451 градус по фаренгейту краткое описание. Главные герои драмы «451 градус по Фаренгейту

Незадолго до выхода очередного драматического проекта НВО под названием « », кабельный канал решил утвердить актеров на ведущие роли в свою новую телевизионную картину «451 градус по Фаренгейту». Лента берет за свою основу известное произведение Рэя Брэдбери.

По сообщения западных СМИ, ключевые роли получили популярные актеры Голливуда и . О производстве проекта ожидается официальное объявление в ближайшее время. Впервые о планах канала относительно этого проекта стало известно еще в минувшем году.

Антиутопическое произведение пятидесятых годов поведает о будущем, в котором СМИ приравниваются к наркотикам, книги сжигаются, а история пребывает вне закона. Сюжет фокусируется на молодом пожарном по имени Монтэг. Парень отказался от привычной жизни, не желает жечь книги, в связи с чем у него образовывается конфликтная ситуация с начальством. Тем не менее, молодой человек жаждет вернуть потерянное человеколюбие. Роль Монтэга закреплена за Джорданом. В свою очередь, Шеннон, который уже сотрудничал с НВО над исторической драмой « » возьмет на себя образ начальника главного героя.

Режиссером проекта выступит , который подготовил сценарий на пару с Амиром Надери.

«451 градус по Фаренгейту» - научно-фантастический роман-антиутопия Рэя Брэдбери.

«451 градус по Фаренгейту» краткое содержание

В эпиграфе романа говорится, что температура воспламенения бумаги - 451 °F (233 °C). В романе описывается общество, которое опирается на массовую культуру и потребительское мышление, в котором все книги, заставляющие задумываться о жизни, подлежат сожжению; хранение книг является преступлением; а люди, способные критически мыслить, оказываются вне закона. Пожарные должны сжигать все запрещённые книги, которые обнаружат, причём - вместе с жилищами владельцев. Владельцы книг при этом подлежат аресту, одного из них даже отправляют в сумасшедший дом. Автор изобразил людей, потерявших связь друг с другом, с природой, с интеллектуальным наследием человечества. Люди спешат на работу или с работы, никогда не говоря о том, что они думают или чувствуют, разглагольствуя лишь о бессмысленном и пустом, восторгаются только материальными ценностями. Дома они окружают себя интерактивным телевидением, проецирующимся сразу на стены (в которые встроены кинескопы), и заполняют своё свободное время просмотром телевизионных передач, бесконечных и бестолковых сериалов. Однако «благополучное», на первый взгляд, государство находится на пороге тотальной разрушительной войны, которой все же суждено начаться под занавес произведения.

Главный герой романа, Гай Монтэг, работает «пожарным», будучи уверенным, что выполняет свою работу «на пользу человечества». Но в скором времени он разочаровывается в идеалах общества, частью которого он является, становится изгоем и присоединяется к небольшой подпольной группе маргиналов, сторонники которой заучивают тексты книг, чтобы спасти их для потомков.

«Пожарный» Гай Монтэг, знакомится с семнадцатилетней девушкой Клариссой Маклеллан и начинает понимать, что возможна иная жизнь. Клариссу считают странной из-за её увлечения природой, желания говорить о чувствах и мыслях и просто жить. Монтэг любит свою работу, но тайно забирает из нескольких домов книги, которые должен был сжечь. Гибель Клариссы, которую сбивает автомобиль, встреча с женщиной, которая отказывается покинуть собственный дом, залитый керосином, и сама чиркает спичкой о перила и сжигает себя вместе с книгами, усиливает внутренний разлад Гая. Позже Гай припомнит фамилию «Ридли», которая звучит во фразе той женщины: «Будьте мужественны, Ридли. Божьей милостью мы зажжём сегодня в Англии такую свечу, которую, я верю, им не погасить никогда» (начальник Монтэга брандмейстер Битти объясняет Монтэгу слова старой женщины: «Человек по имени Латимер сказал это человеку, которого звали Николас Ридли, когда их сжигали на костре за ересь в Оксфорде 16 октября 1555 года»). Монтэг решает бросить свою работу после случившегося. Он притворяется больным на сутки.

Брандмейстер Битти даёт Гаю день на то, чтобы прийти в себя, говоря, что у каждого пожарного бывают такие минуты в жизни. Но после этого он намекает ему, что Монтэг должен принести книгу, которую Монтэг украл у сгоревшей женщины и спрятал под подушку, чтобы сжечь её. Битти утверждает, что смысл уничтожения книг состоит в том, чтобы сделать всех счастливыми. Он объясняет Монтэгу, что без книг не будет никаких противоречивых мыслей и теорий и никто не будет выделяться, становиться умней соседа. А с книгами - «кто знает, кто может стать мишенью хорошо начитанного человека?». Жизнь граждан этого общества абсолютно избавлена от негативных эмоций - они только и делают что развлекаются. Даже смерть человека «упростили» - теперь трупы умерших кремируются буквально через пять минут, чтобы никого не беспокоить. Монтэг пытается разобраться в своих мыслях, просит свою жену Милдред помочь ему в этом, начинает доставать из тайника за вентиляционной решёткой книги и читать отрывки из них, но жена не понимает его, она в ужасе от происходящего, кричит о том, что он их погубит. Она отстраняется от него, надевая наушники, общаясь со своими телевизионными «родственниками» и с соседками.

Гай вспоминает о старике Фабере, которого он встретил год назад в парке. Старик спрятал что-то в левый карман пальто при виде Монтэга, вскочил, словно хотел сбежать, но Монтэг остановил его, потом завёл разговор о погоде и т. д. Старик сначала испугался, но потом признался, что он - бывший профессор английского языка, осмелел, стал более словоохотлив и прочитал наизусть несколько стихотворений. Оба избегали упоминать в разговоре о том, что Монтэг - пожарный. Фабер записал ему свой адрес на клочке бумаги: «Для вашей картотеки, - сказал старик, - на тот случай, если вы вздумаете рассердиться на меня». Гай находит карточку бывшего профессора, открыв стенной шкаф в спальне, в ящике с надписью «Предстоящие расследования» и звонит Фаберу. Он является к нему домой с Библией и просит выслушать его, научить понимать то, что он читает. Фабер дает Монтэгу миниатюрный приемопередатчик, похожий на слуховой аппарат, для экстренной связи. Они договариваются о том, что будут действовать сообща - делать копии книг с помощью печатника (знакомого Фабера), дожидаться войны, которая разрушит нынешний порядок вещей, и надеяться, что тогда, в наступившей тишине, станет слышен их шёпот.

Гай возвращается на работу со слуховой капсулой в ухе. Милдред, а до этого две соседки, мисс Клара Фелпс и миссис Бауэлс, которым он, разозлившись из-за их пустой болтовни, прочитал стих «Берег Дувра», доносят, что Монтэг хранит дома книги. Битти подстраивает всё так, что Гай приезжает на вызов по сожжению собственного дома. За ним следит электрический пёс, которого Монтэг всегда побаивался - он был уверен, что пёс настроен против него. По указанию Битти Гай сжигает собственный дом, а затем струей пламени из огнемёта убивает сознательно спровоцировавшего его на это Битти, оглушает двух пожарных и сжигает электрического пса. Но электрический пёс все-таки успевает задеть его прокаиновой иглой, одна нога Гая немеет, и это замедляет его передвижение. Повсюду слышен вой сирен, за ним гонятся полицейские машины, начинается организованная погоня на полицейских вертолетах.

Гая чуть не сбивает машина, его спасает падение. «Водитель вовремя сообразил, даже не сообразил, а почувствовал, что мчащаяся на полной скорости машина, наскочив на лежащее тело, неизбежно перевернется и выбросит всех вон». Поэтому в последнюю секунду машина круто свернула и объехала Монтэга. Гай подбирает книги и подбрасывает их в дом мисс Блэк и её мужа-пожарника. Далее он направляется в дом бывшего профессора. Там хозяин дома включает телевизор, и они узнают о транслируемой с воздуха погоне и о том, что доставлен новый электрический пёс, который выследит преступника. Монтэг советует своему союзнику сжечь покрывало с постели, бросить в печку стул, протереть спиртом мебель, все дверные ручки, сжечь половик в прихожей, - уничтожить все вещи и предметы, к которым он прикасался; Фаберу следует включить на полную мощность вентиляцию во всех комнатах, посыпать нафталином всё, что есть в доме, включить вовсю поливные установки в саду, промыть дорожки из шлангов, - чтобы прервать след Гая. Они договариваются о встрече через одну-две недели в Сент-Луисе, при условии, что останутся живы. Монтэг должен написать бывшему профессору до востребования на адрес главпочтамта. Туда Фабер отправится в гости к печатнику. Гай берёт чемодан со старыми вещами своего соратника и покидает его дом.

Монтэг пробирается к реке, переодевается в его вещи, заходит в воду, течение подхватывает его и уносит в темноту. Электрический пёс теряет его след у реки. Когда Гай выходит из воды, он заходит в лес, находит железнодорожную колею, ведущую из города вглубь страны, видит вдали огонь и идет на его свет. Там он встречается с группой людей, которые относятся к нему очень дружелюбно. Среди них: Грэнджер, который написал книгу под названием «Пальцы одной руки. Правильные отношения между личностью и обществом»; Фред Клемент, некогда возглавлявший кафедру Томаса Харди в Кембриджском университете; доктор Симмонс из Калифорнийского университета, знаток творчества Хосе Ортега-и-Гассета; профессор Уэст, много лет тому назад в стенах Колумбийского университета сделавший немалый вклад в науку об этике, теперь уже древнюю и забытую; Преподобный отец Падовер - он тридцать лет тому назад произнес несколько проповедей и потерял прихожан из-за своего образа мыслей за одну неделю. У них есть портативный телевизор, поэтому они заочно знают Гая. Ему дают выпить флакон с бесцветной жидкостью, чтобы изменить запах пота. Через полчаса, по словам Грэнджера, Гай будет пахнуть, как двое совсем других людей. По телевизору они наблюдают инсценировку смерти Монтэга, - вместо него электрический пёс прокаиновой иглой убивает случайного прохожего.

Далее выясняется, что новые знакомые Гая - часть сообщества, сохраняющего строки литературных произведений в своих головах до тех пор, пока тирания не будет уничтожена, а литературная культура не будет воссоздана (они боятся сохранять печатные книги, так как они могут выдать расположение повстанцев). Каждый из них помнит наизусть какое-либо литературное произведение. Монтэг, который помнит несколько отрывков из библейских книг - Екклесиаста и Откровения Иоанна Богослова, присоединяется к их сообществу. В одно мгновение начинается и оканчивается война, и группа профессоров вместе с Гаем наблюдает издалека за гибелью города в результате атомной бомбардировки. В этот момент Монтэг, бросившийся плашмя на землю, чувствует (или ему чудится), что он видит гибель Милдред. Фабер избегает гибели, он находится в это время в автобусе, следуя из одного города в другой. После катастрофы новые единомышленники отправляются в путь, и каждый думает о своем. «Позже, когда солнце взойдет высоко и согреет их своим теплом, они начнут беседовать <…> Монтэг чувствовал, что в нём пробуждаются и оживают слова. Что скажет он, когда придёт его черед? <…> „И по ту и по другую сторону реки, древо жизни, двенадцать раз приносящее плоды, дающее каждый месяц плод свой и листья древа - для исцеления народов…“ Да, думал Монтэг, вот что я скажу им в полдень. В полдень… Когда мы подойдем к городу».

Этот роман издан Рэем Брэдбери в 1953 году. По жанру это научная фантастика и антиутопия. Название обусловлено тем, что температура, при которой загорается бумага, равна 451 градусу по Фаренгейту.

В книге описывается Америка в недалеком будущем. Главный герой – Гай Монтэг, он работает пожарным. Но в его мире пожарные не тушат пожары, так как в их новом развитом обществе их не бывает, а наоборот, пожарные жгут, жгут все, что может заставить человека задуматься хоть о чем-то, в том числе и книги.

Монтэг хороший работник, и многие годы служит во славу своей профессии. Но роковой для него становится встреча с маленькой девочкой по имени Кларисса. Она очень разговорчива и любознательна, ее интересует живая природа и люди. Она повергает Монтэга в шок своим вопросом, счастлив ли он. После этого его жизнь резко меняется. Он понимает, что его жизнь монотонна и заезжена, и что, конечно же, ни о каком счастье и речи идти не может.

Масла в огонь подливает и его собственная жена, которая постоянно пытается покончить с собой, но при этом не понимает причину своей бесконечной тоски. В браке у них нет ничего общего, жена полностью погружена телепередачами, которые показывают у них в доме на всех стенах. У Монтэга начинают появляться вопросы, что, зачем и почему. Он смущает этим всех окружающих.

Следующей стрессовой ситуацией для Монтэга становится случай, когда они выезжают на новый вызов и хозяйка дома, где было много книг, остается внутри, что бы сгореть. Потому что без них она жить не может, потому что не может человек жить без прошлого, без воспоминаний, эмоций и мыслей.

Монтэг впадает в депрессию и не в состоянии встать с постели. Все вокруг пытаются ему внушить, что такой устой мира правильный, что так лучше для человечества. Но Монтэг уже стал другим человеком. Он начинает действовать и выходит на некого господина Фабера, которого пожарные уже давно отслеживают как неблагонадежного.

Над Америкой тем временем нависла угроза войны, и профессор Фабер надеется, что возможно после нее можно будет возродить книгопечатание хотя бы в небольших количествах.

Над домом Монтэга нависла угроза, его собственная жена доложила о том, что муж прячет в доме книги. Ему приходится собственноручно спалить свой собственный дом, а затем и трех пожарных для того, чтобы скрыться и не подвести своих новых соратников. Он становится преступником и на него начинают погоню, но в суматохе главному герою все же удается скрыться. Профессор Фабер помогает ему выбраться из города. Он попадает в сообщество единомышленников, оппозицию. Люди, дабы избежать исчезновения великих книг, попросту выучили их наизусть, и сами стали живыми книгами.

Роман «451 градус по Фаренгейту» увлекает и заставляет задуматься о многих вещах. Почему люди не хотят расставаться со своим прошлым, накопленными знаниями и эмоциональным опытом? Разве не проще было бы жить без всего этого? Как человек может сопротивляться тоталитарному режиму? Много ли может сделать один человек?

451 градусов по Фаренгейту — роман-антиутопия американского писателя Рея Брэдбери в жанре научной фантастики. Впервые напечатан в 1953.

Этот роман Рэй Брэдбери напечатал на взятой напрокат в общественной библиотеке пишущей машинке на основе рукописных заметок. Сокращенный до новеллы роман был напечатан в журнале «Galaxy Science Fiction» в 1951 году. 1954 роман был напечатан частями в первых номерах журнала «Playboy»..

И сегодня роман вполне актуален, метко изображает современные тенденции и психологические особенности личности в потребительском обществе.

Главные герои:

Гай Монтэг, пожарный
Милдред Монтэг, жена, способная донести властям на мужа
Кларисса, молодая девушка
Фабер, профессор
Капитан пожарных
В романе изображено новое, будущее потребительское общество (антиинтеллектуальная Америка), где царит тоталитаризм и почти полный контроль общества. Руководство государства пытается подчинить себе даже мысли людей: книги запрещены, незаконным считают чтение и сокрытие любой литературы, за соблюдением порядка должны следить пожарные. После того, как дома начали строить огнеупорными, задачей пожарных стало:

1.На сигнал тревоги выезжать немедленно.
2.Быстро разжигать огонь.
3.Все гниги палить все дотла.
4.Возвращаться на пожарную станцию.
5.Быть готовым к новым сигналам тревоги

451 градус по Фаренгейту (233 градусов по Цельсию) — температура, при которой воспламеняется бумага. Пожарные не тушат огонь, они его разжигают. Они носят скафандры с изображением феникса на груди и саламандры на плечах. Пожарные — опора режима, залог того, что люди не будут читать книг, ведь книги заставляют думать и самостоятельно анализировать. Пожарные сжигают книги и дома, где книги скрывались. Власти легче управлять толпой, если сделать темп жизни быстрее, придумывать новые спортивные игры, развивать в людях чувство «стадности», автоматизма. Больше быстрых машин, цветных телепрограмм, больше шума, шума. Любое инакомыслие или самостоятельная мысль делает человека опасным для режима и потенциальной мишенью уголовной пожарной команды.

Это роман о тяжелом прозревание человека в тоталитарном обществе. Пожарный Монтэг был его частью. Его чудачеством было то, что он тайно забирал книги из домов, предназначенных на полное сожжение. Толчком к тревожным раздумьям стало необычное событие: на очередном сжигании женщина — владелица здания и библиотеки — отказалась покинуть любимые книги и погибла в пожаре.

Донос уголовным органам на мужа, который содержит дома книги, сделала жена Гая — Милдред. Теперь уже дом Монтегю сжигают дотла. Гай Монтэг узнал от профессора Фабера о существовании отшельников — поклонников книг и направился к ним. Эти люди заучивали книги наизусть с целью передать последующим поколениям. Утопические принципы сохранения знаний и сокровищ цивилизации для будущего разделял и Брэдбери, большой поклонник библиотек. Его персонажи фактически ждут героев, которые придут и сменят тоталитарный режим к лучшему. Для этого нового общества и хранят знания отшельники — поклонники книг.

Автор
Рэй Брэдбери

Жанр
Антиутопия

Сюжет
США, предположительно XXV век. Тоталитарное государство, в котором книги уничтожаются специальными пожарными бригадами, а их владельцев арестовывают и отправляют в тюрьму либо в психиатрическую лечебницу. Причем арестовать человека могут не только за хранение и чтение книг, но даже за то, что он шел по улице пешком или ехал по дороге с небольшой скоростью. По мнению властей, люди должны лишь радоваться жизни, проводя время в пустых и бессмысленных развлечениях, не отвлекаясь на всякие мысли, чувства и переживания. Книги же считаются идеологически вредными, потому что заставляют людей задумываться не только об удовлетворении простейших инстинктов, но и о более серьезных вещах, а это может привести к беспокойству в обществе. Впрочем, люди в основном довольны подобным положением дел, ведь им не надо больше ни о чем думать или стремиться к чему-то - разве что к тому, чтобы установить дома очередную телевизорную стену, по которой показывают рекламу и глупые передачи. Общество представляет собой уже не людей, а потребителей, бездумно поглощающих жвачку из масс-культуры и пустых развлечений, часто жестоких. Так, например, подростки любят забавы ради, гоняя по улицам на машине с огромной скоростью, сбить насмерть какого-нибудь прохожего - просто так, от нечего делать. На тех немногих, кто еще способен критически мыслить и видеть истинное положение вещей, обыватели смотрят как на чудаков, власти же - как на опасных бунтовщиков. Государственные органы надзора пристально наблюдают за ними и в случае необходимости "принимают меры воздействия". Но в последнее время благодаря эффективной работе этих органов инакомыслящих становится все меньше, и это понятно, ведь наблюдение за людьми и их идеологическая обработка начинается с самого раннего детства, так что мало кто может противостоять государственной машине. Лишь немногие маргиналы способны на это, да и те предпочитают не ввязываться в открытый бой с системой, а просто хранить знания и ждать своего часа, который, как они верят, все-таки рано или поздно наступит.

Действующие лица

Гай Монтэг, главный герой романа. Потомственный пожарный, поначалу с удовольствием выполнявший свою работу по уничтожению книг, считая ее нужной и правильной. Однако со временем он начал сомневаться в этом и даже хранил у себя несколько книг, не решаясь, правда, их читать. На открытое противостояние системе пошел далеко не сразу, а лишь после того, как узнал о гибели в ДТП своей соседки Клариссы Маклеллан, недолгое знакомство с которой сильно повлияло на изменение его взглядов. Сумел избежать ареста и присоединиться к группе "диссидентов".
Милдред, жена Монтэга. Типичная представительница общества, любительница бессмысленных телешоу. Впрочем, одно время она пытается помочь мужу, читая вместе с ним книги и пытаясь разобраться в их смысле, но потом страх за свое благополучие пересиливает и она сообщает в пожарную службу о том, что дома хранятся книги.
Кларисса Маклеллан, соседка Монтэгов. Молодая романтичная девушка, которую все окружающие считают "странной" из-за того, что она предпочитает разговаривать не о машинах, спортивных состязаниях или модных тряпках, а о природе, человеческих отношениях и других вещах, которые в этом обществе обсуждать не принято. Именно знакомство с ней заставило Монтэга по-другому взглянуть на собственную жизнь и на происходящие в обществе события. Однако через несколько дней Кларисса попала под машину и погибла.
Фабер, бывший преподаватель литературы в колледже. Друг Монтэга. Осторожен и предпочитает не действовать, а выжидать. Помог главному герою избежать ареста, после чего скрылся из города в неизвестном направлении.
Битти, брандмейстер. Начальник пожарной службы, бывший друг Монтэга, позже - его главный противник. Человек образованный, умный и хитрый. Убежденный сторонник уничтожения книг и борьбы с инакомыслящими. Погиб от руки Монтэга.
Грэйнджер, глава подпольщиков. Помогает Монтэгу окончательно сбить с толку преследователей и рассказывает ему о деятельности сопротивления.
Психология