Краткая биография михаила сперанского самое главное. Михаил михайлович сперанский

Михаил Михайлович Сперанский - выдающаяся личность в русской истории. Сперанский был инициатором множество реформ, которые имели большое значение для исторического развития России.

Михаил родился 1 января 1772 года. Семья его была самой обычной, отец - священник. Мальчик рос в атмосфере религиозности. Его происхождение, вроде как бы пророчило Сперанскому самую обычную судьбу, но…

Он был человеком талантливым, щедро одаренным от природы. В семь лет от роду, он начинает обучение в духовной семинарии во Владимире.

Во время учебы проявил большую тягу к книгам, он любил думать и размышлять. Именно в эти годы формировался его характер.

Михаил был твердым и упертым, при этом ему были свойственны добродушие и скромность, главной же отличительной его чертой было умение отлично ладить с окружающими.

За отличную учебу его переводят в Александро-Невскую семинарию в Санкт-Петербурге. Здесь он знакомится с философскими трудами различных европейских мыслителей.

В 1792 году заканчивает учебу, но остается преподавать в своей, же семинарии. Сначала ему было доверено читать курс математики, а затем физики, красноречия, и даже философии.

Даже самые талантливые люди не сразу оказываются на вершине. Также вышло и со Сперанским. Он прошел большой путь от многообещающего ученика до одного из самых умных и влиятельных людей .

Алексею Борисовичу Куракину, бывшему богатым и влиятельным человеком, понадобился домашний секретарь. Куракину был рекомендован Сперанский и, после небольшого пробного задания, Михаил Михайлович был принят на работу.

Когда императором России стал , Куракину удалось стать сенатором. Куракин стремительно продвигался по службе, и вскоре дослужил до должности генерал-прокурора. Сперанский же, всегда помогал Куракину. Когда Алексей Борисович стал генерал-прокурором, то Михаил Михайлович начал работать в его канцелярии.

В 1802 году Сперанский стал статс-секретарем Кочубея (бывшего в большом доверии у ) и перешел в министерство внутренних дел. Деятельность Сперанского на своих должностях была очень конструктивна, его ценили коллеги. Начав свою государственную службу в период правления Павла I, когда чиновники не успели подписывать выходившие один за другим различные указы, Сперанский четко, кратко и лаконично излагал на бумаге свои мысли. Многие историки называют его основоположником делового языка в России.

В 1806 году Кочубей начал присылать вместо себя своего статс-секретаря на доклады к Александру I. Так произошло знакомство императора и будущего великого реформатора. На Александра Павловича, Сперанский произвел самое благоприятное впечатление. Александр I сильно сблизился с Михаилом Михайловичем.

После неудачи в Европейских войнах с Наполеоном, русское общество критиковало императора, и он вынужден был искать поддержку. Именно её он и нашел в лице Сперанского, который сопровождал Александра I в европейских поездках. В 1808 году Александр I попросил его подготовить документ, в котором тот бы изложил свое видение преобразований в России. Им был предложен целый ряд различных реформ, некоторые из которых легли в основу внутренней политики Александра I.

В начале 1810 года был учрежден Государственный совет. Михаил Сперанский стал государственным секретарем, де - факто, он становился вторым государственным лицом, после императора. Многим это естественно не понравилось. Преобразования, проводимые им, коснулись всех слоев общества. Была проведена большая работа с финансовой отчетностью. Государство прекращало выпуск ассигнаций, ужесточался контроль над финансовыми средствами, выделенными под нужды министерств.

Недовольство либеральными реформами, расширениям прав низших сословий и ограничение прав дворянства, привели к большому недовольству дворян. В ходе интриги заинтересованных лиц, Сперанского обвинили в узурпации власти, сговоре с Францией и в шпионаже в её пользу. Михаила Михайловича отправили в ссылку, своей вины он не признал, и не раз писал письма , в которых без труда отводил от себя все обвинения.

Время, проведенное в ссылке, Сперанский зря не тратил. Он занимался творчеством, писал статьи и книги, в основном религиозные. С годами становился все более и более религиозным человеком. В 1816 году попросил, чтобы его вернули на госслужбу. Это была не первая попытка Сперанского вернуться к общественной деятельности. На этот раз император её удовлетворил, и назначил опального реформатора главой (губернатором) пензенской губернии.

В 1819 году Михаил Сперанский становится генерал-губернатором Сибири. Через два года окажется в Петербурге. Уже будучи в столице империи, Михаил завершит свой проект по реорганизации управления Сибири, который будет утвержден Александром I. Вернувшись в Санкт-Петербург, Михаил Михайлович работает в должностях Члена Государственного Совета, Сибирского комитета и чине управляющего Комиссией по составлению законов. Вскоре на русский престол взошел новый император - .

Николай I попросил подготовить Михаила Сперанского речь на день коронации. Он с блеском справился с этой задачей. При Николае I Сперанский сделал, наверное, самое значимое дело своей жизни - упорядочил законодательство Российской Империи. Было выпущено 45-ть томов законодательных и нормативно правовых актов, существовавших в Российской Империи. В это же время Сперанский занимается составлением Свода законов Российской Империи. За свою продуктивную деятельность на важных административных должностях, Сперанский бы награжден орденом Святого Андрея Первозванного. В январе 1839 году ему был дарован графский титул. Через месяц граф Михаил Михайлович Сперанский скончался.

В биографии Сперанского были и взлеты и падения. Гениальный реформатор своего времени, отличавшийся взглядами, который в конце жизни все же стал сторонником самодержавной власти. Это личность колоритная и интересная, деятельность Сперанского можно оценивать по разному, но он представляет большой интерес, даже сегодня.

Граф Михаил Михайлович Сперанский (1772-1839) вошел в историю как великий русский реформатор, основатель российской юридической науки и теоретического правоведения. Его практическая деятельность во многом была связана с реформированием государственно-правовой системы Российской империи. Концепция Сперанского легла в основу знаменитого указа Александра I «О свободных (вольных) хлебопашцах » (1803 г.), согласно которому помещики получили право отпускать крепостных на «волю», наделяя их землей.

М.М. Сперанский родился в семье сельского священника, а образование получил в Петербургской Духовной академии. После завершения обучения состоял в ней профессором математики, физики и красноречия в период 1792-1795 гг., а позже профессором философии и префектом академии. Учебная и административная деятельность Сперанского продолжалась вплоть до 1797 г., когда он перешел на службу в Сенат.

Карьеру Сперанского во многом определила его близость к князю А.Б. Куракину. Как только князь был назначен генерал-прокурором Сената, он склонил Сперанского перейти туда на службу и быстро повысил его до чина коллежского советника и должности экспедитора. Несмотря на подозрительность Павла I и быструю смену генерал-губернаторов - Куракин, затем П.В. Лопухин, А.А. Беклешов и, наконец, в 1801 г. П.Х. Обольянинов - Сперанскому сохранял своё положение благодаря высокому профессионализму. Одновременно Михаил Михайлович являлся секретарем Комиссии по снабжению столицы продовольствием, которую возглавлял наследник престола Александр Павлович. Именно здесь произошло знакомство будущего императора с М.М. Сперанским.

12 марта 1801 г. Александр I вступил на престол, а уже 19 марта Сперанский был назначен статс-секретарём государя. На данном этапе своей политической карьеры Сперанский выступает автором и редактором многих указов и распоряжений, которые были основой для реформаторского курса императора Александра. К ним относятся восстановление Жалованной грамоты дворянству и Жалованной грамоты городам; отмена телесного наказания священников и дьяконов; ликвидация тайной экспедиции; дозволение ввоза из-за границы книг и нот; восстановление права открывать частные типографии; многочисленные помилования.

Сперанский стал автором проекта преобразования системы органов государственной власти, заняв в 1802 г., в только что образованном Государственном Совете, пост начальника экспедиции гражданских и духовных дел. Вскоре по ходатайству Министра внутренних дел В.П. Кочубея, Сперанский получил должность правителя канцелярии министерства. С 1802 по 1807 гг. Кочубей занимает пост министра, и в сотрудничестве со Сперанским осуществляется ряд нововведений в либеральном духе, в том числе издаются указ о свободных хлебопашцах, разрешение вольного соляного промысла, проводится преобразование медицинского и почтового дел. Деятельность Сперанского в Министерстве была замечена императором Александром I , который назначил его повторно статс-секретарем. В 1808 г. Сперанский сопровождал Александра в Эрфурт на встречу с Наполеоном и в том же году представил свой проект общей политической реформы на рассмотрение императора.

Государственный муж Сперанский, плохо разбирался в придворных интригах и отношениях внутри двора. По его инициативе был введен экзамен для чиновников, а также отменена придворная служба, а все придворные звания становились лишь почётными титулами и не более того. Все это вызывало раздражение и ненависть двора. В день своего 40-летия Сперанский был удостоен орденом . Однако ритуал вручения прошёл непривычно строго, и стало ясно, что «звезда» реформатора начинает тускнеть. Недоброжелатели Сперанского (среди которых был шведский барон Густав Армфельд, председатель комитета по делам Финляндии, и А.Д. Балашов, руководитель Министерства полиции) ещё больше активизировались. Они передавали Александру все сплетни и слухи о госсекретаре. Вместе с тем самоуверенность самого Сперанского, его неосторожные упреки в адрес Александра I за непоследовательность в государственных делах, в конечном счете, переполнили чашу терпения и вызвали раздражение императора. Современники назовут эту отставку «падением Сперанского». В действительности произошло не простое падение высокого сановника, а падение реформатора со всеми вытекающими отсюда последствиями. Сперанский в 1812 г. был обвинен в измене, арестован, уволен со всех должностей и сослан в Пермь, откуда вскоре переведен под надзор полиции в свое небольшое имение Великополье Новгородской губернии. Поначалу он вынужден был закладывать царские подарки и пожалованные ему ордена для того, чтобы обеспечить себе хоть сколько-нибудь достойное проживание.

Опала М.М. Сперанского окончилась в 1816 г. и его назначили губернатором в Пензу, где он прожил около трех лет и предпринял энергичные меры по наведению порядка. В 1819 г. Сперанский стал сибирским генерал-губернатором с чрезвычайными полномочиями для производства ревизии. В 1821 г. он вернулся в Санкт-Петербург с результатами ревизии и с проектом нового Уложения для Сибири. Его планы были утверждены, сам он щедро награжден и назначен членом Государственного Совета и начальником Комиссии о гражданском уложении.

После воцарения Николая I Сперанскому было поручено составить полный свод законов Российской Империи от времен правления Алексея Михайловича до Александра I . Эту задачу Сперанский выполнил в 4 года (1826-1830 гг.). За свою государственную деятельность в 1839 г., незадолго до смерти, Сперанский был пожалован титулом графа.

Михаил Михайлович Сперанский (1772-1839) - российский политический, общественный деятель, автор многочисленных работ по праву и юриспруденции, автор крупных законопроектов и реформ.

Сперанский жил и работал во времена правления Александра 1-го и Николая 1-го, являлся действующим членом Академии наук, занимался общественной деятельностью и реформированием правовой системы Российской империи. При Николае 1-м был воспитателем наследника престола - Александра Николаевича. Сперанский написал множество теоретических работ по юриспруденции и считается одним из родоначальников современного права. Кроме того, он составил проект конституции.

Краткая биография Сперанского

Родился во Владимирской губернии в семье церковного причетника. С раннего детства обучался грамоте и читал священные книги. В 1780 г. Сперанский поступил во Владимирскую семинарию, где вскоре благодаря своему острому уму и необычайно сильным способностям к аналитическому мышлению стал лучшим учеником. После окончания семинарии Сперанский продолжил свое образование там же, но уже в качестве студента. За свои успехи в учебе он получил возможность перевестись в Александро-Невскую семинарию в Петербурге, после окончания которой остался там преподавать.

Преподавательская деятельность Сперанского в семинарии продлилась относительно недолго. В 1795 г. он получил предложение стать секретарем князя Куракина. Так началась политическая карьера Сперанского.

Сперанский быстро продвигался по служебной лестнице. В 1801 г. он стал действительным статским советником, что позволило ему более активно участвовать в общественно-политической жизни страны. В 1806 г. Сперанский познакомился с императором Александром 1-м и так впечатлил его своими талантами и умом, что получил предложение заняться разработкой проекта реформ, которые могли бы улучшить состояние страны. В 1810 г. Сперанский стал государственным секретарем (второй в стране человек после государя), началась его активная реформаторская деятельность.

Реформы, предложенные Сперанским, задевали интересы слишком многих слоев общества и были настолько обширными, что дворянство их опасалось. В результате в 1812 г. Сперанский попал в опалу и находится в таком жалком положении вплоть до 1816 г.

В 1819 г. он неожиданно получил должность генерал-губернатора Сибири, а уже в 1821 г. вернулся в Петербург.

Император умер, а на престол взошел его брат, . Сперанский познакомился с Николаем и тоже очаровал его своим умом, что позволило ему вернуть себе бывшее политическое влияние и уважение. В это время Сперанский получил должность воспитателя наследника престола. Открылась Высшая школа правоведения, в которой он активно работал.

Сперанский умер в 1839 г. от простуды.

Политические реформы Сперанского

Сперанский получил широкую известность благодаря своим многочисленным реформам, которые носили всеобъемлющий характер. Сперанский не был сторонником монархического строя, он полагал, что государство должно давать всем гражданам одинаковые права, а власть должна быть поделена, однако в то же время он был уверен, что Россия пока не готова к столь радикальным переменам, поэтому предлагал, как ему казалось, более подходящий вариант. По приказу Александра 1-го Сперанский разработал программу реформ, которые должны были помочь России выбраться из кризиса.

Сперанский предлагал следующие идеи:

  • получение гражданами вне зависимости от сословия равных гражданских прав;
  • существенное сокращение всех расходов на деятельность государственных органов и чиновничества, а также установление жесткого контроля над бюджетом;
  • разделение власти на законодательную, исполнительную и судебную, перестройка системы министерств и изменение их функций;
  • создание более современных судебных органов, а также написание нового законодательства, которое учитывало бы потребности новой системы управления;
  • обширные преобразования во внутренней экономике, введение налогов.

Основная идея реформ Сперанского заключалась в том, чтобы создать демократичную модель управления во главе с монархом, которому, однако, власть не будет принадлежать единолично, а общество будет уравнено перед законом. По проекту Россия должна была стать полноценным правовым государством.

Реформы Сперанского не были приняты дворянством, которое боялось потерять свои привилегии. Проект был выполнен не полностью, в жизнь были воплощены лишь некоторые его пункты.

Итоги деятельности Сперанского

Итоги деятельности Сперанского:

  • значительный рост внешней торговли за счет повышения экономической привлекательности России в глазах иностранных инвесторов;
  • модернизация системы управления государством; реформирование армии чиновников и сокращение расходов на их содержание;
  • появление мощной экономической инфраструктуры, которая позволяла экономике саморегулироваться и быстрее развиваться;
  • создание современной правовой системы; Сперанский стал автором-составителем «Полного собрания законов Российской империи»;
  • создание теоретической основы современного законодательства и права.

Детство и юность

Михаил Михайлович Сперанский родился 1 января 1772 года в селе Черкутино Владимирской губернии (сейчас в Собинском районе Владимирской области). Отец, Михаил Васильевич Третьяков (1739-1801), был священником церкви в поместье Екатерининского вельможи Салтыкова. Все заботы по быту целиком и полностью лежали на матери - Прасковье Фёдоровой, дочери местного дьякона .

Из всех детей до совершеннолетия доросли только 2 сына и 2 дочери. Михаил был старшим ребёнком. Он был мальчиком слабого здоровья, склонным к задумчивости, рано выучился читать. Почти всё своё время Михаил проводил в одиночестве или же в общении с дедом Василием, сохранившим замечательную память на разные житейские истории. Именно от него получил будущий государственный деятель первые сведения об устройстве мира и месте человека в нём. Мальчик регулярно ходил со своим слепым дедом в церковь и там читал Апостола и Часослов вместо пономаря.

Сперанский впоследствии никогда не забывал о своем происхождении и гордился им. Его биограф М. А. Корф рассказывал историю, как однажды вечером он заглянул к Сперанскому, тогда уже видному чиновнику. Михаил Михайлович собственноручно устраивал себе постель на лавке: клал овчинный тулуп, грязную подушку.

Мальчику было шесть лет, когда в его жизни произошло событие, оказавшее огромное влияние на дальнейшую жизнь: летом в Черкутино приехали владелец поместья Николай Иванович и протоиерей Андрей Афанасьевич Самборский , который был тогда гофмейстером двора наследника престола Павла Петровича , а позже (с 1784 года) стал духовником великих князей Александра и Константина Павловичей . Самборскому мальчик очень полюбился, он познакомился с его родителями, играл с ним, носил на руках, в шутку приглашал в Петербург.

Владимирская семинария

Опала (1812-1816)

Реформы, проводимые Сперанским, затронули практически все слои российского общества. Это вызвало бурю недовольных возгласов со стороны дворянства и чиновничества, чьи интересы были затронуты более всего. Всё это отрицательно сказалось на положении самого́ государственного советника. Просьбу об отставке в феврале 1811 г. Александр I не удовлетворил, и Сперанский продолжил работу. Но дальнейшее течение дел и времени приносило ему все новых и новых недоброжелателей. В последнем случае Михаилу Михайловичу припомнили Эрфурт и встречи с Наполеоном. Этот упрек в условиях обострившихся российско-французских отношений был особенно тяжелым. Интрига всегда играет большую роль там, где существует режим личной власти. К самолюбию прибавлялась в Александре чрезвычайная боязнь насмешки над собой. Если кто-либо засмеется в его присутствии, на него посматривая, Александр тут же начинал думать, что это над ним смеются. В случае со Сперанским противники реформ выполнили такую задачу блестяще. Сговорившись между собой, участники интриги стали с некоторых пор регулярно сообщать государю разные дерзкие отзывы, исходящие из уст его госсекретаря. Но Александр не стремился прислушиваться, так как в отношениях с Францией были проблемы, а предостережения Сперанского о неизбежности войны, его настойчивые призывы готовиться к ней, конкретные и разумные советы не давали оснований для сомнений в преданности его России. В день своего 40-летия Сперанский был удостоен орденом Александра Невского. Однако ритуал вручения прошёл непривычно строго, и стало ясно, что «звезда» реформатора начинает тускнеть. Недоброжелатели Сперанского (среди которых был Шведский барон Густав Армфельд, председатель комитета по делам Финляндии, и А. Д. Балашов, руководитель Министерства полиции) ещё больше активизировались. Они передавали Александру все сплетни и слухи о госсекретаре. Но, возможно, эти отчаянные доносы в конечном счёте не возымели бы сильного действия на императора, если б весной 1811 г. лагерь противников реформ не получил вдруг идейно-теоретического подкрепления. В Твери вокруг сестры Александра Екатерины Павловны сложился кружок людей недовольных либерализмом государя и, в особенности, деятельностью Сперанского. В их глазах Сперанский был «преступником». Во время визита Александра I, великая княгиня представила Карамзина государю, и писатель передал ему «Записку о древней и новой России» - своего рода манифест противников перемен, обобщенное выражение взглядов консервативного направления русской общественной мысли. На вопрос, можно ли хоть какими-то способами ограничить самовластие, не ослабив спасительной царской власти, - он отвечал отрицательно. Любые перемены, «всякая новость в государственном порядке есть зло, к коему надо прибегать только в необходимости». Спасение же Карамзин видел в традициях и обычаях России, её народа, которым вовсе не нужно брать пример с Западной Европы. Карамзин спрашивал: «И будут ли земледельцы счастливы, освобожденные от власти господской, но преданные в жертву их собственным порокам? Нет сомнения, что […] крестьяне счастливее […], имея бдительного попечителя и сторонника». Этот аргумент выражал мнение большинства помещиков, которые, по мнению Д. П. Рунича, «теряли голову только при мысли, что конституция уничтожит крепостное право и что дворянство должно будет уступить шаг вперед плебеям». Неоднократно слышал их, по-видимому, и государь. Однако взгляды были сконцентрированы в одном документе, написанном живо, ярко, убедительно, на основе исторических фактов и человеком, не близким ко двору, не облеченным властью, которую боялся бы потерять. Эта записка Карамзина сыграла решающую роль в отношении к Сперанскому. Вместе с тем самоуверенность самого Сперанского, его неосторожные упреки в адрес Александра I за непоследовательность в государственных делах в конечном счете переполнили чашу терпения и вызвали раздражение императора. Из дневника барона М. А. Корфа. Запись от 28 октября 1838 года: «Отдавая полную высокую справедливость его уму, я никак не могу сказать того же об его сердце. Я разумею здесь не частную жизнь, в которой можно его назвать истинно добрым человеком, ни даже суждения по делам, в которых он тоже склонен был всегда к добру и человеколюбию, но то, что называю сердцем в государственном или политическом отношении - характер, прямодушие, правоту, непоколебимость в избранных однажды правилах. Сперанский не имел… ни характера, ни политической, ни даже частной правоты». Многим своим современникам Сперанский показался именно таким, каким обрисован он главным своим биографом в только что приведенных словах.

Развязка наступила в марте 1812 г, когда Александр I объявил Сперанскому о прекращении его служебных обязанностей. В 8 часов вечера 17 марта в Зимнем дворце состоялась роковая беседа между императором и государственным секретарем, о содержании которой историки могут строить только догадки. Сперанский вышел «почти в беспамятстве, вместо бумаг стал укладывать в портфель свою шляпу и наконец упал на стул, так что Кутузов побежал за водой. Через несколько секунд дверь из государева кабинета отворилась, и государь показался на пороге, видимо расстроенный: „Еще раз прощайте, Михаил Михайлович“,- проговорил он и потом скрылся…» В этот же день дома Сперанского уже ждал министр полиции Балашов с предписанием покинуть столицу. Михаил Михайлович молча выслушал повеление императора, лишь взглянул на двери комнаты, где спала двенадцатилетняя дочь, собрал часть имевшихся дома деловых бумаг для Александра I и, написав прощальную записку, вышел. Он не мог и предположить, что возвратится в столицу только через девять лет, в марте 1821 г.

Современники назовут эту отставку «падением Сперанского». В действительности произошло не простое падение высокого сановника, а падение реформатора со всеми вытекающими отсюда последствиями. Отправляясь в ссылку, он не знал, какой приговор вынесен ему в Зимнем дворце. Отношение в простом народе к Сперанскому было противоречивое, как отмечает М. А. Корф: «…местами ходил, довольно громкий говор, что государев любимец был оклеветан, и многие помещичьи крестьяне даже отправляли за него заздравные молебны и ставили свечи. Дослужась, - говорили они, - из грязи до больших чинов и должностей и быв умом выше всех между советниками царскими, он стал за крепостных…, возмутив против себя всех господ, которые за это, а не за предательство какое-нибудь, решились его погубить». С 23 сентября 1812 г. по 19 сентября 1814 года Сперанский отбывал ссылку в городе Перми. С сентября по октябрь 1812 года М. М. Сперанский проживал в доме купца И. Н. Попова. Тем не менее, обвинение в измене не списывалось со счетов. В 1814 г. Сперанскому было разрешено проживание под полицейским надзором в своем небольшом имении Великополье Новгородской губернии. Здесь он встречался с Аракчеевым А. А. и через него ходатайствовал перед Александром I о своем полном «прощении». М. М. Сперанский неоднократно обращался к императору и министру полиции с просьбой разъяснить его положение и оградить от оскорблений. Эти обращения возымели последствия: распоряжением Александра надлежало выплатить Сперанскому по 6 тысяч рублей в год с момента высылки. Данный документ начинался словами: «Пребывающему в Перми тайному советнику Сперанскому…». Кроме того, распоряжение было свидетельством, что император Сперанского не забывает и ценит.

Возвращение на службу. (1816-1839)

Пензенский гражданский губернатор

30 августа (11 сентября) 1816 г. указом императора М. М. Сперанский был возвращен на государственную службу и назначен пензенским гражданским губернатором . Михаил Михайлович предпринял энергичные меры по наведению в губернии надлежащего порядка и вскоре, по словам М. А. Корфа, «всё Пензенское население полюбило своего губернатора и славило его как благодетеля края». Сам Сперанский, в свою очередь, так оценивал этот край в письме дочери: «здесь люди, вообще говоря, предобрые, климат прекрасный, земля благословенная… Скажу вообще: если Господь приведёт нас с тобою здесь жить, то мы поживём здесь покойнее и приятнее, нежели где-либо и когда-либо доселе жили..»

Сибирский генерал-губернатор

Однако в марте 1819 г. Сперанский неожиданно получил новое назначение - генерал-губернатором Сибири . Сперанский чрезвычайно быстро вник в местные проблемы и обстоятельства с помощью провозглашенной им «гласности». Прямое обращение к самому высокому начальству перестало «составлять преступление». Чтобы как-то поправить положение, Сперанский начинает проводить реформы управления краем. «Первым сотрудником» при проведении сибирских преобразований был будущий декабрист Г. С. Батеньков . Он вместе со Сперанским энергично занимался разработкой «Сибирского уложения»- обширного свода реформирования аппарата управления Сибири. Особое значение среди них имели два проекта, утвержденные императором: «Учреждения для управления Сибирских губерний» и «Устав об управлении инородцев ». Особенностью явилось предложенное Сперанским новое деление коренного населения Сибири по образу жизни на оседлое, кочевое и бродячее.

В период работы Батеньков искренне верил, что Сперанский, «вельможа добрый и сильный» действительно преобразит Сибирь. Впоследствии ему стало ясно, что Сперанскому не было дано «никаких средств к исполнению возложенного поручения». Однако Батеньков считал, что «за неуспех нельзя винить лично Сперанского». В конце января 1820 года Сперанский направил императору Александру краткий отчет о своей деятельности, где заявил, что сможет окончить все дела к маю месяцу, после чего пребывание его в Сибири «не будет иметь цели». Император предписывал своему бывшему госсекретарю расположить путь из Сибири таким образом, чтобы прибыть в столицу к последним числам марта будущего года. Эта отсрочка сильно повлияла на Сперанского. В его душе начали преобладать чувство бессмысленности собственной деятельности. Однако недолго Сперанский пребывал в отчаянии и в марте 1821 года вернулся в столицу.

Снова в столице

Возвратился в Петербург 22 марта, император в это время находился в Лайбахе. Возвратившись 26 мая, он принял бывшего госсекретаря только спустя недели - 23 июня. Когда Михаил вошёл в кабинет, Александр воскликнул: «Уф, как здесь жарко», - и увлек его с собой на балкон, в сад. Всякий прохожий в состоянии был не только видеть их, но и вполне расслышать их разговор, но этого государь видно и хотел, чтобы иметь повод не идти на откровенность. Сперанский понял, что перестал пользоваться прежним влиянием при дворе.

При Николае І

«Император Николай I награждает Сперанского за составление свода законов.» Картина А.Кившенко

Политические взгляды и реформы

Сторонник конституционного строя, Сперанский был убеждён, что новые права обществу обязана даровать власть. Обществу, разделенному на сословия, права и обязанности которых установлены законом, необходимы гражданское и уголовное право, публичное ведение судебных дел, свобода печати. Большое значение придавал Сперанский воспитанию общественного мнения.

В то же время он полагал, что Россия не готова к конституционному строю, что начинать преобразования необходимо с реорганизации государственного аппарата.

Период 1808-1811 годов был эпохой наивысшего значения и влияния Сперанского, о котором именно в это время Жозеф де Местр писал, что он «первый и даже единственный министр» империи: реформа госсовета (1810), реформа министров (1810-1811), реформа сената(1811-1812). Молодой реформатор со свойственным ему жаром принялся за составление полного плана нового образования государственного управления во всех его частях: от кабинета государева до волостного правления. Уже 11 декабря 1808 года он читал Александру I свою записку «Об усовершенствовании общего народного воспитания». Не далее октября 1809 года весь план уже лежал на столе императора. Октябрь и ноябрь прошли в почти ежедневном рассмотрении разных его частей, в которых Александр I делал свои поправки и дополнения.

Наиболее полно взгляды нового реформатора М. М. Сперанского отражены в записке 1809 года - «Введение к уложению государственных законов». «Уложение» Сперанского открывается серьёзным теоретическим исследованием «свойств и предметов государственных, коренных и органических законов». Он и дополнительно объяснил, и обосновал свои мысли на основании теории права или, даже, скорее философии права. Реформатор придавал большое значение регулирующей роли государства в развитии отечественной промышленности и своими политическими преобразованиями всемерно укреплял самодержавие. Сперанский пишет: «Если бы права государственной власти были неограниченны, если бы силы государственные соединены были в державной власти и никаких прав не оставляли бы они подданным, тогда государство было бы в рабстве и правление было бы деспотическое».

По мнению Сперанского, подобное рабство может принимать две формы. Первая форма не только исключает подданных из всякого участия в использовании государственной власти, но и отнимает у них свободу распоряжаться своей собственной личностью и своей собственностью. Вторая, более мягкая, также исключает подданных из участия в управлении государством, однако оставляет за ними свободу по отношению к собственной личности и к имуществу. Следовательно, подданные не имеют политических прав, но за ними остаются права гражданские. А наличие их означает, что в государстве в какой то степени есть свобода. Но она недостаточно гарантирована, поэтому - объясняет Сперанский - необходимо предохранять её - посредством создания и укрепления основного закона, то есть Политической конституции.

Гражданские права должны быть перечислены в ней «в виде первоначальных гражданских последствий, возникающих из прав политических», а гражданам должны быть даны политические права, при помощи которых они будут в состоянии защищать свои права и свою гражданскую свободу. Итак, по убеждению Сперанского, гражданские права и свободы недостаточно обеспечены законами и правом. Без конституционных гарантий они сами по себе бессильны, поэтому именно требование укрепления гражданского строя легло в основу всего плана государственных реформ Сперанского и определило их основную мысль - «правление, доселе самодержавное, поставить и учредить на законе». Идея состоит в том, что государственную власть надо построить на постоянных началах, а правительство должно стоять на прочной конституционно-правовой базе. Эта идея вытекает из склонности находить в основных законах государства прочный фундамент для гражданских прав и свобод. Она несет стремление обеспечить связь гражданского строя с основными законами и крепко поставить его, именно опираясь на эти законы. План преобразования предполагал изменение общественного устройства и перемену государственного порядка. Сперанский расчленяет общество на основании различия прав. «Из обозрения прав гражданских и политических открывается, что все они в принадлежности их к трем классам могут быть разделены: Права гражданские общие, всем подданным Дворянство; Люди среднего состояния; Народ рабочий». Все население представлялось граждански свободным, а крепостное право упраздненным, хотя, устанавливая «гражданскую свободу для крестьян помещичьих», Сперанский одновременно продолжает их называть «крепостными людьми». За дворянами сохранялось право владения населенными землями и свобода от обязательной службы. Народ рабочий состоял из крестьян, мастеровых людей и слуг. Грандиозные планы Сперанского начали претворяться в жизнь. Ещё весной 1809 г. император утвердил разработанное Сперанским «Положение о составе и управлении комиссии составления законов», где на долгие годы (вплоть до нового царствования) были определены основные направления её деятельности: «Труды Комиссии имеют следующие главные предметы:

1. Уложение Гражданское. 2. Уложение Уголовное. 3. Уложение Коммерческое. 4. Разные части к Государственной Экономии и к публичному праву принадлежащие. 5. Свод законов провинциальных для губерний Остзейских. 6. Свод законов таковых для губерний Малороссийских и Польских присоединенных.

Сперанский говорит о необходимости создания правового государства, которое в конечном счете должно быть государством конституционным. Он объясняет, что безопасность человека и имущества - это первое неотъемлемое достояние всякого общества, поскольку неприкосновенность является сутью гражданских прав и свобод, которые имеют два вида: свобод личных и свобод вещественных. Содержание личных свобод:

1. Без суда никто не может быть наказан; 2. Никто не обязан отправлять личную службу, иначе как по закону. Содержание свобод вещественных: 1. Всякий может располагать своей собственностью по произволу, сообразно общему закону; 2. Никто не обязан платить податей и повинностей иначе, как по закону, а не по произволу. Таким образом, мы видим, что Сперанский повсюду воспринимает закон, как метод защиты безопасности и свободы. Однако он видит, что необходимы гарантии и от произвола законодателя. Реформатор подходит к требованию конституционно-правового ограничения власти, чтобы оно принимало во внимание существующее право. Это придало бы ей большую стабильность.

Сперанский считает необходимым наличие системы разделения власти. Здесь он полностью принимает идеи, господствовавшие тогда в Западной Европе, и пишет в своей работе, что: „Нельзя основать правление на законе, если одна державная власть будет составлять закон и исполнять его“. Поэтому Сперанский видит разумное устройство государственной власти в её делении на три ветви: законодательную, исполнительную и судебную при сохранении самодержавной формы. Поскольку обсуждение законопроектов предполагает участие большого количества людей, то необходимо создать специальные органы, представляющие законодательную власть - Думы.

Сперанский предлагает привлечь народонаселение (лично свободное, включая государственных крестьян, при наличии имущественного ценза) к прямому участию в законодательной, исполнительной и судебной власти на основе системы четырёхступенчатых выборов (волостная - окружная - губернская - Государственная дума). Если бы этот замысел получил реальное воплощение, судьбы России сложились бы иначе, увы, история не знает сослагательного наклонения. Право избирать их не может принадлежать одинаково всем. Сперанский оговаривает, что чем больше у человека имущества, тем больше он заинтересован в защите прав собственности. А те, кто не имеют ни недвижимого имущества, ни капитала, исключаются из процесса выборов. Таким образом, мы видим, что демократический принцип всеобщих и тайных выборов чужд Сперанскому, а в противовес этому он выдвигает и придает большее значение либеральному принципу разделения власти. При этом Сперанский рекомендует широкую децентрализацию, то есть наряду с центральной Государственной Думой должны создаваться также местные думы: волостные, уездные и губернские. Дума призвана решать вопросы местного характера. Без согласия Государственной думы самодержец не имел права издавать законы, за исключением тех случаев, когда речь шла о спасении отечества. Однако в противовес император всегда мог распустить депутатов и назначить новые выборы. Следовательно, Государственная дума своим существованием как бы была призвана давать лишь представление о нуждах народа и осуществлять контроль над исполнительной властью. Исполнительная власть представлена правлениями, а на высшем уровне - министерствами, которые формировал сам император. Причем министры, должны были нести ответственность перед Государственной Думой, которая наделялась правом просить об отмене незаконных актов. В этом и заключается принципиально новый подход Сперанского, выраженный в стремлениях поставить чиновников, как в центре, так и на местах под контроль общественного мнения. Судебная ветвь власти была представлена областными, уездными и губернскими судами, состоящими из выборных судей и действующих с участием присяжных. Высшую судебную инстанцию составлял Сенат, члены которого избирались пожизненно Государственной Думой и утверждались лично императором.

Единство государственной власти, согласно проекту Сперанского, воплощалось бы лишь в личности монарха. Эта децентрализация законодательства, суда и администрации должна была дать самой центральной власти возможность решить с должным вниманием те важнейшие государственные дела, которые сосредотачивались бы в её органах и которые не были бы заслоняемы массой текущих мелких дел местного интереса. Эта идея децентрализации была тем замечательнее, что вовсе не стояла ещё на очереди у западноевропейских политических мыслителей, которые больше занимались разработкой вопросов о центральном управлении.

Монарх, оставался единственным представителем всех ветвей власти, возглавляя их. Поэтому Сперанский считал, что нужно создать учреждение, которое будет заботиться о плановом сотрудничестве между отдельными органами власти и будет являться как бы конкретным выражением принципиального воплощения государственного единства в личности монарха. По его замыслу, таким учреждением должен был стать Государственный Совет. Одновременно этот орган должен был выступать блюстителем исполнения законодательства.

1 января 1810 года был объявлен манифест о создании Государственного совета, заменившего Непременный совет. М. М. Сперанский получил в этом органе должность государственного секретаря. В его ведении оказалась вся проходившая через Государственный совет документация. Сперанский изначально предусматривал в своем плане реформ Государственный Совет как учреждение, которое не должно особенно заниматься подготовкой и разработкой законопроектов. Но поскольку создание Государственного совета рассматривалось в качестве первого этапа преобразований и именно он должен был учредить планы дальнейших реформ, то по началу этому органу были приданы широкие полномочия. Отныне все законопроекты должны были проходить через Государственный Совет. Общее собрание составлялось из членов четырёх департаментов: 1) законодательного, 2) военных дел (до 1854 года), 3) дел гражданских и духовных, 4) государственной экономики; и из министров. Председательствовал на нём сам государь. При этом оговаривается, что царь мог утверждать лишь мнение большинства общего собрания. Первым председателем Государственного совета (до 14 августа 1814 г.) стал канцлер граф Николай Петрович Румянцев (1751_1826). Главой Государственной канцелярии стал Государственный секретарь (новая должность).

Сперанский не только разработал, но и заложил определённую систему сдержек и противовесов в деятельности высших государственных органов при верховенстве власти императора. Он утверждал, что уже на основе этого задается само направление реформ. Итак, Сперанский считал Россию зрелой, чтобы приступить к реформам и получить конституцию, обеспечивающую не только гражданскую, но и политическую свободу. В докладной записке Александру I он возлагает надежды на то, что „если Бог благословит все начинания, то к 1811-му году… Россия воспримет новое бытие и совершенно во всех частях преобразится“. Сперанский утверждает, что в истории нет примеров того, чтобы просвещенный коммерческий народ долго оставался в состоянии рабства и что нельзя избежать потрясений, если государственное устройство не соответствует духу времени. Поэтому главы государств должны внимательно наблюдать за развитием общественного духа и приспособлять к нему политические системы. Из этого Сперанский делал выводы, что было бы большим преимуществом возникновение в России конституции благодаря „благодетельному вдохновению верховной власти“. Но верховная власть в лице императора разделяла не все пункты программы Сперанского. Александра I вполне устраивали лишь частичные преобразования крепостнической России, сдобренные либеральными обещаниями и отвлеченными рассуждениями о законе и свободе. Александр I был готов принять все это. Но между тем испытывал на себе и сильнейшее давление придворного окружения, включая членов его семьи, стремившихся не допустить радикальных преобразований в России.

Также одной из идей было совершенствование „чиновничьей армии“ для будущих реформ. 3 апреля 1809 г. был издан указ о придворных званиях. Он менял порядок получения званий и определённых привилегий. Отныне эти звания надлежало рассматривать как простые знаки отличия. Привилегии же получали только те, кто нес государственную службу. Указ, реформировавший порядок получения придворных чинов, был подписан императором, но ни для кого не было секретом, кто являлся его действительным автором. В течение долгих десятилетий отпрыски знатнейших фамилий (буквально с колыбели) получали придворные чины камер-юнкера (соответственно - 5 класса), через некоторое время - камергера (4 класса). При вступлении по достижении определённого возраста в гражданскую или военную службу они, никогда и нигде не служившие, автоматически занимали „высшие места“. Указом Сперанского камер-юнкерам и камергерам, не состоящим на действительной службе, предписывалось в течение двух месяцев приискать себе род деятельности (иначе - отставка).

Второй мерой был опубликованный 6 августа 1809 г. указ о новых правилах производства в чины по гражданской службе, в тайне подготовленный Сперанским. В записке к государю под весьма непритязательным названием коренился революционный план коренного изменения порядка производства в чины, установления прямой связи получения чина с образовательным цензом. Это было смелым покушением на систему чинопроизводства, действующую с эпохи Петра I. Можно лишь представить, сколько недоброжелателей и врагов появилось у Михаила Михайловича благодаря одному этому указу. Сперанский протестует против чудовищной несправедливости, когда выпускник юридического факультета получает чины позже коллеги, нигде и никогда толком не учившегося. Отныне чин коллежского асессора, который ранее можно было получить по выслуге лет, давался только тем чиновникам, которые имели на руках свидетельство об успешном окончании курса обучения в одном из российских университетов или выдержавшим экзамены по специальной программе. В конце записки Сперанский прямо говорит о вредоносности существующей системы чинов по петровской „Табели о рангах“, предлагая либо отменить их, либо регламентировать получение чинов, начиная с 6 класса, наличием университетского диплома. Данная программа предусматривала проверку знаний русского языка, одного из иностранных языков, естественного, римского, государственного и уголовного права, всеобщей и русской истории, государственной экономики, физики, географии и статистики России. Чин коллежского асессора соответствовал 8-му классу „Табели о рангах“. Начиная с этого класса и выше, чиновники имели большие привилегии и высокие оклады. Несложно догадаться, что желающих получить его было много, а сдавать экзамены большинству претендентов, как правило, немолодых, было просто не под силу. Ненависть к новому реформатору начинала возрастать. Император, защитив верного товарища своей эгидой, поднимал его по служебной лестнице.

Элементы рыночных отношений в экономике России были также освещены в проектах М. М. Сперанского. Он разделял идеи экономиста Адама Смита. Сперанский связывал будущее экономического развития с развитием коммерции, преобразованием финансовой системы и денежного обращения. В первые месяцы 1810 года состоялось обсуждение проблемы регулирования государственных финансов. Сперанский составил „План финансов“, который лег в основу царского манифеста от 2 февраля. Основная цель этого документа заключалась в ликвидации бюджетного дефицита. Согласно его содержанию прекращался выпуск бумажных денег, сокращался объём финансовых средств, финансовая деятельность министров ставилась под контроль. С целью пополнения государственной казны подушная подать с 1 рубля была повышена до 3-х, также вводился новый, небывалый прежде налог - „подоходный прогрессивный“. Меры эти дали положительный результат и, как отмечал в дальнейшем сам Сперанский, „переменив систему финансов… мы спасли государство от банкротства“. Дефицит бюджета сократился, а доходы казны возросли за два года на 175 миллионов рублей.

Летом 1810 г. по инициативе Сперанского началась реорганизация министерств, завершившаяся к июню 1811 г. За это время было ликвидировано министерство коммерции, были выделены дела о внутренней безопасности, для которых образовалось особое министерство полиции. Сами министерства делились на департаменты (с директором во главе), департаменты - на отделения. Из высших чиновников министерства составлялся совет министра, а из всех министров - комитет министров для обсуждения дел административного и исполнительного характера.

Над головой реформатора начинают сгущаться тучи. Сперанский вопреки инстинкту самосохранения продолжает самозабвенно трудиться. В отчете, представленном императору 11 февраля 1811 г, Сперанский докладывает: „/…/ исполнены следующие главные предметы: I. Учрежден Государственный совет. II. Окончены две части гражданского уложения. III. Сделано новое разделение министерств, составлен общий им устав и начертаны проекты уставов частных. IV. Составлена и принята постоянная система к уплате государственных долгов: 1) прекращением выпуска ассигнаций; 2) продажею имуществ; 3) установлением комиссии погашения. V. Составлена система монетная. VI. Составлено коммерческое уложение на 1811 год.

Никогда, может быть, в России в течение одного года не было сделано столько общих государственных постановлений, как в минувшем. /…/ Из сего следует, что для успешного довершения того плана, который Ваше Величество предначертать себе изволит, необходимо усилить способы его исполнения. /…/ следующие предметы в плане сем представляются совершенно необходимыми: I. Окончить уложение гражданское. II. Составить два уложения весьма нужные: 1) судебное, 2) уголовное. III. Окончить устройство сената судебного. IV. Составить устройство сената правительствующего. V. Управление губерний в порядке судном и исполнительном. VI. Рассмотреть и усилить способы к погашению долгов. VII. Основать государственные ежегодные доходы: 1) Введением новой переписи людей. 2) Образованием поземельного сбора. 3) Новым устройством винного дохода. 4) Лучшим устройством дохода с казенных имуществ. /…/ Можно с достоверностью утверждать, что /…/ совершением их /…/ империя поставлена будет в положение столь твердое и надежное, что век Вашего Величества всегда будет именоваться веком благословенным“. Увы, грандиозные планы на будущее, очерченные во второй части отчета остались неосуществленными (прежде всего сенатская реформа).

К началу 1811 года Сперанский предложил и новый проект преобразования Сената. Суть проекта в значительной мере отличалась первоначальной. Предполагалось разделить Сенат на правительствующий и судебный. Состав последнего предусматривал назначение его членов следующим образом: одна часть - от короны, другая выбиралась дворянством. В силу различных внутренних и внешних причин Сенат остался в прежнем состоянии, да и сам Сперанский в конечном итоге пришёл к выводу, что проект нужно отсрочить. Отметим ещё, что в 1810 году по плану Сперанского, был учрежден Царскосельский лицей.

Такой была в общих чертах политическая реформа. Крепостное состояние, суд, администрация, законодательство - все нашло в себе место и разрешение в этой грандиозной работе, оставшейся памятником политических дарований, далеко выходящих за уровень даже высокоталантливых людей. Некоторые упрекают Сперанского в том, что он мало уделял внимания крестьянской реформе. У Сперанского мы читаем: „Отношения, в которые поставлены оба эти класса (крестьяне и помещики) окончательно уничтожают всякую энергию в русском народе. Интерес дворянства требует, чтобы крестьяне были ему полностью подчинены; интерес крестьянства состоит в том чтобы дворяне были также подчинены короне… Престол всегда является крепостным как единственный противовес имуществу их господ“, т.е крепостное состояние было несовместимо с политической свободой. „Таким образом, Россия разделенная на различные классы, истощает свои силы в борьбе, которую эти классы ведут между собой, и оставляет правительству весь объём безграничной власти. Государство, устроенное таким образом - то есть на разделении враждебных классов - если оно и будет иметь то или другое внешнее устройство, - те и другие грамоты дворянству, грамоты городам, два сената и столько же парламентов, - есть государство деспотическое, и пока оно будет состоять из тех же элементов (враждующих сословий), ему невозможно будет быть государством монархическим“. Сознание необходимости, в интересах самой политической реформы, упразднить крепостное право, а равно и сознание необходимости, чтобы перераспределение власти соответствовало перераспределению политической силы, явствует из рассуждения.

Свод Законов

Император Николай I, прежде решил создать прочную систему законодательства. Архитектором данной системы выступил Сперанский. Именно его опыт и талант захотел использовать новый император, поручая составление „Свода законов Российской империи“. Сперанский возглавил 2-е отделение Собственной Его Императорского Величества канцелярии. Под руководством Михаила Михайловича к 1830 году было составлено „Полное собрание законов Российской империи“ в 45 томах, в которое были включены законы, начиная с „Уложения“ царя Алексея Михайловича(1649) до конца царствования Александра І. Ещё в 1832 году был изготовлен 15 томный „Свод законов“. В награду за это Сперанский получил орден Святого Андрея Первозванного. На специальном заседании госсовета в январе 1833 года, посвященном выходу в свет первого издания Свода законов Российской империи, император Николай I, сняв с себя Андреевскую звезду, надел её на Сперанского.

(1772-1839) российский государственный деятель

Судьба Сперанского Михаила Михайловича уникальна уже тем, что в истории России не было другого политика, чьи идеи оказали бы такое же сильное влияние на развитие страны.

Он был сыном бедного сельского священника, проживавшего в небольшом селе Владимирской губернии, и по своему происхождению мог рассчитывать только на карьеру священника. В семилетнем возрасте Михаил поступил во Владимирскую духовную семинарию. Отец привил мальчику страстную любовь к чтению, поэтому все свободное время Сперанский проводил в семинарской библиотеке.

Он блестяще закончил курс и по постановлению местного церковного начальства получил право на бесплатное обучение в только что открывшейся Александро-Невской семинарии в Петербурге.

Там Михаил Сперанский серьезно увлекся физикой и математикой, читал и переводил труды крупнейших европейских философов. Во время учебы на втором курсе он становится лучшим учеником семинарии.

В сентябре 1791 года Михаил Михайлович Сперанский впервые выступил на публике. Руководство семинарии доверило ему произнести проповедь по случаю тезоименитства императрицы. Это первое публичное выступление Сперанского получило высокую оценку митрополита Санкт-Петербургского Гавриила (Бужинского).

На следующий год, когда он блестяще закончил семинарию, митрополит Гавриил распорядился оставить юношу на должности преподавателя математики, физики и риторики.

Михаил Михайлович Сперанский проработал в семинарии несколько лет, он много занимался самообразованием и скоро стал одним из лучших преподавателей того времени.

Через четыре года митрополит Гавриил предложил ему принять монашество, иначе тот не мог рассчитывать на продвижение в церковной иерархии. Но Сперанский решительно отказался, поскольку к тому времени уже выбрал себе другой путь.

Он воспользовался предложением князя А. Куракина, которому потребовался домашний секретарь. Правда, вскоре обязанности Сперанского расширились, и он стал личным помощником князя. Свое положение он с блеском использовал для того, чтобы завязывать необходимые для дальнейшего продвижения связи.

В 1796 году после вступления на престол императора Павла I Куракина назначили генерал-прокурором. Он сразу же делает Сперанского начальником своей личной канцелярии. С этого времени и начинается блестящая карьера Михаила Михайловича Сперанского как государственного деятеля.

Его быстрое продвижение по службе объяснялось еще и тем, что он блестяще владел литературным и деловым языком. Сперанский составлял тексты большинства указов и манифестов, которые подписывал император Павел I. Император знал об этом и оставил Сперанского на посту даже после отставки Куракина.

К началу 1801 года Михаил Сперанский уже имел чин статского советника. В начале XIX века он входит в группу так называемых молодых друзей будущего императора Александра I. После его вступления на престол Сперанскому жалуют чин действительного статского советника, именным повелением он назначается управляющим экспедицией гражданских и духовных дел.

Фактически же он становится главным действующим лицом в Непременном совете, который создается Александром I для разработки новой государственной политики. Сперанский подготовил для императора несколько записок, в которых предлагал систему реформ судебных и правительственных учреждений. Практически впервые в русской истории предлагалось систематизировать работу государственного аппарата.

Конечно, далеко не все, что предлагал Михаил Сперанский, могло быть реализовано в те годы. Но его записки были замечены, он становится помощником статс-секретаря В. Кочубея.

В этой должности Михаил Михайлович Сперанский ежедневно посещает императора с докладами и получает возможность довести до его сведения свои замыслы. Александр I быстро оценил способности Сперанского. Он понял и другое: способный чиновник не входил ни в дворцовые, ни в административные круги, поэтому был далек от придворных интриг.

Вскоре Александр I назначает Михаила Сперанского на должность статс-секретаря, а осенью 1808 года берет его с собой в Эрфурт на переговоры с Наполеоном. Сперанский проявил себя весьма одаренным дипломатом. Он помог выработать соглашение, по которому Россия выходила из войны с минимальными потерями.

Рассказывают, что Наполеон высоко оценил способности Сперанского и после окончания переговоров подарил ему табакерку со своим портретом и предлагал перейти к нему на службу, но тот, как истинный патриот, отказался.

Вернувшись в Россию, Александр I назначает Сперанского товарищем (заместителем) министра юстиции. Фактически он становится главным советником императора по всем государственным делам. Через него проходят все документы, адресованные императору. Его ежеденевно приглашают во дворец на обеды и доверительные беседы с Александром I.

В конце 1808 года император предложил Михаилу Михайловичу Сперанскому вернуться к его плану государственных преобразований и подготовить систему соответствующих законов. Сперанский долго не решался приступить к выполнению столь ответственного поручения. Он видел, что России необходимы глубокие преобразования, но понимал и то, что его решительные действия могут привести к отставке.

И тем не менее осенью 1809 года он предложил императору свой проект под названием «Введение к Уложению государственных законов». Впервые в истории России Сперанский предложил разделить власть на три ветви: законодательную, исполнительную и судебную. Высшим органом становилась Государственная дума, как российский представительный орган. Выборы в нее должны были проводиться по принципу сословного представительства.

При императоре учреждался Государственный совет, его члены не выбирались, как в Думе, а назначались царем. Ни один закон не мог вступить в действие без одобрения его Государственной думой и Государственным советом. Но право окончательного утверждения закона Сперанский предоставлял царю.

Реформатор хотел, чтобы Россия постепенно перешла от абсолютной монархии к конституционной. Такое переустройство отвечало духу времени, ведь в Европе почти уже не оставалось абсолютных монархий.

Однако план Михаила Сперанского не всем пришелся по душе. Представители аристократии не хотели, чтобы власть находилась в руках высшей бюрократии. Сторонники монархии вовсе не хотели никаких перемен. Сторонники же реформ не обладали достаточным влиянием, чтобы перетянуть на себя общественное мнение.

И все же реформы частично начали осуществляться. В 1810 году был создан Государственный совет. В нем началось подробное обсуждение предложений государственного секретаря Сперанского. Но даже отдельные законы, разработанные им, проходили с большим трудом.

Правда, некоторые сторонники Сперанского, в том числе поэт Г. Державин, тоже считали его реформы слишком решительными. Именно Державин произнес слова, оказавшиеся пророческой оценкой деятельности Сперанского: «Хорошо, да еще не время».

Михаил Михайлович Сперанский не собирался сдаваться. Он проводил реформы там, где мог. Ему удалось ввести экзамены для получения чинов. Их получали только те, кто имел диплом о соответствующем образовании.

Указ о чинах ударил прежде всего по недорослям, которые до этого времени могли делать карьеру сидя дома. Теперь же продвинуться по службе мог любой человек, если он получал диплом и сдавал соответствующий экзамен.

В феврале 1810 года Сперанский провел реформу денежной и налоговой систем: был прекращен выпуск ассигнаций и стабилизирован курс бумажных денег. Предвидя скорую войну с Францией, он ввел специальные налоговые сборы с крупных землевладельцев. Он понимал, что столь непопулярные меры добавят ему противников, но пошел на них в интересах России.

Все закончилось тем, что 17 марта 1812 года Александр учитывая настроения консервативных оппозиционных кругов, считавших Сперанского выскочкой и обвинявших его в измене, вызвал его во дворец и сообщил ему об отставке. Михаил Сперанский был уволен со всех постов и отправлен в ссылку в Нижний Новгород.

Опальный чиновник пытался оправдаться и просил императора разрешить ему жить в своем имении. Но в ответ его отправили под конвоем в Пермь, вскоре туда же из Петербурга приехала его семья - жена и двое сыновей.

В течение двух лет Михаил Михайлович Сперанский прожил на положении ссыльного, только осенью 1814 года ему разрешили переехать в принадлежавшее ему имение Великополье, неподалеку от Нижнего Новгорода.

После окончания войны с Наполеоном Сперанский начинает вновь хлопотать о возвращении на государственную службу. Александр I вспомнил о нем и в начале 1816 года назначил пензенским губернатором.

Сперанский продолжает реформы и на новом месте, на этот раз реформирует управление губернией. Он очень строго следит за тем, чтобы его постановления неукоснительно выполнялись, и в результате ему удается избавиться от взяточничества и казнокрадства.

Опыт Михаила Сперанского заметили, и через три года он был назначен генерал-губернатором Сибири. Он поселяется в Иркутске, где разрабатывает законодательную базу управления сибирскими губерниями. О его проекте доложили Александру I, и тот распорядился утвердить его.

Сперанского вызвали в Петербург, восстановили в составе Государственного совета и назначили руководителем Сибирского комитета. Правда, теперь он уже не обладал никакой реальной властью, а занимался составлением разнообразных законов, направленных на организацию управления на местах.

Но он вновь становится популярным. Поэтому после смерти Александра I в 1825 году ему поручают составление Манифеста и Коронационного обращения императора Николая I к народу. После восстания декабристов он становится членом Верховного суда, который вынес приговор участникам восстания.

Казалось, судьба вновь благоволит к Сперанскому. Но Николай I до конца не доверял ему. После вступления на престол император назначает его председателем комиссии по составлению Свода законов Российской империи и руководителем Второго отделения собственной его императорского величества канцелярии. Новая должность означала прочное официальное положение, но не предоставляла никакой реальной государственной власти.

Пройдя снизу доверху бюрократическую лестницу, Михаил Михайлович Сперанский понимал важность систематизации законодательных актов. За четыре года он подготовил сорок пять томов Полного собрания законов Российской империи. Они охватывали период с 1649 по 1825 год.

Одновременно под его руководством был подготовлен официальный Свод законов Российской империи. По распоряжению Николая I он стал единственным нормативным документом для принятия официальных решений. За эту работу Сперанскому пожаловали орден Андрея Первозванного, император также возвел его в графское достоинство.

По свидетельствам современников, Михаил Сперанский был чрезвычайно живым и общительным человеком. В его доме бывали многие известные люди. Динамичный и подвижный образ Сперанского создал Л. Толстой в романе «Война и мир». Устами Андрея Болконского, который стремился быть похожим на Сперанского, о нем говорится: «Ежели что-нибудь сделано хорошего в нынешнее царствование, то все хорошее сделано им - им одним. И потомство отдаст ему справедливость».

Чувства