Лавры преткновения: Главные монастыри Украины на пороге суровых испытаний. В России существуют только четыре Лавры, но четвертую знают не все

В России существуют только четыре Лавры, из коих три напоминают собою три великие периода Государства нашего, как Великого Княжения, Царства и Империи. Но четвертую знают не все, и потому мы сочли не излишним познакомиить с нею наших читателей. Она возникла в крае отторженном Литвой от России, возникла во время гонений на Православие; она напоминает собою не блестящие эпохи Отечества, но время испытания, мужественно претерпенного сынами его под чуждой властью; она свидетельствует о их тогдашней верности к Церкви Православной. Почаевская Успенская Лавра находится в Губернии Волынской, в местечке Почаеве, в 20 верстах от Кременца, на самой границе Галиции. Прилагая к сей книжке Журнала изображение ее великолепных зданий, мы думаем, что для Читателей наших приятно будет найти здесь и известия о древности и достопамятностях этой обители.

Хотя в рукописной книге исков и документов монастырских упоминается о Памятнике монастыря Почаевского, изданном oколо 1661 года, во свидетельству которого Православные иноки впервые поселились на Почаевской горе около 1261 года; однакож за неимением достоверных свидетельств о первоначальном общежитии их на сем месте, должно на сей раз ограничиться одними позднейшими известиями. Из хранящейся в Лаврском Архиве грамоты Короля Польского Сигизмунда Августа II-го, данной в 1557 году Василию Богдановичу Гойскому, владельцу села Почаева, видно, что в этом селе уже в 1527 году существовала церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы; сим письмом Сигизмунд Август II, подтверждая грамоту Сигизмунда I, данную в 1527 г., предписывает Старосте Кременецкому не посылать более в Почаев на ярмонку, в праздник Успения Божией Матери, своего наместника для сбора денег. Из Фундационной же записи Анны Гойской 1597 г., хранящейся в том же Архиве, видно, что на том месте, где основан ею в сем году монастырь, находилась издревле при горе каменная церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы. В 1653 году, Федор в Евва Домашевские воздвигли над стопою Божией Матери большую каменную церковь во имя Св. Троицы. Обновитель же Почаевского монастыря был Николай Потоцкий, Староста Каневский: он в 1768 году перестроил, увеличил и украсил церковь, воздвигнутую Домашевскими, и сверх того оставил в пользу монастыря значительный капитал.

Три святыни составляют главное сокровище Почаевской Лавры и привлекают в нее

Многочисленных богомольцев; они суть: Чудотворная икона Почаевской Божией Матери, Стопа (или след на камне) Божией Матери и мощи Преподобного Иова, Игумена Почаевской обители.

В 1559 году. Греческий Митрополит Неофит, во время путешествия своего из Константинополя, проезжая чрез Волынскую страну, остановился для отдыха в местечке Орле по усильной просьбе его владетельницы Анны Гойской, впоследствии основательницы Почаевского монастыря. Пробыв здесь несколько времени, при отъезде своем, в знак благодарности за гостеприимство, Неофит благословил хозяйку дома иконой Божией Матери, которая долгое время хранилась в комнате Гойской. Чудотворная сила этой иконы первоначально обнаружилась в исцелении от природной слепоты Филиппа Козинского, родного брата Анны Гойской. Испытав такое чудо на брате своем, Гойская созвала Епископов, Священников, и с крестным ходом, при многочисленном стечении народа, икона Божией Матери отнесена на гору Почаевскую и поставлена в Успенской церкви (1597).

О Стопе Божией Матери сохранилось следующее народное предание, которое помещено в книге, под заглавием: «Гора Почаевская» напечатанной в 1793 г. в типографии при Почаевском монастыре. До основания Анной Гойской монастыря, когда иноки Почаевские жили еще в пещерах, один из сих монахов, взошедши на вершину горы, увидел Пресвятую Деву Марию стоящей на скале, в виде огненном. В то же самое время, это же явление Божией Матери и пред нею стоявшего монаха видел и житель села Почаева, Иоанн Босый, пасший неподалеку от горы стадо овец…

Вместе с православием из греческого языка в русский пришло много заимствованных слов. К подобным словам относятся как лавра, так и монастырь. В дословном переводе лавра значит «городская улица», а монастырь происходит от слова «монос» («один, одинокий»). В русском языке эти заимствования обозначают схожие, но не идентичные понятия. Давайте разберемся, чем отличается лавра от монастыря и в каких аспектах эти православные термины сходятся.

Возникновение монастырей

Монастырем называют религиозную общину монахов с единым уставом и единым комплексом хозяйственных, богослужебных, а порой и оборонительных построек. Монастыри появились в начале 4 века нашей эры: в 318 году написан первый устав. Основателем первого монастыря считают египетского монаха Пахомия Великого. Он велел огородить стеной находящиеся недалеко друг от друга жилища христианских отшельников и учредил для них особый распорядок дня, состоящий из разумного чередования молитв и физического труда. Устав такого монастыря, названного киновией (общинножитием), был очень строг, поэтому позже возникли монастыри другого типа – идиоритмы (особножития), условия жизни в которых были менее суровы, чем в киновиях. Монастыри и в православии, и в католичестве могут быть как мужскими, так и женскими, а вот в среде протестантов монастыри есть только у лютеран, да и то их немного.

Отличие лавры от монастыря в следующем:

  • лавра – название монастыря лишь в православии;
  • лавра – это только мужской монастырь;
  • лавра обязательно должна быть крупным монастырем и иметь особое духовное и историческое значение.

Насколько огромным должно быть это значение, говорит тот факт, что в России всего две лавры – Троице-Сергиева (Сергиев Посад, Московская область) и Александро-Невская (Санкт-Петербург). Есть лавры и в других православных странах – на Украине, в Греции, Румынии, Грузии, Сербии и даже в католической Польше! В последнем случае Супрасльская лавра расположена на востоке Польши и принадлежит Польской православной церкви.

Сравнение

Кроме упомянутых выше киновии и идиоритма, в православии существуют монастыри и других типов. Например, пустыни (ударение на первом слоге), из которых самая известная – Оптина пустынь в Калужской области. Несмотря на древность (основана в конце 14 века) и большую значимость для православия (пустынь во время духовных исканий посещали, например, Лев Толстой и Федор Достоевский), статуса лавры она не получила. Но имеет статус ставропигиального мужского монастыря – это значит, что подчиняется она не местной епархии, а напрямую Патриарху.

А Троице-Сергиева лавра (которая также имеет статус ставропигиального монастыря) неоднократно выполняла государствосохраняющую роль. Именно здесь Сергий Радонежский благословил Дмитрия (которого только позже назовут Донским) на Куликовскую битву. В начале 17 века лавра выдержала почти полуторагодовую осаду польскими интервентами и стала одним из оплотов ополчения Минина и Пожарского. А в конце этого же века сюда, спасаясь от стрелецких бунтов, сбегут сначала царевна Софья, а потом и Петр Первый. И отсюда он в 1689 году уехал обратно в Москву – уже полновластным правителем Русского царства.

Таблица

В чем разница между лаврой и монастырем? Если совсем уж коротко, то лавра – это один из типов монастырей. А различия представлены в этой таблице.

Лавра (греч. ????? - городская улица, многолюдный монастырь) - название некоторых крупнейших мужских православных монастырей. Как правило, лавры подчиняются непосредственно патриарху (в период 1721-1917 лавры в русской православной церкви подчинялись Синоду). Лавры Украины подчинены митрополиту Киевскому и всея Украины, за исключенем Святогорской, которая подчиняется правящему архиерею Донецкой епархии, хотя географически расположена на территории Горловской епархии. Лица, которым вверяется непосредственное управление лаврой, носят название наместников и состоят обыкновенно в сане не ниже архимандрита. Также лаврами могут называться католические монастыри восточных традиций (прежде всего греко-католические).

Лавры России и Украины

В России титул лавры присвоен следующим монастырям :

На Украине в настоящее время титул лавры имеют три монастыря:

На Украине также существует греко-католическая студитская Свято-Успенская Уневская лавра (Унев).

История

В V-VI веках в Палестине лаврами именовались монастыри, огражденные стенами от нападений со стороны кочевников бедуинов. Так, лаврой назывался ещё в VI веке монастырь св. Феодосия Великого (умер в 529) близ Иерусалима. Из доныне существующих лавр Востока наиболее известны: лавра св. Саввы Освященного, прославленная пребыванием в ней св. Иоанна Дамаскина и лавра св. Афанасия на Афоне.

На территории Грузии существует Давидо-Гареджийская лавра, на территории Польши - Супрасльская лавра. После присоединения Грузии и Польши к Российской империи они были лишены статуса лавр, а в 90-х годах 20 века им был возвращен такой статус.

На Украине три Лавры: Киево-Печерская, монастырь, основанный в 1051 г. и ставший с 1598 г. Лаврой; Почаевская Успенская Лавра (монастырь16в., - Лавра с 1833, г. Почаев Тернопольской области) и известный с 16 в. как Святогорский Успенский монастырь, но возникший в давние века; восстановленный в 19в., вновь закрытый уже в Советские времена и вновь открытый в 20 в., - ныне (с 2004 г.) Свято-Успенская Святогорская Лавра.

Сведения из прессы: В марте 2004 года Священный Синод присвоил Святогорскому монастырю статус Лавры. 25 сентября 2004 года обновленная Лавра была освящена. На освящении присутствовало около 200 высокопоставленных гостей из разных стран и духовенство высшей иерархии. От Патриарха Московского и всея Руси Алексия Второго Лавра получила в дар икону Владимирской Божьей Матери.

Первые две Лавры широко известны верующим. Почаевская Лавра мне известна по публикациям и рассказу моей подруги, там побывавшей. Летом 2006г. обстоятельства сложились благоприятно для совершения ознакомительной поездки к почитаемым на Украине святыням: Святогорской Свято-Успенской Лавре, Борисо-Глебскому монастырю и знакомству с Православной Одессой. В планах были ещё и другие обители, но... человек предполагает, а Господь всеми его обстоятельствами располагает.

Первой в нашем списке обозначена была Святогорская Лавра, расположенная на берегу Северского Донца, что ныне находится на территории Донецкой области, получившей название "Донецкой Швейцарии" за красоту пейзажей. В 19в. обитель находилась в Изюмском уезде Харьковской губернии (в 155 верстах от Харькова, в 35 в. от Изюма и в 18в. от г. Славянска. Примечание: с 18в. 1 верста=1 066,781 метра)

Для справки: В России статус лавры имеют следующие монастыри: Троице-Сергиева Лавра (с 1744, г.Сергиев Посад); Александро-Невская Лавра (с 1797, г.Санкт-Петербург).

Лаврами в Палестине в V-VI веках именовались монастыри, огражденные стенами от нападений со стороны кочевников бедуинов. Так, лаврой назывался ещё в VI веке монастырь св. Феодосия Великого (умер в 529) близ Иерусалима. Из доныне существующих лавр Востока наиболее известны: Лавра св. Саввы Освященного, прославленная пребыванием в ней св. Иоанна Дамаскина, и Лавра св. Афанасия на Афоне.

С другой стороны: Лавра с греческого - людное место, городская улица, многолюдный монастырь. Лавры подчиняются непосредственно патриарху (в период 1721-1917 годов лавры в русской православной церкви подчинялись Синоду). Лица, которым вверяется непосредственное управление лаврой, носят название наместников и состоят, как правило, в сане не ниже архимандрита..

01.04.2013

Что такое лавра?

Основав 300 лет назад на берегах Черной речки монастырь во имя Святой Троицы и благоверного князя Александра Невского, Петр Великий навеки скрепил свое европейское детище с судьбой России, особый, православный путь которой символизирует князь Александр. Сегодня Александро-Невская лавра - городская достопримечательность, мимо которой не пройдет ни один паломник или турист. В том, как жизнь старейшего петербургского монастыря связана с историей города, страны и мира, поможет разобраться наша маленькая «энциклопедия».

«Виктори»

Этим словом, по-русски означающим «победа», Петр Великий назвал выбранную им для строительства монастыря местность при впадении Черной речки (ныне - Монастырка) в Неву. Согласно легенде, бытовавшей в петровские времена, именно здесь ночью 15 июля 1240 года небольшой отряд новгородцев и ладожцев во главе с князем Александром Ярославичем наголову разбил шведское войско, остановившееся на ночлег на пути к Новгороду. Сейчас археологи утверждают, что легендарная битва состоялась при устье Ижоры (в районе современного Колпино), а при устье Черной речки (то есть близ нынешнего моста Александра Невского), скорее всего, имела место битва 1301 года, после которой новгородцы сумели взять шведскую крепость Ландскрону.

Обращение Петра к памяти Невской битвы не было случайным: император видел живую параллель между Северной войной и войнами, которые вел князь Александр. И Петр, и Александр Невский, оба отстаивали северные русские земли и защищали здесь православие. Оба они столк-нулись с гигантскими историческими вызовами, и каждый сумел дать ответ: Александр - отстояв независимость Новгородских земель; Петр - сделав единственную православную державу Европы передовым государством.

Начало монастырской жизни было положено совершением первой Литургии в деревянной Благовещенской церкви 25 марта (7 апреля по н. ст., в самый день Благовещения) 1713 года. С основанием обители Александр Невский стал небесным покровителем града Петрова: святого князя отныне поминают как молитвенного предстателя за приневские земли. На иконах его надлежало изображать не в монашеском лике, а «писать тот святой образ в одеждах великокняжеских». То есть Александр Невский прославлялся не как монах, а как православный воин. Стоит помнить, что орден имени святого князя, защитника русских земель, - единственный из царских орденов, который продолжил существование в СССР, а потом и в современной России.

Хотя слово λαύρα буквально переводится как «людное место» или «городской квартал», именно его византийские писатели использовали для обозначения монастырей полуотшельнического типа, состоявших из центрального храма и окружавших его отшельнических скитов. Так выглядели монастырские постройки в Палестине в конце V века: постоянная угроза со стороны кочевников заставляла монахов огораживать обители стенами, и древнейшие православные лавры, например монастырь Саввы Освященного в Кедронской долине (основан в 484 г.), напоминают неприступную крепость - своеобразный городской квартал.

На Руси с конца XVI века титул «лавры» стали присваивать крупным монастырям, имея в виду особую важность обители: сначала лаврой стал Киево‑Печерский монастырь (1688), потом Троице-Сергиев (1744). До революции этот статус означал непосредственное подчинение монастыря патриарху, а с упразднением патриаршества - Священному Синоду. Лавры имели особые права, число монахов в них не ограничивалось.

Александро-Невская лавра стала третьей по счету в России: соответствующий именной указ был подписан императором Павлом I в 1797 году. Священному Синоду надлежало Александро-Невский монастырь «переименовать Лаврою со штатом наравне с Киево‑Печерскою и Троицкою Сергиевскою».

Академия

Так называлось учебное заведение, основанное Платоном близ Афин в местности Ἀκάδημος. В России «академиями» называли высшие духовные школы, где наряду с богословием преподавались науки, которые сегодня мы без сомнений назвали бы светскими.

История духовной академии при Александро-Невском монастыре началась еще со времен Петра: в 1721 году здесь была создана Славянская школа. Переустраивая Православную Церковь, Петр стремился превратить ее в инструмент идеологического обеспечения новой политической линии «прорубания окна в Европу». Церковь должна была стать современной, а в среде духовенства необходимо было воспитать прослойку людей, сведущих в богословии по-европейски: таких, что могли бы заниматься им как точной наукой, на манер монахов‑иезуитов или протестантских пасторов.

При Петре в православных храмах столицы появляются кафедры, с них стали зачитывать проповеди. Это же умение культивируется и среди монахов Александро-Невского монастыря, для которых сочинение проповедей становится особым послушанием. В 1797 году, когда монастырь превращается в лавру, на базе Славянской школы (которая стала к этому времени Главной семинарией) учреждается духовная академия. Наряду с Московской, Киевской и Казанской академиями Санкт-Петербургская академия сыграла выдающуюся роль в истории Церкви. К слову, из шести патриархов Русской Церкви, избранных после восстановления патриаршества в 1917 году, четверо были ее выпускниками.

Слово происходит от латинского arca «ящик, гроб, ковчег», им обозначают большой, богато украшенный ларец для хранения мощей святых, по форме напоминающий архитектурное сооружение. Находившаяся в Троицком соборе рака святого Александра Невского когда-то была одной из «жемчужин» лавры: о ней, как о памятнике елизаветинского рококо, упоминали все путеводители по дореволюционному Петербургу.

Необходимость в раке возникла после того, как Петр, вслед за триумфальным завершением Северной войны, в 1724 году с небывалыми почестями перенес мощи святого князя из Рождественского монастыря во Владимире в Петербург. Изготовлением раки занялась дочь Петра - императрица Елизавета. По эскизам придворного портретиста Георга Грота и библиотекаря великого князя Петра Федоровича Якоба Штелина был изготовлен ковчег в форме пятиступенчатой пирамиды. На лицевой его стороне - барельефы со сценами из жизни Александра Невского: Невская битва и Ледовое побоище, а также вступление в Псков.

Знаменитую раку сейчас можно увидеть в Концертном зале Зимнего дворца: в 1922 году она была экспроприирована у Церкви и передана на хранение в Государственный Эрмитаж.

Архимандрит

На современный русский язык греческое слово архимандрит (ἀρχιμανδρίτης) можно перевести как «заведующий овчарней». Речь, конечно, об овцах Христовых - монахах. В первые века Церкви архимандритами называли лиц, которых епископ назначал для надзора за всеми монастырями епархии, затем - настоятелей крупных монастырей. На Руси титул архимандрита применялся к игумену важного монастыря и до советского времени служил обозначением должности. В настоящее время архимандрит - это, прежде всего, сан, высший для монашествующих пресвитеров.

Священноархимандритом Александро-Невской лавры сегодня является митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир, а наместником - епископ Кронштадтский Назарий.

Так в древности назывались общежительные монастыри (от греческих слов κοινός «общий» и βίος «жизнь»), которые возникли в начале IV века вслед за отшельническими монастырями. В России киновиями называли монастыри, в которых ни монахи, ни настоятели не могли располагать никакой собственностью и состояли на полном обеспечении монастыря.

Киновия при Александро-Невской лавре была основана в 1820 году в районе деревни Клочки (нынешняя Октябрьская набережная между Финляндским и Володарским мостами), где в петровское время находился кирпичный завод, принадлежавший монастырю, она была предназначена для больных и престарелых монахов, находившихся на попечении монастыря. В 2002 году главный храм киновии - собор Святой Живоначальной Троицы - был заново освящен.

На современные карты нашего города слово «киновия» попало благодаря Киновиевскому кладбищу близ монастыря, где, наряду с захоронениями XIX века, есть и могилы блокадного времени.

Некрополь

«Городами мертвых» принято называть кладбища с гробницами знатных, уважаемых людей, оставивших след в истории своего Отечества.

Александро-Невская лавра - это не только духовный центр Санкт-Петербурга, но и место погребения почетных его граждан. Традиция захоронения здесь знатных особ восходит к петровской эпохе: в 1714 году в Лазаревской церкви была погребена сестра Петра Наталья Алексеевна. До восшествия на престол императора Павла I в монастыре покоился прах его отца Петра III.

Самым известным из лаврских захоронений является, пожалуй, могила Суворова в Благовещенской церкви: каждый помнит лаконичность эпитафии «Здесь лежит Суворов». По преданию, эти слова принадлежат Державину. Рассказывают, что во время похорон фельдмаршала катафалк никак не проходил в дверь, и кто-то из солдат воскликнул: «Вперед, ребята! Суворов везде проходил!» - и, действительно, гроб прошел в двери.

Каждый петербуржец знает о Некрополе мастеров искусств и Некрополе XVIII века - бывших Тихоновском и Лазаревском кладбищах, ставших частью Государственного музея городской скульптуры. Куда меньше известно о бывшем Казачьем кладбище, которое теперь называется «Коммунистическая площадка». Это некрополь напротив входа в Троицкий собор. Здесь покоятся начальник Дороги жизни капитан I ранга Михаил Нефедов и начальник строительства ленинградского метро, а затем руководитель Дороги Победы, проложенной на узком участке берега Ладожского озера сразу после прорыва блокады, Иван Зубков. На надгробиях обоих - надпись «Погиб на боевом посту».

Подготовил Владимир Иванов

Лавра

ла вра , лавры, жен. (греч. laura) (церк. , ист. ). Название некоторых больших привилегированных монастырей. Киево-Печерская лавра. Троице-Сергиевская лавра.

Архитектурный словарь

Лавра

Крупный православный монастырь с особыми привилегиями, подчинявшийся непосредственно патриарху либо (после 1721 г.) Синоду. В России их было четыре: Киево-Печерская, Троице-Сергиева, Александро-Невская, Почаево-Успенская.

(Термины российского архитектурного наследия. Плужников В.И., 1995)

(греч. lavra - многолюдный монастырь) - название крупных и важных по своему положению мужских монастырей. В Русской православной церкви имелось четыре монастыря, возведенных в степень лавры Киево-Печерский (с 1688), Троице-Сергиев (с 1744), Александре-Невский (с 1797) и Почаевский Успенский (с 1833). Александро-Невский монастырь был основан в 1713 г. в память исторической победы над шведами в 1240 г., одержанной прославленным русским полководцем Древней Руси. Проект монастыря составил Д. Трезини, строительство вели Т. Швертфегер, П.-А. Трезини, М. Д. Расторгуев, завершившие единый комплекс сооружений в стиле барокко. В старейшем здании лавры - Благовещенской церкви (арх. Д. Трезини, 1725) могила великого полководца А. В. Суворова. Композиционным ядром ансамбля является Троицкий собор - значительное сооружение раннего классицизма (арх. И. Е. Старов, 1790). На территории б. Александро-Невской лавры находятся духовная акдемия, семинария и резиденция митрополита. Южнее р. Монастырки расположены некрополи - Лазаревское и Тихвинское кладбища.

(Словарь терминов архитектуры. Юсупов Э.С., 1994)

Православие. Словарь-справочник

Лавра

(греч. «многолюдное место»)

название некоторых важнейших и крупных мужских монастырей. В V-VI вв. в Палестине так именовались монастыри, огражденные стенами от нападений (например, лавра св. Саввы Освященного). В Русской Православной Церкви лаврами являются: Киево-Печерская (монастырь с XI в., лавра с 1598 г. В советское время дважды закрывалась. Действует с 1988 г.); Троице-Сергиева (монастырь с XIV в., лавра с 1744 г. Перед войной была закрыта. Действует с 1944 г.); Александро-Невская (монастырь с XVIII в., лавра с 1797 г.), Свято-Успенская Почаевская (монастырь с XVI в., лавра с 1833 г., действующая).

Словарь забытых и трудных слов ХVIII-ХIХ веков

Лавра

, ы , ж.

Большой мужской монастырь, находящийся в ведении Синода (Александро-Невская, Троице-Сергиева, Киево-Печерская лавра).

* Андрей, по прозвищу Езерский, Родил Ивана да Илью И в Лавре схимился Печерской . // Пушкин. Стихотворения //; Приехавший из Киева козак рассказал, что видел в Лавре монахиню . // Гоголь. Вечера на хуторе близ Диканьки // *

Православный энциклопедический словарь

Лавра

(греч. - улица, поселок) - крупный и важный по своему положению православный мужской монастырь. В настоящее время на территории России две Лавры: Троице-Сергиева в Сергиевом Посаде под Москвой и Александро-Невская в Санкт-Петербурге. Еще две Лавры: Киево-Печерская и Почаевская - находятся на территории Украины.

Словарь церковных терминов

Лавра

(греч. многолюдное место) - назв. некоторых важнейших и крупных мужских монастырей. В V - VI вв. в Палестине так именовались монастыри, огражденные стенами от нападений (напр. лавра св. Саввы Освященного). В Русской православной церкви лаврами являются: Киево-Печерская (монастырь с XI в., лавра с 1598 г. В советское время дважды закрывалась. Действует с 1988 г.); Троице Сергеева (монастырь с XIV в., лавра с 1744 г. Перед войной была закрыта. Действует с 1944 г.); Александро-Невская (монастырь с XVIII в., лавра с 1797 г. Была закрыта после революции 1917 г.), Почаевско-Успенская (монастырь XVI в., лавра с 1833 г., действующая) .

Православная энциклопедия

Лавра

название крупнейших и важнейших мужских монастырей. В V–VI веках в Палестине так называли укрепленные монастыри, стены которых могли выдерживать длительную осаду. В Русской православной церкви существует несколько монастырей, которые по сей день называют лаврами: Киево-Печерская лавра (основана в XI веке), Троице-Сергиева лавра (с 1744 года), Александро-Невская лавра (с 1797 года), Почаевско-Успенская лавра (с 1833 года).

Энциклопедический словарь

Лавра

(греч. laura), название крупнейших мужских православных монастырей, подчиненных непосредственно патриарху, в 1721-1917 - Синоду: Киево-Печерская (с 1598, Киев), Троице-Сергиева (с 1744, Сергиев Посад), Александро-Невская (с 1797, Санкт-Петербург) и Почаевско-Успенская (с 1833, м. Новый Почаев, ныне г. Почаев) лавры.

Словарь Ожегова

ЛА ВРА, ы, ж. Название нек-рых крупных православных мужских монастырей.

| прил. лаврский, ая, ое.

Словарь Ефремовой

Лавра

ж.
Название некоторых больших привилегированных православных монастырей,
находящихся в непосредственном ведении Синода.

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

Лавра

(греч. λαύρα) - собственно часть города, населенная местность, обнесенная оградой или стеной. Еще в глубокой древности название Л. применялось и ныне применяется к многолюдным и важным монастырям. Впервые оно появилось в Палестине, где монахи были вынуждены собираться в возможно большем числе и ограждать свои жилища стенами, из опасения нападений со стороны кочевников-бедуинов. Так Л. назывался еще в VI в. монастырь св. Феодосия Великого († 529) близ Иерусалима. Из доныне существующих Л. Востока замечательны Л. св. Саввы Освященного близ Иерусалима, прославленная пребыванием в ней св. Иоанна Дамаскина, и Л. св. Афанасия на Афоне. В России титул Л. усвоен монастырям: Kиeвo-Печерскому (с 1688 г.), Троице-Сергиеву, близ Москвы (с 1744 г.), Александро-Невскому в СПб. (с 1797 г.) и Почаевскому-Успенскому, в Волынской губ. (с 1833.г.). Все эти четыре Л., как и ставропигиальные монастыри, находятся в непосредственном заведывании св. синода, причем местный епархиальный архиерей состоит священно-архимандритом Л. Лица, которым вверяется непосредственное управление Л., носят название наместников и состоят обыкновенно в сане архимандрита.

Н. Б - в.

Словари русского языка

Психология