Киево печерская лавра чьи мощи покоятся. Преподобный Дионисий Щепа

Список чудотворной лаврской иконы Успения Пресвятой Богородицы

В подвесном киоте над Царскими вратами Крестовоздвиженской церкви

«Слово о создании церкви Печерской» свт. Симона (†1226), епископа Владимиро-Суздальского, постриженника Лавры, гласит, что в 1073 г. к прпп. Антонию и Феодосию пришли зодчие из Константинополя, столицы Византии, и спросили, где нужно строить новый храм обители? Подвижника ответили: «Где укажет Господь». Зодчие удивились: «Будучи предупреждены о кончине, почему не выбрали место, давая нам столько золота?» Преподобные попросили: «Объясните нам, что все это значит?» Гости рассказали, что однажды утром в их дома явились благообразные юноши с вестью: «Царица зовет во Влахерну!» (Влахерна – район Константинополя, где с V в. стоял храм с ризой Пресвятой Богородицы и один из царских дворцов). Царица молвила зодчим: «Хочу воздвигнуть в Киеве на Руси Свою церковь». И велела им взять золота на три года. На вопрос зодчих, к кому идти в чужой стране, были указаны двое у трона, внешне похожие на основателей Лавры: «К этим Антонию и Феодосию». Зодчие возразили: «Тогда зачем, Госпожа, даешь золото на три года? Прикажи им, чтобы они кормили нас и поили. А как наградить нас, рассудишь Сама». «Этот Антоний, благословив начало, перейдет отсюда в вечную жизнь, а тот Феодосий преставится после него на следующий год. Итак, возьмите с собою в избытке золота, а уж почту вас, как не сможет никто: дам вам, чего не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку (1 Кор 2:9) . И Сама приду, чтобы увидеть церковь, и буду в ней жить» – сказала Царица и вручила зодчим частицы мощей святых мучеников для закладки в основание. Затем добавила: «Выходите наружу, чтобы увидеть размеры». Увидев изображение храма в воздухе, зодчие вернулись и спросили о названии церкви. Царица сказала: «Будет церковью Богородицы». И дала им икону со словами: «Пускай она будет наместной». Выслушав все, прп. Антоний молвил, что Сама Пречистая явилась зодчим во Влахерне, а два мужа, похожие на него и прп. Феодосия – это тайна, ведомая одному Богу. Затем, по молитве прп. Антония, Господь указал место для храма рядом знамений. В первый день на этом месте не выпала роса, в другой выпала только здесь, а в третий сюда сошел огонь, сжег зелень и образовал углубление вроде канавы.

В описаниях Лавры XIX-XX вв. говорится, что икона, принесенная зодчими из Константинополя, написана на кипарисной доске, находится в круглом подвесном киоте над Царскими вратами Успенского собора обители и периодически опускается на лентах для лобзания молящимися. Есть предание, что в 1718 г. российский царь Петр I, узнав о случившемся в Лавре пожаре, спросил, спасена ли эта икона, и, получив утвердительный ответ, молвил: «Спасена и Лавра!» В 1922 г. представители гражданских властей сняли с иконы ризу и направили ее в фонд помощи голодающим. В годы Великой Отечественной войны икона была утрачена.

В Крестовоздвиженской церкви на Ближних пещерах имелся список утраченной иконы, который тоже пользовался почитанием. Он датируется первой половиной XIX в. Ризу для него изготовили в 1877 г. Перед вторым закрытием в Лавре действующей обители, ее наместник епископ Нестор (Тугай) спрятал икону в доме знакомых, а позже передал митрополиту Киевскому Иоанну (Соколову), который держал святыню в своем кабинете. С 1977 г. икона помещалась над Царскими вратами собора св. князя Владимира Киеве, в 1988 возвращена в Лавру. Празднование в честь иконы совершается 3(16) мая в память о принесении из Константинополя и 15 (28) августа в день Успения.

Мощи Киево-Печерских святых

Лабиринты Ближних и Дальних пещер

Киево-Печерскими святыми называют, прежде всего, тех прославленных Церковью угодников Божиих, подвиги которых, как насельников Киево-Печерской Лавры, описаны в древних редакциях «Киево-Печерского Патерика», и мощи которых долго пребывали на территории обители в пещерах и Успенском соборе. При этом к сонму, или Собору Киево-Печерских относят и тех святых, кто в земной жизни не подвизался в Лавре, но чьи мощи, в полном или почти полном виде, перенесены сюда извне и в восприятии верующих образовали с мощами местных подвижников единое собрание святынь. На старых иконах Собора Киево-Печерских, сонм, обычно включает еще ряд святых, чтимых в Киеве столь же повсеместно: св. равноап. князь Владимир – Креститель Руси, свв. князья Борис и Глеб – первые прославленные Церковью на Руси подвижники, св. вмц. Варвара – единственная из самых известных по имени мучениц, мощи которой почивают в Киеве, будучи, по словам ряда церковных авторов XVII в., принесены в здешний Златоверхий монастырь св. Архангела Михаила из Византии. С недавнего времени к Собору Киево-Печерских стали относить и тех святых, кто подвизался в Лавре после древнерусской эпохи, независимо от места пребывания мощей. Мощи большинства Киево-Печерских святых, прославленных Церковью, лежат в пещерах Лавры. Сведения о месте пребывания некоторых мощей в пещерах на сегодня утрачены. Вблизи места пребывания под спудом мощей прп. Антония в Ближних пещерах установлен символический кенотаф. Подобный кенотаф установлен в Дальних пещерах в память пребывания в них в 1074-1091 гг. мощей прп. Феодосия до перенесения в Успенский собор (в 1240 скрыты под спудом). Остальные мощи в пещерах лежат в деревянных раках или «затворах», как именуют здесь древние погребальные ниши, и имеют при себе икону и табличку с именем святого. Иконы и таблички помещены при 121 раке и «затворе», из них 72 в Ближних пещерах и 49 в Дальних.

Мироточивые главы

Дальние пещеры

Кроме мест, где лежат мощи известных по имени святых, в Дальних пещерах есть помещение с главами безымянных угодников Божиих, издавна источающими целебное миро. Мироточение от мощей святых наблюдалось в истории Церкви не только в Лавре: другим известным примером можно назвать мощи свт. Николая Мирликийского в городе Бари (Италия). Самое раннее упоминание о мироточении в пещерах Лавры находим в записках Мартина Грюневега, львовского купца, посетившего обитель в 1584 г.: «Есть там и несколько глав, от которых из зубов источается миро в сосуды. Его считают весьма целебным». Судя по схеме подземелья, начертанной Грюневегом на полях рукописи, купец видел это в Ближних пещерах. В 1621 г. некто Александр Мозель, грек родом и врач по профессии, пожелал увидеть мироточивые главы, ибо верил слухам, будто иноки тайком подливают миро и обманывают паломников. По благословению священноначалия Лавры, Мозелю показали в Ближних пещерах две главы на стеклянных блюдах. Когда гость взял одну из них и стал поворачивать в руках, дабы проверить, нет ли в ней тайных приспособлений, неожиданно из сухой костной ткани в верхней части главы, в месте, где не было никакого отверстия, началось столь обильное мироточение, что вострепетали даже иноки. Врач раскаялся в своем неверии. В том же году от помазания миром, которое Мозелю подарили на память о чуде, исцелился вельможа Гавриил Хойский. В 1630 г. Мозель поведал про оба чуда настоятелю Лавры архимандриту Петру Могиле, будущему митрополиту Киевскому. Годом ранее у о. Петра попросила мира от глав и исцелилась ослепшая католичка Марина Пашковская. Взяв у Пашковской остатки мира, исцелилась и некая госпожа Щенютинская, тоже страдавшая болезнью глаз. Перечисленные чудеса свт. Петр Могила описал в своих заметках, опубликованных в XIX в. В них упомянуто также исцеление самого Мозеля при помазании миром от лаврских глав. Издатели печатного «Киево-Печерского Патерика» 1635 г. поместили в книге особое слово «О главах святых Печерских, из которых миро святое источается» с упоминанием об исцелениях Мозеля и Пашковской. В пояснениях к плану Ближних пещер 1638 г. имеются строки: «глав пара, миро святое источающих», «снова пара глав, святое миро издавна источающих». Француз Гийом Левассер де Боплан, служивший тогда в Польше, писал о пещерах Лавры: «Три мироточивые главы заключаются в чашах. Исходящее из них миро исцеляет от многих болезней». Голландский художник Абрагам ван Вестерфельд посвятил в 1651 г. лаврским мироточивым главам один из своих киевских рисунков, изображая пещерную нишу со шкафом, где эти святыни покоились в сосудах. Архидиакон Павел Алеппский из Сирии посетил Лавру в 1654 г. и позже вспоминал о Ближних пещерах (1653): «Мы преклонили колена перед главами святых, целовали их и их чело, от которого исходила благодать. Они желты как золото. Они помещаются в отдельных стекляных сосудах. Но двенадцать глав других подвижников лежат вместе в одной пещере кучей одна на другой». В печатном «Патерике» 1661 г. редакторы сохранили измененное «Сказание о мироточивых главах», без исцелений Мозеля и Пашковской, так как издание вышло после перехода Украины от католической Польши к православной России. Описания второй половины XVII – начала XX вв. отмечают мироточивые главы в обоих лабиринтах. В 1876 г. академик живописи Федор Солнцев писал: «Мой знакомый доктор Савенко не верил, чтобы из глав могло истекать миро и притом безпрерывно… Поэтому, как только случилось быть ему в Киеве, не преминул относительно этого сделать опыт, разумеется, с разрешения монастырских властей. Опыт состоял в том, что Савенко взял одну из мироточивых глав, вытер ее насухо сукном внутри и снаружи, точно так же вытер и сосуд, обвязал все это протечною бумагою и запечатал. Дверь комнаты, где оставлены были мироточивые главы, тоже запечатали. На другой день Савенко пришел, сам распечатал главу и в сосуде оказалось миро». К концу ХХ в. из специально оборудованных мест для хранения мироточивых глав осталось только одно, в Дальних пещерах, против подземной церкви Рождества Христова. Когда в ХХ в. иноки вынуждены были временно оставить Лавру, мироточение от глав иссякло, но при возрождении обители в 1988 г. чудо возобновилось. В том же 1988 г. миро исследовали в лаборатории кафедры биохимии Киевского медицинского института и констатировали, во-первых, отсутствие в жидкости следов распада органических веществ, во-вторых – наличие белка при показателях, присущих лишь живому организму.

Перст св. ап. первомученика архидиакона Стефана (†I в.)

Крестовоздвиженская церковь

Святыню принес в Лавру в 1717 г. из Нямецкого монастыря в румынской части Молдавии свт. Пахомий, архепископ Романский (†1724), который следующие семь лет, до самой кончины, жил на покое в подчиненной лаврскому ведению Китаевской пустыни под Киевом (ныне в черте города). В 1830 г. для перста св. Стефана изготовили кипарисную раку, чей верх был украшен серебряным рельефным изображением угодника Божия во весь рост. Рака стояла в посвященном св. Стефану приделе Успенского собора. Придел этот упоминается с 1638 г. Позже для перста св. Стефана сделали серебряную раку. Еще одна рака, тоже серебряная, была изготовлена в 1912 г. После взрыва собора в 1941 г. ее нашли в завалах в 1952 и поместили в фондах Киево-Печерского заповедника. В 1989 г. заповедник не раз предоставлял раку монастырю для молитвенного поклонения. В 1990 г. отделенный от раки ковчежец с перстом св. Стефана был оставлен в обители. Тогда же для святыни вырезали деревянную раку и поставили ее в Крестовоздвиженском храме. Память св. Стефана празднуется 2(15) августа, 15(28) сентября и 27 декабря (9 января).

Киевская-Барская икона Пресвятой Богородицы

Крестовоздвиженская церковь

В 1970 г. киевский священник Тимофей Шайдуров купил у двух православных пожилых женщин дом, где на чердаке оказалось много старых церковных вещей, ставших от времени непригодными. Прежние хозева разрешили о. Тимофею удалить из дома все непригодное, кроме куска мешковины, который, по их словам, был стершейся иконой. Священник не обнаружил на мешковине следов иконы, но отвез ткань к проживавшей в Киеве схимнице Анании. По православной традиции, ветхие иконы не сжигают, а пускают по реке. То же велела сделать и мать Анания своей послушнице Таисии. У реки Таисию заметил милиционер, и она не решилась отпустить ткань. Через полтора года Таисия, по просьбе м. Анании, натянула ткань на подрамник. В 1972 г. Таисия приняла монашество с именем Гавриила, и в том же году на ткани стали проступать изображения Пресвятой Богородицы и Младенца Спасителя. Дом матушки Гавриилы стали посещать многие верующие. Священники назвали чудесно обновляющуюся икону «Избавительницей», но позже стало ясно, что она похожа на так называемый Барский образ Божией Матери. На закате земной жизни матушка Гавриила, по совету многих, передала в 1992 г. святыню Лавре. Празднование в честь Барской иконы совершается 1(14) октября, в день Покрова Пресвятой Богородицы.

Крест прп. Марка Пещерника, Гробокопателя (†рубеж XI- XII вв.)

Фонды Киево-Печерского заповедника

«Послание» инока Лавры Поликарпа (†после 1226) к ее настоятелю архимандриту Акиндину, входящее в «Киево-Печерский Патерик», говорит о прп. Марке: «Известно, что упомянутый муж проводил житие в пещере. При нем святой Феодосий был вынесен из пещеры в святую и Великую церковь. Тот блаженный своими руками выкопал много пещерных могил, и на своих плечах выносил землю». Мощи прп. Марка лежат в Ближних пещерах, где их еще в 1594 г. видел немецкий посол Эрих Лясота. В 1629 г. настоятель Лавры архимандрит Петр Могила, будущий митрополит Киевский, записал услышанные из первых уст слова князя Павла Курцевича о том, как в 1621 этот вельможа католической веры, теряя зрение и вняв совету лаврской братии, помолился за Божественной Литургией в Ближних пещерах, омыл глаза водой из желоба в кресте прп. Марка, лежавшем на мощах святого, и обрел исцеление. Посетивший Лавру в 1701 г. старообрядческий священник Иоанн Лукьянов из Москвы писал: «И ходихом по пещере, и дивляхомся, и пихом воду с Маркова креста, что на себе нашивал преподобный, железный великой крест; желоват он сделан». «Описание» Лавры митрополита Евгения (Болховитинова) 1831 г. гласит: «При мощах его сохраняется медный крест длиною 6, а в поперечной линии 6/1 дюймов, с изображением Распятия Спасителева, на поперечной линии коего с правой стороны Божия Матерь, а с левой Иоанн Креститель, а вверху над Распятием преподобный Марк. На обороте, в средине Спаситель, по сторонам Коего по 6 апостолов, вверху Св. Феодор, а под ногами Св. Георгий. Крест сей внутри пустой, как предание гласит, служил преподобному Марку сосудом для пития. Богомольцы и ныне с верою из него пьют святую воду». Во второй половине XIX в. крест уже находился в ризнице Успенского собора Лавры, в конце столетия его вновь предлагали для целования, только на выходе из подземной Введенской церкви, дабы паломники не теснили друг друга при мощах прп. Марка. С советского времени крест пребывает в фондах Киево-Печерского заповедника. Ученые датируют крест второй половиной XI в. и полагают, что он изготовлен в Византии.

В Петров пост происходит последнее переоблачение преподобных Печерских в этом году. Какие цвета одеяний у преподобных, как переоблачают святые мощи и что при этом происходит. Рассказывает хранитель тайны Лаврских пещер, архимандрит Дамиан (Радзиховский), блюститель Дальних пещер Киево-Печерской Лавры.

– Как часто переоблачают преподобных в Киево-Печерской Лавре?

– Переоблачения совершаются несколько раз в году. Первый раз – перед началом Великого поста, преподобных Печерских переоблачают в одежды черного цвета либо фиолетового. Именно в таком одеянии священнослужители совершают богослужения в этот период церковного года. Точно так же и преподобные отцы облачены в ознаменование Великого поста.
Второй раз – к окончанию Страстной седмицы, а точнее – в Великую субботу, преподобных переоблачают в одежды красного цвета, после закрытия пещер перед Пасхальной заутреней. Потому что наступает великий праздник Воскресения Христова, и в ознаменование этого священнослужителями используются праздничные красные одежды.

И после седмиц, которые празднуются по Пасхе, преподобных переоблачают в одежды зеленого цвета, которые символизируют праздник Троицы. В зеленом облачении преподобные находятся весь оставшийся церковный год до следующего Великого поста.

– Есть ли какая-то разница между этими переоблаченями?

– Есть существенный момент: когда преподобных переоблачают в зеленые одеяния, их мощи выносят наверх из гробниц на некоторое время, из рак, в которых они почивают на протяжении всего года, в специальные помещения в Дальних пещерах (простонародное название – мощесушилка), где полностью разворачиваются и просушиваются одежды внутренние. Не только сами облачения, а и внутренняя одежда, которая полностью обвивает мощи. Потому что сами мощи преподобных не просто лежат непосредственно в раке и не просто накрыты облачениями и больше ни во что не завернуты. Их мощи находятся в гробницах, в раках точно так же, как преставленных монахов: их традиционно облачают в специальное постригальное одеяние (мантия и т. д.), которое монах хранит всю свою жизнь. Преподобных сначала заворачивают в рубашечку, знаменующую нижнюю монашескую одежду, затем в мантию монашескую и другие одеяния. А сверху полагается облачение.

В таком мероприятии есть определенная необходимость, связанная с уходом за мощами и эксплуатацией пещер: множество паломников, которые прикладываются, определенный температурный фон, влажность… Поэтому нужно один раз в год совершить данную процедуру не для того, чтобы сами мощи сушить (им это никаким образом не вредит), а лишь внутренние облачения, в которые мощи заворачивают.

– Сколько лет существует такая традиция?

– Испокон веков. В исторических источниках зафиксировано, что точно так же поступала братия до революции. Сложно сказать с точностью, когда эта традиция зародилась. Достоверно известно, что переоблачение преподобных отцов монахи совершали с момента открытия Лавры, а также в советское время. Эта традиция сохраняется до наших дней.

– Что-то необычное Вы наблюдали во время переоблачения?

– Ничего сверхмистического за время моего блюстительства не было. Сам процесс, безусловно, чрезмерно интересный. Ведь это соприкосновение с чудом! Почитание святых, их присутствие, заступничество… Вид мощей, их сохранность производят неизгладимое впечатление. А сам факт, что столько столетий эти мощи лежат нетленными, – истинное чудо нашего времени! Для тех священников, которые переоблачают мощи по послушанию, – это стимул для их монашеского делания: каждый воочию убеждается в том, что преподобные, будучи монахами, достигли святости, благочестия за их земную жизнь – и Господь их наградил нетлением мощей.

На протяжении всего церковного года случаются исцеления, разные виды помощи от преподобных. Люди обращаются к ним с молитвой, с просьбой – и преподобные отзываются на эти просьбы, и по их ходатайствам Господь посылает помощь.

– А когда открывается гробница, когда можно приложиться непосредственно к мощам?

– В день памяти святого открывается гробница.

– Где хранятся сменные одеяния?

– Для этого в Дальних и Ближних пещерах предусмотрены специальные помещения, ризницы. Одеяния отсортированы по цветам, и подписаны по именам для каждого преподобного. У каждого святого имеется своя одежда, в зависимости от размера, каждый прославлен в своем чине, в своем лике: один был монахом, второй – архимандритом и т. д. Есть мощи святителей, почивших в епископском сане. Их много, в особенности в Дальних пещерах. Среди последних – священномученик Владимир, день памяти которого мы недавно чтили и мощи выносили, также Феофил, епископ Новгородский, святитель Павел Тобольский. Они, соответственно, в епископских облачениях.

– И в этом году все проходило как обычно?

– Да. Единственное, по наблюдению братии Дальних и Ближних пещер, – прогноз погоды не сбывается, когда на день переоблачения мощей передают ливень, гром, молнии, град. Над Лаврой в этот день всегда солнечно. Если в Дальних пещерах есть специальное помещение, где мы можем эти одеяния просушивать, то в Ближних пещерах выносят часть одеяний на улицу. Поэтому запланированная сушка одеяний и переоблачение преподобных всегда проходит при хорошей погоде.

К примеру, на этой неделе братья как раз просушивали одеяния и переоблачали преподобных в Ближних пещерах, а в определенных районах Киева был огромный ливень, подтопило отдельные районы, но на территории Лавры не упало ни капли. Из года в год сопровождают нас такие чудеса.

Мы верим, что это определенный знак: преподобные облегчают работу братии, чтоб не замочить одеяния и в срок все успеть сделать.

– В Дальних пещерах когда совершалось переоблачение преподобных в этом году?

– Сразу после Троицы. На сплошной седмице между Троицей и началом Петрова поста. В Дальних пещерах несколько быстрее переоблачают, так как там мощей меньше, чем в Ближних. Соответственно, братии Ближних пещер требуется немного больше времени. Нам достаточно два дня.

Беседовала Наталья Горошкова

I. Упоминаются во 2-й Кассиановской редакции «Патерика», подвизались и погребены в Лавре:


А) Феодосий игумен (мощи почивали в Дальних пещерах; в 1091 г. обретены и перенесены в престольный лаврский храм, где в 1240 г. укрыты под спудом);


Б) Остальные Святые этой группы почивают в Ближних пещерах:


2. Антоний (под спудом)
3. Варлаам игумен (ум.ок. 1065)
4. Никон игумен (ум.1088)
5. Нестор-Летописец (ум.ок. 1114)
6. Алипий иконописец (ум.ок. 1114)
7. Агапит врач (ум.ок. 1095)
8. Дамиан пресвитер, врач (ум.до 1074)
9. Онисифор пресвитер, прозорливый (ум.XII)
10. Иеремия прозорл. (ум.ок. 1070)
11. Матфей прозорл. (ум.ок. 1088)
12. Исаакий затворник (ум.кон. XI)
13. Лаврентий затв. (ум.XII)
14. Афанасий затв. (ум.ок. 1176)
15. Григорий чудотворец (ум.1093)
16. Моисей Угрин (т.е. Венгр; ум.XI)
17. Иоанн Многострадальный (ум.ок. 1160)
18. Пимен Многоболезненный (ум.1110)
19. Прохор Лебедник (ум.1107; прозвище получил за то, что раздавал бедным хлеб, который делал из лебеды и молитвой претворял его в сладкий)
20. Марк Пещерник-Гробокопатель (ум.XII)
21. Феофил слезоточивый (ум.XII)
22. Иоанн, брат Феофила (в рукописном «Патерике» не назван по имени; ум.XII)
23. Василий преподобномуч. (ум.1098)
24. Феодор преподобномуч. (ум.1098)
25. Евстратий преподобномуч. (ум.1097)
26. Кукша священномуч. (ум.XII)
27. Спиридон просфорник (ум. XII)
28. Никодим просфорник (ум. XII)
29. Пимен постник (ум. XII)
30. Никон Сухой (ум. нач. XII; тело иссохло от ран, полученных в половецком плену)
31. Николай Святоша (в миру номинальный князь Черниговский Святослав; ум. 1143)
32. Еразм (ум. XII)
33. Арефа (ум. XII)
34. Тит пресвитер (ум. XII)
35. Поликарп архимандрит (ум. 1182)
36. Ефрем, еп. Переяславский (ум. кон. XI)
37. Нифонт, еп. Новгородский (ум. 1156)
38. Симон, еп. Владимиро-Суздальский (ум. 1226)
39-50. 12 братий зодчих и иконописцев, строивших и украшавших престольный лаврский храм (в рукописном «Патерике» не указывается точное их число).


II. Не упоминаются во 2-й Кассиановской редакции, подвизались и погребены в Лавре:


БЛИЖНИЕ ПЕЩЕРЫ:


51. Авраамий трудолюбивый
52. Авраамий затв.
53. Алексий затв.
54. Анастасий диакон
55. Анатолий
56. Григорий иконописец
57. Елладий затв.
58. Илия Муромец (воин, прототип героя былин)
59. Исаия чудотворец
60. Иоанн постник
61. Лука эконом
62. Макарий
63. Нектарий
64. Онисим затв.
65. Онуфрий молчаливый
66. Савва
67. Сергий послушливый
68. Сильвестр
69. Сисой затв.
70. Феофан постник
71. Феофил затв.
72. Дионисий, архиеп. Суздальский (1385; постриженник Лавры; мощи либо скрыты, либо встревожены при вражеских нашествиях).


ДАЛЬНИЕ ПЕЩЕРЫ:


73. Агафон чудотворец
74. Ахила диакон
75. Аммон затв.
76. Анатолий затв.
77. Арсений трудолюбивый
78. Афанасий затв.
79. Вениамин
80. Геронтий канонарх
81. Григорий чудотворец
82. Дионисий затв.
83. Евфимий схимник
84. Владимир Свящснномученик, митрополит Киевский (ум. 1918; мощи почивали в Крестовоздвиженской церкви на Ближних пещерах, в 1992 г. обретены и перенесены в Дальние)
85. Захария постник
86. Зинон постник
87. Игнатий архимандрит (ум. XV)
88. Илларион схимник
89. Ипатий врач
90. Иосиф Многоболезненный
91. Кассиан затв.
92. Лаврентий затв.
93. Леонтий канонарх
94. Лонгин вратарь
95. Лукиан мученик (ум. XIII)
96. Макарий диакон
97. Мардарий затв.
98. Мартирий диакон
99. Мартирий затв.
100. Меркурий постник
101. Моисей чудотворец
102. Нестор Некнижный
103. Павел послушливый
104. Паисий
105. Памва затв.
106. Панкратий иеромонах
107. Пафнутий затв.
108. Пимен постник
109. Пиор затв.
110. Руф затв.
111. Силуан схимник
112. Сисой схимник
113. Софроний затв.
114. Тит воин (принял иночество)
115. Феодор молчаливый
116. Феодор, князь Острожский (принял иночество; ум. XV)
117. Филарет Святитель, митрополит Киевский (Амфитеатров; ум. 1857; мощи почивали в Крестовоздвиженской церкви на Ближних пещерах; в 1994 г. обретены и перенесены в Дальние).


ПРЕСТОЛЬНЫЙ УСПЕНСКИЙ СОБОР (под спудом):


118. Павел Святитель, митрополит Тобольский (ум.1770; выходец из Лавры, окончил в ней свои дни, находясь на покос)
119. Петр Могила Святитель, митрополит Киевский


III. Упоминаются во 2-й Кассиановской редакции, подвизались в Лавре, но не погребены в ней:


а) 120. Илларион, митрополит Киевский (чтится в числе Печерских Святых как один из основателей Лавры);
б) остальные Святые этой группы — Святители домонгольского времени, бывшие выходцами из Лавры:
121-122. Герман и Никита Новгородские
123-124. Исаия и Леонтий Ростовские
125. Лаврентий Туровский
126. Лука Белгородский
127. Марин Юрьевский
128. Мина Полоцкий
129. Николай Переяславский
130. Стефан Владимирский
131. Феоктист Черниговский.


IV. Не подвизались в Лавре:


БЛИЖНИЕ ПЕЩЕРЫ:


132. Иоанн, Первомученик Русский, сын варяга Феодора (убит в 983 г. киевлянами-язычниками)
133. Иулиания, княжна Ольшанская (ум. не позднее 1540 г.; мощи почивали под спудом возле Успенского собора, обретены нетленными в нач. XVII в. и оставлены в указанном храме; при пожаре 1718г. обгорели и перенесены в Ближние пещеры)
134. Меркурий, еп. Смоленский


ДАЛЬНИЕ ПЕЩЕРЫ:


135. Евфросиния Полоцкая (преставилась в XII в. в Иерусалиме, откуда мощи были перенесены в Киев, в 1910г. — в г. Полоцк; в Лавре оставлен гроб Преподобной с частицей руки)
136. Феофил, архиеп. Новгородский (ум.1485 г.; страдая недугом, ехал к святыням лаврских пещер и преставился в виду Киева на левом берегу Днепра)
137. Младенец, убиенный Иродом за Христа (часть мощей принесена в Лавру в 1620 г. Иерусалимским патриархом Феофаном)
138. Климент, еп. Римский (глава принесена в 988 г. из Херсонеса Таврического в Киев и первоначально находилась в Десятинной церкви)


В ДРУГИХ МЕСТАХ:


139. Михаил, митрополит Киевский (современник Св. князя Владимира; мощи почивали в Десятинной церкви, откуда перенесены в Ближние пещеры; с 1730 г. — в Успенском соборе).
140. Владимир, Равноап. князь Киевский (глава обретена Св. Петром Могилой при раскопках руин Десятинной церкви; в конце 30-х гг. ХХ в. вывезена из Успенского собора на обследование в Ленинград и бесследно исчезла)
141. Стефан Архидиакон, Первомученик (указательный перст принесен в Лавру в нач. XVIII в. из Молдавского Нямецкого монастыря Романским архиеп. Пахомием, который жил в Печерской обители на покое)


V. Не упоминаются во 2-й Кассиановской редакции, подвизались в Лавре, но не погребены в ней:


142. Серапион, еп. Владимирский (ум.1275; управлял Лаврой в 1249-1274 гг.)
143. Арсений, еп. Тверской (ум.1409; лаврский постриженник)
144. Стефан, игумен Махрищский (ум. 1406; лаврский постриженник; друг Преп. Сергия Радонежского)
145. Косьма, игумен Яхромский (ум. 1492; лаврский постриженник)
146. Афанасий Брестский, священномученик (1648; жил в Лавре в 1646-1647 гг.)
147. Макарий Овручский, священномученик (ум. 1678; жил в Лавре в 1671-1672 гг.)
148. Феодосии, архиеп. Черниговский (ум. 1696; лаврский постриженник)
149. Димитрий, митрополит Ростовский (ум. 1709; жил в Лавре в 1684-1686 гг.)
150. Иоанн, митрополит Тобольский (ум. 1715; лаврский постриженник)
151. Иннокентий, еп. Иркутский (ум.1731; лаврский постриженник)
152. Паисий Величковский (ум. 1794; некоторое время жил в Лавре)
153. Досифей, рясофорный монах (ум.1776; лаврский подвижник)
154. Паисий, рясофорный монах, Христа ради юродивый (ум.1893; лаврский подвижник)
155. Феофил, иеросхимонах, Христа ради юродивый (ум. 1853; лаврский подвижник)
156. Парфений, иеросхимонах (ум. 1855;лаврский подвижник)
157. Алексий, иеромонах (ум. 1917; лаврский подвижник)
158. Иона, схиархимандрит, основатель Ионинского монастыря в Киеве (1902; до устройства своей обители поочередно подвизался в нескольких киевских монастырях, в т.ч. в Лавре)
159. Кукша, схиигумен, исповедник (ум. 1964; подвизался в Лавре с 1913 г. до ее закрытия и в 1947-1951 гг.)


На планах пещер XVII-XIX вв. и в ряде других документов упоминаются еще некоторые Печерские Святые. Их имена не приводятся здесь, т.к. автор этих строк еще продолжает исследование соответствующих источников.

No related posts.

Оригинал взят у inok_arkadiy в Для меня «первенство константинополя» - ничто!

Константинопольский Патриарх, к которому обратились украинские политики за разрешением на создание т.н. единой поместной церкви, не обладает реальным влиянием в православном мире. Об этом рассказал наместник Киево-Печерской лавры митрополит Павел в интервью сайту монастыря.

Рассказывая об истории праздника перенесения мощей свт. Николая из Мир Ликийских в Бар, митрополит Павел указал, что греки, жители Мир, были наказаны за свое вероотступничество и за то, что не послушались явившегося в видении свт. Николая, повелевшего отбросить страх перед турками, вернуться в Миры и восстановить храм, где почивают его мощи. Свт. Николай их оставил, потому и ныне греки не празднуют этот день, не считают его за праздник.

"Николай Угодник, как и сказал, покинул Миры. А вместе с ним ушла и благодать Господня, уступив место мерзости запустения. Мы видим, в каком положении сейчас находится Константинопольская кафедра и как попираются права Вселенского патриарха. <...> Если раньше Вселенский Патриарх всячески добивался, чтобы весь Православный мир признал его первенство, то сейчас бьется над тем, чтобы его хоть как-то признали турецкие власти. Лично я не признаю деления Церквей на первую и последнюю. Для меня первая - это Иерусалимская Церковь-Мать, а все остальные первенства - ничто. Если сегодня взять по количеству храмов и числу прихожан, то первенство должно быть у Русской Православной Церкви. Но греки всегда любили славу, любили, чтобы им поклонялись. Поэтому так и попущено им от Господа.

Что мы видим сейчас? Некогда могущественного Вселенского Патриарха уже чуть ли не в открытую называют Патриархом Стамбульским. И этому есть причины: по турецкому законодательству Константинопольский Патриарх является всего лишь лидером небольшой греческой общины Стамбула, насчитывающей чуть более трех тысяч человек. А за пределами Турции у него вообще нет никаких прав.

Константинопольской Церкви запрещена любая деятельность, кроме богослужебной: миссионерская, проповедническая, благотворительная… А единственную семинарию и ту закрыли. Да что говорить, если даже свою резиденцию Патриарху удается сохранить только за счет западных покровителей".
<...>В одной из бесед Патриарх Варфоломей пожаловался, что чувствует себя гражданином второго сорта. Что уже говорить о простых священниках и мирянах! А причины такого бедственного положения лежат за тысячу лет от нас, в Мирах, оставленных малодушными ликийцами, бросившими святые мощи Божьего Угодника на растерзание сарацинам.

<...>Кстати, вы знаете, что и в Киеве могла повториться такая же ситуация, как в Мирах Ликийских? Правда, преподобные Печерские в тот раз защитили себя сами. Я не стану утверждать истинность этого рассказа, я не историк и не постоянный житель Киева — здесь я чуть более 20 лет. Но лаврское предание хранит память о таком событии. В начале 1960-х годов киевские власти решили вывезти из нашей обители все святые мощи. Привели лошадей, поставили гробницы на воз - не идут лошади. Пригнали автотехнику. Поставили мощи в кузова - машины не завелись. В конце концов, вынесли мощи через боковые ворота, и пустили по Днепру. И вот, рассказывают, три дня они крутились по воде на одном месте. А еще через какое-то короткое время случилась Куреневская трагедия 1961 года - прорвало дамбу, и грязевый поток затопил почти весь район. Так Господь явил нам чудо и явно показал, как не стоит относиться к святым мощам. <...>

— Владыка, а то, что мощи великого православного святого (свт. Николая, - прим. ред.) покоятся почти в самом центре католичества, это тоже Промысл Божий? Может быть такое, что их перенесли в Бари для того, чтобы святитель Николай не дал католикам окончательно отпасть от истинной веры?

— Куда уже дальше отпадать? Дальше - только ад. Именно из католицизма пошли практически все секты - от христианских до тоталитарных. Я уже не говорю о последних протестантских безумиях типа женского священства или венчания гомосексуальных пар. Это такая насмешка, такое кощунство, что об этом даже говорить больно. Да, святитель Николай может уберечь, может помочь… Но для этого он должен видеть желание самих людей. А где оно возьмется, если мир все дальше и сильнее катится в пучину греха. Да что там католицизм!.. Давайте приведем в пример православный Киев, который тоже становится безбожным.

Люди возлюбили тьму. Ересь, раскол, хуление имени Господнего стали обычным делом даже среди православных киевлян. А бесчинства Филаретовской секты, по-другому и не назовешь. Вдумайтесь, человек, называющий себя духовным лидером нации, просит и даже требует оружие для убийства себе подобных. Это же поистине сатанинское желание…

И при этом, сколько святых мощей почивает у нас в Киево-Печерской Лавре. И не только у нас. Святые мощи возлежат по всему Киеву: в Покровском храме - Софии и Анастасии, во Флоровском - Елены, в Голосеевском - Алексия, в Китаево — Феофила, Ионы — в Ионовском. Почти везде и всюду мы видим святыни - Почаев в Тернополе, Святогорье в Донецке, а в Крыму сколько!

Но люди не хотят видеть святых, для них святые - уже не авторитет. Для них авторитетом стали бандиты, святотатцы, кощунники. А ведь мы знаем, что у человека внутри, то и изливается наружу. Какой источник, такая и вода.

А католики… Вспомните их крестовые походы. Прикрываясь именем Господним, они развязали мировую войну, грабеж всех и вся. Они тащили все, что имело хоть какую-то ценность: от мощей и святынь до драгоценностей и золотой посуды. При этом не гнушались нападать на своих единоверцев: баряне вели кровопролитные сражения с венецианцами, венецианцы - с жителями Пизы, а те, в свою очередь, с другими латинянами. Венецианская республика принимала прямое участие в первых крестовых походах. Венецианцы организовали и полностью оплатили самый печально известный поход — Четвертый, который был направлен исключительно против… Византии и Православия. И до сих пор в храмах Венеции покоится великое множество мощей православных святых, захваченных в Константинополе.

Хотя с другой стороны, вы, наверное, правы. Святитель Димитрий Ростовский, которого мы сегодня уже вспоминали, писал, что похищение мощей святителя Николая было попущено для того, «чтобы и Западу не лишиться благодеяний Божиих, получаемых благодаря ходатайству великого архиерея». Не скажу, что в великом благолепии находятся мощи святителя Николая в Бари. Постепенно место их упокоения превращается из предмета поклонения в какой-то бизнес-центр, где роль главного бизнесмена отводится святителю Николаю. Ведь не будь его, кто бы и знал про такой город? <...>

Олег Афонин
Фото Дмитрия Михно

Измена жены