помощь в общении с сотрудниками ППЭ (сурдоперевод - для глухих).

Дополнительные требования

Слепые участники экзамена должны быть обеспечены:

  • необходимым количеством черновиков из расчета по десять листов для письма по системе Брайля на каждого участника ЕГЭ;
  • необходимым количеством правил для слепых участников ЕГЭ по заполнению тетрадей для ответов на задания ЕГЭ;
  • помещением для работы комиссии тифлопереводчиков (в случае если перенос ответов слепых участников ЕГЭ на бланки ЕГЭ осуществляется в ППЭ).

По словам Ивана Вишневецкого, директора этого весьма почтенного учреждения (основанного ещё в 1882 году), проблем с финансированием и материальным обеспечением на сегодня нет, все нормативы соблюдены, все требования и пожелания учтены. Перевод коррекционных школ из-под юрисдикции Департамента образования под крыло Департамента социальной защиты сыграло на пользу всем, возможно, этот опыт следует распространить и в других регионах.

Что же касается подготовки детей с глубоким нарушением зрения к сдаче госэкзамена, тут есть ряд особенностей, часть из которых уже учтены на уровне министерств и ведомств, но какие-то вопросы всё ещё не решены.

К примеру, если экзамен по английскому языку в стандартных классах длится не более 15 минут, то для слепых и слабовидящих детей его продолжительность увеличена до 1,5 часа, причём к каждому экзаменующемуся ребёнку прикреплён ассистент, который выполняет за него всю техническую работу. Задания и инструкции распечатываются в текстовом виде шрифтом Брайля. Разработчики КИМов постарались придумать такие вопросы, которые были бы наиболее понятны детям, лишённым зрения. Например, в них не должны встречаться описания цветовых характеристик, форм объектов, доступных лишь визуально. Тем не менее, как утверждают педагоги, всё равно бывают случаи, когда ребятам на итоговом испытании достаётся изложение, в котором использованы тексты Пришвина или Паустовского (а эти авторы, как известно, очень любили описывать красоты природы).

Определённые трудности есть с созданием учебных материалов по отдельным предметам, например по географии. Ведь помимо текстов там много графической информации – карт, схем, таблиц. По мнению специалистов, здесь стоит задуматься о том, чтобы часть этой информации заменить текстами, однако это далеко не всегда возможно.

Существует и явное недопонимание относительно того, что делает слабовидящий ученик на экзамене, а от чего он имеет полное право отказаться. Так, в некоторых регионах слабовидящих обязывали ставить подпись под экзаменационной работой, однако это вызывало у них определённые трудности, так как в обычных условиях им помогали педагоги (показывая, где именно подписываться), а тут, как известно, учителям категорически запрещено приближаться к детям. Но при более пристальном изучении ситуации выяснилось, что предъявляемые к детям требования ставить где-либо подписи под документами вообще неуместны, ибо собственно подписью вполне может считаться его ФИО, которое он вписывает в бланк в самом начале работы.

Что касается видеонаблюдения на ЕГЭ в коррекционных школах, то оно должно быть организовано согласно единым требованиям. Однако конкретно в этом случае его осуществляют оффлайн, то есть картинку с места экзамена не выводят на общий экран. Это также важно знать и помнить.

- Мы давно критикуем ЕГЭ за то, что в нём главный упор был сделан на тесты и детям предлагалось лишь выбрать готовые ответы, - говорит Олег Смолин. – К счастью, наша критика достигла цели, и теперь задания госэкзамена предполагают гораздо более творческий подход к их выполнению. Но нам ещё много предстоит поработать над тем, чтобы научить детей говорить, чтобы помочь им развивать устную речь, в том числе – художественное чтение, в том числе и на экзамене. Хорошо бы включить в экзамен по литературе такое задание, как прочтение наизусть стихотворений того или иного поэта.

Сам депутат, который, кстати, окончил аналогичное учебное заведение, благодарен своим педагогам за то, что они очень многому его научили, благодаря чему он до сих пор может цитировать целые главы произведений и помнит огромное количество лирических произведений самых разных авторов.

Принципиальную позицию высказала также директор Федерального института педагогических измерений Оксана Решетникова.

Для разработки КИМов мы приглашаем не только специалистов в области тех или иных наук, но и преподавателей, работающих в школах для детей с ОВЗ, - сказала она. – Среди них немало незрячих людей, поэтому они могут оценить, насколько вопросы и задания доступны для ребят с нарушениями зрения. Однако мы считали и считаем, что КИМы для этой категории граждан ни в коем случае не должны быть проще и легче, чем для других, обычных. Не должно быть поблажек и снижения уровня требований, нужно просто определить другие требования, исходя из особенностей людей с ОВЗ! И вообще, как заявляют сами преподаватели коррекционных школ, “наши дети должны быть на шаг впереди и на голову выше своих сверстников из обычных школ, только это позволит им быть конкурентоспособными в нашем суровом мире”.

Впервые за последние годы мы решили обратиться к руководству Министерства здравоохранения с предложением организовать в крупных больницах и лечебных центрах пункты для сдачи ЕГЭ, чтобы дать возможность находящимся на излечении детям реализовать своё право на получение образования, - рассказал Сергей Кравцов. – Государство не намерено изменять ранее взятым обязательствам и готово сделать всё, чтобы обеспечить доступное образование для всех категорий детей, в том числе и для учащихся специализированных коррекционных школ. И даже если ребёнок находится на домашнем обучении, местные органы образования обязаны организовать для него передвижной пункт сдачи ЕГЭ, то есть приехать к нему и принять экзамен прямо у него дома.

По словам руководителя Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки, его ведомство обязательно проследит, чтобы школы для детей с глубоким нарушением зрения были оснащены техникой, печатными машинками Брайля, учебной литературой и дидактическими материалами.

Чтобы продемонстрировать готовность учащихся школы-интерната №1 к ЕГЭ, был организован пробный экзамен по английскому языку, который успешно сдал ученик 12-го класса Нгуэн Ву Куанг. Присутствовавшим (а среди них были не только чиновники, но также ученики, педагоги и родители) была наглядно продемонстрирована процедура этого испытания от начала до конца, из чего они сделали выводы, что ничего страшного в этом нет.

В заключение ученики школы-интерната дали концерт для гостей, показав лучшие номера художественной самодеятельности.

Фоторепортаж: Вадим Мелешко

Прохождение итоговой аттестации для ребенка с ОВЗ, так же, как и для его родителей –ответственное мероприятие, требующее серьезной подготовки. Очень важно знать правила организации итоговых испытаний для таких детей, и не менее важно знать права ребенка при проведении экзаменов.
Нормативные правовые документы, регламентирующие порядок проведения ГИА для лиц с ОВЗ, детей-инвалидов и инвалидов
✓ Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
✓ Приказ Минобрнауки России от 25.12.2013 № 1394 «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования» (зарегистрирован Минюстом России 03.02.2014, регистрационный № 31206);
✓ Приказ Минобрнауки России от 26.12.2013 № 1400 «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования» (зарегистрирован Минюстом России 03.02.2014, регистрационный № 31205);
✓ Приказ Минобрнауки России от 20.09.2013 № 1082 «Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии» (зарегистрирован Минюстом России 23.10.2013, регистрационный № 30242) (далее – Положение о ПМПК);
✓ Постановление Правительства Российской Федерации от 31 августа 2013 г. № 755 «О федеральной информационной системе обеспечения проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования, и приема граждан в образовательные организации для получения среднего профессионального и высшего образования и региональных информационных системах обеспечения проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования»;
✓ Приложение 11 к письму Рособрнадзора от 02.12.2016 № 10-835 «Методические рекомендации по организации и проведению государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования в форме основного государственного экзамена и единого государственного экзамена для лиц с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов»

Чтобы вам было проще ориентироваться в большом объеме информации по данному вопросу, ниже приведем список сокращений, используемых во всех основных законодательных актах, а также в большинстве информационных материалов:

ГИА Государственная итоговая аттестация по образовательным программам основного общего и среднего общего образования
ЕГЭ Единый государственный экзамен
ОГЭ Основной государственный экзамен
ГВЭ Государственный выпускной экзамен
ГЭК Государственная экзаменационная комиссия субъекта Российской Федерации
ИК Индивидуальный комплект
Порядок ГИА-11 Порядок проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования» утвержденный приказом Минобрнауки России от 26.12.2013 № 1400 (зарегистрирован Минюстом России 03.02.2014, регистрационный № 31205)
Порядок ГИА-9 Порядок проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 25.12.2013 № 1394 (зарегистрирован Минюстом России 03.02.2014, регистрационный № 31206)
ППЭ Пункт проведения экзамена

Выпускнику, имеющему ограниченные возможности здоровья, для получения права выбора формы государственной итоговой аттестации (ЕГЭ или ГВЭ) необходимо обратиться в территориальную (окружную) ПМПК. Для того чтобы понять, есть ли у Вашего ребенка право выбора между ЕГЭ и ГВЭ и определиться с формой сдачи экзаменов, необходимо получить соответствующее заключение ПМПК.

После получения соответствующего заключения ПМПК Вы и Ваш ребенок получаете право выбора формы государственной итоговой аттестации и определяете, какие экзамены вы будете сдавать и в каком формате (ЕГЭ или ГВЭ).

Обратите внимание: ни школа, в которой обучается Ваш ребенок, ни ПМПК не имеют права определять форму государственной итоговой аттестации Вашего ребенка без Вас или за Вас. Школа обязана принять Ваше заявление с перечнем предметов и выбранной формой сдачи, а ПМПК определяет наличие или отсутствие у выпускника ограниченных возможностей здоровья.

Заявление в школу с перечнем экзаменов и формами их сдачи Вы должны сдать не позднее 1 марта текущего года, поэтому рекомендуем не откладывать обращение в ПМПК на последние дни!

По предоставленному заключению ПМПК будут созданы специальные организационные условия проведения экзамена :
создание средового пространства , оптимального для нужд детей-инвалидов и участников, имеющих ограниченные возможности здоровья;
обеспечение техническими устройствами , необходимыми для обеспечения комфортного пребывания и перемещения в пункте проведения экзамена;
предоставление специальных экзаменационных материалов , учитывающих индивидуальные особенности участников-инвалидов (для категории слабовидящих, слепых, глухих лиц; участников с нарушением опорно-двигательного аппарата);
наличие ассистентов , оказывающих необходимую техническую помощь участникам-инвалидам и участникам с ограниченными возможностями здоровья;
увеличение продолжительности на 1,5 часа (экзамен по иностранным языкам (раздел «Говорение) на 30 минут);
организация питания и перерывов для проведения необходимых медико-профилактических процедур;
организация экзамена на дому (для обучающихся, имеющих медицинские показания для обучения на дому и соответствующие рекомендации ЦПМПК).

Особенности проведения ГИА для выпускников с ОВЗ

ППЭ для лиц с ОВЗ, детей-инвалидов и инвалидов организуются в условиях, учитывающих состояние здоровья и особенности психофизического развития ребенка.

При этом рекомендуется формировать отдельные аудитории для следующих категорий участников ГИА с ОВЗ :
1. слепые, поздноослепшие участники ГИА;
2. слабовидящие участники ГИА;
3. глухие, позднооглохшие участники ГИА;
4. слабослышащие участники ГИА;
5. участники ГИА с тяжелыми нарушениями речи;
6. участники ГИА с нарушениями опорно-двигательного аппарата;
7. участники ГИА с задержкой психического развития;
8. участники ГИА с расстройствами аутистического спектра;
9. иные категории участников с ОВЗ (диабет, онкология, астма, порок сердца, энурез, язва и др.).

В случае небольшого количества участников ГИА с ОВЗ допускается рассадка слепых, поздноослепших и слабовидящих участников в одну аудиторию. Также в одной аудитории можно рассадить глухих, позднооглохших, слабослышащих участников ГИА, участников с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

Количество рабочих мест в каждой аудитории для участников ГИА с ОВЗ, детей-инвалидов не должно превышать 12 человек.
ППЭ для участников ГИА с ОВЗ, детей-инвалидов должен быть оборудован по их заявлению с учетом их индивидуальных особенностей необходимыми материально-техническими условиями: пандусами, поручнями, расширенными дверными проемами, лифтами и т.д.

Во время экзамена в ППЭ могут находиться ассистенты, оказывающие участникам ГИА с ОВЗ, детям-инвалидам необходимую помощь с учетом их индивидуальных особенностей. Ассистентом может быть назначен родитель (законный представитель) участника ГИА, штатный сотрудник образовательного учреждения, в котором он обучается, а также прикрепленный к инвалиду социальный работник.

Обращаем Ваше внимание на то, что это лишь основные правила и рекомендации проведения ГИА для детей с ОВЗ. Полный текст Вы можете найти в Приложении 11 к письму Рособрнадзора от 02.12.2016 № 10-835 «Методические рекомендации по организации и проведению государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования в форме основного государственного экзамена и единого государственного экзамена для лиц с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов» , а также в других нормативно-правовых актах, относящихся к данному вопросу.

СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ детей с ОВЗ про ЕГЭ.

Выпускники с ограниченными возможностями здоровья, в том числе дети-инвалиды, инвалиды также могут выбрать ЕГЭ как форму государственной итоговой аттестации в соответствии с Порядком проведения ГИА по образовательным программам среднего общего образования (приказ Минобрнауки России от 24.12.2013 №1400).

Кто относится к выпускникам с ограниченными возможностями здоровья

Согласно Федеральному Закону «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273 «Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья – физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий». Таким образом, выпускнику, имеющему ограниченные возможности здоровья, для получения права выбора формы государственной итоговой аттестации (ЕГЭ или ГВЭ) необходимо обратиться в территориальную (окружную) ПМПК.

После получения соответствующего заключения ПМПК Ваш ребенок получает право выбора формы государственной итоговой аттестации и вместе с Вами определяет, какие экзамены он будет сдавать и в каком формате (ЕГЭ или ГВЭ). Обращаем Ваше внимание, что ни школа, в которой обучается Ваш ребенок, ни ПМПК не имеют права определять форму государственной итоговой аттестации Вашего ребенка без Вас или за Вас. Школа обязана принять Ваше заявление с перечнем предметов и выбранной формой сдачи, а ПМПК определяет наличие или отсутствие у выпускника ограниченных возможностей здоровья.

Напоминаем, что заявление в школу с перечнем экзаменов и формами их сдачи Вы должны сдать не позднее 1 марта текущего года. Для того чтобы понять, есть ли у Вашего ребенка право выбора между ЕГЭ и ГВЭ и определиться с формой сдачи экзаменов, необходимо получить соответствующее заключение ПМПК.

Не откладывайте обращение в ПМПК на последние дни!

Особенности проведения ЕГЭ для выпускников с ограниченными возможностями здоровья

Государственная итоговая аттестация проводится с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья выпускников с ограниченными возможностями здоровья.

Это означает, что при проведении итоговой аттестации в зависимости от имеющихся у выпускника ограниченных возможностей здоровья предусмотрены: меньшая наполняемость аудиторных помещений, увеличение продолжительности экзамена, присутствие ассистентов, наличие специального оборудования и т.п.

Подробная информация о требованиях к аудитории и оборудованию на пунктах приема экзаменов содержится в методических рекомендациях Рособрнадзора

Особенности проведения ГВЭ для выпускников с ограниченными возможностями здоровья

Государственный выпускной экзамен проводится, как правило, на базе образовательной организации, в которой обучался выпускник.

На основании заключения ПМПК по согласованию с родителями (законными представителями) образовательная организация может организовать проведение государственного выпускного экзамена для выпускника с ограниченными возможностями здоровья на дому.

При проведении государственного выпускного экзамена для выпускников с ограниченными возможностями здоровья предусмотрены: увеличение продолжительности государственного выпускного экзамена на 1,5 часа; присутствие в аудитории ассистента, оказывающего выпускникам с ограниченными возможностями здоровья необходимую техническую помощь с учетом их индивидуальных особенностей, в частности, помогающего выпускнику занять рабочее место, передвигаться, прочитать и оформить задание, общаться с экзаменатором; возможность использования необходимых технических средств.

В продолжительность государственного выпускного экзамена не включаются перерывы для проведения необходимых медико-профилактических процедур для выпускников с ограниченными возможностями здоровья.

Подробная информация о порядке организации и проведения ГВЭ .

Поступление в вуз выпускников с ограниченными возможностями здоровья

При поступлении в ВУЗы лица с ограниченными возможностями здоровья при подаче заявления предоставляют по своему усмотрению оригинал или ксерокопию документа, подтверждающего ограниченные возможности их здоровья.

Таким образом, заключение ПМПК, полученное выпускником до 1 марта, необходимо будет представить в приемную комиссию ВУЗа.

Выпускник с ограниченными возможностями здоровья, имеющий результаты ЕГЭ, поступает на общих основаниях по конкурсу. То есть выпускные/вступительные экзаменационные испытания выпускник проходит один раз и по результатам ЕГЭ поступает или не поступает в ВУЗ.

Выпускник с ограниченными возможностями здоровья, который выбрал госдарственную (итоговую) аттестацию в форме государственного выпускного экзамена (не имеющий результатов ЕГЭ), сдает экзаменационные испытания дважды: в образовательной организации сдает ГВЭ, а в ВУЗе проходит вступительные испытания, проводимые ВУЗом самостоятельно.

Обращаем Ваше внимание на то, что заключение ПМПК не освобождает Вашего ребенка от государственной (итоговой) аттестации (ЕГЭ или ГВЭ) и не дает никаких льгот при поступлении в ВУЗ!


Психология