Тактико технические характеристики falcone f 16. Самолет F16, истребитель: фото, технические характеристики, скорость, аналог

Новейшие лучшие военные самолеты ВВС России и мира фото, картинки, видео о ценности самолета-истребителя как боевого средства способного обеспечить «господство в воздухе», была признана военными кругами всех государств к весне 1916 г. Это потребовало создания боевого специального самолета, превосходящего все остальные по скорости, маневренности, высоте и применению наступательного стрелкового вооружения. В ноябре 1915 г. на фронт поступили самолеты-бипланы Ньюпор II Вебе. Это первый самолет, построенный во Франции, который предназначался для воздушного боя.

Самые современные отечественные военные самолеты России и мира обязаны своим появлением популяризации и развитию авиации в России которому способствовали полеты русских летчиков М. Ефимова, Н. Попова, Г. Алехновича, А. Шиукова, Б. Российского, С. Уточкина. Стали появляться первые отечественные машины конструкторов Я. Гаккеля, И. Сикорского, Д. Григоровича, B.Слесарева, И. Стеглау. В 1913 г. совершил первый полет тяжелый самолет «Русский витязь». Но нельзя не вспомнить первого создателя самолета в мире - капитана 1-го ранга Александра Федоровича Можайского.

Советские военные самолеты СССР Великой Отечественной войны стремились поразить войска противника, его коммуникации и другие объекты в тылу ударами с воздуха, что обусловило создание самолетаов-бомбардировщиков способных нести большой бомбовый груз на значительные расстояния. Разнообразие боевых задач по бомбардировке неприятельских сил в тактическом и оперативной глубине фронтов привело к пониманию того факта, что их выполнение должно быть соизмеримо с тактико-техническими возможностям конкретного самолета. Поэтому конструкторским коллективам следовало решить вопрос специализации самолетов-бомбардировщиков, что и привело к возникновению нескольких классов этих машин.

Виды и классификация, последние модели военных самолетов России и мира. Было очевидно, что для создания специализированного самолета-истребителя потребуется время, поэтому первым шагом в этом направлении стала попытка вооружить уже существующие самолеты стрелковым наступательным оружием. Подвижные пулеметные установки, которыми начали оснащать самолеты, требовали от пилотов чрезмерных усилий, так как управление машиной в маневренном бою и одновременное ведение огня из неустойчивого оружия уменьшали эффективность стрельбы. Использование двухместного самолета в качестве истребителя, где один из членов экипажа выполнял роль стрелка, тоже создавало определенные проблемы, потому что увеличение веса и лобового сопротивления машины приводило к снижению ее летных качеств.

Какие бывают самолеты. В наши годы авиация сделала большой качественный скачок, выразившийся я значительном увеличении скорости полета. Этому способствовал прогресс в области аэродинамики, создания новых более мощных двигателей, конструктивных материалов, радиоэлектронного оборудования. компьютеризации методов расчетов и т. д. Сверхзвуковые скорости стали основными режимами полета истребителей. Однако гонка за скоростью имела и свои негативные стороны - резко ухудшились взлетно-посадочные характеристики и маневренность самолетов. В эти годы уровень самолетостроения достиг такого значения, что оказалось возможным приступить к созданию самолетов с крылом изменяемой стреловидности.

Боевые самолеты России для дальнейшего роста скоростей полета реактивных истребителей, превышающих скорость звука, потребовалось увеличить их энерговооруженность, повысить удельные характеристики ТРД, а также усовершенствовать аэродинамические формы самолета. С этой целью были разработаны двигатели с осевым компрессором, имевшие меньшие лобовые габариты, более высокую экономичность и лучшие весовые характеристики. Для значительного увеличения тяги, а следовательно, и скорости полета в конструкцию двигателя ввели форсажные камеры. Совершенствование аэродинамических форм самолетов заключалось в применении крыла и оперения с большими углами стреловидности (в переходе к тонким треугольным крыльям), а также сверхзвуковых воздухозаборников.

General Dynamics F-16 Fighting Falcon, дословно - Атакующий сокол
F-16 - самый распространённый боевой самолёт в мире.

Американский многофункциональный лёгкий истребитель четвёртого поколения. Спроектирован в 1974 году компанией General Dynamics. Передан в эксплуатацию в 1979 году.

В 1993 году General Dynamics продала свой авиастроительный бизнес компании Lockheed Corporation (в настоящее время - Lockheed Martin).

F-16, благодаря своей универсальности и относительно невысокой стоимости, является самым массовым истребителем четвёртого поколения (на июнь 2014 года собрано свыше 4540 самолётов) и пользуется успехом на международном рынке вооружений (состоит на вооружении 25 стран). Последние из 2231 F-16 для ВВС США были переданы заказчику в 2005 году. Модернизированный F-16 будет выпускаться на экспорт как минимум до середины 2017 года.

Разработка.

Прототип машины, под обозначением YF-16 (№ 72-01567), впервые поднялся в воздух 21 января 1974 года, когда во время пробежки по аэродрому пилот был вынужден взлететь, чтобы избежать аварийной ситуации. Первый полёт по программе испытаний произошёл 2 февраля того же года. В 1975 году появился F-16A, а в 1977 году - двухместный F-16B.

Модификации F-16

-Block 1

Первый полёт август 1978 года. Базовая модификация


-Block 5

Выпущено 197 самолётов


-Block 10

312 собрано до 1980


-Block 15

Ноябрь 1981. Установлено новое хвостовое оперение. Радар AN/APG-66. Ракеты AIM-7, введена возможность подвески 1000 фунтовых бомб на подкрыльевых точках подвески. В кабине пилота оборудован кондиционер. Выпущенно 983 за 14 лет.


-Block 15OCU (Operational Capability Upgrade)

Модернизация 1987 года, всего прошли 217 самолётов, установлен двигатель F100-PW-220, вооружение: AGM-119 и AGM-65, AIM-120 AMRAAM. Установлен радиовысотомер. СИП AN/ALQ-131. Максимальный вес 17 000 кг.


Модернизация 150 F-16OCU


19 июня 1984 года. Установлены двигатели F100-PW-200E, радар AN/APG-68, может работать в режиме воздух-земля. Реализован принцип стеклянной кабины. Вооружение: AIM-120, AGM-65. Помехозащищённая КВ станция. Максимальная масса 19640 кг. Станция помех AN/ALQ-165.


1985-1989 год. Собрано 733. Установлен новый двигатель, нанесен РПМ на корпус, для снижения ЭПР. Вооружение: AIM-120, добавлена AGM-88


1989-1995, для Египта выпуск возобновлен в 1999. Собрано 615 шт. Установлен радар APG-68V5, межремонтный ресурс 100 часов. GPS навигация, ловушки ALE-47, введена ЭДСУ. Максимальный вес возрос до 19200 кг. Вооружение AGM-88 HARM II были добавлены в 1989 году, GBU-10, GBU-12, GBU-24, GBU-15, AIM-120


-Block 50/52

Установлен двигатель с тягой 12,9 КН. Выпускается с 1990 по наст. время. Радар AN/APG-68V5, на последних версиях V7 и V8, добавлена ракета AGM-84, AGM-154, до 4 ракет AGM-88. Выпущено более 830.


-Block 52+

Установлен радар V9, с возможностью картографирования, оборудованы дополнительные баки на фюзеляже.


Установлена ОЛС, так же дополнительные баки, контейнер AN/ASQ-28, уменьшена ЭПР, радар с АФАР AN/APG-80, СИП ALQ-165, двигатель F110-GE-132 с тягой 19000 фунтов сухой и 32500 на форсаже. Вес пустого 9900 кг, нормальная взлётная масса 13 000 кг, максимальная 20 700 кг выупщено 80 для ОАЭ.


-QF-16

В 2010 году ВВС США подписали контракт с Boeing стоимостью $69 млн на серийную конверсию в самолёты-мишени 126 истребителей F-16 выработавших свой ресурс. Беспилотные QF-16 должны заменить парк устаревших и близких к исчерпанию машин QF-4. 19 сентября 2013 г. произошёл первый полет QF-16.

Перспективные программы

Программы дальнейшего совершенствования F-16 включают CCV (самолёты с конфигурацией, определяемой системой управления) и AFTI - экспериментальная машина с тройной цифровой системой управления полётом и большими подфюзеляжными гребнями. F-16XL бесхвостовой схемы, мог иметь мощное вооружение, большую дальность полёта и лучшую маневренность по сравнению с исходным F-16.

Первый полёт нового самолёта состоялся в июле 1982 года, однако лётные испытания по этой программе были свёрнуты в конце 1980-х гг. по инициативе ВВС США, а два построенных самолёта были переданы NASA для исследовательских целей.

«Night Falcon» и серия «блок 50»

С декабря 1988 года начался выпуск серии «Блок 40/42» «Night Falcon», с контейнерами прицельно-навигационной маловысотной системы LANTIRN, РЛС APG-68V, цифровой системой управления полётом и системой автоматического следования рельефу местности. «Night Falcon» способен нести УР AGM-88B. С увеличением количества оборудования повысился взлётный вес самолёта, что повлекло за собой усиление шасси. С декабря 1991 года стали производиться серии «блок 50» и «блок 52». Эти машины имеют РЛС APG-68, новый ИЛС, совмещённый с системой ночного видения, более мощную ЭВМ, а также устройства разбрасывания диполей и ИК-ловушек. Эти последние варианты F-16 оборудованы двигателями F110-GE-229 и F100-PW-220.

Истребитель-перехватчик ПВО

С октября 1986 года ВВС США приступили к модернизации 270 машин F-16A/B по программе ADF по переоборудованию самолётов в истребители-перехватчики ПВО. Эти машины получили усовершенствованную РЛС, способную отслеживать мелкие цели, и ПУ для ракет AIM-7 «Sparrow», которые могут поражать объекты за пределами визуальной видимости. F-16 ПВО могут нести 6 УР AIM-120, AIM-7 или AIM-9 класса «воздух-воздух».

F-16CJ и F-16DJ

F-16CJ в модификации Block 50 были разработаны для замены устаревших противорадиолокационных самолётов F-4G Wild Weasel V, которые стояли на вооружении ВВС США на протяжении 20 лет. В отличие от прошлых «Диких Ласок» (подразделения ВВС США, предназначенные специально для борьбы с зенитно-ракетными комплексами) F-16CJ является одноместным самолётом - компьютер перенимает почти всю работу второго пилота. Также существовало несколько двухместных самолётов F-16DJ, но они являются исключением из правила.

С новым одноместным самолётом изменилась также тактика применения Ласок - самолёты стали применять парами, в то время как прошлые самолёты (F-100F, F-105G и F-4G) эксплуатировались в группе с простыми истребителями-бомбардировщиками (обычно F-4G применялся вместе с обычными F-4E или F-16C), которые атаковали наземные цели, после того как F-4G разделывался с РЛС.

F-16CJ несут ракеты AGM-88 HARM и/или AGM-45 Shrike для уничтожения РЛС, а также AIM-9 Sidewinder и AIM-120 AMRAAM для защиты от истребителей противника.

F-16V

Американская компания Lockheed Martin объявила о создании новой версии истребителя F-16 Fighting Falcon - F-16V. V в индексе самолёта обозначает Viper, «гадюка». Новая версия самолёта будет оснащена радаром с активной фазированной решёткой, новым бортовым компьютером и некоторыми доработками в кабине пилота. По оценке компании, до версии Viper может быть модернизирован практически любой истребитель F-16.

F-16I

F-16I - двухместный вариант модификации Block 52, созданный по специальному заказу ВВС Израиля. В сентябре 1997 года Израиль устраивает конкурс на поставку новых истребителей. В конкурсе принимают участие F-16I и F-15I. В июле 1999 года объявляется о победе F-16. 14 января 2000 года в рамках программы «Peace Marble V» был заключён первоначальный контракт на 52 машины. 19 декабря 2001 года контракт был расширен до 102 самолётов. В ВВС Израиля F-16I получил обозначение Sufa (Гроза). Первый полёт произошёл 23 декабря 2003 года. 19 февраля 2004 года начались поставки в боевые части. Приблизительная стоимость каждого самолёта - 70 миллионов долларов (на 2006 год).

Одним из главных отличий F-16I от Block 52 является замена приблизительно 50 % бортового оборудования на израильские аналоги: так, например, противоракетная система ALE-50 Towed Decoy System была заменена на Israeli Aerial Towed Decoy. На самолёт была установлена система Autonomous Air Combat Maneuvering Instrumentation «Ehud», позволяющая имитировать реальные действия во время проведения учебных упражнений. Также самолёт получил нашлемную систему наведения, индикатор на лобовом стекле (HUD), новую центральную бортовую ЭВМ, а также дисплей для отображения картографической информации. F-16I может нести израильские ракеты класса «воздух-воздух» с тепловой системой самонаведения Rafael Python. Для увеличения дальности на самолёт монтируют съёмный конформный подвесной топливный бак производства Israel Aerospace Industries. Базовыми американскими системами являются турбореактивный двухконтурный двигатель F100-PW-229 (совместимый с F-15I) и радар APG-68(V)9.

Страны эксплуатанты

Состоит на вооружении

Бахрейн - 16 F-16C и 4 F-16D, по состоянию на 2012 год
-Бельгия - 50 F-16AM и 10 F-16BM, по состоянию на 2012 год
-Колумбия - 60 F-16C/D блок 50
-Венесуэла - 17 F-16A и 4 F-16B, по состоянию на 2012 год
-Греция - 115 F-16C и 41 F-16D, по состоянию на 2012 год
-Дания - 43 F-16AM и 11 F-16BM, по состоянию на 2012 год
-Египет - 156 F-16A/С и 47 F-16B/D, по состоянию на 2012 год
-Израиль - 78 F-16A, 24 F-16B, 78 F-16C, 48 F-16D и 101 F-16I, по состоянию на 2012 год
-Индонезия - 7 F-16A, 3 F-16B и 24 F-16C, по состоянию на 2012 год. В рамках программы Peace Bima-Sena Индонезии было продано 12 F-16A/B Block 15OCU (в том числе восемь F-16A и четыре F-16B) в 1989-1990 годах. За время эксплуатации в лётных происшествиях потеряны две машины (в 1992 и 1997 годах).


-Иордания - 3 F-16A/B и 39 F-16AM/BM, по состоянию на 2013 год. В феврале 2014 года в Пакистан поставлено 12 истребителей F-16A Block 15 и один F-16B Block 15.
-Нидерланды - 79 F-16AM и 11 F-16BM, по состоянию на 2012 год
-Норвегия - 47 F-16AM и 10 F-16BM, по состоянию на 2012 год
-ОАЭ - 53 F-16Е и 25 F-16F, по состоянию на 2012 год
-Оман - 8 F-16C и 4 F-16D, по состоянию на 2012 год
-Пакистан - 24 F-16А, 21 F-16В, 12 F-16С Block 52 и 6 F-16D Block 52, по состоянию на 2013 год. В феврале 2014 года у Иордании куплено 12 истребителей F-16A Block 15 и один F-16B Block 15, самолёты поступили на вооружение ВВС Пакистана в марте 2014 года. 18 истребителей F-16 модернизированных до версии Block 52 проданы в 2010-2012 годах.
-Польша - 48 F-16C «блок-52M», по состоянию на 2011 год


-Португалия - 28 F-16AM и 6 F-16BM, по состоянию на 2012 год ВВС Португалии получили в общей сложности 45 самолётов (включая 38 F-16A и 7 F-16B). Было приобретено две партии: в рамках программы Peace Atlantis I в 1994 году поставлены 20 F-16A/B Block 15OCU и в рамках программы Peace Atlantis II в 1999 году поставлены 25 F-16A/B Block 15, ранее состоявшие на вооружении ВВС США (из них пять машин предназначались для разбора на запчасти). Самолёты, закупленные в 1999 году, постепенно проходят модернизацию до стандарта MLU. Первый модернизированный самолёт поступил в 301-ю эскадрилью в 2003 году. За время эксплуатации в лётных происшествиях потеряны две машины (в 2002 и 2008 годах). F-16 состоят на вооружении двух эскадрилий, базирующихся на авиабазе Монте-Реал - 201-й «Falcоes» и 301-й «Jaguares».
-Республика Корея - 118 F-16C и 47 F-16D, по состоянию на 2012 год. Выпускается по лицензии.
-Сингапур - 32 F-16C и 43 F-16D, по состоянию на 2012 год


-Ирак - Ирак заказал у США 36 самолетов на сумму $65 млн, но первоначальные поставки в 2014 году были задержаны из соображений безопасности, после того как боевики ИГИЛ захватили обширные районы Ирака. В итоге, поставка первых четырех истребителей из США в Багдад была осуществлена в июле 2015 года.
-Таиланд - 43 F-16A/ADF и 15 F-16В, по состоянию на 2012 год
-Тайвань - 117 F-16A и 28 F-16В, по состоянию на 2012 год
-Турция - 195 F-16C и 42 F-16D, по состоянию на 2012 год. Выпускается по лицензии. 23 мая 2011 года ВВС Турции получили первый F-16 «блок-50» местной сборки. До декабря 2012 года турецкой компанией Turkish Aerospace Industries будет построено 50 F-16 «блок-50».
-Чили - 31 F-16A/C и 11 F-16B/D, по состоянию на 2012 год
-Марокко - 18 F-16C «блок-52» и 6 F-16D «блок-52», по состоянию на август 2012 года. F-16 ВВС Марокко оборудованы двигателями F100-PW-229 EEP (Engine Enhancement Package) компании «Пратт энд Уитни» и РЛС AN/APG-68(V)9. В 2007 году ВВС Марокко заказали 24 F-16C/D «блок-52» на общую сумму $2,4 млрд.


-США:
-ВВС США - 1018 F-16C/D, по состоянию на 2012 год
-ВМС США - 14 F-16А/В, по состоянию на 2012 год
-ВВС Национальной гвардии США - 209 F-16C/D

Состоял на вооружении

ТТХ

Технические характеристики

Экипаж: 1 пилот
-Длина: 15,03 м
-Размах крыла: 9,45 м; с ракетами на концах крыла: 10,0 м
-Высота: 5,09 м
-Площадь крыла: 27,87 м2
-Профиль крыла: NACA 64A-204
-Коэффициент удлинения крыла: 3,2
-Стреловидность по передней кромке: 40 град.
-База шасси: 4,0 м
-Колея шасси: 2,36 м
-Масса пустого:
-с двигателем F100: 8 910 / 9 358 кг (без/с конформными баками (англ.)русск.)
-с двигателем F110: 9 017 / 9 466 кг (без/с конформными баками)
-Нормальная взлётная масса: (с двумя ракетами «воздух-воздух», без ПТБ)
-с двигателем F100: 12 723 / 14 548 кг (без/с конформными баками)
-с двигателем F110: 12 852 / 14 661 кг (без/с конформными баками)
-Максимальная взлётная масса: 21 772 кг
-Масса внешней нагрузки: (с полной заправкой внутренних баков)
-с двигателем F100: 8 855 / 9 635 кг (без/с конформными баками)
-с двигателем F110: 8 742 / 9 190 кг (без/с конформными баками)
-Масса топлива во внутренних баках: 3 228 кг
-Объём топливных баков: 3 986 л
-Подвесные топливные баки: 1 х 1 136 л или 2 х 1 402 л
-Конформные баки: 1 703 л
-Силовая установка: 1 х ТРДДФ General Electric F110 (Block 50)
-Бесфорсажная тяга: 1 х н/д
-Форсажная тяга: 1 х 13100,6 кгс
-Силовая установка: 1 х ТРДДФ Pratt & Whitney F100-PW-229 (Block 52)
-Бесфорсажная тяга: 1 х 7900,2 кгс
-Форсажная тяга: 1 х 12900,4 кгс

Лётные характеристики

Максимальная скорость: соответствует M=2,0 на высоте 12 200 м
-Боевой радиус: (Block 50)
-с конформными баками, 3 940 л в ПТБ, 2х907 кг бомбы, по профилю большая-малая-малая-большая высота: 1 361 км
-с конформными баками, 5 542 л в ПТБ, 2х907 кг бомбы, по профилю большая-малая-малая-большая высота: 1 565 км
-без конформных баков, 3 940 л в ПТБ, 2хAIM-120, 2?AIM-9, воздушный патруль: 1 759 км
-Перегоночная дальность: (Block 50)
-с конформными баками, 3 940 л в ПТБ: 3 981 км
-без конформных баков, 5 542 л в ПТБ: 4 472 км
-Практический потолок: 15 240 м
-Скороподъёмность: прим. 275 м/с
-Нагрузка на крыло: 781,2 кг/м2 (при максимальной взлётной массе)
-Тяговооружённость: 1,03 (без подвесок и конформных баков)
-Максимальная эксплуатационная перегрузка: +9 g

Вооружение

Стрелково-пушечное: 1 х 20-мм шестиствольная пушка M61A1 (боезапас - 511 снарядов)
-Точки подвески: 9
-Боевая нагрузка: (при +5,5 g)
-под фюзеляжем: 1 000 кг
-внутренние: 2 х 2 041 кг
-центральные: 2 х 1 587 кг
-внешние: 2 х 318 кг
-на законцовках: 2 х 193 кг
-дополнительные точки для подвесного оборудования по бокам воздухозаборника: 2 х 408 кг
-Управляемые ракеты:
-ракеты «воздух-воздух»: AIM-7, 6хAIM-9, 6xAIM-120, AIM-132, Python 3, Python 4, Derby, Sky Flash, Magic 2
-ракеты «воздух-поверхность»: 6хAGM-65A/B/D/G, AGM-45, 2хAGM-84, 4хAGM-88, AGM-154 JSOW, AGM-158 JASSM, Penguin Mk.3
-Бомбы:
-корректируемые: 4хGBU-10, 6хGBU-12, GBU-15, GBU-22, GBU-24, GBU-27, 4xGBU-31 JDAM
-корректируемые кассетные (c WCMD): CBU-103, CBU-104, CBU-105,
-свободнопадающие: Mark 82, 8хMark 83, Mark 84
-Пушечные контейнеры: 1 х GPU-5/A с 30-мм пушкой
-БРЛС (бортовая радиолокационная станция):
-AN/APG-66
-AN/APG-68 (авиационная БРЛС с дальностью порядка 160 миль (250 км))
-AN/APG-80

Истребителю F-16 Fighting Falcon удалось стать наиболее распространенной машиной четвертого поколения. Достижению такого результата способствовали тактико-технические характеристики и доступная стоимость. Для ряда государств самолеты поставлялись по лизинговым схемам.

На лето 2016 года общие поставки машин составили не менее 4570 самолетов. А учитывая, что производство продолжается, то число построенных истребителей F-16 может перевалить за 5 тыс. экземпляров. Одновременно, машина является одним из лидеров по аварийности. Так что это за машина?

История разработки

Разработка нового проекта легкого истребителя для американских ВВС началась в рамках конкурсной программы, объявленной в самом начале 1972 года. На предложение откликнулись пять ведущих авиастроительных корпораций, причем Northrop представила сразу два варианта самолета. Рассмотрение черновых проектов заняло месяц, и в марте были объявлены финалисты – General Dynamics и Northrop. Руководство ВВС заключило с компаниями контракты на постройку прототипов машин YF-16 и YF-17.

Параллельно свет увидели требования флотской авиации, которым требовался многоцелевой палубный штурмовик (с возможностью применения в роли истребителя) и перехватчик палубного базирования. По странному стечению обстоятельств, конкурентами в этих проектах оказались все те же фирмы General Dynamics и Northrop. С целью сокращения затрат и ускорения разработки родилась идея унификации проектов наземных и палубных машин.

Командование ВВС одобрило использование наработок по палубным машинам только осенью 1972 года, а технические проекты были готовы к концу года.

Конструкторские работы и постройка прототипов самолета заняли несколько лет, в ходе которых армейская авиация отдала предпочтение разработке General Dynamics. Первый прототип будущего истребителя F-16 совершил пробег по аэродрому в январе 1974 года. Причем в ходе пробежки возникла аварийная ситуация, и летчик был вынужден взлететь на новой машине.

Серийный выпуск F-16А начался с 1975 года, двумя годами позже появился вариант с двухместной кабиной F-16B. С 1993 года машины Fighting Falcon поставляются под маркой Lockheed, которая стала владельцем компании General Dynamics. Производство велось не только в США, но и в Европе и Турции. Для сборки самолетов в Европе был создан международный консорциум, в который входили поставщики из стран-участниц альянса НАТО.

Конструкция и вооружение

Истребитель F-16 построен по стандартной аэродинамической схеме со средним расположением плоскости крыла на фюзеляже. Горизонтальное хвостовое оперение самолета полноповоротное. В составе конструкции использованы алюминиевые и титановые сплавы, а также стальные и углепластиковые детали.

С целью снижения заметности для радиолокационных станций применены специальные покрытия, наносимые на внутреннюю часть панелей фюзеляжа. Аналогичное по назначению покрытие нанесено на фонарь кабины пилота, который сидит в катапультном кресле.


Кликни для увеличения чертежей

Перед пилотом расположен индикатор, отображающий данные о полете и обеспечивающий прицеливание. Бортовая РЛС обеспечивает обнаружение целей на расстоянии 37 км в нижней полусфере. На борту установлен автоматический компьютер, анализирующий воздушную обстановку.

Трапециевидное крыло американского истребителя F-16 сопряжено с фюзеляжем плавным переходом, который улучшил аэродинамику самолета и увеличил подъемную силу крыла при определенных углах атаки.

Параллельно удалось увеличить емкость внутренних топливных баков, находящихся в крыле и фюзеляже машины.

Механизация кромок крыла автоматическая, в зависимости от скорости полета. Для увеличения дальности полета возможна дозаправка в воздухе, топливоприемник установлен на фюзеляже за кабиной пилота. Допускается установка подвесных топливных баков с объемом до 5542 л.

Почти все построенные самолеты F-16 оснащены турбореактивным двигателем Pratt-Whitney F100 различных модификаций. Турбина расположена в хвостовой части фюзеляжа, имеет форсажную камеру.


В зависимости от модификации установка обеспечивает взлетную тягу от 10800 до 13200 кг. Воздухозаборник двигателя расположен в отдельном канале под кабиной пилота истребителя. Шасси имеет три опоры, которые убираются в специальные ниши.

Стрелковое вооружение на самолете F-16 представлено 20-мм револьверной , установленной на боковой части корпуса в зализе крыла. Блок из шести стволов раскручивается гидравлическим приводом. Боекомплект состоит из 511 снарядов, которых хватает на несколько коротких очередей. Возможна внешняя установка 30-мм пушки, размещенной в контейнере типа GPU-5/A.

Внутри самолета F-16, а также на его внешней поверхности и под крыльями имеется девять точек подвески:

  • центральная, предназначенная для оружия весом до 1000 кг;
  • внутренний отсек, имеет две точки для подвеса вооружения весом по 2041 кг;
  • две центральные крыльевые точки, рассчитанные на груз 1587 кг;
  • две внешние точки на крыле, предназначенные для установки вооружения весом по 318 кг.;
  • на законцовках крыла есть возможность подвеса двух единиц вооружения весом по 193 кг.

В состав подвесного оружия истребителя входят ракеты категории «воздух-воздух» (моделей AIM-7/9/120/132, Python 3/4, Magic 2 и другие). Возможна установка ракет «воздух-земля» нескольких модификаций. Всего возможно подвесить до шести ракет. Бомбовое вооружение самолета F-16 может состоять из свободнопадающих бомб моделей Mark 82/83/84.

Возможно использование корректируемых боеприпасов GBU-10/12/15/22/27/31. Допустимо применение кассетных бомб CBU-103/104/105.

Модификации F-16 и страны-эксплуатанты

Машины F-16A/B выпускались в нескольких модификациях (так называемый Block). Отличием версии В является двухместная кабина, благодаря которой самолет применяется для обучения пилотов. Самыми первыми стали Block 5 и 10, построенные до 1980 года.

Начиная с Block 15, стал использоваться кондиционер воздуха в кабине пилота, и расширились возможности точек подвески. По мере введения нового вооружения и узлов выпускались новые партии машин и модернизировались уже построенные. В настоящее время старые машины постепенно переоборудуются в беспилотные мишени под обозначением QF-16.


Начиная с Block 25, в серию пошел улучшенный вариант самолета F-16C/D, оборудованный новой бортовой радиолокационной станцией и модернизированное пилотажное оборудование. Индекс D присвоен двухместному учебно-боевому варианту. На Block 30 применили турбореактивный двигатель General Electric F110.

В конце 1988 года появился вариант истребителя Block 40/42, предназначенный для действий в ночное время. Самолет оснащался радаром LANTIRN и системой проецирования информации на лобовое стекло фонаря кабины. Последний вариант F-16 – Block 50/52 строится с 1990 года.


За счет увеличенной тяги удалось улучшить разгонные и маневренные характеристики машины. На базе этой версии создана модификация Block 50D/52D, предназначенная для борьбы с радиолокаторами противника. На основе Block 52 разработан двухместный вариант самолета F-16I, поставляемый для ВВС Израиля.

В 1977 году в администрации президента Джимми Картера родилась идея запрета поставок на экспорт машин, аналогичных используемым в США. Для этого был разработан «урезанный» вариант F-16/79 FX Export Fighter, оснащенный силовой установкой, аналогичной истребителю F-104/F-4.

Новый турбореактивный двигатель имел напряженный термический режим работы, поэтому конструкцию фюзеляжа усилили жаропрочными вставками, увеличившими вес на 900 кг. Применение упрощенного двигателя позволило сократить стоимость самолетов на 11%.

Был построен прототип, но развития проект не получил из-за прихода администрации нового президента.

Машина состоит на вооружениине только ВВС США, хотя именно Америка имеет наибольшее количество строевых F-16. В 2012 году в списках числилось более 1200 машин различных версий. Крупным эксплуатантом является Турция, закупившая лицензию на производство истребителей. Различные модификации самолета F-16 числятся в составе вооруженных сил ряда государств Европы, Южной Америки, арабских государств. В Италии машины использовались по программе лизинга.

Характеристики F-16 в сравнении с другими машинами

Сравнение параметров американского самолета и показывает, что по ряду параметров отечественная машина не уступает иностранной технике. Это было подтверждено в ходе воздушных боев над Афганистаном.

F-16С Block 52 МиГ-23МФ МиГ-29
Длина, мм 15030 16710 17320
Размах крыла, мм 9450-10000 7780-13970 11360
Высота, мм 5090 4820 4730
Максимальный взлетный вес, кг 21772 18400 18480
Скорость, км/час 2120 (на 12200 м) 2500 2450
Потолок, м 15240 17500 18000
Радиус действия, км 1361-1759 1450 1430-2100

Преимуществом машины F-16 является большая тяга двигателя, обеспечивающая тяговооруженность на уровне 1,13 кгс/кг. Благодаря этому самолет быстро разгоняется и обладает хорошей маневренностью.

Тот же российский истребитель МиГ-29, имея два двигателя, имеет тяговооруженность не более 1,09 кгс/кг.

Боевое применение

Первыми F-16, вступившими в бой, стали машины ВВС Израиля. Это произошло весной 1981 года, когда ракетами были сбиты два сирийских вертолета, которые обеспечивали снабжение сил Организации Освобождения Палестины на территории Южного Ливана. Следующей операцией стал налет на ядерные объекты на территории Ирака.


Самолеты F-16А осуществили сброс свободнопадающих авиабомб весом по 450 кг, находясь под прикрытием истребителей F-15A. Слабость противовоздушной обороны Ирака не позволила обнаружить израильские машины, поэтому потерь они не понесли.

Летом 1981 года произошел воздушный бой израильского самолета F-16, ставший первым боестолкновением для истребителя. Жертвой стал МиГ-21 из состава ВВС Сирии. Масштабные бои между израильскими и сирийскими летчиками развернулись год спустя – в долине Бекаа на территории Ливана.

К этому времени относится и первая потеря истребителя F-16A, который был уничтожен ракетой класса «воздух-воздух» Р-23Р, пущенной с МиГ-23МФ.

Следующей ареной боевого применения стал конфликт Венесуэлы и Колумбии в 1987 году. К этому времени в вооруженных силах Венесуэлы было несколько десятков машин F-16A и B. До реальных боевых столкновений дело не дошло.

Позднее венесуэльские машины принимали участие в противодействии мятежу 1992 года. В 2013 и 2015 году отмечены случаи использования самолетов против легкомоторной авиации наркокартелей, использующейся для вывоза наркотиков.

В последние месяцы 1985 года самолеты F-16A поступили на вооружение ВВС Пакистана. Машины базировались на аэродромах вдоль афганской границы. Пакистанские самолеты проводили регулярные пуски ракет по советским и афганским машинам, находясь на своей территории. Ответный огонь открывать не разрешалось.

Подобная тактика привела к потере нескольких Су-22 и Ан-26. Весной 1987 года один из пакистанских F-16A был сбит в ходе воздушного боя с МиГ-23МЛД. Боестолкновения с самолетами ВВС Пакистана продолжались вплоть до вывода советских войск с территории Афганистана. Именно машиной F-16A был сбит в конце лета 1988 года штурмовик Су-25, который пилотировал А. Руцкой.

Пакистанские истребители позднее приняли участие в конфликте с Индией. Официальной информации по потерям нет. Начиная с 2001 года над Афганистаном стали применяться F-16 сил НАТО, используемые в борьбе с террористическими организациями.

Истребители F-16A и C использовались США в войне в Персидском заливе в 1991 году. Машины применялись для ударов по наземным целям. Из-за противодействия со стороны иракской армии бомбардировки выполнялись с большой высоты, что снизило эффективность ударов. Официально было потеряно шесть машин, но неофициальные данные говорят о том, что потери были в 3-4 раза выше.


Самолеты применялись в Ираке и после войны для контроля запретных зон. Позднее машины участвовали во вторжении сил коалиции в Ирак. С 2003 по 2008 год в Ираке были потеряны пять самолетов.

Позднее истребители F-16 из состава ВВС НАТО использовались на Балканах. Там стали применяться корректируемые авиабомбы, повысившие точность наносимых ударов. В 1999 году в арсенале появились бомбы с графитовым наполнителем, предназначенные для поражения линий электропередач и электростанций. В ходе боев в 1994-95 года и в 1999 были сбиты несколько самолетов F-16.

Турецкие самолеты участвовали в боях против курдов, а также использовались в конфликте с Грецией. Причем им противостояли такие же машины греческих ВВС. Всего враждующие стороны потеряли по три самолета.

Именно один из истребителей F-16 турецких ВВС сбил в конце осени 2015 года российский бомбардировщик Су-24М.

Турецкие F-16 участвовали в ходе восстания 2016 года.

В 2001 году израильские самолеты вновь приняли участие в боевых действиях. Удары наносились по Палестинской автономии в рамках борьбы с террористическими ячейками.

В 2003 году состоялся налет на лагерь боевиков «Исламский Джихад», расположенный на территории Сирии. В последние годы машины F-16 использовались для ударов по Сектору Газа (в 2016 и 2017 году) и Сирии. В ходе атаки в феврале 2018 года один из израильских истребителей F-16I был сбит.

Выводы

С момента первого полета самолета F-16 прошло уже более 40 лет, но заложенный в конструкцию потенциал развития позволил истребителю остаться востребованным и сегодня. Несмотря на создание машин пятого поколения (тот же F-22), старая машина остается на вооружении США и многих государств.

Одной из причин является низкая стоимость – в три раза меньше, чем у новейших машин.

Кроме того, нельзя сбрасывать со счетов пониженные эксплуатационные расходы и наличие обученного персонала.

Одним из направлений дальнейшей модернизации парка самолетов является доработка до стандарта F-16V (Viper). Новый вариант истребителя оснащается радиолокационной станцией с активной фазированной решеткой, улучшенным компьютерным и пилотажным оборудованием. В любом случае, пройдет еще не один год, прежде чем с вооружения будет снят последний «Атакующий сокол».

Видео

Истребитель F-16 взлетел в небо в 1974 году. Боевая машина выпускается до сих пор. За 40 лет своего существования самолёт превратился из лёгкого истребителя в многоцелевую машину, способную днём и ночью совершать боевые вылеты и запускать управляемые ракеты «воздух-воздух» превышающие диапазон видимости. Однако самолёт уязвим для современных РЛС, т.к. на нём не используются стелс-технологии.

История появления новой версии

F-16 - американский самолёт-истребитель 4-го поколения. Благодаря своим лётным и техническим параметрам, а также невысокой стоимости (от 34 до 50 млн. долл.), эта машина стала самой покупаемой. В 1975 году F-16 стоил всего 4,5 млн. долларов. Лёгкий истребитель составляет основу военного авиапарка США и других стран.

Американцы называют F-16 «атакующим соколом». Разработчик этой серии - авиакомпания General Dynamics. F-16 впервые взлетел в 1974. Компания-разработчик выиграла конкурс на проектирование лёгкого истребителя для нужд армии США ещё в 1972. Американским военным нужен был лёгкий летательный аппарат, вес которого не превышал бы 9 тонн. Самолёт должен был при скорости до 1,6 Мах участвовать в ближнем сражении на высоте до 12 200 метров.

В объявленном конкурсе General Dynamics вместе с Northrop обошли такие известные авиакомпании, как Lockheed Corporation (впоследствии слившейся с компанией Martin Marietta), Boeing, LTV. Компания Northrop также получила финансирование на проведение проектных работ и представила разработку F-17, вошедшую в основу выпуска летательного аппарата F/А18 для ВМФ США.

Министерство обороны подписало с General Dynamics контракт на 39 млн. долларов. F-16 выпускался мелкими партиями с 1975 г., крупными - с 1978 г. до 1980 г. было изготовлено 650 боевых машин. Авиакомпания General Dynamics в середине 90-х вошла в группу Lockheed Martin. До 2017 г. было выпущено более 4,5 тыс. таких истребителей. Около 2 200 единиц техники закупило Минобороны США. Остальные истребители были раскуплены военными ведомствами Израиля, Турции, Египта и других стран.

F-16 морально устарел?

Да Нет

Летно-технические параметры

F-16 может без посадки пролететь почти 4000 км со скоростью 2120 км/ч и подняться на расстояние 12000 и 18000 метров. Боевой радиус машины - 1361-1759 км. Дальность полёта с конформными топливными баками (3,9 тыс. л в ПТБ) - 3,9 тыс. км, без конформных топливных баков (5,5 тыс. л в ПТБ) - 4,4 тыс. км.

Экипаж

Истребитель пилотируется одним человеком. Некоторые модели были переоборудованы в 2-местные (F-16В, F-16D, F-16I).

Скорость

Скоростные параметры:

  • крейсерская скорость - 0,93 М;
  • максимальная скорость - 2 145 км/ч;
  • макс. скорость у поверхности - 1 432 км/ч;
  • макс. скороподъёмность - 18 900 м/мин.

Пpактический потолок

Воздушное судно способно подниматься на высоту 17–18 тыс. метров. Практический потолок - 14000–16000 метров. Скорость подъема - 275 м/с.

Габаpиты самолёта

Размеры истребителя:

  • длина - 15,03 м;
  • высота - 5,09 м;
  • размах и площадь крыла - 9,45 м и 27,87 кв. м;
  • вес порожнего - 7–9 т;
  • макс. взлётный вес - 17–21 т;
  • объём топ. баков - 3,9 тыс. л.;
  • вес топлива - 2,5–3,2 т;
  • тип мотора - Pratt & Whitney F100 или General Electric F110;
  • мощность - 129,40 Кн;
  • вес внешней нагрузки - 8,7 т;
  • общий вес боевой нагрузки на всех 9 узлах подвески -5,42 т.

Вооружение

У истребителя 9 точек подвески. Боевая нагрузка составляет 5420 кг. Правда, в ущерб маневренности она может составлять 9276 кг. F-16 может нести 1 пушечный контейнер GPU-5/A с 30 мм пушкой.

Масса вооружения:

  • центральные - два по 1,58 тыс. кг;
  • под фюзеляжем - 1 тыс. кг;
  • внутренние - два по 2,04 тыс. кг;
  • на законцовках - два по 193 кг;
  • внешние - два по 318 кг;
  • доп. точки подвески сбоку воздухосборника - два по 408 кг.

Боекомплект:

  • стрелково-пушечное - 6-ствольная пушка М61А1 20 мм на 511 снарядов;
  • «воздух-воздух» - AIM-7(9,120), Python 3(4), Derby, Magic 2, Sky Flash;
  • «воздух-поверхность» - AGM-65 (45, 84, 158);
  • бомбы - корректируемые (GBU-10/31), корректируемые кассетные (GBU-103/105), свободнопадающие (Mark 82/84);
  • БРЛС - AN/APG-66/80.

Вооружение F-16

Конструкция

F-16 - однокилевый моноплан, выполненный по классической схеме. У авиамашины один мотор в хвосте. Фюзеляж - полумонокок. Крыло с увеличенной стреловидностью плавно перетекает в фюзеляж. Такая конструкция позволяет создать вспомогательную подъёмную силу при увеличенном угле атаки.

Угол передней кромки крыла - 40 градусов. Нерегулируемый воздухосборник находится под фюзеляжем. Шасси снабжены гидравлическим приводом. Передняя стойка находится сразу за воздухозаборником. У истребителя интегральная аэродинамическая компоновка, центр тяжести борта смещён вперёд, имеется высокочувствительная РЛС.

F-16 - это первый на вооружении американской армии летательный аппарат с расчётной скоростью 2 Маха. Боевая машина с ресурсом в 8 000 ч. предназначена для боевых вылетов и выполнения манёвров при перегрузке в 9 g.

Инновации в устройстве кабины: беспереплётный фонарь каплевидной формы; откидное кресло, снижающее влияние перегрузок на лётчика; боковая ручка управления. Катапультируемое сидение может эвакуировать лётчика на любой скорости и высоте. Планер истребителя изготовлен на 80% из сплавов алюминия, на 8% - из стали, на 3% - из композитных материалов.

F-16 имеет немало модификаций. Начиная с модели «Block 25» у летательных аппаратов снижена радиолокационная заметность. На поверхность створок фонаря кабины нанесён тонкий слой золота. Благодаря такому новшеству падающее излучение равномерно рассеивается и не попадает вглубь кабины. Начиная с версии «Block 32» при изготовлении воздухозаборников применялись радиопоглощающие материалы.

Все детали и узлы истребителя унифицированы. Например, мотор марки Pratt & Whitney применяется на истребителях F-15. К тому же у самолета F-16 точно такие же стойки шасси и некоторые аэродинамические элементы (крылья, горизонтальное хвостовое оперение, руль высоты).

F-16 много почерпнул у истребителя третьего поколения F-4/Е (автоматизированная СУ ракетами и бомбами, аппаратура радиоэлектронного подавления, устройство узлов подвески и механизмов отцепки, одинаковый состав боеприпасов). В противоположность бомбардировщику F-111, конструкция которого насчитывала 250 видов крепежа, F-16 имеет всего 50 типов крепежа. По габаритам боевая машина F-16 меньше, чем F-14 или F-15.

У истребителя F-16 импульсный доплеровский радиолокатор, который позволяет ему видеть цель на расстоянии 37 км в нижней полусфере и 46 км - в верхней. На борту самолета - ЭДСУ постоянного действия, РЭП ALQ, навигационная установка TACAN, аппаратура сброса дипольных отражателей, РЛС предупреждения, ЭВМ для анализа обстановки в воздухе, управления полётом и огнём.

Модификации

Разработка и производство новейших моделей F16 проводились силами международного консорциума с главным офисом в США. Государства, принимавшие участие в изготовлении истребителя: Бельгия, Нидерланды, Дания, Англия и США. Голландская авиакомпания Fokker изготавливала центроплан, крылья и закрылки. Бельгийская Sabca - хвост фюзеляжа и вертикальное хвостовое оперение. Бельгийский завод FN изготавливал моторы F 100.

В Европе работало 3 сборочные линии по производству истребителей. Большая часть деталей и механизмов изготавливалась на американском авиазаводе №4 в г. Форт-Уэрте, а затем перевозилась для монтажа в Нидерланды и Бельгию. Истребители американского производства имели голландские центропланы и бельгийские хвостовые детали.

Модификации:

  • F-16А - базовая модель, одноместный, многофункциональный, используется в дневное время;
  • F-16В - 2-местный, учебно-боевой, выпускается с 1977 г.;
  • F-16С - одноместный, модернизированный, используется ВВС с 1984 г.;
  • F-16D - 2-местный, учебно-боевой, выпуск с 1984 г.;
  • F-16N и TF-16N - одно и 2-местные варианты, изготовленные для лётной школы «Топ Ган» ВМС США;
  • F-16ADF - ПВО-истребитель для Нацгвардии США на основании F-16А;
  • F-16С и F-16R - разведчик вместо RF-4C;
  • FSX - авиамашина на основе F-16 для подмены бомбардировщика F-1.

Планы модернизации

Изготовитель планирует дальнейшее усовершенствование всей серии истребителей. Боевые машины должны иметь CCV и AFTI. Улучшения затронут конфигурацию и цифровую систему управления полетом. F-16XL будет иметь бесхвостовую схему и усовершенствованную маневренность, большее расстояние беспосадочного перелёта, более современное вооружение.

Night Falcon и «Block 50»

Летательные аппараты «Block 40/42» Night Falcon изготавливаются с 1988. Истребителя оснащены системой LANTIRN, РЛС APG-68(V), цифровой системой управления полетом, автоматической системой рельефного следования по местности. Боевая машина может нести управляемые ракеты AGM-88B.

Установка дополнительного оборудования повлекла увеличение взлётного веса и усиление шасси. С 1991 г. производятся авиамашины «Block 50» и «Block 52». Они оснащены РЛС APG-68, современным ИЛС и ЭВМ, дипольным отражателем, СИП. Установлены новые моторы (F110-GE-229, F100-PW-220).

Истребитель-перехватчик ПВО

В 1986 году 270 истребителей F16-А/В были переоборудованы в истребители-перехватчики ПВО. Самолеты были оснащены новой РЛС, отслеживающей небольшие объекты, пусковыми установками для управляемых ракет AIM-7 Sparrow. Перехватчики могут поднять целых 6 ракет AIM-120, AIM-7, AIM-9.

F-16CJ и F-16DJ

Для замены старых противорадиолокационных истребителей F-4GWWV были созданы F-16CJ в рамках серии «Block 50». Новые самолёты были одноместными. Вся работа второго пилота возлагалась на компьютер. Было выпущено несколько 2-местных машин серии F-16DJ. Истребители использовались парами. Они несли ракеты против РЛС (AGM-88, AGM-45) и самонаводящиеся ракеты (AIM-9 и AIM-120).

F-16V

В 2015 году была изготовлена новейшая версия - F-16V, её назвали «Гадюка» («Viper»). Машина оснащена масштабированной радарной антенной APG-83 SABR, система дневного и ночного прицеливания SNIPER. Авиакомпания Lockheed Martin собирается улучшить все F-16C до стандарта F-16V или F-16S.

F-16I

2-местный F-16I создан на базе «Block 52» для ВВС Израиля. Истребитель получил название «Гроза» («Sufa»). Бортовая оснастка и вооружение летательного аппарата F-16I изготавливаются израильтянами. Закуплено - 102 машины. Стоимость одного самолёта - 70 млн. долларов.

Эксплуатация

Авиакомпания General Dynamics изготовила лёгкий и недорогой F-16, долгое время пользующийся спросом. Авиамашина находится в авиапарке ВВС 25 стран мира. F-16 до сих пор изготавливаются и поставляются на экспорт.

Находится на вооружении

Истребитель в данный момент эксплуатируют такие страны: Бельгия, Бахрейн, Венесуэла, Греция, Дания, Египет, Норвегия, Нидерланды, Польша, Португалия. Самолёт эксплуатируется израильскими ВВС. Авиамашины закупили Сингапур, Пакистан, Оман, ОАЭ, Ирак, Таиланд, Турция, Марокко, Чили.

Около 34 истребителей этой версии было на вооружении Италии. Самолёты находились в авиапарке итальянской армии с 2001 по 2012 гг. по соглашению «Мирный Цезарь».

Боевое применение

Впервые авиамашина в составе армии Израиля сражалась в воздушных боях в Ливане в 1981г. F-16 уничтожили около 33–45 самолетов Сирии, закупленных в СССР (МиГ-23, Су-22). Сирийцы подбили около 6 самолётов марки F-16. Израильская армия использовала F-16 для боевых атак в Ираке, Тунисе, Сирии, Секторе Газа. В 2018 г. израильские авиамашины использовались в Сирии, а одна машина была подбита.

ВВС Иордании использовали авиамашины F-16 в 2014-2016 годах в войне в Сирии и во внутреннем конфликте в Йемене. В 2015 г. Ирак использовал истребитель для атак по базам ИГИЛ. Истребитель использовали для совершения боевых вылетов армия Венесуэлы и Марокко. В 1980–1988 гг. предоставленные Пакистану американские авиамашины сражались в Афганистане.

США использовали F-16 в конце минувшего века в сражениях в Персидском заливе. Почти 5 лет в начале 2000-х американские авиамашины вели бои в Ираке. Турция эксплуатировала лёгкие F-16 в местных конфликтах и в войне в Сирии.

F-16 - американский истребитель четвёртого поколения, на сегодня самый массовый истребитель в мире.

Истребитель F-16 был разработан в США в 1974 году. Разработчиком является компания General Dynamics.


На вооружение армии США истребитель F-16 поступил в 1979 году.


В 1993 году компания General Dynamics потеряла интерес к авиастроению и продала свой авиационный бизнес компании Lockheed Martin, которая тогда называлась Lockheed Corporation.


Самолёт F-16 - это самый массовый истребитель четвёртого поколения. Таким он стал благодаря своим неплохим характеристикам и сравнительно невысокой стоимости. По состоянию на июнь 2014 года построено свыше 4 500 истребителей F-16. В этом же году F-16 состоял на вооружении 25 стран.

F-16C

В различных модификациях F-16 будут производить до 2017 года. Конечно же, эти самолёты встанут не на вооружение армии США, а на вооружение более бедных стран. Сами США сейчас закупают истребители пятого поколения F-35 .


Первые воздушные бои F-16 были во время гражданской войны в Ливане. Тогда израильские истребители F-16 одержали победу над сирийскими МиГ-21.


После этого израильские F-16 учавствовали в оперции «Мир Галилее», в ходе которой успешно вели бои с сирийскими МиГ-21 и МиГ-23 . Хотя есть сведения что в ходе той войни Израиль потерял минимум пять F-16.

F-16C

В дальнейшем Израиль активно использовал свои F-16 для налётов на соседние страны, в которых были лагеря враждебных Израилю группировок.


Во время войны в Персидском заливе F-16 был самым массовым истребителем стран коалиции. Они задействовали 249 истребителей F-16 различных модификаций. Этот самолёт имел самый низкий показатель боевых потерь.


Во время войны в Афганистане F-16 ВВС Пакистана активно патрулировали границу, так как были частые нарушения воздушного пространства страны. В результате этого было сбито около 13 афганских самолётов (МиГ-23 , Ан-24 и Ан-26) и один советский штурмовик Су-25 . Один F-16 ВВС Пакистана был потерян при странных обстоятельствах.


Кроме этого F-16 учавствовал ещё во многих конфликтах по всему миру и показал себя весьма неплохо.


Есть данные 2008 года говорящие о том, что за всё время всего было потеряно 561 машины. 317 истребитей F-16 было потеряно в США, остальные в других странах.


Психология