Шпаргалка: Реформы М. Горбачева

Советский Союз середины 80-х гг. пребывал в довольно печальном состоянии. Наиболее верным определением, которым можно обозначить сущность происходившего, пожалуй, будет слово «стагнация». В стагнации находились все сферы и отрасли жизни государства: политика, экономика, даже культурная и общественная жизнь. С этим нужно было что-то делать, однако для того, чтобы сдвинуть с мертвой точки неповоротливый государственный механизм, необходимо было, чтобы у власти оказалась сильная харизматичная личность. И такой личностью оказался М.С. Горбачев.

Почему перемены были столь необходимы обществу? Попробуем «разложить по полочкам» основные элементы государственного устройства, которые требовали обновления

Но это была лишь «верхушка айсберга». Система изжила себя, она стала уже нежизнеспособной и приготовилась вот-вот рухнуть – необходим был лишь толчок извне. И Горбачев, ставший во главе государства, «подтолкнул» неустойчивый государственный колосс, стоявший на глиняных ногах. Что он предпринял и к чему это привело?

Сущность проводимых реформ

Сфера реформирования

Суть реформы

Экономика

    Первое, что было сделано, — начата антиалкогольная кампания. Государство отказалось от монополии на спиртные напитки, в результате чего деньги от продаж стали уходить в теневой сектор экономики.

    Внедряется госприемка, чтобы повысить качество продукции предприятий.

    Вводится понятие хозрасчета, что должно было привести к заинтересованности работников в результатах своего труда.

    Появляется частная собственность на средства производства, а это уже – расшатывание основ социалистического государства.

    Провозглашен курс на переход к рыночной экономике

Внутренняя политика

1) 1988 г. – приняты 2 важных закона, по которым:

  • верховным органом власти в СССР становится Съезд народных Депутатов СССР, избиравший Верховный Совет;
  • определяется порядок, каким образом будут проходить выборы народных депутатов.

Кроме того, Конституция была дополнена предложением о разделении исполнительной и законодательной власти с судебной властью, которая была бы представлена Комитетом Конституционного надзора.

Отныне можно избирать депутатов от общественных организаций, и КПССС была названа одной из таких организаций.

2) 1989 г. – шла работа над проектами Конституции, был принят ряд поправок, которые, в частности, расширяли права союзных республик и увеличили полномочия Советов, частично «отобрав» их у некогда ведущей КПСС.

3) 1990 г. – на Съезде Народных Депутатов принят закон, коренным образом меняющий верховную власть в стране: вводился пост Президента (в чем-то по аналогии со странами Запада), который был наделен правом законодательной инициативы. В целом его полномочия были весьма обширны. Избирать Президента следовало всеобщим голосованием. Тут же (в нарушение собственного закона) депутаты избрали Горбачева Президентом (интересно, что сам он был против этого).

Важнейший шаг – отмена 6 статьи Конституции, утверждавшей руководящую роль КПСС.

Внешняя политика

    Заключены договоры СНВ-1, СНВ-2 – сокращении наступательных вооружений.

    Встречи М.С. Горбачева с Рональдом Рейганом, на которых лидер СССР выразил желание сгладить напряженную обстановку в мире, прекратить «холодную войну», постепенно отказаться от ядерного и химического оружия, чтобы обезопасить мир.

Итоги реформ Горбачева

В целом реформы М.С. Горбачева имели огромное значение для дальнейшего развития государства. Конечно, далеко не все шло гладко, и практически сразу, как только в стране была объявлена гласность, нашлись желающие покритиковать первого Президента СССР. Да, недостатки были: в частности, произошел очень тяжелый кризис в экономике, с последствиями которого потом трудно было справиться в течение многих лет. Но это вполне закономерно: ведь при сломе старой системы необходимо время для налаживания нормального функционирования новой. Экономика и так пребывала на грани развала, поэтому ее реформирование вместе с сопутствующими потрясениями было неизбежно.

Особенно заметен след, оставленный деятельностью Горбачева, во внешней и внутренней политике страны. Б.Н. Ельцину «досталось» уже совсем другое государство, нежели то, которое существовало буквально за 5-6 лет до его прихода к власти: в нем была провозглашена гласность, свобода проведения выборов, разрешалась многопартийность. СССР при М.С. Горбачеве сделал первые трудные шаги к развитому демократическому государству. Впервые за многие десятилетия можно было свободно высказывать вслух свои мысли, даже если они противоречили взглядам политических лидеров. «Холодная война» закончилась, международная обстановка заметно «потеплела». Люди вдохнули воздух долгожданной свободы и смогли наконец почувствовать себя не винтиками огромной государственной машины, а полноценными личностями с правом на собственное мнение.

ПЕРЕСТРОЙКА ГОРБАЧЕВА

К началу 1980-х годов Советский Союз серьезно отставал от передовых стран Запада. Крайне медленно развивались гражданские отрасли экономики, при этом миллиарды рублей тратились на гонку вооружений и содержание армии. Устаревшая политическая система тормозила развитие страны. В 1985 году Советский Союз возглавил молодой и энергичный руководитель Михаил Сергеевич Горбачев. Он объявил о начале перестройки. Предполагалось ускорить экономический рост за счет освоения новых технологий, укрепления дисциплины и заинтересованности людей в результатах своего труда. Народ поддержал политику нового лидера и поверил в него.

Во внешней политике Горбачев высказался в поддержку нового курса, получившего название «новое мышление». СССР отказывался от противостояния с Западом и предложил закончить «холодную войну». США. Были проведены переговоры с президентом США Рональдом Рейганом. В ходе них были достигнуты договоренности о разрядке международной напряженности и сокращении ядерных запасов. Горбачев (или «Горби», как его звали на Западе) стал самым популярным мировым политиком.

Однако внутренняя политика Горбачева отличалась противоречивостью, многие планы были не продуманы и нереалистичны. В ходе антиалкогольной кампании были уничтожены ценнейшие виноградники. Не выполнялись обещания, данные народу (каждой семье по отдельной квартире к 2000 году). Тяжелым ударом по перестройке стала авария на Чернобыльской атомной электростанции в 1986 году. Радиоактивному загрязнению подверглись территории трех республик (Украины, Белоруссии, России). Тысячи людей вынуждены были бросить свои дома и переселиться из 30-ти километровой зоны в более безопасные районы.

Для Советского Союза обычной практикой было сокрытие информации об авариях и несчастьях. Получалось так, что в СССР не горели заводы, не падали самолеты, не тонули подводные лодки. Но Чернобыльская авария была такой огромной, что скрыть ее не удалось. Горбачеву и его окружению пришлось объявить о переходе к политике гласности. Желая ускорить ход реформ, Горбачев с конца 1980-х гг. начал процесс демократизации политической системы. В 1989 году в СССР (впервые с 1917 года) прошли свободные выборы. Ведущие публицисты («прорабы перестройки») в изданиях, выходивших миллионными тиражами вскрывали преступления советских руководителей. Однако гласность и демократизация поставили под сомнение монополию КПСС на власть, которая была основой советского государства. Экономические реформы (создание кооперативов, коммерческих банков) были не последовательны, часто вызывали резкое неприятие у общества. Из магазинов стали исчезать самые необходимые продукты и товары, на улицах больших и малых городов вытянулись огромные очереди. К началу 1990-х годов доверие к политике перестройки и популярность Горбачева были подорваны. Главная причина - падение жизненного уровня основной массы населения. Политика перестройки зашла в тупик. С распадом СССР она потерпела поражение, но привела к формированию основ рыночных отношений, значительно расширила гражданские свободы.

РЕФОРМЫ:Противоречивыми были и результаты экономических реформ Горбачева. Они начались с промышленной реформы 1988 г., главным направлением которой стало расширение самостоятельности советских предприятий. Последние получили право на самостоятельное планирование своей деятельности, основанное на предлагаемых министерством контрольных цифрах, на контрактах, заключенных со своими поставщиками и покупателями, на государственных заказах и т. д. Другое важное право, полученное советскими предприятиями в ходе промышленной реформы, - право на установление прямых (без посредничества Госплана и министерств) связей с другими советскими предприятиями и иностранными фирмами. Однако уже в 1989 г. эта реформа провалилась, т. к. встретила сопротивление министерств и натолкнулась на отсутствие рыночной инфрастуктуры (товарно-сырьевых бирж, коммерческих банков и т. д.)Провалилась и сельскохозяйственная реформа, начатая в марте 1989 г. Пленумом ЦК КПСС. Ее главной задачей было решение обострившейся в 80-е гг. продовольственной проблемы, которая вела к усилению социальной напряженности в советском обществе. Средством решения этой задачи стала реорганизация сельскохозяйственного производства. Созданный в первые годы «перестройки» Государственный комитет Агропрома был ликвидирован и создана Государственная комиссия Министров СССР по продовольствию и закупкам. Главной формой организации сельскохозяйственного производства должна была стать аренда колхозных и совхозных земель, на базе которой пытались создать фермерские хозяйства. Однако радикальных перемен в развитии сельского хозяйства СССР не было. Продовольственная проблема в начале 90-х гг. обострилась до предела (дефицит продуктов стал тотальным, и во всех регионах, в том числе в Москве, де-факто была введена карточная система), а подавляющее большинство крестьян отказались брать землю в аренду (в хозяйствах арендаторов летом 1991 г. было только

2% возделываемых земель и 3% поголовья скота).Несколько более успешной была другая экономическая реформа Горбачева – легализация частного сектора экономики.В 1986 г. была разрешена индивидуальная трудовая деятельность, в 1988 г. началось массовое создание кооперативов. Весной 1991 г. в кооперативном секторе было занято более 7 млн чел. (5% активного населения), и около 1 млн занимались индивидуальной деятельностью, но и здесь вскоре возникли многочисленные негативные моменты. Абсолютное большинство частных предприятий работало не в производстве, а в торговле (в начале 1991 г. 90% кооперативов и совместных предприятий не занимались производственной деятельностью). Одной из главной задач частного сектора стало «отмывание» капиталов криминального происхождения (в год в кооперативах «отмывалось» до 70-90 млрд. рублей). Ускорилось расслоение советского общества (обед в кооперативном ресторане в Москве стоил в 10 раз дороже, чем в государственном ресторане 1-ой категории), и начался рост социальной напряженности.Таким образом, реформы Горбачева не сумели решить своей главной задачи – вывести советское общество из кризиса, т. к. они были весьма непоследовательными и нерешительными.

Распад СССР

К 1990 г. идея перестройки исчерпала себя. Верховный Совет СССР принял постановление «О концепции перехода к регулируемой рыночной экономике», затем последовало постановление «Основные направления по стабилизации народного хозяйства и переходу к рыночной экономике». Предусматривались разгосударствление собственности, учреждение акционерных обществ, развитие частного предпринимательства. Идея реформирования социализма было похоронена.

В 1991 г. была отменена 6-я статья Конституции СССР о руководящей роли КПСС.

Начался процесс формирования новых партий, в основном антикоммунистического толка. Кризис, охвативший КПСС в 1989-1990 гг., и ослабление ее влияния позволил отделиться компартиям Литвы, Латвии и Эстонии.

С весны 1990 г. идет процесс потери власти центра над регионами и союзными республиками.

Горбачевская администрация как факт принимает произошедшие изменения, и ей остается только законодательно фиксировать свои фактические провалы. В марте 1990 г. состоялся 3-й съезд народных депутатов СССР, на котором президентом СССР избрали М.С.Горбачева.Горбачев поднял вопрос перед руководителями республик о необходимости заключения нового Союзного договора. В марте 1991 г. был проведен референдум о сохранении СССР, на котором 76% граждан высказались за его сохранение. В апреле 1991 г. в Ново-Огареве состоялись переговоры Президента СССР с главами союзных республик. Однако из 15 республик участие приняли лишь 9, и почти все они отвергли инициативу Горбачева о сохранении многонационального государства на основе федерации субъектов.

К августу 1991 г. благодаря усилиям Горбачева удалось подготовить проект договора об образовании Содружества Суверенных Государств. ССГ представлялось конфедерацией с ограниченной президентской властью. Это была последняя попытка сохранить СССР хоть в каком-либо виде.Перспектива утраты власти над республиками не устраивала многих функционеров.

19 августа 1991 г. группа высокопоставленных чиновников (вице-президент СССР Г.Янаев, премьер-министр В.Павлов, министр- обороны Д.Язов), воспользовавшись пребыванием Горбачева на отдыхе, учредили Государственный комитет по чрезвычайному положению (ГКЧП). В Москву были введены войска. Однако путчистам был дан отпор, прошли митинги протеста, у здания Верховного Совета РСФСР были построены баррикады.Президент РСФСР Б.Н.Ельцин и его команда охарактеризовали действия ГКЧП как антиконституционный переворот, а его указы - не имеющими юридической силы на территории РСФСР. Ельцина поддержала созванная 21 августа Чрезвычайная сессия Верховного Совета республики.Путчисты не получили поддержки со стороны ряда военачальников и воинских частей. Члены ГКЧП были арестованы по обвинению в попытке государственного переворота. Горбачев вернулся в Москву.В ноябре 1991 г. Ельцин подписал указ о приостановлении деятельности КПСС на территории РСФСР.Эти события ускорили процесс распада СССР. В августе из его состава вышли Латвия, Литва и Эстония. Горбачев вынужден был законодательно признать решение прибалтийских республик.В сентябре 5-й внеочередной съезд народных депутатов принял решение о прекращении своих полномочий и самороспуске.8 декабря 1991 г. в Беловежской Пуще лидеры трех славянских республик - России (Б.Н.Ельцин), Украины (Л.М.Кравчук) и Белоруссии (С.С.Шушкевич) заявили о прекращении действия договора об образовании СССР.Этими государствами было сделано предложение о создании Содружества Независимых Государств - СНГ. Во второй половине декабря к трем славянским республикам присоединились другие союзные республики, кроме прибалтийских республик и Грузии.21 декабря в Алма-Ате стороны признали нерушимость границ и гарантировали выполнение международных обязательств СССР.

Перестройка Горбачева кратко

Идеалами, освещавшими мой путь и сообщавшими мне смелость и мужество, были доброта, красота и истина. Без чувства солидарности с теми, кто разделяет мои убеждения, без преследования вечно неуловимого объективного в искусстве и в науке жизнь показалась бы мне абсолютно пустой.

Горбачёв Михаил Сергеевич появился на свет в с. Привольное (Ставропольский край) 2 марта 1931 г. Отец, Сергей Горбачев был русским, а мама, Мария Гопкало, украинкой, с чем связана особая толерантность будущего политика в национальном вопросе.

Михаил, будучи еще подростком, работал в колхозе и в МТС, помогая родителям, так как семья жила очень скромно. Пятнадцатилетним юношей Михаил Сергеевич становится помощником комбайнера. Перестройка Горбачева кратко В возрасте 19 лет Горбачев вступает в ряды кандидатов в КПСС, получив протекцию от учителей и директора своей школы.

В 1950 году Михаил Сергеевич поступает в МГУ без каких-либо экзаменов, а через три года женится на Титаренко Раисе Михайловне, с которой проживет в счастливом браке до самой смерти супруги (1999г.).

В 1952 году Михаил Сергеевич вступает в КПСС.

В 1968 году в августе Горбачев был избран Первым секретарём КПСС Ставропольского крайкома, занимая эту должность вплоть до апреля 1970 года. С 1970 года Горбачёв был назначен членом Верховного Совета.

Находясь у власти, Михаил Сергеевич провел много различных реформ, из-за которых распался и СССР, а также была уничтожена монополия КПСС. Хотя очень часто действия Горбачёва подвергались критике политиков за непоследовательность действий, за попытку сохранения социализма и прежней центрально-планируемой экономики.

В 1862 году (15 мая) была создана компания по борьбе с нетрудовыми доходами. Поднимался вопрос о борьбе с шоферами, репетиторами, продавцами цветов т.п. Многие люди лишились нелегального трудового заработка.

С другой стороны Горбачеву отчасти принадлежит заслуга по увеличению продолжительности жизни, трудоспособности населения и снижению преступлений на почве алкогольного опьянения. В 1985 году 17 мая в силу вступила антиалкогольная компания в СССР. Перестройка Горбачева кратко Из-за этого нововведения цены на алкоголь увеличились на 45%, были вырублены виноградники, а так же исчез сахар в магазинах, используемый умельцами для самогоноварения, что привело к продаже этого продукта только по талонам. Как следствие реформ Горбачёва, в 1989 году исчезли многие товары из магазинов, произошла скрытая инфляция, введение, как уже говорилось, карточек на определенную группу товаров. Тяжелая жизнь большинства граждан привела к спаду рождаемости, который наблюдался вплоть до 2001 года. При Михаиле Сергеевиче были выведены войска из Афганистана, что положительно восприняли многие соотечественники. Но в 1986 году были частично скрыты факты взрыва на Чернобыльской АЭС 26, такая «таинственность» оставила негативный отпечаток на биографии политика.

В конце 1991 года Горбачев подает в отставку, добровольно сняв с себя полномочия главы. Однако уже через пять лет (1996 года) Михаил Сергеевич становится Председателем Правления Международного Зеленого Креста.

В 2011 в свой восьмидесятилетний юбилей Михаил Сергеевич получил награду Андрея Первозванного.

У счастья нет завтрашнего дня; у него нет и вчерашнего; оно не помнит прошедшего, не думает о будущем; у него есть настоящее – и то не день - а мгновенье.

I.Реформы М.С. Горбачева.
1.Причины перестройки
К середине 80-ых годов, социализм, как общественно-экономическая система полностью исчерпала себя. Советская страна впала в глубокий социально- экономический и культурно-моральный кризис. По основным показателям качества и уровня жизни: ее продолжительности, смертности, в т.ч. детской, обеспечения населения товарами и услугами СССР оказался далеко позади не только развитых капиталистических стран но и многих развивающихся государств. Даже по официальным данным, производительность труда в промышленности Советского Союза в 2 раза ниже, чем в американской, а в сельском хозяйстве в 4 раза ниже. Реальное же положение было гораздо более тяжелым.
Для сравнения, один работник в США на тот момент производил: 54,7 т. зерна,
4570 кг. Мяса, 11,8 т. молока в год. В СССР же соответственно: 4,5 т., 320 кг., и 2.8 т..
Также отрицательно сказывалась на экономике практически полное отсутствие компьютеризации в СССР. Количество компьютеров в США на тот момент- 800 тыс.,
СССР- 50 тыс. Отсталая, неэффективная советская экономика захлебывалась под бременем гигантских военных расходов. Они пожирали 1/5 часть валового национального продукта.
Численность советской армии на тот момент – 4,5 млн. человек (самая большая армия в мире).
При всем этом налицо был кризис общественной и культурной жизни.
10 марта 1985 года в возрасте 72 лет скончался генсек ЦК КПСС К.У.
Черненко.
После его смерти, 11 марта, на внеочередном пленуме ЦК Генсеком был избран
М.С. Горбачев.
Тогда ему было 54 года. Родился он на Ставропольщине, в крестьянской семье, окончил юрфак МГУ и Ставропольский сельскохозяйственный институт. М.С.
Горбачев прошел весь путь комсомольского партийного функционера- от секретаря Ставропольского горкома ВЛКСМ до члена Политбюро и президента
СССР. Начальный этап деятельности нового руководства страны во главе с М.С.
Горбачевым (апрель 1985-1986 гг.) характеризуется попыткой модернизировать социализм, отказаться не от системы, а от ее наиболее нелепых и жестоких сторон. Речь шла об ускорении социально-экономического развития страны. В это время была выдвинута концепция перестройки хозяйственного механизма, которая заключалась в том, чтобы расширить права предприятий, их самостоятельность, внедрить хозрасчет, повысить заинтересованность трудовых коллективов в конечном результате своего труда. В целях повышения качества выпускаемой продукции была введена госприемка. Стали проводиться выборы руководителей предприятий.
2.Антиалкогольная реформа
Изначальная задумка реформы была весьма положительной- уменьшить количество потребляемого алкоголя на душу населения в стране, начать борьбу с пьянством. Но в результате слишком радикальных действий этом направлении антиалкогольная кампания привела к таким результатам:

Антиалкогольная кампания Горбачева и последующий отказ от государственной монополии привели к тому, что большая часть доходов ушла в теневой сектор. В 90-е годы немало стартовых капиталов было сколочено частниками на "пьяных" деньгах. Казна же стремительно пустела.

Вырубка ценнейших виноградников, в результате этого исчезновение целых секторов промышленности в некоторых республиках СССР (Грузия и т.д.)

Рост наркомании, токсикомании, самогоноварения

Много миллиардные убытки бюджета

3. Кадровые реформы в правительстве

В октябре 1985 года Председателем Совета Министров СССР был назначен Н.И.

Рыжков. В декабре 1985 года секретарем московского городского комитета партии стал Б.Н. Ельцин. Министром иностранных дел вместо Громыко стал

Э.А. Шеварднадзе. В высшую партийную иерархию выдвинулись: А.Н. Яковлев,

А.И. Лукьянов. Фактически 90% старого брежневского аппарата было заменено новыми кадрами. Сменился практически весь состав Президиума Совета

Министров СССР.

4.Общественные и социальные реформы

В это время началась общая демократизация жизни в стране. Прекратились политические преследования. Ослаб гнет цензуры. Из тюрем и ссылок возвращались такие видные люди, как: Сахаров, Марченко и т.д.. Политика гласности, начатая новым советским руководством, резко изменила духовную жизнь людей. Возрос интерес к печатным изданиям, радио, телевидению.

Только за 1986 г. газеты и журналы приобрели более 14 млн. новых читателей. Политика гласности подготовила почву для подлинной свободы слова, печати, мысли, что стало возможным только после крушения коммунистического режима.

5.Реформы во внешней политике

В ходе встречи М.С. Горбачева с президентом США Рональдом Рейганом в ноябре 1985 года стороны признали необходимость улучшения советско- американских отношений и оздоровления международной обстановки в целом.

Горбачев выдвинул ряд крупных внешнеполитических инициатив:

Полная ликвидация ядерного и химического оружия к 2000 году.

Строгий контроль при хранении ядерного оружия и уничтожении его на местах ликвидаций

6.Реформы политической системы СССР

Борьба за политическую реформу, методы ее проведения развернулась на

XIX всесоюзной партийной конференции летом 1988 г. К этому времени актвизировались противники перестройки. Еще в марте 1988 г. в газете

ЦК КПСС “Советская Россия” статья преподавателя одного из ленинградских вузов Нины Андреевой “Не могу поступиться принципами”, направленная против демократических преобразований, зовущая назад, к

Ленину и Сталину. На съезде также были попытки консерваторов переменить мнение большинства делегатов в свою пользу, но они ни к чему ни привели. 1 декабря Верховный совет СССР принял 2 закона “Об изменениях и дополнениях Конституции СССP” и “О выборе народных депутатов СССР” По первому из них высшим органом власти становится

Съезд Народных Депутатов СССР, состоящий из 2250 депутатов. Заседание должно было проводиться 1 раз в году. На нем избирался Верховный совет

СССР. Второй закон определял порядок выборов народных депутатов СССР.

Новые законы имели множество недостатков, но были значительным шагом вперед к освобождению от тоталитаризма и однопартийной системы. 26 марта 1989 года прошли выборы народных депутатов СССР. Май-июнь 1989 года – 1-ый съезд народных депутатов начал свою работу.

В него вошли:

V Межрегиональная депутатская группа (Сахаров, Собчак, Афанасьев,

Попов, Старовойтова)

V Депутатская группа “Союз”(Блохин, Коган, Петрушенко, Алкснис)

V Депутатская группа “Жизнь”

И другие.

Завершающим этапом в сфере реформ политической системы можно назвать III съезд народных депутатов СССР, на котором Горбачев был избран президентом СССР, а также внесены некоторые поправки в

Конституцию (отменена 6-я статья).

7.Экономическая реформа

К середине 1990г. советское руководство приняло решение о введении частной собственности на средства производства. Начался демонтаж основ социализма. Президенту было предложено несколько экономических программ перехода к рыночной экономике. Наибольшую известность из них получила программа под названием “500 дней”, созданная под руководством молодого ученого Г. Явлинского. Свою программу предложило и правительство СССР. Программы отличались в основном по степени радикализации и решимости. 500 дней нацеливали на быстрый и решительный переход к рынку, смелое введение различных форм собственности. Правительственная программа не отрицая необходимости перехода к рыночным отношениям, стремилась растянуть этот процесс на долгое время, оставить значительный государственный сектор в экономике, всепроникающий контроль за ней со стороны центральных бюрократических органов. Президент отдал предпочтение программе правительства. Ее реализация началась в январе 1991 года, с обмена 50 и 100 рублевых купюр в целях изъятия денег, приобретенных с точки зрения властей незаконным путем, а также уменьшения давления денежной массы на потребительский рынок. Обмен проходил в сжатые сроки. В сберкассах выстраивались огромные многочасовые очереди. Люди должны были доказывать законность своих сбережений. Вместо планируемых 20 млрд. рублей, правительство получило от этой операции только 10 млрд. рублей. 2 апреля 1991 года, были в 2-4 раза повышены цены на продовольственные товары, транспорт, коммунальные услуги. Произошло падение жизненного уровня населения. По данным ООН, к середине 1991 года СССР по этому показателю занимал 82-е место в мире. Официальное решение советского руководства о переходе к рыночной экономике позволило наиболее предприимчивым и энергичным людям создавать первые в стране легальные частнопредпринимательские фирмы, торговые и товарные биржи. В стране появился и стал реализовываться слой предпринимателей, хотя существовавшие законы не позволяли им развернуть свою деятельность по производству товаров. Основная масса частных капиталов находила свое применение в сфере торговли и денежного обращения. Процесс приватизации предприятий проходил крайне медленно. Вдобавок ко всему наблюдалось появление безработицы, преступности, рэкета. К концу 1991 г. экономика СССР оказалась в катастрофическом положении. Ускорялось падение производства. Национальный доход по сравнению с 1990 г. уменьшился на 20%. Дефицит государственного бюджета, т. е. превышение государственных расходов над доходами, составлял, по разным оценкам, от 20% до 30% валового внутреннего продукта (ВВП).

Нарастание денежной массы в стране грозило потерей контроля государства над финансовой системой и гиперинфляцией, т. е. инфляцией свыше 50% в месяц, которая могла парализовать всю экономику. Неудачи в экономике все более подрывали позиции коммунистических реформаторов во главе с Горбачевым.

8.Итоги “Горбачевской эпохи”

Разрушение “железного занавеса”, прекращение холодной войны

Окончание ядерного противостояния

Вывод войск из Афганистана

Ликвидация монополии на власть КПСС

Проведение первых в истории России свободных состязательных выборов

Гласность

Гласность- ключевое слово перестройки, позволившая веками бессловесным массам говорить все, что вздумается, критиковать кого угодно, в том числе и особенно сладострастно самого

Горбачева-человека, давшего им волю.

В результате его реформ мир кардинально изменился и больше никогда не станет прежним. Совершить такое, не обладая мужеством и политической волей невозможно. К Михаилу Горбачеву можно относиться по-разному, но нет сомнения, что это одна из крупнейших фигур истории.

После избрания М.С.Горбачева на пост Генерального секретаря ЦК КПСС в марте 1985 года за короткий промежуток времени грандиозные идеологические, политические, экономические и социальные перемены потрясли всю страну, изменив всю совокупность утвердившихся после октября 1917 года государственных и экономических структур.

Горбачевская перестройка началась с завоевания свободы слова. Бывшая поначалу политическим лозунгом, направленным прежде всего на оздоровление государственной идеологии, гласность помогла быстро освободить силы, направленные на либерализацию режима. По мере развития гласности, задуманной как средство борьбы с "недостатками социализма" без "подрыва его ценностей", управлять ею становилось все труднее, и наконец она обратилась к принципиальному вопросу о самой законности партийной власти, к природе сталинизма.

Осуждение сталинизма во всех его проявлениях привело к исследованию причин перерождения власти и возникновения командно-административной системы. Это породило поляризацию все более широких слоев общества на фоне резкого ухудшения условий жизни и экономического кризиса.

Вслед за гласностью новое руководство выдвинуло лозунг "ускорения", на первый взгляд выглядевший вполне традиционно, как призыв к ускорению темпов социально-экономического развития. Но очень скоро, в 1987 году, было решено сменить концепцию "ускорения" на концепцию "перестройки". Стержнем ее экономической программы стала идея перевода жестко централизованного, планово-государственного хозяйства на рыночную, товарно-денежную основу в рамках социализма.

В этих условиях была предпринята серия реформ, концепцию которых создала группа экономистов, социологов, политологов (Л.Абалкин, А.Аганбегян, Т.Заславская, Ф.Бурлацкий). Предполагалось расширение самостоятельности предприятий исходя из принципов самоокупаемости и самофинансирования. Значительно возрастали права трудовых коллективов предприятий и организаций. Предусматривалось поощрение частной инициативы в тех сферах, где это считалось "социально-оправданным", например, в сельском хозяйстве, в возрождаемой сфере индивидуально-трудовой деятельности, в сфере услуг.

Постепенное возрождение внутреннего частного сектора неизбежно должно было повлечь отказ от монополии внешней торговли и открытие советского рынка для иностранных инвестиций. Частный сектор, иностранные капиталовложения, более глубокая интеграция в мировой рынок должны были, по замыслу теоретиков реформ, послужить стимулом к развитию и повышению конкурентоспособности советских предприятий.

Новая концепция была сформулирована в "Законе о государственном предприятии" от 30 июня 1987 года, который расширял самостоятельность государственных предприятий на основе хозрасчета и самофинансирования. Если до 1990 года план оставался основным стержнем, вокруг которого разворачивалась вся деятельность предприятия, то теперь оно получило свободу самому планировать свою деятельность на контрактной основе с поставщиками и потребителями при ограниченном уровне централизованных инвестиций. Посредничество Госплана становилось лишним.

Выполнение этих положений должно было подкрепляться другими радикальными мерами - реформой ценообразования, материального снабжения и т.д. Но так как государство оставалось главным заказчиком в промышленности, оно оставляло за предприятиями весьма ограниченные возможности для коммерческой деятельности. Государство также сохраняло за собой право определять номенклатуру выпускаемой продукции, устанавливать цены и ставки налогообложения. Центральные же ведомства продолжали снимать сливки с доходов предприятий, так как не хотели отказываться от своих прежних прерогатив.

Еще одним слабым местом новой ситуации стала проблема поставок. Из-за отсутствия сложившейся системы оптовой торговли предприятия были ограничены в выборе поставщиков, а последние в случае нарушения договоров не несли за это ощутимой ответственности из-за отсутствия необходимого законодательства по этим вопросам. Таким образом, сфера рынка оказалась ограниченной, а сфера централизованного контроля расширилась.

Расширение государственного контроля за качеством продукции привело в свою очередь к фактическому сокращению заработков рабочих, так как большинство изделий не отвечало установленным "стандартам качества". Чтобы избежать банкротства, предприятия вынуждены были оставаться на государственных субсидиях, под жесткой опекой управленческих структур. Рабочие чувствовали, что, несмотря на шумиху вокруг самоуправления, все решения по-прежнему навязывались бюрократией.

Наиболее сложной проблемой перехода к рыночной экономике оказалась проблема ценообразования. При установлении цен на основе себестоимости продукции пришлось бы увеличить розничные цены. Реформа ценообразования откладывалась до весны 1991 года усилиями бюрократии, опасавшейся потерять сложившуюся систему доходов и привилегий, созданную игрой на субсидиях, гарантированным сбытом, манипуляцией ценовыми отношениями, связанными с всеобщим дефицитом. Социальная же цена за последовательное освобождение цен и переход к рыночной экономике была очень высока.

Принятым 19 ноября 1986 года и дополненным 26 мая 1988 года законом частная деятельность был легализована более чем в 30 видах производства товаров и услуг. Начали бурно развиваться кооперативный сектор и индивидуально-трудовая деятельность. Появление частного сектора было ознаменовано установлением очень высоких цен, ориентированных отнюдь не на среднего - и чувствующего себя обманутым - потребителя. Кроме того, возникший, как правило, без обращения к банковским кредитам частный сектор стал "отмывать" капиталы теневой экономики.

Официально признанный в 1988 году арендный договор предполагал аренду земли на длительный, до 50 лет, срок при условии полного распоряжения произведенной продукцией. Колхозам предоставлялось право определять площадь индивидуальных участков и поголовье скота в личном хозяйстве. Обе меры дали на практике чисто символические результаты. Колхозы остались под опекой районных властей, продолжавших планировать их производство и поставки государству. Кроме того, крестьяне были лишены необходимой техники и всей экономической инфраструктуры, необходимой для придания продукции товарного вида и ее реализации. Те же, кто желал взять землю в аренду, наталкивались на сопротивление местных властей, боявшихся лишиться насиженных мест. Чаще всего предоставляемый срок аренды не превышал пяти - десяти лет, а договоры получали силу только для заключавших их лиц без права завещания и наследования.

Ни одна из начатых в экономике реформ практически не дала положительных результатов. Экономические реформы в то же время представляли смертельную угрозу для всех привилегий бюрократического аппарата и выгод от занимаемого положения. Новые предприниматели стремились получить максимальную прибыль в кратчайшие сроки в условиях крайне нестабильной политической ситуации.

В конце 1989 - 1990-м годах реформирование экономической системы приняло широкие масштабы, включая перестройку отношений собственности во всех отраслях народного хозяйства, за исключением оборонной и тяжелой промышленности. Была провозглашена новая цель экономической реформы - не ускорение, а переход к рыночной реформе, выбрана модель "регулируемого рынка" - сочетание плана и рынка, - закрепленная законодательно постановлением Верховного Совета СССР "О концепции перехода к регулируемой рыночной экономике в СССР" в июне 1990 года. Это была программа "арендизации экономики", автором которой являлся Л.Абалкин. Она окончательно сменила программу "ускорения экономического роста", создателем которой был А.Аганбегян.

В экономическом плане годы перестройки представляются драматическими. Ситуация в народном хозяйстве не переставала ухудшаться, уровень жизни стремительно падал, с каждым днем делая в глазах населения рассуждения об экономической реформе все менее заслуживающими доверия. Начиная с 1988-1989 годов стало заметно сокращаться сельскохозяйственное производство, что немедленно сказалось на продовольственном снабжении. Показатели прироста промышленного производства не переставали снижаться, достигнув нулевого уровня в 1989 году и отметив 10%-ное сокращение в первом полугодии 1991 года. В декабре 1990 года глава правительства Н.И.Рыжков констатировал обвал экономики и подал в отставку.

Новый глава правительства В.С.Павлов решился в январе-апреле 1991 года на непопулярные меры - обмен денег и повышение цен в 2 - 10 раз. К лету 1991 года инфляция резко подскочила и достигла в конце года 25% в неделю. Одновременно происходило падение курса рубля: с 10 рублей за 1 американский доллар в начале 1991 года до 110-120 в конце. "Павловское" повышение цен уже не могло спасти положение и привести к изменению экономической ситуации.

Начатые в процессе перестройки политические и законодательные преобразования сочетались с желанием М.С.Горбачева сохранить при этом политическую систему во главе с КПСС и союз советских республик. Союзное руководство во главе с Горбачевым пришло к выводу, что экономическое развитие страны сдерживается консервативной политической системой, и переключило свое главное внимание на политические преобразования. Речь шла о восстановлении роли Советов как органов социалистической власти и возвращении общественным организациям их первоначального значения. Второй целью реформы было перераспределение власти, но при сохранении ведущей роли партии.

Важным этапом политических преобразований стало принятие летом 1988 года проекта конституционной реформы, которая привела к установлению двухуровневой представительной системы - Съезд народных депутатов СССР и Верховный Совет СССР - и к учреждению поста президента СССР, наделенного широкими полномочиями. В функции Съезда входило проведение конституционных, политических, экономических и социальных реформ, а также избрание, наряду с Верховным Советом, президента страны, наделенного полномочиями руководства внешней политикой и обороной, назначения премьер-министра.

Весной 1990 года была определена новая цель реформы - переход к правовому государству, которое способно обеспечить переход к рынку и демократическому обществу. Среди первостепенных задач реформирования политической системы было создание президентской власти в СССР и переход к многопартийности. 15 марта 1990 года Горбачев был избран первым президентом СССР. Вскоре стала оформляться и структура президентской власти, одним из звеньев которой стал Президентский Совет, преобразованный затем сначала в Совет Федерации, а потом в Госсовет. Переход к президентской системе власти в СССР означал свертывание, а в дальнейшем и ликвидацию советской власти.

Эти перемены сопровождались принятием законов в сторону учреждения правового государства. Было признано, что советское право, по существу, служило не обществу, а государству. Стремление гарантировать права граждан и необходимость создания правовой защиты экономических реформ стали основаниями для перехода к построению правового государства.

В 1988-1990 годах был принят ряд законов, среди которых - закон о праве граждан на судебное обжалование неправомерных решений администрации; закон о государственной безопасности; закон о прессе и средствах массовой информации; закон об общественных организациях; закон о въезде и выезде из СССР.

В мае-июне 1989 года состоялся первый Съезд народных депутатов СССР, избран Верховный Совет СССР во главе с Горбачевым. В мае 1990 года Председателем Верховного Совета РСФСР стал Б.Н.Ельцин. Инициатива реформирования политической системы перешла в руки народных депутатов. Через год, 12 июня 1991 г., Б.Н.Ельцин на всеобщих выборах был избран Президентом РСФСР.

Начиная с 1990 года переход к многопартийности стал вопросом, требовавшим незамедлительного решения. Пониманию этого в огромной мере способствовал выход Б.Ельцина на последнем XXVIII съезде КПСС в июле 1990 года из партии. III съезд народных депутатов СССР изменил редакцию статьи 6-й Конституции СССР "развитого социализма" 1977 года, изъяв из нее положение о КПСС как руководящей и направляющей силе общества и ядре политической системы. Это был курс на возрождение многопартийности в обществе. После "августовского путча" 1991 года, приостановки деятельности компартии на территории России в ноябре 1991 года политическая система СССР была обречена.

Сосредоточив в конце 1991 года в своих руках всю полноту власти, российское руководство во главе с Ельциным незамедлительно взяло курс на дальнейшую либерализацию экономики и углубление рыночной реформы. Политика экономического либерализма означает освобождение товарно-денежных отношений от контроля государства. Первой мерой правительства Е.Т.Гайдара в январе 1992 года стало освобождение (либерализация) цен от государственного регулирования. Одновременно правительство приняло меры по ограничению и отмене системы материально-технического снабжения, означавшего централизованное распределение сырья и ресурсов, и государственного дотирования убыточных отраслей и регионов.

Одновременно проводимая политика либерализации внешней торговли, открывшая границы для широкого проникновения иностранных товаров, и свободная конвертация рубля были призваны насытить рынок товарами народного потребления в условиях товарного дефицита. С насыщением рынка либерализованные цены постепенно стабилизировались. В то же время спрос на отечественную продукцию резко упал, приведя к массовому закрытию предприятий легкой, электронной, машиностроительной и других отраслей промышленности в 1994-1996 годах.

Другим направлением реформы стало осуществление широкой программы приватизации - перевода государственной собственности через ее акционирование в частную, - руководителем которой стал А.Б.Чубайс. С 1994 года начался процесс перераспределения собственности, в результате чего значительная часть бывшего национального достояния сосредоточилась в руках менее чем 10% населения страны.

Одновременно с началом приватизации активизировался процесс превращения колхозов и совхозов в фермерские хозяйства и акционерные общества. Тем не менее количество производимой сельскохозяйственной продукции в стране неуклонно сокращалось ввиду нерешенности основного вопроса - вопроса о земле - несмотря на законы о приватизации производственных земельных участков.

На пути проведения политики экономического либерализма с 1992 по 1995 годы правительству России не удалось преодолеть глубокий экономический кризис, проявлениями которого стали общий спад производства, рост цен и безработица. По существу в первой половине 1990-х годов в России начался процесс деиндустриализации народного хозяйства, сопровождающийся все большей топливно-энергетической и сырьевой ориентацией промышленного производства и оттоком российских капиталов за рубеж.

Радикально изменилось положение России на международной арене. Провозглашенный Горбачевым переход к «новому мышлению» во внешней политике, с одной стороны, привел к окончанию длившейся многие годы «холодной войны», но с другой стороны повлек за собой резкое ослабление внешнеполитических позиций СССР, а затем Российской Федерации. На деле международная политика СССР, позднее России во второй половине 80-х – 90-х годах выражалась в серии односторонних уступок, в ответ на которые не последовало равноценных уступок со стороны США и их союзников. В итоге Россия лишилась большинства прежних союзников и партнеров как в военной, так и в экономической сфере, но не смогла приобрести новых.

Отошла в прошлое существовавшая несколько десятилетий система силового противостояния двух лагерей во главе соответственно с СССР и США. Однако на смену ей пришло не мирное равноправное сотрудничество прежних соперников (как это виделось идеологам «нового мышления»), а стремительное усиление позиций США в политической и военной области. Американское руководство сполна использовало ослабление России с тем, чтобы попытаться стать единственным арбитром в мировой политике. Такой подход вызвал в мире растущее недовольство, в том числе и со стороны союзников США.

Сложившиеся после распада СССР отношения России со многими из бывших советских республик были сложными, неровными, что не могло не сказаться на геополитическом равновесии в «постсоветском пространстве». Непоследовательная политика российского руководства в 90-е гг. имела следствием поворот ряда государств «ближнего зарубежья» к тесному сотрудничеству с военным блоком НАТО, сфера влияния которого резко расширилась и подступила вплотную к российским границам.

1991-1999 гг. - время, когда во главе страны стоял Б.Н.Ельцин. Вступая в должность Президента Российской Федерации, он обещал сделать Россию преуспевающим государством, а ее граждан - самыми свободными людьми в мире. Его десятилетнее правление завершилось покаянием перед россиянами.

Основанием жизни государства стала Конституция 1993 г., утверждавшая президентскую республику и практически неограниченные права главы государства. В области политики это время отмечено непрерывной сменой премьер-министров - Е.Т.Гайдар, В.С.Черномырдин, С.В.Кириенко, С.В.Степашин, Е.М.Примаков, В.В.Путин. Резкому ухудшению ситуации способствовали две чеченские войны. Страна пыталась войти в мировое элитарное сообщество, превратив "семерку" ведущих стран мира в "восьмерку", однако так и не смогла стать ее полноправным членом.

В области экономики была предпринята попытка перехода к главенству частной собственности, упразднению государственного регулирования и открытости в связях с внешним миром. Среди последствий этого были резкое падение производства, перебои в работе денежной системы, серьезные проблемы в области здравоохранения, образования, пенсионного обеспечения и социальной защищенности граждан. Произошли некоторые сдвиги в сторону рыночной экономики, но ни одно из начинаний так и не было доведено до конца. Остался нерешенным аграрный вопрос. Вместе с тем очевидным стал огромный взлет коррупции, казнокрадства, рост численности чиновничества.

В области социальной жизни были провозглашены свобода, открытость всех источников информации, независимость их от власти. Это, пожалуй, было высшим успехом последнего десятилетия. Но и здесь свободы в итоге оказались под контролем финансовой олигархии. Общество раскололось на богатых и бедных, причем за чертой бедности оказалось до 80% населения. Страна - обладатель огромной доли мировых ресурсов, огромного экономического потенциала, огромной территории, наконец - обладатель ядерного оружия, - вновь находится накануне реформ и модернизации. Такой видится Россия 2000 года, на рубеже двух тысячелетий.

Последние 10 лет некоторые ученые, публицисты, историки называют очередной "смутой" на Руси. Но в истории нашей страны после периодов смут и неудач всегда наступали времена новых успехов и подъема: порукой тому - весь многовековой опыт русской истории.

В марте 1985 г. новым генеральным секретарем ЦК КПСС стал М.С. Горбачев, который начал реформы, получившие название «Перестройка». Этот термин Горбачев впервые употребил в своем докладе на XXVII съезде КПСС (февраль 1986 г.), но само слово «перестройка» взято из словаря сталинской эпохи (конец 20-х – начало 30-х гг.). Главный результат этих реформ – демонтаж коммунистического тоталитарного режима в СССР и начало демократизации советского государства.

Основным направлением горбачевских реформ стала серьезная реорганизация партийно-государственного аппарата, которая проводилась разными методами. Все шесть лет «перестройки» шла чистка партийного и государственного аппарата от брежневских кадров, которая отчасти объяснялась обычной при смене тоталитарного вождя процедурой – приходом к власти его личной команды и устранением команды предшественника, отчасти борьбой консервативной и демократической группировок в партийном руководстве. К 1990 г. полностью обновилось Политбюро ЦК КПСС.
В июле 1990 г. из него был выведен последний член Политбюро, вошедший в этот орган при Брежневе, - Воротников. При этом горбачевская чистка Политбюро заняла меньше времени, чем за полвека до нее – сталинская. Горбачеву удалось провести ее за пять лет, а у Сталина на это ушло шесть лет. Только в 1930 г. из Политбюро ЦК ВКП(б) был выведен Томский, который вошел в этот орган при жизни Ленина. На 85% обновился состав ЦК КПСС. Апогеем его чистки от брежневских кадров стал апрельский, 1989 года, Пленум ЦК КПСС, когда из ЦК «добровольно» вышли 110 его членов, в основном – из консервативного крыла партии, противники «перестройки». В республиканских ЦК сменилось 45-77% их состава, в обкомах и райкомах партии уже к февралю 1989 года сменилось
89 тыс. партработников. Одновременно шла чистка государственного аппарата. Уже в 1985 г. сменились многие члены советского правительства, а всего за шесть лет «перестройки» было сокращено около 1млн государственных служащих.

Серьезно изменились отношения партии и государственного аппарата. Уже в 1985 г. Горбачев отказался от обычной для советского руководства подмены Министерства иностранных дел Международным отделом ЦК КПСС, и руководителем этого отдела стал не партработник, а профессиональный дипломат Добрынин, бывший советский посол в США. При этом главное направление внешней политики СССР - отношения с социалистическими государствами - перешло из международного отдела ЦК КПСС в МИД.

Позже идея перераспределения власти в пользу государственного аппарата легла в основу горбачевской конституционной реформы 1988-1990 гг. Ее идея была выдвинута на XIX Всесоюзной партийной конференции (май-июнь 1988 г.), юридически (в виде поправок к Конституции СССР) эта реформа была оформлена на сессии Верховного Совета СССР в октябре 1988 г., а проведена в 1989-1990 гг. На XIX партийной конференции было принято принципиальное политическое решение: КПСС продолжает управлять государством, но отказывается от прямых директив и указаний, что было выражено в лозунге «Вся власть советам!» Однако передача партией части власти советам было непродуманной акцией, т.к. в это время в СССР еще не было законов, определявших функции и полномочия советов, источники их финансирования и т.д. Превращение советов в реальные органы власти шло на всех уровнях государственного аппарата. Горбачев в марте 1990 г. стал Президентом СССР, а его ближайшие помощники А. Яковлев и Э. Шеварднадзе перешли из Политбюро в новый орган власти – Президентский совет, который стал штабом «перестройки». В центральном управлении была сделана попытка заменить партийное руководство (съезды КПСС и пленумы ЦК, на которых принимались важнейшие политические решения) новым советским парламентом – Съездом народных депутатов СССР. Он сильно отличался от старого союзного парламента, Верховного Совета СССР. Выборы народных депутатов были альтернативными, восстанавливалась двухуровневая (образца 1918 г.) система представительных органов власти – Съезд народных депутатов и Верховный Совет СССР (такая же двухуровневая структура высших органов государственной власти, съезды народных депутатов и Верховные Советы, была создана в 1990 г. в союзных республиках).



Конституционная реформа 1988-1990 гг. была серьезным шагом на пути демократизации советского государства, но у нее были и многочисленные недостатки. Выборы народных депутатов СССР были не вполне демократическими. Треть народных депутатов (750 из 2250) фактически не избирались, а назначались от ЦК КПСС и полностью контролируемых ею организаций и учреждений (ВЛКСМ, профсоюзов, АН СССР и др.), хотя формально они «избирались» на партийных, профсоюзных, комсомольских собраниях и т.п. В половине одномандатных округов был только один кандидат, как правило – секретарь обкома или райкома партии. Выборы не были многопартийными, проходили без наблюдателей от кандидатов и т.д. Отказ КПСС от ее «руководящей роли» во многом обесценивался тем, что ЦК партии «рекомендовал» совмещение должностей секретарей парткомов и председателей советов соответствующего уровня в одном лице (так, первый секретарь Тульского обкома КПСС Ю.И. Литвинцев стал председателем Тульского облсовета).



Это объяснялось тем, что главной целью конституционной реформы 1988-1990 гг. и других политических реформ Горбачева было усиление его личной власти за счет создания ее двойной опоры - на партию и на государственный аппарат. Однако эта попытка провалилась. Партийный аппарат, напуганный горбачевскими чистками и уменьшением своей власти, в большинстве встал в оппозицию «перестройки» (Горбачева поддерживали не более 30% членов ЦК КПСС), а государственный аппарат был очень слаб из-за отсутствия опыта руководства государством и острой политической борьбы, парализовавшей работу съезда народных депутатов СССР и других государственных органов.

Чувства