Когда была создана шанхайская организация сотрудничества. 上海合作组织Шанхайская организация сотрудничестваThe Shanghai cooperation organisation

Очередной пятнадцатый саммит глав государств - членов ШОС проходит в эти дни в Ташкенте под эгидой расширения границ организации. О своем намерении стать участниками ШОС в 2014 году заявили Индия и Пакистан.

Начатая в прошлом году процедура приема государств в члены организации продолжится в пятницу 24 июня, когда президенты "шестерки" при участии премьер-министра Индии Нарендры Моди и президента Пакистана Мамнуна Хуссейна примут меморандумы об обязательствах Индии и Пакистана для приема в ШОС. И хотя де-факто государства уже признаются членами, де-юре процедура приема завершится присоединением Индии и Пакистана ко всем документам, принятым в рамках ШОС.

Следует отметить, что Узбекистан уже в третий раз председательствует в организации. Ранее этой почетной миссии мы удостаивались в 2004 и 2010 годах.

Мы проанализировали деятельность организации в исторической ретроспективе и основные документы, принятые в рамках ШОС по различным направлениям. Итоги представляем вашему вниманию.

Предыстория и документы

Современный формат Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) сложился на базе «Шанхайской пятерки», с 1996 года объединявшей в своем составе Казахстан, Кыргызстан, Китай, Россию и Таджикистан. Исторической точкой отсчета ШОС стало присоединение Узбекистана к пяти странам-участницам в 2001 году. Окончательное юридическое оформление вновь образованной международной организации произошло в июне 2002 года подписанием глав государств — членов ШОС и ШОС - базовых уставных документов.

Перечисленные программные документы закрепили принципы, основные цели и задачи организации, а также ее организационную структуру и полномочия органов. С их принятием организация получила качественно новый вектор развития.

Приоритетными задачами организации признаны укрепление стабильности и безопасности в регионе, объединяющем государства-участников, борьба с терроризмом, сепаратизмом, экстремизмом, наркотрафиком, развитие экономического сотрудничества.

Немаловажную роль в дальнейшем развитии организации сыграли такие документы, как Договор о долгосрочном добрососедстве, дружбе и сотрудничестве государств - членов ШОС - итоговый документ саммита глав государств, который проходил в Бишкеке в 2007 году, и Декларация о построении региона долгосрочного мира и совместного процветания , принятая лидерами стран ШОС в 2012 году.

Несколько цифр

ШОС сегодня - это:

6 стран-участниц: Казахстан, Кыргызстан, КНР, Россия, Таджикистан, Узбекистан и 2 страны в процессе приема в участники Индия и Пакистан;

4 государства-наблюдателя: Афганистан, Белоруссия, Иран, Монголия;

6 партнеров по диалогу: Азербайджан, Армения, Камбоджа, Непал, Турция, Шри-Ланка;

3 страны, подавшие заявку на участие в ШОС в качестве государства-наблюдателя: Бангладеш, Сирия и Египет.

Общая территория входящих в ШОС стран составляет более 34 млн кв. км, то есть 60% территории Евразии. Общая численность населения стран ШОС - свыше 3,5 млрд человек, то есть половина населения планеты.

Сферы межгосударственного взаимодействия

Активное сотрудничество стран ШОС в сфере безопасности заключается в разработке и подписании ряда документов международного значения. В их числе Шанхайская конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом 1 , которая закрепляет и развивает принципы основных международных договоров в области обеспечения безопасности и борьбы с международной преступностью, принятых в частности Генассамблеей ООН.

Основной акцент в Шанхайской конвенции сделан на создании эффективных механизмов по пресечению преступной деятельности, в особенности представляющих угрозу безопасности региона. Речь, в том числе, о созданной во исполнение основных положений конвенции, Региональной антитеррористической структуре ШОС (РАТС ШОС) . Ее правовой статус определяется между государствами - членами Шанхайской организации сотрудничества от 7.06.2002 г.

Деятельность Исполнительного Комитета РАТС ШОС осуществляется по следующим основным направлениям:

координация и взаимодействие компетентных органов стран участниц в борьбе с терроризмом, экстремизмом, проведении антитеррористических учений и прочее;

подготовка международных документов по вопросам борьбы с терроризмом, в том числе в рамках ООН, содействие Совету Безопасности ООН и другим международным структурам;

формирование и пополнение банка данных РАТС ШОС, сбор и анализ информации по вопросам борьбы с терроризмом и другими видами международной преступности.

В дальнейшем при активном участии РАТС ШОС подписан ряд важных международных документов, среди которых, например:

Соглашение между государствами - членами ШОС о сотрудничестве в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров (Ташкент, 17.06.2004 г.) ;

Соглашение о сотрудничестве в области выявления и перекрытия каналов проникновения на территории государств - членов ШОС лиц, причастных к террористической, сепаратистской и экстремистской деятельности (Шанхай, 15.06.2006 г.) ;

Конвенция ШОС против терроризма (Екатеринбург, 16.06.2009 г.) и другие.

С полным текстом приведенных документов можно ознакомиться в разделе «Международные отношения» информационно-поисковой системы « Законодательство Республики Узбекистан ».

Не меньшее внимание в рамках ШОС уделяется развитию партнерских отношений в экономической сфере. Предпринимаемые в этом направлении шаги направлены в первую очередь на расширение и укрепление торгово-экономического взаимодействия, создание благоприятного инвестиционного климата внутри организации.

Принятыми документами, в частности Программой многостороннего торгово-экономического сотрудничества (2003 г.) и Планом действий по развитию сотрудничества (2004 г.) , закреплены основные направления экономического взаимодействия стран-участниц: энергетика, транспорт, сельское хозяйство, телекоммуникации.

Документы предусматривают в долгосрочной перспективе (до 2020 г.) создание зоны свободной торговли в границах ШОС.

Для выполнения намеченных целей в экономической сфере в рамках ШОС созданы и функционируют специальные структуры. Например, активное содействие в реализации принимаемых экономических проектов оказывает Межбанковское объединение (МБО) , которое образовано на заседании Совета глав правительств ШОС в 2005 году. В состав МБО входит и Национальный банк ВЭД Узбекистана.

Кроме того, ШОС оформил соглашения о партнерстве с такими международными экономическими организациями, как Евразийский экономический союз и Ассоциация государств Юго-Восточной Азии.

Сферы взаимодействия государств - членов ШОС регулярно расширяются. Сегодня деятельность ШОС уже не ограничивается вопросами безопасности и экономики. Развиваются также интеграционные процессы в области образования, науки и технологий.

Этим целям служит, в том числе Университет ШОС, который пока функционирует как сеть уже существующих вузов в государствах-членах и странах-наблюдателях ШОС. Подготовка кадров высшей квалификации в Университете ШОС осуществляется по приоритетным областям культурного, научно-образовательного и экономического сотрудничества стран - участниц организации: регионоведение, экология, энергетика, IT-технологии, нанотехнологии.

Перспективы

По материалам центрального интернет-портала ШОС, всего в ходе юбилейного саммита планируется подписать более десяти документов. Наряду с вопросами совершенствования деятельности ШОС и развития сотрудничества по приоритетным направлениям, таким как: безопасность, антитеррор, экономика и гуманитарные связи, будут согласованы межправительственное соглашение о международных перевозках по сети азиатских автомобильных дорог и межведомственное соглашение о взаимном признании таможенного контроля в отношении отдельных видов товаров.

Отдельное внимание на переговорах главы государств уделят ключевым мировым и региональным проблемам, включая ситуацию в Афганистане и на Ближнем Востоке.

Олег ЗАМАНОВ, наш эксперт.

Функции и порядок работы органов ШОС, за исключением Региональной антитеррористической структуры, определяются соответствующими положениями, которые утверждаются Советом глав государств.

Совет глав государств может принять решение о создании других органов ШОС. Создание новых органов оформляется в виде дополнительных протоколов к Хартии Шанхайской организации сотрудничества, которые вступают в силу в порядке, установленном статьей 21 Хартии ШОС.

Порядок принятия решений

Решения в органах ШОС принимаются путём согласования без проведения голосования и считаются принятыми, если ни одно из государств-членов в процессе согласования не возразило против них (консенсус), за исключением решений о приостановке членства или об исключении из Организации, которые принимаются по принципу «консенсус минус один голос заинтересованного государства-члена».

Любое государство-член может изложить свою точку зрения по отдельным аспектам и/или конкретным вопросам принимаемых решений, что не является препятствием для принятия решения в целом. Эта точка зрения заносится в протокол заседания.

В случаях незаинтересованности одного или нескольких государств-членов в осуществлении отдельных проектов сотрудничества, представляющих интерес для других государств-членов, неучастие в них указанных государств-членов не препятствует осуществлению заинтересованными государствами-членами таких проектов сотрудничества и, вместе с тем, не препятствует указанным государствам-членам в дальнейшем присоединиться к осуществлению таких проектов.

Исполнение решений

Решения органов ШОС исполняются государствами-членами в соответствии с процедурами, определяемыми их национальным законодательством.

Контроль за выполнением обязательств государств-членов по реализации настоящей Хартии, других действующих в рамках ШОС договоров и решений ее органов осуществляется органами ШОС в пределах их компетенции.

Неправительственные структуры ШОС

В рамках Шанхайской организации сотрудничества также действуют две неправительственные структуры: Деловой совет ШОС и Межбанковское объединение ШОС.

Деловой совет ШОС

Деловой совет Шанхайской организации сотрудничества (ДС ШОС) учреждён 14 июня 2006 года в городе Шанхае (Китай) национальными частями совета от Республики Казахстан, Китайской Народной Республики, Кыргызской Республики, Российской Федерации, Республики Таджикистан и Республики Узбекистан. Утверждены также документы, регламентирующие деятельность ДС ШОС и его постоянно действующего секретариата, который располагается в Москве.

ДС ШОС создан в соответствии с решением Совета глав государств ШОС. Он является неправительственной структурой, объединяющей наиболее авторитетных представителей бизнес-сообщества государств-членов ШОС с целью расширения экономического сотрудничества в рамках организации, налаживания прямых связей и диалога между деловыми и финансовыми кругами стран ШОС, содействия практическому продвижению многосторонних проектов, определённых главами правительств в «Программе торгово-экономического сотрудничества».

Высшим органом ДС ШОС является ежегодная сессия, которая определяет приоритеты и вырабатывает основные направления его деятельности, решает наиболее важные вопросы взаимоотношений с деловыми объединениями других государств.

ДС ШОС — это самостоятельная структура, способная принимать рекомендательные решения и давать экспертные оценки по перспективным направлениям подключения представителей бизнес-сообщества государств-членов ШОС к торгово-экономическому и инвестиционному взаимодействию в рамках организации.

Особенностью ДС ШОС является то, что среди приоритетных направлений межгосударственного сотрудничества, наряду с энергетикой, транспортом, телекоммуникациями, кредитно-банковской сферой, совет выделяет взаимодействие стран ШОС в области образования, науки и инновационных технологий, здравоохранения и сельского хозяйства.

Опираясь на динамизм и заинтересованность делового сообщества, ДС ШОС тесно сотрудничает с министерствами и ведомствами экономического блока правительств, ни в коей мере не подменяя их работу.

В ходе Шанхайского саммита в июне 2006 года главы государств подчеркнули важность создания ДС ШОС для дальнейшего развития организации и выразили уверенность в том, что он станет эффективным механизмом для продвижения делового партнёрства на всей территории ШОС.

В 2006 году сформированы специальные рабочие группы, отвечающие за развитие сотрудничества в области здравоохранения и образования, а также взаимодействия в рамках создания Энергетического клуба ШОС.

В настоящий момент специальная рабочая группа по здравоохранению проводит отбор проектов для создания в рамках ШОС структуры, аналогичной Всемирной организации здравоохранения (рабочее название — ВОЗ ШОС), которая работала бы по направлению совершенствования медицинского обслуживания в государствах-членах организации, развития профилактической направленности здравоохранения, удовлетворения потребности населения в высокотехнологичных видах медицинской помощи.

В качестве основных рассматриваются проекты по оказанию помощи населению посредством:

— обязательного и добровольного медицинского страхования;

— ликвидации и преодоления последствий чрезвычайных ситуаций (с помощью создания совместного Центра медицины катастроф);

— профилактики распространения инфекционных заболеваний (птичий грипп, SARS) и туберкулёза;

— внедрения специальной высокотехнологичной программы «Телемедицина» для населения труднодоступных и отдалённых районов;

— создания системы фельдшерско-акушерских пунктов (ФАП);

— создания рекреационных зон и бальнеологических курортов на территории государств-членов ШОС, в первую очередь в России, Казахстане, Китае и Киргизии.

В области образования соответствующей рабочей группой рассматривается программа формирования в рамках существующих национальных вузов своеобразной диспетчерской площадки по координации усилий групп вузов каждой из стран ШОС по подготовке студентов и переподготовке специалистов для различных секторов экономики. Развитие сотрудничества в данной сфере будет способствовать взаимопониманию и культурно-гуманитарному взаимодействию, дальнейшей модернизации отраслей науки и образования государств-членов.

В целях стимулирования эффективных деловых связей в рамках ШОС и содействия достижению экономических задач 16 августа 2007 года Деловым советом ШОС и Межбанковским объединением ШОС подписано соглашение о сотрудничестве.

Деятельность ДС ШОС является одной из составляющей работы государственных структур стран организации в реализации Перечня мероприятий по дальнейшему развитию проектной деятельности в рамках ШОС на период 2012-2016 годы, определяющих приоритетные направления экономического сотрудничества на предстоящее десятилетие.

Выросшее влияние таких международных организаций как НАТО, ООН, заставляет экономически развитые страны разных частей света консолидироваться для совместного сотрудничества с целью эффективного противодействия выросшим угрозам безопасности и экономическим проблемам. Одним из таких международных объединений стала ШОС. Шанхайская Организация Сотрудничества - молодое международное объединение шести стран Азии, в которое входит, в том числе, и Россия. Это не экономический союз, с единым торговым пространством, и не военный блок, с общими войсками и базами. По своим задачам и целям оно находится где-то в промежутке, охватывая обе составляющие не в глобальном масштабе, сохраняя индивидуальность всех государств.

История ШОС

ШОС первоначально неформально называлась «Шанхайской пятеркой». Девяностые годы были достаточно трудным временем для государств Центральной Азии. Возросла террористическая активность, накопились территориальные претензии на граничащих участках государств, присутствовали проблемы экономических взаимоотношений. В 1996-1997 годах такие государства, как Казахстан, Киргизия, Китай, Россия и Таджикистан, пошли на сближение для попытки избавиться от противоречий. Диалог пошел удачно, и в 2001 году, приобщив к своей совместной деятельности Узбекистан, начала создаваться новая международная организация стран Азии. Так появилась ШОС, или «Шанхайская шестерка».

Три года велась работа по созданию документальной базы и структуры организации. С 2008 по 2012 годы к ШОСу проявили интерес другие страны и не только Азиатского формата. Состав не расширился, но государства получили возможность участвовать в работе ШОС на правах наблюдателей (Афганистан, Индия, Иран, Монголия, Пакистан) или партнеров (Беларусь, Шри-Ланка, Турция). В данный момент организация готовится к первому расширению за счет принятия Пакистана и Индии.

Структура ШОС

  • Вершина иерархии - Совет глав государств. Основная цель съездов, которые совершаются раз в год - задать тон, поставить задачи, обговорить важные вопросы на текущий год.
  • Совет глав правительств. Члены этого органа непосредственно разбирают вопросы сотрудничества в рамках ШОС, обрисовывают цели комитетов и структур, дают им задания, принимают бюджет.
  • Исполнительный орган - Секретариат. Находится в Пекине.
  • Одним из ключевых органов организации является РАТС (Региональная антитеррористическая структура), профильные подразделения которой находятся во всех государствах, а штаб-квартира - в Ташкенте. Эта структура курирует государства-члены в вопросах терроризма, экстремизма и возможного сепаратизма.
  • Совет министров иностранных дел решает вопросы взаимодействия ШОС с другими государственными образованиями.
  • Совет национальных координаторов создает условия работы между структурами в рамках ШОС.

Второстепенными являются комитеты, отвечающие за экономическое и культурное сотрудничество и прочие.

Задачи ШОС

  • Эффективное взаимодействие стран-членов в пресечении и борьбе с терроризмом, экстремизмом и сепаратизмом. Борьба с продажей и изготовлением наркотических веществ, нелегальным оборотом оружия, продажей людей. Именно эта общая беда стала фундаментом для создания организации.
  • Укрепление дружественных отношений в военной сфере, что представляется совместными учениями, обменом опытом, помощью в проведении антитеррористических операциях. Экономическое сотрудничество. Оно не является первой скрипкой отношений в организации, но вопросы товарооборота между государствами, экономическое сотрудничество вне ШОС, поддержка в развитии - немаловажная тема для ряда стран-членов.
  • Взаимодействие в культурном развитии между странами-членами Шанхайской шестерки.
  • Создание прав и свобод и их обеспечение на территориях стран-членов в соответствии с международными обязательствами.
  • Сотрудничество с другими государствами и организациями.
  • Совместный поиск решений при глобальных мировых проблемах.

Краткие итоги

Нельзя сказать, что ШОС является противовесом таким образованиям, как НАТО. Однако созданный военный потенциал стран-членов, которые постоянно совершенствуются и учатся координировать свои действия в борьбе с общим врагом, делает молодую организацию весомым мировым политическим игроком. Несмотря на существующие противоречия, будь то в экономике или в методах борьбы с терроризмом, страны-члены умеют находить точки соприкосновения, успешно справляются со спорными вопросами. Сейчас ШОС укрепила свои позиции на столько, что есть смысл предрекать ее расширение и дальнейшее успешное развитие.

Шанхайская организация сотрудничества (ШОС) - региональная международная организация, основанная в 2001 году лидерами Китая, России, Казахстана, Таджикистана, Кыргызстана и Узбекистана. За исключением Узбекистана, остальные страны являлись участницами «Шанхайской пятёрки», основанной в результате подписания в 1996-1997 гг. между Казахстаном, Кыргызстаном, Китаем, Россией и Таджикистаном соглашений об укреплении доверия в военной области и о взаимном сокращении вооружённых сил в районе границы. После включения Узбекистана в 2001 году участники переименовали организацию.

Общая территория входящих в ШОС стран составляет 30 млн кмІ, то есть 60 % территории Евразии. Её совокупный демографический потенциал - четвёртая часть населения планеты (общая численность населения стран-участниц Шанхайской организации сотрудничества: 1 млрд. 455 млн. человек), а если учесть вместе с населением Индии и других стран наблюдателей, то количество жителей стран, имеющих прямое отношение к ШОСу, будет немногим меньше всего населения земного шара, а экономический потенциал включает самую мощную после США китайскую экономику.

Одна из особенностей ШОС заключается в том, что она в статусном отношении не является ни военным блоком, как НАТО, ни открытым регулярным совещанием по безопасности, как АРФ АСЕАН, занимая промежуточную позицию. Главными задачами организации являются укрепление стабильности и безопасности на широком пространстве, объединяющем государства-участников, борьба с терроризмом, сепаратизмом, экстремизмом, наркотрафиком, развитие экономического сотрудничества, энергетического партнерства, научного и культурного взаимодействия.

Ст.15 Хартии определяет правоспособность организации. ШОС в качестве субъекта международного права обладает международной правоспособностью. Она пользуется на территории каждого государства-члена такой правоспособностью, которая необходима для реализации ее целей и задач.

ШОС пользуется правами юридического лица и может, в частности:

  • - заключать договоры;
  • - приобретать движимое и недвижимое имущество и распоряжаться им;
  • - выступать в судах в качестве истца или ответчика;
  • - открывать счета и совершать операции с денежными средствами.

Решения в органах ШОС принимаются путем согласования без проведения голосования и считаются принятыми, если ни одно из государств-членов в процессе согласования не возразило против них (консенсус), за исключением решений о приостановке членства или об исключении из Организации, которые принимаются по принципу "консенсус минус один голос заинтересованного государства-члена".

Любое государство-член может изложить свою точку зрения по отдельным аспектам и/или конкретным вопросам принимаемых решений, что не является препятствием для принятия решения в целом. Эта точка зрения заносится в протокол заседания.

В случаях незаинтересованности одного или нескольких государств-членов в осуществлении отдельных проектов сотрудничества, представляющих интерес для других государств-членов, неучастие в них указанных государств-членов не препятствует осуществлению заинтересованными государствами-членами таких проектов сотрудничества и, вместе с тем, не препятствует указанным государствам-членам в дальнейшем присоединиться к осуществлению таких проектов.

Решения органов ШОС исполняются государствами-членами в соответствии с процедурами, определяемыми их национальным законодательством (Ст. 17 Хартии).

Контроль за выполнением обязательств государств-членов по реализации Хартии, других действующих в рамках ШОС договоров и решений ее органов осуществляется органами ШОС в пределах их компетенции.

Государства-члены в соответствии с их внутренними правилами и процедурами назначают своих постоянных представителей при Секретариате ШОС, которые входят в состав дипломатического персонала посольств государств-членов в г.Пекине.

ШОС и ее должностные лица пользуются на территориях всех государств-членов привилегиями и иммунитетами, которые необходимы для выполнения функций и достижения целей Организации.

Объем привилегий и иммунитетов ШОС и ее должностных лиц определяется отдельным международным договором.

Официальными и рабочими языками ШОС являются русский и китайский языки.

Для выполнения целей и задач Хартии ШОС в рамках Организации действуют:

  • · Совет глав государств;
  • · Совет глав правительств (премьер-министров);
  • · Совет министров иностранных дел;
  • · Совещания руководителей министерств и/или ведомств;
  • · Совет национальных координаторов;
  • · Региональная антитеррористическая структура;
  • · Секретариат.

Функции и порядок работы органов ШОС, за исключением Региональной антитеррористической структуры, определяются соответствующими положениями, которые утверждаются Советом глав государств.

Совет глав государств может принять решение о создании других органов ШОС. Создание новых органов оформляется в виде дополнительных протоколов, которые вступают в силу в порядке, установленном статьей 21 Хартии.

Совет глав государств является высшим органом ШОС. Он определяет приоритеты и вырабатывает основные направления деятельности Организации, решает принципиальные вопросы ее внутреннего устройства и функционирования, взаимодействия с другими государствами и международными организациями, а также рассматривает наиболее актуальные международные проблемы.

Совет собирается на очередные заседания один раз в год. Председательствование на заседании Совета глав государств осуществляет глава государства - организатора очередного заседания. Место проведения очередного заседания Совета определяется, как правило, в порядке русского алфавита названий государств - членов ШОС.

Совет глав правительств (премьер-министров) принимает бюджет Организации, рассматривает и решает основные вопросы, относящиеся к конкретным, в особенности экономическим сферам развития взаимодействия в рамках Организации.

Совет собирается на очередные заседания один раз в год. Председательствование на заседании Совета осуществляет глава правительства (премьер-министр) государства, на территории которого проводится заседание.

Место проведения очередного заседания Совета определяется по предварительной договоренности глав правительств (премьер-министров) государств-членов.

Совет министров иностранных дел рассматривает вопросы текущей деятельности Организации, подготовки заседания Совета глав государств и проведения консультаций в рамках Организации по международным проблемам. Совет может в случае необходимости выступать с заявлениями от имени ШОС.

Совет собирается, как правило, за один месяц до проведения заседания Совета глав государств. Внеочередные заседания Совета министров иностранных дел созываются по инициативе не менее двух государств-членов и с согласия министров иностранных дел всех других государств-членов. Место проведения очередного и внеочередного заседания Совета определяется по взаимной договоренности.

Председательствование в Совете осуществляет министр иностранных дел государства - члена Организации, на территории которого проводится очередное заседание Совета глав государств, в течение срока, начинающегося с даты завершения последнего очередного заседания Совета глав государств и завершающегося датой очередного заседания Совета глав государств.

Председатель Совета министров иностранных дел при осуществлении внешних контактов представляет Организацию в соответствии с Положением о порядке работы Совета.

В соответствии с решениями Совета глав государств и Совета глав правительств (премьер-министров) руководители отраслевых министерств и/или ведомств государств-членов на регулярной основе проводят совещания для рассмотрения конкретных вопросов развития взаимодействия в соответствующих областях в рамках ШОС.

Председательствование осуществляет руководитель соответствующего министерства и/или ведомства государства - организатора совещания. Место и время проведения совещания согласуются предварительно.

Для подготовки и проведения совещаний по предварительной договоренности государств-членов могут создаваться на постоянной или временной основе рабочие группы экспертов, которые осуществляют свою деятельность в соответствии с регламентами работы, утверждаемыми на совещаниях руководителей министерств и/или ведомств. Эти группы формируются из представителей министерств и/или ведомств государств-членов.

Совет национальных координаторов является органом ШОС, осуществляющим координацию и управление текущей деятельностью Организации. Он проводит необходимую подготовку заседаний Совета глав государств, Совета глав правительств (премьер-министров) и Совета министров иностранных дел. Национальные координаторы назначаются каждым государством-членом в соответствии с его внутренними правилами и процедурами.

Совет собирается на заседания не реже трех раз в год. Председательствование в Совете осуществляет национальный координатор государства - члена Организации, на территории которого будет проводиться очередное заседание Совета глав государств, в течение срока, начинающегося с даты завершения последнего очередного заседания Совета глав государств и завершающегося датой очередного заседания Совета глав государств.

Председатель Совета национальных координаторов по поручению председателя Совета министров иностранных дел при осуществлении внешних контактов может представлять Организацию в соответствии с Положением о порядке работы Совета национальных координаторов.

Региональная антитеррористическая структура государств - участников Шанхайской конвенции о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом от 15 июня 2001 года с месторасположением в городе Ташкенте (Республика Узбекистан) является постоянно действующим органом ШОС.

Региональная антитеррористическая структура (РАТС) -- постоянно действующий орган ШОС со штаб-квартирой в Ташкенте, предназначенный для содействия координации и взаимодействию компетентных органов сторон в борьбе с терроризмом, экстремизмом и сепаратизмом. Он имеет статус юридического лица и право заключать договоры, приобретать движимое и недвижимое имущество и распоряжаться им, открывать и вести банковские счета, возбуждать иски в судах и участвовать в судебных разбирательствах. Эти права от имени РАТС осуществляются директором Исполнительного комитета РАТС. Главные функции этого органа заключаются в координации усилий всех государств-членов ШОС в борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом -- разработка предложений по борьбе с терроризмом, сбор и анализ информации, формирование банка данных о лицах и организациях, оказывающих поддержку преступникам, содействие в подготовке и проведении оперативно-розыскных и иных мероприятий по борьбе с названными явлениями, поддержание контактов с международными организациями. РАТС состоит из Совета и Исполнительного комитета (постоянно действующий орган). Совет, в состав которого входят руководители компетентных органов стран Организации, представляет собой руководящий орган, принимающий решения. Председатель Исполком РАТС назначается Советом глав государств.

Секретариат является основным постоянно действующим исполнительным органом ШОС и осуществляет координацию, информационно-аналитическое, юридическое и организационно-техническое обеспечение деятельности Организации, разрабатывает предложения по развитию сотрудничества в рамках ШОС и международных связей Организации, контролирует выполнение решений органов ШОС.

Секретариат возглавляется Генеральным секретарем, который утверждается Советом глав государств по представлению Совета министров иностранных дел.

Генеральный секретарь назначается из числа граждан государств-членов на ротационной основе в порядке русского алфавита названий государств-членов сроком на три года без права продления на следующий срок. С 1 января 2010г. - представитель Кыргызстана М.С. Иманалиев.

Заместители Генерального секретаря утверждаются Советом министров иностранных дел по представлению Совета национальных координаторов. Они не могут быть представителями того государства, от которого назначен Исполнительный секретарь.

Должностные лица Секретариата нанимаются из числа граждан государств-членов на квотной основе.

При исполнении служебных обязанностей Генеральный секретарь, его заместители и другие должностные лица Секретариата не должны запрашивать или получать указания от какого бы то ни было государства-члена и/или правительства, организаций или частных лиц. Они должны воздерживаться от любых действий, которые могли бы отразиться на их положении как международных должностных лиц, ответственных только перед ШОС.

Государства-члены обязуются уважать международный характер обязанностей Генерального секретаря, его заместителей и персонала Секретариата и не оказывать на них влияние при исполнении ими служебных обязанностей.

Местом расположения Секретариата ШОС является город Пекин (Китайская Народная Республика).

До 2006 года должность Генерального секретаря отсутствовала, вместо неё существовал институт исполнительного секретаря, который формально мог действовать только от имени Секретариата ШОС. Cуществует мнение в необходимости реструктуризации Секретариата ШОС в более независимый исполнительный орган, в связи с отсутствием у него на данный момент достаточного объема прав и финансирования. В то время как в ООН, НАТО, ОДКБ и других организациях исполнительные органы относительно независимы и в связи с этим способны сами разрабатывать повестку дня своих организаций, выходить с инициативами и даже способствовать принятию своих инициативных предложений руководством государств-членов, Секретариат ШОС реально не ведет оргработу, которой, по сути, занимается Совет национальных координаторов. В результате любой вопрос сотрудники Секретариата должны согласовывать с национальным координатором направившей его страны, а тот - с национальными координаторами других стран. Это не способствует созданию в Секретариате институциональной этики. Получается, что, по сути, Секретариат ШОС представляет собой не независимый орган международной организации, а коллектив, состоящий из национальных представителей.

ШОС имеет собственный бюджет, который формируется и исполняется в соответствии со специальным Соглашением между государствами-членами. Это Соглашение также определяет размеры взносов, которые ежегодно вносят государства-члены в бюджет Организации на основе принципа долевого участия.

Средства бюджета направляются на финансирование постоянно действующих органов ШОС в соответствии с вышеупомянутым Соглашением. Государства-члены самостоятельно несут расходы, связанные с участием их представителей и экспертов в мероприятиях Организации.

Решения в органах ШОС принимаются путем консенсуса. Порядок работы всех органов Шанхайской организации сотрудничества был окончательно разработан и принят в 2003 году, на московском саммите. Основные структуры организации приступили к работе с января 2004 года, после чего данное объединение функционирует в качестве полноценной международной организации.

Таким образом к моменту написания работы членами организации являются - Казахстан, Кыргызстан, КНР, Россия, Таджикистан, Узбекистан.

Государства-наблюдатели - Индия, Иран, Монголия, Пакистан.

Партнёры по диалогу - Белоруссия, Шри-Ланка.

Получавшие приглашение на саммиты глав государств ШОС - Афганистан, СНГ, АСЕАН, ООН, ЕврАзЭС, США.

Шанхайская организация сотрудничества (ШОС) - постоянно действующая региональная международная организация, основанная в июне 2001 года лидерами Казахстана, Китая, Киргизии, России, Таджикистана и Узбекистана. До этого все страны, за исключением Узбекистана, были участницами "шанхайской пятерки", политического объединения, основанного на "Соглашении об укреплении доверия в военной области в районе границы" (Шанхай, 1996) и "Соглашении о взаимном сокращении вооружённых сил в районе границы" (Москва, 1997).

Эти два документа заложили механизм взаимного доверия в военной области в приграничных районах, способствовали установлению поистине партнёрских отношений. После включения в организацию Узбекистана (2001 г.) "пятерка" стала "шестеркой" и была переименована в ШОС. Кроме того, в настоящее время четыре страны - Белоруссия, Иран, Монголия и Афганистан имеют в организации статус наблюдателя, а шесть - Армения, Азербайджан, Камбоджа, Непал, Труция, Шри-Ланка - партнеров по диалогу.

Задачи Шанхайской организации сотрудничества первоначально лежали в сфере взаимных внутрирегиональных действий по пресечению террористических актов, сепаратизма и экстремизма в Средней Азии. В июне 2002 года, на Санкт-Петербургском саммите глав государств ШОС, была подписана Хартия Шанхайской организации сотрудничества (вступила в силу 19 сентября 2003 г.). Это базовый уставный документ, фиксирующий цели и принципы Организации, ее структуру и основные направления деятельности. Кроме того, в 2006 году Организация анонсировала планы борьбы с международной наркомафией как финансовой опорой терроризма в мире, а в 2008-м - активное участие в нормализации обстановки в Афганистане.

Параллельно деятельность ШОС получила и широкую экономическую направленность. В сентябре 2003 года главы правительств стран-членов ШОС подписали Программу многостороннего торгово-экономического сотрудничества, рассчитанную на 20 лет. В качестве долгосрочной цели предусматривается создание зоны свободной торговли на пространстве ШОС, а в краткосрочной перспективе – активизировать процесс создания благоприятных условий в области торговли и инвестиции.

Сегодня сотрудничество в рамках ШОС охватывает области энергетики, транспорта, сельского хозяйства, телекоммуникаций и многие другие отрасли экономики. Широко взаимодействуют входящие в нее страны и в научно-технической, культурной, образовательной, туристической, гуманитарной сферах.

В отношениях внутри Организации государства-члены ШОС исходят из идеи "шанхайского духа", придерживаются принципов консенсуса, взаимного доверия, взаимовыгоды, равенства, уважения к многообразию культур, стремления к совместному развитию. Во внешних сношениях ШОС исходит из принципов открытости, непринадлежности к блокам, ненаправленности против третьих стран.

Высшим органом для принятия решений в ШОС является Совет глав государств-членов, который собирается раз в год. Страны председательствуют в Организации поочередно, с годовой цикличностью, завершая срок полномочий саммитом.

ШОС имеет два постоянно действующих органа - Секретариат в Пекине и Исполнительный комитет Региональной антитеррористической структуры в Ташкенте. Важнейшие экономические инструменты - Деловой Совет и Межбанковское объединение ШОС.

Официальные рабочие языки - русский и китайский.

В соответствии с решением совета глав государств-членов Шанхайской организации сотрудничества с января 2016 года к должности генерального секретаря ШОС приступил Рашид Алимов.

Измена мужа