Сравнение боевых возможностей самолетов по ттх. "Орел" или "Медведь"? Сравнение военных истребителей России и США

Боевая авиация в современной войне занимает одно из ведущих мест.

Используя только боевые самолеты, современные страны могут смещать режимы, уничтожать экономику и инфраструктуру противника, сковывать его наземные действия; а заход даже одного авианосца серьезно изменяет баланс сил в регионе.

F-22 - единственный серийный истребитель 5-го поколения

Но реальное соотношение авиационных возможностей США и России, несмотря на все заверения Кремля, показывает невероятное отставание как в количественном, так и в качественном отношении.

По технологиям Россия отстает на десятилетия, а в количественном отношении в разы.

"Обозреватель", основываясь на данных, собранных Flight Global , провел анализ реальных возможностей авиации США и РФ.

Трехкратное превосходство

По количеству боевых самолетов США продолжают уже который год удерживать ведущие позиции. Пентагон, по итогам 2015 года, обладает 2 785 боевыми самолетами. Самый ближайший конкурент - Китай, который располагает 1 528 единицами. За ними уже следует Россия, на вооружении которой стоит 1 438 боевых самолетов.

Но при оценке китайской боевой авиации необходимо учитывать тот факт, что каждый четвертый китайский боевой самолет - это модифицированные копии советских самолетов 50-60-х годов. Правда, их производство продолжается до сих пор или было завершено несколько лет назад.

В свою очередь Россия также находится на стадии критически необходимого обновления парка самолетов, которые были разработаны в 70-80-х годах. Сейчас он частично модернизируется. Так, Кремль с начала 2010-х запустил масштабную программу по улучшению боевых качеств машин путем установки новых двигателей, электроники и вооружения новыми типами ракет.

Если напрямую сравнивать все истребители США и РФ, то Пентагон обладает практически трехкратным преимуществом в количестве. Но необходимо отметить, что в США практически все истребители обладают возможностью нанесения высокоточных ударов по наземным целям. В России такая возможность доступна лишь модифицированным истребителям и в основном возложена на фронтовые бомбардировщики Су-24 и Су-34, а также штурмовик Су-25.

Еще одним важнейшим аспектом войны в воздухе остается повышенная мобильность авиации США. Пентагон располагает не только огромным количеством авиабаз по всему миру, но и самым большим авианосным флотом, в состав которого входит 10 авианосцев.

Кроме того, ВВС США владеет самым большим парком воздушных заправщиков и самолетов дальнего радиолокационного обнаружения, которые существенно расширяют возможности авиации.

Разрыв в десятилетия

Текущее состояние авиации России упирается в хроническое отставание СССР от США в авиационной сфере. С развалом страны советов оно лишь усугубилось, образовав дополнительный 10-15-летний разрыв в технологическом плане между странами.

Сейчас свои истребители Россия дотягивает на предприятиях до поколения 4+, уровня, которого американские машины достигли в 80-90-е годы прошлого века. В то же время США уже вели разработку истребителя F-22 пятого поколения. Аналогичные разработки Москвы были сорваны развалом СССР и глубоким экономическим кризисом 90-х. Разработки смогли возобновиться лишь в 2002 году.

За это время США не только начали выпуск своего F-22, но и завершили его серийное производство, выпустив около 200 штук.

Его российский аналог ПАК-ФА, идущий под обозначением Т-50, только сейчас проходит летные испытания, которые продолжаются с 2010 года. И если начальные планы Кремля к 2020 году предполагали создание 52 истребителей Т-50, то теперь контракт сокращен до 12 штук. При этом сама разработка разделена на два этапа - кроме экономики, сказались еще и проблемы с разработкой нового двигателя и отсутствие для Т-50 новых ракет.

"До 2017 года завершится первый этап создания истребителя Т-50 с переходным двигателем. До 2020 года будут испытываться новейший штатный двигатель и новое оружие", - сообщил гендиректор корпорации "Тактическое ракетное вооружение", Борис Обносов, передавали "РИА Новости ".

Еще хуже в России обстоят дела с проектом нового стратегического бомбардировщика ПАК-ДА, который должен заменить почетных ветеранов Ту-95, совершивших первый полет при Сталине, и более новых Ту-160. Но сейчас в Кремле стараются не вспоминать об этом проекте, который по первоначальным планам должен был "встать на крыло" в 2020 году.

По состоянию на 2015 год из сообщений российских СМИ известно, что сейчас работы находятся в состоянии "проведения реконструкции и технического перевооружения производственной базы" для выпуска опытных самолетов ПАК-ДА. Учитывая судьбу Т-50, вполне можно предположить реальные сроки выполнения проекта.

При этом, судя по предварительному описанию, при выборе предэскизного проекта победила схема "летающее крыло". "Из-за огромного размаха крыльев и особенностей конструкции ПАК-ДА не сможет преодолеть скорость звука, но зато будет невидим для радаров", - писали, со ссылкой на источник в ВВС РФ "Известия ".

Таким образом, ПАК-ДА, скорее всего, будет аналогом известного американского "стелса" В-2, который совершил свой первый полет еще 1989 году. При этом в США уже ведутся работы над созданием новой машины на его базе.

Гонка поколений

Ради справедливости стоит отметить, что разработки самолетов новых поколений сталкиваются с определенными трудностями не только в России. Даже в США правительство было вынуждено сократить закупки бомбардировщиков В-2 на уровне 21 штуки. Стоимость одного В-2, без учета затрат на разработку, достигла 1,1 млрд долларов. Дешевле, но тоже астрономическую сумму стоит истребитель F-22 - 150 млн без учета затрат на разработку. Эти самолеты получили статус самых дорогих машин в своих классах за все время существования авиации.

Даже новый американский проект легкого истребителя F-35, который создавался, как удешевленная версия F-22, уперся в высокую стоимость. При этом разработчик Lockheed Martin не оглашает полную стоимость самолета, опубликовав лишь данные о стоимости самолета без двигателя. Так, базовая версия F-35 без движка стоит 98 млн долларов, а самая дорогая, с возможностью вертикального взлета и посадки - 116 млн долларов, без дорогостоящей двойной двигательной системы.

Такие ограниченные данные, а также массовый отказ зарубежных отказчиков от F-35, заставили западных журналистов провести собственные исследования стоимости F-35. В результате, средняя цена, по их оценкам, составляет 150 млн долларов за базовую версию. И 200-300 млн долларов за самую дорогую.

Стоит отметить, что за 150 млн долларов можно купить 3-5 истребителей 4+ поколения F-16, в зависимости от комплектации. И, как показывает практика, возможностей F-16 вполне хватает для решения большинства боевых задач во время современных локальных войн. А технологии "стелс" не всегда могут обеспечить абсолютную неуязвимость, повышают расходы на экспулатацию и накладывают ограничения на количество боезапаса.

Война 4+

В этой ситуации основной, хоть и не решающей ударной силой, как в США, так и в России остаются самолеты прошлых поколений.

Для США это огромный парк истребителей F-15, F-16 и F-18, штурмовиков A-10. Для России - истребители МиГ-29/35, Су-27/35, штурмовики Су-25, фронтовые бомбардировщики Су-24 и приходящие им на замену Су-34. Главным их отличием, если не вдаваться в сравнение ракетного вооружения, является лишь доведение российских машин до уровня американских аналогов.

Такой же концепции, особенно в ключе туманных перспектив F-35, следуют и страны НАТО. В их бюджетах также нет астрономических сумм для закупки сверхновых самолетов.

В результате, текущее состояние авиации находится на стадии, когда технологии позволяют создавать более совершенную технику, но руководство стран либо не имеет на нее денег, либо не видит в ней необходимости. При этом США находится в самом выигрышном положении, сохраняя возможность ответить на появление даже серийного российского истребителя пятого поколения Т-50 своей модификацией F-22 до уровня поколения 5+. А также обладая огромной инфраструктурой, позволяющей Пентагону использовать авиацию в любой точке мира.

Напомним, что "Обозреватель" подготовил серию материалов о реальном состоянии ядерных сил России.

Обновлено: 30.08.2013.

С первой публикации данного поста прошло уже больше месяца. За это время я узнал много нового о себе и выслушал энное количество «лестных и остроумных» отзывов. К счастью, среди них было много конструктива, благодаря которому я скорректировал данные по количественному составу авиации. Нашей и невероятного союзника.

Но прежде чем переходить к самому посту, я хочу сказать следующее:

а) В современной войне нет одиночных «уберкрафтов», способных изничтожать всех и вся. Война – это мультимодальное взаимное уничтожение. В ней участвует и авиация, и ПВО, и мотопехота, и разведка, и артиллерия и т.д. Еще больше места в ней отводится воле случае, боевой слаженности, погодным условиям, моральному духу войск. Поэтому нет и не будет такой ситуации, когда Ф-35 будет воевать только с Су-35С или ФА, а все остальное его не будет интересовать. «И все остальное» не будет интересоваться Ф-35. Нет никаких автономных индивидуальных дуэлей в воздухе. Есть возможности кого-то сбить, разбомбить, от кого-то отбиться, от чего-то уйти.

б) Меня не очень волнует количественный состав истребительной и ударной авиации США. Причины следующие: 1) у нас с США возможен лишь обмен МРЯУ с последующими атаками «стратегов», если, конечно, к тому моменту что-то останется; 2) США не смогут сконцентрировать такое кол-во авиации у нашей границы. Авианосцы несут только определенные типы самолетов. Еще и доплыть надо без происшествий. Подходящих аэродромов в Европе, находящихся в пределах боевого радиуса их самолетов, может банально не хватить для размещения такого кол-ва машин. Не стоит забывать и о «подарках с сюрпризами» от наших ОТРК (м.б, с ТЯО), армейской разведки и, возможно, МБР. Во что превратятся эти «филды», думаю, понятно. Плюс остро встает вопрос снабжения и обеспечения всей этой порнографии техники.

Ну, начнем. Для тех, кто ценит свое время, выводы даю в самом начале:

1) ВВС США превосходят ВВС РФ в общем количественном отношении примерно в 4 раза. И в 2 раза по количеству боевых самолетов в эксплуатации;

2) Тренд на ближайшие 5-7 лет – капитальная модернизация парка российской авиации;

3) PR, реклама и психологические войны – излюбленный и эффективный метод ведения боевых действий США. Противник, который психологически повержен (неверием в силу своего оружия, рук-ва и т.д.) уже наполовину побежден.

Итак, начнем.

Авиация ВВС/ВМС/Гвардии США мощнейшая в мире.

Да, это, действительно так. Общая численность авиации США на 2013 год составила 2960 (1593 в эксплуатации) истребителей, 162 (95) бомбардировщиков, 424 (255) ударных самолетов, 1795 танкеров и транспортников и более 1100 УТС. Всего ~ 8 250 машин.

Для сравнения общая численность ВВС РФ составляет на май 2013 года – 897 (760) истребителей, 321 (88) бомбардировщик, 329 (153) ударных самолета, 372 транспортных самолетов, 18 танкеров, 200 УТС. Всего ~ 2 200 машина.

Однако есть нюансы, главный из которых, - авиация США стареет, а замена её запаздывает .

Поясню, что я имею в виду под «устареванием». Если Вы посмотрите на таблицу, то увидите, что на F-15/16 приходится чуть более 50% всего парка авиации США. Это были хорошие самолеты для своего времени, но уже тогда они по ряду показателей уступали нашим МиГ-29 и Су-27 (особенно с точки зрения эксплуатации в прифронтовых условиях), что сильно «озадачило» американских коллег.

Что мы видим сейчас? Наша страна 20 лет назад вступила не в говно, так... пошла по пути демократии и капитализма с Су-27 и МиГ-29. Благодаря грамотной экспортной политике, машины смогли выжить, а затем и повысить свой потенциал до Су-35С и МиГ-35. Т.е., инженерам и проектировщикам не пришлось создавать самолеты буквально с «нуля». Безусловно, любая буква в индексе может означать, что перед нами совершенно иная машина, превосходящая свою предшественницу в разы. Но планеры у МиГ-29СМТ и у Су-27СМ3 или Су-35С остались прежними. А это совершенно иные затраты.

А что у США? Они вошли в кризис с F-22 (полностью новая машина), снятым с производства, и с недоделанным F-35 (полностью новая машина), а также массовым парком хороших, но уже устаревших F-15/16. Свой бред я веду к тому, что на данный момент у США нет относительно дешевого задела , который позволил бы им поддерживать количественное (а в чем-то и качественное) превосходство над РФ без многомиллиардных вложений в новые разработки. Через 5-7 лет им придется списать порядка 450-500 F-15/16, а у нас к этому времени будет около 250 новых Су-27СМ и СМ3, 64 МиГ-29СМТ, 96 Су-35С и 60 Су-30СМ.

То есть, авиационный парк РФ за следующие 5-7 лет будет активно модернизироваться . В том числе и за счет создания абсолютно новых самолетов. На данный момент до 2020 года заключены контракты на производство/модернизацию:

МиГ-31БМ - 100 ед.;
Су-27СМ - 96 ед.;
Су-27СМ3 - 12 ед.;
Су-35С - 95 ед.;
Су-30СМ - 60 ед.;
Су-30М2 - 4 ед.;
МиГ-29СМТ - 50 ед.;
МиГ-29К - 24 ед.;
МиГ-35 - 37 ед. (?);
Су-34 – 124 (184) ед.;
ФА - 60 ед.;
Ил-476 – 100 ед.;
Ан-124-100М – 42 ед.;
А-50У – 20 ед.;
Ту-95МСМ – 20 ед.;
Як-130 – 65 ед.

Фактически к 2020 году в строй будут введены чуть более 850 новых машин .

Справедливости ради, отмечу, что Карфаген должен быть разрушен США в 2001 году планировали до 2020 года закупить около 2 400 F-35. Однако на данный момент все сроки сорваны, а принятие на вооружение самолета отложено до середины 2015 года. Всего на данный момент у США 63 «Лайтнинга-2».

У нас всего несколько самолетов 4++ и нет 5 поколения, а у США их уже сотни.

Да, все верно, у США на вооружении 187 F-22А. У нас Су-35С - 18 штук. ФА – проходит летные испытания. Но необходимо учитывать:

а) Самолеты F-22 сняты с производства из-за 1) дороговизны (280-300 ед. $ супротив 85-95 у Су-35С); 2) косяков с хвостовым оперением (разваливалось при перегрузках); 3) глюков с СУО (система управления огнем); 4) отсутствия для США угрозы со стороны чьей-либо авиации (мы с ними будем воевать СЯС) и невозможности его кому-либо продать.

б) F-35, при всем его пиаре, весьма далек от 5 поколения . Да и косяков хватает: то ЭДСУ откажет, то планер по жопе пойдет, то СУО глючит.

в) К 2020 году в войска поступят: Су-35С - 95 ед, ФА - 60 ед.

г) Сравнение отдельных самолетов вне контекста их боевого применения, - не корректно. Боевые действия - это высокоинтенсивное и мультимодальное взаимное уничтожение, где многое зависит от конкретной топографии, погодных условий, везения, выучки, слаженности, морального состояния и т.д. Отдельные боевые единицы ничего не решают. На бумаге обычный ПТУР любой современный танк разорвет, а вот в условиях боя все куда более прозаично.

Их 5 поколение в разы превосходит наши ФА и Су-35С.

Это весьма смелое заявление.

а) Начать следует с того, что Ф-22 создавался для борьбы с нашими Су-27 и МиГ-31. И было это довольно давно. ФА создается для противостояния с 4-ым поколением, которое он встретит в Европе, и с Ф-35, который по своим параметрам далеко не самый грозный «уфолет».

б) Если Ф-22 и Ф-35 такие классные, почему они: 1) Так тщательно скрываются? 2) Почему не дают произвести замеры ЭПР? 3) Почему не устраивают показательные догфайты или хотя бы простое сравнительное маневрирование, как на авиасалонах?

в) Если сравнивать ЛТХ наших и американских машин, то можно обнаружить отставание у наших самолетов лишь по ЭПР (у Су-35С) и дальности обнаружения (20-30 км). 20-30 км по дальности - это не так уж и критично по той простой причине, что те ракеты, что у нас есть, превосходят штатовские AIM-54, AIM-152AAAM по дальности на 80-120 км . Я про РВВ БД, КС-172, Р-37. Так что, если БРЛС Ф-35 или Ф-22 имеют лучшую дальность по малозаметным целям, то вот сбивать-то они чем эту цель будут? Да и где гарантия, что «контакт» не будет лететь «низэнько-низэнько» , прячась в складках местности?

в) В военном деле нет ничего универсального. Есть многоцелевые самолеты, способные как работать по воздушным целям, так и по земле в зависимости от вооружения. Попытка создать универсальный самолет, способный выполнять функции перехватчика, бомбера, истребителя и штурмовика, приводит к тому, что универсальный становится синонимом слова посредственный. Война признает только лучшие образцы в своем классе, заточенные для решения конкретных задач. Поэтому, если штурмовик, то – Су-25СМ, если фронтовой бомбер, - Су-34, если перехватчик, - МиГ-31БМ, если истребитель, - Су-35С.

И уж тем более Ф-22 – не универсальный самолет. Он создавался для завоевания господства в воздухе. Для уничтожения Су-27 и МиГ-31, которые представляли немалую опасность для американской стратегической и ударно-штурмовой авиации. Его основная задача - контроль воздушного пространства. А в этой категории разработка самолетов подчинена единому лозунгу - "ни грамма в рот (ни фунта) по земле". Так что ни о каких «сверхвозможностях» Ф-22 говорить не приходится.

г) Война - это не сравнение, у кого Х длиннее. Важнее, у кого эти Х будут лучше по отношению цена/качество. У нашего потенциального друга самолеты стоят бешеных денег, а сколько они потратили на НИОКР даже вспоминать не хочется: 400 млрд.$ на Ф-35 (и программа еще не завершена) и 50 млрд.$ на Ф-22 . Для сравнения, на ФА у нас планируется «извести» 10 млрд.$ бюджетных денег.

У США значительное превосходство в силах стратегической авиации.

Это не так.

В боевом составе ВВС США находится уже 95 стратегических бомбардировщиков: 44 В-52Н, 35 В-1В и 16 В-2А. Б-2 - исключительно дозвуковой - из ЯО несет только свободнопадающие бомбы. Б-52Н - дозвуковой и старый, как говно мамонта. Б-1Б - на данный момент не является носителем ЯО (СНВ-3). По сравнению с Б-1, Ту-160 имеет в 1,5 раза большую взлётную массу, в 1,3 раза больший боевой радиус, в 1,6 раз большую скорость и большую нагрузку во внутренних отсеках. К 2025 году мы планируем ввести в строй новый стратегический бомбардировщик (ДА), который пойдет на замену Ту-95 и Ту-160. США же продлили срок службы своих самолетов до 2035 года, а разработку нового «стратега» и новой КРВБ отложили на 2030-2035 годы.

Если сравнивать их КРВБ (крылатые ракеты) с нашими, то совсем все интересно получается. AGM-86 ALCM имеет дальность в 2400 км. Наши же Х-55 - 3000-3500 км, а Х-101 - 5000-5500 км. Т.е., Ту-160 может отстреляться по территории или АУГ противника, не входя в зону поражения, а потом спокойно уйти на сверхзвуке (для сравнения, макс.время работы на полной тяге с форсажем у F/A-18 – 10 минут, у 160-ого – 45 минут). Также вызывает глубокие сомнения их возможность преодолеть нормальную (не арабо-югославскую) систему ПВО.

Подводя итоги, хочу еще раз отметить, современная воздушная война - это не индивидуальные бои в воздухе, а работа систем обнаружения, целеуказания, подавления и т.д. И рассматривать самолет (будь то Ф-22 или ФА) как гордого небесного джигита - не нужно. Вокруг много всяких нюансов в лице ПВО, работы РЭБ, наземных РиРТР, погодных условий, фальшфейеров, ЛТЦ и прочей радости, что не даст пилоту даже выйти на цель. Поэтому не нужно складывать саги и петь гимны одиночным фантастическим крылатым кораблям, что принесут лавры побед к ногам тех, кто их создал, и уничтожат всех, кто осмелится «поднять руку» на их создателей.

После окончания Второй мировой войны на мировой арене лидирующую позицию заняли две сверхдержавы – СССР и США. Разработка ядерного вооружения только укрепила их позиции. С тех пор обе страны начали рассматривать друг друга, как потенциальных противников. Началась эпоха холодной войны и гонки вооружений. Сравнить ситуацию можно, разве что, с взведенным курком, когда одно малейшее движение может привести к необратимым последствиям, и ведь были действительной критические ситуации, когда мир стоял на пороге Третьей мировой войны.

Сегодня отношения России и Соединенных штатов вновь начали накаляться, причем разногласия возникли на фоне реальных боевых событий в Сирии и в Украине, ихоть обе стороны понимают, что дипломатический способ решения противоречий является для всех самым желаемым, открытое противостояние не только возможно, но и велико по вероятности.

Ситуация усугубляется тем, что США является не просто членом военного блока НАТО. Америка практически составляет его основу. Военный же блок, созданный СССР, уже не существует, поэтому мы, в случае войны, можем рассчитывать на поддержку, в лучшем случае, Китая.

Не нужно быть профессиональным аналитиком, чтобы не понимать сложившейся ситуации. Каждый желает знать, чья армия сильнее, России или США? Сразу отметим, что здесь нет однозначного ответа. Боеспособность армии складывается из нескольких показателей. Если вести по ним сравнение, то лидерство переходит от одной страны к другой. Договоримся так: мы приведем сравнение армии России и США по наиболее наглядным параметрам, а ответ на вопрос, чья же армия сильнее, надеемся, мы в реалии так и не узнаем.

Сравнение по численности армии

Как вы уже догадались, сейчас пойдут числа. Откуда они берутся? Сомнения справедливы – официальные источники не публикуют данные об оснащении армии. Есть в свободном доступе информация, случайно просочившаяся, данные зарубежных разведок, аналитика. Это означает, что приведенные ниже значения не являются верными, их и не нужно знать, чтобы привести сравнение на 2019 год. Достаточно только установить порядок превосходства той или иной армии. Реальная картина кардинальных изменений не принесет, поэтому мы ограничимся примерными данными, которые будем в некоторых случаях округлять.

Боеспособность армии напрямую зависит от общей численности населения. Если в России примерная численность составляет 143 млн. человек, то в США она практически в два раза больше – 315 млн. человек. Что дают эти данные? В случае перехода к военным действиям придется пополнять ряды ВС из числа гражданского населения. В США число привлеченных граждан окажется выше.

Понятно, что не все граждане могут быть призванными в армию. В случае перехода на военное положение мобилизация коснется лишь тех, кто пребывает на воинском учете. Этот мобилизационный резерв России составляет 30 млн. человек, а в Америке – 56 млн. человек.

Цифры вязы теоретические, так как практически задействовать резерв по максимуму не сможет ни одна, ни другая страна. Причиной тому является нехватка вооружения, экипировки и средств. Но преимущество США в том, что восполнение потерь в их армии будет производиться гораздо эффективнее.

Достаточно сложно сравнивать армии и по численности контингента. Если в России число военнослужащих доведено до 1 млн. человек, то из них примерно 300 тыс. солдат-срочников. Армия же США полностью укомплектована профессиональными контрактниками. Ее численность составляет 1,4 млн. человек. Сравнивать эти два параметра практически бессмысленно.

Сухопутные войска

Несмотря на то, что по численности личного состава армия Америки владеет первенством, по техническому оснащению сухопутных войск российская армия занимает лидирующие позиции.

  • В первую очередь речь идет о количестве танков. На вооружение поставлено около 15 тысяч машин, причем с выходом в свет танка нового поколения «Армата» был взят курс на усиленное оснащение частей новинками. Министерство обороны планирует уже к 2023 году довести количество Армат до 2300 единиц. При этом более ранние поколения танков Т-80 и Т-90 себя полностью не изжили. Независимыми экспертами было отмечено, что американский «Абрамс» по многим параметрам отстает от «Арматы». Для статистики отметим, что число танков в американской армии не превышает 8, 5 тысяч единиц.

  • Практически одинаковое положение по численности БТР с небольшим перевесом в сторону Российской армии. Соотношение количества машин примерно 25000 к 27000.
  • Что же касается РСЗО, буксируемой и самоходной артиллерии, то здесь преимущество имеет армия России, причем по количеству оснащения Америка уступает в разы.

Теперь пришла пора отметить преимущество срочной службы. За счет военных кафедр, а также за счет учебок в нашей армии больше специалистов, которые могут обслуживать сухопутную военную технику. Солдаты-срочники за полгода приобретают необходимые навыки.

Военная авиация

На протяжении длительного времени считалось, что армия НАТО способно держать господство в воздухе за счет количества самолетов. Даже если в сравнении брать только армию США, то перевес был явно в ее пользу. По численности всех летательных аппаратов (армейских), Америка тринадцатью тысячами превосходила Россию, в армии которой значилось лишь около 3000 машин.

Но в последнее время произошла колоссальная утечка информации от американских источников. В ней значилось, что реальных боевых самолетов в армии не более 2000 единиц. Даже командующий ВВС США вынужден был признать, что Россия стремительными темпами догоняет Америку по численности и возможностям. Куда же подевались 11 тысяч самолетов? Дело в том, что при подсчете были учтены ресурсы транспортной авиации. Данные также пополнялись за счет учета вооружения стран НАТО.

Не стоит обольщаться, так как транспортные самолеты играют важную роль в обеспечении армии. Они являются важнейшим звеном в организации логистики. Российские эксперты говорят о том, что нам не нужно развивать логистику. Это американцы привыкли воевать на чужой земле, а мы не претендуем ни на чьи земли. Если произойдет вооруженное столкновение, то мы будем защищать границы своего государства. Однако такое толкование считается неубедительным и недальновидным, так что военная авиация российской армии отстает по численности в соотношении:

  • военных вертолетов – 6/1;
  • штурмовых самолетов – 2/1;
  • истребителей – 3/1.

Приведенная статистика оптимизма не внушает, зато с 2016 года Россия взяла курс на модернизацию боевых самолетов. Американцы первыми представили миру самолет пятого поколения F-22, но модернизированные Су-35-С могут составить знаменитому «Раптор» серьезную конкуренцию. Против F-15 российские ВКС могут противопоставить Су-27-СМ, которые среди самолетов 4 поколения не имеют аналогов. Наконец, завершается испытательный срок и уже стартовали поставки в ВС РФ самолетов пятого поколения ПАК ФА, которые получили индекс Су-57.

На сегодняшний день, в связи с увеличением финансирования, парк самолетов интенсивно пополняется. Если не менять курс на переоснащение, то к 2020 году разрыв по численности самолетов будет практически неощутим. Но важнейшим фактором при определении господства в небе является состояние ПВО. Наши С-400 и С-500 надежно прикрывают воздушные границы. Даже американские эксперты отмечают, что уровень развития противовоздушной обороны в России находится на высшем уровне.

Военно-морской флот

Состояние военно-морского флота в двух армиях можно считать паритетным. По некоторым позициям отечественный флот отстает от западного, по другим же, наоборот, лидирует. Однако разность численности кораблей не так существенна. Ниже мы приведем примерные данные численности судов американского флота по отношению к численности российского.

  • все военные судов – 400/300;
  • авианосцы – 10/1;
  • подводные лодки – 72/79;
  • фрегаты – 15/4;
  • эсминцы – 62/13;
  • корветы – 0/75;
  • сторожевые корабли – 13/65.

Теперь проведем небольшой анализ. Все прекрасно знают, какие проблемы возникли при передаче нам вертолетоносцев Мистралей. Министерство обороны официально заявило, что этот печальный инцидент не повлиял никак на военную мощь российского флота. В наши стратегические планы не входит применение боевых вертолетов на большом удалении от материка.

Именно поэтому в ВМФ пока нет планов на увеличение численности авианосцев. По мнению специалистов, выигрыш американцев в количестве авианосцев можно не учитывать при сравнении реальной мощи армий. Зато по подводным лодкам Россия имеет явное преимущество. Дело даже не в численности. Наши подлодки, в большинстве своем, способны нести ядерное вооружение, в то время как у американцев таких экземпляров насчитываются всего лишь единицы.

Ядерное вооружение

Настоящим камнем преткновения в российско-американских отношениях стало наше ядерное оружие. Известно, что количество боеголовок в нашей армии превосходит аналогичные показатели американцев. При этом следует учитывать, что российские ракеты технически более оснащены. После того, как Россия официально отказалась уменьшить количество ядерного оружия, американцы предпринимают попытки разместить ПРО у наших границ, пользуясь при этом поддержкой стран НАТО. Но позиция России по данному вопросу достаточно жесткая, так как наше ядерное оружие способно играть сдерживающую роль и обеспечить относительный мировой порядок.

Приходим к выводу, что статус сильнейшей армии мира американские ВС заслужили, благодаря статистике. Но если принимать во внимание второстепенные факторы, то их лидерство подвергается сомнению. Конечно, американцы не будут стоять на месте, и Дональд Трамп заявил об увеличении военного бюджета. Но и курс, принятый Россией на реформирование, также проявит себя в полной мере уже через несколько лет, поэтому на 2019 год можно говорить о состоянии паритета в вооруженных силах.

В течение всей своей истории человечеством ведется постоянная модернизация способов ведения военных действий. Вскоре после покорения воздушного пространства стало очевидным, что эта среда может быть эффективно использована при решении наземных военных задач. Как считают специалисты, применение боевых самолетов может кардинально изменить ход военных действий на земле. Сегодня одними из наиболее мощных считаются авиации России и Соединенных Штатов.

Между двумя этими государствами постоянно проводится негласное соревнование. Информация о самых лучших боевых самолетах РФ и США представлена в статье.

«Илья Муромец»

Этот легендарный российский боевой самолет был создан в канун первой мировой. В военные годы было выпущено 76 таких самолетов. «Илья Муромец» является первым в мире тяжелым бомбардировщиком. Данная авиационная модель в ходе производства систематически подвергалась модификации. Выпущенные версии «Ильи Муромца» были собраны в специальную эскадрилью. Эти тяжелые бомбардировщики могли транспортировать бомбы, вес которых составлял 1500 кг, что на то время считалось неслыханной мощью. В качестве оборонительного вооружения боевой самолет комплектовался пулеметами. В зависимости от модификации их количество варьировалось от 2 до 6.

Данный боевой самолет стал легендой авиации в годы Второй мировой. «Бетонный самолет», «черная смерть», «чума»: так называли советский штурмовик немецкие пилоты и пехотинцы. Серийный выпуск Ил-2 был налажен в 1941 году. Всего советской промышленностью было изготовлено 36 тыс. боевых машин. С целью облегчить конструкцию самолета, разработчиками было внедрено инновационное решение: в отличие от предыдущих авиационных машин, в Ил-2 броня не устанавливалась сверху на корпус. Теперь местом ее расположения стала непосредственно силовая схема самолета. Однако несмотря на это нововведение, Ил-2 не стал более защищенным. Уже спустя несколько месяцев с начала войны Советский Союз понес большие потери в численности этих боевых машин.

Об истребителе МиГ-15

Данный боевой самолет был создан советскими авиационными конструкторами в конце 40-х годов. Модели этого истребителя выпускались во многих странах. До появления МиГ-15 советскую авиацию считали устаревшей. С целью нанесения авиаударов по территории Советского Союза американцами была собрана армада стратегических бомбардировщиков. Появление в небе над Кореей МиГ-15 произвело настоящий фурор в среде американских и европейских стратегов. Конкурировать с советским истребителем мог только F-86 «Сейбр» американского производства. Однако, как утверждают специалисты, истребитель США все же уступал МиГ-15.

В-17

Этот легендарный боевой самолет США был выпущен в 1934 году. В-17 является американским серийным цельнометаллическим стратегическим бомбардировщиком. Мировую славу он получил в годы Великой Отечественной. Используя эту боевую машину, американцы успешно бомбили германские города. Применялся В-17 и в тихоокеанских боях.

Бомбардировщик комплектовался четырьмя двигателями и мог развить скорость свыше 500 км/ч. Поначалу практический потолок В-17 не превышал 10 тыс. метров. Позже данный показатель удалось увеличить до 12 тыс. м. Боевая авиационная машина оснащалась пулеметом 12,7 мм, чем представляла серьезную угрозу для истребителей противника. Высокая надежность считается характерной особенностью данного бомбардировщика. В документах американской авиации указаны случаи, когда В-17 с пробитым фюзеляжем возвращался обратно на базу, используя только один работающий двигатель.

Су-27

На базе этого советского истребителя 1980 года выпуска сегодня создаются боевые самолеты России Су-30...35 и других моделей. Су-27 - это вершина советской авиации. Данный истребитель сегодня используют ВВС России, Индии и Китая. Несмотря на то, что этому истребителю пока еще не приходилось встречаться с серьезным противником, экспертами он расценивается как один из лучших и перспективных в мире боевых самолетов четвертого поколения. Много положительных отзывов имеется о последних модификациях, собранных на базе советского Су-27.

Американский «Орел»

Несмотря на то, что F-15 Eagle был собран на десять лет раньше Су-27, сегодня он считается одним из лучших истребителей четвертого поколения. «Орел» используется Америкой, Израилем, Саудовской Аравией и Японией. F-15 Eagle зарекомендовал себя настоящим «убийцей» истребителей противника. На его счету свыше сотни побед в воздушных сражениях. «Орел» выполнял свои боевые задачи в небе над Югославией, Сирией и Ираком. Американское командование в своих официальных заявлениях утверждает, что авиация США за всю историю существования F-15 Eagle потеряла только десять таких истребителей. Однако проверить достоверность данной информации не представляется возможным, поскольку руководство ВВС США так и не предоставило общественности обломки сбитых истребителей.

F-22 Raptor

Это современный боевой самолет пятого поколения. Он обладает сверхзвуковой скоростью даже при условии выключенного форсажа. При изготовлении самолета применяется технология «стелс».

Американский истребитель оснащен самой современной бортовой электроникой и радаром, использующим фазированную решетку. Цена истребителя намного превышает стоимость остальных боевых самолетов ВВС США. Она составляет 350 млн. долларов. Новейшие боевые самолеты пятого поколения разрабатывает также Россия и Китай.

ТТХ

  • Конструкторские работы начаты в 1996 году.
  • Страна-производитель: США.
  • На вооружении Военно-воздушного флота с 2005 года.
  • Длина самолета составляет 18,92 м.
  • Размах крыльев: 13,56 м.
  • Весит истребитель 19700 кг.
  • F-22 способен развить максимальную скорость до 2410 км/ч, крейсерскую: 1963 км/ч.
  • Цена одного самолета: 350 млн долларов.

ПАК-ФА

Т-50 - это новый боевой самолет России. Он является перспективным авиационным комплексом фронтовой авиации. Для машины предусмотрена футуристическая форма. Этим Т-50 очень похож на F-22. Свой первый полет Т-50 совершил в 2010 году.

Уже спустя год его увидела широкая публика. Местом для показа современного российского истребителя стал авиасалон МАКС. На сегодняшний день данный боевой самолет находится в стадии доработки. Как уверяют специалисты, очень скоро Т-50 пополнит ряды российской авиации. Прежде чем сравнивать российский ПАК-ФА и американский F-22, необходимо иметь представление об авиации пятого поколения и знать, чем она отличается от предыдущих боевых самолетов.

Самыми перспективными и лучшими считаются те авиационные модели, которые очень малозаметны для радиолокационного и инфракрасного диапазона волн. Кроме того, истребители пятого поколения должны соответствовать следующим критериям:

  • Быть многофункциональными.
  • Обладать высокой маневренностью и сверхзвуковой крейсерской скоростью. Подобная скорость должна быть доступна без перехода на форсаж.
  • Отличаться способностью проводить ближние боевые действия во всех ракурсах и с применением многоканальной стрельбы ракетами высокой дальности.
  • Оснащаться самой современной и усовершенствованной электроникой.

В сравнении с F-22 ПАК-ФА габаритнее. Размах крыльев у Т-50 также больше, в связи с чем авиационные эксперты считают, что российский истребитель маневренней. Максимальная скорость ПАК-ФА выше, чем у американского истребителя. Однако у F-22 выше крейсерская. Также Т-50 обладает большей практической дальностью и меньшей взлетной массой. Тем не менее российский боевой самолет не так малозаметен, как F-22.

Поскольку одним из требований к самолетам пятого поколения является наличие самой современной электроники, в данном пункте российская боевая машина уступает американской. Обусловлено это тем, что данная область в самолетостроении является достаточно проблемной. Об этом было известно еще в годы Советского Союза. Как утверждают военные эксперты, подобная ситуация сейчас наблюдается и в России. Таким образом, радиолокационная станция, вооружение и свойства аэродинамики Т-50 не хуже, чем у F-22, однако электронное оборудование оставляет желать лучшего. Фото боевых самолетов представлено в статье.

Характеристики Т-50

  • Начало конструкторских работ - 80-е годы.
  • Страна-производитель: СССР.
  • Самолет принят на вооружение в 2014 году.
  • Длина - 22 м.
  • Размах крыльев - 14,2 м.
  • Весит боевая авиационная машина 17500 кг.
  • Т-50 развивает максимальную скорость до 2600 км/ч, крейсерскую: 1400 км/ч.
  • Цена одного самолета составляет 250 млн. долларов.

О русском Су-47 «Беркут»

Для нужд Военно-воздушного флота России сотрудниками Опытно-конструкторского бюро имени П. О. Сухого был спроектирован прототип боевого самолета пятого поколения Су-47 «Беркут».

Желая обеспечить авиационную машину высокой маневренностью и новыми боевыми возможностями, конструкторы оснастили ее крыльями обратной стреловидности и улучшили управленческую систему в кабине пилота. Самолет изготовлен из композиционных высококачественных материалов.

Сегодня «Беркут» находится в состоянии доработки, поскольку не соответствует всем требованиям, выдвигаемым к боевым самолетам пятого поколения: Су-47 не может развить сверхзвуковую скорость, не применяя для этого форсаж. Чтобы исправить данный недостаток, конструкторы собираются в дальнейшем использовать для боевой машины новый двигатель, для которого предусмотрен изменяющийся вектор тяги. Оснащенный таким двигателем, «Беркут» легко преодолеет сверхзвуковой барьер, не используя для этого форсаж. Впервые Су-47 был испытан в 1997 году. Всего изготовлен только один экземпляр, который сегодня используется как испытательный.

О характеристиках

  • Размах крыльев - 16,7 м.
  • Длина Су-47: 22,6 м.
  • Высота: 6,4 м.
  • Самолет оснащен двигателем 2ТРДДФ Д-30Ф6.
  • Скорость Су-47: 1400-2200 км/ч.
  • Обладает практической дальностью до 3300 км и потолком до 18 км.

F-15E Strike Eagle

Данный боевой самолет большой дальности был разработан американской компанией McDonnell Douglas в 1980-х годах. F-15E Strike Eagle является всепогодным многоцелевым истребителем, задача которого: изолировать район военных действий.

Сопровождение и радиоэлектронное обеспечение для данной авиационной машины не обязательно. Для истребителя предусмотрена темная камуфляжная раскраска. Топливные баки расположены вдоль воздухозаборников. Самолет использовался ВВС США для выполнения боевых задач в таких государствах, как Ирак, Ливия и Афганистан. При помощи F-15E с больших расстояний атаковались важные цели, осуществлялось патрулирование воздушного пространства. Кроме того, F-15E использовался для оказания непосредственной авиационной поддержки силам коалиции. На данный момент этот боевой самолет состоит на вооружении американских ВВС, а также выпускается для экспортирования в другие страны.

Перспективы

Сегодня авиационными инженерами конструкторского бюро им. Микояна на базе боевого самолета МиГ-35 разрабатывается истребитель пятого поколения. Конструкторы планируют создать авиационную машину, которая по своим характеристикам превзойдет Т-50 и будет применяться для выполнения расширенных задач.

Кроме того, в дальнейшем авиационные конструкторы планируют заменить самолеты М-160 и Ту-95 перспективным авиационным комплексом дальней авиации. Работы по новому стратегическому бомбардировщику ведутся в КБ им. Туполева с 2009 года. Заказчиком на новую авиационную боевую машину с 2014 года является Минобороны России. На данный момент о типе и характеристиках будущего самолета известно очень мало. Предположительно, данная авиационная машина будет дозвуковой, сконструированной по типу «летающее крыло». Первый выпуск запланирован на 2020 год. Серийное производство будет налажено в 2025 году. Подобные работы в рамках проекта Next Generation Bomber сегодня ведутся и в США. Согласно имеющимся данным, американский самолет будет дозвуковым и рассчитанным на огромный радиус действия (предположительно, 9 тыс. км). На выпуск одного самолета США выделит полмиллиарда долларов.

В заключение

Авиация для России и США является ведущим видом вооруженных сил. США - первая в мире страна, использующая самолеты-невидимки и истребители пятого поколения. Сегодня американские истребители и стратегические бомбардировщики, насчитывающие не менее 5600 самолетов самых различных типов, успешно применяются для борьбы с боевиками ИГИЛ.

После развала СССР Россия стала обладателем основной части авиации бывшего государства. На вооружении страны состоит 1500 боевых самолетов. Однако большинство из них являются устаревшими. Распад СССР отрицательно сказался на авиационной отрасли в России. Многие проекты так и остались нереализованными. Российским конструкторам сегодня приходится наверстывать упущенное.

Если Россия не поддержит нас с воздуха, придется отступить из Бруклина на Лонг-Айленд
Экстренное сообщение И. Стрелкова, ноябрь 2016 г.

В каждой шутке есть доля шутки. Недавнее заявление о том, что Россия в уходящем году опередила США по выпуску военных самолетов, недвусмысленно указало на то, кто наш "вероятный противник" и с кем намерены соревноваться российские авиастроители.

ВВС США — соперник не из простых. Самый непростой. Первый в мире потребитель авиационного керосина. Единственный на сегодняшний день оператор истребителей пятого поколения. Колоссальный боевой опыт. Тысячи единиц авиатехники, размещенные на авиабазах по всему миру.

«Если в 2013 году мы поставили для ВВС 68 боевых и учебно-боевых самолётов и один военно-транспортный самолет, то в этом году планируется поставка 100 самолетов — боевых, военно-транспортных, а также самолётов специальной авиации»


Представитель ОАК Владислав Гончаренко.

Опытные граждане отнеслись к данной новости с долей известного скептицизма. Чего не придумают "эффективные менеджеры" для оправдания своих скорбных "достижений"! В заявлении Гончаренко прозвучало три подозрительных момента: учебно-боевые, военно-транспортные и самолеты специальной авиации.

Но позвольте, корректно ли ставить в один ряд учебно-"боевой" Як-130 с макс. взлетной массой 10 тонн с могучими боевыми машинами из "первой линии" — истребителями-бомбардировщиками взлетной массой 30-45 тонн? Учебный Як даже радара не имеет, не говоря уж о таких высокотехнологичных дорогостоящих системах, как оптронные прицельные комплексы или двигатели с отклоняемым вектором тяги.

Транспортный "кукурузник" L-410, "генеральский" бизнесджет Ан-148, подлатанные МиГ-31БМ и Ту-95... Нет! Обозначьте количество по-настоящему боеспособных современных самолетов: представителей многоцелевого семейства Су-30, тактических бомбардировщиков Су-34, сверхманевренных истребителей Су-35. Рядом — новые самолеты дальнего радиолокационного обнаружения (ДРЛО/АВАКС) А-100 "Премьер", специализированные самолеты для авиации ВМФ, тяжелые ударные БПЛА и стратегические беспилотные разведчики... На этом стоит умерить фантазию и задать простой вопрос: "СКОЛЬКО?"


Фронтовые бомбардировщики Су-34

Ответ удивит — количество поставленных ВВС России новых истребителей и бомбардировщиков как минимум не меньше аналогичного числа новых боевых самолетов, пополнивших состав ВВС США в 2014 году. Авиационная промышленность Штатов что-то совсем ослабела — 20...30 истребителей в год для собственных ВВС и еще некоторое кол-во единиц для ВВС стран НАТО. На конвейере всего пара моделей — новый F-35 и многоцелевое семейство F/A-18 ("СуперХорнет", "Гроулер"). Все работы по постройке/модернизации истребителей четвертого поколения стремительно теряют приоритет — теперь все надежды связаны только с перспективным F-35.

Производство "Рэпторов" прекратилось в 2011 году, парк истребителей-бомбардировщиков F-16 не обновлялся уже десять лет, а последний истребитель "Игл" был передан ВВС США в далеком 1989-ом. "Флотский" истребитель-бомбардировщик F/A-18E/F уже давно перестал пользоваться популярностью на внутреннем и внешнем рынках. Все потенциальные заказчики, один за одним, выбирают "локхидовский" F-35. В связи с потерей интереса к своим истребителям "Боинг" планирует полностью свернуть производство F/A-18E/F и закрыть сборочную линию в Сент-Луисе в 2015 году.

На этом фоне успехи российской Объединенной авиастроительной корпорации выглядят настоящим триумфом: целая линейка суперсамолетов, каждый из которых претендует на звание лучшего в своем классе. В течение 2014 года ВВС России пополнились:
— 12 истребителями Су-35С с непревзойденными летными характеристиками;
— 18 фронтовыми бомбардировщиками Су-34;
— 7-10 (по разным данным) многоцелевыми истребителями Су-30СМ.

Увы, за радостью побед скрываются обидные факты. У "опережающей" России всего 5 прототипов истребителя пятого поколения, в то время как у соперника — 115 летающих F-35 по состоянию на октябрь 2014 г. Согласно опциону LRIP-8 фирма "Локхид Мартин" получила в текущем году очередной заказ на 29 "Молний" (4 палубных F-35C, 6 "вертикалок" F-35B и 19 базовых F-35A) + заказ на постройку 14 истребителей для пяти зарубежных заказчиков. Первые поставки машин из партии LRIP-8 запланированы на 2016 год. При том, что в настоящее время на предприятиях "Локхид Мартин" уже находится на различных этапах сборки 71 многоцелевой истребитель F-35 из контрактов предыдущих лет.

Реальная ситуация еще серьезнее: аббревиатура LRIP в названии опционов означает Low-Rate Initial Production — мелкосерийное производство на первом этапе. Все последние восемь лет "Локхид Мартин" не спеша собирает свои "Молнии", насыщая ими различные испытательные подразделения и учебные центры ВВС и авиации Военно-морских сил. 115 самолетов — по меркам Америки их даже не начали строить. Когда же включится основной конвейер в Форт-Уэрт (шт. Техас), расчетный темп производства составит 1 самолет в сутки, что означает свыше 300 истребителей F-35 ежегодно.

Сейчас Штатам торопиться явно некуда — только за последние 10 лет их авиация пополнилась огромным количеством современной авиатехники, в т.ч. 187 строевыми "Рэпторами" и четырьмя сотнями F/A-18E/F (в т.ч. мод. EF-18G) для авиации ВМС и КМП. Впереди — амбициозная программа F-35. Что до огромного парка стареющих "Орлов" и F-16, эра этих машин неуклонно подходит к концу. На сегодняшний день они представляют собой мост между четвертым и пятым поколением.

Нечто похожее наблюдается в сфере беспилотной авиации. За первое десятилетие XXI века янки намолотили внушительное количество разведывательных и ударных БПЛА различных моделей. Игрушки получились занятные, но не слишком-то эффективные: уровень технологий не позволил получить ту технику, о которой мечтали в Пентагоне. Невыразительные ЛТХ, малая полезная нагрузка, необходимость дистанционного управления — в результате, бодрый старт сменился продолжительным периодом рецессии и переоценки существующих подходов.

Поэтому неудивительно, что при всей любви к беспилотникам авиационная промышленность США осилила за 2014 год лишь один опытный экземпляр морского разведывательного БПЛА MQ-4C "Тритон" (на базе "Глобал Хок"). Все так же летает с авианосцев концепт-демонстратор X-47B. Машина демонстрирует немалый потенциал, но какой-либо серьезный разговор получится лишь с появлением вдвое более крупного X-47C с боевой нагрузкой 4,5 тонны (не ранее 2018 г.). Что касается всевозможных "Риперов" и "Предейторов" — упоминание о них в данном контексте имеет не больше смысла, чем упоминание о учебно-боевых Як-130.

Авиация специального назначения

Немногочисленные, но критически важные машины для обеспечения эффективной работы ВВС и ВМС. Базовая противолодочная авиация, самолеты видовой и радиотехнической разведки, воздушные командные пункты, какие-то совершенно уникальные машины для командования специальных операций...

Что было сделано на этом поприще по обеим сторонам океана?

Россия — один самолет наблюдения Ту-214ОН, для выполнения полетов по программе "Открытое небо". Разведчик оснащен полным комплексом оборудования для выполнения ответственных миссий: современной цифровой аппаратурой для аэрофотосъемки, РЛС бокового обзора с синтезированной апертурой, а также системами для наблюдения в ИК-диапазоне.

"Боинг", в свою очередь, может гордиться пятью "Посейдонами", переданными авиации ВМС в уходящем году. Многоцелевой авиационный комплекс для поиска подводных лодок и освещения обстановки на морских коммуникациях. P-8 Poseidon построен на базе пассажирского авиалайнера модели "737-800", оснащение самолета включает в себя поисковую РЛС с высоким разрешением, датчики аномалий в магнитном поле Земли, вызванных корпусом субмарин, а также комплект сбрасываемых радиогидроакустических буев (РГБ), системы радиотехнической разведки и торпедное вооружение для уничтожения обнаруженных подлодок.

Отечественные авиастроители также прилагают усилия в данном направлении. У нас отсутствуют столь прогрессивные разработки, как "Посейдон", но есть программы модернизации существующих противолодочных самолетов. Летом 2014 г. авиации ВМФ России был передан первый модернизированный Ил-38Н с цифровым поисково-прицельным комплексом "Новелла". Конечно, самолет Ил-38 уже не молод — ему около 40 лет (Ил-38 — разработка на базе Ил-18), но "начинка" таких самолетов имеет куда большее значение, чем их планер и ЛТХ. В этом ключе, программа модернизации "Новелла", безусловно, является важной страницей в истории отечественной морской авиации.

Из других новинок авиастроения — в начале декабря 2014 г. на вооружение Сил специальных операций ВВС США были приняты два самолета MC-130J "Коммандо II". Очередная импровизация на базе турбовинтового транспортника С-130 "Геркулес", предназначенная для выполнения особых заданий: высадки и эвакуации спецназа (в т.ч. беспосадочным способом — с использованием системы "Воздушный крюк"), проведения поисково-спасательных операций и доставки спец. грузов в зоне боевых действий. От обычных транспортников "Коммандо" отличает не только мрачная окраска и двигатели увеличенной мощности, но также такие чисто военные атрибуты, как бронирование важных узлов и кабины, система дозаправки в полете, оптоэлектронные поисковые системы, работающие в видимом и ИК-диапазонах, а также средства РЭБ и системы отстрела дипольных отражателей.

Заключение

Ничего особенного не произошло. Авиастроители делают свою работу, методично выполняя условия заключенных контрактов. Вместе с тем обстановка внушает тревогу: янки строят столько самолетов, сколько хотят. Мы же — столько, сколько можем. Несмотря на всю шумиху вокруг великого Гособоронзаказа, отечественная авиатехника по-прежнему производится в штучном количестве, без шансов выйти на темпы постройки 50-100 боевых самолетов одной модели в год.

В свою очередь, это ставит сомнение в возможности перевооружения в адекватные сроки отечественных ВВС. С чем предстоит столкнуться в воздухе летчикам первой эскадрильи строевых ПАК ФА (со всем заявленным БРЭО, беспереплетным фонарем кабины и двигателями "второго этапа"). Каким-нибудь беспилотным "Суперраптором" или X-47C? Об этом стоит задуматься уже сейчас.

Измена мужа