Софико Шеварднадзе расспросила Резо Гигинеишвили о «Заложниках», видении современных проблем и ближайших планах. Бывшая жена резо гигинеишвили раскрыла скандальную правду о его разводе с надеждой михалковой Резо Гигинеишвили сейчас

Сегодня в российский прокат выходит фильм «Заложники». Это картина моего друга режиссера Резо Гигинеишвили. Сюжет основан на реальных событиях: в 1983 году группа молодых талантливых ребят из лучших грузинских семей попыталась угнать самолет из Тбилиси в Турцию. Все пошло не по плану, а попытка побега на Запад обернулась страшной трагедией. Погибли невинные пассажиры и члены экипажа. Самолет вернули в Тбилиси, группа «А» КГБ СССР взяла его штурмом, затем был суд, который приговорил заговорщиков к высшей мере наказания.


Мой дедушка Эдуард Шеварднадзе был в то время первым секретарем ЦК КП Грузинской ССР. Сколько себя помню, разговоры об этой истории не прекращались. Помню, как все осуждали деда, за нашей фамилией тянулся шлейф проклятий. Помню, как в подростковые годы я стыдилась об этом говорить. Весь ужас был в том, что я не понимала, где правда, но чувствовала, что она не может быть однозначной.

О событиях того ноября и сегодня сложно рассуждать. После того как расстреляли ребят, в Грузии, где все - через рукопожатие - знакомы и дороги друг другу, эту историю приравняли к национальной трагедии. И как в лучших традициях античных трагедий, герои оставались героями, невзирая на поступки.

Попытки рассказать о том захвате были. Но никто за три с лишним десятка лет не осмелился представить страшную историю во всей ее чудовищной неоднозначности.

Я убеждена, что мы все сотканы из каких-то страхов и комплексов, которые не только приобретаем в течение нашей жизни - многие заложены в нас генетически и исторически. Когда ты снимал этот фильм, ты в какой-то степени прорабатывал и свои страхи в том числе?

Прежде всего мною двигало желание не навредить и не использовать материал ради своих творческих амбиций. Я чувствовал ответственность перед теми людьми, которые пережили реальную трагедию. Потому что, как ты сама знаешь, эта тема до сих пор актуальна в Грузии. Я даже тебя представлял и думал: как снять так, чтобы ты, посмотрев картину, поняла мою искренность, мое горе и сожаление по поводу случившегося. Мы предельно деликатно и уважительно попытались воссоздать все те события.

Мы еще поговорим об этом, но сначала все-таки про свои страхи расскажи: ты как-то говорил, что сравнивал себя с этими ребятами, угонщиками.

Мне пришлось вспоминать юность и анализировать то, что было в прошлом. Например, свои ощущения, когда впервые вернулся из-за границы. Помню чувство неловкости и отчаянное желание понравиться любому иностранцу, приезжавшему тогда в Советский Союз. И в какой-то момент я захотел понять: почему же я настолько несвободен в общении? Почему я боюсь открыто высказывать то, что думаю? Я помню папу, который был очень мужественным человеком: в шальные 1990-е, когда у всех были автоматы, он мог заслонить собою кого-то из друзей. Но при этом я точно так же помню, как он боялся публично высказываться в 2000-е годы. И понимаю, что в принципе это ненормально. В какой-то момент я всерьез стал переживать, что у моих детей, которые довольно часто смотрят советские мультфильмы и слушают замечательные советские песни, транслируемые по всем телеканалам, возникнет ощущение: все в Советском Союзе были белыми и пушистыми и жили так, как пели: «От улыбки станет всем светлей». Мы гордились достижениями наших талантливых спортсменов, музыкантов, артистов, но и они ведь преодолевали массу трудностей и много чего было им запрещено. Мне хочется, чтобы мои дети не романтизировали то время и понимали: одно дело - память об ушедшей молодости и совсем другое - это система, по которой не может быть никакой ностальгии.

Мы с тобой давно и очень хорошо знакомы. Я наблюдала съемочный процесс, видела, с какими трудностями ты сталкивался и какие преграды тебе пришлось преодолеть, чтобы фильм вышел. Почему эта картина так важна для тебя? Ты чувствовал, что это серьезная режиссерская удача? Или тебе просто во что бы то ни стало хотелось рассказать ту историю?

Думаю, все началось в детстве: как-то ближе к ночи я увидел мать одного из угонщиков на нашей кухне - она шепталась с моей мамой. Хотя это были уже перестроечные времена, традиция шептаться на кухне сохранилась. Дело в том, что родителям угонщиков долгие годы не сообщали о приведении приговора в исполнение: им довольно цинично намекали, что их дети вроде бы живы и раскиданы по разным спецколониям Советского Союза. Родители ездили их искать, и никто, включая мою маму, не мог лишить их надежды и сказать прямо, что это все иллюзии, не нужно тратить силы и время на бессмысленные поиски. Потому что только эта надежда, растянутая во времени, и спасла их, помогла смириться с потерей. Если вообще с этим можно смириться. Наверное, в моем подсознании как-то отложился тот ночной разговор, по крайней мере я до сих пор помню полуприкрытую дверь на кухню. А потом уже, когда я начал знакомиться с подробностями дела, изучать архивные материалы, история просто захватила меня. О том, какой крутой фильм может из этого всего получиться, я вообще не думал. Мне было важно разобраться во всех деталях процесса, изучить все допросы и показания. Как оказалось, что симпатичные молодые люди с прекрасными перспективами в жизни, а некоторые уже реализовавшиеся в профессии, как Гега Кобахидзе, например, совершили эту роковую ошибку? Они не только поплатились своими жизнями, но искалечили жизни родителей, убили и ранили многих ни в чем не повинных пассажиров и членов экипажа. Я все больше думал об этом и в какой-то момент почувствовал, что история управляет мной и процесс затягивает не только меня, но и множество других людей. Я видел, с каким рвением артисты входили в работу и буквально пропускали через себя эту трагедию. Я наблюдал, как они личностно взрослели. Поэтому для меня было счастьем приходить каждый день на съемочную площадку и преодолевать все трудности, возникавшие на нашем пути. Это был захватывающий опыт.

Хочу все же вернуться к угонщикам, которые стали героями твоего фильма. По-моему, тот когнитивный диссонанс, который эта трагедия вызывает, заключается в следующем. С одной стороны, по меркам и того времени, и нынешнего они террористы. А с другой - они так прекрасны, так талантливы, как герои фильмов Бертолуччи, и в них невозможно не влюбиться. Террорист, как мы его сегодня представляем,— это человек, который идет на смерть с радостью. Он против жизни. А те ребята, по сути, решились на то, на что решились, ради жизни. И это все меняет. Я знаю, что ты не романтизируешь ту историю…

Я вижу здесь связь с античной трагедией и переживаю за то, что жизнь вынудила их совершить роковую ошибку. Но насилие-то было совершено, и по факту мы все равно получили теракт. Невинному пассажиру самолета, чья жизнь оказывается под угрозой, абсолютно все равно, что движет угонщиками.

- В чем же тогда ты им симпатизируешь?

Я долго изучал жизнь этих молодых людей. Я хорошо представляю себе их родителей. Я знаю маму одного из угонщиков, я ее очень люблю, она мне напоминает мою маму. Весь ужас заключается в том, что захватчики не были какими-то там отбросами общества, это люди из нашего круга: врач, актер, студенты... Это люди, которые мне понятны, которые вместе с моими старшими товарищами сочиняли песни, рисовали картины - и вдруг они попадают в самолет и совершают непоправимое. Что их к этому подтолкнуло? Это важно анализировать и понимать. Хотя бы для того, чтобы не идеализировать больше ту систему тотального бесправия. Далеко не каждый человек может в условиях несвободы здраво что-то оценивать. Исторический момент, обстоятельства времени нельзя сбрасывать со счетов. Вспомни 1990-е годы: у нас с тобой есть общие знакомые, совершавшие тогда весьма неприглядные поступки. Но прошло два десятилетия, и они теперь… Вообще, более миролюбивых людей я не знаю. Время, контекст тоже определяют наше сознание. Поэтому я осуждаю пороки, а не даю характеристики людям. Точно так же я переживаю и за семью убитого пилота, и за тех погибших пассажиров, с которыми я тоже мог бы дружить и общаться.

Твой фильм вызвал бурные дискуссии. Многие (и я в том числе) считают, что это серьезное большое кино. А один из главных аргументов противников: ты не вник во внутренние побуждения этих ребят, дистанцировался от них, потому что хотел быть объективным.

Мне смешно отвечать, потому что вряд ли эти зрители так же пристально изучили все обстоятельства дела, как это сделал я… Кино - это область эмоций и полутонов, у каждого героя в общей группе свое лицо, свое состояние. И для меня психологическая правда крайне важна. Уверен, что чуткому зрителю будут заметны все эти нюансы и разные оттенки чувств. Поверь, я знаю, что такое драматургия, знаю, как увлечь аудиторию придумками, фокусами. Но здесь я обращаюсь к той ее части, которая способна анализировать и наблюдать за жизнью, а не ждать подсказок и упрощений. Безусловно, у меня есть свое отношение, но мне важно не диктовать его зрителю, а сделать все, чтобы у него во время просмотра возникло собственное мнение.

- И оно возникает, причем у всех разное. С чем это связано?

Я заметил, что люди, непосредственно знавшие участников событий и бывшие в этом круге, социальном слое, картину принимают. Мы видели стюардессу на московской премьере, начальника группы захвата, например, и штурмана Гасояна, который стрелял в самолете. С другой стороны, Георгий Табидзе, сын реального угонщика, играет у нас в картине своего отца, на показе были его мама и Натела Мачаваниани, мама Геги, и девушка, которая выпрыгнула из этого самолета. И все эти люди поняли, о чем разговор. А вот тем, кто претендует на свою сопричастность к этой истории и хочет за ее счет обозначить свою важность, фильм не нравится, потому что они не видят на экране того, что сами напридумывали. Он не нравится тем, кто попал под влияние советской пропаганды, представлявшей этих людей «мажорами», «золотой молодежью». Его не принимают и те, кто попал под влияние другой пропаганды, времен Гамсахурдии: они готовы любого выступавшего против системы, не важно — каким способом, считать героем и борцом за свободу.

На фестивале «Теллуррайд» в Колорадо, который называют стартовой площадкой «Оскара» и на который отбирают всего 20 фильмов со всего мира, устроили три дополнительных показа «Заложников». Это очень большая победа, прорыв. Алехандро Гонсалес Иньярриту и другие мэтры, которых ты обожаешь, оценили картину высоко. И все говорили, что она имела по всем кинематографическим меркам огромный шанс победить на «Оскаре». Как ты думаешь, почему грузины ее не выдвинули на «Оскар»?

Я думал, что выпущу картину в Грузии, что это будет прежде всего грузинская картина. Но в Тбилиси присутствует, к сожалению, не знаю, как это назвать, некий снобизм, который не позволил большинству ведущих кинематографистов страны воспринять картину и хотя бы уважительно отнестись к труду огромного количества своих коллег. Отчасти это связно с тем, что в Москве я грузин, а в Грузии я русский. И меня обвиняли в том, что какие-то там русские деньги в бюджет картины заложены. Хотя я не могу понять, при чем здесь национальность, если мы говорим о финансировании картины. Они не заметили, что там есть и польские деньги, и деньги грузинского киноцентра.

- И твои личные деньги тоже.

И мои деньги, это они все прекрасно знали. Но неприятие лично меня я ощутил впервые, и, безусловно, мне было неприятно. Но не будем забывать, что у картины, которая выдвинута на «Оскар» от Грузии («Страшная мать» Анны Урушадзе.- «Коммерсантъ Стиль» ), тоже есть успехи: у нее были два гран-при - в Локарно и Сараево. И я искренне буду рад, если она попадет в шорт-лист «Оскара», и пожелаю ей удачи.

Вернемся к «Заложникам». Каждый видит в этом фильме свое, да? И россияне тоже могут увидеть в нем историю про себя. Как думаешь, это политически актуальное кино для России?

Мне кажется, что если картина заметна, если ее обсуждают и у всех есть разные трактовки, значит, она актуальна. Но я не политик, чтобы обсуждать ее политическую актуальность.

По мнению твоего большого поклонника Дмитрия Быкова, этот фильм позволил тебе попасть не только в ряд серьезных режиссеров, но и в лагерь либералов.

Я не читал у Быкова про лагерь либералов, я вообще не понимаю, с какого момента либерал - это оскорбительное слово.

Не оскорбительное: Быков в восторге от фильма. Он считает, что ты, человек из такой же тусовки, как ребята-угонщики, высказался совсем не по-тусовочному. Потому что затронул табуированную для многих тему свободы-несвободы.

Меня волнуют вопросы прав и свобод, но почему я должен ограничивать себя рамками какого-либо лагеря? Мне хотелось, чтобы эта картина была актуальна как для Грузии, так и для России, и для Америки, чтобы история была универсальной. Мне не все равно, в каком государстве, обществе предстоит жить моим детям и как мы вообще будем нести ответственность за наш выбор и за то, что мы любим. Мы будем бороться за это или мы будем обсуждать, кто в каком лагере? Я наблюдал много достойных людей — как в правительстве, так и в оппозиции. И в Грузии, и здесь. Важна личная ответственность.

- Кстати, вопрос по поводу того, что происходит вокруг. У тебя есть гражданская позиция?

Безусловно, она у меня есть.

А в чем она проявляется? Вот я, например, не могу спокойно смотреть, как сносят памятники архитектуры. Я могу выйти и кого-то расстрелять за это…

Я бы не хотел никого расстреливать. Моя позиция заключается в том, что творческому человеку стоило бы обращать внимание на тех, кто в меньшинстве, на проблемы людей оскорбленных, униженных и бесправных. Это важно. Конечно, я могу выйти, встать и сказать, чтобы какой-то ценный архитектурный памятник не сносили. Но точно так же могу снять про это кино. Вообще, моя гражданская позиция - быть неравнодушным человеком. Мне не нравится считать, что жизнь в стране от меня не зависит. И мне не хотелось бы делегировать свои права другим людям. Конечно, все тотально критиковать тоже неправильно. Надо просто делать свое дело, и желательно, чтобы оно не уходило далеко от того, что ты чувствуешь.

- Твой фильм выходит в российский прокат, эта семилетняя сага подходит к концу, ты счастлив?

Никакого счастья нет, есть волнение, усталость, потому что погружаться в материал тяжело, а расставаться с ним еще сложнее. Пока я не начну снимать новую работу, я буду в какой-то мере его заложником. Очень хочется вырваться.

Не согласен с самой постановкой вопроса. Могу точно сказать, что и работа над самой легкомысленной картиной для меня связана с большими эмоциональными затратами. Но сейчас я действительно собираюсь работать над серьезной темой, которая меня сильно тревожит, и надеюсь, что новую картину все тоже будут трактовать, критиковать, но не будет равнодушных.

, Федор Бондарчук , Паулина Андреева , Анна Меликян , Леонид Ярмольник , Марина Зудина , Светлана Бондарчук , Игорь Верник, Константин Крюков , Сергей Минаев , Владимир Яглыч , Юлия Барановская , Сабина Ахмедова , Марьяна Спивак , Алексей Чадов , Владимир Винокур с семьей, Мария Шумакова , Мария Миронова , Марюс Вайсберг , Наталья Бардо и многие другие. Среди гостей премьеры, естественно, были и члены съемочной группы. Выступая перед первыми российскими зрителями, Резо Гигинеишвили представил команду своей картины, в том числе оператора Владислава Опельянца и актеров фильма: Иракли Квирикадзе , Марию Шалаеву , Автандила Махарадзе и Дареджан Харшеладзе .

Однако наибольшее внимание привлекла к себе Надежда Михалкова , также снявшаяся в картине своего мужа. Актриса исполнила роль стюардессы Майи, а на премьере появилась в элегантном черном платье, поверх которого была небрежно накинута кожаная куртка. Поддержать ее пришли родственники: мама актрисы Татьяна Михалкова , сестра Анна Михалкова и брат Артем Михалков . 30-летняя Надежда Михалкова – российская актриса, продюсер и дизайнер одежды, дочь известного режиссёра и актёра Никиты Сергеевича Михалкова и модельера, президента фонда «Русский силуэт» Татьяны Евгеньевны Михалковой . Свой путь в кинематографе она начала в детстве, впервые снявшись в картинах своего отца – фильмах «Утомлённые солнцем » и «Сибирский цирюльник ». Проявляла она себя и в театре, и на продюсерском поприще – в 2008 году вышла картина «Скажи Лео », продюсером которой выступили, наравне с Надеждой, выступила ее сестра Анна . В 2009 году актриса вышла замуж за режиссёра Резо Гигинеишвили и спустя два года родила девочку Нину. Несколько лет назад появились слухи, что супруги ждут второго ребенка, и вскоре это предположение подтвердилось – в 2013 году у Надежды и Резо родился сын Иван. Одним из последних проектов актрисы стал отечественный телесериал «Город », поставленный режиссером Дмитрием Константиновым .

Фильм «Заложники» посвящен трагическим событиям начала 80-х годов, когда шесть парней и одна девушка пытались угнать самолет с целью побега из СССР. Лента получила два приза на «Кинотавре » за лучшую режиссерскую и операторскую работы. В широком прокате картина стартует 21 сентября.

Паулина Андреева, Надежда Михалкова и Федор Бондарчук на премьере фильма «Заложники»

Надежда Михалкова с сестрой Анной на премьере фильма «Заложники»


Федор Бондарчук, Резо Гигинеишвили, Владислав Опельянц и Надежда Михалкова на премьере фильма «Заложники»

Резо Гигинеишвили с актрисой, сыгравшей в фильме

Резо Гигинеишвили и Софико Шеварднадзе на премьере фильма «Заложники»

Все, кроме китайцев, уже живут в новом 2018 году, а вот режиссёр Резо Гигинеишвили со своими знаменитыми друзьями решил только отметить наступление нового года. для этого он организовал шумную вечеринку в столичном фешенебельном ресторане, куда пригласил множество звёздных персон.


Резо Гигинеишвили // Фото: Instagram


Ещё раз отпраздновать один из самых волшебных праздников в году вместе с Резо Гигинеишвили пришли Светлана Бондарчук, Надежда Оболенцева, Игорь Угольников, Анна Чиповская, Оксана Лаврентьева, Илья Стюарт и Светлана Устинова, Софико Шеварнадзе, Андрей Бурковский и множество других героев светских хроник.

По словам гостей вечеринки Резо, праздник выдался на славу. Атмосфера была дружеской и непринуждённой. Не обошлось без танцев до упаду, хохота и, конечно, сплетен. А вот сам хозяин вечеринки предпочёл не развлекаться, а обсуждать новые творческие проекты с коллегами.


Резо Гигинеишвили и Надежда Михалкова // Фото: Instagram


2017 год стал для Резо Гигинеишвили довольно сложным. Он развёлся с супругой Надеждой Михалковой. Прессе неизвестны истинные причины развода, но по некоторым данным его виновницей стала светская львица Надежда Оболенцева, которая также присутствовала на вечеринке. Пока эта информация не получила подтверждения.

“Когда Резо ушел от меня и женился на Михалковой, я не желала им зла - это правда. Но всегда была уверена, что на чужом горе счастья не построишь. И узнав, что они развелись, не удивилась. Есть закон бумеранга, его никто не отменял: все слезы, которые по твоей вине выплакал другой человек, обязательно к тебе вернутся. (…) Я, конечно, не буду соболезновать Михалковой и Гигинеишвили. Но и радости не испытываю, скорее сочувствую. Все-таки у них двое детей”, – рассказала Анастасия в интервью журнала “Караван историй” .

bimru.ru

Певица призналась, что Гигинеишвили никогда не был идеальным мужем. Однажды поссорившись, он вернулся домой только через несколько месяцев. Ему постоянно писали другие женщины, в том числе и некая Надя.

pinterest.com

“Я простила, но Гигинеишвили остался прежним. Вспоминала, как не раз ловила Резо на лжи, как чужие женщины, одну из которых звали Надей, продолжали присылать ему любовные сообщения. Как, уже все зная, увидела Гигинеишвили с Михалковой и она с улыбкой протянула мне руку, по-дружески так, совсем не чувствуя за собой вины…” – вспоминает Кочеткова.

Woman.ru

После расставания с неверным супругом, Настя впала в сильную депрессию. Однажды она решила все бросить и уехать за границу. Там девушка встретила свою Мигеля, который стал ей верным супругом. Мария переехала к маме прошлым летом. Когда девочка была в Москве, то встречалась с отцом, Настя не препятствовала их общению.

“В “Инстаграме” видела – вроде как общаются. Но насколько знаю, возьмет дочку один раз, наделает разных фотографий, а потом просто выкладывает их. Маша умная, все понимает и, безусловно, переживает из-за этого. А у меня болит душа за дочь. Недавно Резо был в Америке, с Анджелиной Джоли сфотографировался, а навестить Машу времени не нашел”, – призналась Анастасия.

Девочка очень любит отца, поэтому Кочеткова надеется, что Резо будет приезжать к дочери в Америку. При этом певица призналась, что Мария не общается со сводными братом и сестрой. Она считает, что это будут фальшивые знакомства, которые могут травмировать детей.

А вы считаете правильным, что дети Резо от двух браков не общаются друг с другом?

Резо Гигинеишвили – российский кинорежиссер, продюсер и сценарист грузинского происхождения. Резо Гигинеишвили знаком телезрителям как автор комедийного сериала «Последний из Магикян», мелодраматических проектов «Любовь с акцентом» и «Без границ», а также нового драматического фильма «Заложники», который вызвал резонанс в прессе и противоречивые отзывы кинокритиков и любителей кино. Резо Гигинеишвили работал в паре с , кроме того, режиссер вошел в семью , став мужем .

Реваз Давидович Гигинеишвили родился в марте 1982 года в солнечном Тбилиси, в семье доктора и скрипачки. После рождения детей мама Ирина Цикоридзе забросила музыкальную карьеру, поставив на первое место домашний очаг. Но красивая классическая музыка в доме звучала всегда.

Зато карьера главы семьи резко пошла вверх. Давид Гигинеишвили был назначен руководителем одной из знаменитых здравниц Боржоми. В начале 1990-х семья Гигинеишвили перебралась в Москву. Это было связано с работой отца.

В столице Резо Гигинеишвили пошел в школу и быстро приобрел новых друзей. Его детство, начавшись в Грузии, продолжилось в московских дворах. Здесь он пропадал дни напролет. Но когда сын начал пропадать и вечерами, по инициативе мамы, отлично знавшей своего сына и все его увлечения, в доме появился видеомагнитофон. Просмотр кассет с новыми фильмами так затянул Реваза, что он бежал домой, едва дождавшись конца уроков.

В старших классах родителям стало очевидно, что их сын серьезно рассматривает кинематограф как свою будущую профессию.


В 1997 году отец помог устроиться 15-летнему Резо на должность ассистента, на одном из телеканалов. Он хотел, чтобы сын смог увидеть изнутри «кухню» телевидения и сделать окончательный выбор в пользу профессии телевизионщика или отказаться от нее. Резо Гигинеишвили не отказался. Более того, с этого момента и началась его карьера в кино.

По окончании школы парень, на тот момент уже попробовавший писать сценарии, отнес документы во ВГИК. Он поступил с первой попытки и был принят в группу Марлена Хуциева.

Фильмы

Кинематографическая биография Резо Гигинеишвили началась в студенческие годы. Он снялся в рейтинговом сериале «Ледниковый период». Ему досталась небольшая роль Дато. Наверное, работа актера не очень пришлась по душе Резо, потому что к этой роли у него на сегодня добавилось еще две эпизодических. Гигинеишвили мечтал снимать кино сам.


В студенческие годы начинающий режиссер снял несколько музыкальных клипов и рекламных роликов. Но в те годы до полноценного режиссерского дебюта было еще далеко.

В 2006 году Резо Гигинеишвили представилась счастливая возможность поработать с режиссером, чья карьера стремительно двигалась вверх. Федор Бондарчук снимал свой блокбастер «9 рота». Молодой коллега показался ему перспективным и довольно смышленым, поэтому Федор Сергеевич пригласил его в качестве ассистента. Гигинеишвили с радостью согласился. Работая над проектом, он получил замечательный урок режиссерского мастерства и возможность увидеть съемочный процесс изнутри.

Вскоре Резо Гигинеишвили представил зрителям свой собственный проект. Его дебютный комедийный фильм «9 месяцев» оказался весьма успешным и понравился зрителям и кинокритикам. Это был замечательный трамплин в мир большого кино.

Кажется, 2006 год оказался наиболее щедрым для молодого режиссера. Ведь в том же году он успел снять еще один фильм – комедийную мелодраму «Жара». Эта работа Гигинеишвили примечательна тем, что Реваз Давидович дебютировал в ней и как сценарист. В этой ленте снялись , и .

В следующем году Ревазу Гигинеишвили посчастливилось еще раз поработать с Федором Бондарчуком. Известный режиссер пригласил молодого коллегу поработать вместе над созданием картины «Обитаемый остров», а немного позже над продолжением картины – «Обитаемый остров: Схватка».

С 2009 по 2011 год Резо Гигинеишвили пробовал силы в роли продюсера. Резо работал на съемках фильмов «Туман» и «Капитаны». Продюсерский дебют оказался более чем успешным. Забегая вперед, нужно сказать, что в 2015 и 2016 годах Гигинеишвили уже был генеральным продюсером проектов «Крыша мира» Романа Фокина и « » Акаки Сахелашвили.

В 2012 году на экраны вышла новая картина Гигинеишвили – «Любовь с акцентом». Фильм имел огромный успех и собрал в прокате почти 3 миллиона долларов. В этом проекте были задействованы как знаменитые артисты, такие, как и , так и молодые звезды и Надежда Михалкова. В 2014 году Гигинеишвили снял продолжение ленты – «Любовь с акцентом и без», в котором появились и .

В следующем году молодой режиссер подарил зрителям новую работу – популярный комедийный сериал «Последний из Магикян».

Личная жизнь

Первой женой режиссера грузинского происхождения стала , участница шоу «Фабрика звезд». Будущие супруги познакомились, когда юной певице исполнилось 17 лет. Родители Анастасии были категорически против этого союза, считая девушку слишком юной для семейной жизни. Но пара проявила упорство и вскоре объявила о свадьбе.


Летом 2006 года у Резо и Насти родилась дочка Маша. Но брак оказался непрочным и закончился скандальным разводом. Супруги не раз расходились и возобновляли отношения. Причиной развода стала новая любовь Резо, которую режиссер нашел в такой период ссоры и отдыха друг от друга.

Личная жизнь Резо Гигинеишвили заиграла новыми красками, когда молодой режиссер и продюсер на съемках фильма познакомился с дочерью режиссера Никиты Михалкова – актрисой Надеждой Михалковой. Через 4 года последовало радостное торжество. Пара сочеталась браком в старинном монастыре Бодбе. Свадьба прошла по традиционным грузинским обрядам. Звезды начали регулярно появляться на светских мероприятиях, не смущаясь того, что Резо оказался ниже супруги (рост режиссера 165-170 см).


В 2011 и 2013 годах у Резо и Нади Михалковой родились дети - дочь Нина и сын Ваня. Примечательно, что дети родились хотя и в разные годы, но в один день – 21 мая.

В 2016 году появилась информация о разводе Резо Гигинеишвили и Надежды Михалковой. Но тогда режиссер опроверг эти слухи, заявив, что супруги даже не говорят о расставании. Тем не менее, в сентябре 2017 года По словам окружения супругов, отношения давно дали трещину, но Надежда старалась как можно дольше сохранить брак ради детей. Звезды не скрывают развода, на премьере «Заложников» Надежда позировала отдельно от бывшего мужа, а Резо обнимался с .


Сегодня режиссер не делится подробностями собственных отношений, «Инстаграм » и другие аккаунты Резо посвящены новым проектам, а не новым возлюбленным.

Резо Гигинеишвили сейчас

В 2017 году, на фестивале «Кинотавр» прошла премьера драматического ретро-фильма «Заложники». Фильм получил приз кинофестиваля за лучшую режиссуру. Также картина получила приз фестиваля «Край света» за лучшую режиссерскую работу с формулировкой «За умение собрать все компоненты фильма воедино» и стала участником 14 международных фестивалей: «Заложники» были показаны в Берлине, Теллурайде, Эдинбурге, Шанхае и на других кинофестивалях.

При этом фильм получил отрицательные отзывы от кинолюбителей и людей, неравнодушных к истории. Виной этому послужил сюжет, а точнее, специфическая трактовка сюжета режиссером.

Картина основана на реальных событиях, которые произошли в ноябре 1983 года, в Грузии. Семеро молодых людей - художников, актеров и врачей захватили самолет Ту-134. Угонщики планировали посадить самолет в Турции, затем сбежать на Запад, но встретили сопротивление и были вынуждены вернуться в Тбилиси. Самолет ночь простоял с захватчиками на борту, затем спецназ взял его штурмом, террористы были переданы властям и приговорены к расстрелу.

Фильм же фокусируется на переживаниях угонщиков и оправдывает их, что отрицает сам режиссер, но признают зрители фестивального показа. Например, бортпроводница Ирина Химич, участница тех событий, так и заявила прессе, что герои были романтизированы.

Кроме того, в фильме отсутствую сцены, выставляющие героев в отрицательном свете: предложение добить раненную пассажирку, угроза отрезать уши младенцу, сломанный позвоночник стюардессы. Описание этих событий присутствует в открытых источниках, но они не вошли в фильм. Ряд событий и вовсе был снят вопреки исторической информации: например, в реальности захватчики сами отказались разговаривать с родителями, в фильме же их не пускают силовики.


Как итог, споры о том, насколько допустимо подобное мифотворчество и в каком контексте фильм показывает воздушный терроризм, раскололи сообщество кинолюбителей и кинокритиков.

Фильмография

  • 2006 - «9 месяцев»
  • 2006 - «Жара»
  • 2009 - «Обитаемый остров»
  • 2009 - «Обитаемый остров: Схватка»
  • 2010 - «Без мужчин»
  • 2012 - «Любовь с акцентом»
  • 2013-2015 - «Последний из Магикян»
  • 2015 - «Без границ» («Любовь с акцентом и без»)
  • 2017 – «Заложники»
  • 2017 – «Про любовь. Только для взрослых»
Психология