Механизмы выбора, подготовки и поступления в вуз. Опрос старшеклассников и их родителей

Как и другие учащиеся социологических факультетов, студенты Института психологии, социологии и социальных отношений МГПУ регулярно участвуют в проведении социологических опросов. Как правило, они самостоятельно составляют вопросы для анкетирования, которые затем подвергают правке их научные руководители. Ниже приводятся образцы анкет, составленных преподавателями и студентами ИПССО.

Пример анкеты № 1 на тему "Отношение современной молодежи к религии и нравственности"

Уважаемый участник опроса, просим вас ответить на представленные ниже вопросы. Ваши ответы помогут в организации международной конференции "Психология нравственности и религия: XXI век". Опрос имеет анонимный характер, и полученные данные будут использованы только в обобщенном виде. Отвечая на каждый вопрос, выбирайте один вариант ответа (если в формулировке вопроса не указано иное).

  • 1. Ваш пол :
    • а) мужской;
    • б) женский.
  • 2. Ваш возраст :
    • а) младше 17 лет;
    • б) 17–22 года;
    • в) 23–27 лет;
    • г) старше 27 лет.
  • 3. Ваше образование :
    • а) неполное среднее;
    • б) среднее;
    • в) неполное высшее;
    • г) высшее.
  • 4. Какую религию Вы исповедуете?
  • а) православие;
  • б) неправославное христианство (католицизм, протестантизм);
  • в) иудаизм;
  • г) ислам;
  • д) другая (неавраамическая) религия;
  • с) я не верю.
  • 5. В какой степени Вы относите себя к религиозным людям?

Отметьте один из 10 баллов на шкале, где цифры увеличиваются в порядке возрастания религиозного чувства:

Не верю 12 3 456789 10 Верю

  • 6. В Вашей семье существуют какие-либо религиозные традиции или обычаи (посещение храма, проведение обрядов, чтение религиозной литературы и т.п.)?
  • а) да;
  • б) да, такие традиции существуют, но мы не придаем им большого значения;
  • в) нет.
  • 7. Как часто Вы посещаете религиозные службы?
  • а) никогда;
  • б) раз в год или реже;
  • в) раз в месяц или раз в полгода;
  • г) раз в неделю или чаще.
  • 8. Отмечаете ли Вы религиозные праздники?
  • а) да, постоянно, у нас есть календарь, где отмечены все праздники нашей веры;
  • б) да, но только самые известные;
  • в) редко, когда как получится;
  • г) нет, в нашем кругу это нс принято.
  • 9. Если Вы когда-нибудь принимали участие в религиозных обрядах, то почему?
  • а) потому что это необходимо для верующего;
  • б) потому что это выглядит со стороны красиво;
  • в) участвовал(-а) из простого любопытства;
  • г) сходил(-а) за компанию с друзьями (родственниками);
  • д) не принимаю участие в подобных ритуалах.
  • 10. При выборе одежды (украшений) Вы ориентируетесь на предпочтения вашего вероисповедания?
  • а) да, я всегда выбираю одежду, которая не противоречит религиозным нормам;
  • б) обычно да, но если вещь очень нравится, то несмотря на несоответствие с нормами моей религии я ее куплю;
  • в) религиозная символика в одежде (украшениях) – просто часть моего стиля;
  • г) нет, мой облик с религией не связан.
  • 11. Оказывает ли религия влияние на Вашу профессиональную (учебную) деятельность?
  • а) да, я выбрал(-а) профессию (специальность), которая не противоречит этическим нормам моего вероисповедания;
  • б) отчасти, это скорее касается взаимоотношений с сотрудниками (одногруппниками). Мы бескорыстно помогаем друг другу и поздравляем друг друга с религиозными праздниками;
  • в) нет, на мою работу (учебу) религия не оказывает никакого воздействия.
  • 12. Оказывает ли религия влияние на Ваше поведение (образ жизни)?
  • а) да, я всегда живу по предписаниям моей религии и отказываюсь от всего, что подпадает под религиозный запрет;
  • б) я пытаюсь соответствовать религиозным этическим нормам (стараюсь не вступать в конфликты с людьми, не ругаюсь, не обманываю намеренно);
  • в) мой образ жизни не зависит от религиозных убеждений. Я сам(-а) решаю, как мне жить.
  • 13. Какие поступки Вы бы могли оправдать?

Отметьте галочкой наиболее близкие Вам варианты ответа.

Поступки

Оправдываю

Затрудняюсь

ответить

Не оправдываю

Приобретение денег и имущества при первой же возможности

Частое потребление спиртных напитков ради удовольствия

Супружеская измена

Пренебрежительное отношение к людям, не способным добиться в жизни успеха

Отказ от дружбы с человеком, который богатеет и не хочет делиться

Грубый ответ на несправедливость

Самоубийство после длинной полосы жизненных неудач

14. Какие из 10 библейских заповедей Вы признаете наиболее важными для исполнения?

Отметьте галочкой близкие Вам варианты ответа.

Заповеди

Затрудняюсь

ответить

Почитай единого Бога

Не делай себе кумира

Не произноси имени Бога напрасно

Шесть дней работай, а день седьмой посвящай Богу

Почитай отца твоего и мать твою

Не убивай

Не прелюбодействуй

Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего

Не желай дома ближнего твоего

  • 15. Доверяете ли Вы современному духовенству?
  • а) да;
  • б) нет.
  • 16. Способны ли Вы совершить поступок, который является неприемлемым с позиции вашего вероисповедания, но не порицается, а может быть, даже одобряется обществом?
  • а) однозначно нет;
  • б) а почему бы и нет? В конце концов, сейчас в обществе принято много такого, что не одобряется с точки зрения религии;
  • в) на мои поступки не может влиять вероисповедание.
  • 17. Укажите Ваше отношение к лицам, поступающим безнравственно, но лишь в тех случаях, когда в отступлении от морали не видно вреда для окружающих?
  • а) терпимое (с пониманием);
  • б) безразличное;
  • в) резко отрицательное.
  • 18. Почему некоторые люди пренебрегают нормами морали?
  • а) люди искренне не осознают их важности для общества;
  • б) люди просто пытаются самоутвердиться;
  • в) люди привыкли не соблюдать установленные другими правила;
  • г) люди уверены, что их не накажут;
  • д) нормы морали слишком сложны для соблюдения;
  • е) другое.
  • 19. Как Вам кажется, чем можно оправдать безнравственные поступки?
  • а) юным возрастом;
  • б) незначительностью причиненного людям морального или материального ущерба;
  • в) действием в состоянии крайней жизненной необходимости;
  • г) незнанием норм морали;
  • л) ничем;
  • е) другое.
  • 20. Согласны ли Вы с утверждением о том, что современный образ жизни и светская система ценностей способствуют распространению аморальных поступков?
  • а) да;
  • б) нет.
  • 21. Как, по Вашему мнению, можно предотвратить распространение безнравственности в обществе?
  • а) разъяснением практической важности соблюдения норм морали;
  • б) ужесточением наказания за разные правонарушения;
  • в) личным примером;
  • г) пропагандой религиозных нравственных ценностей;
  • д) другое.
  • 22. Нужно ли ввести в школах и вузах учебную дисциплину, которая бы знакомила учащихся с основными положениями религиозных доктрин?
  • а) да, нужно ввести как обязательный предмет "Основы религиозного знания", причем желательно, чтобы занятия вел священнослужитель;
  • б) можно ввести лишь чисто ознакомительный курс вроде "Истории религий" или "Религиоведения";
  • в) любую подобную дисциплину можно преподавать лишь факультативно, по желанию учащихся;
  • г) у нас светское государство, и всякая пропаганда религии должна быть вынесена за пределы учебных заведений.

Спасибо за участие!

Пример анкеты № 2 на тему "Отношение московской молодежи к идеям феминизма"

Здравствуйте! Предлагаем Вам принять участие в социологическом опросе молодежи. Пожалуйста, ответьте на 20 вопросов. Анкета анонимна, а полученные данные будут использованы в научных и практических целях.

  • 1. Ваш пол :
    • а) женский;
    • б) мужской.
  • 2. Ваш возраст :
    • а) 18–21 год;
    • б) 22–25 лет;
    • в) 26–29 лет.
  • 3. Ваше образование :
    • а) ниже среднего;
    • б) среднее;
    • в) среднее специальное;
    • г) неоконченное высшее;
    • д) высшее.
  • 4. Ваше семейное положение :
    • а) не женат/не замужем;
    • б) женат/замужем;
    • в) гражданский брак.
  • 5. Как Вы считаете, феминизм – это :
    • а) борьба дискриминируемых женщин за уравнение с мужчинами в социальных правах;
    • б) стремление женщин к господству над мужчинами;
    • в) политическое движение, целью которого является предоставление женщинам избирательных прав;
  • 6. Как Вы относитесь к идеям феминизма?
  • а) полностью одобряю;
  • б) частично одобряю;
  • в) категорически отрицаю;
  • г) отношусь равнодушно.
  • 7. Сохранился ли феминизм до настоящего времени?
  • а) да, конечно;
  • б) да, но он сильно изменился за последние годы;
  • в) нет.
  • 8. На сегодняшний день в России существует ряд женских общественных движений. Как Вы считаете, демонстрируют ли их действия идеи феминизма?
  • а) да, потому что женщины в них отстаивают права женщин;
  • б) возможно, но это не имеет смысла в России;
  • в) нет, так как у них нет конкретной идеологии;
  • г) другое (напишите, что именно);
  • д) затрудняюсь ответить.
  • 9. В настоящее время ущемлены ли права женщин в России?
  • а) да;
  • б) да, в некоторых вопросах;
  • в) нет.
  • 10. Равноправие между мужчиной и женщиной – это :
    • а) равные социальные права;
    • б) равные права и обязанности;

η) что-то из области фантастики;

  • г) другое (напишите, что именно).
  • 11. Могут ли мужчина и женщина меняться социальными ролями?
  • а) да, конечно: мужчина может выполнять обязанности женщины, а женщина – обязанности мужчины;
  • б) да, могут, но не во всех сферах деятельности;
  • в) да, могут, но ни к чему хорошему это, как правило, не приводит;
  • г) нет, это противоестественно.
  • 12. Если женщина занимает "правящую" позицию в семье, то это :
    • а) недопустимо;
    • б) нормально;
    • в) допустимо в том случае, если она пользуется данным положением во благо семье и не принижая супруга;
    • г) другое (напишите, что именно).
  • 13. Оттолкнет ли Вас попытка представителей противоположного пола доминировать над Вами?
  • а) да, в любом случае;
  • б) нет, на умеренном уровне это допустимо;
  • в) нет, я отношусь к этому спокойно.
  • 14. Как увлечение девушек феминизмом может повлиять на их общение с молодыми людьми?
  • а) никак;
  • б) большинство таких девушек будут одинокими;
  • в) молодые люди получат стимул взять все в отношениях в свои руки;
  • г) молодые люди "сядут на шею" таким девушкам;
  • д) будут постоянные ссоры по поводу того, кто в отношениях главный;
  • ж) затрудняюсь ответить.
  • 15. Что может привести молодого человека к согласию с идеями феминизма?
  • а) принципиальная поддержка идеи социального равноправия;
  • б) влияние круга общения, в котором имеются девушки-феминистки;
  • в) влияние гендерных стереотипов, сформировавшихся в семье;
  • г) любовь к девушке-феминистке;
  • л) влияние пропаганды;
  • е) другое (напишите, что именно);
  • ж) затрудняюсь ответить.
  • 16. Насколько легко молодому человеку общаться с девушкой, признающей идеи феминизма?
  • а) вполне легко;
  • б) трудно;
  • в) просто невозможно;
  • г) затрудняюсь ответить.
  • 17. Каковы основные проблемы, которые могут возникнуть во время общения молодого человека с девушкой-феминисткой?
  • а) конфликт из-за обоюдного стремления к лидерству;
  • б) взаимное непонимание;
  • в) желание поменьше общаться друг с другом;
  • г) конфликт из-за стремления молодого человека "перевоспитать" свою подругу;
  • д) насмешки и оскорбления со стороны партнера;
  • е) никаких проблем быть не должно;
  • ж) другое (напишите, что именно);
  • з) затрудняюсь ответить.
  • 18. Какие чувства вызывает у Вас образ девушки-феминистки?
  • а) привлекает;
  • б) вызывает любопытство;
  • в) вызывает смех;
  • г) отталкивает;
  • д) вызывает равнодушие;
  • е) другое (напишите, что именно).
  • 19. Стали бы Вы общаться с девушкой-феминисткой?
  • а) да, так как я тоже придерживаюсь идей феминизма;
  • б) да, так как для меня идейные разногласия не столь важны;
  • в) да, но с большой осторожностью;
  • г) нет, ни в коем случае;
  • д) затрудняюсь ответить.
  • 20. Есть ли среди Ваших знакомых люди, склонные к феминизму?
  • а) да, я общаюсь с таким человеком (людьми);
  • б) нет;
  • в) затрудняюсь ответить.

Спасибо!

Пример анкеты № 3 на тему "Проблема безработицы молодых специалистов"

Уважаемый респондент!

Просим вас принять участие в социологическом исследовании, проводимом с целью выяснения отношения московской молодежи к проблеме безработицы молодых специалистов. Вам будет предложено несколько вопросов. Выберите вариант ответа, наиболее соответствующий вашему мнению. Анонимность и конфиденциальность полученной информации гарантируем.

  • 1. Как Вы думаете, безработица – это :
    • а) в целом позитивное явление в экономике страны (стимул для повышения квалификации и активности населения);
    • б) закономерная реальность (издержки рыночной экономики, без которых она не сможет работать);
    • в) негативное явление (причина социальных конфликтов и роста преступности).
  • 2. Как Вы считаете, каков уровень безработицы сегодня в Москве?
  • а) высокий;
  • б) нормальный (естественный);
  • в) низкий.
  • 3. Каковы, по Вашему мнению, основные причины безработицы в Москве?
  • а) сокращение промышленного производства;
  • б) приток мигрантов из ближнего зарубежья;
  • в) появление совершенно новых отраслей экономики, для которых трудно подобрать кадры;
  • г) другое (напишите)____________________________.
  • 4. Какие категории людей, но Вашему мнению, сегодня больше других подвержены безработице?
  • а) молодые люди;
  • б) люди среднего возраста (от 30 до 40 лет);
  • в) люди старшего возраста (от 40 до 55 лет);
  • г) пенсионеры;
  • д) другое (укажите)______________________________.
  • 5. Ваши планы по окончании вуза?
  • а) пойду работать;
  • б) продолжу учебу в своем вузе (магистратура, аспирантура);
  • в) собираюсь получить новое образование в другом вузе;
  • г) пойду служить в армию;
  • д) свой вариант__________________________________.
  • 6. При трудоустройстве вы рассчитываете на :
    • а) содействие родственников и друзей;
    • б) помощь учебного заведения;
    • в) службу занятости;
    • г) агентства по трудоустройству;
    • д) собственные способности;
    • е) благоприятное стечение обстоятельств;
    • ж) другое (укажите)______________________________.
  • 7. Какие причины, на Ваш взгляд, могут повлиять на отказ в трудоустройстве молодого специалиста?
  • а) отсутствие практического опыта;
  • б) не импонирующие работодателю личные качества кандидата;
  • в) неблагоприятное семейное положение;
  • г) недостаток образования;
  • д) отсутствие вакантных мест;
  • е) предубеждение администрации против "зеленых" сотрудников;
  • ж) иные причины__________________________________.
  • 8. Желали бы Вы пройти "последипломную" стажировку на предприятии с вероятностью дальнейшего трудоустройства?
  • а) да;
  • б) нет;
  • в) затрудняюсь ответить.
  • 9. Пытались ли Вы когда-нибудь трудоустроиться?
  • а) да;
  • б) нет.
  • 10. Есть ли у Вас острая необходимость в получении работы?
  • а) да;
  • б) нет.
  • 11. Что для Вас первостепенно при выборе места работы?
  • а) уровень предлагаемого заработка;
  • б) престижность фирмы;
  • в) социально-психологический климат в организации;
  • г) сфера деятельности;
  • д) возможность самовыражения;
  • е) возможность профессионального роста;
  • ж) получение практического опыта;
  • з) гибкий график работы;
  • и) другое___________________________________.
  • 12. Расцениваете ли Вы занятие предпринимательской деятельностью как альтернативу для себя в случае невозможности трудоустроиться?
  • а) да;
  • б) нет;
  • в) затрудняюсь ответить.
  • 13. Если бы Вы организовывали собственный бизнес, чем бы вы занимались?
  • 14. Чем лично Вас не устраивает безработица?
  • а) понижение социального статуса;
  • б) отсутствие денег;
  • в) узкий круг общения;
  • г) невозможность реализовать себя;
  • д) материальная зависимость от родителей;
  • е) ничем;
  • ж) другое____________________________________.
  • 15. Какие причины, по-Вашему, способствуют безработице молодых специалистов в Москве?
  • а) излишние претензии самих молодых людей к желаемому месту работы;
  • б) отсутствие желания работодателей в трудоустройстве молодых специалистов;
  • в) недостаток внимания местной администрации к вопросам занятости молодежи Москвы;
  • г) нежелание самих молодых людей трудиться;
  • д) другое______________________________________.
  • 16. На Ваш взгляд, в Москве легче найти работу, чем в других городах?
  • а) да;
  • б) нет;
  • в) затрудняюсь ответить.
  • 17. Ситуация, когда молодой специалист с высшим образованием нс работает, обусловлена :
    • а) невозможностью трудоустроиться;
    • б) нежеланием трудиться;
    • в) не удовлетворяющими условиями труда.
  • 18. Как Вы считаете, можно ли бороться с проблемой безработицы?
  • а) да;
  • б) нет;
  • в) затрудняюсь ответить.
  • 19. Как Вы считаете, какие существуют пути борьбы с безработицей?
  • а) создание новых рабочих мест;
  • б) создание бирж труда и иных видов служб занятости;
  • в) повышение квалификации работников;
  • г) поддержка развития малого и среднего бизнеса;
  • д) перераспределение рабочих мест в пользу местного населения перед приезжими;
  • г) другое___________________________________.
  • 20. Считаете ли Вы, что предприятия должны заранее готовить для себя специалистов, заключая договора с учебными заведениями о трудоустройстве их выпускников?
  • а) да;
  • б) нет;
  • в) затрудняюсь ответить.
  • 21. Какую помощь Вы хотели бы получить от специалиста- профконсультанта службы занятости?
  • а) узнать, какие профессии пользуются спросом на рынке труда;
  • б) пройти тестирование с целью профессионального самоопределения;
  • в) выбрать учебное заведение для последующего поступления;
  • г) найти работу;
  • д) никакую;
  • е) другую помощь__________________________________.
  • 22. Как Вы думаете, кто виноват в сегодняшней ситуации с безработицей молодых специалистов?
  • а) государство;
  • б) биржи труда;
  • в) молодежь;
  • г) работодатели;
  • д) предприятия;
  • е) учебные заведения;
  • 23. Есть ли сегодня в Вашей семье безработные?
  • а) да;
  • б) нет.
  • 24. Как Вы считаете, в какой форме государство могло бы поддерживать ищущих работу молодых специалистов? (Отметьте несколько пунктов);
  • а) организация курсов повышения квалификации (или переквалификации);
  • б) распределение выпускников вузов на работу по их специальности;
  • в) финансовая поддержка при открытии собственного дела;
  • г) создание рабочих мест;
  • д) развитие молодежных бирж труда;
  • е) создание центров социально-психологической адаптации выпускников;
  • ж) другое (напишите)_________________________________.
  • 25. Как Вы относитесь к случаям отказа при приеме на работу женщин?
  • а) на мой взгляд, это надуманная проблема;
  • б) с пониманием – есть профессии, предназначенные только для мужчин;
  • в) отрицательно – половая дискриминация недопустима. Сообщите, пожалуйста, некоторые сведения о себе.
  • 26. Ваш возраст?
  • а) менее 20 лет;
  • б) от 20 до 25 лет;
  • в) от 25 до 30 лет.
  • 27. Ваш пол?
  • а) мужской;
  • б) женский.
  • 28. Какое у Вас образование?
  • а) среднее общее;
  • б) начальное профессиональное;
  • в) среднее профессиональное;
  • г) высшее;
  • д) неоконченное высшее.

Спасибо! Успехов в трудоустройстве!

Пример анкеты № 4 на тему "Причины возникновения конфликтов в молодой семье"

  • 1. Ваш пол?
  • а) мужской;
  • б) женский.
  • 2. Ваш возраст?
  • а) до 21 года;
  • б) 21–25 лет;
  • в) 26–30 лег;
  • г) 31–35 лет.
  • 3. Ваше образование?
  • а) среднее;
  • б) среднее специальное;
  • в) неоконченное высшее;
  • г) высшее.
  • 4. Ваш брак официально зарегистрирован?
  • а) да, наш брак зарегистрирован в ЗАГСе;
  • б) нет, мы живем "гражданским браком";
  • в) я не состою в брачных отношениях.
  • 5. Укажите продолжительность Вашего брака :
    • а) до 1 года;
    • б) 1–3 года;
    • в) 4–6 лет;
    • г) 7–9 лет;
    • д) более 9 лет;
    • е) я не состою в браке.
  • 6. Есть ли у Вас дети?
  • а) да, один ребенок;
  • б) да, двое детей;
  • в) трое и более детей;
  • г) детей нет, но мы планируем завести ребенка;
  • д) детей нет, и пока мы не планируем их рожать.
  • 7. Вас устраивает доход Вашей семьи?
  • а) да, полностью;
  • б) скорее да;
  • в) не совсем;
  • г) нет, полностью не устраивает.
  • 8. Укажите Ваши жилищные условия :
    • а) имеем собственное жилье;
    • б) живем с родителями (другими родственниками);
    • в) снимаем жилье;
    • г) взяли жилье в ипотечный кредит;
    • д) живем в общежитии.
  • 9. Насколько Вас устраивают Ваши жилищные условия?
  • а) полностью устраивают;
  • б) устраивают, но не совсем;
  • в) совершенно не устраивают.
  • 10. Как Вы оцениваете психологическую обстановку в Вашей семье?
  • а) благоприятная;
  • б) удовлетворительная;
  • в) дискомфортная;
  • г) конфликтная.
  • 11. У Вас происходят серьезные конфликты в семье?
  • а) да, часто;
  • б) да, время от времени;
  • в) нет.
  • 12. Каковы основные причины конфликтов в Вашей семье? Можно выбрать несколько вариантов ответа :
    • а) жилищный вопрос, бытовая неустроенность;
    • б) нехватка финансовых средств, невысокий уровень дохода;
    • в) проблемы с трудоустройством;
    • г) проблемы с устройством детей в (до-)школьное учреждение;
    • д) проблемы во взаимоотношениях с родителями одного или обоих супругов;
    • е) вредные привычки (алкоголизм, курение, игромания);
    • ж) отсутствие тепла в отношениях, проблемы общения;
    • з) супружеская неверность, ревность;
    • и) отсутствие общих интересов, разница в образовании;
    • к) грубость, насилие со стороны супруга(-и);
    • л) отсутствие общих взглядов, убеждений (политических, религиозных);
    • м) желание супруга(-и) делать карьеру;
    • н) проблемы с рождением, воспитанием ребенка;
    • о) выплата долга (кредита);
    • п) в нашей семье нет конфликтов;
    • р) другое (напишите, что именно)__________________________.
  • 13. Каковы, но Вашему мнению, основные проблемы молодых семей в нашей стране? Можно выбрать несколько вариантов ответа :
    • а) жилищные проблемы;
    • б) низкие зарплаты;
    • в) безработица;
    • г) необходимость сочетать работу с учебой;
    • д) отсутствие поддержки со стороны государства;
    • е) проблемы в личных взаимоотношениях супругов;
    • ж) конфликты между родителями и детьми;
    • з) неподготовленность молодежи к принятию ответственных решений;
    • и) другое (напишите, что именно)____________________________.
  • 14. Что чаще приводит к созданию конфликтных ситуаций в семье?
  • а) социальные проблемы (бытовая неустроенность, нехватка денег);
  • б) психологические проблемы (отсутствие взаимопонимания, разница в характерах);
  • в) ценностные расхождения (разные убеждения и интересы);
  • г) затрудняюсь ответить.
  • 15. Влияет ли на конфликты в Вашей семье социально-экономическая ситуация, сложившаяся в стране?
  • а) да, и очень сильно;
  • б) да, но незначительно;
  • в) нет, нс влияет;
  • г) затрудняюсь ответить.
  • 16. Насколько серьезно разная этническая (или религиозная) принадлежность супругов может повлиять на семейные конфликты?
  • а) очень сильно влияет;
  • б) влияет, но только если между супругами нет любви;
  • в) практически не влияет;
  • г) затрудняюсь ответить.
  • 17. Есть ли прямая взаимосвязь между семейными конфликтами и уровнем образования супругов?
  • а) да, конечно;
  • б) да, но она редко проявляется;
  • в) нет;
  • г) затрудняюсь ответить.
  • 18. Как Вы считаете, кто должен решать проблемы молодых семей?
  • а) сами супруги самостоятельно;
  • б) супруги при помощи родных и близких;
  • в) государство;
  • г) другое (напишите, что именно)___________________________
  • 19. Как Вы относитесь к государственной политике поддержки молодой семьи?
  • а) считаю ее эффективной;
  • б) считаю ее неэффективной;
  • в) затрудняюсь ответить.
  • 20. Участвуете ли Вы в каких-либо государственных программах поддержки молодых семей?
  • а) нет;
  • б) нет, но хотели бы;
  • в) да, участвуем (укажите, в каких именно)______________________

Многофункциональный молодежный центр «Шанс» провел социологическое исследование на тему «Отношение молодежи к сфере образования»

Дата проведения: октябрь-ноябрь 2017.

Количество респондентов: 500 человек.

Возраст респондентов: от 14 до 30 лет.

Статистическая погрешность не превышает 3,5 %.

Отношение молодежи к сфере образования

Предлагаем ознакомиться с мнением молодежи о сфере образования - вашему вниманию результаты исследования «Отношение молодежи к сфере образования», проведенного МБУ ММЦ «Шанс» в октябре – ноябре 2017 года.

Для начала мы выяснили, необходимо ли в современном обществе высшее образование. Оказалось, что большая часть респондентов (73 %) считают, что на сегодняшний день высшее образование нужно человеку. Из них 32 % молодежи утверждают, что без высшего образования не найти приличную работу и не стать квалифицированным специалистом. Наиболее распространенным стало мнение о том, что многие выпускники не соответствуют необходимому уровню образованности. Данной позиции придерживается 41 % молодого поколения.

Затем мы решили проанализировать мнение молодежи относительно качества образования в нашей стране. Для этого мы предложили им ряд суждений. В результате большинство респондентов (29 %) выразили свое согласие с тем, что хорошее и качественное образование можно получить в ВУЗах, расположенных в крупных научных центрах России (Москва, Санкт-Петербург).По мнению ¼ части молодежи, качественное высшее образование можно получить и в Тольятти.

В заключительном блоке вопросов мы ставили перед собой цель более подробно узнать о профессиональной ориентации молодежи. Нам удалось выяснить, что основными критериями профессионального выбора для молодежи является высокая заработная плата (56 %) и интересная работа (53 %).

Завершая свое исследование, мы хотели узнать, какие специальности, на взгляд молодого поколения, являются более востребованными на рынке труда. В ходе анализа полученных данных на первом месте оказались информационные технологии (ITспециалисты, системные администраторы, инженеры) – 62 %.

Социологический опрос проведён в октябре-ноябре 2017 г. МБУ ММЦ «Шанс». Опрошено 500 человек, в возрасте от 14 до 30 лет, в г.о. Тольятти. Статистическая погрешность не превышает 3,5%.


Более подробную информацию смотрите ниже в аналитической записке.

Диаграмма №1 «Укажите Ваш пол»

В исследовании приняло участие 500 респондентов. Среди них 48 % мужчин (241 человека) и 52 % женщин (259 человек)

Диаграмма №2 «Укажите Ваш возраст »

По возрасту респонденты разделились на следующие группы: 14-18 лет – 60 % (300 человек), 19-23 лет – 29 % (145 человек), 24-30 лет – 10 % (55 человек).


Диаграмма №3 «Укажите Ваш социальный статус»

1.Учусь – 379 респондентов (78 % респондентов).

Школьник – 222 респондента (46 %)

Студент колледжа – 54 респондента (11 %)

Студент ВУЗа – 103 респондентов (21 %)

2. Работаю – 96 респондент (20 %)

Работаю в сфере услуг – 63 респондента (13 %)

Работаю в сфере производства – 33 респондента (7 %)

3. Учусь и работаю – 107 респондентов (22 %)

4. Другое – 7 респондентов (1 %). Среди ответов встречаются такие, как: не работаю, не учусь и не работаю.


Диаграмма №4 «Как Вы считаете, нужно ли человеку высшее образование?»

Личность формируется в процессе социализации. Как известно, процесс социализации неразрывно связан с обучением и воспитанием. Эти задачи подрастающего поколения решаются в образовательной системе общества.

По мере развития общества происходят значительные изменения в системе образования, во включенности молодежи в образовательную систему. В связи этим мы решили узнать мнение молодежи по поводу необходимости получения высшего образования в современном обществе. Оказалось, что большая часть респондентов (73 %) считают, что на сегодняшний день высшее образование нужно человеку.

Из них 32 % молодежи утверждают, что без высшего образования не найти приличную работу и не стать квалифицированным специалистом. Наиболее распространенным стало мнение о том, что многие выпускники не соответствуют необходимому уровню образованности. Данной позиции придерживается 41 % молодого поколения. Считают, что в высшем образовании скорее нет необходимости 10 % респондентов. Они отмечают, что многие работодатели смотрят на человеческие качества, а не наличие «корочки».

С тем, что образование в современном мире нужно лишь для получения «корочки» согласились 9 % ответивших. Наименее распространенным оказалось мнение о том, что сегодня высшее образование «не дотягивает» до необходимого уровня и нужно обучаться самому. Данный вариант выбрали 7 % респондентов.


Диаграмма №5 «Укажите Ваши мотивы получения высшего образования»

О роли высшего образования для молодежи можно судить по тому, какие мотивы движут молодым поколением при его получении. Оказалось, что основная часть молодежи присваивает образованию практическую функцию и выделяет такие мотивы как стать специалистом в определенной области» - 50 %, «получить высокооплачиваемую работу» - 42 %.

Желанием получить новые знания и саморазвитием при получении образования руководствуются 35 % и 34 % респондентов соответственно. На 1/5 часть опрошенных в данной ситуации оказало влияние требование родителей и желание получить диплом о высшем образовании. 15 % молодежи высшее образование, прежде всего, дает возможность уехать и жить в другом городе.

Незначительное число респондентов видят в высшем образовании возможность избежать службы в вооруженных силах (7 %) и не работать в период обучения (6 %). Свои варианты предложили 1 % опрошенных. Среди них: «получить образование другого профиля», «нет мотива», «образование мне не нужно».


Диаграмма №6 «Какое образование Вы считаете для себя достаточным?»

Об отношении молодежи к сфере образование говорит и то, какой уровень образования они считают для себя достаточным. Выяснилось, что больше половины респондентов (70 %) считают для себя достаточным высшее образование (57 %).

Среди них были и те, кто отмечает для себя высшее образование за границей (13 %). Остановится на среднем профессиональном образовании (колледж, техникум, училище) хотят 18 % молодежи, а на среднем (9-11 классов) – 11 %.

Свои варианты предложили 1 % молодежи. Среди них: «несколько высших образований», «СПО, но если будет необходимо, то получить ВПО», «высшие бакалавр + магистр», «самообразование».


Диаграмма №7 «Как Вы считаете, существует ли необходимость послевузовского образования (магистратура, аспирантура, докторантура, повышение квалификации)?»

Послевузовское профессиональное образование – это программа, в основе которой лежит научно-исследовательская работа специалиста с высшим образованием, направленная на повышение уровня подготовленности. Мы решили узнать у молодежи, как они относятся к послевузовскому образованию и считают ли его получение необходимым.

Полученные данные свидетельствуют о высокой роли послевузовского образования для современной молодежи. Так, большинство ответивших (64 %) считают, что оно является необходимым.

Из них 19 % выбрали вариант ответа «да», а 45 % - «скорее да, чем нет». Отрицательно на данный вопрос ответили 28 % и 8% молодежи, выбрав ответы «скорее нет, чем да» и «нет» соответственно.


Диаграмма №8 «Учитесь ли Вы на данный момент?»

В ходе нашего исследования мы хотели узнать, какое количество молодежи обучаются в настоящее время в учебных заведениях.

Оказалось, что основная часть респондентов (78 %) в данный момент обучаются. Не учатся лишь 22 % молодежи.


Диаграмма №9 «Если Вы не учитесь и не собираетесь учиться, то почему?»

Так как среди респондентов были те,кто в настоящее время не обучается, нам было важно узнать, в чём заключаются причины.

Мы выяснили, что основной причиной является наличие у участников опроса высшего образования (52 %). 12 % респондентов сообщили о том, что им трудно сочетать работу и учебу.

Для такого же количества молодежи препятствием в получении высшего образования являются материальные условия. 8 % молодежи на получение образования либо не хватает времени, либо не позволяет возраст.

Отмечают, что не учатся и не собираются учиться в связи с отсутствием для этого стимула 6 % респондентов. Стоит отметить, что среди молодого поколения были и те, кто не может учиться из-за состояния здоровья (2 %).


Диаграмма №10 «С каким из ниже перечисленных высказываний Вы больше всего согласны?»

В настоящее время все более актуальным становится вопрос о качестве современного образования в России. Под качеством образования принято понимать востребованность полученных знаний в конкретных условиях их применения для достижения конкретной цели и повышения качества жизни.

Качество образования может быть определено целым рядом признаков:

Оно должно давать значительный потенциал для дальнейшей социальной мобильности;

Предоставлять условия для комфортного проживания;

Обеспечивать хорошее материальное оснащение для учебного процесса;

Обладать достаточным финансовым снабжением;

Иметь достойный преподавательский состав;

Соответствовать запросам потребителей; и т. д.

В связи с этим мы решили узнать мнение молодежи относительно качества образования в нашей стране. Для этого мы предложили им ряд суждений. В результате большинство респондентов (29 %) выразили свое согласие с тем, что хорошее и качественное образование можно получить в ВУЗах, расположенных в крупных научных центрах России (Москва, Санкт-Петербург). Далее следует суждение о том, что качественное высшее образование можно получить во всех ВУЗах других городов (Самара, Казань). С этим согласились 26 % опрошенных.

По мнению ¼ части молодежи, качественное высшее образование можно получить и в Тольятти. Стоит отметить, что среди респондентов были и те, кто высказался в пользу образования за рубежом. Они считают, что хорошее и качественное образование можно получить только за границей (17 %). Среди молодежи были и те, кто высказал личное мнение по данному поводу. Ответы были следующими:

- «зависит от человека», «при большом желании человек будет учиться везде, вне зависимости от того столица это или провинция»;

- «университет дает не знания, он дает навык "Успевать всегда и везде". Учит крутиться. В дальнейшем эти навыки мне очень помогли в работе»;

- «хорошее и качественное высшее образование можно получить в тех вузах, в которых готовят к данной специальности лучше», «не в каждом городе можно получить качественное образование по специальности, например, маркетолог. И не только в Москве и Петербурге можно получить качетвенное образование. В каждом городе есть профессия, которой обучают лучше всего именно в этом городе»;

-«можно получить в процессе самообучения».

Диаграмма №11 «Возможно ли в наше время достойно зарабатывать, не имея высшего образования?» Как известно, квалифицированный специалист имеет возможность зарабатывать хорошие деньги.

Однако сегодня лишь немногим, оканчивая университет, удается устроиться по выбранной специальности. В связи с этим нам было важным узнать, возможно ли в наше время достойно зарабатывать, не имея высшего образования.

Мы выяснили, что лишь незначительная часть респондентов считают необходимым условием хорошего заработка высшее образование. Остальные 83 % молодежи согласны с тем, что в наше время для получения достойной заработной платы высшее образование не нужно.


Диаграмма №12 «Что для Вас является наиболее важным при выборе профессии?»

В современном мире очень часто у молодежи возникают проблемы с самоопределением. Как в плане будущей профессии, так и в жизненных целях в целом.

Когда современная молодежь встает перед выбором профессии, то на этот выбор влияет множество факторов. Нашей целью было узнать, какие именно факторы в первую очередь оказывают влияние на молодое поколение при выборе профессии.

Нам удалось выяснить, что основными критериями профессионального выбора для молодежи является высокая заработная плата (56 %) и интересная работа (53 %).

Хорошие условия труда стоят в приоритете у 36 % респондентов. Такие факторы, как возможности профессионального роста и разнообразие, творчество отметили по 24 % участников опроса. У 1/5 части опрошенных на первом месте при выборе профессии стоит возможность карьерного роста. Такие критерии как гибкий график и престиж профессии для себя выделили по 12 % молодежи, а пользу для общества – 11 %. Оказалось, что наименее значительным в выборе профессии для молодого поколения являются социальные гарантии. Данный вариант выбрало 9 % респондентов.


Диаграмма №13 «Какие факторы влияют (влияли) на Ваш профессиональный выбор?»

Помимо вышеуказанных критериев выбора профессии нами была выделена еще одна группа факторов, влияющих на профессиональный выбор молодежи.

Родителей, как фактор, влияющий на выбор профессии, выбрали 42 % респондентов. Затем следуют система образования (30 %) и территориально положение учебного заведения. Рейтинг учебного заведения оказывает влияние на ¼ часть респондентов, а СМИ на 1/5. Наименее влиятельным в этом плане оказались друзья (8 %).

Свои варианты предложили 8 % молодежи.

Среди них многие выделили личное мнение. Так же встречаются такие варианты, как интерес, качество получаемых знаний, бесплатное обучение, знакомство с профессией и кафедрой до поступления в ВУЗ.


Диаграмма №14 «Как Вы думаете, сложно ли выпускникам ВУЗов устроиться на работу?»

В современном обществе существует мнение о том, что выпускникам ВУЗов достаточно тяжело устроиться на работу. Мы решили узнать у молодежи, так ли это на самом деле.

Оказалось, что молодое поколение согласно с этим утверждением. Так, большая часть респондентов (41 %) высказалось в пользу того, что работодатели ищут работников с опытом, а 35 % считают, что многие работодатели не хотят тратить много времени и денег на обучение персонала.

Другого мнения придерживается приблизительно ¼ часть участников опроса.

По их мнению устроиться на работу сразу после окончания ВУЗа скорее не составит труда, так как многие работодатели с удовольствием принимают на работу молодых специалистов с целью получения знаний и современных подходов к работе.

Важно обратить внимание на то, что лишь 1 % респондентов полагают, что выпускники с легкостью смогут найти любую интересующую их работу.


Диаграмма №15 «Что, на Ваш взгляд, в первую очередь помогает получить хорошую работу?»

В ходе нашего исследования было важно проанализировать те качества, которые в первую очередь помогают получить хорошую работу. Примечательно, что больше половины респондентов (57 %) основным условием в данной ситуации считают связи и знакомства. Следующим по популярности среди молодежи оказался такой критерий как высокий уровень образования и квалификации.

Данный вариант выбрали 51 % респондентов. Опыт работы как необходимое условие приема на работу отмечает 39 % молодежи. Далее респонденты выбирали такие варианты как обладание актуальной специальностью (28 %) и готовность трудиться с полной отдачей (26 %).

Наименее востребованными, по мнению молодого поколения, оказались такие качества как дисциплинированность и исполнительность (19 %) и инициативность, предприимчивость (18 %).


Диаграмма №16 «Как Вы считаете, какие специальности сегодня более востребованы на рынке труда?»

Завершая свое исследование, мы хотели узнать, какие специальности, на взгляд молодого поколения, являются более востребованными на рынке труда.

В ходе анализа полученных данных мы получили следующие результаты: на первом месте оказались информационные технологии (ITспециалисты, системные администраторы, инженеры) – 62 %, затем следует экология и медицина (профессионалы в области нано технологий).

На третьем месте оказалась такая специальность как строительство (архитектура, дизайн) (23 %). Экономику и юриспруденцию отметили 1/5 часть респондентов. Наименее востребованными на рынке труда специальностями, по мнению молодежи, являются гостиничный сервис, туризм (9 %) и банковское дело, маркетинг (6 %).

Вам понадобится

  • Книги:
  • Аверьянов Л.Я. Социология: Искусство задавать вопросы. М., 1998.
  • Добреньков В.И., Кравченко А.И. Методология и методика социологического исследования. М., 2009.
  • Ядов В.А. Стратегии социологического исследования: понимание, объяснение, описание социальной реальности. М., 2007.

Инструкция

Придумайте название для анкеты. Например: «Анкета абитуриента», «Анкета выпускника» или «Анкета поступающего в вуз».

Составьте внятную короткую инструкцию по ее заполнению и поместите на титульном листе вопросника. Текст инструкции может быть примерно таким: «Внимательно прочитайте вопрос и предложенные варианты ответа. Обведите кружком тот вариант, который соответствует вашему мнению (таких вариантов ответа может быть несколько). Опрос анонимный, все данные используются только в научных целях».

В зависимости от поставленных , сформулируйте вопросы и варианты ответов на них. Открытые вопросы (без «подсказок») включать нежелательно, т.к. при большом объеме выборки их будет трудно обрабатывать. Отдавайте предпочтение «закрытым» и «полузакрытым» вопросам (включающим вариант ответа «другое»).

Пример закрытого вопроса: «Вы планируете подавать документы в один или несколько ? 01- в один вуз; 02- в два вуза; 03- в три вуза; 04- в четыре вуза; 05- в пять вузов».

Пример полузакрытого вопроса: «Почему Вы выбрали именно этот вуз? 01- это престижный вуз; 02- в этот вуз ; 03- по совету родных или знакомых; 04- устраивает месторасположение вуза; 05- там есть нужная мне ; 06- другое».

Разработайте более четкую структуру анкеты. В начале анкеты следует давать достаточно легкие короткие вопросы, не требующие больших раздумий. Затем можно включить блок более сложных вопросов. Вопросы в конце анкеты также должны быть простыми. Кроме того, следует решить, куда поместить информацию о социально-демографических характеристиках респондента (пол, возраст, место проживания, родителей и т.д.). Иногда имеет смысл поместить их в начало, иногда – в конец опросного листа. Количество вопросов должно быть разумным и учитывать предполагаемые условия ее заполнения. Для анкеты на данную тему было бы достаточно порядка 15-20 вопросов.

Отточите формулировку вопросов и вариантов ответа. Обратитесь к специальной социологической , где изложены требования к конструированию вопросов анкеты и их последовательности. В частности, вопрос не должен допускать разночтений, язык анкеты должен быть понятен респондентам, вопрос не должен вызывать желания ответом или опасения репрессий, перечень вариантов ответа должен быть полным и т.д. Попытайтесь понять разницу между вопросами с одним и множеством вариантов ответа, между прямыми и косвенными, личными и безличными вопросами. Возможно, вам понадобятся вопросы-фильтры, отсеивающие часть респондентов для ответа на какой-либо вопрос.

Проведите так называемый пилотаж анкеты, прежде чем запустить ее в « ». Иначе говоря, апробируйте ее на нескольких абитуриентах – юношах и девушках, горожанах и сельчанах. Проверьте, все ли вопросы им понятны, достаточно ли полон перечень вариантов ответа на каждый вопрос, нет ли раздражающих и провоцирующих формулировок. После этого внесите необходимые коррективы, растиражируйте и приступайте к полевому этапу исследования.

В последние годы внутривузовские институциональные исследования стали обычной практикой для ведущих университетов России. Результаты опросов студентов, а также абитуриентов и выпускников дают ректорам основания для принятия тех или иных решений. Однако в каждом вузе институциональные исследования имеют свои особенности.

Опыт Уральского федерального университета

В УрФУ исследования студентов были впервые проведены восемь лет назад, для этого были созданы специальные подразделения — сначала отдел управления качеством, а в 2010 году — управление стратегического развития и маркетинга. В проведении опросов им помогают органы студенческого самоуправления, в первую очередь Союз студентов УрФУ. Собственно, сами студенты и выполняют в большинстве случаев функции интервьюеров.

Первое исследование, с которого все начиналось, — так называемый «мониторинг удовлетворенности», в котором участвуют все студенты. Им задают вопросы, связанные, прежде всего, с бытом: чего им не хватает в университетской инфраструктуре, как живется в общежитии, хорошо ли кормят в столовой. Кроме того, в рамках мониторинга опрашивают о качестве преподавания, о помощи, которую университет оказывает студентам в трудоустройстве по специальности. Если выясняется, что ребята чем-то недовольны, руководство университета по возможности принимает меры.

Второе исследование, которое было запущено в прошедшем учебном году, — мониторинг карьерных и образовательных траекторий студентов бакалавриата и магистратуры. В проведении той его части, которая посвящена студентам бакалавриата, екатеринбургским коллегам помогает Центр внутреннего мониторинга Высшей школы экономики. Студентов, например, спрашивают, совмещают ли они работу с учебой, хотят ли заниматься наукой, и если хотят, то что им для этого нужно.

В УрФУ, как и во многих других вузах, проводится конкурс преподавателей, который тоже считается одной из разновидностей опросов студентов. Любой студент может проголосовать за любого преподавателя вне зависимости от института в трех номинациях: «Лучший лектор», «Увлекающий наукой» и «Лучший преподаватель института» (по сумме двух номинаций). Каждый студент имеет в своем распоряжении определенное количество очков: бакалавр — три очка, магистр — пять очков. Их можно использовать как в одной номинации для одного преподавателя, так и в разных номинациях для разных преподавателей.

В университете часто проводятся разовые опросы, посвященные тем или иным нюансам студенческой жизни. Темы и конкретные вопросы определяют подразделения, занимающиеся стратегическим управлением и учебным процессом, а также органы студенческого самоуправления, они же следят за тем, чтобы как можно больше студентов в этих опросах участвовало. Так, недавно студентов опрашивали, какие формы научной работы им интересны. По итогам этого опроса был открыт студенческий клуб, где ребята могут пообщаться по скайпу с российскими и зарубежными научными светилами.

Задают студентам и вопросы, связанные с бытом. «Однажды, отвечая на вопросы о качестве работы столовой, студенты написали, что на ценнике к каждой разновидности пирожков нужно указывать не только цену, но и название начинки, ведь пирожок с мясом и пирожок с яблоком выглядят одинаково, - рассказывает специалист по маркетингу Управления стратегического развития и маркетинга УрФу Анастасия Сущенко. — Разумеется, это упущение сразу было исправлено».

Еще одна группа опросов посвящена первокурсникам, только что поступившим в УрФУ. Им задают вопросы о первых впечатлениях от университета — чтобы понять, насколько легко они адаптируются.

Есть в УрФУ и исследования абитуриентов. Прежде всего, это мониторинговое исследование абитуриентов уральского региона. Им задают вопросы о выборе вуза, способах подготовке к поступлению, о том, на какие баллы ЕГЭ они рассчитывают. Кроме того, проводятся опросы абитуриентов УрФУ непосредственно во время приемной кампании — о пожеланиях к будущем месту учебы, о том, какое образование они считают качественным, о критериях выбора специальности и другое.

Опыт Новосибирского государственного университета

В отличие от УрФУ — огромного университета, созданного путем объединения вузов, в НГУ — относительно небольшом вузе — нет необходимости в частых массовых опросах студентов. О проблемах, связанных, к примеру, с работой столовых или условиями в общежитиях, становится известно из частных обращений студентов. И отдельного подразделения, которое специализировалось бы на проведении внутривузовских институциональных исследований, в НГУ пока нет.

Однако функции такого подразделения отчасти выполняет кафедра общей социологии экономического факультета, которую возглавляет Татьяна Черкашина. В этом году кафедра начала проводить общеуниверситетский мониторинг качества преподавания: студентов разных факультетов опрашивают, как они оценивают конкретные курсы, что им нравится или не нравится в преподавании, и по итогам мониторинга принимаются решения о корректировке образовательных программ. Так как университет тесно связан с институтами Новосибирского научного центра, часть вопросов мониторинга — об интеграции науки и образовательного процесса.

Один из проектов кафедры — исследование выпускников отделения социологии. О необходимости таких исследований задумываются во многих вузах, но мало кто переходит от слов к делу. В НГУ проводить такие исследования в чем-то проще, так как выпуски социологов невелики, и многие вчерашние студенты отделения поддерживают связи с альма-матер. Недавно проводилось исследование карьерных траекторий выпускников-социологов — за всю историю отделения их было около 500 человек, и многих удалось отыскать: через знакомых и социальные сети, и четверть из них участвовали в опросе. Исследователей интересовало, устраиваются ли выпускники по специальности и что представляет собой рынок труда для дипломированных социологов.

Методические рекомендации по проведению анкетирования студентов СПО с учетом различных сфер их жизнедеятельности. Обобщение представленного материала основано на небольшом опыте работы. Пособие содержит приложение - материал, который можно использовать как раздаточный, так и в он-лайн версии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГБОУ СПО РК ПЛТТ «Абитуриент, студент, выпускник …»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РК

ГБОУ СПО РК «Петрозаводский лесотехнический техникум»

«Абитуриент, студент, выпускник …»

социологический опрос - из опыта работы

Калякина А.В., преподаватель,

Егорова Г.М., старший воспитатель

Петрозаводск, 2015

  1. Введение.
  1. Жизнедеятельность участников учебно-воспитательного процесса в техникуме
  1. Введение.

Анкетирование , как и наблюдение - один из наиболее распространенных исследовательских методов в психологии. По форме проведения анкетирование может быть индивидуальным или групповым , когда за относительно короткое время можно опросить значительное число людей. Анкетирование бывает очным и заочным - в виде почтового опроса; опроса через газету, журнал, компьютерную сеть. Анкета - основной инструмент опроса и представляет собой социологический документ, содержащий структурно-организованный набор вопросов, каждый из которых связан с задачами проводимого исследования .

Существуют три основных типа анкет, применяемых в психологии:

анкеты , составленные из прямых вопросов и направленные на выявление осознаваемых качеств испытуемых . Например, в анкете, направленной на выявление эмоционального отношения школьников к своему возрасту, использован такой вопрос: "Предпочитаете стать взрослым теперь же, сразу, или хотите остаться ребенком и почему?";

анкеты селективного типа, где испытуемым на каждый вопрос анкеты предлагается несколько готовых ответов; задачей испытуемых является выбор наиболее подходящего ответа. Например, для определения отношения учащегося к различным учебным предметам можно использовать такой вопрос: "Какой из учебных предметов - самый интересный?". А в качестве возможных ответов можно предложить перечень учебных предметов: "алгебра", "химия", "география", "физика" и т.д.;

анкеты шкалы ; при ответе на вопросы анкет-шкал испытуемый должен не просто выбрать наиболее правильный из готовых ответов, а проанализировать (оценить в баллах) правильность из предложенных ответов. Так, например, вместо ответов "да" или "нет" испытуемым можно предложить пятибалльную шкалу ответов:

5 - уверено да;

4 - больше да, чем нет;

3 - не уверен, не знаю;

2 - больше нет, чем да;

1 - уверенно нет.

Между этими тремя типами анкет не существует принципиальных различий, все они являются лишь различными модификациями метода анкетирования . Однако если использование анкет, содержащих прямые (а тем более косвенные) вопросы, требует предварительного качественного анализа ответов, что значительно затрудняет использование количественных способов отработки и анализа получаемых данных, то анкеты-шкалы являются наиболее формализованным типом анкет, так как они позволяют проводить более точный количественный анализ данных анкетирования.

В данном пособии представлены анкеты трех типов с возможностью очного и, используя возможности современных Интернет-ресурсов, заочного опроса.

Бесспорным достоинством метода анкетирования является быстрое получение массового материала, что позволяет проследить ряд общих изменений в зависимости от характера учебно-воспитательного процесса и т.п. Недостатком метода анкетирования является то, что он позволяет вскрывать, как правило, только самый верхний слой факторов: материалы, при помощи анкет и вопросников (составленных из прямых вопросов к испытуемым), не могут дать исследователю представления о многих закономерностях и причинных зависимостях, относящихся к психологии. Анкетирование - это средство первой ориентировки, средство предварительной разведки. Чтобы компенсировать отмеченные недостатки анкетирования, применение этого метода следует сочетать с использованием более содержательных исследовательских методов, а также проводить повторные анкетирования, маскировать от испытуемых подлинные цели опросов и т.д.

Анкета имеет определенную структуру , где важными элементами являются: вводная часть, «паспортичка», основная часть .

Вводная часть . Оформление анкеты следует начать с титульного листа, где обязательно указывают название анкеты, отражающее тему или проблему опроса, место и год выпуска анкеты, а также название организации, проводящей опрос. Во вводной части обычно кратко поясняют цели и задачи опроса, его значение и перспективы использования результатов. Здесь же разъясняются правила заполнения анкеты, обязательно указывается, что опрос анонимен.

Некоторые правила заполнения и регистрации ответов могут размещаться отдельно, в самом тексте, состоящем из отдельных вопросов основной части анкеты. Например, это может быть указание на то, сколько вариантов ответа можно выбрать в конкретном вопросе («Пожалуйста, выберите один вариант ответа» или «Отметьте все подходящие варианты»).

«Паспортичка» состоит из вопросов, касающихся социально-демографических и других характеристик самого респондента. Как правило, она помещается либо в начале анкеты, либо в ее конце и в последнем случае заканчивается выражением благодарности респонденту за участие в опросе. Некоторые исследователи считают, что «паспортичка» в самом начале анкеты может вызвать недоверие к социологу и сомнение в действительной анонимности опроса и соответственно повлиять на искренность ответов. В то же время расположение «паспортички» в начале анкеты оправдано психологически, поскольку позволяет постепенно повышать сложность вопросов.

Основная часть анкеты состоит из вопросов, связанных с целями и задачами исследования, а также самой процедурой заполнения анкеты. Большое значение имеют очередность вопросов, их формулировка, графическое оформление. Вопросы и варианты ответов, как правило, предлагается выделять шрифтом, номером, рамками. Текст анкеты обычно адаптируется с учетом уровня культуры и образования респондентов. Возможно использование схем, графиков, которые могут активизировать внимание участников опроса.

Как правило, текст любой анкеты завершается выражением благодарности респонденту за участие в анкетировании.

  1. Проведение исследования: цели, методика.
  1. Внутренняя и внешняя мотивация студентов к обучению в техникуме.

Цель : определение внутренней и внешней мотивации к обучению в учебном заведении.

Тестирование может проводиться с помощью одного из проектов НИИ мониторинга качества образования. Научно-исследовательский институт мониторинга качества образования (www.i-exam.ru ) основан в 2002 году и в настоящее время насчитывает уже более 150 сотрудников. В процессе своей деятельности НИИ мониторинга качества образования сотрудничает с образовательными учреждениями Российской Федерации, а также стран ближнего и дальнего зарубежья. С октября 2010 года НИИ мониторинга качества образования является полноправным членом Международной ассоциации по оцениванию образования (International Association for Educational Assessment ).

Основные направления деятельности НИИ мониторинга качества образования:

  • «Диагностическое Интернет-тестирование студентов первого курса»,
  • «Интернет-тренажеры в сфере образования»,
  • тестирование в рамках проектов «Федеральный Интернет-экзамен в сфере профессионального образования (ФЭПО): компетентностный (ФГОС) и традиционный (ГОС-II) подходы»,
  • «Интернет-экзамен для выпускников бакалавриата/специалитета»,
  • организационно-технологическое и методическое сопровождение Открытых международных студенческих Интернет-олимпиад и т.д.
  • подготовка информационно-аналитических и мониторинговых отчетов на основе результатов Интернет-тестирования студентов

Тестирование проводится на сайте НИИ мониторинга качества образования по готовым тестам. Для проведения тестирования необходимо зарегистрировать студентов, получить логины и пароли на каждого. Система автоматически обобщит результаты и сохранит их на сайте в личном кабинете. Диаграммы, отражающие результаты диагностики мотивации, показывают процент студентов выбранной группы, имеющих различный уровень развития мотивов, составляющих внутреннюю и внешнюю мотивацию к обучению в техникуме.

Характеристика внутренней мотивации учения,

связанной с учебной деятельностью и ее содержанием

Внутреннюю мотивацию составляют:

  • доминирующие мотивы поступления: интерес к профессии; желание получить высшее образование; стремление заниматься выбранным для будущей профессии делом; желание стать высококвалифицированным специалистом;
  • (широкие учебно-познавательные мотивы и мотивы самообразования): стремление использовать приобретенные знания в своей жизни, успешно продолжить обучение на последующих курсах, успешно учиться; желание приобрести глубокие и прочные знания, получить интеллектуальное удовлетворение, участвовать в конкурсах и олимпиадах по изучаемым предметам;
  • релевантные профессиональные мотивы: стремление достичь социального признания, уважения; стремление к самореализации, желание продолжить обучение; самосовершенствование; стремление добиться успеха в профессиональной деятельности, построить успешную профессиональную карьеру.

Характеристика внешней мотивации учения, не связанной с учебной деятельностью и ее содержанием, но обусловленной внешними факторами и обстоятельствами

Внешнюю мотивацию составляют:

  • доминирующие мотивы поступления : бесплатное поступление, низкая оплата за обучение; семейные традиции, желание родителей; совет друзей, знакомых; престиж, авторитет учебного заведения и отделения; стремление прожить беззаботный период жизни; случайность; нежелание идти в армию; желание выйти замуж; стремление получить диплом;
  • реально действующие мотивы учения (узкие учебно-познавательные мотивы): стремление не отставать от сокурсников, выполнять требования обучения, достичь уважения преподавателей, быть примером для сокурсников, избежать осуждения и наказания за плохую учебу; стремление получать стипендию; желание быть постоянно готовым к очередным занятиям, не запускать изучение учебных предметов;
  • иррелевантные профессиональные мотивы : желание добиться одобрения окружающих, иметь гарантию стабильности; стремление получить высокооплачиваемую работу, работать в государственных структурах или в частных организациях; получить руководящую должность.

Выделены следующие уровни развития мотивов:

―очень высокий (очень высокая мотивация);

―высокий (высокая мотивация);

―средний (умеренно выраженная мотивация);

―низкий (слабая мотивация).

  1. Моделирование и построение воспитательной системы.

Цель: определение уровня удовлетворенности участников учебно-воспитательного процесса их жизнедеятельностью в учебном заведении.

В конце 1950-х - начале 1960-х гг. в США и Англии зародилось новое направление в педагогике – технологическое… Под педагогической технологией понимают систему взаимосвязанных действий педагога, направленную на достижение диагностируемых целевых ориентиров, обладающую высокой экономичностью и управляемостью, способствующую планомерному и последовательному воплощению спроектированного процесса . Педагогические технологии используются как в обучении, так и в воспитании. Любая педагогическая технология предполагает использование определенной совокупности форм, методов и приемов педагогической деятельности, которые взаимосвязаны в цепочку последовательно выполняемых действий.

На одном из этапов моделирования или корректирования учебно-воспитательной системы предполагается провести диагностику уровня удовлетворенности участников учебно-воспитательного процесса их жизнедеятельностью в учебном заведении. Для этого можно использовать простые формы опроса, при обобщении результатов которых, можно получить сведения о положении дел в коллективе. При подведении итогов опроса возможно проведение повторного уточняющего анкетирования с целью детализации полученных результатов. Например, студентам учебных групп со средним показателем можно предложить ответить на вопросы типа: «Что бы Вы хотели изменить к лучшему в жизни техникума?» Анкета анонимная.

  1. Анкета для студентов (анкета – шкала).

Анкетирование студентов 1-4 курсов с целью выявления степени их удовлетворенности различными аспектами студенческой жизни в учебном заведении. В ходе опроса, пожалуйста, оцените утверждения по возрастающей шкале от 0 до 4 (4 – совершенно согласен, 3 – согласен, 2 – трудно сказать, 1 – не согласен, 0 – совершенно не согласен). Анкета анонимная.

3 и выше – высокий показатель степени удовлетворенности, между 2 и 3 – средний, 2 и ниже – низкий .

1) я иду утром на учебу с радостью

2) в техникуме у меня обычно хорошее настроение

3) в нашей группе хороший классный руководитель

4) к нашим преподавателям можно обратиться за советом, помощью в трудной жизненной ситуации

5) у меня есть любимый преподаватель

6) в группе я могу свободно высказать свое мнение

7) я считаю, что в учебном заведении созданы условия для развития моих способностей

8) у меня есть любимые дисциплины

9) я считаю, что учебное заведение по-настоящему готовит меня к самостоятельной жизни

  1. Анкета для преподавателей (анкета – шкала)

Анкетирование преподавателей с целью выявления степени их удовлетворенности различными аспектами профессиональной деятельности в учебном заведении. В ходе опроса, пожалуйста, ответьте на вопросы и поразмышлять над тем, что может способствовать улучшению условий работы и совершенствованию учебно-воспитательной системы. Анкета анонимная.

Да

Больше да, чем нет

Трудно сказать

Больше нет, чем да

Нет

2) Что больше всего Вы цените в учебном заведении? Что необходимо сохранить и сделать традицией?

3) Что больше всего не устраивает в учебном заведении?

Полностью удовлетворен

Удовлетворен

Трудно сказать

Не удовлетворен

Совершенно не удовлетворен

Полностью удовлетворен

Удовлетворен

Трудно сказать

Не удовлетворен

Совершенно не удовлетворен

  1. «Я - выпускник» (анкета – шкала, анкета с прямым вопросом)

он-лайн версия анкеты http://goo.gl/lzOhl7

Анкета для студентов IV курса техникума.

Цель : определить степень удовлетворенности студентов организацией учебной и внеучебной деятельности в техникуме с позиции выпускника.

Студентам предлагается оценить предложенные утверждения по пятибалльной шкале. Анкета анонимная.

1 2 3 4 5

1 2 3 4 5

1 2 3 4 5

1 2 3 4 5

1 2 3 4 5

1 2 3 4 5

1 2 3 4 5

1 2 3 4 5

1 2 3 4 5

_______________________________________________________________

  1. «Мне важно в жизни …». Ценностные ориентиры современного подростка.

Цель: выявить ценностные ориентиры современного подростка.

В Московском гуманитарном университете ежегодно проводится социологическое исследование – около 20 вопросов. «Так вот, в ценностном мире молодежи патриотизм стоит в среднем на 17 месте из 20! А на последнем стоит такое понятие как «совесть». Правда, наверху стоят достойные общечеловеческие ценности: такие как семья, друзья …» . Под влиянием и на основе этой статьи, а так же с учетом плана работы ГБОУ СПО РК ПЛТТ была составлена анкета, охватывающая четыре основные сферы жизнедеятельности молодого человека.

Анкета для студентов (анкета - селектив).

  • Не курю
  • Занимаюсь спортом
  • Как хочу, так и живу
  • Учусь «удовлетворительно»
  • Учусь «хорошо»
  • Учусь с интересом
  • Учусь как могу
  • выбрать 2 позиции:
  • Важна для меня
  • Посильно участвую
  • Равнодушен (а)
  • Иное
  • Главные ценности в жизни

  1. Практическая часть. Из опыта работы.
  1. Результаты диагностики мотивации

студентов-первокурсников к поступлению в техникум

В тестировании приняли участие студенты 1-2 курсов (17-20 лет) всех отделений техникума. Анкетирование проводилось очно и заочно.

ВНУТРЕННЮЮ МОТИВАЦИЮ к обучению .

На диаграмме представлены результаты, характеризующие уровень развития доминирующих мотивов поступления, составляющих ВНЕШНЮЮ МОТИВАЦИЮ к обучению.

Доминирующие мотивы поступления в УЗ

  1. Моделирование и построение воспитательной системы.
  1. Жизнедеятельность участников учебно-воспитательного процесса в учебном заведении.

«Я - выпускник»

Студентам выпускных групп техникума было предложено ответить на ряд вопросов анкеты, охватывающей различные сферы жизнедеятельности в учебном заведении. Необходимо было оценить положения по пятибалльной шкале. На диаграмме представлен результат он-лайн анкетирования одной из групп. Первая цифра – номер вопроса, вторая – количество поставивших максимальную оценку.

  1. «Мне важно в жизни …». Ценностные ориентиры cсовременного подростка.

Пилотное очное анкетирование проводилось среди студентов 1-3 курсов с целью выявления их ценностных ориентиров в современной жизни. Результаты опроса представлены на примере одной из групп 1 курса.

  • Здоровье
  • Учение

Вывод:

Итоги анкетирования показали, что для современного подростка, вчерашнего выпускника 9 класса школы, сегодняшнего студента 1 курса, важны СЕМЬЯ, ДРУЖБА И ЗДОРОВЬЕ. Это находит отклик и в первом вопросе: большинство студентов занимаются СПОРТОМ. При удовлетворительной или хорошей успеваемости для подростков важна социально-значимая деятельность. Однако, такие общечеловеческие ценности как совесть и сострадание занимают среднюю позицию, что найти отражение в дальнейшей корректировке учебно-воспитательной системы.

Приложение 1

  1. Методический материал. Бланки анкет.

Анкета для студентов.

Анкетирование студентов 1-4 курсов с целью выявления степени их удовлетворенности различными аспектами студенческой жизни в учебном заведении. В ходе опроса, пожалуйста, оцените утверждения по возрастающей шкале от 0 до 4. Анкета анонимная.

4 – совершенно согласен,

3 – согласен,

2 – трудно сказать,

1 – не согласен,

0 – совершенно не согласен

1) я иду утром на учебу с радостью ____

2) в техникуме у меня обычно хорошее настроение ____

3) в нашей группе хороший классный руководитель ___

4) к нашим преподавателям можно обратиться за советом, помощью в трудной жизненной ситуации ___

5) у меня есть любимый преподаватель ____

6) в группе я могу свободно высказать свое мнение ____

7) я считаю, что в учебном заведении созданы условия для развития моих способностей ____

8) у меня есть любимые дисциплины ____

9) я считаю, что учебное заведение по-настоящему готовит меня к самостоятельной жизни ____

СПАСИБО ЗА УЧАСТИЕ!!!

______________________ (учебное заведение), 20__г.

Жизнедеятельность участников учебно-воспитательного процесса в учебном заведении

Анкета для преподавателей

Анкетирование преподавателей с целью выявления степени их удовлетворенности различными аспектами профессиональной деятельности в учебном заведении. В ходе опроса, пожалуйста, ответьте на вопросы и поразмышляйте над тем, что может способствовать улучшению условий работы и совершенствованию учебно-воспитательной системы. Анкета анонимная.

  1. Нравится ли Вам учебное заведение, в котором Вы работаете?

Да Больше да, чем нет Трудно сказать

Больше нет, чем да Нет

  1. Что больше всего Вы цените в учебном заведении? Что необходимо сохранить и сделать традицией?
  1. Что больше всего не устраивает в Вашем учебном заведении?

______________________________________________________________________________________________________________________

4) Насколько Вы удовлетворены своими отношениями с коллегами?

Совершенно не удовлетворен

Полностью удовлетворен Удовлетворен

Трудно сказать Не удовлетворен

Совершенно не удовлетворен

6) Каким Вы представляете свое учебное заведение?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

7) Главной целью Вашего учебного заведения является …

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

8) Что бы Вы предложили ввести нового в работу Вашего учебного заведения, чтобы в нем было приятно учить и учиться?

________________________________________________________________________________________________________________________________

СПАСИБО ЗА УЧАСТИЕ!!!

______________________ (учебное заведение), 20__г.

Жизнедеятельность участников учебно-воспитательного процесса в учебном заведении

Анкета «Я - выпускник».

Здравствуйте,

потратьте, пожалуйста, несколько минут своего времени на заполнение следующей анкеты. Оцените положения по пятибалльной шкале.

  1. организация и проведение учебной работы в образовательном учреждении в целом

1 2 3 4 5

  1. Организация и проведение учебных и производственных практик

1 2 3 4 5

  1. материально-техническая база для учебной и внеучебной работы

1 2 3 4 5

  1. уровень информационного обеспечения для организации и проведения учебной и внеучебной работы

1 2 3 4 5

  1. готовность студентов к жизни и труду в современных условиях

1 2 3 4 5

  1. справедливость системы поощрения студентов за активное участие во внеучебной работе

1 2 3 4 5

  1. работа классного руководителя

1 2 3 4 5

  1. работа студенческих общественных организаций

1 2 3 4 5

  1. влияние мнения студентов на планирование и организацию внеучебной работы

1 2 3 4 5

  1. Как можно улучшить организацию учебной и внеучебной деятельности в техникуме? Ваши пожелания:

____________________________________________________________________________________________________________________________________________

СПАСИБО ЗА УЧАСТИЕ!!!

______________________ (учебное заведение), 20__г.

«Мне важно в жизни …».

Ценностные ориентиры современного подростка.

Анкета для студентов.

Анкетирование студентов 1-4 курсов с целью определения их ценностных ориентиров. В ходе опроса, пожалуйста, определите свое отношение по четырем позициям. Анкета анонимная.

  • Здоровье (здоровый образ жизни) выбрать 2 позиции:
  • Не курю
  • Не употребляю алкогольные напитки
  • Занимаюсь спортом
  • Как хочу, так и живу
  • Учение (отношение к учебе) выбрать 2 позиции:
  • Учусь «удовлетворительно»
  • Учусь «хорошо»
  • Учусь с интересом
  • Учусь как могу
  • Социально-значимая деятельность (насколько студент активен в общественной жизни) выбрать 2 позиции:
  • Важна для меня
  • Посильно участвую
  • Равнодушен (а)
  • Иное
  • Главные ценности в жизни (расположить по степени значимости от 1до 10)

Е.Н.Степанов «Педагогу о воспитательной системе школы и класса»: учебно-методическое пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2008. стр. 73-75

Журнал «Студенчество. Диалоги о воспитании», №1 2014 г., статья «Быть самим собой», ректор МГУ, д.ф.н., профессор И.М.Ильинский, стр.3


Психология