Общество как социокультурная система. Социология культуры

На протяжении всей истории социологии одной из важнейших проблем была проблема: что представляет собой общество? Социология всех времен и народов пыталась ответить на вопросы: как возможно существование общества? Какова исходная клеточка общества? Каковы механизмы социальной интеграции, обеспечивающие социальный порядок, вопреки огромному многообразию интересов индивидов и социальных групп?

Что является исходной клеточкой общества?

Что лежит в его основе?

При решении этого вопроса в социологии обнаруживаются разные подходы. Первый подход состоит в утверждении, что исходной клеточкой общества являются живые действующие люди , совместная деятельность которых формирует общество.

Таким образом, с точки зрения этого подхода, индивид – это элементарная единица общества.

Общество – это совокупность людей, осуществляющих совместную деятельность и отношения.

Но если общество состоит из индивидов, то закономерно возникает вопрос, а не следует ли рассматривать общество как простую сумму индивидов?

Постановка вопроса таким образом ставит под сомнение существование такой самостоятельной социальной реальности, как общество. Реально существуют индивиды, а общество – это плод умонастроения ученых: философов, социологов, историков и т. д.

Если же общество есть объективная реальность, то оно должно спонтанно проявляться как устойчивое, повторяющееся, самопроизводящееся явление.

Поэтому в интерпретации общества недостаточно указать на то, что оно состоит из индивидов, но следует подчеркнуть, что важнейшим элементом формирования общества является их единство, общность, солидарность, связь людей.

Общество – это универсальный способ организации социальных связей, взаимодействия и отношений людей.

Эти связи, взаимодействия и отношения людей, образуются на какой-то общей основе. В качестве такой основы в различных школах социологии рассматриваются «интересы», «потребности», «мотивы», «установки», «ценности» и т. д.

При всем различии в подходах интерпретации общества со стороны классиков социологии общим для них является рассмотрение общества как целостной системы элементов , находящихся в состоянии тесной взаимосвязи. Такой подход к обществу называется системным.

Основные понятия системного подхода:

Система – это определенным образом упорядоченное множество элементов, взаимосвязанных между собой и образующих некоторое целостное единство. Внутреннюю природу всякой целостной системы, материальную основу ее организации определяют состав, набор ее элементов.

Социальная система – это целостное образование, основным элементом которого являются люди, их связи, взаимодействия и отношения. Они носят устойчивый характер и воспроизводятся в историческом процессе, переходя из поколения в поколение.

Социальная связь – это набор фактов, обуславливающих совместную деятельность людей в конкретных общностях в конкретное время для достижения тех или иных целей.

Социальные связи устанавливаются не по прихоти людей, а объективно.

Социальное взаимодействие – это процесс, в котором люди действуют и испытывают взаимодействие друг на друга. Взаимодействие приводит к становлению новых социальных отношений.

Социальные отношения – это относительно устойчивые и самостоятельные связи между индивидами и социальными группами.

С точки зрения сторонников системного подхода к анализу общества – общество это не суммативная, а целостная система. На уровне общества индивидуальные действия, связи и отношения образуют новое системное качество.

Системное качество – это особое качественное состояние, которое нельзя рассматривать как простую сумму элементов.

Общественные взаимодействия и отношения носят надындивидуальный , надличностный характер, то есть общество – это некоторая самостоятельная субстанция, которая по отношению к индивидам первична. Каждый индивид, рождаясь, составляет определенную структуру связей и отношений и в процессе социализации включается в нее.

Целостной системе присуще множество связей, взаимодействий и отношений. Наиболее характерными являются коррелятивные связи, включающие в себя координацию и субординацию элементов.

Координация – это определенная согласованность элементов, тот особый характер их взаимной зависимости, который обеспечивает сохранение целостной системы.

Субординация – это подчиненность и соподчиненность, указывающая на особое специфическое место, неодинаковое значение элементов в целостной системе.

Итак, общество – это целостная система с качествами, в которых нет ни одного из включенных в него элементов в отдельности.

Вследствие своих интегральных качеств социальная система приобретает определенную самостоятельность по отношению к составляющим ее элементам, относительно самостоятельный способ своего развития.

На каких принципах происходит организация элементов общества, какой характер связей устанавливается между элементами?

При ответе на эти вопросы системный подход к обществу дополняется в социологии детерминистским и функционалистским подходами.

Детерминистский подход ярче всего выражен в марксизме. С точки зрения этого учения, общество как целостная система состоит из следующих подсистем: экономической, социальной, политической и идеологической. Каждую из них можно рассматривать как систему. Чтобы отличить эти системы от собственно социальной, их называют социентальными. Во взаимоотношениях между этими системами главенствующую роль играют причинно-следственные связи, то есть системы находятся в причинно – следственной зависимости.

В марксизме четко указывается на зависимость и обусловленность всех систем от особенностей экономической системы, в основе которой лежит материальное производство, базирующееся на определенном характере отношений собственности. На основе детерминистского подхода в марксистской социологии получило распространение следующее определение общества.

Общество – это исторически сложившаяся относительно устойчивая система связей, взаимодействий и отношений между людьми, основывающаяся на определенном способе производства, распределения, обмена и потребления материальных и духовных благ, поддерживаемая силой политических, моральных, духовных, социальных институтов, обычаев, традиций, норм, социальных, политических институтов и организаций.

Наряду с экономическим детерминизмом существуют школы и течения в социологии, развивающие политический и культурный детерминизм.

Политический детерминизм в объяснении общественной жизни отдает приоритетное значение власти, авторитета.

Примером политического детерминизма является концепция общества американского социолога Эдварда Шилза. Он вычленяет ряд признаков, совокупность которых дает представление о том, что такое общество.

1. Социальная система является обществом только в том случае, если она не входит в качестве составной части в более крупное общество.

2. Браки заключаются между представителями данного объединения.

3. Оно пополняется преимущественно за счет детей тех людей, которые уже являются признанными представителями.

4. Объединение имеет территорию , которую считает своей собственностью.

5. Оно обладает собственной системой правления.

6. У него собственное название и собственная история, т. е. такая история, в которой многие ее взрослые члены видят объяснение со своим собственным прошлым.

7. У него имеется своя собственная культура.

Э. Шилз осознаёт, что многие из этих признаков могут быть отнесены к определённым социальным образованиям: племенам, государствам и т.д. И поэтому он формулирует системообразующий признак общества : «Для того чтобы быть обществом, социальная система должна обладать своим собственным внутренним «центром тяжести», то есть она должна иметь свою собственную систему власти в рамках своих собственных границ , кроме того, она должна иметь свою собственную культуру ». Упоминанием о культуре как дополнительном факторе, определяющим существование общества, является важным в концепции Э. Шилза. Он подчёркивает, что те или иные «коллективы образуют общество в силу своего существования под общей властью, которая осуществляет свой контроль над территорией, обозначенной границами, поддерживает и насаждает более или менее общую культуру ».

Детерминистский подход дополняется в социологии функционалистским. С точки зрения функционализма, общество объединяет свои структурные элементы не путём установления между ними причинно следственных связей, а на основе функциональной зависимости.

Функциональная зависимость – это то, что придаёт системе элементов в целом такие свойства, которыми в отдельности не обладает ни один элемент.

Функционализм интерпретирует общество как целостную систему согласовано действующих людей, стабильное существование и воспроизводство которых обеспечивается необходимым набором функций. Общество как система складывается при переходе от органической к целостной системе.

Развитие органической системы состоит в саморасчленении, дифференциации, которые можно охарактеризовать как процесс формирования новых функций или соответствующих элементов системы. В общественной системе формирование новых функций происходит на основе разделения труда. Движущей силой этого являются общественные потребности.

Производство средств, необходимых для удовлетворения потребностей, и непрерывное порождение новых потребностей Маркс и Энгельс назвали первой предпосылкой человеческого существования. На основе этого развития потребностей и способов их удовлетворения общество порождает известные функции, без которых оно не сможет обойтись. Люди приобретают особые интересы. Так, по мнению марксистов, над сферой материального производства надстраиваются социальная, политическая и духовная сферы, выполняющие свои специфические функции.

Аннотация: Цель лекции: дать представление об обществе как экономической, политической, личностной, духовной, интеллектуальной, информационной и социальной системы, раскрыть сущность таких понятий как социальные общности, социальные отношения, социальная сфера.

Социальные отношения пронизывают любые другие отношения – личные, экономические, политические, духовные, интеллектуальные. Социальные отношения отличаются тем, что они отражают субъектов (людей), которые имеют определенный статус. Именно отношения самостоятельных субъектов превращают совокупность групп в общество как целостную систему.

В самом общем смысле, система – взаимосвязь различных элементов, образующая единое целое. Анализ научной литературы позволяет назвать такие признаки системы , как целостность (несводимость частей целого к целому), структурность (внутреннее строение, определяющее упорядоченность элементов целого), инвариантность (способность сохранять свои существенные свойства при определенных преобразованиях объекта и его среды) и другие. Общество обладает всеми теми свойствами, которые характеризуют любую систему.

Социальная система является обществом только в том случае, если она не входит в качестве составной части в более крупное общество. "Для того, чтобы быть обществом, - отмечает американский социолог Э. Шилз, - социальная система должна обладать своим собственным внутренним "центром тяжести", то есть она должна иметь свою собственную систему власти в рамках своих собственных границ. Кроме того, она должна иметь свою собственную культуру. Общества имеют тенденцию быть "национальными". Современные "национальные" общества – общества, претендующие на то, что они служат воплощением национального единства, и обладающие своими собственными национальными культурами, своими собственными, скорее независимыми, чем зависимыми, экономическими системами, своими собственными системами правления, своим собственным генетическим самовоспроизводством и своим собственным суверенитетом над территорией, обозначенной границами, - представляют собой наиболее самостоятельные из всех социальных систем, известных нам из истории человечества, самые независимые общества своих эпох".

Американский социолог Т. Парсонс считал общество самодостаточной системой, "которая способна функционировать сама по себе без внешнего управляющего и регулирующего воздействия других внешних систем и обладает такими внутренними ресурсами, которые позволяют ей осуществлять самоуправление и саморегуляцию. Самодостаточной системой не являются ни семья, ни город, ни село, ни организация, ни регион.

Как и всякая система, общество проходит в своем развитии различные этапы: зарождения, становления, расцвета, гибели или превращения в другое общество. Итак, общество – это самодостаточная система взаимодействий и взаимосвязей людей, имеющая свои пространственно-временные характеристики

Теоретический анализ позволяет предложить два типа модели общества: модель взаимодействия и модель взаимосвязи. Тип модели взаимодействия – интерактивный (интеракция в переводе с английского – взаимодействие). Тип модели взаимосвязи – коммуникативный (коммуникация – сообщение, передача, связь ). Коммуникации служат целям передачи разнообразных сообщений, необходимых для политической, личной, экономической и духовной жизни людей. Сообщения, содержащие элемент новизны, называют информацией. Так, духовная информация выступает необходимым условием процесса обучения и воспитания. Общество в целом и систему образования, в частности, можно описать как гигантское поле коммуникации. Поэтому общество уместно моделировать в качестве информационно-коммуникативной системы, а систему образования как духовно-коммуникативную подсистему.

В процессе перехода от традиционного общества к индустриальному произошло обособление сфер жизни и превращение их в самостоятельные системы. Освобождение общества из-под господства религии и церкви (секуляризация) привело к отделению духовной жизни от экономики и политики. В самой духовной культуре относительную автономию приобрели система образования и наука.

Описывая субъектов отношений, отвечая на вопрос "кто вступает в коммуникацию, кого связывает между собой информационный обмен?", мы вправе изобразить общество как социально-коммуникативную систему. Однако в любой организации обнаруживается не только взаимосвязь, но и процесс целенаправленного воздействия на поведение объектов и, следовательно, в равной мере организация выступает и как модель социально-интерактивной системы.

Общественные отношения представляют собой единство двух состояний - взаимосвязей (условий отношений) и взаимодействий (процесса отношений) между людьми. Большей частью люди вступают в отношения из-за разнообразных благ, условий жизни, необходимых для их существования и развития. В процессе взаимодействия люди производят материальные и духовные блага, обмениваются ими, распределяют и потребляют их. Экономические и духовные отношения осуществляются не сами по себе, не автоматически. Для этого необходимо проявление воли людей в отношении друг друга, возникают отношения господства-подчинения, отношения людей в обществе по поводу формирования, распространения, распределения и применения власти (воли, обращенной другому). Это - политические отношения .

В то же время сферы жизни общества в примитивных и традиционных обществах не обладают самостоятельностью и целостностью.Лишь в процессе перехода от традиционного общества к индустриальному типу в результате усложнения и дифференциации начинается обособление сфер жизни ипревращение их в подсистемы общества. Секуляризация (освобождение общества из-под господства религии и церкви) ведет, с одной стороны, к обособлению экономической и политической жизни от духовной, с другой стороны, к обособлению самой духовной жизни от других сфер. В то же время в самой духовной жизни начинается формирование самостоятельных форм отношений - нравственных, эстетических, научных, идеологических, образовательных и т.д. Итогом этих изменений является складывание самостоятельной и целостной духовной системы общества. Со складывания внутреннего рынка и усложнения "хозяйственного механизма" начинается формирование экономической системы общества, обладающей своей целостностью и способностью к саморегуляции. В Новое время появляются либеральные учения, требующие невмешательства государства во "внутренние" дела экономики, признания собственно экономических законов в экономике. Одновременно происходит усложнение и "политического механизма". Таким образом, складывается и политическая система общества, обладающая своей самостоятельностью и целостностью. В это же время начинает складываться личность как самостоятельная система и сфера личной жизни, не зависимая от других сфер – религии, политики и др. В 20 веке обретает автономность информационная сфера жизни общества , а в 21 веке взросла значимость интеллектуальной сферы, ядром которой выступают наука и инновационные технологии. Итак, общество - это система экономических, политических, личностных, духовных, информационных и интеллектуальных взаимосвязей и взаимодействий людей.

Общество как социокультурная система

Действия одних людей всегда прямо или косвенно, открыто или скрытно связаны с действиями других. Как отмечено выше, взаимосвязь людей обеспечивает коммуникация общества и циркулирующая в ней разнообразная информация . Это даёт нам возможность построить модель общества как информационно-коммуникативной системы.

В социологии сложившиеся в обществе способы (технологии, механизмы ), обеспечивающие взаимосвязи (взаимосвязанность) людей, называются институтами . Процесс формирования институтов (технологизации, формализации новых форм взаимосвязей людей) называется институционализацией.

Общество представляет систему взаимосвязей множества экономических, политических духовных, информационных институтов. В современном обществе мы каждый день "включаемся" в такие экономические институты, как собственность, рынок, банк, торговля и т.п. . Институты собственности могут быть разными (государственная, частная, муниципальная и т.д.), но при этом речь идет не об объекте (земля, здание, станок), а о сложившихся способах владения, распоряжения и использования этих и других объектов. Хотя по данным социологов, количество российских граждан, отчуждённых от политики за 2000-2008 гг., увеличилось с 32 до 45%, нам также приходится иметь дело с политическими институтами общества. К ним можно отнести институты государственной власти (президентства, парламентаризма, правоохранения и т.п.) К негосударственным политическим институтам можно отнести политическую партию, общественную организацию, политическую коммуникацию. Мы также "включены" в различные институты духовной жизни - мораль, искусство, образование, религия, а также в институты интеллектуальной и информационной жизни. Множатся и институты личной жизни и личного общения, что связано с появлением социальных сетей в Интернете.

Таким образом, продуктом (творением) взаимодействий людей являются разнообразные институты общества. В результате общество представляет систему взаимосвязей множества экономических, политических и духовных институтов. Однако институты не являются неизменными. Меняются экономические, политические, личные и духовные отношения, в результате рано или поздно происходит институционализация новых взаимодействий и взаимосвязей. Иначе говоря, формируются новые способы, технологии деятельности людей. Поэтому один и тот же институт в разных типах общества существенно отличается друг от друга

Помимо социальных институтов, на жизнь людей влияют ценности и нормы. Ценности образуют важнейший элемент культуры общества. Они отличают общество от природы, придавая осмысленность, целенаправленность взаимодействиям людей. При помощи ценностей люди определяют, "что такое хорошо и что такое плохо", "что есть добро и зло", "что есть благо". Практически на каждом шагу мы имеем дело с самыми разными ценностями - экономическими, духовными, политическими, ценностями сфере личного общения и социальной коммуникации. Это могут быть и деньги, и власть, и авторитет, и знания, и транспорт. Ценности не являются чем-то вечно данными и неизменными. Так, в эпоху СССР деньги не являлись доминирующей ценностью. Деньги становятся ценностью только в обществе, в котором существуют товарно-денежные отношения и рыночная экономика.

Наше поведение регулируется различными нормами информационных,экономических, духовных, личных и политических отношений. Это - нормативы и стандарты труда, нормы потребления, нравственные нормы, избирательное законодательство, а в последние годы – и нормы информационной нагрузки. Общество с рыночной экономикой может быть представлено нормативной моделью "что не запрещено, то разрешено". Изучая специфику экономических, политических, нравственных, эстетических, информационных, бытовых и иных норм, мы можем представить устройство американского, японского, индийского, российского, шведского общества.

Итак, общество – это система взаимосвязей людей, обусловленных институтами, ценностями и нормами, и взаимодействий, осуществляемых в символической форме. Таким образом, общество проявляет себя как социокультурная система.

Общество как социальная система

При всех расхождениях определений "социального", общим для социологии является представление о том, что данное понятие выражает взаимосвязанность людей, действия, адресованные в отношении другого человека или группы. Из понятия "социального" исключается все то, что не характеризует непосредственное отношение человека к другому человеку (например, отношение к природе, художественному образу, знаниям, технике, государству и т.д.). "Социальное" значит отношения типа "человек - человек", "человек - группа ", "человек - группа - общество".

Социальными отношениями называются взаимосвязи и взаимодействия между личностью, группами и обществом – субъектами и объектами общественных (в т.ч. экономических, политических, личных, интеллектуальных,духовных) отношений.

Общество можно представить как социально-коммуникативную систему. Социально-коммуникативная модель представляет общество как систему постоянно воспроизводящихся процессов общения между личностью, общностями людей и обществом в целом. Коммуникативная модель позволяет исследовать социально-психологичесую специфику общественных отношений. Это и социальная атмосфера, мода, общественное мнение, социальные образы и представления, массовое подражание и заражение, мифы и стереотипы, которым подвержены жители современных массовых обществ.

Второй стороной социальных отношений являются социальные взаимодействия. Данное понятие характеризует такие отношения, в котором личность , общности людей и общество выступают факторами деятельности друг друга.

Итоговое определение будет таким: социальные отношения - это взаимодействия личности, общностей людей и общества в целом, взаимосвязанных друг с другом сетью коммуникаций.

Одни и те же отношения существуют, например, как экономические и социальные отношения одновременно. Если мы их рассмотрим с точки зрения, кто с кем вступает в отношения, то они проявляют себя как социальные. Социальные отношения можно определить как процесс взаимодействия и общения личности, общностей людей и общества в целом, выступающих субъектами и объектами экономических, политических, личных, духовных и интеллектуальных отношений. Социальные отношения характеризуют общество как систему отношений, определяющих общность людей, объединенных экономически, политически, личностно, духовно, информационно…

Исходя из сказанного, можно построить социальную модель общества

общество представляется нам в виде социальной системы - взаимосвязанных и взаимодействующих экономических, политических, информационных и духовных деятелей, объединенных общей культурой. Так мы представим общество в виде "гражданского общества", состоящего из семей, поколений, классов, этносов, организаций и иных общностей людей.

Реальные общности людей подразделяются на массовые и групповые. В реальной жизни мы чаще имеем дело с преимущественно групповыми общностями – определенными совокупностями людей, которые образуют целостную систему. Среди групповых общностей выделяются целевые общности – организации. Именно к таким общностям принадлежит учебное заведение.

Номинальные общности объединяются некоторыми общими социально значимыми признаками. В отличие от реальных общностей, в них могут отсутствовать непосредственные контакты. Виды номинальных общностей: социально-классовые, социально-профессиональные, социально-демографические, социально-этнические, конфессиональные.

Можно выделить следующие конкретные виды социальных отношений:

  • межличностные отношения;
  • отношения между личностью и общностью;
  • отношения между личностью и обществом;
  • отношения между поколениями;
  • отношения между мужчинами и женщинами;
  • отношения между горожанами и сельскими жителями;
  • отношения между региональными общностями;
  • семейно-брачные отношения;
  • национальные отношения;
  • профессиональные отношения;
  • классовые отношения;
  • организационные отношения;
  • конфессиональные и др.

Социальные отношения осуществляются не только "вовне", но и "внутри" общностей. Студенты вступают в отношения с преподавателями, а также образуют систему внутренних (внутристуденческих) отношений. Ясно, что социальные отношения представляют сложную сеть различных конкретных видов.

"Незаменимых людей нет" – изрек И.Сталин. Однако в результате массовых репрессий на смену образованным пришли необразованные, на смену высококвалифицированным пришли малоквалифицированные. Эффективность и качество труда закономерно упали, а в экономике, политике и духовной жизни четко проявились признаки деградации и регресса.

Подобно тому, как экономические, политические,личные, духовные, информационные отношения образуют соответствующие сферы жизни общества, выделяется еще одна сфера - социальная. Что же представляет собой социальная сфера жизни общества? Следует различать журналистское и научное представления об этой сфере. В средствах массовой информации, да и в официальных документах (бюджете страны, например) под социальной сферой подразумеваются образование, наука, здравоохранение, социальное обеспечение и защита населения, театры, музеи и т.п. Подобное представление не является строго научным. Перечисленные институты и организации действуют и в экономической, и в политической, и в духовной жизни общества. В собственно социологическом понимании социальная сфера представляет собой сферу жизни личности и общностей людей. Например, это сфера жизни поколений, наций, профессиональных групп, классов и т.д. Науку более точно следует отнести к интеллектуальной сфере, образование, искусство – к духовной сфере

Социальная сфера – это не обособленный остров общества. Она "пересекается" с другими сферами жизни общества. Экономические отношения предстают как социальные, если их рассматривать с точки зрения субъектов этих отношений. И, наоборот, социальные отношения предстают как экономические, политические, личные, информационные или духовные, если мы их будем анализировать с точки зрения содержания (из-за чего взаимодействуют). Поэтому выделение социальной сферы жизни общества достаточно условно. Где бы мы ни находились (на работе, дома, в магазине, в театре), окажемся в социальной сфере жизни общества. Иначе говоря, социальная сфера – это сквозная сфера, которая пронизывает все другие сферы жизни общества, поскольку и в политике, и в экономике, и в личной жизни важен социальный статус субъектов, который и определяет все виды отношений между ними. Поэтому важно, чтобы представители государственной власти (политическая элита) были в высокой степени социальными, то есть выражали интересы общества в целом, его регионов, групп и личности.

Краткие итоги:

  1. Общество как система состоит из таких подсистем как экономическая, политическая, личностная, социальная, духовная и интеллектуальная
  2. Социальные отношения не сводятся к общественным, а характеризуют их с точки зрения их субъектов, носителей (людей, групп).
  3. Отношения между личностью, общностями людей и обществом в целом называются социальными.
  4. Социальные институты – это общепринятые в обществе технологии, способы и механизмы социальных отношений.
  5. Социальные организации – это целевые общности людей.
  6. Социальное взаимодействие (интеракция) – процесс, при котором личности и группы своим поведением влияют на других индивидов и другие группы, вызывая ответные реакции.
  7. Социальная сфера – относительно самостоятельная сфера жизнедеятельности общества, охватывающая отношения между общностями, личностями, имеющими разный социальный статус.

Набор для практики

Вопросы :

  1. Каково соотношение понятий " общество" и "государство"?
  2. Правомерно ли отождествлять общество с населением (совокупностью людей)?
  3. Как соотносятся социальные отношения с личными, политическими, экономическими, духовными, информационными?
  4. Покажите на конкретных примерах, что общество представляет не совокупность людей, а систему их отношений?
  5. В чём вы видите целостность общества?
  6. Покажите на примерах из личного и социального опыта взаимосвязь социальной сферы с о сферой личной жизни, с экономической, политической, духовной и информационной сферами?

Темы для курсовых работ, рефератов, эссе :

  1. Общество как система и его модели
  2. Социальная жизнь общества
  3. Динамика социальной жизни общества
  4. Реальные и номинальные социальные группы
  5. Массовые и групповые общности
  6. Открытые и закрытые социальные группы
  7. Общество как информационно-коммуникативная система
  8. Общество как экономическая система
  9. Общество как сфера личной жизни
  10. Общество как духовная система
  11. Общество как политическая система

Сегодня в социологии нет единого определения понятия «общество». Теоретики спорят о составляющих эту категорию признаках, о сущности термина. Поиски последней обогатили социологическую науку двумя противоположными позициями относительно главной характеристики общества. Т. Парсонс, и другие сторонники первого подхода утверждают, что общество - это, первую очередь, совокупность людей. Э. Гидденс и разделяющие его точку зрения учёные ставят во главу угла систему отношений, которые складываются между людьми.

Совокупность людей, в отсутствие объединяющей их общности, не может называться обществом. Эти состояние характерно для людей, живших в в древние времена. С другой стороны, система отношений и ценностей, не может существовать самостоятельно, в отсутствие носителей этих ценностей. Значит, признаки, выделяемые представителями обоих подходов, являются неотъемлемыми характеристиками общества. Однако если ценности гибнут без носителей, то не обременённая ценностями совокупность людей в процессе совместной жизнедеятельности способна выработать собственную систему отношений. Поэтому общество как социокультурная система - совокупность людей, вырабатывающих в процессе совместной деятельности специфическую систему отношений, которая характеризуется определёнными ценностями, культурой.

В соответствии с функциональной парадигмой, общество как социокультурная система включает несколько компонентов:

  • Коллективы - дифференцированные общности, объединенные определёнными целями;
  • Ценности - культурные образцы, идеи и столпы, которые разделяют и отстаивают члены общества;
  • Нормы - регуляторы поведения, обеспечивающие порядок и взаимопонимание в социуме;
  • Роли - модели поведения личности, определяемые формами их взаимоотношений с другими субъектами.

Общество как социокультурная система - совокупность социальных групп и индивидов, взаимодействие которых скоординировано и упорядочено специальными социальными установлениями: правовыми и социальными нормами, традициями, институтами, интересами, установками и т.д.

Общество как социокультурная система - это не только теоретическая категория, это живая динамичная система, которая пребывает в постоянном движении. Ценности общества не статичны, они меняются в результате преломления внешних событий через призму сознания социальных групп. Традиции и установки изменяются, но не перестают существовать, являясь важнейшим связующим звеном между людьми.

Одной из важнейших ценностей современного общества является материальное благополучие. Общество потребителей - результат развития капитализма. Массовое потребление материальных благ и формирование соответствующей характеризуют такое общество. Философия членов такого общества - развитие прогресса и совершенствование технологий для увеличения объёмов благ.

Будущее общества зависит от формы и качества работы Поддержка брака, обеспечение бесплатного и общедоступного образования - важнейшие направления, определяющие перспективы каждой социальной системы.

Под социально-культурной системой совокупность элементов культурной сферы, находящихся между собой в определённых отношениях и связях и образующих определённую целостность. Другими словами, СКС -- это то социальное пространство, в рамках которого реализуется СКД. Осуществление социально-культурной деятельности -- общественное назначение СКС, которое выражается в сущностных функциях системы. Сущностные функции СКС соответствуют операциям культурной деятельности (созидание, хранение, распространение культурных ценностей). Кроме того, выполняются вспомогательные функции, служащие для удовлетворения внутренних потребностей СКС, например, оформление и тиражирование сообщений. Функции осуществляются функционально специализированными подсистемами, взаимодействующими друг с другом и образующими совместно с их пользователями структуру СКС. В структуру социально-культурной системы входят следующие функционально-специализированные подсистемы.

  • 1. Подсистема профессионального духовного производства, состоящая из духовно-производственных социальных институтов, таких как литература, журналистика, искусство, религия, философия, наука, техника. В современном обществе эти институты представлены сетью учреждений, располагающих квалифицированными и аттестованными (дипломированными) специалистами, имеющими статус творческих работников. Впрочем, творческие работники, особенно литераторы, артисты, художники, совсем не обязательно должны быть служащими какого-либо учреждения, не случайно они именуются людьми «свободных профессий» . Профессиональное творчество всегда ярко индивидуально. Но творческие работники трудятся не только ради самореализации, но и ради одобрения других людей. Вне общества их деятельность теряет смысл, поэтому они входят в подсистему духовного производства СКС. Произведения, созданные творческими работниками, как правило, не являются анонимными и защищаются международным авторским правом от несанкционированного использования.
  • 2. Подсистема анонимного народного творчества. Эта подсистема социально не организована, она не имеет профессиональных работников, не поддается регламентации и функционирует стихийно. Продуктами этой подсистемы являются фольклор и народное творчество, обряды и традиции, мода, мифы, слухи, анекдоты, общественное мнение. Творцами духовных ценностей в данном случае выступают не конкретные авторы, а коллективы неопределенного состава. Эта подсистема изначально относится к СКД.
  • 3. Подсистема любительского творчества -- область индивидуальной культурно-досуговой деятельности. Любительское творчество, как правило, не продуктивно, а репродуктивно; оно ориентировано на творчество профессиональных работников подсистемы. Причина этого понятна: именно в профессиональном искусстве, литературе, научном и техническом творчестве создаются впечатляющие культурные ценности, способные служить ориентирами для саморазвивающегося индивида. В социально-культурной системе творческая досуговая СКД (художественная самодеятельность, техническое творчество, фотолюбительство, изостудии и т. д.) вторична (подражательна) по отношению к профессионально-творческой СКД или анонимному народному творчеству.
  • 4. Подсистема хранения культурного наследия (памятников культуры и природных ценностей) -- это область профессиональной социально-культурной деятельности, где в качестве субъектов выступают архивисты, библиотечные работники, библиографы, сотрудники музеев, реставраторы и другие специалисты. Пользователями этой подсистемы считаются как настоящее, так и будущие поколения.
  • 5. Подсистема распространения культурных ценностей имеет задачей обеспечить духовное развитие современников путем общественного пользования фондами культурного наследия и распространения культурных инноваций. Профессионалами в этой подсистеме являются педагоги, журналисты, библиотечные, музейные, клубные, туристические и другие социально-культурные работники. Их деятельность может осуществляться в двух режимах: монологическом (режим коммуникационного управления) и диалогическом (режим коммуникационного общения). Надо заметить, что реальные социальные институты (учреждения) могут относиться одновременно как к подсистеме хранения, так и к подсистеме распространения, выполняя соответствующие сущностные функции, например библиотеки, библиографические службы, музеи.

Обе последние подсистемы являются формальными (общественно организованными) коммуникационными системами: они передают культурные ценности, играющие роль сообщений, либо во времени (подсистема хранения), либо в пространстве (подсистема распространения). Параллельно с ними действуют неформальные (стихийные) коммуникационные каналы. Так, подсистема хранения не обеспечивает сохранности живого естественного языка, в частности русского; эта важная часть культурного наследия хранится в памяти современников. Неформальными каналами пользуется подсистема анонимного народного творчества для распространения ее продуктов.

  • 6. Подсистема материально технического обеспечения творческих и коммуникационных подсистем СКС. Сюда относятся редакционно-издательские службы, техническое обеспечение радио- и телецентров, типографии, целлюлозно-бумажные комбинаты, средства связи, почта, компьютерные фирмы и т.п.
  • 7. Подсистема кадрового обеспечения (подсистема специального образования), включающая сеть высших и средних специальных учебных заведений, готовящих профессионалов СКС.
  • 8. Подсистема научных исследований, где сосредоточены ученые и специалисты, изучающие СКД.
  • 9. Подсистема управления, руководящая деятельностью остальных подсистем и удовлетворяющая их потребности в рамках своих возможностей. Эта подсистема может располагать репрессивным аппаратом, например цензурой.
  • 10. Подсистема юридического обеспечения, в которую в нашей стране входят «Основы законодательства РФ о культуре» (1992), федеральный Закон о средствах массовой информации (1990), Федеральный Закон о библиотечном деле (1995) и др.

Суммарно структуру социально-культурной системы можно представить следующим образом:

I. Творческие подсистемы во главе с духовно-производственными институтами (3 подсистемы).

ІІ. Коммуникационные подсистемы (2 подсистемы).

III. Обеспечивающие (вспомогательные) подсистемы (5 подсистем).

IV. Пользователи -- люди, имеющие культурные потребности и взаимодействующие с СКС в процессе своей индивидуально-культурной деятельности.

Психология