Танк лт 38 чехия. Описание конструкции

Легкий танк Pz Kpfw 38(t)

1 июля 1938 года в Чехословакии на вооружение был принят новый танк LT vz.38 в качестве стандартного танка чехословацкой армии. Захватив Чехию в марте 1939 г., Германия продолжила производство этих танков на заводе ЧКД, который был переименован в БММ (Богемско-Моравская машиностроительная фабрика).

Танк LT vz.38 вооружался 37,2-мм пушкой «Шкода» А-7 и двумя 7,92-мм пулеметами ZB 53 vz. 37, по немецкой классификации – MG 37(t). Толщина броневых листов лобовой части корпуса и башни составляла 25 мм, бортовой и кормовой – 15 мм. По своим тактико-техническим характеристикам легкий танк LT vz. 38 не уступал, а по некоторым показателям даже превосходил немецкий средний танк Pz Kpfw III. Изготавливались корпус и башня чехословацкого танка клепкой на каркасе из уголков, что к тому времени являлось недостатком. Экипаж танка состоял из трех человек, что не обеспечивало полного разделения функциональных обязанностей.

Первая серия из 150 машин LT vz.38, заказанных еще для чехословацкой армии, производилась с мая по ноябрь 1939 года. Экипаж танка был увеличен до 4-х человек за счет сокращения боекомплекта к пушке. Была установлена немецкая стержневая антенна впереди на левом борту корпуса. Танк получил новое обозначение – Pz Kpfw 38(t) Ausf A.

Всего с 1938 г. по июнь 1942 г. было выпущено 1411 легких танков Pz Kpfw 38(t) разных модификаций.

Основные тактико-технические характеристики легкого танка
Pz Kpfw 38(t)

Экипаж - 4 чел.
Длина - 4,61 м. Ширина - 2,14 м. Высота - 2,4 м.
Двигатель - «Прага» ЕРА. Скорость - 42 км/ч. Запас хода - 250 км.
Вооружение: 37-мм пушка 3,7cm КwК 38(t) и два 7,92-мм пулемета МG37(t).

Легкий танк Pz Kpfw 38(t) Ausf А

Выпущено 150 машин с мая по ноябрь 1939 года.

Легкий танк Pz Kpfw 38(t) Ausf A

Боевая масса - 9,5 т.

Броня: лоб башни, надстройки и корпуса – 25 мм, борт и корма – 15 мм.

Радиостанция - FuG 37(t).

В 1939 году 59 танков Pz Kpfw 38(t) Ausf А участвовали в Польской кампании в составе 3-й легкой дивизии. В 1940 году 15 танков Pz Kpfw 38(t) Ausf А принимали участие в оккупации Норвегии. Потом эти танки воевали на всех фронтах, кроме африканского.

Легкий танк Pz Kpfw 38(t) Ausf B, Ausf C, Ausf D

Pz Kpfw 38(t) Ausf B выпущено 110 машин с января по май 1940 г.

Pz Kpfw 38(t) Ausf C выпущено 110 машин с мая по август 1940 г.

Pz Kpfw 38(t) Ausf D выпущено 105 машин с августа по декабрь 1940 г.

Незначительные изменения по сравнению с модификацией А. Была убрана антенна с левого борта, добавлено оборудование для дымообразования.

Легкий танк Pz Kpfw 38(t) Ausf E/F

Pz Kpfw 38(t) Ausf E выпущено 275 машин с ноября 1940г. по май 1941 г.

Pz Kpfw 38(t) Ausf F выпущено 250 машин с мая по октябрь 1941 года.


Легкий танк Pz Kpfw 38(t) Ausf E

Опыт польской кампании показал недостаточность бронирования всех немецких легких танков. С ноября 1940 г. лобовые детали брони Pz Kpfw 38(t) стали усиливаться с 25-мм листами, которые крепились заклепками. Было также усилено бронирование бортов башни и надстройки. При этом боевая масса танка достигла 9,85 т. Установлена немецкая радиостанция FuG 5. На левой надгусеничной полке монтировался ящик для крупных инструментов. Были установлены новые приборы наблюдения для водителя и наводчика.

Боевая масса - 9,85 т.
Броня: лоб башни, надстройки и корпуса – 50 (25+25), борта башни и надстройки – 30, борт и корма корпуса – 15 мм.
Вооружение: 37-мм пушка 3,7cm КwК38(t) и два 7,92-мм пулемета МG37(t).
Радиостанция - FuG 5.

Танки модификации D, Е, F поступили в основном во вновь сформированные 12-ю , 19-ю и 20-ю танковые дивизии , а также в 7-ю и 8-ю танковые дивизии , которые уже были вооружены чешскими танками Pz Kpfw 38(t) модификаций А, В и С.

Легкий танк Pz Kpfw 38(t) Ausf S

Всего было выпущено 90 машин с мая по декабрь 1941 года.

Боевая масса - 9,5 т.
Броня: лоб башни, надстройки и корпуса – 25 мм, борт и корма – 15 мм.
Вооружение: 37-мм пушка 3,7cm КwК38(t) и два 7,92-мм пулемета МG37(t).

Эта серия первоначально предназначалась для вооруженных сил Швеции. В 1938 г. шведское правительство заказало 90 танков. Весной 1940 г. эти танки реквизировал вермахт. В начале 1941 г. шведы получили лицензию на изготовление этой модификации и дали своим танкам обозначение Strv m/41. Танки Pz Kpfw 38(t) Ausf S были переданы Словакии. В составе словацкой «быстрой» дивизии воевали в 1941-42 гг. на Украине и на юге России.

Легкий танк Pz Kpfw 38(t) Ausf G

Выпущено 321 машина с октября 1941 г. по июнь 1942 г.

Последняя серийная модификация чешского танка, которая получила 50-мм лобовую броню башни, надстройки и корпуса. Был удален ящик для амуниции.
Боевая масса - 9,35 т.
Броня: лоб башни, надстройки и корпуса – 50 мм, борт башни и надстройки – 30 мм, корма башни – 22 мм, борт и корма корпуса – 15 мм.
Вооружение: 37-мм пушка 3,7cm КwК38(t) и два 7,92-мм пулемета МG38(t).
Радиостанция - FuG5.

К 1942 г. танк Pz Kpfw 38(t) конструктивно устаревал и Гитлер приказал использовать шасси этого танка для производства противотанковых САУ. На базе танка Pz Kpfw 38(t) выпускались различные бронированные машины : истребители танков «Гетцер», противотанковые САУ «Мардер», тяжелое пехотное САУ «Грилле», 20-мм ЗСУ, бронетранспортеры боеприпасов и БРЭМ. Некоторые танки позже были переделаны в разведывательные машины и огнеметные самоходные установки.

Боевое применение

В 1939 г. 59 танков Pz Kpfw 38(t) Ausf A участвовали в польской кампании в составе 3-й легкой дивизии. В 1940 г. 15 танков Pz KPfw 38(t) Ausf А принимали участие в оккупации Норвегии. Во французской кампании танками Pz Kpfw 38(t) были вооружены 7-я и 8-я танковые дивизии вермахта. 7-я танковая дивизия , которой командовал генерал Роммель, вышла к Ла-Маншу, окружив британские экспедиционные силы, а 8-я танковая дивизия сражалась с французской 3-й механизированной дивизией. В апреле 1941 г. танки Pz Kpfw 38(t) в составе 8-й танковой дивизии вошли в Хорватию, участвуя в операции «Марита» (оккупация Югославии и Греции).

При нападении на СССР все танки Pz Kpfw 38(t) использовались на Восточном фронте. В строю находилось 625 линейных и 35 командирских танков Pz Kpfw 38(t). Из 17 танковых дивизий, принимавших участие в операции «Барбаросса», шесть дивизий были вооружены чехословацкими танками: одна (6-я ) – Pz Kpfw 35(t), пять (7, 8, 12, 19 и 20-я) – Pz Kpfw 38(t). Доля всех чехословацких танков в общем количестве танков, участвовавших во вторжении на территорию СССР, достигала 25 %.

В сентябре 1944 г. боеспособных танков Pz Kpfw 38(t) всех модификаций осталось 229 единиц. Они использовались в основном в составе бронепоездов, к которым прицеплялась платформа с двумя танками. Различные модификации этого танка поставлялись союзникам Германии - Венгрии, Румынии, Словакии.

Современные боевые танки России и мира фото, видео, картинки смотреть онлайн. В данной статье дается представление о современном танковом парке. В его основу положен принцип классификации, используемый в наиболее авторитетном на сегодняшний день справочнике, но в несколько измененном и улучшенном виде. И если последний в своем первозданном виде еще можно встретить в армиях целого ряда стран, то другие уже стали музейным экспонатом. И всего-то в течение 10 лет! Идти по стопам справочника Jane’s и не рассматривать эту боевую машину (весьма кстати любопытную по конструкции и ожесточенно обсуждаемую в свое время), составлявшую основу танкового парка последней четверти XX века, авторы посчитали несправедливым.

Фильмы про танки где до сих пор нет альтернативы этому виду вооружений сухопутных войск. Танк был и, вероятно, надолго останется современным оружием благодаря возможности сочетать в себе такие, казалось бы, противоречивые качества, как высокая подвижность, мощное вооружение и надежная защита экипажа. Эти уникальные качества танков продолжают постоянно совершенствоваться, а накопленные за десятилетия опыт и технологии предопределяют новые рубежи боевых свойств и достижений военно-технического уровня. В извечном противостоянии «снаряд - броня», как показывает практика, защита от снаряда все более совершенствуется, приобретая новые качества: активность, многослойность, самозащищенность. В то же время снаряд становится более точным и мощным.

Русские танки специфичны тем, что позволяют уничтожить противника с безопасного для себя расстояния, имеют возможность совершать быстрые маневры по бездорожью, зараженной местности, могут «пройтись» по территории, занятой противником, захватить решающий плацдарм, навести панику в тылу и подавить врага огнем и гусеницами. Война 1939-1945 гг стала наиболее тяжелым испытанием для всего человечества, так как в нее были вовлечены почти все страны мира. Это была битва титанов – ют самый уникальный период, о котором спорили теоретики в начале 1930-х и в ходе которого танки применялись в больших количествах практически всеми воюющими сторонами. В это время проходила "проверка на вшивость" и глубокое реформирование первых теорий применения танковых войск. И именно советские танковые войска все это затронуто в наибольшей степени.

Танки в бою что стали символом прошедшей войны, становым хребтом советских бронетанковых войск? Кто и в каких условиях создавал их? Каким образом СССР, потерявший большую часть своих европейских территорий и с трудом набиравший танки для обороны Москвы, смог уже в 1943 г выпустить на поля боев мощные танковые соединения?На эти вопросы призвана дать ответ эта книга, повествующая о развитии советских танков "в дни испытаний", с 1937-го по начало 1943 г. При написании книги использованы материалы архивов России и частных коллекций танкостроителей. В нашей истории был период, который отложился в моей памяти с каким-то гнетущим чувством. Он начался с возвращения наших первых военных советников из Испании, а прекратился только в начале сорок третьего, – рассказывал бывший генеральный конструктор САУ Л. Горлицкий, – ощущалось какое-то предгрозовое состояние.

Танки второй мировой войны именно М. Кошкин, чуть ли не подпольно (но, конечно, при поддержке "мудрейшего из мудрых вождя всех народов"), смог создать тот танк, что спустя несколько лет повергнет в шок немецких танковых генералов. И мало того, он не просто создал его, конструктору удалось доказать этим глупцам-военным что именно его Т-34 нужен им, а не очередной колесно-гусеничный "автострадник. Автор находится на несколько иных позициях, которые сформировались у него после знакомства с предвоенными документами РГВА и РГАЭ. Поэтому, работая над этим отрезком истории советского танка, автор неизбежно будет противоречить кое-чему "общепринятому". Данная работа описывает историю советского танкостроения в самые трудные годы – от начала радикальной перестройки всей деятельности конструкторских бюро и наркоматов в целом, во время бешеной гонки по оснащению новых танковых соединений РККА, перевода промышленности на рельсы военного времени и эвакуации.

Танки википедия автор хочет выразить свою особую благодарность за помощь в подборе и обработке материалов М. Коломийцу, а также поблагодарить А. Солянкина, И. Желтова и М. Павлова, – авторов справочного издания "Отечественные бронированные машины. XX век. 1905 – 1941", так как эта книга помогла понять судьбу некоторых проектов, неясную прежде. Также хочется вспомнить с благодарностью те беседы с Львом Израэлевичем Горлицким, бывшим главным Конструктором УЗТМ, которые помогли по новому взглянуть на всю историю советского танка в годы Великой Отечественной войны Советского Союза. У нас сегодня почему-то принято говорить о 1937 -1938 гг. только с точки зрения репрессий, но мало кто вспоминает, что именно в этот период были рождены те танки, что стали легендами военной поры…" Из воспоминачий Л.И. Горлинкого.

Советские танки подробная оценка о них того времени звучала из многих уст. Многие старые люди вспоминали, что именно с событий в Испании всем стало ясно, что война все ближе подбирается к порогу и воевать придется именно с Гитлером. В 1937 г. начались массовые чистки и репрессии в СССР и на фоне этих непростых событий советский танк начал превращаться из "механизированной кавалерии" (в которой одно из его боевых качеств выпячивалось за счет снижения других) в сбалансированную боевую машину, обладающую одновременно мощным вооружением, достаточным для подавления большинства целей, хорошей проходимостью и подвижностью при броневой защите, способной сохранить его боеспособность при обстреле наиболее массовыми противотанковыми средствами вероятного противника.

Большие танки рекомендовалось вводить в состав дополнительно только специальные танки – плавающие, химические. Бригада имела теперь 4 отдельных батальона по 54 танка и была усилена за счет перехода от трехтанковых взводов к пятитанковым. Кроме того, Д. Павлов обосновал от каз от формирования в 1938 г. к четырем имеющимся мехкорпусам еще трех дополнительно, считая, что эти соединения немобильны и трудноуправляемы, а главное – требуют иной организации тылов. Тактико-технические требования к перспективным танкам, как и ожидалось, были скорректированы. В частности, в письме от 23 декабря начальнику КБ завода № 185 им. С.М. Кирова новый начальник потребовал усилить бронирование новых танков с тем, чтобы на дистанции 600-800 метров (эффективная дальность).

Новейшие танки мира при проектировании новых танков необходимо предусмотреть возможность увеличения уровня броневой защиты во время модернизации по крайней мере на одну ступень…" Эта задача могла быть решена двумя путями Во-первых, увеличением толщины броневых листов и, во-вторых, "применением брони повышенной сопротивляемости". Нетрудно догадаться, что второй путь считался более перспективным, так как применение особым образом упрочненных броневых листов, или даже двухслойной брони, могло при сохранении прежней толщины (и массы танка в целом) поднять ее стойкость в 1,2-1,5 раза. Именно этот путь (применение особо упрочненной брони) и был выбран в тот момент для создания новых типов танков.

Танки СССР на заре танкового производства наиболее массово применялась броня, свойства которой по всем направлениям были идентичны. Такая броня называлась гомогенной (однородной), и с самого начала броневых дел мастера стремились к созданию именно такой брони, ведь однородность обеспечивала стабильность характеристик и упрощала обработку. Однако в конце XIX века было замечено, что при насыщении поверхности броневой плиты (на глубину от нескольких десятых долей до нескольких миллиметров) углеродом и кремнием ее поверхностная прочность резко повышалась, тогда как остальная часть плиты оставалась вязкой. Так в обиход вошла гетерогенная (неоднородная) броня.

Военные танки применение гетерогенной брони было очень важно, так как увеличение твердости всей толщи броневого листа приводило к уменьшению его упругости и (как следствие) к увеличению хрупкости. Таким образом, наиболее прочная броня при прочих равных условиях оказывалась очень хрупкой и часто кололась даже от разрывов осколочно-фугасных снарядов. Поэтому на заре броневого производства при изготовлении гомогенных листов задача металлурга заключалась в том, чтобы достичь максимально возможной твердости брони, но при этом не потерять ее упругости. Поверхностно упрочненная насыщением углеродом и кремнием броня была названа цементированной (цементованной) и считалась в то время панацеей от многих бед. Но цементация – процесс сложный, вредный (например, обработка раскаленной плиты струей светильного газа) и сравнительно дорогой, и потому его освоение в серии требовало больших затрат и повышения культуры производства.

Танк военных лет даже в эксплуатации эти корпуса были менее удачными, чем гомогенные, так как без видимых на то причин в них образовывались трещины (преимущественно в нагруженных швах), да и ставить заплатки на пробоины в цементованных плитах в ходе ремонта было весьма затруднительно. Но все же ожидалось, что танк, защищенный 15-20-мм цементованной броней, будет эквивалентен по уровню защиты такому же, но укрытому 22-30-мм листами, без значительного увеличения массы.
Также к середине 1930-х в танкостроении научились упрочнять поверхность сравнительно тонких бронеплит неравномерной закалкой, известной с конца XIX века в судостроении как "метод Круппа". Поверхностная закалка приводила к значительному увеличению твердости лицевой стороны листа, оставляя основную толщу брони вязкой.

Как стреляют танки видео до половины толщины плиты, что было, конечно, хуже, чем цементация, так как при том, что твердость поверхностного слоя была выше, чем при цементации, упругость листов корпуса значительно снижалась. Так что "метод Круппа" в танкостроении позволял поднять прочность брони даже несколько больше, чем цементация. Но та технология закалки, что применялась для морской брони больших толщин, уже не годилась для сравнительно тонкой брони танков. До войны этот способ почти не применялся в нашем серийном танкостроении из-за трудностей технологического характера и сравнительно высокой стоимости.

Боевое применение танков наиболее отработанной для танков была 45-мм танковая пушка обр 1932/34 гг. (20К), и до событии в Испании считалось, что ее мощности вполне хватает для выполнения большинства танковых задач. Но бои в Испании показали, что 45-мм орудие может удовлетворять только задаче борьбы с вражескими танками, так как даже обстрел живой силы в условиях гор и леса оказывался малоэффективным, а уж вывести из строя окопанную вражескую огневую точку можно было только в случае прямого попадания. Стрельба же по укрытиям и ДЗОТам была неэффективна вследствие малого фугасного действия снаряда массой всего около двух кг.

Виды танков фото чтобы даже одно попадание снаряда надежно выводило из строя противотанковую пушку или пулемет; и в-третьих, чтобы увеличилось пробивное действие танковой пушки по броне вероятного противника, так как на примере французских танков (уже имевших толщину брони порядка 40-42 мм) стало ясно, что броневая защита иностранных боевых машин имеет тенденцию к значительному усилению. Для этого существовал верный путь – увеличение калибра танковых пушек и одновременное увеличение длины их ствола, так как длинная пушка большего калибра ведет огонь более тяжелыми снарядами с большей начальной скоростью на большее расстояние без исправления наводки.

Лучшие танки мира имели пушку большого калибра, также имеет большие размеры казенной части, значительно больший вес и увеличенную реакцию отдачи. А это требовало увеличения массы всего танка в целом. Кроме того, размещение в замкнутом объеме танка больших по габаритам выстрелов приводило к снижению возимого боекомплекта.
Положение усугублялось тем, что в начале 1938 г. вдруг оказалось, что дать заказ на проектирование нового, более мощного танкового орудия просто некому. П. Сячинтов и вся его конструкторская группа были репрессированы, так же как и ядро КБ "Большевика" под руководством Г. Магдесиева. На воле осталась лишь группа С. Маханова, который с начала 1935 г. пытался довести свое новое 76,2-мм полуавтоматическое единое орудие Л-10, да коллектив завода № 8 неспешно доводил "сорокапятку".

Фото танков с названиями количество разработок велико, но в серийное производство в период 1933-1937 гг. не принят ни один…". В самом деле, ни один из пяти танковых дизелей воздушного охлаждения, работа над которыми велась в 1933-1937 гг. в двигательном отделе завода № 185, доведен до серии не был. Более того, несмотря на решения на самых верхних уровнях о переходе в танкостроении исключительно на дизельные двигатели, процесс этот сдерживался рядом факторов. Конечно, дизель имел значительную экономичность. Он расходовал меньшее количество топлива на единицу мощности в час. Дизельное топливо менее подвержено возгоранию, так как температура вспышки его паров была весьма высока.

Новые танки видео даже наиболее доведенный из них танковый двигатель МТ-5 требовал для серийного выпуска реорганизации двигательного производства, что выражалось в постройке новых цехов, поставках передового иностранного оборудования (своих станков нужной точности еще не было), финансовых инвестициях и укреплении кадров. Планировалось, что в 1939-м этот дизель мощностью 180 л.с. пойдет на серийные танки и артиллерийские тягачи, но из-за следственных работ по выяснению причин аварий танковых двигателей, которые длились с апреля по ноябрь 1938 г., эти планы выполнены не были. Также была начата и разработка немного увеличенного по высоте шестицилиндрового бензинового мотора № 745 мощностью 130-150 л.с.

Марки танков удельными показателями, вполне устраивавшими танкостроителей. Испытания танков проводились по новой методике, специально разработанной по настоянию нового начальника АБТУ Д. Павлова применительно к боевой службе в военное время. Основой испытаний был пробег протяженностью 3-4 дня (не менее 10-12 часов ежедневного безостановочного движения) с однодневным перерывом для техосмотра и производства восстановительных работ. Причем ремонт разрешалось производить только силами полевых мастерских без привлечения заводских специалистов. Далее следовала "площадка" с препятствиями, "купание" в воде с дополнительной нагрузкой, имитировавшей пехотный десант, после чего танк отправлялся на обследование.

Супер танки онлайн после работы по улучшению, казалось, снимали с танков все претензии. И общий ход испытаний подтвердил принципиальную правильность основных изменений конструкции – увеличение водоизмещения на 450-600 кг, применение двигателя ГАЗ-М1, а также трансмиссии и подвески "Комсомольца". Но в ходе испытаний в танках вновь проявились многочисленные мелкие дефекты. Главный конструктор Н. Астров был отстранен от работ и в течение нескольких месяцев находился под стражей и следствием. Кроме того, танк получил новую башню улучшенной защиты. Измененная компоновка позволила разместить на танке больший боекомплект к пулемету и два маленьких огнетушителя (прежде огнетушителей на малых танках РККА не было).

Танки США в рамках работ по модернизации, на одном серийном образце танка в 1938-1939 гг. прошла испытания торсионная подвеска, разработанная конструктором КБ завода № 185 В. Куликовым. Она отличалась конструкцией составного короткого соосного торсиона (длинные моноторсионы нельзя было использовать соосно). Однако такой короткий торсион на испытаниях показал недостаточно хорошие результаты, и потому торсионная подвеска в ходе дальнейших работ не сразу проложила себе дорогу. Преодолеваемые препятствия: подъемы не менее 40 градусов, вертикальная стенка 0,7м, перекрываемый ров 2-2,5 м".

Ютуб про танки работы по изготовлению опытных образцов двигателей Д-180 и Д-200 для разведывательных танков не ведутся, ставя под угрозу выпуск опытных образцов". Оправдывая свой выбор, Н. Астров говорил, что колесно-гусеничный неплавающий разведчик (заводское обозначение 101 или 10-1), равно как и вариант танка-амфибии (заводское обозначение 102 или 10-2), являются компромиссным решением, так как удовлетворить требованиям АБТУ в полной мере не представляется возможным. Вариант 101 представлял собой танк массой 7,5 т с корпусом по типу корпуса, но с вертикальными бортовыми листами цементованной брони толщиной 10-13 мм, так как: "Наклонные борта, вызывая серьезное утяжеление подвески и корпуса, требуют значительного (до 300мм) уширения корпуса, не говоря уже об усложнении танка.

Видео обзоры танков в которых силовой агрегат танка планировалось выполнить на базе 250-сильного авиамотора МГ-31Ф, который осваивался промышленностью для сельскохозяйственных самолетов и автожиров. Бензин 1-го сорта размещался в танке под полом боевого отделения и в дополнительных бортовых бензобаках. Вооружение полностью отвечало заданию и состояло из спаренных пулеметов ДК калибра 12,7-мм и ДТ (во втором варианте проекта значится даже ШКАС) калибра 7,62-мм. Боевая масса танка с торсионной подвеской составляла 5,2 т, с рессорной – 5,26 т. Испытания прошли с 9 июля по 21 августа по методике, утвержденной в 1938 г., причем особое внимание уделялось танкам.

Официальное обозначение: LT vz.38
Альтернативное обозначение: Pz.38(t), TNH
Начало проектирования: 1935 г.
Дата постройки первого прототипа: 1936 г.
Стадия завершения работ: серийно выпускался в различных вариантах до 1944 г., оставался на вооружении армии Перу до 1988 г.

Чаще всего история легкого танка LT vz.38 связывается с чехословацкой и немецкой армиями, но при этом большинство авторов вскользь упоминают о его экспортных модификациях, как о вторичном продукте. На самом деле, всё обстояло с точностью до наоборот.
В 1935 году под руководством конструктора Александра Сурина, эмигрировавшего из России и работавшего на фирме ČKD (Ceskoslovensko-Kolben-Danek) с начала 1920-х гг., началась проектирование легкого танка TNH, предназначенного для экспортных поставок. Чехословацкие специалисты создали достаточно интересную боевую машину, сильно отличавшуюся от танков серии P-II и S-II.

Вместо многоколёсной “тележечной” ходовой части, типичной для чехословацкого танкостроения того времени, были установлены 8 опорных катков. Передняя и задняя пары соединялись в общий балансирный блок с амортизацией на листовых рессорах. Несмотря на столь простую конструкцию подвески она неплохо держала полный вес танка (8500 кг) и позволяла сэкономить пару сотен килограмм. Ведущее колесо было литым, с зубчатыми венцами, направляющее колесо располагалось сзади. Трансмиссия была механической, с 5-скоростной коробкой передач Praga-Wilson (впоследствии ставшей стандартной для всех танков этого типа), дифференциалом, а также бортовыми фрикционами и передачами. Крутящий момент от двигателя к КПП передавался при помощи многодискового главного фрикциона сухого трения и карданного вала. Система охлаждения была жидкостной и включала 50-литровый радиатор установленный позади двигателя.

Рисунки — М.Дмитриев

АКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЛЕГКОГО ТАНКА

LT.vz.38 образца 1939 г.

БОЕВАЯ МАССА 9500 кг
ЭКИПАЖ, чел. 4
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм 4619
Ширина, мм 2135
Высота, мм 2252
Клиренс, мм 400
ВООРУЖЕНИЕ одна 37-мм пушка Skoda А7 (длина ствола 42 калибра) и два 7,92-мм пулемета vz.37
БОЕКОМПЛЕКТ 42 выстрела и 2400 патронов
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ прицелы TZF и MGZF (только на танках выпуска после 1939 г.)
БРОНИРОВАНИЕ лоб корпуса — 25 мм
борт корпуса — 15 мм
корма корпуса — 15 мм
макса орудия — 25 мм
лоб башни — 25 мм
борт башни — 15 мм
корма башни — 15 мм
крыша — 8 мм
днище — 8 мм
ДВИГАТЕЛЬ Praga EPA, карбюраторный, 6-цилиндровый, мощностью 123 л.с.
ТРАНСМИССИЯ механического типа: 5-ступенчатая КПП (5+1), главный фрикцион и бортовые предачи
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ (на один борт) 4 опорных катка и 2 поддерживающих ролика на борт, переднее ведущее и заднее направляющее колесо, мелкозвенчатая металлическая гусеница
СКОРОСТЬ 42-48 км\ч по шоссе
15 км\ч по проселку
ЗАПАС ХОДА 230 км по шоссе
160 км по проселку
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Угол подъёма, град. 29°
Высота стенки, м 0,80
Глубина брода, м 0,90
Ширина рва, м 2,10
СРЕДСТВА СВЯЗИ радиостанция FuG 37 (только на Pz.38(t))

В середине 30-х гг., в период модернизации чешской армии, военное ведомство привлекло большие средства для увеличения числа легких танков. Как уже говорилось выше, "подмоченная" репутация танка LT vz 35, произведенного фирмой «Шкода», препятствовала увеличению выпуска этой модели. Поэтому министерство вооружения объявило о конкурсе проектов на создание нового улучшенного легкого танка. Две модели представила "Шкода", еще четыре - ЧКД. Военные предпочли модель TNHP-S, производства фирмы ЧКД, Первоначально фирма предназначала свой танк на экспорт, однако он оказался востребован чешской армией.

Новый танк с честью выдержал трехмесячные испытания, продемонстрировав способность пройти более 5584 км (из них 1553 км по пересеченной местности) без сколько-нибудь серьезных поломок". Кроме того, танк оказался очень прост в обслуживании, ему требовалось всего полчаса ежедневного ухода. По результатам испытаний в июле 1938 г. 150 боевых машин этой модели были заказаны чешской армией, и новый танк получил название LT vz 38. Первые 20 танков появились на свет уже в конце 1938 г. Однако неблагоприятная внешнеполитическая ситуация привела к тому, что дальнейшее производство LT vz 38 было заморожено". Только в конце мая 1939 Г, после оккупации Чехословакии, возобновился выпуск этих танков для нужд гитлеровской Германии. 22 мая 1939 г. появились на свет девять серийных машин. Новые танки произвели неизгладимое впечатление на немцев. Они по всем параметрам превосходили немецкие PzKpfw 1 и PzKpfw II.

Руководство вермахта потребовало от фирмы ВММ (Bohmisch-Mahrische-Maschinenfabrik - так немцы назвали ЧКД) немедленно закончить заказ на 150 машин и приниматься за производство еще 325 единиц. На немецкой службе чешский танк получил название PzKpfw 38(t).

Стоит заметить, танк PzKpfw 38(t) а именно чешский легкий танк LT vz 38 изобрел русский инженер-конструктор Сурин Алексей Михайлович (закончил Политехнический институт в Киеве), который после Октябрьской революции эмигрировал в Чехию, где и основался. По сути, Сурин изобрел танк LT vz 38, который изобрел русский танк, который воевал против России.

Предоставим слово отставному полковнику Икену: «Чешские офицеры в Миловицах рассказали нам о замороженном серийном производстве нового легкого танка. Этот танк, впоследствии получивший название PzKpfw 38(t), имел боевую массу 9,7 тонны и вооружение, сходное с моделью PzKpfw 35(t). Высшее командование вермахта пока ничего не знало о новом танке. По окончании нашего визита в Миловицы мы, не снимая формы и личного оружия, посетили завод ЧКД, пионера Богемско-Моравской тяжелой индустрии. С 1907 г. под именем Пражского автомобильного завода это предприятие: выпускало различные транспортные средства - автомобили, тяжелые грузовики и трактора. Кстати, именно этот завод произвел впечатление солидного, но очень старого предприятия.

Типичная картина периода окончания словацкого восстания 1944 г. Дороги усеяны подбитыми остовами немецких танков, включая такие, как этот словацкий PzKpfw 38(t). Немцам потребовалось два месяца, чтобы подавить восстание, оставшиеся в живых повстанцы в октябре 1944 г. ушли в Татры. Ныне на площади города Банска Быстрица, бывшего центра вооруженного восстания, в намять о событиях 1944 г., стоит танк PzKpfw 38(t)S.

Вахтер на ломаном немецком объяснил нам, что завод закрыт, а все работы остановлены. Однако, впечатленный нашими требованиями, он вызвал инженеров из проектного отдела. Несмотря нa отсутствие у нас соответствующих документов, эти люди любезно согласились показать нам завод. Во время экскурсии они рассказали о новом танке, только недавно запущенном в серийное производство. Я сразу же оценил преимущества этого танка с ведущими передними колесами, новой трансмиссией Вильсона, с четырьмя парами опорных катков, с листовыми рессорами и эффективной полуавтоматической 37-мм пушкой. Я немедленно доложил о новом танке майору Томалю, танковому эксперту при ОКХ (*ОКХ - Oberkommando des Heeres - Верховное командование сухопутными войсками Германии. - Прим. пер.). Немедленно была создана комиссия ОКХ в составе членов комитетов по совершенствованию вооружений WA Pruf 6 и распределению военных заказов WAB6.

В апреле 1939 г. комитет по вооружениям принял решение о передаче фирмы ЧКД под свою юрисдикцию. С этого момента фирма была переименована в ВММ. Аннексия прошла без эксцессов и сопротивления со стороны персонала фирмы. В том же апреле со сборочных линий ВММ сошли первые 100 танков PzKpfw 38(1). Несмотря на очевидные достоинства этих простых и надежных машин, комитет по танкостроению WA Pruf 6 не оказывал должной поддержки их производству, по крайней мере, до тех пор, пока не сосредоточил в своих руках все вопросы их использования на службе вермахта.

Глава этого ведомства, полковник Вильгельм Филиппе, впоследствии принявший командование 2-м танковым полком, с 1937 г. отвечал за развитие немецкого танкостроения. Именно в его компетенции было обеспечение адаптации танка PzKpfw 35(t) к нуждам наших бронетанковых войск. В рекордно короткие сроки он решил эту проблему, высвободив место для четвертого члена экипажа и обеспечив танк новой немецкой радиостанцией, с успехом применявшейся и на танках PzKpfw 38(t).

Модификации танка PzKpfw 38(t)

Первые 150 танков PzKpfw 38(t) Ausf А были произведены ВММ в период с мая по ноябрь 1939 г. В целом этот танк был идентичен TNHP-S, однако имелись и незначительные отличия. За счет уменьшения боекомплекта для пушки на 18 снарядов - с 90 до 72 удалось выкроить место для заряжающего, тем самым увеличив экипаж до четырех человек. С января по ноябрь 1940 г. появляются на свет еще 325 танков Ausf В, С и D. От предшествующей модели PzKpfw 38(c) Ausf А эти танки отличало наличие дымовых шашек на корме и отсутствие на левом борту боевой поручневой антенны, которая позволяла неприятелю легко определять местоположение танка.

Между ноябрем 1940 г. и октябрем 1941 г. появляются 525 танков новых Ausf Е и Е Учитывая опыт боевых действий в Польше, выявивший слабость бронирования немецких танков, броневая защита новых машин была увеличена до
25 мм (в лобовой части корпуса) и 15 мм (на бортах).(* Поданным отечественных источников, на танках PzKpfw 38(t) Ausf E лобовая броня корпуса и башни была увеличена до 50 мм, а бортовая броня - до 30 мм. См. Panzer 38(t). История создания и применения. М. Восточный фронт, 1996, с. 7. -Прим. ред.)

Следом появляется серия PzKpfw 38(t) S - экспортный вариант, идентичный по конструкции Ausf А -С.В. 1939 г., еще до оккупации Чехословакии, Швеция разместила в ЧКД заказ на 90 машин типа TNHP-S, однако немцы присвоили уже произведенные танки. Только в 1940 г. они согласились продать шведам лицензию на производство PzKpfw 38(t). Последней серийной модификацией стал танк PzKpfw 38(t) G, весивший 9,5 тонны. Когда производство PzKpfw 38(t) было закончено, невостребованные шасси последней модификации использовали для создания самоходных противотанковых орудий.
Всего было произведено 1411 танков PzKpfw 38(t) (не считая трех прототипов). В начале 1942 г. появилось несколько разведывательных танков типа PzKpfw 38(t) Neuer Art (нового образца) с усиленным бронированием (до 35мм) и 8-цилиндровым двигателем «Прага». Этот 15-тонный танк мог развивать предельную скорость порядка 62 км/ч. Однако до серийного производства дело не дошло, и даже уже созданные танки так никогда и не появились в войсках.

Общее описание конструкции танка PzKpfw 38(t)

Танк PzKpfw 38(t) Ausf А имел боевую массу 9,4 тонны, был рассчитан на четырех человек экипажа (командир-стрелок, радист, механик-водитель и стрелок-заряжающий). Основное вооружение -37-мм полуавтоматическая противотанковая пушка «Шкода» (немецкое обозначение - 37-мм KwK 37(t). Дополнительное вооружение состояло из двух 7,92-мм пулеметов ZB-53, один из которых размещался в башне независимо от пушки, а второй, курсовой, - в лобовой части корпуса. Пулемет, расположенный в башне, обслуживался заряжающим и мог весnи огонь как одновременно с пушкой, так и самостоятельно. Второй пулемет был закреплен за радистом, а в особых случаях из нero вел огонь водитель.

Толщина брони составляла 25 мм в лобовой части корпуса и башни, 15 мм - на корме и по бортам, 10 мм - крыша танка. В качестве силовой установки танк оснащался 6-цилиндровым карбюраторным двигателем "Прага" ЕРА с жидкостным охлаждением и мощностью 125 л. с. при 2200 об./мин, планетарной коробкой передач и двухступенчатым механизмом поворота. Танк PzKpfw 38(t) развивал максимальную скорость 40 км/ч при запасе хода в 250 км.

Ходовая часть (с одного борта) состояла из четырех пар обрезиненных опорных катков большого диаметра, сблокированных по два на листовых горизонтальных рессорах с механическими амортизаторами. Каждый каток имел независимую подвеску на полуэллиптических листовых рессорах. В передней части корпуса находились ведущие колеса, а в задней - колесо натяжения гусеницы. В верхней части подвески располагались еще два сдвоенных маленьких поддерживающих катка. Стальные гусеницы шириной 293 мм снабжались дополнительными шипами для придания танку дополнительной устойчивости в условиях гололеда и снежных заносов. Управление танком облегчала удобная пятискоростная коробка передач «Прага - Вильсон».

Башня PzKpfw 38(t) не имела силового привода, поэтому перемещение пушки в вертикальное положение, а также поворот башни осуществлялись вручную. Для управления огнем командир танка имел в своем распоряжении перископ и телескопический прицел тип 2.6. Стрельба велась с углами склонения/возвышения от - 10 гр. до +25°. Командир танка располагал также командирской башенкой с четырьмя смотровыми щелями, место командира оборудовалось перископом. Радиостанция Fu 5 размещалась слева в передней части корпуса. Поскольку конструкцию танка пришлось приспосабливать для размещения дополнительного члена экипажа, отсек для радиста оказался крайне тесным и неудобным. PzKpfw 38(t) Ausf А имел штыревую трехметровую антенну, которая обеспечивала устойчивую радиосвязь на дальности 5 км, и дополнительную поручневую антенну с радиусом действия 1 км, закрепленную на левом борту корпуса. Система внутренней связи в танке не была предусмотрена, поэтому командиру приходилось общаться с механиком-водителем при помощи цветных лампочек (красной, зеленой и синей) и соответствующих кнопок. Впоследствии эти кнопки покрасили в цвета сигналов, чтобы можно было осуществлять связь в темноте.

PzKpfw 38(t) на испытаниях в Великобритании

В 1939 г, фирма ЧКД, стремясь выйти на британский рынок вооружений, предложила англичанам оценить качества своего нового танка TNHP-S. Изготовленный из мягкой стали прототип был отправлен морем на испытания в Англию. В танковом музее в Бовингтоне я нашел подробный отчет об испытаниях чешского танка и с удовольствием познакомлю своих читателей с выдержками из него. Забегая вперед, скажу, что в целом новый танк англичанам не понравился. Несмотря на то, что TNHP-S во многом превосходил современные ему английские машины и мог сравниться лишь с самой последней моделью крейсерского танка А-9, англичане нашли массу недостатков в его конструкции. Однако обратимся к документу:

«За период испытаний - с 17 по 29 марта 1939 г. - танк прошел 291 км, из них 103 км по пересеченной местности. Обзор командира танка неудовлетворителен, расположение перископа и четырех смотровых щелей не позволяете точностью определить расстояние до цели. В целом позиция командира удовлетворительна, хотя расположение гашетки мешает занять удобное положение за орудием. Местоположение рации очень мешает пулеметчику, сидящему в башне. Конструкция башни неудовлетворительна. Позиция водителя в целом удовлетворительна, хотя при движении на марше один из членов экипажа должен сидеть сзади, выполняя роль штурмана. В остальном же место механика-водителя расположению и оборудовано удачно.

Вентиляция плохая, при движении в танке сильно чувствуется запах выхлопных газов. Ручной тормоз действует очень быстро, поэтому во время движения в колонне требуется особая осторожность. В нормальных условиях танк почти не заносит, он устойчив даже при движении на предельной скорости. Машина легко осуществляет повороты, нормально идет задним ходом, но при спуске с препятствий ход становится тяжелым и жестким. Мощность двигателя оптимальная.
Конструкция шасси не позволяет использовать его в качестве орудийной площадки. Очень качественные рессоры позволяют танку мягко двигаться по пересеченной местности. Плавный ход напоминает движение нашего крейсерского танка А-9 I. Максимальная скорость танка на трассе № 12 составила 10 миль в час. Способность преодолевать препятствия достаточно высокая. Танк одолел поток глубиной 5 футов, прошел 7-футовую траншею с отвесными скатами, но не смог взобраться на песчаный холм высотой 4 фута. Максимальная высота препятствия, которое танк способен преодолеть без затруднений, составляет 2 фута 10 дюймов. Выхлопы негромкие. При движении по пересеченной местности танк идет тихо, зато на дороге гусеницы издают очень сильный грохот. Гусеницы не новые, но износ не большой. В целом гусеницы высокого качества, натяжение хорошее, при движении не соскакивают.

Башня не имеет силового привода и поворачивается стрелком вручную. Впрочем, учитывая балансировку башни, это представляется весьма проблематичным и в любом случае требует огромных мускульных усилий... Командиру танка крайне неудобно заряжать орудие или прочищать его в случае засорения, однако, если эту работу будет выполнять третий член экипажа, ему придется действовать в еще более сложном положении. Из боекомплекта удобно расположены лишь ящик со снарядами для 37-мм пушки. Пулеметная лента для башенного пулемета при стрельбе прямо по ходу или левее мешает водителю.

В целом конструкторский замысел и качество его исполнении можно признать достаточно высокими, но не выдающимися. Затраты на производство этого танка должны быть меньше, чем для А-9. В наших танках гораздо выше требования к удобствам экипажа и возможности быстрой эвакуации раненых. В заключение следует отметить, что данная машина по своим качествам приближается к нашим крейсерским танкам, но имеет существенные недостатки в организации боевого отделения, расположении членов экипажа и общей боеспособности.Вот примерные варианты решения проблемы оптимального размещения членов экипажа и повышения боеспособности танка.

Как видно из таблицы, непродуманное расположение экипажа приводит к тому, что во время движения танк остается без огневого обеспечения, а во время остановки теряет способность маневрировать. Предлагаемые ниже вари

анты решения этой проблемы осуществимы лишь при существенном увеличении внутрибшенного пространства или включении четвертого танкиста в экипаж танка. Если ведущие колеса и двигатель расположить сзади, можно избавиться от карданного вала и тем самым опустить вращающийся пол башни. Настоящая конструкция пола представляет плохую опору для ног стрелка и заряжающего... Стрелку крайне неудобно одной рукой заряжать пушку, поэтому скорострельность не превышает 6-8 выстрелов в минуту. Стрелок не в состоянии заряжать спаренный пулемет. Повысить темп стрельбы можно, объединив обязанности заряжающего и стрелка из башенного пулемета, но в таком случае этому танкисту придется за-нять еще более неудобное положение. При наличии заряжающего в кормовой нише башни не придется располагать такой большой боекомплект, что позволит установить там радиостанцию.

Танк легко управляется, имеет плавный ход, но на пересеченной местности подпрыгивает. Из этого следует, что во время продвижения по незнакомой территории экипаж рискует получить серьезные травмы. Жесткость подвески вызывает такую сильную тряску в башне, что при скорости свыше 5 миль в час невозможно заряжать орудия. На этой скорости стрельба очень слабая. Кроме того, существует еще целый ряд факторов, снижающих боевую мощь танка. Среди них: неудачный стреляющий механизм танкового орудия, неудовлетворительное крепление пушки, некачественный телескоп, слабость систем наблюдения за стрельбой, несовершенная балансировка пушки. В целом боевое
отделение танка намного хуже, чем у наших легких танков с Км V no MK VI В».

Когда я дошел до этих строк, мне на память пришла лисица из известной басни. "Зелен виноград" - хочется повторить вслед за ней и напомнить читателям, что на тот момент у английских легких танков вообще не было танковых пушек (!!!), и они вооружались одними пулеметами!

Боевая летопись танка PzKpfw 38(t)

Боевое крещение танки PzKpfw 38(t) Ausf А получили в период польской кампании, действуя в составе 67-го танкового батальона 3-й легкой дивизии. Из 59 машин PzKpfw 38(t) 7 были выведены поляками из строя, но впоследствии их удалось отремонтировать". Несколько PzKpfw 38(t) в апреле 1940 г. принимали участие в операции «Вессерюбунг» - вторжении в Норвегию. Однако очень скоро они были отозваны с норвежского фронта и спешно переброшены на новый - французский. К началу наступления на Францию PzKpfw 38(0 уже находились в строю 7-й и 8-й танковых дивизий (всего 229 единиц).
На этот раз потери были намного ощутимее, чем в Польше (" Поданным отечественных источников, только 7-я германская танковая дивизия потеряла в боях во Франции танков PzKpfw 38(t) См. Panzer 38(t).), но, поскольку большинство танков снова удалось отремонтировать, ущерб оказался невелик.

Совершенно иная судьба ожидала чешские танки в России. Чарльз К. Климент и Хилари Л. Доул в своей монографии приводят данные о потере 796 танков PzKpfw 38(t) в первые шесть месяцев боевых действий. Принимая во внимание то обстоятельство, что на тот момент чешские танки составляли больше четверти всех машин панцерваффе, можно представить масштаб понесет кого урона. Первые же месяцы операции «Барбаросса» заставили немецкое командование сделать неутешительный вывод о том, что PzKpfw 38(t), так же, как и PzKpfw 35(t), совершенно не приспособлен для ведения танковых операций в условиях России. Пришлось срочно искать новое применение оставшимся машинам и шасси. Какое-то количество чешских танков было передано союзникам Германии (" Часть танков PzKpfw 38(t) Германия Продала Болгарии, Венгрии, Румынии и Словакии. См. Указ. соч., с. 33- - Прим. ред.), оставшиеся в строю PzKpfw 38(t) использовались в полицейских целях для обеспечения порядка на оккупированных территориях, а также для борьбы с партизанами. Большое количество nанков этого типа после демонтажа башен использовалось в качестве шасси для самоходных артиллерийских установок. Снятые с танков башни применялись в качестве элементов для береговых фортификационных сооружений (например, на Корсике и в Италии).

Полковник в отставке Генрих Вуст так вспоминает о боевом пути PzKpfw 38(t) в своих мемуарах "Танковый марш из Праги в Эйзенах": «Осенью 1939 г., в польскую кампанию, старые добрые крупповские PzKpfw I окончательно отправились на покой, а взамен мы получили PzKpfw II, PzKpfw IV и совершенно новые чешские машины PzKpfw 38(t).

150-мм тяжелое пехотное орудие "Бизон". Создано на базе шасси PzKpfw 38(t) сразу двух Ausf - Н и М. Самоходка вооружалась 150-мм тяжелой пехотной гаубицей sIG 33 н состояла на вооружении вермахта в 1943-1944 гг.
Этот"-Бизон» был захвачен в Бельгии бойцами Первой американской армии, во время противостояния фашистскому наступлению в Арденнах.

Для того чтобы поближе познакомиться с новыми танками, мы решили сами забрать их с завода в Праге. Прикинув, что на старых машинах нам потребовалось бы 4-5 дней для того, чтобы преодолеть 350 км, мы на случай непредвиденных обстоятельств отвели на путешествие недельный срок Часть экипажей отправилась за танками, остальные стали с нетерпением ждать их возвращения. Каково же было наше изумление, когда меньше чем через два с половиной дня после отгрузки танков с заводских цехов, мы услышали возле своих казарм шум моторов! Колонна PzKpfw 38(t) с легкостью зашла в ангары и остановилась. Командир колонны рассказал, что танки шли так легко и мягко, что не пришлось делать долгие остановки и путешествие превратилось в короткий марш. В дивизии с энтузиазмом восприняли эти новости и прониклись глубоким уважением к ходовым качествам новых танков. Нашим PzKpfw II и PzKpfw IV чешские машины намного уступали в качестве бронезащиты и вооружения. Но за счет повышенной маневренности он почти не отличался от других легких машин. На испытательных маневрах танк показал столь высокие ходовые качества, что даже впоследствии, когда производство PzKpfw 38(t) было прекращено, на базе его шасси создавались самоходные противотанковые орудия («Мардер» и «Хетцер»). Этому способствовали высокое качество отдельных элементов шасси и повышенная мобильность танка. Двигатель, рулевое управление и ходовой механизм работали слаженно, как единое целое. Следует также отмстить высокую надежность PzKpfw 38(t). За время его эксплуатации нам практически не пришлось сталкиваться с серьезными поломками.

Штурм Соммы. 5 июня 1940 г. части 7-й танковой дивизии заняли плацдарм глубиной в 3 км на южном береuу реки Сомма. В 16.00 основные силы дивизии совместно с 25-м танковым полком начали прорыв на юг. Гладкий спуск к реке на деле оказался очень вязким, поэтому его предстояло преодолеть наискосок. Роты легких PzKpfw 38(t) без труда справились со спуском, а вот ротам средних танков PzKpfw IV пришлось туго, большинство из них оставили гусеницы в топкой грязи. Эта досадная неудача существенно замедлила наступление. В общем, трудно представить местность, преодоление которой представляло бы сколько-нибудь серьезную трудность для PzKpfw 38(t). Водители умудрялись даже заставлять танк карабкаться по песчаным ямам! В полной мере это преимущество чешских машин проявилось на берегах Соммы, когда PzKpfw 38(t) без труда следовали за тяжелыми и быстрыми .

«Дивизия-привидение» (как в в шутку стали называть 7-ю танковую дивизию), 12 июня, прорвав линии Вейгана, овладела городом Сен-Валери на 6epeгy Ла-Манша. Во время церемонии капитуляции один из французских генералов спросил генерала (будущего генерал-фельдмаршала) Эрвина Роммеля, какая дивизия одержала над ними победу. «Седьмая танковая!» -гордо ответил Роммель. «Седьмая танковая!» - воскликнул француз, и в сердцах выругался. «Черт бы побрал эту «дивизию-привидение»! Всюду она! Сначала в Бельгии, потом на Сомме, теперь здесь! Эта дивизия, как призрак, возникает в самых разных местах Франции!

Единственный прототип легкого многоцелевого шасси вооружения leichter Einheitswaffentrager на базе PzKpfw 3H(t) был создан в начале 1945 г. Первая модификация подъемника вооружалась 105-мм пушкой, вторая -ее вы видите на снимке - 88-мм.

С этих пор 7-я танковая с гордостью носила имя «дивизии-привидения». Во многом своей славой дивизия обязана именно танкам PzKpfw 38(t). Например, утром 12 июня, сразу же после завтрака, генерал Роммель вместе с полковником Ротенбургом, командующим 25-го танкового полка, сели в PzKpfw 38(t) и отправились на разведку. Они часто предпринимали
такие вылазки на 20-30 км за линию фронта, но Роммель никогда не ходил в разведку ни на PzKpfw III. ни даже на PzKpfw IV. Почему? Во-первых, эти танки были менее скоростными, чем PzKpfw 38(t), a кроме того, они намного чаще ломались. Зато маневренный, проворный и надежный PzKpfw 38(t) был словно специально создан для таких опасных предприятий.

Машины на базе танка PzKpfw 38(t)

Истребитель танков "Мардер" III (Marder lll) . К концу 1941 г. выяснилось, что все имевшиеся в распоряжении вермахта танки бессильны против тяжелых советских машин. Единственным орудием, которому удавалось сокрушить броню этих танков, оказалась трофейная советская 7,62 см дивизионная пушка Ф-22. В конце декабря 1941 г. Управление вооружения сухопутных войск принимает решение использовать надежные шасси PzKpfw 38(t) для создания самоходных артиллерийских установок. В качестве главного оружия предписывалось использовать модифицированную советскую 7,62-см противотанковую пушку Ф-22. Так появилась знаменитая противотанковая самоходная установка истребитель танков 7,62-см RAL36(t) auf Pz 38 (t) Marder III SdKfz 139 .

Вращающаяся башня танка была заменена неподвижной боевой рубкой, в которой монтировался лафет с люлькой советской пушки Ф-22, прикрытый щитом толщиной 14,5 мм. В 1942 г. пражская фирма ВММ изготовила 344 САУ «Мардер III» с 76-мм пушкой.
Еще одним истребителем танков, созданным на базе шасси PzKpfw 38(t). стало противотанковое самоходное орудие, вооруженное 75-мм немецкой пушкой РАК 40/3."

Кроме того, на шасси PzKpfw 38(t) производились самоходные противотанковые орудия sIG 33 со 150-мм гаубицей 15 см slG 33 auf PzKpfw 38 (t) «Бизон» (SdKfz 138/1) . В начале 1943 г. было произведено около 90 таких орудии."
В более поздних модификациях САУ «Мардер III» двигатель располагался в центральной части корпуса, что позволило переместить экипаж в бронированную рубку, установленную на корме, и повысить тем самым его безопасность. Такие установки производились в 1943-1944 гг. и были удачным выходом из положения до поступления на вооружение вермахта более совершенных средств для борьбы с тяжелыми советскими танками (КВ-1, КВ-2).

Истребитель танков «Хетцер» (Hetzer) . Как уже говорилось выше, «Мардер III» являлся не более чем временным решением в деле обеспечения противотанковой обороны немецких войск на советском фронте- Однако именно эти самоходные установки явились предшественниками мощных истребителей танков, поступивших на службу вермахта на заключительном этапе войны, Первый немецкий истребитель танков 7,5-см Panzerjager 38 (t) был разработан фирмой «Хеншель и сын АГ» на базе шасси PzKpfw 38(t).

Новая самоходка, получившая название Hetzer («Хетцер» - охотник), имела совершенно новый широкий низкий корпус и просторную рубку (с большими углами наклон броневых листов) для четырех человек экипажа. Бронирование лба корпуса и рубки составляло 60 мм, борт н корма - 20 мм. Вооружался «Хетцер* 75-мм противотанковым орудием РАК 39 L/48 и 7,92-мм пулеметом MG-34, установленным на крыше рубки. Боекомплект состоял из 41 бронебойного снаряда и 1200 пулеметных патронов.

Самоходки обеспечивались улучшенной модификацией двигателя «Прага» АС/2800, что позволяло ей развивать скорость до 42 км/ч. Выпуск самоходных установок начался в мае 1944 г. и продолжался до конца войны. К марту 1945 г. фирмами ВММ и "Шкода» было произведено 2584 установки (Поданным отечественных источников, в 1944-1945 гг. было изготовлено 2840 истребителей танков Hetzer.)

На базе истребителя танков «Хецер» были разработаны следующие бронированные машины специального назначения:
- ремонтно-эвакуационный танк (БРЭМ) (Bergepanzer 38(t)Hetzer);
- огнеметный танк (flammpanzer 38(t) Hetzer).
Кроме того, шасси PzKpfw 38(t) использовались при создании командирских танков, тягачей для подвоза боеприпасов. Но, пожалуй, самым экзотическим вариантом был учебный танк, двигатель которого в целях экономии драгоценного бензина работал на дровах!

Постскриптум

Лучше всего о месте чешских PzKpfw 38(t) в истории немецких бронетанковых сил сказал полковник в отставке Гельмут Ритген. Приведенное ниже его высказывание цитируется автором по книге Вальтера Спилберга «Die Panzer-Kampfwagеn 35(t) und 38 (t) unc ibre Abarten». «До того момента, как мне предложили помочь в написании этой книги, я как-то не отдавал себе отчета в том, что все танковые полки, создававшиеся в период 1940-1941 гг. (то есть 29-й, 39-й, 27-й и 21-й), оснащались танками PzKpfw 38(t). Это означает, что без чешской военной промышленности и чешских танков у нас не было бы четырех танковых дивизий, что сделало бы невозможным нападение на Советский Союз».

___________________________________________________________________
Источник данных: Журнал "Бронеколлекция" М.Братинский (1998. - № 3)

PzKpfw 38(t) Praga

Чешский танк на немецкой службе

В ночь на 15 марта 1939 года немецкие войска почти без единого выстрела заняли Чехию, после чего указом Гитлера Богемия и Моравия были объявлены протекторатом Германии. Между двумя мировыми войнами Чехословакия, образовавшаяся на одном из осколков Австро-Венгрии, сумела создать развитую оборонную промышленность, способную выпускать лёгкие и средние танки. В 1935-36 годах лёгкий в чехословацкие войска начал поступать танк .

Боевая масса – 10,5 т. Экипаж – 4 чел. Вооружение – одна 37-мм пушка, два 7,92-мм пулемета. Бронирование – лоб корпуса – 25 мм, борт – 16 мм, башня – 25 мм. Двигатель – Шкода Т11, 120 л. с. Скорость по шоссе – 35 км/ч. Запас хода по шоссе – 190 км.

Однако он отличался малой надёжностью, и было решено оставить LT-35 на вооружении только как временный вариант до тех пор, пока не будет полностью разработан и не начнёт выпускаться LT-38.

Танк LT-38 создавался отнюдь не на пустом месте. Параллельно с танком LT-35, производимым Шкодой, пражская фирма ЧДК, впоследствии известная автомобилями Татра и Прага, выпускала лёгкий экспортный танк TNH. В 1935–1937 годах 50 единиц этого типа было изготовлено для песидской армии, где танки TNH использовались вплоть до 1957 года. Танк TNH представлял собой модернизированный вариант LT vz.34 с изменённой ходовой частью, в которой в отличие от прототипа использовались опорные катки большего диаметра. В 1938 году этим танком заинтересовались и чехословацкие военные. Испытания улучшенной версии TNHP завершились удачно, и 1 июля 1938 года новую машину приняли на вооружение под армейским обозначением LT vz.38 в качестве стандартного лёгкого танка чехословацкой армии. LT-38 начал производиться в 1938 году, и к моменту захвата страны немцами на заводах ЧДК имелось 150 недостроенных машин. Все они были включены в состав германской армии как PzKpfw 38(t) Ausf A - Sd.Kfz.140.

Первые девять машин нулевой серии покинули цеха завода ЧКД, который немцы переименовали в БММ - Богемско-Моравскую машиностроительную фабрику, 22 мая 1939 года.

При 9,7-тонной массе LT vz.38 вооружался 37-мм пушкой «Шкода» А-7 с длиной ствола в 47,8 калибра и начальной скоростью бронебойного снаряда в 762 м/с, а также двумя 7,92-мм пулемётами vz.37. Боекомплект состоял из 72 орудийных выстрелов и 2700 пулемётных патронов.

На танке использовался двигатель «Прага» ЕРА, шестицилиндровый, карбюраторный, рядный, жидкостного охлаждения мощностью 125 л с. при 2200 об/мин. Такая мощность позволяло танку развивать скорость до 48 км/ч на шоссе и около 20 км/ч по пересечённой местности. Запас хода составлял 230 км. Танк оснащался шестискоростной планетарной коробкой передач (пять скоростей вперёд и одна – назад) и многодисковым главным фрикционом сухого трения.

Ходовая часть включала четыре обрезиненных опорных катка на борт, подвешенных попарно на листовых полуэллиптических рессорах, два поддерживающих катка, ведущее колесо переднего расположения и направляющее колесо. В каждую гусеницу входили 93 трака шириной 293 мм. Длина опорной поверхности составляла 2900 мм, а удельное давление на грунт – 0,57 кг/см 2 .

Толщина броневых листов лобовой части корпуса достигала 25, бортовой – 15, кормы –12. крыши – 10, днища – 8 мм. Бронезащита башни колебалась в пределах 15–25 мм.

Таким образом, по своим тактико-техническим характеристикам лёгкий LT vz.38 не уступал, а частично даже превосходил немецкий средний танк первых поколений. К явным недостаткам чехословацкой машины немцы отнесли устаревшую для конца 1930-х годов технологию изготовления корпуса и башни – клёпкой на каркасе из уголков. кроме того, то, что экипаж танка состоял из трёх человек, не обеспечивало полного разделения труда. Тем не менее, руководству фирмы БММ приказали срочно закончить первую партию из 150 машин, заказанных ещё для чехословацкой армии. Эти танки получили обозначение Pz.Kpfw.38(t) Ausf.A и отличались от LT vz.38 лишь наличием немецкой радиостанции. Кроме того, экипаж был увеличен до четырёх человек. На слабые же тактико-технические характеристики немцам пришлось закрыть глаза ввиду того, что их собственные танки обладали ещё худшими данными - на момент оккупации Чехословакии немцы располагали лишь танками и , асопоставимый с LT vz.38 по ТТХ немецкий танк имелся лишь в 45 экземплярах.

Следующий вариант – Ausf.B выпускался с января по май 1940 года. Всего собрали 110 машин, имевших в деталях незначительные отличия от предыдущего образца.

Следующая серия танков, получивших обозначение Ausf.C, также состояла из 110 машин. Она строилась с мая по август 1940 года. Эти танки отличались наличием германской радиоантенны и изменённым расположением глушителя.

На 105 машинах модификации D был введён прямой лобовой лист корпуса. На части танков лобовую броню довели до 50 мм. Вооружение, двигатель, ходовая часть остались без изменений.

С ноября 1940 по май 1941 года выпустили 275 танков модификации Е – вариант D с увеличенной толщиной брони (лоб корпуса и башни – 50 мм, борта корпуса и башни – 30 мм). Боевая масса достигала 9,87 т. На левой надгусеничной полке монтировался ящик для инструментов большего размера. Водитель и наводчик получили более совершенные приборы наблюдения.

Следующая модель F, изготавливавшаяся с мая по октябрь 1941 года, от предыдущей практически не отличалась. Несколько раньше была выпущена и серия танков модификации S в количестве 90 штук. Предназначавшиеся для Швеции, эти танки должны были быть готовы к февралю 1940 года. К заказчику они так и не попали, поскольку были реквизированы Вермахтом.

Не получив заказанных танков, Швеция, тем не менее в конце 1940 года приобрела лицензию на их производство, а в 1941–1943 годах шведская фирма Scania-Vabis изготовила 220 единиц.

Чехословацкие лицензионные танки эксплуатировались в Швеции до 1957 года, после чего были выведены в резерв. В 1960–1963 годах шасси боевых машин послужило базой при изготовлении бронетранспортёров Pbv 301, которые, в свою очередь, находились на вооружении шведской армии до середины 1970-х годов. Демонтированные танковые башни по сей день используются в качестве огневых точек в системе шведской береговой и аэродромной обороны.

Последней же серийной модификацией, выпущенной на БММ, стала Ausf.G. От варианта Е она отличалась отсутствием ящика для амуниции. Было изготовлено 324 машины. В июле 1942 года после выпуска 1414 танков всех модификаций производство Pz.38(t) прекратили.

Кроме линейных танков, для германской армии выпускались также и командирские Pz.Bef.Wg.38(t), количество которых составляло 5 % от общего числа произведённых машин. Главные их отличия состояли в рамочной антенне над моторным отделением и в отсутствии лобового пулемёта в корпусе.

Боевое применение PzKpfw 38(t)

К началу Польской кампании танками Pz.38(t) были укомплектованы 67-й танковый батальон 3-й лёгкой дивизии Вермахта, которая накануне вторжения в Польшу входила в состав 15-го лёгкого корпуса 10-й полевой армии группы армий «Юг». Всего к началу Второй мировой войны фирма БММ изготовила 78 Pz.38(t), 57 из них поступили в 67-й батальон – 55 Pz.38(t) и 2 Pz.Bef.38(t). 3-я лёгкая дивизия действовала на правом фланге 10-й армии. Прорвав польскую оборону в районе Ченстоховы, она начала продвигаться в направлении Конецполя, где была атакована эскадронами Краковской бригады кавалерии. В этом бою, закончившемся плачевно для польской конницы, были подбиты два танка Pz.38(t). После форсирования р. Пилица 3-я лёгкая дивизия участвовала в операции по пресечению попытки отхода польских войск от Радома за Вислу. В 20-х числах сентября дивизию перебросили под Модлин, где она и встретила окончание Польской кампании. За время боёв было безвозвратно потеряно семь танков Pz.38(t). После завершения боевых действий в Польше все лёгкие дивизии Вермахта переформировали в танковые. 3-я лёгкая дивизия стала 8-й танковой, а 67-й танковый батальон развернули в 10-й танковый полк. По данным, приводимым в зарубежных источниках, в операции по оккупации Дании и Норвегии принимали участие 15 танков Pz.38(t). Накануне Французской кампании (операция «Гелб») танки Pz.38(t) имелись в составе двух немецких танковых дивизий – 7-й и 8-й. По состоянию на 10 мая 1940 года в 7-й танковой дивизии насчитывалось 34 танка Pz.1, 68 Pz.II, 91 Pz.38(t), 24 PZ.IV и 8 Pz.Bef.38(t). В 8-й танковой дивизии – 58 Pz.II, 116 Pz.38(t). 23 Pz.IV и 15 Pz.Bef.38(t). Особенно отличилась 7-я танковая дивизия, которой командовал генерал-майор Эрвин Роммель. После форсирования р. Мёз и прорыва «Линии Мажино» 7-я танковая 15 мая близ Флавиона нанесла поражение 1-й французской бронетанковой дивизии (1.DCR). Конечно же, лёгкие Pz.38(t) немцев были бессильны в открытом бою против тяжёлых французских В1bis. Они выиграли бой за счёт превосходства в тактике, в манёвре, в инициативе младших командиров. Ну и, наконец, командир немецкой танковой дивизии был явно талантливее своего французского коллеги. Спустя пять дней 7-я танковая вышла к Ла-Маншу в районе Абвиля, отрезав Британские экспедиционные силы от их базы в Шербуре. 22 мая танкисты Роммеля отражали ожесточённые, но безуспешные контратаки англичан в районе Арраса. Конец Французской кампании дивизия встретила в Шербуре. Что касается 8-й танковой дивизии, то в боях у Ретеля и Шамона её главным противником стала 3-я французская механизированная дивизия (3.DLM) За время Французской кампании потери 7-й и 8-й танковых дивизий в чехословацких боевых машинах составили 54 единицы, из них шесть танков были потеряны безвозвратно.

В апреле 1941 года танки Pz.38(t) 8-й танковой дивизии приняли участие в операции «Марита» – нападении на Грецию и Югославию. Дивизия наступала с территории Австрии и Венгрии и действовала в основном в Хорватии, население которой встречало немцев как освободителей. Окончание боёв на Балканах, последовавшее 27 апреля после капитуляции Греции, 8-я танковая встретила в Сараево. За время операции дивизия потеряла семь танков.

Советские танкисты пересаживаются в захваченный танк Pz.38(t)

В операции «Барбаросса» принимали участие 17 немецких танковых дивизий. Шесть из них были вооружены чехословацкими танками: 6-я танковая – Pz.35(t), остальные – Pz.38(t). Как известно, на 22 июня 1941 года на Востоке, включая резерв Главного командования Вермахта (2-я и 5-я танковые дивизии), было сосредоточено около 3680 танков и штурмовых орудий. Таким образом, Pz.38(t) составляли 17 % танкового парка Германии того периода. Четыре танковые дивизии (7-я, 12-я, 19-я и 20-я) входили в состав 3-й танковой группы генерала Гота (группа армий «Центр»), 8-я танковая действовала в составе 4-й танковой группы генерала Гёпнера (группа армий «Север»). 3-я танковая группа нанесла главный удар по стоявшим вдоль границы частям 126-й и 128-й советских стрелковых дивизий. Немецкие войска имели на этом участке многократное превосходство в людях и абсолютное в танках. Поэтому в первый же день советские стрелковые дивизии, так и не успев развернуться, были смяты и отброшены от границы. Оказывая сопротивление, они начали отходить на северо-восток. 7-я и 20-я немецкие танковые дивизии устремились к городу Алитус. Здесь их встретила наша 5-я танковая дивизия полковника Фёдорова из состава 3-го мехкорпуса. 10-й танковый полк 5-й дивизии в трех километрах западнее Алитуса первым встретил и уничтожил передовой отряд фашистских мотоциклистов. Затем танкисты 9-го танкового полка, артиллеристы 5-го мотострелкового полка и отдельного зенитно-артиллерийского дивизиона 5-й танковой дивизии, подпустив танки врага на 200-300 метров, открыли по ним огонь прямой наводкой. За 30 минут боя они подбили 16 вражеских машин. Продвижение врага было приостановлено. Однако к вечеру запас снарядов в наших танках иссяк. Подходил к концу и запас горючего. Поэтому наши танкисты вынуждены были отступить, оставив в заслоне один танковый полк, которому отдали все оставшиеся снаряды.

В дальнейшем части 3-й танковой группы воевали под Смоленском и Витебском. Здесь они часто сталкивались с тяжёлыми советскими танками и , против которых лёгкие Pz.38(t) были совершенно бессильны. Но и танки оказались для Pz.38(t) весьма грозным противником. Так, 24 июня экипаж танка БТ-7 из всё той же 5-й танковой дивизии в составе старшего сержанта Найдина и красноармейца Копытова уничтожил 12 немецких Pz.38(t).

По состоянию на 10 сентября 1941 года в строю 7-й немецкой танковой дивизии осталось 62 танка Pz.38(t), безвозвратные потери при этом составили 59 машин. На эту же дату в 8-й танковой дивизии имелось 78 боеготовых Pz.38(t) (безвозвратно потеряно 20 танков). В 12-й танковой дивизии на 26 августа оставалось в строю 42 Pz.38(t) (47 машин этого типа были уничтожены). На 25 августа в 19-й танковой числилось в строю 57 исправных Pz.38(t) (безвозвратные потери 21 танк), а в 20-й – 52 (безвозвратные потери 37 танков).

Тем не менее 3-я танковая группа продолжала продвигаться в глубь советской территории. Через Ржев, Калинин и Клин её танки наступали на Москву, охватывая её с севера но к 30 ноября, истощив свой наступательный потенциал, перешли к обороне.

В начале 1942 года наибольшим количеством танков Pz.38(t) располагала вновь сформированная 22-я танковая дивизия. Её боевое крещение состоялось в марте 1942-го при атаке позиций советских войск на Керченском полуострове. В утреннем тумане части 22-й дивизии столкнулись с готовившимися к атаке советскими частями, смешались и понесли большие потери. К началу немецкого летнего наступления помимо 22-й танковой дивизии танки Pz.38(t) имелись ещё в шести соединениях Вермахта.

Весной 1943 года Pz.38(t) были практически изъяты из боевых танковых частей Восточного фронта. Так, перед началом Курской битвы они имелись только в 8-й и 20-й танковых дивизиях – три и девять единиц соответственно. Всего же на 1 июля 1943 года в Вермахте насчитывалось 204 боеготовых танка этого типа. По состоянию на октябрь 1944 года (этим месяцем заканчивается статистика по Pz.38(t)) в Вермахте имелось ещё 229 этих боевых машин.

Чувства