Распечатать игры на двоих. Игры на бумаге

Как упоительно играли мы в детстве с папой или мамой в крестики-нолики, рисуя значки палочкой на влажном речном песке. С каким азартом сражались в «точечки», стараясь непременно обыграть старшего брата или сестру. Как хохотали на переменках над рассказами, получившимися в игре «чепуха». Сколько умных и, наверное, очень полезных лекций прошло мимо нас, уже студентов, увлеченно играющих в «рэндзю»… Некоторые игры сможет осилить только подросшая детвора. Но есть забавы и для малышей, а многие "взрослые" правила всегда можно изменить или упростить. В общем, дорогу осилит идущий… Научив малыша играть в подобные игры , вы всегда сможете занять его в долгой дороге, вам не придется скучать в дождливую погоду дома или на даче. Вы получите незаменимые и интересные развивающие упражнения, для которых всегда все под рукой. А всего и надо-то, карандаш да клочок бумаги…

Игры-малышки

В ряду "бумажных" игр, среди забав достаточно сложных, можно отыскать множество простых сражений, которые вполне по силам малышам. Вот, например, интересная и полезная игра , которая называется "Цветик-восьмицветик". Для нее нарисуйте на бумаге цветок с восемью одинаковыми лепесточками. Теперь вооружайтесь с малышом карандашами разных цветов и приступайте к раскрашиванию лепестков. Раскрашивать их нужно по очереди и придерживаться определенного правила: за свой ход можно зарисовать один любой лепесток или два соседних. Выигрывает тот, кто закрашивает последний лепесток. Поддавайтесь малышу через раз, постепенно подводя к мысли, что выигрыш в этой игре – не случайность, а итог тщательного продумывания ходов. Несложно свести игру к такому виду, когда от одного верного или неверного хода ребенка будет зависеть его выигрыш или проигрыш . Обратите на это внимание малыша, заметив: "Если ты сейчас раскрасишь лепестки верно – я уже не смогу тебя обыграть, если нет – я выиграю…" После нескольких попыток и обдумывания, малыш научится правильной тактике игры . Это принесет ему одновременно и огромное удовольствие от собственного достижения, и понимание того, что многие задачи в этом непростом мире можно решить самостоятельно и получить от этого несомненную пользу. Простая игра "Змейка" будет полезна не только голове, но и рукам маленького игрока. Она укрепит непослушные пальчики, научит проводить ровные линии. Возьмите лист бумаги в клеточку (желательно, что бы бумага была хорошего качества с четкими клетками). Ограничьте квадратное игровое поле размером 7x7 клеток. Две соседние стороны квадрата должны быть одного цвета (скажем, красного), остальные – другого (например, синего). На игровом поле поставьте красную и синюю точки в произвольных местах. Теперь игроки делают ходы по очереди, начиная рисовать ломаные линии-змейки от точки "своего" цвета "своим" же карандашом. За один ход линия удлиняется на одну клеточку в любую сторону (но не по диагонали). Линии не должны пересекаться, их можно проводить по стороне игрового поля, но это не должны быть стороны "своего" цвета. Тот, кому больше некуда продлевать свою змею, проигрывает .

Чур, я ставлю крестики!

В "Крестики-нолики" с удовольствием играют даже трехлетние крохи. И для них это не просто забава, а самая настоящая развивающая математическая игра . Проиграв несколько раз, они быстро смекают, что заполнять клеточки нужно не как попало. Для того, что бы выиграть (а, точнее, свести игру в ничью), следует выработать определенную тактику игры и думать на ход вперед. Но обычные "крестики-нолики" быстро надоедают даже малышам. И, когда эта игра освоена, имеет смысл перейти к усложненному варианту – трехмерному . Нарисуйте куб, расчертите каждую из трех видимых граней на девять клеток. У вас получится три игровых поля одновременно. В остальном, правила прежние: три крестика или нолика в ряд на любой грани означают победу. Но теперь малышу придется отслеживать гораздо большее количество комбинаций, да еще и подключить пространственное воображение. Ну, а когда ребенок будет легко ориентироваться и в трехмерной игре, попробуйте сыграть с ним в бумажный вариант японской игры "Рэндзю", что в переводе означает "нитка жемчуга". Цель игры – поставить в ряд пять ноликов или крестиков. Игра ведется на игровом поле размером 15x15 или 19x19 клеточек. Вот это уже задача не шуточная. И если через какое-то время вам придется здорово поломать голову для того, что бы выиграть у собственного ребенка , вы можете смело гордиться своим учеником!

Морские баталии

Думаю, правила игры в "морской бой" известны всем и нет необходимости их напоминать. Но есть несколько тактических хитростей. И если вы поделитесь ими с ребенком , вероятность его побед в бумажно-морских баталиях существенно возрастет. Итак, самый рациональный способ двух, идущих друг за другом "выстрелов" – буква "г", похожая на ход шахматного коня. Это даст возможность быстро вычислить "длинные" неприятельские корабли. Как известно, в "морском бою" даже один бессмысленный ход дает противнику существенное преимущество. А потому очень важно не делать непродуманных "выстрелов". Посоветуйте ребенку обносить каждый подстреленный корабль противника точками. Во-первых, малыш случайно не "выстрелит" в бесполезное место. А, во-вторых, при такой тактике места возможного расположения кораблей видны, как на ладони.

Территориальные войны

Множество игр на бумаге предполагает сражение за территорию. Кроме азарта, они несут в себе несомненную пользу, развивая логическое мышление и внимание. Попробуйте поиграть с ребенком в игру "Коридорчики" , и вы легко в этом убедитесь. Игровое поле рисуется на листочке в клеточку. Его форма и размер не имеют принципиального значения. Это может быть квадрат или любая фигура. А чтобы заинтересовать малыша, можно нарисовать елочку, собачку или другой желаемый контур. Чем младше ребенок, тем меньше игровое поле. Бумагу лучше взять с крупными клетками. Вооружившись с малышом ручками или фломастерами, приступайте к игре. Каждый игрок проводит по очереди горизонтальные или вертикальные линии на одну клеточку. Тот, кому удалось провести последнюю, четвертую линию, замыкающую квадрат, ставит внутри клетки-квадрата свой знак (крестик, нолик или любой другой). Когда все клетки игрового поля будут заполнены "вензелями", подсчитывается их количество и определяется победитель. Игра "Феодалы" или "Точечки" будет интересна детворе постарше. "Точечки" – упрощенный бумажный вариант известной японской игры "Го". Она развивает тактическое и стратегическое мышление и является одной из самых любимых школьно-студенческих игр во время уроков и лекций. Игровым полем служит обычный лист бумаги в клеточку, а, если времени и терпения много, можно играть на целом тетрадном развороте. Для того, что бы во время игры возникало меньше конфликтных и спорных ситуаций, игровое поле лучше обвести линией и запретить правилами ставить точки на этой границе. У каждого игрока должна быть ручка или карандаш своего цвета. По очереди игроки ставят точки в произвольных местах на пересечении клеток. Цель игры – захватить как можно больше бумажных владений. Территория считается захваченной, если она обнесена точками своего цвета. Точки должны располагаться друг от друга на расстоянии в одну клеточку по горизонтали, вертикали или диагонали. Захваченная территория закрашивается своим цветом или вокруг нее рисуется крепостная стена (жирная линия). Если вам удалось обнести точками территорию или точки противника – они ваши. После такого захвата игроку предоставляется право внеочередного хода. В некоторых вариантах игры захватывать можно только те территории, где уже есть неприятельские укрепления. В других – вам доступны любые, в том числе и свободные, земли. Выбирайте, что вам больше по душе. В конце игры подсчитывается размер захваченных земель и объявляется победитель. Чаще всего, ничего специально считать и не нужно – результат очевиден. Попробуйте сыграть в эту игру не только с детьми-школьниками, но и с малышами. В этом случае сделайте игровое поле совсем небольшим – на четверть тетрадной странички или и того меньше, а бумагу возьмите с крупными клетками. Немного тренировки – и маленькие стратеги смогут составить вам неплохую компанию в бумажных баталиях.

Рисовальные фантазии

Эта игра потребует небольшой подготовки. Зато потом вам будет достаточно всего лишь вытащить из шкафа заветную коробочку, и малыш из скучающего "кишкомотика" мгновенно превратится в азартного игрока, художника и фантазера. Сначала сделаем игровое поле. Для него вполне подойдет плотный альбомный лист или лист картона. Обозначьте на игровом поле старт и финиш, а между ними нарисуйте извилистую тропинку из 32 кружочков с цифрами. Теперь вам потребуются небольшие карточки по количеству кружочков (например, пачка бумаги или картона для записи). На каждой карточке ставим номер и пишем загадочные фразы вроде "нарисуй огромные красные глаза", "нарисуй ослиные уши" или "добавь петушиные лапы". Когда подготовительный этап закончен, можно приступать непосредственно к игре. Используйте фишки и кубик от любой настольной игры -ходилки или приспособьте в качестве фишек пуговицы или игрушки от киндер-сюрпризов. В процессе игры вы вместе с малышом будет создавать "бяку-закаляку кусачую". Сначала нарисуйте основу – туловище с головой любого вида, а мелкие детали вроде глаз, носа, рта, рук, ног, ушей, рогов и т.п. вы будете дорисовывать в процессе игры , опираясь на карточки-подсказки. Итак, выставляем фишки на старт и бросаем по очереди кубик. Находим карточку с тем же номером, на который переместилась фишка, читаем задание и дорисовываем нашему монстрику лягушачьи лапки, лошадиные копытца, вороний клюв или драконьи шипы в соответствии с написанным на карточке. Вариантов игры может быть два. Все игроки или создают одно общее загадочное существо со множеством лап, глаз и хвостов, или рисуют каждый свое. Когда все фишки дойдут до финиша, рисунки сравниваются. Выясняется, у кого монстр получился самый смешной, самый страшный или самый "правильный" Можно, конечно, попытаться определить победителя, но главное в этой забаве, конечно, сам процесс игры и творчества. Придумывать задания для карточек лучше вместе с малышом. А если кроха как раз сейчас учится читать, сделайте надписи крупными четкими буквами. У вас получится не только занятная игра , но и тренажер для чтения. Кто же из юных фантазеров откажется узнать, что нужно дорисовать нашему "красавчику": рыбью чешую, драконий хвост или три горящих глаза.

Кто внимательнее и быстрее?

Необыкновенная игра "Ладошки" будет интересна ребятишкам, которые уже знакомы с цифрами. Она станет отличным тренажером внимания и мелкой моторики, научит быстро ориентироваться в числах. Возьмите два листа бумаги в клеточку и обведите на каждом ладошку малыша или свою. Для того, что бы хоть немного уравнять шансы, можно на своем листке обводить свою руку, а на листе малыша – его. Тогда ваше игровое поле будет немного больше, чем у ребенка . Теперь на пространстве, ограниченном рисунком, хаотично расставляются точки с числами от 1 и до… До скольки будут числа, зависит от возраста и знаний малыша. Самым маленьким достаточно до 10, а "продвинутым" математикам можно и до 100. Теперь начинается самое интересное. Первый игрок называет любое число и, пока соперник ищет его на своем игровом поле, быстро ставит крестики в своих клеточках. Нужно успеть зачеркнуть их как можно больше. Затем ход переходит к сопернику. Побеждает тот, кто быстрее заполнит крестиками все клетки своего поля. Ясно, что в этой игре зевать нельзя, а самым маленьким стоит иногда подыгрывать. Бумага – замечательный игровой инструмент, на котором можно устроить самые настоящие гонки . В эту игру, развивающую логику и моторику, закрепляющую основы сложения и вычитания можно играть даже с 4-5 летним малышом. Возьмите лист бумаги в клеточку и нарисуйте на нем гоночную "трассу" – извилистую дорожку шириной около 8-9 клеточек. "Трасса" может произвольно сужаться и расширяться. Понятно, что, чем младше "гонщик", тем проще должна быть траектория. На трассе обозначаются старт и финиш. Каждый игрок "едет" по очереди линией своего цвета, проводя отрезки по клеточкам горизонтально, вертикально, либо по диагонали. Двигаться можно со скоростью от 1 до 6. Первая скорость – линия в 1 клеточку. Шестая – соответственно в 6. "Набирать" и "сбавлять" скорость можно постепенно, увеличивая или уменьшая отрезки продвижения на 1 клеточку. Цель игры – выбирая оптимальную траекторию движения и скорость, первым добраться до финиша.

Буквы, стройтесь!

В семействе "бумажных" игр с буквами и словами существует великое множество всевозможных забав, которые вы отлично знаете и в которые наверняка когда-либо играли. Это и "Виселица" , похожая по своей сути на всем известную телеигру "Поле чудес", и "Типография", где короткие слова составляются из букв, входящих в слово длинное, и "Балда", в которой каждая дописанная буква помогает образовать новое слов. В эти игры вполне можно играть с детьми, но здесь имеется одно непременное и явное условие: малыш должен уметь читать. Для ребятишек, которые только-только освоили непростую науку грамоты, игры с буквами будут замечательными помощниками на пути к осмысленному чтению, пониманию тонкостей родного языка, расширению словарного запаса. Покажите малышу, как замена всего одной буквы превращает косу в козу или кита в кота. Составьте вместе цепочки таких слов. Например: кот-рот-род-ром-ком-дом и т.д. На этом принципе основана замечательная интеллектуальная игра , придуманная Льюисом Кэрроллом. С ее помощью можно превратить не только кита в кота, а даже из мухи сделать слона. Каждый раз, меняя в слове всего одну букву, мы постепенно продвигаемся в решении задачи и в результате получаем нужное слово. Попробуйте поиграть в эту игру с малышом. Для начала возьмите два совсем простых трехбуквенных слова, и попробуйте трансформировать одно в другое. Например, превратим "сыр" в "сок" (сыр-сын-сон-сок или еще короче: сыр-сор-сок). Если кроху игра заинтересует, поиграйте и с другими словами. Конечно, основным сочинителем пока будете вы, но постепенно и малыш освоит эту непростую забаву. Игра "Виселица" обычно очень нравится малышам. Итак, задумываем какое-нибудь слово (для начала простое и короткое). Пишем его первую и последнюю буквы, а вместо недостающих ставим черточки. Задача малыша – отгадать загаданное слово. Он называет букву. Если эта буква в слове есть – вписываем ее на место. Если нет – начинаем рисовать "виселицу" – вертикальную линию. При следующей ошибке – горизонтальную (получается что-то вроде буквы "г"). Затем дорисовывается веревка, петля, голова человечка, туловище, ручки и ножки. За эти восемь попыток малыш должен угадать слово. Если не получилось – проиграл. Если успел – его очередь загадывать. К игре в "Типографию" можно привлечь и папу. Чем больше игроков – тем интереснее и разнообразнее слова. Пишем на листе бумаги какое-нибудь длинное слово (например, "типография"). Задача игроков – за пять минут составить как можно больше слов из букв, входящих в слово загаданное. Если вы позабыли, как играть в "Балду", будем вспоминать. На листе бумаги расчерчивается игровое поле с крупными клетками 5x5 (для опытных игроков поле может быть 6x6 и даже 7x7). В среднем ряду пишем слово из пяти букв (в усложненных вариантах из шести и семи букв соответственно). Теперь игроки делают по очереди ходы. За один ход в свободную клеточку вписывается буква таким образом, что бы каждый раз образовывалось новое слово. Слова могут читаться в любом направлении кроме диагонального. За каждое новое слово игрок записывает себе столько очков, сколько букв в его слове. Игра заканчивается тогда, когда заполнены все клетки, или когда никто из игроков не может придумать ни одного слова. Подсчитывается количество очков. У кого больше – тот и выиграл. А еще малыши обожают всевозможные шифровки и загадочные записки. Придумайте шифр-подсказку, изобразив каждую букву алфавита определенным значком (просто треугольником, треугольником с точкой внутри, звездочкой, квадратом, скобочкой, ромбиком и т.п.) Теперь при помощи этих фигурок можно составлять для малыша секретные послания сначала всего из нескольких слов, а потом и подлиннее. Для юного сыщика расшифровка текста будет нелегкой, но очень полезной и увлекательной задачей, которая потребует высокой степени внимания, собранности и усидчивости.

Даешь логику!

Развитию логического мышления и комбинаторики у малышей поможет увлекательная игра "Логика", бумажный вариант которой называется "Быки и коровы". Классический вариант "быков" – угадывание комбинации из четырех цифр от 1 до 9 (все четыре цифры должны быть разными). Один игрок пишет задуманную комбинацию на своем листочке, а второй – пытается ее угадать. Первым ходом угадывающий записывает на своем листке и называет любую комбинацию. Соперник сравнивает ее со своей и дает подсказки. Каждая правильно угаданная цифра называется "коровой", а если цифра не только угадана, а еще и стоит на правильном месте, ее называют "быком". Допустим, отгадывающий игрок назвал правильно 2 цифры из четырех, и для одной из них угадал порядок. Подсказка будет звучать так: "Две коровы и один бык". Опираясь на полученные сведения и рассуждая логически, игрок делает следующее предположение. И так до тех пор, пока вся комбинация не будет разгадана. Затем игроки меняются ролями. Такой вариант игры подойдет для младших школьников, а для 4 - 6 летних малышей игру стоит немного упростить. Во-первых, заменить цифры цветами, а, во-вторых, уменьшить их возможное количество до шести. Теперь один игрок будет загадывать цвета, располагая в ряд четыре разноцветных палочки из шести возможных. А второй игрок – их разгадывать. В остальном правила те же. Несколько раз сыграйте с малышом "в открытую", убедитесь, что он четко понял правила игры , покажите, как нужно рассуждать. В упрощенном варианте при правильном ходе мыслей, комбинация разгадывается за 3 - 5 ходов. И даже бестолковая на первый взгляд игра "Чепуха" несет в себе глубокий смысл, если поиграть в нее всей семьей. Каждый игрок получает лист бумаги и пишет вверху ответ на вопрос "Кто?" (Винни-Пух, кот Бегемот, сосед дядя Вася и т.п.). Затем ответ загибается таким образом, что бы его нельзя было прочитать, и листки передаются по кругу. Следующий вопрос – "С кем?" Затем следуют: "Когда?", "Где?", "Что делали?", "Что из этого получилось?" Когда все ответы написаны, бумажки разворачиваются и прочитываются. "Так какой же во всем этом смысл?" – спросите вы. Если вся семья хохочет над получившейся чепухой, если родителям и детворе интересно и весело вместе – не в этом ли самый главный, самый важный смысл любых семейных игр? Думаю, ответ будет положительным...

В нашем детстве было очень много разных игр, большую часть из них мы просто держали в голове, правила передавались друг другу во время игры. Для многих из таких игр было достаточно только пары карандашей или ручек и листа бумаги.

Игры на бумаге смело можно назвать самыми умными и развивающими. И сейчас они подзабыты весьма незаслуженно. Стоить научить детей играть в эти игры, и их всегда можно занять в долгой дороге или в дождливую погоду дома и на даче.

1. Крестики-нолики

Это самая известная из подобных игр. Для нее и бумага-то не всегда нужна, достаточно запотевшего оконного стекла в маршрутке или пары прутиков и песка под ногами…
Рисуется игровое поле 3 на 3 клетки (всего 9 клеток). Игроки по очереди делают ходы, ставя в пустую клетку крестик или нолик. Цель игры: построить линию из 3х крестиков или ноликов по горизонтали, вертикали или диагонали. В этой игре выиграть крайне сложно, в основном игра сводится к ничьей и играется не одна партия.
Но все же есть определенные комбинации ходов, которые приводят к победе.))
Когда на маленьком поле играть надоедает, можно увеличить поле или вообще не ограничивать. На таком поле игроки по очереди делают ходы, пока кому то не удастся выстроить линию из пяти знаков по горизонтали, вертикали или диагонали.

2. Морской бой


Это одна из самых любимых игр нашего детства.))
Правила, думаю, помнят все. А для тех, кто не помнит, напомним. Эта игра для двоих.
Цель игры – потопить все корабли противника. Корабли располагаются на 2-х квадратных полях размером 10 на 10 клеток. На своем поле вы располагаете корабли и противник наносит по ним удары. А на другом поле противник располагает свои корабли. У каждого игрока равное количество кораблей – 10 штук:
Однопалубный (размером в 1 клетку) 4 штуки
Двухпалубный (размером в 2 клетки) 3 штуки
Трехпалубный (размером в 3 клетки) 2 штуки
Четырехпалубный (размером в 4 клетки) 1 штука
При расстановке кораблей на поле нужно учитывать, что между ними должна быть хотя бы одна пустая клетка, нельзя ставить корабли вплотную.
Во время своего хода игрок выбирает клетку на поле противника и «стреляет», называя ее координаты «а1», например. При этом отмечает на своем дополнительном поле свой ход. Если вы потопили корабль противника, то соперник должен сказать «убил», если вы ранили корабль (то есть вы попали в корабль, имеющий больше чем одну палубу), то соперник должен сказать «ранил». В случае попадания в корабль соперника, Вы продолжаете «стрельбу».
Игра заканчивается, когда все корабли одного из игроков «потоплены».

3. Танчики

Для игры требуется листок А4, сложенный пополам (можно брать и любой тетрадный лист). Два игрока рисуют по 10 танков, каждый на своей половине листа. Закончив расстановку сил, игроки начинают «обстрел» друг друга таким образом: выстрел рисуется на своей половине поля, затем лист складывается посередине и выстрел, видимый на просвет, отмечается на второй половине поля. Если выстрел задел танк, то он считается «подбитым» и нужен еще один дополнительный выстрел для уничтожения. Если же игрок попал прямо в танк, то достаточно одного выстрела.
Каждый удачный выстрел дает право игроку на следующий выстрел. Для усложнения игры можно ввести запрет на следующий выстрел в только что подбитый танк.

4. Ладошки

В эту игру можно играть даже с маленькими детьми, которые уже знакомы с числами.
Она поможет научиться быстро ориентироваться в числах и концентрировать внимание.
Для игры понадобятся два листа бумаги в клетку, на каждом листе игрок обводит свою ладонь. Теперь на пространстве, ограниченном рисунком, в произвольном порядке расставляются числа от 1 до … Тут нужно договориться заранее. Далее начинается игра. Один игрок называет произвольное число, другой в это время пытается найти это число на своей ладошке, а первый тем временем быстро ставит крестики в клеточках на своем листе, начиная с верхней левой клетки. Побеждает тот, кто быстрее заполнит крестиками все клетки своего поля.

5. Точки и отрезки.

Условия этой игры на бумаге просты: поставим на листе бумаги несколько точек (не менее 8-ми, а лучше не менее 15-ти). Играют двое, поочерёдно соединяя две любые точки отрезком. Захватывать 3-ю точку нельзя, и каждая точка может быть концом лишь одного отрезка. Отрезки не должны пересекаться. Проигрывает тот, кто не сможет сделать ход.

На рисунках вы видите

правильное соединение точек

и неправильное

6. Точки

В эту игру мы играли в институте во время скучных лекций. Она развивает тактическое и стратегическое мышление.
Игровым полем служит обычный лист бумаги в клеточку, если времени и терпения много, можно играть на целом тетрадном развороте. Игровое поле можно обвести линией и запретить правилами ставить точки на этой границе. У каждого игрока должна быть ручка или карандаш своего цвета. По очереди игроки ставят точки в произвольных местах на пересечении клеток.
Цель игры - захватить как можно больше бумажных владений. Территория считается захваченной, если она обнесена точками своего цвета. Точки должны располагаться друг от друга на расстоянии в одну клеточку по горизонтали, вертикали или диагонали. Захваченная территория закрашивается своим цветом или вокруг нее рисуется крепостная стена (жирная линия). Если вам удалось обнести точками территорию или точки противника - они ваши. После такого захвата игроку предоставляется право внеочередного хода. В некоторых вариантах игры захватывать можно только те территории, где уже есть неприятельские укрепления. В других вам доступны любые земли, в том числе и свободные. Выбирайте, что вам больше по душе. В конце игры подсчитывается размер захваченных земель и объявляется победитель. Чаще всего ничего специально считать и не нужно - результат очевиден.
Можно играть и с детьми младшего возраста. В этом случае следует сделать игровое поле совсем небольшим - на четверть тетрадной странички или и того меньше, а бумагу возьмите с крупными клетками.

7. Циферки

Вы играли в школе или институте в такую игру на тетрадке в клеточку? У нас пол общежития играло.))) Я долго держалась, но потом все же окунулась в нее с головой, зато час домой на электричке пролетал незаметно.
Называлась она по-разному: числа, цифры, семечки, 19, но смысл от этого не менялся. Выписываешь подряд числа от 1 до 19, в строчку до 9, а потом начинаешь следующую строку, в каждой клетке по 1 цифре. Затем вычеркиваешь парные цифры или дающие в сумме 10. Одно условие – пары должны находиться рядом или через зачеркнутые цифры по горизонтали или по вертикали. А после того как все возможные пары вычеркнул – переписываешь оставшиеся цифры в конце. Цель – полностью вычеркнуть все цифры.

8. Виселица

Немного негуманная игра, но все же. В детстве мы совмещали дворовую игру в казаки-разбойники с "виселицей!.
Смысл этой игры в отгадывании слова по буквам за определенное количество ходов.
Один игрок задумывает какое-нибудь слово (для начала простое и короткое). Пишет его первую и последнюю буквы, а вместо недостающих букв ставим черточки. Задача второго игрока - отгадать загаданное слово. Он называет букву. Если эта буква в слове есть - вписываем ее на место. Если нет, то букву пишем в стороне, чтобы не повторяться, и начинаем рисовать "виселицу" - вертикальную линию. При следующей ошибке - горизонтальную (получается что-то вроде буквы г). Затем дорисовывается веревка, петля, голова человечка, туловище, ручки и ножки. За эти несколько попыток игрок должен угадать слово. Если не получилось - проиграл. Если успел - его очередь загадывать слово.

9. Балда

Еще одна игра со словами. Здесь можно играть вдвоем, втроем или даже одному.
На листе бумаги чертится квадратное игровое поле с клетками 5x5, например. В среднем ряду пишем слово из пяти букв. Игроки по очереди делают ходы. За один ход в свободную клеточку вписывается буква таким образом, чтобы каждый раз образовывалось новое слово. Слова могут читаться в любом направлении, кроме диагонального. За каждое слово игрок получает столько очков, сколько букв в слове. Слова записываются с боку от поля, чтобы другие игроки их не повторяли. Игра заканчивается, когда все клетки заполнены буквами или никто из игроков не может придумать нового слова. После этого подсчитывается количество очков. Побеждает тот, у кого их больше.

10. Точки и квадраты

Игра для двух игроков. Понадобится лист бумаги, лучше в клетку, и пара ручек разных цветов.
На листе бумаги чертится игровое поле размером от 3*3 квадрата, и более (до 9*9), в зависимости от уровня игроков.
Суть игры: игроки по очереди чертят линии длинной в одну клетку, стараясь создать квадраты величиной 1 на 1 внутри поля. Если ваша линия стала завершающей в квадрате, ставите в ней свой знак и получаете право дополнительного хода. Ходы продолжаются до тех пор, пока вы не поставите линию, которая не замыкает никакой квадрат. Игра заканчивается, когда все поле заполнено. После этого подсчитывается количество квадратиков, которое замкнул каждый игрок и оглашается победитель.
При всей своей простоте игра с изюминкой. Здесь можно просчитывать ходы вперед и попытаться поставить соперника в невыгодное положение, заставив сделать его неудобный ход.


Для предлагаемых игр необходимо: душевная компания, ручки, карандаши, чистые листы бумаги, другие мелочи, ну и, конечно, комфортное месторасположение для участников игр.

Категории
На листе большого формата загодя пишется приблизительно 20 разных категорий – модели автомашин, виды спорта, музыкальные инструменты, животные, цветы, одежда и т.п. Гости синхронно выбирают категории (одну или несколько в зависимости от количества участников), которые записывают в свой листок. Задача игроков – за определенный отрезок времени написать как можно большее количество слов, относящихся к выбранным категориям, которые начинаются на букву заданную ведущим. По истечении времени, участники игры обмениваются листками и подбивают итоги. Одинаковые слова в счет не идут, побеждает игрок, написавший больше всех слов.

Слон
Двум командам хозяйка выдает по листу бумаги, на котором команды все гурьбой рисуют слона с завязанными глазами: один игрок рисует тело, другой изображает ноги, третий – голову и т.п. Команда, которая быстрее нарисовала слона, и изображение действительно напоминает это животное – победитель.

Писатель
Накануне вечеринки придется «распотрошить» несколько газет – вырезать названия статей и наклеить их на карточки. Карточки выдаются игрокам, и они, используя предложенные названия статей, должны составить увлекательный рассказ.

Телеграмма
Ведущий пишет на листе бумаги какое-то слово из 4-6 букв. Игроки (каждый из них), должны придумать текст-телеграмму, но каждое следующее слово должно начинаться с очередной буквы заданного слова. Например, заданное слово: «пост», текст-телеграмма может звучать таким образом: первая буква: «п» и первое слово начинается с нее – пиво, второе слово с буквы «о» - отправили, третье с «с» - сушите, четвертое с «т» - тарань. В телеграмме текст должен быть с законченной мыслью. Зачитывают телеграммы все участники согласно очереди.

Кто это?
Каждый участник берет по листку бумаги (желательно, чтобы участники находились довольно далеко друг от друга), и рисует сначала голову, принадлежащую человеку, животному, птице. Потом необходимо загнуть лист таким образом, чтобы изображение было закрыто и виден только кончик шеи. Соседи обмениваются рисунками. Так у каждого игрока начатый рисунок, который он не видел. Далее все изображают верхнюю часть туловища, опять «прячут» нарисованную часть и передают соседу для дальнейшего рисования конечностей. По окончании живописи, все листики разворачиваются, и происходит идентификация полученных существ.

Курица
Многим со школьной скамьи знакомо выражение «пишешь как курица лапой», отличная возможность написать таким способом на законных основаниях. Игрокам к ногам прикрепляют фломастеры (вполне подойдет для данной миссии скотч). Далее ведущий задает слово, которое и должны «нацарапать лапой» игроки. Побеждает тот, кто понятнее его написал.

Автопортрет
На каждого участника готовится лист ватмана, в котором вырезаны прорези для рук. Игроки продевают руки в подготовленные прорези, им вручаются кисти (фломастеры) и они, не заглядывая на лист, рисуют портрет. Приз достается художнику, сотворившему самый удачный «шедевр».

Бином
Ведущий участникам игры раздает листики бумаги, на которых предлагает написать два столбика слов, в каждом по четыре. Слова – это могут быть имена людей, название животных, любых предметов, какие-нибудь явления. Далее, взяв на «вооружение» четыре пар слов (с каждого столбика берется по одному слову) – надо придумать ассоциации связывающие пару. На каждую пару несколько ассоциации, чем больше придумают игроки, тем лучше. Варианты ассоциаций должны быть весьма неожиданными. Так, например: в одном столбце – слово «Сарафан», в другом столбце – «Светофор», ассоциации следующие:
- сарафан яркий как светофор.
- женщина в красном сарафане стоит под светофором.
- вид женщины в открытом сарафане также останавливает мужчин, как и красный цвет светофора.
- глаза женщины в красивом сарафане также горят, как лампочки у светофора.
- женщина в сарафане также руководит движением мужчин, как и светофор.
- сарафан видно издалека, как и светофор.
На выполнение задания отводится пять минут. По истечении положенного времени, ведущий суммирует полученные ассоциации (каждую пару отдельно). На обсуждение выносятся самые удачные ассоциации, определяется умелец слова – мастер по придумыванию ассоциаций.

Веер
Игрокам выдается по листку бумаги, на левой сторонне которого ведущим участникам предлагается нарисовать любой простой предмет – кружку, ложку, карандаш и т. п. (допустим, что рисуем по три предмета, хотя количество не ограничено). На другой (правой) стороне также рисуется три предмета, но уже других. Задача игроков – за 3 минуты соединить простые предметы с разных сторон в 3 сложные по конструкции фигуры. На данном этапе без фантазии не обойтись. Помимо фантазии ценятся графические навыки. После 3-х минуты напряженного труда, листики с новоявленными фигурами запускаются по кругу. Игроки оценивают по 5-ти бальной системе оригинальность решения – выставляют балы на листиках. После того, как листики обойдут весь круг и вернутся к хозяину, определяется победитель – суммарный бал и неожиданность решения в создании сложной фигуры.

Рисуем лицо
Всем участникам раздаются чистые листки бумаги, на которых они рисуют портрет любого игрока, сидячего напротив. Далее готовые портреты пускаются по кругу. На обратной стороне портретов все участники пишут имя , который, по их мнению, изображен. После того, как листик с портретом вернется к художнику его изобразившему, он приступает к подсчету правильных ответов (количество игроков узнавших портрет).
Самый хороший художник побеждает.

Каракули
По кругу пускается чистый лист, на котором поочередно игроки рисуют прямые, не прямые линии, которые пересекают друг друга. После чего образованные пустоты между линиями участники зарисовывают различными способами: разноцветными красками в виде сплошных штрихов, крапинками, зигзагами, клеточками, кружочками и т.д. Игрок, которому нечего больше добавить к «общему» шедевру – проигрывает.

Чепуха
Каждому участнику выдают по листку бумаги. Игроки записывают ответы на вопросы (на верхней части листочка), которые задает ведущий, например: Когда? Кто? Где? Что ответили? С кем? и т. п. Вопросы можно задавать абсолютно разные, собака не в них зарыта, игрок, ответивший на вопрос, передает листик другому участнику, предварительно завернув написанный ответ. После того, как листики побудут у каждого в руках, они сдаются все ведущему, который вслух зачитывает получившиеся истории.

На что это похоже?
Участники игры занимают места за столом. Ведущий заявляет, что он сейчас загадает какой-то предмет, который соблюдая тайну загаданного предмета, запишет на листке. Игроки поочередно озвучивают предметы, на которые похож загаданный ведущим. Игроки, естественно, не догадываются, что задумано, и наугад выдают версии: ножницы, вилка, воробей, сковорода, мячик…После всех озвученных версий ведущий раскрывает карты – яйцо! А вот теперь начинается интересная игра. Свою версию требуется «защитить». Тут как повезет, защита может быть легкой: «Яйцо, как и мячик, округлой формы и катится». А иногда у ведущего требуется просить два предмета связать хотя бы косвенно: «Скоро из яйца вылупится воробушек, похожий, конечно, на папу- воробья».

Быки и коровы

Играют двое человек. Первый игрок задумывает четырехзначное число так, чтобы все цифры числа были разные. Цель второго игрока - отгадать это число. Каждый ход отгадывающий называет число, тоже четырехзначное и с разными цифрами. Если цифра из названного числа есть в отгадываемом числе, то эта ситуация называется «корова». Если цифра из названного числа есть в отгадываемом числе и стоит в том же месте, то эта ситуация называется «бык».

Например, первый игрок задумал 7245, а второй игрок назвал 4203. То первый игрок должен сказать: «Один бык и одна корова» (1б,1к).

Свое число задумывает каждый партнер. Ходят по очереди. Выигрывает тот, кто раньше отгадает число соперника.

Виселица

Популярная головоломка, созданная специально для двух игроков. Для этой игры вам понадобятся чистая бумага и ручка.

Первый игрок задумывает слово. Это должно быть существующее слово, и игрок должен быть уверен, что другой игрок знает это слово и знаком с его написанием. Он изображает ряд пустых мест, необходимых для написания слова. Затем рисует схему, которая изображает виселицу с петлей.

Игра начинается, когда второй игрок предлагает букву, которая может входить в это слово. Если он угадывает, первый игрок пишет ее в нужном незаполненном месте. Если в слове такой буквы нет, он пишет эту букву в стороне и начинает дорисовывать виселицу, добавляя к петле круг, изображающий голову. Противник продолжает отгадывать буквы до тех пор, пока не отгадает все слово. За каждый неправильный ответ первый игрок добавляет одну часть туловища к виселице.

Если туловище нарисовано раньше, чем противник может угадать слово, первый игрок побеждает. Если противник отгадывает слово правильно до того, как туловище нарисовано полностью, побеждает он, и тогда наступает его черед задумывать слово.

Коридорчики

Для игры нужно иметь лист бумаги в клетку прямоугольной или квадратной формы. Игроки по очереди проводят горизонтальные или вертикальные линии в одну клетку. Игрок, которому удалось замкнуть линиями клетку, ставит в ней крестик (или нолик) и получает еще один ход. Когда все клетки окажутся занятыми, подсчитывают, кто «захватил» больше клеток.

Морской бой

Целью данной игры является уничтожение объектов (кораблей) противника. Играют двое человек. События игры происходят на двух квадратных полях размером 10х10. Одно из полей ваше, другое соперника. На нем вы расставляете собственные объекты (корабли) и по ним наносит удары противник. На другом поле располагает свои объекты (корабли) противник.

Ваши вооруженные силы, как и силы противника содержат следующие объекты (корабли):

1 палубный (размером 1 клетка) - 4 штуки; 2-х палубный (размером 2 клетки) - 3 штуки; 3-х палубный (размером 3 клетки) - 2 штуки; 4-х палубный (размером 4 клетки) - 1 штука.

Объекты (корабли) не могут расставляться вплотную, то есть между двумя соседними объектами (кораблями) должна быть как минимум одна свободная клетка (учтите, противник также не может располагать объекты (корабли) вплотную).

Когда все приготовления закончены и объекты (корабли) расставлены, пора начинать битву. Первым ходом обладает игрок, объекты (корабли) которого расположены на левом поле. Вы выбираете на поле противника клетку и «стреляете» в этот квадрат. Если вы потопили корабль противника, то соперник должен сказать «убил», если вы ранили корабль (то есть вы попали в корабль, имеющий больше, чем одну палубу), то соперник должен сказать «ранил». В случае попадания в корабль соперника, вы продолжаете «стрельбу».

Игра заканчивается, когда один из ее участников теряет все корабли.

«Точки» - игра на смекалку для двух или четырех человек. Однако, лучше всего играть только вдвоем. Для этой игры вам понадобится чистая бумага и столько ручек, сколько игроков. Цель игры в том, чтобы соединить нарисованные линии в квадраты. Тот игрок, который создаст наибольшее число квадратов, выигрывает игру.

Для начала создайте поле на чистом листе бумаги, нарисуйте горизонтальные и вертикальные линии из маленьких точек на одинаковом расстоянии друг от друга. Очень быстрая игра состояла бы из десяти вдоль и десяти точек поперек. Вы можете сделать поле как угодно большим или маленьким, в зависимости от уровня игры и числа игроков.

Как только поле создано, каждый игрок по очереди делает ход, рисуя по одной линии сразу, соединяющей две точки. Точки можно соединять по горизонтали или по вертикали, но иногда - по диагонали. Как только игрок заканчивает квадрат, он ставит свои инициалы внутри квадрата и получает следующий ход, и так далее, пока ему удается создавать квадрат с помощью одной дополнительной линии.

В этой игре возможны две стратегии: во-первых, можно мешать противникам создавать квадраты. Во-вторых, можно формировать поле так, чтобы иметь возможность создавать большое число квадратов с помощью одной дополнительной линии.

Футбол

Для игры в «футбол» нужен листок в клетку, который будет служить полем. Играют двое человек. Ворота размером в шесть клеток. Игра начинается в центральной точке поля (листка). Первый ход разыгрывается жребием.

Ход - ломаная, состоящая из трех отрезков, каждый из которых - диагональ или сторона клетки. Пересекать линии и касаться их нельзя. Если игрок не может сделать очередной ход, то противник пробивает штрафной: прямую линию в шесть клеток (по вертикали, горизонтали или диагонали). Если после штрафного мяч остановился на уже проведенной линии, или игрок не может сделать ход, то пробивается еще один штрафной. Играют до первого гола.

На бумаге рисуется игровое поле 20×20 клеточек. В середине поля пишется поле минимум семь букв (в каждой клеточке одна буква). По очереди каждый из участников подписывает по одной букве к слову, чтобы получилось новое слово (по диагонали буквы не складываются в слово, только по горизонтали и по вертикали). Количество букв в новом слове и является твоим баллом. Кто больше по итогам игры набрал баллов, тот и выиграл!

Дорисуй картину

Ведущий рисует линию или какую-нибудь незаконченную фигуру на доске, а потом предлагает кому-то из игроков продолжить рисунок. Можно раздать листочки каждому игроку, размноженные на копировальном аппарате с одинаковыми линиями или фигурами. Чья дорисованная картина окажется лучше, тот и выиграл.

Типография

Эта игра хороша в дороге: поезде, электричке. Главное - чтобы можно было сидеть и писать, и было много времени. Играют 2-4 человека. Берется какое-нибудь длинное слово, например "Перестройка". Каждый игрок на своем листе бумаге должен сложить слова из тех букв, которые есть в этом слове.

Вот какие слова, к примеру, можно написать, используя буквы от слова "Перестройка": стройка, тройка, строй, рост, река, рой, сок, коса и т.д.

Условия игры:

  1. Слова должны быть существительными в единственном числе именительном падеже.
  2. Если в загаданном слове всего одна буква "п", значит, ее нельзя использовать дважды в одном слове (к примеру в слове "папа" две буквы "п" и две буквы "а", а в загаданном слове "Перестройка" их только по одной. Значит, слово "папа" не подходит).

Когда отведенное время заканчивается, игроки читают свои слова. Кто больше придумал, тот и выиграл.

«Художник»

  • Необходимо: листки бумаги (по количеству играющих) и столько же карандажей или ручек.
  • Всем, кто участвует в этой игре дается задание нарисовать любого из присутствующих. Затем листочки с портретами пускаются по кругу. Каждый на обратной стороне пишет, кого он признал в этом рисунке. Затем листки должны вернуться к авторам, которые подсчитывают количество правильных определений.
  • Побеждает тот, чье художество было более всего приближенно к оригиналу.

Самая интересная ассоциация

  • Необходимо: листки бумаги (по количеству участников), карандаши или ручки.
  • Конкурс на время. Например 5 минут.
  • Ведущий дает задание: участники на листке бумаги должны написать любые восемь слов, распределив их на два столбика. Должно получиться четыре пар слов. (Только после того, как участники написали свои слова объявляется следующий этап.) Далее слова в каждой паре игрокам нужно связать, придумав связывающие их ассоциации. Сколько получится за определенное ведущим время. Чем больше, тем лучше.
  • После выполнения, все ассоциации подсчитываются и зачитываются. Болельщики выбирают самые интересные ассоциации.

Что? Где? Когда?

  • Каждому из участников дается листок бумаги. Половина тетрадного листка. Ведущий задает вопросы: Кто? С кем? Когда? Где? Что делал? Кто видел? Что сказал?.. Вопросы могут быть и другими. Каждый из участников отвечает только на один вопрос.
  • Затем заворачивает верхний листок бумаги так, чтобы не было видно, что он написал.
  • Затем передает своему соседу слева. Ведущий задает следующий вопрос и т.д. Когда листки обойдут всех по кругу, ведущий собирает их и вслух читает то, что получилось. (Вопросы нужно подобрать такие, чтобы получился заверешенный рассказ).

Разрежьте на полосы (отдельно лоб, отдельно глаза, отдельно нос, отдельно рот, отдельно подбородок и т.д.) портреты с обложек или репродукций журналов, плакатов одинакового размера, желательно цветных. И пусть дети, как это делают криминалисты, соединят полосы в новый портрет - робот. Придумают ему имя, профессию, биографию. И выставят на веселый вернисажсинтетический портрет.

Раньше, когда не было компьютеров, основной забавой взрослых и детей были игры на бумаге. Для развлечения достаточно было взять тетрадный листок и карандаш. Целый вечер пролетал незаметно за общением с родителями или друзьями. Существует много игр, которые будут невероятно интересны в любой дружеской компании. Они просты и не требуют специальной подготовки и сложного инвентаря. Больше всего сегодня распространены игры на бумаге для двоих.

Быки и коровы

Суть игры заключается в том, что один придумывает четырехзначное число, чтобы все цифры отличались. Другой играющий должен отгадать это число. Для этого он при каждом ходе называет новое четырехзначное число. Если хотя бы одна цифра совпадает, первый игрок говорит: «Корова». Если цифровое обозначение из озвученного числа стоит на том же месте, что и в загаданном числе, данная ситуация называется «бык». Ходят оба игрока по очереди, выигрывает тот, кто первый отгадает число.

Виселица

В игре принимают участие два человека. Первый загадывает слово и рисует на листке черточки, обозначающее количество букв в этом слове. В углу листа изображается виселица. Другой играющий называет букву, которая может входить в данное слово. Если угадывает, буква вписывается, если ошибается, то у виселицы рисуется голова. При следующей ошибке рисуется туловище, живот, руки, ноги. Если человечек нарисован до отгадки слова, первый игрок выигрывает. Далее соперники меняются ролями и продолжают свои игры на бумаге.

Коридорчики

Для игры понадобится тетрадный листочек в клетку. Играющие по порядку чертят горизонтальные либо вертикальные линии длиной в одну клеточку. Соперник, которому удалось замкнуть целую клетку, ставит в ней точку и получает бонусный ход. Побеждает тот, кто занял больше клеточек.

Морской бой

Данная забава - вариант игры на бумаге для двоих игроков. Для боя понадобится два квадратных поля, по одному на каждого соперника. На листках рисуется 10 военных кораблей: 1 имеет 4 палубы, 2 состоят из 3 палуб, 3 - из 2 палуб и 4 - из 1 палубы. Важное правило - объекты не могут располагаться на соседних клетках. После расстановки сил можно приступать к войне. Первый игрок называет поле противника. Если на данной клетке расположен корабль противника, он говорит: «Ранил», а атакующий продолжает стрельбу. Если объект уничтожен полностью, противник сообщает: «Убил». Игроки по очереди стреляют по мишеням соперника. Выигрывает тот, кто сбил все корабли.

Футбол

Футбол - вариант игры на бумаге для двоих игроков. Вам понадобится листок в клеточку. На этом нужно по обоим краям нарисовать ворота размером в 6 клеточек. Игра начинается с самого центра поля. Первый игрок делает ход, который состоит из ломаных линий (каждая по 1 клетке). Далее - ход второго игрока. Важное правило - нельзя пересекать линии соперника. Если какой-то из противников не может сделать ход, другой человек пробивает штрафной из 6 клеток по прямой линии. Играют до 1 гола.

Существуют разные игры на бумаге, для одного или для двоих. Но всегда это очень увлекательное и занимательное занятие, которое развивает воображение, память и мышление в любом возрасте.

Чувства