Значение желтого цвета в психологии. Жёлтый цвет

Связан с наукой, наблюдениями и анализом. Стимулирует умственную деятельность. По своим качествам желтый цвет означает богатство, мечту, фантазии, смелость, радость, близость, юность, а также зависть и ревность. Замутненно -желтый цвет - это печаль, тоска, разлука.

Символика желтого цвета

Желтый - цвет золота, которое с древности воспринималось как застывший солнечный свет. Это цвет осени, цвет зрелых колосьев и увядающих листьев.

У многих народов женщины отдавали предпочтение желтой одежде. Нередко желтый цвет служил также отличительным признаком знатных особ и высших сословий. Например, монгольские ламы носят желтую одежду с красным поясом.

Золотисто -желтый цвет - символ духа, мудрости, цвет святости. Солнечно -желтый как цвет божественного озарения обычно ассоциируется и с первым ковчегом Завета, и с презренным золотым тельцом. И с ореолом Аполлона. И с аурой Будды. И с нимбом Христа.

Темно -желтый цвет обычно ассоциируется с изменой, скупостью и недоверчивостью. В христианстве за этим оттенком закреплен цвет Иуды Искариота.

Индуизм усматривает в желтом цвете бессмертно -жизненную истину, наделяя им семя человеческое. Духовную красоту характеризуют золотисто -желтым цветом каббала и франкмасоны.

В энергетическом центре желтого цвета тантризм усматривает увеличение жизненной силы и приобретение крепкого здоровья. Тут же находится и способность ясно излагать свои мысли.

Обычно желтый считается цветом ревности, измены, а в Тибете ревность называли буквально «желтый глаз».

Восприятие желтого цвета вызывает более нежное, по сравнению с оранжевым, действие на пульс и дыхание. То есть бодрое, веселящее возбуждение. Вероятно, поэтому ярко-желтый цвет часто отвергается алкоголиками. Хотя здесь следует учесть и тот факт, что желтый принимает участие в развитии головокружения.

Желтый цвет стимулирует умственную деятельность. Головы интеллектуалов окружены золотистым сиянием. Стимулируя деятельность мозга, он вызывает у человека интеллектуальный интерес к объективному миру.

Значения желтого цвета обычно включают и чувственную живость в самораскрытии интеллекта, и радостную бодрость при нежных возбуждениях.

Сюда же можно отнести и эксцентрические устремления к снятию напряжения в познании тайн бытия. А также - ожидание контактов в поисках счастья и смысла жизни.

Воздействие желтого цвета на человека

Алжирский исследователь Бенои провел любопытный эксперимент. Сначала он завязал контрольной группе селезней глаза черной повязкой. Сексуальная деятельность птиц ослабла. Затем он посадил селезней под оранжевый свет. Размеры семенных яичек испытуемых особей увеличилось почти вдвое. Сексуальная активность резко повысилась.

Интересно сопоставить любовь к желтому цвету беременных женщин, которые прошли курс обучения для «безбоязненных» родов, и грудных детей. С одной стороны, желтый излечивает детскую анемию, с другой - успокаивает отдельные виды женских психоневрозов и препятствует колебаниям в состоянии здоровья.

Любопытно, что незамужние беременные женщины, для которых ребенок будет совсем «нежеланным», категорически отвергают желтый цвет.

Очевидно, прежде всего, при жизненных разочарованиях может оказаться полезным действие желтого цвета как ярко выраженного устремления к интуитивному преодолению межличностной напряженности, к непринужденности в общении.

С другой стороны, желтый цвет беспокоит, возбуждает воображение и, в конечном счете, действует подавляюще на психику. При длительном нахождении в помещении, окрашенном в ярко -желтый цвет, может начаться сильная головная боль. Желтый цвет уменьшает страх пациента перед врачебным осмотром. Люди, лечащиеся от депрессий, прекрасно воспринимают желтую гамму. И тут есть своя закономерность: желтый цвет поднимает тонус. Больные алкоголизмом отвергают желтый как цвет несбывшихся «надежд».

Если этот цвет отвергается, значит, человек разочаровался в своих надеждах, ощущает вокруг себя пустоту, чувствует себя изолированным и отрезанным от других.

Чувственно желтый воспринимается как пикантность, эмоциональность - полная надежд изменчивость.

Желтый цвет управляет пищеварительными процессами, оказывает очищающее действие на печень и кишечник, т. е. является очистительным для всей системы, но особенно для кожи. Приносит гармонию в отношение к жизни, обеспечивая равновесие и оптимизм.

Используется в случаях нервного истощения, псориаза, дерматита и других кожных заболеваний, несварении желудка, запорах, беспокойствах печени, диабете.

Оттенки

Красно-желтый: в нем влияние желтого делается весомее. Выражает стихийность и импульсивность, уничтожение. Желтый направляет силу красного.

Лимонно-желтый: жестокость и безудержность; обладает противомикробным действием. Люди, предпочитающие этот цвет, обладают нестандартным мышлением, проницательностью, критичностью, всегда себя контролируют, избегают критики и компрометирующих ситуаций. Этот цвет выбирают фригидные женщины и импотенты (но не 100 %).

Светло-желтый: склонность избегать ответственности, склонность к симуляции.

Бледно-желтый: свобода от рамок.

Коричнево-желтый (медовый): объединяется легкость желтого и тяжесть коричневого. Потребность в счастливом и полном наслаждения положении.

Золотой - это цвет славы, неизбежной победы. Не приносит себя в жертву и не принимает жертв, остается самим собой (ему ничего не надо). Положительный аспект - зрелость, опыт, мудрость, жизнеспособность, неистощимые ресурсы; негативный аспект - пессимизм, ограниченность, бесчестие. Золотой нимб над головой - символ всепрощения и способ преодолевать все препятствия. Золото объединяет скромность ребенка и мудрость истинного правителя. Но! - он может провоцировать на конфликты.

Цвета имеют также и символическое значение. Исторически цвета используются в качестве связующего между объектом и природой, между природой и человеком, между человеком и Вселенной. Поэтому при определении смысла и значения цвета всегда учитывались исторические, религиозные условия.

{Например, в Китае и Индии – белый цвет (т.е. ничто - отсутствие цвета) –символ траура}.

Исследованиями установлены следующие психологические и символические характеристики цветов:

Красный цвет – активный, возбуждающий, громкий, жгучий. Символ тревоги, борьбы, жизненности действий, власти, могущества.

Оранжевый цвет – согревающий, активизирующий пылкий и блестящий. Символ энергии, благополучия, радости, достатка и богатства.

Желтый цвет – сияющий, цвет солнца. Символ солнца, веселья, хорошего настроения, молодости, юности, легкости, зависти, ревности.

Зеленый цвет – успокаивающий, освежающий, скромный, спокойный, цвет природы. Символ надежды, безопасности, изобилия, природы.

Голубой цвет – прохладный, удаленный, влажный. Символ воды, воздуха, миролюбия, хрупкости, мягкости, невинности, нежности.

Синий цвет – холодный, серьезный, свежий, удаляющийся. Символ спокойствия, величия, верности, грусти.

Фиолетовый цвет – угрюмый, сумрачный. Символ старости, верности, совести, печали, тоски.

Белый цвет – легкий, свежий. Символ чистоты, целомудрия, невинности, признак потустороннего.

Черный цвет – символ траура, смерти, строгости, деловитости, серьезности, надежности, смирения.

Серый цвет – символ достоинства, важности, знатности, нейтральности.

Цветовая гармония.

Само слово гармония греческого происхождения, означает связь, соразмерность, созвучие. В общем смысле гармония выражает согласованность частей единого целого.

Под цветовой гармонией понимают эмоциональную привлекательность, совместимость и согласованность цветов, создающих ощущение цветового единства.

Когда люди говорят о цветовой гармонии, они оценивают впечатления от взаимодействия двух или более цветов. Живопись и наблюдения над субъективными цветовыми предпочтениями различных людей говорят о неоднозначных представлениях о гармонии и дисгармонии.

На протяжении истории делались попытки создать теорию цветовой гармонии, но оказалось, что создать ее невозможно. Такие попытки производились многократно, но не подтверждались жизнью, т.к. они пытались установить нормы гармонических сочетаний без учета конкретных условий.

В качестве примера служат теории Гете и Оствальда.

Теория Гете

Гёте первым обратил внимание на психологические аспекты цвета. Известно, что сам Гете ценил свою работу по цвету выше своего поэтического творчества.

Гете поступал очень просто. Он брал разноцветные стеклышки (красное, желтое, зеленое, синее) и смотрел сквозь них на мир. Затем он анализировал полученное им ощущение и настроение, а в дополнение к этому делал выводы из наблюдений за окружающей его жизнью. Гете ставит в соответствие определенным цветам определенные психологические состояния человека. Подобное свойство цвета Гете иллюстрирует описанием тех изменений в «душевном состоянии», которые происходят при достаточно длительном воздействии цвета на человека.

Гете разделяет цвета на «положительные» - желтый, красно-желтый (оранжевый) и желто-красный (сурик, киноварь) и «отрицательные» - синий, красно-синий и сине-красный. Цвета первой группы создают бодрое, живое, деятельное настроение, а второй - неспокойное, мягкое и тоскливое. Зеленый Гете относил к «нейтральным».

Гете выделяет следующие гармоничные цветовые сочетания: желтый - красно-синий(фиолетовый); синий - красно-желтый(оранжевый); пурпур - зеленый. Исходя из учения Гете о цветовой гармонии и цельности, можно сделать вывод, чтопсихологическое воздействие, скажем, желтого цвета, требует для своего уравновешивания воздействия красно-синего (фиолетового). Между гармонической цветовой парой существуют отношения взаимодополнения . Указанные шесть цветов составляют «цветовой круг» Гете, где гармоничные сочетания располагаются друг напротив друга.

Кроме гармоничных цветовых сочетаний (приводящих к цельности), Гете выделяет «характерные» и «нехарактерные» . Эти цветовые сочетания также вызывают определенные душевные впечатления, но в отличие от гармоничных, они не приводят к состоянию психологического равновесия .

«Характерными » Гете называет такие цветовые сочетания, которые составляют цвета, разделенные в цветовом круге одной краской .

Желтый и синий . По выражению Гете - скудное, бледное сочетание , которому не хватает (для цельности) красного. Впечатление, которое оно создает, Гете называет «обыденным».

Сочетание желтого и пурпура также одностороннее, но веселое и великолепное

Оранжевый в сочетании с фиолетовым вызывает возбуждение, впечатление яркого .

Смешивание цветов характерной пары порождает цвет, находящийся (в цветовом круге) между ними.

«Нехарактерными» Гете называет сочетания двух рядом расположенных цветов своего круга. Их близость приводит к невыгодному впечатлению. Так желтый с зеленым Гете называет «пошло веселым» , а синий с зеленым - «пошло-противным»

Важную роль в формировании психологического воздействия цвета на человека Гете отводит светлотным характеристикам цветов. «Активная» сторона (положительные цвета) при сочетании с черным выигрывает в силе впечатления, а «пассивная» (отрицательные цвета) - проигрывает. И, наоборот, при сочетании с белым - больше выигрывает пассивная сторона, становясь более «веселой» и «жизнерадостной».

Теория Оствальда считается нормативной теорией. Он вел понятие полноцветных сочетаний (это цвета оптимальные по насыщенности и светлоте). Оствальд расположил цвета в 24-ступенчатых кругах, в которых диаметрально расположил дополнительные цвета. Он считал, что цвета должны быть расположены на одинаковом расстоянии друг от друга (или одинаково удалены). Поэтому подбор цветовых сочетаний осуществлялся с помощью круга, откладывая равные расстояния. В основу этой цветовой гармонии положен принцип геометрических отрезков. Гармоничные сочетания дают два цвета, лежащие напротив друг друга. или три цвета, расположенные под углом 60 0 .

У теории Оствальда есть недостатки и достоинства. Он сводил теорию гармонии к геометрии – это не является правильным в принципе. Но в то же время полноцветные насыщенные цвета гармонично сочетаются с белым и с черным, а неполноцветные – с серыми цветами.

Гармония также зависит от площади пятна. Хорошо сочетаются цвета близкие по светлоте и цвета, близкие по насыщенности.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………………………………3

1. Что такое цвет………………………………………………………………………………………4

2. Что символизирует желтый цвет в культуре и литературе……………………………………...4

3. Цветовой мир в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»………………………………6

4. Желтый цвет в искусстве………………………………………………………………………….7

Заключение…………………………………………………………………………………………..9

Список использованной литературы……………………………………………………………10

Приложение…………………………………………………………………………………………11

Введение

Символика цвета имеет давнюю историю. Люди с незапамятных времен придавали особое значение чтению «языка красок», что нашло отражение в древних мифах, народных преданиях, сказках, различных религиозных и мистических учениях. Цветовая символика имеет древнейшее происхождение, возникнув в те времена, когда человек научился добывать, и использовать природные краски. С тех пор цветовой символизм прошел большой путь. Традиции цветовой символики сейчас, во многом, утеряны особенно в индустриальных странах, в которых преобладает утилитарное отношение к цвету. С момента своего возникновения цветовой символизм самым тесным образом был связан с магией и религией. Роль цвета в религиозном сознании людей, особенно древних, велика. Как показывают археологические, исторические и этнографические исследования мистические представления человека и цветовая символика были тесно взаимосвязаны .

Актуальность данной работы обусловлена интересом к символике желтого цвета в литературе искусстве

Цель работы:

Выяснить что значит цвет.

Узнать что символизирует желтый цвет

Дать представление символики желтого цвета в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» и в живописи известных художников.

Задачи:

1.Ознакомиться с символикой цвета.

2.Изучить и проанализировать цветовой мир романа «Мастер и Маргарита»

3.Выяснить, что значит желтый цвет в искусстве (живописи)

Объектом исследования является символика желтого цвета.

Методы исследования:

Для решения поставленных задач используются наблюдение, описание. Сбор материала проводился посредством методов анализа и сравнения.

Материалом исследования стало произведение М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита», живопись известных художников.

1.Что такое цвет.

Что такое цвет? Какова его природа? Что представляет собой окраска предметов? Почему одни предметы синие, другие красные, а третьи зелёные? Если посмотреть вокруг, то двух предметов одинакового цвета мы практически не найдём. Разнообразие цветовых оттенков бесконечно. Ньютон выделил семь цветов в спектре: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый. Ещё один цвет - пурпурный - причислен к классификации, как образованный смешением двух крайних цветов спектра - красного и синего. Спектральные цвета составляют очень небольшую часть видимых человеком оттенков. Человек с нормальным цветовосприятием способен различать около десяти тысяч цветовых оттенков. [ 1]

Изначально цвет использовался в качестве простого связующего средства между объектами, затем - знака-символа и в последнее время - системы языкового характера. При определении смысла и значения цвета всегда учитывались конкретные исторические условия. Сначала человек почувствовал, что горящие и нагретые предметы краснеют, далекие предметы в воздушном пространстве голубеют, а позже понял, что из всех цветов синий - «самый далекий», а красный - «самый теплый». Становление цветовой знаковой системы протекало неразрывно с развитием художественной культуры, поэтому проанализировать ее и особенно понять символическое значение цвета изолированно от человеческой истории и культуры невозможно. Человек воспринимает информацию в цвете на основе своего опыта, культуры и образования в условиях жизни людей отдельной страны или региона. [ 2]

В данной работе мы подробнее остановимся на символике желтого цвета. Мы увидим, насколько разнообразны его оттенки, попытаемся разобраться в основных символических значениях, которые несёт в себе данный цвет.

Символизм. –

Священный Коран. –

Искусство Юрия Тореева, часть 5 –

Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия. –

Библиотекарь.Ру. –

Живопись Нидерландов XV - XVII вв. –

Википедия. Свободная энциклопедия. –

Булгаковская энциклопедия. –

Приложение

Фрагмент романа

Символика жёлтого цвета

    Абрикосовая дала обильную желтую пену, и в воздухе запахло парикмахерской. Напившись, литераторы немедленно начали икать, расплатились и уселись на скамейке лицом к пруду и спиной к Бронной.

выморочность московской жизни, назойливость, дисгармония, душащая пестрота красок

    Пилат усмехнулся одною щекой, оскалив желтые зубы, и промолвил, повернувшись всем туловищем к секретарю:

О, город Ершалаим! Чего только не услышишь в нем. Сборщик податей, вы слышите, бросил деньги на дорогу!

болезненность, озлобленность

    Тут прокуратор поднялся с кресла, сжал голову руками, и на желтоватом его бритом лице выразился ужас. Но он тотчас же подавил его своею волею и вновь опустился в кресло. <…>

    Краска выступила на желтоватых щеках Пилата, и он спросил по-латыни:

Как ты узнал, что я хотел позвать собаку?

Что еще там? – спросил Пилат и нахмурился.

    Прочитав поданное, он еще более изменился в лице. Темная ли кровь прилила к шее и лицу или случилось что-либо другое, но только кожа его утратила желтизну , побурела, а глаза как будто провалились.

болезненность

В половине одиннадцатого часа того вечера, когда Берлиоз погиб на Патриарших <…> томились двенадцать литераторов, собравшихся на заседание и ожидавших Михаила Александровича.

    <…> Бескудников стукнул пальцем по циферблату, показал его соседу, поэту Двубратскому, сидящему на столе и от тоски болтающему ногами, обутыми в желтые туфли на резиновом ходу.

ядовитость, напыщенность,

назойливая пестрота

    Ровно в полночь все двенадцать литераторов покинули верхний этаж и спустились в ресторан. Тут опять про себя недобрым словом помянули Михаила Александровича: все столики на веранде, натурально, оказались уже занятыми, и пришлось оставаться ужинать в этих красивых, но душных залах. <…> И ровно в полночь в первом из них что-то грохнуло, зазвенело, посыпалось, запрыгало. И тотчас тоненький мужской голос отчаянно закричал под музыку: «Аллилуйя!» это ударил знаменитый Грибоедовский джаз. <…> и вдруг, как бы сорвавшись с цепи, заплясали оба зала, а за ними заплясала и веранда. Заплясал Глухарев с поэтессой Тамарой Полумесяц, заплясал Квант, заплясал Жуколов-романист с какой-то киноактрисой в желтом платье. Плясали: Драгунский, Чердакчи, маленький Денискин с гигантской Штурман Джоржем, плясала красавица архитектор Семейкина-Галл, крепко схваченная неизвестным в белых рогожных брюках. Плясали свои и приглашенные гости, московские и приезжие, писатель Иоганн из Кронштадта, какой-то Витя Куфтик из Ростова, кажется, режиссер, с лиловым лишаем во всю щеку, плясали виднейшие представители поэтического подраздела МАССОЛИТа, то есть Павианов, Богохульский, Сладкий, Шпичкин и Адельфина Буздяк, плясали неизвестной профессии молодые люди в стрижке боксом, с подбитыми ватой плечами, плясал какой-то очень пожилой с бородой, в которой застряло перышко зеленого лука, плясала с ним пожилая, доедаемая малокровием девушка в оранжевом шелковом измятом платьице.

вызов, ядовитость, напыщенность, назойливая пестрота

    Варенуха проделал все, что полагается человеку в минуты великого изумления. Он и по кабинету пробежался, и дважды вздымал руки, как распятый, и выпил целый стакан желтоватой воды из графина, и восклицал:

Не понимаю! Не по-ни-ма-ю!

ядовитость, духота, несвежесть

    В саду ветер дунул в лицо администратору и засыпал ему глаза песком, как бы преграждая путь, как бы предостерегая. Хлопнула во втором этаже рама так, что чуть не вылетели стекла, в вершинах кленов и лип тревожно прошумело, потемнело и посвежело. Администратор протер глаза и увидел, что над Москвой низко ползет желтобрюхая грозовая туча.

угнетение, тяжесть

    Маленький человек в дырявом желтом котелке и с грушевидным малиновым носом, в клетчатых брюках и лакированных ботинках выехал на сцену Варьете на обыкновенном двухколесном велосипеде. Под звуки фокстрота он сделал круг, а затем испустил победный вопль, от чего велосипед поднялся на дыбы. Проехавшись на одном заднем колесе, человек перевернулся вверх ногами, ухитрился на ходу отвинтить переднее колесо и пустить его за кулисы, а затем продолжал путь на одном колесе, вертя педали руками.

устарелость, ветхость, вызов

    И тотчас пол сцены покрылся персидскими коврами, возникли громадные зеркала, с боков освещенные зеленоватыми трубками, а меж зеркал витрины, и в них зрители в веселом ошеломлении увидели разных цветов и фасонов парижские женские платья. Это в одних витринах, а в других появились сотни дамских шляп, и с перышками, и без перышек, и с пряжками, и без них, сотни же туфель – черных, белых, желтых , кожаных, атласных, замшевых, и с ремешками, и с камушками.

назойливость, вызов, напыщенность, излишняя яркость

    Вы – писатель? – с интересом спросил поэт.

Гость потемнел лицом и погрозил Ивану кулаком, потом сказал:

Я – мастер, – он сделался суров и вынул из кармана халата совершенно засаленную черную шапочку с вышитой на ней желтым шелком буквой «М». Он надел эту шапочку и показался Ивану в профиль и в фас, чтобы доказать, что он – мастер. – Она своими руками сшила ее мне, – таинственно добавил он.

вызов, яркость, индивидуальность

    Она несла в руках отвратительные, тревожные желтые цветы. Черт их знает, как их зовут, но они первые почему-то появляются в Москве. И эти цветы очень отчетливо выделялись на черном ее весеннем пальто. Она несла желтые цветы! Нехороший цвет. Она повернула с Тверской в переулок и тут обернулась. Ну, Тверскую вы знаете? По Тверской шли тысячи людей, но я вам ручаюсь, что увидела она меня одного и поглядела не то что тревожно, а даже как будто болезненно. И меня поразила не столько ее красота, сколько необыкновенное, никем не виданное одиночество в глазах!

    Повинуясь этому желтому знаку, я тоже свернул в переулок и пошел по ее следам. Мы шли по кривому, скучному переулку безмолвно, я по одной стороне, а она по другой. И не было, вообразите, в переулке ни души. Я мучился, потому что мне показалось, что с нею необходимо говорить, и тревожился, что я не вымолвлю ни одного слова, а она уйдет, и я никогда ее более не увижу…

тревога, вызов, запрет

волнение, душевная теплота, искренность, тревога

    И, вообразите, внезапно заговорила она:

Нравятся ли вам мои цветы?

Я отчетливо помню, как прозвучал ее голос, низкий довольно-таки, но со срывами, и, как это ни глупо, показалось, что эхо ударило в переулке и отразилось от желтой грязной стены. Я быстро перешел на ее сторону и, подходя к ней, ответил:

Нет.

грязь, выморочность, болезненность, суетность

    Так вот она говорила, что с желтыми цветами в руках она вышла в тот день, чтобы я наконец ее нашел, и что если бы этого не произошло, она отравилась бы, потому что жизнь ее пуста.

вызов, яркость, тревожность

    И, наконец, настал час, когда пришлось покинуть тайный приют и выйти в жизнь.

И я вышел в жизнь, держа его в руках, и тогда моя жизнь кончилась, – прошептал мастер и поник головой, и долго качалась печальная черная шапочка с желтой буквой «М». Он повел дальше свой рассказ, но тот стал несколько бессвязен. Можно было понять только одно, что тогда с гостем Ивана случилась какая-то катастрофа.

тревога, вызов, яркость,

индивидуальность, противостояние

    В печке ревел огонь, в окна хлестал дождь. Тогда случилось последнее. Я вынул из ящика стола тяжелые списки романа и черновые тетради и начал их жечь. <…> Знакомые слова мелькали передо мной, желтизна неудержимо поднималась снизу вверх по страницам, но слова все-таки проступали и на ней. Они пропадали лишь тогда, когда бумага чернела и я кочергой яростно добивал их.

ветхость, пламя, тревога, яд

    Варенуха, не снимая кепки, прошел к креслу и сел по другую сторону стола. <…> – Какая там, к черту, Ялта! Напоил пушкинского телеграфиста, и начали оба безобразничать, в том числе посылать телеграммы с пометкой «Ялта».

Ага… Ага… Ну ладно, ладно… – не проговорил, а как бы пропел Римский. Глаза его засветились желтеньким светом.

мистичность, приближающаяся опасность, страх, тревожность

    Дунчиль спокойно и с достоинством повернулся и пошел к кулисе.

Одну минуточку! – остановил его конферансье, – позвольте мне на прощанье показать вам еще один номер из нашей программы <…>

Черный задний занавес раздвинулся, и на сцену вышла юная красавица в бальном платье, держащая в руках золотой подносик, на котором лежала толстая пачка, перевязанная конфетной лентой, и бриллиантовое колье, от которого во все стороны отскакивали синие, желтые и красные огни.

Дунчиль отступил на шаг, и лицо его покрылось бледностью. Зал замер.

Восемнадцать тысяч долларов и колье в сорок тысяч золотом, – торжественно объявил артист, – хранил Сергей Герардович в городе Харькове в квартире своей любовницы Иды Геркулановны Ворс, которую мы имеем удовольствие видеть перед собою и которая любезно помогла обнаружить эти бесценные, но бесцельные в руках частного лица сокровища.

А под вашею полною достоинства личиною, – отнесся артист к Дунчилю, – скрывается жадный паук и поразительный охмуряло и врун. Вы извели всех за полтора месяца своим тупым упрямством. Ступайте же теперь домой, и пусть тот ад, который устроит вам ваша супруга, будет вам наказанием.

власть денег, циничность, вызов, дороговизна, запретность

    Теперь, сидя на камне, этот чернобородый, с гноящимися от солнца и бессонницы глазами человек тосковал. Он то вздыхал, открывая свой истасканный в скитаниях, из голубого превратившийся в грязно-серый таллиф, и обнажал ушибленную копьем грудь, по которой стекал грязный пот, то в невыносимой муке поднимал глаза в небо, следя за тремя стервятниками, давно уже плававшими в вышине большими кругами в предчувствии скорого пира, то вперял безнадежный взор в желтую землю и видел на ней полуразрушенный собачий череп и бегающих вокруг него ящериц.

Мучения человека были настолько велики, что по временам он заговаривал сам с собой.

болезненность, тревога, грусть, смерть, безнадёжность

    Левий увидел, что все в мире, под влиянием ли его проклятий или в силу каких-либо других причин, изменилось. Солнце исчезло, не дойдя до моря, в котором тонуло ежевечерне. Поглотив его, по небу с запада поднималась грозно и неуклонно грозовая туча. Края ее уже вскипали белой пеной, черное дымное брюхо отсвечивало желтым .

угнетенность, безвыходность, неизбежность, тревожность, опасность

    Счастливее двух других был Иешуа. В первый же час его стали поражать обмороки, а затем он впал в забытье, повесив голову в размотавшейся чалме. Мухи и слепни поэтому совершенно облепили его, так что лицо его исчезло под черной шевелящейся массой. В паху, и на животе, и под мышками сидели жирные слепни и сосали желтое обнаженное тело.

болезненность, приближение

опасности,

    Пришлось называть вещи своими именами и признаться в том, что администрация Варьете, в лице директора, финдиректора и администратора, пропала и находится неизвестно где <…> через короткое время в здании Варьете появилось следствие в сопровождении остроухой, мускулистой, цвета папиросного пепла собаки с чрезвычайно умными глазами. Среди служащих Варьете тотчас разнеслось шушуканье о том, что пес – не кто другой, как знаменитый Тузбубен. И точно, это был он. Поведение его изумило всех. Лишь только Тузбубен вбежал в кабинет финдиректора, он зарычал, оскалив чудовищные желтоватые клыки, затем лег на брюхо и с каким-то выражением тоски и в то же время ярости в глазах пополз к разбитому окну.

опасность, ярость

    Азазелло!

На его зов в переднюю выбежал маленький, прихрамывающий, обтянутый черным трико, с ножом, засунутым за кожаный пояс, рыжий, с желтым клыком, с бельмом на левом глазу.

опасность, ярость

    Вы когда умрете?

Тут уж буфетчик возмутился.

Это никому не известно и никого не касается, – ответил он.

Ну да, неизвестно, – послышался все тот же дрянной голос из кабинета, – подумаешь, бином Ньютона! Умрет он через девять месяцев, в феврале будущего года, от рака печени в клинике Первого МГУ, в четвертой палате.

Буфетчик стал желт лицом.

болезненность, страх, приближение опасности, безвыходность

    Сердце Маргариты страшно стукнуло, так что она не смогла даже сразу взяться за коробочку. Справившись с собою, Маргарита открыла ее и увидела в коробочке жирный желтоватый крем.

мистичность, вызов

    Ощипанные по краям в ниточку пинцетом брови сгустились и черными ровными дугами легли над зазеленевшими глазами. Тонкая вертикальная морщинка, перерезавшая переносицу, появившаяся тогда, в октябре, когда пропал мастер, бесследно пропала. Исчезли и желтенькие тени у висков, и две чуть заметные сеточки у наружных углов глаз.

болезненность, печаль, старость

    Бал! – пронзительно визгнул кот, и тотчас Маргарита вскрикнула и на несколько секунд закрыла глаза. Но лес быстро кончился, и его банная духота тотчас сменилась прохладою бального зала с колоннами из какого-то желтоватого искрящегося камня.

мистичность, дороговизна,

    Голова Маргариты начала кружиться от запаха вина, и она уже хотела уходить, как кот устроил в бассейне номер, задержавший Маргариту. Бегемот наколдовал чего-то у пасти Нептуна, и тотчас с шипением и грохотом волнующаяся масса шампанского ушла из бассейна, а Нептун стал извергать не играющую, не пенящуюся волну темно-желтого цвета.

тревожность

    Вы уходите в небытие, а мне радостно будет из чаши, в которую вы превращаетесь, выпить за бытие. – Воланд поднял шпагу. Тут же покровы головы потемнели и съежились, потом отвалились кусками, глаза исчезли, и вскоре Маргарита увидела на блюде желтоватый , с изумрудными глазами и жемчужными зубами, на золотой ноге, череп.

смерть, опасность, тревога,

мистичность, вызов

    В дремоте перед Иваном являлся неподвижный в кресле человек, бритый, с издерганным желтым лицом, человек в белой мантии с красной подбивкой, ненавистно глядящий в пышный и чужой сад. Видел Иван и безлесый желтый холм с опустевшими столбами с перекладинами.

А происшедшее на Патриарших прудах поэта Ивана Бездомного более не интересовало.

тревожность, болезненность;

пустынность, одиночество, печаль

Продавцы за рыбным прилавком как окаменели со своими ножами в руках, сиреневый иностранец повернулся к грабителям, и тут же обнаружилось, что Бегемот не прав: у сиреневого не не хватало чего-то в лице, а, наоборот, скорее было лишнее – висящие щеки и бегающие глаза.

    Совершенно пожелтев , продавщица тоскливо прокричала на весь магазин:

Палосич! Палосич!

недоумение, тревога, выморочность, болезненность, страх

    Он (Арчибальд Арчибальдович) лично отодвинул стул от столика, приглашая Коровьева сесть, мигнул одному, что-то шепнул другому, и два официанта засуетились возле новых гостей, из которых один свой примус поставил рядом со своим порыжевшим ботинком на пол. Немедленно исчезла со стола старая скатерть в желтых пятнах, в воздухе, хрустя крахмалом, взметнулась белейшая, как бедуинский бурнус, другая, а Арчибальд Арчибальдович уже шептал тихо, но очень выразительно, склоняясь к самому уху Коровьева:

Чем буду потчевать?

обветшалость;

грязь, выморочность


В разные времена у всех народов символика цвета имела самые различные значения. С давних пор каждому цвету люди приписывали свою особенную магическую роль. Давайте рассмотрим символическое значение основных цветов, принятое у разных народов.


Черный цвет

Черный — самый темный, загадочный и таинственный цвет, который считается символом ночи и смерти, греха и раскаяния, является олицетворением тишины и пустоты. Именно черный обладает свойством поглощать все другие цвета, и поэтому он выражает отчаяние и отрицание.


Ахроматический черный цвет

В целом, у людей к черному цвету несколько предвзятое негативное отношение. И это понятно, потому что в христианской традиции черный символизирует скорбь, оплакивание умершего и горе от невосполнимой утраты.


Современный обычай надевать одежду в знак скорби на похоронах возник из древних суеверий. Считалось, что в черном одеянии дух умершего не способен узнать своих родственников или близких, и таким образом не сможет причинить им вред.


Черная вуаль на лице должна была ввести в заблуждение злых духов и демонов, и не позволить им утащить в ад еще одну душу. Эта традиция возникла очень давно, и с тех пор траурная мода претерпела множество изменений, но основные тенденции остались.


А вот обычай надевать черную повязку на рукав в знак скорби берет свои истоки еще во времена рыцарей. Избранная ими дама сердца надевала на руку рыцаря повязку, как символ того,О что отныне рыцарь служит ей. Значительно позже подобная повязка стала необходимым атрибутом скорби по ушедшей из жизни супруге и верности ей.


Черная повязка на рукаве — символ скорби

Эпидемию бубонной чумы, полыхавшей в 1348 году в Европе, называли » черной смертью». Она унесла жизни около 25 миллионов человеческих жизней.


Чума — » черная смерть».

В британском суде квадраты черной ткани судья разрывал в момент вынесения смертного приговора. Да и одежда представителей власти — традиционная судейская мантия — была черного цвета, символизировавшего справедливость, неподкупность и непредвзятость решений.

В Японии же черный цвет символизирует высшую мудрость. Кроме того, черный был изначально был цветом низшего, подземного мира — мира мертвых духов.


Для низшего мира мертвых духов характерны два цвета — черный и желтый

В средние века желтый стал символом болезни и инфекции. Желтыми крестами помечали дома, в которых находились больные чумой.

А желтый флаг, поднятый на флагштоке судна, подавал сигналы о том, что на судне есть инфекционные больные и существует опасность заражения.

В наши дни этот обычай изменился, и теперь при входе в иностранный порт флаг желтого цвета поднимают, чтобы сообщить, что на борту судна больных нет.


» На моем судне все здоровы, прошу освободить меня от карантина!»

Желтый флаг на пляже показывает, что купаться на данном участке разрешено. Более того, на этом пляже работают спасатели. Поэтому, встретив такой флаг во время отдыха, можно смело входить в воду.


В правилах дорожного движения желтый цвет означает команду » приготовиться», а в футболе желтая карточка, показанная судьей, является предупреждением для игрока.


Зеленый цвет

Зеленый цвет наделен позитивной энергетикой, благодаря тому, что он относится к природным цветам. Это цвет весны, пробуждения природы, роста и развития, созревания и плодородия, а также цвет свободы, радости и надежды.

В некоторых случаях зеленый символизирует бессмертие — например, выражение » вечнозеленые растения» определяет растения с непрерывным циклом жизнедеятельности.


Самшит — вечнозеленое растение

Зеленый относится к сложным цветам, потому что он образован слиянием двух базовых чистых цветов — желтого и синего. От количества того или иного тона в составе желтого, можно получить различные оттенки — от нежного до яркого и насыщенного малахитового зеленого.


В большинстве стран бумажные деньги имеют зеленую окраску. Считается, что этот цвет является символом стабильности, успокаивает и вызывает у людей доверие.


Но с другой стороны, зеленый цвет может символизировать потерю своего состояния и бедность. Так, в старину во многих странах Европы банкроты обязаны были носить шляпы зеленого цвета, чтобы факт их неплатежеспособности был виден издалека.


А вот в религии и мифологии Древнего Египта зеленый был цветом разложения и плесени. Судью и покровителя мертвых, бога Осириса, всегда изображали зеленым.


Лицо и тело бога Осириса изображались зелеными

В фольклоре многих народов Европы маленькие волшебные обитатели леса — эльфы изображались в одежде зеленого цвета. Как известно, эльфы отличались своим веселым характером и были большими проказниками, поэтому зеленый был цветом непослушания и проказ.


В понимании большинства современных зеленый цвет является символом свежести и молодости. Оформление в зеленоватых тонах действует успокаивающе и создает в помещении умиротворяющую атмосферу.


В мусульманской религиозной традиции считается священным. Он является символом вечной жизни и райских наслаждений, поэтому атрибуты зеленого цвета употребляются в погребальной символике.


Мусульманское платье насыщенного зеленого оттенка

Кроме этого, зеленый цвет является символом экологического движения во всем мире. И этот выбор был сделан не случайно: ведь что может быть символом живой природы, как не насыщенная зелень свежей листвы?


Красный цвет

Красный — огненный, жаркий и активный цвет, символизирующий кровь и войну, гнев и огонь, силу и мужество. Кроме этого, красный цвет — это символ жизни и победы.


Красная гвоздика — символ радости и победы

В царских одеждах многих народов преобладают красные оттенки. Поэтому красный — это символ верховной власти, силы и могущества.

В Древнем Риме огненно — красный был символом божественного рождения. Это цвет знатного происхождения и дарованной богом власти.

Для кельтов красный цвет был знаком катастрофы, крови и смерти. Они осознавали крайнюю агрессивность ярких и жгучих оттенков красного, и использовали их в военной атрибутике. Но в традиционных кельтских орнаментах приглушенные оттенки красного и охристые тона выступали символом плодородия и продолжения жизни.


В интерьере вносит атмосферу бодрости и неуемной энергии. Оформление помещения в различных оттенках этого жаркого и активного цвета подходит не всем, потому что многих людей обилие жгучего красного утомляет. Но в выразительных акцентах и отдельных деталях цвета красной тональности просто незаменимы.


Розовый цвет

Розовый цвет представляет собой слияние двух чистых цветов — красного и белого. У розового имеется множество самых различных оттенков — от теплых, персиковых до холодных.

В славянской мифологии розовый означал чистоту намерений, сердечную чуткость и обновление, возрождение после смерти. К тому же, романтичный розовый испокон веков считался цветом влюбленности, начала новых отношений и расцвета чувств.


Розовые розы — это романтичный символ влюбленности

Интерьеры, в оформлении которых используются различные оттенки , получаются очень нежными и утонченными.


В то же время, в зависимости от яркости цвета, дизайн интерьера может получиться богатым и выразительным. В этом случае в качестве главного цвета обивки мягкой мебели играет ключевую роль.


Обивка мебели в насыщенном розовом цвете

Синий цвет

Синий цвет — это один из самостоятельных чистых цветов, символ моря и неба, бескрайней высоты и глубины. Также синий означает правосудие, преданность, совершенство, постоянство и мир.

В древнеегипетской символике символизировал правдивые суждения. В Древней Греции синий считался цветом бога Зевса и богини Геры.

Высшая награда Великобритании — Орден Подвязки — имеет широкую ленту темно — синего цвета. Этот орден был учрежден в 1348 году королем Эдуардом III. Таким образом, синий цвет является символом благородного происхождения и королевской власти.

Орден Подвязки — знак Великобритании

Отсюда и произошло выражение » голубая кровь». Считалось, что у аристократов кровь должна быть более благородного оттенка, чем у простолюдинов.

Известно и еще одно выражение — » синий чулок». Так называют женщин, занимающихся научной деятельностью. Это понятие берет свои истоки в XV веке, когда в Венеции собиралось общество мужчин и женщин, которые занимались изучением наук и дискуссиями на различные темы. Так вот, чулки синего цвета были отличительным атрибутом их одежды.


Синие чулки ученых дам привели к появлению выражения » синий чулок».

В конце XVI века этот обычай позаимствовали представители французской интеллигенции. А термин » синий чулок» впервые возник в среде интеллектуалов Англии в середине XVIII столетия.

В христианской религиозной традиции синий цвет является символом благоразумия, набожности и искренности. В славянской мифологии одним из центральных персонажей была райская птица Сирин, вещающая о неземном блаженстве жизни после смерти.


Сирин — славянская птица счастья

Голубой цвет

Голубой тоже относится к цветам, имеющим божественное происхождение и религиозное значение. Это символ чистого неба, безгрешной души, цвет верности и истины, правосудия и целомудрия.

В мифологии Древнего Египта, Греции и Рима голубой цвет ассоциировался со многими богами — Юпитером, Юноной, богом Солнца Амоном — Ра и другими.


Бог Амон — Ра в древнеегипетской мифологии

Для китайцев имеет двоякое значение. С одной стороны, это символ бессмертия и вечной жизни, но с другой — знак физической смерти человека, печальный и траурный цвет мертвых. Зачастую мифического дракона китайцы рисуют в сине — голубых тонах. Этим самым они подчеркивают небесное происхождение данного фантастического существа.


Мифических драконов часто изображают в сине — голубых тонах

Однако по традициям фэн — шуй фигурка голубого дракона поможет сохранить дом от посягательств злых духов, и многих других бед и несчастий.


Для египетской погребальной традиции характерно использование фигурок голубого цвета, которых укладывали в захоронения.


Традиционно считается, что при составлении букета важно не только выбрать сами растения, но и подобрать правильную цветовую гамму будущей композиции. В теории знание символики цвета должно помогать составлять букет правильно, т. е. согласно этой символике.


Однако на практике сразу хотим опровергнуть утверждение о важности соблюдения символизма. Например о том, что определённый цвет дарится только в определённом возрасте, что есть только мужские цветы, а есть только женские и т. п. Мы в Яна Флауэрс не придаём особого значения цвету растений и их символике, ведь каждое растение и цветок по-своему прекрасны, особенно при сочетании разноцветных растений в европейских букетах. Мы приверженцы идеи – долой стереотипы. Далеко не так важно какой цвет что символизирует, в отличие от красоты и эстетичности итогового результата. Гораздо приятней собирать букеты под характер получателя, нежели подбирать определённые цвет согласно «книжечным рекомендациям».


Конечно же есть общепринятые значения цвета. Но, друзья, значение цвета букета всегда меркнет в сравнении с оказываемым знаком внимания посредством этого букета. И поверьте, получателю (если он в здравом уме) абсолютно до лампочки, какого цвета растение, которое вы ему подарили. Ему просто приятно! :)

Но всё же затронем общепринятые нормы:

Цветы красного цвета

Наверное самые распространённые. Красный - это любовь и страсть, сила и власть. Красные цветы часто дарят своим любовникам и возлюбленным персонам. Хотя кто в это верит? Их дарят поголовно всем, будем честны с нашим читателем) Букет красных роз или красных тюльпанов можно подарить на день рождение, можно вручить как приз, либо как подарок коллеге по работе или бизнес-партнёру в виде бизнес-букета.

Цветы белого цвета

Белый – это чистота, невинность, непогрешимость, начало чего-то нового. Именно поэтому многие свадебные букеты невесты именно белого цвета – это дань традиций символизма.

Цветы жёлтого цвета

В русскоговорящих странах это самый противоречивый цвет. Действительно ли жёлтый цвет – это цвет разлуки? Конечно же нет. Всё это влияние поп-культуры на людские умы. Дружно скажем спасибо Наташе Королёвой за её песенный шедевр. Неужели взрослые люди на полном серьёзе думают, что жёлтые тюльпаны – это вестники разлуки? Жёлтый – это цвет жизни, цвет солнца и богатства, цвет радости и счастья. Поэтому букет желтых цветов можно подарить абсолютно любому человеку, которому вы хотите посвятить частичку своего внимания. Жизнерадостный букет жёлтого цвета способен обрадовать любого человека в любое время года, особенно жёлтые цветы понравятся детям.

Цветы розового цвета

Они символизируют молодость, нежность, юношеские мечты. Розовые цветы по правилам дарят только молодым девушкам и девочкам. Букет розовых кустовых роз либо розового левкоя можно подарить потенциальной подруге/другу.

Цветы синего цвета

Это романтика и гармония, спокойствие и тоска, бесконечность. Цветы синего цвета по букве правил не стоит дарить на юбилей, свадьбу либо официальное мероприятие.

Цветы оранжевого цвета

Это радость и тепло, сила и богатство. Оранжевые растения повышают настроение, создают ощущение праздника и успеха. Впрочем как и жёлтые.

Цветы фиолетового цвета

Это достоинство и роскошь, а также мудрость. Букет из орхидей тёмно-фиолетового цвета должен подчеркнуть сексуальность женщины. А вот светло-фиолетовый цвет – это символ дружелюбности и скромности.

Цветы зелёного цвета

Зелёный – это цвет релакса, цвет душевной гармонии, природный цвет. Цвет весны и самый приятный цвет для глаз человека. Букеты в которых присутствует много зелени выглядят свежими и создают расслабляющую атмосферу.

Цветы чёрного цвета

Всегда отождествляются с печалью и горем. Букеты тёмных оттенков не принято дарить на праздничные мероприятия. Но если в праздничном букете будут присутствовать несколько тёмных растений – ничего страшного не случится.

Что хотелось бы сказать про цвет растений в итоге?

Дарите друг другу любые цветы без повода! Ведь далеко не так важно что и кому вы дарите, если вы делаете это от души и с наилучшими намерениями. В мастерской Yana Flowers мы работаем практически со всеми цветами радуги и никогда не заморачиваемся по поводу того, подойдёт ли символ навязанный данному растению для получателя. Подойдёт. Во-первых, потому что каждый цветок по-своему прекрасен. Во-вторых, потому что мы делаем шикарные букеты. :) Мы постоянно комбинируем и экспериментируем с цветами и сортами растений, поэтому каждый наш новый букет не похож на предыдущий. Поверьте нашему опыту, эмоции от получения подарка гораздо важнее любых стереотипов во флористике.


Кстати, свадебные букеты из белых цветов – это далеко не самый популярный заказ среди невест, скажем вам по большому секрету. В моде фиолетовые, розовые, красные и жёлтые оттенки.


Мы сами создаём мир в котором живём, поэтому будьте смелее, экспериментируйте с цветом и не слушайте газетных писак, учащих вас жить! :)

Развод