Какую пушку лучше ставить на луча. Немецкий легкий разведывательный танк «Лукс» (иногда Лухс (от нем

Немецкий легкий танк. Пожалуй, один из лучших танков 3-го уровня. Одинаково хорош с обеими башнями: с первой - это крайне динамичный разведчик, со второй - это полноценный боевой танк с достойной пушкой, броней и динамикой. Отлично подходит для разведки и ударов по флангу; из-за хорошей пушки и подвижности не составит большого труда зайти любому танку в борт и убить его.

Предшественник легкого танка VK1602 Leopard

Модули

Ур. Орудие Пробитие
(мм)
Урон
(HP)
Скорострельн.
(выстр/мин)
Разброс
(м/100 м)
Сведение
(с)
Вес
(кг)
Цена
(|)
I 2 cm KwK 38 L/55 23/46 11/11 126 0.57 1.37 70 1920
I 3,7 cm KwK 36 L/46.5 40/74/18 36/36/42 26.25 0.46 1.71 100 1000
II 2 cm Flak 38 L/112 39/51 11/11 126 0.45 1.37 110 3160
III 5 cm KwK 38 L/42 60/96/25 70/70/90 23.86 0.48 2.29 700 8570

Совместимое оборудование

Совместимое снаряжение

PzKpfw II Luchs в игре

Исследование и прокачка

Модули PzKpfw II Luchs и стоимость их прокачки

Исследуется на PzKpfw II за 1005.

Купив танк Luchs нужно понимать что это лёгкий танк, главным козырем которого является скорость и маневр, поэтому нужно сосредоточить усилия на прокачку ходовых качеств.

Если вы хотите играть на Luchs долго и получать «фан» устанавливайте так-же топовою рацию FuG Spr.1 (3600), но если данный танк для вас проходной по пути к Леопарду не стоит тратить на неё время.

Боевая эффективность

Танк PzKpfw II Luchs на поле боя может вести себя в двух ролях:

  • как «боец»;
  • как «светляк» (активный/пассивный).

Танк Luchs в роли «бойца» может выступать в любом бою, куда его распределяет балансёр, как находясь в вершине списка, так и в самом низу, и помните главными козырями для вас являются топовая пушка 5см KwK38 L/42, способная пробивать танки даже 5 уровня а так-же отличная скорость и маневренность, с помощью которых можно с лёгкостью вести так-называемые «карусели» (крутится вокруг врага не давая ему возможности попасть по вам). Но помните, что броня на танке Luchs слабая, так-что всё время старайтесь двигаться или прячьтесь за укрытиями.

Если же вам по душе танк Luchs в роли «светляка», следует установить базовою башню PzKpfw-IIL-Luchsturm и зенитное орудие 2см Flak38 L/112, с этими модулями танк становится очень легким, что позволяет быстро набирать максимальную скорость и отлично маневрировать. Светить можно как активно, так и пассивно. Активный свет подразумевает, что вы в начале и на протяжении всего боя стараетесь как дольше ездить в близости от вражеских танков, давая возможность союзным танкам и арт-сау вести огонь. Пассивный свет следует вести, укрываясь главным образом в кустах, при этом стараясь не вести огонь, который может выдать вашу позицию. Если же противник приблизился к вам на расстояние около ~50м, следует либо сменить позицию, либо завязать бой, если это позволяет ситуация.

С началом войны против СССР, немецкая армия столкнулась с проблемой ведения разведки на острие удара танковых частей. В кампаниях против Польши и на Западе разведывательные части Вермахта комплектовались бронеавтомобилями, которые успешно выполняли поставленные перед ними задачи. Однако в войне на востоке бездорожье и трудно проходимая местность свела усилия немецких разведывательных частей на нет. Армии требовалась боевая машина с хорошей проходимостью, достаточным вооружением и бронированием для действий в тяжелых условиях восточного фронта. Для этой роли немцы решили приспособить лёгкий танк Luchs, обладавший хорошей проходимостью и 20-мм автоматической пушкой.

Описание

Работы по созданию нового лёгкого танка начались в Германии ещё до Второй Мировой Войны. Летом 1938 года был начат новый проект, результатом которого вскоре и станет лёгкий танк Luchs . На первоначальной стадии проектирования танк получил обозначение VK 901. Машина считалась развитием серии легких танков PzII, однако новый проект напоминал "двойку" только вооружением (20-мм орудие KwK38), а также сходным по толщине бронированием. Что же касается конструкции базы танка - ходовой части, то она принципиально отличалась от "PzII" - в ней использовалось пресловутое "шахматное" расположение катков. Такая же схема будет задействована и на знаменитых тяжелых танках "Тигр". Впрочем, проект по началу шёл не слишком успешно - реально было выпущено лишь чуть более десяти танков этого типа. Подлинное развитие проект будущего танка Luchs начал уже в ходе войны против СССР, когда перед немцами остро встала проблема обеспечения своих разведывательных частей, которые в условиях русского бездорожья перестали справляться со своими задачами. Был начат проект VK1303, предусматривавший создание танка с хорошей проходимостью, надежностью ходовой части и большим запасом хода, который мог бы выполнять разведывательные функции в экстремальных условиях восточного фронта. Летом 1942 года первый выпущенный прототип уже прошёл испытания. При этом он показал отличные результаты в плане надёжности, пройдя почти 2500 километров без поломок и отказов в оборудовании. Проект одобрили и танк приняли на вооружение под названием Pz.II Ausf.L Luchs Бронирование нового лёгкого танка к середине 1942 года уже было достаточно слабым, но его главной задачей было ведение разведки, а не огневой бой с танками противника и не прорыв укрепленных позиций, поэтому это возможно и не стоит считать ярко выраженным недостатоком. Автоматическая пушка KwK 38 калибра 20-мм также была уже слишком слабой к лету 1942 года. Обладая высоким темпом огня(220 выстрелов в минуту), она успешно могла противостоять пехоте противника, а также лёгким советским танкам устаревших конструкций или бронеавтомобилям, броня которых пробивалась огнём этого слабого орудия. О борьбе со средними и тяжелыми танками не могло быть и речи - Luchs и не был приспособлен для таких задач. Он успешно мог играть роль вспомогательного танка второй линии - прикрывать тылы, сопровождать колонны снабжения, противостоять партизанским отрядам, а самое главное - вести на передовой разведку при отсутствии сильной противотанковой обороны противника. То есть он мог успешно выполнять задачи, для которых и был создан. С осени 1942 года легкие танки Luchs стали поступать на вооружение разведывательных рот танковых батальонов Панцерваффе. Они использовались в танковых частях как на восточном фронте против Красной Армии, так и на западе против высадившихся в Нормандии союзников. В частях СС танки этого типа сохранялись на вооружении вплоть до 1944 года. Всё же, несмотря на то, что этот танк был явно вспомогательным, его слабое вооружение и бронирование иногла ограничивало возможности его применения даже для его непосредственных задач - разведки. В связи с этим в ходе войны предпринимались попытки несколько усилить бронирование танка. Также планировалось перевооружить танки Luchs 50-мм орудиями Kwk39 L/60, чтобы увеличить их эффективность в бою. Этого сделано по всей видимости не было, хотя существует непроверенная информация, что часть лёгких танков Luchs всё же оснастили этими орудиями. Давая общую оценку этому танку можно сказать, что он мог успешно выполнять возложенные на него разведывательные функции, поскольку его тактико-технические характеристики, в частности запас хода, проходимость и надёжность, позволяли ему вести разведку в условиях самого тяжелого бездорожья. Что же касается боевой ценности танка, то она не впечатляет - вести успешный бой Luchs мог только со слабобронированной техникой и пехотой противника. Выпуск танков Luchs также был довольно мал и не превысил полуторасотен единиц, что очень мало на фоне общего производства танков в Германии. Присутствие в войсках этих танков ввиду их скромного выпуска было минимальным.

Немецкий легкий разведывательный танк «Лукс» («Рысь») «Luchs» PzKpfw II Ausf L, с радиостанцией повышенной дальности

Данный танк разрабатывался для ведения разведки боем в течении всего 1942 года. Особенно привлекает его ходовая часть, которая была свойственна только для тяжелых и средних немецких танков. Обозначался этот танк Sd.Kfz 123 / VK 1303 (сквозная классификация бронетехники вермахта). Производили этот танк две немецкие компании: Хеншель и MAN с сентябрь 1943 по январь 1944 года и всего было произведено 104 танка.


Немецкий легкий разведывательный танк «Лукс» («Рысь») «Luchs» PzKpfw II Ausf L в танковом музее в Бовингтоне (Англия)


Впервые боевое применение танк «Luchs» PzKpfw II Ausf L получил на Восточном фронте, где участвовал в боях в составе 4-й танковой дивизии (разведывательное бронетанковое подразделение Panzer Aufklarungs Abteilungen), помимо этого, войска СС имели на вооружении этот легкий танк. Стоит заметить, что на Восточном фронте легкие танки долго не жили, поэтому на «Луксы» устанавливали дополнительные броневые плиты, чтобы хоть как-то улучшить живучесть машины. Эти танки отлично зарекомендовали себя во время тяжелых боев окруженных немецких войск в Курляндии. Сохранились сведения, что танки Лухс продержались до мая 1945 года, отступая до города Данцига в составе 4-й танковой дивизии.


Немецкий легкий разведывательный танк «Лукс» («Рысь») «Luchs» PzKpfw II Ausf L.


Немецкий легкий разведывательный танк «Лукс» («Рысь») «Luchs» PzKpfw II Ausf L, внутри танка, вид на орудие и пулемет в башне

Помимо разведки, эти танки применяли для коммуникационных целей, когда связь была нарушена. Несколько танков «Luchs» PzKpfw II Ausf L были оборудованы радиостанциями повышенной мощности. Отличительной чертой этих разведывательных танков была его высокая скорость перемещения – до 60 км/час


Немецкий легкий разведывательный танк «Лукс» («Рысь») «Luchs» PzKpfw II Ausf L, Восточный фронт


Немецкий легкий разведывательный танк «Лукс» («Рысь») «Luchs» PzKpfw II Ausf L, вид сверху

В целом, танки «Luchs» PzKpfw II Ausf L были мало приспособлены для ведения боевых действий на Восточном фронте. Недостаточное бронирование, слабое вооружение (недостаточная бронепробиваемость танков Т-34) делало его морально устаревшим. Немецкое командование, по возможности, применяло его против вражеской пехоты, партизан, слабобронированной техники и расчетов артиллерии. Дальность хода и проходимость по бездорожью была также мала, что было непростительно в условиях войны на больших территориях России. Однако, в то время, когда немецкие бронеавтомобили застревали в грязи (весенняя и осенняя распутица) роль разведчиков брали на себя танки, такие как Лукс. Дело в том, что с началом войны на вооружение Красной Армии поступило большое количество ПТР, которые без труда расправлялись с броневиками немцев, а вот с танками дела обстояли сложнее.


Немецкий легкий разведывательный танк «Лукс» («Рысь») «Luchs» PzKpfw II Ausf L. Вариант окраски. Восточный фронт, лето 1944 года

Еще в 1938 году немецкая армия заказала разработку легкого разведывательного танка с боевой массой порядка 9 т, 20-мм автоматической пушкой и бронированием толщиной до 30 мм. В течение нескольких следующих лет силами ведущих разработчиков бронетехники были созданы несколько вариантов подобных машин, которые, однако, не дошли до массового серийного производства. Проект легкого разведывательного танка удалось довести до эксплуатации в войсках только к концу 1942 года. Серийная машина нового типа получила обозначение Pz.Kpfw.II Ausf.L Luchs.

Появлению новой модификации танка Panzerkampfwagen II предшествовал ряд любопытных событий. Напомним, в конце тридцатых годов Вермахт пожелал получить легкий танк на базе существующего Pz.Kpfw.II, способный выполнять задачи разведки, а при необходимости и участвовать в боях, для чего ему требовались соответствующие защита и . Первым вариантом такой бронемашины стал танк VK 901 от фирм MAN и Daimler-Benz. Эта разработка прошла испытания, но не получила одобрения заказчика по причине недостаточных характеристик защиты и превышения требуемой боевой массы примерно на полторы тонны.

В дальнейшем появился проект VK 903, тоже не устроивший военных. Увеличение толщины бортовой брони на 5 мм не дало желаемого прироста защиты, а также исключило выполнение требований по массе. В дальнейшем была одобрена разработка легкого танка весом до 12-13 т, получившего название VK 1301. Эта машина, как и ее предшественники, не пошла в серию. При этом одной из главных причин отказа от нее стал заметный прогресс проекта VK 1303, разрабатывавшегося в то же время. Одновременно с этим имелись и некоторые проблемы технического характера.

Музейный танк Pz.Kpfw.II Ausf.L Luchs из Сомюраю Фото Wikimedia Commons

В середине 1940 года к программе создания легкого разведывательного танка были привлечены чехословацкие компании BMM и Škoda, что привело к серьезному усилению конкуренции и некоторому ускорению работ. К концу 1941 года все участники программы представили свою новую технику на испытания. Интересен тот факт, что первый этап конкурса завершился победой легкого танка от BMM. Однако вскоре специалисты фирмы MAN усовершенствовали свой вариант бронемашины, после чего она смогла одержать победу во втором этапе программы в середине 42-го. Танк от MAN теперь предлагалось строить серийно и эксплуатировать в войсках.

Разработка проекта с условным обозначением VK 1303 стартовала в конце 1940 года. Используя имеющийся опыт и наработки по предыдущим проектам легких танков, специалисты фирмы MAN должны были разработать свой вариант бронемашины с требуемыми характеристиками. К этому времени заказчик согласился поднять предельную боевую массу до 13 т, что должно было в определенной мере упростить создание проекта, а также давало возможность обеспечить приемлемую защиту. Кроме того, это позволило завершить разработку нового танка в сравнительно краткие сроки, поскольку появилась возможность широко использовать существующие узлы и агрегаты без крупных доработок.

Применение готовых наработок привело к ожидаемым результатам. Внешне танк VK 1303 должен был минимально отличаться от другой техники, созданной ранее. Отдельные черты экстерьера этой машины напоминали VK 901, VK 903 и VK 1303. При этом присутствовали и некоторые заметные отличия в конструкции тех или иных агрегатов. В рамках двух новейших проектов VK 1301 и VK 1303 планировалось реализовать одни и те же идеи, однако достигать цели предлагалось разными способами и при помощи различного состава оборудования.


Прототип шасси, использовавшийся в ранних испытаниях. Фото Aviarmor.net

В проекте VK 1303 было предложено использовать имеющиеся наработки по предыдущим проектам, в том числе касающиеся конструкции корпуса и бронезащиты. Для экономии времени и сохранения преемственности новый танк должен был иметь общую компоновку, традиционную для немецкой бронетехники того времени. Двигатель помещался в корме, трансмиссия – в передней части корпуса. Обитаемые отсеки следовало размещать между ними. Также планировалось использовать отработанную форму корпуса, собираемого при помощи сварки из бронелистов разной конфигурации.

Корпус танка VK 1303 сохранил свойственную своим предшественникам лобовую часть, состоящую из трех листов толщиной по 30 мм. Нижний и средний листы располагались под разными углами к вертикали, верхний монтировался с небольшим наклоном назад. Позади лобовой части помещались вертикальные борта толщиной 20 мм. Из аналогичного листа изготавливалась корма. Крыша и днище должны были иметь толщину 13 и 10 мм соответственно. В сравнении с предыдущими разработками подбашенная коробка была расширена ввиду использования новой башни. Для более эффективного использования внутреннего пространства кормовой лист корпуса был завален назад и образовывал дополнительную нишу.

На крыше корпуса предлагалось устанавливать башню, аналогичную использовавшейся в предыдущих проектах. Корпус башни состоял из нескольких листов разной формы, установленных с наклоном внутрь. Для улучшения характеристик и облегчения конструкции башня имела скосы в передней и задней частях бортов. Защита башни от обстрела спереди обеспечивалась лбом и маской толщиной по 30 мм. Борта башни предлагалось изготавливать из листов толщиной 15 мм, корму – из 20-мм. Сверху башня закрывалась наклонной 13-мм крышей. Интересной особенностью проекта VK 1303 было расположение башни в центре корпуса, а не со сдвигом к борту, как в других модификациях Pz.Kpfw.II.


Схема танка Luchs. Рисунок Барятинский М. "Разведчики боем"

Новый танк сохранил силовую установку предшественников. В кормовом моторном отсеке помещался карбюраторный двигатель Maybach HL 66P мощностью 180 л.с. Двигатель оснащался электростартером, но мог запускаться и при помощи ручной системы. В состав трансмиссии входили главный фрикцион сухого трения типа Mecano фирмы Fichtel & Sachs, коробка передач ZF Aphon SSG48 с шестью скоростями переднего хода и одной заднего, а также колодочные тормоза фирмы MAN. В кормовом отделении корпуса вместе с двигателем помещались два топливных бака общей емкостью 235 л.

Ходовая часть для танка VK 1303 представляла собой дальнейшее развитие агрегатов, использованных в предыдущих проектах. При этом, как и в случае с VK 1301, имело место некоторое изменение конструкции с целью усиления агрегатов и компенсации возросшей боевой массы. Ходовая часть получила по пять опорных катков диаметром 735 мм на каждый борт. Катки с резиновыми бандажами оснащались индивидуальной торсионной подвеской. Кроме того, передняя и задняя пары катков получали дополнительные гидравлические амортизаторы. Катки монтировались в два ряда в шахматном порядке: по три внутри и два снаружи.

Вновь были использованы спицованные ведущие колеса переднего расположения с цевочным зацеплением. Направляющие колеса с механизмами натяжения помещались в корме. В новом проекте была использована мелкозвенчатая гусеница шириной 360 мм, разработанная для одного из предыдущих разведывательных танков.

В броневой башне танка должно было размещаться все необходимое пулеметно-пушечное вооружение. Интересно, что в ходе проектирования башня и комплекс вооружения претерпели некоторые изменения. Так, в первой версии проекта VK 1303 предусматривалось асимметричное размещение установки с вооружением, но позже было решено поместить пушку на продольной оси башни. Это позволяло в определенной мере улучшить эргономику внутренних объемов башни без значительных изменений ее конструкции.


Один из полноценных прототипов. Фото Aviarmor.net

В качестве основного оружия для нового танка была выбрана 20-мм автоматическая пушка KwK 38, уже применявшаяся на нескольких предыдущих модификациях Pz.Kpfw.II. Эта пушка со стволом длиной 55 калибров могла разгонять снаряды до скоростей порядка 1050 м/с и делать 220 выстрелов в минуту. Самые эффективные бронебойные боеприпасы орудия могли пробивать до 35-40 мм гомогенной брони с дистанции 100 м. Боепитание пушки осуществлялось при помощи лент, помещенных в металлические короба. Внутри боевого отделения размещался боекомплект орудия из 330 снарядов.

В одной установке с пушкой монтировался спаренный пулемет MG 34 калибра 7,92 мм. Боекомплект пулемета – 2250 патронов.

Наводить оружие предлагалось при помощи ручных приводов, обеспечивавших поворот башни и подъем орудийной установки. С помощью таких механизмов можно было вести огонь в любом направлении с возвышением стволов от -9° до +18°. Орудие комплектовалось прицелом TZF 6/38 фирмы Zeiss, который можно было применять для стрельбы из пушки и пулемета. Кроме того, пулемет оснащался собственным прицелом KgzF 2.

Со временем легкий танк получил дополнительное вооружение в виде двух трехствольных дымовых гранатометов. Эти устройства должны были помещаться в передней части бортов башни. Задачей 90-мм гранатометов было обеспечение маскировки в различных боевых ситуациях.


Интерьер боевого отделения. Фото Pro-tank.ru

Экипаж нового танка состоял из четырех человек. В переднем отделении управления корпуса должны были располагаться механик-водитель и радист. В крыше отделения управления имелось два люка для доступа на места экипажа. В лобовом листе и бортах корпуса располагались четыре лючка для слежения за окружающей обстановкой. На рабочем месте радиста планировалось устанавливать радиостанции FuG 12 и FuG Spr «a». Антенна одной из станций помещалась на кормовой части башни, а вторая, метелочного типа, должна была монтироваться в специальном стакане на правом борту подбашенной коробки.

В башне поместили рабочие места командира и наводчика, который также должен был выполнять функции заряжающего. Было решено отказаться от использования командирской башенки, из-за чего наблюдение теперь предлагалось осуществлять при помощи двух перископов в люках. Также на правом борту башни появился щелевой смотровой прибор.

В ходе проекта VK 1303 конструкторам фирмы MAN удалось уложиться в требования заказчика к габаритам и весу машины. Длина танка составляла 4,63 м, ширина – 2,48 м, высота – 2,21 м. Боевая масса не превышала 11,8-12 т. Расчетная максимальная скорость достигала 60 км/ч, запас хода – 290 км. Столь высокая подвижность должна была обеспечиваться сравнительно хорошими показателями удельной мощности танка: не менее 15 л.с. на тонну.


Танк Pz.Kpfw.II Ausf.L на фронте. Фото Aviarmor.net

К середине 1941 года проект VK 1303 дошел до стадии испытаний опытного шасси. На заводе MAN был собран прототип машины, не оснащавшийся полноценным корпусом и башней. Для упрощения конструкции эта машина получила пустой объем на месте боевого отделения, который частично заполнили грузом для имитации веса танка. Также опытная машина получила ветровое стекло и несколько других деталей, совершенно не характерных для боевой бронированной техники, но облегчающих работу испытателей.

Сравнительные испытания нескольких легких разведывательных танков, разработанных разными фирмами, прошли в мае-июне 1942 года. Эти испытания показали явное превосходство танка VK 1303 над другими машинами. По результатам сравнения военные сделали свой выбор – армия должна была получить легкие танки фирмы MAN. Прочие машины отличались менее высокими характеристиками и поэтому не смогли заинтересовать заказчика.

В середине 1942 года танк VK 1303 приняли на вооружение под обозначением Pz.Kpfw.II Ausf.L Luchs («Рысь»). Вскоре появился заказ на серийное строительство техники. Вермахт заказал строительство и поставку 800 легких танков новой модели. Производство этой техники поручили фирмам MAN и Henschel. Осенью 1942 года (в некоторых источниках упоминается осень 43-го) с конвейера сошли первые серийные танки.

К концу 1942 года появилось предложение модернизировать новый танк с целью повышения его основных характеристик. Так, серьезные претензии вызывало использованное оружие. К этому времени 20-мм автоматическая пушка KwK 38 успела устареть и потеряла возможность поражать массовые танки противника. В связи с этим началась разработка нового варианта «Рыси» с усиленным вооружением. В некоторых источниках такая машина упоминается под обозначением VK 1303b.


Музейный образец. Фото Modelwork.pl

В качестве главного средства повышения огневой мощи была выбрана пушка 5 cm KwK 39 L/60 калибра 50 мм. Такое орудие позволяло решить поставленную задачу, но требовало переделки конструкции бронемашины. Имеющаяся башня, разработанная под орудие KwK 38, не могла вместить новую пушку повышенной мощности. Была разработана новая версия башни, отличавшаяся увеличенными размерами и, по некоторым данным, отсутствием крыши.

На определенном этапе развития проекта появилось предложение оснастить танк Pz.Kpfw.II Ausf.L более мощным двигателем. Вместо имевшегося Maybach HL 66P предлагалось использовать дизельный двигатель Tatra 103 мощностью 220 л.с. Такую переделку прошел один из серийных танков, но дальше модернизация не продвинулась. Серийные бронемашины оснащались только штатными карбюраторными двигателями.

Несмотря на все усилия, выполнить заказ на строительство восьми сотен танков нового типа так и не удалось. По разным данным, до начала 1944 года было построено не более 100-142 машин типа Luchs. Согласно некоторым источникам, несколько танков перестроили из опытных VK 1301, а остальные машины строились с нуля. В общей сложности фирмой MAN было построено не более 118 танков, а Henschel выпустила до 18 машин. В январе 1944 года производство было свернуто. К этому времени заводы-подрядчики были загружены несколькими заказами с высоким приоритетом, из-за чего они более не могли выпускать легкие танки с неоднозначными перспективами. В итоге не была выполнена даже пятая часть исходного заказа.

Вариант легкого танка с усиленным вооружением, по разным данным, не был воплощен в металле либо не вышел из стадии испытаний. В одних источниках утверждается, что такая бронемашина даже не строилась, тогда как другие говорят о сборке нескольких опытных образцов. Кроме того, встречается упоминание выпуска 31 танка с 50-мм пушками. Тем не менее, согласно большинству источников, в серию «Рысь» с пушкой KwK 39 не пошла.


Сохранившийся до наших дней танк, вид на корму. Фото Lesffi.vraiforum.com

Сохранились упоминания о двух проектах специальной техники на базе нового легкого танка. На основе существующего шасси предлагалось построить ремонтно-эвакуационную машину Bergepanzer Luchs, пригодную для обслуживания легких танков нескольких типов. Кроме того, рассматривалась возможность создания зенитной самоходной установки Flakpanzer Luchs с оригинальным боевым отделением, оснащенным 37-мм автоматической пушкой.

Первые серийные танки Pz.Kpfw.II Ausf.L поступили в войска осенью 1942 года. Машины разведывательного назначения предлагалось распределять по несколько единиц между имеющимися крупными соединениями. Предполагалось, что в составе разведывательных батальонов танковых дивизий появится по новой роте, оснащенной танками Luchs. Первоначальный заказ позволял оснастить новой техникой большое количество соединений, однако на практике перевооружение затянулось, а затем было сокращено.

Ввиду остановки производства новых танков после 100-142 единиц технику успели получить лишь несколько соединений: 2-я, 3-я, 4-я и 116-я танковые дивизии, учебная дивизия Вермахта и 3-я танковая дивизия SS Totenkopf. Задачей машин, переданных батальонам этих соединений, было участие в разведке и дополнение уже имевшейся на вооружении техники.

По некоторым данным, некоторые эксплуатанты танков Pz.Kpfw.II Ausf.L остались недовольны характеристиками этой техники. Так, известно о кустарном усилении бронирования путем установки дополнительных 20-мм листов на лобовые детали корпуса. Такая доработка в условиях войсковых мастерских позволяла значительно повысить уровень защиты и живучесть машины на поле боя.


Музейный танк "выступает" перед зрителями. Фото Pro-tank.ru

Согласно большинству источников, танки Luchs активно эксплуатировались в течение длительного времени. Последние сообщения о массовом применении такой техники в интересах разведки относятся к концу 1944 года. При этом до лета 44-го машины типа «Рысь» применялись только на Восточном фронте, а после начала боев в Западной Европе часть соединений, вооруженных такой техникой, была переброшена на новый театр военных действий. Таким образом, легкие разведывательные танки, имевшиеся на вооружении нескольких дивизий, успели повоевать на всех европейских фронтах и сразиться с бронетехникой нескольких стран антигитлеровской коалиции.

Ввиду специфического сочетания защиты и огневой мощи, прямо влиявших на боевую эффективность и живучесть на поле боя, легкие разведывательные танки Pz.Kpfw.II Ausf.L Luchs подвергались серьезным рискам. Они могли противостоять пехоте или легким танкам противника, но средние танки и артиллерия оказывались слишком серьезной угрозой. Как следствие, разведывательные подразделения регулярно несли потери. Более того, к концу войны почти все танки «Рысь» были выведены из строя, уничтожены или захвачены противником.

Из 100-142 построенных танков Luchs до нашего времени дожили лишь несколько машин, теперь являющихся музейными экспонатами. Танки этого типа хранятся в британском Бовингтоне, французском Сомюре, немецком Мюнстере, в российской Кубинке и в нескольких других музеях. Эта техника регулярно проходит реставрацию и находится в хорошем состоянии. Кроме того, часть машин до сих пор сохраняет работоспособность и используется в показательных выступлениях.

Проект разработки легкого разведывательного танка стартовал еще в середине 1938 года, но реальные результаты в виде серийной техники требуемого типа появились лишь осенью 42-го. Подобное затягивание работ привело к неприятным для немецкой армии последствиям. Танк образца 1942 года фактически создавался по измененному техническому заданию конца тридцатых годов, из-за чего уже не мог в полной мере отвечать требованиям своего времени. В результате было построено не более полутора сотен машин, после чего строительство свернули ввиду отсутствия заметных перспектив. Таким образом, поставленная армией задача была решена, но это произошло слишком поздно для полноценного использования новой техники.

По материалам:
http://aviarmor.net/
http://achtungpanzer.com/
http://pro-tank.ru/
http://armor.kiev.ua/
http://lexikon-der-wehrmacht.de/
Чемберлен П., Дойл Х. Полный справочник немецких танков и самоходных орудий Второй мировой войны. – М.: АСТ: Астрель, 2008.
Барятинский М. Разведчики боем // Моделист-конструктор. 2001. №11. С.32.

В русском комьюнити (интернет-сообщество со сходными интересами, в данном случае речь идет о геймерах) немецкий танк Luchs именуют "Лучом", однако если делать дословный перевод, то мы получим совершенно другое название — "Рысь". Несмотря на различия в значениях, оба имени прекрасно характеризуют эту легкую машину четвертого класса. Она быстрая и маневренная, а ее динамические характеристики являются одними из лучших в классе.

Согласно отзывам о танке Luchs, многие игроки воспринимают его в качестве переходной ступени во время прокачки машин средних габаритов. Хорошим примером являются случайные бои, где среднестатистические "Лучи" живут всего две минуты и при этом не оказывают своим тиммейтам (членам одной команды) никакой особой поддержки.

Фото танка Luchs, а также вся необходимая информация о нем представлены в нашем сегодняшнем материале.

Готовимся к бою: проводим модификацию игрового клиента

Перед началом игры необходимо установить дополнение к WoT. С его помощью пользователи могут получить информацию о собственных радиусах обзора, а также узнать свою максимальную видимость. Ни один стартовый матч на любом танке не обходится без этой незаменимой штуки.

Установка оборудования

Даже максимальная комплектация танка Luchs в World of Tanks выдает очень скромный показатель обзора — всего 360 м. На четвертом уровне это довольно неплохо, однако при данном раскладе нас ожидают бои с более старшими противниками — с седьмыми и девятыми. К сожалению, в таких ситуациях обзора в 360 метров недостаточно. Чтобы уравновесить шансы на поле боя, важно заранее побеспокоиться об установке стереотрубы. Примечательно, что ее цена в несколько раз выше самого "Луча", поэтому не многие игроки захотят тратить свои сбережения сразу же после покупки большого танка. Чем же так хороша стереотруба? Она позволяет увеличить обзор до 450 метров, что является максимальным показателем видимости в WoT.

Еще одно оборудование, которого требует Luchs, — это просветленная оптика. Если говорить о стереотрубе, то она расширяет обзор, только когда машина находится в неподвижном состоянии. Нам же, в свою очередь, придется часто двигаться по полю. Вдобавок, установленные вместе, стереотруба и просветленная оптика смогут выявлять расположение вражеских ПТ-САУ, затаившихся в кустах, и легких танков на большом расстоянии.

Показатель маскировки у танка Luchs хороший: небольшие габариты позволяют оставаться ему малозаметным. Если хочется быть на сто процентов уверенными в том, что противник обойдет нас стороной, то можно выполнить установку маскировочной сетки.

Экипаж и навыки его членов

Место, где в танке Luchs находится экипаж, вмещает четырех человек. Если игрок заранее побеспокоился о том, чтобы установить правильное оборудование на "Луч", то даже базовые навыки солдат не смогут ударить по его эффективности.

Также можно повысить уровень выживаемости, прокачав маскировку и "шестое чувство". Правда, на последний навык лучше не рассчитывать — заметив нас на поле, подавляющее большинство противников расправится с нами всего за несколько секунд.

Разбираемся со стратегией. Общая информация

Многие игроки придерживаются довольно простой тактики: в самом начале матча они решительно мчатся до базы соперников, а затем умирают там. Кто-то, наоборот, полагает, что Luchs должен оказаться в тылу врага, где он сможет разобраться с артиллерией. К сожалению, ни та ни другая тактика не является достаточно эффективной.

Что на самом деле должен делать "Луч" — это выживать. Танк является поддержкой для остальных тиммейтов, и именно благодаря скорости, маскировке и обзору он способен оказать переломное влияние на финальный исход битвы.

Одной из сложных задач во время игры на Luchs считается хорошее знание игровых карт. Каждая тактика боя на "Луче" зависит от того, каким рельефом обладает та или иная территория, как расположены на ней кусты и деревья. Иногда бывает полезно проиграть несколько матчей, но зато успеть поэкспериментировать с укрытиями. Подобная стратегия поможет выявить лучшие пути и направления для ведения боя.

Ниже мы рассмотрим несколько популярных тактик.

Тактика раннего обнаружения

Обычно используется в самом начале сражения, в целом не слишком эффективна. Ее смысл заключается в том, чтобы в первые минуты боя танк забрался на возвышение, откуда он сможет узнать о максимальном количестве врагов и об их передвижении.

С одной стороны, такая тактика может показаться полезной: наши тиммейты заранее оценивают комплектацию соперника, а мы обогащаемся дополнительными деньгами и опытом. И, вроде бы, все в выигрыше, однако есть несколько "но":

  • количество карт, подходящих под такую стратегию, ничтожно мало;
  • случайные бои и пользователи, которые прибегают к помощи разведки, — практически несовместимая комбинация;
  • практически все подобные позиции небезопасны и хорошо просматриваются вражеской стороной.

"Не двигаемся! Не стреляем!"

Возможно, для кого-то странная и непривычная, эта тактика является основной для подавляющего большинства территорий. Все карты, за исключением городских, имеют несколько специальных маскирующих укрытий, представленных кустами и деревьями. Они находятся вдали от каждой базы, на равных расстояниях. Если добраться до одного из таких укрытий, то можно собрать информацию об одном из флангов, а порой и обо всей карте!

Поддерживаем пустое направление

Во время случайных боев часто возникает ситуация, когда все тиммейты без предварительной договоренности начинают ломиться в одном и том же направлении. Если игроку на танке Luchs известно о хорошем и безопасном укрытии в другой стороне, то лучше его занять. В результате такой тактики враги не смогут застать всю команду врасплох. Также неплохо было бы иметь в компании хотя бы одну ПТ-САУ — при таком раскладе "Луч" сможет долго стоять под натиском.

"Осторожно, ползем"

В WoT есть несколько карт, на которых отсутствуют какие-либо открытые участки местности. Именно такие территории бросают "Лучу" неприятный вызов, ведь высидеть в укрытии там не получится.

Все, что можно предпринять на танке Luchs в подобной ситуации — это аккуратное передвижение вперед. В случае если нам удалось обнаружить врага, необходимо подъехать к нему как можно ближе и укрыться за любой попавшейся преградой. Главное — дождаться момента, когда количество вражеской техники уменьшится до 8-9 единиц. После этого можно пробовать переходить из наблюдательного режима в режим атаки.

О ближнем бое

Несмотря на то что основные занятия, отведенные "Лучу" на поле боя, заключаются в том, чтобы пассивно обнаруживать противника и наблюдать за ним, варианты прохождения этим не ограничиваются. К примеру, правильное использование барабанного орудия танка Luchs может нанести серьезный удар по врагу.

Пожалуй, главный "козырь" этой машины заключается в том, что ее часто недооценивают. Конечно, атака в лоб в нашем случае не является чем-то серьезным, однако если действовать со стороны борта или кормы, то можно с легкостью выбить 200-300 очков урона.

В конце статьи стоит подвести итоги и изложить главные правила эффективной игры на "Луче". Они таковы:

  • Если бой, то только вблизи. Барабанное орудие имеет очень высокий разброс, поэтому гарантированное попадание возможно только на сравнительно небольших дистанциях.
  • Не боимся выжидать. Атака вместе с Luchs в самом начале сражения сравнима с гарантированной смертью. Лучше дождаться, когда тиммейты сократят количество вражеской техники на поле боя до 8-9 единиц.
  • Выбираем цель. "Луч" отличается хорошей скоростью, поэтому не стоит сразу же "кидаться" на ближайший танк. Лучше проехаться по карте и отыскать равного по габаритам соперника. Рекомендуется обратить внимание на недобитую технику — обычно на ее уничтожение уходит всего один заряд.
  • Любой гайд на танк Luchs может похвастаться списком как предпочитаемых противников, так и тех, с которыми лучше не вступать в открытый бой. Первая группа включает в себя машины со следующими характеристиками: слабая защита, низкая скорость поворота башни и шасси, заднее расположение двигателя. Остальные танки лучше обходить стороной.
  • Если столкнулись с низкопрофильными танками, то лучше не пользоваться автоприцелом. Для такой ситуации лучше всего подходит ручная наводка.

  • Лучший противник — занятой противник. Нередко бывают моменты, когда игрок оказывается "третьим лишним" между двумя сцепившимся танками. В таком случае он может помочь своему союзнику, по-тихому заехав в тыл врага. Как уже упоминалось ранее, "Луч" часто недооценивают, поэтому не стоит упускать возможности лишний раз доказать обратное!
Психология